1. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:
1) определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;
2) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней;
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 336-ФЗ, 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) осуществляет иные полномочия.
2. Правительство Российской Федерации:
1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
2) применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
3) устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз);
(п. 3 в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;
(в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
(п. 5 в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
(в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) устанавливает порядок функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе порядок взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности и иных лиц с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, права и обязанности оператора информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и предоставляемых с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, сроки и порядок предоставления указанных документов и информации участниками внешнеторговой деятельности и иными лицами;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.2) утверждает перечень государственных услуг и функций, иных необходимых для осуществления внешнеторговой деятельности российскими юридическими лицами и российскими физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) нормами международного права, административных процедур в сфере внешнеторговой деятельности, предоставление и (или) исполнение которых могут осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна» с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, с указанием получателей результатов предоставления услуг (исполнения функций) и исполнения административных процедур;
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) — утратили силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
9) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
10) принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
11) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
(в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
13) утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
13.1) вправе определять в рамках регулирования правоотношений, возникающих в связи с установлением и реализацией экспериментальных режимов в области предоставления мер государственной поддержки экспорта, государственных и иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе в части выдачи лицензий и иных разрешительных документов, иных документов (далее — экспериментальные режимы), сроки, условия и порядок предоставления (в том числе отличные от определенных законодательством Российской Федерации, за исключением валютного законодательства Российской Федерации) указанных мер и услуг, а также случаи, сроки, условия и порядок установления и реализации экспериментальных режимов, круг лиц, участвующих в реализации экспериментальных режимов, порядок оценки результатов установления и реализации экспериментальных режимов и подготовки соответствующих отчетов;
(п. 13.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 353-ФЗ)
13.2) утверждает перечень кодов товаров единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которых осуществляется несырьевой неэнергетический экспорт;
(п. 13.2 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 599-ФЗ)
14) осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.
3. Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи, вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности.
5. Лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (за исключением лицензий на экспорт и (или) импорт газа природного в сжиженном состоянии, которые выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса), предусмотренные статьей 24 настоящего Федерального закона, выдает федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи.
(часть 5 в ред. Федерального закона 30.11.2013 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. Органы, регулирующие ВЭД в России
Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами содержится в Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами, например, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, между РФ и Свердловской областью и др., других нормативных актах.
Полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в гл. II Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», разграничены следующим образом. В ст. 6 закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции Федерации и к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
К вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешнеторговой деятельности относятся:
• формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;
• обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;
• государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля, определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
• установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;
• определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;
• определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;
• определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
• определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;
• определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;
• определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
• установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
• предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;
• формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;
• разработка платежного баланса Российской Федерации;
• привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;
• установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
• заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;
• участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;
• создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;
• владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.
Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т. е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести прежде всего общеэкономические законы, например, законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности», налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 «Внешнеэкономическая деятельность» Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности. Например, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», «О международном коммерческом арбитраже», «О таможенном тарифе» и др.
Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.
Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:
• осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
• регулирует сотрудничество в военно-технической области;
• определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
• в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
• в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
• в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
• приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
Исполнительную власть в соответствии со ст. ПО Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:
• обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
• разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
• принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;
• принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
• вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
• принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
• осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
• осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.
В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ. Главная задача МЭРиТ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
МЭРиТ разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Кроме того, министерство разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер. Важной задачей МЭРиТ является разработка предложений по заключению международных договоров РФ, координация совместно с МИД действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разработка и реализация мер по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику. МЭРиТ участвует в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами и привлечения иностранных инвестиций.
С целью реализации поставленных перед ним задач МЭРиТ разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях, участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности, в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.
МЭРиТ осуществляет руководство деятельностью торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств РФ за рубежом.
Свои функции по управлению внешнеэкономической деятельностью в России МЭРиТ осуществляет, опираясь на уполномоченных МЭРиТ в крупнейших регионах России и их аппараты, которые работают в тесном контакте с местными органами власти.
Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
• обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
• обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
• применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
• осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
• ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
• содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
• обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
• выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.
Определенное значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне государства имеют также другие органы федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям): Министерство иностранных дел РФ; Министерство РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ; Министерство науки и технологий РФ; Государственная налоговая служба РФ; другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (Министерство транспорта, Министерство топлива и энергетики, Федеральная служба безопасности и т. д.).
Центральный банк РФ (Банк России) независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке и другими законодательными актами. Среди задач Банка России осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РФ и за границей, которые соответствуют законодательству России и приняты в международной банковской практике.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Регулирующие органы хотят избежать решительных действий
Регулирующие органы хотят избежать решительных действий
Целесообразность перехода в новой экономике на новые принципы кажется очевидной – однако все еще существует мощное лобби, полное решимости сохранить статус-кво, оставив годовой отчет в его нынешнем виде.
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
В российских условиях бухгалтерская
3. Органы управления Банка России
3. Органы управления Банка России
Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.Национальный банковский советВ соответствии с Законом о Банке России в состав органов входит Национальный банковский совет (НБС),
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
63. Регулирующие счета
63. Регулирующие счета
Открытие регулирующего счета проводится только в дополнение к основным счетам. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах; на сумму своего остатка они уменьшают или увеличивают остатки
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
12.6. Регулирующие органы разрываются между безопасностью и конкурентоспособностью финансовых рынков
12.6. Регулирующие органы разрываются между безопасностью и конкурентоспособностью финансовых рынков
Органы, регулировавшие деятельность центральных контрагентов, разрывались между двумя тенденциями. В начале XXI века политики, определявшие характер деятельности
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления,
Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Федеральная служба по финансовым рынкам (бывшая ФКЦБ – Федеральная комиссия по ценным бумагам) – www.fcsm.ruЦентральный банк Российской Федерации – www.cbr.ruФедеральная налоговая служба –
1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства
1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства
Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона № 209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм
15. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
15. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Этим вопросам посвящен МСА200. Поскольку данный стандарт посвящен общим принципам, регулирующим аудит финансовой отчетности, его нужно рассматривать совместно с МСА 120.Цель МСА 200 – установление
Как добиться, чтобы регулирующие правила работали
Как добиться, чтобы регулирующие правила работали
Финансовому сектору необходимо регулирование, но чтобы оно было эффективным, нужны регулирующие органы, которые сами верят в необходимость применения регулирующих мер. В состав этих органов должны избираться те, кто
9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность
9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность
К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации
Официальные регулирующие документы
Официальные регулирующие документы
Выбор помещения и определение его пригодности зависит от многих факторов: требования к помещению (составу помещений), предъявляемые к выбранному типу и классу предприятия, требования, предъявляемые к производственным помещениям
1.3. Подразделения ФАС России и другие службы, регулирующие рекламную деятельность
1.3. Подразделения ФАС России и другие службы, регулирующие рекламную деятельность
Положение об Управлении по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы утверждено приказом Федеральной антимонопольной службы от 2
Другие регулирующие учреждения
Другие регулирующие учреждения
Помимо FTC, FDA и FCC имеются и другие федеральные учреждения, регулирующие рекламную деятельность. Большинство из них, как видно из табл. 3.3, занимаются только определенными типами рекламы, товаров или медиасредств. Мы уже говорили о Патентном
2.3. Органы, регулирующие ВЭД в России
Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами содержится в Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами, например, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, между РФ и Свердловской областью и др., других нормативных актах.
Полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в гл. II Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», разграничены следующим образом. В ст. 6 закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции Федерации и к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
К вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешнеторговой деятельности относятся:
• формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;
• обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;
• государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля, определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
• установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;
• определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;
• определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;
• определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
• определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;
• определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;
• определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
• установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
• предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;
• формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;
• разработка платежного баланса Российской Федерации;
• привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;
• установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
• заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;
• участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;
• создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;
• владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.
Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т. е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести прежде всего общеэкономические законы, например, законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности», налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 «Внешнеэкономическая деятельность» Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности. Например, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», «О международном коммерческом арбитраже», «О таможенном тарифе» и др.
Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.
Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:
• осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
• регулирует сотрудничество в военно-технической области;
• определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
• в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
• в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
• в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
• приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
Исполнительную власть в соответствии со ст. ПО Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:
• обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
• разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
• принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;
• принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
• вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
• принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
• осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
• осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.
В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ. Главная задача МЭРиТ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
МЭРиТ разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Кроме того, министерство разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер. Важной задачей МЭРиТ является разработка предложений по заключению международных договоров РФ, координация совместно с МИД действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разработка и реализация мер по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику. МЭРиТ участвует в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами и привлечения иностранных инвестиций.
С целью реализации поставленных перед ним задач МЭРиТ разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях, участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности, в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.
МЭРиТ осуществляет руководство деятельностью торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств РФ за рубежом.
Свои функции по управлению внешнеэкономической деятельностью в России МЭРиТ осуществляет, опираясь на уполномоченных МЭРиТ в крупнейших регионах России и их аппараты, которые работают в тесном контакте с местными органами власти.
Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
• обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
• обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
• применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
• осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
• ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
• содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
• обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
• выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.
Определенное значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне государства имеют также другие органы федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям): Министерство иностранных дел РФ; Министерство РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ; Министерство науки и технологий РФ; Государственная налоговая служба РФ; другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (Министерство транспорта, Министерство топлива и энергетики, Федеральная служба безопасности и т. д.).
Центральный банк РФ (Банк России) независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке и другими законодательными актами. Среди задач Банка России осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РФ и за границей, которые соответствуют законодательству России и приняты в международной банковской практике.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Регулирующие органы хотят избежать решительных действий
Регулирующие органы хотят избежать решительных действий
Целесообразность перехода в новой экономике на новые принципы кажется очевидной – однако все еще существует мощное лобби, полное решимости сохранить статус-кво, оставив годовой отчет в его нынешнем виде.
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
В российских условиях бухгалтерская
3. Органы управления Банка России
3. Органы управления Банка России
Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.Национальный банковский советВ соответствии с Законом о Банке России в состав органов входит Национальный банковский совет (НБС),
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
63. Регулирующие счета
63. Регулирующие счета
Открытие регулирующего счета проводится только в дополнение к основным счетам. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах; на сумму своего остатка они уменьшают или увеличивают остатки
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
12.6. Регулирующие органы разрываются между безопасностью и конкурентоспособностью финансовых рынков
12.6. Регулирующие органы разрываются между безопасностью и конкурентоспособностью финансовых рынков
Органы, регулировавшие деятельность центральных контрагентов, разрывались между двумя тенденциями. В начале XXI века политики, определявшие характер деятельности
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления,
Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Федеральная служба по финансовым рынкам (бывшая ФКЦБ – Федеральная комиссия по ценным бумагам) – www.fcsm.ruЦентральный банк Российской Федерации – www.cbr.ruФедеральная налоговая служба –
1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства
1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства
Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона № 209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм
15. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
15. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Этим вопросам посвящен МСА200. Поскольку данный стандарт посвящен общим принципам, регулирующим аудит финансовой отчетности, его нужно рассматривать совместно с МСА 120.Цель МСА 200 – установление
Как добиться, чтобы регулирующие правила работали
Как добиться, чтобы регулирующие правила работали
Финансовому сектору необходимо регулирование, но чтобы оно было эффективным, нужны регулирующие органы, которые сами верят в необходимость применения регулирующих мер. В состав этих органов должны избираться те, кто
9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность
9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность
К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации
Официальные регулирующие документы
Официальные регулирующие документы
Выбор помещения и определение его пригодности зависит от многих факторов: требования к помещению (составу помещений), предъявляемые к выбранному типу и классу предприятия, требования, предъявляемые к производственным помещениям
1.3. Подразделения ФАС России и другие службы, регулирующие рекламную деятельность
1.3. Подразделения ФАС России и другие службы, регулирующие рекламную деятельность
Положение об Управлении по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы утверждено приказом Федеральной антимонопольной службы от 2
Другие регулирующие учреждения
Другие регулирующие учреждения
Помимо FTC, FDA и FCC имеются и другие федеральные учреждения, регулирующие рекламную деятельность. Большинство из них, как видно из табл. 3.3, занимаются только определенными типами рекламы, товаров или медиасредств. Мы уже говорили о Патентном
Всемирная торговая организация (ВТО) регулирует около 98 % всей мировой торговли товарами и услугами и является единственной организацией, формирующей правила многосторонней торговли.
Повестка ВТО включает в себя вопросы доступа на рынки товаров, таможенного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, технического регулирования, поддержки промышленности и сельского хозяйства, импортного лицензирования, применения антидемпинговых, компенсационных и спецзащитных мер, вопросы доступа на рынки услуг электронной торговли, защиты интеллектуальной собственности и многие другие.
После 18 лет переговоров 16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО. Официально Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года.
Правила ВТО являются фундаментом большинства региональных и двусторонних торговых соглашений (например, соглашений о свободной торговле).
Соблюдение правил ВТО гарантируется эффективным механизмом разрешения торговых споров. Для многих стран членство торгового партнера в ВТО является необходимым условием для начала диалога по выстраиванию преференциальных торгово-экономических отношений.
- Тексты Соглашений ВТО с переводом на русский язык
- Центр экспертизы по вопросам ВТО
- Пакет документов по присоединению России к ВТО
Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 86 Конституция РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ16-10, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Закон № 1-3 принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции и в установленной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. № 34-3 «О Государственном Собрании Республики Мордовия», официально опубликован и по этим основаниям решение суда не оспаривается…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Внешнеторговая
политика. Сущность, принципы и цели
внешнеторговой политики России. Основные
элементы системы государственного
регулирования внешней торговли. Методы
(средства) государственного регулирования
внешней торговли. Взаимоотношения
России с ВТО.
1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
Государственное
регулирование внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) представляет собой
систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего
характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями в целях
поддержания внешнеэкономического
равновесия, стимулирования прогрессивных
сдвигов в структуре экспорта и импорта,
поощрения притока иностранного капитала.
Для
формирования эффективного государственного
регулирования ВЭД необходимо определить
его сущность,
конкретные направления, формы и масштабы
государственного вмешательства в эту
сферу, которые определяются характером
и остротой мирохозяйственных проблем
России.
Внешнеторговая
политика (ВТП)
— это целенаправленные действия
государства и его органов по определению
режима регулирования внешнеэкономической
деятельности и оптимизации участия
страны в международном разделении
труда.
Основными
составляющими ВТП являются экспортная
и импортная политика, валютная политика,
политика в области привлечения иностранных
инвестиций и регулирования национальных
капиталовложений за рубежом. Кроме
того, ВТП решает и задачи географической
сбалансированности внешнеэкономических
операций с отдельными государствами и
регионами, что связано с обеспечением
экономической безопасности страны.
Существующий у государства обширный
арсенал инструментов ВТП позволяет ему
оказывать активное влияние на формирование
структуры и направлений развития
отечественной экономики.
Центральное место
во ВТП уделяется экономико-правовому
регулированию поведения участников
ВЭД, с тем чтобы оно отвечало общенациональным
интересам. Государство при осуществлении
регулирования ВЭД не может исходить из
индивидуальной или групповой позиции
отдельных хозяйствующих субъектов.
Задача государственного регулирования
— это компромисс между многочисленными
и разнообразными интересами участников
ВЭД.
Главная задача
государства в современных условиях —
выработка ВТП, адекватной рыночным
принципам функционирования российской
экономики и ее последовательной
интеграции в мировое хозяйство.
Накопление
опыта в процессе формирования системы
регулирования внешнеэкономической
деятельности позволило обобщить практику
в этой области и, с учетом мирового
опыта, подготовить Закон «0 государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности”, вступивший в силу в
полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот Закон
содержит основные принципы регулирования
внешнеэкономической деятельности:
1)
преобразующая (а не только сугубо
регулирующая) деятельность государства,
вырабатывающего политику развития
отраслей и регионов, под которую
подстраивается вся системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
и контроля за ее осуществлением. На
современном этапе развития государство
стремится регулировать развитие внешней
торговли не административными запретами
и ограничениями, а путем создания
благоприятных экономических условий
для осуществления тех внешнеэкономических
операций, которые способствуют повышению
эффективности национальной экономики,
реализации тех или иных задач
социально-экономического развития
страны. В то же время для операций,
которые могут оказать неблагоприятное
воздействие на экономику страны,
создаются менее благоприятные
экономические условия. Административные
меры могут использоваться только в том
случае, если с помощью иных (т.е.
экономических) методов невозможно
достигнуть поставленных целей. Рыночной
системе хозяйства в принципе больше
соответствуют экономические инструменты
регулирования ВЭД. Но эффективность их
использования имеет определенные рамки.
В периоды значительного ухудшения
состояния экономики, инфляции и резких
различий между внутренними и мировыми
ценами правительства (и об этом
свидетельствует зарубежный опыт) в
интересах мобилизации и лучшего
использования ограниченных ресурсов
вынуждены прибегать к административным
инструментам регулирования
экспортно-импортных операций.
Использование административных
инструментов сочетается в России с
общепринятыми в мире правилами
регулирования ВЭД. В частности, в России
декларировано установление таких
инструментов в качестве временных;
предусмотрены распространение положений
соответствующих документов на всех
торговых партнеров (исключения возможны
лишь в отношении развивающихся стран)
и возможность изменять процедуру
регулирования только на основе публикуемых
законодательных актов.
По мере укрепления
рыночных отношений основными субъектами
ВЭД должны стать самостоятельные
предприятия любых форм собственности,
действующие в рамках закона под свою
ответственность. Главная же задача
государства — всемерное содействие и
облегчение ВЭД этих субъектов. Без
мощной поддержки государства —
торгово-политической, кредитно-финансовой,
налоговых и иных льгот — молодым,
начинающим российским предпринимателям
не вписаться без огромных потерь для
себя и для страны в международные
экономические отношения. Именно это
направление — содействие и поддержка —
должно стать главным в деятельности
государственных органов при
усовершенствовании регулирования ВЭД;
2)
изменение ВЭД российских фирм в
направлении от преимущественно разовых
внешнеэкономических сделок к ВЭД как
постоянной и органической части их
общей хозяйственной деятельности с
долгосрочной ориентацией на удержание
и расширение внешних рынков;
3)
четкое разделение функций осуществления
ВТП между ветвями власти, ведомствами,
а также Федерацией и ее субъектами.
Действие системы внешнеэкономического
регулирования, определенной федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ, распространяется на всю
территорию Российской Федерации.
Президент осуществляет руководство
государственной внешнеторговой
политикой. Правительство обеспечивает
проведение единой государственной
внешнеторговой политики и осуществляет
меры по ее реализации. В соответствии
с Законом разработка предложений по
государственной внешнеторговой политике
Российской Федерации, регулированию
внешнеторговой деятельности ее
участников, заключению международных
договоров Российской Федерации в области
внешнеторговых связей осуществляется
Федеральным органом исполнительной
власти, на который Правительством
Российской Федерации непосредственно
возложены координация и регулирование
внешнеторговой деятельности, совместно
с другими федеральными органами
исполнительной власти в пределах их
компетенции.
4)
внешнеторговая политика является
составной частью внешней политики
Российской Федерации. Она подчинена
требованиям внешней политики государства
и не может входить в противоречие с ней.
Поэтому конкретные решения в области
внешнеторговой политики должны в полной
мере согласовываться с политикой
внешней. Если, скажем, Россия присоединяется
к международным санкциям в отношении
какого-либо государства, это должно
находить отражение и в прекращении
внешнеторговых операций с данной
страной, какими бы выгодными они не
являлись. Поэтому создание благоприятных
условий для российских экспортеров на
мировом рынке призвано стать одной из
центральных задач российской внешней
политики;
5)
единство
политики экспортного контроля,
осуществляемой в интересах реализации
государственных задач обеспечения
национальной безопасности, политических,
экономических и военных интересов, а
также выполнения международных
обязательств Российской Федерации по
недопущению вывоза оружия массового
уничтожения и иных наиболее опасных
видов оружия.
Экспортный контроль
находится в компетенции федеральных
властей и определяется исключительно
на основе обеспечения безопасности
страны, ее экономических, политических
и военных интересов. Перечни товаров,
подлежащих экспортному контролю,
утверждаются Президентом РФ;
6)
на всей территории Российской Федерации
действует единый таможенный режим; по
отношению ко всем ввозимым на нее и
вывозимым с нее товарам применяются
единые таможенные правила.
В соответствии с
Законом таможенно-тарифное и нетарифное
регулирование внешнеторговой деятельности,
политика в области сертификации товаров,
установление стандартов и принципов
безопасности и/или безвредности для
человека при ввозе товаров и т.д. находится
в компетенции федеральных властей,
которые устанавливают единые правила
и нормы на всей территории Российской
Федерации. Отметим, что принцип единства
таможенной территории зафиксирован
также и в Таможенном кодексе РФ;
7)
равенство участников внешнеторговой
деятельности и их недискриминация. Этот
принцип провозглашает равенство прав
и обязанностей всех участвующих во
внешнеэкономической деятельности. В
отношении них применяются одинаковые
нормы и правила. Все хозяйствующие
субъекты ведут внешнеэкономическую
деятельность на равных основаниях,
выполняя одни и те же таможенные процедуры
и выплачивая таможенные платежи и
налоги. Легко понять, что практика
предоставления таможенных льгот для
отдельных участников внешнеторговых
операций противоречит Закону о
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности;
защита государством прав и законных
интересов участников внешнеторговой
деятельности. Государство стоит на
страже прав и законных интересов
юридических и физических лиц, участвующих
во внешнеэкономических операциях. В
том случае, если интересы участников
внешней торговли пострадали в результате
участия России в международных санкциях,
они имеют право на возмещение убытков
в судебном порядке за счет средств
федерального бюджета (ст. 21 Закона).
Закон предусматривает, что для защиты
экономических интересов российских
лиц, пострадавших от действий зарубежных
государств, Россия может вводить ответные
меры. Специальный раздел ежегодной
Федеральной программы развития
внешнеторговой деятельности должен
содержать перечень случаев дискриминации
и нарушения обязательств в отношении
российских лиц, а также перечень принятых
или намечаемых ответных мер;
9)
исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов во внешнеторговую
деятельность, нанесения ущерба ее
участникам и экономике Российской
Федерации в целом. Этот принцип
предполагает, что в рамках установленных
законами и подзаконными актами РФ правил
участники внешнеторговых операций
пользуются полной свободой деятельности.
Следует подчеркнуть, что на
внешнеэкономическую сферу распространяются
общие принципы гражданского права,
зафиксированные в первой части
Гражданского кодекса: равенство
участников регулируемых кодексом
отношений, неприкосновенность
собственности, свобода договора,
равенство сторон гражданских отношений,
недопустимость постороннего вмешательства
в отношения сторон (в том числе со стороны
государственных органов), необходимость
беспрепятственного осуществления прав,
обеспечение восстановления нарушенных
прав, их судебная защита.
Важным
принципом регулирования внешнеторговой
деятельности является зафиксированное
в Законе содействие развитию этой
деятельности и ее стимулирование. Это
содействие осуществляется, в частности,
путем разработки и реализации федеральных
программ развития внешнеторговой
деятельности.
Правительство
Российской Федерации ежегодно
разрабатывает и представляет такую
программу на утверждение в Федеральное
Собрание РФ одновременно с проектом
Федерального бюджета.
В Федеральной
программе содержится:
-
прогноз торгового
баланса, как составная часть платежного
баланса Российской Федерации; -
оценка современного
состояния и проблем торгово-экономических
отношений России с другими государствами; -
план внешних
заимствований Российской Федерации с
детальным описанием целевого использования
иностранных кредитов; -
план экспортных
кредитов, предоставленных с использованием
средств федерального бюджета или под
гарантии правительства РФ; -
план обслуживания
внешнего долга России; -
план поступлений
от обслуживания долгов других государств
Российской Федерации; -
перечень мер
государственного внешнеторгового
регулирования, принимаемых или намечаемых
в соответствующем году, ставки пошлин
таможенного тарифа и правил их возможного
изменения, количественные ограничения
экспорта и импорта, а также перечень
мер по защите внутреннего рынка и
валютного регулирования; -
перечень мер
стимулирования промышленного экспорта
на соответствующий период и др.
В настоящее время
требования Закона о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности,
содействии и стимулировании ее реализуется
еще не в полной мере.
Первоочередными
целями современной ВТП России являются:
-
обеспечение
доступа отечественным предприятиям к
мировым рынкам машин и оборудования,
технологий и информации, капиталов,
минерально-сырьевых ресурсов, к
транспортным коммуникациям. Особое
значение здесь имеет оказание
политической, финансовой, информационной
поддержки в продвижении продукции
российских предприятий на рынки,
контролируемые транснациональными
корпорациями или защищенные
протекционистскими барьерами зарубежных
государств и их союзов; -
достижение
благоприятного торгово-политического
режима в отношениях с зарубежными
странами и их торгово-экономическими
группировками, организациями и союзами,
снятие имеющихся и потенциальных
дискриминационных ограничений. Особую
роль здесь играет устранение различных
торгово-экономических барьеров в
отношениях с республиками бывшего
СССР; -
долгосрочное
урегулирование валютно-финансовых
проблем во взаимоотношениях со
странами-кредиторами, международными
организациями и должниками России; -
формирование
эффективной системы защиты
внешнеэкономических интересов Российской
Федерации (валютный, экспортный,
таможенный контроль и др.).
Мировой
опыт использования ВЭД для преодоления
отставания от стран-лидеров дает две
базовые модели ВТП. Первая предполагает
преимущественную ориентацию на экспорт,
вторая — на замещение импорта. Первой
модели следовали в конце прошлого века
США, после Второй мировой войны —
западноевропейские страны, Япония, а
за ними — новые индустриальные государства.
Вторую модель выбрали в последние два
десятилетия некоторые латиноамериканские
страны. Многие ее черты были свойственны
ВЭД СССР, что привело к глубокой
зависимости отечественной промышленности
от импорта оборудования и запчастей,
некоторых видов сырья, материалов и
компонентов.
Наиболее
действенной и эффективной стратегией
интеграции России в мировую экономику
является сочетание структурной
перестройки экономики с ее ориентацией
на активный рост экспорта. Как показывает
мировой опыт, основой эффективной ВЭД
и залогом экономической безопасности
страны в условиях движения к открытой
рыночной экономике является развитие
экспортного потенциала и всемерное
содействие национальным экспортерам.
Для России это имеет особую важность,
так как только через развитие экспорта
возможно положительное сальдо торгового
баланса без сокращения импорта жизненно
важных товаров и тем самым решение
проблем погашения внешней задолженности
и укрепления курса рубля.
Основные элементы
системы государственного регулирования
внешней торговли
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #