Основное дело руководство это

Содержание
темы

Организационная
культура предприятия: понятие, виды
организационной культуры, элементы.
Этика деловых отношений, уровень
этичности организации. Понятие и причины
конфликтов. Структурные характеристики
конфликта. Поня­тие и причины конфликтов.
Структурные характеристики конфликта.
Функции конфликтов. Виды конфликтов.
Формулы возникновения конфликта. Этапы
и фа­зы конфликта. Стили конфликтного
поведения.

Задания к
практическим занятиям

  1. Организационная
    культура предприятия: понятие, виды
    организационной куль­туры, элементы.

  2. Этика деловых
    отношений, уровень этичности организации.

  3. Понятие и причины
    конфликтов.

  4. Характеристики
    конфликта. Функции конфликтов.

  5. Виды конфликтов.

  6. Формулы возникновения
    конфликта.

  1. Этапы и фазы
    конфликта.

  2. Стили конфликтного
    поведения.

Вопросы для
самоконтроля

  1. Понятие
    организационной культуры предприятия.

  2. Виды организационной
    культуры предприятия.

  3. Элементы, формирующие
    организационную культуру предприятия.

  4. Понятие этики
    деловых отношений.

  5. Оценка уровня
    этичности организации.

  6. Понятие конфликта.

  7. Причины конфликтов.

  8. Элементы конфликта.

  9. Функции конфликтов.

  1. Классификация
    конфликтов.

  2. Формулы возникновения
    и способы решения конфликтов.

  3. Последовательность
    этапов конфликта

  4. Соотношение фаз
    и этапов конфликта.

  5. Модели стилей
    поведения человека в конфликтном
    взаимодействии.

Практические
задания

Задание 1
Деловая игра «Оказание давления»

Описание
деловой игры

И.И. Иванов —
многообещающий молодой менеджер, быстро
продвигающийся по службе. Когда он
только начинал свою карьеру, его
начальником был П.П. Петров — завзятый
«трудоголик», чей опыт и знания очень
помогли Иванову в то время. Два года
спустя ситуация изменилась и Иванов
стал начальником Петрова, карьера
Петрова после этого застопорилась. В
последнее время Иванов и Петров работают
в этой же организации и видятся не часто.

Недавно Петрову
посоветовали выдвинуть свою кандидатуру
на вступление в члены клуба профессиональных
управленцев, чтобы познакомиться там
с людьми, которые могли бы «подтолкнуть»
его карьеру в нужном направлении. Клуб
был создан для продвижения идей высокого
уровня профессионализма в мире бизнеса.
Но Петров знает, что Иванов — член этого
клуба и председатель отборочной
ко­миссии.

Собеседование
проводится в помещении клуба. Для этого
случая Петров оделся наиболее тщательно,
хотя его гардероб не отличался большим
выбором. Когда он к назначенному времени
приехал в клуб, его попросили подождать
в зале для приглашенных. Ожидание заняло
15 минут. Когда секретарь наконец ввел
Петрова в роскошно обставленный зал
заседаний, тот оказался лицом к лицу с
членами отборочной комиссии из 8 человек,
во главе с Ивановым. Все они были

одеты в дорогие
официальные костюмы. Петрова посадили
в торце длинного сто­ла, за которым
расположились члены комиссии. Таким
образом, комиссия с Ива­новым во главе
как бы образовала группу «своих» напротив
Петрова, единствен­ного среди них
«чужака».

Во время
последующего собеседования Иванов ни
разу не дал понять, что знаком с Петровым,
и не пытался обратить внимание комиссии
на потенциальную ценность этого человека
для клуба.

Через несколько
дней после собеседования Петров случайно
встретил Ивано­ва на работе. Ему было
неловко задавать Иванову какие-либо
вопросы по поводу результатов
собеседования, а Иванов первым об этом
не заговаривал.

Постановка
задачи

Обсудить методы
оказания давления отдельными людьми
или группами, же­лающими продемонстрировать
особое значение своей роли или должности.
В дан­ном случае задачей является
оценка поведения членов отборочной
комиссии. Во­просами для обсуждения
являются следующие:

  1. Как вы думаете,
    почему Иванов решил организовать
    собеседование подоб­ным образом?

  2. Какие действия
    мог бы предпринять Петров, чтобы хоть
    в какой-то степени повлиять на ход
    собеседования?

3. Как вы думаете,
Петрова приняли в члены клуба?

Методические указания

В ходе
собеседований, проводимых с различными
целями, члены комиссий зачастую
демонстрируют серьезность и важность
своей деятельности, часто вну­шая при
этом собеседнику даже чувство страха.
Например, некоторые комиссии поддерживают
статус своей деятельности посредством
униформы — судьи в зале суда, академики
в мантиях и т.п.

Описание хода
деловой игры

Студенты делятся
на группы по 5 человек. Каждая группа
проводит собеседо­вание, затем
письменно отвечает на поставленные
вопросы, при этом обсуждая ответы в
своей группе. Затем происходит общее
обсуждение ситуации. При этом если у
студентов существует определенный опыт
работы, они могут привести при­меры
других методов «запугивания», используемых
членами отборочных комис­сий.

Задание 2
Оценка уровня этичности организации

Таблица 6.1
Исходные данные и постановка задачи

№ п.п.

Утверждение

Оценка

1

Не следует
ожидать, что работники будут сообщать
о своих ошиб­ках руководству

2

Бывают
случаи, когда руководитель должен
игнорировать требо­вания
контракта и нарушать стандарты
безопасности, чтобы спра­виться
с делом

3

Не
всегда возможно вести точную регистрацию
расходов для от­четности:
поэтому иногда необходимо давать
примерные цифры

4

Бывают
случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную
информа­цию
от начальства

5

Нам
всегда следует поступать так, как
велят наши руководители, хотя
мы можем сомневаться в правильности
этих действий

6

Иногда
необходимо заняться личными делами
в рабочее время, и ничего
страшного в этом нет

7

Психологически
иногда целесообразно задавать цели,
немного превышающие норму, если это
поможет стимулировать усилия работников

8

Я
бы раскрыл желательную дату отгрузки
заказов, чтобы заполу­чить
этот заказ

9

Можно
пользоваться служебной линией связи
для личных теле­фонных
разговоров, когда ею не пользуется
компания

10

Руководство
должно быть ориентировано на конечную
цель, по­этому
цель обычно оправдывает средства,
которые мы применили

11

Если
ради получения крупного контракта
потребуется устройство банкета
или незначительное изменение политики
организации, я дам
на это разрешение

12

Без
нарушения политики организации и
существующих инструк­ций
жить совершенно невозможно

13

Отчеты
по контролю товарных запасов нужно
составлять так, что­бы
по полученным товарам фиксировалась
«нехватка», а не «из­лишки»

14

Использовать
время от времени копировальную технику
организа­ции для личных или местных
целей вполне приемлемо

15

Унести
домой то, что является собственностью
компании (каран­даши,
бумага, ленты для пишущих машин и
т.д.), — приемлемая дополнительная
льгота

16

Если
есть возможность работать по
совместительству в организа­ции
конкурента, то это частное дело
работника и вполне приемле­мо

17

Заниматься
посторонними делами или своим личным
бизнесом в помещении
организации и в рабочее время —
допустимо, если это не
вредит организации, не снижает ее
доходы

18

Предложить лицам,
ответственным за покупку ваших товаров,
вы­годную работу, сделку — допустимо

19

Принять подарки,
деньги от другой организации вполне
допусти­мо

20

Клевета, ложь,
пренебрежительное замечание о
конкурентах до­пустимы, если они
сделаны в интересах организации

21

Принцип
«взаимосвязи» или «ты мне — я тебе»
вполне допустим и укрепляет отношения
с партнерами

22

Обманывать
коллег, делать ложные заявления в
целях организа­ции допустимо

23

Если нужно, то
можно использовать мощь организации
для запу­гивания или угроз по
отношению к конкурентам с целью
добиться своих целей

24

Предъявить
организации счет за несъеденные обеды,
неизрасхо­дованный бензин,
неиспользованные авиабилеты допустимо
и I является маленькой добавкой к
личному доходу

25

Угрозы по отношению
к наемным работникам в целях решения
задач организации допустимы

26

Использование
грубости и насилия по отношению к
починенным в случае крайней необходимости
допустимо

27

Ношение оружия
на территории организации с согласия
админи­страции допустимо

28

Сексуальные
домогательства на территории организации
не явля­ются слишком грубым нарушением
этических отношений

29

Запугивания
подчиненных в интересах повышения
уровня дисци­плины допустимы

30

Работать и не
нарушать национальное законодательство
невоз­можно

31

Дискриминация
по признакам цвета кожи, религии,
возраста, на­циональности, инвалидности,
стажа работы может быть допусти­ма
с различными оговорками

Примечание. Можно
проставить следующие оценки: сс —
совершенно согласен; с — согласен; не
-не согласен; сне — совершенно не согласен.

Решение

Код оценки Баллы

сс 3

с 2

сне 1

нс 0

Если Вы набрали
баллов в сумме:

10 — 20 — высокий
этический уровень;

21 — 30 — приемлемый
этический уровень;

31 — 48 — средний
этический уровень;

49 — 61 — низкий
этический уровень;

62 — 79 — очень низкий
этический уровень;

свыше 80 — охраняйте
ценности от самого себя.

Задание 3
Ситуация «Уровень организационной
культуры»

Описание
ситуации

В серии
утверждений, сгруппированных по четырем
признакам: работа, управление, мотивация
и мораль, характеризуется организационная
культура предприятия. При оценке
используется 10-балльная шкала. Если
утверждение полностью совпадает с вашим
мнением, то поставьте 10 баллов, если
противоре­чит вашим установкам — 0
баллов и т.д.

1) В нашей организации
вновь нанятым работникам предоставляется
возможность овладеть специальностью.

2) У нас имеются
четкие инструкции и правила поведения
всех категорий работников.

  1. Наша деятельность
    четко и детально организована.

  2. Система заработной
    платы у нас не вызывает нареканий
    работников.

  3. Все, кто желает,
    у нас могут приобрести новые специальности.

  4. В нашей организации
    налажена система коммуникаций.

  5. У нас принимаются
    своевременные и эффективные решения.

  6. Исполнительность
    и рвение у нас поощряются.

  7. В наших подразделениях
    налажена разумная система выдвижения
    на новые должности.

  8. У нас культивируются
    разнообразные формы и методы коммуникаций
    (де­ловые контакты, собрания,
    информационные бюллетени и др.).

  9. Наши работники
    участвуют в принятии решений.

  10. Мы
    поддерживаем хорошие взаимоотношения
    друг с другом.

  11. Рабочие
    места у нас обустроены.

  12. У нас нет перебоев
    в получении внутрифирменной информации.

  13. У нас организована
    профессиональная (продуманная) оценка
    деятельности работников.

  14. Взаимоотношения
    работников с руководством достойны
    высокой оценки.

  15. Все, что нужно
    для работы, у нас всегда под рукой.

  16. У нас поощряется
    двусторонняя коммуникация.

  17. Дисциплинарные
    меры у нас применяются как исключение.

  18. У нас проявляется
    внимание к индивидуальным различиям
    работников.

  19. Работа для меня
    интересна.

  20. На нашем предприятии
    поощряется непосредственное обращение
    мастеров и бригадиров к руководству.

  21. Конфликтные
    ситуации у нас разрешаются с учетом
    реальности обстановки.

  22. Усердный труд у
    нас всячески поощряется.

  23. Трудовая нагрузка
    у нас оптимальна.

  24. У нас практикуется
    делегирование полномочий на нижние
    эшелоны управ­ления.

  25. В наших
    подразделениях господствуют кооперация
    и взаимоуважение меж­ду работниками.

  26. Наша организация
    нацелена на нововведения.

  27. Наши работники
    испытывают гордость за свою организацию.

Постановка
задачи

1. Подсчитайте
общий балл. Для этого нужно сложить
показатели всех ответов.

2. Подсчитайте
средний балл по признакам:

Работа-1,5,9,
13, 17,21,25;

Коммуникации — 2, 6, 10, 14, 18,
22;

Управление — 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26,
28;

Мотивация и мораль — 4, 8, 12, 16, 20, 24,
27, 29.

Методические
указания

Индекс определяется
по общей сумме полученных баллов.
Наибольшее коли­чество баллов — 290,
наименьшее — 0. Показатели свидетельствуют
о следующем уровне организационной
культуры:

290 — 261 — очень
высокий;

260 — 175 — высокий;

174-115 — средний;

ниже 115 — имеющий
тенденцию к деградации.

Узкие места
организационной культуры определяются
по средним величинам в баллах по секциям.
Показатели в баллах по признакам
свидетельствуют о сле­дующем состоянии
в коллективе:

10 — 9 — великолепное;

8 — 6 — мажорное;

5 — 4 — заметное
уныние;

3 -1 — упадочное.

Выводы

1. Предлагаемые
выше 29 утверждений собраны в процессе
опроса руководи­телей среднего и
высшего звена управления. Все они
значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов
по какому-то пункту свидетельствует о
неблагополучном по­ложении дел на
этом направлении трудовой деятельности
и в межличностном об­щении работников.
Своевременно принятые меры могут
воспрепятствовать спол­занию
предприятия в кризисное состояние.
Таким образом, работу по оздоровле­нию
предприятия следует начинать с анализа
дел, отраженных в конкретных ут­верждениях.

  1. Второй шаг
    деятельности по принятию — это анализ
    и соответствующее реа­гирование на
    показатели по четырем признакам: работа,
    коммуникации, управле­ние, мотивация
    и мораль. Целеустремленная деятельность
    в направлении повы­шения балльных
    показателей по признакам может
    способствовать поднятию ин­декса в
    целом.

  2. Степень влияния
    оргкультуры на деятельность организации
    оценивается по трем факторам:
    направленности, широте охвата и силе
    влияния на персонал.

Данные тестирования
дают возможность оценить первый фактор
в прямом виде: общий показатель свыше
175 баллов свидетельствует о положительной
на­правленности организационной
культуры; два других фактора можно
оценить на основе показателей по
признакам.

Задача 4
Выявление преобладающего типа
организационной культуры

Исходные
данные и постановка задачи

Предложенные
десять вопросов касаются разных сторон
работы организации. По каждому вопросу
подчеркните тот вариант ответа (А, Б, В
или Г), который, по вашему мнению, лучше
всего описывает вашу организацию. Вы
должны делать свой выбор на основании
реального положения дел в организации,
а не исходя из того, как должно быть или
как хотелось бы вам. Если вам кажутся
подходящими две формулировки, все равно
выберите только одну, которая лучше
описывает си­туацию в вашей организации.

1. Основное дело
руководства — это …

А. Организация
производства и поиск рынков сбыта

Б. Направлять
работу и повышать эффективность

В. Делегирование
ответственности и координация работы
подразделений

Г. Инновации,
решение проблем и налаживание
сотрудничества между людьми

2. Коммуникации
в нашей организации в основном:

А.
Формальные и безличные

Б. Редкие, в
письменной форме

В. Личные

Г. Частные и
неформальные

3. Контроль в
основном основан на:

А. Планах и
формальных процедурах

Б. Достижении
целей, выработанных подчиненным вместе
с руководителем

В. Показателях
сбыта продукции

Г. Бухгалтерских
системах, бюджетах и нормативах

4. Мотивация
чаще основана на:

А. Чувстве
принадлежности к команде и командных
ценностях Б. Надежде на повышение В.
Личных оценках Г. Повышении статуса

5. Организационная
структура в основном:

А. Неформальная

Б. Централизованная,
функциональная

В. Децентрализованная
и линейно-штабная

Г. Кроссфункциональная,
ориентированная на проблему

6. Основные
ценности:

А. Доминирование
и подавление сопротивления Б. Рациональность
и поддержание порядка В. Защита интересов
членов организации Г. Достижение целей
подразделения

7. Люди работают
в основном, чтобы:

А. Соответствовать
представлениям о «правильном» поведении

Б. Получать
удовлетворение от работы

В. Решать проблемы
и вносить вклад в общее дело

Г. Сохранять
имеющиеся привилегии и завоевывать
новые

8. Отношения с
другими организациями в основном
строятся на:

А. Взаимных интересах и
общности

Б. Сотрудничестве

В. Конкуренции

Г. Соглашениях и
соблюдении буквы закона

9. Власть в
основном основана на:

А. Компетентности,
опыте и знаниях

Б. Способности
поддерживать дисциплину и порядок

В. Должностной
позиции

Г. Способности и
желании помогать другим людям

10. Людей поощряют
в основном за:

А. Способность
добиваться результата и побеждать

Б. Следование
правилам и процедурам

В. Помощь другим
людям

Г. Вклад в достижение
целей организации

Решение

При подведении
итога для каждого вопроса обведите те
буквы, которые вы

отметили в опроснике.
Затем по каждой колонке подсчитайте
число баллов (обведенных букв).

Вопрос

Авторитарная
культура

Бюрократи­ческая
культу­ра

Культура,
ори­ентированная на задачу

Культура,
ориентиро­ванная на че­ловека

1

Б

В

А

Г

2

А

Б

Г

13

3

Г

А

В

Б

4

В

Г

Б

А

5

Б

В

А

Г

6

А

Б

Г

В

7

Г

А

В

Б

8

В

Г

Б

А

9

Б

в

А

Г

10

А

Б

Г

В

Итого

Колонка,
получившая наибольшее количество
баллов, будет соответствовать той
культуре, которая доминирует в вашей
организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Важнейшие элементы организационной культуры

 Основное дело руководства – это …

жүктеу/скачать 1,19 Mb.

Pdf көрінісі

бет 104/120
Дата 04.01.2022
өлшемі 1,19 Mb.
#109243

Байланысты:
Учебное пособие Мызрова К.А. ОРГАНИЗАЦИОННА КУЛЬТУРА
СРС РК1 Физика 1 каз, glossarii, Отчет Шалкар, CCиМ 19-11 Толегеова Мадина Реферат Футбол, тап.5 Орынбаева А.Б, МТПРП-206 Байбосын Құндыз, Әлеуметтану, ЛЕКЦИЯ №1, ДӘРІС №2, Управление риском в социально-экономических системах by Богоявленский С.Б. (z-lib.org), marcet, Отчет, ОТЗЫВ, Introduction to Hospitality

    Бұл бет үшін навигация:

  • 2. Коммуникации в нашей организации в основном
  • 3. Контроль чаще всего основан на

Важнейшие элементы организационной культуры

 Основное дело руководства – это …

жүктеу/скачать 1,19 Mb.

Pdf көрінісі

бет 104/120
Дата 04.01.2022
өлшемі 1,19 Mb.
#109243

Байланысты:
Учебное пособие Мызрова К.А. ОРГАНИЗАЦИОННА КУЛЬТУРА
СРС РК1 Физика 1 каз, glossarii, Отчет Шалкар, CCиМ 19-11 Толегеова Мадина Реферат Футбол, тап.5 Орынбаева А.Б, МТПРП-206 Байбосын Құндыз, Әлеуметтану, ЛЕКЦИЯ №1, ДӘРІС №2, Управление риском в социально-экономических системах by Богоявленский С.Б. (z-lib.org), marcet, Отчет, ОТЗЫВ, Introduction to Hospitality

    Бұл бет үшін навигация:

  • 2. Коммуникации в нашей организации в основном
  • 3. Контроль чаще всего основан на

Лекция: Руководство в организации

Центральной фигурой в менеджменте любой
организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее
подразделением. Процесс руководства является непременным условием
функционирования организации.

Руководство
— это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией
руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей.
Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства,
содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию,
контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса
руководства в системе «руководитель — производство», а последняя —
одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой
деятельности.

Интересно распределение затрат рабочего
времени линейными руководителями различных уровней управления на основные
функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со
снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно
одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка
по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация
функции стимулирования.

Процесс руководства коллективом
можно разделить на три стадии:

— определение
целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;

— информирование
коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;

— проведение
аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой
деятельности коллектива.

Таким образом, учитывая содержание
основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс
непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния
друг на друга.

Важное значение в менеджменте имеет
соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах
профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая
определенную должность на соответствующем  уровне управления, становится
формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им.
Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать
соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к  неформальным
лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство
становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может
иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет
обращать на это внимание, то  неформальными лидерами становятся наиболее
инициативные, энергичные, проинформированные работники.

Безлидерные коллективы менее эффективны.
Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где
руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на
коллектив и на  его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и
бороться с ними.

Одним из методов диагностики, которая
позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который
заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу,
заполняя специально созданную  таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это
инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы
по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к
коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному
члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются
знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».

Для упрощения обработки данных социоматрицы
фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером
согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.

По результатам
обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов
исследуемого коллектива
:

— лидер
-«звезда»- член группы, который получил максимальное количество
положительных оценок (наиболее популярный);

— «желаемый» —
член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;

-«обособленное»-
член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;

-«изолированный»-
член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и
одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;

-«игнорируемый»-
член группы, который получил лишь негативные оценки

Чтобы руководителя считали лидером
коллектива, он должен обладать определенными качествами:

— деловыми (компетентность, экономическое
мышление, знание основ науки управления);

— организаторскими (контактность,
психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);

— личными (энергичность, инициативность,
требовательность, решительность, оптимизм);

— морально-политическими (преданность
интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг
увлечений)

Важными характеристиками
руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и
эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает
желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость
характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка
информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.

Перечисленные свойства создают авторитет
руководителя
, его модель, пример которой может быть таким:

— умение
организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного,
административного и трудового права;

— нацеливать коллектив
на все новое, прогрессивное;

— пользоваться
властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности
интересы трудящихся обеспечивались равной степени;

— контролировать
свои поступки и владеть своими эмоциями;

— стараться быть справедливым
и доброжелательным;

— четко выполнять
обещания, данные коллектива или отдельным работникам

Итак, в основе
руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это
способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения
усилий на достижении целей организации.

 Влияние — это
любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.

 Власть — это
возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными
полномочиям.

Руководитель – это мозг большой команды, мотор всего коллектива и капитан организации. JCat.Работа поможет разобраться, как разнообразие обязанностей лидера помещается в его должностную инструкцию, какие признаки «выдают» хорошего начальника.

Содержание

  1. Кто такой руководитель?
  2. Должностные обязанности руководителя организации
  3. Функции руководителя 
  4. Должностная инструкция руководителя учреждения
  5. Должность руководителя может быть вакантной?
  6. «Маркеры» хорошего руководителя

Кто такой руководитель?

Для начала нужно разобраться, чем в глобальном смысле занимается управленец высшего уровня. В этом вопросе важно стереть из головы традиционный образ страшного и своенравного начальника, который постоянно требует от подчиненных невозможного. Также большое заблуждение заключается в том, что работают только «низы», а «правящая верхушка» только пожинает плоды их работы. Управление – это тяжелый труд, полный ответственности и подводных течений, часто лишенный выходных и времени, когда не нужно срочно решать задачи по работе. 

Главный менеджер организации управляет всеми аспектами ее деятельности, начиная от постановки целей, заканчивая реализацией плана их достижения. 

Руководит организацией обычно директор предприятия. Он несет ответственность за материальные, кадровые, корпоративные вопросы. Главный управленец обеспечивает максимальную эффективность работы коллектива для достижения поставленных перед компанией целей. 

Должность одновременно и привлекательная, и сложная, поэтому кандидаты на это место проходят особо тщательный отбор. Способы определения «профпригодности» для руководящей должности – это повод для отдельной статьи, поэтому сегодня мы обсуждаем только специфику работы уже принятого на работу руководителя. 

Должностные обязанности руководителя организации

Несмотря на четкое описание задач директора компании, на практике его работа во многом зависит от особенностей компании. 

Если говорить обобщенно, сфера полномочий руководителя включает в себя:

  • надлежащее выполнение своих задач;
  • контроль выполнения работы сотрудниками;
  • формирование эффективной корпоративной культуры и позитивной рабочей атмосферы в коллективе;
  • работа над материальным обеспечением предприятия, контроль хозяйственной деятельности;
  • обеспечение выполнения поставленных задач в соответствии с планом работы;
  • отчет перед советом учредителей о состоянии дел в организации и соответствии реальных результатов ожидаемым;
  • решение кадровых вопросов – своевременное обучение, оценка эффективности работы, изменения кадрового состава;
  • решение текущих проблем и предупреждение проблематичных ситуаций в будущем;
  • принятие сложных решений с полной ответственностью за их последствия;
  • делегирование полномочий, справедливое распределение задач между подчиненными.

Должностные обязанности руководителя организации можно объединить в 6 пунктов:

  1. Организация. Чтобы работа была сделана качественно, вовремя и с ожидаемым результатом, особое внимание нужно уделить процессу ее планирования и выполнения. Руководителю важно упростить дело до уровня простых заданий и грамотно распределить их между подчиненными. При этом следует учитывать внешние и внутренние условия и постараться предупредить все возможные факторы риска. В идеале нужно организовать работу так, чтобы оптимально использовать ресурсы компании, обеспечить положительный результат в ближайшей и долгосрочной перспективе. 
  2. Распределение обязанностей. Этот пункт органично вытекает из предыдущего, поскольку для организации большинства процессов нужно грамотно распределить ответственность за выполнение задач. Также важно помнить, что неумение делегировать полномочия – одна из главных причин неэффективности менеджера. Важно уметь быстро сориентироваться и понять, какие обязанности руководителя организации можно поручить другим сотрудникам. Это следует делать с учетом задачи, способностей и возможностей выбранных подчиненных. Четкая постановка целей и формирование благоприятных условий для их достижения – важная миссия любого менеджера. 
  3. Обеспечение продуктивного взаимодействия. Предугадать все варианты развития сюжета при решении корпоративных вопросов невозможно. Различные факторы, которые возникают на пути к достижению целей команды, влияют на работу коллектива. Поэтому важно наладить эффективные средства связи и механизмы взаимодействия сотрудников. Подчиненные должны договариваться на «горизонтальном» уровне внутри подразделения, отделы – согласовывать свои действия между собой. Руководитель становится главным звеном в этой коммуникационной цепи. 
  4. Контроль. Важно, чтобы у директора было достаточно времени, опыта, знаний и желания контролировать выполнение работы подчиненных. Этот пункт не о проверках и «разборе полетов», а об анализе состояния работы, соответствующих выводах и улучшении деятельности компании. Методы и степень контроля зависят от конкретной ситуации: сложности задачи, дисциплины в коллективе, корпоративной культуры.
  5. Формирование межличностных отношений. Взаимоотношения в коллективе влияют на организацию: «человеческий фактор» решает многое. Однако изменчивые условия климата в коллективе не должны диктовать условия работы всей компании. Также заблуждением выступает тот факт, что в дружном коллективе продуктивнее решаются рабочие вопросы. Излишне теплое общение может стать причиной менее требовательного отношения сотрудников друг к другу. Поэтому руководителю необходимо поддерживать в коллективе «золотую середину» между сотрудничеством и соперничеством. Управлять этими категориями сложно, однако при правильном подходе здравая конкуренция не повлияет на отношения сотрудников, а только улучшит показатели эффективности их работы. 
  6. Анализ. Управленцу важно не просто анализировать конечный исход, но и оценивать промежуточные результаты. Данные анализа нужно фиксировать: только так можно оценить соответствие «ожиданий» и «реальности». 
  7. Аудит. Оценка эффективности процессов – также стандартный «ритуал» управленца. Анализировать необходимо все технологии, от которых зависит эффективность работы организации. Аудит не заканчивается на этапе оценки и анализа: управленец должен подобрать конкретные предложения о решении проблем и закреплении успехов.

Функции руководителя 

Известны различные подходы к определению управленческих функций. Наиболее популярной в классическом менеджменте считается классификация американского профессора Г. Минцберга. Согласно его представлением, директор в ежедневной деятельности выполняет такие группы функциональных обязанностей руководителя организации, как:

  1. Межличностные. Происходит формирование образа «символа власти» и системы коллективного взаимодействия, налаживание взаимоотношений между менеджерами.
  2. Информационные. Руководитель становится «приемником», «передатчиком» информации. Кроме того, с помощью информационных сообщений он обеспечивает формирование позитивного имиджа учреждения во внешней среде.
  3. Решающие. «Предприниматель», «ликвидатор нарушений», «распределитель ресурсов», «посредник во время переговоров» – эти и другие должностные роли также становятся привычными для руководителя.

Современные и упрощенные классификации выделяют такие ключевые функции директора:

  • руководящая – непосредственное управление подчиненными;
  • организационная – создание конкретных способов достижения целей компании;
  • функция контроля – проверка работы предприятия на всех уровнях;
  • анализ и синтез – оценка полученной информации и формирование предложений по улучшению работы;
  • защитная – обеспечение безопасных и благоприятных условий работы для подчиненных.

Функции управленца определяют его должностную инструкцию, которая фиксирует круг полномочий и спектр обязанностей. 

Должностная инструкция руководителя учреждения

Несмотря на то, что список полномочий и должностных обязанностей руководителя организации гораздо обширнее, для этой должности составляется такая же инструкция, как и для любого наемного работника. 

Большая сила – это большая ответственность, поэтому у директора этот документ, пожалуй, в несколько раз объемнее, чем у остальных сотрудников. 

Основные разделы должностной инструкции руководителя включают в себя:

  1. Перечень документов и нормативно-правовых актов, которые регламентируют его деятельность.
  2. Список знаний, умений и навыков, которые нужны для работы.
  3. Сведения о необходимости повышения квалификации с указанием конкретных временных рамок.
  4. Полномочия, которые дают возможность регулировать процессы внутри учреждения и представлять интересы организации во внешней среде.
  5. Виды ответственности за несоблюдение должностной инструкции и недобросовестное отношение к своим обязанностям. 

Кроме того, деятельность менеджера регламентируют также нормы действующего законодательства. 

Должность руководителя может быть вакантной?

Часто у сотрудников возникает вопрос о возможности существования фирмы без директора. 

Да, в некотором смысле подобные примеры есть. Однако в таком случае его функции берет на себя другой человек: невозможно представить себе организацию, в которой нет главного управленца. Основные ситуации, в которых директорское кресло может пустовать:

  1. Руководство передано управляющему. Единоличным исполнительным органом компании в таком случае становится юридическое лицо или сторонний человек. 
  2. Период поиска кандидата. При уходе из компании директора обычно рекомендуют на свое место заместителей, поэтому кадровый вопрос закрывается быстро. Однако иногда случаются ситуации временного назначения – исполняющего обязанности. Право управления в таком случае обычно возлагается на одного из заместителей бывшего директора. Обычно и. о. получает практически полный объем полномочий руководителя, однако в процессе принятия стратегически важных или материально ответственных решений он обязан согласовывать действия с учредителями. Не исключено, что именно этот человек в будущем займет вакантную должность. 

«Маркеры» хорошего руководителя

Конечно, лидер не может быть хорошим для всех: некоторые методы управления вызывают негативную реакцию, и это нормально. Однако при более детальном изучении можно рассмотреть объективно положительные черты даже в самом «плохом» начальнике. 

Список основных признаков, по которым можно отличить достойного управленца:

  1. Умение вести за собой. Лидерство – это не про доминирование и способность горячо доказывать свою правоту. Настоящий лидер отличается внутренней силой, энергетикой, умением принимать решения и брать на себя ответственность. Обычно это ощущается даже во время короткого разговора с человеком: подчиненные осознают, что они работают под надежной защитой и стараются тянуться за руководителем. 
  2. Способность ставить глобальные цели. Получение прибыли – это не самое важное в работе хорошего управленца. Если главный человек в компании не способен сформулировать цели организации, то и коллектив будет работать бесцельно.
  3. Человечность. Речь идет не о том, что «хороший» директор всегда должен «войти в положение» сотрудника. Этот пункт – о глобальных общечеловеческих ценностях, которые отличают порядочных людей. Правильные принципы жизни у лидера обязательно позитивно влияют на коллектив. В результате подбирается команда единомышленников, которые разделяют эти ценности. 
  4. Эмоциональная стабильность. Конечно, у начальника тоже может быть плохое настроение, а большая ответственность только увеличивает груз проблем. Однако если человек не способен мыслить трезво, поддается эмоциям (преимущественно негативным), а сотрудники не знают, чего ожидать от руководителя, вряд ли такой стиль управления можно считать подходящим. 
  5. Знания в сфере деятельности. Новое поколение «эффективных менеджеров» часто стремится занять руководящие должности, не представляя специфику работы организации. Однако знания по менеджменту и администрированию не помогут глубоко понять все потребности и мотивы подчиненных. Даже если изначально у директора нет опыта в выбранной сфере, со временем он должен постичь тонкости работы коллектива на всех уровнях.
  6. Результативность. Если большинство идей лидера останавливаются на этапе реализации или не приносят конкретных достижений, скорее всего, он не способен к стратегическому планированию или не нацелен на достижение результата. Конечно, бывают поражения, и предугадать все обстоятельства во время планирования нельзя. Но задача хорошего руководителя – в случае ошибки сделать правильные выводы, исправить недочеты и успешно реализовать новый план. 
  7. Отношение к сотрудникам как к ценному ресурсу. Хороший лидер не жалеет средств и времени на развитие подчиненных, формирование системы мотивации, поощрения инициативности и энтузиазма.
  8. Близость к команде. Отстраненность от общих дел вызывает у работников ощущение несправедливости и существенно снижает мотивацию к работе. Важно, чтобы руководитель был членом команды, ее лидером и тренером, а не «спонсором», которого интересует исключительно результат работы. 

Хороший руководитель должен наладить работу так, чтобы «все работало само»? Это один из мифов, который способен сыграть злую шутку с молодыми управленцами. 

Без постоянного закрепления успехов, адаптации и модернизации, формирования корпоративной культуры, мотивационной системы и другой важной работы организация перестанет развиваться и существовать. Безусловно, часть обязанностей управленца выполняет его команда, однако главный управленец должен быть связан с общим делом непосредственно. Это важно для предупреждения непредвиденных проблем, а также для формирования здоровых отношений между коллективом и руководством. 

Помните: отстраненность от общего дела – верный путь к потере доверия со стороны работников.

Литературы на тему должностных обязанностей руководителя организации и «секретов» хорошего менеджера очень много. В книгах собраны легкие для чтения истории успехов и поражений, примеры и лайфхаки. Например, в книге Максима Батырева «45 татуировок менеджера: Правила российского руководителя» собраны выводы из его личного опыта и наблюдений за другими моделями поведения руководства. Главы книги креативно представлены в виде «татуировок», поскольку эти принципы должны раз и навсегда отпечататься в сознании управленца. Из них можно выделить такие тезисы:

  • важно искать сильных личностей в свою команду;
  • не стоит делать работу за подчиненных;
  • всегда нужно следовать своим принципам;
  • «воспитывать» коллектив эффективнее своим примером;
  • основной капитал – это люди, поэтому не стоит бояться «выращивать» сильных подчиненных;
  • важно не бояться рисковать и действовать.

Руководитель – такой же человек, который может ошибаться, у него не всегда есть под рукой четкий план действий. Однако права, обязанности и ответственность руководителя организации подчеркивают его долг перед коллективом. Именно это должно мотивировать его каждый день становиться лучше, увереннее, сильнее. Руководитель ежедневно прикладывает все свои усилия ради достижения общей цели, чтобы доказать всем и  самому себе, что он заслуженно занимает свое место в команде. 

Как много специалистов ставят перед собой цель непременно стать руководителем! Но для того чтобы претендовать на такую ответственную должность, одних знаний и опыта недостаточно. Важно четко понимать, что собой представляет такая работа. Руководитель должен не только быть профессионалом в выбранной сфере, но и обладать определенными личностными характеристиками, иметь организаторские и управленческие задатки.

Руководители это

Кто такой руководитель?

Для начала сформулируем краткое определение. Итак, согласно словарю терминов, понятий и определений по экономике и бизнесу, руководители — это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании. Но как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей.

В определении термина акцент ставится на том, что руководители — это сотрудники компании, которые имеют право принимать важные решения и нести ответственность за результат, а также отвечать за деятельность всех подчиненных специалистов.

Классификация руководителей: код Адизеса

Как уже было отмечено, управленцы бывают разных звеньев. В экономической науке принято классифицировать таких специалистов. Подобное разделение вносит ясность в обязанности руководителя, определяет границы влияния, сферу воздействия. Работодателям также проще оценить, как работает новый руководитель, зная, какое звено во всей кадровой структуре занимает последний.

В экономике существуют разные классификации руководителей. Наиболее известной является код Адизеса, или сокращенно PAEI. Согласно такому разделению, управленцы бывают:

  1. Продюсер или специалист, изготавливающий продукт. Он отличается высокими показателями эффективности труда, его деятельность направлена на увеличение прибыльности компании.
  2. Администратор организовывает оптимальную деятельность сотрудников.
  3. Предприниматель анализирует рынок сбыта и предлагает новые идеи.
  4. Интегратор — это специалист, который налаживает внешние связи и организовывает, объединяет коллектив сотрудников компании.

Такая классификация подвергается критике со стороны экономистов, бизнес-управляющих и психологов. Так как в большинстве случаев успешные руководители обладают одновременно всеми указанными выше качествами или совмещают несколько из них.

Работа руководитель

Уровни руководителей

В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:

  1. Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
  2. Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
  3. Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.

Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.

Кресло руководителя

Психологические типы руководителей

В психологии также уделяют внимание разделению руководителей по характеру управления. Существуют разные классификации, но самой распространенной является описанная ниже. Итак, с точки зрения психологии, начальники бывают следующими:

  • лидер вдохновляет подчиненных на активную деятельность, заряжает энтузиазмом, сподвигает на генерацию новых идей;
  • деспот привык к строгому выполнению правил и установок;
  • дипломат рассматривает коллектив как команду, решает вопросы и спорные ситуации корректно;
  • гуманист представляет компанию как единую семью, внедряет корпоративную этику;
  • демократ разделяет часть своих полномочий с подчиненными.

Кто может стать руководителем?

Для того чтобы занять должность руководителя, в первую очередь необходимо высшее образование, а также определенные личностные качества (о них подробнее ниже). Кроме этого важно накопить опыт работы в выбранной сфере, знать основы менеджмента и психологии коллектива. Претенденту на должность руководителя следует осознать всю ответственность такой работы, проанализировать возможные риски и предстоящие сложности.

Психологи утверждают, что психологический портрет потенциального руководителя включает следующие аспекты:

  • уровень образования;
  • врожденные способности;
  • личностные черты характера.

Новый руководитель

Необходимое образование

Какое требуется образование для того, чтобы занять кресло руководителя? Социологические исследования выявили, что большинство успешных управленцев имеют 2 диплома по разным специальностям. Первое образование может быть инженерное, экономическое, юридическое. А дополнительное — психологическое, педагогическое.

Официальное трудоустройство: особенности

Основная деятельность руководителя — принимать важные для компании решения в рамках полномочий, указанных в трудовом договоре. С управляющим, так же как и с другими сотрудниками, заключается официальный договор, в котором подробно описаны должностные обязанности, полномочия специалиста. Кроме того, руководителю любого уровня также требуется соблюдать трудовую дисциплину и внутренние правила компании. Чаще всего трудовой договор для руководителей заключается на срок до 5 лет, но встречаются и бессрочные.

Для управленцев устанавливается испытательный срок, условия которого оговариваются в трудовом договоре. Но если руководитель выбран в результате конкурса, то обычно испытательный период не назначается — специалист в первый же рабочий день получает оговоренные полномочия и приступает к выполнению производственных обязанностей.

руководитель управления

Профессиональные качества руководителя

Кроме высокого уровня образования руководитель должен обладать и определенными личностными качествами. В психологии выделяют такие виды: деловые и истинно личностные характеристики руководителя. Обладают следующими деловыми качествами успешные руководители. Это:

  • лидерские задатки;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • креативность, инициативность, гибкость мышления;
  • пунктуальность;
  • ответственность.

Личностные качества руководителя

К личностным качествам можно отнести самые разные черты характера руководителя, которые помогают управленцу достичь профессионального успеха. К ним можно отнести позитивное мышление, устойчивые моральные принципы, доброжелательное отношение к окружающим, толерантность, стрессоустойчивость, чувство юмора и т. д.

Деятельность руководителя

Как стать успешным руководителем: практические советы

Над вопросом о том, почему одни специалисты становятся успешными руководителями, а другие, имея идентичное образование и опыт, не могут реализовать себя в такой роли, задумываются психологи всего мира: проводятся многочисленные исследования и выдвигаются порой невероятные теории по этому поводу. В чем мнения сходятся, так это в том, что руководители — это пример для подчиненных. Такие специалисты должны быть эталоном профессионала и человека.

Анализируя литературу, можно сформулировать самые распространенные и, как доказывает практика, действенные рекомендации по поводу того, как стать успешным руководителем:

  1. Важно заниматься саморазвитием: повышать профессиональный, деловой и личностный уровень.
  2. Умение эффективно организовать коллектив поможет начальнику эффективно выполнять поставленные задачи. Если бывший руководитель не смог сплотить подчиненных, то задача нового главы — объединить общей целью сотрудников, внедрить корпоративные традиции, поощрять взаимопомощь и доверие.
  3. Научиться ставить конкретную реальную цель, это поможет правильно организовать производственный процесс на разных уровнях.
  4. Необходимо уметь четко принимать решения и нести ответственность за результат, не перекладывая вину на других сотрудников.

бывший руководитель

Таким образом, многогранна подобная работа. Руководитель — это человек, который является профессионалом одновременно в разных сферах. Он не только специалист выбранного профиля, но и лидер, организатор, контролер в одном лице. Для того чтобы занять такую должность, нужен длительный практический опыт. Возможно, поэтому, согласно статистике, чаще других успешными руководителями становятся лица старше 50 лет.

Like this post? Please share to your friends:
  • Уральское отделение вниижт руководство
  • Вазонит ретард 600 инструкция по применению цена отзывы
  • Пароварка тефаль vc 1017 инструкция по применению
  • Коса жгут как плести пошаговая инструкция
  • Орхидариум своими руками пошаговая инструкция с фото