Руководство
по эксплуатации
ОБЩЕЕ
ОПИСАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
Плуг
трехкорпусный навесной ПЛН-3-35
предназначен для пахоты различных
почв под зерновые и технические
культуры на глубину до 30 см, не засоренных
камнями, плитняком и другими препятствиями,
с
удельным сопротивлением до 0,09 Мпа
(0,09 кг/см2) в зависимости от заказа
может комплектоваться корпусами
согласно приложения 2.
Допускается
на плуг устанавливать корпуса с
углоснимами, при этом предплужники не
применяются. При установке, на последнем
корпусе ножа вертикального – дисковый
нож не применяется.
Агрегатирование
Плуг
агрегатируется с тракторами 2-ой
категории, класса 1,4 кН (МТЗ-80/82). Обслуживает
агрегат один тракторист.
Примечание:
термины – «правый», «левый», «второй»,
«передний», «задний», встречающиеся
в тексте, следует считать по ходу плуга.
Таблица 1.2 Технические характеристики
плуга ПЛН 3-35
Производительность, |
до |
Ширина |
1,05 |
Количество |
3 |
Масса |
463 |
Габаритные |
|
— |
2730 |
— |
1370 |
— |
1200 |
Глубина |
до |
Глубина |
до |
Рабочая |
7…9 |
Расстояние |
620 |
Расстояние |
800±25 |
Тип |
культурный |
Ширина |
|
— |
350±15 |
— |
230 |
Дорожный |
250 |
Транспортная |
до |
Срок |
8 |
УСТРОЙСТВО
И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗДЕЛИЯ
Основными
сборочными единицами плуга являются:
рама, корпус, предплужник, опорное
колесо, навеска, прицепка для борон.
Прицепка
для борон и чистик – принадлежности
плуга.
Глубина
пахоты устанавливается винтом опорного
колеса.
Предплужник
устанавливается в зависимости от глубины
пахоты.
Рекомендуется
следующая установка предплужника:
для
пахоты корпусом на глубину 20 см стойка
фиксируется на верхнем отверстии;
-
на
глубину 22 см – на втором отверстии; -
на
глубину 25 см – на третьем отверстии; -
на
глубину 27 см – на четвертом отверстии; -
на
глубину 30 см – на нижнем отверстии.
Корпус
состоит из цельнолитой стойки, к которой
прикреплен лемех, отвал и полевая доска.
Благодаря своей конструкции он может
быть скоростным, вырезным, полувинтовым,
безотвальным, культурным с
почвоуглубителем.
Предплужник
представляет собой небольшой корпус
с культурной рабочей поверхностью.
Предназначен для заделки растительных
остатков. Предплужник состоит из стойки,
лемеха, отвала.
Колесо
служит для установки и регулировки
глубины пахоты. На стойке нанесены
метки для ориентировки при установке
глубины пахоты по положению на уровне
верхнего обреза державки. Колесо состоит
из обода с диском, стойки с кронштейном,
державки и ступицы, в которую входит
полуось.
Прицепка
для борон служит для осуществления
боронования одновременно с пахотой.
Навеска
предназначена для присоединения плуга
к трактору.
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
Не
допускайте к сборке и работе с плугом
лиц, не ознакомившихся с настоящим
руководством и не прошедших инструктаж
по технике безопасности.
Перед
началом движения агрегата подайте
сигнал. Трогайтесь с места плавно, без
рывков.
Прежде
чем, поднять или опустить плуг, убедитесь
в том, что возле него никого нет.
КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
-
работать
неисправным плугом -
находиться
возле агрегата, во время поворота -
поворачивать
агрегат при ослабленных ограничительных
цепях навесной системы трактора -
садиться
на раму плуга, во время пахоты или
транспортировки -
регулировать
плуг и подтягивать болты на ходу или в
транспортном положении -
очищать
плуг на ходу или в транспортном положении -
ремонтировать
плуг, если он поднят в транспортное
положение или соединен с трактором,
двигатель -
которого
работает -
переезжать
с прицепкой для борон, при транспортировке
плуга -
работать
с незатянутым крепежом.
Перед
транспортировкой максимально поднимите
плуг и затяните ограничительные цепи
навесной
системы
трактора.
Следите,
чтобы не оседал шток поршня.
Перед
заменой лемехов под полевые доски и
опорное колесо подложите деревянные
колодки.
ПОДГОТОВКА
К РАБОТЕ
Плуг
собирается на деревянных подставках
высотой 650-700 мм.
Распакуйте
ящик. Отложите запасные части и
принадлежности. Остальные детали
разложите в удобном для себя порядке,
крепежные по размерам
Застопорите
раму и установите ее на подставках.
Навесьте
корпуса, вставьте вертикальные болты
8 (рис.2) в отверстия стойки и балки
жесткости.
Притяните
стойки корпусов гайками и контргайками
к полосам рамы. А вертикальными болтами
– к балке жесткости, предварительно
подложив под гайки планки ПЛЖ 54.506 и
пружинные шайбы. При установке
вертикального
болта крепления корпуса к раме, заведите
болт и закрепите стойку к брусу рамы, а
затем затяните все болты.
Прикрепите
три предплужника (рис.5) к трем
продольным полосам рамы с левой
стороны перед корпусами державками 2
, скобами 1, пружинными шайбами и гайками.
Скобы предплужника сильно не
затягивайте.
Прикрепите
опорное колесо (рис.6) скобой 4 (2М20х142
75/40) пружинными шайбами и гайками с
наружной стороны второй полосы.
Опустите
опорное колесо в крайнее нижнее положение
(до упора гайки винта в торец державки
колеса).
Вверните
в отверстие державки стопорный болт
(ПЯШ.30.103-03) с гайкой. Скобу затяните
до отказа. Уберите подставки.
Прикрепите
чистик 22 к кронштейну колеса двумя
болтами (М10х45) шайбами и гайками.
Установите
на раму плуга навеску (рис. 7) и
прикрепите ее болтами (М22х85, М22х65,
М22х150)
пружинными
шайбами и гайками. Болты затяните
до отказа. В отверстие левого кронштейна
навески
вверните
два регулировочных болта 1 (ПЛВ.05.482) с
гайками.
Болтом
2 (рис.8) гайкой и шайбой пружинной
прикрепите к раме прицепку для борон,
предварительно сняв планку ПЛЖ.54.506.
Передний конец растяжки закрепите
на вертикальном болте переднего
корпуса.
Установите
световозвращатель красного цвета к
заднему концу основной балки и закрепите
его болтами, гайками и пружинными
шайбами.
ПОРЯДОК
РАБОТЫ
Внимательно
осмотрите плуг. Проверьте крепления.
Смажьте солидолом подшипники колеса
т трущиеся поверхности деталей, не
имеющих масленок, пальцы навески, винт
и стойку опорного колеса.
В
зависимости от необходимой глубины
пахоты правильно установите предплужники.
Расстояние между носками лемехов
предплужника и корпуса (по ходу плуга)
должно быть не менее 250 мм. Положение
предплужника по высоте фиксируется
цилиндрическим выступом державки,
входящим в одно из глухих отверстий на
стойке предплужника.
Затяните
скобы крепления предплужников. Полевой
обрез предплужника должен перекрывать
полевой обрез корпуса.
При
рабочем захвате плуга 1,05 м ширина
колеи трактора должна равняться 1560
мм. От этого зависит качество пахоты.
Пахота должна быть без огрехов и недовалов
пласта. Правые колеса трактора начиная
со второго прохода должны двигаться по
борозде.
Установите
левый раскос навесной системы трактора
на длину 515 мм (между осями крайних
шарниров). Во время работы длину левого
раскоса не меняют – она остается
постоянной. Укорачивая или удлиняя
правый раскос, перекосите ось пальцев
автосцепки таким образом, чтобы
правый палец был выше левого на
половину предполагаемой глубины пахоты
(при глубине пахоты 25 см правый конец
должен быть на 130 мм выше левого).
Для
того, чтобы отрегулировать раскосы тяг
навесной системы трактора, опустите
плуг на землю.
Раскосы
механизма навески трактора должны быть
установлены на передние отверстия тяг.
Отрегулируйте
длину ограничительных цепей механизма
навески трактора так, чтобы обеспечить
свободу
качания шарниров продольных тяг в
горизонтальной плоскости 120 мм в
каждую сторону от среднего положения.
Поднимите плуг в транспортное положение,
выворачивая регулировочные болты из
кронштейнов ограничительных цепей.
Натяните цепи так, чтобы они
незначительно провисали, обеспечивая
раскачивание орудия не более, чем на 20
мм.
Перед
началом работы следует отрегулировать
глубину пахоты и рабочий захват плуга.
Заданная
глубина пахоты устанавливается механизмом
регулировки опорного колеса и регулировкой
тяг навесной системы трактора, а
нормальный рабочий захват – установкой
рабочего захвата переднего
корпуса
на 350 мм. По отметкам на стойке опорного
колеса установите предварительно
глубину пахоты, равную примерно 2/3
заданной глубины, и начинайте вспашку.
Во время захода первой борозды
проследить за тем, чтобы задний корпус
вспахивал на глубину, установленную
опорным
колесом, а передний – на несколько
меньшую. Правая сторона рамы должна
быть выше левой.
После
прохода двух-трех борозд можно приступать
к регулировке глубины пахоты и рабочего
захвата.
В
борозде плуг должен идти устойчиво,
без перекосов в сторону и по ходу
(рама должна быть параллельна поверхности
почвы), рабочий захват должен быть
нормальным, все корпуса должны
вспахивать почву на одинаковую
глубину, пахота должна быть без
недовалов пласта, заделка растительности
– полная.
Для
лучшей устойчивости плуга в горизонтальной
плоскости, на плуге с левой стороны
навески введена регулировка.
В
случае возникновения увода плуга в
сторону увеличения, ширина захвата,
т.е. в левую сторону, навеску необходимо
передвинуть назад.
Если
правая сторона рамы ниже или выше
левой, необходимо укоротить или удлинить
(соответственно) правый раскос тяги
навесной системы трактора.
Если
задняя часть рамы выше или ниже передней,
необходимо удлинить или укоротить
(соответственно) верхнюю тягу навесной
системы трактора.
Глубина
пахоты переднего корпуса регулируется
раскосом правой тяги навесной системы
трактора, а заднего – верхней тягой.
Установите
опорным колесом необходимую глубину
пахоты и стопорным болтом зафиксируйте
колесо в державке.
Качество
пахоты определяется по следующим
признакам:
-
все
корпуса оставляют одинаковые гребни -
борозды
между двумя проходами плуга одинаковы
с бороздами, оставляемыми корпусами.
Отрегулированные
механизмы плуга и навески трактора
остаются в заданном положении на все
время работы на вспахиваемом участке.
При переходе на другой участок,
припашку плуга нужно произвести
заново.
Во
время работы соблюдайте следующие
правила:
-
поворачивайте
агрегат для заезда в следующую
борозду только после того, как плуг
поднят в -
транспортное
положение -
не
производите круговой вспашки -
не
делайте крутых поворотов -
при
переездах плуг поднимайте в транспортное
положение -
следите
за тем, чтобы не уменьшался дорожный
просвет, это может привести к аварии.
При
пахоте с силовым регулированием опорное
колесо с плуга снимите. В этом случае,
заданная глубина пахоты поддерживается
автоматически при помощи силового
регулятора.
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Техническое
обслуживание агрегата (трактора и
плуга) проводится в соответствии с
требованиями, изложенными в руководстве
по эксплуатации трактора, с которым
агрегатируется плуг, и руководством
по эксплуатации плуга.
Техническое
обслуживание плуга состоит из
технического обслуживания при
подготовке к эксплуатационной обкатке,
в процессе и по окончании обкатки
ежесменного.
Техническое
обслуживание плуга проводится ежесменно
в начале или конце работы плуга.
ПРАВИЛА
ХРАНЕНИЯ
Плуг
ПЛН 3-35 ставьте на хранение: межсменное
– если перерыв в использовании плуга
составляет до 10 дней; кратковременное
– от 10 дней до 2-х месяцев; длительное –
более 2-х месяцев.
Плуг
храните в закрытых помещениях или под
навесом;
Допускается
хранение плуга на открытых оборудованных
площадках при обязательном проведении
работ по консервации, герметизации и
снятию составных частей, требующих
складского хранения.
На
межсменное и кратковременное хранение
ставьте плуг, непосредственно, после
окончания работ, а на длительное — не
позднее 10 дней с момента окончания
работ.
Техническое
обслуживание при хранении проводите
при подготовке плуга к хранению, в
период хранения и при снятии с хранения
для подготовки плуга к эксплуатации.
П
ри
подготовке плуга к хранению, дайте
оценку техническому состоянию, определите
остаточный ресурс составных частей.
В
период хранения проверяйте состояние
плуга в закрытых помещениях не реже
одного раза в два месяца, а на открытых
площадках и под навесами – ежемесячно.
После
сильных дождей, ветров и снежных
заносов, проверку и устранение
обнаруженных недостатков проводите
немедленно.
Работы,
связанные с техническим обслуживанием
плуга при хранении производите под
руководством лица, ответственного за
хранение.
Поставку
плуга на длительное хранение и снятие
его с длительного хранения обязательно
зафиксируйте в журнале учета постановки
машин на хранение и приема их в эксплуатацию
с указанием технического состояния и
комплектности плуга.
Срок
хранения без переконсервации – 1 год.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Наладка и регулировка плуга
Подготовка плугов к работе
Подготовка плуга к работе включает:
- проверку комплектности, правильности сборки и оценку технического состояния;
- установку на плуге рабочих органов;
- настройку плуга на заданную глубину вспашки;
- проведение технического ухода.
Проверку правильности сборки выполняют на ровной площадке. Полевые обрезы лемехов и отвалов у корпусов должны находиться в одной вертикальной плоскости и выступать за поверхность стойки на 5-8 мм. Выступание отвалов за лемеха в сторону непаханого поля не допускается.
Головки болтов, крепящих лемехи и отвалы предплужников и корпусов, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Стык лемеха с отвалом должен быть плотным, допускается щель не более 2 мм. Превышение отвала над лемехом не допускается.
Консоль дискового ножа должна поворачиваться на стойке на угол 20°, а нож свободно, без заеданий вращаться на оси.
Лезвия лемехов у всех корпусов должны быть параллельны, а носки и пятки лемехов — лежать на параллельных прямых. Проверку проводят натягиванием шпагата от лемеха первого корпуса до лемеха последнего корпуса. Отклонение носков и пяток лемехов от шпагата допускается не более 5 мм.
Установка рабочих органов на плуге сводится к расстановке предплужников и дискового ножа (рис. 1).
Стойки 1 предплужников закрепляют на раме 2 плуга так, чтобы пласты почвы с корпусов 3 свободно проходили в промежутки между предплужниками и корпусами. Расстояние между носками лемехов предплужника 4 и лемехов корпусов 5 по ходу должно быть 25-30 см при ширине захвата корпуса 35 см и 35-40 см у плугов с шириной захвата корпуса 40 см.
Рис. 1 Установка предплужника и ножа на раме плуга:
1 – стойка предплужника; 2 – рама плуга; 3 – корпус; 4 – лемех предплужника; 5 – лемех корпуса; 6 – дисковый нож
Полевой обрез предплужника должен лежать в плоскости полевого обреза корпуса; допускается отклонение в сторону поля до 15 мм. Если глубина хода предплужника 10 см, то лезвие лемеха предплужника 4 должно быть выше лезвия лемеха корпуса 5 на величину, зависящую от глубины пахоты. Например, при глубине вспашки 25 см она составит 15 см, при 30 см — 20 см.
Дисковый нож 6 устанавливают впереди предплужника так, чтобы его плоскость была вынесена в поле от полевого обреза корпуса на 1-3 см, а от полевого обреза предплужника — на 1 см. Центр диска располагают над носком лемеха предплужника, или на 3-5 см впереди него, а нижнюю точку лезвия — на 2-3 см ниже его носка.
Подготовка трактора заключается в проверке его исправности, проведении ежесменного технического обслуживания и настройке механизма навески.
Для работы с плугом механизм навески трактора ДТ-75М настраивается на двухточечную схему (см. рис. 2). Для этого втулку 5 закрепляют на нижней оси со смещением на 140 мм вправо от продольной оси симметрии трактора. Вилки нижних тяг 2 и 9 отсоединяют от боковых шарниров и прикрепляют к скобе втулки 5.
Передние концы ограничительных цепей 10 соединяют с вилками бугелей трактора, а задние со скобами нижних продольных тяг.
***
Ширина захвата и тяговое сопротивление плуга
Основное условие устойчивости (прямолинейности) хода плуга в горизонтальной плоскости определяется соотношением между шириной захвата плуга и шириной ходовой части трактора:
Вп ≥ Вт + 2С ,
где:
Вп — ширина захвата плуга;
Вт — ширина ходовой части трактора;
С — расстояние от стенки борозды до наружного края гусеницы (колеса) трактора.
Для плугов традиционной схемы принимают С примерно равным глубине вспашки (толщине пласта).
При С меньше глубины вспашки происходит частичное или полное разрушение стенки борозды и осыпание ее на дно, что приводит к ухудшению качества вспашки, сползанию трактора в борозду.
Одна из важнейших эксплуатационных характеристик плуга, по которой можно оценить энергоемкость процесса вспашки, — тяговое сопротивление. Его можно рассчитать или определить динамометрированием (опытным путем).
Тяговое сопротивление плуга состоит из трех составляющих:
— постоянного сопротивления, не зависящего от режима работы плуга: сопротивления трения корпусов о дно борозды, втулок колес об их оси, сопротивления перекатывания колес по почве и т.п. Это сопротивление не связано с полезной работой и является неизбежным и всегда сопутствующим вспашке.
— сопротивления, обусловленного деформацией (разрушением) почвенных пластов. Эта составляющая сопротивления плуга пропорциональна площади поперечного сечения деформируемых пластов и зависит от удельного сопротивления почвы, толщины пласта, ширины захвата (ширины пласта) и числа одновременно обрабатываемых пластов (числа корпусов в плуге).
— сопротивления, связанного с сообщением кинетической энергии пластам, отбрасываемым в сторону. Это сопротивление пропорционально квадрату скорости движения трактора (V2) и площади поперечного сечения пласта (а × b), а также зависит от физических свойств почвы и геометрической формы рабочих поверхностей плужных корпусов.
Полное сопротивление плуга (тяговое сопротивление) подсчитывается, как сумма этих трех составляющих, каждая из которых рассчитывается по эмпирическим формулам с применением коэффициентов, определяемых практическим (опытным) путем.
На практике широко используется упрощенная формула для расчета тягового сопротивления плуга Rx:
Rx = К × а × b × n ,
где:
К — коэффициент удельного сопротивления плуга, принимаемый для средних и легких почв равным 30-50 кПа, для тяжелых — 90-110 кПа и более;
а и b — соответственно толщина и ширина пласта;
п — количество корпусов в плуге.
***
Плуг ПЛН-3-35
Плуг навесной ПЛН-3-35 предназначен для пахоты под зерновые и технические культуры на глубину до 30 см различных почв, не засорённых камнями, плитняком и другими препятствиями с удельным сопротивлением до 0,09 МПа и твердостью до 3,0 МПа.
Работа плугами, оснащенными предплужниками выполняется следующим образом:
Предплужник подрезает верхний слой почвы на глубину до 12 см, переворачивает и укладывает его на дно борозды.
Уложенный слой закрывается пластом, поднимаемым и оборачиваемым основным корпусом, в результате чего достигается полная и глубокая заделка сорняков и пожнивных остатков.
Технические характеристики плуга ПЛН-3-35
Плуг ПЛН-3-35 может агрегатироваться с трактором мощностью 1,4 кН (МТЗ-80, МТЗ-82).
Основные технические характеристики плуга ПЛН-3-35 представлены ниже:
- Ширина обрабатываемой поверхности почвы — 1,05 метров;
- Скорость движения при вспашке — 5-12 км/час;
- Глубина вспашки — 200-300 мм;
- Количество рабочих корпусов — 3 шт.
Габаритные размеры и вес:
- Длина вместе с корпусом — 2660 мм;
- Ширина вместе с корпусом — 1380 мм;
- Высота вместе с корпусом — 1300 мм;
- Вес — 470 кг
Устройство плуга ПЛН 3-35
Основные элементы конструкции плуга ПЛН 3-35:
- рама
- навеска
- предплужник
- опорные колеса
- корпус
- прицепка для бороны
На опорном колесе установлен винт со штурвалом, позволяющий регулировать глубину возделываемой почвы. Положение предплужника выбирают в зависимости от требуемой глубины вспашки, при этом допускаются следующие регулировки:
- Верхнее положение предплужника – для возделывания на глубину 20 см.
- Второе сверху положение (крепление через второе отверстие) – для вспашки на глубину до 22 см.
- Установка предплужника через третье отверстие сверху позволяет производить вспашку на глубину до 25 см.
- Четвертое сверху отверстие для крепления предплужника рассчитано на глубину возделывания почвы до 27 см.
- Самое нижнее крепление предплужника позволяет производить вспашку на глубину до 30 см.
Стойка плуга ПЛН 3-35 цельная. К ней прикреплены основные лемехи, полевая доска и отвал. Предплужник имеет небольшой корпус с рабочей поверхностью. Он имеет стойку и лемех отвала. С помощью колес регулируется глубина вспашки. Посредством навески плуг присоединяется к трактору.
Чертеж схемы ПЛН 3-35 можно увидеть на рисунке 1.
Настройка плуга ПЛН 3-35 перед работой
Перед настройкой проверяется комплектность, техническое состояние, правильность расположения и крепление основных рабочих органов плуга. Оценивается износ полевого обреза груди отвалов корпусов и предплужников, носовой части лемехов и полевых досок, а также износ и заточка лезвий лемехов, корпусов, предплужников и дискового ножа.
Выявленные недостатки устраняются.
Настраивать плуг ПЛН 3-35 следует на ровной площадке со специальной разметкой. Площадка должна иметь твердое покрытие и ее размеры должны позволять размещение наибольшего пахотного агрегата.
Под опорные колеса трактора и плуга устанавливаются подложки, высота которых должна быть на 2-3 см меньше заданной агрономом глубины вспашки (здесь учитывается погружение опорных колес в почву во время работы). После этого винтом опорного колеса устанавливают высоту плуга до положения соприкосновения корпусов с поверхностью подкладки.
У правильно собранного и отрегулированного плуга трапецеидальные лемеха должны соприкасаться с площадкой по всей длине лезвия, а долотообразные — только носками. Допускаются зазоры между носками отдельных корпусов и поверхностью площадки не более 15-20 мм.
Лезвие лемеха и нижний обрез полевой доски должны быть параллельны поверхности установочной площадки. Дисковый нож устанавливают на раме так, чтобы его геометрический центр располагался над носком лезвия лемеха предплужника, а плоскость ножа была вынесена в сторону от левого обреза основного корпуса на 10-30 мм.
После этого плуг выравнивается при помощи раскоса тракторной навески и центральной тяги.
Основное требование настройки — плуг должен располагаться параллельно поверхности площадки. При этом он должен быть отрегулирован как в продольном, так и в поперечном направлении. Посредством отверстий в продольных тягах монтируются раскосы агрегата. Соединять раму с верхней тягой нужно только при помощи автосцепки через отверстие. Соединение через паз может привести к неправильному и неустойчивому положению плуга во время работы.
Ограничители плуга регулируются винтами, причем так, чтобы имелся небольшой провис. ПЛН 3-35 при транспортировке должен колебаться не более чем на 0,2 см.
Между осями шарниров устанавливается левый раскос навесной системы трактора расстояние должно быть равно 51,5 см. При работе длину левого раскоса менять нельзя.
На стойке устанавливается необходимая глубина вспашки. При проходе первого ряда необходимо убедиться, что задний корпус у ПЛН 3-35 пашет на заданную ему опорным колесом глубину, а передний на половину от этой глубины. Если это требование не выполняется, плуг ПЛН 3-35 необходимо подрегулировать.
По бороздам плуг должен двигаться ровно и устойчиво. Рама не должна перекашиваться и всегда находиться параллельно земле. В процессе работы необходимо проверить качество вспашки по глубине и ширину захвата. Проверяются, также, другие показатели вспашки на соответствие агротехническим требованиям — линейность, комковатость (глыбистость), заделка растительности и т. п.
Корректирующие регулировки производятся следующим образом:
— Если правая сторона плуга ниже чем левая, то укорачивается раскос рамы с противоположной стороны;
— Если задний корпус пашет не на заданную глубину, то укорачивается верхняя тяга и корректируется положение опорного колеса.
После осуществления необходимых регулировок работа производится без изменения установленного положения плуга. При переходе с одного участка на другой необходимо проверить рабочее положение плуга, и, при необходимости, следует провести корректирующие регулировки.
При агрегатировании трех-, двух- и однокорпусных плугов с колесными тракторами (при движении трактора правыми колесами в открытой борозде) ширину захвата переднего корпуса можно регулировать, изменяя расстановку колес. Колеса расставляют так, чтобы при сохранении нормальной ширины захвата переднего корпуса вектор силы сопротивления плуга проходил через осевую линию трактора.
***
Машины и орудия для поверхностной обработки почвы
Статья обновлена 04.08.2018
С каждым годом появляется всё больше разновидностей плугов, которые можно использовать совместно с различными типами сельскохозяйственной техники. Такие приспособления серьёзно облегчают труд человека, занятого в соответствующей сфере деятельности. Определяющими факторами при выборе становятся особенности эксплуатации, предпочтения каждого конкретного покупателя. Исключением не стал и плуг ПЛН 3 35.
Устройство навесного плуга
Общая схема состоит из следующих компонентов:
- Часть с рамой.
- Прицепка для бороны.
- Корпусная конструкция.
- Колёса с опорной функцией.
- Предплужник.
- Навески.
Плуг ПЛН
По возделываемой почве без проблем регулируется глубина, благодаря специальному винту, который монтируется на опорном колесе. Предплужник устанавливается по-разному, в зависимости от того, на какую глубину вспахивается поверхность. Примерно так устроен и ПЛН 4 35.
У предплужника несколько основных положений:
- 30-cантиметровое у отверстия внизу.
- 27 см – у четвёртого отверстия.
- 25 сантиметров – для верхнего отверстия сверху.
- 22 см – положение второе сверху.
- 20 сантиметров – самое верхнее положение.
Плуги навесные предполагают применение цельной стойки, с которой соединяют основные лемехи, полевую доску. Предплужники компенсируются поверхностью для работы, сохраняющей небольшие габариты.
Дополнительно присутствует функция по заделке растительности. На устройство ставятся лемех отвала вместе со стойкой. Колёса используются при регулировке вспашки по глубине. Сам трактор с плугом образуют соединение с помощью специальной навески.
Технические характеристики
Оборудование специально было разработано для обработки почвы, у которой отсутствуют сильные загрязнения в виде плетней и сорняков. Максимальная глубина обработки доходит до 300 миллиметров. Реализация моделей предполагает отсутствие либо наличие корпуса в комплекте. Также реализуется модель ПЛН 5 35.
Технические характеристики подтверждают, что с эксплуатацией оборудования легко справится один человек:
- Габариты: 2660 на 1380 на 1300 миллиметров.
- 470 килограмм – показатель веса у агрегата.
- 3 штуки корпусов, которыми дополняются комплекты.
- До 20-30 сантиметров глубины по обработке.
- 0,5-0,7 га/ч – показатель производительности.
- Движение во время пахоты предполагает скорость 5-12 километров в час.
- 1,05 – ширина для захвата. Цена от параметров не зависит, её определяет лишь комплектация.
Схема устройства ПЛН 3-35
Основные узлы уже были описаны раньше. В комплект входят следующие детали и приспособления:
- Сам плуг, который с завода-изготовителя поставляется в собранном виде. Но по желанию клиента устройство может быть и разобрано.
- Обязательные составные части – инструкция по эксплуатации, другая сопровождающая техническая характеристика.
- Гарантийная документация. Сам срок гарантии равен 24 месяцам. Но он сохраняется, только если сам пользователь соблюдает все необходимые условия.
- В качестве агрегата для совместного применения чаще используются тракторы, обладающие мощностью до 1,4 Кн. Чтобы управлять плугом, достаточно и одного человека. Главное – чтобы он изучил технические характеристики.
Плуг прост в эксплуатации
Регулировка перед эксплуатацией
Чтобы была произведена настройка плуга ПЛН 3 35 на МТЗ, перед началом работы следует использовать специальные площадки. Это делается ещё до того, как агрегат выходит в поле. При этом используются специальные подложки, габариты которых определяются глубиной будущей вспашки. Установка проводится слева и справа, под колёсами для опоры. После этого на площадку опускается сам плуг трёхкорпусной, лемехи.
Деталь прокручивается до достижения полного соприкосновения с поверхностью. В процессе участвует винт колеса опоры.
На следующем этапе сам плуг выравнивается. Незаменимыми помощниками на данном этапе становятся центральная тяга и тракторная навеска. Регулировка плуга относительно площадки – главная операция, выполняемая в данном случае. Плоскость продольного и поперечного типа применяются в равной степени.
Передние отверстия, у продольных тяг снабжаются раскосами агрегата. Только специальная автосцепка может быть использована, чтобы соединить раму с верхней тягой. Применение паза недопустимо, оно может привести к дополнительным проблемам. Придётся спустя какое-то время купить б/у плуг на замену.
51,5 сантиметров – расстояние, которого надо придерживаться между осями шарниров. Для этого устанавливается так называемый левый раскос. Его длину нельзя будет поменять, когда уже проводится основная работа.
На стойку легко установить требуемую глубину по возделыванию земли. 2/3 от заданной ранее глубины – оптимальная величина параметра. На полную глубину опускается корпус позади, а часть спереди уходит на половину предыдущего значения. Если параметры не совпадают, то требуется дополнительная регулировка. Эти же действия предполагает и чертёж плуга ПЛН 3 35.
Дополнительные нюансы
Следующие правила помогут продлить эксплуатационный срок:
- Для разворота требуется установка агрегата в специальное положение. Иначе исходные характеристики невозможно будет сохранить на долгое время.
- Запрещается проводить круговую вспашку.
- От крутых поворотов рекомендуется отказаться.
- Контроль дорожного просвета позволяет избежать аварий.
- Вспашка при силовой настройке требует избавиться от колеса опоры. Тогда выдержка глубины происходит автоматически.
Техническое обслуживание проводится на основании требований, указанных в сопроводительной документации. Обычно такие работы проводятся каждый месяц, в начале или в конце использования агрегата.
Плуг в работе
Хранение приспособления предполагает использование нескольких схем:
- Межсменное при перерывах в использовании до 10 дней.
- При перерывах в 10 дней – 2 месяца оно будет кратковременным.
- Длительное – при перерывах на два месяца и больше.
Плуги могут храниться как на закрытых, так и на открытых площадках, если имеется соответствующее оборудование. При этом обязательным требованием становится выполнение работ, связанных с консервацией и герметизацией, снятием основных частей. Некоторые из них требуют отдельного хранения в складских условиях.
Когда плуги готовятся к хранению, необходимо дать оценку общему техническому состоянию, не только всего комплекта, но и отдельных деталей. Один раз в два месяца требуется проводить проверки агрегата, даже если его эксплуатация не осуществляется. При использовании навесов и открытых площадок такие действия осуществляются каждый месяц. Немедленно проверка требуется, если прошли сильные дожди и ветры, снегопады.
Техническое обслуживание проводится под строгим контролем лица, которое несёт ответственность за хранение. Постановка на длительный учёт либо снятие, обязательно регистрируются в специальных журналах, требуют письменной фиксации.
Заключение
Использование плугов позволит качественно вспахать поля любых разновидностей. Исключение – каменистые основания, для которых требуется поддерживать глубину более, чем на 300 миллиметров. Во время вспахивания земли не образуется гребней, борозды становятся более ровными, развалы у них тоже отсутствуют. Холостые прогоны при работе плуга исключаются. Потому владельцам легче экономить топливные ресурсы, получая качественный результат по обработке земли. Техника быстро окупается при грамотном использовании благодаря сочетанию всех качеств, описание которых приведено выше. Потому покупка будет актуальна и для частных лиц, и для крупных предприятий.
Вспашка является одной из самых энергозатратных агротехнических мероприятий при обработке почв в сельском хозяйстве. На предприятиях с большими площадями угодий в состав пахотных агрегатов входят машины, позволяющие своей мощностью агрегатироваться плугами от 4 х до 9-ти корпусов с высокой производительностью. Традиционное использование гусеничных тракторов обеспечивает малое давление на поверхность и эффективную работу на почвах с повышенной влажностью. Мощные колёсные трактора в пахотных широкозахватных агрегатах с прицепными плугами оправданы высокой производительностью и скоростью вспашки.
МТЗ 82 в борозде
Использование трактора МТЗ-80(82) при вспашке обуславливается небольшими площадями обработки имеющие малые поворотные полосы не позволяющие применять широкозахватные агрегаты. Несмотря на малую производительность, до 5-6 гектаров в смену, трактор незаменим при обработке садовых и огородных участков, в запашке краёв полей неправильной формы, вспашке противопожарных полос при уборке зерновых и в лесном хозяйстве. Также пахотный агрегат с МТЗ 80-82 популярен в малых сх. предприятиях с ограниченным парком тракторов и небольшими площадями пахотных угодий. Колёсная база и навесной плуг удобна своей манёвренностью при частых переездах к местам обработки.
Техническое состояние
В классическом составе пахотного агрегата с МТЗ 80 используют плуг марки ПЛН 3-35 (Плуг Лемешный Навесной 3 х корпусный с шириной захвата 35 см каждый) с культурными, винтовыми и полувинтовыми отвальными корпусами с предплужниками или углоснимами. ПЛН 3-35 широко применяются на старопахотных площадях с глубиной вспашки от 20 до 32 см. Эффективная работа МТЗ обусловлена техническим состоянием трактора и плуга, а также верной настройке агрегата.
Плуг ПЛН 3-35
Корпус
Кромка лезвия лемеха должна быть не выше 1 мм. Поверхности корпуса и креплений должны быть без вмятин, заусенцев, трещин. Потайные головки болтов не должны выступать над поверхностью, утопание головок не должно превышать 1 мм. Отвал не должен выступать над поверхностью лемеха. Лемех должен заходить на отвал не более 2 мм. Полевая доска крепится к стойке корпуса с тыльной стороны под углом 2-3 градуса к стенке борозды. Для уменьшения сил сопротивления рабочую поверхность отвала полируют.
Предплужник
Предплужник устанавливают на расстояние 30-35см от носка лемеха предплужника до носка корпуса 5. При недостаточном выносе предплужника пласт будет забиваться между корпусом и предплужником. Чрезмерный пласт, отрезанный предплужником, будет упираться в стойку впереди идущего корпуса. Заглубление органа должно соответствовать срезу слоя 8..12 см. с шириной захвата 2/3 ширины корпуса. Положение глубины работы предплужника выбирается в соответствии с установленной глубиной вспашки. Чрезмерное заглубление предплужника создаст дополнительное тяговое сопротивление и плохую заделку дёрна. Производят проверку состояния лемехов и отвала предплужника, затяжку и целостность креплений.
рабочие органы плуга
Полевой нож
Дисковый нож 6 плуга размещают перед последним корпусом своим центром вращения над носком предплужника 4 или впереди него на расстоянии до 130 мм. Нижняя кромка ступицы диска должна быть выше плоскости поля 1-2 см. Плоскость вращения ножа устанавливают на 1-3 см сторону поля от полевого обреза.
Колесо плуга
Смазанные винтовой механизм изменения уровня хода и подшипник оси обеспечат комфортное регулирование и работу плуга. Опорное регулируемое колесо, оборудованное чистиком, избавит от уменьшения заглубления при налипании влажного грунта и освободит водителя от постоянных остановок для чистки колеса.
Наладка плуга
От правильной наладки пахотного агрегата зависит производительность, качество вспашки и последующих операций по обработке почвы, расход ГСМ и как следствие себестоимость произведённой продукции. Перед началом регулировки проверяется целостность конструкции исправность и размещение всех рабочих органов.
Настройка навески
Перед присоединением плуга к трактору левый раскос навесного устройства устанавливают, так чтобы его длина от центра оси крепления верхнего шарнира до центра оси нижнего была 515 мм, длина правого раскоса предварительно устанавливается меньше на половину глубины предполагаемой обработки почвы.
Успешная быстрая наладка агрегата также зависит от технического состояния навески трактора: степени износа шарнирных соединений, поворотного вала, рычагов и кронштейнов. При регулировке приходится отклоняться от стандартных параметров, установки длинны раскосов, учитывая увеличенные люфты в сочленениях конструкции.
Установка глубины обработки и ширины захвата
После присоединения к трактору затягивают стяжки раскосов навески до небольшого провисания с обеспечением люфта на шарнирах планок крепления к плугу до 20 мм. Затем на ровной площадке производят регулировку положения оборудования с учётом глубины обрабатывания почвы. Под левые колёса трактора и под регулируемое опорное колесо плуга подкладывают подкладки равные глубине вспашки за минусом 15-20 мм компенсируемых прогрузание грунта. Изменяя длину верхней центральной тяги навески, добиваются параллельного положения плуга в продольной плоскости, относительно площадки, и регулировкой правого раскоса навески параллельное положение в поперечной плоскости. Лемеха корпусов должны равномерно прикасаться к поверхности площадки.
При работе с силовым позиционным регулятором опорное колесо плуга поднимают максимально или демонтируют полностью. Глубину обработки выбирают положением рукоятки управления регулятором. Жёсткая трёх точечная навеска плуга МТЗ 80 даёт устойчивую глубину обработки с силовым позиционным регулятором только на полях с ровным рельефом.
От установки первого корпуса зависит производительность и качество обработки. Нормальную ширину захвата переднего корпуса регулируют поперечным смещением рамы плуга по балке его подвески, с изменением длинны стяжек навески, и расстановкой колёс трактора.
При уменьшенной ширине захвата корпуса – снижается производительность. При увеличенной – появляются не распаханные полосы между корпусами.
При правильном расположении плуга воображаемая линия силы сопротивления должна совпадать с осевой линией трактора. Это обеспечит устойчивость хода в борозде. Свидетельством неправильного выбранного положения плуга будет постоянное затягивание машины в сторону от борозды, вынуждающее водителя постоянно корректировать ход трактора.
Положение плуга относительно колеи устанавливают таким образом, чтобы линия от точки верхнего края пятки лемеха переднего корпуса совпала с внутренней линией следа правого заднего колеса трактора. Для устойчивого баланса агрегата колея должна быть 1500 мм. Колёса на оси устанавливают несимметрично, смещая левое на 700 мм, а правое колесо на 800 мм от оси.
Доналадка в поле
Последующая наладка пахотного агрегата производится непосредственно в поле. После прохождения первой борозды задний корпус должен давать обработку на заданной глубине, а передний половину глубины. Это связано с отсутствием борозды. На последующих проходах вспашки в борозде производят окончательную регулировку агрегата.
- При сильном заглублении переднего корпуса — уменьшают длину правого раскоса.
- Если чрезмерно заглублён задний корпус плуга — укорачивают центральную тягу навески.
Хорошая вспашка определяется равномерным рыхлением без ложбин и горбов с устойчивой глубиной обработки, хорошим оборотом пласта и заделкой пожнивных остатков без невозделанных прогалин почвы.
Настройка при смене поля производится повторно это обусловлено изменяющимися факторами влияющими на вспашку: физический состав, плотность и влажность почвы, выращиваемый предшественник.
Рекомендации от практиков
- Для обработки не паханых, задернелых и поросших кустарником площадях корпуса плуга модернизируют, устанавливая усиленные, широкие полевые доски для работ в жёстких условиях.
Применение удлинённой полевой доски на последнем корпусе повышает устойчивость хода агрегата в борозде. - При допустимом износе лемеха реставрируют кузнечной оттяжкой с последующей заточкой лезвия. Толщина тела режущего органа допускает до 4х подобных восстановлений.
- Электродуговая наварка электродами марки Т-590, Т-620 режущих кромок лемехов и наиболее стираемых поверхностей полевых досок значительно увеличивает ресурс работы деталей. Электродами данной марки обеспечивают легированный, твердосплавный защитный слой. Наплавку осуществляют максимум в два слоя. При значительном износе для восстановления геометрических размеров детали наварку осуществляют электродами типа «Ф» с фтористо – кальциевой обмазкой УОНИ 13/45, 13/55, 13/65, которые обеспечивают высокую ударную вязкость и мелкозернистую структуру без трещин в наплавленном слое. После наплавки тела детали восстановленный участок покрывают последующей наплавкой защитного слоя электродами Т-590,620.
- При засорённом поле с крупными пожнивными остатками и сорняками часто механизаторы сталкиваются забиванием плуга. Особенно часто это происходит на плугах ПЛН 3-35 советского производства с низкими стойками корпусов с зазором от полевой доски до рамы 600 мм. Для увеличения уровня можно переустановить рабочий орган, смещая вертикальное крепление корпуса к стойке на одно крепёжное отверстие вниз. При этом корпус устанавливается только на три болта, вместо четырёх. Таким образом, просвет между рамой и нижним ходом корпуса увеличиться на 50 мм и засорение плуга значительно снизится.
- При постановке на хранение плуга для предотвращения коррозии зеркала зашлифованных рабочих поверхностей — корпуса можно покрыть тонким слоем смазки.
Применение тракторов МТЗ 82(80) с другими пахотными машинами обусловлено мощностью трактора. Передовые технологии обработки земли предполагают работу с чизельными плугами для безотвального глубокого рыхления. К сожалению самая малая модификация такой машины с захватом в ПЧ 2,5 требует мощности не менее 130 л.с и агрегатируется с новыми марками МТ3 1221, 1523, 2022.
Чизельный плуг ПЧ 2,5
В частных условиях механизаторы конструируют чизельные плуги для МТЗ 82(80) используя мощные части рам старых тяжёлых дисковых борон БДТ или культиваторов КПС присоединяя пару регулируемых опорных колес. Рабочие органы приобретают у производителей сх. машин обеспечивая ширину захвата до 1,5 м.