Под чьим руководством осуществлялась кодификация законодательства в 1826 1832 году

Кодификация законодательства при Николае I — это систематизация всех действующих законодательных актов на территории Российской империи с последующим их изданием под названием «Свод законов Российской империи», начиная с 1832 года.

  1. 1 Суть понятия «кодификация законодательства»
  2. 2 Предыстория вопроса
  3. 3 Работа над созданием Свода законов при Николае I
    1. 3.1 Задачи, поставленные императором
    2. 3.2 Создание II Отделения
    3. 3.3 Издание Полного собрания российских законов
    4. 3.4 Правила Бэкона
    5. 3.5 Составление Свода законов
  4. 4 Введение в действие Свода законов
  5. 5 Краткая характеристика Свода законов
  6. 6 Историческое значение проделанной работы

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.


Использованная литература:

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.

Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. В результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен Свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году.

Проблема громоздкого законодательства

К моменту вступления на престол Николая I кодификация законов стала одной из самых насущных задач, вставших перед российской властью. Проблема заключалась в том, что на протяжении многих десятилетий в стране появлялись новые своды, уложения и указы, которые порой противоречили друг другу. Кодификация нужна была для того, чтобы систематизировать законы, привести их в единый понятный порядок.

За эту проблему брались еще предшественники Николая I, в том числе его бабушка Екатерина Великая и старший брат Александр I. Новый правитель взялся за кодификацию сразу после того, как только оказался на престоле. Николай пришел к власти на фоне Декабристского восстания, устроенного сторонниками политических преобразований в стране. Николай всю оставшуюся жизнь принимал решения, оглядываясь на события 1825 года. Для него кодификация законов была одним из способов упрочить государственный строй.

кодификация законов

Неэффективность правовой системы

То, что властный аппарат был неэффективным и перегруженным пережитками прошлого, ни для кого не было секретом. Часто действия разных органов или чиновников противоречили друг другу из-за юридических лазеек и дырок в законах, регламентировавших их работу. Кроме того, эта ненормальная ситуация стала плодородной почвой для роста коррупции.

Кодификация законов была поручена Михаилу Сперанскому. Он некоторое время был приближенным Александра I и являлся автором многих его либеральных проектов и реформ. Накануне войны 1812 года Сперанский был в опале и оказался в почетной ссылке. Теперь Николай I вернул его в строй, надеясь на опыт и глубокие знания реформатора. Сперанский тут же стал слать императору докладные записки, в которых обрисовывал деятельность прежних комиссий по преобразованию законодательства и планы предстоящей кодификации.

Учреждение Второго отделения

Николай I одобрил идеи Михаила Сперанского. В апреле 1826 года специально для предстоящей работы по анализу законодательства было создано Второе отделение императорской канцелярии. Перед новым органом была поставлена четкая цель – составить Свод законов Российской империи. Кодификация проводилась множеством редакторов. Им были предоставлены все необходимые ресурсы. Юристам пришлось проверить колоссальную массу документов. Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу.

Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Вот только неполный список имен: Константин Арсеньев, Валериан Клоков, Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Дмитрий Эристов, Александр Куницын и т. д. Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное. Кодификация законов до того считалась невероятной. Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России.

кодификация законов при николае 1

Сбор документов

Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Коллегия иностранных дел, Вотчинный департамент, закрытые приказы и т. д. Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях.

В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста. Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.

Анализ исторически актов

Точкой отсчета для Второго отделения стало Соборное уложение, принятое в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Юристы включили в Свод этот сборник и все последующие законы. Туда попали даже отмененные и недействующие документы (в качестве приложения в Полном собрании). При этом специальная комиссия параллельно занялась анализом сохранившихся источников, датированных ранее 1649 года. Они были изданы отдельно в виде самостоятельной публикации под названием «Акты исторические».

Кодификация законов при Николае 1 проходила по следующему принципу. Бралась определенная область (например, гражданская). Ее исследовали отдельно от других. При этом то же гражданское законодательство было поделено на несколько исторических периодов. Это облегчало процесс систематизации, хотя он все равно был сложным. Особенно мучительной стала работа над уголовным законодательством. Обозрение его исторического развития составлялось несколько месяцев. В июле 1827 года результат данной работы был в качестве «пробы пера» предоставлен императору. Он остался доволен. Кодификация законов при Николае 1 проходила медленно, но верно.

свод законов российской империи кодификация

Правила составления Свода

Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Фрэнсиса Бэкона. Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов.

Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. д. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1. Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.

кодификация законов российской империи

Значение деятельности Сперанского

Можно с уверенностью сказать, что без Сперанского не была бы проведена кодификация законов российской империи. Он руководил всей работой, раздавал рекомендации подчиненным, разрешал затруднения и, наконец, докладывал царю о достижениях Второго отделения. Михаил Сперанский был председателем итоговой комиссии, которая анализировала и перепроверяла черновики частей будущего издания. Именно его настойчивость и энергия позволили управиться с огромной работой сравнительно быстро.

Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска.

Толкование устаревшего права

Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.

Каждый закон сопровождался массой примечаний и ссылок на источники. Так статьи становились достоверными, а читатели могли при желании проверить подлинность законов. Особенно много пояснений и дополнений было к старым актам, появившимся в XVII-XVIII вв. Если составители отступали от оригинального текста или использовали его модификацию, то это обязательно указывалось в приложении.

проведена кодификация законов российской империи

Ревизия

Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.

Издание Свода

Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. д. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду – орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом.

Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события (31 января 1833 года) была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.

николай 1 кодификация законов кратко

Недостатки

Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки.

Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию.

Структура Свода

Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное. Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом.

В итоге весь материал был разделен на восемь отделов. Каждый из них соответствовал определенной отрасли права – государственной, административной, уголовной, гражданской и т. д. В свою очередь восемь книг вмещали в себя 15 томов.

кодификация законов при николае 1 дата

Значение кодификации

Появление Свода ознаменовало новый этап в развитии отечественного права. Граждане страны впервые получили систематическое и простое в обращении издание, с помощью которого можно было свериться с действующими законами. До того система права была противоречива и состояла из эклектичных частей. Теперь период бессистемности остался в прошлом.

Началось бурное развитие российской правовой культуры. Теперь чиновникам стало сложнее злоупотреблять своими полномочиями. Их действия можно было легко проверить, сверившись со Сводом. Народ наконец узнал, что такое закон и как он применяется. Для России издание Свода фактически оказалось крупной политической и правовой реформой. В дальнейшем издание несколько раз редактировалось, согласно нововведениям, появившимся в законодательстве при преемниках Николая I.

История систематизации российского законодательства. Роль м. М. Сперанского в развитии права.

По
императорскому рескрипту от 6 декабря
1826 г. был образован особый Комитет,
руководство которым Николай I брал на
себя. Туда вошли такие члены Государственного
Совета, как Толстой, Васильчиков, Голицын
и Сперанский. Задача Комитета состояла,
по идее Сперанского, в том, чтобы через
обозрение, говоря языком того времени,
существующего положения всех частей
управления, вывести правила к лучшему
их устройству и исправлению. Начинался
новый период в государственной
деятельности Сперанского. Он возглавил
работу по систематизации законодательства,
закладывающую основы правового
государства.

К
этой работе Сперанский готовился всю
жизнь. У него был уже опыт подготовки
нормативных актов для Александра I, опыт
сибирского подвига, когда за неполных
два года была создана правовая основа
управления Сибирью (разработаны и
приняты Сибирские Уставы), – одна из
светлых, хотя и труднейшая по условиям
страница жизни Сперанского.

Сперанский
намечал три направления систематизации:
свод, уложения, учебные книги (то, что
мы сегодня называем комментариями).
Рассматривая хронологический, азбучный
(алфавитный) и систематический порядок
расположения законодательного материала,
он отдавал предпочтение последнему.
Систематическое изложение законов по
их предметам предполагало, что частные
законы будут подчинены общим, а само
уложение будет дополнено недостающими
актами. «Уложения не изобретаются, но
слагаются из прежних законов с дополнением
и исправлением их сообразно правам,
обычаям и действительной потребности
государства» [12]. Как известно, работы
по систематизации российского
законодательства были успешно завершены.

Михаил
Михайлович Сперанский внес неоценимый
вклад в развитие политической и правовой
науки России. Полное Собрание Законов
Российской Империи и Свод законов
Российской Империи венчают его длительную,
разностороннюю деятельность и совсем
не простую жизнь, отмеченную и почестями,
но и еще более гонениями верховной
власти России, в обстановке неизбежной
смены парадигмы российского государства

Полное собрание законов Российской империи: общая характеристика.

ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ —
официальный и наиболее полный сборник
законодательных актов Русского
государства и Российской империи за
1649-1913 годы.

(ПСЗ),
официальный и наиболее полный сборник
законодательных актов Русского
государства и Российской империи за
1649-1913 годы. Издавалось Вторым отделением
Собственной Е.И.В. канцелярии (1830-1882),
Кодификационным отделом при Государственном
совете (1882-1893), Отделением Свода законов
Государственной канцелярии (1893-1916).
Состоит из трёх собраний. Представляет
собой хронологическую инкорпорацию
разнообразного законодательного и
иного материала: именных указов,
Высочайших повелений, манифестов,
рескриптов; «учреждений», положений,
уложений, уставов; Высочайше утверждённых
«журналов» (постановлений) Комитета
министров и Совета министров, а также
мнений Государственного совета, положений
Военного совета; Высочайше утверждённых
законов, одобренных Государственной
думой и Государственным советом;
международных соглашений и прочее. В
ПСЗ не включались акты по церковному
управлению (однако вошли постановления
о религиозно-нравственной жизни мирян),
императорскому двору и придворному
ведомству. Каждое собрание имеет
отдельную нумерацию законодательных
актов.

Подготовка
к изданию 1-го и 2-го собраний законов
начата по распоряжению императора
Николая I, который видел одну из главных
задач своего царствования в систематизации
отечественного законодательства. Он
признал неудовлетворительной работу
Комиссии составления законов, созданной
для кодификации законодательства, в
1826 году упразднил её и образовал Второе
отделение Собственной Е.И. В. канцелярии.
Фактическим руководителем работ по
подготовке ПСЗ стал М.М. Сперанский. Для
выявления законодательных актов
проведены изыскания в архивах ряда
центральных государственных учреждений
и составлены реестры узаконений (эта
работа ранее частично была выполнена
Комиссией составления законов), по ним
из около 3,6 тысяч ведомственных сборников
собраны сами узаконения и проведена их
проверка по подлинникам законодательных
актов, которая выявила, что многие из
них имели двойные заглавия и даты,
некоторые являлись фрагментами различных
актов или же не носили законодательного
характера и не подлежали изданию.

Первое
собрание (45 томов) выпущено в 1830 году,
включает 30600 законодательных актов,
начиная от Соборного уложения 1649 года
(не вошедшие в него более ранние акты с
его публикацией утратили силу) и кончая
актами, датированными 3(15).12.1825 года
(период междуцарствия 1825 года). В собрание
вошли не только действующие, но и
отменённые акты. Наряду с актами,
исходившими от верховной власти, в него
были включены и нормативные акты,
издававшиеся от имени императора
Сенатом, министерствами, Синодом, а
также некоторые временные и частные
распоряжения, ряд судебных решений,
получивших характер прецедента. Все
акты печатались полностью — так, как они
были изданы первоначально. В состав
собрания не вошла значительная часть
актов 2-й половины XVII — 1-й четверти XIX
веков, особенно XVIII века (до 1/3 актов
правления Петра I, до 1/5 актов правления
императрицы Анны Ивановны и так далее),
что было сделано преимущественно по
политическим соображениям (например,
опущены акты, констатировавшие и
объяснявшие дворцовые перевороты). В
отдельных томах 1-го собрания опубликованы:
хронологический (том 41) и алфавитно-предметный
(том 42) указатели, штаты военно-сухопутных,
военно-морских, духовных и гражданских
учреждений, законы о мундирах (том
43-44), торговые тарифы (том 45). Позднее
изданы приложения к собранию: 3 книги
чертежей и рисунков (планы и гербы
городов и другие; 1839-1843 годы), именной
указатель (1873). Собрание представляло
собой первый этап систематизации
российского права (второй этап — «Свод
законов Российской империи», 1-е издание:
1832 год).

Второе
собрание (55 томов) включает 61928 актов с
12(24).12.1825 года по 28.2(12.3).1881 год (время
царствования императоров Николая I и
Александра II). Первые 4 тома за конец
1825 — 1829 годы изданы в 1830 году. Тома 5-33
выходили ежегодно, каждый содержал акты
за минувший год. Затем тома выпускались
нерегулярно, иногда с перерывами или
по два тома в год. Более оперативно
официальная систематическая публикация
законов осуществлялась с 1863 года в
«Собрании узаконений и распоряжений
правительства». В конце каждого тома
ПСЗ помещены штаты учреждений, рисунки,
чертежи, список опечаток, дополнения к
предыдущим томам собрания, а также
хронологический и алфавитно-предметный
указатели. В 1855 году издано «Дополнение…»
к томам за 1825-1850 годы, по завершении
издания — сквозные указатели ко всему
2-му собранию: алфавитно-предметный (том
1-4, 1885 год) и именной (1911).

Третье
собрание (33 тома) выпускалось ежегодно
в 1885-1916 годы, включает 40846 законодательных
актов с 1(13).3.1881 года (дня восшествия на
престол императора Александра III) до
конца 1913 года. По структуре аналогично
2-му собранию, но общие указатели к
собранию не были подготовлены. Подготовка
ПСЗ прекратилась после Февральской
революции 1917 года.

Свод
законов Российской империи: принципы
построения, структура.

а)
основные государственные законы;

б)
законы о состояниях;

в)
законы гражданские;

г)
законы уголовные.

Полное
собрание законов, в силу его характера,
было сложно использовать на практике.
Поэтому одновременно с 1826 г. в качестве
практического руководства по инициативе
М.М. Сперанского велась работа по
составлению Свода законов-Российской
империи — систематизированного сборника
законов, размещенных в тематическом
порядке. При его составлении исключались
недействующие нормы, устранялись
противоречия, проводилась редакционная
обработка текста.

Юридическая
техника для составления Свода основывалась
на следующей методике:
а) статьи Свода,
основанные на одном действующем указе,
излагались без изменений и теми же
словами, которые содержатся в тексте
указа;
б) статьи, основанные на
нескольких указах, излагались словами
главного указа с дополнениями и
пояснениями из других указов;
в) каждая
статья содержала ссылки на указы, в нее
вошедшие;
г) многосложные тексты
законов сокращались; д) из противоречащих
друг другу законов выбирался лучший
или более поздний.

Весь
материал в Своде законов был расположен
по особой систе­ме. Если ПСЗ построено
по хронологическому принципу, то Свод
— по отраслевому, хотя и не совсем
последовательно проведенному.

В
Свод были включены лишь действующие
акты: некоторые зако­ны подвергались
сокращению; из противоречащих друг
другу актов составители выбрали
позднейшие.

Работая
над Сводом, Сперанский изучил лучшие
образцы западной кодификации — римские,
французский, прусский, австрийский
кодек­сы, но не скопировал их, а создал
собственную оригинальную систему.

В
основу структуры Свода положено деление
права на публичное и частное, идущее от
западноевропейских буржуазных концепций
и вос­ходящее к римскому праву.
Сперанский называл эти две группы
законов государственными и гражданскими.
В первую группу вошли Основные
государственные законы, в которых
характеризовалась организация пуб­личной
власти (высшие органы власти, учреждения
центральные и мес­тные, устав о
государственной службе). Затем шли
законы, характери­зующие организацию
управления и устройство казны (уставы
казенного управления, о повинностях,
таможенный, монетный, горный и др.).
Тре­тью группу составляли законы об
организации сословного строя (о
со­стояниях). В четвертую входили
уставы государственного благоустрой­ства
(кредитный, торговый, промышленности,
путей сообщения, сельс­кохозяйственный,
почтовый, телеграфный и др.).

В
особую группу выделялись Уставы
благочиния, объединявшие законы о
народном продовольствии, общественном
призрении, орга-, низации врачебной
помощи и др. Сюда же относились помещенные
в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах,
цензуре, ссыльных, бег­лых и др.,
определявшие законодательное поле
деятельности полиции.

Наконец
впервые в российском законодательстве
были отделены друх от друга помещенные
в разных томах законы гражданские (т.
10) и законы уголовные (т. 15).

Такой
принцип соединения воедино разрозненных
законов (инкорпо­рация) сохранялся
на протяжении всех последующих переизданий
Свода.

Свод
законов должен был состоять из восьми
разделов: 1) основ­ные государственные
законы; 2) учреждения: а) центральные; б)
мес­тные; в) устав о государственной
службе; 3) уставы казенного управ­ления:
а) устав о повинностях; б) устав о податях
и пошлинах, питей­ном сборе; в)устав
таможенный; г)уставы монетный, горный
и о соли; д)уставы: лесной, оброчных
статей и счетные; 4) законы о состояниях
(о сословиях); 5) законы гражданские и
межевые (гражданское пра­во); 6) уставы
государственного благоустройства: а)
уставы духовных дел иностранных
исповеданий, кредитный, торговый,
промышленный; б) уставы путей сообщения,
почтовый, телеграфный, строительный,
положения о взаимном пожарном страховании,
о сельском хозяйстве, о найме на сельские
работы, о трактирных заведениях, о
благоустрой­стве в казачьих селениях,
о колониях иностранцев на территории
им­перии; 7) уставы благочиния: а)
уставы: о народном продовольствии, об
общественном призрении, врачебный; б)
уставы: о паспортах, о беглых, цензурный,
о предупреждении и пресечении преступлений,
о содержащихся под стражей, о ссыльных;
8) законы уголовные.

Составители
стремились расположить акты по
определенной сис­теме, соответствовавшей
отраслям права.

Свод
был издан в 15 томах, объединенных в 8
книг.

В
1 -м томе размещались законы основные и
законодательные ма­териалы об
учреждениях государственных;

во
2-м — об учреждениях губернских;

в
3-м — уставы о гражданской службе;

в
4-м — уставы о рекрутских и земских
повинностях;

в
5-м — уставы о подаяниях, пошлинах, сборах;

в
6-м — устав таможенный;

в
7-м — уставы монетный, горный и о соли;

в
8-м — уставы лесной, оброчных статей и
арендных имений;

в
9-м — законы о состояниях;

в
10-м — законы гражданские и межевые;

в
11-м — законы и уставы кредитных установлений,
торговые, по­становления в фабричной,
заводской и ремесленной промышленности;

в
12-м — уставы путей сообщения;

в
13-м — уставы о народном продовольствии,
об общественном призрении и врачебный;

в
14-м — устав о паспортах и беглых;

в
15-м — законы уголовные.

12 февраля 1833 года вышел манифест Николая I, которым провозглашалось издание нового Свода законов страны, сменявшего устаревшее Соборное уложение 1649 года. Появление Свода означало успешное окончание более чем вековых попыток свести воедино, систематизировать и скорректировать разрозненное российское законодательство.

Предыдущие попытки

Потребность в упорядочении законодательной сферы возникла ещё в начале XVIII века. Пётр Великий, издавший за первые годы правления множество новых указов, пришел к мысли о необходимости создания свода, который включал бы в себя действующее Соборное уложение и новые акты. Созданная в 1700 году Палата об Уложении заседала с перерывами до конца 1703 года, но выработанная ею Новоуложенная книга не удовлетворила Петра. Однако монарх не оставлял надежд. Составлялись сенатские комиссии 1714-1717 и 1720-1727 годов. Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет.

0 Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/

До воцарения Екатерины Великой попытки создания сводного Уложения предпринимались не раз, но все они были неудачными.

Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев. Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости. Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий.

0 Екатерининская комиссия 1767 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Комиссия для составления законов Российской империи появилась сразу после вступления Павла I на престол – в декабре 1796 года. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной.

Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I. Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г.А. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать. Свои задачи эта комиссия выполняла достаточно успешно, но медленно. Это привело к вхождению в ее состав в 1808 году М.М. Сперанского, которому тогда благоволил Александр. Через два года блестящий государственный деятель стал во главе комиссии, которая была реорганизована под сенью Государственного совета. В 1812 году подвергшийся опале Сперанский покинул её, вернувшись после ссылки в 1821 году.

В 1815-1822 годах был создан Систематический свод существующих законов Российской империи, выполнявший роль базы для выработки отдельных уложений. Однако ко времени кончины императора Александра Павловича в 1825 году уложения эти не были составлены до конца.

0 Систематический свод существующих законов Российской империи. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Новое начало

Военный по призванию, любящий во всём ясность и чёткость, новый государь Николай I стремился навести порядок и в сфере законодательной. Царившая здесь путаница и противоречивость нисколько не упрочивали, по его справедливому мнению, государственный строй и саму законность. В 1826 году по инициативе Николая I работавший в александровской комиссии Сперанский предоставил императору свой план работ. Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В это кодификационное учреждение вошло несколько десятков чиновников, его официальным руководителем стал М.А. Балугьянский, фактическим же – всё тот же Сперанский.

В создании Полного собрания законов помог опыт предыдущей комиссии, составившей реестр разбросанных по департаментам и архивам актов. Длительная работа с этим и другими реестрами, выявление и сверка огромного количества законодательного материала увенчались успехом. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было опубликовано.

0 М.М. Сперанский. Портрет кисти Дж.Доу Источник: d1825.ru

Подготовка к изданию Свода действующих законов была не менее тщательной. Первым ее этапом было историческое обозрение: в хронологическом порядке описывались законодательные акты, разделяемые также по предметному принципу (гражданские, судебные и т.д.). Исторические своды же становились основой для свода общего, который систематизировался по правилам исключения не употребляемых законов и всяческих повторений, а также устранения громоздкости форм действующих актов. В общем своде законы делились на государственные и гражданские (каждая категория также делилась на акты определительные и охранительные) и записывались в виде статей с указанием их источников, что придавало своду серьезность и достоверность. Благодаря принятым в 1831 году «Правилам, наблюдаемым при исправлении Сводов», некоторые статьи можно было немного менять и корректировать. Действенное руководство Сперанского, самолично проверявшего каждую строку очередного тома и нередко заставлявшего переделывать части свода заново, позволяло работе кодификационного отделения не затухать, как бывало в истории подобных учреждений не раз. Итогом активных трудов Второго отделения и лично Михаила Михайловича стало окончание Свода к январю 1830 года. Однако Свод ждало еще одно испытание, задуманное Сперанским, – ревизия его положений и внесение вследствие этого необходимых исправлений. К 1832 году всё было закончено, а 15 томов Свода закона – напечатаны. Манифестом от 12 февраля 1833 года Николай I известил об издании нового Свода и определил время повсеместного его вступления в силу – им стал 1835 год.

Свод законов Российской империи стал шагом вперёд. На место запутанного, противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная, продуманная и четкая система изложения законов, выработанная Сперанским. Новый свод систематизировал, сделал широко доступным к использованию и более четким, чем прежде, законодательный материал, а также впервые обобщил некоторые правовые понятия, тем самым повышая русскую правовую культуру в целом.

0 Свод законов Российской империи. Издание 1893 г. Источник: bp.blogspot.com

С другими не менее важными историческими документами нашей страны вы можете ознакомиться благодаря проекту Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Обложка: А.Кившенко. Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Автор статьи

Александр Андреевич Майер

Эксперт по предмету «История России»

Стать автором

Планы по систематизации законодательства

Николай I полагал своей задачей укрепление государственного строя и наведение порядка в администрации. Функционирование государственного аппарата невозможно было обеспечить без устранения нестабильности и противоречивости законодательства, из которых проистекали коррупция и невысокий уровень законности. Поэтому Николай обратил внимание на работу Комиссии составления законов: ее главноуправляющий П.В. Лопухин представил отчет о деятельности, а фактический руководитель М. Сперанский в январе 1826 года подал две записки — «Краткое историческое обозрение Комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному составлению законов».

В первой записке Сперанский обрисовал деятельность законодательных комиссий XVIII — начала XIX веков, а вторая содержала план работы по систематизации законодательства. Сперанский полагал, что на комиссию следует возложить обязанность разработать в течение двух лет проекты сводов уголовных, гражданских, полицейских и хозяйственных законов (Сперанский понимал под сводом соединение законов в установленном порядке), а также издать полное собрание законов в хронологическом порядке. Следовало одновременно приступить к составлению уголовного и гражданского уложений. В свод входили бы существующие законы без дополнений и изменений, но с исключением недействующих правил, а уложение распространялось на уголовное и гражданское законодательство, предполагая переработку нормативно-правового материала с дополнением новыми нормами.

Ознакомившись с записками, Николай решил изменить порядок систематизации. Не отказываясь от составления уложений, подразумевающих разработку новых норм, император посчитал необходимым собрать существующие законы. Так первоочередной задачей стала разработка свода законов. Император решил дело составления сводов взять в непосредственное ведение. С этой целью в структуру Собственной Его Императорского Величества канцелярии было создано подразделение, ставшее известным в качестве Второго отделения.

Полное собрание законов Российской империи

Деятельность Второго отделения по составлению Полного собрания законов Российской империи была связана с трудностями, заключавшимися в количестве законов в разных архивах, и в отсутствии реестров изданных законов. Изданные до 1711 года узаконения хранились в архивах приказов, Коллегии иностранных дел и Вотчинного департамента; узаконения позднего времени — в архиве Правительствующего Сената, архиве старых дел, Московском губернском архиве, архивах, Военного министерства, Департамента уделов, Морского министерства и прочих ведомств. Подобная рассредоточенность затрудняла работу по сбору документов.

«Кодификация законов во время правления Николая I» 👇

Кодификаторы прежде всего начали составление реестров узаконений. В основу лег реестр упраздненной Комиссии составления законов, который насчитывал 23 433 акта. К нему прибавлялись реестры сенатского, московских архивов, архивов министерств и ведомств. Число актов по всем реестрам достигло 53 239. Затем Второе отделение сделало запрос на копии текстов законов, направляя в ряде случаев в архивы сотрудников, которые на местах переписывали текст; всего было просмотрено или доставлено 3596 книг с текстами узаконений. Затем проведена ревизия текстов, заключавшаяся в сличении с подлинниками и выявлении дублирующих актов (было принято оставлять ранний акт).

В Полное собрание законов Российской империи решено было включить узаконения, изданные верховной властью, причем как действующие, так и утратившие силу. Подлежали публикации законы с Соборного уложения 1649 года, отменившего раннее законодательство; впоследствии предыдущие правовые акты изданы в составе Актов исторических. Судебные решения, в Полное собрание не помещались; исключением стали решения, распространенные на подобные случаи, впоследствии ставшие примером для судебных решений, изъясняющих смысл узаконений, а также решения, вынесенные по делам о государственных преступлениях. Акты располагались в хронологическом порядке с присвоением сплошной нумерации, начиная с первого тома.

Замечание 1

Полное собрание не было по-настоящему полным — составители не обнаружили ряд актов.

Некоторые были найдены позже и опубликованы в дополнении. В собрание не вошел ряд секретных узаконений, а также узаконения частного характера (об определении на службу, награждениях, внутреннем распорядке учреждений).

Работа над составлением Полного собрания законов Российской империи была окончена 1 марта 1830 года. Оно вышло двумя собраниями. В Первое Собрание включались изданные до 12 декабря 1825 года акты, Второе Собрание составили акты, изданные позже.

Составление Свода законов

Одновременно Второе отделение вело подготовительную деятельность по составлению Свода. Эта деятельность состояла из двух стадий: построение верных выписок на каждую область законодательства и составление исторического изложения законов по главным предметам. Например, все гражданское право разделялось на пять отделов — о правах состояний, о правах личных и вещественных вообще, о правах личных и вещественных в особенности, о порядке составления и совершения актов, о тяжебном судопроизводстве. Эти отделы подразделялись на четыре периода: с Соборного уложения до Петра I, с Петра I до Екатерины II, время Екатерины II, от Екатерины до Николая I.

После завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом. Опираясь на рекомендации Фрэнсиса Бэкона, Сперанский сформулировал правила:

  • Исключить все вышедшие из употребления законы;
  • Исключить повторения, и принять полнейшее постановление;
  • Сохранить слова закона, извлекая из самого текста;
  • Законы обширные и многословные должны быть сокращены;
  • Из противоречащих законов избирать лучше других;
  • По составлении свода, сей Состав должен быть утвержден властью.

В силу поставленной Николаем задачи, Сперанский отступил от пятого правила, выбирая не лучший закон, а последний по времени.

Свод составлялся в процессе распределения узаконений по предметам регулирования и изложения в виде статей. Внешней Свод выглядел как один закон, где фрагменты имели вид статьи со своим номером. Статьи при этом представляли дословное изложение нормативных актов.

Под статьями указывались источники, то есть узаконения и сведения, из которых они были извлечены; эти источники помещались, чтобы придать достоверность статье и предоставить возможность проверки правильности изложения.

Работа по составлению Свода была распределена между чиновниками Второго отделения по мере знаний и способностей. Сперанский непосредственно руководил работами, давал советы сотрудникам, разрешал затруднения, докладывал императору. Составленные проекты представлялись на рассмотрение особым присутствием под председательством Сперанского. В результате проекты исправлялись и переделывались.

Энергия Сперанского способствовала быстрой работе. В июле 1826 года Сперанский работал над первыми главами Свода, а 14 января 1828 года представил Николаю I Свод законов гражданских с пояснительной записки, излагавшей подробный план действий по составлению Свода. Деление на тома было введено позже. Все своды были закончены к 1 января 1830 года.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Т 150к руководстве
  • Руководство полигона нами
  • Фервекс инструкция по применению порошок взрослым цена инструкция
  • Как сделать шеллак в домашних условиях пошаговая инструкция для начинающих
  • Для кого разрабатывается инструкция по пожарной безопасности