Подходы к руководству игровой деятельностью

Современные подходы к руководству и организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

  • планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий.

На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком;

На этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;

На этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры;

Для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Новый, альтернативный подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:

  • двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
  • позиция взрослого как партнера по игре.

При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного  персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.   Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей .

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.


Консультация для
воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ»

«Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра
рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее
положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей
посвящает, а тем,что:
она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и
развиваются другие виды деятельности;
игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное
внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но
способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его
взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с
помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы
ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение
взвешивать обстоятельства и пр. «,- писала Н. К. Крупская.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно
взрослому.

В настоящее время появилось целое
направление в педагогической науке — игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь
включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия
и нормальных условий жизнедеятельности.

Игры различаются по содержанию,
характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

В работах Н. К.Крупской детские игры делятся на:
игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская
называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный
характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной
дошкольной педагогике классификации детских игр. Другую группу игр в этой
классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная
классификация детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика к
творческим играм относит с/р игры, строительные игры игры-драматизации. К
группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры
является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та
сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого
сюжетно-ролевые игры подразделяются на
:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»(большое место
уделяется кукле)
.

• Игры на производственные и общественные
темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд,
самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы,
отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические
полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений,
кино-,теле- и радиопередач:
в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

• Сюжет игры — это сфера
действительности, которая воспроизводится детьми,
отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

• Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком
в качестве центрального и характерного момента деятельности и
отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

• Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с
каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже.

Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры

В первые годы жизни при обучающем
воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой
предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра.
Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша,
используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в
которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета
и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только
называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к
концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно —
отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления,
полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) 
собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в
развитом виде представляет деятельность,
в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в
специально создаваемых игровых условиях воспроизводят
деятельность
 взрослых
и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные
предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия,
отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех
или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и
непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что
ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в
правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается
по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность
в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир
человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и
отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит
воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать
реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность,
которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо
выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер,самые трудные дела в них
всегда заканчиваются успешно и благополучно
: капитаны проводят
корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает
больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт,
моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь
богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Длительность
сюжетной игры
:

• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

• в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить,
выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Театрализованные игры – разыгрывание в
особах определенного литературного произведения и отображение с помощью
выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей
дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное
произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия
обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения,
сказки и т. п.Они
сходны с сюжетно — ролевыми играми
: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и
взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие
игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети
исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр — драматизаций
являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают
детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют
одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их.
Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка»,
«Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх
драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым
создаётся возможность воспроизводить содержание по
ролям
.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное
содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и
причинную обусловленность.

Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и
развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста
произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не
должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные
его элементы,характеризующие
отдельные признаки того или иного персонажа
: гребешок петушка, хвост
лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих
детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде
всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение,
сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку.
Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития
действия — всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном
рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться
в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно
выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре — драматизации не надо показывать
ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно – конструктивные игры

Строительно – конструктивные игры
– разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный
мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов.
Строительная игра — это такая деятельность детей,
основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных
постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени
сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один
источник — окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные
дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только
изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий
замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они
объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и
являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в
том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и
осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является
ознакомление с соответствующей деятельностью людей,
с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь,
взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто
возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт
цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков — у них
возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его
постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная,
и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети
строят театр, а потом играют в артистов. В процессе строительных игр воспитатель учит
детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с
другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать
внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники
овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений:
высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше
ниже, длиннее короче и т. п.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или
приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми
ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности,
внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность
действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников
ощущений и восприятий,
формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать
детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных
умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не
только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему
развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению
задач нравственного воспитания,
развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые
требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть
справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры – сознательная, активная,
эмоционально окрашенная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство
физического воспитания детей.
Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в
беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют
активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют
лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают
также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств
личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям
приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при
других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота
реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость
от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для
которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и
занимательность.

Содержание игры определяется движениями,
которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной
группы детей предусмотрены подвижные игры,в которых развиваются движения разных видов:

бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры
подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять
те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход,
последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого
ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь
ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет
содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в
помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они
входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру,
они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами
заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает
соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил
и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали
все дети, выполняя все требуемые игровые движения,
но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их
пере возбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить
играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес
к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке,
в часы досуга, на праздниках и т. д.

Мы рассмотрели теоретические основы игры.
Теперь рассмотрим игру через призму современности.

В соответствии с ФГОС образовательный
процесс в ДОУ должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой и ведущим видом деятельности для них является ИГРА.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы
образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей
при организации педагогического процесса в ДОУ вносит
в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельностивзрослых и детей являются:

• наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

• наличие партнерской формы организации (сотрудничество
взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения
детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной и др.) Это особенно актуально для организации игрвовой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных
признаков организация совместной
деятельности
 взрослых
и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это
понималось и делалось ранее, так и на всю непосредственно образовательную деятельность. Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую
очередь в игре как ведущей деятельности.

Таким образом, ФГОС в дошкольном
образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей
дошкольного возраста в современных условиях,
реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

По мнению И. А. Модиной, «если взрослый
все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни
потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции
собственного поведения (ведь за него это уже кто- то
делает)
.При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля
взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих
ожиданий.

Детская произвольность развивается только
в процессе активной деятельности,
вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О.
Скоролуповой, Н. В.Фединой
необходимо руководствоваться следующими принципами планирования 
:

• комплексно- тематический принцип построения образовательного
процесса

• принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не
может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами
детской деятельности.
Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра
носит социальный характер. Грамотно организованная игровая
деятельность
 оказывает
влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на
достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.

В заключении хочется отметить, что игра,
как всякая творческая деятельность,
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже
самим своим процессом

Методические подходы к формированию игровой деятельности детей дошкольного возраста

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Существует следующий метод комплексного руководства

дидактической игрой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Комплексный метод включает следующие компоненты:

— планомерное обогащение жизненного опыта;

— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

— своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством дидактической игрой исследователи понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 4-ом году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 5-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Основная линия руководства дидактическими играми в дошкольном возрасте определяется  как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки . Далее автор предлагает готовить детей к принятию роли на примере последовательности.

В среднем дошкольном возрасте Р.С.Бype предлагает готовить детей к дидактическим играм, путем внесения новых атрибутов в дидактическую игру детей, можно обогатить игровое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра — роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

Ф.А.Сохина создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.

Для детей дошкольного возраста методист предлагает следующие приемы руководства: обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности; исполнение воспитателем главной роли; организация игр по сюжету, разработанному воспитателем; внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; сюрпризное появление игрушки; создание воображаемой ситуации; совет, напоминание; обновление игровых уголков; введение игрового тренинга, правил поведения; разыгрывание воображаемой ситуации внесение образных игрушек.

1. Итак, педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастным и особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов  наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности:

— оно способствует развитию её замысла, расширению содержания,— уточнению игровых действий, ролей,— проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры.

Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует па развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

По окончании дидактической игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм. Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить ее воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал. Один из современных исследователей детской играя II.II.Аникеева считает, что следует воссоздавать детскую игровую традицию и разрабатывать современные методы, способствующие созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, для формирования чувства общности, способности к сопереживанию как собственному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека . Она считает, что компьютерные игры не способны воспитать из дошкольника полноценную самостоятельную и творческую личность Н П Аникеева.



Игра — это сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

У ребёнка игра является основным видом деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Организовывая игровую деятельность, педагоги уделяют большое внимание следующим принципам работы:

— игры должны быть в доступном для детей месте (на уровне их роста);

— создание условий для игр;

— моделирование игрового пространства;

— свободный выбор детьми любого вида игр;

— создание развивающей предметно-пространственной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

— обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

— формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Современный подход к организации игр дошкольников требует гибкой тактики руководства, где позиция педагогов постоянно меняется: педагог-партнёр, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре; педагог-координатор игровых замыслов и общения детей; педагог-наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших трудностей.

Педагоги детского сада всё чаще используют в работе с детьми интерактивные игры.

Интерактивная форма подачи игрового материала создаёт у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у воспитанников ДОУ.

Воспитатели самостоятельно разрабатывают игры для интерактивной доски математического, экологического, художественно-эстетического содержания, для изучения Правил дорожного движения для детей разных возрастных групп.

Детям предлагаются различные виды интерактивных игр:


  1. Игры- соревнования

    : педагог показывает детям картинки и просит найти несколько отличий. Кто первый поднимет руку — тот имеет право первый назвать отличие и обвести его; или могут работать у доски одновременно 2 ребёнка.

  2. Соответствие

    : дети соединяют предметы линией, определяя, что, чему соответствует: определяют, кто-где живёт, кто, чем питается и т. п.

  3. Перетаскивание, группировка

    : воспитатель предлагает детям собрать гусеницу, причем цвета должны повторяться в определенном порядке, или собрать домик из деталей определенной формы и цвета, либо собрать фигурки в ведерки или собрать только овощи, группировка предметов по форме, цвету, величине; в общем задания с перетаскиванием ограничиваются только фантазией.

  4. Графические

    работы: включают в себя всевозможные задания: соединение по точкам, лабиринты, головоломки, штриховки, графические диктанты т. д.

В детском саду воспитатели практикуют Квест-игры.

Квест — это игры, в которых детям нужно найти различные предметы, находить им применение, решать задания и т. д.

Такие игры можно проводить, как в одном помещении или переходить в другие помещения так и на улице.

В эту игру играют команды. Идея такой игры проста — команды, перемещаясь по точкам, ребята выполняют различные задания. Но самое главное в этой игре — это выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что и является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Через игру воспитатель помогает ребёнку обрести мотивацию, которая основывается на индивидуальных потребностях, обеспечивая свободу выбора, предоставляя возможность получения необходимых знаний и навыков.

Такие игры направленны на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, с активной познавательной позицией.

Организуя и проводя с детьмиКвест-игры, решаются следующие задачи:

— образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

— развивающие (играя у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы творческих способностей и формируются исследовательские навыки);

— воспитательные (приобретаются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Игры-эксперименты — дидактическая игра. В младших группах дети экспериментируют с предметами: «Зеркальная вода», «Создаём мыльные пузыри», «Царица Зубная щётка», закрепляя культурно-гигиенических навыки и навыки здорового образа жизни.

Также экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру. В игре ребёнку даётся сюжет, подводящий его к эксперименту. («Предметы которые опасны», «Скорая помощь»).

Педагоги организовывают игры с конструкторами ЛЕГО: «Сельская жизнь», «Городские жители», «Кирпичики для творческих заданий». Ребятам очень нравится работать с детской киностудией для ЛЕГО и кукольной анимацией. В нашем детском саду создаются детьми мультфильмы с использованием конструкторов и других игрушек, поделок, изготовленных детьми с помощью педагогов и родителей.

Занимаясь конструктивно-игровой деятельностью педагоги, большое внимание уделяют познавательной активности, совершенствуют сенсорно-тактильную и двигательную сферы, развивают коммуникативную функцию, интерес к обучению.

Преимущества использования ЛЕГО-технологий: привлекает детей, развивает их творческие способности, внимание, память, мышление, речь.

Игры-ТРИЗ — современная игровая технология.

Педагоги применяют ТРИЗ для развития у детей творческой личности, коррекции звукопроизношения, обогащения словарным запасам.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Воспитатели отдают предпочтение методам: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.

Песочная терапия — важный метод для развития ребёнка, дающий возможность развить мелкую моторику рук, творческое восприятие мира и способность к самовыражению. Кроме того — это прекрасный способ развития у малыша пространственного воображения, внимания и памяти. Немаловажный момент, создавая свой собственный, неповторимый мир на песке, ребёнок показывает нам все свои переживания и фантазии.

Световой песочный планшет используется в группах младшего дошкольного возраста: дети рисуют на песке одним пальчиком, кулачком, ладошкой, сыпят песок из кулачка; рисуют дорожки, выкладывают на них камешки, обводят ватными палочками шаблоны, ищут в песке картинки, мелкие предметы.

Одним из современных подходов к организации игровой деятельности дошкольников является гендерный подход.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношения полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.

На конкретных видах игр педагоги раскрывают суть гендерного подхода к их организации.


  1. Дидактические игры

    для младшей группы: «Кто что носит?». Детям предлагают на наборном полотне рассмотреть картинки с изображением мужской и женской одежды; распределить их между девочкой и мальчиком.

Таких игр воспитатели проводят много: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.


  1. Игры-занятия с




    куклами

    . «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Соню на прогулку», «Куклы ждут гостей», «Кукла Катя заболела». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.

  2. Имитационные игры

    . Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившейся мальчик», «Испуганная девочка», «Любящая мама», «Заботливый папа».

  3. Подвижные игры

    . Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Голубка» и др. С детьми проводятся и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др.

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей — мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем.

Воспитатели разыгрывают с детьми разнообразные сюжеты: «Дочки-матери», «У нас в гостях» и т. д.

Это игры, которые предпочитают девочки.

«Строители», «Военные», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» — в эти игры активнее играют мальчики.

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя.

Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, вид игр, воспитатель, гендерная социализация дошкольников, гендерный подход, игровая деятельность, Кукла, сюжетно-ролевая игра.

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Росгвардия дагестан руководство росгвардии по республике
  • Цитофлавин амп инструкция по применению цена
  • Руководство ресо гарантия санкт петербург
  • Мануал для тигуана 2019
  • Мед препарат гептор инструкция по применению