Педагогическое руководство формированием детского коллектива

Коллектив
формируется педагогом для создания
оптимальной воспитывающей и развивающей
среды. Основным средством воспитания
коллектива и личности является
разнообразная общественно полезная и
личностно значимая деятельность
коллектива. Эта деятельность должна
быть организована как воспитывающая
(см.
схему 45, с. 106).

Групповой
(коллективной) деятельностью
называют
деятельности
в которой группа выступает как совокупный
субъект (Н.
Е. Щуркова),
то
есть имеет общую цель деятельности,
единую по доминанте мотивацию, осмысленно
избирает способ и средства деятельности,
обсуждает результат деятельности.
Групповая деятельность не только
позволяет создать условия для развития
личности через реализацию ее способностей,
умений, интересов, но и для развития
группы через межгрупповое взаимодействие.
Деятельность детского коллектива должна
быть пронизана элементами игры,
красочности, романтики. Важно также,
чтобы она подготавливала детей к взрослой
жизни.

К
основным профессиональным умениям
педагога, который организует групповую
деятельность, относятся умения: четко
обозначать цель групповой деятельности,
мотивировать деятельность детей,
наполнять ценностным содержанием
предметные действия детей, прослеживать
взаимоотношения детей в ходе деятельности,
оценивать ход и итог групповой работы.
В зависимости от степени сформированности
коллективных взаимоотношений педагог
занимает разные
позиции во взаимодействии с детьми:
организатора
совместной деятельности детей; участника
совместной деятельности детей;
консультанта, советника.

Таблица
22

Этапы
формирования коллектива

I
этап

II
этап

III
этап

IV
этап

Педагог
организует жизнь и деятельность
группы, объясняя цели и смысл
деятельности и предъявляя прямые,
ясные, решитель-ные требования. Актив
(группа, поддерживающая требования и
ценности вос­питателя) только
выявляет­ся. Преобладают развиваю­щиеся
личностные отно­шения, которые
подвижны и нередко конфликтны. Отношения
с другими коллективами складываются
только в системе личностных от­ношений
членов разных коллективов. Субъект
вос­питания — педагог

Требования
педагога под­держиваются активом,
который предъявляет их другим членам
коллектива. Требования педагога
ста­новятся опосредованными.
Организаторская функция учителя
переходит к по­стоянным и временным
ор­ганам коллектива (активу), создается
реальная воз­можность для всех
членов коллектива участвовать в
управлении своей жизнью. Усложняется
практическая деятельность учащихся,
усиливается их самостоя­тельность
в ее планирова­нии и организации.
Пере­живается радость творче­ства,
достигаемых успехов. Актив становится
опорой педагога и авторитетом для
других членов коллектива. Он не только
поддер­живает требования воспи­тателя,
но и вырабатывает свои. Расширяется
его са­мостоятельность. Педагог
способствует укреплению позиций
актива и расшире­нию его состава,
вовлекая детей в совместную дея­тельность,
конкретизиру­ет задачи применительно
к отдельным группам уча­щихся,
организует и нала­живает отношения
внутри коллектива. Устанавлива­ются
более устойчивые межличностные
отношения и отношения взаимной
ответственности. Деловые отношения
развиваются. Зарождаются гуманные
отношения. Формируется коллективное
самосозна­ние: «Мы — коллектив».
Складываются реальные связи с другими
детскими коллективами. Субъект
воспитания — актив

Большая
часть группы по­могает педагогу
корректи­ровать развитие каждого,
предъявляет требования к товарищам
и себе. Появляется способность к
формированию обще­ственного мнения,
что сви­детельствует о достаточно
высоком уровне развития внутриколлективных
от­ношений. Общественное коллективное
мнение — совокупное оценочное мнение,
выражающее от­ношение коллектива
(или его значительной части) к различным
событиям и явлениями в жизни обще­ства
и данного коллектива. Формируются
гуманные отношения между отдель­ными
группами и членами коллектива.
Складывается благоприятный
социально-психологический климат,
вызывающий у детей чув­ство личностной
защищен­ности, вырабатываются об­щие
ценности и традиции. Коллектив имеет
система­тические связи с другими
коллективами в воспита­тельном
учреждении и вне него. Полная
самоуправ­ляемость и самоуправле­ние.
Педагог поддерживает и стимулирует
самоуправ­ление и интерес к другим
коллективам. Субъект вос­питания —
коллектив

Происходит
побуждение всех членов коллектива к
самовоспитанию, созда­ются условия
для развития творческой индивидуаль­ности
каждого члена кол­лектива. В коллективе
нет ни «суперзвезд», ни «изго­ев»,
хотя положение каждой личности
достаточно высокое. Связи с другими
коллективами расширяются и
совершенствуются, дея­тельность
группы все боль­ше носит общественно
по­лезный характер. Каждый воспитанник
предъявляет к себе определенные
тре­бования, выполнение нрав­ственных
норм становится его потребностью,
процесс воспитания сопровождается
самовоспитанием. Педагог совместно
с активом, опираясь на общественное
мнение детского коллектива, поддерживает,
сохраняет и стимулирует потребность
в самовос­питании и самосовершен­ствовании
у каждого члена коллектива. Субъект
вос­питания — сама личность

Важную
педагогическую задачу составляет
управление
межличностными отношениями
в
детских группах. Развитие личных и
деловых отношений способствует
формированию соответствующих личностных
и деловых качеств учащихся. К деловым
можно
отнести те отношения, которые складываются
в основных видах совместной деятельности
учащихся — в игре, труде, учении и других.
Это руководство, подчинение, распределение
обязанностей, координация действий,
составление планов и программ, их
обсуждение и реализация, подведение
итогов, оказание взаимопомощи и т. д.

Главной
задачей развития личных отношений
является укрепление и обогащение их
нравственной основы. Решая эту задачу,
педагог задает в виде образцов и
действенно поддерживает необходимые
нормы нравственности (доброта,
ответственность, сочувствие, готовность
прийти на помощь, честность, чувство
собственного достоинства, самоуважение
и т. д.), реализуя их в системе личных и
деловых отношений учащихся.

В
процессе формирования коллектива важно
также, чтобы цели развития и жизни
детского коллектива ставились четко и
увлекательно. А. С. Макаренко называл
это системой
перспективных линий,
организацией
«завтрашней радости». По сути, это
постановка близких, средних и далеких
целей. Перспектива
в педагогическом смысле — это такие
цели, задачи, дела, которые отвечают
потребностям развития личности, группы
детей, соответствуют уровню их развития,
возрастным и индивидуальным особенностям.
Эти
перспективы должны быть увлекательны,
личностно и общественно полезны.
Перспективы выбираются самими детьми,
например, при помощи коллективной
«разведки» дел. В
результате
появляется план конкретных дел,
рассчитанных на участие каждого, на
проявление инициативы и самостоятельности
в их выполнении. Близкая
перспектива
должна
обязательно опираться на личную
заинтересованность каждого участника.
Она не требует много времени и усилий
для своей реализации. Это может быть,
например, воскресная прогулка, посещение
театра, интересная игра, соревнование
и т. п. Средняя
перспектива

более отдаленная цель, требующая не
только длительного времени, но и
определенных усилий всего коллектива
по ее достижению. Например, летняя
поездка (экскурсия) на самостоятельно
заработанные деньги. Дальняя
перспектива

перспектива на еще более длительное
время.

На
всех стадиях развития группы до уровня
коллектива возникают сплачивающие
группу традиции. Они помогают вырабатывать
общие нормы поведения, развивают
групповые ценности, украшают жизнь
группы и т. п. Традиции — характерный
признак третьего этапа развития
коллектива. Они должны «изобретаться»
так, чтобы воспитанникам казалось, что
«изобретают» они (А.
С. Макаренко).
Традиции
имеют определенную, установившуюся,
яркую и содержательную форму (традиционные
вечера-встречи выпускников, праздник

Последнего
звонка, День знаний и т.
п.).

Управляя
формированием детского коллектива,
педагог должен соблюдать определенные
технологические
правила (см. схему 71).

Правила
управления формированием детского
коллектива

Осуществлять
диагностику развития группы, характера
внутри-групповых отношений

Определять
социально значимые, привлекательные

для учащихся цели
и перспективы
развития группы, планировать и
стимулировать деятельность коллектива

Разумно
сочетать педагогическое
руководство
с есте­ственным стремле­нием
воспитанников к самостоятельно-сти,
независимости, инициативе и
само­деятельности.
Обеспечивать
органичное сочета-ние управления и
самоуправления

Тактично
осущест­влять педагогическое
руководство ученическим само­управлением

Опираться
на коллектив учителей и дру­гих
воспитателей, работающих в данном
классе, включать коллектив класса в
общешкольную деятельность и
сотрудничество с другими коллективами,
поддерживать постоянную связь с
семьями воспитанников

Контролировать
факторы, влияющие на положение ученика
в системе внутри-коллективных отношений.
Развивать как деловые, так и личные
взаимоотношения воспитанников

Схема
71

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования

города Нижневартовска «Центр детского творчества»

Формирование и сплочение детского коллектива

Методическая учеба

Дата проведения: 20.09.2012

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования

Цель: дать понятие «коллектив», познакомить педагогов с играми на знакомство и сплочение коллектива

Подготовила: Тунгусова О.Н.

г. Нижневартовск

 «Формирование детского коллектива на начальном этапе развития»

Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

– профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

– педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

– воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;

– лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

   При формировании детского коллектива могут помочь следующие приемы.

    Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того, чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

   Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

   Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.

Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т. д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. При организации детской группы в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности вне зависимости от места и сроков его деятельности.

     Главным средством  формирования детского коллектива является игра Играважнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию. Мы предлагаем  перечень игр, направленных на знакомство и сплочение детского коллектива на начальном этапе его развития.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО:

«Летающие имена». Игроки перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто ловит, произносит свое имя («Я Маша!»). Когда каждый получит мяч хотя бы по одному разу, игроки произносят имя того, кому кидают мяч («Саша, лови!), а поймавший благодарит его, называя по имени («Спасибо, Маша!»). Можно ввести в игру второй мяч.

«Необычные приветствия». Каждый должен за определенное время (2 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Формы приветствия  могут меняться, а время сокращаться по нарастающей. Например: поздороваться с максимальным количеством людей спиной за 1 минуту, коленями за 50 секунд, носами за 40 секунд и др.  По завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?»  Выявляются несколько лучших.

«5 важных вещей». Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

    «Сиамские близнецы». Два человека стоят, упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое — стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения — группа из нескольких человек, стоящих в кольце.

     «Лабиринт». Ведущий заранее чертит 10 квадратов, нумерует их, придумывает маршрут передвижения – набор цифр, например 1.4.8.3.0 и т.д. Команде предстоит пройти именно по маршруту ведущего, т.е. угадать его за минимальное количество времени. Если кто-то из членов команды ошибается, то он возвращается на старт далее делает попытку следующий участник команды. Главное  условие – команда не имеет права разговаривать. Если это условие нарушается, то добавляются штрафные баллы или прибавляется дополнительное время.

«Посчитать до…». Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

«Монолит». Все встают так, чтобы носки упирались в пятки, на счет 1-3 команда должна выполнить синхронно 10 шагов.  Команда должна продумать тактику и выбрать человека, который будет руководить процессом, т.к. именно этот человек имеет право разговаривать, остальные должны передвигаться молча. Если какие-либо из условий не выполняются (кто-то разговаривает или  делает шаги не синхронно, выбивается из общей шеренги) команда возвращается на исходную позицию.

«Веревочка». Все участники становятся лицом в круг и вытягивают руки вперед. При этом каждый участник должен взять в каждую свою руку по одной руке другого участника. Нельзя брать за руку соседей справа и слева.

После этого все стараются распутать образовавшуюся «веревочную путаницу». Отпускать руки нельзя. Должны получиться один или несколько кругов.

«Слепой и поводырь».  Участники упражнения встают в общую шеренгу друг за другом, положив руки на плечи соседа спереди и закрыв глаза. В течение минуты команда выбирает тактику прохождения испытания и поводыря, который имеет право видеть и говорить, в отличие от остальных участников. Поводырь ведет команду на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.  По окончании задания предложите обсудить сложности выполнения испытания и моменты, которые удались, как справился со совей ролью поводырь. Данное упражнение направлено на создание доверительной и дружеской атмосферы в коллективе.

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять
только в системе коллективного воспитания.

В  детях надо воспитывать через
взаимоотношения в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности.
Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке,
что вносит каждая личность в коллектив.

Коллектив — (от лат. collectivus- собирательный) — группа людей взаимно
влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально
обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правим поведения,
совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого
уровня, чем простая группа.

Детский коллектив — это объединение детей на основе общей полезной
деятельности (например, учебная деятельность, общественная деятельность, спорт
и др.)

Коллектив объединяет учащихся на основе деловых и личных
взаимоотношений. С этой точки зрения под воспитательным коллективом следует
понимать такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется
здоровыми социальными устремлениями и в котором хорошо функционируют органы
самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой
организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к совместной
деятельности и общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что
обеспечивает всестороннее развитие, свободу, достоинство и защищенность каждой личности.

Выделяют следующие функции коллектива: организационную 
детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной
деятельностью; воспитательную 
детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных
идейно-нравственных убеждений; стимулирующую — коллектив способствует
формированию нравственно-ценных стимулов для общественно полезных дел,
регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно
выделить нравственно-формирующую
и личностно-развивающую 
функции коллектива.

Основными характерными признаками коллектива являются:
общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения
поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной
зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая
система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллектива, как
мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в
полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный
распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.

Первичный коллектив — это группа детей, находящихся в
непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно
это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные
коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда,
вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению
работы малые группы. В системе образования это коллективы школ.

Многообразие
коллективов в школе, с одной стороны, создает определенные педагогические
предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны,
слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на
общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-администравную.
Вместе с тем класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует
с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в
себе. Разнообразие коллективов дает возможность школьнику осуществлять разные
социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок
включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее
полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют
созданию в школе общего эмоционального положительного климата общения между
всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими.

В развитии коллектива обычно
выделяют три
стадии 
:

1-я
стадия. 
Становление коллектива. В качестве средства сплочения и
организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся.
Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться.
Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному
поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю. Основные
методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание
воспитательных ситуаций, поощрение, педагогическое требование и др. Учитель —
организатор.

2-я
стадия 
. Самоуправление. Дальнейшее развитие требований; формируется
актив класса, способствующий сплочению группы. Задача: укрепление здоровых
взаимоотношений и повышение авторитета актива класса. Методы: беседа,
приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание
воспитательных ситуаций и др. Учитель — руководитель активом.

3-я
стадия. 
Период расцвета коллектива. Достаточно высокий уровень
организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности
учащихся; расцвет коллектива. Задачи: формирование общественного мнения;
поддержание традиций; требование активности; сам коллектив выдвигает требования
к каждому. Основной метод — самовоспитание. Учитель — консультант.

Управлять
ученическим коллективом 
— это значит управлять процессом
его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания
школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление
будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его
возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется
как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об
ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных
его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и
оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

Пути формирования коллектива следующие:

1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся :
учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и
культурно-массовая деятельность учащихся.

2) Умелое предъявление требований . С первых дней
необходимо чет ко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать
детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении
требований; учитывать эмоциональный фон.

3) Работа с активом . При подборе учащихся в актив
класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований
хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и
организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его
заместитель, учком и ответственные.

4) Организация перспектив. 

 Практическую цель, которая способна
увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.

 Перспективы могут быть близкими, средними
и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и
времени для достижения («завтрашняя радость»). Средняя перспектива требует
больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальние
перспективы — сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива
много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более
трудных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

5) Формирование общественного мнения. Под
общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде
учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в
коллективе реализуется принцип А. С. Макаренко «параллельного воздействия»:
коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного
воздействии — требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На
школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы — непосредственно
воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-й
стадии развития коллектива.

6) Становление и развитие традиций. Ничто так не
укрепляет коллектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции — это устойчивые
формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи,
желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения,
развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и
малые. Большие — это яркие массовые события, малые — скромнее по масштабам.

7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме
внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное
участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические
недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно полезный труд и
др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они — частичка одного
большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее
дело.

Особенности коллектива младших школьников. В младшем школьном возрасте
ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками.
Здесь в ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной природной
энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным
уровнем развития воли. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные
формы. Начальная школа включает прежде защищенного семьей, малым личным опытом
общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться
отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность — свое право
быть равноправным в общении с другими людьми.В младшем школьном возрасте
происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Только в недрах коллективной
жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому
определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две
сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети».

В сфере «ребенок-взрослый» помимо отношений «ребенок —
родители» возникают новые отношения «ребенок — учитель», поднимающие ребенка на
уровень общественных требований к его поведению. В начальной школе дети
принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно
следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его
психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками
и в семье.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:

Умелое предъявление требований к учащимся;

Воспитание ученического актива;

Организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой,
художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;

Формирование здорового общественного мнения;

Формирование ученического коллектива — одна из ос­новных
задач мастера производственного обучения и классного руково­дителя каждой
учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им
превратить группу в сплоченный коллек­тив, будут зависеть успешность всего
обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов.
Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до
начала учеб­ного года, в период ее набора приемной комиссией.

Важную роль в создании
ученического коллектива играет персо­нальное распределение общественных
поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и
коммуникативных спо­собностей учащихся, в результате сбора достаточной
информации при условии получения предварительного согласия учащихся выпол­нять
то или иное поручение .

Важно уделять индивидуальное
внима­ние каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать
добрый совет, помочь реализовать конкретное предложе­ние, подчеркнуть степень
участия в каком-то мероприятии, приобод­рить, подсказать и т.п. Такой
индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в
составлении планов воспи­тательной работы, в подготовке групповых мероприятий,
учебы и поведения учащихся.

На роль коллектива в развитии личности существуют разные
точки зрения:

– коллектив имеет огромное влияние на развитие и
формирование личности;

– коллектив не оказывает влияния на развитие личности;

– коллектив отрицательно влияет на развитие личности, так
как подавляет её;

– коллектив оказывает незначительное влияние.

Ученический коллектив является формой сообщества
сверстников, которая наилучшим образом решает воспитательные задачи, т.е.
стимулирует развитие личности школьника.

Коллектив – необходимый фактор воспитания. С развитием
общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей,
их общечеловеческой солидарности будет возрастать. Коллектив, по выражению А.С.
Макаренко, – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания
опыта гражданского поведения. Реальная производственная деятельность детей и
подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и
ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности,
способности согласовывать свои действия с партнерами, управлять трудовым
коллективом.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны
друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры
сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Почему в воспитании
необходимо говорить о коллективе?

Человек существо общественное, только в обществе он может
развить свою природу. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и
житейские знания, осваивает умения в разнообразных видах деятельности,
научается понимать окружающих людей, строить с ними нормальные отношения,
вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. Возвратно-оценочные суждения и
методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в
человеке позитивного и торможения негативного.

Ученический коллектив является формой сообщества
сверстников, которая наилучшим образом решает воспитательные задачи, т.е.
стимулирует развитие личности школьника.

Ученический коллектив, как система, – это часть более
сложного объединения воспитательного коллектива. Он включает помимо детского и
коллектив педагогов – воспитателей. Это автономная система, которой свойственны
процессы самоорганизации, самоуправления. Коллектив выступает субъектом воспитания
по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Коллектив явление динамичное. Он находится в постоянном
развитии. Каждый этап в развитии коллектива отличается рядом признаков.
Меняется позиция воспитателя, отношения друг к другу, к общей деятельности и
др.

Пути и средства развития коллектива:

1) В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной
деятельности. Важно организовать её так, чтобы деятельность сплачивала и
объединяла воспитанников.

2) Важнейший фактор становления коллектива – педагогическое
требование. Оно вносит дух организованности в деятельность учащихся.

3) Общественное мнение – совокупность общественных оценок,
которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной
жизни. Для выработки общественного мнения – налаживание практической
деятельности, проведение организационно-разъяснительных мероприятий.

4) Перспективы: цели и задачи, стоящие перед коллективом.
Близкие, средние, дальние (оперативные, тактические, стратегические).

5) Организация самоуправления.

6) Традиции.

7) Принцип параллельного действия.

8) Гласность.

9) Мажорный стиль и тон.

Систематическое наблюдение за
детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого
ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей,
степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических проявлений и, в
соответствии с этим, наметить приёмы индивидуального подхода. Ребят, которые
чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость
проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые,
молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, т.к. они
долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с
такими детьми – теплый, ласковый тон классного руководителя, его заботливое,
внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребёнка со
сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые,
неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость,
недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят
воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива,
чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в
индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. В каждом ребёнке есть
что-то своё, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на
лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и
совершенствование возможностей каждого ребёнка способствует организации
дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных
взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться
требованиям товарищей и, в то же время, отстаивать свою правоту, защищать свои
справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои
действия с окружающими, радоваться общим успехам.

На этой же стадии наряду с
педагогическим требованием может быть использовано и соревнование. Оно также
пока будет опираться на стремление детей показать классному руководителю, на
что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство
чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.

Если педагогическое требование
довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее
важным является также педагогический контроль. Предъявил определённые
требования – проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои
решения по результатам проверки – таково общее правило в работе с коллективом
на первой стадии его развития.

Надо, чтобы уже на первой
стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто
внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в
требования к самому себе, к своему поведению.

Пути
формирования коллектива следующие:

1.    
Разносторонняя совместная
деятельность учащихся

2.    
Умелое предъявление
требований 
.

3.    
Работа с активом.

Стремительно меняется время, меняется
общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного
руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и
воспитывает.

       
 Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности,
основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный
на достижение поставленной цели.

       
 Воспитание – искусство прикосновения к ребенку, которое помогает,
стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

       
 Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

         Чтобы
процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него
должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно,
как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он
станет интересен себе и другим. В создании такой атмосферы классный
руководитель играет одну из главных ролей.

         Ребенка
должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество –
это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей.
Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности,
признании его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое.

Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и творческой деятельности, его общения и отношений складываются и протекают в условиях классного коллектива, поэтому исключительную роль в формировании взрослеющего человека играет школьный коллектив.

Нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе. Является основной социальной средой, в которой формируется личность. Это обусловливает актуальность выбранной темы.

Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [4].

  • А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. По мнению В. А. Сухомлинского, духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [14].

П. П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: «Детский коллектив является огромной воспитывающей силой по отношению к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку и т. п.» [2, 325]. Члены коллектива восхищаются своими лидерами, напротив, ребенок, который ведет себя «неподобающе» для коллектива становится мишенью насмешек и подвергается очень сильным мерам воздействия вплоть до издевательств, побоев и изгнания.

Проблема нравственного развития в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. По её мнению, коллектив воздействует на личность в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика [17].

В современном мире главной задачей образования является всестороннее развитие личности, потенциал которой определяется не только ее профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой, высокой нравственностью, коммуникабельностью, ответственностью, толерантностью, в целом жизнеспособность и конкурентоспособность. Развития этих качеств у современных школьников можно достичь только при целенаправленной воспитательной работе в школе.

Проблема педагогического руководства процессом формирования ученического коллектива обширна, разрабатывается отечественной педагогикой давно и связана с именами таких известных педагогов как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский и др., чьи труды составили методологическую основу исследования.

Коллектив класса — это наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива, именно в нем, во время общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Задача педагога — формирование ученического коллектива. Эффективность последнего зависит от правильного выбранных форм и методов воздействия на членов коллектива.

Объект исследования: процесс формирования коллектива обучающихся.

Предмет исследования: педагогическое руководство процессом формирования коллектива.

Цель: выявить условия эффективности педагогического руководства процессом формирования коллектива Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятия: «коллектив», «управление формированием коллектива».
  2. Выделить формы и методы формирования коллектива, используемые педагогом.
  3. Изучить опыт педагогического руководства процессом формирования коллектива.
  4. Дать методические рекомендации по обеспечению выявленных условий эффективности педагогического руководства.

Методы исследования:

  • теоретические — анализ и систематизация психолого-педагогической литературы;
  • практические — изучение педагогического опыта и анкетирование;
  • статистические — обработка результатов анкетирования и интерпретация результатов.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цели и задачи работы, методы исследования.

В теоретической главе изложены теоретические аспекты педагогического руководства процессом формирования коллективом, вторая глаза посвящена условиям эффективности педагогического руководства процессом формирования коллектива. В заключении подведены итоги.

Список используемой литературы содержит 20 источников.

1. Теоретические аспекты педагогического руководства процессом формирования коллектива

1.1. Теоретическое обоснование воспитательного коллектива как психолого-педагогической категории

Слово коллектив происходит от латинского collectivus, которое можно перевести как: сборище, собрание людей, объединение, группа. Это приводит нас к первому и самому простому определению: коллектив — это группа людей.

Любой коллектив — это группа, но не любая группа будет являться коллективом. В обычной жизни под коллективом чаще всего понимают любую организованную группу людей (например, группа рабочих составляет коллектив предприятия). В педагогике коллективом называют объединение воспитанников (учеников), выделяя ряд отличительных признаков.

Например: ученический коллектив должен обладать общей целью, для достижения которой каждый член коллектива выполняет свою часть работы, в ходе которой складываются отношения ответственной зависимости, и общая организация совместной деятельности с общим руководящим органом, в лице старосты и лидеров класса. Именно это отличает коллектив от группы формально сотрудничающих людей, которая может спокойно существовать без данных признаков.

Другие особенности отражают психологический климат и атмосферу внутри коллектива. Например сплоченность, которая характеризует взаимопонимание, «чувство локтя» и ощущение причастности членов коллектива. В правильно организованном коллективе проявляются взаимопомощь, взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, доброжелательность, бескорыстие и соревновательных дух.

В таком случае формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностями. Присутствует разумное сочетание личных и общественных (коллективных) интересов, члены коллектива отличаются умением подчинять личное общественному. Всё это формирует уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, способного преодолевать различные препятствия.

Коллектив способен выполнять ряд важных функций, в первую очередь, воспитательных. В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев выделяют три воспитательные функции коллектива [16]:

  1. Организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
  2. Воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
  3. Стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Важно, чтобы коллектив постоянно развивался и двигался вперед, иначе коллектив умрет. А. С. Макаренко опытным путем вывел закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти [10].

По мнению А. В. Петровского, коллектив — это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития [19].

Д. А. Ефремов, анализируя и сравнивая словарные определения, утверждает, что «под коллективом понимается группа людей, объединенных общими интересами, целями, деятельностью» [3].

Детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, – писал он, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [18].

Коллектив класса — это наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива. В классе протекает основная деятельность школьников — учение. В социальном плане класс — это, малая группа, чаще всего детей, обладающая характерными социально-психологическими феноменами. Наиболее значимы для класса как коллектива: групповая сплоченность, ведущие социальные ценности, лидерство, социальные роли. От уровня развития коллектива зависит преобладающий стиль взаимоотношений обучающихся: товарищество, взаимопомощь, конкуренция, враждебность, изоляция и т. п.

Сеть связей и отношений между школьниками образуется именно в классном коллективе. Он становится своеобразным фундаментом для детей, на котором строятся различные школьные коллективы. Учитывая ранее перечисленные признаки коллектива, мы придем к следующему определению.

Ученический коллектив — это малая группа обучающихся, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью и организацией этой деятельности. Такая группа имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [10].

Как система ученический коллектив — это:

  • часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, в котором помимо детского, включен и педагогический коллектив;
  • относительно автономная система со свойственными ей процессами самоорганизации, саморегуляции и самоуправления;
  • носитель общей атмосферы, характеризующей коллектив как целостное образование, выделяющее его среди других;
  • сочетание двух структур: неофициальной, складывающейся главным образом в процессе общения обучающихся друг с другом и официальной, складывающейся под влиянием взрослых, которые определяют деятельность и организационное строение коллектива;
  • субъект воспитания по отношению к личности каждого члена коллектива.

Учитывая все вышеперечисленное, ученический коллектив — это постоянно изменяющаяся, динамическая система, влияющая на личностные характеристики и систему отношения складывающуюся между облучающимися. Ввиду постоянных изменений внутреннего мира и жизни обучающихся в целом, коллектив развивается в результате борьбы противоречий, возникающих между планируем и достигнутым, потребностями обучающихся и возможностями коллектива, интересами отдельного члена и интересами всего коллектива.

Педагог должен понимать, что начиная с начальной школы в классном коллективе происходят крайне важные для ребенка процессы:

  • социализация — ребенок знакомится с со своими будущими товарищами-одноклассниками и первым учителем;
  • определяется новый социальный статус ребенка, формирующийся на основе его достижений в учебной деятельности и личностных качеств;
  • происходит формирование таких качеств, как коллективизм, стремление прийти на помощь, доброта по отношению к другим, ранее незнакомым людям.

Формирование ученического коллектива — это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от педагога, того, насколько хорошо он определяет и реагирует на различные ситуации, его способности правильно выбирать эффективные формы и методы воздействия на членов коллектива.

Ученический коллектив по своей сути является воспитательным коллективом.

«Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности» [18, 326].

Из этого определения становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как разводить клей эдп инструкция по применению
  • Роутер wifi тп линк инструкция по применению
  • Himalaya liv 52 ds инструкция по применению таблетки
  • Ферлатум инструкция по применению для детей до года
  • Собака зуммер инструкция на русском языке