Подготовка письменной информации аудитора руководству

4.1. Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

4.2. Письменная информация аудитора может быть передана только следующим лицам:

а) лицу, подписавшему договор (контракт, письмо — обязательство) на оказание аудиторских услуг;

б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме — обязательстве) на оказание аудиторских услуг;

в) любому другому лицу — в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации, подписанного лицом, подписавшим договор (контракт, письмо — обязательство) на оказание аудиторских услуг.

4.3. Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.

4.4. По итогам аудиторской проверки, по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора. Предварительный вариант такой письменной информации может быть передан только лицам, указанным в п. 4.2 настоящего Правила (Стандарта).

4.5. В предварительном варианте письменной информации аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений, имеющих существенный характер, является обязательным для того, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

4.6. Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа. Руководство экономического субъекта может провести встречу с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

4.7. Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме — обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

4.8. Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах. Одни экземпляр данной письменной информации передается под расписку только и исключительно лицу, указанному в п. 4.2 настоящего Правила (Стандарта), второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию с лицом, указанным в п. 4.2, письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим аналогичным образом. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

4.9. Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

4.10. Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта, подлежавшего аудиту.

4.11. Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

4.12. В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями).

Письменная
информация

это информация
для
руководства
проверяемой организации в виде отчета
аудитора.
Требования,
предъявляемые к аудиторской фирме или
индивидуальному аудитору в отношении
содержания,
формы и порядка подготовки письменной
информации (отчета) аудитора
руководству (собственникам) экономического
субъекта по результатам
аудита, определены в Федеральном правиле
(стандарте) аудиторской деятельности
«Письменная информация аудитора
руководству экономического субъекта
по результатам проведения аудиторской
проверки».

Подготовка
письменной информации обязательна в
следующих случаях:

  • при проведении
    обязательного аудита;

  • при
    осуществлении аудита, по итогам которого
    предусматривается подготовка
    аудиторского заключения;

  • если
    представление письменной информации
    предусмотрено договором оказания
    аудиторских услуг.

Письменная
информация
должна содержать следующие реквизиты:

  • название документа;

  • исходящий
    номер и дату подписания письменной
    информации аудиторской организацией;

  • указание
    на лицо, которому адресуется письменная
    информация в соответствии
    с договором оказания аудиторских услуг;

  • реквизиты
    аудиторской организации;

  • реквизиты
    аудируемого лица;

  • основание
    для проведения аудита (дата и номер
    договора оказания аудиторских
    услуг);

  • период,
    за который проводился аудит; даты начала
    и завершения аудита.

В
содержательной части письменной
информации в обязательном порядке
приводятся следующие сведения:

• выявленные
в ходе аудита существенные нарушения
установленного законодательством
порядка ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской отчетности,
влияющие или могущие повлиять
на ее достоверность;

• результаты
проверки организации и ведения
бухгалтерского учета, составления
соответствующей отчетности и состояния
системы внутреннего контроля экономического
субъекта.

В
дополнение к обязательным сведениям в
зависимости от объема, масштабов
и специфики аудиторской проверки, а
также размеров и особенностей аудиторской
фирмы (проведение проверки аудитором,
работающим самостоятельно), размеров
и особенностей экономического субъекта,
подлежащего
проверке, необходимо включать в письменную
информацию аудитора следующие сведения:

  • особенности
    проведения аудиторской проверки,
    предусмотренные договором
    (контрактом, письмом-обязательством)
    между аудиторской организацией
    и экономическим субъектом, а также
    выполнения работы, ставшие известными
    в ходе проверки;

  • данные о
    количественном составе работников,
    выполняющих бухгалтерский учет, о
    структуре бухгалтерии и об особенностях
    применяемой системы бухгалтерского
    учета;

  • перечень
    основных областей или направлений
    бухгалтерского учета, которые подлежали
    проверке;

  • сведения
    о методике аудиторской проверки,
    подтверждение того, что аудиторская
    организация следовала в работе правилам
    (стандартам) аудиторской деятельности,
    указание на то, какие разделы бухгалтерской
    документации были проверены сплошным
    способом, а какие — выборочным порядком,
    и на основе каких принципов производилась
    аудиторская выборка;

  • перечень замечаний,
    указаний на недостатки и рекомендаций;

  • оценку
    (при наличии такой возможности)
    количественного расхождения
    отчетных и (или) налоговых показателей
    по данным экономического субъекта,
    и прогнозируемых по результатам проверки
    аудиторской организацией;

  • в
    случае проверки крупных экономических
    субъектов со сложной организационной
    структурой — сведения об осуществлении
    проверок филиалов,
    подразделений и дочерних фирм такого
    экономического субъекта, изложение
    общих результатов таких проверок и
    анализ влияния этих частных результатов
    на итоги аудиторской проверки всего
    экономического субъекта в
    целом;

  • при
    последующих аудиторских проверках —
    оценку и анализ выполнения
    или исправления экономическим субъектом,
    подлежащим аудиту, замечаний, имевшихся
    в предшествующих документах, содержащих
    письменную информацию
    аудитора;

• в
случае отклонения от требований правил
(стандартов) аудиторской деятельности
(при проведении аудита, не предусматривающего
подготовку по
его результатам официального аудиторского
заключения, а также при оказании
сопутствующих аудиту услуг) — сам факт
и причины такого отклонения.

В
случае подготовки аудиторской организацией
заключения с выражением
мнения, отличного от безоговорочно
положительного, в письменной информации
аудитора должна содержаться развернутая
аргументация причин.

Письменная
информация составляется в ходе аудита
и направляется заказчику на его
завершающем этапе. В процессе аудита
заказчику может передаваться
промежуточная информация в устном или
письменном виде. Все
входящие и исходящие документы, содержащие
промежуточную информацию,
необходимо приобщить к рабочей
документации аудитора.

Письменная
информация должна составляться не менее
чем в двух экземплярах
и иметь сквозную нумерацию страниц.
Первая страница письменной
информации оформляется на бланке
аудиторской организации или имеет
угловой штамп аудиторской организации.

Письменная
информация подписывается всеми
аудиторами, принимавшими
участие в проверке. В случае, если
аудиторскую проверку проводило несколько
групп аудиторов, письменная информация
может быть подписана их
руководителями.

Письменная
информация может быть передана только:

  • лицу, подписавшему
    договор оказания аудиторских услуг;

  • лицу,
    названному получателем письменной
    информации в
    договоре
    оказания аудиторских услуг;

  • любому
    другому лицу — в случае письменного
    указания, полученного аудиторской
    организацией от лица, подписавшего
    договор оказания аудиторских
    услуг со стороны заказчика.

Несогласие заказчика
с содержанием письменной информации
не может служить основанием для отказа
в ее получении.

Письменная
информация является конфиденциальным
документом. Сведения,
содержащиеся в ней, не подлежат передаче
аудиторской организацией
третьим лицам либо разглашению ее
работниками и лицами, привлекаемыми
к проведению аудита без письменного
согласия заказчика, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством.

Заказчик
может распоряжаться сведениями,
содержащимися в письменной
информации, по своему усмотрению.
Аудиторская организация не несет
ответственности за разглашение
конфиденциальной информации, произошедшее
по вине заказчика.

В
случае смены аудиторской организации
руководство проверяемого экономического
субъекта обязано предоставить новой
аудиторской организации
копии письменной информации по результатам
аудиторских проверок не
менее чем за три предшествующих финансовых
года, подготовленных прежней аудиторской
организацией (аудиторскими организациями).
Новая аудиторская организация обязана
соблюдать конфиденциальность информации,
содержащейся в документах, подготовленных
прежней аудиторской организацией
(аудиторскими организациями).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приложение N 26
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 09.01.2019 N 2н

Приказ, Международные стандарты аудита 1, 200, 210, 220, 230, 240, 250, 260, 265, 300, 315, 320, 330, 402, 450, 500, 501, 505, 510, 520, 530, 540, 550, 560, 570, 600, 610, 620, 700, 701, 705, 706, 710, 720, 800, 805, 810, 1000, 2400, 2410, 3000, 3400, 3402, 3410, 3420, 4400, 4410 включены в систему отдельными документами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 580 «ПИСЬМЕННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ»

(в ред. МСО 540 (пересмотренный), утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2020 N 335н)

Международный стандарт аудита (МСА) 580 «Письменные заявления» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора, касающиеся получения письменных заявлений от руководства и, если уместно, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе аудита финансовой отчетности.

2. В Приложении 1 приведены другие МСА, в которых содержатся требования к письменным заявлениям с точки зрения предметной области соответствующего стандарта. Специальные требования других МСА к письменным заявлениям не ограничивают применение настоящего стандарта.

Использование письменных заявлений в качестве аудиторских доказательств

3. Аудиторские доказательства — это информация, используемая аудитором при формировании выводов, на которых основывается мнение аудитора <1>. Письменные заявления являются необходимой информацией для аудитора в связи с аудитом финансовой отчетности организации. Следовательно, письменные заявления, как и ответы на запросы, представляют собой аудиторские доказательства (см. пункт A1).

<1> МСА 500 «Аудиторские доказательства», пункт 5(c).

4. Письменные заявления дают аудитору необходимые аудиторские доказательства, однако сами по себе они не предоставляют достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении тех вопросов, которые в них рассматриваются. Кроме того, сам факт предоставления руководством надежных письменных заявлений не влияет на характер и объем других аудиторских доказательств, которые аудитор получает в отношении исполнения руководством своих обязанностей или в отношении конкретных предпосылок.

Дата вступления в силу

5. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Цели

6. Цели аудитора состоят в том, чтобы:

(a) получить от руководства и, если уместно, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что, по их мнению, они выполнили свои обязательства по подготовке финансовой отчетности и предоставлению полной информации аудитору;

(b) подтвердить другие аудиторские доказательства, связанные с финансовой отчетностью или определенными предпосылками составления финансовой отчетности, посредством письменных заявлений, если аудитор счел такое подтверждение необходимым или если оно требуется в соответствии с другими МСА;

(c) предпринять надлежащие действия в ответ на письменные заявления руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также если руководство или, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление, не предоставят запрошенные аудитором письменные заявления.

Определения

7. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

письменное заявление — письменное заявление руководства, предоставленное аудитору для подтверждения определенных фактов или для подкрепления других аудиторских доказательств. В данном контексте письменные заявления не включают финансовую отчетность, предпосылки ее подготовки или подтверждающие регистры и записи.

8. Для целей настоящего стандарта использование термина «руководство» означает «руководство и, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление». Кроме того, в случае использования концепции достоверного представления руководство несет ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности или за составление финансовой отчетности, которая дает правдивое и достоверное представление в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.

Требования

Руководители, у которых запрашиваются письменные заявления

9. Аудитор должен запросить письменные заявления у членов руководства, которые несут соответствующую ответственность за финансовую отчетность и владеют информацией по рассматриваемым вопросам (см. пункты A2 — A6).

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства

Подготовка финансовой отчетности

10. Аудитор должен направить руководству запрос, чтобы руководство предоставило письменное заявление, подтверждающее, что оно выполнило свои обязанности по подготовке финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, включая, где это уместно, ее достоверное представление, как того требуют условия аудиторского задания <2> (см. пункты A7 — A9, A14, A22).

<2> МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», пункт 6 (b) (i).

Предоставленная информация и полнота отражения операций

11. Аудитор должен запросить у руководства письменное заявление, подтверждающее, что:

(a) руководство предоставило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требуют условия аудиторского задания <3>;

<3> МСА 210, пункт 6 (b) (iii).

(b) все операции были отражены в учете и представлены в финансовой отчетности (см. пункты A7 — A9, A14, A22).

Описание обязанностей руководства в письменных заявлениях

12. Обязанности руководства должны быть изложены в письменных заявлениях, предусмотренных в пунктах 10 и 11, таким же образом, как они изложены в условиях аудиторского задания.

Прочие письменные заявления

13. В соответствии с другими МСА аудитор обязан запросить письменные заявления. Если, помимо запроса таких заявлений, аудитор сочтет, что ему необходимо получить одно или несколько письменных заявлений для подтверждения прочих аудиторских доказательств, имеющих отношение к финансовой отчетности, или тех или иных предпосылок подготовки финансовой отчетности, он должен запросить такие дополнительные письменные заявления (см. пункты A10 — A13, A14, A22).

Дата письменных заявлений и период (периоды), который (которые) они охватывают

14. Дата письменных заявлений должна быть по возможности максимально приближенной к дате аудиторского заключения в отношении финансовой отчетности, но не может быть позже указанной даты. Письменные заявления должны распространяться на всю финансовую отчетность и весь период (все периоды), упомянутый (упомянутые) в аудиторском заключении (см. пункты A15 — A18).

Форма письменных заявлений

15. Письменные заявления руководства должны составляться в форме письма-представления руководства, которое адресовано аудитору. Если в соответствии с законами или нормативными актами руководство обязано делать письменные публичные заявления о своих обязанностях и аудитор устанавливает, что такие заявления соответствуют полностью или частично заявлениям, которые необходимо предоставить в соответствии с пунктами 10 или 11, то отсутствует необходимость включения соответствующих вопросов, содержащихся в таких заявлениях, в письмо-представление руководства (см. пункты A19 — A21).

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений и непредоставление запрошенных письменных заявлений

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений

16. Если у аудитора возникают сомнения относительно компетентности, честности, этических ценностей и добросовестности руководства или относительно его стремления к достижению или обеспечению достижения этих характеристик, то аудитор обязан определить возможное влияние таких сомнений на достоверность заявлений (письменных или устных) и аудиторских доказательств в целом (см. пункты A24 — A25).

17. В частности, если имеются несоответствия между письменными заявлениями и прочими аудиторскими доказательствами, аудитор обязан выполнить аудиторские процедуры для устранения этого противоречия. Если разрешить противоречие не удается, аудитор должен пересмотреть оценку компетентности, честности, этических ценностей и добросовестности руководства или его стремления к достижению или обеспечению достижения этих характеристик и определить возможное влияние данных факторов на достоверность заявлений (письменных или устных) и аудиторских доказательств в целом (см. пункт A23).

18. Если аудитор приходит к выводу о том, что письменные заявления недостоверны, он должен принять надлежащие меры, в том числе определить возможное влияние этого факта на мнение, выраженное в аудиторском заключении, в соответствии с МСА 705 <4>, с учетом требований пункта 20 настоящего стандарта.

<4> МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Непредоставление запрошенных письменных заявлений

19. В случае непредоставления руководством запрошенных письменных заявлений аудитор должен:

(a) обсудить этот вопрос с руководством;

(b) провести переоценку добросовестности руководства и оценить возможное влияние данных обстоятельств на достоверность заявлений (как устных, так и письменных) и аудиторских доказательств в целом;

(c) принять надлежащие меры, в том числе определить возможное влияние на мнение, выраженное в аудиторском заключении, в соответствии с МСА 705, с учетом требований пункта 20 настоящего стандарта.

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства

20. Аудитор должен отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности в соответствии с положениями МСА 705, если:

(a) аудитор приходит к выводу о наличии достаточно серьезных сомнений в честности руководства, в связи с чем письменные заявления, предусмотренные пунктами 10 и 11, не являются достоверными, или

(b) руководство не предоставило письменных заявлений, предусмотренных пунктами 10 и 11 (см. пункты A26 — A27).

* * *

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Использование письменных заявлений в качестве аудиторских доказательств (см. пункт 3)

A1. Письменные заявления являются важным источником аудиторских доказательств. Если руководство вносит изменения в запрошенные письменные заявления или не предоставляет их, это может служить для аудитора предупреждением о возможном наличии одного или нескольких значимых вопросов. Кроме того, запрос письменных, а не устных заявлений во многих случаях заставляет руководство более внимательно изучить те или иные вопросы, что позволяет повысить качество заявлений.

Руководители, у которых запрашиваются письменные заявления (см. пункт 9)

A2. Письменные заявления запрашиваются у руководителей, которые несут ответственность за подготовку финансовой отчетности. Состав этих лиц может меняться в зависимости от структуры корпоративного управления организации и требований соответствующего закона или нормативного акта, однако часто ответственной стороной является руководство (а не лица, отвечающие за корпоративное управление). С учетом этого письменные заявления можно запрашивать у генерального директора и финансового директора организации или — в организациях, где такие должности отсутствуют, — у руководителей, занимающих аналогичные должности. Однако в некоторых обстоятельствах за подготовку финансовой отчетности несут ответственность и другие стороны, например лица, отвечающие за корпоративное управление.

A3. Так как ответственность за подготовку финансовой отчетности и за осуществление деятельности организации лежит на ее руководстве, предполагается, что руководство обладает достаточными знаниями о процессе подготовки финансовой отчетности в организации и предпосылках ее подготовки, чтобы на основе этих знаний предоставить письменные заявления.

A4. При этом в некоторых случаях руководство может принять решение о направлении запроса в адрес лиц, участвующих в подготовке и представлении финансовой отчетности и предпосылок ее подготовки, в том числе лиц, обладающих специальными знаниями, связанными с вопросами, по которым запрашиваются письменные заявления. К числу таких лиц могут относиться:

— актуарий, ответственный за оценки, сделанные на основе актуарных расчетов;

— штатные специалисты-инженеры, которые отвечают за оценку обязательств в области охраны окружающей среды и обладают специальными знаниями в этой области;

— внутренний юрист организации, который может предоставить информацию, необходимую для расчета резервов по судебным искам.

A5. В некоторых случаях руководство может включать в письменные заявления оговорки, что заявления сделаны руководством в меру его осведомленности и отражают его мнение. Аудитору целесообразно принять такую формулировку, если он убедился в том, что заявления сделаны лицами, которые исполняют надлежащие функции и обладают соответствующими знаниями по вопросам, включенным в заявления.

A6. Чтобы еще раз подчеркнуть необходимость предоставления руководством обоснованных заявлений, аудитор может обратиться к руководству, чтобы оно подтвердило в своих письменных заявлениях, что оно сделало все запросы, которые считало надлежащими для того, чтобы иметь возможность предоставить запрошенные письменные заявления. Предполагается, что для таких запросов обычно не требуется какая-либо официальная внутренняя процедура, помимо уже действующих в организации процедур.

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства (см. пункты 10 — 11)

A7. Полученные в ходе аудита аудиторские доказательства выполнения руководством обязанностей, указанных в пунктах 10 и 11, являются недостаточными без получения от руководства подтверждения того, что, по его мнению, оно выполнило эти обязанности. Это связано с тем, что аудитор не может лишь на основе других аудиторских доказательств сформировать суждение о том, действительно ли руководство подготовило и представило финансовую отчетность, а также предоставило информацию аудитору, исходя из согласованного понимания и признания своих обязанностей. Например, аудитор не сможет сделать вывод о том, что руководство организации предоставило ему всю необходимую информацию, согласованную и указанную в условиях аудиторского задания, не запросив у руководства, была ли предоставлена такая информация, и не получив от руководства подтверждения.

A8. Письменные заявления, которые требуется получить в соответствии с пунктами 10 и 11, основываются на согласованном понимании и признании руководством своих обязанностей, сформулированных в условиях аудиторского задания, и предусматривают запрос о подтверждении руководством их выполнения. Кроме того, аудитор может потребовать, чтобы в письменных заявлениях руководство организации повторно подтвердило, что оно осознает и понимает данные обязанности. Такая практика является распространенной в определенных юрисдикциях, но в любом случае она может оказаться особенно уместной, если:

— лица, которые подписали аудиторское задание от имени организации, уже не имеют полномочий по выполнению соответствующих обязанностей;

— условия аудиторского задания были сформулированы в предыдущем году;

— имеются какие-либо признаки того, что руководство неправильно понимает эти обязанности;

— того требуют изменившиеся обстоятельства.

В соответствии с требованием МСА 210 <5> при повторном подтверждении руководством того, что оно осознает и подтверждает данные обязанности, оно не должно включать оговорку, что заявления сделаны руководством в меру его осведомленности и отражают его мнение (как указано в пункте 5 настоящего стандарта).

<5> МСА 210, пункт 6(b).

Особенности организаций государственного сектора

A9. Задание аудитора на проведение аудита финансовой отчетности организаций государственного сектора могут быть шире, чем при аудите финансовой отчетности иных организаций. В результате основополагающее допущение в отношении ответственности руководства, исходя из которого проводится аудит финансовой отчетности, подготовленной организацией государственного сектора, может привести к необходимости получения дополнительных письменных заявлений. К ним могут относиться письменные заявления, подтверждающие, что сделки и операции осуществлялись в соответствии с законом, нормативным актом или иными регламентирующими документами.

Прочие письменные заявления (см. пункт 13)

Дополнительные письменные заявления в отношении финансовой отчетности

A10. Помимо письменного заявления, которое требуется предоставить в соответствии с пунктом 10, аудитор может счесть необходимым запросить другие письменные заявления в отношении финансовой отчетности. Такие письменные заявления могут дополнять письменное заявление, предусмотренное пунктом 10, но не являются его составной частью. Эти заявления могут касаться следующих вопросов:

— являются ли выбор и применение учетной политики надлежащими;

— были ли признаны, оценены, представлены или раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности указанные ниже статьи и вопросы, если это необходимо в рамках соответствующей концепции:

— планы или намерения, которые могут повлиять на балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств;

— обязательства (как фактические, так и условные);

— право собственности на активы или контроль над ними, залоговые права или обременения в отношении активов, а также активы, переданные в залог в качестве обеспечения;

— положения законов, нормативных актов и договорных соглашений, которые могут повлиять на финансовую отчетность, в том числе несоблюдение таких положений.

Дополнительные письменные заявления в отношении информации, предоставляемой аудитору

A11. Помимо письменного заявления, предусмотренного пунктом 11, аудитор может счесть необходимым запросить у руководства письменное заявление, в котором будет указано, что аудитор был уведомлен обо всех недостатках системы внутреннего контроля, о которых известно руководству.

Письменные заявления в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой отчетности

A12. При получении доказательств в отношении суждений или намерений либо при оценке данных суждений и намерений аудитор может рассмотреть один или несколько из приведенных ниже вопросов:

— осуществление заявленных намерений организации в предыдущих периодах;

— причины, по которым организация выбрала тот или иной порядок действий;

— способность организации придерживаться определенного порядка действий;

— наличие или отсутствие любой другой информации, которая могла бы быть получена в ходе аудита и которая, возможно, не соответствует суждениям или намерениям руководства.

A13. Кроме того, аудитор может счесть необходимым запросить у руководства письменные заявления в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой отчетности, в частности для подтверждения сформированного аудитором на основе прочих аудиторских доказательств понимания суждений или намерений руководства в отношении конкретной предпосылки или ее полноты. Например, если намерение руководства является важным для оценки стоимости инвестиций, то аудитор, вероятно, не сможет обеспечить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, если не получит письменное заявление руководства в отношении его намерений. Такие письменные заявления предоставляют аудитору необходимые аудиторские доказательства, однако сами по себе они не обеспечивают наличие достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении данной предпосылки подготовки финансовой отчетности.

Информирование о пороговом значении (см. пункты 10 — 11, 13)

A14. В соответствии с МСА 450 <6> при проведении аудита аудитор обязан накапливать выявленные искажения, за исключением тех, которые являются явно незначительными. Аудитор может установить пороговое значение, в случае превышения которого искажения не могут расцениваться как явно незначительные. Таким же образом аудитор может рассмотреть вопрос о необходимости проинформировать руководство организации о пороговом значении, которое установлено для целей запрашиваемых письменных заявлений.

<6> МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита», пункт 5.

Дата письменных заявлений и период (периоды), который (которые) они охватывают (см. пункт 14)

A15. С учетом того, что письменные заявления руководства являются необходимым аудиторским доказательством, аудиторское мнение не может быть выражено ранее даты письменного заявления руководства, а аудиторское заключение не может быть датировано более ранним числом, чем эта дата. Кроме того, так как аудитора интересуют события, имевшие место вплоть до даты аудиторского заключения, поскольку они могут потребовать внесения корректировок или раскрытия информации в финансовой отчетности, письменные заявления руководства должны быть датированы числом, которое по возможности максимально приближено к дате аудиторского заключения о финансовой отчетности, но не позже этой даты.

A16. В некоторых случаях аудитору, возможно, надлежит получить письменное заявление руководства в отношении определенной предпосылки подготовки финансовой отчетности в период проведения аудита. В этом случае аудитору впоследствии может потребоваться запросить уточненную версию письменного заявления руководства.

A17. Письменные заявления руководства должны охватывать все периоды, на которые имеются указания в аудиторском заключении, поскольку руководство должно еще раз подтвердить, что письменные заявления, которые оно сделало ранее в отношении предыдущих периодов, остаются актуальными. Аудитор и руководство могут договориться о формулировке письменного заявления, в котором уточняется информация в отношении письменных заявлений за предыдущие периоды и указано, имели ли место какие-либо изменения, касающиеся таких заявлений и, если да, какие именно.

A18. Могут возникнуть ситуации, когда действующие члены руководства не занимали соответствующих должностей в течение всех периодов, на которые имеются указания в аудиторском заключении. Такие лица могут заявить, что они не в состоянии предоставить некоторые или все письменные заявления, поскольку они не занимали соответствующих должностей в определенный период. Однако это обстоятельство не уменьшает ответственности, которую несут эти лица в отношении финансовой отчетности в целом. Таким образом, требование, согласно которому аудитор должен запросить у руководства письменные заявления, полностью отхватывающие соответствующий период (соответствующие периоды), остается применимым.

Форма письменных заявлений (см. пункт 15)

A19. Письменные заявления должны быть включены в письмо-представление руководства, адресованное аудитору. Однако в некоторых юрисдикциях законы или нормативные акты могут предусматривать требование, в соответствии с которым руководство должно сделать письменное публичное заявление о своих обязанностях. Хотя такое публичное заявление предназначено для пользователей финансовой отчетности или соответствующих органов власти, аудитор может решить, что оно представляет собой надлежащее письменное заявление, соответствующее отдельным или всем заявлениям, предусмотренным пунктами 10 и 11. Следовательно, нет необходимости включать соответствующие вопросы, отраженные в таком публичном заявлении, в письмо-представление руководства. Повлиять на решение аудитора по этому вопросу могут следующие факторы:

— включает ли заявление подтверждение выполнения обязательств, указанных в пунктах 10 и 11;

— было ли заявление представлено или одобрено лицами, у которых аудитор запрашивает соответствующие письменные заявления;

— предоставлена ли аудитору копия заявления в срок, максимально приближенный к дате аудиторского заключения в отношении финансовой отчетности, но не позднее этой даты (см. пункт 14).

A20. Официальное заявление о соблюдении законов или нормативных актов или об утверждении финансовой отчетности не содержит достаточной информации, позволяющей аудитору удостовериться в том, что все необходимые заявления были сделаны сознательно. Описание обязанностей руководства в законе или нормативном акте также не заменяет собой запрошенные письменные заявления.

A21. В Приложении 2 представлен пример письма-представления руководства.

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление (см. пункты 10 — 11, 13)

A22. В соответствии с МСА 260 <7> (пересмотренным) аудитор должен довести до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, информацию о письменных заявлениях, запрошенных аудитором у руководства.

<7> МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», пункт 16 (c) (ii).

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений и непредоставление запрошенных письменных заявлений

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений (см. пункты 16 — 17)

A23. В случае выявления несоответствий между одним или несколькими из письменных заявлений и аудиторскими доказательствами, полученными из другого источника, аудитор может проанализировать, остается ли актуальной оценка рисков, и, если нет, пересмотреть оценку рисков и определить характер, сроки выполнения и объем дальнейших аудиторских процедур, чтобы предпринять действия в ответ на оцененные риски.

A24. Сомнения в отношении компетентности, честности, этических ценностей или добросовестности руководства или в отношении его стремления к достижению или обеспечению достижения этих характеристик могут стать основанием для вывода аудитора о том, что степень риска искажений со стороны руководства в финансовой отчетности такова, что проведение аудита невозможно. В таком случае аудитор может счесть необходимым отказаться от задания, если это возможно в соответствии с применимым законом или нормативным актом, кроме случаев, когда лица, отвечающие за корпоративное управление, предпримут надлежащие корректирующие действия. Однако такие действия могут оказаться недостаточными для того, чтобы аудитор мог выразить немодифицированное мнение.

A25. В соответствии с МСА 230 <8> аудитор обязан документально оформить значимые вопросы, возникающие в ходе аудита, выводы, сделанные по ним, и значимые профессиональные суждения, на основе которых были сделаны эти выводы. Аудитор может выявить значительные проблемы, связанные с компетентностью, добросовестностью, этическими ценностями, добросовестностью руководства, а также с его стремлением к достижению или обеспечением этих характеристик, но при этом сделать вывод о том, что письменные заявления тем не менее являются достоверными. В таком случае этот значимый вопрос оформляется документально в соответствии с МСА 230.

<8> МСА 230 «Аудиторская документация», пункты 8(c) и 10.

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства (см. пункт 20)

A26. Как разъясняется в пункте A7, аудитор не может сделать вывод о выполнении руководством обязательств, указанных в пунктах 10 и 11, исходя исключительно из прочих аудиторских доказательств. Следовательно, если, как указано в пункте 20(a), аудитор приходит к выводу о том, что письменные заявления по этим вопросам недостоверны, или если руководство не предоставляет эти письменные заявления, аудитор не имеет возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства. Влияние, которое может оказать на финансовую отчетность отсутствие у аудитора такой возможности, не ограничивается конкретными элементами, счетами или статьями финансовой отчетности, а следовательно, имеет всеобъемлющий характер. МСА 705 (пересмотренный) <9> обязывает аудитора отказаться от выражения мнения о финансовой отчетности в таких условиях.

<9> МСА 705 (пересмотренный), пункт 9.

A27. Если письменное заявление было изменено по сравнению с заявлением, запрошенным аудитором, это не всегда означает, что руководство не предоставило письменное заявление. Однако причина, лежащая в основе внесенных изменений, может повлиять на мнение, выраженное в аудиторском заключении. Например:

— письменные заявления о выполнении руководством своих обязательств по подготовке финансовой отчетности могут указывать на то, что руководство считает, что, за исключением случаев существенных отклонений от соблюдения определенного требования, содержащегося в применимой концепции подготовки финансовой отчетности, финансовая отчетность подготовлена в соответствии с этой концепцией. Требование пункта 20 неприменимо, так как аудитор сделал вывод о том, что руководство предоставило достоверное письменное заявление. Однако в соответствии с МСА 705 аудитору надлежит рассмотреть влияние указанного несоблюдения на мнение, выраженное в аудиторском заключении).

— в письменном заявлении в отношении обязанности руководства предоставить аудитору всю необходимую информацию, предусмотренную условиями аудиторского задания, может быть указано, что, по мнению руководства, оно такую информацию аудитору предоставило, за исключением информации, уничтоженной в результате пожара. Требование пункта 20 неприменимо, так как аудитор сделал вывод о том, что руководство предоставило достоверное письменное заявление. Однако в соответствии с МСА 705 аудитору надлежит рассмотреть влияние на финансовую отчетность уничтоженной в результате пожара информации с учетом степени ее распространенности, а также последствия такого факта уничтожения информации для мнения, выраженного в аудиторском заключении).

Приложение 1
(см. пункт 2)

ПЕРЕЧЕНЬ МСА, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПИСЬМЕННЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ

(в ред. МСО 540 (пересмотренный), утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2020 N 335н)

Данное Приложение приводит перечень пунктов других МСА, которые требуют специальных письменных заявлений, относящихся к предмету задания. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования, а также соответствующее руководство по применению и прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.

— МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности», пункт 39;

— МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», пункт 16;

— МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита», пункт 14;

— МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях», пункт 12;

— МСА 540 (пересмотренный) «Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации», пункт 37;

— МСА 550 «Связанные стороны», пункт 26;

— МСА 560 «События после отчетной даты», пункт 9;

— МСА 570 «Непрерывность деятельности», пункт 16(e);

— МСА 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность», пункт 9;

— МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации», пункт 13(c).

Приложение 2
(см. пункт A21)

ПРИМЕР ПИСЬМА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА

(в ред. МСО 540 (пересмотренный), утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2020 N 335н)

Настоящий пример письма включает в себя письменные заявления, которые необходимо предоставить в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других МСА. В данном примере предполагается, что применимой концепцией подготовки финансовой отчетности являются Международные стандарты финансовой отчетности и требование МСА 570 (пересмотренного) <32>, касающееся получения письменного заявления, неприменимо, а также не существует ограничений в отношении запрашиваемых письменных заявлений. При наличии исключений потребовалось бы изменить заявления для отражения данных исключений.

<32> МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности».

[Фирменный бланк организации]

(Аудитору) (Дата)

Настоящее письмо-представление руководства предоставляется в связи с проведением аудита финансовой отчетности организации ABC за год, закончившийся 31 декабря 20XX года <33>, с целью выражения мнения о том, представлена ли финансовая отчетность достоверно во всех существенных отношениях (или дает ли она правдивое и достоверное представление) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

<33> В случаях, когда заключение аудитора предоставляется более чем за один период, аудитор корректирует дату таким образом, чтобы письмо относилось ко всем периодам, которые охватывает аудиторское заключение.

(На основании имеющихся у нас сведений и согласно нашему мнению, сделав все запросы, которые мы считали необходимыми для получения надлежащей информации), мы подтверждаем следующее:

Финансовая отчетность

— Мы выполнили свои обязанности, предусмотренные условиями аудиторского задания от [дата], в отношении подготовки финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности; в частности, финансовая отчетность представлена достоверно (или дает правдивое и достоверное представление) в соответствии с данными стандартами.

— Методы, исходные данные и существенные допущения, использованные при расчете оценочных значений и связанной с ними раскрываемой информацией, подходят для достижения признания, оценки или раскрытия, которые являются разумными в контексте применяемой системы финансовой отчетности. (МСА 540 (пересмотренный).)

— Взаимоотношения и операции со связанными сторонами были надлежащим образом отражены в учете и раскрыты в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. (МСА 550.)

Аудит — независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Лебедева М.А.

Традиционно процесс планирования аудита включает три стадии — изучение бизнеса; оценка рисков и существенности; оформление программы аудита.

На стадии изучения бизнеса аудитор должен получить базовую информацию об организации, включая информацию о специфике деятельности, контрольной среде, используемом компьютерном оборудовании, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, сведения о критических областях. На этой стадии выявляются комплексы вопросов, значимых для аудита, оценивается эффективность системы внутреннего контроля организации.

Стадия оценки включает определение приемлемого уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерском учете организации могут иметь место существенные искажения и что они останутся невыявленными.

На стадии оформления программы решаются вопросы организации работы аудиторов, распределения обязанностей в ходе проверки в целях осуществления текущего контроля, подготовки программ аудита.

Начиная с планирования работы и до ее завершения аудитор принимает множество решений, которые в совокупности и составляют стратегию аудита. Наиболее важное из этих стратегических решений касается необходимости выполнения и объема контрольных процедур. В результате разрабатывается план проверки для каждого счета и каждого суждения, основанного на оценке внутреннего и контрольного рисков.

Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, степени знания особенностей клиента, поставленных задач, решаемых в конкретной фазе организации, и других факторов.

В соответствии с федеральным Правилом (стандартом) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 405), разработанным на основе ISA 400 Risk Assessments and Internal Control, аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

Неотъемлемый риск означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций, означает термин риск необнаружения. Риск необнаружения является ключевым фактором, ибо он предопределяет необходимое количество свидетельств. Требуемое количество свидетельств обратно пропорционально уровню риска необнаружения: чем меньше уровень риска необнаружения, тем больше требуется свидетельств.

Существует прямая зависимость между приемлемым аудиторским риском и риском необнаружения, а также обратная зависимость между приемлемым аудиторским риском и планируемым количеством подлежащих сбору свидетельств. Например, если возникает необходимость сокращения приемлемого аудиторского риска, то аудитор сокращает риск необнаружения и увеличивает количество подлежащих сбору свидетельств.

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

При формировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции аудируемого лица, поскольку выводы относительно правильности отражения остатка средств на счетах бухгалтерского учета, группы однотипных хозяйственных операций или средств внутреннего контроля могут основываться на суждениях или процедурах, проведенных выборочным методом.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Документальные аудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности, включают в себя:

документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация);

документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);

документальные аудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

В результате инспектирования материальных активов аудируемого лица предоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Итоговым документом является письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита, которая предназначена для раскрытия наиболее существенных недостатков выявленных в процессе аудита.

Автор — Зам. Генерального директора

О порядке подготовки письменной информации аудитора

«Бухгалтерский учет», N 2, 1999

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» предусмотрена обязанность аудиторских организаций разработать с учетом требований законодательства, названного Правила единые (внутрифирменные) требования по форме подготовки письменной информации аудитора.

В данной статье описан опыт работ аудиторской фирмы «МКАД» по внедрению в практическую деятельность Стандарта РФ «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

В соответствии с этим Стандартом письменная информация (отчет) аудитора представляется руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта в случаях:

обязательного аудита;

инициативного аудита (если договором предусматривается представление аудиторского заключения; подготовка письменной информации).

При составлении аудиторского отчета аудиторами фирмы используется специально утвержденный документ, в котором воспроизводятся в полном объеме обязательные требования Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»; вводятся дополнительные разделы: «Требования по форме и содержанию аудиторского учета» и «Контроль качества аудиторских услуг»; разработана схема подготовки аудиторского отчета; дополнены отдельные положения Стандарта.

В разделе «Принципы подготовки письменной информации аудитора» детализируются виды, цели и задачи письменной информации, стадии формирования, форма представления и направления возможного использования аудиторского отчета.

Письменная информация может носить промежуточный и итоговый характер. Промежуточная информация представляется при:

поэтапном проведении аудита;

выявлении фактов, требующих принятия руководством экономического субъекта неотложных мер.

Промежуточная информация оформляется, как правило, в форме «Информационного письма» или «Управленческого письма».

Итоговая письменная информация оформляется как «Отчет по результатам аудиторской проверки бухгалтерской отчетности».

Аудиторский отчет подготавливается с целью:

доведения до руководства клиента сведений о недостатках в учетных записях, в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности;

внесения конструктивных предложений по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Информация аудиторского отчета используется в дальнейшем аудитором: при планировании проведения последующих проверок; при контроле качества выполнения аудиторского процесса; для подтверждения того, что при проведении аудита соблюдались требования стандартов в отношении независимости и профессионализма аудиторов, планирования и документирования аудиторского процесса, достаточности аудиторских доказательств для выражения мнения и др.

Содержание отчета должно соответствовать целям (основным и дополнительным), вытекающим из договора; раскрывать области аудита, определенные при планировании; разграничивать замечания по принципу существенности; содержать оценку и анализ выполнения замечаний предшествующего этапа аудиторской проверки.

Структурными элементами письменной информации являются титульный лист; содержание; текст письменной информации; приложения.

Текст письменной информации включает вводную часть; общую информацию; результаты аудиторской проверки; выводы и рекомендации.

Текст письменной информации в форме информационного (управленческого) письма может быть построен по такой же схеме, но без выделения структурных частей.

Раздел «Результаты аудиторской проверки» состоит из рубрик, в которых отражены итоги проверки отдельных участков бухгалтерского учета и отчетности. Рубрики должны соотноситься с программой аудиторской проверки. В руководстве дана примерная структура раздела «Результаты аудиторской проверки». В каждом разделе информацию целесообразно представить по принципу значимости: существенные ошибки и отклонения в учете; другие отклонения.

При отсутствии существенных ошибок и отклонений делается соответствующая запись «… по данной статье (показателю, разделу) существенных нарушений не выявлено».

При оформлении результатов аудиторской проверки необходимо:

провести обзор рабочих документов;

выявить характер установленных расхождений (системные или случайные, появившиеся впервые или повторяющиеся, умышленные или неумышленные);

определить значимость выявленных отклонений с точки зрения влияния на достоверность статей баланса и показателей отчетности;

произвести расчет влияния отклонений с учетом размера выборки и системного характера ошибок.

В разделе «Выводы и предложения» проводится оценка существенности выявленных отклонений в целом по всем разделам. Здесь следует учитывать:

границы существенности, сложившиеся в практике фирмы, установленные в договоре и уточненные в репрезентативном письме клиента;

характер выявленных нарушений (системный, умышленный);

пользователей информации подтверждаемой отчетности и другие факторы.

Если экономический субъект по результатам аудиторской проверки вносит исправления в данные бухгалтерского учета, следует дать оценку внесенным исправлениям и влиянию этих исправлений на достоверность отчетности.

В выводах следует отразить общее влияние этих отклонений на достоверность отчетности и высказать мнение о виде заключения по результатам аудиторской проверки (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, с отказом от выражения мнения).

Мнение, отличное от безусловно положительного аудиторского заключения, должно быть аргументировано.

По результатам аудиторской проверки могут быть даны рекомендации, направленные на улучшение системы внутреннего контроля, учета и отчетности.

Для подготовки аудиторского отчета разработан порядок, включающий следующие этапы.

  1. Представление рабочих документов, оформленных в процессе аудиторской проверки, руководителю проекта (группы).
  2. Обзор, обобщение и анализ рабочих документов. На этом этапе устанавливается, имеют или не имеют место существенные нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Если существенных нарушений не установлено, то аудиторы приступают к подготовке и оформлению отчета по аудиторской проверке.

При существенных нарушениях по согласованию с экономическим субъектом может быть подготовлена предварительная информация.

  1. Подготовка и представление экономическому субъекту отчета по аудиторской проверке (если не выявлено существенных нарушений).

Отчет подготавливается и оформляется в соответствии с принципами и требованиями, изложенными в разд.3.2 Руководства.

Письменная информация может быть передана только следующим лицам:

а) лицу, подписавшему договор (контракт, письмо — обязательство) на оказание аудиторских услуг;

б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме — обязательстве) на оказание аудиторских услуг;

в) любому другому лицу — в случае указания на то в адрес аудиторской организации, подписанного лицом, подписавшим договор (контракт, письмо — обязательство) на оказание аудиторских услуг.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр данной письменной информации передается под расписку лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к общей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. В этом случае письменная информация может быть переслана по почте или другим образом. При этом ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового оформления либо иного способа передачи письменной информации.

  1. Подготовка и представление экономическому субъекту аудиторского заключения осуществляется на основе сделанного вывода о типе аудиторского заключения.

Принцип существенности является важнейшим фактором при выборе типа аудиторского заключения. Неточность в бухгалтерской отчетности может считаться существенной, если наличие информации об этой неточности повлияет на принятие решения пользователя данной отчетности. При этом следует различать три степени существенности: несущественная, существенная, наивысшая.

  1. Подготовка и представление экономическому субъекту предварительной письменной информации (отчета или письма) производятся по согласованию с руководителем экономического субъекта, если выявлены и не устранены к моменту оформления отчета существенные нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В предварительной информации (раздел «Выводы и рекомендации») должны содержаться требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности, для того чтобы впоследствии можно было представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

  1. Письменный ответ экономического субъекта, отражающий действия по устранению существенных нарушений, содержащихся в предварительном отчете (письме). Уточнение или пересмотр границ существенности.

По предварительной письменной информации должен быть проведен обмен мнениями. Целесообразно получить от экономического субъекта письменный ответ, отражающий внесенные исправления в данные бухгалтерского учета и отчетности или несогласие с замечаниями и рекомендациями аудитора.

  1. Оценка и анализ исправлений, проведенных экономическим субъектом.

Аудитор проводит проверку и оценку исправлений, внесенных экономическим субъектом в данные бухгалтерского учета и отчетности, отражая это в разделе «Выводы и рекомендации» окончательного варианта отчета по аудиторской проверке. Учитывая внесенные исправления или несогласие субъекта вносить исправления, аудитор выражает соответствующее мнение о типе аудиторского заключения.

  1. Подготовка и представление экономическому субъекту окончательного варианта аудиторского отчета.

Подготовка и представление окончательного варианта отчета по аудиторской проверке и аудиторского заключения производятся с учетом оценки внесенных исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности. Замечания экономического субъекта принимаются в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым.

Аудиторская организация обязана подготовить окончательный вариант письменной информации аудитора в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме — обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение. Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может изготовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок.

  1. Обсуждение после аудита включает:

а) обзор дополнительных (возможных) услуг аудита;

б) эффективность применяемых процедур.

  1. Формирование папки (досье) договора на проведение аудита с конкретным клиентом. Сюда включаются: второй экземпляр отчета по аудиторской проверке с распиской получателя и указанием даты вручения (или документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа получения письменной информации); второй экземпляр предварительного отчета (письма) по аудиторской проверке; письма, направленные экономическому субъекту; письма, полученные от экономического субъекта; рабочие документы, сгруппированные по разделам отчета.
  2. Передача папки (досье) в архив осуществляется руководителем проекта (группы).

В разделе «Контроль качества аудиторских услуг» определяются цели контроля, его объекты и контролирующие субъекты.

Контроль качества заключается в проверке оказанных услуг на соответствие:

стандартам аудита;

стандартам и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность;

нормативно — законодательным актам РФ по налогообложению.

А.В.Газарян

Руководитель департамента аудита

ЗАО «МКД»

Е.И.Ширкина

Кандидат экономических наук

г. Санкт — Петербург

34. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Перед тем как представить аудиторское заключение, аудиторская фирма (аудитор) должна представить письменную информацию по результатам проведения аудита. В ней содержатся сведения об обнаруженных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности и рекомендации по их устранению.

Составляется при обязательном аудите , при инициативном аудите – если это предусмотрено договором.

В письменной информации должны содержаться сведения:

Обязательные:

1. Реквизиты аудиторской организации, а также перечень, специализацию и иную информацию обо всех аудиторах и иных специалистах, принимавших участие в аудите.

2. Реквизиты экономического субъекта, а также перечень должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской отчетности юридического лица.

3. Период, к которому относится проверенная документация, дату подписания письменной информации.

4. Выявленные существенные нарушения установленного законодательством порядка ведения бухучета и составления отчетности, которые влияют или могут повлиять на ее достоверность.

5. Результаты проверки организации и ведения бухучета, составления соответствующей отчетности и состояния СВК экономического субъекта.

Дополнительные:

1. Особенности проведения аудиторской проверки, обусловленные договором или возникшие в результате проверки.

2. Данные о штате бухгалтерии.

3. Перечень областей или направлений проверки.

4. Сведения о ее методике.

5. Результаты проверки подразделений, филиалов и дочерних фирм.

6. Влияние частных результатов на итоги проверки всего экономического субъекта в целом и т. д.

Обязательно следует указать, какие замечания являются существенными, какие – нет. В случаях подготовки заключения в форме, отличной от безусловно положительного, должна быть приведена аргументация.

Письменная информация составляется в двух экземплярах. Один предоставляется лицу, подписавшему договор, второй остается у аудиторской организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Методические рекомендации по организации взаимодействия с внешним аудитором в процессе организации и проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методические рекомендации
по организации взаимодействия с внешним аудитором в процессе организации и проведения обязательного аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности

Введение
Взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета), в том числе его комитета

17.2. Порядок проведения логистического аудита

17.2. Порядок проведения логистического аудита
Ключевой принцип логистического аудита – продвижение от общего к частному. То есть от глобальных целей деятельности предприятия к причинам низкой эффективности, низкой производительности и упущенных возможностей. После

8. Методы и источники получения знаний о деятельности экономического субъекта

8. Методы и источники получения знаний о деятельности экономического субъекта
Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:
1) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта;
2) анализ

Неспособность членов совета директоров противостоять исполнительному руководству компании

Неспособность членов совета директоров противостоять исполнительному руководству компании
По мнению Уоррена Баффета, проблемы с управлением компаниями в определенной степени обусловлены позорной склонностью членов совета директоров легкомысленно одобрять все

22. ОЗНАКОМЛЕНИЕ РУКОВОДСТВА СУБЪЕКТА ПРОВЕРКИ С ВАЖНЕЙШИМИ АСПЕКТАМИ АУДИТА

22. ОЗНАКОМЛЕНИЕ РУКОВОДСТВА СУБЪЕКТА ПРОВЕРКИ С ВАЖНЕЙШИМИ АСПЕКТАМИ АУДИТА
МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями» устанавливает основные правила предоставления руководству информации об основных аспектах аудита, возникающих

Информация по результатам проверок

Информация по результатам проверок
Еще одним источником информации являются данные, полученные от госорганов после проведения внеочередных «заказных» проверок, если они были связаны с выемкой документов или истребованием копий корпоративных и

2. Возникновение аудита. Сущность и содержание аудита

2. Возникновение аудита. Сущность и содержание аудита
Родиной аудита считается Англия (с 1844 г.), где вышла серия законов, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов

17. Общение с руководством аудируемого экономического субъекта

17. Общение с руководством аудируемого экономического субъекта
При общении с руководством аудируемого экономического субъекта следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики. Аудитор должен быть вежлив

25. Особенности проведения первичного аудита бухгалтерской отчетности

25. Особенности проведения первичного аудита бухгалтерской отчетности
Цель – формирование мнения аудитора в отношении начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта

3.3. Подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки

3.3. Подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки
Проведение оценки эффективности управленческих решений в сфере государственного долга было бы не полным без обобщения результатов проведенной оценки, подготовки выводов и рекомендаций по

Задание 7. Заполните анкету для проведения ИТ-аудита

Задание 7. Заполните анкету для проведения ИТ-аудита
Цель: научиться выделять категории для анализа ИТ-состояния, формировать опросники для проведения ИТ-аудита.1. Разработайте собственные вопросы для проведения ИТ-аудита и оценки состояния ИТ в организации.1.1. Категория

Объяснение руководству и инвесторам важности нематериальных результатов

Объяснение руководству и инвесторам важности нематериальных результатов
Нематериальные результаты должны быть представлены руководству в форме конкретных финансовых показателей, которые будут ему понятны. Определить и описать нематериальные результаты вашей работы

20.4. Порядок проведения аудита

20.4. Порядок проведения аудита
Процедура проведения аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.1. Планирование аудита предполагает определение стратегии и тактики аудиторской проверки, выбор процедур и методов аудиторской деятельности.По итогам

Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа

Вопрос 7
Методика проведения комплексного экономического анализа
В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Методика

Трансформация субъекта.

Трансформация субъекта.

То, что делает нас тем, что мы есть, не может быть поставлено нами напротив нас, и это единственное, что не может быть поставлено.
Алекс Джей

Как преподнести себя высшему руководству

Как преподнести себя высшему руководству
Вам трудно рассказывать о себе людям, облеченным властью или обогнавшим вас в карьерной гонке? Вопреки страху, не забывайте о том, какие выгоды может получить вышестоящее лицо, если узнает о вашем предложении. Например, вы готовы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Sony fdr x3000 руководство
  • Wolf cgb 100 инструкция по сервисному обслуживанию
  • Швейная машинка ягуар 281p инструкция по эксплуатации
  • Руководство по ремонту танковых двигателей
  • Минске таблетки женские цена инструкция по применению