Педагогические условия руководства игрой

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития игровой деятельности с детьмиФГОС обозначены основные составляющие организации игры. Это совокупность:
• условий организации;
• условий мотивации ребят;
• условий реализации, в том числе и учёт времени для осуществления замысла игры.
Рассмотрим каждый из компонентов отдельно.
Условия организации игры
1. Добровольное участие ребят в игре. Педагог не навязывает, а вовлекает в игру, подбирая подходящие по теме и виду игры приёмы. Например, чтобы вовлечь малышей 4–5 лет в дидактическую игру «Третий лишний» на тему овощей, фруктов, ягод, педагог представляет ребятам гостя занятия — Незнайку, у которого болит живот, так как он, не зная, что есть что, сварил суп не только из овощей, но и из ягод, фруктов. Дети, желая показать свою просвещённость и стремясь помочь персонажу, активнее включаются в игру.
2. Чёткое понимание сути и правил игры, роли каждого участника.
3. Игра должна иметь смысл, способствовать обогащению социального опыта малышей. Игровая активность подразумевает решение большого спектра задач, поэтому, к примеру, в старшей группе на прогулке ребята не могут драться вениками — это бессмысленно. А вот прямое назначение этого атрибута трудовой деятельности: уборка участков территории по командам на приз «Наша чистюля» — реализует целый набор образовательных задач.
4. Достаточно оснащённая предметно-развивающая среда. В игровой зоне должны быть разнообразные игрушки, которые помогут малышам осуществить игровой замысел. Разрабатывая проект игрового уголка, педагогу нужно позаботиться о том, чтобы там были атрибуты в равной степени удовлетворяющие интересы и мальчиков, и девочек (куклы, машинки). Кроме того, игровая среда должна меняться, «расти» вместе с детьми: например, пирамидки в младшей группе сменяются деревянными конструкторами из геометрических фигур в средней. Многие методисты советуют разграничивать атрибуты под игры разного вида внутри игровой зоны: забавы для интеллекта, инвентарь для подвижных, театрализованных игр. Однако в условиях ограниченного пространства группы сделать это не так просто, поэтому воспитатели выходят из положения, располагая реквизит в тематических уголках: спортивном, театральном и собственно игровом.
Условия мотивации
1. Не навязывать малышу своё видение пути решения игровой задачи. Так, например, если малыш складывает пазл, начиная с основной фигуры сюжета, не стоит настаивать на том, что удобнее сначала выложить детали рамки картинки.
2. Хвалить малышей за участие в игре.
3. Начиная со средней группы, все изменения правил по ходу игры согласовывать с детьми хотя бы на уровне согласия или несогласия сделать дополнительное задание или проработать тот или иной поворот сюжета. Это условие касается в основном игр подвижного характера и театрализованных забав.
Условия реализации
1. Творческий подход педагога. Взрослый должен обязательно прорабатывать материал исходя из запросов малышей. Например, используя на занятии игрушку в качестве мотивирующего приёма, лучше взять знакомого всем современным ребятам Лунтика, а Чебурашку оставить до следующего раза, предварительно показав малышам прекрасный советский мультфильм. Так у детей будет представление о персонаже, а педагогу не потребуется объяснять некоторым детям, что это за герой.
2. Оправданный целями и задачами конкретного отрезка образовательного процесса выбор игр. Так, если в 3–4 года дети знакомятся с несколькими названиями овощей, фруктов, ягод, то на этапе введения нового материала не стоит давать ребятам дидактическое домино «Дары природы», в котором детям необходимо собрать в единую цепочку карточки с изображением стадии роста растения, плодом, способами его переработки. А вот на этапе закрепления материала эта игра будет очень уместна.
3. Ориентация на индивидуальные особенности детей. Прежде всего, это касается организации игровой деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии, но на этом мы остановимся чуть позже. А также уровень общего развития, темперамента ребят. Так, в средней группе при организации игр на развитие самостоятельности с ребятами, часто выясняющими отношения кулаками, педагогу не стоит полностью уходить в позицию наблюдателя. Лучше принять роль игрока, пронаблюдать за поведением драчунов, перераспределить игровые роли в случае необходимости.
4. Учёт хронометража игры. Несоблюдение этого условия часто подводит молодых педагогов, не умеющих ещё правильно распределять время между этапами игровой деятельности. Важно выделить время на объяснение игры, не скомкать сам процесс и обязательно подвести итоги. Опытные воспитатели рекомендуют закладывать на каждую игру +1,5 минуты.

06.08.2020

Статья «Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью дошкольников»

Искиндирова Елена Юрьевна

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Оценить




2651

Содержимое разработки

Статья «Педагогические условия эффективного руководства

игровой деятельностью дошкольников»

Искиндирова Елена Юрьевна,

воспитатель МОУ «Детский сад № 336

Дзержинского района Волгограда»

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Пиаже рассматривает суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. По Пиаже игра – это есть образ мышления ребёнка, форма его существования.

Иной подход к игре у Фрейда. Для него игра – символическая деятельность с конкретным предметом, а сон – символика в чистом виде. Он предполагал, что игра выражает связь ребёнка с жизнью, взрослыми и со всем окружающим так же, в виде символов, как и сны взрослого человека. Фрейд уверен, что игра имеет две тенденции: одна стремление быть взрослым, вторая – тенденция к повторению, причем повторению до тех пор, пока не исчезнет напряжение связанное с игрой на данную тему. То есть по Фрейду игра выступает в качестве психотерапевтического инструмента, снимающего травмирующее напряжение. Это справедливо для психически травмированных детей как средство диагностики и лечения. Однако играть любят не только обиженные, травмированные дети. И для детской игровой активности не обязательно обижать и травмировать детей, поскольку игра – здоровая детская деятельность.

Самая успешная дошкольная программа разработана Марией Монтессори, построенная на естественных склонностях детей в сочетании с управлением, конкретными материалами и личным опытом.

Если оглянутся назад, в прошлое, то можно отметить, что к играм был подход как к свободной деятельности ребёнка, инициатором которой он был сам. Роль педагога сводилась к созданию условия для игры и обеспечение ее игровым материалом. В последние десятилетия игра стала рассматриваться как форма организации детской жизни.

Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного возраста в силу их психофизиологических особенностей.

Изменилась и роль педагога. От пассивно — наблюдательной функции она перешла к тактическому руководству развитием игр и формированием в их процессе нравственных качеств и интеллектуальных навыков детей. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а так же авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Слово воспитатель означает “выявляющий всё лучшее в воспитаннике”. А для того чтобы выявить и развить всё лучшее в воспитаннике, необходимо знать, как построить воспитательный процесс, чтобы ребёнок воспринял нужную информацию, принял ее к сведению. Руководство игрой не должно сводиться чисто к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью.

В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)

Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самостоятельность, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе – не спугнуть попытку ребенка где — то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).

Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).

Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).

Поддерживать детей в их начинаниях (главное – создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее.

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых – раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей.

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой.

«Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, это приемлемо в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно — ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радио и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы,

советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции».

Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему»Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Следующая группа игр – образовательно-воспитательная, проводимая по инициативе взрослого.

Наиболее часто используемые в практике – дидактические игры, главная задача которых – обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка».

Дидактические игры содержат в себе два начала – учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности – в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры – занятия и непосредственно дидактические.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть. «В процессе дидактической игры внимание ребёнка обращается на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознаётся (происходит латентное обучение)».

Дидактические игры применяются при обучении математике, развитие речи, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.

Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.

В дидактических играх решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, воспитания.

«Доказана необходимость прямого управления развитием способностями ребенка». Эту задачу с успехом решает дидактическая игра.

Методы и приемы в дидактических играх как прямые – показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».

По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр – возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».

Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод – показ, рассказ), либо в силу своих психо – эмоциональных особенностей – застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач. Это позволит им «пережить ситуацию успеха», повысит уверенность в своих возможностях, поднимет их авторитет в глазах сверстников. Здесь уместна похвала, поощрение за инициативу, предоставление им приоритета в выполнении какого – либо задания.

Иногда воспитателями умаляется роль дидактических игр в усвоении знаний. Это можно объяснить незнанием методики проведения их, и, как следствие этого – результат, не достигший поставленной цели.

Сюжетно – дидактические игры содержат как игровой элемент, отражающий трудовую деятельность взрослых, так и математические действия взрослых (желательно усвоенные на занятиях по математике), подчиненные строгим правилам.

Необходимое условие для успешности проведения сюжетно –дидактической игры – непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего в игре игровую роль, так как в ходе игры необходим контроль за правильным выполнением счетно – измерительных действий во избежание закрепления ошибок. Так — же воспитатель может руководить игрой, используя такие методы как «помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество»

Сюжетно – дидактическая игра отличается от сюжетно – ролевой тем, что в ней присутствует счет и измерение. Дети не всегда пользуются счетом и измерением в своих играх. Поэтому воспитатель должен объяснить целесообразность применения математических знаний в быту. Эта задача решается таким методом, как создание такой игровой ситуации, где возникла бы необходимость в точном измерении и счете, что привело бы к осознанию практической необходимости в математических действиях.

После овладения детьми навыка применения математических действий в сюжетно – дидактической игре, игра, как правило, перерастает в сюжетно – ролевую, где роль воспитателя сводится к косвенному руководству по урегулированию морально – этических норм и правил.

Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.

В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям — к постижению нового.

Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

Список используемой литературы.

Анищенко О.А. Развиваем в игре. — Мн., Асар.2000.

Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение, 2002

Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/415947-statja-pedagogicheskie-uslovija-jeffektivnogo

Также вас может заинтересовать

  • Мы говорим «игра», подразумеваем «детство».
  • Значение успешной адаптации к ДОУ для психофизического развития
  • Доклад на педсовете «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Играя, растим здорового ребенка

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Педагогические условия развития
игровой деятельности до
школьников.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка
принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Это эффективное средство
формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется
потребность влиять на окружающий мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра
— это огромное светлое окно, через которое льется живительный поток идей и представлений
об окружающем мире в духовный мир ребенка. Игра — это искра, которая разжигает пламя
страсти и любопытства. Научить детей играть — серьезная педагогическая задача. Необходимо
уметь вызвать интерес к сюжету, показать последовательность действий, которые должны
быть связаны с общим содержанием. Игра в доступной форме призвана показать жизненные
модели действий, которые, развлекая и радуя ребенка, ведут от простых манипуляций
к занимательным сюжетным играм.

В связи с этим во ФГОС дошкольного образования обобщены психолого-педагогические
условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессио­нальной
деятельности воспитателя детского сада:

       — поддержка
спонтанной игры детей, ее обогащение, недирективная помощь детям, поддержка детской
инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;

       — обеспечение игрового времени и пространства (в т.ч. обеспечение его
игровым оборудованием и полифункциональным игровым материалом в соответствии со
спецификой образовательной программы);

       — подбор разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; обеспечение периодической сменяемости игрового материала
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей;

       — осуществление образовательной деятельности в формах, специфических
для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры.

       Эти условия моделируются специально, т.к.
одной из проблем современных детей является то, что они не умеют играть (В.В. Абраменкова,
Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).

Поэтому Стандарт профессиональной деятельности педа­гога требует
от педагога наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью
организовать игровое педагогическое взаимодействие с детьми, включить игру в образовательный
процесс и сформировать на ее основе игровое образовательное пространство:

знать особенности становления и развития игровой деятельно сти в раннем и
дошкольном возрасте;

— владеть игровой развивающей деятельностью дошкольника;

       — активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы
и самостоятельности в игровой деятельности;

       — использовать различные виды игровой деятельности (ролевая, режиссерская,
с правилом), создавать возможности для развития свободной игры детей, в т.ч. обеспечивать
игровое время и пространство;

       — организовывать конструктивное взаимодействие детей в игровой деятельности,
создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов.

В ФГОС обозначены основные
составляющие организации игры. Это совокупность:

      условий
организации игры;

      условий
мотивации ребят;

      условий
реализации, в том числе и учёт времени для осуществления замысла игры.

Рассмотрим каждый из компонентов
отдельно.
      

Условия
организации игры:

1. Добровольное
участие детей в игре. Взрослый не навязывает, а вовлекает в игру, выбирая
подходящие приемы для темы и типа игры. Унижение достоинства ее участников, в
том числе проигравших, в игре недопустимо. Игры не должны быть чрезмерно
(откровенно) образовательными и чрезмерно дидактическими: их содержание не
должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много
информации (даты, имена, правила). Например, для того, чтобы вовлечь малышей
4-5 лет в дидактическую игру «Три лишних» на тему овощей, фруктов,
ягод, учитель знакомит детей с гостем урока — Невеждой, у которого болит живот,
так как он, не зная, что к чему, сварил суп не только из овощей, но и из ягод,
фруктов. Дети, желая показать свою просвещенность и стремясь помочь персонажу,
более активно вовлекаются в игру.

2. Дети должны
хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна
оказывать положительное влияние на развитие эмоционально-волевой,
интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью
организации игровых технологий социальный опыт игры передается детям (обучение
игровым навыкам).

4. Достаточное
количество времени для игр и наличие тех игрушек, которые помогают детям
реализовать свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

       Развивающая
предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям ФГОС ДО
(пункт 3.3.3) [3].

Важными свойствами
развивающейся предметно-пространственной среды подразумевается насыщенность
содержанием, трансформируемость, полифункциональность, вариативность,
доступность и безопасность.

В игровой зоне должны
быть различные игрушки, которые помогут детям осуществить план игры. При
реализации проекта игрового уголка педагогу необходимо удостовериться, что в
нем есть элементы, которые в равной степени удовлетворяют интересам как
мальчиков, так и девочек (куклы, машинки). Кроме того, игровая среда должна
изменяться, «расти» вместе с детьми: например, пирамидки в младшей
группе заменяются деревянными конструкторами геометрических фигур в средней.
Многие эксперты советуют классифицировать атрибуты для разных типов игр внутри
игровой зоны: развлечения для интеллекта, инвентарь для подвижных и
театрализованных игр. Однако в требованиях ограниченного группового пространства
сделать это не так-то просто, поэтому воспитатели выходят из положения,
размещая реквизит в тематических уголках: спортивных, театральных и собственно
игровых.

       Условия мотивации:

1. Не навязывайте ребенку
свое видение способа решения игровой задачи. Так, например, если малыш
складывает пазлы, начиная с главной фигуры сюжета, не стоит настаивать на том,
что сначала удобнее разложить детали рамки для картинки.

2. Похвалите детей за
участие в игре.

3. Начиная со средней
группы, все изменения правил во время игры
должны согласовываться с детьми хотя бы на
уровне согласия или несогласия выполнить дополнительное задание или проработать
тот или иной поворот сюжета. Это условие относится в основном к подвижным играм
и театральным развлечениям.

Условия реализации:

1.Творческий подход воспитателя.
Взрослый обязательно должен проработать материал, базируясь
на запросах малышей. Например,
применяя игрушку в качестве
мотивирующего средства на уроке, лучше взять
знакомого всем современным
детям Лунтика, а Чебурашку
оставить до следующего раза, заранее показав
малышам советский мультфильм. Так
у детей будет представление
о персонаже, и учителю не нужно будет объяснять некоторым
детям, что он за
герой.

2. Обоснованный целями
и задачами определённого сегмента образовательного
процесса выбор игр. Так,
если в возрасте 3-4 лет дети
знакомятся с несколькими названиями
овощей, фруктов, ягод, то
на этапе введения нового
материала не стоит давать
детям дидактическое домино «Дары
природы«, в котором
детям нужно собрать в
единую цепочку карточки с
изображением стадии роста
растения, плодов и
способов их обработки. Но на
этапе закрепления материала эта
игра будет очень уместна.

3. Сконцентрируйтесь на
индивидуальных особенностях детей.
В первую очередь, это касается организации
игровой деятельности с детьми
с отклонениями в развитии.
А также уровень общего
развития, темперамент ребят.
Так, в средней группе
при организации игр на
развитие самостоятельной активности с детьми,
которые часто выясняют отношения
кулаками, воспитателю не следует полностью переходить
в позицию наблюдателя. Лучше
принять
роль игрока,
понаблюдать за поведением скандалистов, при необходимости переназначить игровые
роли.

4. Учет времени
проведения игры. Нарушение этого условия часто подводит молодых педагогов,
которые еще не умеют грамотно распределять время между этапами игровой
деятельности. Необходимо выделить время на пояснение игры, не скомкать сам
процесс и обязательно подвести итоги. Опытные педагоги рекомендуют выкладывать
+1, 5 минуты на каждую игру.    Чтобы достичь типичной,
эмоционально насыщенной игры, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо всесторонне направлять формирование, а именно: целенаправленно улучшать тактический опыт ребенка, постепенно перемещая его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника творчески отображать реальность.

Игра динамична, где
управление направлено на ее постепенное становление
с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных уровнях. Очень важно опираться на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим [25].

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослых, а также различными формами детской активности.

Первая группа: где взрослый принимает косвенное участие в их организации и проведении. Активизация детей (при условии формирования определенного уровня игровых действий и навыков) носит
инициативный, творческий
характер — дети способны самостоятельно ставить игровую цель, развивать идею игры и находить правильные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для того, чтобы дети
проявляли инициативу,
что всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, включающие сюжетные и содержательные, особенно ценны своей развивающей функцией, которая имеет большое значение для общего психического развития каждого ребенка [12].

Вторая
группа:
развивающие игры, в которых педагог, объясняя
ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются определённые задачи воспитания и обучения; они ориентированы
на усвоение конкретного программного материала и правил, которым должны следовать игроки. Развивающие игры
также важны для морального и эстетического
воспитания детей дошкольного возраста.

Организация детей в обучающих играх носит сугубо репродуктивный характер: дети решают игровые задачи с помощью данной программы действий, лишь воспроизводят способы их соблюдения. Базируясь на
знаниях и навыках
детей, они могут начинать самостоятельные игры, в которых больше элементов творчества [15].

В игре с детьми у взрослого могут быть две основополагающие стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основе заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных сюжетно-игровых материалов, а также может объединиться к уже играющим детям. Он участвует в игре наравне с детьми и может влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что и другие игроки. В сюжетной игре он может сочинить сюжет игры, сделать увлекательное предложение о ее сюжетном продолжении, ввести в игру нового персонажа, создать спорную ситуацию и т.д.

Требования к проведению игры
см. таблицу 1.2:

Таблица 1.2

Направления руководства игрой

Задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры

1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни
и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.

2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач

3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным
содержанием.

4.Своевременно формировать игровые действия с предметами — заместителями.

5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых
задач дети использовали  разнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности

8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке
разнообразных игровых задач.

9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные
способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре

10.Поощрять интерес к играм сверстников.

11.Приучать играть, не мешая друг другу.

Потому как игровые способы отражения окружающего
мира достаточно сформированы, дети легко справляются с выбором наиболее подходящих
сюжетно-ролевых приемов решения игровых задач для конкретной игровой ситуации.

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой
речью, на начальном этапе сюжетно—ролевой игры — ролевыми высказываниями (направления
«Развитие речи», «Социально—коммуникативное развитие», п. 2.6
Федерального государственного образовательного стандарта ДО). С накоплением жизненного
опыта, развитием звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся
более многообразными, что напрямую зависит от восприятия детьми окружающего мира.
Не рекомендуется намеренно обучать детей определенным игровым действиям. Важно,
чтобы дети сами сочиняли, какие ролевые действия включить в игру, только в этом
случае игра будет действительно творческой.

Планирование игр по видам деятельности в течение всего учебного процесса может
быть организовано следующим образом:

— непрерывная образовательная деятельность будет включать различные дидактические
игры в соответствии с содержанием воспитательной работы в соответствующих областях.

— образовательная деятельность в дневном режиме предполагает организацию досуга,
подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных
сюжетных игр с педагогом, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь
воспитатель участвует в роли игрового партнера, носителя игровой культуры, которую
он передает детям в процессе совместной деятельности.

-самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогического
сопровождения самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментов),
а также игр с правилами, подвижных, досуговых, народных игр, организуемых по инициативе
самих детей. Воспитатель одобряет проявления разнообразной игровой активности, инициативы,
самостоятельности; обеспечивает возможность свободно выбирать темы, партнеров, методы
и средства выполнения собственной деятельности. Это создает условия для образования
возрастных новообразований.

Одним из основных принципов дошкольного образования
(ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому
в третьем разделе Стандарта — «Требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной
ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, подчеркивается:                       

-создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности;                                                                      

-поддержка детской инициативы и самостоятельности
в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной
и т.д.);       -поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства.                                                                        Это
важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие
ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных
в Стандарте.                                                Таким образом, только
при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет
успешным и результативным.

На основании вышеизложенного можно
сделать вывод — игра, являясь по своей сути социокультурным феноменом, обладает
своей историей, передается от поколения к поколению. Издревне люди создавали и
придумывали игры для своих детей.

Игры
способствуют развитию детей, если в них учтены потребности, интересы и
возможности ребёнка. Овладевая содержанием игры, которое дети получают в
готовой форме, они овладевают им как элементом культуры. Дошкольный возраст —
важнейший период в жизни ребёнка. В это время малыш получает необходимую ему
информацию в основной деятельности — в игре. Игра помогает познакомить с
многообразным миром предметов, с их свойствами и качествами. 

Научить
детей играть — серьезная педагогическая задача. Необходимо уметь вызвать
интерес к сюжету, показать последовательность действий, которые должны быть
связаны с общим содержанием.

Это важнейшая
часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка,
что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте.   Только
при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет
успешным и результативным.

Таким
образом, игра является одним из самых эффективных педагогических средств.
Решение различных образовательных задач обеспечивается путем умелого
использования таких факторов, как потребность ребенка в игре и желание играть.
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми,
необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними,
не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Нет ничего лучше, чем
наблюдать за ребенком во время игры, видеть его улыбку, счастливые глаза,
неподдельные эмоции. Для каждого возрастного этапа существуют разные по
содержанию игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и
способностями ребёнка.

Помощь
педагогов и родителей окажет положительное влияние на формирование у
дошкольников необходимых знаний и будет пробуждать в детях устойчивый интерес к
игровой деятельности.

Педагогические условия развития
сюжетно-ролевой игры у детей
дошкольного возраста

Автор: Жвакина Ирина Алексеевна

Организация: МАДОУ детский сад №4 «Полянка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [4]

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Данные педагогических исследований (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.Б.Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом исследователи указывают на то, что выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого. Кроме того, авторы исследований отмечают, что умело направлять игру детей могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой руководства игровой деятельностью.

Вместе с тем, исследователи (Р.А. Иванкова, Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

Исследование психологов под руководством Смирновой Л.О. показали низкий уровень игры. Учёные пришли к выводу, что тот уровень игры, который был нормой сегодня, встречается крайне редко.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести игровой опыт таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Актуальность проблемы определяется еще и тем, что в настоящее время с появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, управлять которым взрослым непросто. С одной стороны, это имеет огромное позитивное значение, так как использование новых источников информации позволяет интенсивно расширять кругозор у детей. Но, с другой стороны, дети приучаются пассивно воспринимать информацию, творчески ее не перерабатывая. Поскольку игра, по мнению ученых, является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит их осмысление, присвоение.

Кроме позитивных сторон действительности, в средствах массовой информации дети видят и негативные, например, агрессию, асоциальное поведение людей, пр. В игре взрослый имеет возможность осуществлять коррекцию поведения дошкольников, доступно и понятно объяснять им, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому игра при грамотных педагогических условиях со стороны педагога может превратиться в мощное средство развития современного ребенка.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, и поэтому в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты; сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в них бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция; он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. [33]

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, (автобус, поезд, самолёт, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зоопарк, завод, фабрика, строительство, шахта, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие патриотические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле — и радиопередач: в «моряков», в «лётчиков», в Зайца, Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырёх «танкистов» и собаку (по содержанию кино) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражание действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссёрские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее подумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры:

1. Центральным содержанием игры является действие с предметами, направленное на соучастника игры. Это действие кормление детей. Ребёнок не соблюдает порядок действий и использует любые предметы для кормления. Роли не называются, даже если воспитатель назовёт ребёнка ролью, ребёнок всё равно не встаёт в эту ролевую позицию. Действия однообразны и состоят из ряд повторяющихся ситуаций.

2. Основным содержанием игры является действие с предметами, но действия уже выстраиваются в логическую цепочку, которая отражает реальные действия взрослого. Роли называются детьми, и выполнение роли сводится к реализации цепочки предметных действий. Количество действий расширяется, и логика действий соответствует жизненной последовательности.

3. Основным содержанием игры становится выполнение роли и связанных с ней действий. Роли ясно отчерчены и выделены. Дети распределяют роли до начала игры. Роль определяет всё поведение ребёнка. Логика и характер действий определяется ролью. Действия разнообразные. Появляется специфическая ролевая речь. Нарушение логики действий опротестовывается участниками игры «так не бывает».

4. Основным содержанием игры становится передача взаимоотношений людей, роли которых они выполняют. На протяжении всей игры ребёнок выполняет ролевое поведение. Ролевые функции детей взаимосвязаны, речь носит явно ролевой характер. Действия воссоздают реальную логику жизни разнообразно и чётко контролируются.

Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах представлены в таблице 1.

Особенности структурных компонентов игры по возрастным группам.

Таблица 1.

КОМПОНЕНТЫ ИГРЫ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

СЮЖЕТ

Бытовые сюжеты игр: семья, детский сад (процесс кормления).

Производственные сюжеты: парикмахерская, магазин, стройка, водители.

Производственные сюжеты + общественно-социальные: олимпиада, война, школа, детский сад (процесс воспитания) очень часто по мотивам мультиков.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

Многократное повторение одних и тех же действий; действия максимально развёрнутые, результаты действий они не используют.

Действия разнообразные, но всё также максимально развёрнутые.

Действия разнообразные, но максимально свёрнуты. Основное: отношение между людьми.

РОЛЬ

Роль подсказывается, действие с предметом, конфликты из-за обладанием предмета, большая текучесть ролей.

Роль определяется до начала игры, главные конфликты из-за ролей (кто кем будет), роль более устойчивая.

Роли распределяются до начала игры, конфликты из-за выполнение правил (так или не так), роль устойчива.

РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Играют по 2-3 человека, время игры 4-5 минут, главное — реальные отношения.

Играют по 5 человек, время от 15 до 50 минут, главное – ролевые отношения.

Количество играющих определяется сюжетом. Время: 1 сюжет может играться месяцами и главное – ролевые отношения.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Цепочка предметных действий развёрнутых и однообразных.

Цепочка разнообразных действий соответствующая жизненной логике. Действия постепенно сворачиваются.

Действия разнообразные, свёрнутые, определены только ролью и правилом: «бывает», «не бывает».

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ

Использование предметов-заместителей и подготовка условий до начала игры.

Итак, особенности сюжетно-ролевой игры определяются возрастом детей.

Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей [2, 24 и др.].

Условия, способствующие развитию игры. Прежде всего, это – открытость образовательной программы. В настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписанных программой. Их деятельность переструктурирована и запрограммирована, каждый шаг и каждый час расписан и предписан. Ни взрослые, ни дети не имеют возможности выбрать занятия и материалы для собственной активности. В такой ситуации нет и не может быть места для свободной игры. Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1–2 ч) и возможность свободного и содержательного общения детей. Это – необходимое (но, конечно, не достаточное) условие для появления детской игровой инициативы.

Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно — пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание игровых замыслов. Между тем в детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным в течение многих месяцев.

Уровень игры детей зависит от организации предметной среды. Там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей и подручных материалов, уровень игры существенно выше [29].

Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность. Данное понятие трудно определить, хотя оно является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога. Рассмотрим, что включает в себя способность взрослого приобщать детей к игре:

а) Прежде всего, это – креативность (творчество) и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. Поэтому старшие дети – лучшие учителя игры, так как им не нужно претворяться, они искренне верят в то, во что играют.

б) Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, — тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при развитии игры – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы. Однако практика показывает, что именно эти две тактики наиболее часто встречаются в детских садах. И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей профессиональной подготовки дошкольного педагога, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру [23]. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA – International Play Association).

В этих комментариях содержится призыв противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих право ребенка на игру. Среди этих мер можно назвать следующие:

− обеспечение специального места, времени и оборудования для игры с участием квалифицированных специалистов;

− создание для педагогов, родителей и других желающих взрослых программ поддержки игры, позволяющих детям свободно и творчески играть и получать удовольствие от игры;

− создание возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей;

− сохранение и распространение традиционных фольклорных игр;

− обеспечение всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек и игровых материалов.

Сделаем вывод, что данные меры особенно актуальны в нашей стране. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста будет активно развиваться, если педагоги детского сада будут следовать тем условиям, что мы перечислили выше.

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.

Стоит отметить, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи.

Наиболее популярными у детей по — прежнему, остаются традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входит такой вариант игры, как «Дочки — матери». У мальчиков чаще проигрываются сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Супер — герои».

В играх дети используют как реальные игрушки, так и их заместители. Дети нередко используют в своих играх сюжеты из телевизионных фильмов и воспроизводят роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, Бетмен, София прекрасная др.).

И так, для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста:

1. Обогащение жизненного опыта детей:

  • просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой;
  • знакомство с животным миром;
  • наблюдение за действиями взрослых;
  • посильная помощь взрослого (беседы, рассматривание картин, изо, занятия, экскурсии, рассказы детей об увиденном, использование материалов печати и телевидения).

2. Создание предметно-пространственной среды:

  • гибкость игрового пространства;
  • полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей;
  • доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы;
  • наличие разнообразных игрушек (на трудовые темы, отображающие общественные события и явления);
  • уголки ряженья;
  • изготовление материала самими детьми.

3. Обучающие игры:

  • разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними;
  • показ инсценировки;
  • показ действий с рисованными или воображаемыми предметами (имитированные упражнения на выразительность мимики, игры-загадки, театрализованные игры).

4. Правильное определение времени для игр в режиме дня:

  • специально отведённое в режиме дня время;
  • в самостоятельной деятельности;
  • в образовательной деятельности (организация игровой деятельности).

5. Игровая компетентность педагога:

  • творчество и развитое воображение: умение придумывать сюжет;
  • личные качества: открытость, артистичность, гибкость, серьёзное отношение к игровой ситуации;
  • тактичность, чуткость;
  • руководство игры (прямое, косвенное);
  • знание фольклорных, народных современных игр.

Возникновения и развития игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Необходимо создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников. Педагог должен интересоваться играми, стремиться поддержать и развивать игровые интересы детей.

Список литературы.

1.Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1983. — №12.

2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов – М., 1978 – 127 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:2012.

4. Воспитание детей в игре. / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. — М.: Просвещение, 1983. – 192 с.

5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004.

7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996, № 6.

8. Гаспарова Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1987, №.7.

9. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; — М.: Институт развития дошкольного образования РАОЮ 2005. – 28 с.

10. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

11.Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960 – 87с.

12. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. – М., 1963 – 305 с.

13. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. – М., 1975 — 142

14. Жуковская Р. И. Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М., 1965.

15. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка //Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 1966.

16. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею воспитательных целях. // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Сб. научных трудов. – М., 1978 – 321 с.

17. Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993.

18. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. — №5.

19. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 — № 4 – 53 —56.

20. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др., / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М., 1989 – 286 с.

21. Комарова Н. Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород, 1991.

22. Комарова Н. Ф Диагностика игры детей. Нижний Новгород, 1992.

23. Концепция дошкольного воспитания. – 1989 — 13 с.

24. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. — № 3 – 25 – 27.

25. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982 -145 с.

26. Менджерицкая Д. В.. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1979 – 127с.

27. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. – М., 1997 -127 с.

28. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. А. Михайленко – М., 1986 – 145 с.

29. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощёкова Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 251с.

30. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца – М., 1976 – 327 с.

31. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ФГОС утверждён приказом № 1155 от 17.10.2013.

32. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф от 29.12.2012 (вступил в силу с 01.09.2013).

33. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999 -300с.

Опубликовано: 28.11.2021

Воспитание,
развитие и обучение детей наиболее
успешно осуществляется в игровой
деятельности, т. к. игра – наиболее
доступный, свойственный детству вид
деятельности, соответствующий природе
детей. Игра в Концепции дошкольного
воспитания (1989 г.) названа «академией
детской жизни». Игра – это сама жизнь.
В 1995 г. в Москве на международной
научно-практической конференции по
проблемам детской игры она характеризовалась
как своеобразный способ
отражения детьми окружающего мира,
своеобразная социально-детерминированная
деятельность, обладающая высоким
развивающим эффектом в дошкольные годы.
Наибольшие результаты в развитии,
воспитании даёт самостоятельная игра
детей, игра по их инициативе, свободная,
самодеятельная игра. «Игра» не является
в полном смысле слова научным термином.
Хотя игру как сложный вид деятельности
детей изучали и изучают представители
многих наук, начиная с XIX века. Об огромном
значении игры в жизни дошкольников
свидетельствует тот факт, что созданы
и действуют международные организации:
ICCP – Международный совет по игре ребёнка,
IPA – Международная ассоциация защиты
права ребёнка на игру. «Игра» дословно
означает «развлечение». Это сложный,
многогранный вид деятельности, т. к.
многое в игре происходит во внутреннем
плане.

В
ФГТ в образовательной области
«Социализация» ставятся следующие цели
и задачи, связанные с игрой:

освоение
первоначальных представлений социального
характера и включение детей в систему
социальных отношений через решение
следующих задач:

развитие
игровой деятельности;

приобщение
к элементарным нормам и правилам
взаимоотношений со взрослым и сверстником.

В
связи с проблемой игры в дошкольной
педагогике используется множество
терминов. Наиболее распространёнными
являются: структура игры, сюжет, роль,
формирование игры, управление игрой,
руководство игрой, технология игры,
игровое творчество, педагогическая
поддержка игры, культура игры, игровая
позиция.

Структура
игры

(Д. Б. Эльконин) – это структурные
компоненты, элементы игры, а именно:
сюжет, роль, игровые действия, игровые
и реальные взаимоотношения, игровые
правила.

Сюжет
игры – цепь взаимосвязанных событий,
которые передаются в игре. Роль, по
мнению Д. Б. Эльконина, основной элемент
в творческих играх.

Формирование
игры (Н. Я. Михайленко) – планомерный
процесс педагогического воздействия,
направленный на передачу детям способов
игровой деятельности.

Управление
игрой
(Н. Я. Михайленко) – создание условий
для игры, косвенные методы воздействия
на игру.

Руководство
игрой – непосредственное участие
педагога в игре вместе с детьми.

Педагогическая
технология

игры – последовательное использование
на практике заранее спроектированного
образовательного процесса с использованием
разных видов игр.

Педагогическая
поддержка

игры – комплекс методов и приёмов,
направленных на обогащение содержания
игр, взаимоотношений, развитие творчества,
создание условий для игр.

Игровое
творчество

– самостоятельность, инициатива детей
в выборе партнёров по игре, игрушек для
игры, распределении ролей, выборе,
построении сюжета.

Культура
игры

– это содержательный, психологический,
нравственный, эстетический её аспект.

Игровая
позиция

(Н. Н. Поддъяков) – наличие у детей
игрового, юмористического отношения к
жизни.

Теоретические,
научные основы игры включают
методологические, психологические,
биологические, социальные и педагогические
основы.

Философия
рассматривает игру как естественный
вид человеческой деятельности, связанный
с выражением эмоций; игра способствует
развитию личности. В игре ребёнок
переживает положительные эмоции. Главная
из них – радость. Радость приносит
свобода, когда ребёнок сам выбирает
сюжет, игрушки, партнёров. В филогенезе,
в развитии человеческого общества,
вначале возник труд. Игра – «дитя»
труда; это и «зародыш» искусства. В
онтогенезе вначале появляется в жизни
человека игра, потом труд.

Таковы
основные философские положения, лежащие
в основе теории игры.

Психологические
основы

составляют данные исследований
отечественных учёных – психологов А.
Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского,
Н. Поддъякова.

Основные
положения их сводятся к следующему.

  • Игра
    – ведущий вид деятельности дошкольников,
    т. к. в ней происходит интенсивное
    развитие личности, появляются новые
    психические образования; внутри игровой
    деятельности зарождаются другие виды
    деятельности.

  • Игра
    – интрогенная деятельность, т. е.
    поведение ребёнка в игре обусловливается
    не только и не столько внешними, но
    внутренними факторами (мотивами,
    потребностью в общении). Потребности,
    желания, склонности зависят от творческих
    возможностей личности. Творчество
    зависит от уровня развития памяти,
    мышления, воображения.

  • В
    игре интенсивно идёт социализация
    ребёнка. Дети овладевают ориентировкой
    в окружающем мире, в мире человеческих
    отношений, в мире деятельности людей.

  • Игра
    – средство саморазвития ребёнка,
    самообновления, самоусовершенствования,
    самовоспитания, саморегуляции, средство
    переработки впечатлений.

  • Игра
    имеет психотерапевтический эффект, т.
    к. в ней существует 2 плана эмоций.
    Например, ребёнок плачет, как больной;
    радуется, как играющий; когда с помощью
    игры изживаются отдельные отрицательные
    черты агрессивности.

Биологические
основы

игры составляют положения о том, что:

  • игра
    – удел молодого организма;

  • ребёнок
    играет благодаря подражанию взрослым,
    другим детям и впечатлительности
    нервной системы;

  • в
    игре ребёнок получает удовольствие.

Социальные
основы

игры включают моменты:

  • игра
    – отражение окружающей действительности,
    социальной среды, народности;

  • общество
    проектирует содержание игры детей
    посредством создания игрушек, их
    производства;

  • общество
    готовит педагогов, которые профессионально
    руководят игровой деятельностью детей.

Педагогические
основы

игры базируются на признании единства
социальных и биологических основ игровой
деятельности.

Существует
несколько теорий игры. Среди них:

  • Теория
    З. Фрейда, по которой игра ребёнка
    рассматривается как форма преодоления
    барьеров, тайных желаний. Игра выполняет
    функцию свободного существования в
    мире взрослых. Педагогическое значение
    игры в том, что в ней происходит выход
    энергии ребёнка.

  • Теория
    К. Грооса утверждает, что основное
    назначение игры – развитие человека
    с чисто биологических позиций. Игра
    ребёнка – это упражнение.

  • Теория
    С. Холла включает положение о том, что
    игра – это смешанная деятельность;
    игра удовлетворяет стремление детей
    к свободе, автономии.

  • Теория
    Д. Эльконина констатирует, что игра –
    особая форма отражения окружающей
    действительности, средство социализации;
    игра развивает ребёнка, помогает
    ориентироваться в мире человеческих
    отношений, человеческой деятельности.

  • Согласно
    теории Н. Поддъякова, игра определяет
    качество жизнедеятельности ребёнка,
    выполняет функции развития и саморазвития,
    в ней позитивно проявляются феномены
    детской психики.

В
педагогике существовало несколько
классификаций игр детей. Рассмотрим
некоторые из них.

Классификация
К. Д. Ушинского. Классик предлагает
выделять игры с правилами, неродные
игры, игры для воспитания.

В
настоящее время в дошкольной педагогике
используется несколько классификаций
игр.

I.
Игры с открытыми правилами (дидактические,
подвижные, игры – забавы). Эти игры
придуманы для детей взрослыми.

Игры
со скрытыми правилами (творческие игры).
Авторами этих игр являются дети.

      1. Н.
        Михайленко, И. Короткова предлагают
        классификацию игр с учётом деятельности
        детей: игры, которые используются на
        занятиях; игры, организованные совместно
        с взрослыми и детьми; игры по инициативе
        детей.

      2. С.
        Л. Новосёлова предложила в 90-е годы XX
        века следующую классификацию игр
        дошкольников в зависимости от инициатора
        игры:

1
класс – игры по инициативе детей
(театрализованные, сюжетно-ролевые);

2
класс – игры по инициативе взрослых
(обучающие игры, игры – забавы);

3
класс – народные игры (досуговые,
тренинговые, обрядовые, архаичные).

Авдулова
Т., анализируя современное состояние
игры дошкольников, выделяет разновидности
игр: игра – роль, игра – отношение, игра
– действие, — отмечает «игровую дистрофию»
современных дошкольников, что игра
утрачивает своё традиционное значение,
возможно, по объективным причинам.

Значительной
группой игр являются дидактические
игры.

Их называют обучающими, играми на
интеллектуальную компетентность.
Условно их делят на: дидактические игры
с игрушками (предметами), с картинками,
словесные (настольно-печатные). Различают
дидактические игры, связанные с развитием
речи, с формированием элементарных
математических представлений,
музыкально-дидактические игры,
дидактические игры по ознакомлению с
природой; игры экологического содержания.

Дидактические
игры с учётом обучающих заданий:

  • настольно-печатные
    (головоломки, игры – задания);

  • словесные
    (загадки, логические задачи);

  • словесно-подвижные
    (упражнения, соревнования);

  • конструктивные
    (объёмные и плоскостные);

  • игры
    на занятиях;

  • игры
    со специальными дидактическими
    материалами (карты, схемы, компьютерные
    программы);

  • игры
    для самостоятельно деятельности детей.

Группа
подвижных
игр

также разнообразна: сюжетные, бессюжетные,
игры – аттракционы, элементы спортивных
игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки,
шахматы).

Музыкальные
игры
:
хороводы, игры – забавы, бессюжетные
музыкальные игры.

Каждый
из видов игр обладает своей спецификой,
воспитательным и развивающим воздействием.
Необходимо, чтобы в образовательном
процессе детского сада использовались
все виды игр.

ТВОРЧЕСКИЕ

С ПРАВИЛАМИ

Сюжетно-ролевые

Режиссерские


Строительные


Игры с песком и снегом


Театрализованные


Подвижные

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Magnesium oil spray инструкция по применению на русском
  • Как пожаловаться руководству ростелекома
  • Lenze 8400 stateline c инструкция на русском
  • Руководство ауди 1994
  • Графический планшет one by wacom small инструкция