План руководства сюжетно ролевой игрой в доу

Сюжетно-ролевая игра

Ознакомление с социальной действительностью

Обучающие игры

Предметно-игровая среда

Младшая группа

«Магазин»

-организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Рассказ воспитателя о труде взрослых»;

-чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;

-чтение рассказа И.Янчарского «В магазине игрушек»;

-«Магазин одежды»

Дидактические игры:

-«Магазин»;

-«Кукла Маша купила мебель»;

-«Чудесный мешочек»;

-«Кому что?».

Настольно-печатные игры:

-«Сложи картинку»;

— «Лото»;

— «Кому что нужно для работы».

Словесные игры:

-«Магазин;

Атрибуты:

-весы;

-касса;

-сумочки;

-кошельки;

-полочки;

-муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий.

«Шофер»

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Труд шофера»;

-рассматривание игрушечного грузовика, аппликация;

-рассказы воспитателей и детей о транспорте;

-отгадывание загадок;

-рассматривание картины «Едем в автобусе;

-чтение стихов Б.Заходера «Шофер»;

-чтение сказки Павловой Н. «На машине».

Подвижная игра :

-«Автомобили»;

-«Воробушки и автомобиль».

Дидактические игры:

-«Куда едут машины»;

-«Найди предмет по описанию»;

-«Профессии»;

-«Парные картинки».

Словесные игры:

-«Птицы и автомобиль».

-руль;

-строительный материал;

-шапочки шоферов;

-дорожные знаки.

«Больница»

-экскурсия в кабинет медсестры;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Знакомство с трудом врача»;

-чтение сказки К.Чуковского «Доктор Айболит»

Дидактические игры:

-«Кому что нужно для работы»;

-«Найди в мешочке одинаковое»;

-«Что ты достал?»;

-«Найди предмет по описанию»

-халат;

-шапочка;

-сумочка;

-коробочки из под лекарств;

-фонендоскоп.

«Поезд»

-рассматривание картины «Играем в поезд» из серии «Мы играем»;

-чтение стихотворения А.Введенского «Песня машиниста»;

Подвижно-дидактические игры:

-«Строим поезд»;

-«В поезде».

Дидактические игры:

-«Найди предмет по описанию»;

-«Можно ездить или нет?».

Словесная игра:

-«Еду-еду»;

-«Угадай, какой поезд?».

Игра-инсценировка:

-«Вежливы щенок».

-шапочка машиниста;

-касса;

-строительный материал;

-флажки.

Средняя группа

«Семья»

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Будем учиться заваривать чай»;

-сюжетная игра-путешествие «Едем в гости к бабушке»;

-рисование на тему «Моя семья»;

-фотовыставка «Моя семья»;

-рассказывание на тему «Что мы делаем вместе»;

-чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»;

-беседа-интервью «Моя семья».

Игра-инсценировка:

-«Матрешкино новоселье»

Дидактическая игра:

-«Новоселье куклы»

Словесная игра:

—«наши имена»;

-«Кому что подарили»;

—«Что делает?»;

-«Кто знает?»

-кукольная посуда, мебель;

-предметы-заместители.

«Скорая помощь»

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Знакомство с работой медсестры»

Дидактическая игра:

-«Что для чего?»;

-«Что кому?»;

-«Кто что делает?»;

-«Не ошибись»;

-«Профессии»;

-«Кому что нужно для работы»

Словесная игра:

-«Загадки и отгадки»;

-башкирская игра «Змея и врач»

-сумка для лекарств;

-шапочка медсестры;

-белый халат;

-строительный материал

«Строители»

-чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»;

-чтение рассказа Е.Пермяка «Мамина работа»;

-чтение стихотворения Г.Люшнина «Строители»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) « Знакомство с трудом строителя»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)

«Постройка и фантазия»;

-экскурсия к строящемуся объекту

Дидактическая игра:

-«Кто знает?»;

-«Дорисуй»;

—«Что нужно для работы?»;

-«Что к чему?»;

-«Кем быть?»;

-«Чьи предметы?»

-шапочки строителей;

-пластмассовые строительные инструменты,

-каски,

-игрушечные лопаты;

-молотки

«Пароход»

-чтение стихотворения Г.Виеру «У моря»

Дидактические игры:

-«Поможем художнику»;

-«Отбери предметы»;

-«На что это похоже»;

-«Волшебная мозаика»

-строительный материал;

-шапочки капитана, матросов;

-бинокль;

-штурвал;

-игрушки рыб.

«Детский сад»

-экскурсия по детскому саду»;

-организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Детский сад»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Жизнь в детском саду»;

-коллективное рассказывание «Что мы делаем в детском саду»

Старшая группа

«Хлеборобы»

-беседа на тему «Как выращивают хлеб»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Беседа о хлебе»;

-беседа «летний день-год кормит»;

-чтение рассказа Ю.Ванога «Хлеборобы»;

-чтение сказки «Колосок»

Дидактические игры:

-«Вершки-корешки»;

-«Угадай, что это»;

-«Собери картинку»;

-«Вывески»;

-«А что потом?».

Словесные игры:

-«Кто больше назовет предметов?»;

-«Кто больше знает?»;

-«Закончи предложение»;

-«Когда это бывает?»

-муляжи хлебобулочных изделий;

-шапочки шофера,

комбайнера;

-строительный материал,

-предметы –заместители.

«Почта»

-чтение стихотворения С.Маршака «Почта»;

-занятие «Знакомство с трудом почтальона»;

-чтение стихотворения Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»;

-экскурсия на почту.

Дидактическая игра:

-«Кто назовет?»;

-«Кто скажет?»;

-«Знаешь ли ты?»;

— «Что сначала, что потом?»;

-«Кому что нужно?»;

-«Чья одежда?»

-шапочка почтальона;

-сумка;

-почтовый ящик;

-письма;

-газеты;

-журналы.

«Зоопарк»

-рассказывание по картине «Ежи»;

-рассказ воспитателя о диких животных;

-рассматривание картины «зайцы»;

-рассказ воспитателя о диких животных;

— беседа на тему «Что мы знаем о птицах»

Дидактическое упражнение:

-«Угадайте, где мы были?»;

Дидактическая игра:

— «Зоологическое домино»;

-«Где кто живет?»;

-«Что за птица?»;

-«Птица, звери, рыбы»

Словесные игры:

-«Устроим зоопарк»

-фигурки, игрушки диких животных, птиц;

Таблички с названием зверей;

-строительный материал;

-игрушки-заместители.

«Путешествие»

-чтение рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»;

-чтение рассказа Г.Снегирева «К морю»;

-конструирование бинокля;

-конструирование кораблика из природного материала;

-оригами «Кораблик»;

-чтение рассказа Ф.Губайдуллина «Буду моряком»

Дидактические упражнения:

-«Угадайте, где мы были?»

Дидактические игры:

-«Путешествие по городу»;

-«Где мы были вам не скажем…»;

-«И я»

-флажки;

-штурвал;

-руль;

-билеты;

-игрушки-заместители

Подготовительная группа

«Улица»

-беседа на тему «Правила дорожного движения»;

-беседа на тему «Автотранспорт»;

-чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегала «Машины на нашей улице»;

-«Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»;

-беседа на тему «Безопасное поведение на улице»

Дидактические игры:

-«Будь внимателен»;

-«Испорченный телефон»;

-«Дорожные знаки»;

-«Четыре стихии»;

-«Улица»;

-«Где и на чем люди передвигаются?»;

-«Путешествие по городу, селу»;

-«Водители»;

-«Разрешается-запрещается»

Дорожные знаки;

-машины;

-строительный материал;

-головной убор полицейского;

-светофор;

-предметы-заместители

«Пожарный»

-чтение рассказов Л.Толстого «Пожарные», «Пожар»;

-игра-занятие «Что делать при пожаре?»;

-чтение рассказа Б.Житкова «Пожар»;

организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)- на тему «Как говорить по телефону»;

-занятие на тему «Пожароопасные предметы»;

-экскурсия в пожарную часть.

Дидактические игры:

-«Кем быть»;

-«Кому что»;

-«Выбери пожароопасные предметы»;

-«Что не так»;

-«не ошибись»;

«испорченный телефон»;

-«Умные машины»

-каски;

-строительный материал;

-предметы-заместители.

«Школа»

-чтение стихотворения А.Барто «Первоклассница»;

-экскурсия в школу;

-чтение стихотворения С.Михалкова «Важный день»;

-чтение стихотворения А.Барто «В школу»

Дидактические игры:

-«Первоклассник»;

— «Для чего нужен предмет?»;

-«Что за чем?»;

-«Веселая логика»;

-«Словарные слова»;

-«Ассоциации»;

-«Что для кого»;

-«Что положить в портфель?»

-касса букв, цифр;

-игрушечные парты;

-куклы;

-тетради;

Карандаши;

-доска;

-мел.

«Космическое путешествие»

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Первый космонавт Ю.А.Гагарин»;

-чтение рассказа В.Бороздина «Первый в космосе»;

-рассказ воспитателя о космонавтах;

-пересказ рассказа В.Бороздина «Ракета»;

-чтение рассказа Ю.Яковлева «Трое в космосе»;

-беседа на тему «Наша планета»;

-игра-путешествие «Планета Земля в опасности»;

-чтение стихотворения Я.Акима «Есть одна планета-сад»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Кто охраняет окружающую среду»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Уголок планеты, где мы живем»;

-конструирование «Космонавты у ракеты»;

-беседа «Мы все –жители планеты Земля»;

-рисование «Загадочный мир космоса»;

-аппликация «Полет на луну»;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Земля-наш общий дом»

Дидактические игры:

-«Кем быть?»;

-«Звезды на небе»;

-«Подбери детали»

Словесные игры:

-«Кто больше назовет действий?»;

-«Что это?»

-карта звездного неба;

-шлемы для космонавтов;

-пуль управления;

-глобус

«Библиотека»

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Экскурсия в библиотеку. Старинные книги»;

-экскурсия в библиотеку;

-чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»;

-чтение стихотворения «наши мамы, наши папы» Г.Бранловской;

-чтение рассказа В.Берестова  «Читалочка»;

-организация мини-музея книги;

— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) на тему «Книжная ярмарка»;

-чтение «Как печатали вашу книгу» С.Маршака

Дидактическая игра:

-«Кем быть?»;

-«Из чего и кем сделано?»;

-«Кто больше назовет действий?»;

-«Что для кого»

Словесные игры:

-«Кто работает днем?»;

-«Было-будет»;

-«Вчера, сегодня, завтра»;

-«Загадки и отгадки»

-книжки-малютки;

-карточки;

-предметы-заместители.

Планирование
сюжетно-ролевой игры в детском дошкольном учреждении

Форма
проведения:  семинар 

Адресат: 
слушатели курсов повышения квалификации

АО
ИППК, г. Архангельск.

Составитель:
Кривцова М. И.,

педагог-психолог,
высш. квалиф. кат.

Задачи:

1.      Совершенствовать
компетентность педагогов в теоретическом  аспекте проблемы планирования сюжетно-ролевой
игры  в ДОУ.

2.     
Формировать 
навыки планирования игровой деятельности детей, посредством выполнения
практических заданий.

Материалы и оборудование:  мультимедийное
оборудование, презентация по теме, таблицы по тематическму планированию игр,
стулья по количеству участников.

Организация
помещения:

мероприятие проходит в музыкальном зале.

Ход
мероприятия:          

Теоретический
аспект

Многие
современные авторы отмечают, что сейчас в детских садах дети стали меньше и
хуже играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Игры сворачиваются и не достигают
развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном
развитии детей.

Поэтому мы
считаем, что необходимо влияние взрослых на сюжетно-ролевые игры дошкольников.
Но, для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия
необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о том, какой игра
должна быть на каждом возрастном этапе, уметь планировать и руководить игрой
дошкольников.

Д. Б.
Эльконин определяет игру как воссоздание человеческой деятельности,
при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть – её
задачи и нормы отношений между людьми.

Структура
ролевой игры,
согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие
компоненты:

Первый
— это роли,
которые берут на себя дети в процессе игры;

второй
— игровые действия,
посредством которых дети реализуют взятые на себя роли
взрослых и отношения между ними;

третий
игровое употребление предметов,
условное замещение реальных предметов,
имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,

четвертый
— реальные отношения между играющими детьми,
выражающиеся в разнообразных
репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин подчеркивают, что
творческая ролевая игра — преобладающая (ведущая) деятельность ребенка
трех—шести лет, так как она создает зону ближайшего развития.
Т. е. в ходе
игры возникает наибольшее число новообразований, и она в высокой степени влияет
на развитие ребенка.

В условиях
детского сада – игра —  одна из форм организации жизни детей, важное средство
осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре
прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно
обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие.

Игровая
деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем:

во-первых,
действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические
свойства, конструкцию, возможные преобразования;

во-вторых,
знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они
употребляются взрослыми;

в-третьих,
в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих
отношений
, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в
обществе;

в-четвертых,
что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения,
постепенно формируя в себе необходимые качества личности
.
         В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки
планирования деятельности, развивает творческое воображение, мышление, речь,
память, необходимые в других видах деятельности.

 Широкое
использование в игре предметов-заменителей позволяет ребенку овладеть другими
типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем и
знаков в процессе школьного обучения.      Умение играть имеет решающее
значение и для формирования социальной активности, инициативы, сосредоточенности,
целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в
школе и будущей трудовой деятельности.

Пути усвоения игровой культуры ребенком

  1. Стихийное
    усвоение в процессе  непосредственного общения с более старшими детьми или
    со взрослыми.

       В настоящее
время этот путь усвоения игрового опыта затруднен, т. к. в семьях чаще всего по
1 ребенку (отсутствует игра сестер/братьев), а родители очень мало или совсем
не играют с детьми, дедушки и бабушки в основном живут отдельно. Стихийные
дворовые объединения детей малочисленны, дети не увлекаются сюжетно-ролевыми
играми.

  1. Специальное
    целенаправленное педагогическое воздействие: руководство игровой
    деятельностью;

Руководство
игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом
процессе ряда конкретных методов и приемов, с помощью которых воспитатель
осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе
игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого
отношения к играм детей, личной заинтересованности в них.

Остановимся
подробнее на этапах руководства воспитателя игровой деятельностью детей. Прежде
всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие
моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение
содержания.

Этапы руководства игровой деятельностью
детей

1       
этап 
Получение знаний

§ 
Знания,
которые направлены на расширение и обогащение сюжета детских игр (кто, что
делает?).

§ 
Знания
о способах взаимодействия людей в деятельности (как?).

§ 
Знания
о способах общения детей в игре, способах передачи роли, замены игровой среды.

2       
этап 
Обучающие игры
(обучают и  воспитатель, и дети)это особым
образом организованная деятельность, в процессе которой ребенок усваивает
игровой опыт при ведущей роли взрослого.

Задачи:

§ 
помочь
детям перенести усвоенные знания об окружающей жизни в игру;

§ 
учить
детей играть со сверстниками и со взрослыми, как равные партнеры;

§ 
учить
организовывать предметно — игровую среду;

3       
этап 
Совместная игра

  1. Замысел (возникновение
    темы игры):
    малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то
    предварительного плана, поэтому в младшем дошкольном возрасте тему игры
    чаще определяет воспитатель,  в старшем дошкольном возрасте – предлагают,
    а затем обсуждают замысел игры дети;

   Воспитатель
может использовать различные приемы для создания игровой ситуации. Давайте
вместе перечислим их.

РЕЗЮМЕ: приемы
создания игровой ситуации:

  • сюрпризный момент (внесение новой игрушки);
  • «говорящая» предметно — игровая среда
    (расстановка кукольной мебели, посуды – наводит на мысль поиграть в
    «Дом»);
  • наводящие вопросы: Во что бы ты хотел поиграть, с
    кем?
  • рассказ-напоминание о том, куда ходили (на
    экскурсию, в театр, в гости);
  • рассматривание фото, иллюстраций, картинок с
    играми детей;
  1. Сюжет: в младшем
    дошкольном возрасте – чаще определяет воспитатель,  в старшем дошкольном
    возрасте – дети;
  2. Распределение ролей:  в
    младшем дошкольном возрасте – осуществляет воспитатель,  в старшем
    дошкольном возрасте дети справляются самостоятельно;

      С целью формирования реальных положительных
взаимоотношений и предотвращения конфликтов в процессе сговора воспитатель
может предложить детям, претендующим на главную роль, несколько равноценных
интересных ролей,
которые выполняются одновременно, например капитан,
помощник капитана, рулевой — в игре «Корабль», несколько продавцов, кассиров —
в «Магазине готовой одежды».

Уважаемые коллеги! Каким образом вы распределяете роли
среди детей вашей группы?

РЕЗЮМЕ: Варианты распределения ролей:

ü 
на
роль назначает воспитатель (он знает способности детей);

ü 
воспитатель
спрашивает у детей — кто подходит для роли — дети сами выбирают ребенка на роль
(в случае, если он не справляется, игра перестает существовать);

ü 
по
очереди; считалкой, стрелкой (в этом случае у детей должен быть примерно один
уровень).

 
Игровые действия

    Характерная особенность развития сюжетно — ролевой
игры дошкольников- постепенный переход мотива из процесса игры на ее результат.

    Это отчетливо прослеживается на характере
игровых действий:
если у

ребенка
младшей группы они развернуты
и фиксируются все основные операции
действия (при кормлении — зачерпывание, строго горизонтальное положение ложки,
бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы,
опрокидывание в рот кукле и т.д.), то постепенно движения детей
значительно видоизменяются, теряют свою предметную отнесенность, наблюдается
выпадение ряда операций,
а сохраняется только внешнее сходство с
предметным действием.
У старших дошкольников игровые действия часто
носят символический, обобщенный, проговоренный характер, что дает
ребенку возможность в короткое время проигрывать большие временные отрезки.
Старших ребят больше интересует результат игровой деятельности.

    
Поэтому приемы руководства в младшем дошкольном возрасте: показ
игровых действий воспитателем, напоминание, рассматривание фото; в старшем
дошкольном возрасте:
 подключение воспитателя к игре и взятие на себя роли,
но не это не должно быть вмешательством, показ взрослым наиболее удобного
размещения оборудования, помощь в изготовлении необходимых атрибутов (прием
сюжетосложения); 

  1. этап  Самостоятельная игровая деятельность – окружающая
    жизнь является содержанием детской игры.

        
Таким
образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях
того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого
лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. В
развитии сюжетно-ролевой игры отмечается и постепенный переход от игры рядом в
младшей группе к групповым играм в средней и коллективным в старшей и
подготовительной группах.

      
Для успешного развития игровой деятельности детей немаловажное значение имеет умение
воспитателя планировать свое руководство творческими играми
(Приложение
1).  Но, в связи с этим возникают опасения, что планирование фактически
убивает творчество, так как игровая деятельность детей по плану сковывает их
инициативу и творчество.

Естественно, учитывая природу игры, ее активный,
творческий характер, планированию подлежит деятельность педагога по развитию
и руководству игрой, а не игровая деятельность детей.

       Планирование сюжетно — ролевой игры
начинается с составления перспективного плана. Наше ДОУ моделирует
воспитательно – образовательный процесс в соответствии с Примерной основной
общеобразовательной программой  дошкольного
образования «Детство»
, где определены игры, характерные для каждого
возраста.

Перспективный план реализуется постепенно,
на протяжении всего учебного года.

Вашему вниманию мы представляем примерное
перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для 2 младшей, средней, старшей
и подготовительной групп.

Месяц

планирование сюжетно-ролевых игр во

2 младшей группе

планирование сюжетно-ролевых игр в

средней группе

Сентябрь

Детский сад, Семья

Магазин, Семья

Октябрь

Магазин, Семья

Автобус, Больница, Моряки

Ноябрь

В гостях у матрешки, Кукольный спектакль

У врача, Прачечная

Декабрь

Семья, Больница

Детский сад, Парикмахерская, День рождения Мишки, Вини-Пуха,
Карлсона

Январь

Магазин, Парикмахерская

Мы переходим улицу, Театр, Зоопарк

Февраль

Детский сад, Парикмахерская

Экскурсия, Корабль, Кукольный театр, Кафе

Март

Магазин игрушек, Магазин, Семья

Театр,
Зоопарк

Апрель

Автобус, Корабль, Больница

Экскурсия, 
Корабль, Кукольный театр

Май

Зоопарк,
Парикмахерская

Столовая,
Детский сад, Парикмахерская

Примерное
перспективное планирование сюжетно-ролевых игр

во
2 младшей и средней группах

Примерное
перспективное планирование сюжетно-ролевых игр

в
старшей и подготовительной группах

Месяц

планирование сюжетно-ролевых игр

в старшей группе

планирование сюжетно-ролевых игр в

подготовительной группе

Сентябрь

Кондитерская фабрика, Магазин (овощной, хлебный),
Семья, Поликлиника, Зоопарк

Школа, Фабрика
игрушек, Осенняя ярмарка «Дары
природы».

Октябрь

Транспорт (сухопутный, водный, воздушный), Детский сад, Магазин (кондитерский, хлебный)

Библиотека, Мы играем в театр, Салон
красоты

Ноябрь

Кафе,
Магазин (игрушки, кондитерский, хлебный, овощной), Путешествие, Детский сад

Путешествие   по  
России,   Путешествие   по   пустыне, Яхта

Декабрь

Путешествие в дальние страны, Больница с
разными
отделениями, Салон красоты,
Аптека

Стадион, Семья (юбилей, день рождения), Салон красоты

Январь

Путешествие,
Открытие детского сада, Магазин (кондитерский, хлебный), Мы строим город
будущего, Аэропорт, Ателье

Кинотеатр, Цирк, Театр, Салон
красоты

Февраль

Семья, Цирк, Путешествие, Пограничники, Мы — художники, Рыболовецкое
судно

Скорая помощь, Телевидение, Я беру
интервью,
Салон красоты

Март

Мы-строители,
Зоолечебница, Почта, Праздник 8 Марта,
Салон красоты

Пожарная часть, Скорая помощь,
Зоолечебница, Мы -инопланетяне, Карнавал в Африке

Апрель

Космическое
путешествие, Цирк, Газетный киоск, Пиццерия, Дискотека, Мы — строители

Стоматологическая поликлиника, Скорая помощь, Дом моды, Полет в космос, Путешествие в батискафе

Май

Лесная
школа, Весенний бал, Уличное движение, Театр

Аптека,  Стадион,  Конкурс  красоты,  Скорая  помощь, Полет на
луну

       Кроме того, воспитатели,
конкретизируя перспективный план, составляют тематические и календарные планы
учебно-воспитательной работы, обуславливающие развитие сюжетно-ролевых игр в своей
возрастной группе.

       Тематическим планом охватываются
только те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания
сюжетно-ролевых игр (ознакомление с окружающим, художественная литература, НОД
по конструированию, отдельные музыкальные и подвижные игры). Работа по
остальным разделам ведется традиционно. Такое планирование обеспечивает
концентрированную подачу материала в течение небольшого отрезка времени с целью
поддержания и развития интереса к той или иной игре, бытующей в группе.        

       Строго фиксированного времени для
определенной игровой темы нет, планирование должно быть гибким. Если у детей по
их инициативе возникла интересная игра, в которую они играют с неослабевающим
интересом, то воспитатель может  начать работу по следующей  игровой теме с
подгруппой менее заинтересованных детей.

       В соответствии с ведущим игровым
интересом перспективно-календарное планирование должно включать конкретные
наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии в природу и
др. места, подбор соответствующей художественной литературы, рассматривание
картин, иллюстраций; тематику конструирования, лепки, аппликации и рисования;
игрушки и атрибуты для развития игры (отметить, какие из них необходимо
приобрести в магазине, какие изготовить заранее с помощью родителей, какие —
совместно с детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры). Естественно,
что в ходе игры у детей может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые
нельзя предвидеть заранее. В таких случаях воспитатель должен поддержать
инициативу детей, помочь в изготовлении или замене другими предметами и этим
самым поддержать интерес к игре, не дать ей угаснуть.

     Планирование сюжетно-ролевых игр
осуществляется разными способами, на некоторых из них мы остановимся.

Планирование
сюжетно-ролевой игры по комплексному

                                                            методу
Е. В. Зворыгиной           

Мероприятия

Знания

Обучающие занятия

Игровая среда

Общение с детьми

Планирование

Специально

Создание игровой

Игровые

наблюдений,

организованные

среды,
работа по

проблемные

мероприятий по

обогащению

ситуации, вопросы,

ознакомлению с

атрибутами.

советы

окружающим.

игры по обучению

подсказки,

определенным

обсуждения, игры с

действиям (можно

детьми,
общение в

и через совместную

совместной игре.

игру
воспитателя с

ребенком).

Планирование сюжетно-ролевой игры в соответствии с  концепцией Н. Я. Михайленко

        
Указание цели.

        
Схема способа построения игры с четко выделенной ролью, которую
взрослый берет на себя.

        
Список детей, с которыми организуется совместная игра, пояснение
цели выбора именно этих детей.

Если
дети младшего дошкольного возраста, необходимо указывать способ игры и в течение месяца педагог играет, поочередно
меняя свою роль.

1 этап
— дети младших групп:

при написании плана
можно отразить тип сюжета: однотемная, одно-
двухперсонажная
игра.

Задачи:

        
на введение предметов – заместителей;

        
на попытку принятия роли и выполнения действий, связанных с ролью
до конца;

        
на начало ролевого диалога;

2  этап — дети средних групп
(ориентировочно, так как у всех детей могут быть сформированы умения на разном
уровне):отражается тип сюжета: однотемная,
многоперсонажная игра.

Задачи:

 •   на формирование ролевого поведения;

        
на переход из одной роли в другую, выполнение
действий, связанных с ролью;

        
начало развития сюжета.

3 этап
— дети старших групп.

Отражается тип сюжета (многотемная, многоперсонажная). Задачи:

        
выбирать тему самостоятельно и развивать
сюжет;

        
комбинировать знания из разных источников;

        
выполнять попеременно 2-3 роли;

        
создавать самостоятельно игровую обстановку

Построение сюжетно-ролевой игры в
соответствии с возрастом

Однотемная.

Одно — двухперсонажная.

Предметный способ построения.

1. Предметные,

замещающие действия.

2. Попытка принятия роли,

действия     в соответствии   с   ролью, начало ролевого диалога.

В→И — заместители

В→Р — «мнимое» действие

Р→И

Р→Р

Игра
«Телефон»

В→ 
осн. Р (иниц.)

Однотемная.

Многоперсонажная. Ролевый способ.

1. Формирование

ролевого поведения.

Р→Р

2. Переход из одной роли в
другую.

3. Начало    развития

несложного сюжета.

←Р

←Р1

     В                         ←Р2

Игра
«Телефон».

Игра — драматизация.

Многотемная.

Многоперсонажная.

Сюжетосложение.

1.  Выбирать тему самостоятельно
и
развивать сюжет.

2.  Комбинировать знания из разных источников.

3.  Выполнять попеременно 2-3 роли.

4.   Создавать самостоятельно
игровую обстановку.

В → Р (4-5) — кратковрем.
входов в игру.

В →Р
(1-2) – низкий уровень

Игра — придумывание.

Игра — фантазирование.

       
В
новой
редакции программы «Детство», составленной в соответствии с
ФГТ игра является частью
образовательной области «Социализация» и интегри­руется со всеми
образовательными областями, так как является основ­ной формой осуществления
разных видов детской деятельности,
в том числе организованной
образовательной деятельности, методом воспи­тания
и развития младших
дошкольников.

       Изучая раздел
сюжетно-ролевая игра, мы проанализировали задачи развития детской игры
по возрастам, знания и умения, приобретаемые детьми. Это позволит точнее
планировать развивающие приемы, формы и способы взаимодействия с детьми,
обеспечить их максимальную активность. В нашем ДОУ, например, еженедельно по
пятницам во всех возрастных группах проводится час игры (утро) –
разновозрастные игровые объединения детей.
Эта  форма взаимодействия очень
нравится детям и стимулирует их д
остижения  в игровой деятельности.

       В программе подробно
прописаны итоги освоения содержания образовательной области: успехи
ребенка в
игровой деятельности и трудности, требующие совместных усилий педагогов и
родителей по их преодолению. Такая информация позволит продумать индивидуальную
работу с детьми, оптимизировать общение с родителями.

Задачи
развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом

возр. гр.

задачи руководства

2 младшая группа

  1. Формировать ролевое поведение, направленное на игрушку,
    партнера.
  2. Учить принимать и обозначать свою роль словом.
  3. Способствовать развертыванию парного ролевого
    взаимодействия и элементарному ролевому диалогу с партнером.

Средняя группа

1. 
Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатле­ний
о жизни, труде людей, их отношений
(«Семья», «Магазин», «Боль­ница»,
«Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и другие игры).

2. 
Способствовать отражению в
играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов.

3. 
Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре с
воспитателем, включать детей в разные ролевые диалоги и изменять содержание
диалога в зависимости от смены ролей.

4. 
Способствовать переносу
освоенного в совместной игре с вос­питателем опыта в самостоятельные игры.

5. 
Подготавливать условия для создания игровой обстановки с ис­пользованием реальных предметов и их заместителей.

6. 
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, ин­терес
к общему замыслу и согласованию действий.

Старшая группа

1. 
Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знаком­ства
с явлениями социальной действительности и отношениями людей
(школа,
магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие),

2. 
Активизировать воображение на
основе сюжетов сказок и мультипли­кационных фильмов.

3. 
Способствовать построению игры на основе совместного со
сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знако­мых
сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет
(введение новой роли, действия, события), впослед­ствии — через сложение
новых творческих сюжетов.

4. 
Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверст­никами:
формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего
партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

Подготовительная группа

1.Обогащать
игровой опыт
каждого ребенка на основе участия в интегративной
деятельности
(познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. 
Способствовать самостоятельному построению игры на основе
совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих
сюжетов.

3. 
Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать
становлению микрогрупп
детей на основе интереса к разным видам игр.

возрастная
группа

совместная
деятельность воспитателя с детьми

самостоятельная
деятельность детей

2 младшая группа

Умения: пра­вильно называть
себя в игровой роли
(«Я шофер», «Я — мама»);

на­зывать свои игровые действия («Я завожу мотор — р-р-р,
я еду на машине»; «Я варю кашу, буду кормить дочку»);

планировать в речи 1—2 игровых
действия;

передавать сюжет из нескольких
взаимосвя­занных действий.

Стимуляция
самостоятельной игровой деятельности внесением предмета, игрушки с обязательным
её обыгрыванием («Катя проснулась», «День рождения Кати», «Купание куклы»,
«Кукла Катя заболела»).

Средняя группа

В совместной игре с детьми
развивается умение до начала игры определять тему;

1—2 игровых события («Во что
будем играть? Что произойдет?»);

распределять роли до начала игры.

организованно
играть в небольших игровых группировках;

 поддерживать в
игре дружелюбные отношения.

Внесение игрового материала может
быть сюрпризным моментом, начало использования предметов-
заместителей.

Внесение игрушек для
мальчиков/девочек в связи со стихийной дифференциацией интересов по половому
признаку (мальчики – «шоферы», девочки – «мамы»).

Старшая группа

сознатель­но принимать игровую
задачу
;

 выполнять игровые действия по
пра­вилам
;

действовать в игре согласованно,
соблюдать очередность действий, проявлять вы­держку; 

знать несколько игр и уметь их
организовать;

придумать новые правила и
игровые действия
;

Помогают воспитателю в  изготовлении атрибутов для
игры, активное использование заместителей.

Подготовительная группа

Проявлять настойчивость в поиске решения и дости­жении
результата;
рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и
действия;

пояснять и комментировать свои действия в про­цессе игры;

объяснять воспитателю или
сверстникам содер­жание и правила игры
, отвечать на вопросы об игре;

стараются
поддерживать порядок, бережно относиться к играм и игровым мате­риалам;

Изготавливают
атрибуты для игры, принимают участие в создании в группе игротеки,
придумывают новые игры. («Космические пираты», «Бакуганы» и др.)

По
разработкам Тютиковой А. В.

Примерное
планирование сюжетно-ролевой игры  «Семья» у детей 2 младшей группы

Цель игры

Предшествующая работа

Оборудование

Предпола

гаемые роли

Игровые действия

Вариант развития игры

Учить детей
принимать и обозначать игровую роль для окружающих.

Обозначать игровую роль словами для себя
и партнера в процессе развертывания сюжета.

Чтение потешек,
стихов, дидактические игры, пальчиковая гимнастика («Моя семья»),
рассматривание семейных фотографий, конструирование на тему «Построим домик
для матрешки».

Игровой уголок,
посуда, утюги, белье, сумки, уголок ряженья, детская мебель, куклы, пупсики,
коляски.

сын, дочка.

сын, дочка – они маленькие, играют,
кушают, капризничают.

«К нам гости
пришли».

«Мы идем в детский сад».

Примерное
планирование сюжетно-ролевой игры  «Семья» у детей старшей группы

Цель игры

Предшествующая работа

Оборудование

Предпола

гаемые роли

Игровые действия

Вариант развития игры

В
ходе игры динамично развертывать сюжет за счет включения новых игровых
ситуаций, новых персонажей и смены игровых ролей.

Учить детей сотрудничать в игре со
сверстниками.

Оригами
«Построим мебель», пальчиковая гимнастика, рассматривание семейных
фотографий, иллюстраций, рисование на тему «Моя семья».

Игровой уголок,
посуда, утюги, белье, сумки, уголок ряженья, детская мебель, куклы, пупсики,
коляски.

Папа, мама,
бабушка, дедушка.

Мама
накрывает на стол, кормит детей, поит чаем, варит обед, гладит белье, ведет
детей в детский сад.

Папа 
работает, ходит в магазин, покупает  продукты.

Бабушка, дедушка читают внукам сказки,
играют с ними.

«К нам гости
пришли».

«Мы идем в детский сад».

Планирование
сюжетно-ролевой игры по комплексному

методу
Е. В. Зворыгиной

Сюжетно — ролевая игра «Дом» во II младшей группе

Ознакомление с окружающим миром

Обучающая игра

Предметно­игровая
среда

Роль взрослого

1.     Наблюдение за действиями взрослых в семье (мама
готовит обед) Цель: маме — обратить внимание на процесс приготовления обеда;
расширять диапазон игровых действий.

2.     Беседа по теме «Домашние дела» Цель:закреплять
знания о

последовательности

выполнения

действий.

3.     Рассматривание картин. Цель: дать знания о
разнообразных способах выполнения игровых действий.

4.     Рассматривание предметов домашнего обихода,
посуды в натуральную величину.

Цель:
познакомить детей с

особенностями

использования.

5.     Рассматривание

фото.

Цель: обратить внимание

на внешний вид родителей дома.

Д/и
«Предметное лото», «Наведи порядок»

Цель:закреплять
названия вещей, действия с ними, месторасположение в квартире.

Совместная
игра с взрослым, где взрослый показывает новые игровые действия и вызывает
необходимость действовать таким образом.

Обучающая
игра «Приготовление супа по рецепту».

Цель:
обучать

последовательности

действий
для

достижения

определённого

результата.

«Сервировка стола»

Элементы
одежды, украшения, рамы- ширмы для создания помещения (или картонные,
поролоновые кубы); крупный строительный материал, мебель и оборудование
кукольного уголка; предметы- заместители: палочка-ложка, крышки от
дезодоранта- чашки, бумага- салфетки, котлета- кирпичик от строительного
материала; торт- красивая коробка и т.д.

Взрослый берёт на себя

главную роль.

1.      Оказание помощи в назывании выполняемой роли.
«Ты заботливая мама». В случае затруднения- поощрение «Т ы очень заботливая
мама и похожа на маму».

2.       Побуждение к эмоциональным высказываниям:

«Ты спроси
у дочки — суп она будет со сметаной?».

3.       Словесное обозначение ифовой задачи. «Дочка, поможешь
маме мыть посуду?».

4.       Помощь детям в организации совместной игры «Ты
можешь пригласить на обед Лену с дочкой, они гуляют».

5.       Поддержка ролевой беседы с детьми.

6.       Одобрение после выполнения игровых действий.

7.       Вопросы: «Что ты приготовишь на обед?».

8.       Предположения: «А может на второе

‘ пожарим
котлеты?». Выполнение ряда игровых действий : кормление, прогулка,

укладывание
спать.

    
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой
зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.

    
Чтобы выявить уровень знаний и игровых умений ребенка, необходим

постоянный,
целенаправленный мониторинг игровой деятельности детей (Приложения2-7).
     В нашем ДОУ используются различные современные методы диагностики
игровых умений дошкольников, предлагаемые программой «Детство»:

  • анкетирование (детей, родителей);
  •  инд. беседы (с детьми, родителями);
  • наблюдение за специально организованной и

свободной игровой деятельностью детей;

  • опросники;
  • экспресс диагностика (одномоментные срезы);
  • социометрические методы (исследование дружеских,
    половых предпочтений);
  • использование диагностических ситуаций;
  • интервьюирование;

Практический
аспект

  1. Упражнение
    «Здравствуйте, Вы представляете…»

Цель: формирование 
позитивного  настроя  на дальнейшую  работу, «вхождение»  в  тему

семинара.

Ход
упражнения:

Участники
семинара приветствуют друг друга этой фразой, дополнив её кратким описанием
какого-нибудь интересного, смешного случая , произошедшего в процессе
сюжетно-ролевой игры (у детей или у взрослого с детьми).

ВАРИАНТ:
Это могут быть и серьезные мысли, впечатления, которыми хочется поделиться.

  1. Игра «Прокуроры и адвокаты»

Цель: развитие
творческого мышления, воображения и способности находить альтернативы.

Ход игры:

Педагоги делятся
на 2 команды: «адвокаты» и «прокуроры»,  команды говорят по очереди. 
«Адвокаты» говорят о положительных моментах планирования
сюжетно-ролевой
игры, а «прокуроры» об отрицательных.

  1. Упражнение «Планирование игры»

Цель:
формировать 
навыки планирования игровой деятельности детей.

Ход упражнения: педагоги получают
таблицы для планирования сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» (по комплексному
методу Е. В. Зворыгиной).

Необходимо заполнить графы: «Ознакомление
с окружающим миром», «Обучающие игры» — методы и приемы обогащения содержания
игры, «Создание предметно-игровой среды» — необходимые атрибуты, «Функции
педагога» — приемы организации игры (активизирующее общение взрослого с
детьми).

Список литературы:

1.              
Абраменкова В. В мире детских игр //Воспитание школьников. — 2000.
— с. 16-19.

2.             
Ануфриева Г. О праве ребенка на игру.//Обруч. — 2001 — № 1 —
с.32-33.

3.             
Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые
игры дошкольников
. Киев: «Радянська школа», 1982
г.
OCR Detskiysad. Ru

4.             
Выгодский Л.С. Детская психология //Собрание
сочинений в шести томах. — М.:
Педагогика, 1984.

5.             
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т. И. Бабаева, А. Г.
Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.-
СПб.: ООО Изд. «Детство-пресс» ,
2011.- с.528.

6.             
Краткий    психологический    словарь    (Сост.   
Л.А.Карпенко,    под    общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат,
1985. -с.431.

7.             
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской
игре. Пособие для воспитателя дет­
ского сада. (Под ред.
Т.А.Марковой). — М.: Просвещение, 1982. — с. 128.

8.             
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация
сюжетной игры в детском саду.
Пособие для воспитателя. 2-е
издание, испр. — М.:изд-во «ГНОМ и Д», 2000. -с.96.

9.             
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.:
Изд. «Детство-пресс» , 2010.- с.592.

10.      
Мухина B.C.
Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-
педагогических
факультетов ВУЗов. — М.: Институт практической психологии, 1998.-С.235-245.

11.     
Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях. (Сост. Е.Н.Тверитина,
Л.С.Барсукова, под ред. М.А.Васильевой).
— М.: Просвещение, 1986. — с.112.

12.     
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра,
детство, семья. Т.1. — ООО «АпрельП-
ресс», ЗАО изд-во ЭКСМО-ПРЕСС,
2000. —с.304.

13.     
Сюжетно-ролевые игры дошкольников
(Н.А.Бойченко, Г.И.Григоренко,
Е.И.Коваленко, Е.И.Щербакова).
— Киев: Рад.школа, 1982. — с.112.

14.     
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по
детской психологии. — М.: Про­
свещение, 1995.-с. 104-123.

15.     
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1978. — с.304.

ПЛАНИРОВАНИЕ РУКОВОДСТВА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПОМОЩЬ

ВОСПИТАТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспита- ния и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педаго- ги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-роле- выми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жиз-

ненного опыта дошкольников).

Ведь сюжетно-ролевая игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обу- чения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Основные за- дачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми: раз- витие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллек- тива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окру- жающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития пол- ноценной игры в той или иной группе детей.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесооб-

разный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игро- вого пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В млад- ших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка — в игровых уголках: ведь игрушка стимули-

рует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приёмы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.п., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых

игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. К прямым

приёмам руководства относятся: ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать, что основное условие использова-

ния этих приёмов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществ- лению действий с предметом. На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой. На третьем этапе (5 — 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети про-

должают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры.

Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использо-

вать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.

2. План игры.

Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным со- держанием, способным увлечь ребёнка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к об- суждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предме-

тов переносными значениями: стулья — поезд, кубики — корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей.

Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть

каждому предложить желаемую роль, а также установить очерёдность разыгрывания ро- лей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры.

Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно ис- пользовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к ра- зыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распре- делить главные роли между актив- ными детьми с хорошо развитым творческим воображением.

7. Сохранение игровой ситуации.

В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо раз- вивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приё- мов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыг- рать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуа- ции.

8. Завершение игры.

Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у де- тей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё луч- шее, что принесла с собой игра.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрово- го опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года. В этом мо- жет помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр.

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре. Таблица «Приемы руко- водства сюжетно-ролевыми играми» поможет грамотно осуществлять это планирование.

Литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.

— СПб: Союз, 2004.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры.

— М: Владос, 1999.

3. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.

— Минск: Народная асвета, 1989.

4. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И.,

Коваленко Е.И., Щербакова Е.И.

— Киев: Рад.Школа, 1982.

5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного

возраста.

— Ростов н/Д: Феникс, 2008.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Задачи

Методы и приемы

1.

Расширять представления детей об окружающей жизни.

Обогащать знания детей об

окружающей жизни.

* Рассматривание иллюстраций, фотографий.

* Просмотр видеоматериалов.

* Рассказ воспитателя.

* Чтение художественной литературы.

* Беседа.

* Отгадывание загадок.

2.

Изучать интересы детей,

их любимые игры.

* Наблюдение за игровыми объединениями детей.

* Рисование на тему «Как мы играем».

* Рисование на тему «Мои любимые игрушки».

* Беседа на тему «Любимые игры».

* Беседа на тему «Мои друзья».

* Составление детьми рассказа на тему «Я в детском

саду».

3.

Создавать «материальную

основу» для игры.

Обогащать «материальную

базу» для игры.

* Рассматривание предметов, игрушек, предметов-

заместителей.

* Рассказ воспитателя о предметах.

* Беседа об использовании предметов, игрушек.

* Беседа о хранении и размещении игрушек.

* Изготовление детьми предметов-заместителей,

игрушек-самоделок, поделок.

* Внесение новых игрушек и предметов.

4.

Оказывать влияние на содер-

жание игры, взаимоотноше-

ния детей в игре, поведение

играющих.

Формировать положитель-

ные взаимоотношения

детей в игре.

Развивать творческие спо-

собности детей.

* Предложение темы игры, новых сюжетов.

* Обсуждение игрового сюжета.

* Создание игровой воображаемой ситуации.

* Создание игровой обстановки.

* Разработка плана игры.

* Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь,

совет по ходу игры.

* Распределение ролей.

* Ролевое участие в игре.

5.

Формировать специфичес-

кие игровые умения.

* Показ игровых действий с игрушками, предметами,

предметами-заместителями.

* Употребление условной игровой терминологии.

* Разыгрывание игрового эпизода (можно подгото-

вить для этого заранее несколько детей).

* Показ развертывания ролевого взаимодействия, пе-

рехода от одной роли к другой.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«СЕМЬЯ»

«БОЛЬНИЦА»

«ДЕТСАД»

«ШОФЁРЫ»

сентябрь

Готовим обед

Кукла заболела

Обед в детсаду

Мы — шофёры

декабрь

Банный день

На приёме у врача

Играем в детсаду

Автопарк

март

Большая стирка

Лечим зверят

В яслях

Катаем кукол

июнь

Мамы нет дома

В больнице

Праздник

Ремонт машин

«СТРОЙКА»

«МАГАЗИН»

«ЗВЕРЯТА»

«КУКЛЫ»

октябрь

Строим дом

«Продукты»

Мы — котята,

щенята

Угощение

кукол

январь

Строим гараж

«Овощи —

фрукты»

Мы — лисята,

зайчата

Ухаживаем

за малышами

апрель

Строим мост,

плотину

«Хлеб»

«Молоко»

Мы — ежата

День рождения

куклы

июль

Строим дорогу

«Игрушки»

«Книжки»

Мы — медвежата

Новоселье у

кукол

«ТРАНСПОРТ»

«ПАРИКМА-

ХЕРСКАЯ»

«ПУТЕШЕСТ-

ВИЕ»

«ТЕАТР»

ноябрь

Автобус

Причешем

кукол

Едем в гости

Театр зверят

февраль

Трамвай

Причешем

зверят

Едем в театр

Театр сказки

май

Поезд

Собираемся на

праздник

Путешествие

по реке

Театр кукол

август

Самолет

Парикмахерская

для детей

Путешествие в

лес

Спектакль

для мам

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«СЕМЬЯ»

«БОЛЬНИЦА»

«ДЕТСАД»

«МАГАЗИН»

сентябрь

В семье младенец

Поликлинника

Работники

детсада

«Овощи —

фрукты»

декабрь

Мамы и папы нет

дома

Аптека

День в детсаду

Супермаркет

март

Праздник в семье

Вызов врача

на дом

Играем и занима-емся в детсаду

«Игрушки»

«Книги»

июнь

Мы мамы и папы

На приеме у

специалистов

Праздник

в детсаду

«Одежда»

«Обувь»

«ПАРИКМА-

ХЕРСКАЯ»

«АТЕЛЬЕ»

«СТРОЙКА»

«ЗАВОД»

«ФАБРИКА»

«КОСМОС»

«АРМИЯ»

«ТЕАТР»

«МУЗЕЙ»

октябрь

Парикмахерская

Строим город

Летчики

Мы — зрители

январь

Салон красоты

Автозавод

Служба в армии

Театр кукол

апрель

Ателье одежды

Судоремонтный

завод

Космонавты

Мы — артисты

июль

Детское ателье

Фабрика

игрушек

Пограничники

Экскурсия в

музей

«ТРАНСПОРТ»

ГИБДД

«ЗООПАРК»

«ЦИРК»

«ПУТЕШЕСТ-

ВИЕ»

«ШКОЛА»

«БИБЛИО-

ТЕКА»

ноябрь

Машины на нашей улице

Зоопарк

Путешествие на автобусе

Библиотека

февраль

Пост ГИБДД

Поездка в Африку

Путешествие на

поезде

Школьная

библиотека

май

Общественный

транспорт

Цирк зверей

Путешествие на

корабле

Уроки в школе

август

Автосервис

Артисты цирка

Путешествие на

самолете

Мы — школьни-

ки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для дезактиваторщика
  • Minalax таблетки инструкция на русском языке
  • Термометр трм 10 инструкция по эксплуатации
  • Церепро уколы инструкция по применению внутримышечно отзывы взрослым цена
  • Назначение руководства пользователя