Педагог психолог классное руководство

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-

«Специальная (коррекционная) школа № 9»

Взаимодействие

педагога-психолога и классного руководителя

в формировании классного коллектива

(доклад на ШМО классных руководителей)

Колбасина Е.С.,

классный руководитель

Мысковский городской округ 2021

Взаимодействие педагога-психолога и классного руководителя

в формировании классного коллектива.

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких десятков детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

         Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и обучающимися. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.
         Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:
• психологическое просвещение обучающихся класса и их родителей;
• психологическая диагностика;
• коррекционная работа с классом и с отдельными обучающимися.
         Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном обучающемся. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение обучающегося к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного обучающегося и класса в целом.
Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение обучающихся или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем.               Процесс может осуществляться с помощью:
• тематических классных часов;
• индивидуальных или тематических консультаций;
• тренингов общения;
• родительских собраний;
          Коррекционно-развивающую работу с обучающимися или в триаде психолог–родители– обучающиеся психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.
          В каждом классе есть хотя бы один проблемный обучающийся. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.
          Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
          Первое направление в работе — диагностика. Каждый год проводятся диагностика отношения обучающихся и родителей к учителям предметникам, классному руководителю, индивидуальное и групповое анкетирование обучающихся и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого обучающегося и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года.
          Традиционно изучается готовность обучающихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а 8 — к обучению в 9-м. Проводится диагностика интересов обучающихся.
          Диагностика проводится с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.
          В диагностике учеников «группы риска», помимо классного руководителя, принимают участие медицинский работник. Только по четырем параметрам ученик может попасть в группу риска: по медицинскому, социальному, учебно-педагогическому, поведенческому.
          Следующее направление деятельности школьного психолога – коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним обучающимся. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с обучающимся или классом в целом, для сплочения класса.
           Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся 1, 5 и 9-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива обучающихся), психологическая поддержка учеников 9-х классов во время подготовки к экзаменам. Проходят групповые занятия с обучающимися по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.
            Еще одно направление работы психолога – просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает обучающимся и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классных.
            Очень полезны для обучащихся выпускных классов занятия по теме «Как подготовиться к экзаменам и не навредить своему здоровью». Они информируют обучающихся о том, что следует есть в период подготовки к экзаменам, как лучше запоминать изучаемый материал.
            Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.
            Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития обучающихся, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на обучающегося и на класс в целом.
            Самое главное — взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный, распознавать – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. 

Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений специалиста. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.

Психодиагностика предусматривает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.

Психологический диагноз — это описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека (или социально-психологических особенностей конкретной социальной группы).

Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки. 

Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю необходимо уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

особенности возраста обучающихся класса;

степень сформированности детского коллектива;

особенности взаимоотношений классного руководителя и обучающихся;

степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи.

Изучение личностных качеств обучающихся класса.

Изучение общих и специальных способностей класса.

Изучение уровня взаимоотношений обучающихся в коллективе.

Учет индивидуальных особенностей обучающихся при планировании и организации          классных дел.

Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:

1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания

2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем

3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

В работе классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным,систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

Немаловажно здесь содержание диагностики, которое можно свести к следующему:

        демографические данные об ученике и его семье;

        данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

        познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

        эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

        направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)

        поведение, поступки учащихся.

 Кроме того, необходимо изучать и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Как изучать учеников и класс как группу? В психологии имеется богатый арсенал методов диагностик  предназначенных педагогам, однако, мы считаем, что им необходимы методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении обучающегося и совершаемых им поступках.
      Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности обучающихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Здесь мы предлагаем Вам использовать так называемые экспресс-методики, которые не требуют длительной сложной обработки, с использованием профессиональных психологических знаний. Методики направлены на изучение психологического климата в детском коллективе, на оценку эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к коллективу и др.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
      Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
      Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли. К ним относятся графические и рисуночные темы, которые позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. В данном случае целесообразно применять проективные методики совместно и при помощи психолога. Так как для проведения, обработки и интерпретации результатов таких методик недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Для всестороннего развития школьников в процессе обучения необходимо четкое структурирование взаимоотношений в системе «педагог-психолог-классный руководитель». Если ожидания психолога и классного руководителя друг от друга и от совместной работы совпадают, то их сотрудничество оказывается эффективным. Равно как и наоборот. Поэтому необходима общая схема взаимодействия, предполагающая разделение ответственности за его результат.

Классный руководитель и психолог, в первую очередь, должны обмениваться информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей.

В каждомклассе, как правило, есть хотя бы один ученик с определенными трудностями в развитии, будь то обучение или поведение. Он и трудности, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы. Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Таким образом, совместная систематическая работа психолога и классного руководителя по всем вышеописанным направлениям способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе.

Список литературы:

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160с: ил.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2013. – 298с.

Решетникова О. как нам разобраться со стандартами? // Школьный психолог, М.: 2017 г.

Выступление на районном семинаре-практикуме классных руководителей

 «Взаимодействие педагога-психолога и классного руководителя

в формировании классного коллектива»

педагога-психолога ОЦДиК Менситовой В.Э.

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива.. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный, распознавать – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. 

Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений специалиста. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.

Психодиагностика предусматривает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.

Психологический диагноз — это описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека (или социально-психологических особенностей конкретной социальной группы).

Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки. 

Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю необходимо уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

  1. особенности возраста учащихся класса;
  2. степень сформированности детского коллектива;
  3. особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
  4. степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи.

  1. Изучение личностных качеств учащихся класса.
  2. Изучение общих и специальных способностей класса.
  3. Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.
  4. Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации          классных дел.
  5. Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:

1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания

2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем

3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

В работе классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным,систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

Немаловажно здесь содержание диагностики, которое можно свести к следующему:

        демографические данные об ученике и его семье;

        данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

        познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

        эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

        направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)

        поведение, поступки учащихся.

 Кроме того, необходимо изучать и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Как изучать учеников и класс как группу? В психологии имеется богатый арсенал методов диагностик  предназначенных педагогам, однако, мы считаем, что им необходимы методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
              Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Здесь мы предлагаем Вам использовать так называемые экспресс-методики, которые не требуют  длительной сложной обработки, с использованием профессиональных психологических знаний. Методики направлены на изучение психологического климата в детском коллективе, на оценку эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к коллективу и др. (см. приложение)

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
              Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
              Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли. К ним относятся графические и рисуночные темы, которые позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. В данном случае целесообразно применять проективные методики совместно и при помощи психолога. Так как для проведения, обработки и интерпретации результатов таких методик недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. Е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Для всестороннего развития школьниковв процессе обучения необходимо четкое структурирование взаимоотношений в системе «педагог-психолог-классный руководитель». Если ожидания психолога и классного руководителя друг от друга и от совместной работы совпадают, то их сотрудничество оказывается эффективным. Равно как и наоборот. Поэтому необходима общая схема взаимодействия, предполагающая разделение ответственности за его результат.

Классный руководитель и психолог, в первую очередь, должны обмениваться информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей.

В каждомклассе, как правило, есть хотя бы один ученик с определенными трудностями в развитии, будь то обучение или поведение. Он и трудности, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы. Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Таким образом, совместная систематическая работа психолога и классного руководителя по всем вышеописанным направлениям способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе.

Список литературы:

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с: ил.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298с.
  3. Дуткевич Т.В., Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в специальность. – Киев, 2010г.
  4. Решетникова О. как нам разобраться со стандартами? // Школьный психолог, М.: 2012г.

«Сотрудничество классного руководителя

с психологом»

      Классный
руководитель является связующим звеном между учащимися, школьным психологом и
другими специалистами.

Взаимодействие
классного руководителя, и школьного психолога имеет своей целью совместное
выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение
социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания
помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Наиболее
востребованным направлением работы психолога в школе является психологическое
консультирование.
В ходе консультирования происходит выявление реальных
проблем семьи, определение оптимальных путей их разрешения, формирование
установки на активное и конструктивное поведение. Консультация психолога чаще
всего проходит в виде беседы. Обратившемуся за помощью предоставляется
возможность высказать свои проблемы, а психолог помогает взглянуть на них со
стороны, найти пути решения.

Но
сначала бывает полезно разобраться, что происходит сейчас в жизни человека,
ребенка, каков его характер. Поэтому на первом этапе психолог может предложить
«пройти» психологическое тестирование, диагностику. Тесты, которые использует
психолог, не служат цели определить степень психической патологии, а помогают
выявить особенности личности, поведения. (Тест «Дом, дерево, человек»,
рисуночный тест «Моя семья»)

Хорошо
зарекомендовали себя родительские лектории, так как часто проблема воспитания
основана на элементарной нехватке знаний.

Во
время лекторий предлагались ситуации:

Для родителей (9-11 классы):

1.     После
собрания родители приходят домой и в ярости требудт объяснений от ребенка. Они
говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик
спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в подобной ситуации?

2.     Родители
подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по
назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой
адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и
ушел из дома.

3.     Между
матерью и дочерью в течение полугода происходят жаркие схватки по поводу того,
когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том,
что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь
вообще невозможны никакие ограничения.

4.     Вы
возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье
в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка
и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит:
«Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?».

Какие возрастные особенности
учащихся необходимо знать классному руководителю, приступая к организации
классного коллектива:

Средний школьный возраст.

Средний
школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности.

Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой
перестройкой всего организма.
 Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание
организма.
У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у
мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в
жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет
на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит
обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность
данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и
том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и
нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное
время.

Значимой
особенностью мышления подростка является его критичность.
У
ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое
он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети
в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету
взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их
послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора
кризисной ситуации – “верхи” не могут, а “низы” не хотят мыслить и вести себя
по-старому.

Старшие подростки. Старшеклассники

Ведущей
деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность.

Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство,
открытие своего внутреннего мира.
Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные
жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о
будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах
становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится
качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах
можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая
переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип
сходства и равенства.

Таким образом, эффективность условий для нормального развития
личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочение коллектива
будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем
учащегося, его семьи и классного коллектива.

Анкета

для классных руководителей
(самоанализ)

1.     Считаете
ли вы, что в Вашем классе достигнуто взаимопонимание между Вами и учащимися?

2.     Говорит
ли с Вами большинство учащихся по душам?

3.     Советуются
ли по личным вопросам?

4.     Знаете
ли Вы внешкольные интересы всех учащихся?

5.     Есть
ли у Ваших учащихся увлечения, не связанные со школьными делами?

6.     Обращаются
ли учащиеся с просьбой разрешить их конфликт с родителями и другими взрослыми?

7.     Устраивают
ли Вам учащиеся праздники души?

8.     Стремятся
ли порадовать Вас?

9.     Часто
ли учителя-предметники советуются с Вами по вопросам воспитания в семье?

10. Вы
сами советуетесь с ними?

11. Обращаются
ли к вам родители за помощью по вопросам воспитания в семье?

12. Решаете
ли Вы все или почти все воспитательные задачи в классе силами ребят, детского
коллектива?

13. Часто
ли Вы испытываете моральное удовлетворение, получаете удовольствие от общения с
учащимися своего класса?

Выводы.

a)     Если
большинство вопросов дали удовлетворительный ответ, то Вы заняли правильную
позицию.

b)    Если
удовлетворительный ответ дали на половину вопросов, то работа оценивается на
«удовлетворительно».

c)     Если
большинство ответов отрицательные, то Ваши усилия недостаточны.

Нетрадиционные мероприятия,

 проводимые в классе                                                       
с помощью школьного психолога

По
рекомендации классного руководителя психолог встречается с учащимися, проводит
тематические классные часы, направленные на психологическое просвещение
учащихся. Темы классных часов или уроков психологии могут быть самыми
разнообразными, к примеру:

·      Кто
я? Какой я? Каким я хочу стать?

·      Мои
«хочу» и мои «надо».

·      Внимание
человека или как научиться быть внимательным.

·      Слушать
– слышать, смотреть – видеть, понимать – делать вывод.

·      Ум
человека. Как его развить?

·      Как
развить в себе хорошую память.

·      Эмоциональное
состояние и приёмы саморегуляции.

·      Что
такое характер.

·      Мои
интересы и мои возможности.

·      Мне
говорят… Я говорю…

·      Качества
человеческого ума.

·      Леворукость
и праворукость. Что это такое?

·      С
чем могут быть связаны проблемы общения.

·      Мир
моих способностей.

·      Как
научить себя учиться.

·      Окна
моего дома. Что значат в моей жизни.

·      Проблемы
неуверенного в себе человека.

·      Мои
положительные качества и мои недостатки на чаше весов…

·      Какой
я друг, какая я подруга?

·      Как
научиться быть любимым?

·      Профессиональные
склонности и способности человека.

·      Ошибки
в выборе профессии. Чем они могут быть чреваты?

·      Мои
жизненные планы. С чем они связанны?

·      Как
избежать проблем в общении с близкими тебе людьми.

·      Какие
качества человека помогают ему в трудных жизненных ситуациях?

·      Чувство
юмора в жизни человека.

·       Конфликтный
человек. Какой он?

·      Как
научиться радоваться жизни.

·      Люди,
которых я не имею право забывать.

Такие
классные часы может проводить и классный руководитель, но психолог должен помочь
в выборе материала к классному часу, провести исследование по теме классного
часа и помочь классному руководителю проанализировать полученные результаты.

Большое
внимание должен уделить школьный психолог коррекционной работе в классном
коллективе. Школьные психологи очень много диагностируют в классах, но
улучшения от этого в поведении и учебной деятельности учащихся не наблюдается.
Вслед за диагностикой должна идти серьёзная и целенаправленная коррекционная
работа.

Предположим,
классный руководитель обратился к психологу школы с проблемой, с которой
встречаются учителя-предметники и он сам на своих уроках. В классе есть дети,
которые плохо запоминают учебный материал, не могут воспроизвести вслух то, что
учат часами. Школьный психолог изучает проблему, используя все имеющиеся у него
в арсенале методы диагностики. По результатам исследования он может провести
классный час или «Урок психологии по волнующей проблеме».

 Исходя
из накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их родителями
по изученной проблеме. С этой целью он организует для учащихся класса, которым
это необходимо, коррекционные занятия по тренировке памяти. Эти занятия
психолог может организовывать сам или привлекать специалистов.

 Проблема
учебных умений и психологических свойств личности ученика может стать частью
родительского собрания. Родители, у которых дети испытывают затруднения с
запоминанием и воспроизведением учебного материала, могут быть приглашены на
тематическую консультацию к психологу, в ходе которой он даст рекомендации по
организации помощи ребёнку в семье.

 Такие
же рекомендации психолог должен разработать и для учителей-предметников,
которые смогут использовать эти рекомендации в урочной деятельности. Большим
подспорьем могут быть и специальные газеты психологической службы, в которых
можно помещать различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления,
небольшие тесты, упражнения.

Большой
интерес вызывает у учащихся конкурс интеллектуалов, которые объявляются
психологической службой школы. Конкурсные задания публикуются в газете
психологической службы, ребята выполняют предложенные задания индивидуально или
всем классом. Психолог подводит результат и объявляет его в классе на встрече с
учащимися или на родительском собрании.

Такое
сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся
продвигаться в своём развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с
психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель
понимает, что диагностика – лишь вспомогательное средство в руках психолога,
вся деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.

Однако
психолог должен работать не только с учащимися, но и с самими классными
руководителями. Как провести интерактивную игру, социометрию, тренинг
интеллектуальных умений – этому и многому другому может научить школьный
психолог классного руководителя, если с душой и ответственно относится к
порученному делу.

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога с
учителями-предметниками и другими
специалистами»

Необходимая взаимопомощь

Школьный психолог чаще
всего в школе сотрудничает с классными
руководителями, именно они являются
посредниками между психологом и учениками.
Психологическая служба может оказать классному
руководителю большую помощь в работе с классом и
с родителями, если между психологом и учителем
есть взаимопонимание.

Помощь психолога классному руководителю в
целом идет по трем направлениям:

— психологическое просвещение учащихся класса
и их родителей;

— психологическая диагностика;

— коррекционная работа с классом и с
отдельными учащимися.

Классный руководитель и школьный психолог
должны обмениваться информацией. Это могут быть
данные о классе в целом и об отдельном ученике.
Здесь главное правило — конфиденциальность. С
полученными данными нужно быть осторожным, чтобы
не навредить ученикам и не обидеть их родителей.
Психолог предоставляет данные, полученные с
помощью диагностики, которую он проводит
самостоятельно, изучая учебную мотивацию,
отношение ученика к своей семье, интересы,
способности, положение ученика в коллективе,
развитие познавательных процессов, уровень
воспитанности отдельного школьника и класса в
целом.

Очень важно всегда информировать классного
руководителя о том, что проводится в его классе.
Всю работу нужно согласовывать с ним, чтобы у
учеников не было перегрузки.

Собранная школьным психологом для учителя
информация не должна содержать психологических
терминов, она должна включать рекомендации: над
чем следует работать, на что или на кого обратить
внимание, какую работу провести — например,
просвещение учеников или родителей по
определенной теме. Это направление работы
проводится совместно с классным руководителем.
Процесс может осуществляться с помощью:

— тематических классных часов;

— индивидуальных или тематических
консультаций;

— тренингов общения;

— родительских собраний;

— информации в тематическом уголке «Мы с
вами…» Встречи могут состояться как по просьбе
классного руководителя, так и в соответствии с
планом психолога.

Коррекционно-развивающую работу с учениками
или в триаде психолог—родители—ученики
психолог тоже проводит самостоятельно, а затем
сообщает результаты изменения и рекомендует
классному руководителю, какую работу еще нужно
провести. Коррекционная работа непременно
следует за диагностикой.

В каждом классе есть хотя бы один проблемный
ученик. Он и проблемы, которые у него возникают,
объединяют психолога и классного руководителя.
Классный руководитель обращается за помощью к
школьному психологу по поводу поведения,
развития или обучения «трудного» ребенка в
моменты, когда возникли проблемы с учениками или
с родителями. Но сотрудничество психолога и
классного руководителя строится не только в
связи с работой с классом и родителями. Психолог
проводит работу с самими учителями, что также
является частью функционала психолога.

Сотрудничество начинается с
планирования работы в классе и заканчивается
анализом: что сделано и что предстоит сделать на
следующий год. Хотелось бы показать
сотрудничество психолога и классных
руководителей на примере нашей школы.

Первое направление в работе — диагностика.
Каждый год проводятся диагностика
воспитанности, индивидуальное и групповое
анкетирование учеников и их родителей. Данные из
анкет заносятся в карты воспитанности каждого
класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и
у класса в целом. Сравниваются с результатами
прошлого года. Полученные данные сообщаются
классному руководителю с рекомендациями о
дальнейшей работе.

Традиционно в каждом классе проводится
«диагностический минимум». Изучаются навыки,
познавательные процессы, речь, творческое
мышление, эмоционально-волевая сфера,
мотивационная сфера, коммуникативная сфера. Это
позволяет наблюдать за личностным ростом
учеников из года в год, дает основу для
индивидуальной работы с ребятами, у которых
наблюдается спад в развитии.

Изучается готовность учащихся 4-го класса к
обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к
обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов
учеников. Эти данные позволяют ориентировать
ребят — какие кружки им выбрать в соответствии с
их интересами и возможностями в свободное от
уроков время (тем более что от классных
руководителей требуют занятости учеников в
свободное время).

Диагностика проводится по подготовке к
консилиуму с целью выявления проблем в классе и
возможностей их решения совместными усилиями
разных специалистов школы. Но диагностика в
классах проводится не только по инициативе
школьного психолога, но и по просьбе классного
руководителя. Бывают такие ситуации, когда и
классный руководитель просит помощи в решении
возникшей проблемы.

Таким образом, у классного руководителя после
всех видов исследований в плане воспитательной
работы появляются три таблицы: диагностика
воспитанности, диагностика и анализ учебного
процесса и таблица выявления учеников «группы
риска». В диагностике учеников «группы риска»,
помимо классного руководителя, принимают
участие медицинский работник и социальный
педагог. Только по четырем параметрам ученик
может попасть в группу риска: по медицинскому,
социальному, учебно-педагогическому,
поведенческому.

Следующее направление
деятельности школьного психолога —
коррекционно-развивающая работа. Классный
руководитель заранее о ней информирован, если
планируется ее провести с ребятами из его класса
или даже с одним учеником. Коррекция может быть
по итогам диагностического минимума, по
рекомендации консилиума, по просьбе классного
руководителя — для решения проблем с учеником
или классом в целом, для сплочения класса.

Осуществляются
также психологическое сопровождение процесса
адаптации учеников 1, 5 и 10-х классов (эта работа
направлена на профилактику дезадаптации, на
сплочение коллектива учеников), психологическая
поддержка учеников 9-х и 11-х классов во время
подготовки к экзаменам. Проводится профилактика
стрессов у школьников, снятие напряжения. В нашей
школе организованы занятия по программе
«Здоровье» в 1–11-х классах. Два месяца в году
посвящены профилактике вредных привычек у ребят.
За основу групповой работы с учениками взята
программа «Все цвета, кроме черного». Проходят
групповые занятия с учениками по формированию
толерантности в общении с людьми. Эта работа
направлена на профилактику конфликтов, на
формирование терпимости к индивидуальным
особенностям людей, к их недостаткам.

Еще одно направление работы
психолога — просвещение. Какую-то информацию
школьный психолог сообщает ученикам и их
родителям совместно с классным руководителем
или предоставляет информацию только для
классных. Я как школьный психолог провожу
родительские собрания в классах по просьбе
классного руководителя и по своему плану. Но
бывают родительские собрания один раз в четверть
отдельно для родителей учеников начальной школы,
для средней и для родителей старшеклассников.

Я провожу консилиум в школе. Его заседание один
раз в четверть проходит обязательно, остальные —
вне плана. При подготовке к заседанию требуется
тесная связь с классным руководителем.

Провожу групповые занятия с учениками 1–11-х
классов по программе «Общение». Программа
знакомит с особенностями общения людей,
развивает умение детей общаться друг с другом.
Групповые занятия проводятся по программе
«Профориентация в школе». На занятих ученики
узнают о мире профессий, им оказывают помощь в
выборе профессии, дают информацию об учебных
заведениях, дают возможность изучить себя, свои
способности, интересы.

В каждом классе проводятся групповые занятия
по программам: «За здоровый образ жизни»,
«Толерантность в школе». В четвертом классе я
провожу групповые занятия «Извинение в общении
людей», «Доброе слово и кошке приятно». Занятия
проводятся в классе в назначенный день, который
установил классный руководитель.

Очень полезны для учащихся выпускных классов
занятия по теме «Как подготовиться к экзаменам и
не навредить своему здоровью». Они информируют
учеников о том, что следует есть в период
подготовки к экзаменам, как лучше запоминать
изучаемый материал. Информацию родителям и
классному руководителю об учениках можно
предоставить через дневники развития, в которых
фиксируются результаты диагностики.

Просвещение классных руководителей
осуществляется на секциях классных
руководителей и на тематических педсоветах. Эта
работа проводится вместе со школьной
администрацией.

Важное направление совместной работы
школьного психолога и классного руководителя —
консультирование. Его темы: особенности развития
учеников, проблемы взаимоотношений детей и
родителей. Консультации могут быть посвящены
оказанию помощи учителю в написании
характеристики на ученика и на класс в целом.

Приведу пример сотрудничества
психолога с классным руководителем четвертого
класса.

В нашей школе организован кружок «Лидер». Его
посещают самые популярные и активные ученики. В
начале учебного года в каждом классе проводится
диагностика статуса учеников в коллективе.
Октябрь посвящен созданию группы лидеров. В 4-м
классе с помощью методики «Социометрия»
определяется лидер. Полученные данные
обрабатываются и сообщаются классному
руководителю. Фамилия и имя ученика, который
является лидером в классе, сообщается также
вожатой для составления списка лидеров. Она с
ними работает.

В этом году в 4-м классе был выявлен один лидер,
но выявлен также и ученик, который занимает
отвергаемое положение, поэтому совместно с
классным руководителем были проведены групповые
занятия по сплочению коллектива. Даны
рекомендации родителям, учителям-предметникам
по повышению активности отвергаемого ученика,
его включению в жизнь класса. Затем будут
проведены повторная диагностика, сравнение
результатов и планирование дальнейшей работы.

По запросу классного руководителя я занималась
диагностикой памяти у учеников, был выявлен
ведущий тип запоминания информации. Все данные
обработаны, проанализированы и занесены в
дневники развития учеников. Были даны
рекомендации классному руководителю и
учителям-предметникам о развитии памяти у ребят.
Составлен список учеников, с которыми необходимо
провести коррекционно-развивающую работу.

И еще о диагностике. Каждый год
в каждом классе я провожу диагностику и анализ
учебного процесса. Собранные данные заносятся в
таблицу. Из нее можно узнать о каждом ученике и о
классе в целом. Она содержит информацию о
развитии познавательных процессов, учебных
навыков, творческого мышления, мотивации, речи,
эмоционально-волевой сферы, о статусе ученика в
коллективе. Этот вид диагностики дает
возможность сравнивать данные с результатами
прошлого года, отслеживать личностный рост
учеников, планировать индивидуальную и
групповую работу с учениками. Такая таблица с
рекомендациями для дальнейшей работы есть у
классного руководителя и школьного психолога.

Помимо учебного, уделяю внимание и
воспитательному процессу. Провожу диагностику
воспитанности учеников, используя методику
М.И.Шиловой. Она позволяет определить уровень
воспитанности ученика и класса в целом. Работа
эта проводится каждый год. Анализ карт
воспитанности позволяет давать рекомендации
классному руководителю по повышению уровня
воспитанности отдельных учеников, работать над
развитием качеств. Эти данные и для психолога
полезны. Они дают основу для планирования
групповых и индивидуальных занятий с учениками.

Каждый год в четвертом классе провожу
диагностику готовности к обучению в среднем
звене школы. Она позволяет собрать данные к
консилиуму, для нового классного руководителя,
который возьмет этих ребят в пятом классе. Эта
диагностика станет основой для
коррекционно-развивающих занятий в этом классе
уже в среднем звене.

После диагностики провожу дальнейшую работу по
направлениям, но вся она связана с классным
руководителем.

После диагностики памяти мы
провели вместе с классным руководителем
родительское собрание на тему «Особенности
развития памяти младших школьников». На нем я
познакомила родителей с особенностями развития
памяти у младших школьников, в дневниках
развития они увидели результаты диагностики
памяти, познакомились с рекомендациями. Затем
провела игры, которые развивают память учеников,
познакомила с книгами, которые могут
использовать родители дома для развития памяти
детей.

Затем организовала группу ребят, имеющих
низкий уровень развития одного или нескольких
видов памяти, для посещения
коррекционно-развивающих занятий. Обсудили с
ребятами, какой день у них свободен от кружков,
секций и факультативных занятий. Сообщили
классному руководителю, когда будем заниматься.
После нескольких занятий классный руководитель
сообщила мне, что эти занятия плодотворно влияют
на ребят. Поскольку после систематического
посещения занятий результаты улучшились,
некоторым ученикам можно было бы не посещать
занятия, но они пожелали продолжать заниматься.
Классный руководитель сообщила, что одна девочка
даже стала учиться лучше.

Для родителей в конце учебного года было
проведено собрание. На нем сообщены результаты
диагностики готовности к обучению в средней
школе. Был проведен консилиум в четвертом классе,
где все его члены сообщили о готовности учеников
к обучению в пятом классе. Ведущая роль на нем
была отведена классному руководителю. Он
знакомил будущего классного со своим нынешним
классом, давал рекомендации из опыта работы.

Я работаю психологом в школе
семь лет. Из собственного опыта сотрудничества с
классным руководителем я сделала вывод: важно
все заранее обговорить, спланировать, а потом
работать по этому плану. А когда уже подготовишь
занятие или собрание, важно уточнить время, так
как школьный психолог вторгается в работу
классного руководителя и класса. Иногда бывает
так, что в классе у кого-то из детей день рождения,
и родители организуют чаепитие. Стало быть, это
время для занятий не подходит.

Самое главное — взаимопонимание с классным
руководителем, умение решать проблемы мирным
путем. Только благодаря сотрудничеству
школьного психолога и классного руководителя
удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в
школе, и получить удовлетворение от своей работы.

Ольга САСОВА,
педагог-психолог,
МОУ «Половинкинская средняя
общеобразовательная школа»,
с. Половинкино, Алтайский край

Кто может быть классным руководителем в общеобразовательной школе?

Консультация

Здравствуйте я работаю педагогом- психологом в общеобразовательной школе. Являюсь классным руководителем. В этом году с меня сняли классное руководство мотивируя это тем, что норма рабочего времени психолога 36 часов в неделю. А классным руководителем могут быть только учителя у которых норма рабочего времени 18 часов. Правомерно ли это?

Дата: 15.10.2018 14:00

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Здравствуйте, Анастасия

Я не вижу причин для отмены классного руководства.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу,   а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно- опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Кто имеет право быть классным руководителем?

Максим Сергеевич — 2019-09-10 09:11:10

Максим Сергеевич

В законодательстве об образовании нет конкретных требований к педагогическим работникам для осуществления классного руководства. Данный вид деятельности является дополнительной педагогической работой, выполняемой с письменного согласия педагога и на условиях дополнительной оплаты. Оформляется это дополнительным соглашением к трудовому договору.

А специалист по охране труда може им быть?

Ирина — 2020-07-28 16:44:17

Добрый день! Подскажите, может ли стать классным руководителем начального класса учитель труда, закончивший в этом году пед. колледж и проработав й в школе учителем труда несколько месяцев?

Юлия — 2019-12-05 08:27:11

Добрый день! Вопрос такой: Учитель начкласов может ли быть классным руководителем в среднем звене? Просто по образованию я – учитель начальных классов с дополнительной специализацией – учитель информатики.

Кира — 2020-04-23 16:58:17

Добрый день! Занимаю должность заведующего школьной библиотекой. Имею диплом переподготовки: » учитель литературы». Четыре года была классным руководителем. Вопросы такие: 1. В следующем году администрация хочет снять с меня эту функцию, ссылаясь на закон. Хотела бы узнать его номер и дату его принятия . И, второе, в Москве есть доплата от города за этот функцию классного руководителя. Мне ее не платят с 01.09. 2019 года. Законно ли это? Заранее благодарю за ответ.

Светлана — 2020-07-03 18:02:37

Уважаемая,Любовь Анатольевна! У нас такой вопрос: Дети перешли во второй класс ,скоро начало учебного года,а пару дней назад мы узнаем ,что наш учитель ,который нас взял первоклашками ,уволилась(((( В школе нехватка кадров ,но мы как обеспокоенные родители за образовательный процесс хотим узнать ,правомерно ли будет если классное руководство вменят педагогу,который и так является классным руководителем начального звена? Или сказали поставят педагога предметника .Мы считаем это не правильным,дети маленькие и должны быть под присмотром ,а в данном случае они будут брошены и даже если возникнет какой конфликт на переменке им будет не к кому обратиться!!!! Разъясните пожалуйста ,что мы в данном случае можем потребовать от директора школы??? Заранее спасибо)))

Ольга — 2020-08-19 19:59:40

Здравствуйте! Я работаю более 15 лет в школе — интернате воспитателем и все это время вела работу классного руководителя. Сейчас директор сказала , что классное руководство должны осуществлять учителя и отдала завучам, психологу, соц. педагогам, хотя в классах по 3-5 детей. Скажите это правильно? И можем ли мы воспитатели оспорить такое распоряжение директора.

Светлана — 2020-09-13 18:17:59

Здравствуйте! я окончила пед.колледж специальность «Учитель начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования», вот уже третий год работаю в общеобразовательной школе «Учителем-дефектологом» (на пол ставки) прошла проф.переподготовку в первый год работы, провожу коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ. прошла аттестацию «Учителя-дефектолога» на 1 категорию в ноябре 2020 года. параллельно учусь в университете (третий курс заканчиваю) на заочном отделении «психолог широкого профиля». вопрос: могу ли я взять классное руководство 5 класса?

Информация использована с сайта: https://consjurist.ru

Татьяна — 2021-04-20 19:56:33

Добрый день. Подскажите, должен ли учитель иметь стаж, чтобы стать классным руководителем?

Екатерина Анатольевна — 2021-06-03 11:13:54

Здравствуйте. Может ли учитель-совместитель взять классное руководство?

Юлия — 2021-11-11 22:37:43

Добрый день, подскажите пожалуйста может ли стать классным руководителем учитель физической культуры в 5 классе без стажа и опыта работы, учителю 20 лет, школа общеобразовательная. Заранее спасибо за ответ.

Юлия — 2022-08-29 15:18:18

Спасибо большое. Вы мне очень помогли. Подробный, развернутый ответ.

Анастасия, отзыв на консультацию

Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индол 300 мг инструкция по применению
  • Dr web руководство администратора linux
  • Построить сарайку своими руками пошаговая инструкция
  • Препарат сияние инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство последнее издание скачать