Президентский указ о либерализации цен начал действовать 2 января 1992 года. С этого дня Россия перешла от плановой экономики к рыночной: 90 процентов розничных и 80 процентов оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. Одновременно была введена либерализация зарплат и свобода розничной торговли. Благодаря этому был преодолен товарный дефицит. Но это было достигнуто за счет резкого падения доходов основной массы населения и фактической конфискации его сбережений. Ужас шоковой терапии, примененной к бездыханной российской экономике, до сих пор холодит кровь той части населения, что так и не сумела приспособиться к рыночной действительности. А вот ужас дореформенной жизни, длившейся более полувека, как-то быстро истаял, выветрился из памяти. Изобилие товаров и услуг и свобода их выбора российского обывателя давно не изумляют. Тот факт, что сегодня в стране все можно купить, были бы деньги, кого-то радует, кого-то приводит в негодование, но всеми воспринимается как должное. Впрочем, непросвещенные граждане, а их немало, искренне убеждены, что деньги были и до января 1992 года. Больше того, только до той, мол, поры они и были у народа, а гайдаровская реформа обесценила все сбережения.
Либерализация цен началась 2 января 1992 года. С этого дня Россия перешла от плановой экономики к рыночной
Что 25 лет назад население располагало неким количеством дензнаков — сущая правда. Но те 200 миллиардов рублей, которые к концу 1991 года лежали на сберкнижках, представляя собой отложенный спрос, деньгами не являлись. Потому что на них нечего было купить. В условиях неукрепленного товарами рубля процветал натуральный обмен всяческим дефицитом. Даже взятки тогда брали и давали преимущественно «борзыми щенками» — колбасой «сервелат», унитазами «тюльпан», путевками в Коктебель, билетами на Таганку. Помню, в Ульяновске, куда привели меня газетные дела, как раз в те дни накрыли группу фальшивомонетчиков. «И какими же купюрами они промышляли? — поинтересовался я просто из праздного любопытства. — Двадцать пять? Пятьдесят? Сто?». Оказалось, гораздо хуже: они подделывали талоны на мясо и сливочное масло. Город бурлил… Когда рубль не обеспечивает выданных казной обязательств, распределительная сиcтема чеканит и пускает в обращение единственно твердую «валюту» — талон. До осознания, что деньги должны быть деньгами и что это возможно только при полной либерализации цен, Ельцин дошел не сам и даже не с помощью Гайдара. Просто страна уже подошла к последней черте. Надо было решаться.
Тут важно заметить, что просвещению тогдашних правителей с обкомовским прошлым изрядно послужила изданная в 1928 году и очень вовремя, к началу 90-х, извлеченная из цензорских запасников книга профессора Л. Юровского «Денежная политика Советской власти (1917-1927)». Предметом научного летописания профессора была десятилетняя биография советского рубля. Тот выступал безмолвным статистом в период «военного коммунизма», вышел на главные роли при нэпе… История этих превращений проложила четкую, уходящую в современность межу в понимании, что есть деньги и каково их подлинное амплуа. Профессор Юровский был свидетелем того, как «создавались постепенно элементы планового хозяйства распределительного типа, которое не может не установиться в осажденной крепости, где наступает голод и холод». Но он наблюдал и другое — как нэп ослабил поводья централизации, позволив рынку править в сторону взаимных интересов производителя и потребителя. Как вступили в силу цены и товарное хозяйство превратилось в хозяйство денежное. И как купля-продажа с расплатой деньгами вытеснила систему распределения по нарядам и ордерам. И как наконец денежная реформа 1924 года упразднила «совзнак», передав бразды правления золотому червонцу.
Автор был блестящим и тонким знатоком своего предмета. Как и многие его товарищи и коллеги, он дожил до времен, когда цвет отечественной науки переместился на Соловки и Колыму. В лагеря вскоре отбыл и сам Юровский… Так что в 25-летие свободного рубля не грех помянуть благодарным словом и этого российского экономиста, отстаивавшего монетаризм за шесть десятилетий до того, как, ничем не рискуя, явились на сцену пресловутые «мальчики в розовых штанишках».
Сегодняшнее хождение рубля — даже при том, что он время от времени падает — отрадно уже само по себе. Потому что это именно хождение, а не лежание, как было до 2 января 1992 года. Заодно и курс рубля по отношению к доллару — даже при неуклонном его понижении — можно считать историческим завоеванием. И, сравнив времена прошлые и нынешние, тоже тихо порадоваться: если у рубля есть курс, значит рубль кур-си-ру-ет.
Сегодняшнее хождение рубля — даже при том, что он время от времени падает — отрадно уже само по себе
Кто-то считает, что рыночные реформы «только усугубили сырьевую модель развития российской экономики, разрушили отечественное производство, привели к жизни по принципу продажи нефти в обмен на импорт всего остального, способствовали захвату подавляющей части государственной собственности номенклатурой и олигархами». Действительно, были в ту пору и сомнительные приватизационные аукционы, и финансовые пирамиды, и сращение крупного бизнеса с властью. Многое, чем печально славились первые постсоветские годы, позже было отвергнуто. Но многое из того, на чем сегодня держится российская экономика, закладывалось именно тогда.
Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д19 № 2074
Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством
1) Н. Д. Кондратьева
2) В. В. Путина
3) Е. Т. Гайдара
4) К. У. Черненко
Спрятать пояснение
Пояснение.
Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством Егора Гайдара.
Правильный ответ указан под номером 3.
Спрятать пояснение
·
Помощь
15 ноября 1991 года был дан старт российским реформам, главной целью которых стал переход от плановой к рыночной экономике. Президент РСФСР Борис Ельцин представил публично новое правительство, сформированное 6 ноября, назвав его правительством реформ и взяв на себя роль его главы. Перед этим он заручился поддержкой на все эти действия со стороны съезда народных депутатов.
«Хуже будет всем примерно полгода, — сказал Ельцин на съезде. — Затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Депутаты разрешили ему принимать необходимые для реформ законы президентскими указами в совмещать посты президента и премьера сроком на 13 месяцев.
В качестве одного из своих заместителей — по вопросам экономической политики — Ельцин назначил малоизвестного тогда 35-летнего Егора Гайдара, заведовавшего прежде экономическими отделами в журнале «Коммунист» и газете «Правда». В тот же день, 15 ноября, Ельциным был подписан важнейший пакет из десяти указов и правительственных постановлений, призванный не только реализовать ключевые положения экономической реформы, но и смягчить ее последствия для слабозащищенных слоев населения. Этот пакет документов в обстановке секретности готовила на правительственной даче в Архангельском команда Гайдара.
Горбачевские реформы, проводившиеся в СССР с конца 1980-х, не могли остановить сползание страны в кризис, а попытка государственного переворота и лишения Михаила Горбачева президентской власти в августе 1991 года застопорила процесс подписания нового союзного договора.
Бывшие советские республики почувствовали слабость центра, их руководители все больше подумывали об уходе «в свободное плавание» и сосредоточении в своих собственных руках всей полноты власти. Дезинтеграционные процессы переводили проведение реформ в иную плоскость, Гайдар, связывавший прежде план реформы со «здоровым крылом» в самом КПСС во главе с Горбачевым, решил опереться на российские власти и на популярность Ельцина, вышедшего победителем в противостоянии с ГКЧП.
Для этого необходимо было одержать верх в «битве программ». Программы реформ разрабатывались в то время самыми разными командами. Особой популярностью у прессы пользовалась программа «500 дней» академика Шаталина, Григория Явлинского и целого ряда других авторов, представленная в 1990 году. Она предусматривала поэтапную приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий и только затем либерализацию цен. Эта программа уже была с ходу принята Верховным советом РСФСР, на ее основе на какое-то время возник консенсус между Ельциным и Горбачевым, однако реализации этой программы воспротивился председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, у которого совместно с академиком Абалкиным имелась собственная пятилетняя программа, «менее радикальная», более умеренная. В конце концов время ушло даже для «умеренно-радикальной» программы «500 дней», начинался продовольственный кризис. Мало у кого вызвали энтузиазм и программы премьер-министра СССР Валентина Павлова (еще до ГКЧП) и министра экономики РСФСР Евгения Сабурова. Собственную программу приватизации разрабатывало и реализовывало даже московское правительство.
Гайдар был убежден, что в 1991 году уже ничего, кроме самых радикальных вариантов, не сработает, и пытаться искать новые чудодейственные рецепты бессмысленно. Его команда писала уже не программу как таковую, а сразу тексты указов, законов и постановлений. Помимо этого имелось лишь два кратких документа с инструкциями, расчетами и пояснительными записками — «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Первый документ как раз и определял курс на будущую экономическую независимость России — лишь при чисто политическом, но не экономическом союзе с другими государствами прежнего СССР, а второй — констатировал наличие трех кризисов, полученных в наследство от СССР, в условиях которых и предстояло отныне действовать, — инфляционного, платежного и системного. Подробная полноценная программа появилась лишь к лету 1992 года, когда рыночные реформы уже шли полным ходом.
Если Явлинский до самого последнего момента упорно делал ставку на проведение реформ в рамках союзного государства и отказывался входить в российское правительство, то Гайдар уже нащупал свой рычаг в виде харизматичного Ельцина. Приходилось спешить еще и потому, что отложенные реформы грозили потерей темпа, разочарованием общества и возвращением к власти коммунистов. Лишь быстрые и необратимые действия могли гарантировать удержание власти и завершение переходного периода.
«Перед страной стояла неимоверной трудности задача — перейти от плановой экономики, которая пришла в состояние негодности, продемонстрировав несостоятельность коммунистического эксперимента, к рыночной», — писал экономист Евгений Ясин.
Команда молодых экономистов была привлечена к работе госсекретарем Геннадием Бурбулисом. Гайдар познакомился с ним во время событий, связанных с ГКЧП, выйдя вместе с институтскими коллегами из партии и явившись в Белый дом. Именно Бурбулис после долгих консультаций стал первым заместителем председателя правительства — Ельцина — и служил медиатором между ним и Гайдаром. Средний возраст собравшихся на даче в Архангельском младореформаторов — так их стали вскоре называть — составил 37 лет. Кроме Гайдара, там были Петр Авен, Андрей Вавилов, Сергей Глазьев, Алексей Головков, Виктор Данилов-Данильян, Константин Кагаловский, Андрей Нечаев, Владимир Машиц, Борис Салтыков, Анатолий Чубайс и Александр Шохин. Многие сразу или немного погодя займут места в правительстве и станут себя гордо и бесшабашно называть «правительством камикадзе» — и «делать, что должно, и будь что будет».
То, что затевалось в России, старались не именовать «шоковой экономикой» по образцу того, что происходило в Восточной Европе. И обещали смягчать последствия целым рядом социальных программ. Однако по сути в основу «переходной экономики» была положена теория одномоментного введения элементов рыночной экономики с опорой на систему законов и регулирование в обществе, жившем ранее в условиях авторитаризма, сильной централизации производственных мощностей и государственной собственности на все активы.
Один из первых опытов введения «шоковой терапии» состоялся в Западной Германии в 1948 году и тогда же подготовил «экономическое чудо» 1950-х, за ним последовали Чили при Пиночете 1975 года, Боливия во время борьбы с гиперинфляцией в 1985 году — тогда и был, собственно, запущен сам термин «шоковая терапия» — и посткоммунистические государства — ярким примером которых стали Чехия 1990-го и Польша 1989 года, принявшая так называемый план Бальцеровича.
Либеральная «шоковая терапия» вызывала и вызывает большие споры, ее сторонники уверяют, что она помогает положить быстрый конец экономическим кризисам, стабилизировать экономику и подготовить почву для экономического роста, в то время как ее критики (такие как Джозеф Стиглиц) считают, что она способствует дополнительному углублению кризиса и вызывает излишние социальные бедствия. Есть мнение, что лучше придерживаться тактики таких стран, как Китай и Вьетнам, которым удалось избежать серьезных падений ВВП благодаря постепенным реформ. Не исключено, что то же самое могло произойти и в процессе косыгинских реформ в СССР середины 1960-х — с постепенным расширением действия хозрасчета на разных производствах. Однако для России 1990-х все эти щадящие варианты были уже неактуальны, ей грозил голод и хаос. Более того, гайдаровские реформы многие видные западные экономисты считали недостаточно «шоковыми», последовательными и единовременными. Со многими из этих упреков соглашался и сам Гайдар.
Один из создателей теории Джеффри Сакс утверждал, что китайский опыт был вообще неприменим в СССР, поскольку в нем имелось уже слишком много городского населения, в отличие от аграрного Китая, где население можно было предоставить самому себе, не обеспечивая продовольствием.
Сакс какое-то время был советником российского правительства наряду с экспертами МВФ, однако он покинул этот пост из-за того, что в России все шло вопреки его рекомендациям. «Главное, что подвело нас, — это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями, — заявил он. — И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей». Вместе с тем Сакс сугубо положительно оценивал действия и. о. главы правительства Егора Гайдара и противопоставлял его тем, кто пришел к власти позднее. А впоследствии он также упрекал западные страны в недостаточной поддержке демократической России: «Буш и Клинтон решительно не справились с задачей поддержки экономических реформ в России, из-за чего США не выполнили свою роль и упустили связанные с этим возможности. А расширение НАТО только усугубило ситуацию».
Начало либерализации цен пришлось на начало января 1992 года, и сразу после этого они выросли в 3,5 раза. За 1992 год в России была зафиксирована гиперинфляция свыше 2500%. Наряду с ростом экономического неравенства и бедности это привело к распространению безработицы, ухудшению жизни многих слоев населения, избыточной смертности и повсеместной коррупции. Особенно сильно пострадали высокотехнологичные производства, ВПК и наука, многие высококлассные специалисты и ученые если и не лишились работы и не уехали за рубеж, то во всяком случае вынуждены были подрабатывать грузчиками, чернорабочими, таксистами и продавцами, испытывать унижения, неуверенность в правильном выборе профессии и упреки родственников.
Однако при этом на прилавках действительно появились самые разнообразные продукты и произошел переход от плановой к рыночной экономике, возникли новые государственные институты: банковская и налоговая системы, таможенное регулирование и финансовые рынки. Происходила бойкая торговля с рук, появлялись уличные киоски, потом быстро заполнились и полки разросшихся магазинов, пусть и не всем эти блага оказались по карману. Многие сочли это экономическое чудо не долгожданным действием «невидимой руки рынка» и даже не предприимчивостью «челноков», привозивших дефицит из-за границы, а тем, что производимые в прежнем объеме продукты кто-то временно придержал на складах, ожидая заранее объявленной «либерализации цен».
Так или иначе, но уже через год страна жила в иной реальности. На очередном съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 года, случилось то, что Гайдар назвал «Первой фронтальной атакой на реформы». Развернулась борьба за дотации и кредиты промышленности и сельхозпредприятиям.
На пресс-конференции 13 апреля Гайдар так разъяснял весь абсурд ситуации: «Совокупность требований, заявленных съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свертывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы».
Правительство демонстративно подало в отставку, съезд вынужден был пойти на попятную, но взаимные компромиссы все больше замедляли реформы — и в конце концов привели к отставке Гайдара в декабре 1992 года.
Реформы в России и переход к рыночной экономике
С избранием в 1985 г. генеральным секретарем
ЦК КПСС М. С. Горбачева в СССР наступает
период перестройки и смены
социально-экономической системы (1985 —
1990-е годы). На первом этапе с марта 1985 г.
по август 1991 г. в стране шел процесс
пересмотра основ тоталитарного
политического строя и планово-распределительной
экономической системы.
Возникший в те годы термин
«перестройка» означал
осуществляемый сверху переход к
демократизации политического строя и
допуску рыночных отношений в экономике.
Это выражалось в снижении роли КПСС
в общественной жизни, в создании
парламентаризма, гласности, ослаблении
централизованного руководства
экономикой, повышении прав и ответственности
региональных органов власти. Все эти
действия руководства страны имели
положительную направленность и в этом
несомненная историческая заслуга М.С.
Горбачева. По сути дела это означало,
что осуществлялся вариант реформирования
экономики, когда при регулирующей роли
государства должны были происходить
постепенное разгосударствление части
общественной собственности и внедрение
в экономику рыночных отношений.
Эта программа,
разработанная и принятая в середине
1987 г., предполагала с целью перехода к
регулируемой рыночной экономике
социальную переориентацию, преобразование
структуры экономики, реформу ценообразования
и перестройку финансово-кредитной
системы.
Однако центральное
правительство не смогло улучшить
экономическое положение — экономический
кризис углублялся, а политическая
обстановка в стране вышла из-под контроля.
Все это привело к
тому, что 8 декабря в Беловежской Пуще
в Белоруссии президенты России,
Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М.
Кравчук и С.С. Шушкевич подписали
соглашение, в котором констатировалось,
что «Союз ССР как субъект международного
права и геополитическая реальность
прекращает свое существование». Таким
образом, на основе бывших союзных
республик были образованы самостоятельные
независимые государства.
Последствием такой политики
стал не только распад самого большого
в XX
в. государства в мире, но и значительные
экономические потери в каждой из бывших
республик СССР, необходимость перемещения
из республики в республику огромного
числа лиц.
После распада СССР в России
начинается этап радикальных реформ.
Сформированное новое правительство
России проведение этих реформ основывало
на монетаризме и
так называемой «шоковой терапии».
Это выразилось в
ускоренной приватизации государственной
собственности, в отказе от государственного
регулирования цен и валютного курса
рубля, планового руководства экономикой
и планового распределения продукции
предприятий, бюджетных дотаций отраслям
народного хозяйства и населению,
административной привязки производителя
продукции к потребителю и др.
Начавшаяся с января
1992 г. либерализация цен привела к их
неудержимому росту. Уже в 1992 г. индекс
цен вырос в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993 г.
— в 9,4 раза, или 10% в месяц, в 1995 г. —
2,3 раза, или 7,3%. Вместе с тем рост цен
привел к резкому снижению покупательного
спроса населения. Сочетание роста цен
с открытием границ, ввозом продовольствия
и товаров повседневного спроса из-за
рубежа способствовало насыщению
потребительского рынка, изъятию у
населения денежной массы и стабилизации
потребительского рынка. Однако низкая
конкурентоспособность отечественной
продукции стала одной из главных
причин сокращения сбыта, а потому и
производства продукции российских
предприятий. Уже в 1992 г. промышленное
производство сократилось на 18%, ВВП
снизился на 19%, а в 1993 г. ВВП снизился на
12%, а промышленное производство — на
16%.
В 1993—1994 г. ускоренными
темпами проводилась приватизация
государственной
собственности. По замыслу реформаторов
приватизация должна была повысить
эффективность работы предприятий,
ликвидировать их дотационность,
уменьшить расходы бюджета на эти
цели, создать рыночную экономику,
конкуренцию производителей продукции
и услуг, сформировать средний класс
в обществе, как социальную опору нового
строя.
Для проведения приватизации
была разработана и утверждена схема,
по которой государственная собственность
в производственной сфере была
акционирована, пакеты акций разделены
между трудовыми коллективами и
государством. В целях поддержки
приватизации директорами предприятий
им разрешили получить 5%
акций. Всем жителям
страны было выдано по одному ваучеру
на человека. Стоимость одного ваучера
составляла одну стопятьдесятмиллионную
долю стоимости всего государственного
имущества Российской Федерации. Владельцы
ваучеров могли либо вложить их в виде
своих паев в предприятия, специально
созданные фонды либо продать.
Однако изначально
эта схема приватизации государственной
собственности вносила в общество
неравенство. Преимущество было отдано
членам трудовых коллективов предприятий
производственной сферы, получивших
пакеты акций приватизированных
предприятий. Работники же непроизводственной
сферы, учреждений, состоящих на бюджете,
практически ничего не получили, так
как переданные ими в основном в
инвестиционные фонды ваучеры позже
пропали вместе с развалившимися
фондами. Несправедливость по отношению
к этим слоям населения была и в том, что
предприятия сферы материального
производства были созданы и за счет
средств, недополученных десятилетиями
учителями, врачами, учеными, военными
и другими работниками бюджетных
учреждений в виде их низкой заработной
платы. Уже этими действиями в обществе
была создана почва для разногласий.
Другой негативной
стороной было стремление реформаторов
искусственно форсировать создание
среднего класса в России. С этой целью
предприятия торговли, общественного
питания, бытового обслуживания
практически даром перешли в частную
собственность. Кроме того, и промышленные
предприятия в значительной мере
оказались в руках руководителей этих
предприятий, сосредоточивших в своих
руках крупные пакеты акций.
В целях ускорения
создания у предпринимателей первоначального
капитала реформаторы пошли на отмену
государственной монополии на производство
и реализацию алкогольной продукции,
ибо легче и быстрее всего можно создать
капитал, торгуя водкой. При этом бюджетная
система не получила примерно четверть
бюджетных доходов. Это привело к быстрому
имущественному расслоению общества.
Разница в уровнях душевого дохода
между обеспеченными слоями населения,
удельный вес которых не превышал 10%
от всего населения страны, и остальным
населением превысила 20 раз. Для сравнения:
в индустриально развитых странах эта
разница не превышает пяти-восьми
раз. Естественно, это также отрицательно
сказывалось на морально-политическом
климате в стране.
К началу 1993 г. были
приватизированы почти все предприятия
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания, треть промышленных
предприятий. В негосударственном секторе
трудилось около половины занятых в
народном хозяйстве. Приватизированные
предприятия выпускали примерно 40%
промышленной продукции. Быстро развивалась
инфраструктура рынка. Создавались
товарные биржи, фондовый рынок,
финансовые фонды и компании.
Одновременно с
этими процессами в стране наблюдалась
политическая нестабильность. В
1994—1996 гг. Правительству не удалось
преодолеть инерцию спада в экономике
страны. Бюджет лишался доходов в виде
налога на прибыль, НДС, подоходного
налога с физических лиц. Увеличивался
бюджетный дефицит. Если на первых
этапах реформ дефицитным был лишь
федеральный бюджет, то позже региональные
и местные бюджеты стали также дефицитны.
Начались постоянные невыплаты
зарплаты в бюджетных отраслях и пенсий
пенсионерам.
Реформы проводились
и в аграрном секторе экономики. Они
начались с реорганизации колхозов и
совхозов. Трудовые коллективы получили
в совместную собственность землю и
основные средства, которые были
разделены между работающими и пенсионерами
на паи. При этом земля делилась поровну,
а имущество — по стоимости и в соответствии
с трудовым стажем работников.
Работникам предоставили возможность
использовать три варианта реорганизации
колхозов и совхозов: организация
фермерских ‘хозяйств и сельскохозяйственных
Кооперативов, сохранение колхоза,
совхоза, организация акционерного
общества. В основном колхозы и совхозы
были преобразованы в акционерные
общества и производственные кооперативы.
Однако реформы в
сельском хозяйстве шли медленными
темпами. Положение в этой отрасли резко
ухудшилось. Причиной было общее
ухудшение экономической обстановки в
стране, резкое сокращение государственных
дотаций сельскохозяйственным
предприятиям, значительный размер
импорта продовольствия, снижение
платежеспособного спроса населения.
Создание фермерских
хозяйств тормозилось отсутствием у
фермеров необходимой материально-технической
базы, трудностями получения банковского
кредита из-за практического отсутствия
у фермеров залоговой стоимости, так как
землю они не имели права продавать и
закладывать в банках.
Все это привело к
тому, что уровень сельскохозяйственного
производства в стране стал ежегодно
снижаться.
Таким образом
милитаризация экономики, чрезмерная
гонка вооружений, ведение военных
действий в других странах, оказание
военной и экономической помощи
государствам, идущим в фарватере
идеологической и внешней политики СССР,
неэффективное ведение хозяйства и
бесхозяйственность привели к истощению
государства и расстройству экономики
страны, экономическому, а затем и
политическому кризису и, наконец, распаду
СССР.
Последствием этого
стали разрушение единого экономического
пространства и хозяйственных связей,
потеря экономических преимуществ
от межрегиональной интеграции, упадок
экономики, снижение жизненного уровня
населения, идеологический разброд,
неустойчивое внутриполитическое
положение, психологический дискомфорт
в обществе. С геополитических позиций
распад СССР привел к ликвидации баланса
двух сверхдержав в мире и гегемонии
США.
Таким образом, в
третье тысячелетие новой эры Россия
вошла экономически ослабленной, с
тяжелым грузом нерешенных социальных
проблем, с огромным потенциалом
недовольства населения существующим
положением в стране.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
11.03.20152.67 Mб19ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.doc
- #
- #
«500 дней» («Проект Явлинского – Шаталина», «Переход к рынку»), нереализованная программа экономических реформ в СССР, целью которых был переход от плановой экономики к рыночной.
Истоки программы
В основу программы «500 дней» была положена программа «400 дней доверия», разработанная в январе – феврале 1990 г. экономистами Г. А. Явлинским, А. Ю. Михайловым и М. М. Задорновым в качестве альтернативы программе союзного уровня Рыжкова – Абалкина, готовившейся под руководством заместителя председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкина. По сравнению с правительственной программой проект «400 дней доверия» предполагал более решительные действия, включая поэтапное освобождение цен, массовую приватизацию государственной собственности посредством продажи в рассрочку, аренды с последующим выкупом, акционирования и др. форм разгосударствления собственности, ускоренное развитие малого предпринимательства, сокращение государственных расходов («минимальный потребительский бюджет»), а также перестройку финансовой системы страны. Проект «400 дней доверия» был ориентирован на введение поста Президента СССР. Все мероприятия программы были взаимоувязаны и синхронизированы по дням, при этом предусматривалась вариативность мероприятий в зависимости от успеха каждого этапа. По мнению авторов проекта, залогом успеха реформы являлась «её комплексность и радикальность» (Явлинский. 1990. С. 4).
Реализация программы включала четыре этапа: подготовительный (первые 50 дней), разгосударствление собственности (50–180-й дни), запуск рыночного механизма (180–300-й дни), стабилизация (300–400-й дни). В результате осуществления предлагавшихся мероприятий в течение обозначенного срока должен был появиться «генотип новой экономической системы, которая сможет в дальнейшем развиваться сама, без чрезвычайных усилий со стороны государства» (Явлинский. 1990. С. 15). Проект «400 дней доверия» получил положительную экспертную оценку в странах Западной Европы и Японии.
В апреле – мае 1990 г. специалисты социально-экономического отдела Центрального комитета (ЦК) КПСС предложили свой вариант программы экономических преобразований. Наибольший вклад внесли помощник Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам Н. Я. Петраков и будущий министр финансов РСФСР Б. Г. Фёдоров. Разработка подобных документов активизировалась из-за уменьшения шансов на успешную реализацию программы, разработанной под руководством Л. И. Абалкина, а также провала государственного плана на 1990 г. и усиления кризисных тенденций в экономике. Свою роль в ускорении разработки реформ сыграл и первый опыт радикальных реформ правительства Т. Мазовецкого в Польской Республике.
В мае 1990 г. Совет Министров СССР внёс на рассмотрение Верховного Совета СССР «Концепцию-90», ключевым положением которой было единовременное повышение цен. Программа была не только раскритикована участниками Съезда народных депутатов СССР и общественностью, но и содержала требования отставки ряда министров Совета Министров СССР. Эти обстоятельства крайне ограничивали возможности проведения экономических преобразований из единого центра, в экономике усилилась несбалансированность, вызванная стремительным обесценением рубля и массовыми разрывами хозяйственных связей между предприятиями. Особое значение имело принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990), а затем деклараций о независимости и другими союзными республиками.
Создание программы «500 дней» и её основные положения
После избрания Б. Н. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР (29 мая 1990) новое российское руководство взяло на вооружение концепцию проекта «400 дней доверия» в качестве основы экономической программы, в июле Г. А. Явлинский занял пост заместителя председателя Совета министров РСФСР. Вскоре программа была переименована в «500 дней». Программа виделась как основа экономической части будущего союзного договора, а в её основе лежала идея сохранения республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и продуманной приватизации через акционирование и т. д. При этом разработчики исходили из убеждения, что республики должны будут нести полную ответственность за экономическое развитие своих территорий.
Союзному центру делегировались следующие полномочия (Кирсанов. 2019. С. 185):
-
создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности и борьбы с организованной преступностью;
-
разработка и реализация крупных народнохозяйственных программ общесоюзного значения;
-
реализация согласованной денежно-кредитной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля;
-
регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды энергоносителей, сырья, товаров и услуг, перевозку грузов, а также разработка и введение единых таможенных правил;
-
выработка и согласование с республиками основных направлений внешнеэкономической политики;
-
обеспечение экологической безопасности;
-
управление сферами деятельности и целевыми программами, требующими по своему характеру единого руководства.
Все мероприятия программы «500 дней» (опубликована в брошюре «Переход к рынку»), как и предшествовавшего проекта, были сгруппированы в несколько этапов, в ходе которых предстояло «осуществить преобразования, открывающие дорогу развитию рыночных отношений и обеспечивающие зримое улучшение положения в экономике и в жизни людей» (Переход к рынку. 1990. С. 46). В ходе выступления на сессии Верховного Совета РСФСР 11 сентября 1990 г. Г. А. Явлинский называл свою программу «500 дней», позднее в прессе её упоминали также как «Переход к рынку» и «проект Явлинского – Шаталина».
Первый этап включал «программу чрезвычайных мер» (1 октября 1990 – начало 1991), в том числе принятие союзным и республиканскими руководителями ключевых законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической реформы. Одновременно с этим Президент СССР и руководители союзных республик наделялись чрезвычайными полномочиями в области осуществления денежно-финансовой политики. Предполагалось начать акционирование государственных предприятий и перерегистрацию земель колхозов и совхозов с выделением их членам земельных наделов. Ещё одна составляющая этого этапа – кардинальный пересмотр всех статей союзного, республиканских и местных бюджетов в целях сокращения расходных обязательств. Под сокращение попадали прежде всего производственные инвестиции, дотации и субсидии для большинства предприятий, строительные объекты с низким процентом готовности, предоставление помощи иностранным государствам, финансирование Министерства обороны СССР. Вводился запрет для государственных банков на прямое кредитование бюджетных расходов.
Основное содержание второго этапа (100–250-й дни) составляли поэтапное снятие государственного контроля за ценами на широкий перечень товаров и услуг и сдерживание инфляционных процессов посредством жёстких кредитных и финансовых ограничений. Важное значение при этом отводилось наращиванию объёма реализации потребительских товаров, повышению ссудного процента, ограничению денежной массы в целом и введению новой налоговой системы. Чтобы не допустить чрезмерного роста потребительских цен, республиканским и местным властям разрешалось вводить временное замораживание цен на товары массового спроса.
В ходе третьего этапа (250–400-й дни) должны были стабилизироваться рынок потребительских товаров и средств производства и заработать новая система хозяйственных связей. Ожидалось, что до 40% основных промышленных фондов и не менее 60% объектов торговли перейдут в частные руки, а основные административно-организационные структуры управления предприятиями будут ликвидированы. На этот же период приходилась большая часть работы по созданию условий для развития конкуренции между отечественными производителями, включая активное проведение антимонопольной политики. В качестве возможных негативных последствий прогнозировались ухудшение положения и разорение ряда предприятий, спад производства и рост безработицы.
Четвёртый этап (400–500-й дни), по мнению реформаторов, предполагал начало экономического подъёма. На этом этапе должны были «сложиться предпосылки для ощутимого усиления экономической активности, прежде всего в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, аграрном секторе и отраслях сферы услуг» (Переход к рынку. 1990. С. 59). Итог четвёртого этапа авторы программы видели в формировании сбалансированных цен и бюджета, насыщенного потребительского рынка, современной банковской системы, валютного рынка и достижении внутренней конвертируемости рубля.
Судьба программы летом – осенью 1990 г.
Стараясь не допустить выхода ситуации из-под контроля, летом 1990 г. М. С. Горбачёв заявил о необходимости объединения усилий и выработки новой программы экономических реформ, которая учла бы интересы и республик, и Союза в целом. 27 июля Горбачёв, Б. Н. Ельцин, Н. И. Рыжков и И. С. Силаев подписали поручение о создании рабочей группы для подготовки в срок до 1 сентября того же года союзной программы перехода к рыночной экономике. В состав рабочей группы вошли преимущественно учёные-экономисты: С. С. Шаталин (руководитель группы), Н. Я. Петраков, А. П. Вавилов, Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Б. Г. Фёдоров, Е. Г. Ясин, Т. В. Ярыгина, а также представители всех союзных республик, кроме Эстонии.
Однако союзное правительство сразу же продемонстрировало нежелание участвовать в совместной работе, а Госплан, Министерство финансов СССР и Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР отказались предоставить членам рабочей группы необходимые для расчёта стабилизационных мероприятий данные. Вскоре между рабочей группой и союзным правительством выявились серьёзные расхождения в подходах к решению ключевых проблем (финансы и цены, экономический союз и др.). В то же время рабочей группе удалось достичь консенсуса с представителями республик по основному вопросу – проекту Договора об экономическом союзе.
В ночь с 1 на 2 сентября 1990 г. программа «Переход к рынку» и 20 проектов законов были направлены Ельцину. В это же время в Президентский совет СССР поступила программа правительства СССР. В течение первой декады сентября проходило согласование программ Совета Министров СССР и рабочей группы С. С. Шаталина. Представленный советником генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики, академиком А. Г. Аганбегяном сводный текст представлял собой сокращённую и немного переработанную программу «500 дней». 11 сентября программа «500 дней» была поддержана большинством Верховного Совета РСФСР. Вместе с тем союзный парламент, также рассматривавший программу «500 дней» (в доработанном варианте), так и не принял окончательного решения, предоставив дополнительные полномочия президенту и дав поручение о подготовке к 15 октября единой программы перехода к рынку на основе всё тех же «500 дней».
В середине октября М. С. Горбачёв направил в Верховный Совет СССР «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», которые состояли всего из 60 страниц и не являлись экономической программой. Тем самым Горбачёв отказался от поддержки программы «500 дней», объяснив своё решение следующим образом: «Республикам надо было дать право решать, когда и какие конкретные меры осуществлять. А центр должен был обеспечить общую координацию в проведении реформ. Отсюда и название документа…» (Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 1. Москва, 1995. С. 579). «Основные направления» были одобрены Верховным Советом СССР почти единогласно.
По этому поводу один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х гг. в России, Е. Т. Гайдар, написал, что «с этого момента вплоть до осени 91-го года о какой бы то ни было экономически осмысленной политике можно было забыть. Между рушащимся Союзом и Россией началась ожесточённая борьба за власть» (Кротов. 2001. С. 93). Г. А. Явлинский со своей командой в октябре 1990 г. подали в отставку, впоследствии многократно заявляли, что осуществление «500 дней» позволило бы сохранить союзное государство. Создалась новая ситуация, в которой приступить к реализации программы «500 дней» стало уже невозможно – существенным образом изменились политические, экономические и организационные условия.
Опубликовано 25 мая 2022 г. в 10:18 (GMT+3). Последнее обновление 25 мая 2022 г. в 10:18 (GMT+3).