Под чьим руководством была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета

55 лет назад с космодрома Байконур (Казахстан) была запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.

21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 (SS-6, Sapwood — по классификации НАТО), разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Р-7 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью. Она несла термоядерный боевой заряд и могла его доставить практически в любую точку территории вероятного противника. Ракета стала не только новым грозным оружием, но и базой для создания ракеты-носителя для вывода в космос космических аппаратов и кораблей, в том числе пилотируемых.

Ракета Р-7 именовалась также «семеркой», а в технической документации называлась «изделием №8К71».

История создания ракеты Р-7 началась задолго до ее первого старта — в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Тогда по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5, которыми руководил Королев, стало ясно, что для достижения территории потенциального противника на другом континенте необходима значительно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея которой была предложена еще Константином Циолковским.

В 1947 году Михаил Тихонравов организовал в Научно-исследовательском институте артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных (многоступенчатых) баллистических ракет. Изучив полученные этой группой результаты, Королев принял решение провести эскизное проектирование мощной составной ракеты. 20 мая 1954 года вышло постановление правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность.

Новые мощные двигатели для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Глушко. Систему управления проектировали Николай Пилюгин и Борис Петров, стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций.

Одновременно был поставлен вопрос о создании нового полигона для испытаний межконтинентальных ракет. В феврале 1955 года вышло постановление Правительства СССР о начале строительства полигона, которому было присвоено название 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там (Казахстан). Строился космодром как особо секретный объект, и в апреле 1957 года стартовый комплекс для ракеты Р-7 был готов.

Проектирование Р-7 было завершено в июле 1954 года, а 20 ноября 1954 года создание ракеты Р-7 было одобрено Советом Министров СССР. В начале 1957 года ракета была готова к испытаниям.

Начиная с середины мая 1957 года, была проведена первая серия испытаний ракеты, которая показала наличие серьезных недостатков в конструкции Р-7.

15 мая 1957 года состоялся первый пуск ракеты. По визуальным наблюдениям полет протекал нормально, а затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени истекающих газов из двигателей. После обработки телеметрической информации выяснилось, что на 98-й секунде отвалился один из боковых блоков, и ракета потеряла устойчивость. Причиной аварии явилась негерметичность топливной магистрали горючего.

Намеченный на 11 июня 1957 года следующий запуск ракеты не состоялся по причине неисправности двигателей центрального блока. 12 июля 1957 года ракета взлетела, но на 33 секунде полета потеряла устойчивость и стала отклоняться от заданной траектории. Причиной аварии оказалось замыкание на корпусе цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения.

И только четвертый пуск ракеты Р-7, состоявшийся 21 августа 1957 года, был успешным, и ракета впервые достигла района цели. Изделие 8К718 с головной частью М1-9 стартовало с Байконура (полигон Тюратам), отработало активный участок траектории, и головная часть попала в заданный квадрат полуострова Камчатка. Основным недостатком этого пуска явилось разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории.

27 августа 1957 года в советских газетах появилось сообщение об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты.

Положительные результаты полета ракет Р-7 на активном участке траектории позволили использовать их для запуска первых двух искусственных спутников Земли 4 октября и 3 ноября этого же года. Задуманная как боевая, ракета Р-7 обладала энергетическими возможностями, позволяющими вывести в космос (на околоземную орбиту) полезную нагрузку значительной массы, что и было использовано при запуске спутников.

По результатам шести запусков ракеты Р-7 были доработаны головная часть (заменена новой) и система ее отделения, применены щелевые антенны телеметрической системы. 29 марта 1958 года впервые полностью успешно прошел пуск ракеты Р-7 (головная часть достигла цели без разрушения).
Еще в течение 1958 и 1959 годов проводились летные испытания ракеты, по результатам которых вносились доработки в конструкцию Р-7.

Ракета Р-7 принципиально отличалась от всех ранее разработанных ракет своей компоновочной и силовой схемами, габаритами и массой, мощностью двигательных установок, количеством и назначением систем и т.п. Двухступенчатая ракета Р-7 была выполнена по схеме с параллельным делением ступеней (по «пакетной» схеме). Ее первая ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 метров и наибольшим диаметром 3 метра, которые симметрично крепились к центральному блоку (вторая ступень ракеты). По внутренней компоновке как боковые, так и центральный блоки были аналогичны одноступенчатым ракетам с передним расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков являлись несущими. При старте ракеты двигательные установки всех пяти блоков запускались одновременно. Достоинством такой схемы является возможность запуска всех двигателей на земле, а не в полете (в условиях вакуума). Каждый из блоков снабжен четырехкамерным маршевым жидкостным ракетным двигателем открытой схемы, работающем на жидком кислороде и керосине.

Для обеспечения работы турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялась перекись водорода, а для наддува баков — жидкий азот.

Длина ракеты Р-7 составляла 31,4 метра, диаметр — 11,2 метра. Она имела стартовую массу 283 тонны, в том числе массу топлива 250 тонн, обладала способностью доставлять на расстояние 8 тысяч километров головную часть массой 5,4 тонны, несущую термоядерный заряд мощностью от 3 до 5 мегатонн.

Головная часть крепилась к приборному отсеку центрального блока с помощью трех пирозамков. Характеристики головной части позволяли поразить крупную площадную цель, посредством как воздушного, так и наземного ядерного взрыва.

Ракета Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.

Первые ракеты Р-7 были изготовлены в подмосковном городе Калининграде (ныне Королев) — на заводе № 88, который являлся опытным производством ОКБ-1.

Возможности опытного завода были ограничены, поэтому в феврале 1958 года ведущий конструктор «семерки» Дмитрий Козлов получил назначение в город Куйбышев (ныне Самара) для организации на базе авиационного завода № 1 (завод «Прогресс», ныне ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ — Прогресс»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.

С декабря 1958 года по ноябрь 1959 года проходили совместные летные испытания Р-7, которые должны были дать ответ на вопрос о возможности принятия ракеты на вооружение. В ходе этих испытаний было запущено 16 ракет, восемь из которых были произведены на серийном заводе.

20 января 1960 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была принята на вооружение.

Для базирования этих ракет в 1958 году было принято решение о строительстве боевой стартовой станции (объект «Ангара») в районе города Плесецка Архангельской области. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в вооруженных силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился более двух часов.

Параллельно с Р-7 шла разработка боевого ракетного комплекса Р-7А с большей дальностью полета (12 тысяч километров), усовершенствованной системой управления, более надежными двигателями и облегченной боевой частью. Ракета Р-7А оснащалась более легкой головной частью, оборудовалась более мощными двигателями и обладала несколько увеличенным запасом топлива за счет уменьшения свободного объема баков. И уже 12 сентября 1960 года МБР Р-7А была принята на вооружение.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. Стало ясно, что Р-7 и ее модификация не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. Всего было построено четыре стартовых сооружения. К концу 1968 года обе эти ракеты сняли с вооружения.

Надежность конструкции МБР Р-7 и Р-7А позволила создать на их основе целое семейство ракет-носителей: «Восток», «Восход», «Молния», «Союз» и их модификаций, которые использовались для запуска первых спутников, лунных и межпланетных станций, полетов человека в космос, и продолжают использоваться по сей день.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …

История проекта «Буря».

1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой.
Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника. Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО.
Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта. Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря».
Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301.
Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
— летательный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
— дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
— впервые для полетов применяется астронавигация;
— впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
— впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
— впервые в постройке ЛА используется титан.
— впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.
Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. МО СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

[b]Основные устройства и оборудование проекта Буря.[/b]
Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположением треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.
Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн.
Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.
Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала.
Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями. Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.
Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 — получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» — работа конструкторов НИИ-49.
На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость.
В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».
Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.
К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.
Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты.
Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3.3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время.
Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Испытания «Бури».
До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут. 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3.3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3.5 тысячи км/ч. Это был первый успех.
На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.
В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.
14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров.
Начались испытания на длинных дальностях.
Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6.5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.
Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры.
Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

Судьба «Бури».
Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один — проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев. Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос.
Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедший в серийное производство ракеты носителя.
Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА.
Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль».
Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

Интересно.
Примерно в то же самое время, 56-58 год, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

Основные технические данные:
— длина — 19.9 метра;
— диаметр — 1.5 метра;
— межблочная длина — 5.2 метра;
— высота — 6.65 метра;
— размах крыла — 7.7 метра;
— вес — 97 тонн, после доработок — 130 тонн;
— вес БЧ — 2.2 тонны, после доработок — 2.35 тонны;
— окислитель — азотная кислота;
— горючее амины керосин.

И последнее.
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».

Автор:

17 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Межконтинентальная баллистическая ракета

. Развитие и применение
. История оружия
. История военной техники

В 1942 г. группа учёных под руководством Вернера фон Брауна создала первую в мире баллистическую ракету — Фау-2. Скорость более 6000 км/ч делала «Фау-2» неуязвимой. Однако она оказалась в 35 раз дороже «Фау-1», очень ненадежной – до Англии долетало меньше половины запущенных ракет, и очень неточной – в круг радиусом 10 км попадало меньше половины долетевших ракет.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Баллистическая ракета «Фау-2» с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Горючее (этанол или метанол )(1) и окислитель (жидкий кислород) (2) поступают из баков в насосы (3), приводимые в движение турбиной (4), работающей на парогазе, который образуется при разложении перекиси водорода. Насосы под большим давлением нагнетают горючее и окислитель в камеру сгорания (5), где они, смешиваясь, сгорают. Расширяясь в сопле (6), нагретые газы вылетают из него и, создавая реактивную тягу, толкают ракету.

Первые тактические ракеты СССР и США были почти копиями немецкой «Фау-2». Однако они, как и их прототип, имели серьезный недостаток – окислителем служил жидкий кислород. Долго хранить его в баке ракеты было нельзя, он испарялся. А необходимость пополнять запасы окислителя привязывала ракету к громоздким установкам сжижения кислорода.

Советские конструкторы сделали топливом керосин, а окислителем – азотную кислоту. В результате в 1953 г. вышла на испытания оперативно-тактическая ракета (ОТР) Р-11, которая летела так же далеко, как «Фау-2», но весила при этом в 2,5 раза меньше. В 1962 г. на вооружение Советской армии была принята ракета Р-17, на Западе известная как «Скад».

Пусковая установка ОТР Р-17 «Скад». СССР. 1961–1987 гг.

Пусковая установка ОТР Р-17 «Скад». СССР. 1961–1987 гг.

Американцы в начале 1950-х создали тактическую ракету MGR-1 Honest John («Честный Джон») с ракетным двигателем твердого топлива (РДТТ – в просторечии говорят «пороховой двигатель»). Эта система оказалась удачной и стояла на вооружении четыре десятка лет. В СССР тоже существовали ракеты с РДТТ, одной из которых была 3Р-9 «Луна».

Пусковая установка ОТР MGR-1 Honest John. США. 1953 г.

Пусковая установка ОТР MGR-1 Honest John. США. 1953 г.

Пусковая установка ОТР 3Р-9 «Луна». СССР. 1960 г.

Пусковая установка ОТР 3Р-9 «Луна». СССР. 1960 г.

В США существовала серия ракет, именуемых
по воинским званиям: «Капрал» и «Сержант». Когда у конструктора ракет спросили о перспективах
расширения семейства, он ответил, что последней
моделью наверняка будет «Полковник». На вопрос «А почему?» инженер ответил, что, по его наблюдениям, после получения следующего за полковником звания (а это
генерал) человек перестает работать, и он опасается,
что с ракетами будет то же самое.

Первые межконтинентальные

Отклонение первых ОТР от цели измерялось сотнями метров, поэтому единственным средством сделать их эффективными было оснащение ядерными боеголовками. Мощность каждой из них была как у бомб, сброшенных в 1945 г. на Японию.

В 1954 г. началась разработка первой в СССР межконтинентальной ракеты (МБР) Р-7, легендарной «семерки». После успешных пусков в 1957 г., в 1960 г. Р-7 приняли на вооружение. Незадолго до этого, в 1959 г., в СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Первая советская межконтинентальная ракета Р-7 на пусковой установке. 1960 г.

Первая советская межконтинентальная ракета Р-7 на пусковой установке. 1960 г.

Основой ядерных сил США стала МБР SM-65 «Атлас», принятая на вооружение в том же 1959 г. И советская, и американская ракеты несли термоядерные боеголовки. Окислителем ЖРД этих ракет был жидкий кислород, который быстро испарялся. Поэтому ракету заправляли кислородом непосредственно перед стартом, что занимало несколько часов, а будучи заправленной, ракета не могла долго ждать запуска.

Ракетный двигатель и быстрый старт

Пороховой или твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) экономил время на старте: ракету не требовалось заправлять перед запуском. Но жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) делал ракету дешевле и забрасывал ее дальше, чем РДТТ с той же массой топлива. Появление жидкостных ракет с ампульным хранением топлива позволило сократить время запуска МБР с ЖРД до 3–5 мин – как у ракет с РДТТ. Горючее и окислитель стали хранить в герметичных баках-«ампулах», которые заправляли на заводе-изготовителе МБР. Сейчас используются как РДТТ, так и ЖРД с ампульным хранением.

В 1960-е гг. начали применять минометный старт: МБР, подобно мине, выбрасывали пороховым аккумулятором давления (ПАД) – зарядом, заложенным в транспортно-пусковой контейнер. Ракета стартовала, не тратя топлива, и лишь в полете запускала свои двигатели – это позволило сократить количество топлива на борту, сделав ракету легче.

Состязание «меча и щита»

Состязание «меча и щита» – стратегических ракет и систем противоракетной обороны (ПРО) на рубеже XX–XXI вв. шло с преимуществом «меча». ПРО трудно справляется с МБР, получившими маневрирующие боевые блоки с системами наведения на конечном участке полета. «Щит» ответил более эффективными РЛС, но возможность перехвата современных ракет остается под вопросом.

Одной из задач ракет нового поколения стало умение преодолевать ПРО. Даже укрытые в шахтах ракеты перестали считаться неуязвимыми, поэтому для повышения выживаемости ракетных комплексов стратегического назначения их стали делать мобильными.

Одним из вариантов МБР, способной преодолеть вражескую ПРО, стали ракеты с разделяющимися головными частями (РГЧ). Такая ракета несла не один, а несколько боевых блоков (ББ), «расталкивавшихся в разные стороны». Потом появились РГЧ с индивидуальным наведением. ББ устанавливались на автономном блоке разведения (АБР) с собственным двигателем. АБР включается после вывода головной части ракеты на орбиту, и каждый ББ по очереди выводит на назначенную ему траекторию и отстреливает. После отстрела последнего блока АБР сгорает в атмосфере. Так устроены американская МБР LGM30G «Минитмен III» и советская Р-36М.

МБР

1. МБР LGM-30G «Минитмен III» (США. 1970 г.)
и ее схема. Длина 18,3 м
2, 3, 4. Первая, вторая и третья ступень
5. АБР с боевыми блоками
6. Головной обтекатель
7. АБР с боевыми блоками
8. МБР Р-35М. СССР. 1975 г. Длина 34,6 м
Запуск ракеты с АБР:
9. МБР на старте
10. Отделение первой ступени
11. Отделение головного обтекателя
12. Отделение второй ступени
13. Отделение третьей ступени
14. Работа АБР
15. Разведение ББ по назначенным
им траекториям и их отстрел
16. АБР сгорает в атмосфере

РС-12 – первая МБР с РДТТ. СССР, 1968 г.

РС-12 – первая
МБР с РДТТ.
СССР, 1968 г.

Стратегический ракетный комплекс Р-36М2 «Воевода» на Западе получил кодовое имя «Сатана». Ракета коварного «Сатаны» снабжена управляемыми боевыми блоками (УББ), которые после отделения от носителя двигаются за пределами атмосферы не по баллистической траектории, а непредсказуемо смещаясь за счет тяги собственных ракетных двигателей. После входа в атмосферу блок переходит на аэродинамическое управление, используя специальные рули. Энергично маневрирующий в атмосфере УББ практически неуязвим для противоракет противника. РЛС блока сканирует землю, полученное радиолокационное изображение местности сравнивается с картой, вводимой перед пуском в память бортового вычислителя, и УББ наводится точно на цель.

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) Р-36М2 «Воевода»

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) Р-36М2 «Воевода» шахтного
базирования. СССР/Россия. 1988 г. Р-36М2 «Воевода» занесена в Книгу
рекордов Гиннесса как самая мощная МБР в мире

Разработку систем, препятствующих радиолокационному обнаружению МБР, в СССР вели еще с 1950-х гг. Дальность обнаружения ББ уменьшили, «обмазывая» их поглощающим радиолучи покрытием. Вместе с ББ отстреливали передатчики помех или дипольные отражатели – куски проволоки, создающие на экране РЛС многочисленные засветки. Следующим шагом стали «пузыри» – надувные ЛЦ (ложные цели), подобные воздушным шарикам из фольги, сотни которых отстреливались вместе с ББ. Противник тратил противоракеты на отстрел «пузырей», не отличимых на экране РЛС от боевых блоков, и в этой неразберихе шанс боеголовки дойти до цели повышался. Но в атмосфере трение воздуха тормозило легкие «пузыри» сильнее, чем тяжелые ББ, и, отставая, «обманки» себя выдавали. Много «тяжелых» ЛЦ ракета нести не могла. Тогда создали «квазитяжелые» ЛЦ, установив на ложные цели маленькие ракетные двигатели, тяга которых преодолевала сопротивление воздуха – это позволяло ЛЦ лететь рядом с ББ до земли.

Советские ПВО могли успешно сбивать бомбардировщики противника, и в 1980-х гг. США разработали им на смену стратегическую крылатую ракету AGM-129 воздушного базирования (т.е. выпускаемую с воздуха, с самолета), выполненную по технологии «стелс». На цель ракета наводилась, сканируя местность лазерным локатором и сравнивая получившуюся «картинку» с той, что хранилась в бортовом компьютере. Ракетой AGM-129 хотели оснастить все бомбардировщики США, но в итоге она появилась только на борту ветерана американских ВВС – В-52. После распада СССР американцы вывели этот ракетный комплекс в резерв.

Стратегическая крылатая ракета AGM-129 воздушного базирования. США. 1990 г.

Стратегическая крылатая ракета AGM-129 воздушного
базирования. США.
1990 г.

Основной проблемой РЛС СПРН является их неподвижность – они всегда «смотрят в одну сторону», перекрывая ограниченный сектор возможного подлета ракет. Этого недостатка лишена американская станция SBX. Она установлена на плавучей платформе, и ее можно оперативно переместить в любую часть Мирового океана. Если РЛС американской СПРН направлена против российских МБР, то станция SBX может отслеживать пуски ракет других возможных противников.

В 1989 г. на вооружение советских ракетных войск стратегического назначения приняли уникальный по маскировке боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РТ-23 «Молодец». Он размещался в вагонах, похожих на почтовые, пассажирские и рефрижераторные, и вражеская космическая или авиационная разведка не могла отличить его от тысяч подобных составов, курсирующих по железным дорогам страны. «В случае чего» поезд останавливался, крыша вагона открывалась, выпуская на свет транспортно-пусковой контейнер МБР. В бортовой вычислитель вводились координаты точки старта и целей – и обманувший бдительность противника «Молодец» был готов нанести внезапный удар. Ракеты «Молодца» обманывали вражескую ПРО десятью боевыми блоками с индивидуальным наведением, отделявшимися не в строгой последовательности, а «как бы случайно», и такие непредсказуемые цели было сложно сбить. В 2005 г. с боевого дежурства сняли последний комплекс РТ-23, и сейчас ему на замену разрабатывается новый БЖРК «Баргузин». Ракеты с маневрирующими боевыми блоками и отличную маскировку получит и новый российский мобильный комплекс РС-26 «Рубеж».

Трехвагонный пусковой модуль боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 «Мóлодец». СССР/Россия. 1989 г.

Трехвагонный пусковой модуль боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23
«Мóлодец». СССР/Россия. 1989 г.

Мобильный комплекс РС-26 «Рубеж». Россия. Первый пуск в 2011 г.

Мобильный комплекс РС-26 «Рубеж».
Россия. Первый пуск в 2011 г.

Мощность и точность МБР росли, а шахтные пусковые установки могли не выдержать прямого попадания ядерной ББ. Поэтому при разработке ракеты LGM-118A «Пискипер» (Peacekeeper – «Миротворец») американцы дополнили шахтное базирование мобильным – в железнодорожном составе. Рассматривались также колесные и гусеничные платформы, МБР даже пытались сбрасывать с военно-транспортного самолета. Впрочем, у американцев ничего не вышло, и «Пискиперы» так и остались в шахтах. А в СССР разработали мобильный стратегический ракетный комплекс РС-12М «Тополь», который стоит на боевом дежурстве с 1985 г.

РС-12М «Тополь». СССР. 1985 г.

РС-12М «Тополь».
СССР. 1985 г.

Скромные успехи противоракет привели военных к мысли, что главное – как можно раньше увидеть атакующие МРБ противника. Тогда у своих ракетчиков будет достаточно времени для нанесения ответно-встречного удара, и противник, зная это, просто не рискнет напасть. Российская система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) опирается на сеть мощных РЛС типа «Воронеж». Другая отечественная станция СПРН «Дон-2Н» (она входит в систему противоракетной обороны Москвы) способна обнаружить металлические шары диаметром 5 см на высоте 350 км и на дальности до 800 км.

Помимо наземных радаров СПРН включает в себя спутники. Их преимущество в том, что они могут обнаруживать МБР на стартовом участке, тогда как РЛС видят ракеты только после того, как те поднимутся из-за радиогоризонта. В 2015 г. в России был запущен спутник «Тундра», который стал первым в новой космической группировке СПРН.

Ядерный чемоданчик

Владение МБР с ядерными боеголовками налагает большую ответственность – надо исключить возможность случайного пуска ракет и начала атомной войны. Для этого были придуманы особые коды, хранящиеся в «ядерном чемоданчике». В СССР/России «ядерный чемоданчик» – это система «Чегет». Разослать коды по стартовым комплексам может только президент. На местах эти коды введут в «мозг» МБР, и два оператора смогут запустить ракету, выполняя операции параллельно, «в два ключа».

Но первый удар противника может уничтожить и президента, и «чемоданчик». Поэтому для дублирования «Чегета» в середине 1980-х гг. создали систему управления «Периметр». Ее включают в угрожаемый период, но «Периметр» не сработает, пока будет получать «удерживающие» сигналы из пункта управления Стратегическими ядерными силами. В случае отсутствия сигнала и ответа на запрос «Периметр» без участия человека запустит «управляющую» ракету, и она подаст команду на старт всем пусковым установкам страны. Включенный «Периметр» подобен зажатой в руке гранате с выдернутой чекой. Пока гранату не выпустят, взрыва не будет, но если держащий гранату человек будет убит – взрыв неизбежен. Поэтому на Западе «Периметр» называют «мертвая рука». «Периметр» сделал ответный удар неотвратимым, и это отбивало у противника желание напасть с применением ракетно-ядерного оружия.

Поделиться ссылкой

Три четверти века назад, 3 октября 1943 года, на немецком полигоне Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море был произведен третий (но первый успешный) испытательный запуск ракеты «Фау-2». Это была первая в мире управляемая боевая баллистическая ракета, позднее давшая начало как американской, так и советской ракетным программам. «Фау-2» не только стала «оружием возмездия» Гитлера, но и первым рукотворным объектом, оказавшимся в космосе.

Барон-вундеркинд

Успешный пуск первой в мире баллистической ракеты во многом связан с личностью ее конструктора — Вернера фон Брауна. По сути дела, именно он (наряду с Сергеем Королевым) является основоположником современного ракетостроения. Фактически именно с его достижений и началась космическая эра.

Родившийся в привилегированной аристократической семье Вернер фон Браун с молодых лет был увлечен идеей космических полетов и целенаправленно занимался физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты. В 1930 году в возрасте 18 лет поступил в Берлинскую высшую техническую школу (ныне Берлинский технический университет), где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («VfR», «Общество космических путешествий»). Там он в частности принял участие в испытании ракетного двигателя на жидком топливе. Затем Браун также проходил обучение в Берлинском университете Фридриха Вильгельма и в Швейцарской высшей технической школе Цюриха.

В начале 1930-х годов Браун посетил презентацию, устроенную Огюстом Пикаром, который в то время был пионером полетов в стратосферу. После выступления Пикара молодой студент подошел к нему и заявил:

«Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полет на Луну». Рассказывают, что Пикар ответил словами поддержки.

На фон Брауна оказал большое влияние теоретик ракетного полета Герман Оберт, которого ракетостроитель называл: «первым, кто, подумав о возможности создания космических кораблей, взял в руки логарифмическую линейку и представил математически обоснованные идеи и конструкции».

25 июля 1934 года в возрасте 22 лет Вернер фон Браун получил степень доктора физических наук со специальностью в ракетостроении за работу, озаглавленную «Об опытах по горению». Это была только первая, открытая часть его труда. Полная диссертация же называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Она была засекречена по требованию армии и не публиковалась до 1960 года.

К концу 1934 года группа фон Брауна успешно проверила теорию практикой, запустив две ракеты на высоты 2,2 км и 3,5 км соответственно.

С 1933 года в Германии были запрещены гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным. Через пару лет для их нужд был построен огромный ракетный центр в окрестностях деревни Пенемюнде. Там 25-летний Браун был назначен техническим руководителем и главным конструктором ракеты A-4 («Фау-2»).

9 тонн спирта — и в космос

С учетом уже имевшихся теоретических и практических наработок Вернера фон Брауна, первая в мире баллистическая ракета была создана за фантастически короткий срок — всего за 21 месяц. 3 октября 1943 года был осуществлен ее первый успешный запуск. Это была первая в мире управляемая боевая баллистическая ракета. В ее конструкции германскими конструкторами был достигнут огромный прогресс в создании жидкостных ракетных двигателей, систем управления ракетой в полете и наведения.

14-метровая ракета имела классическую веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами и была одноступенчатой. Стартовая масса достигала 12,8 тонн, из них три тонны весила сама конструкция с двигателем, около тонны — боевой заряд. Остальные же почти девять тонн приходилось на топливо, преимущественно этилового происхождения. «Фау-2» состояла из более 30 тыс. отдельных деталей, а длина проводов ее электрического оборудования превышала 35 км.

Как легко можно подсчитать, за одну секунду ракета сжигала 127 кг топлива.

Двигатель мог работать 60-70 секунд, разгоняя в результате ракету до скорости, в несколько раз превышающей скорость звука — 1700 м/с (6120 км/ч). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9 g, а перед отсечкой подачи топлива – 5 g. В серии последовавших в 1944 году экспериментов на вертикальный полет этот же двигатель смог забросить ракету на высоту 188 километров — впервые созданный руками человека объект оказался в космосе.

Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полета. Дальность полета ракеты достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Причем на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла всего 20 км, а высота — 25 км (далее ракета летела по инерции). Головной обтекатель ракеты в ходе полета нагревался до 600 градусов Цельсия.

Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение, ключевая характеристика для боевых баллистических ракет) составляло по проекту 0,5-1 км (0,002-0,003 от дальности). Но в реальности эффективность была значительно меньше: 10-20 км (0,03-0,06 от дальности).

При падении скорость ракеты составляла 450-1100 м/с. Детонация происходила не сразу при ударе о поверхность — ракета успевала немного углубиться в землю. От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м и глубиной 15 м.

***Одна ракета — сотня заводов***

В июле 1943 года 31-летнему Вернеру фон Брауну было присвоено звание профессора, что для Германии того времени было совершенно исключительным явлением.

Почему же юному Вернеру удалось еще в 1932 году привлечь внимание офицеров Вермахта и вскоре встать во главе одного из самых масштабных проектов страны? Вернера фон Брауна отличали фундаментальная теоретическая подготовка и способности прирожденного организатора.

Патриарх немецкого ракетостроения Герман Оберт говорил, что превосходил Вернера фон Брауна как математик, физик и изобретатель, но, безусловно, был ребенком по сравнению с фон Брауном-менеджером.

Сам барон точно подметил, чем должен владеть руководитель, приходящий на смену основоположнику типа Оберта: умением организовать и профинансировать гигантские и сложнейшие работы. По свидетельствам исследователей биографии фон Брауна, в истории редко случается такое совпадение времени, места, обстоятельств и личности, сумевшей всем этим воспользоваться в максимальной степени.

Фон Браун сразу задействовал при создании первой в мире баллистической ракеты потенциал самых квалифицированных инженеров-конструкторов, технологов и рабочих. В итоге, как отмечают специалисты, ему удалось главное – построить и оптимизировать систему создания сложных технических систем.

Принятая затем практически повсюду кооперация профильных организаций-соисполнителей при руководстве из единого центра позволяла поставить процесс создания баллистических ракет на серьезную промышленную основу, привлечь лучших специалистов и вести работы широким фронтом.

Фон Браун создал не только первую в мире баллистическую ракету с выдающимися по тем временам характеристиками, но и целую отрасль германской промышленности, совершив при этом фантастические прорывы в технологиях.

Этот тезис, в частности хорошо иллюстрируется хорошо известным историческим фактом: когда в СССР в 1947 году приступили к копированию «Фау-2», выяснилось, что немцы использовали при производстве своей ракеты 86 различных марок стали.

Промышленность Советского Союза была способна заменить аналогичными по свойствам сталями только 32 марки. По цветным металлам дело обстояло еще хуже — для 59 марок подобрали лишь 21 аналог. Еще большие проблемы оказались в группе неметаллов: резины, прокладки, пластмассы, уплотнения, изоляция. Проблемы при копировании «Фау-2» возникали буквально с каждым материалом, с каждой технологической операцией, включая сварку.

В результате СССР в те годы предстояло создать новую отрасль промышленности.

***Бесполезное оружие?***

По мнению советского и российского ученого-конструктора, одного из ближайших соратников С. П. Королева Бориса Чертока, деятельность Вернера фон Брауна в немалой степени поспособствовала разгрому Германии во Второй мировой войне.

«Фау-2» (всего их построили около 6 тысяч штук) отвлекла от производства вооружения и военной техники, столь необходимых на фронте, гигантские ресурсы. Пострадал даже немецкий атомный проект, поскольку на газоструйные рули ракеты «Фау-2» требовался остродефицитный графит. На производстве ракет были заняты десятки тысяч высококвалифицированных инженеров и рабочих. Огромные средства были потрачены на создание соответствующей инфраструктуры.

При этом с 8 сентября 1944 по февраль 1945 года в сторону Англии было выпущено около 4200 «Фау-2». Более двух тысяч из них цели не достигли, а долетевшие убили 2700 человек.

Иными словами, на одного погибшего англичанина было потрачено по полторы ракеты. Таким образом, несмотря на непомерные усилия и затраты, оружием возмездия «Фау-2» так и не стала.

Ошибку в своих мемуарах признавал и министр вооружений поздневоенного периода Альберт Шпеер. По его мнению эффективней было бы сосредоточится на массовом производстве другого детища фон Брауна — зенитных ракет «Вассерфаль». Они были значительно дешевле в производстве и могли бы прикрыть немецкую промышленность и население городов от массированных авианалетов союзников.

Ракета в ходе боевого применения не продемонстрировала высоких тактико-технических характеристик. Она доставляла к цели всего 1 тонну взрывчатки при квадратичном вероятном отклонении в 20-25 км. Подобные показатели никак нельзя считать удовлетворительными.

Но, как ни странно, именно «Фау-2» открыла новые горизонты для человечества, а из школы Вернера фон Брауна вышли практически все ракетные программы мира, включая израильскую и китайскую. Документация и инфраструктура была подробно изучена советскими специалистами, многие сотрудники Пенемюнде попали в плен и помогали в разработке первых советских ракет.

Сам же фон Браун был захвачен американской разведкой и вывезен в США, где спустя несколько лет стал руководителем космической программы и заочным конкурентом Сергея Королева.

По мнению биографов, основоположник мирового ракетостроения Вернер фон Браун относится к наиболее целеустремленным людям в истории человечества. В годы Второй мировой войны Уинстон Черчилль сказал о германском генерал-фельдмаршале Эрвине Роммеле: «Мы имеем перед собой весьма опытного и храброго противника и, должен признаться, несмотря на эту опустошительную войну — великого полководца». Примерно так же можно сказать и о Вернере фон Брауне.

January 20 2022, 10:34

Categories:

  • Армия
  • История
  • Cancel

Р-7 (разг. «семёрка»; индекс ГРАУ — 8К71) — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Первая межконтинентальная баллистическая ракета в мире, прошедшая успешные испытания и доставившая боеголовку на межконтинентальную дальность (21 августа 1957 года).

Модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 20 января 1960 по конец 1968 года. В МО США и НАТО ракета получила обозначение SS-6 Sapwood, Главное ракетно-артиллерийское управление МО СССР использовало индекс 8К74.

На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса — на ракетах-носителях семейства Р-7 были запущены в космос многие ИСЗ, начиная с самых первых, и все советские и большинство российских космонавтов, начиная с первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина.

23 сентября 2023, 18:50 — Общественная служба новостей — ОСН

Работы по созданию ракетного комплекса «Змеевик» приостановлены. Об этом сообщает ТАСС.

По данным источника, в настоящее время работы по новому ракетному комплексу приостановлены с целью инвестирования ресурсов в совершенствование имеющегося ракетного оружия.

Ракетный комплекс «Змеевик» схож с китайской противокорабельной баллистической ракетой DF-21D по своим тактико-техническим характеристикам.

Также сообщается, что эта баллистическая ракета могла бы уничтожать морские и наземные носители новой американской гиперзвуковой ракеты Dark Eagle.

Вместе с тем, в материале уточняется, что официальное подтверждением этой информации на момент сообщения получено не было.

Ранее журналист CNN Люк Макги заявил, что конфликт между киевским режимом и властями Польши вызвал острую реакцию у европейских политиков. Подробнее об этом читайте в материале Общественной службы новостей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.
Присоединяйтесь!

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …

История проекта «Буря».

1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой.
Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника. Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО.
Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта. Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря».
Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301.
Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
— летательный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
— дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
— впервые для полетов применяется астронавигация;
— впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
— впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
— впервые в постройке ЛА используется титан.
— впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.
Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. МО СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

[b]Основные устройства и оборудование проекта Буря.[/b]
Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположением треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.
Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн.
Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.
Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала.
Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями. Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.
Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 — получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» — работа конструкторов НИИ-49.
На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость.
В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».
Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.
К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.
Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты.
Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3.3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время.
Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Испытания «Бури».
До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут. 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3.3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3.5 тысячи км/ч. Это был первый успех.
На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.
В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.
14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров.
Начались испытания на длинных дальностях.
Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6.5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.
Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры.
Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

Судьба «Бури».
Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один — проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев. Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос.
Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедший в серийное производство ракеты носителя.
Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА.
Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль».
Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

Интересно.
Примерно в то же самое время, 56-58 год, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

Основные технические данные:
— длина — 19.9 метра;
— диаметр — 1.5 метра;
— межблочная длина — 5.2 метра;
— высота — 6.65 метра;
— размах крыла — 7.7 метра;
— вес — 97 тонн, после доработок — 130 тонн;
— вес БЧ — 2.2 тонны, после доработок — 2.35 тонны;
— окислитель — азотная кислота;
— горючее амины керосин.

И последнее.
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».

Автор:

17 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

55 лет назад с космодрома Байконур (Казахстан) была запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.

21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 (SS-6, Sapwood — по классификации НАТО), разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Р-7 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью. Она несла термоядерный боевой заряд и могла его доставить практически в любую точку территории вероятного противника. Ракета стала не только новым грозным оружием, но и базой для создания ракеты-носителя для вывода в космос космических аппаратов и кораблей, в том числе пилотируемых.

Ракета Р-7 именовалась также «семеркой», а в технической документации называлась «изделием №8К71».

История создания ракеты Р-7 началась задолго до ее первого старта — в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Тогда по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5, которыми руководил Королев, стало ясно, что для достижения территории потенциального противника на другом континенте необходима значительно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея которой была предложена еще Константином Циолковским.

В 1947 году Михаил Тихонравов организовал в Научно-исследовательском институте артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных (многоступенчатых) баллистических ракет. Изучив полученные этой группой результаты, Королев принял решение провести эскизное проектирование мощной составной ракеты. 20 мая 1954 года вышло постановление правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность.

Новые мощные двигатели для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Глушко. Систему управления проектировали Николай Пилюгин и Борис Петров, стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций.

Одновременно был поставлен вопрос о создании нового полигона для испытаний межконтинентальных ракет. В феврале 1955 года вышло постановление Правительства СССР о начале строительства полигона, которому было присвоено название 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там (Казахстан). Строился космодром как особо секретный объект, и в апреле 1957 года стартовый комплекс для ракеты Р-7 был готов.

Проектирование Р-7 было завершено в июле 1954 года, а 20 ноября 1954 года создание ракеты Р-7 было одобрено Советом Министров СССР. В начале 1957 года ракета была готова к испытаниям.

Начиная с середины мая 1957 года, была проведена первая серия испытаний ракеты, которая показала наличие серьезных недостатков в конструкции Р-7.

15 мая 1957 года состоялся первый пуск ракеты. По визуальным наблюдениям полет протекал нормально, а затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени истекающих газов из двигателей. После обработки телеметрической информации выяснилось, что на 98-й секунде отвалился один из боковых блоков, и ракета потеряла устойчивость. Причиной аварии явилась негерметичность топливной магистрали горючего.

Намеченный на 11 июня 1957 года следующий запуск ракеты не состоялся по причине неисправности двигателей центрального блока. 12 июля 1957 года ракета взлетела, но на 33 секунде полета потеряла устойчивость и стала отклоняться от заданной траектории. Причиной аварии оказалось замыкание на корпусе цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения.

И только четвертый пуск ракеты Р-7, состоявшийся 21 августа 1957 года, был успешным, и ракета впервые достигла района цели. Изделие 8К718 с головной частью М1-9 стартовало с Байконура (полигон Тюратам), отработало активный участок траектории, и головная часть попала в заданный квадрат полуострова Камчатка. Основным недостатком этого пуска явилось разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории.

27 августа 1957 года в советских газетах появилось сообщение об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты.

Положительные результаты полета ракет Р-7 на активном участке траектории позволили использовать их для запуска первых двух искусственных спутников Земли 4 октября и 3 ноября этого же года. Задуманная как боевая, ракета Р-7 обладала энергетическими возможностями, позволяющими вывести в космос (на околоземную орбиту) полезную нагрузку значительной массы, что и было использовано при запуске спутников.

По результатам шести запусков ракеты Р-7 были доработаны головная часть (заменена новой) и система ее отделения, применены щелевые антенны телеметрической системы. 29 марта 1958 года впервые полностью успешно прошел пуск ракеты Р-7 (головная часть достигла цели без разрушения).
Еще в течение 1958 и 1959 годов проводились летные испытания ракеты, по результатам которых вносились доработки в конструкцию Р-7.

Ракета Р-7 принципиально отличалась от всех ранее разработанных ракет своей компоновочной и силовой схемами, габаритами и массой, мощностью двигательных установок, количеством и назначением систем и т.п. Двухступенчатая ракета Р-7 была выполнена по схеме с параллельным делением ступеней (по «пакетной» схеме). Ее первая ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 метров и наибольшим диаметром 3 метра, которые симметрично крепились к центральному блоку (вторая ступень ракеты). По внутренней компоновке как боковые, так и центральный блоки были аналогичны одноступенчатым ракетам с передним расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков являлись несущими. При старте ракеты двигательные установки всех пяти блоков запускались одновременно. Достоинством такой схемы является возможность запуска всех двигателей на земле, а не в полете (в условиях вакуума). Каждый из блоков снабжен четырехкамерным маршевым жидкостным ракетным двигателем открытой схемы, работающем на жидком кислороде и керосине.

Для обеспечения работы турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялась перекись водорода, а для наддува баков — жидкий азот.

Длина ракеты Р-7 составляла 31,4 метра, диаметр — 11,2 метра. Она имела стартовую массу 283 тонны, в том числе массу топлива 250 тонн, обладала способностью доставлять на расстояние 8 тысяч километров головную часть массой 5,4 тонны, несущую термоядерный заряд мощностью от 3 до 5 мегатонн.

Головная часть крепилась к приборному отсеку центрального блока с помощью трех пирозамков. Характеристики головной части позволяли поразить крупную площадную цель, посредством как воздушного, так и наземного ядерного взрыва.

Ракета Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.

Первые ракеты Р-7 были изготовлены в подмосковном городе Калининграде (ныне Королев) — на заводе № 88, который являлся опытным производством ОКБ-1.

Возможности опытного завода были ограничены, поэтому в феврале 1958 года ведущий конструктор «семерки» Дмитрий Козлов получил назначение в город Куйбышев (ныне Самара) для организации на базе авиационного завода № 1 (завод «Прогресс», ныне ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ — Прогресс»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.

С декабря 1958 года по ноябрь 1959 года проходили совместные летные испытания Р-7, которые должны были дать ответ на вопрос о возможности принятия ракеты на вооружение. В ходе этих испытаний было запущено 16 ракет, восемь из которых были произведены на серийном заводе.

20 января 1960 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была принята на вооружение.

Для базирования этих ракет в 1958 году было принято решение о строительстве боевой стартовой станции (объект «Ангара») в районе города Плесецка Архангельской области. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в вооруженных силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился более двух часов.

Параллельно с Р-7 шла разработка боевого ракетного комплекса Р-7А с большей дальностью полета (12 тысяч километров), усовершенствованной системой управления, более надежными двигателями и облегченной боевой частью. Ракета Р-7А оснащалась более легкой головной частью, оборудовалась более мощными двигателями и обладала несколько увеличенным запасом топлива за счет уменьшения свободного объема баков. И уже 12 сентября 1960 года МБР Р-7А была принята на вооружение.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. Стало ясно, что Р-7 и ее модификация не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. Всего было построено четыре стартовых сооружения. К концу 1968 года обе эти ракеты сняли с вооружения.

Надежность конструкции МБР Р-7 и Р-7А позволила создать на их основе целое семейство ракет-носителей: «Восток», «Восход», «Молния», «Союз» и их модификаций, которые использовались для запуска первых спутников, лунных и межпланетных станций, полетов человека в космос, и продолжают использоваться по сей день.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

21 августа 1957 г. с космодрома Байконур (Казахстан) состоялся первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ракета успешно прошла заданный маршрут, а её головная часть, имитирующая ядерную боеголовку, точно поразила заданную цель на полуострове Камчатка.

Ракета Р-7 является первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой. 20 мая 1954 г. вышли постановления Правительства СССР и ЦК КПСС о создании баллистической ракеты межконтинентальной дальности. Работы по созданию ракеты Р-7 и всего технологического оборудования, необходимого для подготовки и проведения её запусков, были поручены генеральному конструктору советской ракетной техники Сергею Павловичу Королёву, выдающемуся учёному и создателю лучших в мире ракетно-космических систем.

В начале 1957 г. ракета Р-7, была готова к испытаниям. Её конструкция принципиально отличалась от всех ранее разработанных ракет своей компоновочной и силовой схемами, габаритами и массой, мощностью двигательных установок, количеством и назначением систем. В феврале 1955 г. вышло постановление Правительства СССР о начале строительства полигона для испытания межконтинентальных ракет. Космодром решено было строить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там (Казахстан) как особо секретный объект, и в апреле 1957 г. стартовый комплекс для ракеты Р-7 был готов.

С середины мая 1957 г. проводилась серия испытаний ракеты, в ходе которых выявилось наличие серьезных недостатков в конструкции Р-7. 21 августа 1957 г. состоялся четвёртый запуск, который оказался успешным, и ракета впервые достигла района цели. 27 августа 1957 г. в советских газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты.

Положительные результаты полёта ракет Р-7 на активном участке траектории позволили использовать их для запуска первых двух искусственных спутников Земли 4 октября и 3 ноября 1957 г. Задуманная как боевая, ракета Р-7 обладала энергетическими возможностями, позволяющими вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку значительной массы, что и было использовано при запуске спутников.

Постановлением Правительства СССР от 20 января 1960 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была принята на вооружение Советской Армии.

Проект строительства Р-7 представлял собой одну из крупнейших инженерно-технических программ, когда-либо осуществлявшихся в Советском Союзе. Его реализация способствовала последующему развитию многих отраслей науки и техники, связанных с ракетостроением. Удача этого проекта послужила основой для создания базовых модификаций ракетно-космических комплексов типа «Восток», «Восход», «Союз» и «Молния».

Лит.: Первов М. А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. М., 1998; Уманский С. П. Ракеты-носители. Космодромы. М., 2001; То же [Электронный ресурс]. URL: http://galspace.spb.ru/start-3.htm.

См. также в Президентской библиотеке:

Открытый космос: [цифровая коллекция];

Всемирный день авиации и космонавтики. Первый в мире полёт человека в космос // День в истории. 12 апреля 1961 г.;

В СССР создан Центр подготовки космонавтов // День в истории. 11 января 1960 г.;

Лётчик-космонавт СССР А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос // День в истории. 18 марта 1965 г.;

Полёт в космос первой женщины-космонавта // День в истории. 16 июня 1963 г.;

Указом Президента Российской Федерации создан новый род войск — Космические войска // День в истории. 24 марта 2001 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Fluke 867b руководство пользователя на русском
  • Инструкция по уходу за футболкой с принтом
  • Антиструмин таблетки инструкция по применению взрослым
  • Руководство дкр города москвы
  • Nissan x trail 2002 руководство