Под руководством президента правительство франции выступает в форме

Как
уже отмечалось, во Франции существует
бицефальная
исполнительная власть
,
которую осуществляет Президент и
Правительство. Президенту принадлежит
главная позиция в системе органов
государства. В соответствии со ст.5
Конституции он следит за соблюдением
Конституции, обеспечивает нормальное
функционирование государственных
институтов, принимает меры по обеспечению
государственной независимости и
территориальной целостности, обеспечивает
соблюдение международных соглашений
и договоров. Представляет страну в
международных отношениях.

Полномочия
Президента подразделяются на личные,
а также те, которые нуждаются в
контрасигнатуре Премьер-министра или
отдельных министров, ответственных за
их реализацию.

Личные
полномочия включают:

·роспуск
Национального собрания по усмотрению
Президента не чаще 1 раза в год;

·назначение
Премьер-министра, министров, высших
гражданских и военных должностных лиц;

·введение
в стране чрезвычайного положения. По
Конституции в этот период Президент
может принять любые меры, которые
диктуются обстановкой. Парламент в
период ЧП не может быть распущен
Президентом, но он не может отменить
акты Президента;

·передавать
на референдум законопроекты без одобрения
Парламента;

·председательствовать
на заседании Правительства в форме
Совета Министров;

·обладание
регламентарной властью. Ордонансы
Президента при этом равны законам;

·назначает
1/3 членов Конституционного совета и
имеет право обращаться с запросами в
этот орган;

·председательствует
в Высшем совете магистратуры, актами
Президента производится назначение и
перемещение профессиональных судей;

·верховное
командование Вооруженными Силами;

·помилование
осужденных.

Президент
имеет полномочия, которые требуют
контрасигнатуры членов Правительства:

·подписание
декретов и ордонансов, принятых Советом
Министров;

·созыв
парламента на чрезвычайную сессию;

·назначение
дипломатических представителей, ряда
гражданских и военных должностных лиц.

Президент
Франции может быть привлечен к
ответственности и смещен с должности
формируемым Парламентом Высоким судом
правосудия. После этого, бывший Президент
предстает перед судом общей юрисдикции.
Избирается Президент путем всеобщих
равных, прямых выборов, тайным голосованием.
С 2000 года срок полномочий уменьшен с 7
до 5 лет. Ограничений для переизбрания
не устанавливается.

7. Правительство Франции

Французское
Правительство выступает в двух формах:

·Совет
министров
,
объединяющий всех членов Правительства
под председательством Президента. Он
собирается еженедельно и принимаемые
здесь акты, подписываются Президентом.

·Кабинет
Министров
,
который созывается Премьер-министром
по специальному поручению Президента
рассматривает под председательством
Премьера только указанные Президентом
вопросы. Заседания Кабинета проводятся
достаточно редко. Премьер-министр и по
его представлению члены Правительства
назначаются Президентом. Существующий
во Франции институт парламентской
ответственности Правительства заставляет
Президента назначать Правительство,
опирающееся на поддержку парламентского
большинства. В случае, если Национальное
собрание отказывает Правительству в
доверии или выносит резолюцию порицания,
Премьер-министр должен вручить Президенту
заявление об отставке Правительства.
Глава государства может принять отставку
Правительства и назначить нового
Премьер-министра, либо принять решение
о досрочном роспуске Национального
собрания и назначении новых выборов.

Правительство
как коллегиальный орган и его руководитель
Премьер-министр
обладают широкими полномочиями, которые
осуществляются либо совместно с
Президентом, либо Кабинетом министров,
либо единолично Премьер-министром.

Правительство
обладает широкой регламентарной властью,

принимаемые им декреты – важный источник
французского права. Акты, принимаемые
Кабинетом министров, подписываются
Премьером и обычно контрассигнуются
министрами. Правительство поставляет
в Парламент около 90% всех принимаемых
законопроектов. Вносятся они
Премьер-министром после обсуждения в
Совете Министров и получения заключения
в Государственном совете. Конституция
Франции и специальные законодательные
акты возлагают на Премьер-министра
большой круг обязанностей и широкие
полномочия. На него возложены исполнение
законов, координация и контроль работы
министров, обеспечение национальной
обороны, назначение на военные и
гражданские должности. Он обладает
собственной регламентарной властью,
правом обращаться в Конституционный
совет, законодательной инициативой. По
его предложениям собираются чрезвычайные
сессии Парламента, а также продлеваются
очередные сессии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

From Wikipedia, the free encyclopedia

This article is about the collective executive of France. For the entire governing system of France, see Politics of France.

Government of the French Republic
Gouvernement de la République française
Overview
Established 4 October 1958 (Fifth Republic)
State French Republic
Leader Prime Minister of France
Appointed by President of France
Main organ Council of Ministers
Responsible to National Assembly
Headquarters Hôtel de Matignon, Paris
Website gouvernement.fr/en (English)

The government of France (French: gouvernement français), officially the Government of the French Republic (Gouvernement de la République française [ɡuvɛʁnəmɑ̃ la ʁepyblik fʁɑ̃sɛːz]), exercises executive power in France. It is composed of the prime minister, who is the head of government, as well as both senior and junior ministers.[1] The Council of Ministers, the main executive organ of the government, was established in the Constitution in 1958. Its members meet weekly at the Élysée Palace in Paris. The meetings are presided over by the President of France, the head of state, although the officeholder is not a member of the government.

The government’s most senior ministers are titled as ministers of state (ministres d’État), followed in protocol order by ministers (ministres), ministers delegate (ministres délégués), whereas junior ministers are titled as secretaries of state (secrétaires d’État). All members of the government, who are appointed by the President following the recommendation of the Prime Minister, are responsible to the National Assembly, the lower house of the French Parliament. Cases of ministerial misconduct are tried before the Cour de Justice de la République.

Composition and formation[edit]

All members of the French government are appointed by the president of the Republic on the advice of the prime minister.[2] Members of the government are ranked in a precise order, which is established at the time of government formation. In this hierarchy, the prime minister is the head of government. They are appointed by the president of the Republic. While the president is constitutionally free to appoint whomever they like, in practice, they must nominate a candidate that reflects the will of the majority of the National Assembly, as the government relies on the confidence of the French Parliament.[3] After being nominated to lead a government, the prime minister nominee must propose a list of ministers to the president. The president can either accept or reject these proposed ministers. Ministers are ranked by importance:

  • Ministers of state (French: ministres d’État) are senior ministers and are members of the Council of Ministers. It is an honorary rank, granted to some Ministers as a sign of prestige.
  • Ministers (French: Ministres) are senior ministers and are members of the Council of Ministers. They lead government ministries.
  • Secretaries of state (French: secrétaires d’État) are junior ministers. This is the lowest rank in the French ministerial hierarchy. Secretaries work directly under a minister, or sometimes directly under the prime minister. While the Council of Ministers does not include secretaries of state as members, secretaries may attend meetings of the Council if their portfolio is up for discussion.

Functions[edit]

According to the Constitution of the French Fifth Republic, the government directs and decides the policy of the nation.[4] In practice, the government writes bills to be introduced to parliament, and also writes and issues decrees. All political decisions made by the government must be registered in the government gazette.

Council of Ministers[edit]

The Council of Ministers (French: Conseil des ministres) is established by the Constitution. It is composed only of the senior ministers, though some secretaries of state may attend Council meetings. The Council of Ministers is chaired by the president, unlike the government, but is still led by the prime Minister, who was officially titled as the president of the Council of Ministers (French: président du Conseil des ministres) during the Third and Fourth Republics.[1]

All bills and some decrees must be approved by the Council of Ministers. Furthermore, it is the Council of Ministers that defines the collective political and policy direction of the government, and takes practical steps to implement that direction. In addition to writing and implementing policy, the government is responsible for national defense, and directs the actions of the French Armed Forces.[4] The workings of the government of France are based on the principle of collegiality.

Meetings of the Council of Ministers take place every Wednesday morning at the Élysée Palace. They are presided over by the president of the Republic, who promotes solidarity and collegiality amongst government ministers.[5] These meetings follow a set format. In the first part of a meeting, the Council deliberates over general interest bills, ordinances, and decrees.[6] In the second part, the Council discusses individual decisions by each minister regarding the appointment of senior civil servants. In the third part, usually, either one minister will give a presentation about some reform or project that they are directing, or the president will ask for advice on some subject from the ministers. In addition, the minister of foreign affairs provides the Council with weekly updates on important international issues.[6]

Ministries[edit]

Most government work, however, is done elsewhere. Much of it is done by each individual ministry, under the direction of the minister responsible for that ministry. Ministers each have their own staff, called a «ministerial cabinet» (French: Cabinet ministériel).[7] Each ministerial cabinet consists of around ten to twenty members, who are political appointees. Cabinet members assist the minister in running a ministry. Members of ministerial cabinets are powerful figures within the government and work in both the political and administrative spheres.[7] The hierarchy in each ministerial cabinet is determined by the Minister. Working groups consisting of representatives from several ministries are commonplace. It is the duty of the prime minister to oversee these inter-ministry meetings and to ensure that government work is done effectively and efficiently. All ministerial cabinet decisions must be co-signed by the prime minister.[8] Any decree must also seek the prime minister’s advice as well.[8]

Budget[edit]

The government is responsible for the economic and financial policy of the French Republic, must authorize all expenditures made by each ministry, and also manage all revenue. Expenditures are made through what is called a «finance law» (French: Loi des Finances), which is equivalent to an appropriation bill. Each minister must prepare a list of requests for funds annually, and submit it to the Budget Ministry. This ministry decides whether to grant or deny requests for funding by ministers. The ministry also calculates the state budget for the coming year. The parliament must vote on all applications of finance law.

Separation of powers[edit]

Members of the French government cannot occupy any position of occupational or trade leadership at the national level, any public employment, or any professional activity.[9] These restrictions are in place to alleviate external pressure and influence on ministers, and to enable them to focus on their governmental work. Despite these restrictions, members of the government are allowed to keep local elected positions, such as those of city mayor or regional councilor. Whilst the Constitution of the French Republic does not prohibit ministers from being the leader of a political party, it is customary that ministers should not occupy such a post.

The government is responsible to the French Parliament. In particular, the government must assume responsibility for its actions before the National Assembly, and the National Assembly can dismiss the government with a motion of censure.[10] The government cannot function during the tenure of acting (interim) president, as that position is granted either to the President of the Senate or the Prime Minister, compromising separation of powers. If the government decides to launch an armed operation with a duration of longer than four months, it must first consult parliament and request an authorization.[11] The Prime Minister may convene parliament for extraordinary sessions, or add additional sitting days to the legislative calendar.[12]

Current government[edit]

Ministries[edit]

The names of ministries change often in France. This is a list of current ministries:[13]

  • Ministry of the Interior
  • Ministry of Justice
  • Ministry for Europe and Foreign Affairs
  • Ministry of Armed Forces
  • Ministry for Territorial Cohesion and Relations with Local Government
  • Ministry for Solidarity and Health
  • Ministry of Economics and Finance
  • Ministry of the Ecological Transition
  • Ministry of Culture
  • Minister of Labour, Employment and Economic Inclusion
  • Ministry of National Education, Youth and Sport
  • Ministry of Agriculture and Food
  • Ministry of Public Sector Transformation and the Civil Service
  • Ministry of Higher Education, Research and Innovation
  • Ministry for Overseas France

References[edit]

  1. ^ a b «A short guide to the French political system». 19 October 2014. Retrieved 5 December 2014.
  2. ^ Constitution of the French Republic (Title II, Article 8)
  3. ^ «France: The role of the president». Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Inc. 2014. Retrieved 6 December 2014.
  4. ^ a b Constitution of the French Republic (Title III, Article 20)
  5. ^ Constitution of the French Republic (Title II, Article 9)
  6. ^ a b «How Government works». Government of France. Retrieved 6 December 2014.
  7. ^ a b A. Dutheillet de Lamothe (December 1965). «Ministerial Cabinets in France». Public Administration. 43 (4): 365–475. doi:10.1111/j.1467-9299.1965.tb01658.x.
  8. ^ a b Cabinet ministers and parliamentary government. Michael Laver, Kenneth A. Shepsle. Cambridge [England]: Cambridge University Press. 1994. ISBN 0-521-43246-4. OCLC 29669008.{{cite book}}: CS1 maint: others (link)
  9. ^ Constitution of the French Republic (Title III, Article 23)
  10. ^ Constitution of the French Republic (Title V, Article 49)
  11. ^ Constitution of the French Republic (Title V, Article 35)
  12. ^ Constitution of the French Republic (Title IV, Articles 28 and 29)
  13. ^ «Composition of the Government». Gouvernement.fr. Retrieved 17 September 2021.

External links[edit]

  • Official website (in English)

Франция / Особенности исполнительной власти

Исполнительная власть во Франции представлена президентом и правительством, которое возглавляет премьер-министр.

Президент Республики наделён обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами. Наиболее существенные права президента включают: назначение премьер-министра, досрочный роспуск Национального собрания — нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат). Президент является верховным главнокомандующим, председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну на международной арене, ведёт переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их. Президент Республики вправе по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 конституции, предусматривающий использование чрезвычайных полномочий, запросив перед этим мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета (в настоящее время во Франции все чаще звучат призывы к отмене данного механизма, который несколько раз использовал только генерал де Голль). Президент Республики обладает многочисленными иными полномочиями, имеющими существенное значение, но осуществляет их совместно с другими государственными органами.

Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти: он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Президенту принадлежит право помилования. Более того, президент является гарантом судебной власти.

Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым голосованием. Ограничений по количеству сроков президентства нет.

Президент избирается прямым всеобщим голосованием по одномандатной (униноминальной) мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет с правом переизбрания. В соответствии с этой системой, избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, получивший свыше 50 % голосов избирателей, участвовавших в голосовании, при условии явки на выборы

не менее 25 % избирателей получает президентский мандат. В случае необходимости проведения второго тура выборов баллотируются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает президентский пост.

Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики. Правительство одновременно остаётся высшим органом управления, намечая и осуществляя меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Правительство является главным финансовым распорядителем, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооружённые силы. Данные полномочия перечислены в ст. 20 конституции 1958 года, определяющей общий статус правительства. Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в том, что оно выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой Совет министров Республики. Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства под руководством премьер-министра.

Сложность состоит в том, что в ряде случаев Основной закон не проводит чёткого различия между двумя организационными формами, пользуясь собирательным термином «правительство». Так, конституция (ст. 49) говорит об ответственности правительства, явно исключая при этом Президента Республики, не несущего парламентской ответственности. В то же время премьер-министр вправе поставить вопрос о доверии правительству только после обсуждения в Совете министров. В данном же случае участие президента является необходимым условием, так как Совет министров собирается только под его председательством.

Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно прост: Президент Республики назначает премьер-министра и, по его представлению, других членов правительства. Однако, поскольку существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.

Конституция 1958 года года отмечает особое положение премьер-министра среди других министров: он руководит деятельностью правительства, несёт ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и гражданские должности, за исключением тех, назначения на которые производит президент.

Во Франции не существует фиксированного в конституции числа и перечня министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда формируется новое правительство.

←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →

По нехоженой земле / Книга посвящена выдающейся советской экспедиции 1930–1932 годов на архипелаг Северной Земли. В результате работ этой экспедиции были изучены рельеф, геологическое строение, гидрографическая сеть, животный и растительный мир архипелага, составлена его подробная карта. О подвиге участников этой небольПо нехоженой земле
Книга посвящена выдающейся советской экспедиции 1930–1932 годов на архипелаг …

Великобритания / В книге представлена экономико-географическая характеристика экономических районов Великобритании с указанием отличительных особенностей важнейших городских центров, сведений по истории, населению, культуре и хозяйству. Автор проанализировал, используя, в частности, количественные методы, огромный мВеликобритания
В книге представлена экономико-географическая характеристика экономических …

Какова структура правительства Франции? Какими полномочиями обладает президент этого государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием «правительство» два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров — под предводительством президента, и кабинет министров — под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

  • Национальное Собрание выносит «резолюцию порицания».
  • Национальное собрание отказывается утверждать правительственную программу либо общеполитическое заявление.

    правительство франции

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером системы сдержек и противовесов. Это и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии законодательного процесса и твердо укрепятся в виде законов.

глава правительства франции

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. Статья 21 французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр — первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

полномочия правительства франции

Первая именуется как «де Голль — Дебре». По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется главой государства и парламентом.

Вторая программа называется системой «кохабитации», или схемой «Миттеран-Ширак». Суть этой программы — формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента — выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

Временное правительство во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

формирование правительства франции

Создание временного правительства произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения «Свободная Франция». Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

президент франции правительство

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста — невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

правительство парламент франции

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, — это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации — все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

«Личные» полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

временное правительство во франции

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство — Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

«Разделяемые» полномочия президента Франции

«Разделяемые» президентские полномочия, в отличие от «личных», требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.
Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Стать автором

Принципы государственного управления во Франции

Как во всяком современном развитом демократическом государстве, во Франции система государственного управления строится на принципе разделения властей. Названный принцип был закреплен еще Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, которая в последующем стала частью действующей Конституции Франции 1958 г. Принцип разделения властей в разные исторические периоды по-разному воплощался в государственности Франции.

Современное государственное управление Франции характеризуется как смешанная форма правления или, иначе говоря, полупрезидентская или полупарламентская система государственного управления. Такая форма государственного управления предполагает наличие сильной исполнительной власти и относительно слабого высшего законодательного органа или, напротив, усиление роли парламента при ослаблении исполнительной власти.

Так, одной из существенных характеристик французского государственного управления является наличие двух высших исполнительных органов в стране – президента и правительства. Президент обладает собственными полномочиями, которые может реализовывать автономно. При этом руководство вооруженными силами и административным аппаратом относится к полномочиям Правительства, которое подотчетно парламенту, что характерно для парламентских республик.

Реальная форма государственного управления во Франции зависит от того, какие политические силы составляют большинство представительного органа. Если большинство в парламенте президентское, то парламент фактически становится подконтрольным президенту. Роль президента в политической жизни существенно возрастает, он получает возможность формировать правительство из числа политических сил, к которым относится сам. Когда же большинство в парламенте составляют оппозиционные президенту силы, возрастает, соответственно, роль парламента. Ввиду наличия принципа парламентской ответственности президенту приходится формировать правительство из числа позиционных сил. В указанные периоды существенно возрастает роль правительства в политической жизни страны.

«Государственное управление во Франции» 👇

Итак, три основных элемента системы государственного управления во Франции представлены следующими высшими должностными лицами и органами публичной власти:

  • исполнительная ветвь власти представлена президентом и правительством, возглавляемым премьер-министром;
  • законодательная власть реализуется парламентом, именуемым Национальным собранием;
  • судебную власть, в свою очередь, осуществляет судебная система, во главе которой стоят Кассационный суд как высший суд в системе судов общей юрисдикции и Государственный совет, возглавляющий систему административной юстиции.

Президент в государственном управлении Франции

Положениями французской конституции президент республики наделен следующими полномочиями:

  • выступает гарантом соблюдения конституционных положений;
  • обеспечивает эффективное функционирование институтов государственного управления;
  • реализует меры, направленные на обеспечение независимости страны, ее территориальной целостности;
  • обеспечивает исполнение международных соглашений;
  • занимает пост верховного главнокомандующего страны, производит назначение на высшие должности военной и гражданской службы;
  • выполняет представительские функции в международных отношениях, от имени страны ведет переговоры с зарубежными партнерами, заключает международные договоры и пр.

Кроме того, президент осуществляет такие полномочия, как назначение главы правительства, принятие решения о досрочном прекращении полномочий представительного органа (роспуска Национального собрания), реализует чрезвычайные полномочия.

Замечание 1

Фактически нередко распределение полномочий между президентом и правительством складывается следующим образом: президент реализует задачу общего управления, определяя общие направления внешней и внутренней политики, а правительство осуществляет текущую управленческую деятельность.

Президент Франции избирается сроком на 7 лет, конституционно не установлено ограничение для переизбрания его на эту должность.

Президент обладает следующими процедурными полномочиями:

  • председательство в совете министров;
  • назначение и отзыв от должности главы правительства, членов правительства и др.

Замечание 2

Ввиду того, что сфера законодательного регулирования во Франции ограничена важнейшими областями общественных отношений, все основные вопросы регулируются законом, остальные – актами исполнительной власти.

Поэтому издаваемые президентом ордонансы и декреты рассматриваются не как подзаконные акты, а как самостоятельные правовые источники, принимаемые вне сферы законодательного регулирования. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы, он имеет право отлагательного вето.

Правительство в государственном управлении Франции

Правительство представляет собой высший коллегиальный орган исполнительной власти республики. Оно реализует свои полномочия:

  • в форме Совета министров, который возглавляется президентом;
  • под руководством премьер-министра.

Все основные вопросы государственного управления, в том числе разработка и рассмотрение важных законопроектов, решение вопроса о доверии, назначение референдума, назначение на высшие должности государственного управления, подлежат разрешению в Совете министров.

Правительство, в том числе его глава, назначаются президентом, такое решение не требует контрассигнации. Однако в виду того что правительство ответственно перед парламентом, президент формирует правительство из числа парламентского большинства.

Парламент в государственном управлении Франции

Высшим представительным законодательным органом республики является парламент. Это Национальное собрание, которое состоит из двух палат: нижняя палата Сенат. Депутаты парламента избираются на основе всеобщего равного прямого голосования. Полномочия французского парламента типичны для парламентов развитых демократических государств. Это законотворческая деятельность, утверждение республиканского бюджета, контроль его исполнения, а также контроль деятельности органов исполнительной власти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хорошая связь руководство
  • Берлитион 600 инструкция по применению в таблетках цена таблетки
  • Пмкр басманное официальный сайт руководство
  • Руководство для honda civic скачать
  • I12 наушники беспроводные инструкция подходит на андроид