Плата за руководство практикой

Порядок платы за руководство практикой, организованной в бюджетных организациях, определен законодательством. В каком случае оплату практики производит учреждение образования, а в каком — сама бюджетная организация и за счет каких средств, а также в каких размерах и порядке она производится, рассмотрено в статье.

1. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы практик

Организация образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде, а также учебно-программной документацией и включает в себя в том числе практическую подготовку обучающихся. Одной из форм такой подготовки является практика, которая проводится в целях приобретения обучающимися практического опыта и навыков, их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности (ч. 1, 2 п. 3 ст. 81 Кодекса об образовании).

В зависимости от вида получаемого образования и специальности прохождение практики (производственного обучения) регулируется следующими нормативными правовыми актами:

— Положением N 860 — студентов учреждений высшего образования (УВО);

— Инструкцией N 119 — студентов УВО, осуществляющих обучение по направлению образования «Здравоохранение» (медуниверситеты);

— Инструкцией N 24 — студентов, которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации;

— Положением N 572 — учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования;

— Положением N 497 — проведение производственного обучения учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования.

Порядок и особенности организации практики для студентов, слушателей и курсантов УВО, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (ч. 2 п. 1 Положения N 860):

— для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, определяются Минобороны и Минобразования;

— для СК, Госкомитета судебных экспертиз, таможенных органов, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по ЧС, органов пограничной службы — соответствующими органами по согласованию с Минобразованием.

Порядок и особенности организации практики студентов, слушателей и курсантов УВО, подчиненных МВД, определяются МВД по согласованию с Минобразованием (ч. 5 п. 1 Положения N 860).

Согласно указанным НПА в организациях, в которых проводится практика (производственное обучение), осуществляется общее и непосредственное руководство практикой руководителями и работниками этих организаций. Если практика организуется в бюджетной организации, то плата за такое руководство осуществляется в порядке, определенном Положением N 860, Положением N 572 и Положением N 497.

2. Плата за руководство практикой студентов

Вид практики студентов в каждом учебном году определяется учебным планом по специальности. Она подразделяется на учебную и производственную. Производственная практика включает практику по специальности и преддипломную практику (п. 6 Положения N 860).

Учебную практику и практику по специальности студенты проходят преимущественно в базовых организациях, соответствующих профилю образования, по которому осуществляется подготовка специалистов. Преддипломную практику — в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов (ч. 2 п. 8 Положения N 860).

Практика студентов организуется на основании договоров, заключаемых с организациями (ч. 1 п. 11 Положения N 860).

Плата за общее руководство практикой студентов не предусмотрена.

Непосредственное руководство практикой студентов на объекте, в структурном подразделении организации осуществляет опытный работник организации, который назначается приказом руководителя организации (ч. 2 п. 16 Положения N 860).

В зависимости от вида практики, специальности, по которой обучаются студенты, а также в зависимости от того, за счет каких средств они обучаются, плата за непосредственное руководство практикой лицам из числа работников бюджетных организаций осуществляется в следующем порядке ( ч. 2, 3 п. 26 Положения N 860):

Вид практики, руководство которой осуществляет работник Категория студентов Кто производит плату за руководство Размер платы За счет каких средств
Учебная практика и практика по специальности студентов Все категории студентов, кроме студентов, которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации Бюджетная организация, в которой студенты проходят практику 0,2 БВ

(7,40 руб. (0,2 x 37,00 руб.))

за 1 час.

Производится ежемесячно пропорционально сроку проведения практики из расчета 2 часа на 1 студента в неделю

Республиканского или местных бюджетов, из которых финансируется, а также средств, полученных от приносящей доходы деятельности бюджетной организации, иных источников, не запрещенных законодательством
Студенты, обучающиеся за счет средств республиканского бюджета по специальностям, по которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации УВО,

в котором обучается студент

За счет средств республиканского бюджета
Студенты, обучающиеся на платной основе по специальностям, по которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации За счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности УВО
Преддипломная

практика

Студенты всех специальностей, обучающиеся за счет средств республиканского бюджета За счет средств республиканского бюджета
Студенты всех специальностей, обучающиеся на платной основе За счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности УВО
Производственная

практика

Студенты, обучающиеся по группе специальностей «Право» в УВО частной формы собственности УВО частной формы собственности За счет средств УВО частной формы собственности

Обратите внимание!
Оплата труда работников за непосредственное руководство практикой студентов осуществляется на основании гражданско-правовых договоров (ГПД), заключаемых, соответственно, между бюджетной организацией, в которой студенты проходят практику, и этими работниками или между УВО и этими работниками.

Плата за проведение лекций, консультаций, семинаров и иных занятий лицам из числа работников организаций, не являющихся непосредственными руководителями практики, производится в размере 0,2 БВ за 1 час исходя из фактически затраченного времени. Данная оплата также осуществляется на основании ГПД, заключаемых с указанными лицами, УВО, за счет средств, предусмотренных на проведение практики (п. 27 Положения N 860).

3. Плата за руководство практикой обучающихся, получающих среднее специальное образование

Согласно Положению N 572 общее руководство практикой обучающихся, получающих среднее специальное образование, в организации возлагается на руководителя данной организации, его заместителя, руководителя кадровой службы или иных специалистов (п. 37 Положения N 572).

Непосредственное руководство практикой обучающихся в структурных подразделениях организации возлагается на квалифицированного специалиста, для которого данная работа является основной (п. 39 Положения N 572).

В случае если практика обучающихся организована в бюджетных организациях, то плата за руководство практикой, а также за руководство преддипломной практикой работникам этих организаций осуществляется учреждением образования. При этом оплата производится за счет средств (ч. 2, 3 п. 43 Положения N 572):

— республиканского или местных бюджетов при плате за руководство практикой обучающихся за счет средств соответствующего бюджета;

— полученных от приносящей доходы деятельности при плате за руководство практикой обучающихся на платной основе.

Оплата труда за руководство практикой обучающихся работникам бюджетных организаций, в которых практика организована, осуществляется на основании ГПД, заключаемых учреждениями образования с указанными работниками, в следующем порядке (ч. 4 п. 43 Положения N 572):

Вид руководства практикой Исходя из количества часов При численности обучающихся

(человек)

Размер оплаты
за весь период практики

(часов)

в неделю

(часов)

Общее руководство практикой 25 11 — 20 0,2 БВ

(7,40 руб. (0,2 x 37,00 руб.))

за 1 час.

Производится ежемесячно пропорционально сроку проведения практики, определенному для каждой специальности, в соответствии с учебными планами

30 21 — 30
40 31 — 40
45 41 — 50
Непосредственное руководство практикой 4 до 4
8 5 — 7
12 8 — 10

За проведение лекций, консультаций лицам из числа работников бюджетных организаций, не являющимся руководителями практики, оплата труда производится учреждением образования в размере 0,2 БВ за 1 час исходя из фактически затраченного времени. Оплата осуществляется на основании ГПД, заключаемых с указанными лицами, в пределах времени, отведенного учебным планом (п. 44 Положения N 572).

4. Плата за руководство производственным обучением обучающихся, получающих профессионально-техническое образование

Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов. Для его проведения между учреждениями образования и организациями заключается договор (ч. 1 п. 4, п. 5 Положения N 497).

Об особенностях оплаты труда работников организаций за руководство производственным обучением обучающихся и отражении в бухучете бюджетных организаций, принимающих практикантов, и учреждений образования оплаты за руководство практикой  читайте в ilex.

1. Внутритекстовая
ссылка

приводится в круглых скобках.

Перед круглыми
скобками и в круглых скобках после
описания документа точка не ставится.
Например:

В конце 30-х
начале 40-х годов В.И. Вернадский сам
писал по поводу этой работы: «Многое
теперь пришлось бы в ней изменить, но
снова мне представляется правильной»
(Вернадский В.И. Размышления натуралиста.

М., 1977.

Кн. 2: Научная мысль как планетное явление.
С.
39).

2. Если автор
произведения в основном тексте указан,
то в библиографической ссылке его
фамилию и инициалы допускается не
повторять. Например:

Бердяев с
горечью пишет, что «старая Европа
изменила своему прошлому, отрекалась
от него» (Смысл истории.

М., 1990.

С. 166).

3. Подстрочная
ссылка

ссылка под текстом.

– При записи подряд
нескольких библиографических ссылок
на один документ в повторной ссылке
приводятся слова Там
же
. Например:

2
Там же.

С. 300.

4. В целях сокращения
библиографических ссылок допускается
не указывать в них отдельные обязательные
элементы (объем, наименование издательства).
Например:

1 Подольская
Е.А. Ценностные ориентации и проблема
активности личности.

Харьков, 1991.

5. В повторных
библиографических ссылках на авторский
документ допускается опускать последние
слова длинных заглавий, заменяя их
многоточием и указывать только имя
автора, заглавие и страницы. Например:

Афанасьев В.Г.
Мир живого: системность, эволюция и
управление.

М., 1986.

С. 135.

Афанасьев В.Г.
Мир живого: системность, эволюция и
управление.

С. 187.

Афанасьев В.
Г. Мир живого… – С. 205.

7. Практикум Правильность как качество грамотной речи. Нормативный аспект культуры речи

Лексические
нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слов.
Семантическая совместимость слов.

Задание № 1.
Составьте
словосочетания со словами 1)
рынок,
базар;
2)
годичный,
годовой,
используя слова для справки. Чем
обусловлена возможность( невозможность)
сочетания этих слов с другими словами?

Слова для
справки:

1) Городской,
центральный, крытый, елочный, книжный,
мировой, внешний, овощной, птичий;

2)
Цикл, отпуск, собрание, доход, оценки,
запас.

Задание № 2.
Из слов, заключенных в скобках, выберите
нужное.

1) Герой произносит
(сокровенную, священную, заветную,
верную) клятву.

2) Мы услышали
(потрясающие, дикие, неистовые) крики.

3) Нельзя (опасаться,
пугаться, бояться, страшиться, трусить,
робеть, трепетать) всего на свете, надо
быть (смелым, храбрым, отважным,
решительным, дерзким, бесстрашным).

Задание № 3.
К каждому
слову первой группы подберите
соответствующее одно или несколько
слов из второй группы и запишите
образованные словосочетания.

1) Армада, легион,
когорта, плеяда, толпа, сборище, стая,
стадо, табун, куча, масса, уйма, множество,
скопище, мириады.

2) Корабли, самолеты,
танки, цифры, информация, мотоциклы,
революционеры, факты, друзья, книги,
экстремисты, бумаги, документы, гуси,
лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

Задание № 4.
Составьте
словосочетания со следующими паронимами.

Столб
– столп, удачный – удачливый, понятный
– понятливый, соседский – соседний,
хозяйский — хозяйственный, обидный –
обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный
– бережливый.

Задание № 5.
Определите,
какие из следующих слов могут образовывать
паронимические пары
.

Сокрушенно,
Швеция, подозревать, опровергать,
Австрия, Швейцария, подразумевать,
отвергать, Австралия, удивленно,
сокрушительно, удивительно, недоумение,
идеальный, придворный, идеалистический,
крепостной, дворовый, крепостник.

Задание № 6.
Объясните
значение следующих паронимов. Составьте
с ними предложения.

Абонемент
– абонент; адресат – адресант; бережно
– бережливо; статус – статут; экономный
– экономичный.

Задание
№ 7.
Из
слов, заключенных в скобках. Выберите
нужное.

1. Никогда не забудет
наш народ (геройские – героические) дни
Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести
стала (драматичная – драматическая)
ситуация, сложившаяся в семье писателя.
3. Регистрация (командированных –
командировочных) производится в
вестибюле. 4. В кузове грузовика могут
(поместиться – разместиться) четыре
«Москвича». 5. Чтобы добиться успеха,
надо (принять – предпринять) (эффективные
– эффектные) меры.

Задание № 8.
Прочитайте
текст и скажите, кто из говорящих допустил
ошибку? Как надо правильно сказать?
Перед выполнением посмотрите задание
№ 9.

Два
приятеля собрались в поход на Кавказ.
Стали думать о подготовке. Один говорит:
«надо купить туристические карты и
туристические куртки». «Прежде разработаем
туристский маршрут», — предложил другой.

Задание № 9.
Напишите, какое из слов (туристский
– туристический
)
сочетается со словами: ужин, проспект,
путевка, костюм, поход, снаряжение,
справочник, бюро, обед, сезон, поезд,
база, рюкзак.

Помните, что
туристский
– прилагательное к слову турист,
а туристический
– прилагательное
к слову туризм.

Задание
№ 10.

Отредактируйте
текст.

1. На вокзале висит
объявление: «Касса для командировочных
на втором этаже». 2. Господа командировочные,
получите командировочные удостоверения.
3. Студенты первого курса для вселения
в общежитие должны предоставить справки.
4. Председатель собрания представил
слово докладчику. 5. Авторы предоставили
издательству рукопись книги. 6. Крысы и
мыши на складах, в овощехранилищах много
продукции уничтожают. 7. Станция может
с большим эффектом снабжать энергией
завод. 8. Он был смешной парень, как начнет
смеяться, так не остановишь. 9. Можно
начинать собрание: форум уже есть. 10.
Мне некогда заниматься с младшим братом.
Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое
поведение пассажиру сделали замечание.
12. Автор статьи пишет еще об одном
требовании Л.Н. Толстого к языку, о
требовании простоты и ясности,
понятливости. 13. Ни один укол, который
делает медицинская сестра Наташа, не
был больным.

Задание № 11.
Раскройте
скобки, выбирая подходящее слово.
Обоснуйте свой выбор. За справками
обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская,
исполнительная) власть на местах должна
активизировать свою работу. 2. Качество
холодильника улучшено за счет некоторых
(конструкторских, конструктивных)
решений. 3. Такая (планировка, планирование)
сроков выполнения работ оказалась
преждевременной. 4. От разгоревшегося
(пожарища, пожара) посветлело на улице.
5. Многие наши фильмы получили (большую
признательность, большое признание) за
рубежом. 6. Ниже своих возможностей
(сработали, работали) в декабре строители.
7. С (большой раздражительностью, большим
раздражением) встретил критику в свой
адрес этот человек. 8. В конце книги был
приведен список (рекомендательной,
рекомендованной) литературы. 9. (решимость,
решительность) его поступка удивила
всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте
было много народу, но работы еще не
начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе
уважение и добрую славу как новатор,
как человек творческой мысли.

Задание № 12.
Выясните по
толковому словарю различия в значении
слов; составьте с данными словами
предложения.

Понятный
– понятливый, глиняный – глинистый,
земляной – земельный, объемный –
объемистый, верткий – вертлявый, искусный
– искусственный, невежа – невежда,
поступок – проступок, представить –
предоставить, усвоить – освоить,
усложнить – осложнить, смириться –
примириться.

Задание № 13.
Укажите
смешение паронимов в предложениях,
взятых из сочинений абитуриентов (они
хотели поступить на филологический
факультет, но паронимы их подвели).

1. Реальные люди
силой писательского таланта превращаются
в художественные прообразы.

2. На собрании
станичников царствовала разноголосица.

3. Клещ тешит себя
надеждой, что вернется в общество полным
членом его.

4. Ученик, школьник,
студент должен стать соучастником
образования и воспитания.

Задание № 14.
В примерах,
взятых из ученических сочинений, укажите
нарушение лексической сочетаемости и
попробуйте исправить эту стилистическую
ошибку.

1. В душе князя
Андрея пробуждается новый идеал: он
уходит в государственную деятельность.

2. Бородинская
битва вскрыла то лучшее, что было в князе
Андрее.

3. Произведения
Пушкина овеяны идеями свободы.

4. На Раскольникова
в щелку смотрели маленькие глазки и
совсем седые волосы.

5. Катерина оказала
протест против «темного царства».

6. После гибели
Ленского на дуэли Ольга женится на
гусаре.

7. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы.

8. Катерина, женившись
на Тихоне, стала несчастной девушкой.

9. Любимые герои
Толстого далеко не идеальны, они впадают
в свои кризисы…

10. Литературно-критические
статьи Белинского трепещут политическими
статьями.

11. Вместе с духовным
ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

12. Уж топтался на
одном месте: он не мог взлететь.

Задание № 15.
Исправьте
предложения, устранив лексические
ошибки
.

1. Мальчики оказались
в огненном кольце, но они не стушевались.
2. Районы засушливых земель преобразовали
свое лицо до неузнаваемости. 3. Особое
чувство привета пострадавшие от
наводнения выразили самоотверженно
спасавшим их имущество пограничникам.
4. Предварительный план играет большое
значение при написании сочинения. 5. В
романе имеет место отсутствие ясно
выраженной сюжетной линии. 6. Большую
роль в спортивной закалке имеет упорная
тренировка, выдержка, упорство. 7. В новом
поселке воздвигнуты прекрасные
благоустроенные дома. 8. Появление волка
было так мгновенно, что охотник на минуту
растерялся. 9. Щенок лопал с такой
жадностью, что скоро тарелка кончилась,
и он влез в нее обеими лапами. 10. На
пространстве нескольких километров от
станции земельное полотно дороги уже
усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

Задание №
16.
В следующих
предложениях, взятых из газет Алтайского
края, выявите отклонения от норм
литературного языка, исправьте ошибки:

1) Книжная торговля
не удовлетворяет еще возросшие за­просы
населения.

2) По-серьезному
занялись выращиванием свеклы в Угловском
районе.

3) В текущем году
«Барнаулгоргаз» согласно договоров
принимал авансом деньги.

4) Недостатки
сдерживают продвижения вперед.

5) Жириновский
имеет власть не только над людьми, но и
над женщинами.

6) Каждый интеллигентный
человек обязан любить и уважать женщину.

7) Продается цветной
телевизор серебристого цвета.

Реклама: Бесплатная
кастрация и стерилизация для малоимущих
слоев населения.

9) Из-за отсутствия
горячей воды в больницах помоечные
отделения простаивают без дела.

Грамматические
нормы современного русского литературного
языка. Нарушение грамматических норм.

Задание № 17.
Вставьте,
где необходимо, пропущенные буквы,
образуя формы рода имен существительных
.

1.
К завтраку был… подан… кофе с молоком.
2. Покупатель попросил дать ему примерить
прав… туфл… . 3. Читальн… зал… библиотеки
хорошо проветривается. 4. В табел…
отмечается выполненная членами бригады
работа. 5. Крыша сарая была покрыта тол…
. 6. Стрелочник вовремя заметил, что
лопнул… лев.. рельс… . 7. В магазине
продается яблочн… повидл… . 8. Лесовоз
проезжал по широк… просек… .9. На лицо
женщины был…накинут… траурн… вуаль.
10. Кому приятно, чтобы ему наступили на
любим… мозоль?

Задание
№ 18.

Допишите
окончания, обоснуйте ответ.

1. Когда
актер снял огромные очки и надел
небольш… пенсне в золотой оправе, лицо
его преобразилось. 2. Газеты сообщают о
падении цен на колумбийск… кофе. 3.
Поздн… барокко характеризуется
декоративной пышностью деталей. 4.
Эсперанто был… создан… свыше семидесяти
лет назад доктором Л.Заменгофом. 5. На
портрете – молодая женщина, на плечи
ее накинут… пушист… боа. 6. Дв… колибри
привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи
расположен… на побережье Черного моря,
южнее его – солнечный Сухуми. 8. Перу
был… одной из первых жертв испанских
конквистадоров. 9. Гороно разослал… по
школам тексты экзаменационных сочинений.

Задание № 19.
Определите
род существительных. Напишите
словосочетания, подбирая к каждому
слову прилагательное.

Боа,
гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао,
колибри, Капри, картофель, кашне, меню,
мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми,
тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы,
шампунь, кофе.

Задание № 20.
Исправьте
предложения. Найдите ошибки в употреблении
формы падежа имен существительных.

1. Роль Несчастливцева
в «Лесу» Островского исполнял молодой
талантливый актер. 2. Купите мне пару
чулок и две пары носок. 3. Периодически
астрономам удается четко наблюдать
Марса. 4. Яблоневый сад занимает свыше
ста гектар. 5. Собран большой урожай
помидор. 6. Разделите все это на несколько
равных доль. 7. Мы находились в самом
большом цеху завода. 8. Документы нужно
представить к первому августу. 9. Помножьте
числителя первой дроби на знаменателя
второй.

Задание № 21.
Объясните
значения следующих слов.

Пояса – поясы;
пропуска – пропуски; тока – токи; тона
– тоны; учителя – учители; меха – мехи.

Задание № 22.
Образуйте
форму именительного падежа множественного
числа от данных существительных
.

Корпус…
(здания, войсковые соединения) –
корпус…(туловища); образ… (иконы) –
образ… (художественно-литературные);
орден… (знаки отличия) – орден…
(рыцарские и монашеские общества); повод…
(поводья) – повод… (побуждения).

Задание
23
.
Допишите
окончания, мотивируя свой выбор.

1.
Фруктовый сад занимал площадь свыше
пяти гектар… . 2. Поставлен новый
электрический счетчик на 10 ампер… . 3.
На курсе учатся, несколько якут… и
туркмен… . 4. В магазине имеется большой
выбор чул…к… и нос…к… . 5. Начиная с
весны в нашем буфете продают салат из
свежих помидор… . 6. Тускло горели огарки
стеариновых свеч… .

Задание № 24.
От приведенных
ниже слов образуйте родительный падеж
множественного числа.

Абрикосы,
ананасы, апельсины, баклажаны, бананы,
барышни, басни, башни, бланки, гектары,
грузины, зразы, иглы, карты, килограммы,
мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны,
полотенца, простыни, сапоги, туфли,
чулки, чулочки, яблони, ясли.

Задание № 25.
Исправьте
предложения. Найдите ошибки в употреблении
форм числа имен существительных
.

1. Статья в газете
отражает противоположные взгляды людей,
принадлежащих к различным социальным
средам. 2. Неправильные выражения нередко
встречаются в речах детей. 3. Партизанские
отряды нередко попадали в окружения.
4. Почти все цеха завода испытывают
трудности при расчете с поставщиками.
5. Нужно формировать у детей правильные
отношения к явлениям окружающей
действительности. 6. Молодые учителя
систематически обмениваются опытами
проводимой ими учебно-экспериментальной
работы. 7. Ассоциация фермеров имела
возможность использовать трактора и
комбайны. 8. Родина славит подвиги своих
сыновей. 9. В представлениях героев
Чернышевского все было по-другому.
10. Опытные шофера уверенно вели машины
по крутизне.

Задание
№ 26.

Выберите
один из заключенных в скобки вариантов;
свой выбор мотивируйте.

1. В
ближайшие дни состоится защита диссертации
(аспиранта – аспирантки) Никитиной. 2.
Девушка – (кондуктор – кондукторша)
мило улыбнулась. 3. В числе (делегатов –
делегаток) на Всемирный конгресс женщин
было несколько писательниц. 4. В недавно
открытой парикмахерской (лучшим мастером
– лучшей мастерицей) считается Татьяна
Леонова. 5. Объяснения на выставке давала
девушка (экскурсовод – экскурсоводка).
6. (Бригадир – бригадирша) Маруся приехала
на поле рано утром. 7. (Чемпионом –
чемпионкой) мира по шахматам стала Нона
Гаприндашвили. 8. Наша соседка, работающая
(библиотекарем – библиотекаршей),
постоянно знакомит нас с новинками
художественной литературы. 9. С
приветственным словом высту­пила
(руководитель – руководительница)
делегации (заслуженный учитель –
заслуженная учительница) школы России
Н. Захарова.

Задание № 27.
Дополните
падежные окончания существительных в
данных предложениях
.

1. В Абрамцево
приехал новый специалист, знающий толк
в лес… 2. Этот невзрачный, но очень
полезный цветочек растет в лес…, в самых
его глухих местах. 3. Музыканты всех
континентов приняли участие в Международном
год… Шопена. 4. Их места в театре были в
третьем ряд….

Задание
№ 28
.
Допишите
окончания, мотивируйте свой выбор
окончания.

1.
Прохожий купил пачку табак… . 2. В компот
положили много изюм… и чернослив… . 3.
Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося
ча… . 4. Больной принял таблетку
пирамидон… . 5. Крик… и визг… было
столько, что барабанные перепонки чуть
не лопнули. 6. Отбо… нет от разных
заманчивых предложений. 7. Иные судят
обо всем с наскок… . 8. Пока неизвестно,
сколько доход… получит наш колхоз в
этом году. 9. Уступите ему смех… ради.
10. За ночь налипло снег… .

Задание
№ 29.
Допишите
окончания, мотивируйте свой выбор.

1. Утки
и гуси плавали в небольшом пруд… . 2.
Полузамерзшие воробьи искали корм в
снег… . 3. Дожди размыли дорогу, и ноги
вязли в грунт… . 4. В цех… поражали
чистота и порядок. 5. Специалисты нашли
много целебных свойств в мед… 6. Я был
этим летом в отпуск… . 7. Не отыщешь
иголки в стог… сена. 8. В дым…, вылетавшем
из трубы, временами сверкали искры. 9.
До революции повальные болезни в нашем
кра… были нередки. 10. На большом круг…
начались скачки. 11. Слышалось громкое
мычание коров в хлев… . 12. Большая люстра
висела посередине потолка на крюк… .
13. Рыбаки переночевали на мыс…, а на
рассвете ушли в море.

Задание
30
.
Заключенные
в скобки слова поставьте в нужной форме.
Допишите, где требуется, окончания.

1. Если
бы не бдительность стрелочника, поезд
неизбежно бы сошел с (рельсы). 2. На завтрак
нам подали 25 (граммы) сливочного масла.
3. Станция железной дороги находилась
в (полкилометра) от деревни. 4. Не хватало
дух… отказать мальчику в его просьбе.
5. В производственном совещании
издательства участвовали автор…,
редактор…, корректор… .

Задание № 31.
Поставьте
заключенные в скобках слова и числительные
в нужном падеже.

1. К 15
мая
в совхозе
вспахано более 1750
(гектары).

2. В газете сообщается о
2975 станках,

выпущенных заводом сверх плана. 3. Урожай
картофеля составляет более
200 (центнеры)

с гектара. 4. В ходе боев было захвачено
в плен до 380
(солдаты)

противника. 5. За год надой составил до
2455 (килограммы)
молока на каждую корову. 6. Каждому члену
бригады было выплачено дополнительно
по 78 (рубли).
7. От каждой свиноматки получено в среднем
по 11 (поросята).
8. Для школьных мастерских куплено
(тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44)
.
9. Сдано в ремонт (часы
– 24).
10. Было
уничтожено до
(полторы роты)

противника. 11. В полк пришло до 150
бойцов

пополнения. 12. Лейтенант ушел в разведку
с 8 (автоматчики).
13. Ответ пришел только через
(52 – сутки, день).

Задание № 32.
Исправьте
предложения, найдите ошибки в употреблении
имен числительных
.

1. Трое юношей и
трое девушек исполняли красивый танец.
2. Школьная библиотека располагает двумя
тысячами восемьдесят тремя книгами. 3.
Папанинцы пробыли на льдине 274 суток.
4. Город находится в полуторастах
километров от областного центра. 5. В
этот день комиссия проэкзаменовала
двадцать трех учащихся. 6. Влажность
воздуха составляет 76,5 процентов. 7.
Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала
экзаменов осталось полтора учебного
месяца. 9. Девятьметровый столетний дуб
возвышался в центре поляны. 10. В
соревнованиях участвовало 243 юношей и
девушек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.

Задание
№ 33.

Перепишите
предложения, числительные запишите
словами, а не цифрами.

1)
Государственная казна пополнилась еще
678000 (рубль).

2) Забастовки
произошли еще в 281 (город).

3) Стипендии были
выплачены 1552 (студент).

4) Наши
охотники за один сезон уничтожили 54
(волк).

5) Учитель
проэкзаменовал 22 (ученик).

6) Письмо датировано
1831 (год).

7) Мне
пришлось пожертвовать еще 16 (доллар).

К 2567 (наименование)
в список приписали еще 1033 (наименование).

9) В трех зрительных
залах – по 70 (место).

10) Потери составили
более 843 (килограмм).

Задание № 34.
Прочтите
вслух предложения, правильно образуя
падежные окончания числительных и
согласующихся с ними существительных.

1. В диссертации
имеется приложение с 65 схем… 2. В
библиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом
поселке в 5000 дом… работают печи на
природном газе. 4. В Антарктиду доставили
самолетом 24 полярник… 5. Техникум
выпустил 52 молод… специалист…

Задание № 35.
Составьте
словосочетания числительных
оба,
обе
со
следующими словами в формах именительного
и дательного падежей.

Образец:
Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево,
дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк,
вакансия, директор, подпись, докладная
записка, заявление, предложение, лицо.

Задание № 36.
Исправьте
предложения, объясните ошибки в
употреблении форм прилагательных.

1. Ученик был
способный к математике. 2. Молодой фермер
ожидает в этом году богатый урожай
гречихи и более обильный – в следующем.
3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У
мальчика появились и более худшие
привычки. 5. Стихи были удачные и по
содержанию и по форме. 6. Первый ученик
отвечал бойчее. Чем второй. 7. Комната
низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня
голубое и полно удивительной прозрачности.
9. Партия была отложена в более лучшем
положении для белых. 10. Герой рассказа
– маленький гимназист. Он всегда
подтянутый, всегда одетый по форме,
культурный в обращении.

Задание № 37.
Исправьте
предложения. Найдите ошибки в употреблении
местоимений
.

1.
Мальчик теперь сирота; отец умер, когда
ему было три года. 2. Сзади его шла
нагруженная вещами телега. 3. Группа
сдала все зачеты и просила проэкзаменовать
их в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со
стола чемодан и отодвинула его в сторону.
5. Когда наступили каникулы, студенты
поехали к своим родным; они их ждали с
большим нетерпением, надеясь хорошенько
отдохнуть. 6. Больной попросил сестру
налить себе воды. 7. Первое выступление
артистки принесло ей большой успех, и
от ней можно было ждать многого. 8.
Экскурсовод давал объяснения своим
слушателям и просил их записывать, чтобы
потом можно было их напечатать.

Задание № 38.
Исправьте
предложения, найдите ошибки в употреблении
форм глагола.

1.
Семена подсолнуха дробятся, разминаются
и отмываются холодной водой от примесей.
2. Надо помогать молодежи расти и проявить
свои способности. 3. Не порти мебель,
ставя на стол горячий чайник. 4. Необходимо
сосредотачивать внимание на важнейших
вопросах. 5. Где вы слыхали об этом? 6.
Если так будет продолжаться, я очутюсь
в затруднительном положении. 7. По совету
врача больной полоскает горло раствором
питьевой соды. 8. Не махай так сильно
руками. 9. Цветок без воды сохнул в вазе.

Задание № 39.
Из приведенных
в скобках форм выберите нужную.

1. На смежное
предприятие в качестве взаимопомощи
(было направлено, были направлены)

до двухсот работников завода. 2. В числе
рабочих завода, кто
(награжден, награждены)

грамотами, были и станочники пятого
цеха. 3. После короткой беседы большинство
(получает,
получают)

направление. 4. Никто из работников
министерства так и не (смог,
смогли)
прямо
ответить на наш вопрос. 5. «Дни Турбиных»
(была поставлена, были поставлены)

в Художественном театре. 6. «Известия»
не раз (писала,
писали)
об
охране наших лесных богатств. 7. Большинство
учащихся (справилось,
справились)

с контрольным заданием. 8. Озеро Селигер
(расположен,
расположено)

на западе Калининской области. 9.
Автомобиль-амфибия (был
передан, была передана)

геологической экспедиции. 10. Женщина-врач
отлично (справился,
справилась)

с трудной операцией. 11. До десяти
комплектов станков (имело,
имели)

дефекты. 12. Совхозу
(будет выделено, будут выделены)

две тысячи тонн удобрений и ядохимикатов.
13. Большинство специалистов, с которыми
приходилось обсуждать возможность
объединения хозяйств, (считает,
считают),

что оно должно произойти на базе совхоза
«Восход». 14. Большинство тех, кто
(дал, дали)

согласие на переезд, в дальнейшем (взял,
взяло, взяли)

свои заявления. 15. На начало октября на
фабрике (имелось,
имелись)
в
наличии сто тонн белой жести.

Задание № 40.
Из приведенных
в скобках форм выберите нужную.

1. За два (последние,
последних)

года т. Николаевым внесено четыре
рационализаторских предложения. 2.
Соревнования продлятся (неполные,
неполных)

две недели. 3. Два вагона, (поступившие,
поступивших)

под погрузку, требовали срочного ремонта.
4. В апреле (будет
открыт, будут открыты; новый, новые)

сад-ясли на двести мест. 5. Поступили на
испы­тание три (новые,
новых)
модели
(универсальной,
универсального)

лебедки-автопогрузчика. 6. Рукопись
поступила на рецензию к (нашему,
нашей)

консультанту т. Родиной. 7. (Выступивший,
выступившая)

на собрании заместитель декана по
научной работе доцент Петрова (рассказал,
рассказала)

о ближайших планах издания работ
факультета. 8. Оформлены на работу два
(научные,
научных)

сотрудника и две
(старшие, старших)

лаборантки. 9. Четыре (наши,
наших)

лыжницы, (принимающие,
принимающих)

участие в гонке, заняли призовые места.

Задание № 41.
В следующих
предложениях найдите случаи неправильного
управления
.

1. Докладчик
оперировал с непроверенными данными.
2. Преподаватель указал о том, что в
работе имеется ряд ошибок. 3. Русские
народники в последней трети Х1Х века
рьяно отстаивали взгляд об «особом»
пути России, которая якобы должна
миновать стадию капиталистического
развития. 4. Все это говорило за то, что,
несмотря на сильный состав зарубежных
участников турнира, наши молодые мастера
могут с честью бороться с ними. 5. Ответ
по заявлению был получен немедленно.
6. После издания приказа директора
наметился перелом к лучшему в деле
нарушения дисциплины. 7. Движение на
дороге было прервано благодаря снежным
заносам. 8. Посевы производились согласно
указаний агронома. 9. Мой брат недавно
вернулся с Крыма. 10. В выходной день мы
с товарищем были в опере.

Задание № 42.
Составьте
словосочетания с данными словами.
Обратите внимание на особенности
управления этих слов.

Беспокоиться
(о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь);
примириться (с чем-нибудь);. превосходство
(над кем-нибудь); преимущество (пере
кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь);
удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в
чем-нибудь); сделать отчет (о чем-нибудь),
но: отдавать себе отчет (в чем-нибудь);
обращать внимание (на что); уделять
внимание (чему); полон (чего); наполнен
(чем); удивляться (чему); поражаться
(чем); предупреждать (о чем); предостерегать
(от чего).

Задание № 43.
Составьте
предложения с опорой на следующие пары
словосочетаний, используя предлоги

благодаря,
из-за, по причине, вследствие, в связи
с

Срыв
поставок – расторжение договора;
непредвиденные обстоятельства –
задержка отправки товара; эффективная
работа отдела рекламы – повышение
спроса на выпускаемую продукцию; плохой
урожай – повышение цен на зерно; внедрение
новой технологии – повышение качества
продукции; потеря рабочего времени –
низкая производительность труда; ремонт
оборудования – остановка цеха.

Задание № 44 .
Укажите
ошибки в управлении, связанные с
употреблением синонимов. Как возникли
эти ошибки? Исправьте предложения.

1. Не приходится
доказывать о том, как важно вовремя
провести снегозадержание. 2. Прошу дать
разъяснение о том, положен ли двухмесячный
отпуск административным работникам
техникумов. 3. Выступавшие не раз отмечали
о том, что мастерские не обеспечивают
качественного ремонта машин. 4. Один из
отделов магазина предназначен изделиям
местной промышленности. 5. Хочется
предупредить от ошибок, которые
допускаются на отдельных предприятиях.
6. В Доме культуры состоялся семинар с
агитаторами поселка. 7. Назовем основные
показатели, за которые спорят работники
управления. 8. Оплата за руководство
производственной практикой производится
в соответствующем проценте к месячному
заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно
допекают подпочвенные воды. 10. Старший
преподаватель Иванов был прикомандирован
в одногодичную аспирантуру.

Нормы ударения
и произношения (орфоэпические нормы в
современном русском литературном языке)

Задание № 45.
Прочитайте
диалог, обращая внимание на произношение
выделенных слов.

– Добрый день,
Ольга Ильинична,
Вы в библиотеку?

– Да, хочу поработать
с каталогом.
А Вы, Тамара Никитична?

– Я тоже занята:
у меня много дел в компьютерном
классе. Но,
может быть, мы зайдем на минутку в
кулинарию?
Там сегодня продают кету,
языковую
колбасу, творог,
сосиски
и грейпфруты.

– Давайте зайдем,
правда, я вчера была в пиццерии
и купила
пиццу, но если в кулинарии
есть фарш, свекла
и яйца, я приготовлю на ужин тефтели
и салат, а
на завтрак – яичницу.

– Смотрите, буфет
еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе
с бутербродами.
А можно и торты
купить. Какой
большой выбор тортов!

– Действительно!
Куплю этот, с какао
и кремом.

– Возьмите другой,
он вкуснее и красивее.

– Пожалуй, вы
правы.

Задание № 46.
Поставьте
ударение в следующих словах и
словосочетаниях. При возникновении
затруднений, обращайтесь к словарю.

Агент, базироваться,
баллотироваться, валовой (продукт),
верба, газированный, газопровод, диалог,
еретик, забронировать (закрепить),
завидно, желчь, изобретение, индустрия,
каталог, квартал, корысть, памятуя,
плато, подбодрить, приданое, симметрия,
сноровистый, филистер, ходатайствовать,
экзальтированный, нет гриба, огонь в
ночи, гнала овец, дожил до седин, комната
прибрана, много должностей, купил гуся,
анализ крови, нет прибылей, лечь на
спину, всходы густы, допил чай,
сгруппированные, начатые работы, прокляли
войну, содрана на коленях кожа.

Задание
№ 47.
Прочитайте
слова, соблюдая правильное ударение (в
случае затруднений справляйтесь в
словарях).

Алфавит,
арест, баловать, библиотека, вахтер,
верба, гектар, гусеница, демократия,
диалог, диспансер, добыча, договор,
документ, закупорить, заржаветь, зубчатый,
изобретение, индустрия, инструмент,
искра, каталог, каучук, квартал, километр,
кинематография, колосс, комбайнер,
крапива, кремень, магазин, медикамент,
мельком, металлургия, надоумить, некролог,
ненависть, непревзойденный, новорожденный,
обеспечение, паралич, партер, планер,
плесневеть, портфель, приговор, принудить,
приобретение, псевдоним, револьвер,
ремень, сантиметр, соболезнование,
таможня, топливный, фарфор, ходатайствовать,
шофер, эксперт.

Задание №
48.
Какой звук
(О или Е) произносится под ударением в
следующих словах?

Афера, белесый,
головешка, желоб, желчь, жердочка,
никчем­ный, опека, поблекнуть, истекший,
одноименный, разношерстный, современный,
поблескивать.

Задание № 49.
Обратите
внимание на зависимость места ударения
от значения слова
.

1. Расставьте
ударение в следующих словах. Составьте
с ними предложения.

Видение
(способность видеть) – видение (мираж,
призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок,
неразбериха), характерный (упрямый,
своенравный, выразительный)- характерный
(типичный, особенный).

2. Определите
значения следующих пар слов. Составьте
с ними предложения.

Атлас
– атлас,
броня
– броня,
запасник
– запасник,
кругом
– кругом,
подвижный
– подвижной,
занятый
– занятой,
безобразный
– безобразный,
кирка – кирка.

Задание
№ 50.
Расставьте
ударения в словах. В затруднительных
случаях обращайтесь к словарям.

1. Аргумент,
аристократия, астроном, атлас (собрание
географических карт), атлас (ткань),
валовой, волк (волка), гравер, гренадер,
гусь (гуся), диагноз, дозвониться
(дозвонюсь, дозвонишься), дремота,
завидно, заговор, задолго, заиндеветь,
занятой (человек), занятый (кем-нибудь
или чем-нибудь), звонить (звоню, звонишь),
злоба.

2. Иероглиф, издавна,
импорт, кедровый, кета (рыба), коклюш,
комбайнер, компас, красивее, ломоть,
лоскут, мастерски, набело, наголо,
надолго, намерение, облегчить, озлобленный,
отчасти, пахота, постамент, похороны
(на похоронах), премировать, приданое,
призыв, призывной (пункт, возраст),
призывный (зовущий), принудить, принцип,
прирост, прозорливый, псевдоним, ржаветь,
русло.

3. Сантиметр, свекла,
симметрия, сирота (сироты), созыв,
сосредоточение, средство (мн. ч. средства),
статуя, стенография, столяр, усугубить,
феномен, щавель.

Задание № 51.
Прочитайте
слова и формы слов с правильным ударением
.

Весел,
весела,
весело,
веселы;
вреден,
вредна,
вредно,
вредны;
глуп, глупа,
глупо,
глупы;
груб, груба,
грубо,
грубы;
горд, горда,
гордо,
горды;
глух, глуха,
глухо,
глухи;
горек,
горька,
горько,
горьки;
густ, густа,
густо,
густы;
дешев,
дешева,
дешево,
дешевы;
дорог,
дорога,
дорого,
дороги;
долог,
долга,
долго,
долги;
дружен,
дружна,
дружно,
дружны;
жив, жива,
живо,
живы;
короток,
коротка,
коротко,
коротки;
крепок,
крепка,
крепко,
крепки;
молод,
молода,
молодо,
молоды;
прав, права,
право,
правы;
пуст, пуста,
пусто,
пусты;
редок,
редка,
редко,
редки,
сыт, сыта,
сыто,
сыты;
светел,
светла,
светло,
светлы;
тесен,
тесна,
тесно,
тесны;
туп, тупа,
тупо,
тупы.

Задание № 52.
Обратите
внимание на постановку ударения в
следующих формах слов.

1. Брал, брала,
брало,
брали;
был, была,
было,
были;
взял, взяла,
взяло,
взяли;
внял, вняла,
вняло,
вняли;
гнал, гнала,
гнало,
гнали;
дал, дала,
дало,
дали;
донял,
доняла,
доняло,
доняли;
драл, драла,
драло,
драли;
жил, жила,
жило,
жили;
задал,
задала,
задало,
задали;
занял,
заняла,
заняло,
заняли;
звал, звала,
звало,
звали;
лил, лила,
лило,
лили;
нажил,
нажила,
нажило,
нажили;
нанял,
наняла,
наняло,
наняли;
начал,
начала,
начало,
начали;
отнял,
отняла,
отняло,
отняли;
плыл, плыла,
плыло,
плыли;
поднял,
подняла,
подняло,
подняли;
понял,
поняла,
поняло,
поняли;
принял,
приняла,
приняло,
приняли;
слыл, слыла,
слыло,
слыли;
снял, сняла,
сняло,
сняли;
спал, спала,
спало,
спали.

2. Взят, взята,
взято,
взяты;
начат,
начата,
начато,
начаты;
придан,
придана,
придано,
приданы;
принят,
принята,
принято,
приняты;
продан,
продана,
продано,
проданы;
прожит,
прожита,
прожито,
прожиты;
роздан,
роздана,
роздано,
розданы;
созван,
созвана,
созвано,
созваны.

Задание № 53.
Прочитайте
предложно-падежные формы слов, соблюдая
правильное ударение. Обратите внимание
на то, что иногда предлоги (чаще всего
на, за,
под, по, из, без
)
принимают на себя ударение, и тогда
следующее за ним существительное
оказывается безударным.

На:
на воду, на ногу, на гору, на руку, на
спину, на зиму, на стену, наголову, на
сторону, на берег, на год, на нос, на угол,
на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на
два, на три, на шесть, на десять, на сто.

За:
за воду, за ногу, за голову, за волосы,
за руку, за спину, за зиму, за душу, за
нос, за год, за город, за ухо, за уши, за
ночь, за два, за три, за шесть, за десять,
за сорок, за сто.

Под:
под ноги, под руки, под гору, под нос, под
вечер;

По:
по морю, по полю, по лесу, по полу, по
носу, по уху, по два, по три, по сто, по
двое, по трое;

Из:
из лесу, из дому, из носу, из виду;

Без:
без вести, без толку, без году неделя.

Ср. также: час от
часу, год от
году, до
ночи, до
полу.

«Если вы сможете найти путь без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведет»

кому: собственникам, топ-менеджерам и руководителям

Пытаясь решить важные задачи, можно простоять годами перед закрытыми дверьми в виде проблем и даже не увидеть препятствияПытаясь решить важные задачи, можно простоять годами перед закрытыми дверьми в виде проблем и даже не увидеть препятствия

Сценарии использования статьи: кому полезна и почему

Собственникам, топ-менеджерам — посмотреть на свой бизнес со стороны: есть ли в нём перечисленные ошибки как у себя, так и у руководителей среднего звена, наметить планы по исправлению ошибок на основе рекомендаций.

Руководители среднего звена — проверить, не допущены ли перечисленные ошибки при управлении вверенным коллективом и участком работ.

Сотрудники, специалисты — помочь своим руководителям найти свои ошибки, но так, чтобы при этом не пострадал их авторитет

Оглавление статьи

  • Почему одного желания собственника недостаточно, для того чтобы «выпрыгнуть из оперативки»
  • Топ-5 ошибок собственников, топ-менеджеров и руководителей, и как они убивают бизнес
  • Ошибка №1. Чрезмерная мягкость руководителя
  • Ошибка №2. «Эту задачу лучше меня никто не выполнит!»
  • Ошибка №3. Чрезмерная концентрация на РЕЗУЛЬТАТЕ работы
  • Ошибка №4. Покрывательство и «перевод стрелок», вместо принятия ответственности на себя
  • Ошибка №5. Чрезмерная концентрация на ПРОЦЕССЕ выполнения работы

Почему одного желания собственника недостаточно, для того чтобы «выпрыгнуть из оперативки»

Почти все собственники бизнеса регулярно пытаются: систематизировать работу компании, «выпрыгнуть из оперативки», заниматься лишь стратегическим развитием и управлять своей компанией из любой точки мира. Чем это чаще всего заканчивается?

Вам знакомо ощущение, когда пытаешься изменить ситуацию: быстро и горячо стартуешь изменения, но вскоре начинается «пробуксовка», а через какое-то время ты и вовсе упираешься в прозрачную (или не очень) стену? Мне — да! Ощущаешь себя той самой белкой в колесе, опускаются руки и мир вокруг окрашивается в чёрные краски.

Во мне эта ситуация отзывается болью. Путь, который я прошёл, прежде чем мне удалось систематизировать бизнес и управлять им дистанционно, был тернист и изобиловал просчётами и ошибками. После того как мне удалось достичь своих первоначальных целей, я начал помогать другим. На текущий момент на тему построения системы я проконсультировал более 300 собственников.

И я вижу, что препятствия, которые мне удалось преодолеть с большими усилиями, всё ещё мешают многим собственникам на пути построения системного бизнеса. Самое печальное, что большинство их попросту не видят в упор. Поэтому я рассказываю в статье о 5 наиболее серьёзных ошибках-препятствиях в виде порою незаметных «стеклянных стен» и даю рекомендации о том, как их преодолеть или обойти.

Ошибок конечно значительно больше, возможно и более фатальных. Для списка я отобрал малозаметные, но важные, а также широко распространенные. Буду признателен за вашу версию списка Топ-5 в комментариях к статье!

Ошибка №1. Чрезмерная мягкость руководителя

Описание проблемы

В ситуации, когда руководитель чрезмерно мягок (или, по-другому, есть ярко выраженный недостаток твёрдости), вместо равновесия взаимных интересов сторон (руководителя и подчинённых) возникают очень сильные перекосы в пользу подчинённых.

Плохая новость не в том, что подчинённые выигрывают значительно больше. Она в том, что они это делают, во-первых, за счёт компании, а во-вторых, они также в конечном итоге проигрывают, потому что достаточно быстро начинают деградировать, как специалисты.

Чрезмерная мягкость не позволяет руководителю: дать сотруднику обратную связь сообразно ситуации; потребовать качественно выполнить работу в случае предоставления «полуфабриката» вместо результата; сбросить особых «мастеров-прилипал» со своей шеи — перекладывальщиков работы на плечи руководителя, и «снять лапшу» со своих ушей.

Модель «Как от мягкости руководителя вначале страдает дело, а затем и сами сотрудники».

  • Начальник недостаточно требователен к своим подчинённым. Позволяет поблажки. Дисциплина и качество работы в подразделении неизменно падают.
  • Руководство обращает внимание на проблемы/низкие показатели в подразделении, персонифицируют ответственность руководителя и дают понять: «либо ты наведёшь порядок, либо мы найдём тебе замену». В случае, когда речь идёт о собственнике, «выволочка» заменяется каким-либо событием: сходил на тренинг, получил особо большие убытки, поссорился дома из-за дисбаланса между семьёй и работой, и т.д.
  • После «выволочки» (или события) начальник пытается всё кардинально изменить в своём подразделении — одномоментно становится чрезмерно требовательным.
  • Подчинённые ощущают слишком большой контраст, так как уже привыкли работать, спустя рукава и не напрягаясь соблюдением стандартов и договорённостей. Считают руководителя непоследовательным.
  • Результаты: часть хороших специалистов уходит, а часть становится саботажниками (обманутые ожидания). Посредственности же, как правило, остаются и становятся верными спутниками руководителя. Или, если речь идёт о собственнике, то всё возвращается на круги своя после ухода нескольких ключевых сотрудников, ведь сам себя он же не будет увольнять!
  • Результаты подразделения/компании становятся ещё хуже. Нанимаются новые специалисты и всё повторяется снова.

Чрезмерная мягкость кратко характеризуется фразой:Хотел как лучше, а получилось как всегдаЧрезмерная мягкость кратко характеризуется фразой: «Хотел как лучше, а получилось как всегда»

При рассмотрении модели видно, что чрезмерная мягкость приводит к тому, что руководитель вынужден постоянно менять своих подчинённых (кстати, чрезмерная жёсткость приводит ровно к тому же), таким образом делая хуже для всех: для компании, для себя, для сотрудников и для рынка труда (кому-то придётся перевоспитывать избалованных работников, но я рекомендую таких в свою компанию не брать).

Вероятные последствия

  • Низкий авторитет среди подчинённых и низкая исполнительная дисциплина.
  • Договорённости НЕ соблюдаются: «Простил сейчас, простит и в будущем!»
  • Низкая производительность труда и качество результата работы: «Для чего напрягаться, и так всё будет хорошо!»
  • Из коллектива вытесняются добросовестные сотрудники: «Тебе что, больше всех надо?»

Причины возникновения проблемы

  • Мягкость характера от природы (ну, не судьба!).
  • Ментальные проблемы: руководитель нередко считает, что он изначально находится в лучших условиях, чем его подчинённые (большая зарплата, свобода действий и т.д.) и из-за этого возникает своего рода чувство вины, которое он пытается погасить за счёт того, что постоянно идёт навстречу сотрудникам, даже когда эти шаги кардинально противоречат интересам компании.
  • Неумение управлять и боязнь сотрудников и возможных перемен.

Первые шаги по решению проблемы

Если у руководителя чрезмерно мягкий характер, то либо ему необходим помощник (подходит для собственников и топ-менеджеров), который будет требовательным, либо он просто хороший специалист и управленческая должность ему не подходит (актуально для менеджеров среднего звена: начальников отделов, руководителей проектов и т.д.).

Ментальные проблемы постепенно решаются через принятие и руководство в повседневной работе ценностями: «Делай НЕ человекУ лучше, а человекА лучше» (в данном контексте чрезмерная мягкость всегда будет приводить к деградации подчинённого) и «Плохо сейчас, хорошо потом» (лучше поднять вопрос сейчас и отреагировать на признаки назревающей проблемы, «вырезать гнойник», чем ждать, пока проблема станет нерешаемой, «начнётся гангрена» и останется единственный выход — увольнение сотрудника).

Мой личный опыт

Было время когда я, как собственник, во всём шёл сотрудникам навстречу. Нужен отгул? Берите за счёт компании. Плохо справляетесь с работой? Отправляйтесь на платные курсы за счёт фирмы, мы вас обязательно обучим и будем терпеть до тех пор, пока не начнутся серьёзные проблемы с клиентами.

Результат был полностью противоположным. Убытки росли как снежный ком, клиенты были недовольны, что их вопросы не решаются. Тот самый случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад.

Изменения дались мне непросто. Теперь я иду навстречу сотруднику только на взаимовыгодных условиях для него и компании.

Ошибка №2. «Эту задачу лучше меня никто не выполнит!»

Описание проблемы

Руководитель отбирает самые сложные задачи себе и перегружен работой, в то время как у его подчинённых загрузка недостаточная. В итоге менеджер вечно «плавает в оперативке», ему некогда управлять и заниматься стратегическим развитием компании/отделом.

Вероятные последствия

  • Хорошие специалисты постепенно теряют свою квалификацию и/или покидают такового руководителя. Ведь с ним у них нет никаких перспектив развития! (Забирает себе все сложные задачи).
  • Блокировка развития компании/отдела. Руководителю стратегическим развитием просто некогда заниматься. А значит, упускаются возможности как для роста компании, так и для роста подчинённых — профессиональные, финансовые.
  • Регулярные коллапсы и форс-мажоры. Количество задач, которые одновременно пытается решить руководитель, превышает его возможности. Это негативно сказывается на репутации компании.

Причины возникновения проблемы

  • Руководитель НЕ умеет делегировать, а значит он не знает другого способа сделать работу качественно, кроме как сделать её самому.
  • Отсутствие качественной системы подбора сотрудников. Если у руководителя работают одни «незаменимые», то вскоре они начинают выбирать себе только те задачи, которые им нравятся, а не те, которые необходимо выполнять для пользы дела. В этом случае последние вынужден выполнять руководитель.

Первые шаги по решению проблемы

  1. Если причина в неумении делегировать, вначале вам, как руководителю, необходимо сломать выстроенную вами же виртуальную прозрачную стену (да, ударьте по своему самолюбию) — примите в качестве аксиомы утверждение: «Есть очень много людей, которые могут выполнить любую задачу лучше вас!» После «просветления» смело беритесь за наращивание своих управленческих компетенций в области делегирования, и здесь вам в помощь следующие статьи:
    • «Принципы делегирования полномочий, обязанностей, задач и функций в организации: Как руководителю делегировать и избежать опасных ошибок».
    • «Пошаговый алгоритм делегирования задач подчинённым от А до Я. Настольный справочник руководителя».
  2. В случае отсутствия качественной системы подбора сотрудников (качественная система — это когда по итогам отбора, на работу с большой вероятностью выходят сотрудники-профессионалы и их поиск занимает в среднем не более 2 недель), вначале руководителю необходимо сконцентрировать усилия на её построении (это «отъест» часть незаменимости сотрудников), а в дальнейшем руководствоваться информацией из статьи «Как избавиться от незаменимых сотрудников и избегать возникновения незаменимости: пошаговый алгоритм действий».

Мой личный опыт

Я долгое время многие сложные задачи в своей компании выполнял самостоятельно. Простую работу делегировать удавалось достаточно легко. Самым сложным для меня было не найти человека, который выполнит сложную работу, а психологически позволить сделать её другому. Не так давно, по меркам человеческой жизни, мне удалось избавиться от этой психологической установки.

Также у меня вызывает не самые радостные впечатления необходимость управленческого воздействия на исполнителя, которому делегирована работа (контроль и воздействие на людей для меня представляет ограниченный интерес, мне больше нравится разрабатывать управленческие технологии). Поэтому управленческое воздействие тоже нужно учиться делегировать! (Топ-менеджеры существуют в моей компании именно для этого). В этом, на мой взгляд, и есть ключ к подлинной эффективности руководителя.

Ошибка №3. Чрезмерная концентрация на РЕЗУЛЬТАТЕ работы

Описание проблемы

Противопоставлять результат процессу определенно становится трендом. Всё чаще встречаются рекомендации дать полную творческую свободу исполнителям про принципу «пусть покажут результат, мне всё равно как они их достигнут». Но что подходит в одних случаях, приводит к фатальным последствиям в других.

Противопоставить процесс результату — ловушка для руководителя, в которую его пытаются загнать многие подчинённые (да и сам себя он загнать туда бывает не против!). Почему они так делают? Отлаженный процесс, который с высокой вероятностью позволяет получать требуемый результат, делает многих сотрудников заменимыми и уменьшает их степень влияния на руководителя. Увы, с этим готовы мириться далеко не все.

Тот кто забывает о правильном процессе, достигая результатов, нередко спиливает сук, на котором сам и сидитТот кто забывает о правильном процессе, достигая результатов, нередко спиливает сук, на котором сам и сидит

Формализация процессов и стандартов значительно увеличивает возможности руководителя по планированию, делегированию, контролю и обучению подчинённых. Это фундамент как для дистанционного управления компанией, так и для дальнейших перспектив развития и масштабирования бизнеса.

Важное дополнение: чрезмерная ориентация на процесс — это тоже серьёзная проблема, и о ней я расскажу ниже отдельно.

Вероятные последствия

  • Результат для компании, полученный по «непрозрачной технологии» — крайне нестабильный и непредсказуемый: каждый сотрудник пытается его достичь путём, который интересен и удобен именно ему.
  • Технология достижения результата будет утрачена вместе с уходом сотрудника, это может привести к краху всей компании или, как минимум, к серьёзным затратам на то, чтобы «открыть её заново».
  • Технологию крайне тяжело совершенствовать: пока процесс «как сейчас» не зафиксирован, сложно найти возможности для роста его эффективности

Причины возникновения проблемы

  • Желание подчинённых оставаться в зоне комфорта: «делать то, что хочется», которое, к сожалению, далеко не всегда совпадает с «делать то, что необходимо для компании».
  • Отсутствие системы регламентов и стандартов, а также технологии их развития силами исполнителей. Если не знаете с какой стороны подступиться к внедрению системы регламентов в компании, рекомендую мой мини-курс «Мастер регламентов».
  • Отсутствие системы обучения сотрудников и контроля соблюдения стандартов в работе.

Первые шаги по решению проблемы

Не забывая о результате, начать: создавать систему регламентов и базу знаний компании, описывать процессы, разрабатывать инструкции по выполнению типовых операций и требования к стандартам.

И конечно же донести до сотрудников, что вы измеряете качество их работы не только достигнутыми результатами, но и тем, каким был процесс их достижения: хаотичные метания или заранее определенная технология.

Рекомендую к прочтению статью:»База знаний компании: Как сделать, чтобы сотрудники обучались самостоятельно».

Мой личный опыт

Во время собеседований, мне несколько раз встречались хорошие специалисты, причина увольнения которых с предыдущего места работы была в очень большом перекосе при требовании результатов (похоже на случай, когда лошадь бьют всё сильнее в расчёте, что с ростом силы удара увеличится её возможность передвинуть дом, к которому она привязана).

Так, например, в одной компании ввели KPI для всех сотрудников, в том числе и для HR-менеджера. Естественно, это привело к резкому росту текучки кадров (при этом KPI наверное были сырыми, и далеко не все сотрудники готовы к изменениям). В этих условиях HR-менеджер чисто физически не смог выполнить свои KPI по срокам закрываемости вакансий, ибо сроки подбора были рассчитаны на обычные условия.

Однако это не было учтено руководством. HR-менеджер не выполнил KPI по независящем от него причинам и был лишён значительной части денежного вознаграждения. Что и стало причиной его ухода из компании.

Ошибка №4. Покрывательство и «перевод стрелок», вместо принятия ответственности на себя

Описание проблемы

Особенно актуально для топ-менеджеров и руководителей среднего звена (если мы говорим о собственнике, то тот обычно занимается покрывательством перед клиентами).

Выглядит это так. Подчинённый допускает ошибку или нарушение технологий/правил. Руководитель всячески покрывает своего подчинённого и/или валит вину на смежные подразделения.

Безусловно каждый руководитель должен защищать своих подчинённых, но защита не заключается в том, чтобы «отмазаться» или «перевести стрелки» на смежные отделы. Подлинная защита подчинённых — это взять ответственность за их работу на себя и быть готовым ответить перед своим вышестоящим руководителем или клиентом, сказав: «я, как руководитель, несу ответственность за действия и результат всех своих подчинённых». После этого непосредственный руководитель самостоятельно воздействует на своих сотрудников с целью предотвращения подобных ситуаций в будущем и, конечно же, помогает решить возникшую проблему.

Вероятные последствия

  • Культивирование обмана, как корпоративной ценности. Покрывательство — это своего рода обман, а обман — это путь войны. Подчинённые быстро «схватывают» такую ценность и вот уже сам руководитель становится обманутым. Но что поделаешь, для сотрудников — это уже норма.
  • Если руководитель «всё валит на своих подчинённых», его управленческий авторитет как в глазах самих подчинённых, так и в глазах вышестоящих руководителей будет равен нулю. А значит и результаты такой команды будут посредственными.

Причины возникновения проблемы

  • Слабость управленческих навыков руководителя: либо «переведу» проблему на другое подразделение, либо скажу, что виноваты сотрудники.
  • Отсутствие понимания роли руководителя, как человека, который отвечает за действия и результат своих подчинённых.
  • Попытка избежать ответственности за выполнение своих прямых обязанностей.

Первые шаги по решению проблемы

Сталкиваясь с провалом, руководствуйтесь ценностью «Говори себе правду» (для собственников это особенно важно!). Начните целенаправленное обучение руководителей. Зафиксируйте и укажите им на то, что руководителем называется только тот, кто готов ответить за действия и результаты своих подчинённых, естественно, при условии, что есть ресурсы и полномочия для их замены.

На всякий случай напоминаю, что до замены или если таких полномочий нет, менеджер обязан задействовать весь арсенал управленческих компетенций для решения задачи имеющимися силами. Наказывайте тех, кто пытается «перевести стрелки на других», «отмазаться» через покрывание своих подчинённых или уж тем более сваливать вину на них.

Мой личный опыт

Раньше я мог очень долго сочувственно слушать оправдания руководителей высшего и среднего звена своей компании из разряда «я ему сказал, а он не сделал» или «это он виноват, а я вот всё сделал как надо и/или как вы говорили».

Со временем пришло понимание, что эта пластинка будет играть постоянно. Ведь руководители, которые её заводят, не видят проблем в своих управленческих навыках, а значит и не будут их совершенствовать!

Только после того, как посыл моего общения изменился с сочувственного на твёрдый «коллега, проблема в вас, вам нужно немедленно развивать управленческие компетенции», мне стали задавать вопросы: «А как бы вы порекомендовали поступить?» и говорить: «Я планирую совершить такие-то действия по решению проблемы, буду признателен за рекомендации».

Всё просто. До этого — это была моя проблема. Теперь это стало проблемой тех, кто ею и должен озадачиваться — непосредственных руководителей.

Ошибка №5. Чрезмерная концентрация на ПРОЦЕССЕ выполнения работы

Описание проблемы

Да, вы всё увидели правильно. Проблема диаметрально противоположна «чрезмерной ориентации на результат». Возникает, когда руководитель чрезмерно увлёкся процессами и за ними совсем потерял из вида результаты процессов.

Когда руководитель чрезмерно увлекается процессами, он перестаёт замечать, что происходит вокруг, в том числе и результатыКогда руководитель чрезмерно увлекается процессами, он перестаёт замечать, что происходит вокруг, в том числе и результаты

Нередко новые и перспективные идеи отвергаются только потому, что они не вписываются в существующие процессы. Ну а потом сотрудники попросту перестают их предлагать.

Вероятные последствия

  • Деградация качества результата: внимание системы управления сконцентрировано только на процессе.
  • Демотивация хороших специалистов: для них важно получать качественный результат, но все увлеклись процессом.

Причины возникновения проблемы

  • Возникает, когда руководителю, склонному к администрированию, нет противовеса в виде управленцев, которые играют другие управленческие роли (по Адизесу): производство результата, предпринимательство, интеграция.
  • Такое происходит в компаниях, где большое внимание уделяется процессам. Т.к. для нашей культуры это нехарактерно, сотрудники «забывают» о результате.

Первые шаги по решению проблемы

Выполняйте регулярную ревизию существующих процессов: насколько они приближают вас к нужному результату и насколько они относятся к главной задаче вашей компании — решение задач ваших клиентов. Не забывайте учитывать и свои цели, как собственника (или цели собственников и компании, если вы — наёмный руководитель).

Чтобы помочь топ-менеджерам и руководителям среднего звена, склонным к администрированию, не забывать о получении качественных результатов, составьте им чек-листы с вопросами, на которые нельзя ответить без оценки результата. Подробнее в статье «Критерии и методы оценки эффективности руководителей: чек-лист в помощь собственникам и топ-менеджерам».

Сразу предостерегаю от хаотичных метаний между «результатом» и «процессом». Резкие и поспешные действия обычно приводят к дезорганизации. Поэтому восстанавливайте баланс между «процессом» и «результатом» плавно.

И, да, остерегайтесь тех, кто предлагает «похерить все процессы вне зависимости от их полезности» во славу результата.

Мой личный опыт

В моей компании внедрена система ежедневных отчётов. Один из руководителей превосходно разбирал и оценивал отчёты своих подчинённых, но только на первый взгляд.

Подвох оказался в том, что рабочие отчёты сотрудников оценивались только в разрезе требований к оформлению задач и результатов их выполнения. При этом оценка полезности задачи для достижения целей проекта — не измерялась вовсе.

Поэтому, когда я общаюсь с руководителями в своей компании, я всегда обращаю внимание на то, что процесс хорошо выполняется только тогда, когда он ведёт к требуемому результату. Процесс же ради процесса — недопустим.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 июня 2018 г.

Содержание журнала № 12 за 2018 г.

М.Г. Суховская,
старший юрист

Летом многие компании открывают свои двери для практикантов — учащихся вузов и средних учебных заведений. Это обоюдовыгодное мероприятие: одни получают практический опыт, другие присматривают себе перспективные кадры на будущее. При этом оформлять отношения с практикантами трудовым договором вовсе не обязательно.

Если к вам пришли студенты для прохождения практики

Что нужно сделать в первую очередь

Как правило, студенты проходят практику в тех организациях, с которыми у их учебного заведения (вуза или техникума) заключены соответствующие договорып. 8 Положения, утв. Приказом Минобрнауки от 27.11.2015 № 1383 (далее — Положение № 1383); п. 11 Положения, утв. Приказом Минобрнауки от 18.04.2013 № 291 (далее — Положение № 291). И даже если студент самостоятельно найдет себе подходящее место для прохождения практики, учебное заведение, скорее всего, потребует от него представить письмо-подтверждение от этой организации и тоже заключит с ней договор о практике.

Внимание

Если прохождение практики предусматривает выполнение работ, при которых обязательны предварительный и/или периодические медосмотры, учащихся надо направить на такой осмотрп. 20 Положения № 1383. По общему правилу эти медосмотры проводятся за счет работодателяст. 213 ТК РФ.

Компания, где учащиеся будут практиковаться (далее мы будем называть ее профильной), из числа работников назначает руководителя практики, а такжеп. 13 Положения № 1383; п. 15 Положения № 291:

предоставляет обучающимся рабочие места;

обеспечивает безопасные условия прохождения практики.

Также нужно провести для практикантов необходимые инструктажи (по охране трудап. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда, утв. Постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, по пожарной безопасности, по технике безопасности) и ознакомить их с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в профильной организациип. 13 Положения № 1383; п. 15 Положения № 291. В период прохождения практики учащиеся обязаны подчиняться этим правиламп. 18 Положения № 1383.

Надо ли заключать с практикантами трудовые договоры

Это право, а не обязанность профильной организациист. 59 ТК РФ. Ведь по сути те поручения, которые студенты выполняют в период прохождения практики, являются их учебным заданием, а не оплачиваемой работой.

О том, кого надо направлять на предварительный медосмотр, и о вариантах его прохождения мы писали:

2017, № 18, с. 65

Но если в компании есть вакантные должности, работа по которым соответствует требованиям программы производственной практики, то можно заключить с учащимися срочные трудовые договорып. 15 Положения № 1383; п. 15 Положения № 291. Только надо понимать, что в этом случае организация должна будет не только оплачивать выполняемую студентами работу и оформить на них трудовые книжки, но и соблюдать все гарантии и льготы, установленные ТК, в частности для несовершеннолетних (сокращенное рабочее время, запрет на некоторые виды работ и т. д.)статьи 92, 265 ТК РФ.

А если вы будете заключать срочный договор со студентом — иностранным гражданином, то, помимо соблюдения трудовых норм, на ваши плечи также ляжет исполнение «миграционных» обязанностей. Даже если учащийся из страны, входящей в состав ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия), гражданам которого не нужны разрешительные документы для работы в РФп. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014), вам как минимум придется в 3-днев­ный срок уведомлять орган МВД о заключении и о расторжении трудового договора с таким учащимсяп. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

* * *

Если надо документально оформить нахождение практикантов в компании (в частности, чтобы их пропускали в офисное здание), можно издать в произвольной форме приказ, например: «О прохождении производственной (учебной) практики следующими студентами…».

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

    Укажите ошибки
    Не более 300 знаков. Осталось 300/300

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

    Напишите подробнее
    Не более 300 знаков. Осталось 300/300

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Кадры / Оплата труда

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофе актив таблетки инструкция по применению
  • Пошаговые инструкции проведение медико социальной экспертизы
  • Препарат блоггер 3 от аллергии инструкция по применению
  • Ace отбеливатель порошок инструкция по применению
  • Набазит препарат противовирусный инструкция по применению для профилактики взрослым