Педагогическое руководство театральной деятельностью

Педагогическое руководство театрализованными играми  детей младшего дошкольного возраста.

       Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.

       З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С.Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

       Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

       Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

       • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

       • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

       • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

       • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

       • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А.Барто «Снег, снег»).

       • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

       • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

       • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

       • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

       Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

       Педагогу в работе с детьми самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

       Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

       Педагогу необходимо разумно организовывать работу по развитию театрализованной деятельности  детей: выбрать наилучшие направления, формы и методы (совместная деятельность в режиме дня, беседы, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, обсуждение и проигрывание ситуаций, домашнее задания, использование музыкальных произведений, праздники, индивидуальная работа).

       Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

       Только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии детей.

       Требования к содержанию и методам работы и обязанности педагога по разделу «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»:

     -создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (обеспечение активного участия каждого ребенка); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний); выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;

     -приобщать детей к театральной культуре (знакомить с разными видами кукольных театров: бибабо, настольным, теневым, пальчиковым и др.)

     -обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

     -создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, педагогов; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

     Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности.

Во время совместной деятельности необходимо:

     -внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

     -если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

     -при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

     -спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

     -в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина)

 1. Содержание и разнообразие тематики.

 2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Методы руководства игрой:

— Прямые

  • Выявление желания играть
  • Беседа
  • Распределение ролей
  • Замечания и помощь в ходе игры
  • Похвала, беседа в ходе игры

— Косвенные

  • Чтение художественных произведений
  • Беседа, рассказ воспитателя
  • Работа с родителями
  • Игры-занятия (дидактические игры и др.)

Условия возникновения игр:

  • Интерес, игровые умения;
  • Знание художественного произведения;
  • Атрибуты.

Подготовка детей к игре-драматизации:

  • Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его содержанию.
  • Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).
  • Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).
  • Повторное чтение художественного произведения в свободное время, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.
  • Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.
  • Прослушивание произведения в аудиозаписи, просмотр различных видов театра.
  • Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).
  • Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

     В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальной театрализованной игры с помощью насыщения предметно-игровой среды небольшими по размеру образными игрушками (куколки, матрешки, звери и т.п.). В театрализованном уголке размещаются разные виды театров (бибабо, настольный, театр на фланелеграфе, перчаточный и др.); костюмы, маски, декорации.  Рядом целесообразно расположить  книжный уголок, где помещены книжки со сказками, рассказами и потешками с красочными, понятными детям иллюстрациями. Участие педагога в индивидуальных театрализованных играх проявляется в разыгрывании бытовых и сказочных ситуаций, показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснение действий.

     Таким образом, целями педагогического руководства театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста являются:

— формирование интереса к театрализованным играм;

— расширение игрового опыта детей, путем последовательного усложнения игровых заданий и игр-драматизаций;

— создание условий для проявления изобретательности, самостоятельности;

— стимулирование интереса к творчеству, к импровизации;

     При обучении детей навыкам театрализованной деятельности педагогу необходимо использовать различные методы и приемы, быть тактичным, доброжелательным, эмоциональным, владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей дает педагогу массу информации как об игре ребенка, так и о нем самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего: а) воспитания у ребенка основ общей культуры, б) приобщения детей к искусству театра, в) развития творческой активности и игровых умений детей. Рассмотрим это подробнее.

М.Б. Зацепина рассматривает основы общей культуры дошкольника как многозначный термин, который следует понимать, как культуру внутреннюю и внешнюю, как культуру познания окружающего мира, нравственную культуру, культуру общения, физическую культуру, игровую культуру и т.д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению, а также восприятие материальных и духовных ценностей и то, как они ими умеют пользоваться.

Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей сложной системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а также привитие навыков общения и взаимодействия с партнером в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).

Культурные потребности в художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. В этом смысле педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткий зритель, который владеет навыками поведения в театре, знает внешние признаки театра:

— театр как культурное учреждение;

— специальное здание для постановки спектаклей;

— наличие рекламы (афиша, информация о спектаклях);

— внутренние помещения (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет, гримерные, мастерские).

Дети знакомятся с театральными профессиями: актер, режиссер, художник-декоратор, гример, сценарист, осветитель, хореограф, дирижер, художественный (музыкальный) руководитель, инструменталист (оркестрант).

В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движений рук воспитатель использует образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; еще мягче, легче».

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне не нравится» и др.). В этюдах воспитатель также может создать эмоционально-игровые ситуации: «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам».

Воспитатель использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопрос-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх воспитатель может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период воспитатели обеих рабочих смен читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, в ее образном строе. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным). В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. 

Л.С. Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям. Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссеров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актеров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримеров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцену. Творческие группы детей среднего дошкольного возраста могут быть мигрирующими, нестойкими, в старшем возрасте – более устойчивыми.

В подготовительный период воспитатель организует и координирует всю работу творческих групп. Дети могут переходить из одной группы в другие, пробовать себя во всем. Дети младших групп тоже могут помогать в изготовлении элементарных атрибутов, в разработке эскизов к спектаклю (чаще это работа по теме спектакля).

Так к сказке о бобовом зернышке дети могут делать аппликацию «Хохлатка», где к изображению курочки надо приклеить корзинку с яичками. Сказка не разыгрывается целиком детьми, но некоторые эпизоды можно обыграть во время знакомства со сказкой. При показе сказки на фланелеграфе взрослым детские аппликации могут использоваться в качестве иллюстративного материала.

Педагогическое руководство детской творческой игрой, каковой является театрализованная игра, имеет свои особенности в раннем, младшем и среднем возрасте.

Задачи педагога при организации театрализованной деятельности дошкольников с использованием русских сказок

II младшая группа

1. Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, фланелеграф.

2. Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

3. Развивать интерес к различным видам театральной деятельности.

Средняя группа

1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой.

3. Развивать чувство партнерства.

Старшая группа

1. Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

2. Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

3. Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

4. Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

5. Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

Подготовительная группа

1. На музыкальных занятиях, художественно-речевой и других видах деятельности совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

2. Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (мюзиклах, драматических спектаклях, этюдах).

3. Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой по всем возрастным группам.

Вторая младшая группа

Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлении составляет также чтение детской литературы.

Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.

Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.

Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах воспитатель узнает мнение малышей: понравилось ли выступление, о чем был сюжет и т.д. После некоторого времени (через 2-3 дня) воспитатель в свободном общении с детьми может повторить беседу по просмотренному сюжету, где более подробно расспросит ребят, предложит им самим сыграть.

Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.

Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.

Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр с взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.

Средняя группа

В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так, как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актеров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.

В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.

Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу над сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки — этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определенного времени.

Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежит, подпрыгивая или катиться ровно – все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность – это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.

В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.

Старшая и подготовительная группы

В старшей и подготовительной группах театрализованная деятельность становится глубже и богаче. Особенность игровой деятельности детей 5-7 лет состоит в том, что ребята могут проявлять себя не только в качестве актеров, но и как сценаристы. Разумно предложить детям самостоятельно придумать сюжет сказки и обыграть его, либо при чтении знакомой сказки предложить придумать новую сказку с этими же героями. Возможен нетрадиционный набор кукол (героев) для сочинения сказок и сценок: Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок и т.д. 

Для обучения детей средствам речевой выразительности в старших группах используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» или другие (приветливо, небрежно, требовательно). Или можно привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое место): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя- образец для подражания.

Можно предложить детям задания типа «Разные настроения», дискуссии по рассказам из личного опыта или по вернисажу картинок, прослушивание музыкальных произведений. Так же занятия могут включать разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации.

Этапы работы над спектаклем

Увлеченность детей и взрослых театральной деятельностью позволяют создавать в детском дошкольном учреждении музыкально-театральную студию, результатом которой являются театральные спектакли. Оки расширяют кругозор детей, вводят его в богатый мир образов, развивают эмоционально-познавательную деятельность.

Подготовка и становление театрализованного спектакля проходят следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап состоит из подбора репертуара, предварительного знакомства с текстом, подборе музыкального, звукового сопровождения, изготовления костюмов, декораций, атрибутов.

Правильно подобранное литературное произведение для постановки- это залог успеха будущего спектакля.

Чаще всего это сказки. Они выразительны, богаты диалогами.

Для инсценировки литературного произведения нужно сначала составить сценарий. При этом важно не искать идеи произведения.

Иногда уместно включать в текст плясовой материал, что придает особую живость спектаклю. Обязательно нужен хороший конец, радость, победа добра над злом.

Благополучный конец благотворно влияет на ребят, на их желание смотреть еще и еще эти сказки.

На занятиях по познавательному развитию, в свободной деятельности надо знакомить детей с текстом литературного произведения будущего спектакля, беседовать по содержанию, разборчиво объяснять непонятные слова.

В ходе подготовительного этапа работы над спектаклем режиссер определяет, какими должны быть декорации, реквизит, музыкальное и световое оформление.

Не следует злоупотреблять обилием декораций.

Достаточно символическое обозначение места действия. Костюмы всех исполнителей должны быть тщательно продуманы, подготовлены с учетом характера их образов. Дети должны оказывать посильную помощь в изготовлении декораций, реклам, пригласительных билетов, костюмов действующих лиц.

Следует хорошо продумать музыкальное, шумовое, световое оформление. Музыкальное оформление может быть инструментальным (рояль, аккордеон), а может быть и с использованием технических средств (магнитофон, грамзапись). Главное условие – это качественное воспроизведение, точное подключение в нужный момент, регулирование силой звука. Музыка должна соответствовать характеру событий, передавать образность персонажа.

Также надо выделить людей ответственных за перестановку декораций, музыкальное, световое оформление.

Затем начинается главный этап – работа над ролью.

Участниками спектаклей могут быть не только дети, но и взрослые.

Взрослые, исполнители ролей отбираются из работников детского сада, родителей (при наличии соответствующих данных). Можно привлекать в участии в спектаклях детей со средней группы. Они – участники массовых сцен. Дети старше-подготовительных групп могут играть в спектаклях главные роли.

Начиная работать над ролью, дети и взрослые должны четко представлять свои обязанности и естественно подключаться к действию по ходу спектакля. Важно ясно излагать актерам ситуацию, в которой они должны действовать, цель действия. Для того, чтобы суметь исполнителям ролей передать сущность своего персонажа, раскрыть свои потенциальные возможности, нужна специальная актерская тренировка. Для этого целесообразно вводить в детском саду занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии, на которых особо будет выделяться работа над выразительностью, естественностью речи, над пластикой движений. При подготовке к исполнительской роли большое значение имеет индивидуальная работа со взрослыми и детьми. Работать надо как с основным составом, так и с составом дублеров.

В ходе работы над спектаклем необходимо несколько раз провести объединенные репетиции со всеми участниками спектакля (актерами, ответственными за музыкальное, световое, художественное оформление).

Наконец все готово: декорации, костюмы, запомнился текст. Отдельные сцены соединились в акты и стали как бы вытекать одна из другой, продолжать и дополнять друг друга. Пьеса уже несколько раз репетировалась вся целиком, все замечания учтены. Что же дальше?

Еще раз надо проверить себя: знаете ли вы, во имя чего будете, играть спектакль? Волнует ли, увлекает ли вас это? Если, да, открывайте занавес.

Источник

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Предложить статью

Замечание 1

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

«Руководство театрализованными играми дошкольников» 👇

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Направлениями руководящей педагогической работы на этом этапе являются:

  • Ознакомление с новыми способами и приемами, усовершенствование ранее изученных навыков театральной игры с куклами, игрушками;
  • Изучение и практическое использование новых игровых атрибутов;
  • Более сложный характер практической реализации творческих начал, фантазии, воображения. Дети самостоятельно делают выбор предмета, явления, процесса, живого существа, который им необходимо представить и воплотить его настроение, исполняют стихи и песни от лица какого-то персонажа и т.д.;
  • Развитие навыков совместного творчества при организации театральной деятельности. Воспитатель обучает детей закономерностям театральной постановки. Он консультирует детей по вопросам постановки сюжетной линии, выбору ролей, костюмов, декораций. При этом, дети вносят самостоятельный вклад в развитие игры. Педагог не подавляет их инициативу, а только направляет деятельность;
  • Организация игровой атмосферы и построение театральных областей. Этот этап обеспечивает развитие и поддержание игрового интереса детей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Педагогическое
руководство театрализованными играми с детьми младшего дошкольного возраста

Много полезных
рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми
содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы
разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности,
которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным
играм.

Каждый воспитатель должен
научить ребенка театрализованной игре.

Прежде всего, необходимо
формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе
просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за
основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем
важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные
фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные
направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе
ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении
ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта
за счет освоения разновидностей театра.

Основными требованиями к
организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются:
содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение
театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех
этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех
этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать
сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь
она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

Руководство воспитателя
заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие
воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в
игру-драматизацию.

Со средними дошкольниками
не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет,
повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её
усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её
запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей.
Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В средних группах перед
игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям
разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения
персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с
появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не
следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него
должна быть именно игрой.

Вначале воспитатель
самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных
фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как
они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального
воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправь ребенка
и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно
хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять
авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по
возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со
взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса,
интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие
упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания
театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи,
как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так
же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших
персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку,
как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка.
Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за
мышку, волка. Победителю — аплодисменты.

Затем воспитатель
предлагает ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»;
«Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как
ходит петушок».

Следующий этап —
отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и
стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево
(испуг).

Только после такой
тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во
многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть
спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки.
Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней
сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать
концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок
смог обмануть хитрую лисичку, а козлята — злого волка, и придумать старую
сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные
истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу,
которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра
чей-то группы.

Когда сценарий театра
подобран, воспитатель подумывает, какой вид театра подойдет детям данного
возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности,
отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской
театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как
артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В
других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Большое значение в
развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в
роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами
художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм,
разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы,

делают их близкими детям,
возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше
нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В
игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и
педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить
содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание
иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты
персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Обогащению детей
художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают
изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать,
как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится
всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение
персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется
выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные — зрители —
угадывают, какой эпизод представлен.

Стремление к творчеству
возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику
зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной
избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и
обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может
служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры
педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих,
напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на
допущенные неточности «Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не
покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за
своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче
изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые
выразительные средства.

Организация
театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно
участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том,
как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется
сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у
каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли.

С помощью
игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. С целью
усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется
разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация,
лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности
всех детей. Таким образом, отпадает необходимость в специальном запоминании
текста.

Для развёртывания
игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей,
знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.
Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя
сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные
признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и
т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Дети любят возвращаться к
воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность
запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи
доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями.
Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты
игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают
детей к комментариям, к интерпретации.

Итак, основная цель
педагогического руководства — будить

воображение ребенка,
создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности,
творчества проявили сами дети.

Методика руководства
театрализованной игрой

Методы руководства игрой

Прямые — Выявление
желания играть — Беседа — Распределение ролей — Замечания и помощь в ходе игры
— Похвала, беседа в ходе игры Косвенные — Экскурсии — Чтение художественных
произведений — Беседа, рассказ воспитателя — Работа с родителями — Игры-занятия
(дидактические игры и др.)

Условия возникновения
игр:

— Интерес, игровые
умения;

— Знание художественного
произведения;

— Атрибуты.

Подготовка детей к
игре-драматизации:

— Чтение художественного
произведения на занятии, беседа по его содержанию.

— Рассматривание
иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают
элементы костюмов, декораций).

— Просмотр диафильмов,
видеофильмов (среда обитания).

— Повторное чтение
художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ
своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

— Наблюдение за повадками
животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального
состояния – страха, удивления, радости и др.

слушивание произведения в
грамм- и аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

— Изготовление атрибутов
к игре (привлечение родителей).

— Занятия по рисованию,
лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства
игрой-драматизацией

Начало игры:

А) в средней группе –
показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту
игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим,

Б) с желающими детьми
проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение;
последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей
больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства
выразительности с помощью которых можно выразить характер героев;
обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни и др.); определяется
место для игры-драматизации; размещение декораций.

В) распределяются роли

— в средней группе
распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

— в старшей группе роли
можно распределить: считалкой; в порядке очередности; по желанию детей.
Застенчивые дети сначала выбираются не на главные роли.

В средней группе чаще
проводятся индивидуальные игры-драматизации (обыгрывание стихотворения, потешки
и др.).

Г) воспитатель чаще берет
на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова,
выход, (при повторении – слова ведущего можно поручить ребенку).

Д) особых репетиций
игра-драматизация не требует.

Е) в конце
игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей,
средства выразительности, с помощью которых

ребенку удалось передать
характер героя. В старшей группе в анализе особое внимание следует уделить
творческим проявлениям дошкольников

Условия развития
театрализованных игр, педагогическое руководство.

  Среди
условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать
следующие:

— с
раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально
откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам,
стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был
сапожник? — Был. — Шил сапожки? — Шил»);


воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой
целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра,
образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.

  Например,
зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми,
читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ
инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А. Барто, «Про Маринку» Н.
Забилы и др.).

  Воспитатель
вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых
сказок.

  Применяются
разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью
фланелеграфа.   

  Использование
элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата,
конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку
«Репка».

  На
интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют
содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля,
желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует
участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных
игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые
знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации,
оркестр), о разных жанрах театрального искусства, об истории театра.

  Наконец,
на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание
успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок
работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение;


заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные
игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять
декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семей
воспитанников дошкольного учреждения. Бабушки могут помочь в изготовлении
костюмов, а папы — подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы, экраны для
теневого театра и др. Раз в год (можно в марте в Международный день театра)
желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить
изготовленные руками педагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки,
костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры
воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием
детей и взрослых;


уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для
театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для
детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными
выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям
отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких
диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в
определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера,
мысли, чувства.

  Развитие
театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного
воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.
Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается
не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

Педагогическое
руководство

  Много
полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными
играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой.
Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те
особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным
играм. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы
предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми
атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том,
чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения детей однообразны, бедны,
мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем, как произнести слова, как
выполнить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются
поведение героя, его чувства. При формальном руководстве игры лишены
творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.

  В
основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом
литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить
детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении
вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов
поступков персонажей.

  В
старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает
детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности
поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть
связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют
с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько частей,
сколько отложено фишек, и схематично изобразить содержание каждого отрезка:
получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме
моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы.
Предлагается представить и рассказать, чем в это время были заняты мышка,
лягушка, заяц, еж, как подошла лиса к дому и т. д. Вопросы педагога помогают
детям понять изменения, произошедшие в поведении и настроении обитателей
теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том, что делали
персонажи, как делали, почему так делали.

  Обогащению
детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям
предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например,
показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом
говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать
поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае
требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные —
зрители -угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети
выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким
комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются
художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и
выразительности.

  Стремление
к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал
реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из
лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком
успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных
это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

  По
ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из
играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает
на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда тебя Журавль в гости
пригласил?»; «Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не покладая
лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым
поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль,
используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные
средства.

  Организация
театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно
участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о
том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие дети активно обсуждают, во
что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей
не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько
раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли.
В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов»,
занятых в игре.

  С
целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей
организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование,
аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись
возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать подгруппами (не
более 6 человек). Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки
персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри
подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку,
рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку.
Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

  Психологическому
настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в
подготовке афиш, пригласительных билетов, декорации, костюмов и т.п. Чтобы в
театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто
будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение
спектакля (включать и выключать магнитофон, руководить детским оркестром). С
помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители,
воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал.
Приглашенным заранее вручают билеты.

  Дети
любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо,
если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры.
Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен
мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически
оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего
совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по
поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям, к интерпретации.

  Итак,
основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка,
создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества
проявили сами дети.

Инсценирование
русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель:
учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании и драматизации
отдельных эпизодов; формировать интонационную выразительность речи; детей 4 лет
учить пересказу.

Ход
занятия.

Воспитатель
рассказывает сказку. Достает игрушки (фигурки для настольного театра) или
картинки (для демонстрации на фланелеграфе), изображающие Машеньку и медведя.
Напоминает эпизод из сказки:

«Вернулся
вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался:


Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку
топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить».

Воспитатель
спрашивает, что будет делать Машенька в доме медведя. Цитирует с помощью детей
соответствующий отрывок: «Будешь печку… (топить). Будешь… (кашу варить),
меня… (кашей кормить)».

Далее
организуется игра-драматизация.

Воспитатель
и дети. Идет медведь между елками, бредет между березками, в овражки
спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит…

Медведь.
Сяду на пенек (присаживается), съем пирожок!

Машенька
(за спиной у медведя). Вижу, вижу!.. Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Медведь.
Ишь какая глазастая. Все видит!

Воспитатель
и дети. Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и
говорит…

Медведь
(медленно, басовито). Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька.
Вижу, вижу!..

Медведь
(удивленно и с восхищением). Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Игра-драматизация
повторяется 3 — 4 раза.

Педагог
организует драматизацию этого отрывка и вне занятий, привлекая к игре самых
младших воспитанников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция оператора котельной скачать бесплатно
  • Алитер акси руководство
  • Sweet baby кроватка с маятником инструкция по сборке
  • Амброксол инструкция по применению цена раствор для инъекций
  • Плита газовая горенье инструкция к духовке температура