1. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.
Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.
Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.
Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
— Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
— Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
— Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
— Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
— Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.
Методы и приемы:
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Вторая младшая группа:
Обучение способам игрового отражения действительности:
— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
— поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Средняя группа:
— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
— чтение художественных произведений, драматизация сказок
— наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
— внесение в среду новой игрушки
— изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
— театрализованные игры
— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »
— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
— поощрение
— привлечение в игру малоактивных детей.
Старший дошкольный возраст:
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
2. Составление плана воспитательно-образовательной работы в группе (по выбору) на неделю развитию игровой деятельности.
День недели |
Вид игры |
Задачи |
Методы и приёмы руководства |
Понедельник: Утро Прогулка Вечер |
Настольно-печатная игра «Собери картинку»
2. Подвижная игра «Карусель» Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
-Упражнять детей в составлении целой картины из отдельных частей. Развивать зрительное восприятие. — Формировать умение ориенти -роваться в пространстве. — Учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу — Учить детей использовать в игре свои знания и умения, связан -ные с приготов -лением пищи, сервировкой стола. |
— Наглядная и словесная беседа по картинке. — Познакомить детей с правилами новой игры. Показ игровых действий. — Рассказ воспи -тателя, как они играли, когда была маленькой. Беседа о взаимоотношениях в семье. |
Вторник: Утро Прогулка Вечер |
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» |
— Учить детей договариваться об условиях игры. Формировать умение использо -вать предметы – заместители — Упражнять де -тей в набивании мяча правой и левой рукой на месте. Развивать крупную мотори-ку рук. — учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте. — Учить детей играть вместе, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. |
— Наблюдение за работой медицинского работника. Рассматривание иллюстраций. — Создать интерес к игре. Подготовить атрибуты. Рассказать правила. Показать детям, как правильно приземляться на носки, полусог-нутые ноги. — Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов. Обсуждение игрового сюжета. |
Среда: Утро Прогулка Вечер |
Дидактическая игра «Кто найдет – пусть возьмет»
Сюжетно-ролевая игра «Строители» |
— Учить использо-вать в игре знания о том, из каких материалов сде-ланы различные предметы. Разви-вать связную речь, внимание. — Упражнять детей в реакции на сигнал, действиям в команде. — Развивать связную речь, слуховое восприя-тие, внимание. — Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом. Использование разного строительного материала. |
— Подготовить для игры предметы, сделанные из разных материалов. Беседа. — Рассказ о баскетболе. Показ элементов игры. — Учить детей поддерживать правильный ход игры. — Чтение художественной литературы. Беседа о профессии. |
Четверг: Утро Прогулка Вечер |
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» |
— Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Активизировать в речи соответст-вующие понятия. — Учить быстро передавать платок. Развивать ловкость, быст-роту, внимание. — Совершенство-вать умение ориентироваться в пространстве. — Учить детей развивать сюжет на основе знаний, распределять роли. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. |
— Загадывание загадок. Чтение литературы о временах года. — Познакомить с правилами игры, предложить рассказать, что должны делать участники в различных игровых ситуациях. — Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов (сантиметр, нитки, ткани). |
Пятница: Утро Прогулка Вечер |
Настольно-печатная игра «Домино»
Сюжетно-ролевая игра «Пост ГИБДД» |
— Развивать внимание, логическое мышление, речь. — Учить детей играть на всей игровой пло-щадке. Развивать быстроту реакции. — учить детей набрасывать кольца на колыш-ки, стараясь набросить как можно больше колец. — Углубить знания детей о дорожных знаках. Развивать мышление. Совершенствовать умения выполнять правила дорожного движения. |
-Формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Создать хорошее настроение. — Познакомить детей с правилами игры. Рассказать об истории её возникновения, о знаменитых спортсменах. — Подготовить атрибуты. Поощрять упорство в достижении цели, выдержки. — Обсуждение игрового сюжета. Загадывание загадок. Распределение ролей. |
Библиография
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.
- Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006
- Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”. М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.
- Никитин Б.П. «Развивающие игры.», М.: Педагогика, 1981
- http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1074-kriterii-oczenivaniya-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М: Владос, 1999
- Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И.: Рад.Школа, 1982.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основная источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
-
Соблюдение правил.
-
Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
-
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
-
В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
-
В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
-
Развитие речи.
Виды сюжетно-ролевых игр:
-
Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)
-
Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
-
Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)
-
Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.
-
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол
В младших группах игрушки для сюжетно-ролевой игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.
В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.
В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.
Руководство игрой:
Косвенное руководство:
-
Обогащение знаний детей о жизни
-
Обновление игровых материалов
-
Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.
Прямые приемы руководства:
-
Ролевое участие в игре
-
Разъяснение
-
Участие в распределении ролей
-
Совет по ходу игры
-
Предложение новой темы игры
Методика применения сюжетно-ролевой игры.
-
выбор игры (кратковременная или длительная)
-
разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
-
ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка (в старшей и подготовительной группах)
-
создание воображаемой ситуации.
-
распределение ролей.
-
начало игры (чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
-
сохранение игровой ситуации
-
завершение игры .
Возрастная
группа
Задачи,
результат
Особенности планирования
Этапы и содержание работы
Предметная игровая среда
первая младшая
Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3
действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные
предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью
игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника
– можно считать. Что самые прстые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира через предметную среду.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом
действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые
стимулируют ребёнка к осуществ- лению действий с п. Особенность процесса
формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли
равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя
тем самым естественность игры с
Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом
действии с игрушками и предметами заместителями, создаёт ситуации, которые
стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом. Основное
содержание игры -действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать
с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между
персонажами.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна
содержать готовые игровые зоны
Материальной опорой таких действий
служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для
прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от
одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с
материалами для развития двигательной активности детей
вторая младшая
способствовать возникновению игр на темы наблюдений изокружающей
жизни, литературных произведений;
в совместных с детьми играх
развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль,
выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить
обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками; в
совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3
действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять
роль и за себя, и за игрушку; поощрять попытки детей самостоятельно выбирать
атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и
игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал.
воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые
игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх
состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно
педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство
успеха.
При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит
решить четыре основные задачи
Знакомить детей с разнообразием игровых целей;Побуждать
самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую
инициативу;
Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и
способов достижения целей;
Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре
дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.
Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но
они значительно обогащаются
средняя
переводить их к более сложному ролевому
поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с
разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль
для партнеров в процессе развертывания игры.
переводить их к более сложному ролевому поведению в игре:
формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными
ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для
партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для
себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы
поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на
новую. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой
реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог
стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он
запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью
действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как
свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся
пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации
знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни
умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями
партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка
была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе
игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу
начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику,
привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в
ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в
ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на
ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной
импровизации.
Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений
взрослых.Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй
план.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не
нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы
игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр
«Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при
игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре
«Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.
Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй
младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются
магазин одежды, обуви и др.
старшая
развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии
окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных
передач;
учить согласовывать тему для начала игры,
распределять роли, подготавливать необходимые условия;
учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры,
совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания
совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже
известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям
знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее
удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных
детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она
погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.
В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между
людьми.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего
дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых
зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые
сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие
пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются
специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с
атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на
коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на
коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом
игры
подготовительная
развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры; —
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из
литературных произведений, просмотра телепередач; — учить согласовывать тему
для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия; —
учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно
планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать
умение использовать предметы-заместители
Педагог обязательно должен обогащать содержание игр.
Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В
связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют
интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры
являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и
явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать
детскую литературу.
Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от
времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи
игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а
старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры
могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением
играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве,
рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.
дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные
сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие
пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются
условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для
игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с
атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с
игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им
атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться
и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда,
для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в
больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было
много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы
дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели
— мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы
также различные макеты для развития режиссерских игр детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида»
«Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО»
Составитель: Воспитатель
Авагян Е.С.
Майкоп 2017г.
Тема: «Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС»
Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации игровой деятельности, познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО. Сформировать у педагогов понимание роли игры как основной деятельность детей, в которой усваиваются основные нормы поведения в обществе, закрепляются и переосмысливаются полученные из разных источников знания.
Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (по программе «От рождения до школы»)
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Задачи развития сюжетных игр |
||
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры) 2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов. 3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры. 4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры. 5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей. 6.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий. |
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов. 2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов. 3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. |
1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру. 2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов. 3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр. |
II младшая группа
-
Игры: «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Посещаем парикмахерскую», «Детский сад», «Моряки».
-
Совместные игры, использование игрушек, предметов-заместителей
-
Интегрируется со всеми образовательными областями
-
Развивать диалог, использовать детали костюмов
-
Играть со взрослым, парами, малыми группами
-
Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх
-
Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.
Средняя группа
-
Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.
-
Инсценирование сказок, мультфильмов.
-
Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.
-
Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: — корабль сбился с курса, — у парикмахера нет расчёски, — на обед нет хлеба, — не на чем отвезти больного в больницу, — на улице заболел человек.
-
Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.
-
Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.
-
Театрализованные игры: дети сами действуют.
Старшая группа
-
Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше), но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).
-
Новые игры: «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Милиция-полиция», «Служба спасения» — вместо служб 01, 02, 03, 04.
-
Практикуется изготовление игрушек для игры.
-
Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.
-
Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
-
Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.
-
Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.
Подготовительная группа
-
То же, но игры более разнообразные по содержанию.
-
Придумывать сюжет до игры.
-
Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.
-
Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).
-
Режиссерские игры: управлять 1 – 2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.
-
Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…).
-
Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета
-
Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.
-
Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.
Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Практические советы:
«Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»
Подготовила:
воспитатель Малярова Е.Д.
Донецк – 2020
Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь». Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
К тому же сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательном процессе современных развивающих педагогических технологий.
Этапы педагогической технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
2 этап:
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
— определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
— создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
— совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.
В связи с чем, в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.
Проблема использования игры и игровых технологий для всестороннего воспитания и развития дошкольников является активной для дошкольной педагогики. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре.
Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т.д.
Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.
Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.
Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой (Н. Я. Михайленко).
«Руководство игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.
«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.
Н. Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста.
Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н. Н., Михайленко Н. Я.
С принятием ГОС ДО игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь детей игрой и эмоциональными событиями.
Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).
Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель –врач, ребенок – больной).
А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая раскрыли три направления руководства игрой:
1) приёмы, направленные на формирование игры;
2) приёмы, связанные с формированием инициативы и творчества;
3) приёмы, направленные на формирование взаимоотношений.
А группа педагогов – исследователей под руководством С. Л. Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).
Комплексный метод включает следующие компоненты:
− планомерное обогащение жизненного опыта;
− совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
− своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
− активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей.
Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.
Т. М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой
деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т. М. Бабу новой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.
Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие приёмы
руководства:
− обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;
− исполнение воспитателем главной роли;
− организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
− внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
− сюрпризное появление игрушки;
− создание воображаемой ситуации;
− совет, напоминание;
− обновление игровых уголков;
− введение игрового тренинга, правил поведения;
− разыгрывание воображаемой ситуации;
− внесение образных игрушек.
Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли.
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребёнка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.).
Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
Сюжетно-ролевая игра − ведущая деятельность детей 3-7 лет.
Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Играя, ребёнок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее.
Первая младшая группа
Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира происходит через предметную среду.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметами. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры с
К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.
Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей.
Вторая младшая группа
Задачи:
— Способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
— в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
— в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
— поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал.
Воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.
При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:
— Знакомить детей с разнообразием игровых целей;
— Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
— Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
— Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
Во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.
Средняя группа
Задачи:
— Переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
— Переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры — необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.
Старшая группа
Задачи:
— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.
В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры.
Подготовительная группа
Задачи:
— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, просмотра телепередач;
— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
— развивать умение использовать предметы-заместители
Педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.
Дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели — мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.