Пигров руководство хора

Пигров - Руководство хором (обложка)Пигров К. К. Руководство хором : под ред. К. Птицы / К. К. Пигров. М., 1964. — 220 с.

Учебное пособие для хоровых отделений ССУЗов и ВУЗов.

Краткая справка: ПИГРОВ Константин Константинович (1876—1962) — русский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Одесской консерватории, заслуженный деятель искусств УССР. Окончил регентские классы Придворной певческой капеллы (ученик А. Лядова и др.). Руководил многими хорами (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Одесса); в том числе церковными (с которыми давал также общедоступные концерты, исполняя народные песни и классику), учебными (школы, гимназия, консерватория); был организатором и дирижером Молдавской капеллы «Дойна» (1930—39). Подготовленный Пигровым хор студентов Одессы удостоен 1-й премии на VI Всемирном фестивале молодежи (Москва, 1957). В работе с хорами Пигров добивался высокого технического совершенства, одухотворенности исполнения.

В книге «Руководство хором» (1964) обобщил свой хормейстерский и педагогический опыт. Особенно тщательно разработал вопросы хорового строя, отметив, в частности, важнейшее значение интонирования секунд.  

Показать скрытое содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Константин Константинович Пигров (очерк жизни и творческой деятельности) ………………… 3

Глава I. Общее понятие о хоре
Типы хоров в зависимости от состава голосов ……. 21
Виды хоров по числу самостоятельных партий (реальных голосов) и способу исполнения …………. 21
Разновидности хоров Советского Союза……… 23
Хоровые голоса, их объем и краткая характеристика …. 25
Виды хоров и их диапазоны…………. 29
Звуковой объем хоровых коллективов………. 34
Вопросы организационной работы в хоре…….. 35
Примеры из литературы для хоров различных видов …. 38

Глава II. Интонация и строй
Мелодический (горизонтальный) строи……… 41
Гармонический (вертикальный) строй………. 54

Глава III. Ансамбль………………. 78
Обзор главнейших аккордов с точки зрения хорового ансамбля ………. 82
Ансамбль в зависимости от вида фактуры хоровых произведений …………… 99

Глава IV. Воспитание дирижера хора ………… 130
Подготовка дирижера а занятиям с хором …….. 131

Глава V. Практическая работа хормейстера ……. 143
Техника управления хором………….. 144
Условия для работы с хором…………. 147
Способы выучивания хорового произведения……. 149
Разучивание двухголосных сочинений………. 151
Разучивание многоголосной музыки……… 156

Глава VI. Воспитание хорового певца-ансамблиста……. 164
Требования к певцу хора………….. 164
Работа над развитием голоса…………. 168
Работа над развитием чувства ритма……….. 171
Работа над развитием гармонического чувства…… 176
Работа в хоре над овладением музыкальной грамотностью . . . 178
Участие в хоре певцов-мальчиков и работа с ними …. 183
Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле…………… 184

Глава VII. Распевание хора…………… 187
Упражнения для распевания…………. 190
Задавание тона……………… 210
Задавание тона по камертону до………… 211
Задавание тона по камертону ля……….. 213

Заключение…………………. 214

Библиография.
На русском языке…………….. 215
На украинском языке……………. 216

Дополнительную информацию о Константине Константиновиче Пигрове можно найти на сайте Великие советские музыканты.

pigrov's-house

г. Одесса, ул. Соборная, 12
pigrov-memorial
Мемориальная доска К. Пигрову

Подборка полезных книг о тонкостях работы с хором!

▪Чесноков. Хор и управление им

▪Стулова. Теория и практика работы с хором

▪Пигров. Руководство хором

▪Виноградов. Работа над дикцией в хоре

▪Краснощёков. Вопросы хороведения

▪Коловский. Анализ хоровой партитуры

▪Левандо. Проблемы хороведения

▪Живов. Анализ хоровых произведений

▪Живов. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика

Репетиторы музыки 👉vk.com/music_911

Хор и управление им (П. Г. Чесноков)

Формат: pdf

Теория и практика работы с детским хором. Г.П.Стулова.pdf

Формат: pdf

Пигров-К-Руководство-хором-М19641.pdf

Формат: pdf

Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.rar

Формат: rar

Краснощёков, В. И. Вопросы хороведения.pdf

Формат: pdf

Коловский О. Анализ хоровой партитуры.pdf

Формат: pdf

Левандо П.П. Проблемы хороведения (1974).pdf

Формат: pdf

В.Живов «Анализ хоровых произведений».pdf

Формат: pdf

Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Мет..

Формат: doc

Сообщение:

Увеличить поле для сообщения

Марина Коцько-Баканова

14.10.2016

1

Спасибо!!!!

Гульжан Аширбекова

28.03.2020

Спасибо за материал!!!

Пигров, Константин Константинович — Руководство хором [Текст] : [учебное пособие для очных, заочных и вечерних отделений музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений]

Карточка

Пигров, Константин Константинович (1876-1962).

Руководство хором [Текст] : [учебное пособие для очных, заочных и вечерних отделений музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений] / Под ред. [и со вступ. статьей, с. 3-20] К. Птицы. — Москва : Музыка, 1964. — 220 с. : нот.; 22 см.

Хоровые коллективы — Методика работы — Учебники и пособия

Шифр хранения:

FB 801-83/16976-2

FB Б 64-22/47

FB Б 64-22/48

MZ Щ31 П33 (Б-ка Леонова)

Описание

Автор
Заглавие Руководство хором [Текст] : [учебное пособие для очных, заочных и вечерних отделений музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений]
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
Дата поступления в ЭК 29.10.2012
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности Под ред. [и со вступ. статьей, с. 3-20] К. Птицы
Выходные данные Москва : Музыка, 1964
Физическое описание 220 с. : нот.; 22 см
Тема Хоровые коллективы — Методика работы — Учебники и пособия
Язык Русский
Места хранения FB 801-83/16976-2
FB Б 64-22/47
FB Б 64-22/48
MZ Щ31 П33 (Б-ка Леонова)

Пигров Константин Константинович (1876-1962)

К.К. Пигров

Константин Константинович Пигров – профессор Одесской консерватории, хоровой дирижер и педагог, заслуженный деятель искусств УССР.

Как и у многих выдающихся деятелей русской хоровой культуры, увлечение хоровым искусством возникло у Пигрова еще в самом раннем детстве. Он родился 7 ноября (26 октября) 1876 года, на юге России, в селе Малая Джалга Ставропольского края. “С момента моей сознательной жизни, – пишет Константин Константинович в интереснейшем документе истории русского певческого искусства, «Автобиографии», – с 6-7 лет я страстно любил хоровое пение и старался принимать в нем активное участие”. В глухом калмыцком селе Малой Джалге Ставропольской губернии, где проживала семья Пигровых, способный регент-самоучка, крестьянин Д.И. Слюсарь, руководил хором местной церкви. “Под его управлением, – говорится далее, – большой хор, человек в 40, пел простые церковные напевы a capella, иногда пытался петь сочинения Бортнянского. Бортнянский был им не по силам, но так называемое простое пение исполнялось звучно, искренне и даже впечатляюще”. В этом хоре мальчиком-певчим и начал свой творческий путь Пигров. Годы шли, в 1885 году Пигрова из Малой Джалги отвезли в Ставрополь для обучения в духовном училище. И там предметами, наиболее привлекшими мальчика, оказались нотная грамота и классное хоровое пение. Последнее, как исполнительство, мало-помалу стало главным в его душевных стремлениях. Между тем поступление певчим в губернский церковный хор было делом нелегким: Пигров не обладал значительными голосовыми данными, не было и протекции, столь необходимой в то время для успешного завершения всякого начинания. Однако твердость намерений и настойчивость юности принесли успех. “И вот я в хоре! Я наверху блаженства!”

За училищем следовало обучение в духовной семинарии. И здесь интересы юноши главным образом сконцентрировались вокруг певческой стороны обучения. В скором времени Пигров сам стал регентом семинарского хора. В то время хоры духовных семинарий в губернских городах отличались немалой исполнительской культурой. Составленные из голосистых, музыкально подготовленных певцов-семинаристов, они исполняли большой репертуар для мужского хора, не ограничиваясь произведениями культовой музыки. Концерты семинарского хора нередко являлись украшением художественной жизни города.

К.К. Пигров

В 1898 году Пигров уехал в Петербург, где поступил в регентский класс при Придворной певческой капелле. Петербургская капелла была в то время одним из центров подготовки профессиональных хоровых дирижеров. Уровень учебного курса был высок, учителями специальных предметов являлись великолепные музыканты-профессора консерватории. Руководителем капеллы был выдающийся русский композитор А.С. Аренский.

Особенно ценны были лекции по гармонии и контрапункту А.К. Лядова. “Слушайте побольше музыки, – говорил он нам”. Выдающиеся способности Пигрова позволили ему пройти и успешно окончить пятилетний курс обучения уже в 1901 году, то есть за три года (педагоги – А.К. Лядов (гармония), И.А. Вишневский, Н.А. Соколов). И с тех пор началась “трудовая жизнь хормейстера-профессионала”. Молодому дирижеру предстоял выбор дальнейшего творческого пути. “Было три пути: культовое хоровое пение, хоровое пение в общеобразовательной школе и, наконец, организация хорового коллектива за счет и риск предпринимателя-организатора. Третий вариант применения своих умений и знаний был для меня неприемлемым, потому что у меня не было для этого необходимых данных (денег). Следовательно, оставались два возможных варианта: работать в церкви или же в общеобразовательной школе”. Однако хормейстеру-профессионалу, стремящемуся к достижению исполнительского мастерства, рассчитывать на широкое и полноценное применение своих знаний и артистических возможностей в общеобразовательной школе не приходилось. Достижение в школьном хоре профессионального уровня было невозможно. К тому же необязательность предмета пения в школе ставила преподавателей зачастую в трудные условия как материального, так и морального порядка. В то же время развитие и состояние церковной музыки в России в ряде случаев создавало достаточные условия для профессиональной хоровой работы. Богатые приходы отпускали приличное вознаграждение певчим и их руководителям.

Репертуар культовой музыки в значительной мере соответствовал общему уровню русской хоровой культуры. К этому времени имелось немало шедевров русской церковной хоровой музыки (начиная от созданных полтора-два столетия назад до знаменитых культовых произведений Чайковского, Аренского). Вскоре были написаны лучшие сочинения П. Чеснокова, “Всенощная” С. Рахманинова, “Литургия” А. Гречанинова и другие.

В церковной музыке разгорелась борьба старых, аскетических певческих устоев с новыми веяниями, связанными с проникновением в церковную музыку народно-песенных элементов, в первую очередь, через творчество А.Д. Кастальского. Вместе с народно-песенным началом, рушившим старые каноны церковного хорового письма, свежие струи нового, светского стиля исполнения, драматизированного, насыщенного подлинным человеческим чувством, врывались в атмосферу отрешенности и бесстрастности, считавшихся прежде обязательной принадлежностью культового пения. Проводниками этого нового направления, исполненного живых и горячих страстей, новаторами, исполнительское дарование которых не умещалось в рамках установленных церковных догм, стали лучшие хормейстеры России. В Петербурге – Е.С. Азеев, в Москве – В.С. Орлов, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, а на юге России – К.К. Пигров. Они утверждали этот новый стиль силой своего таланта, своей убежденностью в трудных условиях укоренившихся привычек и обычаев.

В 1901 году Пигров получил назначение на работу в Ростове-на-Дону. “Мне пришлось включиться в работу хормейстера и учителя пения… По примеру многих своих товарищей по оружию, я одновременно работал и в общеобразовательной школе, и в церкви”.

Одесса

В 1914 году Константин Константинович переехал в Одессу – город необычайно интенсивной музыкальной жизни, город певцов и песен – русский Неаполь. Здесь, в Одессе, он “имел церковный хор и уроки пения в учебных заведениях”, и с этого времени его имя неразрывно связано с историей нашего города. Слава Пигрова как хорового мастера начинает расти. В 1915 году был проведен цикл духовных концертов соединенными хорами всех церквей Одессы, посвященный возрождению церковно-певческого благотворительного общества. Дирижировать первым концертом пригласили Пигрова, который был в то время регентом церкви коммерческого училища.

Когда в 1918 году проездом из Москвы в Крым Одессу посетил А. Гречанинов, он зашел в Кафедральный собор и там услышал в исполнении хора под управлением Пигрова свои произведения – “Херувимскую”, “Воскликните Господеви”, “Верую”. Композитор был восхищен замечательной трактовкой, стройностью и слаженностью звучания, филигранностью нюансировки; по свидетельству очевидцев, он сказал, что нигде и никогда не слышал такого исполнения своих произведений, именно такими он их представлял, когда сочинял. Константин Константинович часто ссылался на это высказывание из уст композитора и считал его наивысшей похвалой для себя.

К.К. Пигров

Примечательным является любовь Пигрова к работе в хоровой самодеятельности, в общеобразовательной школе. Также он организует большое количество общедоступных концертов для народа. На товарной станции, в рабочих клубах, в частях Красной Армии звучит хоровая музыка: советская песня, народная песня, русская классика. “Рабочая публика, слушавшая нас, очень тепло принимала и горячо аплодировала нам”.

В 1920 году первый ректор Одесской консерватории Витольд Иосифович Малишевский пригласил К. Пигрова заведовать хоровым классом и вести некоторые теоретические дисциплины. К этому времени это был уже сформировавшийся мастер, хормейстер-профессионал, имя которого было известно и любимо почитателями хорового искусства. “В 1922-23 учебном году в консерватории уже был хор. Правда, состоял он из одних женщин и, преследуя главным образом учебно-воспитательные цели, значительной культурно-художественной ценности не представлял. Однако коллектив пел складно и довольно стройно”. С огромной энергией и настойчивостью Пигров добивается создания при консерватории образцового смешанного хора. Он комплектует смешанный хор, тщательно отбирая участников, не пренебрегая и теми, кто не имел еще навыка ансамблевого пения. А в 1927 году хор консерватории уже смог принять почетное предложение Одесского филармонического общества – участвовать в торжественном концерте, посвященном 100-летию со дня смерти Л. ван Бетховена.

В 1920-е годы, совмещая педагогическую работу с деятельностью регента Кафедрального собора, Пигров руководил большим любительским хором в 200 певцов при Музыкальном обществе им. Н.Д. Леонтовича, и вновь, пишет он, “…понадобилось затратить очень много труда, чтобы этот громадный хор заставить петь стройно и в ансамбле”. И снова талант, трудолюбие и знания принесли свои плоды. Выступление молодого коллектива проходило в переполненном зале, создавая приподнятое и торжественное настроение, как у публики, так и у исполнителей.

К.К. ПигровМолдавская капелла “Дойна”

В 1930 году представители Молдавской республики обратились в Одессу – музыкальный центр юга страны – с просьбой направить в республику крупного специалиста-хормейстера для организации национальной хоровой капеллы в Тирасполе – временной столице Молдавии. Выбор пал на крупнейшего уже к тому времени мастера хорового искусства Пигрова. В сложных условиях начальных лет культурного строительства в республике он приступил к формированию коллектива будущей капеллы “Дойна”. По всей Молдавии ездил его помощник Н.С. Ненев, отбирая певцов “с хорошими голосами, способных к восприятию музыкальной культуры. Дело это оказалось очень трудным. Многие девушки и парни, имевшие подходящий материал, боялись поступать в такую организацию, о которой они никогда и нигде не слышали. Приходилось встречаться с людьми, которые никогда не ездили по железной дороге. И вот из этой почти не тронутой музыкальной культурой массы надо было найти материал для воспитания высококультурного в будущем хора”.

Уже первый год работы молдавской капеллы дал положительные результаты. Было принято решение о перемещении Молдавской капеллы на год в Одессу для обучения певцов и приобщения их к музыкальной культуре. Обучение проходило при Одесском музыкально-драматическом институте. Главнейшей дисциплиной во время обучения стал хоровой класс. Пигров стоял во главе этого класса и вел обучение по выработанной им системе. Обучение целого коллектива является уникальным явлением, не имеющим аналогов в современной практике.

К.К. ПигровПрофессор Константин Константинович Пигров и профессор Григорий Романович Ширма

В апреле 1933 года молдавский хор окончил свое обучение в Одессе и вернулся в Тирасполь как профессиональная капелла, а постоянная деятель­ность Пигрова в этом коллективе продолжалась до 1939 года, когда он вернулся на работу в Одесскую консерваторию возглавить хоровое обучение, оставаясь в то же время консультантом в Тирасполе.

В 1936 году К.К. Пигров возглавил открывшийся хоровой факультет Одесской консерватории. “Впереди было замечательное исполнение «Реквиема» Моцарта, «Времен года» Гайдна, хоровых шедевров Танеева, Гречанинова, Аренского, великолепное звучание обработок Леонтовича. 1957 год принес объединенному хору консерватории и музыкального училища мировое признание: художественный руководитель хора К. Пигров, дирижер хора Д. Загрецкий и прославившийся хор стали лауреатами Первой премии VI Всемирного фестиваля в Москве”, – вспоминает профессор А. Серебри. Но о достижениях хора Пигрова заговорили еще раньше.

К.К. Пигров Д.С. Загрецкий и К.К. Пигров с хором Одесской филармонии. 1950-е гг.

С весны 1944 года, после освобождения города, на хормейстерском отделении появился небольшой хор, который был в 1945 году довольно многочисленным (свыше 50 человек).

К.К. Пигров

Хор усиленно работал и к весне 1947 года представлял собою технически сильный коллектив. Именно к этому времени относится работа Пигрова с хором консерватории над “Реквиемом” Моцарта и его исполнение, явившееся значительным событием в музыкальной жизни страны. Исполнение “Реквиема” представляло собою подлинный шедевр хорового мастерства, тонкости интерпретации, понимания стиля. О нем заговорили повсюду. Прослушивание записи этого исполнения на кафедре хорового дирижирования в Московской консерватории вызвало восхищение. Трудно было представить, что Пигров с непрофессиональным учебным хором добился столь блестящих результатов. Художественные образы предстали в такой совершенной полноте, с такой проникновенностью и в таком мастерском воплощении, что отсутствие оркестра (“Реквием” исполнялся в сопровождении фортепиано) не воспринималось как обеднение авторского замысла. А вскоре бывший в Москве проездом из гастролей по югу страны известный русский хоровой дирижер, руководитель Ленинградской академической капеллы профессор Г.А. Дмитревский говорил своим друзьям-хоровикам: “Если мы хотим по-настоящему научиться хоровому делу, – надо ехать в Одессу к Пигрову”.

Методические принципы талантливого педагога и дирижера нашли свое воплощение в труде по хороведению “Руководство хором” (Москва: Музыка, 1964); украинское издание – “Керування хором” (1956).

Кафедра хорового дирижирования Одесской консерватории (ныне – Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой) – детище Константина Константиновича. Одесской хоровой школой, школой Пигрова, заслуженно гордятся многочисленные ее воспитанники.

Среди них: народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, лауреат Государственной премии СССР, профессор, академик Академии искусств Украины, Герой Украины А.Т. Авдиевский; народный артист Украины, заслуженный деятель искусств, профессор, почетный член Национальной академии искусств Украины М.П. Гринишин; народный артист УССР, профессор Е.В. Дущенко; профессор Д.С. Загрецкий; профессор В.И. Шип; заслуженный деятель искусств Украины, профессор С.В. Дорогой; народный артист УССР, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченко, профессор В.М. Иконник; заслуженный работник культуры Украины, профессор В.Н. Луговенко; заслуженный деятель искусств Украины, профессор А.П. Серебри; заслуженный работник культуры Украины, профессор Г.С. Лиознов и многие другие.

Клавдий Борисович Птица вспоминал: “Вскоре мне стала понятна та фанатическая любовь учеников, которая окружала его при жизни и, видимо, никогда не ослабеет в их памяти. Старый мастер, казалось, излучал добрый и мудрый свет. Его бледно-голубые, слегка выцветшие глаза проницательно и ласково заглядывали в самую душу. Суждения были просты, ясны и глубоки. Это был наставник и руководитель в самом полном значении слова. Он говорил о секретах своего волшебного искусства просто и охотно. Речь его дышала горячей любовью к делу своей жизни”.

К.К. Пигров

Умер Константин Константинович Пигров 22 декабря 1962 года в Одессе.

На Соборной площади, 12, на фасаде дома, в котором жил К.К. Пигров, установлена мемориальная доска.

Евгения Бондарь, профессор,
доктор искусствоведения,
заслуженный деятель искусств Украины.
По материалам К.Б. Птицы и И.А. Шатовой

Пигров - Руководство хором (обложка)Пигров К. К. Руководство хором : под ред. К. Птицы / К. К. Пигров. М., 1964. — 220 с.

Учебное пособие для хоровых отделений ССУЗов и ВУЗов.

Краткая справка: ПИГРОВ Константин Константинович (1876—1962) — русский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Одесской консерватории, заслуженный деятель искусств УССР. Окончил регентские классы Придворной певческой капеллы (ученик А. Лядова и др.). Руководил многими хорами (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Одесса); в том числе церковными (с которыми давал также общедоступные концерты, исполняя народные песни и классику), учебными (школы, гимназия, консерватория); был организатором и дирижером Молдавской капеллы «Дойна» (1930—39). Подготовленный Пигровым хор студентов Одессы удостоен 1-й премии на VI Всемирном фестивале молодежи (Москва, 1957). В работе с хорами Пигров добивался высокого технического совершенства, одухотворенности исполнения.

В книге «Руководство хором» (1964) обобщил свой хормейстерский и педагогический опыт. Особенно тщательно разработал вопросы хорового строя, отметив, в частности, важнейшее значение интонирования секунд.  

Показать скрытое содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Константин Константинович Пигров (очерк жизни и творческой деятельности) ………………… 3

Глава I. Общее понятие о хоре
Типы хоров в зависимости от состава голосов ……. 21
Виды хоров по числу самостоятельных партий (реальных голосов) и способу исполнения …………. 21
Разновидности хоров Советского Союза……… 23
Хоровые голоса, их объем и краткая характеристика …. 25
Виды хоров и их диапазоны…………. 29
Звуковой объем хоровых коллективов………. 34
Вопросы организационной работы в хоре…….. 35
Примеры из литературы для хоров различных видов …. 38

Глава II. Интонация и строй
Мелодический (горизонтальный) строи……… 41
Гармонический (вертикальный) строй………. 54

Глава III. Ансамбль………………. 78
Обзор главнейших аккордов с точки зрения хорового ансамбля ………. 82
Ансамбль в зависимости от вида фактуры хоровых произведений …………… 99

Глава IV. Воспитание дирижера хора ………… 130
Подготовка дирижера а занятиям с хором …….. 131

Глава V. Практическая работа хормейстера ……. 143
Техника управления хором………….. 144
Условия для работы с хором…………. 147
Способы выучивания хорового произведения……. 149
Разучивание двухголосных сочинений………. 151
Разучивание многоголосной музыки……… 156

Глава VI. Воспитание хорового певца-ансамблиста……. 164
Требования к певцу хора………….. 164
Работа над развитием голоса…………. 168
Работа над развитием чувства ритма……….. 171
Работа над развитием гармонического чувства…… 176
Работа в хоре над овладением музыкальной грамотностью . . . 178
Участие в хоре певцов-мальчиков и работа с ними …. 183
Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле…………… 184

Глава VII. Распевание хора…………… 187
Упражнения для распевания…………. 190
Задавание тона……………… 210
Задавание тона по камертону до………… 211
Задавание тона по камертону ля……….. 213

Заключение…………………. 214

Библиография.
На русском языке…………….. 215
На украинском языке……………. 216

Дополнительную информацию о Константине Константиновиче Пигрове можно найти на сайте Великие советские музыканты.

pigrov's-house

г. Одесса, ул. Соборная, 12
pigrov-memorial
Мемориальная доска К. Пигрову

Пигров Константин Константинович (1876-1962)

К.К. Пигров

Константин Константинович Пигров – профессор Одесской консерватории, хоровой дирижер и педагог, заслуженный деятель искусств УССР.

Как и у многих выдающихся деятелей русской хоровой культуры, увлечение хоровым искусством возникло у Пигрова еще в самом раннем детстве. Он родился 7 ноября (26 октября) 1876 года, на юге России, в селе Малая Джалга Ставропольского края. “С момента моей сознательной жизни, – пишет Константин Константинович в интереснейшем документе истории русского певческого искусства, «Автобиографии», – с 6-7 лет я страстно любил хоровое пение и старался принимать в нем активное участие”. В глухом калмыцком селе Малой Джалге Ставропольской губернии, где проживала семья Пигровых, способный регент-самоучка, крестьянин Д.И. Слюсарь, руководил хором местной церкви. “Под его управлением, – говорится далее, – большой хор, человек в 40, пел простые церковные напевы a capella, иногда пытался петь сочинения Бортнянского. Бортнянский был им не по силам, но так называемое простое пение исполнялось звучно, искренне и даже впечатляюще”. В этом хоре мальчиком-певчим и начал свой творческий путь Пигров. Годы шли, в 1885 году Пигрова из Малой Джалги отвезли в Ставрополь для обучения в духовном училище. И там предметами, наиболее привлекшими мальчика, оказались нотная грамота и классное хоровое пение. Последнее, как исполнительство, мало-помалу стало главным в его душевных стремлениях. Между тем поступление певчим в губернский церковный хор было делом нелегким: Пигров не обладал значительными голосовыми данными, не было и протекции, столь необходимой в то время для успешного завершения всякого начинания. Однако твердость намерений и настойчивость юности принесли успех. “И вот я в хоре! Я наверху блаженства!”

За училищем следовало обучение в духовной семинарии. И здесь интересы юноши главным образом сконцентрировались вокруг певческой стороны обучения. В скором времени Пигров сам стал регентом семинарского хора. В то время хоры духовных семинарий в губернских городах отличались немалой исполнительской культурой. Составленные из голосистых, музыкально подготовленных певцов-семинаристов, они исполняли большой репертуар для мужского хора, не ограничиваясь произведениями культовой музыки. Концерты семинарского хора нередко являлись украшением художественной жизни города.

К.К. Пигров

В 1898 году Пигров уехал в Петербург, где поступил в регентский класс при Придворной певческой капелле. Петербургская капелла была в то время одним из центров подготовки профессиональных хоровых дирижеров. Уровень учебного курса был высок, учителями специальных предметов являлись великолепные музыканты-профессора консерватории. Руководителем капеллы был выдающийся русский композитор А.С. Аренский.

Особенно ценны были лекции по гармонии и контрапункту А.К. Лядова. “Слушайте побольше музыки, – говорил он нам”. Выдающиеся способности Пигрова позволили ему пройти и успешно окончить пятилетний курс обучения уже в 1901 году, то есть за три года (педагоги – А.К. Лядов (гармония), И.А. Вишневский, Н.А. Соколов). И с тех пор началась “трудовая жизнь хормейстера-профессионала”. Молодому дирижеру предстоял выбор дальнейшего творческого пути. “Было три пути: культовое хоровое пение, хоровое пение в общеобразовательной школе и, наконец, организация хорового коллектива за счет и риск предпринимателя-организатора. Третий вариант применения своих умений и знаний был для меня неприемлемым, потому что у меня не было для этого необходимых данных (денег). Следовательно, оставались два возможных варианта: работать в церкви или же в общеобразовательной школе”. Однако хормейстеру-профессионалу, стремящемуся к достижению исполнительского мастерства, рассчитывать на широкое и полноценное применение своих знаний и артистических возможностей в общеобразовательной школе не приходилось. Достижение в школьном хоре профессионального уровня было невозможно. К тому же необязательность предмета пения в школе ставила преподавателей зачастую в трудные условия как материального, так и морального порядка. В то же время развитие и состояние церковной музыки в России в ряде случаев создавало достаточные условия для профессиональной хоровой работы. Богатые приходы отпускали приличное вознаграждение певчим и их руководителям.

Репертуар культовой музыки в значительной мере соответствовал общему уровню русской хоровой культуры. К этому времени имелось немало шедевров русской церковной хоровой музыки (начиная от созданных полтора-два столетия назад до знаменитых культовых произведений Чайковского, Аренского). Вскоре были написаны лучшие сочинения П. Чеснокова, “Всенощная” С. Рахманинова, “Литургия” А. Гречанинова и другие.

В церковной музыке разгорелась борьба старых, аскетических певческих устоев с новыми веяниями, связанными с проникновением в церковную музыку народно-песенных элементов, в первую очередь, через творчество А.Д. Кастальского. Вместе с народно-песенным началом, рушившим старые каноны церковного хорового письма, свежие струи нового, светского стиля исполнения, драматизированного, насыщенного подлинным человеческим чувством, врывались в атмосферу отрешенности и бесстрастности, считавшихся прежде обязательной принадлежностью культового пения. Проводниками этого нового направления, исполненного живых и горячих страстей, новаторами, исполнительское дарование которых не умещалось в рамках установленных церковных догм, стали лучшие хормейстеры России. В Петербурге – Е.С. Азеев, в Москве – В.С. Орлов, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, а на юге России – К.К. Пигров. Они утверждали этот новый стиль силой своего таланта, своей убежденностью в трудных условиях укоренившихся привычек и обычаев.

В 1901 году Пигров получил назначение на работу в Ростове-на-Дону. “Мне пришлось включиться в работу хормейстера и учителя пения… По примеру многих своих товарищей по оружию, я одновременно работал и в общеобразовательной школе, и в церкви”.

Одесса

В 1914 году Константин Константинович переехал в Одессу – город необычайно интенсивной музыкальной жизни, город певцов и песен – русский Неаполь. Здесь, в Одессе, он “имел церковный хор и уроки пения в учебных заведениях”, и с этого времени его имя неразрывно связано с историей нашего города. Слава Пигрова как хорового мастера начинает расти. В 1915 году был проведен цикл духовных концертов соединенными хорами всех церквей Одессы, посвященный возрождению церковно-певческого благотворительного общества. Дирижировать первым концертом пригласили Пигрова, который был в то время регентом церкви коммерческого училища.

Когда в 1918 году проездом из Москвы в Крым Одессу посетил А. Гречанинов, он зашел в Кафедральный собор и там услышал в исполнении хора под управлением Пигрова свои произведения – “Херувимскую”, “Воскликните Господеви”, “Верую”. Композитор был восхищен замечательной трактовкой, стройностью и слаженностью звучания, филигранностью нюансировки; по свидетельству очевидцев, он сказал, что нигде и никогда не слышал такого исполнения своих произведений, именно такими он их представлял, когда сочинял. Константин Константинович часто ссылался на это высказывание из уст композитора и считал его наивысшей похвалой для себя.

К.К. Пигров

Примечательным является любовь Пигрова к работе в хоровой самодеятельности, в общеобразовательной школе. Также он организует большое количество общедоступных концертов для народа. На товарной станции, в рабочих клубах, в частях Красной Армии звучит хоровая музыка: советская песня, народная песня, русская классика. “Рабочая публика, слушавшая нас, очень тепло принимала и горячо аплодировала нам”.

В 1920 году первый ректор Одесской консерватории Витольд Иосифович Малишевский пригласил К. Пигрова заведовать хоровым классом и вести некоторые теоретические дисциплины. К этому времени это был уже сформировавшийся мастер, хормейстер-профессионал, имя которого было известно и любимо почитателями хорового искусства. “В 1922-23 учебном году в консерватории уже был хор. Правда, состоял он из одних женщин и, преследуя главным образом учебно-воспитательные цели, значительной культурно-художественной ценности не представлял. Однако коллектив пел складно и довольно стройно”. С огромной энергией и настойчивостью Пигров добивается создания при консерватории образцового смешанного хора. Он комплектует смешанный хор, тщательно отбирая участников, не пренебрегая и теми, кто не имел еще навыка ансамблевого пения. А в 1927 году хор консерватории уже смог принять почетное предложение Одесского филармонического общества – участвовать в торжественном концерте, посвященном 100-летию со дня смерти Л. ван Бетховена.

В 1920-е годы, совмещая педагогическую работу с деятельностью регента Кафедрального собора, Пигров руководил большим любительским хором в 200 певцов при Музыкальном обществе им. Н.Д. Леонтовича, и вновь, пишет он, “…понадобилось затратить очень много труда, чтобы этот громадный хор заставить петь стройно и в ансамбле”. И снова талант, трудолюбие и знания принесли свои плоды. Выступление молодого коллектива проходило в переполненном зале, создавая приподнятое и торжественное настроение, как у публики, так и у исполнителей.

К.К. ПигровМолдавская капелла “Дойна”

В 1930 году представители Молдавской республики обратились в Одессу – музыкальный центр юга страны – с просьбой направить в республику крупного специалиста-хормейстера для организации национальной хоровой капеллы в Тирасполе – временной столице Молдавии. Выбор пал на крупнейшего уже к тому времени мастера хорового искусства Пигрова. В сложных условиях начальных лет культурного строительства в республике он приступил к формированию коллектива будущей капеллы “Дойна”. По всей Молдавии ездил его помощник Н.С. Ненев, отбирая певцов “с хорошими голосами, способных к восприятию музыкальной культуры. Дело это оказалось очень трудным. Многие девушки и парни, имевшие подходящий материал, боялись поступать в такую организацию, о которой они никогда и нигде не слышали. Приходилось встречаться с людьми, которые никогда не ездили по железной дороге. И вот из этой почти не тронутой музыкальной культурой массы надо было найти материал для воспитания высококультурного в будущем хора”.

Уже первый год работы молдавской капеллы дал положительные результаты. Было принято решение о перемещении Молдавской капеллы на год в Одессу для обучения певцов и приобщения их к музыкальной культуре. Обучение проходило при Одесском музыкально-драматическом институте. Главнейшей дисциплиной во время обучения стал хоровой класс. Пигров стоял во главе этого класса и вел обучение по выработанной им системе. Обучение целого коллектива является уникальным явлением, не имеющим аналогов в современной практике.

К.К. ПигровПрофессор Константин Константинович Пигров и профессор Григорий Романович Ширма

В апреле 1933 года молдавский хор окончил свое обучение в Одессе и вернулся в Тирасполь как профессиональная капелла, а постоянная деятель­ность Пигрова в этом коллективе продолжалась до 1939 года, когда он вернулся на работу в Одесскую консерваторию возглавить хоровое обучение, оставаясь в то же время консультантом в Тирасполе.

В 1936 году К.К. Пигров возглавил открывшийся хоровой факультет Одесской консерватории. “Впереди было замечательное исполнение «Реквиема» Моцарта, «Времен года» Гайдна, хоровых шедевров Танеева, Гречанинова, Аренского, великолепное звучание обработок Леонтовича. 1957 год принес объединенному хору консерватории и музыкального училища мировое признание: художественный руководитель хора К. Пигров, дирижер хора Д. Загрецкий и прославившийся хор стали лауреатами Первой премии VI Всемирного фестиваля в Москве”, – вспоминает профессор А. Серебри. Но о достижениях хора Пигрова заговорили еще раньше.

К.К. Пигров Д.С. Загрецкий и К.К. Пигров с хором Одесской филармонии. 1950-е гг.

С весны 1944 года, после освобождения города, на хормейстерском отделении появился небольшой хор, который был в 1945 году довольно многочисленным (свыше 50 человек).

К.К. Пигров

Хор усиленно работал и к весне 1947 года представлял собою технически сильный коллектив. Именно к этому времени относится работа Пигрова с хором консерватории над “Реквиемом” Моцарта и его исполнение, явившееся значительным событием в музыкальной жизни страны. Исполнение “Реквиема” представляло собою подлинный шедевр хорового мастерства, тонкости интерпретации, понимания стиля. О нем заговорили повсюду. Прослушивание записи этого исполнения на кафедре хорового дирижирования в Московской консерватории вызвало восхищение. Трудно было представить, что Пигров с непрофессиональным учебным хором добился столь блестящих результатов. Художественные образы предстали в такой совершенной полноте, с такой проникновенностью и в таком мастерском воплощении, что отсутствие оркестра (“Реквием” исполнялся в сопровождении фортепиано) не воспринималось как обеднение авторского замысла. А вскоре бывший в Москве проездом из гастролей по югу страны известный русский хоровой дирижер, руководитель Ленинградской академической капеллы профессор Г.А. Дмитревский говорил своим друзьям-хоровикам: “Если мы хотим по-настоящему научиться хоровому делу, – надо ехать в Одессу к Пигрову”.

Методические принципы талантливого педагога и дирижера нашли свое воплощение в труде по хороведению “Руководство хором” (Москва: Музыка, 1964); украинское издание – “Керування хором” (1956).

Кафедра хорового дирижирования Одесской консерватории (ныне – Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой) – детище Константина Константиновича. Одесской хоровой школой, школой Пигрова, заслуженно гордятся многочисленные ее воспитанники.

Среди них: народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, лауреат Государственной премии СССР, профессор, академик Академии искусств Украины, Герой Украины А.Т. Авдиевский; народный артист Украины, заслуженный деятель искусств, профессор, почетный член Национальной академии искусств Украины М.П. Гринишин; народный артист УССР, профессор Е.В. Дущенко; профессор Д.С. Загрецкий; профессор В.И. Шип; заслуженный деятель искусств Украины, профессор С.В. Дорогой; народный артист УССР, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченко, профессор В.М. Иконник; заслуженный работник культуры Украины, профессор В.Н. Луговенко; заслуженный деятель искусств Украины, профессор А.П. Серебри; заслуженный работник культуры Украины, профессор Г.С. Лиознов и многие другие.

Клавдий Борисович Птица вспоминал: “Вскоре мне стала понятна та фанатическая любовь учеников, которая окружала его при жизни и, видимо, никогда не ослабеет в их памяти. Старый мастер, казалось, излучал добрый и мудрый свет. Его бледно-голубые, слегка выцветшие глаза проницательно и ласково заглядывали в самую душу. Суждения были просты, ясны и глубоки. Это был наставник и руководитель в самом полном значении слова. Он говорил о секретах своего волшебного искусства просто и охотно. Речь его дышала горячей любовью к делу своей жизни”.

К.К. Пигров

Умер Константин Константинович Пигров 22 декабря 1962 года в Одессе.

На Соборной площади, 12, на фасаде дома, в котором жил К.К. Пигров, установлена мемориальная доска.

Евгения Бондарь, профессор,
доктор искусствоведения,
заслуженный деятель искусств Украины.
По материалам К.Б. Птицы и И.А. Шатовой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту brp 550f
  • Орцеполвм инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Alcad serie 903 инструкция на русском
  • Положение об инструкциях по охране труда в организации
  • Руководство для женатых мужчин смотреть онлайн