Основные признаки отличия линейного руководства от функционального овд


автор ответа, консультант по юридическим вопросам; Н. А. Яковлева, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Если в должностной инструкции прописано административное подчинение «гражданину А», а функциональное подчинение «гражданину Б».

Кто за что отвечает? На ком какая ответственность лежит?

ОТВЕТ

Нормативными актами данный вопрос не урегулирован.

Порядок определения административного и функционального подчинения работника, в том числе путем указания в должностной инструкции, работодатель определяет самостоятельно, применительно к специфике своей деятельности.

По нашему мнению, функциональное подчинение работника включает в себя обязанности в рамках общих функциональных обязанностей по занимаемой должности (трудовых функций). В то время как линейное подчинение основано на административном управлении в соответствии с принятыми локальными нормативными актами работодателя, не относящимися к непосредственным трудовым функциям работника (к примеру, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, положений о премировании и пр.).

ОБОСНОВАНИЕ

ТК РФ не оперирует понятием должностной инструкции. Согласно ст. 57 ТК РФ (ссылку позволяет посмотреть в том числе локальная версия Консультант Плюс для компьютера), одним из обязательных условий для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции. Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

На практике, с целью уменьшения текста трудового договора перечнем обязанностей и иной информации относительно трудовой функции работника, предпочтение отдано должностной инструкции. Должностная инструкция как таковая может (письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников»):

1) быть приложением к трудовому договору. Оно составляется и подписывается в двух экземплярах, как и основной текст трудового договора. Целесообразно его составление по заранее утвержденной форме. Второй экземпляр выдается работнику под подпись о получении. Недостатком этого способа оформления является сложность изменения должностной инструкции и/или внесения в нее дополнений. В случае необходимости конкретизации требований к квалификации, должностных обязанностей и т.п. для изменения и/или дополнения должностной инструкции понадобится согласие работника и составление соответствующего документа за его подписью;

2) утверждаться как локальный нормативный акт руководителем организации (или иным уполномоченным лицом) либо отдельным документом — приказом (или распоряжением). С ней работников следует ознакомить под подпись.

При этом содержание и разделы должностной инструкции, в том числе порядок определения административного и функционального подчинения работника, работодатель определяет самостоятельно, применительно к специфике своей деятельности.

Однако предполагается, что функциональное подчинение работника включает в себя обязанности в рамках общих функциональных обязанностей по занимаемой должности (трудовых функций). В то время как линейное подчинение основано на административном управлении в соответствии с принятыми локальными нормативными актами работодателя, не относящимися к непосредственным трудовым функциям работника (к примеру, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, положений о премировании и пр.).

Мы каждый день встречаемся с «менеджерами». В магазине одежды или в автомобильном салоне, в офисе какой-то компании, везде нас встречают менеджеры. Когда мы слышим «менеджер по маркетингу», «менеджер по продажам», то нам не совсем понятно идет ли речь о руководителе, который управляет целым отделом или о специалисте, который управляет только своими рабочими задачами. В компаниях, где мы сами работаем, также много менеджеров, но все они разные. Неразбериха и произвольное использование слова «менеджер», не только вводит в заблуждение непосвященных, но и создает немало трудностей в нашей работе по управлению персоналом. Давайте разберемся, чем же отличаются одни менеджеры от других, и почему так важно их разделять в системе управления персоналом и в общей структуре управления компанией.

Первое, и самое главное отличие в том, есть ли у менеджера подчиненные? Если менеджер возглавляет отдел, в котором работает хотя бы один сотрудник, то такого менеджера уже можно назвать линейным руководителем. Это управление предполагает ответственность не только за свой персональный результат, но и за работу подчиненных и отдела в целом. Но, если на должности менеджера работает квалифицированный сотрудник, которому никто не подчиняется, то такого сотрудника называют функциональным менеджером. Возникает логичный вопрос: почему нельзя такого работника, без подчиненных, назвать просто «специалист»? Здесь нужно выделить второе важное отличие: уровень ответственности. Функционального менеджера нельзя назвать «специалистом», потому что он выполняет не одну операционную задачу, а доводит целую цепочку задач до результата. Например, менеджер по продажам не только делает холодные звонки, но и формирует клиентскую базу, обрабатывает заявки, выставляет счета, проводит консультации по телефону и завершает свою работу оформлением сделки. И третье отличие — управление бюджетом. Линейные руководители координируют денежные потоки, бюджет, который выделяется на работу его отдела, в отличие от функционального менеджера, который не имеет никакого отношения к операциям с деньгами, или отвечает только за привлечение денег, например, от сделок с клиентами.

Также нужно отметить, что компании используют слово «менеджер» как мотивирующий фактор для работников, тем самым повышая статус должности в глазах окружающих. Например, раньше должность называлась «техничка» а теперь «менеджер по уборке помещений». Помимо этого, название должности — это отличный инструмент для определения круга ответственности сотрудника. Пока работник просто «продавец» то и задачи у него весьма ограничены. Как только он становится «менеджером», то в должностную инструкцию можно добавить более серьёзные обязанности. Поэтому каждый из нас сделает свои выводы: отказаться ли от «менеджеров» и использовать их только в оправданных случаях, или называть менеджерами все возможные должности, чтобы управлять мотивацией и качеством работы сотрудников своей компании.

Таловерова Л.Л.

HR-тренер Учебного Центра «Финконт»

  1. Внутренняя структура органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление.

Внутреннее
построение аппарата, предполагающее
создание соподчиненных структурных
подразделений. Их деятельность является
выражением внутренней организации
данного органа, что обеспечивает условия
реализации им государственно-распорядительной
деятельности во вне.

Учебник
Попова.

Совместный
труд предполагает единство, упорядоченность
действий. Гармония между индивидуальными
работами может быть достигнута только
в том случае, если они будут подчинены
единой воле.

Подчинение
— оборотная сторона власти, они
неразрывны. Там, где осуществляется
власть, там существует и подчинение.
Властным полномочиям, праву принимать
обязательные для исполнения решения
корреспондирует обязанность подчиняться
чужой воле, выполнять команды. Реальная
власть существует только там, где
имеется реальное подчинение. Иначе она
формальна, фиктивна, декларативна.

По
объему различаются два вида подчинения:
линейное (прямое, организационное,
административное) и функциональное.

Существуют
два основных принципа деления
административной деятельности ее
специализации: линейный и функциональный.
При реализации первого все объекты
дифференцируются по определенным
признакам на автономные группы и
руководство каждой из них в полном
объеме или в основном осуществляет
определенный субъект. В результате
возникают системы, базирующиеся на
прямом (организационном, административном)
подчинении объектов субъекту, — системы
типа «начальник—подчиненный».

Для
линейной власти характерно следующее:

1)
эта власть широкая по объему, охватывающая
многие функции административной
деятельности;

2)
она включает право непосредственного
распоряжения людьми, ресурсами,
деятельностью и очень часто дисциплинарную
власть;

3)
она связана с ответственностью за
состояние подчиненного объекта.

Линейный
руководитель, как правило, бывает один.
Для линейных систем характерно прямое
подчинение; субъект власти вправе
принимать нормативные или индивидуальные
акты, давать задания, решать структурные
и кадровые вопросы, распоряжаться
материальными и иными ресурсами,
непосредственно руководить деятельностью,
осуществлять дисциплинарное принуждение
или обладает несколькими из названных
полномочий.

Функциональная
подчиненность чаще всего означает, что
субъект власти в рамках конкретной
функции вправе осуществлять нормативное,
методическое руководство, контроль,
административное принуждение или он
наделяется хотя бы одним из названных
полномочий. Возникает отношение типа
«инспектор—контролируемый».

Функциональная
подчиненность состоит в подчинении по
какой-то части деятельности, в рамках
определенной функции. Спектр властных
полномочий субъектов исполнительной
власти в подобных случаях довольно
узок. Их власть бывает «положительной»,
сопряженной с созидательной деятельностью
(право распределять, осуществлять
методическое руководство и т. д.), и
юрисдикционной, связанной с нарушениями
(право приостанавливать работу,
отстранять от должности, налагать
взыскания и т. д.).

Функциональная
власть может быть ограничена рамками
ведомства (организации) или иметь
межведомственный характер.

Линейное
руководство всегда основано на прямом
служебном подчинении. Оно распространяется
на подчиненные структурные единицы;
линейные системы базируются на
административной подчиненности.
Функциональное руководство осуществляется
в отношении функционально подчиненных
при отсутствии организационного
подчинения.

Организационная
структура государственной администрации

Под
структурой понимается строение и
внутренняя форма организации системы,
выступающая как единство устойчивых
взаимосвязей между ее элементами. В
ней выделяются два компонента: строение,
совокупность элементов и система
отношений между ними. Сложные образования
характеризуются полиструктурностью.
Исполнительная власть одновременно
имеет несколько структур: кадровую,
территориальную, функциональную,
организационную и др.

Организационная
структура — это деление целого на
организационно обособленные единицы
и сеть управленческих связей в нем.
Организационная структура — форма
разделения и кооперации административной
деятельности, форма закрепления
разделения труда по управлению,
устойчивая схема распределения его
задач, функций. Поэтому ее можно
рассматривать и как структуру целей,
функций администрации, выражающуюся
в дифференциации ее на части и в системе
организационных связей в ней.

На
структуру аппарата влияют многие
объективные и субъективные факторы.
Важнейшим среди них является содержание
деятельности, т. е. комплекс функций
административной деятельности.

Функции,
их номенклатура, объем, значимость,
взаимосвязь — вот что в первую очередь
детерминирует структуру аппарата.
Необходимо учитывать наличие двусторонней
связи структуры и функции: вновь
возникшая функция может быть выполнена
как путем создания новых структурных
единиц, так и путем использования
возможностей, существовавших ранее.
Но развитая функция требует структурного
обособления. При этом функция не меняется
автоматически вслед за изменением
структуры аппарата, одну и ту же функцию
могут осуществлять разные органы,
служащие.

Как
всякая форма, структура отражает
результат развития содержания и в свою
очередь оказывает на него активное
обратное воздействие. От организационной
структуры зависит специализация и
кооперация административной деятельности,
ее комплексность, правильность
распределения нагрузки между различными
частями. Рациональная структура
позволяет с меньшими затратами времени
и сил и более квалифицированно решать
дела, создает условия для согласованной
и четкой работы, образования хорошего
психологического климата.

Административные
структуры обладают множеством признаков,
которые могут быть использованы в
качестве критериев их группировки.
Различают структуры простые и сложные,
жесткие и гибкие, линейные и функциональные,
постоянные и переменные, типовые и
индивидуальные, формальные и неформальные,
сложившиеся и экспериментальные,
централизованные и децентрализованные
и др. Можно различать структуры устойчивые
и неустойчивые, надежные и ненадежные,
бюрократические и демократические,
дорогие и дешевые и т. д. Структуры
исполнительной власти должны быть
прежде всего эффективными (надежными,
стабильными и способными к необходимым
перестройкам), демократичными и по
возможности дешевыми.

Государственная
администрация представляет собой
целостное образование, состоящее из
большого количества разнообразных
частей. В ней можно различать несколько
основных типов структурных единиц: а)
аппарат ведомства; б) аппарат ведомственного
подразделения; в) региональный аппарат;
г) орган государственной исполнительной
власти; д) администрация организации;
е) структурное подразделение органа,
администрации; ж) должность.

Каждая
структурная единица аппарата
государственной администрации — это
его самоуправляемая, автономная, имеющая
свою компетенцию, организационно
оформленная часть, существование
которой предопределено правовым актом.

Тип
организационной структуры системы
определяется типом власти (подчинения).
Если система основана на линейной
власти, значит, у нее линейная структура.
Использование функциональной власти
приводит к образованию функциональных
структур. Таковыми являются, например,
службы уголовного розыска и другие
милицейские службы в системе МВД. Их
областные, городские, районные
подразделения (управления, отделы,
отделения) линейно подчиняются
соответствующему органу внутренних
дел и функционально — вышестоящему
звену ведомственной службы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту автомобиля ваз 2104
  • Повер банк demaco 20000 инструкция по применению
  • Форма 0503738 инструкция по заполнению в 2022 году
  • Руководство по samba
  • Эзлор инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена