Педагогическое руководство это кратко

В данном случае,
под педагогическим руководством
по­нимается в широком смысле управление
различной группо­вой активностью
школьников, как в процессе учебной
дея­тельности, так и вне ее. То есть,
в качестве педагога-руково­дителя
может выступать и учитель-предметник,
и классный руководитель и освобожденный
воспитатель.

Мерой влияния
педагога руководителя на группу
школь­ников является его авторитет.
Однако, авторитет педагога — сложное
составное понятие, можно говорить о
двух его со­ставляющих: авторитете
роли учителя и авторитете его лич­ности.
В различные периоды школьного обучения
эти со­ставляющие имеют различное
значение для детей начальной школе еще
очень большое влияние оказывает авторитет
роли учителя. Часто один тот факт, что
данный взрослый человек — учитель,
определяет отношение малышей,
авто­матически обеспечивает педагогу
уважение, —

послушание,
вни­мательное отношение ко всем
требованиям (отметим, часто практически
не критичное).

В дальнейшем
авторитет роли учителя начинает падать,
уже не достаточно одного декларативного
заявления «я — ваш учитель» для того,
чтобы обеспечить успешное руковод­ство
классом. В старшем школьном возрасте
авторитет лич­ности учителя становится
решающим, для старшеклассников
принципиально важно отношение педагога
к ним, его умение общаться, его эрудиция
и профессиональная компетентность,
этические качества.

Остановимся на
проблеме формирования педагогического
авторитета. В своем развитии авторитет
личности педагога как бы проходит три
важные стадии, на каждой из которых
право педагога руководить подвергается
соответствующей проверке и оценке. На
первой стадии педагог выступает для
школьников как достоверный источник
самой разной инфор­мации — от сообщаемых
на уроке знаний до доносимых до класса
школьных слухов и мнений. То есть, сначала
формируется доверие к словам и знаниям
педагога, предпочтение обращаться к
нему за достоверной информацией.

На второй стадии
педагог становится референтным лицом
для школьников, то есть носителем
личностных качеств, цен­ностей, идей
и взглядов, значимых для учащихся,
разделяе­мых ими. Формируется доверие
к жизненной позиции педа­гога.

Наконец, на третьей
стадии педагог становится довери­тельным
лицом. Ему как бы авансируется доверие,
дается право принимать значимые решения,
касающиеся школьни­ков. Педагог,
достигший в своих отношениях с конкретной
группой школьников такого авторитета,
облекается большим доверием детей. Ему
уже не требуется каждый раз обра­щаться
к ним для принятия определенных групповых
реше­ний, так как ему предоставлено
право действовать от имени всей группы.

Авторитет личности
педагога — значительно более силь­ная
и устойчивая форма влияния, чем авторитет
его роли.

Перечислим ряд
психологических факторов, наиболее
су­щественно влияющих на успешность
педагогического руко­водства.
Предыдущее обсуждение феномена
руководства по­казало, что наиболее
значимым является стиль руководства,
выбранный формальным лидером. В отношении
педагога не­обходимо отметить, что
эффективной является именно ко­оперативная
модель руководства (естественно, с
учетом воз­раста детей и зрелости
класса как малой группы). В любом случае,
стиль руководства педагога должен
обеспечивать реализацию основных
функций управления группой (целеполагание,
информирование, принятие решений,
обратная связь, контроль, делегирование
полномочий, поощрение успехов),
преимущественно в духе кооперативной
модели управле­ния. Кроме того, учитывая
слабость собственных лидерских сил
большинства школьных классов руководитель
должен брать на себя реализацию и ряда
функций, направленных на создание
благоприятного социально-психологического
климата в классе, развитие класса как
группы. Чем успеш­нее педагог —
руководитель реализует эти функции,
тем продуктивнее стиль его руководства.

Важную роль играет
также система социально-психоло­гических
установок учителя относительно своих
взаимоотно­шений со школьниками.
Наиболее плодотворна установка на
открытое диалогическое общение с детьми.

Отметим и ряд
личностных качеств, наличие которых
су­щественно для успешного
педагогического руководства.

Во-первых, это те
черты личности, которые способствуют
в целом успешному общению со школьниками:
общительность, направленность на других,
склонность к сотрудничеству, эмо­циональная
восприимчивость (эмпатия), тактичность,
терпи­мость. Важна эмоциональная
устойчивость, гибкость в усвое­нии
новых социальных ролей, артистизм.
Интересно, что ус­пешнее работают те
педагоги-руководители, которые не имеют
ярко выраженного стремления к лидерству.
Во-вто­рых, это личностные особенности,
обусловленные специфи­кой педагогического
труда: высокая интеллектуальная
гиб­кость, критичность и быстрота
мышления, способность к им­провизации,
самокритичность, самостоятельность,
инициатив­ность.

Для успешной
управленческой деятельности педагог
дол­жен обладать хорошими навыками
социально-перцептивного и
социально-рефлексивного анализа, то
есть он должен уметь адекватно оценивать
отношения к группе школьников, чув­ствовать
отношение к себе с их стороны.

Отметим и еще один
фактор — удовлетворенность собст­венной
деятельностью. Естественно, что лучше
работает че­ловек, высоко оценивающий
свои успехи и свои возможно­сти.

Насколько велики
возможности действенного влияния
педагога-руководителя на отношения
внутри классной груп­пы? Принципиальный
ответ зависит, прежде всего, от возра­ста
детей. Если в начальной школе учитель
может в значи­тельной мере влиять
через свое отношение, свои санкции на
статусную структуру класса, выдвижение
лидеров, климат класса, то по мере
взросления детей ситуация меняется:
по­является и автономизируется зона
внутриклассных взаимо­отношений,
очень мало доступных как наблюдению,
так и воздействию. Речь идет об
интимно-личностных отношениях в группе
сверстников. В значительно большей
степени педа­гог может влиять на
деловые отношения школьников,
воз­действовать на инструментальную
сферу, и, наконец, откры­ты для управления
личные отношения школьников и класса
в целом с педагогом.

Если говорить об
арсенале средств, имеющихся в рас­поряжении
педагога-руководителя, то их можно
разделить на группы прямых и косвенных
средств воздействия. К пря­мым относится
общее обсуждение, организация групповой
дискуссии или посредничества в разрешении
шаров. Косвен­ные пути — это попытки
вносить коррективы в межлично­стные
отношения учащихся посредством
переструктурирования деловых
взаимоотношений, создания новых форм
сов­местной деятельности, выработку
иных групповых норм и мнений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Читать PDF

Психолого-педагогическое руководство процессом профессионального саморазвития студентов

Рассмотрены сущность профессионального саморазвития студентов, его связь с развитием субъектности; уровни, продукция саморазвивающей деятельности; психолого-педагогическое руководство ею, принципы, фу

Читать PDF

Психолого-педагогическое руководство саморазвитием личности юного спортсмена

Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Батукаев Абу Абдулхамидович

В статье представлены результаты теоретического обоснования и уточнения понятия «саморазвитие», как компонента общего развития личности.

Читать PDF

Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов вое

Иванов С.А.

В статье раскрывается специфика педагогического руководства совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов, ее цели и результаты, факторы и проблемы.

Читать PDF

Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов вое

Иванов С.А.

В статье раскрывается специфика педагогического руководства совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов, ее цели и результаты, факторы и проблемы.

Читать PDF

Инновационный психолого-педагогический подход к руководству подготовкой студентами учебных письменны

Грязева Е.Д., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С.

Рассматривается вопрос изменения методических подходов к руководству и требований к содержанию учебных студенческих письменных работ, исходя из реалий массовой информатизации и компьютеризации обществ

Читать PDF

Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безоп

Беляева Т.Б., Беляева П.И.

Состояние психологической безопасности младшего школьника определяется многими факторами образовательной среды.

Читать PDF

Проблема руководства и лидерства в психолого-педагогических исследованиях

Мацакова Эльзята Муняевна

Читать PDF

Психолого-педагогические аспекты руководства и лидерства в сфере физической культуры и спорта

Щедрин Юрий Николаевич, Щеголев Владимир Александрович

Читать PDF

Психолого-педагогическое исследование стилей руководства (содержание компонентов) у специалиста-мене

Слесарев Юрий Васильевич

В статье рассматриваются и анализируются результаты психолого-педагогического исследования стилей руководства с точки зрения нравственно-ценностных компонентов в профессиональной деятельности специали

Читать PDF

Психолого-педагогическое исследование стилей руководства (содержание компонентов) у специалиста-мене

Слесарев Юрий Васильевич

В статье рассматриваются и анализируются результаты психолого-педагогического исследования стилей руководства с точки зрения нравственно-ценностных компонентов в профессиональной деятельности специали

Читать PDF

Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших шк

Яковлева Оксана Георгиевна

Читать PDF

Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших шк

Яковлева Оксана Георгиевна

Педагогическое руководство – это процесс организации и управления образовательной деятельностью, основанный на принципах педагогики и психологии. Оно включает в себя разработку целей и задач обучения, выбор подходящих методов и приемов работы с учащимися, а также оценку результатов образовательного процесса.

Основными принципами педагогического руководства являются:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • создание доверительных отношений между педагогами и учащимися;
  • оригинальность и креативность в подходе к учебному процессу;
  • адаптация образовательного процесса к потребностям и возможностям каждого ученика;
  • тесная связь с реальной жизнью и проблемами учащихся.

Для достижения этих принципов используются различные методы педагогического руководства. Среди них можно выделить: коллективное обсуждение и анализ учебного материала, проведение практических занятий и проектной работы, использование интерактивных технологий и сетевых ресурсов. Важную роль в педагогическом руководстве играют также различные формы работы, такие как индивидуальные и групповые занятия, консультации и тренинги.

Содержание

  1. Педагогическое руководство: определение
  2. Роль педагогического руководства в образовании
  3. Принципы и методы педагогического руководства
  4. Важность разнообразия методов педагогического руководства

Педагогическое руководство: определение

Педагогическое руководство — это процесс, в рамках которого опытный педагог содействует развитию и обучению других педагогов, применяя специальные стратегии и методы.

Главные цели педагогического руководства включают:

  1. Поддержку и повышение профессионального уровня педагогов.
  2. Создание условий для эффективной работы и развития педагогов.
  3. Обеспечение качественного образования и развития учеников.

Педагогическое руководство включает в себя такие принципы, как:

  • Адаптация к индивидуальным потребностям педагогов.
  • Сотрудничество и взаимодействие.
  • Наставничество и поддержка.
  • Возможность рефлексии и самооценки.

Для достижения этих целей и принципов педагогическое руководство использует различные методы, такие как:

  • Моделирование и демонстрация педагогической практики.
  • Обратная связь и консультации.
  • Организация профессионального развития и обучения.
  • Коучинг и наставничество.

Педагогическое руководство является важным инструментом для улучшения качества образования, развития профессиональных навыков педагогов и достижения успехов учеников.

Роль педагогического руководства в образовании

Педагогическое руководство является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно включает в себя систему деятельности педагога, направленную на организацию и регулирование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Роль педагогического руководства в образовании заключается в следующем:

  1. Организация обучения.
  2. Педагогическое руководство помогает организовать учебный процесс, определять учебные цели и задачи, выбирать методы и формы обучения, создавать условия для эффективного усвоения знаний студентами.

  3. Развитие педагогического процесса.
  4. Педагогическое руководство способствует развитию педагогического процесса, обновлению образовательных программ и методик, внедрению инноваций в образование. Оно помогает развивать творческие потенциалы педагогов, поддерживать их профессиональный рост, осуществлять различные формы обучения и самообразования.

  5. Воспитание и развитие личности.
  6. Педагогическое руководство уделяет особое внимание воспитанию и развитию личности студента. Оно формирует гражданскую, нравственную, духовную и эстетическую культуру молодого поколения. Педагогическое руководство помогает студентам осознать и развить свои способности, формирует коммуникативные и социальные навыки, развивает творческое мышление и самостоятельность.

  7. Управление и координация деятельности.
  8. Педагогическое руководство играет важную роль в управлении и координации образовательным процессом. Оно помогает осуществлять планирование, организацию, контроль и анализ деятельности педагогов и студентов. Педагогическое руководство также способствует взаимодействию образовательных учреждений с родителями и другими образовательными организациями.

Таким образом, педагогическое руководство играет ключевую роль в образовании. Оно организует и регулирует учебно-воспитательный процесс, развивает педагогический процесс, воспитывает и развивает личность студента, а также управляет и координирует деятельность образовательных учреждений.

Принципы и методы педагогического руководства

Педагогическое руководство представляет собой систему организации учебного процесса, направленную на достижение определенных целей обучения. Оно основано на ряде принципов и использует различные методы, которые способствуют эффективному взаимодействию педагога и учащихся, а также развитию у них необходимых навыков и знаний.

1. Принцип активности: Педагогическое руководство направлено на стимулирование активной деятельности учащихся. Оно предполагает использование интерактивных методов обучения, заданий, требующих творческого подхода и самостоятельного решения проблем.

2. Принцип познания: Каждая учебная задача должна быть построена таким образом, чтобы она вызывала интерес и позволяла учащимся понять ее суть и связи с другими темами. Педагогическое руководство направлено на формирование познавательного интереса и развитие познавательных способностей учащихся.

3. Принцип практической направленности: Педагогическое руководство предполагает активное использование практических заданий, ситуаций и примеров. Оно ставит перед собой задачу развития практических навыков и умений учащихся, а также формирования у них практической компетенции.

4. Принцип системности и последовательности: Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы передача знаний и развитие навыков происходили последовательно и систематически. Педагогическое руководство предусматривает поэтапное и постепенное углубление материала, начиная с базовых понятий и переходя к более сложным темам.

5. Принцип индивидуализации: Педагогическое руководство учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося и нацелено на развитие его способностей и потенциала. Оно предусматривает гибкую адаптацию образовательной программы и методического материала к индивидуальным возможностям и потребностям каждого ученика.

6. Методы педагогического руководства:

  • Фронтальный метод: Педагог дает инструкции, объяснения и демонстрирует материал всем учащимся одновременно.
  • Индивидуальный метод: Педагог нацелен на индивидуальную работу с каждым учеником, учитывая его особенности и потребности.
  • Групповой метод: Учащиеся объединяются в группы для выполнения заданий, обсуждения тем и совместной деятельности.
  • Проблемное обучение: Учащимся предлагаются проблемы, задачи или проекты, которые они должны решить самостоятельно или в группе.
  • Интерактивные методы: Использование технологий, игр, ролевых игр, дискуссий и других интерактивных форм для активного вовлечения учащихся в учебный процесс.

Применение этих принципов и методов педагогического руководства способствует эффективной организации образовательного процесса, развитию у учащихся навыков самостоятельности, творчества и познания, а также формированию у них практической компетенции.

Важность разнообразия методов педагогического руководства

Педагогическое руководство играет важную роль в процессе обучения и воспитания студентов или учащихся. Когда педагог применяет разнообразные методы руководства, это способствует более эффективному и увлекательному обучению. Разнообразие методов педагогического руководства позволяет решить ряд задач:

  • Привлечение внимания: Использование разнообразных методов руководства помогает привлечь внимание студентов и учащихся. Когда педагог использует различные интересные методы, он может заинтересовать учащихся и создать привлекательную образовательную среду.
  • Активизация познавательной деятельности: Разнообразные методы руководства обеспечивают активную учебную деятельность студентов и учащихся. Они могут применять различные методики, такие как обсуждения, проектная работа, практические занятия и т. д., чтобы стимулировать учащихся на активное участие в процессе обучения.
  • Учебная мотивация: Разнообразие методов педагогического руководства помогает поддерживать мотивацию учащихся и стимулирует их стремление к знаниям. Учащиеся могут лучше усваивать информацию и проявлять больший интерес к обучению, когда им предлагаются различные методы обучения.
  • Индивидуальный подход: Педагогическое руководство с использованием разнообразных методов позволяет адаптировать процесс обучения к разным индивидуальным потребностям и стилям обучения студентов и учащихся. Это способствует более эффективному пониманию и усвоению материала.

В целом, разнообразие методов педагогического руководства является важным фактором для успешного обучения и развития студентов и учащихся. Оно помогает улучшить качество образования и создает стимулирующую и интересную обучающую среду. Педагогам рекомендуется постоянно искать новые методы и инструменты, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и интересным для всех участников.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
— руководство людьми в учреждениях образования, в частности детьми и учителями в школе.

Словарь терминов по психологическому консультированию.
2010.

Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • СССР. Народное образование —         Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… …   Большая советская энциклопедия

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

  • Янкович де Мириево Федор Иванович — Янкович де Мириево [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска Каменица, ‒ 22.5(3.6).1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской… …   Большая советская энциклопедия

  • Янкович де Мириево —         [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска Каменица, 22.5(3.6).1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского (См. Коменский), член Российской… …   Большая советская энциклопедия

  • Классно-урочная система обучения —         организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), классы, а ведущей формой обучения является Урок …   Большая советская энциклопедия

  • образование — Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения; появились… …   Москва (энциклопедия)

  • КИНО — для детей и юношества, область киноискусства. Термины «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. с термином «детская литература», гл. обр. для удобства в …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Ясли-сад —         детские, в СССР дошкольное воспитательное учреждение для детей от 2 мес до 7 лет. Созданы в 1959. Преемственно объединяют в одном учреждении общественное воспитание детей ясельного (раннего) возраста (от 2 мес до 3 лет) и дошкольного (от… …   Большая советская энциклопедия

  • Обучение взрослых — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание …   Википедия

  • Яковлев, Иван Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Яковлев, Иван. Иван Яковлевич Яковлев …   Википедия

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край

Методическое объединение учителей начальных классов

Доклад

по теме:

«Педагогическое руководство и его стили»

Выполнил

Козка О.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Проверил

Каленчук И.В.

руководитель ШМО

начальных классов

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

безусловно, педагог.

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

компонентов:

 Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

 Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

 Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

привлекательность.

 Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

у него знаний.

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

предъявления требований.

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,

мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

важных принципах:

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

 Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

принижается.

 Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

 Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оскорбление руководства при сотрудниках
  • Как обтянуть кухонный диван своими руками пошаговая инструкция
  • Бускопан инструкция по применению цена отзывы аналоги цена аналоги дешевые
  • Магне в6 таблетки инструкция по применению цена для детей
  • На работе заставляет руководство выполнять не свою работу