Письмо представление руководства аудированного лица

Приложение. Образец письма-представления

Приложение

к правилу (стандарту) N 23

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Несмотря на то, что запрос аудитора о представлении заявлений и разъяснений руководства по различным вопросам может побудить руководство аудируемого лица обратить на них внимание и осветить эти вопросы более детально, аудитор должен знать об ограничениях, присущих заявлениям и разъяснениям руководства с точки зрения их использования в качестве аудиторских доказательств в соответствии с настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

(Бланк аудируемого лица)

_____________________________

(указывается адресат-аудитор)

Настоящее письмо направляется в связи с проводимым Вами аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» с целью выражения мнения о том, отражает ли финансовая (бухгалтерская) отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации «YYY» на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г.

В соответствии с _____________________________________________

(указать документ, определяющий полномочия

руководителей)

мы признаем свою ответственность за достоверность финансовой

(бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с

требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании информации, которой мы располагаем, и понимания данных вопросов мы делаем следующие официальные заявления.

(Следует изложение заявлений и разъяснений, касающихся аудируемого лица. Ниже приведен примерный вариант, который может быть изменен в соответствии с конкретными обстоятельствами.)

1. Со стороны руководства организации «YYY» и ее работников, отвечающих за функционирование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, не было допущено нарушений, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

2. Мы предоставили вам все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенные 15 марта 20(ХХ) г. и 30 сентября 20(ХХ) г. соответственно.

3. Мы подтверждаем полноту информации, предоставленной в отношении аффилированных с организацией «YYY» лиц.

4. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

5. Организация «YYY» выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения. Кроме того, нами не были установлены какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения.

6. Следующая информация была должным образом отражена в бухгалтерском учете и там, где это следует, адекватно раскрыта в финансовой (бухгалтерской) отчетности (перечислить).

7. Мы не имеем никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

8. Мы не имеем никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеем других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов, отражение в учете стоимости материально-производственных запасов соответствует существующим требованиям.

9. Организация «YYY» имеет право собственности на все свои активы. Не существует права изъятия активов организации «YYY» за долги, кроме указанных в примечании A к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

10. Мы отразили в учете или раскрыли в примечаниях все обязательства, как фактические, так и условные. В примечании Б к финансовой (бухгалтерской) отчетности отражены все гарантии, предоставленные нами третьим лицам.

11. За исключением данных, указанных в примечании В к финансовой (бухгалтерской) отчетности, не существует никаких событий, произошедших после отчетной даты, которые требуют корректировки или раскрытия в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

12. Иск организации «ZZZ» был удовлетворен путем выплаты общей суммы в размере ХХХ, что соответствующим образом отражено в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Не существует и не предвидится предъявления к организации «YYY» каких-либо других претензий, связанных с судебными разбирательствами.

____________________

(дата)

Генеральный директор ______________________

(ф.и.о., подпись)

Главный бухгалтер ______________________

(ф.и.о., подпись)

Назначение бланка:

Аудиторская процедура 580.2 «Письмо-представление» предназначена для подготовки письма о достоверности представления бухгалтерской отчетности.

Источники данных:

Текст бланка изначально заполняется из шаблона документа – справочники «Документы» — «Письмо-представление».

Порядок работы с бланком:

Pismo predstavlenie.png

В документе содержится текстовая информация письма-представления.

Воспользуйтесь кнопкой «Заполнить», в правой части экрана, для автоматического заполнения документа стандартным текстом из «Справочника».

Укажите номер и дату документа, щелкнув мышью в соответствующем поле, в верхней части бланка. Область бланка, выделенная желтым цветом, доступна для редактирования и ручного ввода информации.

Для экспорта документа в формат MicrosoftWord, воспользуйтесь кнопкой «Экспорт в Word».

После завершения работы с бланком всю информацию необходимо сохранить. Для этого можно воспользоваться иконкой «Записать» на «Панели инструментов» сверху, клавишей «F2», либо кнопкой «ОК», в панели справа.

Настройка шаблона РД:

Текст бланка редактируется в справочниках документов и будет автоматически заполняться при нажатии кнопки «Заполнить» в текущей сессии.
 1. Откройте вкладку «Справочники», далее выберите «Документы».

2. Найти интересующий шаблон можно воспользовавшись горячей клавишей Ctrl+S и ввести наименование интересующего документа.

3. В шаблоне документа имеется несколько фрагментов для заполнения.

Pismo predstavlenie1.png

Переменные, которые можно использовать для подстановки:

Makros.png

Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н (ред. от 30.12.2020)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 580
«ПИСЬМЕННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ»

Международный стандарт аудита (МСА) 580 «Письменные заявления» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора, касающиеся получения письменных заявлений от руководства и, если уместно, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе аудита финансовой отчетности.

2. В Приложении 1 приведены другие МСА, в которых содержатся требования к письменным заявлениям с точки зрения предметной области соответствующего стандарта. Специальные требования других МСА к письменным заявлениям не ограничивают применение настоящего стандарта.

Использование письменных заявлений в качестве аудиторских доказательств

3. Аудиторские доказательства – это информация, используемая аудитором при формировании выводов, на которых основывается мнение аудитора[1]. Письменные заявления являются необходимой информацией для аудитора в связи с аудитом финансовой отчетности организации. Следовательно, письменные заявления, как и ответы на запросы, представляют собой аудиторские доказательства (см. пункт А1).

4. Письменные заявления дают аудитору необходимые аудиторские доказательства, однако сами по себе они не предоставляют достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении тех вопросов, которые в них рассматриваются. Кроме того, сам факт предоставления руководством надежных письменных заявлений не влияет на характер и объем других аудиторских доказательств, которые аудитор получает в отношении исполнения руководством своих обязанностей или в отношении конкретных предпосылок.

Дата вступления в силу

5. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Цели

6. Цели аудитора состоят в том, чтобы:

(a) получить от руководства и, если уместно, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что, по их мнению, они выполнили свои обязательства по подготовке финансовой отчетности и предоставлению полной информации аудитору;

(b) подтвердить другие аудиторские доказательства, связанные с финансовой отчетностью или определенными предпосылками составления финансовой отчетности, посредством письменных заявлений, если аудитор счел такое подтверждение необходимым или если оно требуется в соответствии с другими МСА;

(c) предпринять надлежащие действия в ответ на письменные заявления руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также если руководство или, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление, не предоставят запрошенные аудитором письменные заявления.

Определения

7. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

письменное заявление – письменное заявление руководства, предоставленное аудитору для подтверждения определенных фактов или для подкрепления других аудиторских доказательств. В данном контексте письменные заявления не включают финансовую отчетность, предпосылки ее подготовки или подтверждающие регистры и записи.

8. Для целей настоящего стандарта использование термина «руководство» означает «руководство и, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление». Кроме того, в случае использования концепции достоверного представления руководство несет ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности или за составление финансовой отчетности, которая дает правдивое и достоверное представление в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.

Требования

Руководители, у которых запрашиваются письменные заявления

9. Аудитор должен запросить письменные заявления у членов руководства, которые несут соответствующую ответственность за финансовую отчетность и владеют информацией по рассматриваемым вопросам (см. пункты A2–A6).

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства

Подготовка финансовой отчетности

10. Аудитор должен направить руководству запрос, чтобы руководство предоставило письменное заявление, подтверждающее, что оно выполнило свои обязанности по подготовке финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, включая, где это уместно, ее достоверное представление, как того требуют условия аудиторского задания[2] (см. пункты A7–A9, A14, A22).

Предоставленная информация и полнота отражения операций

11. Аудитор должен запросить у руководства письменное заявление, подтверждающее, что:

(a) руководство предоставило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требуют условия аудиторского задания[3];

(b) все операции были отражены в учете и представлены в финансовой отчетности (см. пункты A7–A9, A14, A22).

Описание обязанностей руководства в письменных заявлениях

12. Обязанности руководства должны быть изложены в письменных заявлениях, предусмотренных в пунктах 10 и 11, таким же образом, как они изложены в условиях аудиторского задания.

Прочие письменные заявления

13. В соответствии с другими МСА аудитор обязан запросить письменные заявления. Если, помимо запроса таких заявлений, аудитор сочтет, что ему необходимо получить одно или несколько письменных заявлений для подтверждения прочих аудиторских доказательств, имеющих отношение к финансовой отчетности, или тех или иных предпосылок подготовки финансовой отчетности, он должен запросить такие дополнительные письменные заявления (см. пункты A10–A13, A14, A22).

Дата письменных заявлений и период (периоды), который (которые) они охватывают

14. Дата письменных заявлений должна быть по возможности максимально приближенной к дате аудиторского заключения в отношении финансовой отчетности, но не может быть позже указанной даты. Письменные заявления должны распространяться на всю финансовую отчетность и весь период (все периоды), упомянутый (упомянутые) в аудиторском заключении (см. пункты A15–A18).

Форма письменных заявлений

15. Письменные заявления руководства должны составляться в форме письма-представления руководства, которое адресовано аудитору. Если в соответствии с законами или нормативными актами руководство обязано делать письменные публичные заявления о своих обязанностях и аудитор устанавливает, что такие заявления соответствуют полностью или частично заявлениям, которые необходимо предоставить в соответствии с пунктами 10 или 11, то отсутствует необходимость включения соответствующих вопросов, содержащихся в таких заявлениях, в письмо-представление руководства (см. пункты A19–A21).

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений и непредоставление запрошенных письменных заявлений

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений

16. Если у аудитора возникают сомнения относительно компетентности, честности, этических ценностей и добросовестности руководства или относительно его стремления к достижению или обеспечению достижения этих характеристик, то аудитор обязан определить возможное влияние таких сомнений на достоверность заявлений (письменных или устных) и аудиторских доказательств в целом (см. пункты A24–A25).

17. В частности, если имеются несоответствия между письменными заявлениями и прочими аудиторскими доказательствами, аудитор обязан выполнить аудиторские процедуры для устранения этого противоречия. Если разрешить противоречие не удается, аудитор должен пересмотреть оценку компетентности, честности, этических ценностей и добросовестности руководства или его стремления к достижению или обеспечению достижения этих характеристик и определить возможное влияние данных факторов на достоверность заявлений (письменных или устных) и аудиторских доказательств в целом (см. пункт A23).

18. Если аудитор приходит к выводу о том, что письменные заявления недостоверны, он должен принять надлежащие меры, в том числе определить возможное влияние этого факта на мнение, выраженное в аудиторском заключении, в соответствии с МСА 705[4], с учетом требований пункта 20 настоящего стандарта.

Непредоставление запрошенных письменных заявлений

19. В случае непредоставления руководством запрошенных письменных заявлений аудитор должен:

(a) обсудить этот вопрос с руководством;

(b) провести переоценку добросовестности руководства и оценить возможное влияние данных обстоятельств на достоверность заявлений (как устных, так и письменных) и аудиторских доказательств в целом;

(c) принять надлежащие меры, в том числе определить возможное влияние на мнение, выраженное в аудиторском заключении, в соответствии с МСА 705, с учетом требований пункта 20 настоящего стандарта.

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства

20. Аудитор должен отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности в соответствии с положениями МСА 705, если:

(a) аудитор приходит к выводу о наличии достаточно серьезных сомнений в честности руководства, в связи с чем письменные заявления, предусмотренные пунктами 10 и 11, не являются достоверными, или

(b) руководство не предоставило письменных заявлений, предусмотренных пунктами 10 и 11 (см. пункты A26–A27).

***

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Использование письменных заявлений в качестве аудиторских доказательств (см. пункт 3)

А1. Письменные заявления являются важным источником аудиторских доказательств. Если руководство вносит изменения в запрошенные письменные заявления или не предоставляет их, это может служить для аудитора предупреждением о возможном наличии одного или нескольких значимых вопросов. Кроме того, запрос письменных, а не устных заявлений во многих случаях заставляет руководство более внимательно изучить те или иные вопросы, что позволяет повысить качество заявлений.

Руководители, у которых запрашиваются письменные заявления (см. пункт 9)

A2. Письменные заявления запрашиваются у руководителей, которые несут ответственность за подготовку финансовой отчетности. Состав этих лиц может меняться в зависимости от структуры корпоративного управления организации и требований соответствующего закона или нормативного акта, однако часто ответственной стороной является руководство (а не лица, отвечающие за корпоративное управление). С учетом этого письменные заявления можно запрашивать у генерального директора и финансового директора организации или – в организациях, где такие должности отсутствуют, – у руководителей, занимающих аналогичные должности. Однако в некоторых обстоятельствах за подготовку финансовой отчетности несут ответственность и другие стороны, например лица, отвечающие за корпоративное управление.

A3. Так как ответственность за подготовку финансовой отчетности и за осуществление деятельности организации лежит на ее руководстве, предполагается, что руководство обладает достаточными знаниями о процессе подготовки финансовой отчетности в организации и предпосылках ее подготовки, чтобы на основе этих знаний предоставить письменные заявления.

A4. При этом в некоторых случаях руководство может принять решение о направлении запроса в адрес лиц, участвующих в подготовке и представлении финансовой отчетности и предпосылок ее подготовки, в том числе лиц, обладающих специальными знаниями, связанными с вопросами, по которым запрашиваются письменные заявления. К числу таких лиц могут относиться:

· актуарий, ответственный за оценки, сделанные на основе актуарных расчетов;

· штатные специалисты-инженеры, которые отвечают за оценку обязательств в области охраны окружающей среды и обладают специальными знаниями в этой области;

· внутренний юрист организации, который может предоставить информацию, необходимую для расчета резервов по судебным искам.

A5. В некоторых случаях руководство может включать в письменные заявления оговорки, что заявления сделаны руководством в меру его осведомленности и отражают его мнение. Аудитору целесообразно принять такую формулировку, если он убедился в том, что заявления сделаны лицами, которые исполняют надлежащие функции и обладают соответствующими знаниями по вопросам, включенным в заявления.

A6. Чтобы еще раз подчеркнуть необходимость предоставления руководством обоснованных заявлений, аудитор может обратиться к руководству, чтобы оно подтвердило в своих письменных заявлениях, что оно сделало все запросы, которые считало надлежащими для того, чтобы иметь возможность предоставить запрошенные письменные заявления. Предполагается, что для таких запросов обычно не требуется какая-либо официальная внутренняя процедура, помимо уже действующих в организации процедур.

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства (см. пункты 10–11)

A7. Полученные в ходе аудита аудиторские доказательства выполнения руководством обязанностей, указанных в пунктах 10 и 11, являются недостаточными без получения от руководства подтверждения того, что, по его мнению, оно выполнило эти обязанности. Это связано с тем, что аудитор не может лишь на основе других аудиторских доказательств сформировать суждение о том, действительно ли руководство подготовило и представило финансовую отчетность, а также предоставило информацию аудитору, исходя из согласованного понимания и признания своих обязанностей. Например, аудитор не сможет сделать вывод о том, что руководство организации предоставило ему всю необходимую информацию, согласованную и указанную в условиях аудиторского задания, не запросив у руководства, была ли предоставлена такая информация, и не получив от руководства подтверждения.

A8. Письменные заявления, которые требуется получить в соответствии с пунктами 10 и 11, основываются на согласованном понимании и признании руководством своих обязанностей, сформулированных в условиях аудиторского задания, и предусматривают запрос о подтверждении руководством их выполнения. Кроме того, аудитор может потребовать, чтобы в письменных заявлениях руководство организации повторно подтвердило, что оно осознает и понимает данные обязанности. Такая практика является распространенной в определенных юрисдикциях, но в любом случае она может оказаться особенно уместной, если:

· лица, которые подписали аудиторское задание от имени организации, уже не имеют полномочий по выполнению соответствующих обязанностей;

· условия аудиторского задания были сформулированы в предыдущем году;

· имеются какие-либо признаки того, что руководство неправильно понимает эти обязанности;

· того требуют изменившиеся обстоятельства.

В соответствии с требованием МСА 210[5] при повторном подтверждении руководством того, что оно осознает и подтверждает данные обязанности, оно не должно включать оговорку, что заявления сделаны руководством в меру его осведомленности и отражают его мнение (как указано в пункте 5 настоящего стандарта).

Особенности организаций государственного сектора

A9. Задание аудитора на проведение аудита финансовой отчетности организаций государственного сектора могут быть шире, чем при аудите финансовой отчетности иных организаций. В результате основополагающее допущение в отношении ответственности руководства, исходя из которого проводится аудит финансовой отчетности, подготовленной организацией государственного сектора, может привести к необходимости получения дополнительных письменных заявлений. К ним могут относиться письменные заявления, подтверждающие, что сделки и операции осуществлялись в соответствии с законом, нормативным актом или иными регламентирующими документами.

Прочие письменные заявления (см. пункт 13)

Дополнительные письменные заявления в отношении финансовой отчетности

A10. Помимо письменного заявления, которое требуется предоставить в соответствии с пунктом 10, аудитор может счесть необходимым запросить другие письменные заявления в отношении финансовой отчетности. Такие письменные заявления могут дополнять письменное заявление, предусмотренное пунктом 10, но не являются его составной частью. Эти заявления могут касаться следующих вопросов:

· являются ли выбор и применение учетной политики надлежащими;

· были ли признаны, оценены, представлены или раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности указанные ниже статьи и вопросы, если это необходимо в рамках соответствующей концепции:

· планы или намерения, которые могут повлиять на балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств;

· обязательства (как фактические, так и условные);

· право собственности на активы или контроль над ними, залоговые права или обременения в отношении активов, а также активы, переданные в залог в качестве обеспечения;

· положения законов, нормативных актов и договорных соглашений, которые могут повлиять на финансовую отчетность, в том числе несоблюдение таких положений.

Дополнительные письменные заявления в отношении информации, предоставляемой аудитору

A11. Помимо письменного заявления, предусмотренного пунктом 11, аудитор может счесть необходимым запросить у руководства письменное заявление, в котором будет указано, что аудитор был уведомлен обо всех недостатках системы внутреннего контроля, о которых известно руководству.

Письменные заявления в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой отчетности

A12. При получении доказательств в отношении суждений или намерений либо при оценке данных суждений и намерений аудитор может рассмотреть один или несколько из приведенных ниже вопросов:

· осуществление заявленных намерений организации в предыдущих периодах;

· причины, по которым организация выбрала тот или иной порядок действий;

· способность организации придерживаться определенного порядка действий;

· наличие или отсутствие любой другой информации, которая могла бы быть получена в ходе аудита и которая, возможно, не соответствует суждениям или намерениям руководства.

A13. Кроме того, аудитор может счесть необходимым запросить у руководства письменные заявления в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой отчетности, в частности для подтверждения сформированного аудитором на основе прочих аудиторских доказательств понимания суждений или намерений руководства в отношении конкретной предпосылки или ее полноты. Например, если намерение руководства является важным для оценки стоимости инвестиций, то аудитор, вероятно, не сможет обеспечить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, если не получит письменное заявление руководства в отношении его намерений. Такие письменные заявления предоставляют аудитору необходимые аудиторские доказательства, однако сами по себе они не обеспечивают наличие достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении данной предпосылки подготовки финансовой отчетности.

Информирование о пороговом значении (см. пункты 10–11, 13)

A14. В соответствии с МСА 450[6] при проведении аудита аудитор обязан накапливать выявленные искажения, за исключением тех, которые являются явно незначительными. Аудитор может установить пороговое значение, в случае превышения которого искажения не могут расцениваться как явно незначительные. Таким же образом аудитор может рассмотреть вопрос о необходимости проинформировать руководство организации о пороговом значении, которое установлено для целей запрашиваемых письменных заявлений.

Дата письменных заявлений и период (периоды), который (которые) они охватывают (см. пункт 14)

A15. С учетом того, что письменные заявления руководства являются необходимым аудиторским доказательством, аудиторское мнение не может быть выражено ранее даты письменного заявления руководства, а аудиторское заключение не может быть датировано более ранним числом, чем эта дата. Кроме того, так как аудитора интересуют события, имевшие место вплоть до даты аудиторского заключения, поскольку они могут потребовать внесения корректировок или раскрытия информации в финансовой отчетности, письменные заявления руководства должны быть датированы числом, которое по возможности максимально приближено к дате аудиторского заключения о финансовой отчетности, но не позже этой даты.

A16. В некоторых случаях аудитору, возможно, надлежит получить письменное заявление руководства в отношении определенной предпосылки подготовки финансовой отчетности в период проведения аудита. В этом случае аудитору впоследствии может потребоваться запросить уточненную версию письменного заявления руководства.

A17. Письменные заявления руководства должны охватывать все периоды, на которые имеются указания в аудиторском заключении, поскольку руководство должно еще раз подтвердить, что письменные заявления, которые оно сделало ранее в отношении предыдущих периодов, остаются актуальными. Аудитор и руководство могут договориться о формулировке письменного заявления, в котором уточняется информация в отношении письменных заявлений за предыдущие периоды и указано, имели ли место какие-либо изменения, касающиеся таких заявлений и, если да, какие именно.

A18. Могут возникнуть ситуации, когда действующие члены руководства не занимали соответствующих должностей в течение всех периодов, на которые имеются указания в аудиторском заключении. Такие лица могут заявить, что они не в состоянии предоставить некоторые или все письменные заявления, поскольку они не занимали соответствующих должностей в определенный период. Однако это обстоятельство не уменьшает ответственности, которую несут эти лица в отношении финансовой отчетности в целом. Таким образом, требование, согласно которому аудитор должен запросить у руководства письменные заявления, полностью отхватывающие соответствующий период (соответствующие периоды), остается применимым.

Форма письменных заявлений (см. пункт 15)

A19. Письменные заявления должны быть включены в письмо-представление руководства, адресованное аудитору. Однако в некоторых юрисдикциях законы или нормативные акты могут предусматривать требование, в соответствии с которым руководство должно сделать письменное публичное заявление о своих обязанностях. Хотя такое публичное заявление предназначено для пользователей финансовой отчетности или соответствующих органов власти, аудитор может решить, что оно представляет собой надлежащее письменное заявление, соответствующее отдельным или всем заявлениям, предусмотренным пунктами 10 и 11. Следовательно, нет необходимости включать соответствующие вопросы, отраженные в таком публичном заявлении, в письмо-представление руководства. Повлиять на решение аудитора по этому вопросу могут следующие факторы:

· включает ли заявление подтверждение выполнения обязательств, указанных в пунктах 10 и 11;

· было ли заявление представлено или одобрено лицами, у которых аудитор запрашивает соответствующие письменные заявления;

· предоставлена ли аудитору копия заявления в срок, максимально приближенный к дате аудиторского заключения в отношении финансовой отчетности, но не позднее этой даты (см. пункт 14).

A20. Официальное заявление о соблюдении законов или нормативных актов или об утверждении финансовой отчетности не содержит достаточной информации, позволяющей аудитору удостовериться в том, что все необходимые заявления были сделаны сознательно. Описание обязанностей руководства в законе или нормативном акте также не заменяет собой запрошенные письменные заявления.

A21. В Приложении 2 представлен пример письма-представления руководства.

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление (см. пункты 10–11, 13)

A22. В соответствии с МСА 260[7] (пересмотренным) аудитор должен довести до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, информацию о письменных заявлениях, запрошенных аудитором у руководства.

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений и непредоставление запрошенных письменных заявлений

Сомнения относительно достоверности письменных заявлений (см. пункты 16–17)

A23. В случае выявления несоответствий между одним или несколькими из письменных заявлений и аудиторскими доказательствами, полученными из другого источника, аудитор может проанализировать, остается ли актуальной оценка рисков, и, если нет, пересмотреть оценку рисков и определить характер, сроки выполнения и объем дальнейших аудиторских процедур, чтобы предпринять действия в ответ на оцененные риски.

A24. Сомнения в отношении компетентности, честности, этических ценностей или добросовестности руководства или в отношении его стремления к достижению или обеспечению достижения этих характеристик могут стать основанием для вывода аудитора о том, что степень риска искажений со стороны руководства в финансовой отчетности такова, что проведение аудита невозможно. В таком случае аудитор может счесть необходимым отказаться от задания, если это возможно в соответствии с применимым законом или нормативным актом, кроме случаев, когда лица, отвечающие за корпоративное управление, предпримут надлежащие корректирующие действия. Однако такие действия могут оказаться недостаточными для того, чтобы аудитор мог выразить немодифицированное мнение.

A25. В соответствии с МСА 230[8] аудитор обязан документально оформить значимые вопросы, возникающие в ходе аудита, выводы, сделанные по ним, и значимые профессиональные суждения, на основе которых были сделаны эти выводы. Аудитор может выявить значительные проблемы, связанные с компетентностью, добросовестностью, этическими ценностями, добросовестностью руководства, а также с его стремлением к достижению или обеспечением этих характеристик, но при этом сделать вывод о том, что письменные заявления тем не менее являются достоверными. В таком случае этот значимый вопрос оформляется документально в соответствии с МСА 230.

Письменные заявления, касающиеся обязанностей руководства (см. пункт 20)

A26. Как разъясняется в пункте А7, аудитор не может сделать вывод о выполнении руководством обязательств, указанных в пунктах 10 и 11, исходя исключительно из прочих аудиторских доказательств. Следовательно, если, как указано в пункте 20(а), аудитор приходит к выводу о том, что письменные заявления по этим вопросам недостоверны, или если руководство не предоставляет эти письменные заявления, аудитор не имеет возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства. Влияние, которое может оказать на финансовую отчетность отсутствие у аудитора такой возможности, не ограничивается конкретными элементами, счетами или статьями финансовой отчетности, а следовательно, имеет всеобъемлющий характер. МСА 705 (пересмотренный) [9] обязывает аудитора отказаться от выражения мнения о финансовой отчетности в таких условиях.

A27. Если письменное заявление было изменено по сравнению с заявлением, запрошенным аудитором, это не всегда означает, что руководство не предоставило письменное заявление. Однако причина, лежащая в основе внесенных изменений, может повлиять на мнение, выраженное в аудиторском заключении. Например:

· письменные заявления о выполнении руководством своих обязательств по подготовке финансовой отчетности могут указывать на то, что руководство считает, что, за исключением случаев существенных отклонений от соблюдения определенного требования, содержащегося в применимой концепции подготовки финансовой отчетности, финансовая отчетность подготовлена в соответствии с этой концепцией. Требование пункта 20 неприменимо, так как аудитор сделал вывод о том, что руководство предоставило достоверное письменное заявление. Однако в соответствии с МСА 705 аудитору надлежит рассмотреть влияние указанного несоблюдения на мнение, выраженное в аудиторском заключении).

· в письменном заявлении в отношении обязанности руководства предоставить аудитору всю необходимую информацию, предусмотренную условиями аудиторского задания, может быть указано, что, по мнению руководства, оно такую информацию аудитору предоставило, за исключением информации, уничтоженной в результате пожара. Требование пункта 20 неприменимо, так как аудитор сделал вывод о том, что руководство предоставило достоверное письменное заявление. Однако в соответствии с МСА 705 аудитору надлежит рассмотреть влияние на финансовую отчетность уничтоженной в результате пожара информации с учетом степени ее распространенности, а также последствия такого факта уничтожения информации для мнения, выраженного в аудиторском заключении).

Приложение 1

(см. пункт 2)

Перечень МСА, содержащих требования в отношении письменных заявлений

Данное приложение приводит перечень пунктов других МСА, которые требуют специальных письменных заявлений, относящихся к предмету задания. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.

· МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности», пункт 39.

· МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», пункт 16.

· МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита», пункт 14.

· МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях», пункт 12.

· МСА 540 (пересмотренный) «Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации», пункт 37.

· МСА 550 «Связанные стороны», пункт 26.

· МСА 560 «События после отчетной даты», пункт 9.

· МСА 570 «Непрерывность деятельности», пункт 16(e).

· МСА 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность», пункт 9.

· МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации», пункт 13(c)

Приложение 2

(см. пункт A21)

Пример письма-представления руководства

Настоящий пример письма включает в себя письменные заявления, которые необходимо предоставить в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других МСА. В данном примере предполагается, что применимой концепцией подготовки финансовой отчетности являются Международные стандарты финансовой отчетности и требование МСА 570 (пересмотренного)[10], касающееся получения письменного заявления, неприменимо, а также не существует ограничений в отношении запрашиваемых письменных заявлений. При наличии исключений потребовалось бы изменить заявления для отражения данных исключений.

[Фирменный бланк организации]

(Аудитору) (Дата)

Настоящее письмо-представление руководства предоставляется в связи с проведением аудита финансовой отчетности организации ABC за год, закончившийся 31 декабря 20ХХ года[11], с целью выражения мнения о том, представлена ли финансовая отчетность достоверно и во всех существенных отношениях (или дает ли она правдивое и достоверное представление) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

(На основании имеющихся у нас сведений и согласно нашему мнению, сделав все запросы, которые мы считали необходимыми для получения надлежащей информации), мы подтверждаем следующее:

Финансовая отчетность

· Мы выполнили свои обязанности, предусмотренные условиями аудиторского задания от [дата], в отношении подготовки финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности; в частности, финансовая отчетность представлена достоверно (или дает правдивое и достоверное представление) в соответствии с данными стандартами.

· Методы, исходные данные и существенные допущения, использованные при расчете оценочных значений и связанной с ними раскрываемой информацией, подходят для достижения признания, оценки или раскрытия, которые являются разумными в контексте применяемой системы финансовой отчетности. (МСА 540 (пересмотренный).)

· Взаимоотношения и операции со связанными сторонами были надлежащим образом отражены в учете и раскрыты в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСА 550).

· В отношении всех событий после отчетной даты, для которых в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности требуется корректировка или раскрытие информации, были сделаны необходимые корректировки или раскрыта необходимая информация (МСА 560).

· Последствия неисправленных искажений являются несущественными как в отдельности, так и в совокупности для финансовой отчетности в целом. Список неисправленных искажений прилагается к настоящему письму-представлению руководства (МСА 450).

· [Иные вопросы, включение которых аудитор может счесть необходимым (см. пункт A10 настоящего стандарта).]

Предоставленная информация

· Мы предоставили вам:[12]

доступ ко всей известной нам информации, относящейся к подготовке финансовой отчетности, такой как бухгалтерские записи, документация и прочие сведения;

дополнительную информацию, которую вы запросили у нас для целей проведения аудита;

неограниченную возможность взаимодействия с лицами внутри организации, от которых, как вы установили, вам необходимо получить аудиторские доказательства.

· Все операции были отражены в данных бухгалтерского учета и представлены в финансовой отчетности.

· Мы предоставили вам результаты нашей оценки рисков существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий (МСА 240).

· Мы предоставили вам всю известную нам информацию о недобросовестных действиях (в том числе предполагаемых), которые имеют последствия для организации и в которые вовлечены следующие лица:

· руководство;

· сотрудники, осуществляющие важные функции в рамках системы внутреннего контроля;

· прочие лица в случаях, когда недобросовестные действия могли бы оказать существенное влияние на финансовую отчетность (МСА 240).

· Мы раскрыли вам всю информацию в отношении любых заявлений о недобросовестных действиях (в том числе о предполагаемых недобросовестных действиях), оказывающих влияние на финансовую отчетность, которая была предоставлена нам действующими или бывшими сотрудниками, аналитиками, органами регулирования и другими лицами (МСА 240).

· Мы предоставили вам информацию обо всех известных нам случаях несоблюдения законов и нормативных актов, влияние которых может быть рассмотрено при подготовке финансовой отчетности (МСА 250).

· Мы раскрыли информацию о связанных сторонах организации, а также обо всех известных нам взаимоотношениях и операциях со связанными сторонами (МСА 550).

· [Иные вопросы, включение которых аудитор может счесть необходимым (см. пункт A11 настоящего стандарта).]

[Должность] [Подпись]


[1] МСА 500 «Аудиторские доказательства», пункт 5(c).

[2] МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», пункт 6(b)(i).

[3] МСА 210, пункт 6(b)(iii).

[4] МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

[5] МСА 210, пункт 6(b).

[6] МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита», пункт 5.

[7] МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», пункт 16(c)(ii).

[8] МСА 230 «Аудиторская документация», пункты 8(c) и 10.

[9] МСА 705 (пересмотренный), пункт 9.

[10] МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности».

[11] В случаях, когда заключение аудитора предоставляется более чем за один период, аудитор корректирует дату таким образом, чтобы письмо относилось ко всем периодам, которые охватывает аудиторское заключение.

[12] Если аудитор включил прочие вопросы, относящиеся к ответственности руководства в письмо-соглашение об условиях аудиторского задания в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», может быть рекомендовано включить эти вопросы в письменные заявления руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление.

Правило(стандарт) №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 23.
ЗАЯВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ РУКОВОДСТВА АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

 (введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228)

 Введение

 1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении использования заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, процедур документального оформления заявлений и разъяснений руководства, а также действий аудитора при отказе руководства аудируемого лица предоставить надлежащие заявления и разъяснения.

 2. До завершения аудита аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица.

Признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица

 3. Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и подписания данной финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудитор может получить данные доказательства, проанализировав решения соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица, официальные заявления, представленные руководством аудируемого лица в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

 Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств

 4. Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно. Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности.

 5. Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

 6. В ходе аудита руководство аудируемого лица по своей инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет аудитору большое количество заявлений и разъяснений. Если подобные заявления и разъяснения касаются вопросов, существенных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен:

  • а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
  • б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства аудируемого лица разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;
  • в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

 7. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Например, заявления руководства аудируемого лица относительно стоимости актива не могут заменить аудиторские доказательства стоимости актива, которые обычно используются аудитором для этих целей. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по вопросу, существенному для финансовой (бухгалтерской) отчетности, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение объема аудита.

 8. В определенных случаях заявления и разъяснения руководства аудируемого лица могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства аудируемого лица, в частности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица).

 9. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

 Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица

 10. Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства аудируемого лица, в форме краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руководством аудируемого лица в письменной форме.

 11. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица в письменной форме являются более надежным аудиторским доказательством, чем заявления и разъяснения в устной форме. Они могут быть оформлены в виде:

  • а) письма-представления руководства аудируемого лица;
  • б) подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;
  • в) документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством аудируемого лица.

 12. Запрашивая у руководства аудируемого лица письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, а также подписано, датировано и содержало необходимую информацию.

 13. Письмо-представление, как правило, датируется руководством аудируемого лица той же датой, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах специальное письмо с заявлениями и разъяснениями руководства аудируемого лица относительно конкретных операций или событий может быть получено как в ходе аудита, так и после даты аудиторского заключения (например, на дату открытого размещения ценных бумаг).

 14. Письмо-представление, как правило, должно быть подписано теми руководителями аудируемого лица, которые несут основную ответственность за деятельность этого лица, в частности, за финансовую деятельность (например, генеральным директором, главным бухгалтером или финансовым директором аудируемого лица). В определенных обстоятельствах аудитору могут потребоваться письма-представления от других членов руководства аудируемого лица. Например, аудитор может посчитать необходимым получить официальное заявление относительно полноты представления протоколов всех собраний акционеров, заседаний совета директоров и иных органов управления аудируемого лица от сотрудника, ответственного за ведение данных протоколов.

 Действия аудитора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения

 15. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор должен также критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

Приложение
к правилу (стандарту) N 23

 ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 Несмотря на то, что запрос аудитора о представлении заявлений и разъяснений руководства по различным вопросам может побудить руководство аудируемого лица обратить на них внимание и осветить эти вопросы более детально, аудитор должен знать об ограничениях, присущих заявлениям и разъяснениям руководства с точки зрения их использования в качестве аудиторских доказательств в соответствии с настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

    (Бланк аудируемого лица)

    _____________________________

    (указывается адресат-аудитор)

Настоящее письмо направляется в связи с проводимым Вами аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» с целью выражения мнения о том, отражает ли финансовая (бухгалтерская) отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации «YYY» на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г.

    В соответствии с _____________________________________________

                      (указать документ, определяющий полномочия

                                     руководителей)

мы  признаем  свою  ответственность  за  достоверность  финансовой

(бухгалтерской)   отчетности,   подготовленной  в  соответствии  с

требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании информации, которой мы располагаем, и понимания данных вопросов мы делаем следующие официальные заявления.

(Следует изложение заявлений и разъяснений, касающихся аудируемого лица. Ниже приведен примерный вариант, который может быть изменен в соответствии с конкретными обстоятельствами.)

  • 1. Со стороны руководства организации «YYY» и ее работников, отвечающих за функционирование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, не было допущено нарушений, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
  • 2. Мы предоставили вам все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенные 15 марта 20(ХХ) г. и 30 сентября 20(ХХ) г. соответственно.
  • 3. Мы подтверждаем полноту информации, предоставленной в отношении аффилированных с организацией «YYY» лиц.
  • 4. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
  • 5. Организация «YYY» выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения. Кроме того, нами не были установлены какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения.
  • 6. Следующая информация была должным образом отражена в бухгалтерском учете и там, где это следует, адекватно раскрыта в финансовой (бухгалтерской) отчетности (перечислить).
  • 7. Мы не имеем никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • 8. Мы не имеем никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеем других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов, отражение в учете стоимости материально-производственных запасов соответствует существующим требованиям.
  • 9. Организация «YYY» имеет право собственности на все свои активы. Не существует права изъятия активов организации «YYY» за долги, кроме указанных в примечании A к финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • 10. Мы отразили в учете или раскрыли в примечаниях все обязательства, как фактические, так и условные. В примечании Б к финансовой (бухгалтерской) отчетности отражены все гарантии, предоставленные нами третьим лицам.
  • 11. За исключением данных, указанных в примечании В к финансовой (бухгалтерской) отчетности, не существует никаких событий, произошедших после отчетной даты, которые требуют корректировки или раскрытия в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • 12. Иск организации «ZZZ» был удовлетворен путем выплаты общей суммы в размере ХХХ, что соответствующим образом отражено в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Не существует и не предвидится предъявления к организации «YYY» каких-либо других претензий, связанных с судебными разбирательствами.

     ____________________

          (дата)

     Генеральный директор                    ______________________

                                              (ф.и.о., подпись)

     Главный бухгалтер                       ______________________

                                              (ф.и.о., подпись)

Письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

«Аудиторские ведомости», 2005, N 10

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Если получение надлежащих аудиторских доказательств путем проведения инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, аналитических процедур не представляется возможным, то применяется такой метод, как направление запросов руководству или ответственным сотрудникам аудируемого лица.

Согласно п. п. 4 и 22 федерального Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 5 «Аудиторские доказательства» (далее — Правило N 5) письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица относятся к аудиторским доказательствам, а направление запроса является процедурой получения аудиторских доказательств.

Такие Правила (стандарты) аудиторской деятельности, как «Аффилированные лица», «События после отчетной даты», «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита», «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита», «Аналитические процедуры», прямо предусматривают случаи, когда аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. Поскольку в указанных Правилах (стандартах) аудиторской деятельности употреблены термины «должен получить» или «следует получить», то неполучение аудитором таких заявлений и разъяснений руководства будет рассматриваться как невыполнение требований федеральных Правил (стандартов) аудиторской деятельности в части сбора аудиторских доказательств.

В соответствии с п. 4 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» (далее — Правило N 23) аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Так, в ходе тестирования допущения непрерывности деятельности аудируемого лица при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности разъяснения и заявления руководства могут оказаться единственными существенными аудиторскими доказательствами, касающимися не оформленных документально планов и намерений руководства, например, в части планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в аудируемой отчетности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица.

Направление запросов руководству аудируемого лица для получения информации о судебных делах и претензионных спорах, о долгосрочных финансовых вложениях упоминается наряду с другими процедурами получения аудиторских доказательств, предусмотренных Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях».

Таким образом, действующие правила аудита предусматривают использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве надлежащих аудиторских доказательств:

  • в ряде случаев в обязательном порядке независимо от возможности получения доказательств путем процедур проверки по существу;
  • если получить достаточные доказательства другим путем не представляется возможным;
  • наряду с другими процедурами получения аудиторских доказательств.

Анализ Правил (стандартов) аудиторской деятельности показывает, что запросы должны направляться на этапе планирования аудита (п. 6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», п. 22 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» (далее — Правило N 13), п. п. 4 и 5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»), а также непосредственно в входе проверки аудируемой отчетности, в том числе относительно событий после отчетной даты.

Очевидно, что сбор аудиторских доказательств в форме заявлений и разъяснений должен быть закончен до завершения аудита.

Согласно п. 11 Правила N 23 таковые могут быть оформлены в виде:

  • письма-представления руководства аудируемого лица;
  • подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;
  • документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством аудируемого лица.

Учитывая содержание п. 3 Правила N 23, можно сделать вывод, что заявления и разъяснения руководства, указанные в пп. «в» п. 11 этого Правила, применяются для целей признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленной аудитору.

Приложение к Правилу N 23 содержит примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, а также примерную форму, по которой указанные заявления и разъяснения должны быть получены.

Правило рекомендует ограничиться вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. Формулируя такие вопросы, аудитор должен исходить из рассчитанного в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 4 «Существенность в аудите» уровня существенности в отношении аудируемой отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

По мере планирования и осуществления аудиторской проверки аудитор направляет предусмотренному уставом аудируемого лица руководству — единоличному исполнительному органу, коллегиальному исполнительному органу, совету директоров, другому органу запросы, соответствующие их компетенции, в содержание которых целесообразно включать ссылки на федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, предусматривающие направление запросов и примерную форму ответов. Представляется целесообразным довести до сведения руководства аудируемого лица принятый аудитором уровень существенности, так как без знания его параметров руководство аудируемого лица не сможет сделать требуемые заявления, например предусмотренное п. 4 Приложения к Правилу N 23 заявление о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

При планировании аудита в соответствии с п. 22 Правила N 13 аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, чтобы:

  • понять оценку руководством аудируемого лица риска существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • получить представление о том, как организована руководством аудируемого лица система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и выявления ошибок;
  • определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате соответствующего служебного расследования, проведенного до начала аудита;
  • определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки.

В ходе проверки аудитором должны быть направлены запросы и получены письменные заявления руководства аудируемого лица по вопросам, представленным ниже.

На запрос на основании п. 48 Правила N 13 должно быть дано письменное заявление или разъяснение руководства аудируемого лица, содержащее информацию о том, что руководство аудируемого лица:

  • признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности <1>;
  • подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок;
  • выражает свое мнение о том, что неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, установленные аудитором при проведении аудита, являются не существенными по отдельности и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему;
  • проинформировало аудитора о всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию;
  • дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок.

<1> Как указывалось ранее, п. 3 Правила N 23 требует от аудитора получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности. Надлежащее ее составление, по нашему мнению, более широкий термин, чем достоверность, в связи с чем получение заявления руководства об ответственности за надлежащее составление отчетности не требует получения аудиторских доказательств признания ответственности за ее достоверность.

На запрос на основании п. 23 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» — о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На запрос на основании п. 14 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 9 «Аффилированные лица»:

  • о полноте представленной информации относительно определения круга аффилированных лиц;
  • о достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На запрос на основании п. п. 4, 16 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 20 «Аналитические процедуры» — об отклонениях от ожидаемых закономерностей или взаимосвязей, противоречащих другой информации либо отличающихся от предполагаемых величин.

На запрос на основании пп. «г» п. 5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 10 «События после отчетной даты», п. 16 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» — относительно судебных разбирательств и претензий, в которых участвует аудируемое лицо и которые могут существенно повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

На запрос на основании пп. «д» п. 5 Правила N 10 — относительно событий после отчетной даты, которые могли бы повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в том числе:

  • текущее состояние счетов, которые были отражены в учете на основе предварительных данных;
  • принимались ли новые обязательства, осуществлялись ли новые займы, заключались ли договоры поручительства;
  • имела ли место или планируется продажа активов;
  • имели ли место или планируются выпуск новых акций или долговых обязательств, реорганизация или ликвидация аудируемого лица;
  • имели ли место случаи конфискации государством активов или их гибели, например в результате пожара или наводнения;
  • произошли ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными фактами хозяйственной деятельности;
  • были ли внесены или рассматривается внесение каких-либо нетипичных бухгалтерских проводок;
  • произошли ли или могут произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, применявшейся при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, например события, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность допущения непрерывности деятельности.

На запрос на основании п. п. 12, 15 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»:

  • о существовании каких-либо финансовых, производственных и других факторов или признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности <1>;
  • о каких-либо событиях или условиях, которые выходят за рамки периода в 12 месяцев со дня отчетной даты и которые могут обусловливать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

<1> Детальный перечень таких признаков указан в п. 6 Правила N 11.

Сравнение содержания перечисленных заявлений и разъяснений с примерными вопросами, указанными в Приложении к Правилу N 23, показывает, что перечень вопросов для включения в письмо-представление или в письмо аудитора с изложением понимания позиции руководства по невыясненному кругу вопросов заметно меньше, так как рядом разъяснений и заявлений в виде письменных ответов руководства аудитор уже будет располагать.

Представляется важным получение отдельных подтверждений и разъяснений руководства относительно права собственности на все отраженные в отчетности материальные активы, так как согласно п. 20 Правила N 5 в результате инспектирования материальных активов аудируемого лица представляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.

Если аудитором не получены иным способом надлежащие доказательства, то руководству аудируемого лица достаточно сделать заявления и разъяснения относительно того, что:

  • аудитору представлены все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенных за последний календарный год;
  • организация выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения;
  • отсутствуют какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения;
  • не имеется никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • не имеется никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеется других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов;
  • организация имеет право собственности на все свои активы и не существует права изъятия активов организации за долги, кроме указанных в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности <1>.

<1> См.: п. п. 2, 5, 7, 8, 9 Приложения к Правилу N 23.

Учитывая, что самостоятельная подготовка руководством аудируемого лица письма-представления составляет определенную сложность, аудитору лучше в каждом отдельном случае с учетом специфики деятельности аудируемого лица, результатов тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу подготовить завершающий запрос с вопросами, положительные или отрицательные ответы на которые составят основу письма-представления аудируемого лица.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» требует от аудитора проявления в ходе планирования и проведения аудита профессионального скептицизма и понимания того, что устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Поэтому аудитор, в соответствии с требованиями Правила N 23, должен:

  • получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
  • оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным или другим вопросам;
  • определить компетентность и степень информированности лиц, представивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

В заключение необходимо обратить внимание на положения п. 15 Правила N 23. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор обязан критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

В.С.Ляховский

К. э. н.,

специалист

отдела стандартов и качества

ООО «Альт-Аудит»

Образец письма-представления (приложение к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»)

  • Источник– Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (редакция от 19.11.2008 № 863)
  • Разработчик– Правительство Российской Федерации, 2022
  • Количество страниц2 страницы

Скачать37 КБ

Образец доступен для бесплатного скачивания после просмотра небольшой рекламы.
Ссылка откроется в новом окне.

Образец представлен в форматах DOC и RTF, поэтому откроется в любых версиях Microsoft Word или Open Office.

Письмо-представление, что это такое? 

Письмо — это определенный текст, несущий в себе конкретную информацию. До появления компьютеров, письма были только на бумаге. С развитием техники появилось такое понятие, как электронное письмо. Представление — это воспроизведение или объяснение чего-либо, как физически, так и письменно. Если объединить эти два понятия, то мы, читая словосочетание письмо-представление, должны это понимать, как письменное объяснение, или знакомство нас с чем-то или кем-то, или подтверждение чего-либо. Часто термин письмо-представление используется при аудиторских проверках.

Стандарты деятельности аудитора 

Аудитор — это лицо, которое осуществляет ревизионную деятельность в адрес конкретной организации, как стороннее и незаинтересованное лицо, а, следовательно, дающее четкую и правильную картину фактического существования дел. Законодательно, если осуществляется аудиторская проверка, то она должна охватывать всю деятельность предприятия, основываться на фактическом состоянии дел, которое подтверждено документами. Но в связи с тем, что не всегда аудитор может получить доступ абсолютно ко всем документам, или в каком-либо вопросе необходимо получить разъяснение, в дело вступает письмо-представление. Аудитор изначально опирается в своей деятельности на закон, который регулирует непосредственно его работу. Существует перечень Федеральных правил аудиторских проверок. Правило 23 как раз и разъясняет, в каких случаях и почему используется такое письмо.

Письмо-представление аудируемого лица 

Руководство предприятия, на котором идет независимая аудиторская проверка, составляет письмо-представление, в адрес аудитора, в тексте которого дает разъяснение по тем или иным вопросам. В тексте письма руководство проверяемого предприятия фактически подтверждает правильность и достоверность информации, которую содержат финансовые документы, предоставленные аудитору для изучения. Далее по тексту, который можно найти в качестве образца письма в стандартах аудиторских проверок, идет перечисление сведений, которые руководство предприятия полностью подтверждает. Также в письме есть пункт, в котором руководство отрицает возможность намеренного искажения или сокрытие какой-либо информации. Как и любое письменное разъяснение, письмо-представление очень важный и нужный документ. Ведь в конце проверки аудитор должен дать письменный вывод своей проведенной работы и оценку деятельности предприятия. Если же в момент проверки какие-либо уточнения были получены устно, то можно допустить момент об ошибочно сложившемся мнении, в связи с недопониманием. Если же объяснение получено письменно, то обе стороны могут фактически подтвердить ту или иную полученную информацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к весам тефаль body up на русском языке
  • Противозачаточные таблетки для женщин регулон инструкция по применению
  • Инструкция по адресу 0х0000000000000 обратилась к памяти по адресу
  • Пантовые свечи инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Kajah balm brown инструкция по применению