Ответственность руководства за качеств

Ответственность руководства за качество внутри аудиторской организации

18. Аудиторская организация должна разработать политику и процедуры, нацеленные на создание благоприятных условий для развития такой корпоративной культуры, в рамках которой при выполнении заданий важнейшим является качество. Такие положения внутренней политики и процедуры должны предусматривать необходимость принятия на себя генеральным директором аудиторской организации (или лицом на аналогичной должности) или, если это предусмотрено, управляющим комитетом партнеров аудиторской организации (или аналогичным управляющим органом) конечной ответственности за систему контроля качества в этой аудиторской организации (см. пункты A4 — A5).

19. Аудиторская организация должна установить политику и процедуры, чтобы любое лицо или лица, на которое или на которых генеральным директором или управляющим комитетом партнеров аудиторской организации возложена ответственность за оперативное управление системой контроля качества аудиторской организации, обладали достаточным и надлежащим опытом и способностями, а также необходимыми полномочиями для выполнения этих обязанностей (см. пункт A6).

Автор статьи

Татьяна Васильевна Болотова

Эксперт по предмету «Управление качеством»

Стать автором

Определение 1

Ответственность руководства организации — это обязательства, выполнение которых возложено на руководство организации и связано с ее деятельностью в области качества

Основы ответственности руководства организации

В соответствии с положениями международных стандартов, принятых в сфере менеджмента качества, высшее руководство организации несет ответственность за качество производимой и выпускаемой продукции, за качество обслуживания потребителя, за функционирование системы менеджмента качества. Это означает, что руководство организации должно обеспечивать приоритетность решения вопросов качества в деятельности организации.

Ответственность руководства организации в области качества заключается в принятии им мер, связанных, в первую очередь, со следующими аспектами:

  • ориентация деятельности организации на запросы потребителя;
  • разработка, принятие и проведение политики организации в области качества;
  • планирование деятельности организации в области качества.

Рассмотрим каждый из перечисленных аспектов более подробно.

Ориентация организации на потребителя

Высшее руководство организации должно обеспечивать идентификацию и выполнение требований потребителей для того, чтобы повысить их удовлетворенность. Данная обязанность в том числе включает в себя определение требований к поставке и деятельности после поставки (например, действия по гарантийному обеспечению, услуги по техническому обслуживанию, по утилизации и др.), а также определение требований, которые не выражены потребителем, но необходимы для конкретного или предполагаемого использования продукта организации, когда об этом известно.

Организацию руководителям следует направить в сторону систематического принятия эффективных мер по поддержанию связи с потребителями. Тем самым, организация сможет получить информацию о продукции, сведения о прохождении запросов, контракта или заказа, обратную связь от потребителей, включая их жалобы, что является основанием для улучшения деятельности организации.

«Ответственность руководства организации: ориентация на потребителя, политика в области качества, планирование» 👇

Одним из способов оценки функционирования системы менеджмента качества организации является проведение мониторинга информации, касательно восприятия потребителем выполнения организацией его требований. Следовательно, высшее руководство еще обязано обеспечить установление методов получения и использования подобной информации.

Политика организации в области качества

В полномочии высшего руководства организации входит разработка и утверждение политики в области качества. В то же время руководителям организации необходимо обеспечить ее соответствие среде организации, а также поддержку ее стратегического направления.

Политика в области качества должна соответствовать стратегическим целям организации. Содержательно политика в области качества должна быть представлена принятыми организацией на себя обязательствами о соответствии установленным требованиям и о постоянном повышении результативности системы менеджмента качества.

Высшее руководство организации должно приложить все усилия для того, чтобы политика в области качества создавала основы для формулирования целей в области качества уже на стадии планирования.

Политика организации в области качества может быть эффективно реализована только в случае ее доведения до сведения всех сотрудников. При этом нужно сделать так, чтобы они вникли в нее и поняли ее суть.

В условиях постоянных изменений политика организации в области качества должна анализироваться на постоянную пригодность. Это означает, что в случае необходимости руководителям организации нужно своевременно внести соответствующие поправки в текущую версию политики.

Политика организации в области качества в большинстве случаев оформляется в виде отдельного документа, который фактически возглавляет иерархию документации системы менеджмента качества в организации. Утверждение подобного документа и внесение в него изменение является прерогативой высшего руководства организации.

Планирование деятельности в области качества

Первоочередным делом при планировании деятельности организации в области качества является установление соответствующих целей. При этом высшее руководство организации обязано обеспечить установление целей в области качества в соответствующих структурных подразделениях и на соответствующих уровнях управления.

Цели в области качества должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, согласованными с политикой в области качества, целесообразными и определенными во времени. Кроме того, они должны быть соответствующим образом официально оформлены. Это означает закрепление целей в области качества в одном из документов системы менеджмента — в политике в области качества или в руководстве по качеству — что осуществляется руководителем организации.

Для того чтобы реализовать цели в области качества, высшему руководству организации нужно принимать меры, направленные на обеспечение планирования создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества. Желаемым конечным результатом станет выполнение требований по ресурсному и информационному обеспечению, по определению и применению процессов в системе менеджмента качества, по осуществлению измерению, по принятию мер для постоянного улучшения и т. д.

Кроме того, при планировании функционирования системы менеджмента качества и при внедрении в нее различных изменений именно высшее руководство организации отвечает за сохранение ее целостности.

Таким образом, на высшем руководстве организации лежит ответственность по разработке, внедрению, обеспечению функционирования и совершенствования системы менеджмента качества, что проявляется в исключительном наличии у него ряда полномочий.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В области качества все вопро­сы,
связанные с ответственностью руководства
предприятия, должны решаться в неотложном
порядке. Это отнюдь не слу­чайно.
Руководители, и прежде всего — руководители
высшего звена предприятия, являются
распорядителями материальных, трудовых
и финансовых ресурсов. По данным
зарубежных ис­следователей, успешное
решение проблемы качества на 85% за­висит
именно от высшего звена руководства.

Согласно концепции стандартов ИСО,
руководители высше­го звена предприятия
персонально участвуют в решении про­блемы
качества и берут на себя ответственность
за проведе­ние политики в данной
области.

Высшее руководство – это лицо или
группа работников, осуществляющих
направление деятельности и управление
организацией на высшем уровне

Основная задача руководителей предприятия
сводится к це­ленаправленной
деятельности по объединению и координации
всех функциональных и производственных
подразделений, по обеспечению качества
выпускаемой продукции, удовлетворяю­щей
требования и ожидания потребителей
больше, чем продук­ция конкурентов.

Ответственность
высшего руководства в области качества
включает:

  • разработку
    политики и целей, а также руководство
    организа­цией;

  • обеспечение
    организационной структурой и ресурсами;

  • поддержание
    в рабочем состоянии текущей деятельности;

  • достижение
    постоянного улучшения.

5.1Политика в области качества

В условиях рыночной экономики каждое
предприятие само­стоятельно вырабатывает
и реализует свою политику. Она провозглашает
намерения руко­водства предприятия
по защите его интересов и призвана
ориен­тировать процесс принятия
решений на достижение поставлен­ных
целей в течение длительного периода
времени. Политика предприятия
свидетельствует о том, что его руководство
при­держивается четко обозначенных
подходов и принципов, бази­рующихся,
как правило, на определенной философии.
В рамках общей политики предприятия
принято выделять его экономиче­скую,
коммерческую, социальную и техническую
политику, а также политику в области
качества.

Политика в области качества – это
общие намерения и направление деятельности
организации в области качества, официально
сформулированные высшим руководством

Политика в
области качества согласуется с общей
политикой предприятия и обеспечивает
основу для постановки целей в области
качества. На основе общей политики
каждое структурное подразделе­ние
предприятия устанавливает свои цели и
задачи в области качества.

Сформулированная в документе, подписанном
высшим руко­водителем, т. е. закрепленная
документально, политика пред­приятия
в области качества дает возможность
всем работни­кам, а также потребителям
и поставщикам получить отчетливо
представление об официальном отношении
руководства пред­приятия к качеству.
По политике в области качества можно
судить о месте, которое занимает или
стремится занять пред­приятие среди
производителей аналогичной продукции.
По ней можно также судить об отношении
предприятия к потребителям. Отсутствие
ясной политики делает деятельность
предприятия в области качества
неопределенной и непредсказуемой.
Поэтому в концепции стандартов ИСО
политика в области качества вы­ступает
как первооснова системы качества.

Главная цель политики предприятия в
обла­сти качества может быть определена
как стабильное обеспе­чение качества
продукции и услуг, удовлетворяющих
требо­ваниям и ожиданиям потребителей.
На основе главной цели конкретизируются
цели, относящиеся к таким ключевым
свой­ствам качества, как функциональная
пригодность, эксплуата­ционные
характеристики, безопасность и надежность.

Концентрированным выражением политики
выступает девиз предприятия в области
качества. Для обеспечения надлежащего
эффекта восприятия девиз дол­жен
отвечать следующим требованиям: быть
четким (доступ­ным для понимания),
лаконичным (одна — две фразы), вырази­тельным
(афористичным).

Политика предприятия в области качества
оформляется в ви­де письменного
заявления (декларации) и подписывается
руко­водителем предприятия; следует
иметь в виду, что подписание заявления
о политике заместителем руководителя
предприятия или любым другим должностным
лицом умаляет его значение. Политика в
области качества излагается кратко и
доступным для понимания языком.

Политика
предприятия в области качества, как и
обязатель­ства руководства, доводятся
до каждого работника предприя­тия.
Это достигается путем обсуждения
положений политики на совещаниях
коллекти­вов функциональных и
производственных подразделений
пред­приятия, разъяснения сущности
политики в ходе учебы по качеству,
ознакомления с политикой при приеме на
работу, наглядной агитации в местной
печати и на радио, телевиде­нии, а
также посредством плакатов и транспарантов,
размещен­ных в производственных и
служебных помещениях и в местах,
обеспечивающих восприятие информации
максимально возмож­ным числом
работников и посетителей (проходная,
приемная, актовый зал, столовая и др.).

Контроль
и анализ политики в области качества
осуществля­ет руководство предприятия.
По результатам анализа прово­дится,
если в этом возникает необходимость,
корректировка от­дельных ее положений
или устанавливаются новые.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Дмитрий Могилко

Бизнес-архитектор

Эксперт-консультант ВЭШ СПГЭУ

Асессор по модели EFQM

Партнёр ГК «Современные технологии управления» (г. Санкт-Петербург)

В статье представлен обзор функций и необходимых компетенций для управления качеством, а также авторская модель процесса управления качеством и структура паспорта аудита качества на основе требований и рекомендаций стандартов.

Одним из важнейших экономических параметров, определяющих рыночную стратегию позиционирования продукции, является отношение «цена/качество». При этом, нижняя граница цены реализации продукции обусловлена его себестоимостью и может быть определена на основе функционально-стоимостного анализа, рассмотренного автором в статье [1]. Для оценки параметра «качество» в данной статье рассматривается подход на основе «управления качеством».

Эволюция развития подхода от управления качеством продукции — до всеобщего управления качеством деятельности организации предполагает создание и обеспечение результативного функционирования системы качества, включающей необходимые организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы [2].

Общие требования к созданию системы менеджмента качества (СМК) описаны в стандарте [3], а рекомендации по ее развитию (для достижения устойчивого успеха деятельности) — в стандарте [4]. В соответствии с [5] СМК может быть определена как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик и целей, а также процессов для достижения целей в области качества. Формализованная СМК создает основу для планирования, выполнения, мониторинга и улучшения деятельности по менеджменту качества.

Объектами управления качеством являются продукция и процессы, которые в [6] представлены следующей группировкой (рис. 1):

Рис. 1. Группы процессов СМК

Стандарты [3, 7] содержат требования и пояснения по их применению относительно следующих процессов СМК:

  1. Процессы жизненного цикла продукции (группа основных процессов):

    • определение требований к продукции и услугам (пункт 8.2 стандарта);
    • проектирование и разработка продукции и услуг (п.8.3);
    • управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками (п.8.4);
    • производство продукции и предоставление услуг (п.8.5);
    • верификация выпуска продукции и услуг (п.8.6);
    • управление несоответствующими результатами процессов (п.8.7).
  2. Менеджмент ресурсов (группа процессов ресурсного обеспечения):

    • определение и обеспечение наличия человеческих ресурсов (п.7.1.2);
    • определение, создание и поддержка инфраструктуры (п.7.1.3);
    • определение, создание и поддержка среды для функционирования процессов (п.7.1.4);
    • определение и предоставление ресурсов для мониторинга и измерения качества процессов, продукции и услуг (п.7.1.5);
    • определение, поддержка и предоставление знаний для функционирования процессов и достижения соответствия продукции и услуг (п.7.1.6);
    • определение и обеспечение необходимой компетентности (п.7.2);
    • обеспечение осведомленности персонала в области качества (п.7.3);
    • создание, актуализация и управление документированной информацией (п.7.5).
  3. Ответственность руководства (группа процессов управления):

    • определение области применения СМК и границ охватываемой деятельности (п.4.3);
    • определение процессов СМК и применение документированной информации для обеспечения их функционирования (п.4.4);
    • определение функций, полномочий и ответственности высшего руководства в отношении результативности СМК (п.5.1);
    • разработка и реализация Политики в области качества (п.5.2);
    • определение функций, полномочий и ответственности персонала организации (п.5.3);
    • планирование действий в отношении рисков и возможностей (п.6.1);
    • определение целей в области качества и планирование их достижений (п.6.2);
    • планирование изменений СМК с учетом факторов среды организации (п.6.3);
    • определение порядка внутреннего и внешнего обмена информацией (п.7.4);
    • планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг (п.8.1).
  4. Измерение, анализ и улучшение (группа процессов информационно-аналитического обеспечения управления и развития):

    • определение, мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды организации (п.4.1);
    • определение, мониторинг и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (п.4.2);
    • мониторинг, измерение, анализ и оценка результатов деятельности (п.9.1);
    • внутренний аудит качества (п.9.2);
    • анализ СМК со стороны руководства (п.9.3);
    • определение возможностей для улучшения деятельности и результативности СМК (п.10.1);
    • устранение несоответствий и корректирующие действия (п.10.2);
    • постоянное улучшение деятельности (п.10.3).

В требованиях к СМК [3] явным образом не описаны действия, осуществляемые в рамках процесса управления качеством, поэтому для их определения целесообразно использовать следующие понятия [5]:

  • планирование качества — действия по установлению целей в области качества и определению необходимых процессов и ресурсов для достижения этих целей;
  • обеспечение качества — действия, направленные на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;
  • контроль качества — действия, направленные на выполнение требований к качеству;
  • улучшение качества — действия, направленные на повышение способности выполнить требования к качеству.

Операционная структура процесса «Управление качеством на предприятии» представленная в универсальном классификаторе процессов для различных отраслей американского центра производительности и качества (APQC), включает следующие операции:

  1. Создание требований к качеству:
    • определение характеристик, критичных к качеству;
    • определение профилактических мер обеспечения качества;
    • проверка соответствия плану качества;
    • проверка возможностей обеспечения соответствия требованиям;
    • завершение плана качества.
  2. Оценка соблюдения требований:
    • проверка соответствия плану качества;
    • оценка результатов испытаний.
  3. Управление несоответствиями:
    • оценка потенциального воздействия;
    • определение немедленных мер;
    • определение причин;
    • устранение или принятие превентивных мер;
    • закрытие несоответствия.
  4. Внедрение и поддержка системы управления качеством на предприятии:
    • определение стратегии управления качеством;
    • планирование и развёртывание специализированного программного обеспечения для системы управления качеством (сфера действия, цели и задачи);
    • определение ключевых процессов системы управления качеством, органов управления и показателей;
    • разработка и документирование регламентов, процедур, стандартов и показателей управления качеством;
    • оценка производительности системы управления качеством;
    • создание окружения и компетенций для улучшения системы управления качеством.

В стандарте [8] представлено текстовое формализованное описание процесса управления качеством, включающее следующие параметры:

  • цель: соответствие продуктов, услуги и реализации процесса управления качеством организационным и проектным целям управления качеством и достижение удовлетворенности заказчика;
  • выход: определяются и реализуются организационные цели управления качеством, политика и процедуры; устанавливаются критерии и методы оценки качества; предоставляются ресурсы и информация для поддержки функционирования и контроля действий по обеспечению гарантии качества проекта; собираются и реализуются результаты оценки гарантии качества; улучшаются политика управления качеством и процедуры, основанные на проектных и организационных результатах;
  • действия и задачи: планируйте управление качеством; оценивайте управление качеством; выполняйте корректирующие и упреждающие действия по управлению качеством.

В стандарте [9] дополнительно к указанным параметрам приведены рабочие продукты (входы и выходы) процесса «Менеджмент качества».

С учетом представленных выше сведений автором предлагается следующее графическое представление IDEF0-модели процесса «Управление качеством» (рис. 2), при этом в стандарте [4] отмечается, что деятельность по улучшению может осуществляться в различных формах — от постоянных незначительных (локальных) улучшений до существенных улучшений (в масштабах всей организации). С учетом указанной возможности этап «Улучшение качества» представлен операцией «Устранение несоответствий» в составе процесса «Управление качеством» и отдельной операцией «Инициация улучшений» в составе группы процессов СМК «Измерение, анализ и улучшение».

Рис. 2. IDEF0-модель процесса управления качеством

В составе операции «Контроль качества» представленной модели для оценки результативности и уровня зрелости СМК осуществляются внутренний аудит и самооценка соответственно. При этом проведение аудита является требованием стандарта [3] и представляет собой систематический, независимый и документированный процесс получения и оценивания объективных свидетельств на соответствие критериям (требованиям) [5]. По результатам аудитов оценивается соответствие СМК [3]:

  • собственным требованиям организации к СМК;
  • требованиям стандарта ИСО 9001;
  • результативности ее внедрения и функционирования.

Также внутренние аудиты также могут быть нацелены [4] на:

  • выявление лучших практик (которые могут рассматриваться организацией для применения в других областях);
  • возможностей для улучшения.

Объектами аудита являются [10]:

  • ожидания и результаты функционирования процессов и продукции;
  • затраты на качество, результативное и эффективное использование ресурсов;
  • результативное и эффективное внедрение процессов, возможности процессов и деятельность по улучшению;
  • результативное и эффективное применение статистических методов и информационных технологий;
  • адекватность и точность измерения деятельности;
  • отношения с заинтересованными сторонами.

Методами (сбора свидетельств) аудита являются [11]:

  • опрос (проведения интервью, заполнения проверочных листов и вопросников);
  • анализ документов;
  • наблюдение за деятельностью.

Для отражения взаимосвязей объектов и деятельности в рамках аудита качества автором предлагается их представление в виде семантической сети (рис. 3).

Рис. 3. Модель взаимосвязей основных элементов аудита качеств

Процесс аудита качества предъявляет определенные требования к компетенциям, которые включают личные качества и способность применять знания и навыки, приобретенные посредством обучения, производственного опыта, подготовки в качестве аудитора и опыта проведения аудита [12].

Аудитор должен [13]:

  • иметь широкий кругозор;
  • быть выдержанным и обладать твердостью воли;
  • обладать логическим мышлением и aнaлитическим складом ума;
  • обладать способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, а также понимать роль отдельных подразделений в организации в целом.

Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в таких областях, как [12]:

  • принципы, процедуры и методы аудита;
  • система менеджмента и ссылочные документы;
  • специфика организационной деятельности;
  • законодательные, контрактные и другие требования, применяемые к проверяемой организации;
  • специальные знания в области дисциплины менеджмента, относящиеся к конкретной отрасли;
  • принципы, методы и технические приемы управления рисками, относящиеся к дисциплине менеджмента.

Аудиторы должны проявлять профессиональное отношение и личные качества во время проведения аудита, включающие [12]:

  • этичность — честность, правдивость, искренность и благоразумие;
  • открытость и непредубежденность — желание и готовность воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;
  • дипломатичность — тактичность при обращении с людьми;
  • наблюдательность — активное наблюдение за окружающей обстановкой и видами деятельности;
  • восприимчивость — осведомленность и способность к пониманию ситуаций;
  • универсальность — возможность быстро адаптироваться к различным ситуациям;
  • упорство — настойчивость, направленность на достижение целей;
  • решительность — своевременное принятие решений на основе логических соображений и анализа;
  • самостоятельность — умение действовать и выполнять свои функции независимо, результативно взаимодействуя с другими;
  • принципиальность — готовность действовать ответственно и этично даже в тех случаях, когда эти действия могут не встречать одобрения или приводить к разногласиям или конфронтации;
  • готовность к самосовершенствованию — обучение в процессе работы, стремление к достижению наилучших результатов при проведении аудитов;
  • высокая культура поведения — соблюдение и уважительное отношение к культурным ценностям проверяемой организации;
  • умение сотрудничать и работать с людьми — результативное взаимодействие с другими, включая членов группы по аудиту и персонал проверяемой организации.

С целью развития компетентности участников процесса аудита качества автором предлагается параметрическая модель в форме Паспорта аудита (таблица 1), содержащая требования и рекомендации стандартов в области аудита качества.

Таблица 1. Основные параметры «Паспорта аудита»

Параметр Требования и рекомендации
1 Цели аудита

В основу каждого отдельного аудита должны быть положены документированные цели, область применения и критерии. Они должны определяться лицом, отвечающим за управление программой аудита, и согласовываться с общими целями этой программы [12].

Цели аудита включают в себя определение того, что должно быть сделано при его проведении, а также следующее:

  • определение степени соответствия проверяемой системы менеджмента или ее составных частей критериям аудита;
  • определение степени соответствия видов деятельности, процессов и продукции требованиям и процедурам системы менеджмента;
  • оценку способности системы менеджмента обеспечивать соответствие законодательным и контрактным требованиям, а также другим требованиям, которые организация обязана выполнять;
  • идентификацию областей потенциального улучшения системы менеджмента;
  • обращение с конфиденциальной информацией, включая степень ее раскрытия [12].
2 Область (объекты) аудита

Область каждого аудита должна согласовываться с программой аудита и его целями. Она включает в себя такие факторы, как структурные подразделения, подлежащие аудиту, их месторасположение, проверяемые виды деятельности и процессы, а также продолжительность и сроки аудита [12].

Объектами рассмотрения при внутреннем аудите являются:

  • результативное и эффективное внедрение процессов;
  • возможности постоянного улучшения;
  • возможности процессов;
  • результативное и эффективное применение статистических методов;
  • использование информационных технологий;
  • анализ данных о затратах на качество;
  • результативное и эффективное использование ресурсов;
  • ожидания и результаты функционирования процессов и продукции;
  • адекватность и точность измерения деятельности;
  • деятельность по улучшению;
  • отношения с заинтересованными сторонами [10].
3 Критерии аудита (нормативная база)

Критерии аудита используются в виде основы для сравнения, по которой определяют соответствие, и могут включать в себя применяемые политики, цели, процедуры, стандарты, законодательные требования, требования системы менеджмента, контрактные требования или своды правил, регулирующих деятельность в конкретном секторе или других запланированных мероприятий [12].

Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, позволяющий осуществить их реализацию и проверку. Заданные количественные требования к характеристикам включают, например, номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски [14].

4 Чек-лист (вопросы) аудита

Чек-лист системы менеджмента бережливого производства является рабочим инструментом аудитора. В чек-листе приводится следующая информация:

  • дата проведения аудита или самооценки;
  • участники оценки;
  • правила присвоения баллов;
  • проверяемые требования;
  • статус выполнения требований;
  • присваиваемые баллы;
  • комментарии к выставленным баллам.

Выполнение требований подтверждается документированной информацией [15].
Оценка соответствия СМК требованиям должна проводиться на основе процессного аудита, направленного в первую очередь на проверку процессов организации. Базой для проведения процессного аудита должна быть модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, включающая процессы из следующих четырех основных областей:

  • ответственность руководства;
  • менеджмент ресурсов;
  • жизненный цикл продукции;
  • измерение, анализ и улучшение.

Аудиторы должны применять разработанные специально для проверяемой области вопросники (чек-листы) [16].

5 Группа по аудиту (состав комиссии)

Лицу, ответственному за управление программой аудита, следует назначить членов группы по аудиту, включая руководителя группы и любых технических экспертов, требуемых для проведения конкретного аудита. Группа по аудиту должна формироваться с учетом компетентности, необходимой для достижения целей конкретного аудита, в рамках установленной для этого аудита области применения [12].

При определении численности и состава группы по аудиту для конкретного аудита необходимо учитывать следующие факторы:

  • общую компетентность группы по аудиту, требуемую для достижения целей, соответствующую области и критериям аудита;
  • сложность аудита, если он комбинированный или совместный;
  • выбранные методы аудита;
  • законодательные и другие требования, такие как требования контрактов, которые организация принимает на себя;
  • необходимость обеспечения независимости группы по аудиту от проверяемых видов деятельности и отсутствия конфликта интересов;
  • возможности членов группы по аудиту эффективно взаимодействовать с представителями проверяемой организации и работать совместно;
  • язык аудита и понимание специфических социальных и культурных ценностей проверяемой организации (с учетом собственного опыта аудиторов или при поддержке технического эксперта) [12].

Руководитель группы аудита в ходе консультаций с членами группы должен обозначить и распределить ответственность между каждым из них за аудит конкретных процессов, работ, функциональных подразделений или участков производственной деятельности [12].

6 План аудита

План аудита должен включать в себя или содержать ссылки на:

  • цели аудита;
  • область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
  • критерии аудита и ссылочные документы;
  • места проведения аудита, даты, ожидаемое время и продолжительность намеченных мероприятий по аудиту, включая совещания с руководством проверяемой организации, а также другие совещания;
  • используемые при проведении аудита методы, включая объем или степень выборочного контроля, необходимого для получения достаточных свидетельств аудита, и проект программы выборочного контроля, если она применяется;
  • роли и обязанности членов группы аудита, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;
  • распределение соответствующих ресурсов по критически важным местам проведения аудита [12].

Форма плана аудита системы менеджмента качества включает:

  • цель и область аудита;
  • нормативную базу аудита;
  • сроки проведения аудита;
  • состав комиссии;
  • объекты аудита;
  • требования конфиденциальности [17].
7 Заинтересованные стороны аудита

Целью предварительного совещания являются:

  • подтверждение согласия всех сторон (например, проверяемой организации, группы аудита) относительно плана аудита;
  • представление членов группы аудита;
  • обеспечение уверенности в том, что все запланированные в рамках аудита мероприятия могут быть выполнены.

Предварительное совещание должно проходить под руководством руководителя группы аудита, в обязанности которого входит:

  • представить участников, включая наблюдателей и сопровождающих лиц, и объяснить их роль в аудите;
  • подтвердить цели, область и критерии аудита;
  • подтвердить с проверяемой организацией план аудита и другие необходимые условия, связанные с ним, такие как дата и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания группы аудита и руководства проверяемой организации и все дальнейшие изменения;
  • ознакомить участников с методами, которые будут использоваться при проведении аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных;
  • представить методы по управлению рисками, связанными с аудитом, которые могут возникать в организации вследствие присутствия на местах членов группы аудита;
  • подтвердить официальные каналы связи между группой аудита и проверяемой организацией;
  • подтвердить язык, используемый при аудите;
  • подтвердить, что во время аудита проверяемая организация будет информироваться о ходе его проведения;
  • подтвердить, что необходимые группе аудита ресурсы и средства будут доступны;
  • подтвердить обеспечение конфиденциальности и информационной безопасности;
  • подтвердить обеспечение безопасности работы и ознакомление участников с соответствующими процедурами по обеспечению безопасности, в том числе в случае возникновения чрезвычайной ситуации для группы аудита;
  • ознакомить участников с методом регистрации и составления отчетов о выявленных при проведении аудита фактах, включая их классификацию и любое ранжирование;
  • проинформировать участников об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
  • проинформировать участников о заключительном совещании;
  • проинформировать участников о том, каким образом следует обращаться с теми фактами, которые могут быть выявлены во время аудита;
  • проинформировать участников о любой системе обратной связи с проверяемой организацией по рассмотрению выводов или заключений по результатам аудита, включая жалобы или апелляции [12].
8 Документация аудита

Необходимо проанализировать документацию соответствующей системы менеджмента проверяемой организации, с тем чтобы:

  • собрать информацию для подготовки мероприятий аудита и подходящие рабочие документы, например относящиеся к процессам, должностным обязанностям;
  • осуществить обзор документации системы для выявления возможных пробелов.
    Документация должна включать в себя, насколько это применимо, документы и записи системы менеджмента, а также отчеты о предыдущих аудитах [12].

Члены группы по аудиту должны собирать и анализировать информацию, относящуюся к зоне их ответственности, и осуществлять подготовку рабочих документов надлежащим образом для фиксации и протоколирования свидетельств аудита. Такие рабочие документы могут включать в себя:

  • контрольные листы;
  • планы выборок для аудита;
  • формы для регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, выводы аудита и протоколы совещаний [12].

Во время проведения аудита информация, относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. В качестве свидетельства аудита следует принимать только ту информацию, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы [12].

9 Заключение по результатам аудита

Заключения аудита могут содержать информацию, касающуюся:

  • степени соответствия критериям аудита и основательности системы менеджмента, включая эффективность системы менеджмента в достижении заявленных целей;
  • эффективности внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента;
  • возможностей процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности системы менеджмента, ее адекватности, эффективности и улучшения;
  • достижения целей аудита, степени охвата области аудита и выполнения критериев аудита;
  • корневых причин выявленных фактов (наблюдений), если это предусмотрено планом аудита [12].

Руководитель группы аудита несет ответственность за подготовку и содержание отчета об аудите. Отчет должен содержать полные, точные, четко сформулированные и понятные записи по аудиту и, в соответствии с процедурами аудита, должен включать в себя или содержать ссылку на:

  • цели аудита;
  • область аудита, в частности, идентификацию проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;
  • идентификацию заказчика аудита;
  • идентификацию членов группы аудита и представителей проверяемой организации, принимавших участие в проведении аудита;
  • даты и места проведения аудита;
  • критерии аудита;
  • выводы аудита;
  • заключения по результатам аудита;
  • заявление о степени соответствия критериям аудита [12].
10 Действия по результатам аудита

Заключения по результатам аудита могут в зависимости от целей аудита указывать на необходимость выполнения корректирующих и предупреждающих действий или действий по улучшению. Такие действия, как правило, разрабатываются и выполняются проверяемой организацией в согласованные временные сроки. При необходимости, проверяемой организации следует информировать лицо, ответственное за управление программой аудита, и группу аудиторов о состоянии выполнения этих действий. Выполнение и результативность этих действий должны быть верифицированы. Такая верификация может быть частью последующего аудита [12].

11 Приложение: Выводы (несоответствия) аудита

Для получения выводов свидетельства аудита должны быть сопоставлены и оценены относительно критериев аудита. Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита. Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны. Несоответствия могут быть классифицированы (ранжированы) следующим образом [12]:

  • значительное несоответствие (категория 1) — несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение запросов потребителей и/или обязательных требований к продукции [17];
  • малозначительное несоответствие (категория 2) — отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению запросов потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования системы менеджмента качества [17];
  • уведомление — свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия [17].

Форма регистрации несоответствий включает:

  • номер акта;
  • дату;
  • номер несоответствия;
  • категорию несоответствия;
  • наименование проверяемого подразделения;
  • номер пункта ГОСТ Р ИСО 9001;
  • номер пункта и обозначение документа СМК организации;
  • описание несоответствия;
  • планируемые корректирующие действия;
  • срок выполнения;
  • оценку комиссией результативности корректирующих действий [17].

В таблице 1 представлен набор основных параметров аудита, однако для конкретных случаев этот перечень может быть модифицирован (исходя из потребностей заинтересованных сторон, среды организации и уровня компетентности участников).

Процесс подготовки, проведения и анализа результатов аудита может быть реализован посредством информационных технологий в системе бизнес-моделирования «Business Studio», для этих целей в системе на вкладке «СМК» применяются соответствующие справочники (рис. 4).

Рис. 4. Справочники раздела «СМК» системы «Business Studio»

Для заполненной карточки аудита (рис. 5) может быть сформирован типовой отчет «Отчет о результатах аудита» (рис. 6).

Рис. 5. Карточка аудита

Рис. 6. Отчет о результатах аудита

Также средствами «Business Studio» может быть реализован предложенный автором «Паспорт аудита» как документ системы (рис. 7), при этом:

  • названия параметров аудита заносятся в поле «Раздел» атрибутов документа;
  • содержание (значение) параметров аудита заносится в поле «Комментарий» атрибутов документа.

Рис. 7. Карточка документа «Паспорт аудита»

Требования к параметрам аудита заносятся в поле «Комментарий» раздела атрибутов объекта (рис. 8).

Рис. 8. Карточка раздела документа

Использование справочника «Разделы атрибутов объектов» является удобным — в результате однократного заполнения сведений (и последующего их пополнения) можно многократно (автоматически) их выводить в отчеты для различных Паспортов аудита.

Для унификацированного представления содержания (шаблона) документа «Паспорт аудита» можно использовать стандартные возможности системы «Business Studio» по настройке и формированию пользовательских отчетов [18] (рис. 9).

Рис. 9. Шаблон пользовательского отчета «Паспорт аудита»

В результате применения пользовательского отчета будет получен документ «Паспорт аудита» в унифицированной форме (рис. 10).

Рис. 10. Отчет «Паспорт аудита»

Для получения сводных данных по проведенным (зарегистрированным в системе «Business Studio») аудитам целесообразно воспользоваться средствами OLE-автоматизации, при этом автоматически построенный Excel-отчет включает следующие разделы:

  1. Лист «Аудиты» представляет собой хронологический реестр и содержит следующие сведения (рис. 11):
    • название аудита;
    • дата (фактического начала) аудита;
    • проверяемое подразделение;
    • заключение по свидетельствам аудита;
    • объект аудита;
    • требования стандарта (критерии аудита);
    • финиш (фактическая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
    • срок (планововая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
    • ответственный сотрудник за выполнение мероприятия (устранения несоответствия);
    • мероприятие (содержание задачи) по устранению соответствующего несоответствия.
  2. Рис. 11. Лист «Аудиты» отчета по аудитам

  3. Лист «Несоответствия» представляет собой группировку аудитов по видам несоответствий и содержит следующие сведения (рис. 12):

    • требование стандарта (критерий аудита);
    • проверяемое подразделение (с группировкой по виду несоответствия);
    • дата (фактического начала) аудита;
    • объект аудита;
    • несоответствие (описание);
    • финиш (фактическая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
    • срок (планововая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
    • ответственный сотрудник за выполнение мероприятия (устранения несоответствия);
    • мероприятие (содержание задачи) по устранению несоответствия.
  4. Рис. 12. Лист «Несоответствия» отчета по аудитам

  5. Лист «Паспорта» представляет собой реестр паспортов аудитов и содержит следующие сведения (рис. 13):

    • номер раздела (нормативно-справочного) документа;
    • содержание раздела (нормативно-справочного) документа;
    • наименование раздела (нормативно-справочного) документа и ссылка на описание (стандарт).
  6. Рис. 13. Лист «Паспорта» отчета по аудитам

  7. Лист «ГОСТы» представляет собой библиотеку требований стандартов и содержит следующие сведения (рис. 14):

    • тип документа;
    • документ (название стандарта, требования которого используются в качестве критериев аудитов);
    • раздел (наименование);
    • содержание (требований и рекомендаций раздела стандарта);
    • свидетельство (вид документа, являющегося свидетельством выполнения требований стандарта).
  8. Рис. 14. Лист «ГОСТы» отчета по аудитам

Для удобства навигации отчет содержит необходимые автоматические межстраничные ссылки.

Предложенные автором модель процесса «Управление качеством» и структура Паспорта аудита, содержащая требования и рекомендации стандартов по СМК, позволят определить и поддерживать необходимые компетенции участников процесса (аудита качества) и других заинтересованных сторон. Применение системы «Business Studio» позволит осуществлять регулярную деятельность по анализу и предупреждению несоответствий, поддержанию и развитию требуемых компетенции аудиторов качества, а также осуществлять регулярный мониторинг и оценку результативности выполнения мероприятий по устранению несоответствий и улучшению СМК.

Для того чтобы получить подробную инструкцию для самостоятельной разработки пользовательского отчета «Паспорт аудита» в системе бизнес-моделирования «Business Studio», необходимо заполнить форму обратной связи на сайте автора [19].

Источники информации:

  1. Могилко Д.Ю. «Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов». — «Менеджмент качества», Издательский дом «Гребенников». — № 2, 2019, с.90–102.
  2. ИСО 9004-1-94: «Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания».
  3. ГОСТ Р ИСО 9001–2015: «Системы менеджмента качества. Требования».
  4. ГОСТ Р ИСО 9004–2019: «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации».
  5. ГОСТ Р ИСО 9000–2015: «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  6. ГОСТ ISO 9001–2011: «Системы менеджмента качества. Требования».
  7. ГОСТ Р 57189–2016: «Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015».
  8. ГОСТ Р 57193–2016: «Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем».
  9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-5-2016: «Информационые технологии. Оценка процессов. Образец модели оценки процессов жизненного цикла программного обеспечения».
  10. ИСО 9004–2000: «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
  11. ГОСТ Р ИСО 10011-1-93: «Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка».
  12. ГОСТ Р ИСО 19011–2012: «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
  13. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93: «Руководящие указания по проверке систем качества. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов».
  14. ИСО 8402–1994: «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь».
  15. ГОСТ Р 56406–2015: «Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента».
  16. ГОСТ Р 51814.7–2005: «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества».
  17. ГОСТ Р 40.003–2008: «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001–2008».
  18. Система бизнес-моделирования «Business Studio». «Создание пользовательских отчетов».
  19. https://bpmstart.bitrix24.site/.

Опубликовано по материалам:
Журнал «Менеджмент качества», 02/2020.

Май 2020 г.

Рекомендуемые материалы по тематике

Разработка шаблона стандарта предприятия

Внутренний аудит СМК банка и анализ со стороны руководства

Модель производственной деятельности в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000

ИСО — Важен сертификат или результат?

Согласно стандарту ИСО серии 9000:2000 высшее руководство – это лицо или группа лиц, осуществляющие в организации управление и контроль на высшем уровне.

Высшее руководство организации руководит и поддерживает в рабочем состоянии результативную и эффективную систему менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителя и достижения выгоды для всех заинтересованных сторон.

5.1. Обязательства руководства

Высшее руководство должно предоставить доказательства в отношении своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности путем:

a) распространения в организации понимания важности удовлетворения требований потребителя, равно как и законодательных и нормативных требований;

б) установления политики в области качества; в) обеспечения уверенности в том, что цели в области качества установлены; г) проведения анализа со стороны руководства; д) обеспечения уверенности в наличии ресурсов.

Действия высшего руководства описаны более подробно в пп. 5.2,5.3,5.4,5.6 стандарта ИСО серии 9001:2000.

9.1. Ориентациянапотребителя

Успех организации зависит от понимания и удовлетворения текущих и будущих потребностей и ожиданий нынешних и потенциальных потребителей, конечных пользователей и других заинтересованных сторон.

5.2. Ориентация на потребителя

Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что требования потребителя выявлены и выполнены в целях повышения удовлетворенности потребителя

(см. пп. 7.2.1 и 8.2.1).

Заинтересованными сторонами организации являются:

общество в виде различных объединений и государственных структур, на которые организация и ее продукция оказывают воздействие;

поставщики и партнеры; владельцы и инвесторы (акционеры, отдельные лица или группы,

включая общественный сектор, имеющие конкретный интерес в организации); потребители и конечные пользователи; сотрудники организации.

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-145-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.1.Ориентация на потребителя

При рассмотрении своих отношений с заинтересованными сторонами организация стремится совместно достичь четкого понимания их потребностей и ожиданий с целью создания ценностей для всех сторон.

Независимо от того, кто в организации реально взаимодействует с потребителями, именно высшее руководство отвечает за то, чтобы их требования были правильно поняты и организация была способна их выполнить. Ссылки на пп. 7.2.1 и 8.2.1 указывают на то, как должны решаться эти задачи. В п. 7.2.1 установлены требования потребителя к продукции, п. 8.2.1 – по мониторингу удовлетворенности.

Для того чтобы добиться успеха в решении указанных задач, необходимо определить, чего ожидает от вас потребитель. Этому могут помочь:

переговоры с потребителями; проведение обзоров потребительского рынка; обращение к отраслевым отчетам;

выявление благоприятных маркетинговых возможностей.

9.2. Политикавобластикачества

Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

5.3. Политика в области качества

Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что политика в области качества:

a) соответствует целям организации;

б) включает обязательства по удовлетворению требований и постоянному повышению результативности системы менеджмента качества;

в) составляет основу для установления и анализа целей в области качества; г) понята внутри организации и анализируется с целью поддержания ее пригод-

ности.

Для того чтобы четко определить политику в области качества, высшему руководству необходимо сформулировать миссию.

Миссия – это предназначение организации, официально сформулированное ее высшим руководством. Поэтому миссия должна давать ответы на вопросы: «Зачем создается и существует организация? Какова ее главная идея, призванная объединить весь персонал?»

Формулировка миссии организации должна содержать следующее: задачу фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее рын-

ков и технологий. (Какой предпринимательской деятельностью занимается компания?);

рабочие принципы фирмы;

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-146-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.2.Политика в области качества

принципы межличностных отношений в фирме. (Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?)

Миссия – это долгосрочная цель, поэтому она составляется с расчетом на 5–50 лет.

В состав группы, которая будет разрабатывать проект миссии, рекомендуется включать руководителей и специалистов производственных и экономических подразделений, служб маркетинга, качества и отдела кадров.

Примеры формулирования миссий организаций:

«Служить самым беззащитным» – Международный Красный Крест; «Мы несем красоту, гармонию и здоровье в этот мир более ста лет.

Это – основное дело нашей компании» – ЗАО «Невская косметика»; «Мы полны решимости выпекать хлеб и кондитерские изделия с таким

качеством, чтобы донести свежесть, вкус, аромат и праздничное настроение в каждый дом. В этом мы видим залог успеха нашей компании!» – ОАО «Красноярский хлеб».

Политика в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество выпускаемой продукции и процессов ее производства и является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.

Политика в области качества направлена на: 1. Потребителя и выполнение его требований:

обеспечение соответствия продукции обоснованным требованиям и ожиданиям потребителя;

обеспечение соответствия продукции показателям назначения, государственным стандартам, нормам и правилам;

совершенствование методов работы с потребителями.

2.Реализацию процессного и системного подходов в системе менеджмента качества:

определение и установление процессов системы менеджмента качества организации в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серий 9001:2000–9004:2000;

управление процессами системы менеджмента качества как динамической сбалансированной системой;

непрерывное улучшение методов и средств оценивания продукции и процессов ее производства.

3.Установление и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками и подрядчиками:

налаживание долгосрочных партнерских отношений с поставщиками; установление таких отношений с подрядчиками, которые создают кон-

курентные преимущества организации.

Политика в области качества может использоваться для улучшения,

если:

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-147-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.2.Политика в области качества

согласуется с прогнозом и стратегией высшего руководства по перспективам организации;

позволяет понимать и реализовывать цели в области качества во всей организации;

подтверждает приверженность высшего руководства качеству и обязательства обеспечивать необходимыми ресурсами работы по достижению целей;

помогает разъяснять приверженность качеству во всей организации при четком лидерстве высшего руководства;

ориентирована на постоянное совершенствование, связанное с удовлетворением потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

четко сформулирована и умело доведена до сведения всего персонала. Способы доведения политики до персонала:

личное разъяснение политики генеральным директором; разъяснение политики на заседаниях и совещаниях; размещение текста политики на доске объявлений организации; инструктажи по качеству;

ознакомление с политикой при приеме на работу новых сотрудников; вывешивание политики в кабинетах и цехах; размещение политики в корпоративной газете; рассмотрение политики на Днях качества;

размещение политики в корпоративной компьютерной сети и на интер- нет-сайте компании.

Как только политика потеряла свою актуальность, ее необходимо переработать. Примеры факторов, которые могут потребовать проведения оценки политики на предмет ее пригодности:

смена собственников компании; смена руководства компании;

слияние (или поглощение) компании с другой компанией; изменение внешних факторов (социальных, политических, экономиче-

ских и пр.), которое может повлиять на судьбу компании; переход компании в другую сферу бизнеса;

приобретение или утрата компанией важных конкурентных преимуществ;

смена формы собственности или названия компании.

9.3. Планирование

Цели в области качества – это то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-148-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.3.Планирование

5.4. Планирование 5.4.1. Цели в области качества

Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что цели в области качества, включая те, которые необходимы для удовлетворения требований к продукции (см. п. 7.1, а), установлены для всех соответствующих направлений деятельности и подразделений организации. Цели в области качества должны быть измеряемыми и соответствовать политике в области качества.

Цели в области качества могут устанавливаться как для всей организации, так и для отдельных управлений, филиалов, департаментов и структурных подразделений.

При установлении целей необходимо учитывать следующие критерии: достижимость; ограниченность во времени; важность, насущность; измеримость.

Достижение цели должно быть ограничено во времени. В зависимости от срока достижения цели можно разделить на две группы: краткосрочные и долгосрочные.

Время достижения краткосрочных целей не превышает периодичности анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.

Цели, время достижения которых превышает периодичность анализа системы менеджмента качества со стороны руководства, можно назвать долгосрочными.

Измеримостью цели можно считать наличие возможности проверки (контроля, оценки) достижения цели.

Стратегическое планирование и политика в области качества обеспечивают организации основу для постановки целей в области качества с учетом следующих критериев:

финансовый; оценка третьей стороной (внешние аудиты) и сравнение с лучшими

достижениями (бенчмаркинг); удовлетворенность потребителей, работников организации и других

заинтересованных сторон; восприятие потребителями и другими заинтересованными сторонами

характеристик поставленной продукции; улучшение показателей выполнения процессов во всей организации;

улучшение показателей продукции согласно требованиям потребителей.

В соответствии с данными критериями приведем примеры правильно и неправильно сформулированных целей (табл. 9.1).

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-149-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.3.Планирование

Таблица 9.1

Цели в области качества

Неправильно сформулированные

Правильно сформулированные

цели

цели

Абсолютные цели:

Неконкретные цели

Довести число заключенных контрактов с

Совершенствовать систему менеджмента

потребителями до 50

качества

Не допускать случаев срыва выполнения

Улучшать качество продукции

договоров с заказчиками по вине органи-

Обеспечить стабильный уровень качества

зации (0 случаев)

продукции

Число рекламаций, предъявленных пред-

Повысить стабильность производства

приятию, должно быть не более 5

Повысить эффективность исследований

Относительные цели

Обеспечить ритмичный характер произ-

Аттестовать на 100 % испытательное обо-

водства

рудование

Повысить уровень знаний

Увеличить прибыль одного сотрудника

Эффективно использовать ресурсы

предприятия на 5 тыс. руб.

Снизить затраты на систему менеджмента

Увеличить число выигранных тендеров на

качества

10 %

Уменьшить число случаев производствен-

ного травматизма

Временные цели

Сертифицировать систему менеджмента

качества на соответствие ГОСТ Р ИСО

9001:2001 в 2008 г.

Заменить на 100 % все средства измере-

ний, используемые при проведении госу-

дарственных испытаний продукции, на

средства измерений, включенных в госу-

дарственный реестр средств измерений, к

2010 г. При этом к 2009 г. заменить не ме-

нее 80 %

Цели организации в области качества могут быть отражены в программах качества, имеющих следующие разделы:

улучшение системы менеджмента качества; совершенствование качества продукции; улучшение менеджмента ресурсов.

Цели в области качества необходимо регулярно измерять, анализировать и пересматривать.

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-150-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.3.Планирование

5.4.2.Планирование в рамках системы менеджмента качества

Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что:

а) в рамках системы менеджмента качества осуществляется планирование выполнения требований, указанных в п. 4.1, а также достижения целей в области качества;

б) сохраняется целостность системы менеджмента качества в тех случаях, когда планируются и реализуются изменения в системе менеджмента качества.

Данный пункт стандарта связан с планированием на двух уровнях. Первый уровень – планирование действий, направленных на приведение системы менеджмента качества в соответствие с требованиями п. 4.1 стандарта. Чаще всего планирование на этом уровне связано с начальными стадиями создания и внедрения системы менеджмент качества.

Вместе с тем необходимость дополнительного планирования может возникнуть у руководства по результатам анализа (п. 5.6.1) системы менеджмента качества с целью:

обеспечения ее постоянного соответствия современным требованиям; выявления любых необходимых изменений; определения имеющихся возможностей для совершенствования системы.

Второй уровень планирования требуется для достижения поставленных целей в области качества. Поскольку эти цели могут и должны меняться со временем, планирование на этом уровне представляет собой непрерывный процесс.

Результатами планирования могут быть: программы работ;

организационные структуры и планы ресурсного обеспечения. Данный пункт стандарта теперь требует контроля всех изменений, вно-

симых в систему менеджмента качества, и обеспечения ее эффективности в процессе и после внесения этих изменений. Это новое требование.

Если на предприятии появился новый поток выпуска продукции, то не должна быть нарушена целостность системы менеджмента качества.

9.4. Ответственность, полномочияивзаимосвязи

Полномочие – право, предоставленное кому-либо на совершение чего-

либо.

Ответственность – 1) необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. д.; 2) серьезность, важность чего-либо.

Высшее руководство организации определяет ответственность и полномочия работников в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

Представитель руководства по качеству наделен полномочиями для управления, постоянного контроля, оценки и координации системы менеджмента качества. Он подотчетен высшему руководству и поддерживает связи с

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-151-

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.4. Ответственность, полномочия и взаимосвязи

потребителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

5.5.1. Ответственность и полномочия

Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что ответственность и полномочия внутри организации установлены и доведены до сведения соответствующих лиц.

5.5.2. Представитель руководства

Высшее руководство должно уполномочить одного из руководителей, который, независимо от других обязанностей, должен нести ответственность и иметь полномочия, необходимые для:

а) обеспечения уверенности в том, что процессы, необходимые для системы менеджмента качества, установлены, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии; б) докладов высшему руководству о функционировании системы менеджмента

качества и любых потребностях в ее улучшении; в) обеспечения уверенности в распространении осознанности во всей организации

требований потребителя.

ПРИМЕЧАНИЕ. Ответственностью представителя руководства может быть также осуществление связи с внешними сторонами по вопросам, относящимся к системе менеджмента качества.

5.5.3. Внутренние взаимосвязи

Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что в организации созданы соответствующие каналы взаимосвязей и что эти взаимосвязи охватывают вопросы результативности системы менеджмента качества.

От высшего руководства требуется, чтобы оно обеспечило знание каждым исполнителем того, что от него ждут (его ответственности), разрешило ему сделать то, что требуется (дало полномочия), а также определило правильное соотношение между ответственностью и полномочиями сотрудников. Эта информация должна быть оформлена в письменном виде.

Для того чтобы определить ответственность и полномочия работников, необходимо разработать должностные инструкции. Если организация малочисленная, можно пользоваться матрицей ответственности, блок-схемами, квалиграммами.

Описание ответственности и полномочий не должно быть слишком детальным или сложным. Важно, чтобы оно отражало реальное положение дел

ворганизации и допускало определенную гибкость.

Вмалом бизнесе обычно работает ограниченное число людей, способных решать задачи, предусмотренные данным пунктом стандарта. Поэтому им часто приходится совмещать обязанности и ответственность, а также подменять друг друга.

Стандарт требует, чтобы высшее руководство назначило ответственного за систему менеджмента качества в целом. Этот человек может выполнять и другие обязанности, но он должен обладать достаточными полномочиями внутри организации, чтобы обеспечить правильное функционирование системы менеджмента качества.

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-152-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как работать в мсэд московской области подробная инструкция
  • Белотеро гидро для биоревитализации инструкция по применению
  • Цитиколин инструкция по применению цена таблетки саше
  • Как пользоваться портативной колонкой инструкция по применению на русском
  • Коды для пульта huayu hr e877 инструкция