Отель метрополь руководство

Доминик Года сделал крутую карьеру в родной Швейцарии. На посту генерального менеджера знаменитого отеля Kulm в Санкт-Морице (где зародился зимний туризм) он совместно с продюсером из Цюриха Кристианом Йенни создал успешный джазовый фестиваль. Йенни этот фестиваль позволил в 2018 г. избраться мэром Санкт-Морица. А Года за несколько лет до этого решился резко изменить свою судьбу и переехал из маленького курортного города в мегаполис. В 2013 г. швейцарский отельер возглавил легендарный московский отель «Метрополь», который годом ранее купила компания российского девелопера и отельера Александра Клячина. В интервью «Ведомостям» Года рассказал, что изменилось в «Метрополе» за шесть лет под его руководством.

– Почему вы решились так радикально изменить свою жизнь и карьеру: сменить легендарный Kulm Нotel на московский «Метрополь»?

– Помимо Санкт-Морица я работал в Лозанне, в Дубае, в Нью-Йорке, и мне всегда нравилась атмосфера больших интернациональных городов. За 17 лет в Kulm я сделал многое: обновил отель, создал в нем спа, гольф-поле на девять лунок, клуб, новый ресторан, вместе с нынешним мэром Санкт-Моритца Кристианом Йенни мы запустили в городе успешный джазовый фестиваль… И я задумался о том, что пора что-то менять в своей жизни.

Но о переезде в Москву не думал. До тех пор, пока мне не представили этот проект и я не понял, что у «Метрополя» отличные перспективы. Потому что я не думаю, что в России есть другой столь же аутентичный отель, который имеет отношение ко всем этапам истории страны за последние 115 лет. Конечно, это большой вызов и большая ответственность – инициировать перемены в таком отеле. Но именно это и движет мной.

– Вы стали генеральным менеджером «Метрополя» в августе 2013 г. То есть вы дуайен среди генменеджеров люксовых отелей Москвы?

– (Смеется.) Не знаю – никогда не анализировал такую статистику.

– Насколько нынешний «Метрополь» отличается от того отеля, что вы приняли в 2013 г.?

– Надо начать с загрузки. Тогда это была настоящая головная боль: всего 40%. Загрузку в этом году мы планируем в 77% – при гораздо более высокой цене за номер, разумеется. Перемены, которые мы осуществили, касаются всего – как сервиса, так и интерьеров. Эти перемены были сделаны с глубоким уважением к наследию и истории отеля «Метрополь», которая одновременно является и историей России. И, скажу вам честно, это было сделать очень непросто.

– Обновление номеров вы уже закончили?

– Нет. К концу этого года мы обновим 85 номеров, мы восстановили исторический вход в отель (со стороны площади Революции), обновили лобби и ресепшн. Но задача – обновить все номера и создать спа с русской баней. Это займет у нас несколько следующих лет. Сейчас зона бассейна занимает у нас очень маленькую площадь, а задача – создать настоящий спа: с большим бассейном и зоной велнес, тренажерным залом, процедурными комнатами и залом для йоги.

– Место для бассейна у вас есть?

– Да, построим бассейн длиной около 20 м.

– Какова стоимость реновации?

– Извините, сумму я не имею права назвать.

– Когда откроется обновленный ресторан «Савва»?

– Осенью. На том же месте, где он и был, с теми же росписями и большими окнами на площадь Революции. Андрей Шмаков останется шеф-поваром ресторана, и кухня у ресторана останется прежней – русской, северо-русской, но ресторан перейдет под управление группы Аркадия Новикова.

– До этого интервью мы встречались с вами перед Рождеством на званом ужине в «Метрополе». После того ужина – прекрасного ужина, затянувшегося за полночь, – официантки валились с ног: они на прощание сказали мне, что работают уже 17 часов без отдыха. Скажите, часто ли случаются такие переработки в «Метрополе»? И возможны ли подобные переработки в люксовых отелях в Швейцарии?

– Это был действительно особенный ужин, я помню его. Мы пригласили обслуживать его лучших сотрудников, большинство из них днем работали в баре «Шаляпин». Как вы сказали, это был отличный ужин, и он длился дольше, чем ожидалось. Так что это была исключительная ситуация.

В Швейцарии, особенно в курортных отелях в разгар сезона, [рабочие] дни могут быть очень длинными. Тогда объединяются все [сотрудники отеля] и помогают сделать работу быстрее и лучше.

– Каковы главные элементы успешного отеля?

– Люди и атмосфера, которую эти люди создают. Гость по приезде должен почувствовать, что его в отеле ждут, что ему готовы служить. Конечно, ошибки возможны, но важна скорость, с какой они исправляются, и отношение, с каким эти исправления делаются.

– Каковы главные рынки для «Метрополя»?

– Конечно, это Россия – 35% гостей. Затем Италия, Франция, Китай, США, Германия. Далее – весь мир: от Латинской Америки до Дальнего Востока.

– У вас есть высокий и низкий сезоны?

– После 9 мая и до середины июля – это высокий бизнес-сезон. Который пересекается с высоким туристическим сезоном, продолжающимся до середины октября. Бизнес-сезон длится до конца года. Январь – март в Москве, как и в любом другом большом городе, низкий бизнес-сезон.

– Рождество и Новый год становятся более важным периодом для московских отелей?

– Да. Поскольку все больше иностранцев приезжают в Москву. И это становится все более важным, ключевым фактором для будущего. Мэр столицы ставит цель увеличить число иностранцев, приезжающих в Москву, и в последние годы их число удваивается каждый год. Главное – сделать процесс получения въездных виз более простым и быстрым. Это поможет не только туризму, но и бизнесу вообще, потому что больше деловых встреч и конференций будет проходить в Москве.

– Каковы другие вызовы для Москвы как туристического направления?

Надо отдать должное тому, какие большие изменения были сделаны в Москве всего за несколько последних лет. Все мои друзья и знакомые, которые приезжают в Москву из Швейцарии, приходят в восторг и начинают жалеть, что не запланировали более продолжительную поездку (смеется).

Москва и Россия в целом прекрасно провели чемпионат мира по футболу, мир узнал много хорошего о России. Этим надо пользоваться: привлекать к себе внимание, демонстрировать настоящее российского гостеприимство. Но надо сделать въезд в страну проще.

– Насколько успешным оказался ЧМ для вашего отеля?

– Это был очень успешный период. Мы боялись, что после ЧМ наступит провал, но этого не произошло – люди продолжали приезжать: ЧМ оказал очень позитивный эффект на весь год. В этом году летний сезон тоже проходит очень хорошо, и по итогам всего года мы планируем показать 2,5%-ный рост по сравнению с 2018 г.

– Какие у вас главные каналы продаж?

– На прямые продажи через интернет у нас теперь приходится более 20%. Мы много работаем с цифровыми каналами, чтобы привлечь молодое поколение, у которого совсем другие привычки бронирования отелей. «Метрополь», я думаю, знают все в России, но до смены собственника репутация у отеля была не самой лучшей. Теперь мы прилагаем большие усилия – у нас очень хорошая команда продавцов, маркетологов и пиар-специалистов, – чтобы сподвигнуть клиентов приехать к нам и убедиться, как сильно у нас все изменилось в лучшую сторону. Недавно я встречался с россиянином, который 30 лет работает на швейцарскую компанию, и он сказал мне, что и представить себе не мог, что «Метрополь» может стать настолько лучше.

– В отеле Kulm вы прославились созданием джазового фестиваля. Понятно, что курорт-отель и отель в мегаполисе – это совсем разные истории. И тем не менее: есть ли у вас идеи долгосрочных ивентов для «Метрополя», которые могут сработать на его репутацию?

– Конечно, курорт – это совсем другое: там сезон продолжается всего несколько месяцев и в них нужно упаковать все. В Москве совсем другая ситуация. У нас очень хорошие отношения с Большим театром, с Третьяковской галереей и другими важными культурными институциями города. Плюс гастрономия – она должна выделить «Метрополь». Архитектура, культура, история, гастрономия и спа – эти элементы сегодня формируют понятие «стиль жизни» и создают репутацию отеля.

– Почему «Метрополь» и Петровский путевой дворец, который тоже находится в вашем ведении, не входят в сеть отелей Azimut, которая также принадлежит Александру Клячину?

– Потому что Azimut работает в совсем другом сегменте. У нас есть синергия в организационных вопросах – закупки, бухгалтерия, но на этом всё. Нельзя смешивать такие разные бренды – страдать будет и один, и другой.

Петровский путевой дворец – это настоящий оазис в центре города. Мы стараемся загрузить его свадьбами, корпоративными мероприятиями. Он совсем рядом с центром города, но атмосфера там совершенно иная.

– Почему вы выбрали гостиничный бизнес для карьеры?

– Потому что одна эта профессия сочетает в себе множество. Ты должен знать производство, сервис, маркетинг, строительство. И конечно, ты должен любить людей.

– Каким вы видите будущее индустрии гостеприимства, сильно ли цифровизация ее изменит и насколько роботы и онлайн-сервисы способны заменить людей в отелях и ресторанах?

– В 1986–1987 гг., когда я работал в отеле Plaza Athénée в Нью-Йорке, шеф-поваром у нас был Даниэль Булю. Потом он открыл в Нью-Йорке ресторан Daniel и создал сеть Cafe Boulud. И однажды я прочитал, что в одном из его ресторанов (кажется, в Лас-Вегасе) готовят роботы. И я подумал: «Боже, куда мы катимся?!» Понятно, что роботы могут собирать автомобили. Или пылесосить ковры. Но зачем они должны готовить? Надеюсь, что как минимум в сегменте люксовых отелей гости будут по-прежнему предпочитать общение с живыми людьми, а не с машинами. Даже когда роботы станут настолько продвинутыми, что смогут поддерживать осмысленный диалог с людьми.

– Сколько консьержей в «Метрополе»?

– Пять. Все россияне, но они говорят на нескольких иностранных языках.

– Где сложнее искать людей для люксовых отелей – в Европе или в Москве?

– Везде сложно. Потому что главное – чтобы у молодого человека было желание работать в сфере обслуживания и ухаживать за гостями. Тогда его можно успешно обучить. Следующая задача – развивать его, обеспечить ему карьерный рост и убедить остаться в вашем отеле. И конечно, эволюция, которую совершил «Метрополь» была бы невозможна без талантливых российских сотрудников, без нашей постоянной работы по улучшению сервиса и постоянной работы над собой. Как только человек решает, что он совершенен, его развитие останавливается.

– Сколько у вас сотрудников?

– Около 350 на 350 номеров. Когда достроим спа, наймем еще несколько человек.

– По вашему мнению, квалификация российского персонала в индустрии гостеприимства стала лучше по сравнению с 2013 г.?

— Я вижу, что профильные вузы стали уделять больше внимания практическому образованию. А это очень важно, потому что позволяет студентам быстрее интегрироваться в рабочий процесс.

В команде Андрея — Александр Мишаков, шеф-повар, обладающий более чем 20-летним опытом организации самых статусных мероприятий «Метрополя». Александр пришел на кухню «Метрополя» совсем юным. Его можно назвать хранителем гастрономических традиций нашего отеля: рецепты самых сложных банкетных блюд Александру передали старейшие повара «Метрополя», которые получили их от своих наставников. Александр Мишаков является призером несколько поварских конкурсов, проходил стажировки в Европе, в том числе в Каннах в легендарном отеле Majestic, представлял блюда русской кухни на гала-ужинах в Брюсселе, Пекине и многих других городах мира. За 27 лет работы в «Метрополе» на счету Александра — сотни банкетов для самых взыскательных гостей, включая мировых звезд и королевских особ.

Получить более подробную информацию Вы можете по телефону: +7 (495) 407-73-40 (доб. 63121) или электронной почте: [email protected].

  • Повара

  • Обслуживающий персонал

хорошо

4,2

Условия труда

Очень хорошо

3,7

Условия для отдыха

Хорошо

Август 2023

3,3

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Выбор рабочего графика. Предоставление питания. Хороший коллектив.

Что можно было бы улучшить

Условия оплаты труда.

Август 2023

3,0

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Предоставление формы и стирка ее, корпоративное питание, разнообразное меню для работы, проведение мероприятий

Что можно было бы улучшить

Место для отдыха, уровень заработной платы

Февраль 2023

4,0

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

-Отличное расположение
-Возможность личностного роста
-Практика иностранных языков
-Замечательные гости

Что можно было бы улучшить

Возможность карьерного роста

Январь 2023

1,5

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Месторасположение гостиницы удобное. На этом все.

Что можно было бы улучшить

Очень склочный коллектив. Точнее коллектива нет, а есть группы людей которые интригуют между собой. Не комфортная атмосфера. Уровень зарплаты маленький. Много что обещая на собеседование — не выполняют. Не обольщайтесь, не лучшее место для работы.

Январь 2023

2,3

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

вкусно и обильно кормили , для меня , как для студента это было важно

Что можно было бы улучшить

взаимодействие между департаментами было выстроено крайне плохо, много сплетен и пересудов конкретно в моем отделе, ну и за ту зп которая была , даже не выдавали форму полностью , пришлось еще себе форму покупать

Январь 2023

2,2

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Отзывчивость, прямой диалог

Что можно было бы улучшить

Больше времени отводить на обучение персонала

Ноябрь 2022

4,7

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Платят вовремя, комфортные условия проживания.

Что можно было бы улучшить

Очень много сплетен внутри коллективов.

Сентябрь 2022

5,0

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Свобода в выборе рабочего времени, расстояние от дома

Что можно было бы улучшить

Корпоративную жизнь внутри коллектива

Август 2022

2,5

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Работа в центре Москвы в историческом и красивейшем месте, эстетика. Хороший коллектив. Начальство нормальное во всех отделах. Нередко идут навстречу.

Что можно было бы улучшить

Низкая зарплата, нет карьерного роста — многие люди работают годами на должностях с небольшим окладом.

Июль 2022

4,2

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Прекрасный исторический отель в самом центре города, владелец вкладывает в него финансы и отель расцвел в его руках. Отличная профессиональная команда, дружный коллектив. Стабильная заработная плата, медицинская страховка, обеды.

Что можно было бы улучшить

Отель развивается и улучшается с каждым годом

Июль 2022

4,5

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Хорошая столовая, лояльное начальство, относительно хорошие условия труда, униформа

Что можно было бы улучшить

Зарплаты индексировались на многих должностях 5 и более лет назад

Июль 2022

3,0

Что мне нравится в работодателе

Оказывают поддержку при обучении

Что можно было бы улучшить

Размер оплаты труда, обучение для профессионального роста

Июнь 2022

4,2

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Известный бренд, стабильность, дружный коллектив

Что можно было бы улучшить

Нет возможности карьерного роста в моем случае

Июнь 2022

3,8

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Благоприятная атмосфера внутри коллектива и сотрудников в целом

Что можно было бы улучшить

Повысить з/плату, корректировать график работы

Июнь 2022

3,8

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Можно подстраивать график. Адекватное руководство, всегда поймут и поддержат.

Что можно было бы улучшить

Увеличить зп, создать мотивационные программы, создать больше возможностей для карьерного роста

Июнь 2022

4,3

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Отличный график и условия труда + 100%соц пакет

Что можно было бы улучшить

Повысить заработную плату

Июнь 2022

5,0

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Я люблю этот отель. Я проработала в двух отделах: служба питания и front office.Выражаю огромную благодарность этому отелю за вклад в моё развитие, отзывчивость и главное терпение. С улыбкой на лице прохожу мимо отеля. Я могу только рекомендовать данный отель и для работы и отдыха.Всё ещё надеюсь, что наши пути пересекутся и я снова вернусь к Вам.
С наилучшими пожеланиями, Наталия

Что можно было бы улучшить

Ночное питание (информация от 2021 года).
Возможно питание стало лучше тк отель никогда не проигнорирует Ваши пожелания и наоборот прислушаются.

Май 2022

4,2

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Хороший коллектив и возможность совмещать с учёбой. Историческое место притягивает многих москвичей и гостей столицы

Что можно было бы улучшить

Дать возможность студентам пробовать себя на месте линейного персонала. Привлекать студентов профильных вузов для стажировок с дальнейшим трудоустройством

Май 2022

4,2

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Трудовые отношения в коллективе. Место работы. Уровень ответственности и задач.

Что можно было бы улучшить

Повысить заработную плату.

Апрель 2022

4,0

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Соц. пакет, питание, функционал( деловое общение с иностранными гостями, расположение, экскурсия по гостинице во время обучения

Что можно было бы улучшить

Улучшить коммуникацию и мотивацию среди сотрудников, повысить уровень з/п

Апрель 2022

2,8

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Работодатель предоставляет бесплатные обеды, хотя они среднего качества.

Что можно было бы улучшить

Не структурирована работа отделов, хаос. Не рекомендую данного работодателя.

Март 2022

4,7

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Стабильность, отличный коллектив, хорошие премии , профессиональный рост

Что можно было бы улучшить

В компании достаточно все продуманно так как отель принадлежит азимуту

Март 2022

4,8

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Историческое место в котором превосходно работает система. Мне все понравилось работая там.

Что можно было бы улучшить

Улучшать нечего. За ту зарплату которую предлагают созданы все удобства.

Декабрь 2021

4,8

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Метрополь — это семья
Прекрасные сотрудники, интересная работа, хоть часто и сложная, но при этом всегда есть возможности карьерного роста
Знаю множество людей, кто начинал с низов и становился менеджерами и директорами
Как и я когда-то с младшего администратора, поднялась до супервайзера
К сожалению ковид разлучил меня с этим местом, но оно всегда будет в моем сердце

Что можно было бы улучшить

Работа в принципе не из легких, но для комфортной работы сотрудников сделано очень многое

Ноябрь 2021

4,7

Список льгот

Что мне нравится в работодателе

Очень удобное место расположение
Руководство идущие на встречу
Есть возможность роста

Что можно было бы улучшить

Немного обновить размеры формы для сотрудников

Ноябрь 2021

5,0

Что мне нравится в работодателе

Отель с очень высокими стандартами гостеприимства.
Обучение на уровне
Грандиозный опыт

Что можно было бы улучшить

Питание в столовой для персонала

Часто задаваемые вопросы о работе в компании Метрополь

Рекомендуют ли сотрудники компанию Метрополь для трудоустройства?

76.9% сотрудников рекомендуют компанию Метрополь для трудоустройства, на основании 26 оценок.

Какая оплата труда в компании Метрополь?

Сотрудники компании Метрополь оценивают оплату труда на 3.4 из 5, на основании 26 оценок.

Как сотрудники Метрополь оценивают руководство компании?

Сотрудники компании Метрополь оценивают работу руководства на 4.1 из 5, на основании 26 оценок.

Как сотрудники Метрополь оценивают возможности карьерного роста компании?

Сотрудники компании Метрополь оценивают возможности карьерного роста на 3.7 из 5, на основании 26 оценок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополь.

Гостиница

Метрополь

Фасад, выходящий на площадь Революции

Фасад, выходящий на площадь Революции

Город Москва
Координаты 55°45′30″ с. ш. 37°37′17″ в. д. / 55.75833° с. ш. 37.62139° в. д. (G) (O)
Архитектурный стиль модерн
Автор проекта В. Ф. Валькот, Л. Н. Кекушев, Н. Л. Шевяков
Основатель С. И. Мамонтов
Строительство 1899—1905 годы
Основные даты:

1901 — Крупный пожар
1901—1905 — Восстановление с перепланировкой
С. П. Галензовским, П. П. Висневским

Статус Герб России Объект культурного наследия РФ № 7710891000№ 7710891000
Состояние отреставрирована
Сайт Официальный сайт
Метрополь на Commons-logo.svg Викискладе

Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Гости́ница «Метропо́ль» — гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд»[1], расположенная по Театральному проезду (дом 2). Строилась в 1899—1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля[2][3][4].

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Архитектурно-художественные особенности
    • 2.1 «Принцесса Грёза»
    • 2.2 Зал ресторана «Метрополь»
      • 2.2.1 Большой зал
      • 2.2.2 Малый зал
  • 3 «Метрополь» в советский период
  • 4 Современное состояние
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История создания[править | править вики-текст]

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков[5], однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место. Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов[3][6].

Гостиница «Метрополь», 1905 год

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде пререкрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским,[7] работами руководил архитектор П. П. Висневский. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр[3][6].

Архитектурно-художественные особенности[править | править вики-текст]

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский[8] и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма[6].

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад[2]. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович.[5]

А. Головин. «Клеопатра». Эскиз декоративного майликового панно. 1898

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими — он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев[6][4].

Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства[9].

«Принцесса Грёза»[править | править вики-текст]

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием[3].

В том же 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно[10][4].

При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшеея на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее[6].

Зал ресторана «Метрополь»[править | править вики-текст]

В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка[8].

Большой зал[править | править вики-текст]

В 1903—1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским. Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов — П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона[8].

Малый зал[править | править вики-текст]

Декор по эскизам В. Валькота (предположительно) выполнен московскими мастерами фабрики М. Д. Кутырина. Живопись художника Ф. Оборского[8].

«Метрополь» в советский период[править | править вики-текст]

Революция в Москве в 1917. Знак на стене гостиницы Метрополь

В ходе событий Октябрьской революции, во время уличных боёв в Москве 25 октября (7 ноября) — 2 (15) ноября 1917 года гостиница оказалась в центре ожесточённого сопротивления вооружённым силам большевиков. Её заняли отряды юнкеров; бои за «Метрополь» велись в течение шести дней. Лишь применение артиллерии, установленной у Большого театра, и последовавший штурм, которым руководил М. В. Фрунзе, вынудили юнкеров оставить здание. «Метрополь» серьёзно пострадал от артобстрела[11].

В 1918 году, сразу же после переезда советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов» («Первым Домом Советов» стала гостиница «Националь»). Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий; на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. В номерах гостиницы проживали некоторые видные большевики — Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко[1][12].

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна надпись: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин «. Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

В конце 1920-х годов «Метрополю» вернули его прежний статус — отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек. Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн[1].

Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы здание «Метрополя» предполагалось переделать и надстроить, а площадь вокруг расширить за счёт сноса близлежащих домов[13].

Современное состояние[править | править вики-текст]

В 1986 году началась реставрация и реконструкция гостиницы, продолжавшаяся пять лет. В ходе реставрационных работ фасады приобрели изначальный облик; во внутренних помещениях были раскрыты от наслоений краски и отреставрированы оригинальные стенные росписи и восстановлены многие элементы декоративного оформления. Открытие гостиницы после реставрации состоялось 5 декабря 1991 года; международная комиссия присвоила «Метрополю» категорию «5 звёзд»[1].

В последующие годы в гостинице останавливались главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Среди почётных гостей «Метрополя» — президенты Франции Жак Ширак и Пакистана Первез Мушарраф, председатель КНР Ху Цзиньтао, кутюрье Джорджо Армани и Пьер Карден, певцы Элтон Джон, Майкл Джексон, Хулио Иглесиас и его сын Энрике, звёзды оперной сцены Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, кинорежиссёры Фрэнсис Форд Коппола и Люк Бессон, актрисы Катрин Денёв, Анни Жирардо, Шэрон Стоун и многие другие[1].

Особым событием в истории гостиницы стали чествования Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. В ресторане «Метрополь» в мае 2005 года отмечалась золотая свадьба именитой пары. В числе гостей на торжестве присутствовали королева Испании София, королева Нидерландов Беатрикс, супруга президента Франции Бернадетт Ширак, первый президент России Борис Николаевич Ельцин с супругой Наиной Иосифовной и другие. Не менее представительным было празднование 80-летия Мстислава Ростроповича, состоявшееся в марте 2007 года.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 4 5 Официальный сайт гостиницы «Метрополь». Проверено 27 мая 2009. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  2. 1 2 Халхатов Р. А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. — Смоленск: Русич, 2008. — (Памятные места России). — ISBN 978-5-8138-0727-5
  3. 1 2 3 4 Ларионов А., Калькаев А., Русакович А. Москва (Путеводитель). — 2-е изд. — М.: Вокруг света, 2009. — (Путеводители «Вокруг света»). — ISBN 978-5-98652-209-8
  4. 1 2 3 Печёнкин И. Е. Некоторые аспекты символизма в архитектуре московского модерна // Отв. ред. И.Е.Светлов Символизм и модерн – феномены европейской культуры. — М., 2008. — С. 312 – 325.
  5. 1 2 Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  6. 1 2 3 4 5 Бродский Я. Е. Москва от А до Я (Памятники истории, зодчества, скульптуры). — М.: Московский рабочий, 1994. — ISBN 5-239-01346-2
  7. Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 133—134. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  8. 1 2 3 4 Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 234—235. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3
  9. Евгения Кириченко «Метрополь» — энциклопедия русского модерна // Наше наследие. — 1995. — № 35-36.
  10. Коровин, К. А. Михаил Врубель [Знакомство у Трифоновского]. Статьи и воспоминания Константина Коровина. Библиотекарь.Ру. Проверено 8 февраля 2009. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  11. Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М.: Московский рабочий, 1959.
  12. Векслер, А. Г. 10 маршрутов по Москве. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1985.
  13. Длугач В. Л., Португалов П. А. Осмотр Москвы. Путеводитель. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1938. — С. 52. — 267 с.

Литература[править | править вики-текст]

  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 238—253. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Сайт гостиницы «Метрополь»
  • Московские виды: На память от Метрополя. — Москва: Тип. Т-ва скоропечатни А. А. Левенсон, 1905 — фотографии интерьеров гостиницы «Метрополь» в 1905 году.

 

  • 109012, Россия, Москва, Театральный проезд, д.2
  • www.metropol-moscow.ru
  • +7 499 501 78 00
  • metropol@metmos.ru

METROPOL is a landmark five-star luxury hotel built in 1905 in Moscow. Hotel building is an outstanding monument of the Russian modernist style. Best architects took part in its creation: L.Kekushev, V. Walkott, M. Vrubel, I.Nivinsky, N. Andreev, P. Kuznetsov.
The treasury of «Metropol» includes hundreds subjects of antiques, invaluable works of art of the XVIII-XIX centuries. Rooms, halls, corridors of hotel are decorated with picturesque cloths and a sculpture of various eras and styles. The hotel is located in the center of Moscow, in three minutes of walking from Red Square, the Kremlin and the Bolshoi theatre.

Возврат к списку

Отправляя эту информацию, я даю согласие Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) (адрес: Российская Федерация, 127055 , г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тверской, ул. Бутырский Вал, д.68/70, стр.1, этаж 4, помещение I, комн. 7) на обработку (сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ, поручение обработки) третьим лицам (включая компании, обеспечивающие хранение данных из информационной системы и ее техническое обслуживание), блокирование, удаление, уничтожение с использованием средств автоматизации или без использования таких средств) моих персональных данных с целями осуществления взаимодействия с АЕБ и получения информационных материалов мот АЕБ. Мои персональные данные, в отношении которых дается данное согласие, включают фамилию, имя, пол, контактные данные (включая адрес электронной почты). Согласие действует на период 5 лет и может быть отозвано путем направления мной соответствующего запроса на адрес АЕБ. В случае предоставления данных другого лица я обязуюсь обеспечить получение согласия такого лица до отправки данных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Силит бэнг для унитазов инструкция по применению
  • Руководство для плавания по морям рекам
  • Экватор 5мг 10мг инструкция по применению
  • Клоназепам инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Лекролин глазные капли инструкция по применению детям