Первые детские сады появились под руководством кого

Детские сады известны еще с царских времен. Первые дошкольные заведения открылись в России в 19 веке. Причем воспитательная программа была заимствована у немцев. Тогда сады были платными, частными и недоступными для простого люда. И лишь в эпоху СССР они стали неотъемлемой частью советской жизни.

«Садовницы» и «цветы жизни»

Автор популярной детсадовской методики Ф.Фребель. /Фото: froebel-museum.de

Автор популярной детсадовской методики Ф.Фребель. /Фото: froebel-museum.de

Система воспитания дошкольников в детском коллективе разработана немецким педагогом Фрёбелем. Он и основал в 1837-м в Германии первое заведение, ставшее впоследствии прототипом сегодняшних детских садов. В философском контексте Фрёбель значился идеалистом, считавшим нравственное воспитание фундаментом будущего светлого общества. В своей методике он детально прорабатывал отдельно взятые положительные качества ребенка, включая в программы развивающие и подвижные игры. Однако коллеги находили его разработки слишком формалистичными. Детсадовских воспитательниц Фребель именовал «садовницами». А дети, по мнению ученого, — божьи цветы, взращивать которые нужно с любовью. Детский сад, по замыслу основателя, должен был противопоставить увязнувшему в техницизме миру природное движение человеческих ростков.

В известных на тот момент детских школах воспитанники занимались вязанием, заучиванием наизусть катехизиса и все это при полной тишине. Фребель предложил свой дидактический комплекс в полный противовес существующим. По его учению «садовницы» поддерживали с детьми частые диалоги, образно описывали каждое окружающее явление, изучали с ними цвета при помощи шерстяных разноцветных шариков, использовали в образовательном процессе наглядные пособия — кубики, шарики и деревянные игрушки. Фребель первым обозначил детский сад, как заведение для свободного развития маленьких детей. Эта система завоевала популярность во многих странах, не обойдя и Россию.

Первые российские сады для обеспеченных воспитанников

Первые детские сады в России были платными и воспитывали только детей из богатых семей. /Фото: pbs.twimg.com

Первые детские сады в России были платными и воспитывали только детей из богатых семей. /Фото: pbs.twimg.com

После открытия первого платного детского сада в 1859-м в Гельсингфорсе, аналогичное заведение появилось в 1863-м в Петербурге. Основательницей частного детсада стала супруга профессора Люгебиля. Последующие 10 лет платные детские заведения появились в Воронеже, Смоленске, Иркутске, Москве,Тбилиси. Организация и направления воспитательной работы в этих садах полностью зависели от взглядов покровителя. В некоторых, преимущественно открытых российскими немцами, методично реализовывалась система Фребеля. В других же кураторы с воспитательницами искали новые векторы работы, критикуя немецкого педагога и следуя высказываниям Ушинского, Толстого и иных отечественных педагогов.

К примеру, в детском саду Люгебиль старались уходить от строгого распорядка и регламентации, предоставляя воспитанникам возможность выбирать игры и занятия по своему вкусу под постоянным наблюдением “садовницы”. В теплое время года все активные развлечения проходили на природе — в цветочно-фруктовых садах, а зимой дети забавлялись ледяными горками. Воспитательницы приглашали понаблюдать за детьми родителей, параллельно давая им профессиональные советы для благоприятной атмосферы в доме. Люгебиль часто участвовала в играх и занятиях лично, чем снискала уважение и расположение большинства семей воспитанников. Она делала упор на развитие воображения, поэтому без сказок и живых бесед не проходил ни один день в ее заведении. Творческими изысками отличался и частный сад Симонович, существовавший в Петербурге в 1866-1869 гг. В газетах того времени его даже отмечали, как “разумнейший”.

Народные сады для бедных

После платных появились народные детские сады, доступные бедным. /Фото: gornovosti.ru

После платных появились народные детские сады, доступные бедным. /Фото: gornovosti.ru

Первый бесплатный народный детсад, доступный низшим слоям населения, открыт в Петербурге в 1866-м при благотворительном «Обществе дешевых квартир» для отпрысков домработниц. Занятия там были организованы все по той же фребелевской системе. Самые старшие дошкольники изучали священное писание, молитвы, плели, рисовали и занимались аппликацией. В народном саду оборудовали швейную мастерскую для пошива детского белья, прачечную, общую кухню и даже начальную школу для детей, родители которых работали на выезде. Старшие дети час в день элементарно обучались чтению и письму, а также беседам с педагогом. Не найдя отклика во властных кругах, просуществовавший несколько лет народный детский сад закрылся из-за безденежья.

Советский бум

Детский сад в СССР был явлением повсеместным. /Фото: mtdata.ru

Детский сад в СССР был явлением повсеместным. /Фото: mtdata.ru

Наиболее бурно система детских садов развивалась в России в советский период, когда была решена проблема централизованного финансирования. С первых лет существования СССР открылись десятки детских воспитательных учреждений. Молодое государство нуждалось в рабочих руках, в том числе женских. Поэтому по задумке власть имущих молодая мама, как потенциальная работница, не должна была озадачиваться вопросом «с кем оставить ребенка». Помимо того, что государственные детские сады брали на себя ответственность за воспитание детей с ясельного возраста, дошкольные заведения являлись первой ступенью среднего образования, что закреплялось Конституцией. Ясли и детский сад поначалу были отдельными друг от друга структурами (в ясли принимались дети в возрасте 2 месяцев, сад набирал воспитанников с 3 лет). В 1959 году эти подразделения объединили в одно учреждение, где руководствовались разработанной Министерством образования единой программой воспитания и обучения «от простого к сложному». Объединенный ясли-сад делился на семь групп – 3 ясельных и 4 детсадовских.

В ясли принимали с 2-месячного возраста. /Фото: i.pinimg.com

В ясли принимали с 2-месячного возраста. /Фото: i.pinimg.com

Частные детские сады в СССР не существовали. Все дошкольные заведения значились либо как государственные (муниципальные), либо считались ведомственными (курировались каким-то предприятием). Причем государством финансировалось не только повсеместное строительство детских садов, на и львиная доля остальных нужд. Все необходимые для воспитательного процесса игрушки, мебель, книги, посуда и прочее закупалось в необходимых объемах и постоянно обновлялось. На родительские плечи ложились минимальные расходы на питание ребенка, размеры которых рассчитывались от совокупного семейного дохода. При этом малообеспеченные родители и многодетные семьи за детский сад не платили совсем.

Ну а традиционное воспитание на Руси, в крестьянских семьях было всё-таки иным. Ведь не все сегодня знают, зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в начале XIX века в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном — так называемая «школа для маленьких детей»

Само название — «Детский сад» пришло из Германии и было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем.

denskiy-sad-3.jpg

Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были недоступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г. (г. Гельсингфорс, ныне — столица Финляндии Хельсинки). В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий — в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1863 г. редактором журнала «Детский сад» А.С. Симонович.

В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868—1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

detskiy-sad-2.jpg

В данные детские сады принимались дети от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад», в котором рассказывалось о дошкольном образовании.

Первый бесплатный детский сад был открыт в России в 1866 г. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга».

Там имелась швейная мастерская для пошива детского белья, кухня, прачечная, школа для детей. Более взрослые дети обучались священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как плетение, рисование, вырезание и многое другое. Но ввиду отсутствия средств к существованию бесплатный детский сад был вскоре закрыт.

Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также приютов для сирот.

В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.

Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1920—1930 годах в СССР в ходу был термин «детский очаг», или просто «очаг». Согласно определению, данному в БСЭ 1-го издания, очаг является детским садом с продлённым рабочим днём. Потребность удлинения времени пребывания детей в саду была вызвана максимальным вовлечением женщин-матерей в социалистическое строительство, участием их в общественной жизни.

К середине XX века более двух миллионов детей уже посещали детские сады. В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев. В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

В начале XXI века в России насчитывается более 45 тыс. детских дошкольных учреждений. Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.

Источник

Фраза о том, что «дети – цветы жизни», знакома многим. Можно сказать, она зародилась в XIX веке, когда в Германии появился первый Kindergarten – «детский сад», где малыши могли развивать свои навыки под присмотром добрых и мудрых «садовниц». У истоков этой идеи стоял педагог Фридрих Фрёбель. Вскоре его теория стала популярна во многих странах, в том числе и в России. Последовательниц ее в конце XIX — начале XX веков в Российской империи называли «фребеличками». Благодаря одной из них в 1863-м году в Петербурге и был открыт первый в стране детский сад.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад». 

«Звено между семьей и школой»

Первый детский сад в России был платный, и позволить отдать свое чадо могли состоятельные родители. За детьми присматривали «садовницы», которые, по мнению Аделаиды, должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы». Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садиком для игр и занятий, просторные залы и рекреации.

Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству.

«Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили, — писала Аделаида. — Цель детского сада — физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

При этом она подчеркивала, что между занятиями школы и детского сада должна быть строгая черта: «Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою».

«Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою», — считала Аделаида Симонович. Фото: Public Domain

Несмотря на популярность заведения, средств на его содержание стало не хватать. В 1869-м году он был закрыт.

Семья Симоновичей перебралась  на Кавказ, где в начале 70-х годов открыла детский сад в Тифлисе. Лишь в 1878-м году они вернулись в Петербург. 

В Царскосельском лицее учились дети дворян.

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней.  Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение – на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

 Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.

ГЛАВНАЯКОНТАКТЫ

История появления детских садов

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном — так называемая «школа для малышей».

Само название — «Детский сад» пришло из Германии и было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г. (г. Гельсингфорс, ныне — столица Финляндии Хельсинки). В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий — в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1863 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович.

В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

В данные детские сады принимались деть от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад», в котором рассказывалось о дошкольном образовании.

Первый бесплатный детский сад был открыт в России в 1866 г. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга».

Там имелась швейная мастерская для пошива детского белья, кухня, прачечная, школа для детей. Более взрослые дети обучались священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как, плетение, рисование, вырезание и многое другое. Но в виду отсутствия средств к существованию, бесплатный детский сад был вскоре закрыт.

Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот.

 В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

 20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.

 Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

 К середине ХХ века сеть более двух миллионов детей уже посещали детские сады.

 В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев.

 В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

В начале XXI века в России насчитывается более 45 тыс. детских дошкольных учреждений. Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.

Детские сады появились в России в середине XIX века. Поначалу немногочисленные, платные частные детские сады находились только в крупных городах — родители, которым они были не по карману, водили детей в приюты. Рассказываем, как в России развивалась система детских учреждений и как они были устроены.

Бесплатные приюты для детей рабочих и крестьян

Деревенские дети, 1890 - 1909
Деревенские дети. 1890-1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина/russianphoto.ru

В первой половине XIX века в России не было специальных учреждений, в которых родители могли бы оставить детей, пока сами работают. Каждый находил свои способы справиться с этой проблемой.

«У дворянских детей были няни, гувернеры, бонны, — рассказывает кандидат педагогических наук и автор научных публикаций по истории дошкольного образования Людмила Волобуева. — У детей рабочих вместо нянек были бабушки, которые уже не могли работать, старшие сестры или братья. Уже в 6-8 лет дети нянчили малышей, своих и чужих, могли приготовить обед и убраться в доме. Маленькие дети крестьян тоже оставались со старшими родственниками, подросшие — шли помогать родителям в поле. Если не было других возможностей, детей оставляли одних, что иногда приводило к трагедиям. Именно поэтому российские меценаты с 1837 года стали открывать приюты для приходящих детей».

Первые приюты появились в Санкт-Петербурге под руководством писателя и благотворителя Владимира Одоевского, а затем распространились по всей России. Приюты создавались в городах и селах и были бесплатными, поэтому в них могли оставлять детей на время работы и городские рабочие, и крестьяне. В «Положении о приютах», созданном Одоевским, было сказано, что с детьми в приютах необходимо заниматься ручными работами, счетом, чтением — для этого Одоевский даже написал букварь.

«На деле все происходило по-разному, — рассказывает Людмила Волобуева. — Приюты существовали только на средства благотворителей. В некоторых приютах не хватало денег, и работники были не заинтересованы в детях. Они не учили детей, а занимали старших ручным трудом, например, починкой одежды или шитьем, а младшим давали «жевки» с травами, чтобы те спали и не отвлекали взрослых».

У смотрительниц не было педагогической подготовки. Одоевский в своем «Наказе лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» писал: «Лучшее приготовление для намеревающейся поступить в должность смотрительницы есть следующее: пробыть несколько времени в каком-либо уже существующем заведении сего рода, оставаясь там от самого входа детей до минуты их выхода». Но в некоторых, особенно городских, приютах старались как могли: с детьми беседовали о Боге, о природе, о добрых и злых качествах, разучивали духовные песни, учили кроить, шить, вышивать, готовить еду. В свободное время дети играли в мяч, кубики, куклы, гуляли».

Фребелевские сады — как в Германии и Швейцарии

Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е, Владимирская губ., г. Муром, ул. Московская, д. 36
Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е. Муромский историко-художественный музей/russianphoto.ru

В том же 1837 году, когда в России открывались первые приюты для приходящих детей, в Германии педагог Фридрих Фребель открыл первый «детский сад» — воспитательное заведение, которое облегчало матерям труды по воспитанию детей, когда они заняты по хозяйству. Детским садом это заведение называли по двум причинам: во-первых, Фребель в своих работах сравнивал детей с растениями, требующими тщательного ухода, во-вторых, рядом со зданием действительно был сад, в котором дети играли и знакомились с природой. О детских садах Фребель написал несколько книг, а также создал дидактические материалы и пособия по воспитанию детей. К концу XIX века детские сады, как частные, так и государственные, открылись в Европе, Америке и Японии.

В Российской империи первый детский сад открылся в 1859 году — в городе Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки. На территории современной России первый детский сад открылся в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Учредительницей стала Софья Люгебиль, жена известного филолога Карля Люгебиля. Теперь именно 27 сентября в России отмечают день работников дошкольного образования.

«Медленно, но верно садов становилось все больше, — рассказывает Людмила Волобуева. — В 1874 году в России их было 56, а в 1881 году уже 84. Все первые сады были частными, их создавали на собственные деньги педагоги, просветители и общественные деятели. Почти все они перед тем, как создать собственные заведения, лично бывали во фребелевских садах, открытых в Германии и Швейцарии, — смотрели, как работают «садовницы» — женщины, ухаживавшие за детьми, изучали дидактические материалы». Если в приютах за детьми просто присматривали, то детские сады открывались для того, чтобы детей воспитывать и готовить к школе».

Почти все сады были платными, оплата зависела от размера города, в котором создан сад, и составляла от 50 до 150 рублей в год. За детьми в них присматривали «садовницы». Существовали и бесплатные сады — их устраивали и занимались там с детьми сами родители. Чаще всего занимались не в специальных помещениях, а на дому то у одной, то у другой семьи.

Чему учили в детских садах

В детском саду, 1930-е, Калининская обл., г. Кимры. До 14 января 1929 года город Кимры входил в состав Тверской губернии; с 14 января 1929 года по 3 июня 1929 года – в состав Центрально-Промышленной области; с 3 июня 1929 года – в состав Московской области, с 29 января 1935 года – в состав Калининской (ныне Тверской) области.
В детском саду, 1930-е. Леонид Шокин. МАММ/МДФ/russianphoto.ru

Первые детские сады открывались в крупных городах. В них ходили дети разных сословий — в основном дворянского и мещанского, иногда духовенства. Чаще всего обучением занималась «садовница» — женщина с педагогическим образованием или без него, ездившая за рубеж для знакомства с фребелевскими садами или прочитавшая книги Фребеля. Иногда «садовниц» специально приглашали из Германии или Швейцарии. Родители могли оставаться в саду с детьми — заниматься и помогать «садовнице».

«В сад ходили ребята от трех до восьми-девяти лет, — рассказывает Людмила Волобуева. — Дети проводили в саду 3-4 часа с утра и до обеда. В садах они не ели и не спали, а только занимались, играли и гуляли. На занятиях «садовницы» беседовали с детьми об окружающем мире и домашних животных, читали книги о природе, развивали внимание и наблюдательность. Дети, сообразно возрасту и силам, занимались «работами Фребеля» — специальными развивающими заданиями: считали кубики, плели из полосок цветной бумаги, строили геометрические фигуры из лучин. В некоторых садах дети рисовали, лепили и даже занимались столярным делом и шитьем. Ребят старше шести лет готовили к школе — учили чтению, арифметике, письму, языкам.

Занятия сначала проводились по пособиям Фребеля, а затем русские педагоги стали адаптировать их и создавать собственные. Во многом это было связано с русской культурой и особенностями русской природы. Фребель очень много внимания уделял занятиям с природными материалами, и не все их можно было найти в России. Его песенки и рассказы также были немецкими, поэтому приходилось придумывать свои или обрабатывать народные песни и сказки. Больше всего были известны материалы педагогов Василия и Елизаветы Водовозовых и Аделаиды Симонович.

Авторский опыт российских педагогов был признан и за рубежом. В 1900 году петербургское Фребелевское общество участвовало во Всемирной педагогической выставке, на которой получило бронзовую медаль. Эти заслуги прямо отражали высокий уровень воспитателей — в начале двадцатого века в России издавали больше ста педагогических журналов, проводили выставки дошкольного образования в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. На выставках читали лекции о дошкольном воспитании, продавали книги для взрослых и детей и материалы для занятий в семье и детском саду. Чаще всего российские педагоги работали в двух противоположных направлениях: свободное воспитание и религиозно-нравственное воспитание. Сторонники первого подхода считали, что к каждому ребенку нужно найти свой подход, создать развивающую среду по возрасту и не мешать играть и творить. Сторонники второй идеи считали, что дети должны стремиться к духовному идеалу, который и нужно в них воспитывать.

Правила и требования к детским садам

В детском саду, 1930-е
В детском саду, 1930-е. МАММ/МДФ/russianphoto.ru

До конца девятнадцатого века государство никак не регулировало частные детские сады. В 1893 году в очередной редакции законов Российской империи появились правила для открытия детских садов. Теперь частные детские сады могли открыть только русские подданные, для работы с детьми требовалось педагогическое образование — для мужчин это должен быть вуз, а для женщин — восьмой класс гимназии или последний класс курсов благородных девиц. В детском саду появлялись обязательные предметы: русский язык и Закон Божий. Отдельного здания у детского сада могло и не быть, достаточно было даже комнаты.

«В законе не были прописаны требования к помещению — нужно было лишь указать его адрес и сделать вывеску на доме, — рассказывает Людмила Волобуева. — Если будущий владелец детского сада мог соблюсти все требования, он придумывал название детскому саду, решал, сколько человек он будет обучать и подавал прошение в учебный округ. Чаще всего, если все документы были в порядке, окружные чиновники давали разрешение. Владелец должен был каждый год сдавать отчет в округ: сколько детей какого сословия посещают сад, по каким пособиям занимаются. Информации было немного, но отказаться от отчета было невозможно, иначе разрешение на детский сад отзывали через полицию».

Интеллигенция и народные детские сады

Первые деревенские детские сады, 1927 год, Московская губ., с. Коломенское
Деревенский детский сад. 1927. Аркадий Шайхет/МАММ/МДФ/russianphoto.ru

С начала двадцатого века Министерство народного просвещения стало выделять средства для детских садов и дошкольных обществ. Деньги давали не всем, а адресно: Фребелевскому петербургскому обществу на открытие новых садов или московскому Обществу воспитательниц и учительниц на создание сада для прохождения педагогической практики. Но большая часть садов существовала на деньги родителей и просветительных обществ.

Просветительные общества стали открывать представители интеллигенции в Москве, Петербурге и других крупных городах в конце XIX века. Общества подлежали надзору Министерства внутренних дел и существовали «не ради прибыли, а для помощи нуждающимся» — так было написано в уставах. В Москве самыми известными были Общество воспитательниц и учительниц и детский клуб «Сетлемент», построенный по американскому образцу. Некоторым обществам давали государственное финансирование, некоторые притесняли — например, в 1908 «Сетлемент» закрыли за попытку воспитания детей в социалистическом духе.

«Именно общества стали открывать народные детские сады для детей рабочих, — говорит Людмила Волобуева. — Часто сады открывали при домах дешевых квартир, занимали одну или две комнаты, в которые приходили обучаться от 10 до 20 детей. В такие детские сады ходили дети от трех до восьми лет. Обычно групп было две — одна для детей от трех до пяти лет, другая — от шести до восьми. Детей приводили утром на шесть часов, в течение дня они несколько раз ели. Точных правил о режиме дня не было — каждое общество устанавливало свои. Когда сад закрывался, дети сами уходили домой и ждали, когда родители вернутся с работы».

Детские сады после революции

Детский сад в Ливадии, 1925 год, Крым, Ливадия. Фотография из архива Ольги Григорьевны Жокиной.
Детский сад в Ливадии. 1925 год. Архив Ольги Григорьевны Жокиной/russianphoto.ru

С каждым годом количество государственных садов возрастало. После революции 1917 года в ведение Наркомпроса перешло 250 частных и общественных садов. Постепенно частных садов становилось все меньше, но полностью их не закрывали. Государство могло обеспечить садами только детей рабочих и крестьян — служащим мест не хватало, и они пользовались частными платными садами. Не хватало и кадров для детских садов, поэтому в 1918 году в МГУ был открыт педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1934 году была создана первая образовательная программа для детских садов — государству было важно, чтобы детей учили социалистическим ценностям, вели антирелигиозную пропаганду. В 1938 году детские сады окончательно стали похожи на те, что мы знаем сейчас, — в них открылись ясельные группы. Туда принимали младенцев начиная с двух месяцев, а матери могли брать специальный перерыв на работе, чтобы приехать в сад и покормить ребенка грудью.

Благодарим за помощь в подготовке материала Людмилу Волобуеву, заведующую кафедрой дошкольной педагогики МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук, автор исследований об истории детских садов в Москве и России, исследований о педагогических обществах. 

При подготовке использованы материалы:

Валентина Веременко. Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX века — начала XX века.

Татьяна Данилина. Из истории развития образовательных дошкольных учреждений. 

Ксения Белых, Людмила Волобуева. Из истории дошкольного воспитания в Москве.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как оштукатурить цоколь дома своими руками пошаговая инструкция
  • Инструкция по охране труда для землекопа 2021 по новым правилам
  • Мемантинол препарат инструкция цена отзывы аналоги
  • Чистотел спрей для попугаев инструкция по применению
  • Тайские таблетки от простуды tiffy инструкция