«Он и был озабочен, когда смотрел в небо. Там, в небе, была его работа. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач, и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям»
(Я. Голованов в воспоминаниях о С. Королеве)
Без Сергея Павловича Королева не было бы полета Гагарина в космос, не было бы луноходов и орбитальных станций, которые исследуют и дальние миры, и наблюдают за тем, что происходит на Земле. Выдающийся конструктор прожил не очень долгую жизнь, но успел сделать так много, что стал одной из самых незаурядных фигур XX века в области космонавтики. О главных изобретениях гениального конструктора — в материале РЕН ТВ.
Вундеркинд из Житомира
Известный американский журналист Том Вульф писал:
«Советскую программу окружала аура волшебства. Советы практически не публиковали цифр, фотографий или диаграмм. И никаких имен. Было лишь известно, что советскую программу возглавляла загадочная личность, известная как «главный конструктор». Всякий раз, когда Соединенные Штаты объявляли о масштабном космическом эксперименте, главный конструктор успешно осуществлял его первым».
Фото: © РИА Новости
Выдающийся конструктор и легенда отечественной космонавтики Сергей Королев, как и многие известные ученые, родился в учительской семье. Произошло это 12 января 1907 года в Житомире. Позже Сергей переехал в Одессу и еще подростком понял, что его жизнь будет связана с небом.
Летом он часто пропадал в Одесском порту, где базировался отряд главного управления военно-воздушного флота. Учился собирать и разбирать авиамоторы, ремонтировать фюзеляжи. Иногда летчики брали любознательного парня в полет. А дома он чертил схемы собственного планера.
Первые проекты Сергея Королева
После школы будущий отец советской космонавтики поступил в Киевский политех, а в 1926-м перебрался в Москву, в МВТУ имени Баумана. Андрей Туполев, который был руководителем диплома у Королева, прочил ему большое будущее как авиаконструктору.
Дипломным проектом студента стал самолет СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). И беспрецедентный факт: Осовиахим одобрил проект еще до защиты и выделил деньги на его постройку.
Фото: © commons.wikimedia.org
Свой первый планер Королев сконструировал в 17 лет. На втором — «Коктебель» — летчик Константин Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета.
Еще больше шума наделал в 1930 году планер СК-3: впервые в мире на нем были сделаны сразу «три мертвых петли» без буксировки на высоту три километра. Конструктору тогда исполнилось лишь 23 года.
Ракетная техника
Для того, чтобы интерес Королева с авиастроения переключился на реактивное движение, оказалось достаточно всего одной встречи с создателем теоретической космонавтики Константином Циолковским у него дома в Калуге.
В 1930-е годы Королев вместе с единомышленниками основал Группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая затем выросла в Реактивный научно-исследовательский институт.
Фото: © РИА Новости
До 1938 года при участии и во многом под руководством Сергея Королева были созданы первые советские жидкостно-баллистические ракеты, крылатые ракеты (зенитные и дальнобойные), разработаны проекты ракет дальнего действия авиационных ракет и зенитных твердотопливных ракет. 27 июня 1938 года по доносу коллеги Королев был арестован.
Почему Королев сидел в тюрьме
Ученый получил обвинение по двум пунктам 58-й статьи — следствие указывало, что с 1935 года он намеренно тормозил отработку и сдачу новых образцов оружия для РККА.
Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. С большим трудом его все же выходили в местной санчасти.
Летом 1940 года Королева судили повторно, и после приговора (теперь ему дали 8 лет) оставили в Москве и направили в спецтюрьму НКВД ЦКБ-29.
Фото: © ТАСС/Марк Редькин
Ее возглавляли четверо также осужденных главных конструкторов, в том числе и Андрей Туполев — бывший научный руководитель Королева в Бауманском училище. Именно в ЦКБ-29 был создан лучший (с точки зрения технических характеристик) советский бомбардировщик Ту-2 и пикирующий бомбардировщик Пе-2, самый распространенный в массовом производстве.
В 1942 году Королева перевели в Казань, где он продолжил работу над ракетными двигателями.
Баллистические ракеты
Через два года по личному указу Сталина Сергей Королев был освобожден раньше срока со снятием судимости (но реабилитировали его только в 1957 году).
В 1946 году он был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро-1 (ОКБ-1) в подмосковном Калининграде, теперь это город Королев. Основной задачей бюро стало создание аналога немецкой ракеты Фау-2, а так как все чертежи были утеряны, расчеты нужно было производить заново.
Фото: © Фотохроника ТАСС
В 1948 году были произведены первые летные испытания Р-1, но можно сказать, что Королев одновременно занимался разработкой сразу нескольких поколений ракет.
В 1954 году была закончена работа над Р-5 — первой баллистической ракетой с ядерным зарядом, а спустя два года в конструкторском бюро Королева была создана первая межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, способная доставить ядерный боезаряд практически в любую точку планеты. Именно она открыла перспективу покорения космоса и легла в основу всех существующих и сегодня ракет-носителей.
Первый искусственный спутник Земли
В 1955 году Сергей Королев вместе с учеными Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым обратился в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Инициативу ученых поддержали.
На базе боевой ракеты Королев разработал систему трех- и четырехступенчатых носителей. 4 октября 1957 года первый в истории человечества искусственный спутник Земли, который носил простое название «Спутник-1», был запущен на орбиту.
Фото: © ТАСС/Валентин Черединцев
Аппараты для полета на Луну
В 1959 году советские ученые под руководством Королева создают и запускают три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела СССР, третий — с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.
Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Это произошло 2 января 1959 года. А первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция «Луна-2» — это случилось 13 сентября 1959 года.
Таким образом, Королев обеспечил Советскому Союзу лидерство в лунной гонке.
Первые полеты человека в космос
Неутомимая энергия и энтузиазм Сергея Павловича Королева не иссякали, и на протяжении первой половины 1960-х годов под его руководством совершались многочисленные космические прорывы.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, в 1962 году был совершен совместный полет двух космических кораблей «Восток-3» с Андрияном Николаевым на борту и «Восток-4» с Павлом Поповичем, в 1963 году в космос впервые полетела женщина, Валентина Терешкова.
Фото: © РИА Новости/Александр Сергеев
В 1964 году в полет отправился новый корабль — «Восход», и впервые экипаж составили сразу три человека: ученый, проектант космических кораблей Константин Феоктистов; командир экипажа летчик Владимира Комарова; третьим был врач Борис Егоров.
И, наконец, 18 марта 1965 года Алексей Леонов стал первым в мире космонавтом, вышедшим в открытый космос.
Проект орбитальной станции
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Королев начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый космический корабль «Союз».
В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах.
Фото: © commons.wikimedia.org
Королев ушел из жизни раньше, чем его идеи были воплощены в космических кораблях «Союз».
Смерть конструктора
Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Его сердце остановилось во время хирургической операции.
При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства — у Королева обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование.
Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в 1938 году была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки. Сергею Павловичу было 59 лет.
Нереализованные замыслы Сергея Королева
Проект освоения Марса
Королеву принадлежит приоритет в деле практического начала работ по пилотируемым полетам на Марс. По сведениям американских источников, в 1959 году конструктор убедил советское руководство поддержать разработку проекта по посылке марсохода на Марс.
Фото: © Global Look Press/NASA/ZUMAPRESS.com
Четвертого июня 1960 года, под грифом «Совершенно секретно. Особой важности» было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О плане освоения космического пространства на 1960 год и первую половину 1961 года».
Как правило, основную долю внимания историков космонавтики привлекает первый пункт приложения к этому постановлению. И это вполне объяснимо. Он касался космического корабля «Восток», на котором именно что «в первой половине 1961 года» состоялся первый полет человека в космос. Однако следом шло еще шесть пунктов. И один из них, второй по счету, гласил:
«Создание на базе ракеты Р-7 четырехступенчатого носителя, который позволит осуществить полеты автоматических станций к ближайшим планетам… В сентябре или первой половине октября 1960 года осуществить запуск объекта «М» с целью достижения района Марса, фотографирования его поверхности, передачи изображения на Землю, проведения ряда научных исследований».
В том же июне 1960 года Королев продавливает еще одно постановление ЦК КПСС и Совмина СССР — «О создании мощных ракет-носителей». Знаменитая «лунная» ракета Н-1 в момент рождения замысла и эскизных проектов была не лунной, а «марсианской». Главной ее задачей становилась доставка на орбиту блоков, из которых собирался Тяжелый межпланетный корабль — ТМК.
К 1964 году проект подготовки полета на Марс был выполнен примерно наполовину. Для его полного осуществления нужно было немногое — нормальная плановая работа без авралов и резких поворотов.
Фото: © Макет ракеты-носителя Н-1 в масштабе 1:10 (слева). Фотохроника ТАСС/Пушкарев Альберт
Однако все произошло с точностью до наоборот. В том же 1964 году руководство СССР, впечатленное успехами американцев в продвижении Лунной программы, дало задание опередить США именно на Луне. Марсианская экспедиция сначала забуксовала, а после смерти Королева прекратилась вовсе.
Лунный проект
Королев вынашивал идеи запуска человека на Луну еще в середине 1950-х годов. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Хрущева. Основным содержанием ее было осуществление советской пилотируемой экспедиции на поверхность Луны на основе применения сверхтяжелой ракеты Н-1.
Однако эта программа так и не была реализована ни при жизни Сергея Павловича, ни позже из-за совокупности причин, среди которых называются, например, отсутствие единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, к которому Королев не имел отношения), разногласия с главным конструктором ракетных двигателей В.П. Глушко, а также смена руководства КПСС — Брежнев не придавал Лунной программе такого значения, как Хрущев.
Основные технические решения проекта советской лунной пилотируемой экспедиции были разработаны под непосредственным руководством Королева. После смерти Сергея Павловича и нескольких неудачных попыток запуска Н-1 советская программа пилотируемого полета на Луну была постепенно свернута в пользу исследования Луны беспилотными космическими аппаратами.
Сергей Павлович Королёв и одна маленькая деталь его биографии
3 года назад · 1460 просмотров
Место рождения: Житомир, Украина
Деятельность и интересы: конструирование ракетно-космических систем, пилотируемая космонавтика, ракетное вооружение, авиатехника
Источник:
Деятельность
С.П. Королёв — конструктор ракетно-космических систем, и в истории освоения космического пространства с его именем связана эпоха первых замечательных достижений. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство.Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». В 1957 году Королёву была присуждена Ленинская премия, он дважды Герой Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.
Источник:
Образование, степени и звания
1915, Киев, подготовительные классы гимназии
1917, Одесса, гимназия (впоследствии — единая трудовая школа и домашнее образование)
1926, Высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, Москва, Факультет: авиационное (вечернее) отделение: инженер-аэромеханик
1930, Московская школа летчиков: пилот
1958, Академия наук СССР: академик
1922−1924, Одесса, строительная профессиональная школа
1924−1926, Политехнический институт, Киев: переведен в МВТУ им. Н.Э. Баумана в связи с закрытием института
Работа
1930, Москва, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ): старший инженер
1933, Реактивный научно-исследовательский институт РНИИ, Москва: руководитель отдела ракетных летательных аппаратов, заместитель начальника
1931−1933, Группа изучения реактивного движения ГИРД, Москва: председатель технического совета (1932 — 1933)
1942−1946, ОКБ НКВД 16 при Казанском заводе: заместитель Главного конструктора двигателей
1956−1966, ОКБ-1, Московская обл., Королев: главный конструктор, директор
Дом
1906−1908, Украина, Житомир
1908−1914, Украина, Черниговская обл., Нежин
1946−1957, Московская обл., Королев
1959−1966, Москва
Источник:
Сергей Павлович в детстве
Факты из жизни
• Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло ему жизнь: на переходе из Магадана во Владивосток, пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
• В 1923 году Королёв вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота» (ОДВФ) и в 16 лет сконструировал свой первый безмоторный планер.
• Научным руководителем дипломного проекта Королёва по конструкции легкомоторного самолета СК-4 был А.Н. Туполев.
• Королёв с полным правом мог гордиться своими достижениями не только как конструктор, но и как планерист. Журнал «Авиация и химия» публикует такую запись из дневника соревнований: «15 октября 1929 г. наблюдалось сильное оживление среди рекордсменов. Продолжительность полетов была до 3 часов, а молодой паритель Королёв на “Коктебеле” парил 4 часа 19 минут».
• Был арестован 27 июня 1938 года, побывал во Внутренней тюрьме НКВД, Бутырках, затем на золотом прииске Мальдяк на Колыме и во Владлаге. По требованию Туполева был затем переведен в «Туполевскую шарагу». 27 июля 1944 года Королёва досрочно освободили постановлением Президиума Верховного Совета СССР.
• По воспоминаниям Л.Л. Кербера, Королёв был пессимист и скептик, и свои перспективы нередко описывал фразой: «Хлопнут без некролога».
• Перед отправкой в Германию изучать немецкую трофейную ракетную технику Королёву присвоили внеочередное звание подполковника (и вскоре он был повышен до полковника). Кадровые офицеры звали подобных носителей погон (призванных из запаса, в основном из научных сфер) довольно обидно — «профсоюзные офицеры». В армии США, впрочем, такие тоже были, с единственной разницей: при увольнении американского «профсоюзного» офицера с воинской службы он автоматически лишался своего звания, оставаясь в запасе или отставке, к примеру, лейтенантом, а не бригадным генералом.
• Королёв приходил в бешенство от запаха хозяйственного мыла — он напоминал конструктору о тюрьме.
• Вскоре после войны англичане под Гамбургом продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2». Члены советской военной делегации были в военной форме, а Королёва для маскировки приказали переодеть в форму артиллерийского капитана. Но отсутствие орденов и медалей на гимнастерке Королёва привлекло к нему внимание представителя английской разведки. Он так и спросил Королёва: «А вы чем занимаетесь?» Королёв, ни секунды не раздумывая, ответил: «Вы же видите, я капитан артиллерии». На что англичанин не преминул уколоть: «У вас слишком высокий лоб для капитана. И у вас нет ни одной награды, что говорит о том, что на фронте вы не были». Королёва подвела скромность — он не носил орден «Знак Почета» на гимнастерке во время пребывания в Германии, — но к тому же его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров.
• Урна с прахом С.П. Королёва установлена на Красной площади в Кремлевской стене. У космонавтов бытует легенда: после кремации тела Королёва Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну.
• Именем Королёва названы крупнейшее образование (талассоид) на обратной стороне Луны, астероид, высокогорный пик на Памире и перевал на Тянь-Шане.
Источник:
Открытия
• 17 августа 1933 года был осуществлен первый удачный пуск ракеты ГИРД.
• В 1936 году Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную «217» с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную «212» с жидкостным ракетным двигателем.
• Разработал проект управляемой крылатой ракеты, успешно запущенной в 1939 году, и ракетоплана РП-318−1 с ракетным двигателем.
• В 1948 начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение.
• В 1953 году осуществил первый запуск Р-5, советской жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности (БРСД) наземного базирования.
• В 1956 году на вооружение принята ракета Р-5М, первая советская ракета с ядерным боевым зарядом, разработанная Королёвым.
• В 1957 году двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью полностью выполнила намеченный план полета.
• 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли.
• В 1959 году были созадны и запущены к Луне три автоматических космических аппарата: первый и второй — доставить на Луну вымпел Советского Союза, третий — сфотографировать обратную сторону Луны.
• 12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полет человека по околоземной орбите на корабле «Восток-1».
• 6 августа 1961 года на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки.
• 11−12 августа 1962 года состоялся совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4»; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.
• 14−16 июня 1963 года был осуществлен совместный полет кораблей «Восток-5» и «Восток-6». Попутно изучалась возможность полета в космос женщины.
• 12−13 октября 1964 года состоялся запуск более сложного космического корабля «Восход» с экипажем из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
• 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из 2 человек был совершен первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
• Королёв начал реализацию идей о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый и более совершенный космический корабль «Союз».
Анкета
Источник:
Эта анкета — еще одно следствие идиотской, можно сказать кретинской политики большевиков, из-за которой в середине 1920-хх годов лучше было быть «украинцем», чем русским. Это время, когда проводятся массовые проверки на знание «мовы», а газеты пестрят жалобами несчастным граждан, которых заставляют ломать свой язык, а также грозными сообщениями о массовых увольнениях тех, кто не прошел комиссию по «украинизации»:
Источник:
Надо отметить, что дублирования граф на русском языке в этой анкете Киевского политехнического института нет. Королев потом биографу чуть ли не матом рассказывал про этот эпизод из своей жизни:
«Он ездил теперь в Киевский политех каждый день: в незнакомом городе друзей не было, и к тому же все время надо было еще что-то писать, заполнять, проходить медкомиссию. Ответа на срочный запрос в Одессу пока не было, он уже начинал волноваться.
А вот тут опять подсунули какую-то бумагу. Анкета. Надо заполнять. Дошел до графы «Национальность» и задумался. Действительно, а кто он, собственно, по национальности?
Отец как будто бы был русским, а мама? Дед — тот уж точно украинец, да и бабушка тоже, конечно. Значит, мама украинка.
А он? Русский или украинец? В доме говорили по-русски. С ребятами говорил по-русски. Все преподавание тоже по-русски.
Украинский учили, но говорил по-украински он плохо. В общем-то можно писать и так и этак.
Но раз он в Киеве, лучше, пожалуй, написать: «Украинец».»
Источник:
маленький Сергей Павлович с мамой и бабушкой
В статье использованы биографические материалы с нескольких сайтов, в частности:
БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ КОРОЛЕВА
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-sergey-korolev.html
Биография
https://polymus.ru/ru/persons/korolev-sergey-pavlovich/
Ярослав Голованов. Королёв. Факты и мифы.
http://www.testpilot.ru/espace/bibl/golovanov/korolev/08.html
10:15 12.01.2017
(обновлено: 02:20 03.03.2020)
https://ria.ru/20170112/1485397386.html
Сергей Королев и его великие космические проекты
Сергей Королев и его великие космические проекты — РИА Новости, 03.03.2020
Сергей Королев и его великие космические проекты
12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по ст.ст.), 110 лет назад, родился Сергей Королев, ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, академик АН СССР. Его самые знаменитые проекты – в фотоленте Ria.ru.
2017-01-12T10:15
2017-01-12T10:15
2020-03-03T02:20
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1485397386.jpg?2211803621583191227
ссср
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
фото, ссср, сергей королев, россия
Фото, СССР, Сергей Королев, Россия
Сергей Королев и его великие космические проекты
12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по ст.ст.), 110 лет назад, родился Сергей Королев, ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, академик АН СССР. Его самые знаменитые проекты – в фотоленте Ria.ru.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.
Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.
1 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.
В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.
2 из 28
© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанкВ эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.
В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.
3 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.
В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.
4 из 28
© AFP 2023 / Files Pravda4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.
4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.
5 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.
В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.
6 из 28
© РИА Новости / Николай Пашин | Перейти в медиабанкС 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.
С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.
7 из 28
© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.
В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.
8 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанк19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.
19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.
9 из 28
Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля «Восток» у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.
10 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанк12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».
12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».
11 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСтарт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.
Старт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.
12 из 28
Академик Сергей Королев во время запуска «Востока» с Юрием Гагариным.
13 из 28
© РИА Новости / | Перейти в медиабанкГенеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).
Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).
14 из 28
Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.
15 из 28
Космонавт Герман Титов готовится к старту космического корабля «Восток-2».
16 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанк16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».
16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».
17 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКосмонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.
Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.
18 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкЛетчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.
Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.
19 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанк18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.
18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.
20 из 28
Подготовка к полету космического корабля «Восход-2».
21 из 28
Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.
22 из 28
© Фото : Public domain Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.
Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.
23 из 28
© РИА Новости / Рунов | Перейти в медиабанкВ начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.
В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.
24 из 28
Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция «Марс-1».
25 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПод его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».
Под его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».
26 из 28
© Фото : Public domain Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.
Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.
27 из 28
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСоветский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».
Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».
28 из 28
Королёв Серге́й Па́влович [30.12.1906 (12.1.1907), Житомир – 14.1.1966, Москва], советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик Академии наук СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
В 1924 г. окончил в Одессе архитектурно-строительное отделение профессиональной строительной школы. С 1927 г. работал в авиационной промышленности. В 1929 г. окончил аэромеханическое отделение механического факультета Московского высшего технического училища (в 1950-е гг. читал там лекции по баллистике) и одновременно Московскую школу лётчиков-планеристов. В 1930 г. работал в Центральном конструкторском бюро завода имени В. Р. Менжинского; в 1931 г. – в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора А. Н. Жуковского. Создал ряд конструкций успешно летавших планёров («Коктебель», «Красная звезда» и др.). В это же время Королёв увлекался проблемами полёта в верхних слоях атмосферы с использованием ракетных двигателей. В 1931 г. совместно с Ф. А. Цандером организовал Группу изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в 1932 г. В ГИРД под его руководством разработаны и осуществлены запуски первых российских ракет на гибридном топливе (жидкий кислород + отверждённый бензин) «ГИРД-09» и на жидком топливе «ГИРД-Х». В 1934 г. Королёв опубликовал первый научный труд «Ракетный полёт в стратосфере».
В 1933 г. ГИРД и Газодинамическая лаборатория (ГДЛ, Ленинград) преобразованы в Реактивный институт (РНИИ), Королёв назначен заместителем директора по научной работе; в 1934 г. – руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. Работая в РНИИ, Королёв создал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе управляемой крылатой ракеты 212 и ракетопланёра РП-318-1 (в 1940 впервые совершил полёт под управлением лётчика В. П. Фёдорова).
В 1938 г. Королёв репрессирован, находился в заключении до августа 1944 г. (реабилитирован в 1957). В 1940 г. переведён в Особое техническое бюро Народного комиссариата внутренних дел СССР в группу А. Н. Туполева; в 1942 г. – заместителем главного конструктора в закрытое конструкторское бюро (Казань), где он занимался оснащением серийных боевых самолётов жидкостными ракетными двигателями. В 1945–1947 гг. командирован в Германию для изучения трофейной техники. В 1946 г. назначен главным конструктором баллистических ракет Научно-исследовательского института № 88 (г. Калининград Московской области). С 1956 г. главный конструктор-начальник Особого конструкторского бюро (ОКБ-1).
Юрий Гагарин и Сергей Королёв.Выдающиеся организаторские способности, увлечённость и талант позволили Королёву на протяжении многих лет направлять работу сотен научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро на решение больших комплексных задач в области создания мощных ракетных систем. Под его руководством созданы многие твёрдотопливные и жидкостные баллистические ракеты (наземного и морского базирования), геофизические ракеты, ракеты-носители для запуска космических аппаратов. С именем Королёва связано начало эры освоения человечеством космического пространства: запуск первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957), первый полёт человека в космос (12 апреля 1961, Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток»).
Ракетно-космические системы, разработанные под руководством Королёва, позволили впервые осуществить запуски различных искусственных спутников Земли, искусственного спутника Солнца (1961), полёты автоматических межпланетных станций к Луне (1959), Венере (1961), Марсу (1962), произвести мягкую посадку на поверхность Луны (1966). Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серии «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые серии межпланетных разведчиков типа «Зонд», пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», разработан корабль «Союз». Королёв воспитал многочисленные кадры учёных и инженеров, занимался подготовкой космонавтов, руководил управлением космических полётов.
Памятник Сергею Королёву. Аллея космонавтов, Москва. 2008. Скульпторы Салават и Сергей Щербаковы. В целях дальнейшего расширения работ по ракетно-космической технике по инициативе Королёва ряд тематик (например, разработка спутников дистанционного зондирования, ракет-носителей, спутников связи, космических аппаратов для полётов к дальним планетам, ракет морского базирования, жидкостных баллистических ракет) были переданы вместе с инженерным составом в другие организации, в том числе вновь создаваемые. Это позволило в короткие сроки организовать ракетно-космическую оборону страны, расширить номенклатуру ракет-носителей, создать новое поколение космических кораблей типа «Союз», орбитальные космические станции типа «Салют» и «Мир», разработать серию аппаратов дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением, создать в стране сеть спутниковой связи.
Королёв удостоен Ленинской премии (1957). Награждён орденами Ленина (1956, 1957), Золотой медалью имени К. Э. Циолковского Академии наук СССР (1958). Его именем названы г. Королёв в Московской области (бывший Калининград), высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, крупнейшее образование (талассоид) на обратной стороне Луны. В 1966 г. Академия наук СССР учредила Золотую медаль имени С. П. Королёва за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В Москве, Житомире и других городах установлены памятники Королёву; созданы мемориальные дома-музеи (Байконур, Житомир, Москва).
Урна с прахом Королёва захоронена в Кремлёвской стене.
Опубликовано 31 мая 2023 г. в 22:50 (GMT+3). Последнее обновление 31 мая 2023 г. в 22:50 (GMT+3).
30 декабря 1906 г. (12 января 1907 г.) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв.
В 1924 г. Сергей Павлович окончил Одесскую строительную профессиональную школу и в этом же году подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота. Решение вопроса о зачислении затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевёлся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. В это время Сергей Королёв проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта. Эти работы показали явные способности Королёва как авиационного конструктора.
В 1930 г. Сергей Павлович закончил МВТУ и начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 г. перешёл в только что организованный Реактивный НИИ. В РНИИ Королёв занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной системой наведения, снабжённых жидкостным ракетным двигателем конструкции В. Глушко. Кроме того, он работал над проектом ракетоплана (ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королёва и двигателя Глушко, совершил первый полёт 28 февраля 1940 г.).
В конце 1930-х гг. по ложным обвинениям во вредительстве Королёв был арестован, осуждён на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.
27 июля 1944 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР Королёв и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 г. Сергей Королёв в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полёта около 300 км при стартовой массе около 13 т.
С 1946 г. и до конца жизни Сергей Королёв был Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем. В середине 1950-х гг. в КБ Королёва была создана знаменитая Р-7 — двухступенчатая ракета, с помощью которой 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал нашей стране высокий международный авторитет.
В 1958 г. Королёв получил звание академика. С 1959 г. руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
12 апреля 1961 г. Королёв вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полёта началась эра пилотируемой космонавтики. Аналогичный полёт в США был осуществлён более года спустя.
Основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 г. Урна с его прахом была установлена на Красной площади в Кремлёвской стене.
В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых замечательных достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.
За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик Сергей Павлович Королёв был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961), ему была присуждена Ленинская премия (1957) и золотая медаль имени К. Э. Циолковского. Имя Королёва, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.
Лит.: Апенченко О. Сергей Королёв. М., 1969; Асташенков П. Т. Академик С. П. Королёв. М., 1969; Гордость твоя, Поморье! Архенгельск, 2005; Королёв Сергей Павлович // Большая советская энциклопедия. Т. 13. М., 1973; Сергей Павлович Королёв [Электронный ресурс] // Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Б. д. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=102.
См. также в Президентской библиотеке:
Открытый Космос: [цифровая коллекция];
В СССР создан Центр подготовки космонавтов // День в истории. 11 января 1960 г.;
Лётчик-космонавт СССР А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос // День в истории. 18 марта 1965 г.;
Основание космодрома Байконур // День в истории. 2 июня 1955 г.;
Полёт в космос первой женщины-космонавта // День в истории. 16 июня 1963 г.;
Указом Президента Российской Федерации создан новый род войск — Космические войска // День в истории. 24 марта 2001 г.