Осуществление руководства внешней политикой российской федерации кто исполняет

Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 86 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ16-10, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Закон № 1-3 принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции и в установленной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. № 34-3 «О Государственном Собрании Республики Мордовия», официально опубликован и по этим основаниям решение суда не оспаривается…

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Тип 20 № 9087

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти Пол­но­мо­чия
Осу­ществ­ле­ние ру­ко­вод­ства внеш­ней по­ли­ти­кой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Пра­ви­тель­ство Осу­ществ­ле­ние управ­ле­ния фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­зи­дент РФ осу­ществ­ля­ет ру­ко­вод­ство внеш­ней по­ли­ти­кой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (86 ст. Кон­сти­ту­ции РФ).

Ответ: пре­зи­дент.

Спрятать пояснение

·

Помощь

Глава 6.
Правительство Российской Федерации

Статья 110

1.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации.

2.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства
Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров.

3.
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов
исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

4.
Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя
Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем
федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской
Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства
либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на
постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории
иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации,
заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным
министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в
порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,
расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Статья 111

1.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

2.
Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации
вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее
двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента
Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо
в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства
Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом
Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства
Российской Федерации.

3.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской
Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение
недели со дня внесения представления.

4. После
трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства
Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает
Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент
Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые
выборы.

Статья 112

1.
Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока
после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о
структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая,
когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден
от должности Президентом Российской Федерации.

2.
Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной
Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров,
указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации).
Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по
представленным кандидатурам.

3.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры,
кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность
Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе
отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены
Государственной Думой.

4. После
трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с
частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации
вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации,
федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем
Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения
Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи
кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской
Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте
«д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации) остаются
вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную
Думу и назначить новые выборы.

5. В
случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, а
также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией
Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает заместителей
Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (за
исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83
Конституции Российской Федерации) по представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.

Статья 113

Председатель
Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями
Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской
Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную
ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление
возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

Статья 114

1.
Правительство Российской Федерации:

а)
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и
обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об
исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные
отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным
Государственной Думой;

б)
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и
денежной политики;

в)
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной
государственной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи,
сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей
среды;

в.1)
обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития
Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

в.2) обеспечивает
функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и
равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную
интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов
и улучшение качества их жизни;

г)
осуществляет управление федеральной собственностью;

д)
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики Российской Федерации;

е)
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1)
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе
некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении
государственной политики;

е.2)
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

е.3)
содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

е.4)
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования
трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

е.5)
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий
жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и
биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного
отношения к животным;

е.6)
создает условия для развития системы экологического образования граждан,
воспитания экологической культуры;

ж)
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2.
Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется
федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение.

2. Постановления
и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в
Российской Федерации.

3.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их
противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и
распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом
Российской Федерации.

Статья 116

Перед
вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской
Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается
или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2.
Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства
Российской Федерации.

3.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской
Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации
принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской
Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке
Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением
Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев
повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент
Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации
либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

4.
Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед
Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации,
который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума
отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской
Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства
Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых
выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех
месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а
Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет,
Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства
Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

4.1.
Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в
отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

5. В
случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по
поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до
сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения
от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя
Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации
вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить
их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.

6.
Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской
Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить
перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации
в случаях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 109 Конституции Российской
Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства
Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции
Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Статье 86 Конституции РФ

Осмысление нормативного содержания комментируемой статьи невозможно без учета всего комплекса положений Конституции, составляющих основы конституционного статуса Президента, прежде всего ст. 80, согласно которой Президент является главой государства и в этом качестве является его личностной персонификацией, определяет основные направления его внутренней и внешней политики и представляет Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В частности, участие Президента в международных отношениях основывается на том, что он в отношениях с иными государствами и другими субъектами международного права действует в качестве суверена, выступающего от имени Российской Федерации и обладающего соответствующими прерогативами. Причем государство в данном контексте понимается не как система федеральных органов государственной власти, а в самом широком смысле этого слова, как это закреплено в ст. 1 Конституции РФ. При этом функции главы государства не ограничены субъектами, в отношениях с которыми эти функции проявляются.

Отсюда следует по меньшей мере три вывода, имеющих существенное значение для интерпретации нормативного содержания комментируемой статьи: во-первых, Президент является носителем как материальной власти в сфере внешней политики, так и органом, формирующим внешнюю политику Российского государства и контролирующим ее осуществление иными органами и должностными лицами; во-вторых, Россия, будучи федерацией, тем не менее является единым субъектом международного права; в-третьих, Российское государство в сфере внешних сношений «говорит одним голосом». В конечном счете речь идет о конституировании принципа единства внешней политики РФ и его организационных и материально-правовых гарантиях.

В связи с последним замечанием следует иметь в виду, что Конституция отнесла внешнюю политику и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира именно к ведению Российской Федерации (п. «к» ст. 71). Причем именно федеративное устройство России обусловило принятие Федерального закона от 04.01.1999 N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Кроме того, действует Указ Президента РФ от 12.03.1996 N 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

А. Глава государства, действующий во внешней политике в качестве суверена, осуществляет универсальное представительство государства и не нуждается в подтверждении своих полномочий — весьма обширных по кругу и значительных по весомости. В частности, согласно п. «а» комментируемой статьи Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Основы внешней политики, как и ее общие направления, излагаются в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. Президент утверждает военную и внешнеполитическую доктрины. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Ему принадлежат значительные полномочия как Верховному Главнокомандующему, в том числе применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

При этом содержание полномочия Президента по осуществлению руководства внешней политикой требует широкого взгляда на саму проблему; оно конкретизируется федеральным законодателем, актами самого главы государства, сложившимися в международных отношениях обычаями и действующими международными договорами, внутригосударственной практикой и т.п. В частности, руководство внешней политикой означает определение целей и задач внешнеполитического курса Российской Федерации. Оно также включает непосредственную реализацию этих целей и задач самим главой государства. Глава государства устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять внешнюю политику.

Он непосредственно руководит ими и осуществляет контроль за их деятельностью. При этом из взаимосвязанных положений ст. 80, 86 и ряда иных положений Конституции с очевидностью вытекает, что Президент должен располагать всей информацией обо всех действиях в международной сфере и в любой момент может взять на себя реализацию внешнеполитических функций, включая заключение межправительственных и межведомственных соглашений.

Таким образом, интеграционная и координационная функции главы государства в силу особенностей внешней политики и статуса самого Президента в данной сфере проявляются особенно отчетливо. В частности, полномочия Правительства в международной сфере определены Конституцией в самой общей форме: оно осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д» ч. 1 ст. 114). Это означает, что Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый главой государства. Эти полномочия конкретизированы Законом о Правительстве РФ. Так, согласно его ст. 21 Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечивает представительство страны в других государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, наблюдает за выполнением договоров другими участниками, защищает российских граждан за пределами территории РФ, выполняет некоторые другие функции.

При этом ст. 32 указанного Закона руководство МИД России (как и некоторыми другими) возлагает непосредственно на Президента. Это обусловлено тем, что МИД России по существу является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию конституционной функции главы государства в сфере внешней политики. Именно этим предопределены задачи Министерства, предусмотренные утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (в ред. от 06.09.2008) Положением о МИД России:

1) разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту;

2) реализация внешнеполитического курса России в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, утвержденной Президентом;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

МИД России реализует и ряд иных полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В качестве специализированных органов внешних сношений выступают также другие министерства и государственные органы. Например, Закон о международных договорах РФ наделяет Генеральную прокуратуру полномочием осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст. 2). В Положении о Министерстве юстиции РФ предусмотрено, что оно заключает международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к его компетенции. В международных отношениях по вопросам своей компетенции участвуют и другие министерства.

Парламент часто не относят к числу органов внешних сношений. Но в определении и осуществлении внешней политики он играет существенную роль. Парламент ратифицирует международные договоры РФ. Конституция специально оговаривает, что к его полномочиям относятся принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за рубежом. Парламент вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых весьма существенно*(979).

Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Из монопольного права Президента на представительство Российской Федерации как особой международно-правовой личности во всей системе международно-правовых отношений вытекает, что для ведения переговоров и подписания международных договоров РФ он не нуждается в каких-либо дополнительных полномочиях, понимаемых в данном случае в качестве юридических прерогатив главы государства, составляющих существенный элемент его конституционно- и международно-правового статуса; они указаны непосредственно в Конституции и подтверждены практикой международных отношений — обычной и договорной.

Переговоры между заинтересованными в заключении договора сторонами являются основным методом подготовки текста договора. Они могут проходить по обычным дипломатическим каналам, в рамках международных конференций и международных организаций, могут вестись главой государства лично или по его поручению другими лицами, в этом случае наделяемыми специальными полномочиями.

С учетом сложившейся в течение столетий практики и Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ст. 12 Закона о международных договорах РФ устанавливает, что Президент, Председатель Правительства и министр иностранных дел ex officio ведут переговоры и подписывают международные договоры РФ без предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры РФ межведомственного характера также без предъявления полномочий.

Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.

Президент может вести переговоры лично либо назначить для их ведения определенное лицо или лиц. В связи с этим указанный Закон в ст. 13 устанавливает, что полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, — Президентом; по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента либо от имени Правительства МИД России;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, — Правительством. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства МИД России;

в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

В данном смысле полномочия представляют собой особые документы, подтверждающие право специально на то уполномоченных лиц, в которых оговариваются пределы их компетенции; в противном случае действия этих лиц не будут иметь юридического значения.

Подписание международного договора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность, если, однако, в дальнейшем он не подлежит ратификации. В последнем случае подписание является формой установления аутентичности текста договора. Глава государства в силу п. «б» комментируемой статьи вправе подписать любой международный договор РФ. В этом смысле для него нет формальных ограничений, хотя в действительности он подписывает часть наиболее важных договоров, заключаемых от имени РФ и по вопросам, не относящимся к ведению Правительства или федеральных органов исполнительной власти.

В международных отношениях выработан ряд правил, регламентирующих процедуру подписания договоров. В частности, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. При этом действует принцип альтерната, т.е. чередования или поочередного старшинства: в экземпляре договора, предназначенном для данного договаривающегося государства, название этого государства, подписи его уполномоченных, печати, а также текст договора на языке данного государства помещаются на первом месте. Оно призвано отражать принцип суверенного равенства государств.

Что же касается многосторонних договоров, подписи представителей государств располагаются одна под другой, в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники.

В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президент подписывает ратификационные грамоты. Ратификация — это утверждение международного договора уполномоченным на то органом государственной власти, т.е. выражение государством согласия на обязательность для него договора. Такое утверждение выражается в двух различных актах, относящихся к двум различным правовым системам: внутригосударственном — федеральном законе о ратификации и международно-правовом — ратификационной грамоте, подписываемой Президентом.

Венская конвенция о праве международных договоров устанавливает, что согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Отсюда следует, что международное право не устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется национальным правом государств, но может определяться и условиями самого договора. В частности, ст. 15 Закона о международных договорах РФ устанавливает, какие международные договоры РФ подлежат ратификации (см. комментарий к ст. 106).

В соответствии с Конституцией ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, принимаемого Государственной Думой. Принятый Госдумой Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и в случае одобрения им направляется на подпись Президенту. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию.

Предложения о ратификации вносятся Президентом или Правительством в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании. Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации при обсуждении проекта международного договора, подлежащего ратификации, не вправе предлагать изменения аутентичного текста договора, делать к нему дополнения. Но они могут предлагать оговорки и заявления к многосторонним договорам, сохраняя неизменным ранее согласованный аутентичный текст.

На основании федерального закона о ратификации международного договора РФ составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом и скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел*(980).

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты о ратификации многостороннего договора сдаются на хранение депозитарию данного договора. Этими актами государство выражает свое согласие на обязательность для него договора в международном плане. До совершения этих действий согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение.

В ратификационной грамоте обычно указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть грамоты содержит полные тексты договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, а также при их наличии — всех приложений, актов, схем, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится заверительная формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставится подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрасигнатура).

Г. Согласно п. «г» комментируемой статьи Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представлений. Установление дипломатических отношений осуществляется по соглашению государств. При этом установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства и обмен дипломатическими представителями.

Вручение верительной грамоты является завершающей частью процедуры назначения и принятия дипломатического представителя, называемой аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве (агреман). Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (желательным лицом), и только после этого осуществляется его назначение, а глава представительства получает верительную грамоту, т.е. полномочие общего характера. Верительная грамота — документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указываются имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между МИД России и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям. Процесс аккредитации завершается вручением верительной грамоты Президенту, и с этого момента глава представительства юридически приступает к исполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя может быть завершена по инициативе его государства (отставка, болезнь, новое назначение). В этом случае Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается, направляется отзывная грамота. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Миссия главы дипломатического представительства может быть завершена и по инициативе Российского государства в случае его объявления persona non grata (нежелательным лицом). Для этого должны быть достаточно серьезные основания. Что же касается прекращения деятельности всего представительства, основаниями для этого могут явиться прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования государства-контрагента.

ПУБЛИКАЦИЯ 19.11.2020

Статья 80

  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
  3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81 <*>

  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации <*>.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

———————————

<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 92.1 <*>

  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

Статья 93 <*>

  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
  3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Глава 4.
Президент Российской Федерации

Статья 80

1.
Президент Российской Федерации является главой государства.

2.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией
Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности,
поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной
власти.

3.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства.

4.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую
Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.

2.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской
Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не
менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории
иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента
Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства
не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство
государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую
Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно
проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или
территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту
Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности
в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации.

3. Одно и
то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более
двух сроков.

3.1.
Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее
число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность
Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или)
занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков,
в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент
вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей
соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать
должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых
указанным положением.

4.
Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным
законом.

Статья 82

1. При
вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую
присягу:

«Клянусь
при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять
права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию
Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и
целостность государства, верно служить народу».

2.
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов
Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного
Суда Российской Федерации.

Статья 83

Президент
Российской Федерации:

а)
назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого
утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской
Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от
должности;

б)
осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе
председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

б.1)
утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации
структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в
структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации,
и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской
Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь
назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет
Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов
исполнительной власти;

в)
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1)
принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации,
заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных
министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

г)
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед
Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя
Центрального банка Российской Федерации;

д)
назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены
Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте
«д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности;

д.1)
назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от
должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая
федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства,
внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций
и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

е)
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей
Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда
Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации
и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей,
заместителей председателей и судей других федеральных судов;

е.1)
назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от
должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской
Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур,
приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность
и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок
назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;

е.2)
назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

е.3)
вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с
федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного
Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации,
Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя
Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской
Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и
апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и
достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным
законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих
полномочий;

е.4)
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность
Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной
палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на
должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа
аудиторов Счетной палаты;

е.5)
формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения
согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти,
определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской
Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития
государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется
федеральным законом;

ж)
формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе
государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных
интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания
гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения
внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской
Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется
федеральным законом;

з)
утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и)
формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения
реализации своих полномочий;

к)
назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской
Федерации;

л)
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской
Федерации;

м)
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или
комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент
Российской Федерации:

а)
назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом;

б)
распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации;

в)
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным
законом;

г) вносит
законопроекты в Государственную Думу;

д)
подписывает и обнародует федеральные законы;

е)
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1.
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для
разрешения разногласий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а
также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В
случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора
на рассмотрение соответствующего суда.

2.
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих
актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент
Российской Федерации:

а)
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет
переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в)
подписывает ратификационные грамоты;

г)
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических
представителей.

Статья 87

1.
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В
случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим
военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент
Российской Федерации:

а) решает
вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического
убежища;

б)
награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает
почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные
звания;

в)
осуществляет помилование.

Статья 90

1.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы
и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации.

3. Указы
и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить
Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент
Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента
принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его
пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом
Российской Федерации.

2.
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в
случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы
Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с
момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во
всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять
свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской
Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет
права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить
предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской
Федерации.

Статья 92.1

1.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с
истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки
или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия, обладает неприкосновенностью.

2. Иные
гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в
связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его
отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.

3.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может
быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции
Российской Федерации.

Статья 93

1.
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент
Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен
неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской
Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как
действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков
преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о
соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации
об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении
неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение
своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа
соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы
по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии
заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от
должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации,
прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в
трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против
Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не
будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента
Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается
отклоненным.

Текст Ст. 86 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент Российской Федерации в качестве Главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В развитие упомянутых полномочий комментируемая статья Конституции детализирует полномочия Президента Российской Федерации в данной сфере. Так, осуществляя внешнеполитические функции, Президент Российской Федерации несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В соответствии с п. «а» комментируемой статьи Конституции РФ Президент страны осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Реализуя это полномочие, Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегию внешнеполитической деятельности, основные ее направления. Он непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует Министерство иностранных дел, другие органы исполнительной власти, к компетенции которых относится реализация того или иного аспекта внешнеполитической деятельности.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ согласно п. «б» комментируемой статьи. Как Глава государства, Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях. Он устанавливает прямые контакты с руководителями государств, ведет переговоры с ними, посещает международные организации и т.д.

В соответствии с нормами Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(437) Президент Российской Федерации как Глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации. Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом в соответствии с упомянутым Законом, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров, или на проведение переговоров и подписание договора, или только на подписание договора.

Согласно подп. «в», «г» комментируемой статьи, Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В рамках выполнения упомянутых полномочий Президентом изданы Указы от 28 августа 2001 г. N 1080 (с изм. от 29 марта 2008 г.) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)»*(438), от 7 сентября 1999 г. N 1180 «Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве»*(439).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бритва филипс сериес 5000 инструкция по применению
  • Аквадетрим 15000ме мл инструкция детям дозировка
  • Candy aqua 100f инструкция на русском
  • Управление минюста россии руководство
  • Suzuki boulevard m109r мануал на русском