Педагогическое руководство процессом формирования воспитательного коллектива

Коллектив
формируется педагогом для создания
оптимальной воспитывающей и развивающей
среды. Основным средством воспитания
коллектива и личности является
разнообразная общественно полезная и
личностно значимая деятельность
коллектива. Эта деятельность должна
быть организована как воспитывающая
(см.
схему 45, с. 106).

Групповой
(коллективной) деятельностью
называют
деятельности
в которой группа выступает как совокупный
субъект (Н.
Е. Щуркова),
то
есть имеет общую цель деятельности,
единую по доминанте мотивацию, осмысленно
избирает способ и средства деятельности,
обсуждает результат деятельности.
Групповая деятельность не только
позволяет создать условия для развития
личности через реализацию ее способностей,
умений, интересов, но и для развития
группы через межгрупповое взаимодействие.
Деятельность детского коллектива должна
быть пронизана элементами игры,
красочности, романтики. Важно также,
чтобы она подготавливала детей к взрослой
жизни.

К
основным профессиональным умениям
педагога, который организует групповую
деятельность, относятся умения: четко
обозначать цель групповой деятельности,
мотивировать деятельность детей,
наполнять ценностным содержанием
предметные действия детей, прослеживать
взаимоотношения детей в ходе деятельности,
оценивать ход и итог групповой работы.
В зависимости от степени сформированности
коллективных взаимоотношений педагог
занимает разные
позиции во взаимодействии с детьми:
организатора
совместной деятельности детей; участника
совместной деятельности детей;
консультанта, советника.

Таблица
22

Этапы
формирования коллектива

I
этап

II
этап

III
этап

IV
этап

Педагог
организует жизнь и деятельность
группы, объясняя цели и смысл
деятельности и предъявляя прямые,
ясные, решитель-ные требования. Актив
(группа, поддерживающая требования и
ценности вос­питателя) только
выявляет­ся. Преобладают развиваю­щиеся
личностные отно­шения, которые
подвижны и нередко конфликтны. Отношения
с другими коллективами складываются
только в системе личностных от­ношений
членов разных коллективов. Субъект
вос­питания — педагог

Требования
педагога под­держиваются активом,
который предъявляет их другим членам
коллектива. Требования педагога
ста­новятся опосредованными.
Организаторская функция учителя
переходит к по­стоянным и временным
ор­ганам коллектива (активу), создается
реальная воз­можность для всех
членов коллектива участвовать в
управлении своей жизнью. Усложняется
практическая деятельность учащихся,
усиливается их самостоя­тельность
в ее планирова­нии и организации.
Пере­живается радость творче­ства,
достигаемых успехов. Актив становится
опорой педагога и авторитетом для
других членов коллектива. Он не только
поддер­живает требования воспи­тателя,
но и вырабатывает свои. Расширяется
его са­мостоятельность. Педагог
способствует укреплению позиций
актива и расшире­нию его состава,
вовлекая детей в совместную дея­тельность,
конкретизиру­ет задачи применительно
к отдельным группам уча­щихся,
организует и нала­живает отношения
внутри коллектива. Устанавлива­ются
более устойчивые межличностные
отношения и отношения взаимной
ответственности. Деловые отношения
развиваются. Зарождаются гуманные
отношения. Формируется коллективное
самосозна­ние: «Мы — коллектив».
Складываются реальные связи с другими
детскими коллективами. Субъект
воспитания — актив

Большая
часть группы по­могает педагогу
корректи­ровать развитие каждого,
предъявляет требования к товарищам
и себе. Появляется способность к
формированию обще­ственного мнения,
что сви­детельствует о достаточно
высоком уровне развития внутриколлективных
от­ношений. Общественное коллективное
мнение — совокупное оценочное мнение,
выражающее от­ношение коллектива
(или его значительной части) к различным
событиям и явлениями в жизни обще­ства
и данного коллектива. Формируются
гуманные отношения между отдель­ными
группами и членами коллектива.
Складывается благоприятный
социально-психологический климат,
вызывающий у детей чув­ство личностной
защищен­ности, вырабатываются об­щие
ценности и традиции. Коллектив имеет
система­тические связи с другими
коллективами в воспита­тельном
учреждении и вне него. Полная
самоуправ­ляемость и самоуправле­ние.
Педагог поддерживает и стимулирует
самоуправ­ление и интерес к другим
коллективам. Субъект вос­питания —
коллектив

Происходит
побуждение всех членов коллектива к
самовоспитанию, созда­ются условия
для развития творческой индивидуаль­ности
каждого члена кол­лектива. В коллективе
нет ни «суперзвезд», ни «изго­ев»,
хотя положение каждой личности
достаточно высокое. Связи с другими
коллективами расширяются и
совершенствуются, дея­тельность
группы все боль­ше носит общественно
по­лезный характер. Каждый воспитанник
предъявляет к себе определенные
тре­бования, выполнение нрав­ственных
норм становится его потребностью,
процесс воспитания сопровождается
самовоспитанием. Педагог совместно
с активом, опираясь на общественное
мнение детского коллектива, поддерживает,
сохраняет и стимулирует потребность
в самовос­питании и самосовершен­ствовании
у каждого члена коллектива. Субъект
вос­питания — сама личность

Важную
педагогическую задачу составляет
управление
межличностными отношениями
в
детских группах. Развитие личных и
деловых отношений способствует
формированию соответствующих личностных
и деловых качеств учащихся. К деловым
можно
отнести те отношения, которые складываются
в основных видах совместной деятельности
учащихся — в игре, труде, учении и других.
Это руководство, подчинение, распределение
обязанностей, координация действий,
составление планов и программ, их
обсуждение и реализация, подведение
итогов, оказание взаимопомощи и т. д.

Главной
задачей развития личных отношений
является укрепление и обогащение их
нравственной основы. Решая эту задачу,
педагог задает в виде образцов и
действенно поддерживает необходимые
нормы нравственности (доброта,
ответственность, сочувствие, готовность
прийти на помощь, честность, чувство
собственного достоинства, самоуважение
и т. д.), реализуя их в системе личных и
деловых отношений учащихся.

В
процессе формирования коллектива важно
также, чтобы цели развития и жизни
детского коллектива ставились четко и
увлекательно. А. С. Макаренко называл
это системой
перспективных линий,
организацией
«завтрашней радости». По сути, это
постановка близких, средних и далеких
целей. Перспектива
в педагогическом смысле — это такие
цели, задачи, дела, которые отвечают
потребностям развития личности, группы
детей, соответствуют уровню их развития,
возрастным и индивидуальным особенностям.
Эти
перспективы должны быть увлекательны,
личностно и общественно полезны.
Перспективы выбираются самими детьми,
например, при помощи коллективной
«разведки» дел. В
результате
появляется план конкретных дел,
рассчитанных на участие каждого, на
проявление инициативы и самостоятельности
в их выполнении. Близкая
перспектива
должна
обязательно опираться на личную
заинтересованность каждого участника.
Она не требует много времени и усилий
для своей реализации. Это может быть,
например, воскресная прогулка, посещение
театра, интересная игра, соревнование
и т. п. Средняя
перспектива

более отдаленная цель, требующая не
только длительного времени, но и
определенных усилий всего коллектива
по ее достижению. Например, летняя
поездка (экскурсия) на самостоятельно
заработанные деньги. Дальняя
перспектива

перспектива на еще более длительное
время.

На
всех стадиях развития группы до уровня
коллектива возникают сплачивающие
группу традиции. Они помогают вырабатывать
общие нормы поведения, развивают
групповые ценности, украшают жизнь
группы и т. п. Традиции — характерный
признак третьего этапа развития
коллектива. Они должны «изобретаться»
так, чтобы воспитанникам казалось, что
«изобретают» они (А.
С. Макаренко).
Традиции
имеют определенную, установившуюся,
яркую и содержательную форму (традиционные
вечера-встречи выпускников, праздник

Последнего
звонка, День знаний и т.
п.).

Управляя
формированием детского коллектива,
педагог должен соблюдать определенные
технологические
правила (см. схему 71).

Правила
управления формированием детского
коллектива

Осуществлять
диагностику развития группы, характера
внутри-групповых отношений

Определять
социально значимые, привлекательные

для учащихся цели
и перспективы
развития группы, планировать и
стимулировать деятельность коллектива

Разумно
сочетать педагогическое
руководство
с есте­ственным стремле­нием
воспитанников к самостоятельно-сти,
независимости, инициативе и
само­деятельности.
Обеспечивать
органичное сочета-ние управления и
самоуправления

Тактично
осущест­влять педагогическое
руководство ученическим само­управлением

Опираться
на коллектив учителей и дру­гих
воспитателей, работающих в данном
классе, включать коллектив класса в
общешкольную деятельность и
сотрудничество с другими коллективами,
поддерживать постоянную связь с
семьями воспитанников

Контролировать
факторы, влияющие на положение ученика
в системе внутри-коллективных отношений.
Развивать как деловые, так и личные
взаимоотношения воспитанников

Схема
71

Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и творческой деятельности, его общения и отношений складываются и протекают в условиях классного коллектива, поэтому исключительную роль в формировании взрослеющего человека играет школьный коллектив.

Нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе. Является основной социальной средой, в которой формируется личность. Это обусловливает актуальность выбранной темы.

Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [4].

  • А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. По мнению В. А. Сухомлинского, духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [14].

П. П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: «Детский коллектив является огромной воспитывающей силой по отношению к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку и т. п.» [2, 325]. Члены коллектива восхищаются своими лидерами, напротив, ребенок, который ведет себя «неподобающе» для коллектива становится мишенью насмешек и подвергается очень сильным мерам воздействия вплоть до издевательств, побоев и изгнания.

Проблема нравственного развития в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. По её мнению, коллектив воздействует на личность в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика [17].

В современном мире главной задачей образования является всестороннее развитие личности, потенциал которой определяется не только ее профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой, высокой нравственностью, коммуникабельностью, ответственностью, толерантностью, в целом жизнеспособность и конкурентоспособность. Развития этих качеств у современных школьников можно достичь только при целенаправленной воспитательной работе в школе.

Проблема педагогического руководства процессом формирования ученического коллектива обширна, разрабатывается отечественной педагогикой давно и связана с именами таких известных педагогов как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский и др., чьи труды составили методологическую основу исследования.

Коллектив класса — это наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива, именно в нем, во время общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Задача педагога — формирование ученического коллектива. Эффективность последнего зависит от правильного выбранных форм и методов воздействия на членов коллектива.

Объект исследования: процесс формирования коллектива обучающихся.

Предмет исследования: педагогическое руководство процессом формирования коллектива.

Цель: выявить условия эффективности педагогического руководства процессом формирования коллектива Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятия: «коллектив», «управление формированием коллектива».
  2. Выделить формы и методы формирования коллектива, используемые педагогом.
  3. Изучить опыт педагогического руководства процессом формирования коллектива.
  4. Дать методические рекомендации по обеспечению выявленных условий эффективности педагогического руководства.

Методы исследования:

  • теоретические — анализ и систематизация психолого-педагогической литературы;
  • практические — изучение педагогического опыта и анкетирование;
  • статистические — обработка результатов анкетирования и интерпретация результатов.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цели и задачи работы, методы исследования.

В теоретической главе изложены теоретические аспекты педагогического руководства процессом формирования коллективом, вторая глаза посвящена условиям эффективности педагогического руководства процессом формирования коллектива. В заключении подведены итоги.

Список используемой литературы содержит 20 источников.

1. Теоретические аспекты педагогического руководства процессом формирования коллектива

1.1. Теоретическое обоснование воспитательного коллектива как психолого-педагогической категории

Слово коллектив происходит от латинского collectivus, которое можно перевести как: сборище, собрание людей, объединение, группа. Это приводит нас к первому и самому простому определению: коллектив — это группа людей.

Любой коллектив — это группа, но не любая группа будет являться коллективом. В обычной жизни под коллективом чаще всего понимают любую организованную группу людей (например, группа рабочих составляет коллектив предприятия). В педагогике коллективом называют объединение воспитанников (учеников), выделяя ряд отличительных признаков.

Например: ученический коллектив должен обладать общей целью, для достижения которой каждый член коллектива выполняет свою часть работы, в ходе которой складываются отношения ответственной зависимости, и общая организация совместной деятельности с общим руководящим органом, в лице старосты и лидеров класса. Именно это отличает коллектив от группы формально сотрудничающих людей, которая может спокойно существовать без данных признаков.

Другие особенности отражают психологический климат и атмосферу внутри коллектива. Например сплоченность, которая характеризует взаимопонимание, «чувство локтя» и ощущение причастности членов коллектива. В правильно организованном коллективе проявляются взаимопомощь, взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, доброжелательность, бескорыстие и соревновательных дух.

В таком случае формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностями. Присутствует разумное сочетание личных и общественных (коллективных) интересов, члены коллектива отличаются умением подчинять личное общественному. Всё это формирует уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, способного преодолевать различные препятствия.

Коллектив способен выполнять ряд важных функций, в первую очередь, воспитательных. В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев выделяют три воспитательные функции коллектива [16]:

  1. Организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
  2. Воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
  3. Стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Важно, чтобы коллектив постоянно развивался и двигался вперед, иначе коллектив умрет. А. С. Макаренко опытным путем вывел закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти [10].

По мнению А. В. Петровского, коллектив — это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития [19].

Д. А. Ефремов, анализируя и сравнивая словарные определения, утверждает, что «под коллективом понимается группа людей, объединенных общими интересами, целями, деятельностью» [3].

Детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, – писал он, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [18].

Коллектив класса — это наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива. В классе протекает основная деятельность школьников — учение. В социальном плане класс — это, малая группа, чаще всего детей, обладающая характерными социально-психологическими феноменами. Наиболее значимы для класса как коллектива: групповая сплоченность, ведущие социальные ценности, лидерство, социальные роли. От уровня развития коллектива зависит преобладающий стиль взаимоотношений обучающихся: товарищество, взаимопомощь, конкуренция, враждебность, изоляция и т. п.

Сеть связей и отношений между школьниками образуется именно в классном коллективе. Он становится своеобразным фундаментом для детей, на котором строятся различные школьные коллективы. Учитывая ранее перечисленные признаки коллектива, мы придем к следующему определению.

Ученический коллектив — это малая группа обучающихся, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью и организацией этой деятельности. Такая группа имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [10].

Как система ученический коллектив — это:

  • часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, в котором помимо детского, включен и педагогический коллектив;
  • относительно автономная система со свойственными ей процессами самоорганизации, саморегуляции и самоуправления;
  • носитель общей атмосферы, характеризующей коллектив как целостное образование, выделяющее его среди других;
  • сочетание двух структур: неофициальной, складывающейся главным образом в процессе общения обучающихся друг с другом и официальной, складывающейся под влиянием взрослых, которые определяют деятельность и организационное строение коллектива;
  • субъект воспитания по отношению к личности каждого члена коллектива.

Учитывая все вышеперечисленное, ученический коллектив — это постоянно изменяющаяся, динамическая система, влияющая на личностные характеристики и систему отношения складывающуюся между облучающимися. Ввиду постоянных изменений внутреннего мира и жизни обучающихся в целом, коллектив развивается в результате борьбы противоречий, возникающих между планируем и достигнутым, потребностями обучающихся и возможностями коллектива, интересами отдельного члена и интересами всего коллектива.

Педагог должен понимать, что начиная с начальной школы в классном коллективе происходят крайне важные для ребенка процессы:

  • социализация — ребенок знакомится с со своими будущими товарищами-одноклассниками и первым учителем;
  • определяется новый социальный статус ребенка, формирующийся на основе его достижений в учебной деятельности и личностных качеств;
  • происходит формирование таких качеств, как коллективизм, стремление прийти на помощь, доброта по отношению к другим, ранее незнакомым людям.

Формирование ученического коллектива — это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от педагога, того, насколько хорошо он определяет и реагирует на различные ситуации, его способности правильно выбирать эффективные формы и методы воздействия на членов коллектива.

Ученический коллектив по своей сути является воспитательным коллективом.

«Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности» [18, 326].

Из этого определения становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

 ФОРМИРОВАНИЕ
ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Понятие
«Коллектив» 

  
Коллектив от латинского kollektivus, что значит собирательный.

  
Коллектив  —  социальная группа, объединённая на основе общественно — значимых
целей, общих ценностных ориентирах и совместной деятельности.  

Признаки
коллектива

  
С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

 —
общественно ценные цели;

 —
совместная деятельность по их достижению;

 —
отношения взаимной ответственности;

 —
организация органов самоуправления;

 —
направленность деятельности на общую пользу.

  
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная
деятельность людей, направленная на достижение общих целей. Существует  ряд
условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых
результатов.

1.
Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности
увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2.
Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы его
членов и опираться на эти интересы.

3.
Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация,
при которой каждый сотрудник становится активным участником.

4.
При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником нравственного
поведения, наличия ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является
коллективная творческая деятельность
.

Виды
детских коллективов

  
Первым коллективом для ребёнка становится: группа детского сада, затем школьный
класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа, учебная группа ВУЗа,
производственный коллектив.

 Существуют такие
виды детских коллективов как:

-отряд в лагере,

-двор,

-класс (как самая устойчивая группа)..

 
В рамках реальной жизни существуют разные виды коллектива:


учебные, производственные, студенческие, спортивные, творческие, первичные,
зрелые,

 
рабочие.

 Структура
коллектива

   
В структуре детского воспитательного коллектива развиваются общешкольные и
первичные коллективы
..

  
Общешкольный коллектив — единая организация всего учебно-воспитательного
учреждения, имеющая общие органы управления жизнью школы.

  
Первичные коллективы формируются по возрастному и разновозрастному
признакам и действуют в виде учебной группы, бригады, отряда, кружка. Первичный
коллектив также имеет органы самоуправления, актив, своих представителей в
общешкольных органах. Они являются органической частью, живой клеткой общего
коллектива школы. Если в общешкольном масштабе слабо ведется работа по
организации воспитательного коллектива, то и первичные коллективы не становятся
полноценной воспитательной силой. У них не образуются необходимые связи с
другими первичными коллективами и общественными организациями, они замыкаются в
групповых интересах.

  
Такое структурное построение детского воспитательного коллектива дает
возможность учесть возрастные особенности и интересы детей, наладить
содержательные взаимоотношения между первичными коллективами старших и младших
школьников, а также разновозрастными отрядами и группами. Взаимодействие
активизируется в результате шефской работы, совместной деятельности ребят в
общешкольных органах и кружках, сводных отрядах или бригадах в процессе
общественно полезного труда, во время посадки зеленых насаждений, работы на
пришкольном участке, по оказанию помощи подшефным организациям, колхозам,
совхозам. После выполнения общественно полезных дел временные сводные
коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими
школьниками обогащаются и расширяются.

Стадии
развития коллектива

  
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим  теорию
коллектива, был А. С. Макаренко.  Он выделил  3 стадии:

Первая
стадия
– становление коллектива (стадия для
первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как
цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную
группу превратить в коллектив, т. е. такую социально — психологическую
общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной
деятельности, ее целям, задачам, ценностям. Организатор коллектива – педагог,
от него исходят все требования. Они должны быть четкими, ясными, предъявляться
последовательно, доброжелательно. В коллективе создается атмосфера
взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной
деятельности. Именно на этой стадии развития коллектива, стадии
самоутверждения, первоначального сплочения, появляются противоречия между
интересами отдельной личности и общими интересами коллектива. Первая стадия
считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив,
воспитанники сплотились  на основе общей цели, общей деятельности, общей
организации.

Вторая
стадия
развития коллектива наступает тогда,
когда в классе  созданы органы коллектива и коллектив переходит к
самоуправлению. Принципиальная особенность этой стадии развития коллектива
заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции в коллективе
выполняют постоянные органы коллектива. Для младших классов эта стадия развития
не характеризуется полной самостоятельностью в выполнении организаторских
функций. Органы коллектива осуществляют руководство при непосредственном
контроле и помощи со стороны учителя. Но уже младшие школьники могут организовать
и выполнить самостоятельно. Самая активная часть коллектива поддерживает
указания и требования учителя, предъявляет эти требования к своим товарищам. На
второй стадии школьники учатся разнообразным способам самоуправления. Учитель
проводит учебу актива, которая связана с реальными делами, воспитывает у
активистов интерес к предстоящей деятельности. Коллектив на этой стадии
развития укрепляется за счет совершенствования деятельности органов
самоуправления. На этом этапе формирования коллектива усложняется его
деятельность. Ценность этого этапа состоит в том,  что все лучшие начинания,
творческие и трудовые дела не только осуществляются, при поддержке актива, но
поддерживаются самой активной частью коллектива. Между учащимися
устанавливаются коллективистические отношения, а у основной части школьников
формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности. Учитель направляет
деятельность актива, помогает ему установить дружеские контакты со всеми
учащимися класса, учит тактично предъявлять требования товарищам. На второй
стадии развития коллектива учитель при поддержке актива совершенствует систему 
складывающихся отношений, корректирует отношения между формальной и
неформальной структурами коллектива.

Третью
стадию
формирования и развития коллектива принято
в педагогике называть периодом расцвета  коллектива. На этой стадии развития
коллектива все его члены добровольно участвуют во всех видах деятельности, все
являются активистами. В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется
общественное мнение, которое отражает взгляды и требования большинства членов
коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные
требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. Такой
коллектив знает каждого школьника, его интересы и стремления. На третьей стадии
развития коллектива изменяются и мотивы деятельности. На этом создаются 
условия для подлинного развития каждой индивидуальности, каждого  ребенка.
Позиция воспитателя на данной стадии развития коллектива заключается в
инструментовке отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого
школьника.

Воздействие
педагогов на коллектив и на отдельных учащихся всегда тесно связано с
воспитательной деятельностью самого коллектива. Педагогические требования к
учащимся предъявляются ими через актив, или через весь коллектив. А. С.
Макаренко такое педагогическое воздействие назвал, «педагогикой параллельного 
действия». Такое параллельное воздействие на первой стадии развития коллектива
использовать еще трудно. На второй стадии развития коллектива «педагогика
параллельного действия» осуществляется через актив. На третьей стадии развития
коллектива педагог воздействует на учащихся через коллектив. Процесс развития
коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких
границ между стадиями его развития.

 Педагогическое
руководство коллективом
         

 
Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы
закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию
и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять
ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования,
использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом
той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективней,
чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом как два взаимных и взаимообусловленных
процесса:

сбора
информации об ученическом коллективе и входящих в него школьников,

организацией
адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам
коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика. 

Оптимизация
управления ученическим коллективом: 

-использование
комплекса педагогических воздействий на коллектив;

-постоянная
и многосторонняя забота членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

-создание
таких ситуаций в жизни коллектива,  которые способствуют его положительному
воздействию на отдельных членов;

-расширение
функций ученического самоуправления;

-объединение
усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В
практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать
следующие важные правила:

-Разумно
сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к
самостоятельности.

-Не
подавлять, а умело направлять активность ребят, сотрудничать с ними. 

-Строго
дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией
школьников.

-Необходимо
добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята.
Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.

Коллектив
— динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Также и
педагог должен менять тактику управления, развивать демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в
сотрудничества с воспитанниками.

Высокой
эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь
тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе,
включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с
другими коллективами, держит постоянную и тесную связь с семьей. Организация и
координация воспитательных влияний – важнейшая обязанность классного
руководителя.

   
Воспитатель должен так организовать коллективные взаимодействия, при котором
персональные, партнерские, мотивационные отношения между членами коллектива
сливаются в процесс дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться
этого очень не просто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу
будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить, терпеливо относится
к недостаткам других, прощать не разумные действия, нанесённые
обиды.           

  
Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в
коллективе отношений, коллективных ценностных ориентаций.

На
положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе.
Вдумчивый классный руководитель постоянно заботиться об изменении характера и
видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые
отношения.         

Источники:

1. Подласый Иван Павлович. Педагогика:
Новый курс: Учеб. Для студентов  высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит.
изд. центра ВЛАДОС, 2001. – Кн.2:Процесс воспитания.-256 с.:ил.

 2. Методика воспитательной работы: учеб.
Пособие для студентов пед.  уч — щ/      В.М.Коротов, Л.Ю.Гордин,А.Ю.Гордон,
В.В.Жуков;Под ред. В.М.Коротова – М.: Просвещение, 1990.-175с. –
ISBN
5-09-001741-7.

Тема: Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом.

  1. Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.

  2. Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива.Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

  3. Диагностика ученического коллектива.

  1. Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.

«Коллектив» (от лат. collectives — собирательный) рассмат­ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ентации, совместной деятельности и общения»

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

• внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

• сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

• взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление учащимися позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:

а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);

в) активного противопоставления (ученик, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);

в) руководства (ученик является членом коллектива и периодически выполняет руководящие функции).

Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.

Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие студентов в самоуправлении и общественной жизни.

Основные признаки коллектива:

1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в соместной деятельности;

3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

Он сформулировал основные этапы становления коллектива.

1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на данном этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

В ученическом коллективе можно выделить две структуры:

формальную, представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами,

неформальную, образующую связи и отношения эмоционально-психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.), которая возникает стихийно.

Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько групп или не входить ни в одну.

Положение ученика в формальной и неформальной структурах может, как совпадать (лидер и хороший товарищ), так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

Общеучебный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Такое влияние осуществляется только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:

по времени существования – постоянные или временные;

по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности (грппы, отряды и т. п.);

на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.);

по месту жительства;

по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.

  1. Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива. Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объе­динением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное — заинтере­совать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине.Горсть песка пре­вращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив — ини­циативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управ­ленческие навыки, распределить обязанности в совместной дея­тельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно выраба­тываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных за­дач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организа­торскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют вза­имную требовательность, заинтересованность в совместной дея­тельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрос­лые, и дети — сотрудники в общем деле. Появляется реальная за­щищенность личности в коллективе, создаются условия для само­реализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою дея­тельность. Это — «алый парус», который символизирует сбыв­шуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив — «горящий факел», по­скольку становится примером для других.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая цель опирается на личную заинтересованность.

Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности.

Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно.

Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А. С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.

Черты сформированного коллектива:

1) мажор – постоянная бодрость;

2) ощущение собственного достоинства;

3) дружеское единение членов;

4) ощущение защищенности;

5) активность к упорядоченному действию;

6) сдержанность в эмоциях.

  1. Диагностика ученического коллектива.

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих учебных заведениях работают психологи, социальные педагоги, действуют психологические службы.

Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был психолог вашего учебного заведения, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя.

Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психолого-педагогическую подготовку.

Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Штатный психолог вашего учебного заведения может выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.

Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

  1. Преобладает подавленное настроение.

  1. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

  1. Конфликтность в отношениях и антипатии.

  1. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

  1. Группировки конфликтуют между собой.

  1. Членами коллектива нравится вместе проводить время. Участвовать в совместной деятельности

  1. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

  1. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

  1. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

  1. С уважением относятся к мнению друг друга.

  1. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

  1. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

  1. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

  1. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного».

  1. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

  1. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

  1. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

  1. Коллектив активен, полон энергии.

  1. Коллектив инертен и пассивен.

  1. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.

  1. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  1. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

  1. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

  1. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членами, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

  1. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.

Оценки

3-св-во проявляется в коллективе всегда; 2-св-во проявляется в большинстве случаев; 1-св-во проявляется нередко;

0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

АТМОСФЕРА в группе (Шкала ФИДЛЕРА)

Ярко

5

Выражено

4

Средне

3

Низко

2

Плохо

1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

делами класса

Неудовлетворенност.

Увлеченность

Равнодушие

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимовыручка

Отсутствие

взаимовыручки

Занимательность

Скука

Успешность

Не успешность

Рассчитывается средний балл для каждого ребенка, для получения информации о его психологическом состоянии в классе и средний балл для каждого отдельного параметра в целом по классу.

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми.

Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности.

Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Ақмола облысы білім басқармасының

«Туризм және сервис индустриясы колледжі» КММ

Управление образования Акмолинской области

КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»

Доклад

на тему:

«Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом.»

Выполнила: Колесник А.И.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обшивка дивана на дому своими руками пошаговая инструкция
  • Магния оротат 500 мг инструкция по применению цена таблетки
  • Как правильно измерить рулонные шторы на пластиковые окна видео инструкция
  • Внесудебное банкротство физических лиц через мфц пошаговая инструкция 2022
  • Ленточно ростверковый фундамент своими руками пошаговая инструкция