Период руководства брежнева ссср являлся временем либеральной политики в области культуры аргументы

Аргументы в подтверждение:

— В музыке стал широко популярен новый
стиль «рок» (группы «Аквариум» и «Машина времени»).
Появилось новое направление в литературе — «деревенская проза», в которой
поднимались острые социальные проблемы. Книги писателей-«деревенщиков» официально
издавались большими тиражами. Возникновение и развитие новых стилей и направлений
– один из признаков культурного прогресса и культурной свободы.

— В годы «застоя» развивался жанр авторской
песни. Например, всеобщую популярность приобрело творчество В. Высоцкого, который,
несмотря на острое содержание некоторых произведений, не был отлучён от сцены, и
даже получил возможность выезжать за границу. Авторская песня слабо контролировалась
властями и допускала больше творческой свободы, чем «официальная» эстрада времен
Сталина и Хрущева.

*- В эпоху «застоя» работал Театр
на Таганке, в котором режиссёр Юрий Любимов использовал авангардные приёмы и ставил
пьесы с острым политическим и социальным подтекстом. Несмотря на многочисленные
критические отзывы и обвинения в «диссидентстве», в течение всего периода правления
Брежнева театр так и не был разгромлен, а Любимов оставался режиссёром. Это говорит
о либеральном отношении к инакомыслию в творчестве.

Аргументы в опровержение:

— В конце 60-х гг. усилились атаки на
журнал «Новый мир», который публиковал литературные произведения на острые социальные
и политические темы. Его главный редактор Твардовский был вынужден уйти в отставку.
Политика запретов и разгрома творческих коллективов противоречит принципам культурной
свободы.

— В изобразительном искусстве власти
продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В
1974 г. группа московских художников-нонконформистов решила про вести выставку своих
картин под открытым небом, которая, была разогнана с применением бульдозеров. Уничтожение
художественных произведений – крайнее проявление духовной несвободы.

— В период правления Брежнева за своё
творчество были лишены гражданства и высланы из страны такие видные авторы, как
Солженицын и Бродский. Этот случай доказывает, что в годы «застоя» к «неудобным» творцам по-прежнему применялись репрессивные меры, что в корне противоречит принципам
культурной свободы.

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Тезисы

Период руководства страной Л.И. Брежневым стал одним из самых спо­койных и стабильных этапов развития СССР.

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг. и был вызван сознательным отказом от коренных реформ системы.

Период второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характеризовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР.

Приоритетом социально-экономической политики СССР во второй по­ловине 1960-х — начале 1980-х гг. было максимально полное удовлетворение потребностей граждан страны.

Политика Ю.В. Андропова способствовала ужесточению политического режима.

Период руководства Л.И. Брежнева СССР (1964—1982 гг.) являлся вре­менем либеральной политики в области культуры.

Внешнеполитический курс советского руководства в 1960—1970-х гг. был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами.

Система аргументации

Период руководства страной Л.И. Брежневым стал одним из самых спокойных и стабильных этапов развития СССР.

Аргументы в подтверждение

Этот период отличался высокой степенью социальной ста­бильности, максимальным обеспечением социальных благ, гаран­тированным минимумом оплаты труда.

Была проведена политика разрядки международной на­пряжённости: стыковка «Союз» «Аполлон» в 1975 г., подписание ОСВ-1 и ОСВ-2. Это привело к некоторому периоду стабильности в отношениях с США.

Стабильность в кадровых назначениях, то есть фактическое отсутствие ротации кадров. Средний возраст партийной номенкла­туры стал превышать в ряде случаев 70 лет. Не было больших политических и скандальных дел, сотрясавших всё общество.

Аргументы в опровержение

Возник дефицит многих необходимых населению товаров, например стали появляться так называемые колбасные электрички («колбасными» назывались поезда, специально организованные ад­министрацией региона для поездки жителей в столицы (или более крупные города региона) для закупки колбасы и других дефицит­ных продуктов к праздникам).

Конфликт с Китаем в 1969 г. на острове Даманском, ввод войск в Чехословакию для подавления Пражской весны опровер­гают спокойность и стабильность периода во внешней политике.

Ввод войск в Афганистан в 1979 г. привёл к нарастанию международной напряжённости, США бойкотировали Олимпиаду 1980 г. в Москве.

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг. и был вызван сознательным отказом от коренных реформ системы.

Аргументы в подтверждение

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отличался консервативными взглядами, был против резких перемен (статья 6 Конституции СССР 1977 г. устанавливала официально руководя­щую роль КПСС).

От реформ отказывались сознательно, так как они разрушали существующую систему, что показала реформа Косыгина (опыт на тульском комбинате в Щёкино продемонстрировал, что при вне­дрении технических новшеств возникает проблема безработицы), которую не смогли развернуть до конца из-за противоречий с пла­новой экономикой.

Высокие цены на нефть (нефтедоллары) давали хорошую экспортную прибыль, позволявшую на время забыть о реформах.

Отмена принципа ротации кадров в партии привела к отсут­ствию инициативности в принятии решений.

Аргументы в опровержение

В начале правления Л.И. Брежнева были проведены эконо­мические реформы А.Н. Косыгина, значит, преобразования прово­дились, попытки изменить политическую и экономическую систему предпринимались.

Были существенные изменения во внешней политике — про­водилась политика разрядки: совместная советско-американская сты­ковка «Союз» — «Аполлон» в 1975 г., подписание ОСВ-1 и ОСВ-2.

Период второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характери­зовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР.

Аргументы в подтверждение

Застой в экономике, усиление товарного дефицита, сущест­вование отдельных магазинов для представителей партноменкла­туры — всё это вызывало недовольство в обществе.

XI пятилетка была провалена по всем показателям, это гово­рит о нарастании кризисного состояния в экономике и социальной сфере.

Аргументы в опровержение

СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и при­кладных наук.

Успехи советских спортсменов (проведение Олимпиады-80 в Москве), советские хоккеисты выигрывали различные чемпионаты и соревнования («золотой век советского хоккея»).

Выпуск новых моделей автомобилей ВАЗ, строительство Байкало-Амурской магистрали приходятся на данный период, это очень большие, важные и успешные проекты для всей советской экономики. Их реализация не говорит о кризисном состоянии экономики.

Приоритетом социально-экономической политики СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. было максимально полное удовлетворение потребностей граждан страны.

Аргументы в подтверждение

В 1966 г. в колхозах была введена гарантированная оплата труда, что повышало уровень жизни в деревне.

Происходило массовое строительство жилья для рабочего населения, накапливался и платился стимулирующий фонд на предприятиях для работников, что свидетельствует о заботе в от­ношении городских слоёв населения.

Автомобили ВАЗ покрывали потребительский спрос (эти ав­томобили действительно были востребованы среди населения).

Аргументы в опровержение

Ввод войск в Афганистан привёл к росту бюджета на воен­ную сферу, что было невыгодно для населения.

Существовали специальные магазины и пункты снабжения для номенклатуры. Это вызывало недовольство населения, которое начинало очень негативно относиться к действующей власти.

Политика Ю.В. Андропова способствовала ужесточению полити­ческого режима.

Аргументы в подтверждение

Произошло ужесточение трудовой дисциплины, приходилось нести серьёзные наказания даже за небольшое опоздание на работу.

Вводились жёсткие ограничения на размеры садовых участков и построек на них. Эти ограничения могли говорить об ужесточе­нии политического курса и командно-плановых начал в экономике.

Руководитель КГБ стал руководителем СССР. Это могло гово­рить об ужесточении политического режима, ведь Андропов жёстко расправился со своими оппонентами (например, с Щёлоковым), обвинив их в коррупции.

Трагедия корейского «Боинга», сбитого СССР над Сахалином, привела к новому витку напряжённости отношений с США и их союзниками.

Аргументы в опровержение

Началась борьба с коррупцией в высших эшелонах влас­ти (дело министра внутренних дел Щёлокова). Это были попытки избавления от негативных явлений во власти, реформирования действующего политического режима, а не его ужесточение.

Началось обновление партийного аппарата для омоложения кадров.

Андропов лично признал отставание СССР от стран Запада и инициировал подготовку новых экономических реформ. Призна­ние ошибок говорит не об ужесточении политического режима, а о подготовке реформ по сокращению этого отставания от западных стран.

Период руководства Л.И. Брежнева СССР (1964—1982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры.

Аргументы в подтверждение

Действовали театры, драматургия которых не вписывалась в традиционную советскую: Театр на Таганке (Ю. Любимов), «Со­временник» (О. Ефремов).

Публикация произведений писателей-фантастов братьев Стру­гацких со скрытой критикой власти говорит о либерализме властей в области культуры.

Аргументы в подтверждение

Суд над писателями Даниэлем и Синявским, ссылка право­защитника Сахарова в Горький свидетельствуют о нелиберальных мерах в отношении деятелей культуры и науки.

Исключение Солженицына из Союза писателей и его вы­сылка из СССР явное усиление гонений на творческую ин­теллигенцию.

Критика в официальных СМИ деятелей «шестидесятников» (Окуджава, Галич), за их прослушивание можно было быть уво­ленным с работы; было создано 5-е отделение КГБ для борьбы с инакомыслящими (где проводились «воспитательные беседы» и т.д.).

Запрет публикации многих произведений (продолжала су­ществовать жёсткая цензура) вынуждал использовать «сам­издат».

Внешнеполитический курс советского руководства в 1960—1970-х гг. был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами.

Аргументы в подтверждение

В 1966 г. состоялся визит Шарля де Голля в СССР. Были подписаны советско-французские соглашения о сотрудничестве в экономической сфере. Эти договоры и соглашения взаимо­выгодный успех для обеих стран.

Стыковка «Союз» «Аполлон» (1975 г.) позитивный сим­вол сотрудничества капиталистических и социалистических стран.

В 1968 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила советский проект договора о нераспространении ядерного оружия. Это успех СССР и общая польза для мира на Земле.

1972 г. подписание договора об Ограничении стратегиче­ских вооружений ОСВ-1, а также подписание договора об ограни­чении систем противоракетной обороны (ПРО) позволило начать процесс смягчения угрозы ядерной войны.

1975 г. — участие СССР в СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и подписание Заключительного акта. Были закреплены важные принципы: мирное урегулирование кон­фликтов, нерушимость послевоенных границ в Европе и пр.

Аргументы в опровержение

В 1969 г. произошёл конфликт между СССР и Китаем на острове Даманском, что привело к ухудшению отношений. США в тот период поддержали Китай.

СССР ввёл войска в Афганистан, что привело к прова­лу разрядки и началу нового витка гонки вооружений (бойкот США Олимпиады-80 в Москве, Стратегическая оборонная иници­атива Рейгана).

Поддержка СССР Северного социалистического Вьетнама в противовес Южному Вьетнаму, который поддерживали США, во время Вьетнамской войны.

СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем в 1967 г., так как СССР поддерживал арабские страны в этот пе­риод.

Аргументы в подтверждение:

— В музыке стал широко популярен новый
стиль «рок» (группы «Аквариум» и «Машина времени»).
Появилось новое направление в литературе — «деревенская проза», в которой
поднимались острые социальные проблемы. Книги писателей-«деревенщиков» официально
издавались большими тиражами. Возникновение и развитие новых стилей и направлений
– один из признаков культурного прогресса и культурной свободы.

— В годы «застоя» развивался жанр авторской
песни. Например, всеобщую популярность приобрело творчество В. Высоцкого, который,
несмотря на острое содержание некоторых произведений, не был отлучён от сцены, и
даже получил возможность выезжать за границу. Авторская песня слабо контролировалась
властями и допускала больше творческой свободы, чем «официальная» эстрада времен
Сталина и Хрущева.

*- В эпоху «застоя» работал Театр
на Таганке, в котором режиссёр Юрий Любимов использовал авангардные приёмы и ставил
пьесы с острым политическим и социальным подтекстом. Несмотря на многочисленные
критические отзывы и обвинения в «диссидентстве», в течение всего периода правления
Брежнева театр так и не был разгромлен, а Любимов оставался режиссёром. Это говорит
о либеральном отношении к инакомыслию в творчестве.

Аргументы в опровержение:

— В конце 60-х гг. усилились атаки на
журнал «Новый мир», который публиковал литературные произведения на острые социальные
и политические темы. Его главный редактор Твардовский был вынужден уйти в отставку.
Политика запретов и разгрома творческих коллективов противоречит принципам культурной
свободы.

— В изобразительном искусстве власти
продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В
1974 г. группа московских художников-нонконформистов решила про вести выставку своих
картин под открытым небом, которая, была разогнана с применением бульдозеров. Уничтожение
художественных произведений – крайнее проявление духовной несвободы.

— В период правления Брежнева за своё
творчество были лишены гражданства и высланы из страны такие видные авторы, как
Солженицын и Бродский. Этот случай доказывает, что в годы «застоя» к «неудобным» творцам по-прежнему применялись репрессивные меры, что в корне противоречит принципам
культурной свободы.

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Тезисы

Период руководства страной Л.И. Брежневым стал одним из самых спо­койных и стабильных этапов развития СССР.

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг. и был вызван сознательным отказом от коренных реформ системы.

Период второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характеризовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР.

Приоритетом социально-экономической политики СССР во второй по­ловине 1960-х — начале 1980-х гг. было максимально полное удовлетворение потребностей граждан страны.

Политика Ю.В. Андропова способствовала ужесточению политического режима.

Период руководства Л.И. Брежнева СССР (1964—1982 гг.) являлся вре­менем либеральной политики в области культуры.

Внешнеполитический курс советского руководства в 1960—1970-х гг. был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами.

Система аргументации

Период руководства страной Л.И. Брежневым стал одним из самых спокойных и стабильных этапов развития СССР.

Аргументы в подтверждение

Этот период отличался высокой степенью социальной ста­бильности, максимальным обеспечением социальных благ, гаран­тированным минимумом оплаты труда.

Была проведена политика разрядки международной на­пряжённости: стыковка «Союз» «Аполлон» в 1975 г., подписание ОСВ-1 и ОСВ-2. Это привело к некоторому периоду стабильности в отношениях с США.

Стабильность в кадровых назначениях, то есть фактическое отсутствие ротации кадров. Средний возраст партийной номенкла­туры стал превышать в ряде случаев 70 лет. Не было больших политических и скандальных дел, сотрясавших всё общество.

Аргументы в опровержение

Возник дефицит многих необходимых населению товаров, например стали появляться так называемые колбасные электрички («колбасными» назывались поезда, специально организованные ад­министрацией региона для поездки жителей в столицы (или более крупные города региона) для закупки колбасы и других дефицит­ных продуктов к праздникам).

Конфликт с Китаем в 1969 г. на острове Даманском, ввод войск в Чехословакию для подавления Пражской весны опровер­гают спокойность и стабильность периода во внешней политике.

Ввод войск в Афганистан в 1979 г. привёл к нарастанию международной напряжённости, США бойкотировали Олимпиаду 1980 г. в Москве.

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг. и был вызван сознательным отказом от коренных реформ системы.

Аргументы в подтверждение

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отличался консервативными взглядами, был против резких перемен (статья 6 Конституции СССР 1977 г. устанавливала официально руководя­щую роль КПСС).

От реформ отказывались сознательно, так как они разрушали существующую систему, что показала реформа Косыгина (опыт на тульском комбинате в Щёкино продемонстрировал, что при вне­дрении технических новшеств возникает проблема безработицы), которую не смогли развернуть до конца из-за противоречий с пла­новой экономикой.

Высокие цены на нефть (нефтедоллары) давали хорошую экспортную прибыль, позволявшую на время забыть о реформах.

Отмена принципа ротации кадров в партии привела к отсут­ствию инициативности в принятии решений.

Аргументы в опровержение

В начале правления Л.И. Брежнева были проведены эконо­мические реформы А.Н. Косыгина, значит, преобразования прово­дились, попытки изменить политическую и экономическую систему предпринимались.

Были существенные изменения во внешней политике — про­водилась политика разрядки: совместная советско-американская сты­ковка «Союз» — «Аполлон» в 1975 г., подписание ОСВ-1 и ОСВ-2.

Период второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характери­зовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР.

Аргументы в подтверждение

Застой в экономике, усиление товарного дефицита, сущест­вование отдельных магазинов для представителей партноменкла­туры — всё это вызывало недовольство в обществе.

XI пятилетка была провалена по всем показателям, это гово­рит о нарастании кризисного состояния в экономике и социальной сфере.

Аргументы в опровержение

СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и при­кладных наук.

Успехи советских спортсменов (проведение Олимпиады-80 в Москве), советские хоккеисты выигрывали различные чемпионаты и соревнования («золотой век советского хоккея»).

Выпуск новых моделей автомобилей ВАЗ, строительство Байкало-Амурской магистрали приходятся на данный период, это очень большие, важные и успешные проекты для всей советской экономики. Их реализация не говорит о кризисном состоянии экономики.

Приоритетом социально-экономической политики СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. было максимально полное удовлетворение потребностей граждан страны.

Аргументы в подтверждение

В 1966 г. в колхозах была введена гарантированная оплата труда, что повышало уровень жизни в деревне.

Происходило массовое строительство жилья для рабочего населения, накапливался и платился стимулирующий фонд на предприятиях для работников, что свидетельствует о заботе в от­ношении городских слоёв населения.

Автомобили ВАЗ покрывали потребительский спрос (эти ав­томобили действительно были востребованы среди населения).

Аргументы в опровержение

Ввод войск в Афганистан привёл к росту бюджета на воен­ную сферу, что было невыгодно для населения.

Существовали специальные магазины и пункты снабжения для номенклатуры. Это вызывало недовольство населения, которое начинало очень негативно относиться к действующей власти.

Политика Ю.В. Андропова способствовала ужесточению полити­ческого режима.

Аргументы в подтверждение

Произошло ужесточение трудовой дисциплины, приходилось нести серьёзные наказания даже за небольшое опоздание на работу.

Вводились жёсткие ограничения на размеры садовых участков и построек на них. Эти ограничения могли говорить об ужесточе­нии политического курса и командно-плановых начал в экономике.

Руководитель КГБ стал руководителем СССР. Это могло гово­рить об ужесточении политического режима, ведь Андропов жёстко расправился со своими оппонентами (например, с Щёлоковым), обвинив их в коррупции.

Трагедия корейского «Боинга», сбитого СССР над Сахалином, привела к новому витку напряжённости отношений с США и их союзниками.

Аргументы в опровержение

Началась борьба с коррупцией в высших эшелонах влас­ти (дело министра внутренних дел Щёлокова). Это были попытки избавления от негативных явлений во власти, реформирования действующего политического режима, а не его ужесточение.

Началось обновление партийного аппарата для омоложения кадров.

Андропов лично признал отставание СССР от стран Запада и инициировал подготовку новых экономических реформ. Призна­ние ошибок говорит не об ужесточении политического режима, а о подготовке реформ по сокращению этого отставания от западных стран.

Период руководства Л.И. Брежнева СССР (1964—1982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры.

Аргументы в подтверждение

Действовали театры, драматургия которых не вписывалась в традиционную советскую: Театр на Таганке (Ю. Любимов), «Со­временник» (О. Ефремов).

Публикация произведений писателей-фантастов братьев Стру­гацких со скрытой критикой власти говорит о либерализме властей в области культуры.

Аргументы в подтверждение

Суд над писателями Даниэлем и Синявским, ссылка право­защитника Сахарова в Горький свидетельствуют о нелиберальных мерах в отношении деятелей культуры и науки.

Исключение Солженицына из Союза писателей и его вы­сылка из СССР явное усиление гонений на творческую ин­теллигенцию.

Критика в официальных СМИ деятелей «шестидесятников» (Окуджава, Галич), за их прослушивание можно было быть уво­ленным с работы; было создано 5-е отделение КГБ для борьбы с инакомыслящими (где проводились «воспитательные беседы» и т.д.).

Запрет публикации многих произведений (продолжала су­ществовать жёсткая цензура) вынуждал использовать «сам­издат».

Внешнеполитический курс советского руководства в 1960—1970-х гг. был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами.

Аргументы в подтверждение

В 1966 г. состоялся визит Шарля де Голля в СССР. Были подписаны советско-французские соглашения о сотрудничестве в экономической сфере. Эти договоры и соглашения взаимо­выгодный успех для обеих стран.

Стыковка «Союз» «Аполлон» (1975 г.) позитивный сим­вол сотрудничества капиталистических и социалистических стран.

В 1968 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила советский проект договора о нераспространении ядерного оружия. Это успех СССР и общая польза для мира на Земле.

1972 г. подписание договора об Ограничении стратегиче­ских вооружений ОСВ-1, а также подписание договора об ограни­чении систем противоракетной обороны (ПРО) позволило начать процесс смягчения угрозы ядерной войны.

1975 г. — участие СССР в СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и подписание Заключительного акта. Были закреплены важные принципы: мирное урегулирование кон­фликтов, нерушимость послевоенных границ в Европе и пр.

Аргументы в опровержение

В 1969 г. произошёл конфликт между СССР и Китаем на острове Даманском, что привело к ухудшению отношений. США в тот период поддержали Китай.

СССР ввёл войска в Афганистан, что привело к прова­лу разрядки и началу нового витка гонки вооружений (бойкот США Олимпиады-80 в Москве, Стратегическая оборонная иници­атива Рейгана).

Поддержка СССР Северного социалистического Вьетнама в противовес Южному Вьетнаму, который поддерживали США, во время Вьетнамской войны.

СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем в 1967 г., так как СССР поддерживал арабские страны в этот пе­риод.

В застойное двадцатилетие брежневского правления руководство культурой обрело внешне демократические формы (это проявлялось, в частности, в регулярном проведении съездов союзов творческой интеллигенции, учителей и преподавателей вузов, а также различных научных и научно-практических конференций и т. п.), однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами и были в основном чисто декларативными. Под лозунгом неуклонного повышения уровня жизни советских людей росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры, но качественных изменений в развитии отечественной культуры и науки для широких слоев общества не происходило. С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для осуществления оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии, выходившие за рамки устоявшихся представлений и стереотипов.
Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 60-х гг. фактически оказалась под запретом. В 70-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии, а затем и государства.
Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями. Развитие постиндустриального общества на Западе, расширение масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые, средства массовой информации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 60-х гг.), аудио- и видеокассеты — все это значительно расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять, насколько СССР оторван от достижений западной цивилизации. Становилось ясно, что самый передовой строй фактически отстает от стандартов жизни «загнивающего» капитализма. Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догматах марксизма-ленинизма’ критика «буржуазных концепций».                
Несмотря на отчаянные попытки советского руководства догнать и перегнать Запад в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля расходов государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал все тот же укоренившийся принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в «долгострой», десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей — библиотеки, музеи, заповедники и др

Журнал
«Педагогические измерения» № 2 2019

О сложных ситуациях,
возникающих при оценивании ответов выпускников на задания ЕГЭ по истории

 Артасов
Игорь Анатольевич:
старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», заместитель
руководителя комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, artasov@fipi.ru

Мельникова Ольга
Николаевна:
научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», член
комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, kim@fipi.ru

 Задания с развёрнутым ответом
составляют часть 2 экзаменационной работы по истории. В существующую в
настоящее время экзаменационную модель включено 6 заданий с развёрнутым ответом
(работа состоит из 25 заданий), за выполнение которых можно получить до 24
первичных баллов, что составляет 43,6% от максимального первичного балла за всю
работу.

                Об особенностях
проверки ответов выпускников на задания 24 и 25 и пойдёт речь в данной статье.


В задании 24 представлена одна из противоречивых точек зрения по какому-либо
историческому вопросу. Выпускнику необходимо привести два аргумента, которыми
можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно её
опровергнуть. Основная проблема, которую приходится решать экспертам, —
определение, является ли та речевая конструкция, которую написал выпускник в
своём ответе, аргументом, подтверждающим (или опровергающим) данную в задании
точку зрения.

                Как правило,
причиной, по которой положение, сформулированное выпускником, нельзя считать
аргументом, является его смысловая недостаточность. В чём может проявляться эта
недостаточность? Во-первых, в отсутствии
факта
, на котором основана аргументация.

                Рассмотрим на конкретных примерах
подобные ситуации. Допустим, что в задании 24 представлена следующая точка
зрения: «Внешняя политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала
укреплению международных позиций страны». Выпускник в качестве аргумента в
подтверждение написал следующее положение: «В
период руководства страной Л.И. Брежнева СССР проявлял твёрдость по отношению к
странам Центральной и Восточной Европы, что делало их зависимыми от СССР. Это
способствовало сплочению стран социалистического лагеря, а значит, росту
авторитета СССР».
В положении, указанном выпускником, представлено
оценочное суждение («СССР проявлял твёрдость»), но не приведено исторического
факта, который бы подтверждал эту оценку, а без этого факта она является
спорной. Действительно, в чём проявилась эта «твёрдость»? Была ли она?
Историки, отрицающие данную оценку, смогут привести факт, что СССР не ввёл свои
войска в Польшу во время политического кризиса в этой стране, начавшегося в
1980 г. В качестве же факта, подтверждающего «твёрдость» политики СССР, можно
указать разработку и реализацию «доктрины Брежнева». Правильный аргумент в этом
случае был бы следующим: «В период
руководства страной Л.И. Брежнева СССР была разработана и реализована «доктрина
Брежнева», которая ограничивала суверенитет стран Центральной и Восточной
Европы и делала их зависимыми от СССР. Это способствовало сплочению стран
социалистического лагеря, а значит, росту авторитета СССР»
.

                В подобных
ситуациях трудности для эксперта состоят в том, чтобы отличить оценочное
суждение, на котором основан аргумент, от исторического факта, который в своей
основе имеет некоторое обобщение. Такое обобщение, например, содержится в
следующем положении: «В 1970-х годах было
подписано несколько договоров между СССР и США, направленных на ограничение
вооружений, что уменьшало риск начала мировой войны и способствовало повышению
авторитета СССР среди мировой общественности».
В первой части данного
предложения представлено не оценочное суждение, как в случае с утверждением о
«твёрдости» СССР по отношению к странам Центральной и Восточной Европы, а
именно исторический факт, хотя он и имеет несколько обобщённый характер.
Действительно, в 1970-х годах были подписаны договоры об ограничении
вооружений, например ОСВ-1, ОСВ-2. Поэтому приведённый аргумент основан на
факте о подписании указанных договоров и должен быть принят в качестве верного.
Во-вторых, смысловая недостаточность может проявляться в отсутствии пояснения
связи приведённого факта с аргументируемой точкой зрения. Например, положение: «В период правления Л.И. Брежнева была
разработана и реализована «доктрина Брежнева», которая ограничивала суверенитет
стран Центральной и Восточной Европы».
В данном случае приведён факт, но не
дано объяснения, как и почему этот факт влиял на международное положение СССР.
Без такого объяснения приведённое положение не может быть принято в качестве
аргумента. Мало того, без этого объяснения невозможно определить, пытался ли
выпускник привести аргумент в подтверждение данной в задании точки зрения или
он хотел эту точку зрения опровергнуть, т.к. указанный факт можно использовать
как для подтверждения, так и для опровержения приведённой в задании точки
зрения. Аргумент, где указанный факт использован для подтверждения этой точки
зрения, уже был приведён выше. Этот же факт можно использовать и для
опровержения, например: «заложенный в
«доктрине Брежнева» принцип «ограниченного суверенитета» подорвал доверие
демократически настроенных граждан социалистических стран по отношению к СССР,
что подрывало международный авторитет страны».

                Казалось бы,
отличить ответ выпускника, содержащий только исторический факт, без объяснения
его связи с аргументируемой точкой зрения не составит для эксперта труда, но
всё же при оценивании подобных ответов существует определённая трудность. Она
заключается в том, что существуют ситуации, когда факт сам по себе может быть
принят в качестве аргумента. Например, при аргументации точки зрения «Период руководства Л.И. Брежнева СССР
(1964–1982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры»
,
правильным аргументом может быть следующий: «Была значительно расширена
издательская деятельность по выпуску художественной и научной литературы, в том
числе ранее запрещённой (изданы романы М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
Ю.В. Трифонова «Дом на набережной»)». В данном положении приведены только
факты, но их невозможно использовать при формулировании аргументов в
опровержение и они с очевидностью указывают на определённый либерализм политики
в области культуры в период руководства СССР Л.И. Брежнева. Данный аргумент
должен быть принят экспертами в качестве верного. Кроме смысловой недостаточности,
которая не позволяет принимать аргументы, причиной их неправильности могут быть
фактические ошибки, которые допускают при аргументации выпускники. В данном
случае действует правило: аргумент,
основанный на ошибочном факте, является ошибочным.

                Например,
необходимо аргументировать точку зрения «Внешняя
политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала укреплению
международных позиций страны».
Аргумент в подтверждение: «В 1970-х годах был подписан договор о сокращении наступательных
вооружений, что уменьшало риск начала мировой войны и способствовало повышению
авторитета СССР среди мировой общественности»
, — не будет принят, т.к. он
построен на ошибочном факте (этот договор не заключался в 1970-х годах).
Трудность при оценивании подобных ответов вызывают аргументы, в которых
фактическая ошибка, как кажется, не влияет на логику аргумента. Например
(аргумент в подтверждение для той же точки зрения): «В 1970-х годах между СССР и несколькими странами капиталистического
лагеря был подписан договор ОСВ-1, что уменьшало риск начала мировой войны и
способствовало повышению авторитета СССР в глазах мировой общественности».

В данном положении допущена фактическая ошибка: договор ОСВ-1 был подписан
между СССР и США, а не между СССР и «несколькими странами капиталистического
лагеря». Несмотря на кажущуюся незначительность ошибки и на то, что она
практически не влияет на логику построения аргумента, надо признать, что
аргумент в данном случае построен на ошибочном факте и поэтому не будет
засчитан.

Тесты 11 класс Эпоха Брежнева.

1. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

 1) 

И.В. Сталин

2) 

Н.С. Хрущев

 3) 

Л.И. Брежнев

 4) 

М.С. Горбачев

2.Какое из нижеперечисленных событий произошло раньше всех других?

 1) 

начало реформы А. Косыгина

 2) 

отстранение Н. Хрущева от власти

 3) 

начало массового освоения целинных земель

 4) 

первый полет человека в космос

3.Прочтите отрывок из статьи историка Р.А. Медведева и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни… стабильности в своем положении и уверенности в будущем… (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали…»

4.Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?

 1) 

образование совнархозов

 2) 

отказ от планового развития промышленности

 3) 

проведение экономической реформы А.Н. Косыгина

 4) 

распространение стахановского почина в промышленности

5.Какое из названных событий произошло в период брежневского «застоя»?

 1) 

принятие постановления об упаднических явлениях в советской музыке

 2) 

открытие театра «Современник»

 3) 

принятие постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»

 4) 

исключение из Союза писателей и изгнание из страны А.И. Солженицына

6.В какие годы СССР помогал Демократической Республике Вьетнам в борьбе с американской агрессией?

 1) 

начале 1950-х гг.

 2) 

середине 1960-х – начале 1970-х гг.

 3) 

конце 1970-х – конце 1980-х гг.

 4) 

конце 1990-х гг.

Начало формы

7.Из международного документа

«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как  и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного и полного развития.В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»

Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего в подготовке и  церемонии подписания данного документа.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Используя знания по истории, укажите три других мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в рамках десятилетия, к которому относится подписание данного международного документа, 
в целях снижения уровня международной напряжённости.

8.Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описываемые события.

«Началось заседание Политбюро ЦК КПСС. На первую часть были приглашены все первые секретари ЦК нацкомпартий, председатели Совминов и председатели Президиумов Верховных Советов республик. 
Их проинформировали о политическом положении в Чехословакии и в пределах допустимого – о наших возможных мерах и акциях… Все приглашённые из республик в тот же день вылетели к себе домой. Политбюро всем составом продолжает заседать. Обсуждаются уже конкретные вопросы политических и военных акций… Военные развесили на стенках карты всей предстоящей операции, детально, глубоко, со знанием дела доложили оперативную обстановку: направление ударов и захват плацдармов. Чувствовалось, что военные товарищи хорошо владеют обстановкой и положением дел. Докладывали министр обороны маршал Гречко и начальник Генерального штаба Захаров».

9.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период руководства Л.И. Брежнева СССР (19641982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …2) …

Аргументы в опровержение:

1) …2) …

10.По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внешняя политика Советского государства в 1960  начале 1980-х гг. обеспечивала гарантии мира, безопасности и сотрудничества в международных отношениях».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …2) …

Аргументы в опровержение:

1) …2) …

11.Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, характеризуют события, явления, связанные с историей СССР в период 19641985 гг.

1) «самиздат»; 2) Хельсинкский акт; 3) дефолт; 4) «разрядка»; 5) «застой»; 6) Коминтерн.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся 
к другому историческому периоду.

12.Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е гг. состояла в

 1) 

укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н. Косыгина

 2) 

достижении СССР военно-стратегического паритета с США

 3) 

упрочении отношений СССР и стран «социалистического лагеря»

 4) 

испытании в СССР первой водородной бомбы

13.Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

 1) 

1961 г.

 2) 

1975 г.

 3) 

1991 г.

 4) 

1997 г.

14.Концепция развернутого построения коммунистического общества за 20 лет, принятая в период «оттепели», была заменена руководством СССР в 1970-е гг. на концепцию

 1) 

совершенствования «развитого социализма»

 2) 

окончательной победы социализма в СССР

 3) 

«нового политического мышления»

 4) 

построения социалистического общества «с человеческим лицом»

15.С каким из названных событий связано окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

 1) 

началом Корейской войны

 2) 

разрывом отношений с Югославией

 3) 

конфликтом с Китаем

 4) 

вводом советских войск в Афганистан

16.Ниже приведены две точки зрения на период 1964 – 1982 гг.:

1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964 – 1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

17.В начале 1970-х гг. был исключен из Союза писателей СССР и выслан из страны писатель

 1) 

С.М. Михалков

 2) 

М.А. Шолохов

 3) 

К.М. Симонов

 4) 

А.И. Солженицын

18.Прочтите отрывок из выступления Л.И. Брежнева на заседании Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию автора книги, о которой идет речь.

«Во Франции и США, по сообщениям наших представителей за рубежом и иностранной печати, выходит новое сочинение… – «Архипелаг ГУЛАГ»… Секретариат принял решение о развертывании в нашей печати работы по разоблачению писаний [этого автора] и буржуазной пропаганды в связи с выходом этой книги. Пока что этой книги никто не читал, но содержание ее уже известно. Это грубый антисоветский пасквиль… По нашим законам, мы имеем все основания посадить [автора] в тюрьму, ибо он посягнул на самое святое – …на наш советский строй, на советскую власть, на все, что нам дорого».

19.Какая черта характеризовала научно-техническое развитие СССР в период 1970-х – начала 1980-х гг.?

 1) 

свёртывание ракетно-космических проектов

 2) 

использование новейших технологий в сельском хозяйстве

 3) 

широкая компьютеризация сфер производства, науки, образования

 4) 

лидирующая роль военно-промышленного комплекса в научно-технической политике

Конец формы

Журнал
«Педагогические измерения» № 2 2019

О сложных ситуациях,
возникающих при оценивании ответов выпускников на задания ЕГЭ по истории

 Артасов
Игорь Анатольевич:
старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», заместитель
руководителя комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, artasov@fipi.ru

Мельникова Ольга
Николаевна:
научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», член
комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, kim@fipi.ru

 Задания с развёрнутым ответом
составляют часть 2 экзаменационной работы по истории. В существующую в
настоящее время экзаменационную модель включено 6 заданий с развёрнутым ответом
(работа состоит из 25 заданий), за выполнение которых можно получить до 24
первичных баллов, что составляет 43,6% от максимального первичного балла за всю
работу.

                Об особенностях
проверки ответов выпускников на задания 24 и 25 и пойдёт речь в данной статье.


В задании 24 представлена одна из противоречивых точек зрения по какому-либо
историческому вопросу. Выпускнику необходимо привести два аргумента, которыми
можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно её
опровергнуть. Основная проблема, которую приходится решать экспертам, —
определение, является ли та речевая конструкция, которую написал выпускник в
своём ответе, аргументом, подтверждающим (или опровергающим) данную в задании
точку зрения.

                Как правило,
причиной, по которой положение, сформулированное выпускником, нельзя считать
аргументом, является его смысловая недостаточность. В чём может проявляться эта
недостаточность? Во-первых, в отсутствии
факта
, на котором основана аргументация.

                Рассмотрим на конкретных примерах
подобные ситуации. Допустим, что в задании 24 представлена следующая точка
зрения: «Внешняя политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала
укреплению международных позиций страны». Выпускник в качестве аргумента в
подтверждение написал следующее положение: «В
период руководства страной Л.И. Брежнева СССР проявлял твёрдость по отношению к
странам Центральной и Восточной Европы, что делало их зависимыми от СССР. Это
способствовало сплочению стран социалистического лагеря, а значит, росту
авторитета СССР».
В положении, указанном выпускником, представлено
оценочное суждение («СССР проявлял твёрдость»), но не приведено исторического
факта, который бы подтверждал эту оценку, а без этого факта она является
спорной. Действительно, в чём проявилась эта «твёрдость»? Была ли она?
Историки, отрицающие данную оценку, смогут привести факт, что СССР не ввёл свои
войска в Польшу во время политического кризиса в этой стране, начавшегося в
1980 г. В качестве же факта, подтверждающего «твёрдость» политики СССР, можно
указать разработку и реализацию «доктрины Брежнева». Правильный аргумент в этом
случае был бы следующим: «В период
руководства страной Л.И. Брежнева СССР была разработана и реализована «доктрина
Брежнева», которая ограничивала суверенитет стран Центральной и Восточной
Европы и делала их зависимыми от СССР. Это способствовало сплочению стран
социалистического лагеря, а значит, росту авторитета СССР»
.

                В подобных
ситуациях трудности для эксперта состоят в том, чтобы отличить оценочное
суждение, на котором основан аргумент, от исторического факта, который в своей
основе имеет некоторое обобщение. Такое обобщение, например, содержится в
следующем положении: «В 1970-х годах было
подписано несколько договоров между СССР и США, направленных на ограничение
вооружений, что уменьшало риск начала мировой войны и способствовало повышению
авторитета СССР среди мировой общественности».
В первой части данного
предложения представлено не оценочное суждение, как в случае с утверждением о
«твёрдости» СССР по отношению к странам Центральной и Восточной Европы, а
именно исторический факт, хотя он и имеет несколько обобщённый характер.
Действительно, в 1970-х годах были подписаны договоры об ограничении
вооружений, например ОСВ-1, ОСВ-2. Поэтому приведённый аргумент основан на
факте о подписании указанных договоров и должен быть принят в качестве верного.
Во-вторых, смысловая недостаточность может проявляться в отсутствии пояснения
связи приведённого факта с аргументируемой точкой зрения. Например, положение: «В период правления Л.И. Брежнева была
разработана и реализована «доктрина Брежнева», которая ограничивала суверенитет
стран Центральной и Восточной Европы».
В данном случае приведён факт, но не
дано объяснения, как и почему этот факт влиял на международное положение СССР.
Без такого объяснения приведённое положение не может быть принято в качестве
аргумента. Мало того, без этого объяснения невозможно определить, пытался ли
выпускник привести аргумент в подтверждение данной в задании точки зрения или
он хотел эту точку зрения опровергнуть, т.к. указанный факт можно использовать
как для подтверждения, так и для опровержения приведённой в задании точки
зрения. Аргумент, где указанный факт использован для подтверждения этой точки
зрения, уже был приведён выше. Этот же факт можно использовать и для
опровержения, например: «заложенный в
«доктрине Брежнева» принцип «ограниченного суверенитета» подорвал доверие
демократически настроенных граждан социалистических стран по отношению к СССР,
что подрывало международный авторитет страны».

                Казалось бы,
отличить ответ выпускника, содержащий только исторический факт, без объяснения
его связи с аргументируемой точкой зрения не составит для эксперта труда, но
всё же при оценивании подобных ответов существует определённая трудность. Она
заключается в том, что существуют ситуации, когда факт сам по себе может быть
принят в качестве аргумента. Например, при аргументации точки зрения «Период руководства Л.И. Брежнева СССР
(1964–1982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры»
,
правильным аргументом может быть следующий: «Была значительно расширена
издательская деятельность по выпуску художественной и научной литературы, в том
числе ранее запрещённой (изданы романы М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
Ю.В. Трифонова «Дом на набережной»)». В данном положении приведены только
факты, но их невозможно использовать при формулировании аргументов в
опровержение и они с очевидностью указывают на определённый либерализм политики
в области культуры в период руководства СССР Л.И. Брежнева. Данный аргумент
должен быть принят экспертами в качестве верного. Кроме смысловой недостаточности,
которая не позволяет принимать аргументы, причиной их неправильности могут быть
фактические ошибки, которые допускают при аргументации выпускники. В данном
случае действует правило: аргумент,
основанный на ошибочном факте, является ошибочным.

                Например,
необходимо аргументировать точку зрения «Внешняя
политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала укреплению
международных позиций страны».
Аргумент в подтверждение: «В 1970-х годах был подписан договор о сокращении наступательных
вооружений, что уменьшало риск начала мировой войны и способствовало повышению
авторитета СССР среди мировой общественности»
, — не будет принят, т.к. он
построен на ошибочном факте (этот договор не заключался в 1970-х годах).
Трудность при оценивании подобных ответов вызывают аргументы, в которых
фактическая ошибка, как кажется, не влияет на логику аргумента. Например
(аргумент в подтверждение для той же точки зрения): «В 1970-х годах между СССР и несколькими странами капиталистического
лагеря был подписан договор ОСВ-1, что уменьшало риск начала мировой войны и
способствовало повышению авторитета СССР в глазах мировой общественности».

В данном положении допущена фактическая ошибка: договор ОСВ-1 был подписан
между СССР и США, а не между СССР и «несколькими странами капиталистического
лагеря». Несмотря на кажущуюся незначительность ошибки и на то, что она
практически не влияет на логику построения аргумента, надо признать, что
аргумент в данном случае построен на ошибочном факте и поэтому не будет
засчитан.

Тесты 11 класс Эпоха Брежнева.

1. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

 1) 

И.В. Сталин

2) 

Н.С. Хрущев

 3) 

Л.И. Брежнев

 4) 

М.С. Горбачев

2.Какое из нижеперечисленных событий произошло раньше всех других?

 1) 

начало реформы А. Косыгина

 2) 

отстранение Н. Хрущева от власти

 3) 

начало массового освоения целинных земель

 4) 

первый полет человека в космос

3.Прочтите отрывок из статьи историка Р.А. Медведева и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни… стабильности в своем положении и уверенности в будущем… (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали…»

4.Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?

 1) 

образование совнархозов

 2) 

отказ от планового развития промышленности

 3) 

проведение экономической реформы А.Н. Косыгина

 4) 

распространение стахановского почина в промышленности

5.Какое из названных событий произошло в период брежневского «застоя»?

 1) 

принятие постановления об упаднических явлениях в советской музыке

 2) 

открытие театра «Современник»

 3) 

принятие постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»

 4) 

исключение из Союза писателей и изгнание из страны А.И. Солженицына

6.В какие годы СССР помогал Демократической Республике Вьетнам в борьбе с американской агрессией?

 1) 

начале 1950-х гг.

 2) 

середине 1960-х – начале 1970-х гг.

 3) 

конце 1970-х – конце 1980-х гг.

 4) 

конце 1990-х гг.

Начало формы

7.Из международного документа

«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как  и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного и полного развития.В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»

Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего в подготовке и  церемонии подписания данного документа.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Используя знания по истории, укажите три других мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в рамках десятилетия, к которому относится подписание данного международного документа, 
в целях снижения уровня международной напряжённости.

8.Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описываемые события.

«Началось заседание Политбюро ЦК КПСС. На первую часть были приглашены все первые секретари ЦК нацкомпартий, председатели Совминов и председатели Президиумов Верховных Советов республик. 
Их проинформировали о политическом положении в Чехословакии и в пределах допустимого – о наших возможных мерах и акциях… Все приглашённые из республик в тот же день вылетели к себе домой. Политбюро всем составом продолжает заседать. Обсуждаются уже конкретные вопросы политических и военных акций… Военные развесили на стенках карты всей предстоящей операции, детально, глубоко, со знанием дела доложили оперативную обстановку: направление ударов и захват плацдармов. Чувствовалось, что военные товарищи хорошо владеют обстановкой и положением дел. Докладывали министр обороны маршал Гречко и начальник Генерального штаба Захаров».

9.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период руководства Л.И. Брежнева СССР (19641982 гг.) являлся временем либеральной политики в области культуры».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …2) …

Аргументы в опровержение:

1) …2) …

10.По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внешняя политика Советского государства в 1960  начале 1980-х гг. обеспечивала гарантии мира, безопасности и сотрудничества в международных отношениях».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …2) …

Аргументы в опровержение:

1) …2) …

11.Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, характеризуют события, явления, связанные с историей СССР в период 19641985 гг.

1) «самиздат»; 2) Хельсинкский акт; 3) дефолт; 4) «разрядка»; 5) «застой»; 6) Коминтерн.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся 
к другому историческому периоду.

12.Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е гг. состояла в

 1) 

укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н. Косыгина

 2) 

достижении СССР военно-стратегического паритета с США

 3) 

упрочении отношений СССР и стран «социалистического лагеря»

 4) 

испытании в СССР первой водородной бомбы

13.Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

 1) 

1961 г.

 2) 

1975 г.

 3) 

1991 г.

 4) 

1997 г.

14.Концепция развернутого построения коммунистического общества за 20 лет, принятая в период «оттепели», была заменена руководством СССР в 1970-е гг. на концепцию

 1) 

совершенствования «развитого социализма»

 2) 

окончательной победы социализма в СССР

 3) 

«нового политического мышления»

 4) 

построения социалистического общества «с человеческим лицом»

15.С каким из названных событий связано окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

 1) 

началом Корейской войны

 2) 

разрывом отношений с Югославией

 3) 

конфликтом с Китаем

 4) 

вводом советских войск в Афганистан

16.Ниже приведены две точки зрения на период 1964 – 1982 гг.:

1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964 – 1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

17.В начале 1970-х гг. был исключен из Союза писателей СССР и выслан из страны писатель

 1) 

С.М. Михалков

 2) 

М.А. Шолохов

 3) 

К.М. Симонов

 4) 

А.И. Солженицын

18.Прочтите отрывок из выступления Л.И. Брежнева на заседании Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию автора книги, о которой идет речь.

«Во Франции и США, по сообщениям наших представителей за рубежом и иностранной печати, выходит новое сочинение… – «Архипелаг ГУЛАГ»… Секретариат принял решение о развертывании в нашей печати работы по разоблачению писаний [этого автора] и буржуазной пропаганды в связи с выходом этой книги. Пока что этой книги никто не читал, но содержание ее уже известно. Это грубый антисоветский пасквиль… По нашим законам, мы имеем все основания посадить [автора] в тюрьму, ибо он посягнул на самое святое – …на наш советский строй, на советскую власть, на все, что нам дорого».

19.Какая черта характеризовала научно-техническое развитие СССР в период 1970-х – начала 1980-х гг.?

 1) 

свёртывание ракетно-космических проектов

 2) 

использование новейших технологий в сельском хозяйстве

 3) 

широкая компьютеризация сфер производства, науки, образования

 4) 

лидирующая роль военно-промышленного комплекса в научно-технической политике

Конец формы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Верапамил аналоги инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Движение наши руководство
  • Верогалид ер 240 инструкция по применению цена
  • Обращение к вышестоящему руководству в армии
  • Fortevit цинк инструкция по применению в таблетках