Педагогическое руководство коллективом макаренко

Учение а. С. Макаренко о коллективе

Виднейшим представителем
отечественной педагогики, разра­батывавшим
теорию коллектива, был А. С. Макаренко.
Его перу принадлежат многочисленные
педагогические и художественные
сочинения, в которых детально разработана
методика коллективистского воспитания.
Учение А. С. Макаренко содержит подроб­ную
технологию поэтапного формирования
коллектива. Он сфор­мулировал закон
жизни коллектива: движение — форма
жизни коллектива, остановка — форма
его смерти; определил принци­пы
развития коллектива (гласность,
ответственная зависимость, перспективные
линии, параллельное действие); вычленил
этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна
пройти нелегкий путь качественных
преобразований. На этом пути А. С.
Макарен­ко выделил несколько стадий
(этапов).

Первая стадия
становление коллектива (стадия
перво­начального сплочения). В это
время коллектив выступает прежде всего
как цель воспитательных усилий педагога,
стремящего­ся организационно
оформленную группу (класс, кружок и т.
д.) превратить в коллектив, т. е. такую
социально-психологическую общность,
где отношения учеников определяются
содержанием их совместной деятельности,
ее целями, задачами, ценностями.
Организатор коллектива — педагог, от
него исходят все требо­вания. Первая
стадия считается завершенной, когда в
коллекти­ве выделился и заработал
актив, воспитанники сплотились на основе
общей цели, общей деятельности и общей
организации.

Вторая стадия
усиление влияния актива. Теперь уже
ак­тив не только поддерживает требования
педагога, но и сам предъявляет их членам
коллектива, руководствуясь своими
по­нятиями о том, что приносит пользу,
а что — ущерб интересам коллектива.
Если активисты правильно понимают
потребности коллектива, они становятся
надежными помощниками педагога. Работа
с активом на этом этапе требует
пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна
стабилизация структуры кол­лектива.
Коллектив выступает уже как целостная
система, в которой начинают действовать
механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Он уже способен требовать от своих
членов определенных норм поведения,
при этом круг требований постепенно
расширяется. Таким образом, на второй
стадии развития коллек­тив уже
выступает как инструмент целенаправленного
воспита­ния определенных.качеств
личности.

Основная цель педагога на этой стадии
— максимально ис­пользовать возможности
коллектива для решения тех задач, ради
которых этот коллектив создается.
Практически только теперь коллектив
достигает определенного уровня своего
раз­вития как субъект воспитания, в
результате чего и становится возможным
целенаправленно использовать его в
целях индиви­дуального развития
каждого отдельного ученика. В общей
атмо­сфере доброжелательности по
отношению к каждому члену коллектива,
высокого уровня педагогического
руководства, сти­мулирующего
положительные стороны личности, коллектив
становится средством развития социально
важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой
стадии связано с преодолением противоречий:
между коллективом и отдельными учениками,
опережающими в своем развитии требования
коллектива или, наоборот, отстающими
от этих требований; между общими
и индивидуальными
перспективами; между нормами поведения
коллектива и нормами, стихийно
складывающимися в классе; между отдельными
группами учеников с различными
ценност­ными ориентациями и т. д.
Поэтому в развитии коллектива неизбежны
скачки, остановки, движение вспять.

Третья и
последующие стадии характеризуют
расцвет кол­лектива. Чтобы подчеркнуть
уровень развития коллектива, достаточно
указать на уровень и характер требований,
предъяв­ляемых друг другу членами
коллектива: более высокие требова­ния
к себе, чем к своим товарищам. Одно это
уже свидетельству­ет о достигнутом
уровне воспитанности, устойчивости
взглядов, суждений, привычек. Если
коллектив доходит до этой стадии
развития, то он формирует целостную,
нравственную личность. На данной стадии
коллектив превращается в инструмент
индиви­дуального развития каждого
из его членов. Общий опыт, одина­ковые
оценки событий — основной признак и
наиболее характерная черта коллектива
на третьей стадии.

Развитие коллектива рассматривается
отнюдь не как плавный процесс перехода
от одной стадии к другой. Между стадиями
нет четких границ — возможности для
перехода к последующей ста­дии
создаются в рамках предыдущей. Каждая
последующая стадия не сменяет предыдущую,
а как бы добавляется к ней. Коллектив
не может и не должен останавливаться в
своем раз­витии, даже если он достиг
очень высокого уровня. Поэтому некоторые
педагоги выделяют четвертую и последующие
стадии движения. На этих стадиях каждый
школьник благодаря прочно усвоенному
коллективному опыту сам предъявляет к
себе опре­деленные требования,
выполнение нравственных норм становит­ся
его потребностью, процесс воспитания
переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива
возникают, крепнут и сплачивают коллектив
большие и малые традиции. Эти ус­тойчивые
формы коллективной жизни эмоционально
воплощают нормы, обычаи, желания
воспитанников. Традиции помогают
вырабатывать общие нормы поведения,
развивают коллективные переживания,
украшают жизнь.

Традиции бывают большие и
малые. Большие — это яркие массовые
события, подготовка и проведение которых
воспитыва­ют чувство гордости за свой
коллектив, веру в его силы, уваже­ние
к общественному мнению. Малые, будничные,
повседневные традиции скромнее по
масштабам, но не менее важны по
воспитательным воздействиям. Они учат
поддерживать установленный порядок,
вырабатывая устойчивые привычки
поведения. Малые традиции не требуют
особых усилий, их поддерживает
установившийся порядок, всеми добровольно
принятое соглашение. Традиции меняются
и обновляются. Новые задачи, встающие
перед коллективом, новые способы их
решения становятся со временем более
или менее популярными — это способствует
возникновению новых и стиранию старых
традиций.

Особенно важным А. С. Макаренко
считал выбор цели. Прак­тическую цель,
которая способна увлечь и сплотить
воспитанни­ков, он называл перспективой.
При этом он исходил
из положения о том, что «истинным стимулом
человеческой жизни является зав­трашняя
радость». Понятная каждому воспитаннику,
осознанная и воспринятая им перспективная
цель становится мобилизующей силой,
помогающей преодолевать трудности и
препятствия.

В практике воспитательной
работы А. С. Макаренко различал три вида
перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива выдвигается перед
коллективом, находящимся на любой стадии
развития, даже начальной. Близкой
перспективой может быть, например,
совместная воскресная прогулка, поход
в цирк или театр, интересная игра-соревнование
и т. д. Основ­ное требование к близкой
перспективе заключается в том, что она
должна опираться на личную заинтересованность:
каждый воспитанник воспринимает ее как
собственную завтрашнюю ра­дость,
стремится к ее осуществлению, предвкушая
ожидаемое удовольствие. Высший уровень
близкой перспективы — это ожидаемая
радость коллективного труда, когда уже
один образ совместного дела захватывает
ребят как приятная близкая пер­спектива.

Средняя перспектива, по
мнению А. С. Макаренко, заключа­ется
в проекте коллективного события,
несколько отодвинутого во времени. Для
достижения этой перспективы нужно
прило­жить усилия. Примерами средних
перспектив, получивших распространение
в современной школьной практике, можно
назвать подготовку к проведению
спортивного соревнования, школьного
праздника, литературного вечера. Среднюю
перспективу наибо­лее целесообразно
выдвигать тогда, когда в классе уже
сформи­ровался работоспособный актив,
который может выступить с инициативой
и повести за собой всех школьников. Для
коллек­тивов на различных уровнях
развития средняя перспектива должна
дифференцироваться по времени и
сложности.

Далекая перспектива — это цель отодвинутая
во времени, наиболее социально значимая
и требующая значительных уси­лий для
своего достижения. В такой перспективе
обязательно сочетаются личные и
общественные потребности. Пример
наибо­лее распространенной далекой
перспективы — цель успешного окончания
школы и последующего выбора профессии.
Воспита­ние на далекой перспективе
дает значительный эффект лишь то­гда,
когда главное место в коллективной
деятельности занимает труд, когда
коллектив увлечен совместной деятельностью,
когда для достижения поставленной цели
требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна
пронизывать коллек­тив. Выстроить ее
нужно так, чтобы в любой момент времени
коллектив имел перед собой яркую
увлекательную цель, жил ею, прилагал
усилия для ее осуществления. Развитие
коллектива и каждого его члена в этих
условиях существенно ускоряется, а
воспитательный процесс протекает
естественно. Выбирать пер­спективы
надо с таким расчетом, чтобы работа
закончилась реальным успехом. Прежде
чем ставить перед учениками труд­ные
задачи, необходимо учесть общественные
нужды, уровень развития и организованности
коллектива, опыт его работы. Не­прерывная
смена перспектив, постановка новых, все
более труд­ных задач — обязательное
условие прогрессивного движения
коллектива.

Давно установлено, что
непосредственное воздействие педа­гога
на ученика по ряду причин может быть
малоэффектив­ным. Лучшие результаты
дает воздействие через окружающих его
школьников. Это учитывал А. С. Макаренко,
выдвигая принцип параллельного действия.
В его основе — требование воздействовать
на школьника не непосредственно, а
опосредо­ванно, через первичный
коллектив. Каждый член коллекти­ва
оказывается под «параллельным»
воздействием по крайней мере трех сил
— воспитателя, актива и всего коллектива.
Воздействие на личность осуществляется
как непосредствен­но воспитателем,
так и опосредованно через актив и
коллек­тив. При повышении уровня
сформированности коллектива
непосредственное воздействие воспитателя
на каждого отдель­ного воспитанника
ослабевает, а воздействие коллектива
уси­ливается. Принцип параллельного
действия применим уже на второй стадии
развития коллектива, где роль воспитателя
и сила его воспитательного воздействия
еще значительны. На более
высоких уровнях развития коллектива
возрастает влия­ние актива и коллектива.
Это не означает, что воспитатель полностью
перестает прямо влиять на воспитанников.
Теперь он все больше опирается на
коллектив, который уже сам ста­новится
носителем воспитательного воздействия
(субъектом воспитания).

В сочинениях А. С. Макаренко находим
много примеров ус­пешного осуществления
принципа параллельного действия. Так,
он никогда сам не искал конкретных
виновников нарушений, предоставляя
коллективу право разбираться в их
проступках, лишь исподволь направляя
действия актива.

Современная практика школьного воспитания
обогатилась но­выми примерами
применения принципа параллельного
действия. Наряду с умелым, вдумчивым
использованием преимуществ параллельного
действия встречаются и непродуманные
решения. Например, этот принцип
используется для коллективного осуж­дения
провинившихся. Если к делу нерадиво
отнеслись отдель­ные ребята, наказание
налагается на весь коллектив. Естествен­но,
такое педагогическое действие вызывает
резкое осуждение проступка товарищей.
Последствия не всегда удается предвидеть.
Например, из-за того, что кто-то плохо
дежурил, классу прихо­дится целую
неделю дежурить повторно, выполнять
работу вне очереди. А. С. Макаренко
советовал пользоваться данным прин­ципом
очень осторожно, так как коллектив может
наказать про­винившихся очень сурово.

Большое значение А. С. Макаренко придавал
стилю внут-риколлективных отношений.
Отличительными признаками сфор­мированного
коллектива он считал мажор — постоянную
бодрость, готовность воспитанников к
действию; ощущение соб­ственного
достоинства, вытекающее из представления
о ценно­сти своего коллектива, гордости
за него; дружеское единение его членов;
ощущение защищенности каждого члена
коллектива; активность, проявляющуюся
в готовности к упорядоченному, деловому
действию; привычку к торможению,
сдержанности в эмоциях и словах.

Долгие годы авторитет А. С. Макаренко
был непоколебим, но в последнее время
положение изменилось. Процессы
демократи­зации и гуманизации
воспитания подтолкнули педагогов к
ос­мыслению и переосмыслению прежних
ценностей. Появились альтернативные
взгляды на воспитательную систему А.
С. Ма­каренко.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Учение А.С.Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив. В.А.Сухомлинский о принципах воспитания коллектива. Роль личности учителя в духовной жизни коллектива.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал “ Принципом параллельного действия”. В этом принципе реализуется требование коллектива – “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал “закон движения коллектива”. Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал “системой перспективных линий”. “Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных” – писал Макаренко в “Педагогической поэме”.

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”. Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В “Лекциях о воспитании детей” он говорил: “Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов”.

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

②В.А. Сухомлинский — последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А.С. Макаренко,- как традиции».

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А. Сухомлинский. Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

— организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

— нравственно-воспитательная и личностно развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся;

— стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.

В.А. Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

В процессе организации деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требований к учащимся;

— воспитание ученического актива;

— организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.

Роль учителя:

Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Этой цели Сухомлинский неустанно добивался в работе с педагогическим коллективом Павлышской средней школы. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей.

Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное»

Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет».

Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

В данной статье рассматривается жизнь и деятельность А.С. Макаренко, его основные идеи о воспитании в коллективе, принципы формирования коллектива и роль руководителя в этом процессе.

О чем статья

Введение

В данной лекции мы рассмотрим основные принципы и идеи А.С. Макаренко о коллективном воспитании. Александр Семенович Макаренко – выдающийся педагог, основатель и руководитель детского коммунистического общества “Детский город” в Советском Союзе. Он разработал уникальную систему воспитания, основанную на коллективном подходе, где каждый ребенок активно участвует в жизни и деятельности коллектива. В нашей лекции мы рассмотрим основные принципы формирования коллектива, роль руководителя в коллективном воспитании, а также преимущества и недостатки данного подхода. Давайте начнем!

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Жизнь и деятельность А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – выдающийся педагог, писатель и общественный деятель, чья работа оказала огромное влияние на развитие педагогической науки и практики. Он родился в семье учителя и с самого детства проявлял интерес к образованию и воспитанию.

Макаренко известен своими идеями о коллективном воспитании и создании детских колоний, где дети живут и учатся вместе, под руководством опытных педагогов. Он считал, что коллективное воспитание позволяет развивать у детей такие важные навыки, как сотрудничество, ответственность, самостоятельность и толерантность.

Макаренко основал несколько детских колоний, в которых применял свои принципы коллективного воспитания. Он уделял особое внимание формированию демократических отношений в коллективе, где каждый член имеет право на свое мнение и участвует в принятии решений.

Он также разработал методику работы с детьми, основанную на активном участии в коллективных делах, играх и труде. Макаренко считал, что воспитание должно быть связано с реальными жизненными ситуациями и задачами, чтобы дети могли применять полученные знания и навыки на практике.

Жизнь и деятельность А.С. Макаренко оказали огромное влияние на развитие педагогической науки и практики. Его идеи о коллективном воспитании и формировании демократических отношений в коллективе до сих пор актуальны и находят свое применение в современном образовании.

Коллективное воспитание как основной принцип

Коллективное воспитание – это подход к организации и проведению воспитательного процесса, основанный на активном участии детей в коллективных деятельностях и взаимодействии с другими членами коллектива. Основной идеей коллективного воспитания является формирование у детей навыков сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и ответственности.

Коллективное воспитание предполагает, что дети учатся не только от учителя, но и друг у друга. Они вместе решают задачи, обсуждают проблемы, находят компромиссы и принимают коллективные решения. Такой подход позволяет развивать у детей навыки работы в команде, умение слушать и уважать мнение других, а также принимать ответственность за свои действия и результаты.

Коллективное воспитание также способствует развитию социальных навыков и ценностей. Дети учатся уважать и принимать различия между людьми, учитывать интересы и потребности других, а также справедливо распределять обязанности и ресурсы. Они осознают свою принадлежность к коллективу и развивают чувство солидарности и ответственности за его благополучие.

Коллективное воспитание также способствует развитию личности каждого ребенка. В коллективе дети могут проявить свои таланты, интересы и способности, получить поддержку и признание со стороны сверстников и взрослых. Они учатся выстраивать отношения с разными людьми, преодолевать конфликты и находить компромиссы. Коллективное воспитание способствует развитию самооценки, самоуважения и самостоятельности у детей.

В целом, коллективное воспитание является эффективным подходом к организации воспитательного процесса, который способствует развитию социальных навыков, ценностей и личностных качеств у детей. Он помогает детям стать активными и ответственными членами общества, способными справляться с жизненными задачами и принимать участие в коллективной деятельности.

Основные идеи Макаренко о воспитании в коллективе

Антон Семенович Макаренко был выдающимся педагогом и писателем, который разработал уникальный подход к воспитанию детей в коллективе. Его идеи и методы оказали значительное влияние на развитие педагогики и воспитания.

Одной из основных идей Макаренко было то, что воспитание в коллективе является более эффективным, чем индивидуальное воспитание. Он считал, что в коллективе дети могут учиться от друг друга, развивать социальные навыки и учиться сотрудничать. Коллективное воспитание помогает формировать у детей чувство коллективной ответственности и взаимопомощи.

Макаренко также подчеркивал важность создания демократической атмосферы в коллективе. Он призывал руководителей быть открытыми к мнению и идеям детей, учитывать их потребности и интересы. Он считал, что дети должны иметь возможность высказывать свои мысли и принимать участие в принятии решений, чтобы развивать свою самостоятельность и ответственность.

Еще одной важной идеей Макаренко было то, что воспитание в коллективе должно быть направлено на развитие личности каждого ребенка. Он считал, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности и потребности. Поэтому руководитель должен уметь адаптировать воспитательные методы и подходы к каждому ребенку, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал и развить свои способности.

Кроме того, Макаренко подчеркивал важность формирования у детей ценностей и моральных принципов. Он считал, что воспитание должно быть направлено на развитие у детей чувства справедливости, трудолюбия, доброты и уважения к другим людям. Он призывал руководителей быть примером для детей и воспитывать их через практическое применение этих ценностей в повседневной жизни.

Таким образом, основные идеи Макаренко о воспитании в коллективе включают эффективность коллективного воспитания, создание демократической атмосферы, индивидуальный подход к каждому ребенку и формирование ценностей и моральных принципов.

Принципы формирования коллектива

Для успешного формирования коллектива воспитанников, А.С. Макаренко предлагал следовать нескольким принципам:

Принцип единства и равенства

Все члены коллектива должны чувствовать себя равными и важными. Никто не должен быть исключен или оставаться в стороне. Все дети должны иметь равные возможности для участия в общих делах и принятия решений.

Принцип демократии

Коллектив должен быть организован на демократических принципах, где каждый член имеет право на свободное выражение своих мыслей и мнений. Решения принимаются коллективно, с учетом мнения каждого участника.

Принцип сотрудничества и взаимопомощи

В коллективе должна царить атмосфера взаимопомощи и сотрудничества. Дети должны учиться работать вместе, помогать друг другу и решать проблемы совместными усилиями. Важно развивать у них навыки коммуникации и сотрудничества.

Принцип ответственности

Каждый член коллектива должен нести ответственность за свои действия и их последствия. Дети должны осознавать, что их поступки могут повлиять на всю группу, и быть готовыми взять на себя ответственность за свои решения и поступки.

Принцип взаимного уважения

В коллективе должно царить взаимное уважение и толерантность. Дети должны учиться уважать друг друга, принимать различия и быть открытыми к мнению и чувствам других людей. Важно создать атмосферу, где каждый чувствует себя комфортно и уважаемым.

Следуя этим принципам, руководитель может успешно формировать коллектив, где дети будут развивать навыки сотрудничества, самостоятельности и ответственности, а также учиться уважать и ценить друг друга.

Роль руководителя в коллективном воспитании

Руководитель в коллективном воспитании играет ключевую роль. Он является не только учителем, но и воспитателем, организатором и лидером. Его задача – создать благоприятную атмосферу в коллективе, где каждый ребенок будет чувствовать себя важным и уважаемым.

Организация и структурирование

Руководитель должен организовать работу коллектива, определить цели и задачи, разработать планы и распределить обязанности. Он должен создать структуру, которая позволит каждому ребенку найти свое место и роль в коллективе.

Воспитание ценностей

Руководитель должен воспитывать у детей ценности, такие как уважение, толерантность, сотрудничество и ответственность. Он должен быть примером для детей и показывать им, как вести себя и как решать конфликты в коллективе.

Поддержка и мотивация

Руководитель должен поддерживать и мотивировать детей, помогать им развиваться и достигать своих целей. Он должен быть внимательным и заботливым, уметь слушать и понимать детей, а также поощрять их достижения и успехи.

Разрешение конфликтов

Руководитель должен уметь разрешать конфликты в коллективе. Он должен научить детей конструктивно общаться, слушать друг друга и находить компромиссы. Он должен быть справедливым и объективным, не принимать сторону в конфликте, а помогать детям найти решение, которое будет удовлетворять всех.

В целом, роль руководителя в коллективном воспитании заключается в создании условий для развития детей, формирования их личности и помощи им в становлении как личностей. Руководитель должен быть готовым к тому, чтобы быть не только учителем, но и другом, советником и поддержкой для каждого ребенка в коллективе.

Преимущества и недостатки коллективного воспитания

Преимущества:

1. Социализация: Коллективное воспитание позволяет детям научиться общаться, сотрудничать и решать проблемы в группе. Они учатся уважать мнения других, принимать компромиссы и работать в команде. Это помогает им развивать социальные навыки, которые будут полезны им в будущем.

2. Развитие самостоятельности: В коллективе дети учатся принимать решения самостоятельно и отвечать за свои поступки. Они развивают навыки самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины. Коллективное воспитание помогает детям стать более независимыми и ответственными.

3. Взаимопомощь и поддержка: В коллективе дети учатся быть взаимопомощью и поддерживать друг друга. Они учатся проявлять эмпатию и сопереживание, помогать своим товарищам в трудных ситуациях. Коллективное воспитание способствует формированию дружеских отношений и созданию поддерживающей атмосферы.

Недостатки:

1. Ограничение индивидуальности: В коллективе дети могут сталкиваться с ограничением своей индивидуальности. Они могут чувствовать себя потерянными среди других детей и терять свою уникальность. Коллективное воспитание требует баланса между коллективными и индивидуальными потребностями.

2. Конфликты и соперничество: В коллективе неизбежно возникают конфликты и соперничество. Дети могут конкурировать друг с другом, возникать разногласия и споры. Руководителю приходится учить детей разрешать конфликты и находить компромиссы.

3. Риск негативного влияния: В коллективе дети могут подвергаться негативному влиянию со стороны своих товарищей. Они могут подражать плохому поведению или попадать под влияние негативных групп. Руководителю необходимо следить за поведением детей и предотвращать негативные ситуации.

В целом, коллективное воспитание имеет свои преимущества и недостатки. Важно уметь использовать его потенциал для развития детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.

Воспитание через коллектив

Воспитание через коллектив – это подход к воспитанию, основанный на использовании коллективных форм и методов работы с детьми. Он предполагает, что воспитание происходит не только через индивидуальное общение с каждым ребенком, но и через его взаимодействие с другими членами коллектива.

Основные принципы воспитания через коллектив:

1. Коллективное взаимодействие: Воспитание через коллектив предполагает активное участие детей в жизни коллектива. Они учатся сотрудничать, принимать решения вместе, решать конфликты и находить компромиссы. В результате, дети развивают навыки коммуникации, умение работать в команде и уважение к мнению других.

2. Самоуправление: Воспитание через коллектив способствует развитию самоуправления у детей. Они учатся принимать ответственность за свои действия, принимать решения и регулировать свое поведение. Руководитель коллектива играет роль наставника и помогает детям развивать навыки самоуправления.

3. Взаимопомощь и сотрудничество: Воспитание через коллектив способствует развитию взаимопомощи и сотрудничества у детей. Они учатся помогать друг другу, делиться знаниями и опытом, решать задачи вместе. В результате, дети развивают навыки сотрудничества, эмпатии и толерантности.

Преимущества воспитания через коллектив:

1. Развитие социальных навыков: Воспитание через коллектив способствует развитию социальных навыков у детей. Они учатся общаться, сотрудничать, решать конфликты и находить компромиссы. В результате, дети становятся более адаптированными к обществу и умеют эффективно взаимодействовать с другими людьми.

2. Развитие самостоятельности: Воспитание через коллектив способствует развитию самостоятельности у детей. Они учатся принимать решения, регулировать свое поведение и принимать ответственность за свои действия. В результате, дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

3. Развитие толерантности: Воспитание через коллектив способствует развитию толерантности у детей. Они учатся уважать мнение других, принимать различия и находить компромиссы. В результате, дети становятся более толерантными и способными к сотрудничеству с людьми разных культур и мировоззрений.

Недостатки воспитания через коллектив:

1. Риск конфликтов: Воспитание через коллектив может привести к возникновению конфликтов между детьми. Они могут не соглашаться друг с другом, иметь разные мнения и интересы. Руководителю коллектива необходимо уметь управлять конфликтами и находить компромиссы.

2. Риск негативного влияния: В коллективе дети могут подвергаться негативному влиянию со стороны своих товарищей. Они могут подражать плохому поведению или попадать под влияние негативных групп. Руководителю необходимо следить за поведением детей и предотвращать негативные ситуации.

В целом, воспитание через коллектив имеет свои преимущества и недостатки. Важно уметь использовать его потенциал для развития детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.

Сравнительная таблица: Коллективное воспитание vs. Индивидуальное воспитание

Аспект Коллективное воспитание Индивидуальное воспитание
Основной принцип Воспитание в коллективе Воспитание индивидуально
Цель Формирование социальных навыков и ценностей Развитие индивидуальных способностей и талантов
Взаимодействие Сотрудничество и взаимопомощь в коллективе Одностороннее взаимодействие с воспитателем
Роль руководителя Организация и поддержка коллективного процесса Индивидуальное руководство и поддержка
Преимущества Развитие социальных навыков, умение работать в команде Учет индивидуальных потребностей и способностей
Недостатки Ограничение индивидуального развития, возможность конфликтов Отсутствие коллективного опыта и взаимодействия

Заключение

В лекции мы рассмотрели жизнь и деятельность А.С. Макаренко, а также его основные идеи о воспитании в коллективе. Макаренко считал коллективное воспитание основным принципом, который позволяет формировать сильные и дисциплинированные личности. Он выделил принципы формирования коллектива и подчеркнул важность роли руководителя в этом процессе. Коллективное воспитание имеет свои преимущества, такие как развитие социальных навыков и сотрудничества, но также сопровождается некоторыми недостатками, например, потерей индивидуальности. В целом, воспитание через коллектив является эффективным и перспективным подходом, который способствует формированию гражданской и патриотической активности у студентов.

Автор статьи

Юлия Альбиновна Хмельницкая

Эксперт по предмету «Педагогика»

Стать автором

Определение 1

Коллектив (по А.С. Макаренко) – это объединённая группа, участники которой имеют общую социально значимую цель.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им были разработаны и внедрены в практику воспитания и обучения детей принципиально новые демократические идеи. А.С. Макаренко была воплощена новаторская теория обучения и нравственного воспитания детей в коллективе и через коллектив. Также им была разработана теория становления коллектива и его основные принципы развития.

Коллектив в понимании А. С. Макаренко

Определение 2

Коллективизм (по А. С. Макаренко) – это один из основных принципов общественной жизни людей, являющийся противоположностью индивидуализму.

Принцип воспитания в коллективе является одним из традиционных педагогических принципов, на который обязательно должны опираться педагоги, при организации образовательного процесса.

Исходя из понятия коллектива, А.С. Макаренко выделил несколько его основных признаков:

  • объединение людей, с целью решения конкретных задач;
  • известное постоянство контактов между его членами;
  • известная организация.

Сплоченный и устойчивый коллектив имеет следующие характерные признаки:

  • единую цель и задачи;
  • общая ответственность всех членов коллектива;
  • здоровое общественное мнение;
  • устоявшиеся положительные традиции;
  • благоприятная атмосфера, основанная на доверии;
  • высокая требовательность всего коллектива к каждому члену;
  • умение продуктивно критиковать и адекватно реагировать на критику.

Общими признаками коллектива является объединение людей, перед которыми стоит общая цель и задачи, достижимые в результате совместной деятельности.

Замечание 1

Цель, стоящая перед коллективом, обязательно должна быть социально значимой и ценной для общества. Достижение цели возможно только при соответствующей деятельности всего коллектива, которая организована непосредственно его членами. В процессе деятельности между членами коллектива складываются конкретные взаимоотношения, основанные на выполнении данной деятельности.

«Становление коллектива по Макаренко» 👇

Наиболее точным критерием полноценного коллектива является наличие свободной позиции каждого из его участников, взаимоуважение потребностей и интересов.

Принципы коллектива

Основными принципами организации и полноценного существования коллектива являются:

  • наличие общеколлективной цели и задач;
  • постоянное и совместно движение всего его участников к новым перспективам;
  • связь коллектива с жизнью общества и государства, а также другими коллектива, вне зависимости от их цели и задач;
  • прямое влияние на все стороны жизни участников коллектива;
  • единство процессов самоуправления и управления;
  • ведущая роль в коллективе отведена старшим;
  • в детском коллективе ведущую роль занимают игры;
  • создание и накопление коллективных традиций и ритуалов;
  • бодрый тон всех участников коллектива в процессе общения, взаимодействия и осуществления совместной деятельности;
  • эстетическая выразительность.

Коллектив по своей структуре представляет сплав различных личностей, каждая из которых имеет свои особенности в характере, поведении, привычках и т.д. Задача коллектива сплотить всех его участников.

В педагогической практике принято различать первичный и общий коллективы.

Различают следующие основные формы первичных коллективов в школе:

  1. Класс
  2. Внеклассный кружок
  3. Спортивный коллектив
  4. Коллектив художественной самодеятельности и т.п.

Особенность первичного коллектива состоит в личном контакте всех его членов основанном на постоянном деловом и дружеском общении.

Типичной формой первичного коллектива является классный коллектив, который растет и развивается при взаимодействии между его членами, а также с иными классными коллективами.

Стадии становления коллектива

Не каждая группа или объединение могут быть названы коллективом, формирование и становление коллектива происходит путем прохождения нелегкого пути качественных преобразований.

А. С. Макаренко были выделены следующие стадии становления и развития коллектива:

  1. Стадия первоначального сплочения – на данном этапе коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится организовать и оформить группу учащихся, превратить его в коллектив. Организатором коллектива выступает педагог, он же осуществляет и управление им. Первая стадия завершается тогда, когда в коллективе выделяется актив, дети сплотились на основании общей цели, общей организации и общей деятельности.
  2. Стадия усиления влияния актива – актив уже не просто поддерживает педагога, но и сам стремится предъявлять к членам коллектива определенные требования на основании собственного понимания того, что приносит коллективу и его интересам пользу, а что – ущерб. В том случае, если активисты, верно понимают потребности коллектива, то они будут надежными помощниками педагога. На данном этапе одной из основных задач педагога является пристальное внимание за деятельностью актива.
  3. Третий этап — актив значительно расширяется за счет разнообразия видов деятельности, внутренних и внешних связей, повышения активности всех членов команды. На данном этапе можно говорить о нынешней системе самоуправления. Это не только присутствие органов коллектива, но и, что самое важное, наделение их реальными полномочиями. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними необходимость самоуправления.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одного этапа к другому, а как процесс качественного преобразования, при котором каждый последующий этап не заменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Замечание 2

Таким образом, процесс становления и развития коллектива, это процесс, который может быть адекватно реализован только лишь под руководством педагога. Становление коллектива без внешнего управления чревато его неверной деятельностью и функционированием.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Опыт социального воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко) 

                                                                                             Работу выполнила:

                                                                                                Щеглова Валерия

                                                                                                      Студентка 3 курса

                                                                                                  632 группы

Ярославль 2012

Содержание

Введение

Жизнь и деятельность А.С. Макаренко

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко

Воспитание в коллективе и через коллектив

Роль детского коллектива в развитии личности

Колония имени Горького

Коммуна имени Дзержинского

Вывод

Список используемой литературы

Введение

Педагогика — одна из важнейших и интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, чувств, диалогов за которыми стоят реальные люди, дети, реальные воспитатели. Здесь сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы, а сталкиваются целые поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых и даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.

Воспитание — дело всенародное, оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства.

Современное воспитание — всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, то воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания. Корни надо искать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностей ребёнка, его развития в педагогических заблуждениях и самоуверенности.

Если учитель допустит промах в своих действиях, то может случиться так, что нормальный ребёнок превратится в трудновоспитуемого. И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать в совокупности с самовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическое развитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена.

 Жизнь и деятельность А.С. Макаренко

А.С. Макаренко родился 13 марта 1888г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Работая учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище в пос. Крюкова Полтавской губернии по окончании училища, Макаренко стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи. Он установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.

В течение восьми лет напряжённого педагогического труда и смелых новаторских поисков методов воспитания Макаренко создал замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику, носившее имя М. Горького с 1926г.

С 1928 по 1935гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935г. Антона Семёновича перевели на работу в Киев. Вскоре после этого коммуна была закрыта.

Шестнадцать лет руководил Антон Семёнович Макаренко колонией имени М. Горького и коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. За эти годы воспитательную школу в его коллективах прошли около трёх тысяч детей.

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко

А.С. Макаренко считал, что чёткое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности.

«.. Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики», — говорил он.

Уважение к личности ребёнка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.

К своим воспитанникам он подходил с горьковским позывом «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». К распространённому в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», который является одним из основных принципов Макаренко, проходящий через всю его педагогическую систему.

А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать в человеке лучшее». Сторонники «свободного воспитания» возражали против, каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что «безнаказанность воспитывает раба». Макаренко справедливо возражал им, говоря, что «безнаказанность воспитывает хулигана».

Он считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, вполне допустимы, кроме телесных наказаний.

Макаренко доказывал, что любой советский ребёнок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперёд, открывать им радостные реальные перспективы.

«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость », говорил Макаренко.

И по этой важнейшей работе можно написать целую методику и работа эта должна организовываться по «системе перспективных линий».

Воспитание в коллективе и через коллектив

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Главную задачу воспитательной работы Макаренко видел в правильной организации коллективаВажнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней её существования. Большая заслуга Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.

Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, которая проходит через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремлённой личности. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединении.

Он подчёркивал, что коллектив — часть советского общества: «через коллектив каждый входит в общество».

«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность.

Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». Хотя этот принцип не исключает и применения принципа «индивидуального воздействия» — т.е. непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение.

Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.

Роль детского коллектива в развитии личности

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. 

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности. 

Таким образом, в коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. 

Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.

На 

деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы. 

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры. 

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники (воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.) 

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. 

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу — способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива. 

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз. 

1. 

Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы. 

2.

 Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности. 

3. 

Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив. 

Проявляется феномен, получивший определение 

отраженная субъектность, т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий. 

Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. 

Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми. 

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. 

Колония имени Горького

А.С. Макаренко широко использовал выдвинутые советской властью новые принципы деятельности учреждений для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.

В 1920 году Макаренко принял предложение Полтавского губернского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Работе с трудными детьми он посвятил 16 лет своей жизни, и она связана с колонией имени Горького и коммуной имени Дзержинского, которые помогли окончательно оформиться педагогической системе Макаренко.

Метод, которым пользовался Макакренко, позволил ему превратить огромную армию озверевших, грязных и оборванных беспризорных подростков, в людей, которые нашли своё место в жизни и оказались нужными обществу, научились жить достойно.

Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми А.С. Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.

В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — трудовую колонию имени А.М. Горького.

Главное, что определило успех начинаний Макаренко, — это убеждённость в том, что воспитанники колонии всё-таки люди, и относиться к ним нужно соответствующе. В колонии никто никого насильно не держал. За нарушение распорядка полагалось изгнание. Большинство подростков, какими бы отпетыми преступниками ни были, осознавали необходимость для них колонии, хотя бы по причине весьма примитивной: наличие крыши над головой и питания. Несмотря на тяжёлое время, в колонии, которой заведовал

Макаренко, воспитанников, обеспечивали всем необходимым, но при этом совершенно справедливым образом им давали понять, что неработающий не ест. Воспитатели колонии наталкивались на яростное сопротивление со стороны колонистов, которые не горели желанием посвятить своё свободное время труду в ущерб своим старым привычкам. Однако терпение, человеколюбие и мудрость педагогов позволили им одержать победу над ленью воспитанников.

Численность колонистов в 1926 году выросла до 120 человек. Для коллектива, увеличившегося в размерах, потребовалась более сложная организация. Эта организация была нужна не только для поддержания дисциплины, но и для более рационального ведения колонистами своего хозяйства.

Макаренко решительно выступал против того, чтобы держать под крышей колонии дармоедов и тунеядцев, питающихся за государственный счёт, особенно в такое время, когда с обеспечением были большие проблемы. В колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). Дети включались в производственный процесс, производя всё необходимое для жизни в колонии, это занимало их мысли и не давало поводов для обращения к прошлой жизни.

Большое внимание в колонии уделялось образованию (школа с шестилетним обязательным образованием), культурному развитию детей: многие из воспитанников без особых усилий смогли поступить на рабфак, также колонисты создали свой собственный театр, который стал достопримечательностью в округе. Совместный труд скреплял ребят товарищескими узами, что делало дисциплину более прочной и осознанной.

В колонии, которой заведовал Макаренко, работали не только дети. Весь персонал самоотверженно трудился на благо ребят, был для них примером. В этом же году воспитанники колонии имени А.М. Горького получили неожиданное предложение переселиться на территорию бывшего Куряжского монастыря вблизи Харькова, где в то время размещалась крайне запущенная и в хозяйственном и в педагогическом отношении колония, где жили 280 крайне запущенных детей. План «завоевания Куряжан» был продуман в деталях. Макаренко наотрез отказался от способа проведения этой операции, предложенного работниками Наркомпроса Украины. Они настаивали на постепенном воздействии «благовоспитанных» горьковцев на распущенных Куряжан забывая о том, что возможно и обратное влияние.

Веря на преобразующую силу коллектива горьковцев, Макаренко решает прибегнуть к открытому им «методу удивления», или «методу взрыва».

«Метод взрыва» — мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления, успешно использовался в колонии имени Горького. Однако в подобных масштабах предстояло применить его впервые. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить Куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.

макаренко педагогический воспитание колектив дзержинский

Коммуна имени Дзержинского

С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации — детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. В коммуне имени Дзержинского царил коммунарский образ жизни.

Самой броской приметой коллектива, его, так сказать, фирменным знаком, была демократия. Не зная исключений, она правила жизнью коммунаров мудро и умеренно. Именно ей были обязаны воспитанники и материальным благополучием, и становлением духовной зрелости, и гражданской активностью. Все проблемы жизни: хозяйственные, культурные, воспитательные — решались на общих собраниях. Они проходили ежедневно, но длились не более 15-20 минут, регламент был жёстким. Постановления общего собрания были законом для всех, даже для администрации.

Коллектив был разбит на отряды (школьные классы существовали параллельно). Через каждые шесть месяцев командиры менялись. Для выполнения того или иного хозяйственного задания создавались сводные отряды. В них командиры постоянных отрядов трудились как рядовые. Эта система зависимостей служила гарантом демократии, не давая шансов даже самой сильной личности для того, чтобы, как писал Макаренко, «стать над коллективом».

Дисциплина здесь, как ей и положено, была проявлением подлинной демократии. Коммунары были дисциплинированны, потому, что каждый день с утра до вечера и на каждом шагу упражнялись в дисциплине, привыкали к ней, как ко второй натуре. Коммунары гордились своей дисциплиной. Они даже выдвинули собственный критерий дисциплинированности — «поступок наедине». Если поступаешь правильно, когда никто тебя не видит, тогда ты дисциплинирован. Сказать, что коммунары жили в достатке — значит, не сказать ничего. В коммуне действовал принцип: никаких признаков сиротства, вызывающего оскорбительную жалость, унижающее сострадание.

Всё своими руками. Хочешь жить лучше, богаче — трудись, зарабатывай.

Если трудовой базой колонии имени Горького было сельское хозяйство ставшее рентабельным лишь на третьем году существования, то коммуна имени Ф.Э. Дзержинского ушла много дальше.

Начав со скромных мастерских, переоборудованных затем в производственные цеха, коммуна к 1930 году перешла на полную самоокупаемость. А в 1932 году на её территории были воздвигнуты большие корпуса заводов, на которых работало до 600 коммунаров. В этих корпусах впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросвёрла.

Важным фактором воспитания в коммуне стала даже система заработной платы. Заводы приносили большую ежегодную прибыль. Естественно, что основная часть причитающихся коммуне денег шла на совершенствование производственного процесса и на нужды коллектива в целом. Кроме того, коммуна давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в педагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Не следует, однако думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия, соединяя образование с производственным трудом. Если в колонии имени Горького школа с обязательным обучением имела лишь шесть классов, то в коммуне был открыт сначала рабфак, а затем и школа — десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.

Из фонда совета командиров, в который отчислялись проценты из зарплаты коммунаров, для каждого выпускника коммуны приобреталось так называемое «приданное», комплект необходимых вещей, которые обычно даёт своим детям семья, когда они уходят в самостоятельную жизнь. Если кто-то из бывших коммунаров попадал в трудное материальное положение (не из простой лени), фонд совета командиров выделял ему ту или иную сумму. Чтобы коммунары, выходя в жизнь, знали, как обращаться с деньгами, им ежемесячно выдавалось по 10-15 рублей на карманные расходы. Особенно важной коммунары считали статью расходов, по которой шли отчисления в фонд международной солидарности. Несмотря на полный график жизни, коммуна никогда не страдала болезнью, от которой мучаются почти все сегодняшние школы. Имеется в виду так называемая заорганизованность. Причина такой беды вовсе не избыток, а скорей дефицит организованности, то есть состояние, когда вместо нужных дел организуют всякую ерунду. Никто ею заниматься не хочет. Приходится заставлять. Другое дело, если, к примеру, организуется стенгазета длиною в половину коридорной стены. Тут и шаржи, над которыми ребята могут посмеяться, и чертежи фантастических аппаратов, и вопросы, типа «Что? Где? Когда?», и задачи, которые даже во сне заставляют ребят думать. Редколлегия такой стенгазеты состоит из 150 человек. Коммунары сочиняют, рисуют, придумывают, роются в книгах, ищут сюжеты. Все занимаются интересным делом. С чего начинается жестокость — тоже серьёзнейшая школьная болезнь? С подзатыльника первокласснику, вымогательства у робкого, избиения слабого. Коммунары жили разновозрастными семьями. Назывались эти семьи первичными коллективами. Старшие опекали малышей. Сильные защищали слабых. Поощряя гуманность, педагогика Макаренко истребляла в зародыше произвол и насилие, самодурство. В коммуне даже самые маленькие никогда не боялись, что их обидят. Они знали: их защитит не только свой отряд, но и первый встречный коммунар. Что касается эстетического воспитания, то это был лишь один из каналов воздействия на воспитанников. Отводя чрезвычайно важное место эстетическому воспитанию, и понимая его весьма широко, Макаренко включал в него не только такие бесспорные средства эстетического воздействия, как хорошая книга, посещение театра и кино, живопись, музыка, но и менее очевидные. Обилие цветов на территории и в помещениях, натёртые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и причёска — всё это были те самые « принципиальные мелочи», которые входили в общую глубоко продуманную систему эстетического и вместе с тем нравственного воспитания. Систему нравственного и эстетического воспитания дополняла физическая подготовка. Спортивные игры и гимнастика, прогулки и большие туристические походы давали отличную разрядку после напряжённой работы и учебных занятий, способствовали физической закалке ребят.

Вывод

Система воспитания, созданная Макаренко носит универсальный, характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Главным остаётся одно: ребёнок, каким бы он ни был, должен быть приучен к труду, ему с младых ногтей необходимо прививать ненависть к тунеядству и паразитизму. Только это может стать залогом развития здорового общества.

Доказательством эффективности методики А.С. Макаренко может судить тот факт, что страна взрастила выдающихся деятелей: учёных, работников культуры и искусства, великолепных специалистов во всех сферах. Печально, что о системе Макаренко вспоминают сейчас очень редко. И это притом, что более полумиллиона детей в нашей стране лишены радости детства и заботы взрослых! Какое же будущее ждёт такую страну?

Список используемой литературы

1. Гурмитт. О воспитании.- С.- Петербург., 1911.- С.28.

2. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе — М: «Педагогика», 1972г.

3. Макаренко А.С. О воспитании — М: Политиздат, 1990г.

4. Макаренко А.С. О моём опыте // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1983-1986.

5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. Л.В. Мардахаев.- М., 2003.

6. http://www.biografia.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Турник торнео в дверной проем инструкция по установке
  • Усилитель амфитон 25у 202с инструкция по эксплуатации
  • Ципролет 500 инструкция по применению цена таблетки взрослым отзывы
  • Адвокат средство от блох для собак инструкция
  • Приемник musky hj 92 инструкция на русском