Особенности руководства сюжетно ролевыми играми в разных возрастных группах

1. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.

   Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

   Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

   Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.

   Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

   Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.

   Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

   Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.

   Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.

   Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

   Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

   Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

—      Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

—      Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

—      Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

—      Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

—      Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

   В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.

Методы и приемы:

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Вторая младшая группа:

Обучение способам игрового отражения действительности:

— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

— поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа:

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Старший дошкольный возраст:

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

2. Составление плана воспитательно-образовательной работы в группе (по выбору) на неделю развитию игровой деятельности.

День недели

Вид игры

Задачи

Методы и приёмы руководства

Понедельник:

Утро

Прогулка

Вечер

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

  1. Подвижная игра «Затейники»

2. Подвижная игра «Карусель»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

-Упражнять детей в составлении целой картины из отдельных частей. Развивать зрительное восприятие.

— Формировать умение ориенти -роваться в пространстве.

— Учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу

— Учить детей использовать в игре свои знания и умения, связан -ные с приготов -лением пищи, сервировкой стола.

— Наглядная и словесная  беседа по картинке.

— Познакомить детей с правилами новой игры. Показ игровых действий.

— Рассказ воспи -тателя, как они играли,  когда была маленькой.

Беседа о взаимоотношениях в семье.

Вторник:

Утро

Прогулка

Вечер

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

  1. Подвижная игра «Школа мяча»
  1. Подвижная игра «Удочки»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

— Учить детей договариваться об условиях игры. Формировать умение использо -вать предметы – заместители

— Упражнять де -тей в набивании мяча правой и левой рукой на месте. Развивать крупную мотори-ку рук.

— учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте.

— Учить детей играть вместе, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

— Наблюдение за работой медицинского работника. Рассматривание иллюстраций.

— Создать интерес к игре. Подготовить атрибуты. Рассказать правила.

Показать детям, как правильно приземляться на носки, полусог-нутые ноги.

— Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов. Обсуждение игрового сюжета.

Среда:

Утро

Прогулка

Вечер

Дидактическая игра «Кто найдет – пусть возьмет»

  1. Спортивная игра «Баскетбол»
  1.  Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Сюжетно-ролевая игра  «Строители»

— Учить использо-вать в игре знания о том, из каких материалов сде-ланы различные предметы. Разви-вать связную речь, внимание.

— Упражнять детей в реакции на сигнал, действиям в команде.

— Развивать связную речь, слуховое восприя-тие, внимание.

— Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом. Использование разного строительного материала.

— Подготовить для игры предметы, сделанные из разных материалов. Беседа.

— Рассказ о баскетболе. Показ элементов игры.

— Учить детей поддерживать правильный ход игры.

— Чтение художественной литературы. Беседа о профессии.

Четверг:

Утро

Прогулка

Вечер

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

  1. Игра — эстафета «Платочек невидимка»
  1. Подвижная игра «Прятки»

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

— Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Активизировать в речи соответст-вующие понятия.

— Учить быстро передавать платок. Развивать ловкость, быст-роту, внимание.

— Совершенство-вать умение ориентироваться в пространстве.

— Учить детей развивать сюжет на основе знаний, распределять роли.  Развивать умения

применять в игре знания о способах измерения.

— Загадывание загадок. Чтение литературы о временах года.

— Познакомить  с правилами игры, предложить рассказать, что должны делать участники в различных игровых ситуациях.

— Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов (сантиметр, нитки, ткани).  

Пятница:

Утро

Прогулка

Вечер

Настольно-печатная игра «Домино»

  1. Спортивная игра «Хоккей с мячем»
  1. Подвижная игра «Кольцебросы»

Сюжетно-ролевая игра «Пост ГИБДД»

— Развивать внимание, логическое мышление, речь.

— Учить детей играть на всей игровой пло-щадке. Развивать быстроту реакции.

— учить детей набрасывать кольца на колыш-ки, стараясь набросить как можно больше колец.

— Углубить знания детей о дорожных знаках. Развивать мышление. Совершенствовать умения выполнять правила дорожного движения.

-Формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Создать хорошее настроение.

— Познакомить детей с правилами игры. Рассказать об истории её возникновения, о знаменитых спортсменах.

— Подготовить атрибуты. Поощрять упорство в достижении цели, выдержки.

— Обсуждение игрового сюжета. Загадывание загадок. Распределение ролей.

Библиография

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006
  3. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”.  М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.
  4. Никитин Б.П. «Развивающие игры.», М.: Педагогика, 1981
  5. http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1074-kriterii-oczenivaniya-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры.  — М: Владос, 1999
  7.  Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И.,   Коваленко Е.И., Щербакова Е.И.: Рад.Школа, 1982.
  8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного   возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основная источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры:

  • Соблюдение правил.

  • Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

  • В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

  • В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.

  • В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.

  • Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)

  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)

  • Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)

  • Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.

  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол

В младших группах игрушки для сюжетно-ролевой игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.

В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.

Руководство игрой:

Косвенное руководство:

  • Обогащение знаний детей о жизни

  • Обновление игровых материалов

  • Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.

Прямые приемы руководства:

  • Ролевое участие в игре

  • Разъяснение

  • Участие в распределении ролей

  • Совет по ходу игры

  • Предложение новой темы игры

Методика применения сюжетно-ролевой игры.

        1. выбор игры (кратковременная или длительная)

        2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)

        3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка (в старшей и подготовительной группах)

        4. создание воображаемой ситуации.

        5. распределение ролей.

        6. начало игры (чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)

        7. сохранение игровой ситуации

        8. завершение игры .

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных
группах

Изучением особенностей сюжетно — ролевой
игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Эльконин Д. Б., Выготский
Л.С., Менджеритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова
Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это
игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления,
представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для
каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх ребенок не только отражает
окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

В игре воспитывается интерес и уважение к
труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не
только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит
побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Необходимыми элементами, обеспечивающими
интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных
качеств ребенка, являются знание – действие – общение. Особая роль при
этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений,
профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой
деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности
ребенка.

Итак, первое условие игры как
увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его
предметах
(об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях
реального мира
.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в
том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,
что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или
огорчается по ходу игры.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об
окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру.
Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры,
без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе
с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его
игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то,
что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В
содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в
отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону
поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения
человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный
характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть
различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и
та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание.
Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но
прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он
отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в
мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать,
так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия,
при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок
берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая
отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью –
главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой
действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял
человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является
мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль
взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в
такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений,
существующую в этом мире.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как
правило, носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в
одиночку. Но наличие детского обществ – это наиболее благоприятное условие для
развития сюжетно-ролевых игр.

Особенности сюжетно-ролевых игр:

1.     Соблюдение
правил (правила вытекают из самой сути игры).

2.     Социальный
мотив игр (игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому
разобраться в системе взрослых отношений).

3.     В
сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие (ребенок отличает игру от
действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как
будто», «понарошку», «по-правде», но несмотря на это, игровые переживания
всегда искренни. Ребенок не притворяется. С усложнением игры и игрового замысла
чувства детей становятся более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра –
это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша).

4.     В ходе
сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

5.     В сюжетно ролевой
игре развивается воображения и творчество (плановость, согласованность действий
в длительных играх сочетается с импровизацией, дети намечают общий план,
последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые
образы).

6.     Развитие
речи.

Виды
сюжетно-ролевых игр:

1.    
Игры
на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх
большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают
то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2.    
Игры
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для
этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта,
парикмахерская, больница, транспорт, завод..)

3.    
Игры
на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа
(герои войны, космические полеты)

4.    
Игры
на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и
«летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из
литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.

5.    
 «Режиссерские»
игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Действует он при этом и за себя и за куклу.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей
старшего дошкольного возраста

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более
высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен
знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин «руководство игрой» обозначает в
педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и
приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими
игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением
.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых
ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она
становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты
комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее
развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более
сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости
от уровня развития игры на данном этапе.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед
воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики
игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива
и отдельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем
дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства
Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) –
не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение
ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства
обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения,
экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач,
беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению
игровых полей.

Создание условий для развития творческой
сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические
игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница»,
«Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и
игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

— расположение разнообразного игрового материала в
прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и
атрибутами;

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для
изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии
с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события,
установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность
действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание
познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет,
подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на
замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения
действительности) ;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми
способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Методика
применения сюжетно-ролевой игры:

1.    
Выбор
игры.

2.    
Педагогическая
разработка плана игры.

3.    
Ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка

4.    
Создание
воображаемой ситуации.

5.    
Распределение
ролей.

6.    
Начало
игры.

7.    
Сохранение
игровой ситуации.

8.    
Завершение
игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей младшей группы детского сада

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры
безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный
характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит
из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню,
Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются
(воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек — …,заменяет
игрушечную посуду на воображаемую,  на палочки вместо ложек…

Основными задачами руководства играми в младшей группе
являются:

1.    
Развитие 
обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых
действий.

2.    
Развитие
и обогащение сюжетов игры.

3.    
Формирование
умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играмималышей
является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем
способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

По мере обогащения игры игровыми действиями,
возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны
помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это
способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей средней группы детского сада

У детей средней группы появляются коллективные игры,
что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и
содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым,
производственным сюжетом, а затем к играм,  в которых отображаются различные
общественные события и явления.

У детей средней группы часто одновременно возникают
несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает
детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к
углублению содержания других.

Воспитатель должен использовать разнообразные приемы
для организации совместной игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей старшей группы детского сада

В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают
отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама
проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и
воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенку развертывать в
игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам
берет себе дополнительную.

Основная задача руководства играми старших
дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование
умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие
сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен
обогащать содержание игр.

Во всех группах воспитатель время о времени должен
предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а
старается лишь возбудить к ней интерес.

Сюжетно-ролевые
игры детей подготовительной группы детского сада

Основное содержание игры – отражение отношений и
взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной.
Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.

В игре четко выделяются подготовительный этап:
распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление
игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру
увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие
требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает
недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают
и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых
группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких
случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в
сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может
оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими,
проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой
замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Практические советы:

«Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Подготовила:

воспитатель Малярова Е.Д.

Донецк – 2020

Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь». Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

К тому же сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательном процессе современных развивающих педагогических технологий.

Этапы педагогической технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок  будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в  подготовку к игре»):

— определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

— создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

— совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

В связи с чем, в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.

Проблема использования игры и игровых технологий для всестороннего воспитания и развития дошкольников является активной для дошкольной педагогики. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре.

Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т.д.

Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой (Н. Я. Михайленко).

«Руководство игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Н. Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н. Н., Михайленко Н. Я.

С принятием ГОС ДО игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь детей игрой и эмоциональными событиями.

Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).

Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель –врач, ребенок – больной).

А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая раскрыли три направления руководства игрой:

1) приёмы, направленные на формирование игры;

2) приёмы, связанные с формированием инициативы и творчества;

3) приёмы, направленные на формирование взаимоотношений.

А группа педагогов – исследователей под руководством С. Л. Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).

Комплексный метод включает следующие компоненты:

− планомерное обогащение жизненного опыта;

− совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

− своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

− активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей.

Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Т. М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой 

деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т. М. Бабу новой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.

Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие приёмы 

руководства:

− обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

− исполнение воспитателем главной роли;

− организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

− внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

− сюрпризное появление игрушки;

− создание воображаемой ситуации;

− совет, напоминание;

− обновление игровых уголков;

− введение игрового тренинга, правил поведения;

− разыгрывание воображаемой ситуации;

− внесение образных игрушек.

Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли.

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребёнка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.).

Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

Сюжетно-ролевая игра − ведущая деятельность детей 3-7 лет.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Играя, ребёнок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее.

Первая младшая группа

Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира происходит через предметную среду. 

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметами. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры с

К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей.

Вторая младшая группа

Задачи:

— Способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений; 

— в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

— в  совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;

— поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал. 

Воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.

При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:

— Знакомить детей с разнообразием игровых целей;

— Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

— Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

— Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями. 

Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

Во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются. 

Средняя группа

Задачи:

— Переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

— Переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры). 

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры — необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. 

Старшая группа

Задачи:

— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. 

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. 

Подготовительная группа

Задачи:

— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, просмотра телепередач;

— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

— развивать умение использовать предметы-заместители

Педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д. 

Дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели — мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Развитие сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

Организация игры в 1 младшей группе

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога — сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.

Почему ребёнок ломает игрушки? Необходимо избегать недолговечных игрушек. Дети ломают игрушки, так как устают от однообразия и перенасыщения.

Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

Организация игры во 2-ой младшей группе

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?

Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера — игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни — построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

Цель — не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:

· развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей;

· парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Организация игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Организация игры в старшей и подготовительной группах

Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему:

1. обнаруживается желание иметь какой-то объект, вследствие чего герой сказки отсылается за ним;

2. герой встречается с «дарителем» волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;

3. герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый объект;

4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;

5. герой побеждает противника и получает искомый объект;

6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов.

Как конкретно начинать игру-придумывание с детьми?

Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

Проводить занятия куда проще, чем играть с детьми. Главное, надо определить, где в режиме дня может и должно быть выделено конкретное время для игры

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту для сценика
  • Интерактивное руководство по эксплуатации мерседес
  • Как пользоваться smart bracelet your health steward инструкция на русском
  • Как сделать самолетик из бумаги пошаговая инструкция фото далеко летит
  • Dmo 10e bosch инструкция по применению на русском