Американская
теория М. признает авторитарный и
демократический стили, вместо пассивного
говорят о либеральном, который составляет
демократический и пассивный стили
вместе. Американцы стараются создать
модели, однозначно отражающие реальность
и в результате приходят к континууму
стилей, поскольку практика показывает
множество вариантов.
Рэнсис
Лайкерт создал 2 поведенческие модели,
в основе которых поведение руководителя.
1)авторитарно-демократический
континуум Лайкерта. Представляет собой
попытку увязать модель с реальностью
путем введения оттенков автократии и
демократизма. Устанавливается 4 стилевых
оттенка:
-
эксплуататорско-авторитарный
(ярко выраженный автократ); -
благосклонно-авторитарный
(разрешается ограниченное участие
подчиненных в принятии решений. Побуждает
к труду с помощью поощрений); -
консультативно-демократический
(значительное, но не полное доверие к
подчиненным. Важные решения принимаются
наверху, конкретные вопросы решаются
самими подчиненными); -
основанный
на участии. (ярко выраженный демократ).
Другой
метод. Континуум “Человек-задача”
Лайкерта. Эта модель выражает предпочтения,
отдаваемые менеджерами производственным
задачам, либо человеческим отношениям.
30. Пассивный и либеральный стили руководства
Типовые
индивидуальные стили руководства
представляют собой модели, где собраны
определенные черты стиля. Различают 3
типовых индивидуальных стиля руководства:
авторитарный, демократический, пассивный.
Американцы признают авторитарный и
демократический стили, вместо пассивного
говорят о либеральном, который представляет
собой смесь демократического и пассивного.
Характерные
черты пассивного
стиля.
-
бессистемность
в применении методов управления -
ориентировка
на себя -
не
использование полномочий -
самотек
в организации дел -
бесконтрольность
пдчиненных -
уход
от принятия решений -
использование
коллегиальности для уклонения от
ответственности -
бессистемность
стимулирования -
безразличие
к критике -
отсутствие
заботы о персонале.
Достоинства
пассивного метода — абсолютная свобода
исполнителей. Недостаток- тот же.
Абсолютная свобода исполнителей почти
всегда вредна, за исключением тех
случаев, когда персонал высоко компетентен.
Либеральный
стиль
— смесь пассивного и демократического
Основные черты демократического стиля:
упор на социально-психологические и
экономические моменты управления,
ориентация на человека, делегирование
полномочий, коллегиальность в решениях,
поощрение инициативы,, адекватность
самооценки, высокая нравственность,
широкая гласность, полное информирование,
предпочтение поощрениям, забота, помощь
подчиненным, терпимость к критике,
доброжелательность, вежливость. Дост.-
создает условия для творческой
инициативной работы, мобилизует резервы.
Недост.- активность и инициативность
работников не всегда ведут к достижению
целей организации.
Достоинства
могут не проявляться, если исполнители
не хотят или не могут работать творчески.
31. Главные требования к руководителям
Менеджеры
должны обладать определенными качествами,
знаниями и навыками, отвечающими задачам,
характеру и содержанию своего труда.
Исследователи выявляют их путем анализа
работы менеджеров-практиков или на
основе заключения экспертов. В результате
получают квалификационную модель
руководителя. Существуют различные
модели, например модель «трижды-семь»,
разработанная Михайловым Я.В. Она
содержит 3 уровня по 7 требований.
1
уровень
— важнейшие требования, определяемые
функциональным содержанием управленческого
труда. Задаются качества М., без которых
невозможен успех работы.
2 уровень
включает основные сервисные требования,
которые носят обслуживающий характер
по отношению к функциональным требованиям.
3
уровень
объединяет сервисные требования меньшей
значимости по сравнению с основными.
Квалификационная
модель менеджера “Трижды семь”
Функциональные
требования:
1.Понимание
людей.
Психологическая интуиция — умение понять
психические свойства и состояние
личности. Психологический такт — умение
найти нужную форму общения.
Коммуникабельность, понимаемая как
способность к поддержанию контактов и
связей. 1.2.Качества
лидера.
Способность понять, выразить и отстоять
интересы людей. Желание брать
ответственность на себя. Способность
неформально влиять на окружающих.
1.3.Знание
основ современного М. и умение применять
их на практике.
Грамотный выбор стиля руководства.
Эффективная мотивация. Умение организовать
подготовку и принятие решений.
1.4.Компетентность.
Знание специальных вопросов, определяемых
профилем и спецификой работы организации.
Знание основ трудового и хозяйственного
законодательства. 1.5.Способность
предвидеть развитие событий.
1.6.Умение
ставить цели.
(необходимо для планирования). 1.7.
Способность
организовать взаимодействия и наладить
оптимальный контроль.
(для рационального разделения труда,
для выбора способов контроля).
Сервисные
основные
1.Ясно
осознаваемые и четко сформулированные
личные цели, связанные с личной жизнью
и работой.
Осознание целей позволяет менеджеру
судить насколько важно для него то, что
он делает, как вписывается работа в
стратегию его жизни. Это формирует его
мотивацию, способствует последовательности
и основательности в решениях. Менеджер
не способный прояснить личные цели не
сумеет грамотно ставить цели перед
коллективом. 2.2.Стремление
к совершенствованию себя и организации
в противовес чувству самодостаточности,
самоудовлетворения, успокоенности.
Проявляется в непрерывном поиске
резервов, стремлении к обоснованным
нововведениям. 2.3.Энергичность,
инициативность, решительность и
настойчивость в достижении целей.
Качества, необходимые в связи с тем, что
менеджер в своей работе встречает не
только поддержку, но и сопротивление,
которое приходится преодолевать.
2.4.Владение
стратегией эффективного мышления.
Имеется в виду способность концентрироваться
на главном, выявлять существенное,
отбрасывать второстепенное. 2.5.Эффективное
использование времени как синтетический
показатель уровня организации труда.
2.6.Нравственные
качества адекватные уровню морали,
господствующей в коллективе,
в том числе: единство слова и дела,
требовательность к себе и другим,
непримиримость к недостаткам, но
терпимость к людям, забота о персонале.
2.7.Здоровье физическое и психическое
достаточное для обеспечения требований
к менеджеру.
Сервисные
дополнительные
1.Личая
организованность и высокая культура
собственного труда, умение распределить
силы. 3.2.Объективность и реализм оценки
событий в сочетании со стремлением
знать мнения других. 3.3.Гибкость,
понимаемая как способность быстро
перестроиться, отказаться от неэффективной
стратегии и тактики. 3.4.Способность
сохранять самообладание в непредвиденных
ситуациях. 3.5.Способность находить
необходимую информацию. 3.6.Знание
технических возможностей современной
оргтехники. 3.7. Способность коротко и
ясно говорить о деле.
Когда руководитель решат вопрос о выборе системы методов управления, то это называется стилем руководства – форма, манеры, правила, приемы. Стиль управления – выбор системы методов управления. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления. Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства можно загубить самый замечательный метод.
Стиль руководства – ключевой фактор управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80% зависит от стиля руководства.
Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают три типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере воплощает тот или иной тип. Классификация стилей руководства и их анализ позволили разработать рекомендации, с помощью которых руководитель может выбирать свой индивидуальный стиль и управлять им.
- Авторитарный стиль: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.
- Демократический стиль: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.
- Пассивный стиль: бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале.
Рассмотрим достоинства и недостатки стилей.
- Авторитарный стиль. Достоинства: обеспечивает четкость и оперативность выполнения. Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала.
- Демократический стиль. Достоинства: создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. Недостатки: активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации.
- Пассивный стиль. Достоинства: свобода исполнителей. Недостаток – тот же, потому что она почти всегда вредна.
Рассмотрим теперь, как меняется ситуационный фактор при авторитарном и демократическом стиле руководства.
- Дисциплина, исполнительность, ответственность при авторитарном стиле низкие, при демократическом стиле – высокие.
- Психологический климат в коллективе, т.е. уровень конфликтности, при авторитарном стиле – плохой (высокий), при демократическом – благоприятный (низкий).
- Квалификация, образовательный и культурный уровень исполнителей при авторитарном стиле – низкие, при демократическом – высокие.
- Ценностные ориентации, преобладающие в коллективе при авторитарном стиле – индивидуалистские, демократический стиль – коллективистские.
- Основные ожидания членов коллектива относительно стиля руководства при авторитарном – авторитарные или попустительствующие, при демократическом – демократические.
- Характер решаемых производственных задач при авторитарном стиле – сложные, ответственные, незнакомые; при демократическом – простые, привычные.
- Условия деятельности коллектива при авторитарном стиле трудные, тяжелые; при демократическом стиле легкие, простые.
Менеджер оценивает затем результаты работы руководителя-предшественника, определяет его стиль по системе: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Хороший означает: допустима незначительная коррекция, удовлетворительный – стиль сохраняется, но с последующей заменой, неудовлетворительный – стиль надо изменить сразу.
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства (стиля управления), побудили ученых к разработке новых подходов к изучению стилей лидерства. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерский стиль должен быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможный стиль поведения лидера и последствия этого поведения.
Какие существуют стили руководства при проведении изменений?
Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве случаев более приемлем стиль, при котором руководство уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону тех, кто изначально противился им. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов проведения изменений привлекаются многие члены организации.
При разрешении конфликтов, которые могут возникать в организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства:
— конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящих из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя;
— самоустранения, проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;
— стиль компромисса, предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется;
— стиль приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременно слабом настаивании на принятии выработанных им решений;
— стиль сотрудничества, характеризующийся тем, что руководство стремиться как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.
Стили управления в менеджменте
Содержание:
- Фигура руководителя как основа успеха
- Понятие стиля лидерства в руководстве и управлении
-
Какие стили лидерства используются в менеджменте
- Характеристики, плюсы и минусы
- Применение стилей управления в различных организациях
Фигура руководителя как основа успеха
Руководитель — это человек, занимающий руководящую должность в организации, центральная фигура в системе управления.
Как правило, руководитель отвечает за:
- принятие ключевых решений;
- финансовые потоки компании;
- грамотное использование кадровых ресурсов;
- управление стратегической и тактической деятельностью;
- организацию работы внутри коллектива.
От фигуры руководителя зависит успех предприятия в целом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Признаки успешного руководителя:
- обладает лидерскими качествами;
- стремится объединить коллектив;
- транслирует позитивные ценности;
- его мнение считается авторитетным;
- направляет и вдохновляет на решение задач;
- сохраняет положительный настрой даже в кризисных ситуациях;
- обладает большим опытом и знаниями;
- является настоящим профессионалом своего дела;
- добивается поставленных результатов;
- становится примером для подражания;
- ценит своих сотрудников, выражает им благодарность;
- способен к восприятию критики.
В случае неудачи руководитель должен нести персональную ответственность, а не перекладывать всю вину на подчиненных. Например, в провале спектакля личная доля вины лежит на художественном руководителе театра, а не только на актерах и режиссере.
Понятие стиля лидерства в руководстве и управлении
В компаниях существуют руководители различного уровня иерархии. На западный манер их принято называть менеджера
Менеджер — это специалист, отвечающий за управление и организацию работы.
Менеджеры наделены определенными полномочиями и несут ответственность за реализацию деятельности на каком-либо участке. Они могут быть руководителями отделов или отвечать за осуществление конкретных проектов. Менеджеры высшего звена — это главы корпораций, крупных компаний и их заместители.
Понятия «руководитель» и «лидер» часто близки, но имеют существенные различия:
- Руководитель наделен формальными полномочиями, имеет административные ресурсы. Феномен лидерства основан на авторитете и имеет психологическую природу.
- Руководитель обязан уметь планировать, ставить задачи, распределять зоны ответственности, осуществлять контроль. Лидер должен мотивировать, вдохновлять, заражать окружающих своим энтузиазмом, транслировать ценности.
- Не всегда начальник предприятия или глава отдела являются лидерами. Но наличие лидерских качеств помогает сделать управленческий процесс гораздо более эффективным.
Яркие примеры людей, удачно сочетающие в себе качества руководителя и лидера:
- Стив Джобс — один из основателей компании «Apple», стоял у истоков эры информационных технологий.
- Марк Цукерберг — создатель многих стартапов в интернете, в том числе социальной сети «Facebook», богатейший человек в мире, филантроп.
- Илон Маск — изобретатель и предприниматель в космической отрасли. Заряжает своих сотрудников оптимизмом и верой в успех.
Стиль лидерства — это совокупность средств и методов психологического воздействия, которые лидер использует для того, чтобы управлять группой, влиять на нее.
Какие стили лидерства используются в менеджменте
Одна из самых популярных типологий стилей лидерства была предложена в 1930-е годы американским психологом немецкого происхождения Куртом Левиным. Она широко используется в менеджменте и в наши дни. Левин выделял 3 стиля лидерства:
- Авторитарный или директивный.
- Демократический.
- Пассивный или попустительский.
Характеристики, плюсы и минусы
Авторитарный
Этот стиль руководства основан на единоличной власти и директивности принятия решений.
Основные характеристики:
- Строгая регламентация действий сотрудников.
- Наличие сильного контроля.
- Инициатива не приветствуется, больше ценится четко следование инструкциям.
- Недопустимо оспаривание решений со стороны подчиненных.
- Отрицание сомнений.
- Подавление или ограничение коммуникации внутри коллектива.
- Осуществление приказов осуществляется за счет принуждения и санкций.
- Благодарность и похвала практикуются редко.
Плюсы:
- четкое разграничение зон ответственности;
- наличие строгих инструкций;
- возможность быстрого принятия решений;
- постановка конкретных задач;
- контроль за неисполнительными и медлительными сотрудниками.
Минусы:
- избыточность регламентирования;
- слишком детальное планирование текущей деятельности;
- психологически тяжелая атмосфера в коллективе;
- отсутствие потребности у сотрудников генерировать оригинальные идеи;
- широкие возможности для злоупотреблений со стороны руководства.
Разновидностью авторитарного является диктаторский стиль. Для него характерны:
- тотальный контроль;
- подавление любого инакомыслия;
- возвеличивание начальства;
- гнетущая атмосфера в коллективе;
- полный произвол со стороны руководства.
Ведет к эмоциональному выгоранию и текучке кадров.
Демократический
Этот стиль отличается тем, что руководитель считается с мнением подчиненных, привлекает их к выработке решений, делегирует полномочия.
Основные характеристики:
- Атмосфера сотрудничества.
- Поощряется инициатива и самостоятельность.
- Практикуется доверие.
- Отсутствует избыточная регламентация.
- Большое внимание уделяется не только формальным, но и межличностным отношениям.
- Происходит постоянный обмен информацией.
- Ценится вклад каждого сотрудника в общее дело.
- Часто практикуются различные методы морального и материального стимулирования достижений.
Плюсы:
- способствует процветанию компании;
- создает благоприятную психологическую атмосферу;
- развивает профессиональные компетенции сотрудников;
- формирует пространство для генерирования оригинальных идей;
- поддерживает у сотрудников чувство удовлетворенности своей работой.
Минусы:
- требует большого количества времени у руководителей;
- не подходит для организаций, где сотрудники не готовы работать на общее благо компании;
- мнение большинства не всегда является правильным;
- не всегда бывает эффективным в кризисных ситуациях;
- создает пространство для манипуляций у сотрудников, обладающих низкой мотивацией.
Попустительский
Пассивным или попустительским называют такой метод управления, когда руководитель всячески избегает ответственности и устраняется от принятия ключевых решений.
Особенности попустительского стиля:
- Начальник не обладает лидерскими качествами.
- Отсутствует контроль со стороны руководства.
- Проявление инициативы остается на усмотрение самих сотрудников.
- Решения принимаются подчиненными самостоятельно или коллегиально путем голосования.
- У сотрудников отсутствует мотивация для профессионального роста.
- Коммуникация внутри коллектива складывается спонтанно.
- Руководитель не принимает воздействующих мер.
- Рабочий процесс разворачивается на базе ситуативных задач, отсутствует стратегическое планирование.
Плюсы:
- возможность для сотрудников самостоятельно принимать решения;
- вариативность коммуникаций внутри коллектива;
- отсутствие жесткого давления и наказаний;
- приветствуется опытными сотрудниками, не терпящими контроля.
Минусы:
- низкая производительность труда;
- отсутствие стратегии и перспектив развития;
- инициативные сотрудники чувствуют неудовлетворенность;
- в коллективе часто образуются отдельные группы, возникают конфликты и сферы влияния;
- широкие возможности для злоупотреблений со стороны сотрудников, склонных к манипуляциям, безответственности, пренебрежению своими профессиональными обязанностями.
Применение стилей управления в различных организациях
На практике чаще всего применяют комбинированный стиль управления, позволяющий осуществлять планирование, решать стратегические и тактические задачи. Он сочетает в себе элементы разных методов. Гибкость его применения зависит от профессиональной компетентности руководителя, наличия у него лидерских качеств.
Наиболее успешными считаются демократические методы, но и они не всегда подходят. Например, внесение изменений в работу организации всегда вызывает конфликты. Консерваторы решительно противятся переменам и саботируют принятие решений. Демократическая модель наиболее эффективно работает, когда сотрудники являются настоящими профессионалами и разделяют ценности компании.
Эффективность директивных методов снижается по мере увеличения сложности задач. Они способны обеспечить реализацию тактических решений, но малоэффективны в долгосрочной деятельности.
Пассивный стиль характеризуется самым низким уровнем производительности. Отдельные элементы этого метода можно использовать для проверки слаженности работы коллектива, а также при выявлении инициативных сотрудников. Но в долгосрочной перспективе такой стиль способен привести к развалу деятельности организации.
Исследования американских ученых показали, что в руководстве организацией важно учитывать не только влияние на интеллект служащих, но и на их эмоциональное состояние.
Группа психологов из США Гоулман, Боязис и Макки в 2006 году выпустили уже ставшую классической в англоязычном мире книгу «Изначальное лидерство». В ней они выделили 6 стилей лидерства, сочетание которых позволяет эффективно руководить любой организацией.
- Визионерский — лидеры-визионеры вдохновляют подчиненных и направляют их к цели. При этом они позволяют сотрудникам найти самостоятельный путь решения проблем.
- Коучинг — этот стиль предполагает осознание сотрудниками себя в качестве части команды. Концентрирует людей на гармоничное сочетание личностных, профессиональных и корпоративных целей.
- Аффилиативный — направлен на гармонизацию отношений в коллективе, благоприятное разрешение конфликтов.
- Демократический — фокусируется на поиске способов повышения эффективности за счет налаживания атмосферы сотрудничества и предоставления работникам творческой свободы.
- Ведущий — сконцентрирован на достижении высоких результатов, увеличении продуктивности.
- Автократический — использует жесткие авторитарные методы. Основан на подчинении и строгом выполнении приказов. Подходит в антикризисном управлении.