Под руководством ломоносова построили фабрику цветного стекла

2Стекло известно человечеству с давних времён. Различные украшения, предметы роскоши из стекла делали тысячелетия назад. Материалом для них служили непрозрачные, а часто и окрашенные стёкла. Обычно, стёкла получались грязно-зелёного цвета из-за примесей различных металлов, которые находятся в песке, мраморе и других материалах, используемых при варке стекла. Изготовить прозрачное стекло было существенно сложнее, чем цветное.Для этого были необходимы чистые материалы. Если при варке стекла добавляли какие-либо металлы, то оно приобретало соответствующую окраску. Рецепты варки цветного стекла держался в секрете и передавался по наследству.

Технология изготовления цветного стекла была известна и в Древне Руси. Она была получена из Византии и использовалась, как правило, при украшении церквей. Но в XIII-XIV веках технология была утеряна, что многие современные историки связывают с завоеванием Руси татаро-монголами.

Честь восстановления технологии производства цветного стекла и создания промышленного стекольного производства в России принадлежит великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов родился 8 (19 — по новому стилю) ноября 1711 г. на Курострове — одном из больших островов Се­верной Двины, против города Холмогор, в 75 км от Архангельска.

Им было проведено множество опытов по созданию раз­личных сортов цветного стекла. С одной стороны, его работа по изготов­лению цветных и непрозрачных стёкол была связана с теоретическими исследованиями по оптике и физиологии зрения. С другой стороны, Ломоносов стремился заложить основы нового (или, вернее, забытого со времен древней Руси) производства смальты (цветной стеклянной мас­сы) для мозаики. Первую мозаичную картину Ломоносов изготовил в 1752 г.

Об этой двойной цели своих экспериментов Ломоносов писал Л. Эй­леру в 1754 г.: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-хими­ческие испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как почти три тысячи опытов, сделанных для вос­произведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный мате­риал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик».

Одной из трудных проблем, с которыми столкнулся Ломоносов в процессе своих опытов, была проблема красителей. Необходимо было изготовлять красители разных цветов и оттенков.

До опытов Ломоносова по технологии производства стекла за границей и в России существовало очень немного красителей для стекла. Ломоносов расши­рил палитру красителей, применив при этом строго научный метод. Та­ким образом он сумел получить большую гамму цветов и оттенков окрашенных стёкол.

Для выплавки цветного стекла необходимо было иметь специальные печи и огнеупорные тигли. Эту задачу Ломоносов также успешно разре­шил и стал изготовлять плавильные тигли (до этого они обычно ввози­лись из Германии). При варке стекла необходимо учитывать темпера­туру в стекловаренной печи. Ломоносов разработал для этой цели конструкцию пирометра (прибор для измерения высоких температур). Кроме цветного стекла, Ломоносов изготовлял оптические стёкла для линз телескопов и других приборов.

В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у дерев­ни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Место было выбрано удачно. Здесь имелось всё необходимое для работы будущей фабрики — вода, лес и кварцевый песок, пригодный для варки стекла.

Бисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрикуБисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрику

Стекольные заводы в XVIII в. были довольно примитивны по своему устройству. Они представляли собой деревянные амбары, где находи­лись печи для варки стекла и иное оборудование. Последнее было настолько несложным, что завод легко было перенести на новое место, если ощущался недостаток топлива или сырья (песка, извести и т.д.).

Ломоносовская фабрика в Усть-Рудице имела мало сходства с таки­ми предприятиями, разве только напоминала их своими размерами и планировкой. Во всём остальном она являлась оригинальным творением Ломоносова, разработавшим как новые технологические процессы, так и оборудование.

Начиная строительство здания фабрики и жилых помещений, Ломо­носов организовал изготовление кирпича, затем построил три вододействующие установки:

1) «мельницу» для распиловки дерева на доски;

2) фабричную установку, включающую механизмы, «которыми молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные, и шлифовать мозаику»;

3) мукомольную мельницу для снабжения фабричных людей мукой.

Для водохранилища Усть-Рудицкой фабрики была сооружена плотина длиной 65 м, высотой более 3 м, шириной более 4 м, со шлюзами и «воротами». Хотя применение водяных двигателей в заводском произ­водстве ХVIII в. было обычным явлением, но как раз в стекольном производстве они применялись редко.

Печи на фабрике строились по чертежам Ломоносова. Им же были сконструированы и изготовлены станки и инструменты, необходимые для производственного процесса.

Об этом мы узнаем, например, из донесения учёного в канцелярию Академии наук от 22 мая 1753 г.:

«…Потребны некоторые инструменты, мною вновь изобретённые для ускорения работ, а особливо станок для формовки стеклянных четырех­гранных брусков к мозаике и другие машины, которых нигде купить нельзя, затем, что их нигде нет, а инструментальные художники (масте­ра) при Академии наук оные инструменты по моему указанию могут способно делать».

Из всех видов усть-рудицкой продукции труднее всего было нала­дить изготовление бисера. Сделанная по указанию Ломоносова машина для производства бисера вначале его не удовлетворяла, и только после того, как эта машина была усовершенствована, учёный с радостью сооб­щил: «Ныне сыскал я надёжный способ делать бисер, пронизки (стеклянные бусы) и стек­лярус скорым способом, так что могу удовольствовать будущего, 1761 года, оным здешнюю коммерцию».

На Усть-Рудицкой фабрике применялось такое количество разнооб­разных инструментов, что, по словам Ломоносова, «для их множества и мелкости» требовался особый пространный реестр, составление кото­рого пришлось поручить бухгалтеру.

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломо­носов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учени­ков» Академии наук, изготовлявшие мозаику и обучающие этому искус­ству других; выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса; гончар Петр Андреев; заготовитель материалов Андрей Яковлев; бисерник Михаиле Филиппов; пронизочник Андрей Никитин; Кирилл Матвеев, изготовлявший четы­рехугольные куски массы для мозаики; Григорий Ефимов — граниль­щик, отделывавший мозаичные композиции; рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали); Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела; Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мель­ницы» и лесопилки.

Получив возможность проверять на своей фабрике результаты пре­дыдущих лабораторных опытов, Ломоносов продолжал совершенство­вать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики.

Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцвет­ных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерей­ных вещей и уборов». Здесь производилась столовая и парфюмерная посуда, всякие скульптурные изображения для украшения дворцов и са­дов, литые стеклянные столы, плиты, стекло для мозаичных работ, стек­лярус, бисер, бусы, галантерейные изделия: запонки, пугови­цы, камни к серьгам и т. д. Все эти изделия были очень высокого каче­ства.

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Особенно широко развернулась выработка разноцветных мозаичных составов с 1761 г. Составы вырабатывались Ломоносовым не обычными в то время ремесленными приёмами, а с учётом химических особенно­стей отдельных веществ, применявшихся для создания того или иного вида мозаики. Вот почему последующие специалисты по мозаике, рабо­тавшие в конце XVIII и в XIX в., не могли создать стёкол, подобных ло­моносовским.

Об этой важнейшей задаче своей фабрики Ломоносов писал неза­долго до смерти:

Я зрю здесь в радости довольствий общий вид,

Где Рудица, вьючись сквозь каменья, журчит;

Где действует вода, где действует и пламень,

Чтобы составить мне или превысить камень

Для сохранения геройских славных дел,

Что долг к Отечеству изобразить велел.

Ломоносов стремился в первую очередь создать картины «герой­ских славных дел» эпохи Петра I. По проекту Ломоносова намечалось построить большой монумент Петру I в Петропавловском соборе, укра­шенный изображениями важнейших событий первой четверти XVIII в. Ломоносов считал мозаику наилучшим изобразительным средством для того, чтобы увековечить эти исторические события для потомства.

Он предполагал создать мозаичные картины создания регулярной армии и флота при Петре, взятия Азова, основания Петербурга, Полтав­ской битвы, победы при Гангуте, наконец погребения Петра I.

В 1756 г. на правом берегу Мойки, в адмиралтейской части Петер­бурга, Ломоносовым была построена специальная мозаичная мастер­ская.

Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Среди мастеров-«мозаичистов» выделялись уже упомяну­тые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Мозаичному искусству были обучены Ломоносовым и некоторые знакомые нам масте­ровые Усть-Рудицкой фабрики, например Игнат Петров и Андрей Ники­тин. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх.

На протяжении ряда лет из мозаичной мастерской Ломоносова выходили замечательные портреты Петра I и П.И. Шувалова (сейчас хранящиеся в Государственном Эрмитаже), царицы Елизаветы Петровны (Государственный Русский музей) и другие.

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Здесь Ломоносов предполагал изготовить и картины для памятника Петру I. Он разработал ряд эскизов и составил описания этих картин. Однако закончить он успел лишь одну из них — знаменитую «Полтав­скую баталию» — крупнейшее произведение русского монументального мозаичного искусства.

Картина (с рамкой и ук­рашениями) имела 8,5 м в дли­ну и около 8 м в высоту. На картине изображён был пере­ломный момент Полтавской битвы. Русские переходят в на­ступление. Петр I и его бли­жайшие соратники возглавля­ют неудержимый порыв рус­ских войск.

Ломоносовская мозаика "Полтавская баталия"

Ломоносовская мозаика «Полтавская баталия»

Труды Ломоносова в моза­ичном искусстве приобрели из­вестность не только в России, но и за границей. В 1764 г. за свои заслуги в этой области он был избран почётным членом Болонской Академии наук. В «Учёных флорентийских ведо­мостях» была помещена специальная статья, посвящённая трудам Ломоносова по созда­нию цветного стекла и мозаич­ных картин.

После смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика пришла в упа­док и в 1768 г. была закрыта.

Ломоносовский проект памятника Петру I в Петропавловском собо­ре был отвергнут на том основании, что он будет мешать церковным процессиям и что вообще «Полтавской баталии» и другим картинам, намеченным Ломоносовым, «в том соборе быть неприлично».

«Мозаичная команда», куда входили Матвей Васильев, Ефим Мельников, Иван Цильх и другие ученики и помощники Ломоносова, числившаяся при «Канцелярии от строения» и состоявшая под началь­ством директора Академии художеств И.И. Бецкого, попала в крайне тяжелое положение.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло еще не­сколько картин, но после ликвидации Усть-Рудицкой фабрики запасы смальты иссякли. Цильх ещё хлопотал о налаживании производства смальты для возобновления мозаичного дела, но все было напрасно. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за дру­гим преждевременно гибли. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли».

Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разрабо­тал состав фарфоровой массы. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Следует отметить, что в XVIII в. способы производства фарфора и в Западной Европе и на Во­стоке держались в строгом секрете. Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. О деятельности бывшего товарища Ломоно­сова по учению Дмитрия Ивановича Виноградова необходимо сказать подробнее.

Виноградов принадлежал к той блестящей плеяде ученых, технологов, мастеров-изобретателей XVIII в., которые в разных концах нашей страны — в Петербурге, в Москве, на Урале, на Алтае — работали на благо родной страны. По настоянию Виноградова на Невских кирпич­ных заводах под Петербургом была основана в 1745 г. «Невская порцелянная мануфактура».

Примечание:

«Порцеляном» или «порцелином» в то время называли фарфор.

Д.И. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. «Дело порцеляна химию за осно­вание и за главнейшего своего предводителя имеет»,— писал он. Виноградов испытывал новые сорта глины, изменял методы приготовления фарфоровой массы, улучшал конструкции печей. Всё более совер­шенной становилась продукция фарфорового завода, всё более глубоко проникала пытливая мысль Виноградова в научную сторону дела. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С.-Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Виноградов не мог поделиться с Ломоносовым своим опытом или спросить его совета, так как барон И.А. Черкасов, которому был под­чинен Виноградов, строго приказал сохранять составы фарфоровой массы в секрете. Сановники, сменившие Черкасова по управлению фарфо­ровой мануфактурой, также не спешили использовать достижения Ломоносова по изучению фарфора. Лишь в 1762 г., через три с полови­ной года после смерти Виноградова, сенат назначил Ломоносова дирек­тором фарфоровой мануфактуры, но через месяц отменил свое решение.

Ломоносов начал свои исследо­вания по технологии производства фарфора позже Виноградова (в кон­це 40-х — начале 50-х годов XVIII в.). В 1750 г. Ломоносов, занимавшийся тогда вопросами изго­товления фарфоровой массы, писал в Академию наук:

«Ежели канцелярия Академии наук заблагорассудит, чтобы я в де­лании фарфора мог иметь большие успехи, то надлежит в лаборатории построить особливую печку из бело­го гжельского кирпича».

К сожалению, Ломоносов вы­нужден был вести свои исследова­ния по фарфору независимо от Ви­ноградова. Фарфоровая масса, по­лученная Ломоносовым, отличалась по составу от массы, полученной Ви­ноградовым.

Изучая свойства и способы производства стекла, Михаил Васильевич Ломоносов создал новую науку – физическую химию в современном её понимании. Кроме того, им была разработана и успешно внедрена научная методика эксперимента со строгим постоянством условий проведения опытов. Он провёл уникальное для своего времени научное исследование влияния различных веществ на свойства стекла и внедрил методику варки цветных стёкол.

отсюда

Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стекол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла, чтобы развить стекольную промышленность в России.

«Желаю я, — писал Ломоносов, обращаясь к императрице Елизавете, — к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок (крупный бисер) и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи.
А я могу на своей фабрике, когда она учредится, делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать
оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо вышеписанные товары станут здесь заморских дешевле и по размножении заводов будут за меньшую цену нежели как ныне, для того, что принадлежащие к сему главные материалы (лес, песок, поташ) здесь дешевле и в таком довольстве, что оных знатное количество отпускают в другие государства
».
Кроме того, Ломоносов просил особой привилегии на производство стекла и просил запретить ввоз стеклянных изделий из-за границы.
Проект фабрики был встречен правительством довольно холодно. Ломоносову пришлось хлопотать целый год, пока, наконец, ему не был отведен под фабрику участок земли недалеко от Ораниенбаума — ныне город Ломоносов. На строительство фабрики было дано 4000 рублей.

The_granted_Letter_for_Lomonosov_on_possession_in_Ust_Rudici
На фото: жалованная грамота

Ломоносов сам выбрал место для строительства фабрики около тонких и чистых ямбургских песков. Эти пески настолько славились своей чистотой, что за несколько лет до организации фабрики английские купцы хотели вывозить этот песок в Англию для продажи английским стекольным заводам. Но вывоз песка был запрещен русским правительством.
Фабрику решили ставить на краю большого леса, который мог пойти на топливо и для пережигания на золу. Во времена Ломоносова для стекла употреблялась зола или сода, которую покупали за границей. Но сода была еще слишком дорога, поэтому предпочитали золу. Только за год до смерти Ломоносова русский академик Н. Б. Лаксман доказал, что для варки стекла можно вместо соды применять глауберову соль (сульфат натрия).

Фабрика начала строиться при слиянии двух рек — Рудицы, которая имела быстрое течение, и Каваши. Течение Рудицы давало возможность механизировать производство. Ни пара, ни электричества во времена Ломоносова люди еще не знали, поэтому пользовались силою воды. Крепкая плотина, сложенная из «Тарасов, набитых глиною и каменьями», перегораживала речку Рудицу. Вода с этой плотины приводила в движение три колеса мельницы: «первое для двух рам пильных, чтобы пилить доски к фабричному строению и впредь для пристроек, починок и ящиков под материалы. Второе колесо для машин, которыми молоть, толочь и мешать материалы в стекло потребные, и шлифовать мозаику. Третьим колесом ходят жернова для молотья хлеба, на котором содержат фабричных людей».

Цехи фабрики, станки, инструменты и различные приспособления — все делалось по разработанным проектам ученого-практика. Только благодаря упорному труду и постоянным хлопотам Ломоносова фабрика начала работать. И тут необходимо сказать, что не желание угодить правительству и не жажда наживы положена в основу этого дела, а патриотическое стремление Ломоносова наладить в России новое производство.

Благодаря работам, проделанным в Петербургской химической лаборатории, производство цветных смальт для мозаики было легко налажено в Рудице. Производить же галантерею оказалось гораздо труднее и сложнее за отсутствием опыта. Для этого пришлось построить химическую лабораторию при фабрике. Эта лаборатория, занимавшая лучшее здание в Усть-Рудице, имела ведущее значение для всех работ. Такая постановка дела, при которой исследовательская научная работа руководила промышленным производством, в то время была единственным примером в мире.

Ломоносов был действительно создателем науки о стекле. Все производство было пронизано новаторством. Сырье, красители, продукция фабрик, рецепты и методы производства — все было новым, нигде раньше не применявшимся. Печи, горшки для варки, машины и станки постоянно совершенствовались для обработки различных изделий.

Мировой известностью пользовались изделия ломоносовской фабрики. Здесь в первую очередь стали вырабатывать бусы, бисер, стеклярус и мозаичные смальты. Через год появились граненые камни, подвески, брошки, запонки. А еще через год уже выделывали туалетные и письменные приборы, столовые и чайные сервизы из разноцветного стекла. Затем стали выпускать разные дутые фигуры и шары для украшения садов. С каждым годом увеличивался список изделий, изготовленных на фабрике — появились доски для столов из сплавов, подражающих яшме и другим цветным камням, делались имитации драгоценных камней.

Сохранилось правдоподобное предание о том, что Ломоносов в пору его увлечения стекольным делом носил камзол со стеклянными пуговицами, намеренно вызывая удивление окружающих.

Усть-Рудицкая фабрика не приносила доходов Ломоносову, потому что он не был заинтересован в наживе и эта сторона дела его мало интересовала. После его смерти фабрикой руководила его жена, а после ее кончины фабрика была уничтожена пожаром. Остатки производства лежали в земле под развалинами в течение почти двух столетий. И только в период 1949-1953 гг. на месте усадьбы работала археологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством академика В.В.Данилевского, которой удалось установить местонахождение фабрики Ломоносова. Из земли были извлечены отдельные части машин, лабораторного и технологического оборудования, стеклоплавильные тигли, металлические инструменты и многие образцы стеклянных изделий.

В архиве Ломоносова найдена грамота, выданная сенатом Ломоносову на владение землей в Капорском уезде, где была фабрика. Листы этой грамоты обрамлены исполненными под руководством Ломоносова акварельными миниатюрами, изображающими отдельные производственные процессы и общий вид фабрики.

Эта находка в сочетании с материалами раскопок позволила в точности восстановить вид построек и всю планировку ломоносовского предприятия. Воспроизведенная по этим данным модель Усть-Рудицкой фабрики выставлена в музее имени М. В. Ломоносова в С.Петербурге, в здании Академии наук СССР.

Источник

ПРОЧЕСТЬ ПРАВИЛА ПРИЕМА ЗАКАЗОВ

Цветное стекло и М.В.Ломоносов

27.05.2014

Цветное стекло не всегда было прозрачнымКак ни странно это прозвучит для современных людей, а цветное стекло появилось раньше, чем привычное нам белое. Многочисленные декоративные изделия – вазы и чаши, украшения и прочее – на заре производства стекла делали как раз из цветного, к тому же, зачастую непрозрачного стекла. В соответствии с существующими в те давние времена технологиями сварить цветной состав, из которого в будущем получалось стекло, было гораздо проще, чем заниматься его же очищением.

Откуда берется цвет

Самые первые образцы стекла содержали много примесей, за счет которых цвет его получался «грязным». Это были и железо, и  песок или мраморная пыль – в общем, все то, что указывало на компоненты, из которых изготавливали стекло. Однако очень скоро в стекло стали добавлять яркие красители, чтобы перекрыть непрезентабельные коричнево-зеленые оттенки, а значит,  придать готовым изделиям из стекла привлекательный внешний вид. Интересно также, что отсутствие прозрачности также имело под собой почву: чаще всего так делали для того, чтобы скрыть недостатки технологий – появляющиеся пузырьки и остатки песка, которые не проварился.

Стеклодувы передавали свои секреты только по наследствуС развитием стекольного дела цветное стекло становилось все более чистым, а цвета приобретали нужный мастеру оттенок. Есть несколько особенностей развития процесса в те времена:

  1. Существовали свои секреты, которые передавались только по наследству, а если стеклодув волею судеб оказывался бездетным, то и секрет его мастерства уходил вместе с ним. Такая ситуация немного затормозила развитие производства цветного стекла в средние века, а в целом, владение секретом производства цветного стекла становилось основой богатства.
  2. Еще одним своего рода тормозом прогресса в вопросе цветного стекловарения был тот факт, что крайне редко мастера-стеклодувы задавались вопросами, почему оттенок получается именно таким. А уж о том, чтобы экспериментировать, чаще всего никто и не думал, довольствуясь получаемыми результатами и возможностью продавать ровно окрашенные в нужный цвет изделия.

Иными словами, коммерческая ценность цветного стекла была важнее, чем продвижение технологий.

Ломоносов и цветное стекло

Ломоносов внес огромный вклад в развитие технологий производства цветного стекла и мозаикиВ истории стекла разных цветов прорыв наступил тогда, когда великий русский ученый Ломоносов заинтересовался его производством. Поскольку гений был одновременно и физиком, и химиком, и геологом, а кроме того, достиг высот и в других науках – минералогии и астрономии,  – он углубился в технологии. Историки считают, что разноцветное стекло поначалу было страстью Ломоносова, он очень хотел раскрыть все его секреты и подарить человечеству возможность менять цвета так, как этого требует то или иное изделие. Характерным было также и то, что ученый не собирался обогатиться за счет своих открытий, все его помыслы в данном случае были направлены на то, чтобы служить своей стране.

Как это часто бывает, стремления ученого немного не совпадали с мнением Академии наук России. Известно, что в те годы (1752–1753) ученых такого уровня в стране не было, а сама Академия занималась рутинной работой, по сути, не имеющей ничего общего с прогрессом. Невежество и ханжество – вот как можно охарактеризовать 99% ее членов, тогда как Михаил Васильевич Ломоносов стремился опередить время. Однако упорство ученого позволило ему вести разработки в области химии цветного стекла, что впоследствии дало мощнейший толчок его развитию.

Наука и практика

Палитра цветов стекла огромнаЦелых семь лет Ломоносов добивался разрешения построить и оборудовать собственную лабораторию, причем трижды ему было отказано в этом. После обращения ученого к Сенату и при его полной поддержке лаборатория наконец-то была построена и оборудована, а Ломоносов смог заняться своими опытами в сфере цветного стекла. Находилась лаборатория в Петербурге, на Васильевском острове, а по стечению обстоятельств участок, выделенный для ее строительства, назывался ботаническим огородом. Возвращаясь к самому цветному стеклу, нужно сказать, что ученый взялся за дело с впечатляющим рвением, и за три года с момента открытия своего детища успел сварить более четырех тысяч образцов цветного стекла.

Великий ученый проявил поистине научный подход: каждый результат, будь он удачным или нет, он скрупулезно записывал в журналы, часть из которых сохранилась и сегодня. Основным направлением деятельности Ломоносова было влияние металлов на цвет стекла, а также изучение способов получения прозрачного стекла. Не остановившись на достигнутом, Михаил Васильевич Ломоносов внес свой вклад в развитие мозаики, а если говорить о России, то именно с него и началось ее производство в нашей стране.

Цветное стекло в интерьере

Интересный интерьер с применением цветного стеклаВ современном представлении цветное стекло не вызывает никакого удивления, являясь неотъемлемой частью жизни. Изделия из стекла встречаются не только в качестве декоративных дополнений, но также отлично комбинируются с мебелью, монтируются в двери, оконные проемы. В последние годы именно благодаря стеклу ведущие дизайнеры создают интерьеры, которые вызывают настоящее восхищение. Особенно интересно цветное стекло выглядит в отделке зимних садов, террас, гостиных с выходом на улицу. Помимо причудливой игры цвета посредством проникновения в помещение солнечных лучей, конструкции и изделия из цветных стекол вносят свою гармонию в отделку помещения, создавая яркие акценты и тем самым поднимая настроение жильцам.

Соединять различные предметы, материалы можно несколькими способами, но самым простым и эффективным методом является клеевая фиксация. Чтобы пользоваться клеевым пистолетом, нужно знать общие правила эксплуатации. Принцип работы прост — прибор разогревает полимерный стержень, который под действием температуры становится пластичным. С помощью пистолета клеевая масса наносится на нужный участок. Затем производят само склеивание.

Клеевой пистолет

Содержание

  • Как пользоваться
    • Как зарядить
    • Правила разогрева
    • Замена стержня
  • Инструкция по безопасности при работе
  • Проблемы и их решение
  • Как правильно поменять цвет стержня
  • Как можно работать клеевыми стержнями без пистолета
  • Непосредственная эксплуатация клеевого пистолета
  • Устройство клеевого пистолета
  • Где применять
  • В заключение

Как пользоваться

Термопистолеты используются на крупных предприятиях по выпуску мебели, где с их помощью устанавливаются отделочные элементы на корпуса, обивку диванов, кресел. Применяют их в строительстве, производстве декоративных предметов. При покупке для домашнего пользования список операций увеличивается. Хобби, детские поделки, украшение интерьера, мелкий ремонт — область применения пистолета с клеем. Надо знать правила пользования устройством в быту. Дополнительная информация сделает применение пистолета более эффективным там, где это можно, и отложить его в сторону там, где он будет неуместен.

Как зарядить

Производители постарались, чтобы эксплуатация устройства была простой. Конструкция пистолета позволяет заряжать его без дополнительных приспособлений, разборки, других операций. Самая простая зарядка — первая. Входное отверстие для стержня, сопло чистые. На них нет следов прошлой работы, следов физического воздействия, повреждений. Для работы берется клей нужной марки. При покупке нужно узнать характеристики стержня. Продукция включает в себя следующие виды:

  1. Прозрачные. Универсальные стержни с низкой температурой плавления.
  2. Черные. Предназначены для заделки стыков, как герметик. Имеют высокую температуру плавления.
  3. Цветные. Полимер прокрашен по всей массе и клей на деталях не виден. Широко применяется в рукоделии.
  4. Декоративные. Используются, когда сам клей становится элементом отделки. Может содержать в массе блестки, перламутр, волокна.
  5. Высокотемпературные. Специальные виды клея для фиксации элементов, которые эксплуатируются с повышенными нагрузками.

Зарядка клеевого пистолета

 При покупке обращают внимание на диаметр стержня. Наиболее популярные марки имеют значения 7 и 11 мм. Однако в продаже имеется и продукция других стандартов, например, 8, 12 мм. Заменять указанный в инструкции размер стержня нельзя.

Как правило, сама зарядка клеевого пистолета не представляет сложностей. В отверстие в задней части устройства вставляется стержень до упора. В некоторых моделях необходимо продвигать его многократным нажатием курка, пока он не упрется в камеру нагрева. Удобны пистолеты с индикатором набора температуры. Светящийся диод показывает, что прибор продолжает греться. Когда индикатор погас, можно начинать работу.

Правила разогрева

На упаковке со стержнями указывается температура плавления. Если пистолет приобретался маломощный, то не всякий вид клея подойдет. Есть модели, предназначенные для работы с низкотемпературными стержнями, которые плавятся при 105 °C. Вставлять в них расходные материалы с более высокой точкой плавления не рекомендуется. Даже если клей начнет размягчаться, то работать будет очень тяжело и долго. Излишнее давление на механические детали пистолета может привести к их поломке.

Читайте также: Какие поделки можно сделать из клея пистолета.

В зависимости от мощности устройства, качества клея время разогрева может составлять 2–8 минут. Если по истечении этого срока не получается выдавить расплавленный полимер, значит пистолет не подходит к марке стержня, либо он сломан. Перегрев также несет негативные последствия. Жидкий клей может произвольно вытекать из сопла, попадать в муфту направления, что потом потребует очищения. При работе с различными марками стержней нужно обзавестись прибором с регулятором температуры. Тогда склеивать будет проще, используя все имеющиеся возможности.

Замена стержня

У неопытных мастеров часто возникают проблемы, когда остается небольшой кусочек расходного материала. Стержень выходит из механизма подачи, но частично остается в направляющей муфте и камере нагрева. Можно просто протолкнуть его следующим. Но гораздо удобнее капнуть горячим клеем на торец нового стержня и соединить его с хвостовиком уже находящегося в пистолете. Замена стержня

Если в холодном пистолете уже стоит стержень, который нужно поменять, то сначала необходимо его разогреть. Вынимать затвердевшую полимерную массу из устройства нельзя. Можно его сломать. Пистолет включают в сеть и аккуратно извлекают стержень, на место которого уже устанавливают новый расходник.

Инструкция по безопасности при работе

Устройство работает от сети, а электрический ток всегда представляет опасность для здоровья. Пистолет, в первую очередь, это нагревательное устройство. Температура может доходить до 200 °C. Клей к тому же энергоемкое вещество. Мгновенно остыть оно не может. При попадании на кожу неизбежен ожог. При выполнении отдельных операций, когда возможен контакт с разогретым полимером, необходимо надеть перчатки, гарантируя безопасность рукам.

 Лайфхак. Во время перерыва, между отдельными операциями клеевой пистолет оставляют на подставке соплом вниз, под которое можно положить кусочек бумаги, обрезок ткани, который после работы можно вы кинуть с остатками клея. Рабочая поверхность подставки останется чистой. Клей не попадет на пол, стол.

Во время работы нельзя лезть в корпус металлическими предметами для удаления клея, коррекции положения стержня. Прикасаться во время работы к соплу нельзя. Сама же техника безопасности при работе с клеем не регламентируется, за исключением периода нагрева. В остывшем состоянии он полностью безвреден, поэтому допускается для изготовления элементов интерьера, детских игрушек.

Проблемы и их решение

Со временем происходит износ некоторых деталей. Чаще всего это пластмасса, из которой сделан курок, механизм продвижения и уплотнительные кольца в муфте подачи. Находясь в непосредственной близости от камеры нагрева, они со временем теряют эластичность, трескаются, рассыпаются. Можно заменить их самостоятельно, вырезав из силикона, термостойкой резины новые уплотнители. Тогда клей под давлением стержня снова будет выходить через сопла, а не через образовавшиеся зазоры, трещины в корпус пистолета.

Замена частей

Регулярно необходимо чистить сопла. Если клей невозможно удалить в холодном состоянии, то прибор нагревают и с помощью ветоши, плотной бумаги, картона убирают излишки полимера. Устройство недорогое, поэтому ремонтировать его с заменой деталей нерентабельно. Самыми уязвимыми местами устройства являются курок и механизм подачи стержня. Во время работы горячий клей в пистолете достаточно подвижен, поэтому не стоит сильно давить на курок. Можно его повредить, либо создать излишнее давление в камере нагрева, что приведет к ускоренному износу уплотнителей.

Читайте также: Клей B7000 для проклейки тачскринов: инструкция по применению.

Как правильно поменять цвет стержня

Часто во время работы возникает необходимость заменить стержень. Например, для смены цвета клея при декоративной отделке. Для этого устройство включают. После нагрева аккуратно вытаскивают стержень. Вставляют нужный. После того как выдержано рекомендованное для достижения необходимой температуры время, выдавливают остатки старого стержня из сопла до появления нового клея. Заправлять желательно стержнем аналогичной марки. Тогда режим работы останется прежним, а на готовом изделии не будет заметно разницы в фактуре. Поменять можно не только цвет клея. Можно установить стержень с наполнителем для создания оригинального рисунка.

Как можно работать клеевыми стержнями без пистолета

Стержни клея без пистолета

Если стержень есть, а устройства для его применения нет, либо оно сломалось, то можно найти альтернативный способ склеивания. Температура плавления позволяет применить другие нагревательные приборы и устройства, например:

  • газовую горелку;
  • электрическую плиту;
  • промышленный фен;
  • паяльник;
  • свечу.

Техника нанесения клея проста. Можно использовать любой удобный предмет, от отвертки до шила. Главное, чтобы он не расплавился при нагреве. Стержень помещают в зону высокой температуры, затем выбранным предметом берут нужное количество клея. Еще раз прогревают и наносят на подготовленную деталь. Характеристики дерева позволяют его также использовать для этой процедуры. Пистолеты для клея намного удобнее в работе, но разовую операцию можно сделать и без них.

Читайте также: Как сделать жидкий пластик для заливки.

Непосредственная эксплуатация клеевого пистолета

На самом деле, клеящих веществ стержень не содержит. Адгезивные качества появляются только при нагреве. Это водостойкий полимер, который в жидком состоянии способен прилипать практически к любой поверхности. Достигается это с помощью пистолета. Вставленный стержень доводится до температуры плавления в камере нагрева и через сопло выдавливается на деталь. Режим зависит от мощности прибора и марки клея.

Время подготовки для низкотемпературных стержней составляет около 2 минут. Затем клей наносится на поверхность. Прижимается вторая деталь и в таком положении выдерживается до схватывания. Время может увеличиться, если используется значительная масса клея. Если это небольшая капля, то достаточно нескольких секунд. Если наносится несколько грамм, то выдерживать конструкцию нужно до 2 мин. Полное охлаждение и набор эксплуатационных характеристик наступает примерно через 5 минут.

Устройство клеевого пистолета

Устройство клеевого пистолета

Принцип работы прибора у всех производителей одинаковый. Стандартный клеевой пистолет состоит из следующих элементов:

  1. сетевой шнур или аккумулятор;
  2. корпус;
  3. отверстие для стержня;
  4. смотровое окно для визуального контроля при заправке;
  5. направляющая трубка (муфта);
  6. тепловая камера;
  7. сопло;
  8. подставка.

Читайте также: Как выбрать силиконовый клей для поделок.

В комплект входят подставка, инструкция пользователя. Производителем может поставляться изделие в коробке, чемодане. Пистолет может иметь индикатор нагрева, регулировку температуры. Бытовые модели от 40 до 150 Вт. Профессиональный инструмент может иметь мощность до 500 Вт. В комплект может входить набор сопел: универсальное, удлиненное, с широким шлицем. Среди ведущих производителей выделяются следующие компании:

  • Creative;
  • Brauberg;
  • Dremel;
  • Favorit;
  • Heli;
  • Proconnect;
  • Fix price;
  • Stayer;
  • Topex;
  • Зубр;
  • Сигма.

Профессиональное оборудование принципиально не отличается от любительского, но имеет больший ресурс, мощность и период бесперебойной работы. Для домашнего хобби подойдет недорогая модель. Если пистолет нужен для длительной работы, например, упаковки изделий, сборки коробок, наклеивания бирок, то лучше приобрести дорогой прибор.

Где применять

Применение клеевого пистолета

Популярность инструмента стабильно растет. Удобство, практичность, отсутствие вредных испарений и скорость работы привлекают новых пользователей. Использовать пистолет с термоклеем можно для фиксации элементов из следующих материалов:

  1. дерева, ДСП, МДФ;
  2. металла;
  3. керамики;
  4. кожи;
  5. ткани;
  6. пластиков;
  7. бумаги, картона;
  8. камня.

Работа с этими материалами открывает широкие возможности по реализации творческих идей по благоустройству дома, при занятиях рукоделием или изготовлении детских поделок. Даже такие мелкие элементы, как бисер, блестки, стразы, можно успешно клеить на любую основу. Срок службы изготовленных предметов не ограничен. Прочность клея недостаточна для фиксации элементов, которые эксплуатируются под большой нагрузкой. Так, подошву на обувь можно приклеить только в экстренных случаях, чтобы добраться до дома или мастерской. Применять в таких случаях нужно специальные составы.

Читайте также: Как правильно пользоваться жидкими гвоздями.

В заключение

Термопистолет —  альтернатива традиционным клеям. В частности, ПВА, столярному, канцелярскому. В отличие от них, время остывания многократно короче, чем высыхание, полимеризация у обычных клеевых составов. Сложные конструкции из множества элементов можно собирать быстро и достаточно надежно. Кроме того, есть существенные преимущества:

  • можно подобрать цвет;
  • клей не боится влаги;
  • бесцветный состав практически прозрачен;
  • клей дешевле многих аналогов;
  • есть возможность при нагревании разобрать конструкцию.

Не рекомендуется наносить клей на строительные смеси: цемент, бетон, шпатлевку, гипс. Если все же такая необходимость есть, например, для фиксации элементов отделки, то эту операцию нужно правильно подготовить. Поверхность обрабатывают грунтовкой, лакокрасочными составами. Затем можно приклеивать нужный элемент с помощью термопистолета.

Еще немного полезной информации можно найти в видео ниже:

У вас другой материал?

Узнать подробности

Выбрать

Я не знаю,

какой клей я хочу купить

  • Главная /
  • База знаний ADTEK
    /
  • Инструкция по применению клеевого пистолета

Инструкция по применению клеевого пистолета

Организация рабочего места и оборудования

1. Перед началом работы необходимо организовать свое рабочее место.

  •      Защитить рабочую поверхность от попадания термоклея при помощи силиконового коврика или листов картона.
  •      Оператору необходимо надеть защитные перчатки, убрать волосы.
  •      Оградить рабочее место от детей и домашних животных.
  •      Помещение для работы должно быть хорошо вентилируемым.

2. Установите пистолет вертикально на подставку, носиком вниз. Сопло термопистолета должно быть направлено на защищенный участок поверхности, так как во время разогрева часть клея вытечет (около 5-7 мм).

3. Подключите термопистолет к электросети и нажмите кнопку включения (если имеется).

4. Поднесите клеевой стержень к отверстию, находящемуся в торцевой части корпуса. Плавно продвиньте стержень до упора. Важно помнить, что нельзя засовывать в термопистолет инородные предметы. Можно использовать только клей, подходящий по диаметру. Повторное использование термоклея запрещено.

5. Время нагрева термопистолета у всех производителей различается, в среднем это от 5 до 7 мин. Во время разогрева сильно нажимать на спусковой курок не рекомендуется, потому что это может привести к поломке термопистолета.

6. У термопистолетов, оборудованных регулятором температуры, необходимо выставить рабочую температуру. Старайтесь при работе придерживаться диапазона от 170°C до 200°C. Более низкие температуры потребуют более длительного времени расплава термоклея в камере. Более высокие приведут к кипению клея и, как следствие, появлению «нитей».

7. Если термопистолет оборудован регулятором хода курка, то необходимо выставить объем подаваемого клея, плавно подкручивая винт.

8. Для подачи клея нужно медленно нажимать на спусковой курок, аккуратно дозируя количество клея. Количество подаваемого клея зависит от силы нажатия.

9. После нанесения клея соедините поверхности между собой. При совершении данного действия соблюдайте осторожность, так как клей горячий.

10. Когда клеевой стержень закончится (перестанет выходить из сопла при нажатии), вставьте через торцевое отверстие следующий стержень. Во время первого нажатия стержень нужно немного придержать рукой до момента попадания в захватывающий механизм.

11. После окончания работы отключите термопистолет от сети. Затем необходимо остудить термопистолет в вертикальном положении (около 10 мин). Будьте осторожны, во время остывания небольшая часть клея из форсунки может вытечь.

12. Остывший пистолет можно хранить в любом положении, но избегать попадания мусора и пыли.

Еще статьи по теме

Как устроен термопистолет?
09 мая 2017

Термоклеевой пистолет или термопистолет – это инструмент, позволяющий склеивать различные материалы между собой при помощи термоклея.

Подробнее

Близкие товары

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Милдронат 250мг инструкция цена капсулы по применению
  • Кофемашина китфорт кт 720 инструкция по применению
  • Должностная инструкция главного специалиста общего отдела администрации района
  • Для чего нужен меновазин инструкция по применению раствор
  • Бытовка на металлическом каркасе своими руками пошаговая инструкция