Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Политическая элита
В этой статье мы приоткроем завесу тайны над понятием «политическая элита»: расскажем, что это такое, кто и как в нее попадает, зачем эта группа обществу, и сравним, как проявляет себя элита при демократии и других режимах.
Что такое политическая элита и кто в нее входит
Политическая элита (от лат. electus, англ., фр. elite — избранный, лучший) — это относительно немногочисленная социальная группа, которая концентрирует в своих руках большой объем политической власти.
Члены такой группы выделяются из основной массы общества: они пользуются привилегиями, имеют высокий социальный статус, занимают руководящие позиции, влияют на власть и участвуют в принятии политических решений. Иными словами — управляют обществом.
В состав политической элиты входит глава государства (президент, монарх и т. д.) и люди, которые занимают высокие должности в законодательной, судебной и исполнительной ветвях власти. Например, окружение политического лидера, министры, руководители ведущих партий, крупных общественно-политических организаций и государственных органов.
Подумайте…
Какие плюсы и минусы есть в том, что малая группа людей обладает властью управлять обществом? Если можете, приведите примеры из мировой истории, когда политическая элита злоупотребляла этой властью.
Есть разница между политической элитой при демократии и иных режимах. Давайте разберемся, в чем она заключается.
Политическая элита в разных режимах |
||
---|---|---|
Критерий | Демократический режим | Недемократический режим |
Отношения с народом |
Добровольное руководство. Элита заинтересована в благосклонности народа и представляет его по взаимному согласию |
«Господство — подчинение». Элиту мало заботит благо общества, ее члены преследуют личные цели и часто влияют на общество с помощью силы |
Сплоченность членов |
Члены элиты мало сплочены. Некоторые из них конкурируют друг с другом за электорат и право участвовать в политике |
Члены властвующей элиты сплочены, т. к. действуют в своих интересах |
Состав |
Членов элиты выбирают открыто и по регламенту с помощью выборов. Важную роль играют личные качества кандидата |
Элита подбирает членов скрыто и на основе личной выгоды. Главную роль играет родство, знакомства, политические связи и деньги |
Цели и задачи |
Элита работает в интересах общества и стремится достичь блага для народа |
Элита стремится достигнуть политической власти и сохранить ее, получить доступ к богатствам. Все остальные вопросы решает из-за необходимости удержать господство |
Почему возникла политическая элита
Г. Моска, юрист и социолог из Италии, — один из тех, кто создал концепцию элит. Он считал, что обществом всегда управляет меньшинство и никогда — большинство. Давайте узнаем, почему сформировалась политическая элита как явление и по каким причинам люди стремятся стать ее частью.
-
Обществу нужно, чтобы им управляли люди со специальными знаниями
-
Лишь малая часть народа обладает необходимыми качествами, возможностями и желанием, чтобы управлять обществом.
-
Труд управленцев социально значим, вызывает уважение и высоко поощряется материально.
-
Члены правящего класса могут использовать свою должность, чтобы получить социальные привилегии.
-
Большая часть населения аполитична, а основные заботы людей не связаны с политикой.
-
Политических руководителей почти невозможно полностью контролировать.
Подумайте…
Предположите, почему большинство, согласно теории Г. Моски, никогда не будет править меньшинством. Не забудьте про аргументы!
Домашний лицей для 5–11 классов
Занятия где и когда удобно, 10+ кружков на выбор, никакого стресса с домашками и нудных родительских собраний
Классификация политической элиты
Есть несколько критериев, по которым политическую элиту делят на виды. Разберемся в них подробнее.
Типы политической элиты |
|
---|---|
Критерий | Виды |
Отношение к власти |
Правящая — политически господствующая группа, которая прямо или косвенно управляет государством. Неправящая (контрэлита) — группа, члены которой имеют качества элиты, но не управляют страной из-за различных препятствий. Экономист и социолог В. Парето считал, что мировая история — это «циркуляция элит», когда контрэлита и элита постоянно сменяют друг друга в ходе революций |
Эффективность |
Элита, псевдоэлита, антиэлита |
Компетенции |
Высшая (общенациональная), средняя (региональная), местная |
Интересы, которые выражает элита |
Профессиональные, демографические, этнические, религиозные |
Сфера влияния |
Экономическая: руководство банков, крупных компаний и т. д. Военная: генералы, командующие военными округами. Административная: чиновники на высоких должностях. Научная: управляющие научными центрами, ведущие ученые. Информационная: ведущие политические обозреватели, руководители популярных газет, радио-, телеканалов |
Функции политической элиты |
|
---|---|
Название | Что делает элита |
Стратегическая |
Выдвигает политические идеи, создает идеологии, находит пути для развития общества |
Интегративная |
Укрепляет стабильность общества, объединяет его |
Организаторская |
Предлагает политических лидеров, назначает кадры для органов управления и институтов политической системы, воплощает в жизнь политические идеи |
Как и любую другую работу, деятельность политической элиты нужно оценивать. Вот несколько маркеров, которые помогут доказать, что она хорошо выполняет свои функции:
-
повышается уровень благополучия и прогресса в обществе;
-
обеспечивается национальная безопасность;
-
страна занимает высокое место на международной арене;
-
общество политически стабильно;
-
народ высоко оценивает политическую элиту, результаты ее работы и качества членов;
-
государство правильно использует социальную энергию народа;
-
отношения между гражданским обществом и государством сбалансированы.
Подумайте…
Представьте, что Министерство просвещения провело реформу, согласно которой все общеобразовательные школы должны будут перейти на модульную систему обучения. О какой функции политической элиты идет речь?
Если впереди экзамен, займитесь подготовкой вместе с преподавателями на курсах ЕГЭ по обществознанию. Там вы сможете разобрать тему политических элит: их сущность, примеры и характерные черты. А после — пройти тестовые варианты ЕГЭ, чтобы улучшить шансы на более высокий балл. Уроки проходят один на один с учителем, а заниматься можно в любое удобное время.
Стратегия будущего для вашего ребёнка
Практический курс для родителей от Оксаны Самойловой и Skysmart. Расскажем, чему учить детей, чтобы они стали успешными.
Термин
“элита” в переводе с латинского означает
“лучший”, “отборный”, “избранный”.
Политическая
элита —это относительно
немногочисленный слой людей (своего
рода управляющий класс), занимающий
руководящие посты в органах государственной
власти, политических партиях, общественных
организациях и т.п. и влияющий на выработку
и осуществление политики в стране.
Политическая
элита есть властвующая часть общества,
правящий слой. Данным понятием обозначаются
группы лиц, имеющих высокое положение
в обществе, активных в политической и
иных сферах деятельности, обладающих
авторитетом, влиянием, богатством. В
основном это профессиональные политики
высокого ранга, наделенные властными
функциями и полномочиями. Это также
высшие государственные служащие,
подготовленные к участию в разработке
и реализации политических программ, к
выработке и осуществлению стратегии
общественного развития.
Существование
политической элитыобусловлено
следующими факторам:
—
психологическими
и социальными особенностями людей, их
неодинаковыми способностями, возможностями
и желанием участвовать в политике;
—
законом
разделения труда, который требует
профессионального занятия управлением,
определенной специализации;
—
высокой
социальной значимостью управленческого
труда и его соответствующим стимулированием;
—
широкими
возможностями использования управленческой
деятельности для получения социальных
привилегий (ибо она прямо связана с
распределением ценностей);
—
практической
невозможностью осуществления
всеобъемлющего контроля за политическими
руководителями;
—
политической
пассивностью широких масс населения,
главные интересы которых обычно лежат
вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
Политическая
элита не простая сумма лиц, силой случая
оказавшихся наделенными властью, а
социальная группа, которая формируется
в результате “естественного отбора”,
слой людей, который создается из
личностей, обладающих определенными
способностями, профессиональными
знаниями, навыками, умениями. Поэтому
политическая элита является центральным
звеном государственного управления,
от деятельности которого в значительной
степени зависит направление и ход
политического развития общества,
функционирование политической
системы. Функции политической
элиты:
—
стратегическая(определение
политической программы действий путем
генерирования новых идей, отражающих
интересы общества, классов, слоев и
т.п.);
— организаторская(осуществление
на практике выработанного курса,
воплощение политических решений в
жизнь);
— интегративная(укрепление
стабильности и единства общества,
устойчивости его политической и
экономической систем, недопущение и
разрешение конфликтных ситуаций).
Политическая
элита подразделяется на
правящую(которая непосредственно
обладает государственной
властью),оппозиционную (т.е.
контрэлиту),высшую(которая
принимает значимые для всего общества
решения) и т.д.
16. Типология и структура элит.
Политическую
элита— группа лиц, подготовленных
для выражения социальных интересов той
или иной общности, приспособленных для
продуцирования определенных политических
ценностей и целей и контролирующих
процесс принятия решений.
В
рамках внешне единой элиты поддаются
выделению:
1.
Группы, различающиеся по объему своих
полномочий и уровню компетенции:
— высшая
элита— ведущие политические
руководители (президент, глава
правительства, парламента, руководители
крупнейших партий), их ближайшее
окружение. Именно этот численно небольшой
слой людей принимает все важнейшие
решения;
— средняя
элита(примерно 3-5% населения страны)
— люди, занимающие выборные общественные
должности (парламентарии, сенаторы),
региональные лидеры (губернаторы, мэры
крупных городов);
— местная
элита— ведущие политические фигуры
местного уровня. Нижний структурный
уровень элиты часто обозначается
термином «субэлита»;
— административная
элита— высший слой государственных
служащих — чиновники министерств,
департаментов и других государственных
органов. Это элита менее зависима от
результатов выборов, а поэтому менее
проницаема для общественного давления
и контроля.
2.
Группы, различающиеся по степени своей
интегрированности в политическую
систему:
— правящая
элитахарактеризуется реальным
обладанием рычагами и механизмами
осуществления властных решений;
— оппозиционная
элитапри интегрированности в
систему власти (оппозиция может быть
представлена в парламенте) выражает
взгляды, расходящиеся со взглядами
доминирующей группы. Представители
этой элиты могут быть отнесены к лояльной
или умеренной оппозиции;
— контрэлита—
исключена из системы властных отношений
и отвергает существующую политическую
систему. Это так называемая нелояльная,
непримиримая оппозиция.
3.
Группы, различающиеся по характеру
своего влияния на массы:
— наследственная
элита, имеющая влияние в силу фактора
«крови»;
— ценностная
элита— базирует свое влияние на
интеллектуальном и моральном авторитете;
— функциональная
элита: в качестве источника влияния
выступает наличие профессиональных
знаний и способностей, необходимых для
выполнения управленческих функций.
4.
Группы, различающиеся по способу своего
формирования и доступности для давления
общественного мнения:
— открытая
элита. Этот тип элиты формируется
посредством выборов, принадлежность к
ней определяется профессионализмом,
известностью, политическим статусом,
экономическим влиянием. Заботясь о
своем авторитете, элита стремится убрать
из своей среды нерезультативные или
скомпрометировавшие себя в глазах
общественного мнения элементы;
— закрытая
элита. Отбор в элиту осуществляется
из «круга себе подобных». Главным
достоинством кандидата выступает
исполнительность и готовность следовать
установленному кодексу поведения. Эта
элита не проницаема для общественного
мнения, что неизбежно сказывается на
ее способности управления общественными
процессами.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Политическая элита.
«Элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.
Политическая элита – привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
К политической элите относят лиц, принадлежащих к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе.
Причины существования политической элиты.
- Необходимость профессионального управления обществом.
- Неравенство способностей и возможностей людей.
- Высокий социальный статус представителей элиты.
- Политическая пассивность большинства населения.
- Невозможность осуществлять полный контроль за действиями элиты.
Признаки политической элиты:
- небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
- наличие высокого социального статуса;
- наличие значительного объема государственной и информационной власти;
- непосредственное участие в осуществлении власти;
- организаторские способности и талант.
Функции политической элиты:
- диагностическая (функция социального мониторинга) – изучение и анализ интересов различных социальных групп;
- стратегическая функция – определение стратегии развития общества и выработка программы политических реформ, направленных на решение назревших проблем и задач;
- организационная функция – мобилизация масс для практической реализации утверждённой программы политического развития общества, руководство и управление обществом; осуществление на практике выработанного политического курса.
- коммуникативная функция – выражение социальных интересов в программе развития, а также обеспечение каналов взаимосвязи власти и народа;
- интегративная функция – объединение общества в единое целое, обеспечение его стабильности, предотвращение и разрешение конфликтов; укрепление стабильности и единства общества, обеспечение консенсуса по важнейшим вопросам, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
- рекрутированная функция – выдвижение политических лидеров.
Критерии эффективности деятельности политической элиты.
- Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа.
- Политическая стабильность общества.
- Национальная безопасность.
- Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.
Состав политической элиты:
- глава государства.
- депутаты парламента,
- премьер-министр,
- министры,
- лидеры партий,
- судьи,
- государственные чиновники.
Типы политической элиты.
По отношению к власти (по степени своей интегрированности в политическую систему):
- правящая элита – реально обладает властью, рычагами и механизмами осуществления властных решений
- оппозиционная (неправящая) – при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы; представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;
- контрэлита – исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему; нелояльная, непримиримая оппозиция.
Структура правящей элиты:
- политическая – верхний эшелон власти;
- экономическая – крупные собственники, финансисты, предприниматели;
- военная – руководители военно-промышленного комплекса и генералитет;
- духовная (культурная) – деятели науки, искусства, руководители СМИ, высшее духовенство.
По объему полномочий и уровню компетенции:
- высшая элита – ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение; именно этот численно небольшой слой людей принимает все важнейшие решения;
- средняя элита (примерно 3-5% населения страны) — люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов);
- местная элита – ведущие политические фигуры местного уровня;
- административная элита – высший слой государственных служащих: чиновники министерств, департаментов и других государственных органов.
По результатам деятельности (эффективности):
- собственно элита;
- псевдоэлита (попытка соответствовать что-либо лишь внешне, а не по содержанию своей деятельности);
- антиэлита – способствует движению общества назад, подрывает авторитет элиты, разрушители;
- контрэлита – это те люди, которые не допущены к власти, не избраны народом, но хотят и могут управлять.
По способу своего формирования и доступности для давления общественного мнения:
- открытая элита – формируется посредством выборов, принадлежность к ней определяется профессионализмом, известностью, политическим статусом, экономическим влиянием; в эту группу может попасть любое лицо, обладающее необходимыми качествами;
- закрытая элита – отбор в элиту осуществляется из «круга себе подобных», по каким-то определённым правилам (партийный стаж, происхождение и пр.); эта элита не проницаема для общественного мнения, что неизбежно сказывается на ее способности управления общественными процессами.
По характеру влияния на массы:
- наследственная элита, имеющая влияние в силу фактора «крови»;
- ценностная элита – влияние её основано вследствие обладания определёнными ресурсами;
- функциональная элита – в качестве источника влияния выступает должность.
Рекрутирование политической элиты.
Рекрутирование– это процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь.
Каналы рекрутирования элиты – те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти.
Каналы рекрутирования элиты:
- политические партии;
- бюрократический аппарат;
- церковь;
- профсоюзы;
- экономические институты, сфера бизнеса;
- армия;
- система образования.
Роль и значение политической элиты в обществе.
- Политическая элита — наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества, играет ключевую роль в политическом процессе.
- Участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене.
- Играет основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.
- Служит национально-государственным интересам.
Материл подготовила Мельникова Вера Александровна.
Конспект по теме «Политическая элита»
Конспект по теме «Политическая элита»
Слово «элита» французского происхождения и означает в буквальном переводе «лучший, отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части.
Элита существует в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим ее виды подробнее.
Одним из основных субъектов политической деятельности являются политические элиты, влияние которых на политику государства зачастую оказывается решающим. Указанные выше виды элит в различных условиях тоже могут влиять на политикугосударства.
Например, в случае военного переворота, военная элита берет власть, а научная элита может обладать знаниями по политическим проблемам и т.д.
Что же такое политическая элита?
Политическая элита — это группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Черты политической элиты:
— Небольшая самостоятельная социальная группа
— Высокий социальный статус
— Значительный объем политической, экономической и информационной власти
— Непосредственное участие в осуществлении власти
— Организаторские способности и талант
Превращение элиты в самостоятельную политическую силу связано с существенными преобразованиями политической системы, с формированием соответствующихфакторовее появления.
Факторы, связанные с формированием элиты:
— Психологическое и социальное неравенство людей, различная степень их социальной активности
— Общественное разделение труда
— Значимость и престижность управленческого труда, материальные выгоды и социальные привилегии
— Затруднение контролянад деятельностью политических руководителей
— Политическая пассивностьзначительной части общества
Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты – принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Так кто же входит в политическую элиту?
Состав (участники) политической элиты:
— Главы государств и правительства
— Министры
— Руководители палат парламента
— Руководители парламентских фракций и комитетов
— Лидеры политических партий
— Региональные руководители
— Руководители крупных общественно-политических организаций
Формирование (рекрутирование) элиты подразумевает отбор людей, которые входят в нее. В политологии различаются закрытая и открытая системы отбора.
Как формируется политическая элита?
Под привилегированной кастой понимается группа лиц, обладающая привилегиями, которых нет у других.
Политическая элита имеет свои разновидности.
Правящая элита участвует в управлении, а не правящаяобладает характерными для политической элиты качествами, но не имеет доступа к управлению из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.
Общенациональная элита принимает все важнейшие в обществе решения. К ней относятся ведущие политические руководители (например, президент).
Региональная элита действует в масштабах региона и участвует в принятии решений, имеющих значение для функционирования политической, экономической и социальной сфер региона в его целостности. К ней можно отнести председателей представительных органов власти районов, областей, краев, республик, руководители региональных партий и т.д.
Местная элита обладает властными полномочиями на уровне муниципального образования и оказывает влияние на принятие решений в рамках политического процесса. К ней относятся депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления и т.д.
Политическая элита играет важную роль в развитии общества и выполняет ряд значимых функций.
Проверь свои знания по этому конспекту
Пройди короткий тест до конца, чтобы закрепить материал и получить новые материалы
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политическая элита». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
Непосредственное участие в принятии решений, связанных с использованием власти
Осуществление правления прямым, директивным путем
Обладает значительным объемом государственной и информационной власти
Высокий социальный статус
Выберите верные суждения о политической элите.
Формированию политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.
К факторам формирования политических элит относят возможность получения различных привилегий.
В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Политическая элита распоряжается определёнными информационными и статусными ресурсами.
Правящую элиту составляют политические деятели, лидеры партий, находящиеся в оппозиции к проводимому политическому курсу.
Выберите верные суждения о политической элите.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.
В любом обществе могут закладываться серьезные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп в обществе.
Политическая элита формирует программы развития государства и общества.
Выберите верные суждения о политической элите.
На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия.
Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей основной массы граждан.
По отношению к власти выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.
Политическая элита пытается мобилизовать граждан для решения общественно значимых задач.
Деятельность политических элит определяется только интересами большинства населения.
Выберите верные суждения о политической элите.
В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.
Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от сложившегося политического (государственного) режима.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом.
Принятие политических решений в любом государстве осуществляется исключительно в интересах политической элиты.
Оххх… Лучше все-таки перечитать конспект и выделить самые важные моменты, дерзай! Все получится!
Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ
Неплохо! Обязательно разбери ошибки и на всякий случай повтори конспект еще раз
Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ
Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.
Ты топ, материал усвоен отлично!
Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.
Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ
Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.
Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.
Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.
Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.
Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
>>> Ну, ничего страшного! <<<
Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.
Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе
Политическая элита
-
Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности возглавляемых ими институтов, руководят ими.
Причины возникновения политической элиты:
Психологическое и социальное неравенство людей, определяемое их личностными особенностями;
Появление на стадии формирования современного государства публичной власти;
Стремление людей к повышению своего социального статуса;
Стремление людей к использованию своего социального статуса для извлечения личной выгоды.По объёму властных функций политическая элита делится на:
Административную (бюрократическую). Это высшие чины в министерствах, департаментах и т. д.
Среднюю. Парламентарии, губернаторы и т. д.
Высшую. Руководители законодательной, исполнительной и судебной власти.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Полиа́рхия (др.-греч. πολυαρχία, от поли- + др.-греч. αρχία (власть) — «многовластие, власть многих») — политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей.
Экономи́ческая свобо́да — термин, используемый в экономических и политических дебатах. Как и в случае неоднозначности философского определения термина свобода, существуют множество определений термина экономическая свобода, однако не существует универсальной, принимаемой всеми концепции. Довольно часто используется подход к экономической свободе, пришедший из либертарианской традиции, опирающийся на концепции свободного рынка и частной собственности.
Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.
Упоминания в литературе
Американский профессор политологии и социологии Рой Макридис считал, что партия – это «ассоциация, мобилизующая и активизирующая людей, представляющая их интересы, вырабатывающая компромиссный подход среди различных точек зрения и выступающая в качестве основы для политических лидеров, осуществляющих руководство и управление страной» [цит. по: 701, c. 9]. Недавно умерший почетный профессор политических наук университета штата Мичиган и бывший мэр американского городка Анн-Арбор Самуэль Элдерсвельд в работах «Сравнительный анализ политических партий и партийных элит» и «Политические элиты в современных обществах» утверждал, что политические партии при демократии являются группами, которые соревнуются за политическую власть путем борьбы на выборах, мобилизации социальных интересов и защиты идеологических позиций, связывая таким образом граждан с политической системой [632; 633]. Американский исследователь Уильям Кротти рассматривал партию как формально организованную группу, выполняющую «функции политического обучения публики, рекрутирования и продвижения индивидов по служебной лестнице, а также функции установления широких связей между массами и законодателем» [623, с. 294].
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ добровольным самоуправляющимся негосударственным общественным объединением. Вместе с тем партии – это один из базисных институтов политической системы общества, способствующий воспроизводству и ротации политической элиты. Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества, с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе. В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления и т. п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом. Консолидируя политические интересы граждан, они способствуют формированию политической воли народа[5].
К тому времени, когда собрались Генеральные Штаты, зародилась определенная степень политического консенсуса. Все партии согласились в необходимости конституции, призванной совместить представительные формы правления с гарантиями индивидуальной свободы и правления закона. Все согласились также, что фискальные привилегии не должны иметь места в новом порядке и пришло время для полного пересмотра финансов, администрации и юстиции. Эти проблемы были разрешимы, однако вскоре возникли другие. Главная из них состояла в интеграции буржуазии (или «третьего сословия») в политическую нацию. Этот процесс, наметившийся уже в ходе выборов в Генеральные Штаты и составления Cahiers, в дальнейшем проходил в условиях роста конфронтации третьего сословия и знати. В ходе политического конфликта и борьбы за власть шло формирование новой национальной элиты. Только когда была разрушена система привилегий и уничтожено право знати на особое положение в обществе и руководящая роль в решении государственных вопросов, был открыт путь новой политической элите, состоящей из собственников – нотаблей, которые выражали амальгаму бывшей знати и буржуа (165). Эта новая элита устами Сийеса начинает говорить от имени французской нации. Таким образом, формирование идеологии национализма оказывается тесно связанным с переходом от традиционного общества к современному массовому. При этом идеология национализма (как показывает опыт других подобных кризисов) имеет то преимущество, что позволяет аккумулировать социальные ожидания самых широких социальных слоев безотносительно к их статусу в прежней общественной иерархии, помогает им преодолеть чувство утраты социальной идентичности и осуществлять широкую социальную мобилизацию во имя национального возрождения.
Характеристики этой относительно небольшой верхушки нового авторитарного общества и обусловливают принципиальное отличие мафиозного государства от аналогичных режимов, где элита наделена авторитарной властью. Прежде всего стоит упомянуть, что в основе системы – что свойственно любой мафии – совместные предприятия, создателями которых являются собственно члены «семьи», а также другие представители политической элиты, принятые в «семью» благодаря существующей системе взаимоотношений. Членов организации соединяют кровные и партнерские узы, охватывающие большее и большее число «семей», управляемых одним главой, который подчиняет себе пирамидальную иерархию власти. В мафиозном государстве (преступной элите) под контролем главы «семьи» оказывается вся страна. Управление осуществляется под прикрытием демократических институтов путем обретения власти и постоянного поиска новых средств для ее укрепления.
Важной вехой в изучении «огосударствления» политических партий стал выход статьи Р. Каца и П. Мэира[66], в которой разобраны четыре последовательно менявших друг друга – по мере усиления их сопряженности с государством – типа партий («элитная» партия, «массовая» партия, «всеохватывающая» партия[67] и господствующая ныне «картельная» партия). В «картельной» партии распределением государственных должностей занимаются группы профессиональных функционеров. В результате партии становятся частью государственной машины, конкуренция между ними становится во многом имитационной, потому что у них имеется «взаимный интерес в коллективном организационном выживании»[68]. Поэтому возникновение «картельной» партии ставит на повестку дня задачу пересмотреть «нормативную модель демократии», поскольку «демократия становится публичным заискиванием элит, а не включением населения в производство политической стратегии»[69]. В этом смысле правомерным представляется опасение Ф. Шмиттера, что в настоящее время «партии пытаются проникнуть в стержневые институты гражданского общества», а также «подчинить их себе»[70]. Между тем X. Даалдер, напротив, считает подобную влиятельность партий позитивным фактором, способствующим решению сразу трех проблем. Во-первых, «встраиванию традиционных политических элит в партийную систему». Во-вторых, «растворению в партийной среде новых претендентов на политически значимые роли», так как само количество таких ролей является весьма ограниченным. В-третьих, осуществляемой партиями «гомогенизации» «национальных и локальных политических элит»[71]. Поэтому критерием зрелости партийной системы в последнее время все чаще принято считать степень ее устойчивости: «В институционализированной партийной системе имеется стабильность в отношении того, какие партии являются главными и как они ведут себя»[72].
Связанные понятия (продолжение)
Глобали́зм — целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и других мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины. Как правило, источником глобализма становится универсальное государство. В человеческой истории имеется ряд примеров глобализма из разных эпох: глобализм империи Александра Македонского и Римской империи…
Внутренняя политика — область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) внутри страны.
Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Политическое участие (англ. participation) — понятие в политической науке и политической социологии, в самом широком смысле означающее деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.
Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологии, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).
Теория волн демократизации — это концепция в политических науках, суть которой состоит в том, что распространение демократии в мире происходило «волнами», которые затрагивали на своем этапе разные группы стран. По С. Хантингтону «волна» демократизации — это «совокупность происходящих в некий промежуток времени транзитов от недемократических к демократическим режимам, когда число таких транзитов значительно превосходит число осуществленных в тот же временной отрезок переходов в противоположном направлении…
Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.
Мондиализм (от лат. «mundus», фр. «monde» — «мир») — проект по установлению мирового правительства. Мондиализм — английский вариант французского слова «мондиализация» (mondialisation). Иногда это понятие путают с явлением глобализации. Понятие глобализации относится к экономической сфере деятельности человека, тогда как мондиализация — к гражданско-политической.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Экономическое вмешательство — меры, принимаемые правительством в рыночной экономике и рыночной многоукладной экономике для контроля над предпринимательством, устранению мошенничества и кризисной ситуации. Может быть использовано для выполнения каких-либо политических и экономических задач, таких как содействие экономическому росту, увеличению занятости, повышение заработной платы, повышение или снижения цен, поощрение равенства, управление денежной массой и процентными ставками, увеличением прибыли…
Этатизм (фр. Étatisme) или госуда́рственничество, реже статизм (англ. statism), — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Идейная противоположность анархизма.
Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») — система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.
Демократиза́ция (калька с англ. democratization, — в свою очередь, от демократия др.-греч. δημοκρατία — «власть народа») — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.В русской публицистике термин впервые использовался в конце XIX века Константином Леонтьевым, который под ним подразумевал переход общества от сословно-монархического устроения к буржуазно-эгалитарному («бессословности») C 1980-х годов термин обычно используется для обозначения процесса…
Социальный или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
Имитационная демократия (управляемая демократия, англ. Guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило…
Полити́ческая интегра́ция (англ. Political Integration) — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне.
Полити́ческое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.
Политический процесс — способ функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.
Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована…
Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Полити́ческий режи́м (от фр. régime — управление, командование, руководство) — совокупность средств и методов осуществления политической власти.
Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.
Но́вый мирово́й поря́док (англ. New World Order, лат. Novus ordo mundi) — применяемое в политике обозначение для разнообразных явлений в настоящем и прогнозов на будущее мирового устройства. Общепринятого значения не имеет.
Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть «субсидиарную» (вспомогательную), а не «субординативную» (подчинительную…
Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.
Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.
Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.
Открытое общество — демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому (традиционному) обществу и различным тоталитарным режимам.
Идеоло́гия (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные…
Автокра́тия (др.-греч. αὐτο-κράτεια «самовластие, самодержавие»; от αυτός «сам» + κράτος «власть») — одна из форм правления, основа которой стоит на неограниченном контроле власти одним лицом или же советом, наподобие однопартийного парламента или президентской республики. Автократия — переходная ступень от демократии к тоталитарному режиму и наоборот. При этом не является в полной мере ни одной из них, совмещая признаки обеих форм правления. Правитель может быть преемником предыдущего автократа…
Посткапитализм — любая гипотетическая будущая экономическая система, которая должна заменить капитализм в качестве доминирующей формы экономики.
Плутократия (др.-греч. πλοῦτος — богатство, κράτος — правление) — политический режим, где решения государственных органов определяются мнением не народа, а группировками богатых людей.
Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat) — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.
Меритокра́тия (букв. «власть достойных», от лат. meritus «достойный» + др.-греч. κράτος «власть, правление») — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии…
Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία «народовла́стие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужается до политического режима, в котором…
Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономическая система, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идеи смешанной экономики придерживаются сторонники демократического социализма…
Централиза́ция — в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводится на более высокий (ближе к корню) уровень иерархии; соответственно, при децентрализации — на более низкий (дальше от корня) уровень.
Солидарность — это единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Оно используется преимущественно в социологии, а также в иных общественных (социальных) науках или философии.
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Традицио́нное о́бщество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений…
Свобода личности (лат. Liberum arbitrium, также гражданская свобода) — это конституционно-правовая категория, гражданские права, возможность выбора гражданам страны образа жизни, деятельности и т. п. Степень свободы личности отличается в разных странах.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует…
Упоминания в литературе (продолжение)
Буржуазно-капиталистическое государство в России сложиться не успело, и к власти в стране пришла новая партийно-советская коммунистическая элита, ядром которой стали профессиональные революционеры из большевистской партии. Пережив несколько этапов тяжелой внутренней борьбы, эта элита стабилизировалась в форме так называемой номенклатуры, которую некоторые исследователи советского общества не совсем обоснованно определяли как новый правящий класс. На самом деле это была правящая и идеологически ориентированная иерархия, обладающая властью, но не собственностью. Этот слой также деградировал и не смог удержать государственную власть в СССР в 1989–1991 годах. После крушения КПСС и распада СССР в России начался новый, менее болезненный, но более хаотичный, стихийный и даже криминализированный процесс смены политической элиты и параллельно процесс образования нового класса собственников за счет приватизации огромных государственных активов.
Такой подход к проблеме легитимности политической власти объясняется тем, что объектом легитимации, то есть, признания населением, выступают не только политические институты. Легитимными в глазах населения должны выступать все элементы политической системы: конкретные политические лидеры, правящая политическая элита общества, политический режим и его нормативная основа.
Занимаемое положение с древнейших времен служило важным источником власти. В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословию являлась непременным условием доступа к власти. В современном обществе занимаемое положение, или, что то же самое, социальный статус личности, является одним из важнейших источников власти. Например, президент или министр располагают властью в определенных границах до тех пор, пока находятся на своих постах. Лишение занимаемого государственного поста или места в иерархии общественно-политической организации означает и утрату лицом властных полномочий. Но социальный статус также имеет существенное значение для занятия должности, связанной с осуществлением властных функций. Чем более видного положения достигает индивид в соответствующей сфере деятельности, тем больше у него становится шансов оказаться в числе политической элиты.
Помимо специфических структурных характеристик британская политическая элита обладает также некоторыми эндемичными качественными особенностями, которые сложились исторически. Одной из таких особенностей многие британские политологи называют тесную связь политической элиты с элитой научной и военной в период с начала Первой Мировой войны и примерно до конца «холодной войны». Так, в книге «Государство войны» Д. Эджертон утверждает, что внутри британской политической элиты в это время «продолжает расти значение тех, кто контролирует производство оружия, а также технических специалистов среди госслужащих, бизнесменов из военной промышленности и военных»[57]; состояние британской политической элиты он определяет как «новое состояние отношений науки и государства»[58]. Но с падением СССР и прекращением гонки вооружений влияние военных внутри политической элиты Британии несколько ослабело.[59]
Правовое регулирование роли партий в обществе и государства. Конституции демократических стран (Германии, Испании, Венгрии, Франции и др.) устанавливают, что партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, выражению общественного мнения путем голосования, призваны распространять идеи о социальном и политическом прогрессе (Гана). Законы о политических партиях определяют их роль более детально. В них говорится также, что политические партии стимулируют активное участие граждан в политической жизни, воспитывают их в духе ответственности за дела общества, выдвигают кандидатов на выборах, заботятся о постоянной связи между народом и государственными органами, содействуют осуществлению политических прав граждан и т. д. Посредством партийной деятельности, как и деятельности некоторых других общественных организаций, осуществляется отбор и подготовка политической элиты, кадров управленческого аппарата. Партии могут влиять демократическими методами на политику государства (Конституция Польши 1997 г.), на политическую деятельность парламента и правительства (Закон ФРГ о политических партиях 1967 г.), но они не могут непосредственно руководить государственными органами, им запрещено непосредственное осуществление публичной власти (Венгрия). Законодательное регулирование деятельности партий в демократических странах исходит из возможности чередования их у власти в результате свободных выборов.
Характеризуя сложившуюся на первом этапе посткоммунистической трансформации украинскую модель общественного устройства, следует учитывать и особую систему межэлитарного взаимодействия, сложившуюся в Украине в результате посткоммунистической дифференциации политической элиты, способной в определенных условиях выступать как политической силой, стабилизирующей ситуацию в обществе, так и инициатором организованного социального протеста. Специфика социально-политической организации общества определяет особенности существования элит, способ их взаимодействия, зоны согласия и конфликта. Общая закономерность состоит в том, что степень жесткости государственного контроля за социальным поведением в основных сферах жизни общества – экономической, политической, социально-культурной – прямо связана со степенью внешней и внутренней дифференциации соответствующих элит. Это означает, что наиболее интегрированными являются элитарные слои в обществе, где единая тоталитарная идеология и мощный репрессивный аппарат практически исключают саму возможность существования политической оппозиции как основного источника возникновения межэлитарного конфликта. Причем особой «бесконфликтностью» отличаются коммунистические государства, которые держат под жестким контролем не только политико-идеологическую сферу, но и экономику.
Политические партии – это основа представительной и партиципаторной демократии. Они являются социальными институтами, через которые граждане реализуют свои политические права и свободы. Через них интересы и проблемы, требования и наказы, идущие от общества, передаются, транслируются власти, продвигаются наверх, социальные группы артикулируют свои потребности и желания, государство взаимодействует с общественными структурами и людьми. Именно политические партии формулируют и выражают политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, представляют их в законодательных органах, содействуют политической социализации граждан, являются своеобразными механизмами саморегуляции общественной активности. Во многих странах партии превратились в эффективный инструмент власти, дополнительный канал влияния политической элиты на общество.
Конституционная реформа 1993 года не завершила переходный процесс в развитии российской государственности, а открыла новую стадию с перспективой совершенствования президентско-парламентарной системы. В работах российских и американских юристов и политологов (Ю.А. Веденеева, Т. Ремингтона и др.) период 1990–1993 годов, в течение которого функционировала двухзвенная законодательная система (Съезд народных депутатов – Верховный Совет РФ), традиционно рассматривался как переходный для политических институтов России[144]. Именно в нем лежат корни глобальной трансформации цивилизационных основ существования российского общества, структурных изменений конституционной системы. Однако после принятия Конституции РФ 1993 года и осознания трудностей, с которыми сталкивается реализация ее основных положений, появилось новое понимание переходного периода. Под ним теперь следует понимать тот временной отрезок, в течение которого на практике будут реализованы конституционные положения, провозгласившие Россию демократическим, правовым, федеративным и социальным государством[145]. Ориентация на мирный характер радикальных общественных перемен, стремление достигнуть политический и социальный консенсус между политическими элитами, представляющими разнообразные сегменты общества (в соответствии с концепцией А. Лейпхарта), должны способствовать постепенному изживанию утвердившейся в российском политическом лексиконе характеристики переходного периода как «смутного времени», которое не раз в истории России сопровождалось насилием, кровью, гражданскими войнами.
Занимаемое положение с древнейших времен служило важным источником власти. В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословию являлась непременным условием доступа к власти. В современном обществе социальный статус индивида также имеет существенное значение для занятия должности, связанной с осуществлением властных функций. Чем более видного положения достигает индивид в соответствующей сфере деятельности, тем больше у него становится шансов оказаться в числе политической элиты.
Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политолог Вильфредо Парето (1848–1923 гг.). Он исходил из того, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Марксисты на это обстоятельство почти не обращали внимания. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, Парето называл элитой. Эволюцию человеческого общества Парето считал историей расцвета и упадка элиты, которая принимает стратегические решения по развитию общества. От качества правящей элиты в решающей мере зависит ситуация в обществе, динамическое равновесие различных групп интересов.
Развитие Турции после окончания Второй мировой войны можно охарактеризовать как постепенный отход политической элиты от принципов кемализма в сущностных принципах политического и экономического устройства. Экономическая программа Ататюрка никогда не предполагала полного уничтожения частной собственности и перехода к плановой экономике. Еще в годы национально-освободительной борьбы было принято компромиссное решение «не пугать» помещиков и крупных землевладельцев отменой тяжелых налогов с крестьян и раздачей земли в их собственность. Об этом ясно рассказывает советский посол С. И. Аралов в своих воспоминаниях[154]. В дальнейшем после принятия гражданского кодекса 1926 г. земля стала полноправным объектом товарно-денежных отношений. Экономическая политика кемалистов предполагала создание сильной национальной буржуазии на основе «смешанной» буржуазной экономики с приоритетом государственного сектора. Государственный капитализм Турции должен был формироваться в условиях конкуренции существовавшего мирового рынка и международного разделения труда, именно такими жесткими условиями детерминировалась политика турецких властей по защите отечественного производства от иностранной конкуренции. Выжидательная позиция турецких властей в ходе Второй мировой войны позволила ей перед самым окончанием разгрома Германии запрыгнуть в поезд победителей, тем самым получив моральное право на получение помощи со стороны США. «Турецкая буржуазия, учтя уроки Первой мировой войны и используя установившееся равновесие между империалистическими государствами, с одной стороны, и Советским Союзом – с другой, стремилась играть на противоречиях между блоками, которые возглавляли Германия и Англия».[155]
Современные британские историки рассматривают развитие политической и партийной системы в Великобритании в контексте формирования в течение XVIII в. единого британского государства, которое гораздо теснее, чем прежде, связало английский политический центр с кельтскими окраинами. Государственная власть и английская политическая элита в ходе формирования единого государства неоднократно проявляли способность сформулировать привлекательную для жителей государства политическую программу и комплекс практических мер, которые создали объединенную британскую монархию. Ко времени восшествия на престол королевы Виктории (1837–1901) Великобритания представляла собой действительно единое государство. В течение XVIII века, как отмечают исследователи, также развился язык британства (language of Britishness) – лексика, символы, система образов, которые несли в себе интегративный потенциал для укрепления государственного единства. И хотя взгляд на Британию как на единое политическое сообщество в эти годы не был абсолютно общепризнанным и бесспорным, тем не менее Соединенное Королевство в XVIII–XIX вв. успешно развивалось как единое государство[22].
Теория элит (Парето, Моски, Сартори) представляет функционирование государства через борьбу политических элит за власть. Элиту составляют:
Свой «набор» ожиданий в отношении Запада к концу 1991 г. сложился и у новой политической элиты России. В ее представлении окончание холодной войны и «августовская демократическая революция» (антикоммунистическая) 1991 года делают Запад не только естественным партнером, но и союзником. Всерьез обсуждалась желательность и необходимость аналога «плана Маршалла» для России, «техническое» содействие в создании рыночных институтов при готовности власти начать реформы в «шоковом» режиме. Понимание того, что реформы будут тяжелыми, делало желательной политическую поддержку со стороны западных лидеров при разрешении и внутренних конфликтов. Рассчитывали на привилегированное внимание к России в сравнении с другими участниками Содружества Независимых Государств. В России надеялись на установление партнерских отношений с США и Западом в целом и в сфере безопасности. Российские лидеры в разных формах выражали готовность присоединиться к НАТО. В Москве полагали, что новая безопасность будет строиться вместе преодолевшей идеологический раскол Европой, поэтому была готова к серьезным шагам в сфере сокращения вооружений.
В течение 19 8 8 г. Союз деятелей культуры Словении провел в Любляне несколько круглых столов по вопросу о суверенитете республики. 11 января 19 8 9 г. была учреждена первая оппозиционная партия Словении – Словенский демократический союз. В ее создании активное участие приняли недавний фигурант «суда против четырех» Я. Янша, председатель скупщины Словении Ф. Бучар, глава Общества писателей Словении Р. Шелиго и тогдашний редактор журнала «Нова ревия» Д. Рупел, который и возглавил СДС. В мае 1989 г. на многотысячном митинге в центре Любляны была принята Майская декларация – политическое заявление оппозиции в защиту национального суверенитета. В ней говорилось, что «открытая враждебность, которую в настоящее время испытывают словенцы в Югославии, убеждает… в наступлении переломного момента в истории и обязывает… в ясной форме высказать свою позицию… Мы хотим жить в суверенном государстве словенского народа… Будучи суверенным государством, мы будем самостоятельно решать вопросы о связях с югославскими и другими народами в рамках обновленной Европы»[75]. При этом часть словенской политической элиты и интеллигенции не представляла будущего республики вне союзного государства и предлагала так называемую «ассиметричную» федерацию, которая бы позволила ее членам самим решать, каким образом проводить внутреннюю и внешнюю политику. Ими была составлена «Основополагающая хартия», также говорящая о необходимости соблюдения прав человека, словенского суверенитета и права на самоопределение, но при условии сохранения Югославии, которую следовало преобразовать в федеративное и демократическое объединение[76].
Кроме того, изучение иностранного конституционного права имеет большое практическое значение при подготовке специалистов в области юриспруденции, так как политическая элита демократической России, как и во всем мире, рекрутируется из числа высококвалифицированных юристов. Знания о конституционных особенностях политико-государственного устройства стран мира, о наиболее важных объектах конституционно-правового регулирования и т.д., дают наглядные представления о необходимости изучения конституционного оформления всех ветвей власти, механизма правового воздействия на структуру властных отношений на примере различных стран.
От идеи к доктрине. Заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, помощник Президента России Владислав Сурков, инициировал дискуссию о национальных приоритетах (весна 2005 года), а затем выступил с основными положениями суверенной демократии перед активом «Единой России» (февраль 2006 года). Распространение этих идей в среде экспертного сообщества и политической элиты произошло очень быстро. В формировании собственно доктрины «суверенной демократии» приняли участие ведущие политологи России: Вячеслав Никонов, Глеб Павловский, Валерий Фадеев, Виталий Третьяков, Андраник Мигранян, Алексей Ча-даев, Максим Соколов, Леонид Поляков, Виталий Иванов, Леонид Радзиховский. Каждый из них высказал собственное понимание ее базовых положений, и это стало одной из причин системного характера новой доктрины.
В Аргентине демократический переходный процесс начался с утраты военным правительством легитимности в результате поражения на Мальвинах, когда оно пошло на демократизацию и конституционные реформы. В Аргентине процесс изменения конституции проходил в соответствии с Национальной конституцией Аргентины 1853 г., которая предусматривала созыв для этого Конституционного конвента (ст. 30). В 1994 г. был созван Конституционный конвент. Однако принципиальная особенность аргентинского переходного процесса состоит в том, что сам Конвент в своей деятельности направлялся и регулировался политическими партиями, заранее связавшими будущую конституанту определенными условиями. Конституционный конвент, избранный в 1994 г. был связан в своей деятельности ограничениями, наложенными законом. В нем деятельность Конституанты сводилась к кругу вопросов, зафиксированных, в свою очередь, в намеченном ранее документе, известном как «Ядро основных принципов» (1993). Этот документ, однако, в свою очередь восходил к достигнутому ранее соглашению лидеров двух крупнейших партий – Рауля Альфонсина и Карлоса Менема, осуществивших ряд компромиссов, причем втайне не только от общественности, но и от своих партий (Pacto de Olivios). В результате, данный процесс, внешне напоминая договорную модель перехода, на деле скорее был соглашением политических элит и даже двух президентов о стратегии демократического перехода.
3. Религиозный аспект. После обретения странами постсоветской Центральной Азии независимости и в связи с изменением их политической структуры положение ислама в регионе существенно изменилось. Ислам стал государствообразующим фактором – и как один из основных типов социальной осведомленности для большинства местного населения, и как система социальных норм. Как следствие, при анализе действительного положения дел, а также при формировании государственных структур необходимо учитывать религиозный фактор, поскольку в молодых государствах преобладающая религия превращается в «часть государства». Огосударствление ислама или, иными словами, становление ислама частью государства указывает на то, что ислам находится в тесной связи с общими процессами институционализации новых государственных организаций. Отсюда следует, что любая внешняя сила, которая намерена контролировать производимые преобразования, должна так или иначе соотносить свои действия с религиозной доктриной, под влиянием которой находится большинство представителей политической элиты региона.
Кроме того, думая о сепаратном сценарии развития событий политическая элита каждой республики была озабочена вопросом дележа общесоюзного достояния. Сделать это было весьма непросто, поскольку изначально промышленно-производственная и финансово-экономическая инфраструктура СССР создавалась на жестких центристских началах без какого-либо значимого в глобальном отношения учета национально-территориального деления страны. Последнее проявлялось лишь в камуфляже федеративного устройства, которое напрочь отрицалось реалиями принятия политических решений и всей системой государственного управления страной.
Китайская политическая элита имеет определенный план политических преобразований. Его основные пункты: 1) курс на «институционализацию и легализацию», нацеленный на обеспечение поддержки населением существующего однопартийного строя; 2) создание блока работающих законов как основы китайской системы «социалистической демократии». В 2005 г. в Китае впервые была опубликована «Белая книга» о политической демократии, где и представлен некий план реформ. Он включает:
Процессам политической консолидации в Евросоюзе посвящена статья немецкого исследователя Л. Кюнхардта (Боннский университет) «Консолидация Европейского союза», написанная специально для журнала. Особое внимание автор уделяет роли Европарламента, который, по его мнению, на сегодняшний день является гораздо более влиятельным и сильным, чем когда бы то ни было. «Однако, – сетует автор, – в восприятии широких масс населения стран – участниц ЕС он по-прежнему остается чем-то второстепенным по сравнению с межгосударственными механизмами принятия решений и с Еврокомиссией». Причину этого немецкий исследователь видит в опосредованности демократической легитимации Европарламента, отсутствии общеевропейских партий, которые, по образцу национальных партий, могли бы вести предвыборную борьбу в масштабах всего ЕС. Однако, справедливо отмечает Л. Кюнхардт, «пока что политические элиты Евросоюза и его членов не готовы к такому радикальному переходу от привычной “культуры общеевропейского согласия” к политической борьбе по образцу национальных политических структур». Существуют, замечает Л. Кюнхардт, и другие причины, препятствующие процессам консолидации, например, склонность к консенсусным решениям в ущерб живой общеевропейской дискуссии о будущем Евросоюза. Политическая консолидация – это творческая задача, считает немецкий исследователь. «Культурная Европа, – заключает Л. Кюнхардт, – уже сложилась и продолжает развиваться, политическая же Европа находится в стадии становления. В данной ситуации возникает необходимость по-новому определить общеевропейскую политическую культуру».
Вторым направлением демократизации стала гласность, которая, несмотря на негативные латентные последствия, была шагом вперед. Гласность подталкивала к переоценке пути, который прошла наша страна, начиная от периода революции и Гражданской войны. Появились новые оценки экономической и социальной жизни, решения национальных проблем. В острой постановке прозвучал вопрос о доверии к компартии, допустившей столь масштабные репрессии; об ошибках, которые были допущены и продолжали допускаться, ухудшая экономическое положение основной массы населения. Это недоверие и переоценка исторического пути стали основаниями для формирования нового правосознания и создания целого ряда радикальных движений переходного периода[67]. Гласность создала возможность знакомства с наследием эмигрантов первой волны и с их оценкой Октября, Гражданской войны, Белого движения, затем последующей межвоенной эмиграции, в которую входили представители большевистской верхушки, в чем-то несогласные со сталинским руководством – это троцкистское партийное крыло и отдельные противники централизации власти в руках Сталина и других проявлений авторитаризма вождя. Их мало, но их имена, воспоминания, оценки начинали наполнять научные и популярные издания. Эмиграция послевоенного периода – это еще недавние диссиденты, чьи суждения были ценны тем, что они не были отдалены временем и их суждения могли разделяться современниками. Возвращались имена и содержание идей репрессированных соотечественников как политической элиты, так и деятелей культуры, идеологических оппонентов большевизма.
Сильное гражданское общество не только будет бороться с некомпетентностью и коррупцией в среде чиновничества, но и поможет удерживать Россию в целом от любых поползновений политических сил, желающих разрушить демократические институты государства и российскую демократию в целом. Сильное гражданское общество выведет Россию из состояния идеологического и политического иждивенчества по отношению к власти, создаст новую управленческую и политическую элиту страны, которая продолжит начатые преобразования.
Особое явление в новейшей истории – режимы «закрытых», или «управляемых», демократий[56]. При этом режиме парламенты функционируют, в них представлена оппозиция, регулярно проходят выборы; существует свобода слова (но не в средствах массовой информации, имеющих выход на массовую аудиторию); допускается критика власти в парламенте и в прессе; нет пожизненного диктатора и т. д. Налицо все внешние признаки демократического режима, за исключением одного – действительно демократических выборов. Исход выборов от избирателя не зависит, он предрешен: действует установленный политической элитой механизм регулярной передачи власти.
Пристальный интерес к истории управления Российской империей характерен для англо-американских русистов. Начнем с того, что основные проблемы и направления изучения российской бюрократии были сформулированы и намечены в работах Марка Раева[50]. В круг его первостепенных интересов всегда входила интеллектуальная история, и потому особое внимание он уделял тем идеям, которые лежали в основе действий политической элиты. Для М. Раева история России представляет собой длинную цепь попыток реформировать политическую и социальную структуру империи. Для понимания политической эволюции России XIX в. он призывал уяснить, что представляли собой те люди, которые помогали самодержцу в формулировании политического курса и следили за выполнением его решений.
Сторонники процессуального объяснения формирования демократического режима защищают значимость и уникальность национального опыта, а также факторов случайности в формировании социальных и политических институтов. Решающее значение имеет реально складывающаяся на момент изменений политическая ситуация. Демократию делает возможной не комплекс тех или иных предпосылок, а сам переходный процесс с присущими для него сложностью и непредсказуемостью[168]. Так, одна из наиболее известных на сегодня процессуальных теорий подчеркивает роль политических элит в процессе демократизации. Именно принимаемые элитами решения, выбираемые ими стратегии действия прежде всего определяют динамику, а во многом и результаты данного процесса[169].
С сожалением приходится констатировать, что российская политическая элита упустила возможность для парламентского диалога и сотрудничества, которую она получила по итогам выборов. Вместе с тем феномен столь массового голосования населения за эсеров означал недоверие партиям крайне левого или правого толка. Люди проголосовали за дальнейшее стабильное развитие России как единого государства с сильной исполнительной властью, подчиненной парламенту.