Педагогические задачи классное руководство

Задачи
классного руководителя

Задачи классного
руководителя строятся вокруг внеурочной и воспитательной работы в вверенном ему
классе. Педагог:

ü координирует
и проводит ряд внеурочных мероприятий;

ü организует
общественно полезную и творческую деятельность учащихся;

ü помогает
в приобретении детьми навыков саморазвития и будущей самореализации;
способствует формированию благоприятного микроклимата в ученическом коллективе;

ü формирует
психолого-педагогические условия, которые позволяют детям успешно проявлять
свои способности и реализовывать задатки.

Цели
и задачи классного руководителя

Классное
руководство охватывает множество сфер жизни класса. Работа классного
руководителя не заканчивается на проведении родительских собраний, учете
отсутствия и присутствия детей, проведении анкетирования учащихся и их
родителей.

Цели классного
руководства в рамках образовательного учреждения:

ü развитие
личностных качеств учеников; формирование общей культуры и гармоничных
взаимоотношений в классном коллективе;

ü способствование
воспитанию духовности и активной гражданской позиции; социализация учеников и
их последующая адаптация на рынке труда;

ü развитие
самостоятельности, духовности, уважения к себе и другим, принятие прав и свобод
человека;

ü приобщение
к любви к семье, Родине и природе;

ü формирование
здорового образа жизни.

Ключевая задача
педагога, ведущего класс, – стимулировать всестороннее развитие детей,
создавать условия для формирования и становления личностей воспитанников.

Педагог,
ответственный за класс, выполняет ряд важных функций:

Направление работы

Описание

Формирование условий для личностного роста детей

1. Изучает эмоциональный фон, состояние здоровья, особенности
развития ребенка.
2. Координирует процесс обучения и воспитания для учащихся с особыми
потребностями в обучении.
3. Изучает интересы, способности и таланты ученика, выбирая способы их
развития.
4. Способствует формированию гуманной межличностной среды в ученическом
коллективе.
5. Привлекает детей к самовоспитанию и самоанализу, помогает им понять себя
посредством психологических тренингов и бесед. 

Сплочение коллектива класса

1. Организует тематические вечера, уборки, субботники,
внеурочные мероприятия для накопления у детей положительного опыта
коммуникации.
2. Вместе с учениками класса принимает участие в мероприятиях общешкольного
уровня, способствует сопереживанию, приучает детей к взаимопомощи и
взаимодействию.
3. Помогает сформировать навыки самозащиты, научить учащихся отстаивать
собственные интересы, защищаться от нападок и грубости.

Помощь в учебе

• Уделяет время ученикам, которые испытывают сложности в
выполнении домашних заданий и проблем с уроками;
• Консультирует родителей учащихся, испытывающих сложности в процессе учебы;
• Способствует ученической взаимопомощи в учебе;
• Организует малые педагогические советы (педконсилиумы) по вопросам
подростковой психологии и учебным проблемам;
• Стимулирует познавательные интересы учеников во время экскурсий, классных
часов, кружковой работы. 

Взаимодействует с родителями, привлекая их к участию в жизни
класса и школы

Осуществляет взаимодействие с родителями, опекунами и законными
представителями учащихся посредством индивидуальных бесед, посещений семей,
классных часов, консультаций

Организует режим жизнедеятельности и питания учеников

Организует дежурства класса по школе, коллективные виды
деятельности

Ведет соответствующую документацию

Заполняет отчеты, ведет классный журнал, проверяет ведение
дневников учащимися, составляет план воспитательной работы с постановкой
целей и задач, оценивает и анализирует достигнутые результаты, готовит
психолого-педагогические карты личностей учеников

Следит за безопасностью здоровья и жизни учеников в вверенном
ему классе

О происшествиях, которые имеют потенциальную или реальную
опасность для учеников, классрук немедленно сообщает администрации школы

Ключевые цели и
задачи классного руководителя прописаны в его должностной инструкции, с которой
специалист знакомится под роспись. Воспитательные задачи классного руководителя
Воспитательная деятельность является ключевым направлением работы классного
руководителя. Деятельность педагога должна иметь системный характер и быть
тщательно спланированной. План воспитательной работы педагога, ведущего класс,
строится на основе локальных нормативных актов, результатов психодиагностики,
общественных и педагогических тенденций, методических наработок, анализа
воспитательной работы за предыдущий период. Воспитательные задачи классного
руководителя неотъемлемо связаны с глубиной его познаний в подростковой
психологии, новейших психолого-педагогических тенденций, степени владения
современными воспитательными технологиями. Они должны совпадать с вектором,
заданным образовательным учреждением в контексте формирования личности ученика
и его ценностных отношений к воспитательной системе школы. Воспитательная
функция классного руководителя вписывается в общую канву выполняемых их задач,
а потому следует отразить три уровня функций педагога, ведущего класс. Целевой
функционал. Классный руководитель помогает учащимся подготовиться к
самостоятельной жизни, выполняет социально-гуманитарный и педагогические
функции. Педагог не только воспитывает, но и обеспечивает социальную защиту
детства. Он оберегает воспитанников от негативного воздействия окружающей их
социальной среды. В его обязанности входит интеграция работы педагогического
коллектива для осуществления этих задач, для чего педагог взаимодействует с
медицинским работников образовательного учреждения, учителями-предметниками,
психологом, общественными организациями. Социально-психологическая работа.
Педагог работает над сплочением коллектива, самоорганизацией детей. Он
организует помощь родителей и детей в ремонте помещений образовательного
учреждения, коллективные уборки, субботники. Управленческие и организационные
задачи. Классный руководитель оценивает, насколько воспитаны ученики, каковы их
индивидуальные особенности и качества, а после планирует воспитательный
процесс. Целеполагание в этом контексте невозможно без взаимодействия с
учащимися, поскольку только так педагог определяет цели воспитательной работы.
Воспитательная деятельность классного руководителя реализуется через
спортивную, трудовую, учебную и художественную занятость учащихся. Реализуется
подобное взаимодействие в шести различных формах: Чаще всего педработник,
ведущий класс, проводит тематические классные часы в форме беседы, дискуссии,
круглого стола, конференции, встречи с интересными людьми, аукциона или лекции.
Используются не только дискуссионные, но и формы состязательного характера для
проведения классных часов. В этом контексте классный руководитель выбирает
форму парада, смотра, викторины, конкурса, путешествия, турнира, презентации
или олимпиады. Творческие формы работы с учащимися – это выставки, спектакли,
ярмарки, концерты, представления, устные журналы, фестивали. Классный
руководитель работает с детьми и в форме интеллектуальной, сюжетной или ролевой
игры, использует форму игры-катастрофы. Подвижные игры, веселые старты,
олимпиады и малые олимпиады, экскурсии на природу, дни здоровья, пикники на
свежем воздухе позволяют педагогу реализовывать план воспитательной работы. Для
психологического просвещения учителя используют исследования, консультации и
тренинги. Опытный классный руководитель не упускает из вида детей, оставшихся
без законных представителей или родителей. Взаимодействие с социальным
педагогом позволяет ему выявлять и вести учет учащихся из социально
незащищенных семей. Педагог ведет систематическую работу с учениками и их
семьями, пребывающими в социально опасном положении. К воспитательным задачам
педагога относится также межличностный аспект. Классный руководитель регулирует
конфликты между одноклассниками, помогает установить гармоничные
взаимоотношения между учащимися и педработниками. Поскольку анализ
психологического климата класса, взаимоотношений и уровня воспитанности детей
стимулирует воспитательную деятельность классного руководителя, объемы и задачи
его работы могут варьироваться.

            Задачи работы классного руководителя.

Введение

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

 Воспитательная работа классного руководителя

Классный руководитель — учитель, организующий учебно — воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения — основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги — наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Типы классного руководства

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

— учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

— классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

— классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

— в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

 Цель деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

— организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

 Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель выполняет несколько функций:

— аналитико-прогнастическую;

— организационно-координирующую;

— коммуникативную;

— контрольную.

Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

— изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

— изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов — с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

— анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

— анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе — в конце каждой четверти, в старшей — через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность — личную и учителей класса — надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

Организационно-координирующая функция предполагает:

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

— организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

— работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов — с воспитателями группы продленного дня;

— организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

— организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

— индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативная функция заключается:

— в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

— в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

— в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

— в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

— в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольные функции предполагают:

— контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

— контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Заключение

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в воспитании отводят классному руководителю.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.

Используемая литература

1 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.

2 Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

3 Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. — М.: Просвещение, 1983.

4 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.

Положение о классном руководителе

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», инструктивно – методическими документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя и регламентирует работу классного руководителя, в соответствии с ФГОС ООО, на основании приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

1.2. Классный руководитель – педагог – профессионал, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения ребёнка и развития личности обучающихся.

1.3. Классный руководитель назначается (с согласия педагогического работника) и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства.

1.4. Классный руководитель подчиняется директору общеобразовательного учреждения. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.5. Классный руководитель в своей работе руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и Орловской области, решениями органов местного самоуправления, нормами Устава школы и настоящим положением.

1.6. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, учителями, работающими в классе, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) детей, классным и общешкольным родительским комитетами, педагогом – организатором, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, специалистами из других сфер (науки, культуры, искусства, здравоохранения, спорта, правоохранительных органов и пр).

2. Основные задачи и функции классного руководителя.

2.1. Основной задачей классного руководителя является создание благоприятных условий пребывания ребёнка в образовательном учреждении, формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование системы ценностных ориентации обучающихся как основы их воспитанности;

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

  • формирование здорового образа жизни;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

2.2. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Деятельность строится на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо знать:

— общую и социальную педагогику и психологию детей и подростков;

— теоретические основы воспитания, владение современными технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; проектной деятельности, техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);

— индивидуальные и возрастных особенности детей и подростков,

— законодательные акты, постановления и решения Правительства РФ и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся.

2.3. Функциями классного руководителя являются:

а) аналитико – прогностические:

-изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

-определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

-анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка;

б) организационно – педагогические:

-организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

-стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в сстеме дополнительного образования детей;

-взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно – вспомогательным персоналом ОУ;

-обеспечение связи ОУ с семьёй;

-поведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

в) коммуникативные:

-регулирование межличностных отношений между обучающимися;

-установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;

-содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

-оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;

г) контрольные:

-контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

-контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

— контроль за внеурочной воспитательной деятельностью.

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ДЕТЬМИ.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимия:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования, трудовой десант и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации образовательного процесса, специфику школы, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель как административное лицо имеет

право:

  • контролировать посещаемость занятий учащимися его класса;

  • получать, изучать, систематизировать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

  • контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

  • координировать работу учителей-предметников своего класса, организуя консультации, педконсилиумы;

  • выносить на рассмотрение администрации, методсовета, объединения классных руководителей, педагогического совета школы согласованные с классом мнения и предложения;

  • приглашать родителей (лиц их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи с целью решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;

  • работать по авторским программам;

  • апеллировать к педагогическому совету школы в случае несогласия с оценками администрации, методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня нравственного воспитания учащихся.

Классный руководитель как административное лицо обязан:

1. Организовывать деятельность классного коллектива:

  • ведение журнала;

  • распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация коллективного творческого дела, помощь в организации дежурства и работе на закрепленной за классом территории;

  • организация дежурства по классу и школе;

  • участие в общешкольных мероприятиях;

  • организация и проведение общешкольных дел по графику;

  • соблюдение санитарного состояния закрепленного кабинета;

  • забота о внешнем виде воспитанников;

  • организация питания.

2. Организовывать учебную работу классного коллектива и отдельных учащихся:

  • осуществлять строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин;

  • забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу;

  • создание обстановки, благоприятствующей учебе;

  • координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, помощи в учебе, проведение мини педсоветов учителей, работающих в классе и т.д.);

  • работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника;

  • создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещение выставок, дальних поездок, походов и т.п.);

  • развитие умения научно организовывать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа и т.д.);

  • забота о круге чтения (рекомендации учителей предметников), знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг

  • собрание, беседа, откровенный огонек и т.д.);

  • вовлечение в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры, искусств.

4. Изучать личность школьников, корректировать их воспитание:

  • изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнений учителей, работающих в классе, и родителей;

  • фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

  • оказывать воспитанникам помощь в решении острых жизненных проблем;

  • содействовать социальной и правовой защите интересов и прав воспитанников;

  • организация нравственного воспитания;

  • воспитание политической культуры;

  • формирование эстетической культуры;

  • воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков;

  • привитие санитарно-гигиенических навыков.

5. Работа с родителями.

  • проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть;

  • изучение условий воспитания в семье;

  • индивидуальная работа с родителями;

  • привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива;

  • влияние на общение ребят с родителями.

Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

  • использовать оценку для наказания или расправы над учеником;

  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;

  • использовать семью для наказания ребенка;

  • обсуждать за глаза своих коллег, представляя их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего коллектива.

Классный руководитель должен знать:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • «Конвенцию о правах ребенка»;

  • педагогику, детскую возрастную, социальную психологию; школьную гигиену;

  • педагогическую этику;

  • теорию и методику воспитательной работы;

  • основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

  • общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

  • видеть и формулировать свои воспитательные цели;

  • составить план воспитательной работы в своем классе;

  • организовать воспитательное мероприятие, беседу, диспут, экскурсию,

поход, классный вечер, классный час и т.д.;

  • организовать и провести родительское собрание;

  • пользоваться психо-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и

корректно использовать их в своей работе.

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

  • классный журнал,

  • план воспитательной работы с классным коллективом,

  • личные дела учащихся,

  • протоколы родительских собраний,

  • дневники учащихся,

  • дневники педагогических наблюдений за учащимися, состоящими на

внутришкольном контроле,

  • папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных и социально-психологических исследований,

  • тетрадь классного руководителя.

  • отчетность по питанию;

  • классный журнал по технике безопасности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Результативность работы классного руководителя может быть оценена с помощью разных критериев. К ним относятся:

  • упорядоченность жизнедеятельности класса;

  • наличие и уровень зрелости классного коллектива;

  • общий психологический климат в классе;

  • социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;

  • реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;

  • повышение интеллектуального уровня развития учащихся, их нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.

  • активная позиция классного руководителя;

  • взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса;

  • вовлечение родителей в дела класса.

9

Материал опубликовала

Седых Ольга Викторовна644

Работаю в МБОУ «СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области». Стаж педагогической работы — 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.

Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск

0

В помощь классному руководителю: цель и задачи работы с классом

ЦЕЛЬ РАБОТЫ С КЛАССОМ

— Личностный рост обучающихся; становление и развитие качеств личности, направленное на формирование активной жизненной позиции.

 Задачи работы с классом

1. Создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива, как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ученика через раскрытие и развитие личностных и творческих сил.

2. Создание необходимых условий для систематизации деятельности классного руководителя, активизации органов самоуправления, родителей, общественных организаций и государственных учреждений в создании единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;

3. Создание условий для усвоения обучающимися знаний о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека; развитие ценностных отношений к собственному внутреннему миру; приобретение опыта самореализации.

4. Создание условий для усвоения школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отечества; развития ценностных отношений к своему Отечеству; приобретение опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству.

5. Создание условий для усвоения обучающимися знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми; развитие ценностных отношений к другим людям, приобретение опыта заботы о других людях.

6. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; повышение их интеллектуальной комфортности, самоуважения и самооценки.

7. Создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Опубликовано в группе «Классные руководители»

Размер файла: 22.37 Кбайт

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пограничного контроля фсб
  • Антирадар neoline x cop 3700 инструкция по применению
  • Эко декальк делонги инструкция по применению
  • Сервис мануалы музыкальных центров скачать
  • Бадяга гель инструкция по применению детям