Открытый урок стили руководства

Тип занятия: изучение и первичное
закрепление нового материала и способов
действий.

Вид занятия: лекция с элементами ролевой игры

Цели занятия:

Дидактические (образовательные):

  • сформировать представление о стилях управления
    и факторах их формирования;
  • вызвать познавательную активность студентов;
  • максимально приблизиться к реальной
    профессиональной ситуации;

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания желания
    активного участия в образовательном процессе;
  • воспитывать и развивать профессиональный
    интерес;
  • продолжить формирование умения работать в
    коллективе, принимать совместные решения,
    оценивать работу товарища;

Развивающие:

  • продолжить развитие профессионального
    мышления через анализ, сравнение и обобщение
    фактов;
  • развитие творческого мышления, необходимого
    для познания практической деятельности;

Междисциплинарные связи: “Этика деловых
отношений”, “Социальная психология”, “Основы
социологии и политологии”.

Учебное оснащение занятия: мультимедийный
компьютер, проектор, экран, электронная
презентация, фотоаппарат

Методическое обеспечение занятия:

  • календарно-тематический план
  • план – конспект занятия
  • раздаточные материалы
  • хронокарта урока

Список литературы:

1. Основы менеджмента. Учеб. пособие/ Под ред.Н.И.
Кабушкин – Минск: Новое знание, 2007. – 336 с.

2. Управление персоналом организации.
Практикум: Учеб. пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.Я.
Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. — 296 с. – (Высшее
образование)

3. http://www.youtube.com/watch?v=w6OwLyClgmg

Ход урока

1 .Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку
(компьютер, проектор, тетради, ручки). Проверка
посещения занятия.

Здравствуйте, студенты, преподаватели!

2. Обоснование значения изучаемой темы и цели
урока. План урока.

Вступительное слово преподавателя:

Менеджмент и практическая психология
свидетельствуют, что для подавляющего
большинства подчиненных при получении приказа
от руководителя огромное значение имеют такие
факторы, как тон, манера поведения руководителя,
конкретные слова, в которые облачены инструкции
и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот,
игнорирует руководитель мнения персонала,
подбирает ли для них роли, соответствующие
профессиональному потенциалу каждого
конкретного человека.

Поэтому сегодняшнее занятие, мы с вами
посвятим, изучению стилей управления и отработке
практических умений и навыков по его
формированию. Тема нашего сегодняшнего занятия
звучит следующим образом — стиль управления. (Презентация, слайд 1). Целью своего
занятия считаю дать ответы на следующие вопросы:

Из чего складывается конкретный стиль
управления?

Можно ли его корректировать и
совершенствовать? Что для этого нужно и можно
делать?

Открываем тетради и записываем тему нашего
занятия. (Презентация, слайд 2)

(Студенты записывают дату, тему занятия и
вопросы, раскрывающие тему занятия
).

Стиль управления.

1. Авторитарный стиль управления.

2. Демократический стиль управления.

3. Либеральный стиль управления.

4. Рекомендации по совершенствованию стиля
руководства.

3. Изучение нового материала

Слово “стиль” греческого происхождения.
Первоначальное его значение – “стержень для
писания на восковой доске”, а позднее –
“почерк”. Следовательно, стиль руководства –
это “почерк” в действиях
менеджера-руководителя.

В теории и практике, как правило, выделяют 3
стиля: (по К. Левину, немецкий психолог)
авторитарный, демократический, либеральный.

Презентация,
слайд 3
Стиль руководства
привычная манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, направленная на
воздействие и побуждение подчиненных на
достижение поставленных целей.

Прежде, чем я начну свой рассказ о стилях
руководства, хочется заметить, что стиль
руководства применяется не только в деловой
сфере. Знайте, уже сейчас закладываются задатки
вашего стиля. Понаблюдайте за собой, за
товарищами в группе, за взаимоотношениями в
семье между взрослыми и детьми…. И помните, что
стиль не закладывается генетически, его можно
изменять….Приступаем к изучению различных видов
стилей, и начнем с..

Презентация, слайд 4 Авторитарный
стиль
– это централизация власти в руках
одного руководителя. Для руководителя с данным
стилем характерно:

  • делается ставка на администрирование и
    ограничение контактов с подчинёнными;
  • единоличное принятие (отмена) решения, не
    предоставление возможности подчинённым
    проявлять инициативу, категоричность, резкость в
    общении с людьми;
  • приказ, распоряжение, наставления – основные
    способы доведения решения до исполнителя;
  • все новое воспринимается им с осторожностью, в
    работе практически пользуется одними и теми же
    методами;
  • при первом благоприятном случае избавляется от
    сильных работников и талантливых людей;

В коллективе, где руководит автократ часто
неблагоприятный психологический климат, что
обусловливает повышенную
психологически-стрессовую нагрузку и вреден для
психического и физического здоровья работников.

Презентация, слайд 5 Преимущества
авторитарного стиля руководства

  • Малые затраты на выработку и принятие решений
    (так как никакого обсуждения попросту нет)
  • Высокая точность и быстрота исполнения решений
    (вследствие прессинга со стороны руководителя)
  • Возможность предсказания возможного
    результата.

Недостатки авторитарного стиля:

  • Возможность принятия неверных решений
    (вследствие неучета мнения подчиненных,
    недостаточного уровня квалификации
    руководителя, слабости информационной базы).
  • Большие затраты на контрольный аппарат за
    наблюдением исполнением решения.

Область применения авторитарного стиля:

Кризисные и критические ситуации (аварии,
бедствия).

Во всех этих случаях промедление с принятием
решений может привести несравненно больший вред,
чем возможность принятии не лучшего решения.

В слабоорганизованных объектах управления (в
группе с неразвитыми материальными и высшими
потребностями).

Автократизм здесь эффективен до момента
приобретения объектом управления
организационной стройности. Дальнейшее его
использование в коллективе может привести к
напряженности во взаимодействии руководителя с
подчиненными, проявляемой в том числе и во
фрустрации (сознательный уход подчиненных от
принятия решения, даже в тех случаях, когда
руководитель – автократ предоставляет
подчиненным право действовать самостоятельно).

Ребята, предлагаю вашему вниманию 2
видеоролика, где разные ситуации, разные люди, но
их что-то объединяет…

ВИДЕОРОЛИК 1, ВИДЕОРОЛИК
2. После просмотра видеоролика — дискуссия
студентов: по каким признакам определили наличие
авторитарного стиля; к каким последствиям может
привести его применение.

Переходим к изучению следующего стиля.

(Презентация, слайд 6) Демократический
стиль управления
характерен
предоставлением для подчиненных больших прав в
области принятия решений и его целесообразно
применять при условии заинтересованности
работников в получении результатов,
инициативности и ответственности.

Демократический стиль — характеризуется
разделением власти и участием работников в
управлении, при этом ответственность не
концентрируется, а распределяется в
соответствии с переданными полномочиями. Для
руководителя — демократа характерно:

Перед принятием решения советуется с
подчиненными;

Но при этом важно подчеркнуть следующее. Если
руководитель уверен, что версия подчиненных
неверна, а его решение верно, то он может принять
решение единолично по автократическому образцу.
Это исходит из принципа единоличной
ответственности руководителя за результаты
деятельности объекта управления.

  • Распределяет ответственность в соответствии с
    полномочиями.
  • В отношении персонала делается ставка на
    деловых, квалифицированных работников;
  • Постоянно повышает свою квалификацию,
    учитывает критику;
  • Является сторонником разумной инициативы
  • Распоряжения и запреты проводит на основе
    дискуссий.
  • При осуществлении контроля обращает внимание
    на конечный результат.

Такая обстановка создаёт условия для
самовыражения подчинённых, у них развивается
самостоятельность – это способствует
восприятию достижения целей организации, как
своих собственных. Этот стиль основан в первую
очередь на инициативе коллектива, а не
руководителя. Взаимодействие руководителя и
подчинённых основано на сотрудничестве.

Презентация, слайд 7 Преимущества
демократического стиля:

Большая удовлетворенность работников своим
трудом (через участие в управлении) и,
следовательно, их высокая эффективность
деятельности.

Меньшая вероятность принятия неверного
решения (так как вырабатывались они
коллегиально).

Недостатки демократического стиля:

Требуется много времени для достижения единой
точки зрения.

Область применения демократического стиля:

  • Достаточно развитые в
    квалификационно-интеллектуальном аспекте
    коллективы с высоким уровнем организации;
  • Стабильный процесс производства, подвергаемый
    лишь локальным изменениям, не изменяющим его
    основного содержания.

Демократический стиль является наиболее
эффективным, так как он обеспечивает высокую
вероятность правильных, взвешенных решений,
высокие производственные результаты труда,
инициативу, активность сотрудников,
удовлетворенность людей своей работой и
членством в коллективе, благоприятный
психологический климат и сплоченность
коллектива.

Однако реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически
коммуникативных способностях руководителя.

ВИДЕОРОЛИК 3 После просмотра — дискуссия
студентов

(Презентация, слайд 8) Либеральный
стиль управления
— совокупность приемов
управления, основанных на передаче задач
подчиненным, которые принимают на себя и часть
ответственности за их выполнение.

Руководитель, использующий либеральный
(делегирующий) стиль:

  • склонен к излишней терпимости,
    снисходительности, нетребовательности;
  • предпринимает решительные действия только по
    указаниям вышестоящего руководства и стремится
    уклониться от ответственности за полученные
    неудовлетворительные результаты;
  • в стремлении приобрести и укрепить авторитет
    способен предоставить подчинённым различного
    рода льготы, выплачивать незаслуженные премии;
  • во взаимоотношениях с подчинёнными корректен и
    вежлив, положительно реагирует на критику, не
    любит контролировать их работу, не может
    отказать работнику, не чувствуя себя виноватым;
  • может сам выполнить работу за нерадивого
    подчинённого, т.к. не любит увольнять плохих
    работников;
  • главное для него – поддержание хороших
    отношений с подчинёнными, а не результат работы;
  • арсеналом средств воздействия на коллектив
    являются просьбы, уговоры;
  • предоставляет подчиненным практически полную
    свободу, как в принятии отдельных решений, так и в
    выборе способов достижения результатов.

(Презентация, слайд 9) Преимущества
либерального стиля:

  • Возможность полного раскрытия подчиненными
    своих потенциальных способностей во всех
    областях;
  • Высокая степень удовлетворенности своим
    трудом;
  • Малые затраты на контроль деятельности
    подчиненных.

Недостатки либерального стиля:

  • Очень высокая возможность возникновения
    дезинтеграционных тенденций, если отсутствует
    или слабо проработана общая объединяющая идея.
  • Большая вероятность снижения производственных
    показателей и распада коллектива, если исчезают
    или отсутствуют факторы, способствующие
    применения либерального стиля.

Область применения либерального стиля:

Высокоразвитые в
квалификационно-интелектуальном и
организационно-культурном отношениях
коллективе с высокой степенью разделения труда
практически одинаковой сложности. Это
научно-исследовательские,
опытно-конструкторские центры и лаборатории,
союзы художников. В этих случаях роль
руководителя сводится к координации действий
подчиненных, в недопущении узких мест или
отставания в темпе выполнения работ.

ВИДЕОРОЛИК 4 После просмотра — дискуссия
студентов

Можно ли сказать, демократический стиль лучше
(хуже), например либерального или
демократического? Конечно, нет! Стиль управления
— характеристика сугубо индивидуальная и его
направленность определяется 3 параметрами:

  • Личностью руководителя (уровень
    профессиональных знаний, опытом, идеалами,
    системой ценностями, темпераментом)
  • Зрелостью коллектива.
  • Производственной ситуацией

Наилучшего стиля нет, его оптимальность
зависит от названных параметров. Стиль
складывается по большей мере объективно, но его
можно скорректировать и существенно изменить в
требуемом направлении.

Презентация, слайд 10 Рекомендации
по совершенствованию стиля:

  • Вырабатывайте ценностные установки и личные
    цели;
  • Планируйте текущую деятельность и этапы
    саморазвития;
  • Развивайте коммуникативные умения;
  • Развивайте наблюдательность. Умения
    разбираться в людях.

4. Применение новых знаний

Для закрепления изученного материала
предлагаю Вам провести ролевую игру “Конфликт в
отделе”. Для проведения ролевой игры необходимо:

Разделиться на 2 группы.

В каждой группе выбрать руководителя отдела,
остальные – сотрудники отдела.

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ:

В дизайнерском отделе “Маригражданпроект”
снизились результаты труда. Было отмечено, что
среди сотрудников нет слаженности, существуют
“тихие” конфликты.

На сегодняшний день назначено собрание отдела,
где должен выступить недавно назначенный
руководитель отдела…

Роль руководителя отдела: Предложить
мероприятия, направленные на стабилизацию
работы отдела и реализация которых, позволит
создать работоспособную “команду”, способную
достичь, поставленные цели организации (в вашем
лице).

Подготовьте выступление-программу действий:
“Коллеги, я Вас собрал…. “Мы сегодня собрались…”.
Возможные варианты действий: — определяю задачи
каждому сотруднику, даю возможность самим
разобраться в ситуации, оказываю помощь, убеждаю
в необходимости действовать по-новому, использую
свой авторитет, создаю комиссию по контролю за
выполнением принятого решения и т.д.

Роль сотрудников дизайнерского отдела: В
вашем отделе нет слаженности, результаты труда
низкие, вашим отделом недовольно руководство,
между сотрудниками существуют межличностные
конфликты. Сегодня на собрании будет выступать
новый руководитель: “Что же он нам скажет?!”

Задание группе: (противоположной)

  1. Определите, какому стилю отдает предпочтение
    руководитель отдела?
  2. Какие аргументы Вы в подтверждение можете
    привести?
  3. Насколько, на ваш взгляд, выбранный стиль
    управления, будет эффективным в достижении
    целей?

5. Подведение итогов: В начале занятия мы
поставили вопросы:

  1. Из чего складывается конкретный стиль
    управления?;
  2. Можно ли его корректировать и совершенствовать?
    И что для этого нужно делать?
  3. Прошу подвести итоги… (Ответы студентов)

6. Домашнее задание: Повторить пройденный
материал, подготовиться к проверочной работе.

Министерство образования и науки РД

ГОУ СПО «Буйнакский
промышленно-экономический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Менеджмент

Разработала и провела

Преподаватель менеджмента

Бураганова Д.А.

Буинакск-2012г.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА

Дисциплина  «Менеджмент».

Курс II группа №30

Специальность: 080110
«Экономика  и  бухгалтерский
учёт
»

Дата  проведения: «26»__________апреля___________
2012
г

Место проведения: кабинет
менеджмента и маркетинга.

Тема урока: «Стили управления»

Вид занятий: «Урокделовая
игра
».

Метод проведения: контрольнообобшающий на основе ранее полученных знаний по пройденной теме.

Межпредметная связь: социальная
психология.

Оснащение урока: плакаты, схемы, тесты.

Т.С.О: компьютер.

ЦЕЛИ УРОКА.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:


проверка  знаний студентов по ранее  изученной теме «Стили

управления»;


сформировать у студентов  практические умения и навыки  по

Определению
 различных стилей управления;


научить  студентов определять степени зрелости  подчинённых и

Соответствующие
 им стили управления;

РАЗВИВАЮЩАЯ:


развить у студентов  инициативность, творческие способности,

деловую
 активность;


развить желание  быть всесторонне развитыми специалистами;


развить умение  нравственного самопознания, самоанализа и

самооценки;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:


научить студентов работе в коллективе;


научить студентов умению защищать и отстаивать свою точку мнения;

ХОД УРОКА.

I.                 
ОРГАНИЗАЦИЯ
УРОКА.

1.
Проверить  готовность аудитории (состояние аудитории,  наличие

на
столах  заданий, ручек и т.д.]

2.
Проверить готовность  студентов к началу занятия (внешний  вид)

3.
Отметить  отсутствующих студентов в журнале (выяснить  причину

 отсутствия)

II.              
Сообщить
тему и цель урока.

Здравствуйте,
уважаемые студенты и преподаватели нашего колледжа.

Сегодня,
в рамках недели «экономических дисциплин» мы проводим

открытый
урок по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Стили управления».

Целью
нашего урока является: закрепление и обобщение знаний по

теме:
«Стили управления», закрепить понятие власть и влияние и научиться

определять
степени зрелости подчинённых и соответствующие им стили

управления.

Тему
нашего урока я выбрала не случайно. Сегодня очень актуальна

тема
«Лидерство и руководство», т.к. с этим встречается почти каждый

человек,
который в какой-либо степени находится в коллективе.

Вопрос
о том, как эффективно руководить стоял перед человеком

давно.
Истории известен такой случай. Один из древнегреческих правителей,

прослышав,
о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к

нему
для учёбы своего сыны. Узнав о цели визита, диктатор предложил

юноше
прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только

сбивал
своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По

возвращении
во дворец диктатор заявил о том, что он всё рассказал, и

юноша
может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из

первых
стилей руководства, применяемый и сегодня.

Современный
менеджмент исходит из того, что единого стиля

управления
не существует.

Каждый
человек уникален, поэтому сколько руководителей, столько и

стилей
руководства.

Стиль
руководства может быть разный. Но положительной оценкой

стиля
управления служит долгосрочное отсутствие менеджера, не

отражающееся
на работе организации.

Каждого
руководителя волнует вопрос: «Как подобрать лучших

сотрудников
и где их найти?»

На
этот вопрос дал ответ Брайам Трейси: «Если хотите иметь лучших

сотрудников,
вы должны быть лучшим начальником».

Найти
людей которые одновременно могут быть и

предпринимателями,
и традиционными лидерами — постоянная проблема…

Найти
их — фундаментальная задача в любой компании, которая хочет расти.

Для
того чтобы компания росла у неё должны быть сотрудники,

которые
не боялись бы неудач. Как сказал Генри Форд: «Кто боится неудач,

тот
ограничивает свою деятельность»

Компания
которая хочет расти, должна иметь сотрудников, которые

могли
бы и хотели бы брать на себя ответственность. По этому поводу Фрэнк

Крэйн
сказал: «Ответственность — это то, чего больше всего боятся люди.

Тем
не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире.»

Если
вы, как руководитель, хотите чтобы ваша фирма росла и

процветала,
вы должны быть объективы по отношению к своим

подчинённым
не зависимо оттого, нравятся они вам или нет. Вы не должны

обрастать
любимчиками. Руководитель должен настороженно относиться к

лести.
Н.Г. .Чернышевский сказал: «Льстят для того, чтобы господствовать

под
видом покорности.  
Каждый руководитель должен знать и
помнить об

этой
закономерности. Нередко приходится сталкиваться с деформацией

личности
руководителя под воздействием лести. Противостоять лести — ой

как
непросто. Вспомним И.Крылова:

Уж
сколько раз твердили миру,

Что
лесть гнусна, вредна;

Но
только всё не впрок,

И
в сердце льстец всегда

Отыщет
уголок.

Уважаемые
руководители, будущие и настоящие, не позволяйте

господствовать
над Вами под видом покорности.

Сейчас,
подключившись к интернету, мы просмотрим с вами небольшой

видеокурс
о стилях управления.

Идёт просмотр видеокурса.

И
так, мы с вами просмотрели видеоролик о стилях управления. Теперь

на
основе просмотренного нами видеоматериала и ранее изученного

материала
повторим основные моменты нашей темы.

Вопросы:

1.
Как определить влияние?
Влияние — это поведение
одного лица,

которое
вносит изменения в поведение другого лица. Влиять на

других
людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж,

приказ,
идею и т.д.

2.
Когда появляется возможность влиять?
Возможность влиять

появляется
в том случае, если одно лицо находится в определённой

зависимости
от другого.

Знаете
ли вы,
что каждый день, каждый час, каждую
минуту, на

каждом
уровне общества и бизнеса люди умеющие оказывать

влияние
на других людей, добиваются успеха, а не умеющие этого

делать,
оказываются среди неудачников.

3.
Дайте определение лидерству. Лидерство — это способность

оказывать
влияние на отдельные личности, группы, направляя их

усилия
на достижение целей организации.

Здесь
хотелось бы отметить,
что лучший лидер тот, о существовании

которого
люди почти не знают. Когда работа сделана, они говорят:

мы
сделали это сами.

Хотелось
бы акцентировать ваше внимание на основных качествах

лидера,
(здесь идёт демонстрация плаката с качествами лидера)

4.
Что такое власть? Власть определяется, как возможность влиять на

поведение
других людей.

5.
Существуют две стороны власти: видимая и невидимая, объясните

их.

Видимая
сторона власти — это власть начальника над подчинённым.

Невидимая
сторона власти — это власть подчинённого над

начальником.

6.
Назовите три основных стиля управления. Авторитарный,

демократический
и либеральный.

7.
Дайте характеристику авторитарному стилю управления.

Авторитарный
стиль — подразумевает жесткий контроль,

централизацию
власти, единоличное принятие решений. Автократ

«всё
знает сам» и не терпит возражений.

8.
Дайте характеристику демократическому стилю управления.

Демократический
стиль — баланс между централизацией и

децентрализацией
власти, ненавязчивый контроль, коллективное

принятие
решений, командная работа.

9.
Дайте характеристику либеральному стилю управления.

Либеральный
стиль — децентрализация власти, свобода творчества,

отсутствие
контроля. Применяется в творческих коллективах

(научных,
музыкальных и т. д).

Ю.
В западном бизнесе популярна теория «управленческой решётки»,

которая
указывает, что трудовая деятельность разворачивается в

«силовом
поле» между производством и человеком. Каждому типу

поведения
руководителя соответствуют свои координаты. Давайте

вместе
с вами опишем эти типы поведения.

11.
В менеджменте есть теория, согласно которой самые эффективные

стили
лидерства зависят от степени зрелости подчинённых.

Назовите
их.

Низкий
уровень зрелости, средний уровень зрелости, умеренно

высокая
степень зрелости и высокая степень зрелости.

Проведение деловой игры .

Теперь,
опираясь на основополагающие принципы нашей темы,

перейдём
непосредственно к нашей деловой игре.

Как
известно, теория без практики мертва. Мы постараемся применить

наши
теоретические знания на практике.

Вашему
вниманию предлагается видеоматериал из кинофильма:

«Дьявол
носит прада». Просмотрев этот материал, вы должны будете

определить
характер руководителя, его подходы к управлению, и

оценить
степень зрелости подчинённого в начале и в конце материала.

Далее идёт просмотр видео материала.

Просмотрим первый ролик.

1.
Какой стиль управления прослеживается в данном ролике?

Ответ:
авторитарный.

Обоснуйте
свой ответ.

2.Мы
знаем, что существует три типа лидера: лидер-патриарх;

лидер-тиран
и харизматический лидер; к какому типу лидеров

относится
гл.редактор журнала мод Миранда?

Ответ:
Лидер-патриарх.

3.
Как вы считаете, имело ли здесь место влияние и с какой

стороны
оно исходило?

Ответ: Сначала влияние шло со
стороны главного редактора. Она

показала
свою власть над девушкой, отказав ей даже не выслушав её

до
конца.

Затем
девушка, не осознавая этого сама оказывает влияние на

главного
редактора, высказав свою точку зрения, показав свою

независимость
и умение моментально принимать решения.

Просмотрим второй ролик.

1.
Скажите, какая степень зрелости у подчинённого?

Ответ: средняя степень
зрелости.

Укажите
моменты, определяющие среднюю степень зрелости.

Студенты
предлагают свои варианты ответов.

2.
Какой стиль управления соответствует данной степени зрелости?

Ответ: внушение.

Просмотрим третий ролик.

1.
Какова степень зрелости подчинённого?

Ответ:
умеренно высокая степень зрелости.

Укажите
моменты, определяющие умеренно высокую степень

зрелости.

Ответ: девушка поняла, что
работая в журнале мод необходимо,

прежде
всего, изменить свой имидж и почувствовать причастность

к
данной фирме. Свои обязанности она выполняет лучше. Показав

своё
старание и понимание задачи, она вызывает одобрение со

стороны
руководителя.

Здесь
мы видим, что степень зрелости подчинённого растёт изо

дня
в день.

2.
Какой стиль управления соответствует данной степени зрелости?

Ответ: участие.

Просмотрим четвёртый ролик.

1.
Какова степень зрелости подчинённого?

Ответ:
высокая степень зрелости.

2.
Укажите моменты, определяющие высокую степень зрелости.

Ответ:
степень зрелости подчинённого растёт, она блестяще

справляется
с поставленной задачей, лучше старшего ассистента.

3.
Какой стиль управления соответствует данной степени зрелости?

Ответ: делегирование.

Руководитель
оценивает насколько выросла степень зрелости

подчинённого
и решает повысить её.

Просмотрим пятый ролик.

1.
Какой вывод вы можете сделать из просмотренного вами

материала?

2.
Почему девушка ушла от Миранды?

3.
Какое впечатление осталось у Миранды о девушке?

4.
К какому типу лидеров относится девушка?

Ответ: Руководитель видит, что
степень зрелости подчинённого

выросла
до максимума. Она видит в нём такого же лидера, как и она

сама,
и всё же не хочет терять его. Однако девушка делает свой

выбор.
Она относится к харизматическому типу лидеров.

Подведение итогов.

Уважаемые
студенты подведём итоги нашего урока. Как вы помните,

основной
целью нашего урока было закрепление и обобщение знаний по

теме:
«Стили управления», и научиться определять степени зрелости

подчинённых
и соответствующие им стили управления.

Я
считаю, что основные цели нашего урока были достигнуты. Студенты

показали
отличные знания и умения по определению степени зрелости

подчинённых
и соответствующие им стили управления.

Урок по дисциплине «Менеджмент»

по теме: «Стили руководства и факторы их формирования»

Задачи урока:

обучающие – сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния.
развивающие – способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко, кратко излагать мысли.
воспитывающие – способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, литература, социальная психология.

Оборудование: комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Продолжительность занятия 45 минут.

Один из древнегреческих правителей, прослышав о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к нему для учебы своего сына. Узнав о цели визита, диктатор предложил юноше прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только сбивал своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По возвращении во дворец диктатор заявил о том, что он всё рассказал, и юноша может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из первых стилей руководства, применяемый порой и сегодня.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Итак, тема нашего урока “Стили управления и факторы их формирования”.

Что Вы хотите узнать по этому вопросу? (учащиеся записывают на доске)

Для чего нам нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна. Значит, будем изучать.

1-й вопрос Понятие и характеристика основных стилей управления.
2-й вопрос Формирование стиля руководства.
3-й вопрос Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Хорошо. А сейчас блиц-опрос: (показ табличек с надписями, студенты отвечают с места)

  • -Менеджмент ;
  • -Потребность;
  • -Власть;
  • -Маслоу;
  • -Менеджер;
  • -Влияние;
  • -Формы влияния;
  • -Формы власти.

Возвращаемся к плану. Кто заметил небольшую неточность в формулировках? Правильно. Стиль руководства и стиль управления. Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Во-первых. Вспоминайте определение менеджмент => руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? А в России, какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими понятиями?

Да. Правильно. И мы будем отождествлять эти понятия, => стиль руководства приравниваем к стилю управления.

Итак, слово стиль – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда стиль руководства – это своего рода почерк в действиях менеджера.

В разных источниках вы можете встретить разную трактовку и формулировку стиля руководства (управления). Эти неточность связаны с тем, что вся литература по менеджменту переводная. Обращаемся к раздаточному материалу.

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль управления – манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Т.е. суть одна и та же, но первое определение дано с точки зрения технологии этой деятельности, а второе – психологический аспект этой деятельности, => суммируя всё это, мы получаем следующее определение:

Стиль руководства – устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.

Всем ли понятны эти определения?

Переводя на обывательский язык, это методы управления людьми + личностные характеристики управляющего и управляемого.

Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руководства людьми.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным в 30-х годах 20-го века. Он выделил:

— авторитарный;
— демократический;
— либеральный.

Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики, которые были разделены на несколько групп, каждая группа составляла команду, во главе которой стоял взрослый руководитель, исповедующий автократический (авторитарный), демократический или либеральный стили руководства.

Прослушайте краткую характеристику стилей руководства (характеристики представлены на доске).

Ответьте на вопросы.

— Кто отдал предпочтение авторитарному стилю?
— Кто отдал предпочтение демократическому стилю?
— Кто отдал предпочтение либеральному стилю?
— Кто не выбрал для себя стиль?

Хорошо!

Автократы – 1-я группа.
Демократы – 2-я группа.
Либералы – 3-я группа.
Сомневающиеся – 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Для объективной оценки работы каждого будем использовать оценочный лист. Оценивается: ум, сообразительность, активность, выдвижение идей, креативность, исполнительность. Критерии оценки по пяти бальной системе, как в школе.

Вам 10 секунд для назначения руководителя группы, он же заполняет оценочный лист.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. Убеждениевлияние – строится на следующих заданиях:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля и записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения – 5-6 минут.

Представьте свои характеристики. Сомневающиеся – сравнивайте.

Задание №2. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля и записать методы, которыми он руководит (на ваш взгляд).

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте методы.

Задание №3. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время 1 минута.

Задание №4. Определить “+” и “ — ” стороны вашего стиля. Сомневающиеся пишут “+” и “ — ” стороны желательного для них стиля. Время 7 минут. Представьте свои характеристики сомневающимся. Сравните.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение – сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Д. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Л. стиль? Аргумент.

В раздел “примечание” поставьте по одной звезде за перешедшего к вам сомневающегося.

И всё-таки, какой стиль оптимальнее? Эффективность избранного менеджером стиля руководства оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.

Демократический. Но Сталин яркий автократ.

Максим Горький, “Фома Гордеев”: “…дело зверь живой и сильный, править им умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.… Старайся стоять выше дела… так поставить себя, чтоб всё оно у тебя под ногами, чтобы гвоздик в нем – виден был тебе…”

Это какой стиль? Авторитарный. Хотя о такой трактовке из уст Горького…

Адам Смит придерживался мнения, что для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Т.е. Смит ратовал за либеральный стиль.

В жизни трудно встретить представителей этих типов в “чистом” виде. Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку. Тем не менее, каждый руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы. Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства.

Вывод: Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от ситуаций и объектов руководства (либеральный – искусство, авторитарный – армия). Поэтому умение руководить – умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. Эффективным руководителем считается тот менеджер, который способен определить и принять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре и методам работы.

А сейчас подводим итоги. Ответили ли мы на некоторые из Ваших вопросов? (спросим тех, кто задавал вопросы)

  1. Стиль руководства и стиль управления?
  2. Кто выделил основные стили управления?
  3. Какие стили были выделены?
  4. Какой стиль наиболее актуален?
  5. Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (+специфика вашего предприятия).

Ответственные заполняли оценочный лист. Продиктуйте оценки и сдайте мне оценочный лист.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили свою индивидуальность, были креативными (модное слово) – применили творческое мышление.

Сейчас основные моменты законспектируйте самостоятельно.

  1. Определения из раздаточного материала.
  2. Личностные качества, характеристики стилей с доски.
  3. Таблицу стилей из раздаточного материала.
  4. Вывод из раздаточного материала.

Время выполнения 10-15 минут.

Учащиеся работают самостоятельно. После конспектирования материала нарисуйте “смайл-отношение” к уроку на “заборе эмоций”. Спасибо за внимание, всего доброго.

ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж»

Методическая разработка

Деловая игра «Стили руководства и факторы их формирования»

по проведению урока по дисциплине «Основы экономики, маркетинга и менеджмента»

План урока

Дисциплина: Основы экономики, маркетинга и менеджмента

Преподаватель – Тихонова Т.Н.

Тема программы: Руководство, власть и партнерство

Тема урока: «Стили руководства и факторы их формирования»

Продолжительность урока – 45 минут.

Цели урока:

Образовательные – сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятия «власть» и «влияние», формы власти, средства влияния.

Развивающие – способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко и кратко излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.

Обучающиеся должны знать: систему методов управления, стили управления, коммуникации.

Обучающиеся должны уметь: принимать эффективные решения, используя систему методов управления.

Предварительная подготовка преподавателя: формирование слайдов, разработка информационных и проблемных вопросов, практических заданий.

Предварительная подготовка обучающихся: повторение темы «Власть, лидерство, влияние».

Тип урока: урок практического применения знаний и умений.

Вид занятия: практическая работа (деловая игра).

Методические приемы: мотивация – актуализация комплекса знаний, закрепление, взаимооценивание и самооценивание. Создание атмосферы комфорта и взаимопонимания, демонстрация умения работы в группе, владения речью, мимикой, жестами.

Межпредметные связи: экономика, маркетинг, деловое общение, психология, информационные технологии профессиональной деятельности.

Планируемый результат – обучающиеся должны:

  1. Дать характеристику основных стилей управления.

  2. Ориентироваться в основных теориях определения стилей управления

  3. Уметь характеризовать руководителя, умеющего влиять на людей.

  4. Демонстрировать умения в выполнении практических заданий.

  5. Владеть навыками отстаивать свою точку зрения.

Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, опорные конспекты, информационные и проблемные вопросы.

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть занятия

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих

Приветствуют преподавателя, староста сообщает информацию об отсутствующих

2. Ориентированно-мотивационный

Вступительное слово преподавателя. Представление проблемной производственной ситуации. Демонстрация слайдов.

Постановка целей урока.

Воспринимают и акцентируют внимание на поставленной проблеме. Сообщают тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Актуализация ранее усвоенных знаний

Проводит блиц-опрос:

Понятия: Менеджмент

Потребность

Власть

Руководитель

Влияние

Формы влияния

Виды власти

Студенты отвечают с места

4. Операционно-исполнительский

Объясняет новые понятия: стили руководства, их классификация согласно теории К.Левина. Демонстрирует слайды-характеристики авторитарного, демократического и либерального стилей управления. Задает вопрос: «Кому какой стиль управления предпочтительнее?» Предлагает разделиться на группы, соответствующие стилям управления.

Слушают, воспринимают полученную информацию. Делают схематичные записи в тетрадях.

Студенты делятся на группы

5. Закрепление нового материала

Предлагает каждой группе студентов убедить, что выбранный ими стиль управления эффективнее. Раздает задания

Выполняют задания в своих микрогруппах, сравнивают результаты, определяют победителя.

6. Рефлексивно-оценочный

Подводит итоги деловой игры, объявляет дифференцированные оценки за работу на уроке и предлагает заполнить анкеты для самооценивания каждому обучающемуся

Обсуждают, оценивают свою работу на уроке, заполняют анкеты, сдают их преподавателю

Методика   проведения  деловой  игры

«Стили руководства и факторы их формирования»

Производственная ситуация:

  В 2008 году  начался кризис в сфере обслуживания. Вы являетесь руководителем  производства предприятия общественного питания. У вашего  предприятия  появились трудности  с  финансированием производства и следовательно с выполнением планов и получением прибыли. Вам предстоит, как и всем руководителям подразделений, принимать решения по выходу из сложившей ситуации. Решения могут быть различными: от сокращения части работников до изменения технологического процесса. Соответственно, перед вами стоит проблема, как вести себя в этих условиях  и как не наделать ошибок, то есть о вашем стиле управления.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Итак, тема урока «Стили руководства и факторы их формирования».

Для чего необходимо изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна.

На уроке мы будем следовать плану:

1 — й вопрос:  Понятие и характеристика основных стилей управления.

2 — й вопрос: Теории для определения стиля управления

3 — й вопрос:  Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Сейчас блиц-опрос: (студенты отвечают с места)

  • Менеджмент

  • Потребность

  • Власть

  • Руководитель

  • Влияние

  • Формы влияния

  • Виды власти.

Возвращаемся к плану. Итак, 1-ый вопрос (формулировка). Кто заметил небольшую неточность в формулировках? (Стиль руководства и стиль управления). Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Вспоминайте определение менеджмент = руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? Мы будем отождествлять понятия, = стиль руководства  и стиль управления.

Итак, слово стиль — греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен немецким психологом, иммигрировавшим в США в 30-х годах прошлого столетия, Куртом Левиным, чья теория по сей день является самой точной. Он выделил следующие стили управления:

  1. Авторитарный: руководитель этого типа централизует полномочия и не дает подчиненным свободы в принятии решений. Он жестко руководит работой и оказывает давление на подчиненных. Любит угрожать, но иногда может и поощрять своих подчиненных, однако всегда сохраняет за собой власть и право принимать решения.

  2. Демократический: такой лидер считает, что люди мотивированы не только физиологическими потребностями, но и потребностями более высокого уровня: социальным взаимодействием, самовыражением. Такой руководитель стремится создать ситуацию, в которой люди могут проявить себя и их работа сама станет вознаграждением. Демократичные руководители стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации и привлекают их к принятию решений.

  3. Либеральный: руководитель этого типа уклоняется от принятия решений и ответственности. Он видит свою задачу только в том, чтобы обеспечить своих подчиненных материалами и информацией. В этой ситуации решения принимаются большинством голосов на собрании, в котором участвуют все, но никто ни за что не отвечает. В результате происходит полная передача инициативы в руки подчиненных. В организации существует лишь формальная дисциплина. Руководитель-либерал не утруждает себя вопросами стимулирования и мотиващии подчиненных.

Просмотрите краткую характеристику стилей руководства (характеристики представлены в раздаточном материале и презентации)

Ответьте на вопросы:

  • Кому предпочтительнее авторитарный стиль?

  • Кому предпочтительнее демократический стиль?

  • Кому предпочтительнее либеральный  стиль?

Следовательно:

Автократы   -1-я группа.

Демократы — 2-я группа.

Либералы — 3-я группа.

Сомневающиеся — 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. А сейчас команды получают следующие задания:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику вашего стиля управления и выбрать:

1. Методы влияния на подчиненных

2. Вид власти, который руководитель использует

3. Записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения -7 минут

Представьте свои характеристики (зачитывают). Сомневающиеся — сравнивайте.

Задание №2. Выберите из предложенных вам вариантов действий руководителя вашего стиля. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время выполнения — 5 минут.

Задание №3. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля. Какие черты руководителя вашего стиля управления вам нравятся, а какие бы черты вы хотели бы изменить. В чем заключаются достоинства, а в чем – недостатки выбранного вами стиля управления? Время выполнения 5 минут.

Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте достоинства и недостатки.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение — сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент. Сколько человек в Д. стиль? Аргумент. Сколько человек в JI. стиль? Аргумент.

Подведем итоги деловой игры:

Во-первых, мы с вами в игровой форме рассмотрели все стили управления и соответствующие им виды власти и методы влияния.

Во-вторых,  мы с вами разобрали все достоинства и недостатки  стилей управления.

В-третьих,  мы нарисовали психологический и внешний портрет руководителей разных стилей управления.

Прежде чем закончить урок, я бы хотела поблагодарить вас за активную работу. Я считаю, что вы все плодотворно работали на уроке и заслужили хорошие оценки /объявить оценки/. А теперь, пожалуйста, заполните анкеты. Надеюсь, что знания, которые вы приобрели на предыдущих занятиях и на сегодняшнем уроке, будут стимулировать вас к дальнейшим шагам по накоплению профессиональных навыков и умений. А результаты анкетирования мы рассмотрим на следующем занятии.

Оценка ответов обучающихся осуществляется дифференцированно. Отвечающим обучающимся выдаются жетоны разного цвета:

Красный — «отлично», зелёный — «хорошо», желтый — «удовлетворительно». Итоговая оценка определяется с учётом набранных жетонов разного цвета.

Критерии:

1.полнота и правильность ответа;

2. степень осознанности, понимания изученного;

3. творческий подход, умение работать в команде.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЕ №1

Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля,  выбрать:

      1.Методы влияния на подчиненных;

      2.Вид власти, которую такой руководитель использует;

    3. Записать 5 основных личностных характеристик этого руководителя

ЗАДАНИЕ №2

Выберите из предложенных Вам вариантов действий руководителя, стиль вашего руководителя. Используя жесты,  мимику, изобразите, как руководитель Вашего стиля отдает распоряжение

  1. Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить, «Уважаемые господа, запятая…. В продолжение нашей беседы….»

Здесь подробно в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее подробно выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.

  1. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому — то поставщику с дальнейшей информацией о … Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в 3 часа мы смогли его вместе посмотреть.

При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение и, при необходимости, вносятся коррективы.

3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал утром с дальнейшей информацией о…   Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.

В этом случае дается распоряжение, и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнять, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит.

  1. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому – то поставщику с дальнейшей информацией о…..  Ты не позаботишься об этом?

Данную манеру руководства называют «делегирование»: дается распоряжение о том, что требуется, а  выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль, как правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено.

ЗАДАНИЕ №3

На основе  своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет- шарж руководителя своего стиля.

Какие черты руководителя вашего стиля управления Вам нравятся,  а какие бы черты вы хотели бы изменить?

Литература

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, М.: Новое знание , 2005

  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. М.: Проспект, 2011

  3. Драчева Е.Л., Юликов Д.И. Менеджмент Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф.образ. М. : Изд.центр «Академия», 2002

  4. http://www/mbs-seminar.ru

  5. Иванов С.П. «Стили руководства»//Специалист -2005г — №3-с.17

Раздаточный материал

Стили  руководства (презентация)

Демократический (консультативный, партисипативный)

Авторитарный (эксплуататорский, патерналистский)

Либеральный (попустительский, бюрократический)

Основные виды власти и соответствующие методы влияния

Власть, основанная на принуждении — влияние с помощью страха (авторитарный)

Власть, основанная на вознаграждении — влияние с помощью позитивной поддержки (демократический, попустительский)       

Власть, основанная на авторитете и знаниях — влияние с  помощью  личных  качеств  лидера (авторитарный, демократический)

Власть, основанная на  примере — влияние с помощью веры в успех (демократический, попустительский)

Власть, основанная  на законных  правах — влияние с помощью  традиций  власти (авторитарный)

Позитивные методы влияния менеджера на подчиненных:

Создание атмосферы открытости и доверия в коллективе

Самоконтроль сотрудников  за выполнением  работ

Свобода в выборе путей решения задач

Активное участие сотрудников в принятии  решений

Выявление позитивных  сторон  общения, к которым предрасположен слушатель

Учет в первую очередь интересов собеседника, а не собственных интересов

Создание образа  мыслей, вызывающих доверие слушателя

Обращение  к выявленным потребностям   собеседника                                                

Убеждение

Участие

Менеджмент – 1) разновидность хозяйственного управления организацией или самостоятельным видом деятельности в рыночных условиях; 2) группа высших руководящих лиц в хозяйственной организации; 3) совокупность научных знаний и практических навыков в области управления; 4) учебная дисциплина.

Потребность – нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта.

Власть – способность подчинять людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать.

Руководитель – лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Виды власти – законная (традиционная), власть поощрения, власть эксперта, власть уважения, примера.

Влияние – эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов.

Методы влияния – способы, приемы воздействия, изменяющего поведение в нужную сторону, повышающего эффективность работы (создание атмосферы открытости и доверия, самоконтроль сотрудников, активное участие сотрудников в принятии решений, убеждение, участие).

Достоинства и недостатки стилей управления

Стиль управления

+ + +

_ _ _

Авторитарный:

«Эксплуататорский»

«Патерналистский»

(отеческий)

Универсальность, обеспечение высокой производительности труда, полная власть (военная служба), безграничное доверие руководителю (актеры – режиссеру, спортсмены – тренеру)

Отсутствие внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде, страх, злость, уничтожение стимулов к работе, создание почвы для конфликтов

Демократический:

«Консультативный»

«Партисипативный»

Интерес к мнению подчиненных, стимул – поощрение, наказание – в исключительных случаях, подчиненные удовлетворены руководством

Полное доверие подчиненным во всех вопросах, использование всех конструктивных предложений, привлечение сотрудников к постановке целей и контролю

Не всегда повышает производительность, «расхолаживает» подчиненных

Либеральный:

«Попустительский»

«Бюрократический»

Стимулирование творческого подхода исполнителей к своей работе, создание необходимых организационных условий для самостоятельной работы, самовыражение, формирование благоприятного морально-психологического климата, повышение доверия, добровольное принятие на себя повышенных обязательств

Устранение руководителя от фактического управления подчиненными, зависимость руководителя от добровольных помощников, от его имени управляющих коллективом и применяющих все более авторитарные методы, мнимая власть

Личностные характеристики руководителей

Стиль руководства

Личностные характеристики

Авторитарный

Ответственность, категоричность, жесткость, умение наставлять, решительность, честолюбие, стремление к власти, бескомпромиссность

Демократический

Умение принимать решения, контактность, коммуникабельность, отзывчивость, заботливость, оптимизм, уверенность в себе, инициативность, стремление к преобразованиям

Либеральный

Способность к сотрудничеству, доверчивость, мягкость, стремление к нововведениям, восприимчивость, спокойствие, безразличие

ЗАДАНИЕ №1

Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля,  выбрать:

      1.Методы влияния на подчиненных;

      2.Вид власти, которую такой руководитель использует;

    3. Записать 5 основных личностных характеристик этого руководства

ЗАДАНИЕ №2

Выберите из предложенных Вам вариантов действий руководителя стиль вашего руководителя. Используя жесты,  мимику, изобразите, как руководитель Вашего стиля отдает распоряжение

  1. Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить, «Уважаемые господа, запятая…. В продолжение нашей беседы….»

Здесь подробно в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее подробно выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.

  1. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому — то поставщику с дальнейшей информацией о … Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в 3 часа мы смогли его вместе посмотреть.

При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение и, при необходимости, вносятся коррективы.

3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал утром с дальнейшей информацией о…   Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.

В этом случае дается распоряжение, и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнять, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит.

4.Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту с дальнейшей информацией о…..  Ты не позаботишься об этом?

Данную манеру руководства называют «делегирование»: дается распоряжение о том, что требуется, а  выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль, как правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено.

ЗАДАНИЕ №3

На основе  своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет- шарж руководителя своего стиля.

Какие черты руководителя вашего стиля управления Вам нравятся,  а какие черты вы хотели бы изменить?

_____________________________________

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легок/труден

Нужен/не нужен

Свою работу на уроке я оцениваю

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Тема урока: СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Дата проведения урока: 28.05.2015 г.

Группа: 014

Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров

Уровень усвоения:2

Тип урока: комбинированный урок

Цель:

Сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния, способствовать развитию умений работать в коллективе, развивать профессиональный интерес.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 3.3 Организовывать работу трудового коллектива

ПК 3.4Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями

ПК 3.5Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности

Формы организации образовательного пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Материально-техническая база занятия:

аппаратное обеспечение: рабочее место преподавателя с доступом в интернет, рабочие места студентов с доступом в интернет интерактивная доска, проектор;

программное обеспечение: ОС MicrosoftWindows 8, ПО TRACEBOARD,MicrosoftOfficePowerPoint 2013, проигрыватель WindowsMedia.

Литература:

Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Зайналабидов М.С. Менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: Мастерство, 2002.

10. Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие / А.А.Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Наглядные пособия: презентация в PowerPoint.

Время проведения:  80 мин.

Internet— ресурсы:

http://lonbmt.jimdo.com

http://www.cfin.ru/management/

http://www.youtube.com/watch?v=MzzVx1BovTU

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Содержание и структура занятия

(с указанием микроцели)

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методы, формы, средства обучения

1

Организационный момент

Цель:

Создание положи­тельного эмоцио­нального настроя.

1 мин

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих на уроке, мобилизует к работе на уроке.

Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих, настраиваются на урок, показывают готовность к уроку.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Цель:

Установить правильность, полноту и осознанностьвыполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях, определить причины их возникновения.

5 мин

Выявляет уровень знаний студентов, определяет типичные недостатки и пути их ликвидации.

Показывают уровень своих знаний.

Индивидуальная и фронтальная формы.

Работа на интерактивной доске.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Цель:

Совместная формулировка темы урока;

совместная постановка целей урока;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2 мин

Совместно со студентами формулирует тему и цели урока.

Совместно с преподавателем формулируют тему и цели урока.

Записывают тему в тетрадь.

Проблемный метод.

Фронтальная форма работы.

Презентация.

Интерактивная доска.

4

Актуализация опорных знаний

Цель:

Воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

5 мин

Уточняет и дополняет ответы студентов, вводит необходимую информацию.

Вспоминают и воспроизводят информацию.

Фронтальная форма работы.

5

Формирование новых знаний, умений и навыков

Цель:

Выработка у студентов определенных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой.

40 мин

Объясняет новый материал. Органи-зует активную умственную и практическую деятельность студентов по усвоению учебного материа-ла.

Воспринимают и конспектируют учебный материал. Задают вопросы по ходу объяснения материала преподавателем.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Фронтальная форма работы.

Презентация.

6

Закрепление новых знаний, умений и навыков

Цель:

Закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению.

20 мин

Развивает у сту-дентов самостоя-тельность в познавательной деятельности при обучении. Учит студентов самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельно овладевают знаниями, применяют знания в практической деятельности.

Выполняют зада-ния на компьюте-рах.

Практический метод.

Индивидуальная и парная формы.

Работают с информационным ресурсом с помощью компьютера.

Презентация, интерактивная доска.

7

Информация о домашнем задании

Цель:

Способствовать самостоятель-ному повторению и углублению полученных знаний на уроке.

2 мин

Объясняет сущность домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Проблемно-поисковый метод.

Индивидуальная форма работы.

Презентация.

8

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Цель:

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива работы.

Способствовать осознанию содержания пройденного, оценки эффективность собственной работы на уроке.

5 мин

Организует обсуждение: Помогает оценить деятельность группы и собственную деятельность в рамках урока.

Выставляет оценки за урок.

Отвечают на вопросы препода-вателя, самостоя-тельно определяют итоги урока и качество своей работы на уроке.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы. Интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверка посещения занятия.(слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Кто сегодня отсутствует на уроке?

Студенты приветствуют преподавателя, староста группы называет отсутствующих.

Проверка выполнения домашнего задания

выявление уровня знаний учащихся;

определение типичных недостатков, пути их ликвидации.

Проверим, как Вы справились с домашним заданием.

Студент выводит на доску выполненное задание в виде таблицы «Качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков». Другие корректируют или дополняют.

Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

совместная формулировка темы урока;

совместная постановка целей урока;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Вступительное слово преподавателя:

Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от руководителя огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облачены инструкции и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует руководитель мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Поэтому сегодняшнее занятие, мы с вами посвятим, изучению стилей управления и отработке практических умений и навыков по его формированию.

Тема нашего сегодняшнего занятия — Стиль управления. (слайд 2)

Что Вы хотите узнать по этому вопросу? (студенты записывают на доске).

Для чего нам нужно изучать эту тему?

Где Вы уже сталкивались со стилем руководства?

Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна. Начнем ее изучение.

Актуализацияопорных знаний и умений

воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним понятия: руководство, лидерство, авторитет, влияние, власть и ее формы.

Формирование новых знаний, умений и навыков

выработать у студентов определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Итак, на сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы (слайд 3):

1-й вопрос. Понятие и характеристика основных стилей управления.

2-й вопрос. «Решетка менеджмента».

3-й вопрос. Выбор стиля управления.

Студенты, слушая лекцию, ведут конспект урока.

Прежде, чем начать изучать различные виды стилей руководства, хочется заметить, что стиль руководства применяется не только в деловой сфере. Знайте, уже сейчас закладываются задатки вашего стиля. Понаблюдайте за собой, за товарищами в группе, за взаимоотношениями в семье между взрослыми и детьми…. И помните, что стиль не закладывается генетически, его можно изменять….

вопрос. Понятие и характеристика основных стилей управления

Стиль управления – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью. (слайд 4, 5)

Выделяют 3 основных управленческих стиля (слайд 6):

авторитарный стиль – стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных. Для него характерна централизация власти в руках одного руководителя, жесткое управление, единоличное принятие руководителем всех решений в коллективе; проявление слабого интереса к работнику как к личности, невозможность проявления инициативы подчиненным. (слайд 7)

Позиция руководителя находится вне группы. На современном этапе этот стиль непригоден. Он может быть оправдан в экстремальных ситуациях.

демократический стильсовокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководитель систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в общении предельно вежлив и доброжелателен, доверяет людям, он требователен, но справедлив. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования.(слайд 8)

Позиция руководителя находится внутри группы, на основе сотрудничества. Однако, когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприемлем.

либеральный стиль стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность и возможность индивидуального творчества. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами, в решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, чаще уговаривает и просит. (слайд 9)

Позиция руководителя находится в стороне от группы. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику.

Эффективность избранного менеджером стиля руководства оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.(слайд 10)

В реальных условиях в каждом руководителе неизбежно уживаются все три стиля, по- разному проявляясь в различных условиях и при решении различных задач, но у каждого руководителя имеется предрасположенность к тому или иному стилю в силу его личностных качеств.(слайд 11)

вопрос.«Решетка менеджмента»

Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов (слайд 12):

внимание руководителя к производству (ориентация на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал);

внимание к человеку (забота об условиях труда, учет желаний и потребностей).

В зависимости от этого выделяют 5 характерных типов управленческого поведения, отражаемых в решетке менеджмента. (слайд 13, 14)

Внимание к человеку

Демократ

Организатор

9:9

1:9

Манипулятор

5:5

Пессимист

Диктатор

1:1

9:1

Внимание к производству

9

5

1

9

5

1

Тип 1-1 — тип слабого руководителя, не умеющего задействовать ни производственный, ни человеческий факторы. Руководитель мало заботится и о производстве и о людях, прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы. Может иметь место, когда предприятие закрывается.

Тип 9-1 – руководитель, максимально заинтересованный в повышении уровня производства, не уделяя внимания сотрудникам. Решения руководителем принимаются единолично, ориентируясь на безоговорочную исполнительность, происходит подавление инициативы, поиск виновных. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия) или на начальных стадиях развития производства.

 Тип 1-9  — руководитель, уделяющий максимальное внимание людям и мало заинтересованный в повышении производства. Руководитель предоставляет подчиненным полную свободу, стремиться удовлетворить их потребности, оберегает от разногласий, однако производительность труда от этого страдает.

 Тип 5-5 —   руководитель старается занять позицию «золотой середины», проявляя средний интерес как к людям, так и к производству. Он во всем старается достичь компромисса, получая при этом средние результаты труда. Этот стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.

Тип 9-9 — руководитель является хорошим организатором, способным учесть как интересы производства, так и интересы подчиненных. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним, развивает самостоятельность, ответственность, создавая дух единой команды. Это стиль является наиболее эффективным, производство процветает и развивается, и работники довольны своим положением. 

Вопрос. Выбор стиля управления 

Ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. На определение стиля управления кроме личных качеств руководителя, его поведения и отношения с членами коллектива, влияют следующие факторы (слайд 15):

потребности и личные качества подчиненных;

характер выполняемой задачи;

требования и воздействия окружающей среды;

имеющаяся у руководителя информация;

должностные полномочия менеджера.

Руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать.

Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту. Руководитель может менять свое поведение в зависимости от зрелости группы. (слайд 16)

Стили руководства, определяемые особенностями коллектива — ситуационное лидерство (слайд 17, 18)

Уровень зрелости рабочей группы

Соответствующий стиль руководства

Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться

Предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов) Задача менеджера – делегировать полномочия.

Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться

Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности). Задача менеджера – поддерживать.

Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации

Координация (инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов). Задача менеджера – направлять.

Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться

Указывание (тщательный инструктаж и контроль, поощрение исполнительности и личных достижений).

Задача менеджера –управлять.

Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от ситуаций и объектов руководства. Поэтому умение руководить – умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. (слайд 19)

Закрепление новых знаний, умений и навыков

Для закрепления изученного материала предлагаю Вам вместе заполнить таблицу «Стили руководства, определяемые личностью» по 4 критериям (слайд 20, 21, 22, 23):

направленность руководителя на результат;

способы мотивации;

привлечение подчиненных к управлению;

требовательность.

Ребята, предлагаю вашему вниманию 2 видеоролика, где разные ситуации, разные люди. Определим стиль управления.

ВИДЕОРОЛИК 1 (http://www.youtube.com/watch?v=Mw-Fx4n0g-E — авторитарный стиль) 

ВИДЕОРОЛИК 2 (http://www.youtube.com/watch?v=IF8yRq1c2zQ — либеральный стиль)

После просмотра видеороликов — дискуссия студентов. По каким признакам определили стиль управления.

На своих рабочих местах найдите файла «Стили руководства» (D:\Стили руководства), добавьте в название свою фамилию и самостоятельно выполните задания.

Задание 1. Изучив стили руководства, определяемые личностью руководителя, выберите для себя наиболее оптимальный в торговой организации. Запишите 5 наиболее важных характеристик руководителя выбранного стиля. Определите “+” и “ — ” стороны вашего стиля.

Задание 2.Рассмотрите ситуацию и определите на ваш взгляд оптимальный путь построения взаимоотношений руководителя с подчиненным.

Ситуация. Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного больше не повториться. Вы…

Определите, какой стиль управления согласно «Решетке менеджмента» характерен для вашего варианта.

Задание 3.Оценить степень зрелости подчиненных и выбрать соответствующий стиль поведения.

Руководителю необходимо подготовить и отправить деловым партнерам письмо.

Перед секретарем ставится задача, и ее выполнение предоставляется самому сотруднику.

Руководитель диктует текст письма секретарю, а затем перед отправкой его проверяет.

Секретарю рассказывается о ситуации и предлагается самому написать и отправить письмо. Если у секретаря возникают вопросы, руководитель на них отвечает.

Секретарю рассказывается о ситуации и предлагается составить конспект письма. Затем этот конспект обсуждается вместе с руководителем.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

(слайд 24)

Домашнее задание на персональном сайте http://lonbmt.jimdo.com– тема 21.

Проанализировать тип личности руководителя торговой организации.

Подведение итогов урока. Рефлексия

А сейчас подведем итоги нашего занятия.

В начале занятия мы поставили вопросы. Ответили ли мы на Ваши вопросы? 

Из чего складывается конкретный стиль управления?;

Можно ли его корректировать и совершенствовать? И что для этого нужно делать?

Прошу подвести итоги… (Ответы студентов)

Какой стиль наиболее актуален?

Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (+специфика вашего предприятия).

Вывод: Наилучшего стиля нет, его направленность определяется 3 параметрами:

Личностью руководителя (уровень профессиональных знаний, опытом, идеалами, системой ценностями, темпераментом)

Зрелостью коллектива.

Производственной ситуацией.

Стиль можно скорректировать и существенно изменить в требуемом направлении.

 Рекомендации по совершенствованию стиля (слайд 25):

Вырабатывайте ценностные установки и личные цели;

Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития;

Развивайте коммуникативные умения;

Развивайте наблюдательность, умения разбираться в людях.

Оценка работы студентов на занятии.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили свою индивидуальность, были креативными – применили творческое мышление. Спасибо за внимание, до свидания. (слайд 26)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/166223-metodicheskaja-razrabotka-uroka-po-teme-stili

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Машинка для набивки сигаретных гильз инструкция
  • Имудон от чего помогает таблетки взрослым инструкция по применению
  • Urivin инструкция на русском языке по применению
  • Счетчики электрической энергии однофазные ле 2 руководство по эксплуатации
  • Всн 02 74 инструкция по определению прочности бетонных сооружений