Основная концепция в деятельности руководства

Теории лидерства
– научные теории, объясняющие феномен
лидерства, его происхождение и
функционирование. На сегодняшний день
можно выделить четыре основных подхода
к рассмотрению концепций руководства:

1.
Характерологический подход или подход
с позиции личностных качеств.

2.
Поведенческий подход.

3.
Ситуационный подход.

4.
Подход с точки зрения социального
обмена. Рассмотрим каждый из подходов
в порядке хронологии.

I.
Подход с позиции личностных качеств.

Поскольку
данный подход – первый на пути исследования
эффективного руководства и стилей
управления, он не предполагает
дифференциация между руководством и
лидерством, т.е. здесь руководство
соответствует лидерству, руководитель
является лидером. Потребность и
очевидность разделения этих понятий
возникла позже.

Итак,
объектом одной из первых попыток
определения сущности руководства в
организациях были менеджеры высшего
звена. Работа Честера Барнарда («Функции
руководителя», 1938) остается классической
в этой области. Организации – это
системы, и Барнард полагал, что в первую
очередь руководители должны отвечать
за проектирование и поддержание этих
систем, осуществляя функции:

1)
координирования действий и систем,
необходимых для жизнедеятельности
организации;

2)
привлечения в организацию нужных людей
и обеспечения их взаимодействия;

3)
определения задач и целей организации.

Когда
люди, подобно Барнарду, рассуждают о
том, как должны действовать руководители,
они предполагают, что существуют
правильные (эффективные) и неправильные
(неэффективные) способы руководства –
допущение, лежавшее в основе большинства
ранних исследований стилей лидерства.
В этом контексте мысль, что некоторые
люди предрасположены к лидерству, а
другие нет, представлялась оправданной;
в начале века старались, во что бы то ни
стало определить набор личностных черт,
по которым можно было бы различить эти
два типа людей.

1.
Теория «выдающегося человека». Этот
ранний характерологический подход к
исследованию руководства часто называют
теорией «выдающегося человека» в силу
его направленности на поиск лидера,
которого ждет явный успех. Исследователи
надеялись, что они смогут улучшить
функционирование организации относительно
простым способом: определив характеристики
оптимальных лидеров, подобрав людей с
такими характеристиками и поставив их
на руководящие должности.

Общая
методология ранних исследований,
использовавших характерологическую
теорию, сводилась к поиску существенных
различий между личностными характеристиками
удачливых и неудачливых лидеров. В
публикациях тех лет определение успеха
варьирует от показателей деятельности
возглавляемой лидером группы до личного
успеха лидера. В своем обзоре сотен
характерологических исследований,
проведенных более чем за 70 лет, Стогдилл
(1974) суммирует результаты этого направления
исследований.

«Лидера
характеризует сильное стремление
принять на себя ответственность и
выполнить задачу. Решимость и упорство
в достижении целей, смелость и
оригинальность при разрешении проблем.
Стремление проявить инициативу в
социальных ситуациях, уверенность в
себе и целостность личности. Готовность
отвечать за последствия своих решении
и действий, умение снимать межличностное
напряжение. Толерантность к фрустрации
и различным проволочкам. Способность
влиять на поведение других людей и
умение структурировать системы социальных
взаимодействий, подчиняя их выполнению
данной задачи».

На
основании образного описания Стогдилла,
поиск черт, которыми обладают хорошие
лидеры и не обладают плохие, был успешен
в том плане, что позволил прийти к
согласию в отношении этих черт. К
сожалению, этот перечень не слишком
полезен, если нужно идентифицировать
хороших лидеров заранее, поскольку он
состоит главным образом из характеристик,
которые можно оценить, только наблюдая
за чьими-то действиями в течение
определенного времени.

2.
Пол лидерства. На протяжении всей истории
проявления формального интереса к
лидерству ни одну характеристику не
связывали более тесно с представлением
большинства людей о настоящем лидере,
чем мускулистость.

Удачливых
управленцев больше соотносят в целом
с мужчинами, чем с женщинами, когда речь
идет об их лидерских способностях,
уверенности в себе, желании руководить
и о почти 50 других качествах. Удачливых
управленцев больше соотносят в целом
с женщинами, чем с мужчинами, если дело
касается любознательности, готовности
помочь, интуиции, творческих способностей,
аккуратности, понимании чувств других
людей и меньшей грубости.

Несмотря
на большую схожесть поведения удачливых
управленцев, исследования также выявляют
различия в том, как ведут себя мужчины
и женщины, занимающие руководящие
должности. Многие специалисты, изучающие
лидерство, считают, что эти различия
очень важны для эффективного
функционирования организации. Роузнер
указывает, что женщины более склонны
прибегать к интерактивному лидерству,
побуждать подчиненных к участию, делиться
властью и информацией, добиваться, чтобы
другие выше ценили себя и испытывали
радость от своей работы. Этот иной стиль
руководства, утверждает она, скорее
окажется эффективным в современных
организациях, в которых отдается все
большее предпочтение коллективной
работе и росту подчиненных перед
традиционными авторитарными методами.

И,
тем не менее, несмотря на все различия
в психологии мужчин и женщин данные
исследований показывают, что женщины
и мужчины, успешно управляющие
производством, ведут себя очень схожим
образом. Чтобы занять высшие посты в
большинстве организаций, человек
(мужчина или женщина) должен вести себя
в соответствии с этими ценностями, тем
самым, увековечивая этот стиль.

Толерантность
к фрустрации – это способность переносить
неудачи. Толерантность (от лат. tolerantio –
терпение) – способность переносить
неблагоприятное влияние того или иного
фактора. Фрустрация (от лат. frustratio –
обман, неудача) – психологическое
состояние, которое возникает в ситуации
разочарования, неосуществления какой-либо
значимой для человека цели, потребности.

3.
Идеальный лидер. Рассмотрим три
характеристики, с помощью которых в
литературе описывают идеального лидера
и его стиль руководства.

1)
Активно руководящий лидер.

Беннис
и Нанус (1995) пытались выявить характеристики
хороших лидеров, проводя неструктурированные
интервью с 60 удачливыми исполнительными
директорами. Опираясь на эти интервью,
авторы выявили четыре приема активного
руководства удачливого лидера. Эти идеи
на какое-то время привлекли к себе
внимание деловых кругов и продолжают
стимулировать размышления и дискуссии
относительно представлений о лидерстве.

Приемы,
помогающие лидеру активно руководить:

Внимательность
за счет ясности представлений. Удачливые
лидеры имеют ясное представление о том,
чего они хотят достичь, и подчиняют свои
действия реализации своих планов.

Значимость
за счет внушения своих представлений.
Удачливые лидеры способны внушить
другим свои представления и добиться
того, чтобы люди осознали значимость
достижения желательных результатов.

Доверие
за счет проведения своей линии. Удачливые
лидеры завоевывают доверие людей,
проявляя упорство, демонстрируя
стабильность и действуя в такой манере,
которая подкрепляет выдвинутую ими
точку зрения.

Самоутверждение
за счет позитивного образа мысли.
Удачливые лидеры сохраняют позитивное
представление о собственной личности,
даже не рассматривают возможность
неудачи и способны учиться па ошибках.

2)
Трансформационный лидер.

Деловой
лидер рассматривает отношения между
лидером и следующими за ним людьми как
деловое соглашение. Подчиненный, который
хорошо выполняет работу, получает от
лидера вознаграждение. Трансформационному
же лидеру удается добиться от ведомых
им людей большего, чем простое согласие:
он или она способны достичь более высоких
результатов путем трансформации
основополагающих убеждений, ценностей
и потребностей своих подчиненных.

Трансформационный
лидер понимает необходимость
организационных изменений, создает
какой-то идеал, добивается от людей
верности этому идеалу, формирует
организационную культуру таким образом,
чтобы она поддерживала изменения, и
следит за появлением сигналов, оповещающих
о необходимости новых изменений.
Средством трансформационного лидера
являются ораторские (коммуникативные)
навыки, которые создают образ сильного
и уверенного в себе человека, пробуждают
в людях доверие и являются олицетворением
лидерства. Пусть лидер не может установить
личные отношения со всеми подчиненными,
но им кажется, что такие отношения
существуют.

Термин
«трансформационное лидерство» был
введен в психологию Б.Бернсом и Б.Басом.
Б.Басс описывает трансформационного
лидера через совокупность четырех «I»:

а)
Индивидуальный подход (Individualized
consideration) или лидерство путем развития
людей.

Прежде
всего, этот стиль лидерства связывается
с заботой, которую проявляет лидер к
развитию сотрудников и к их личным
интересам. Лидер знает потребности
своих коллег и обеспечивает среду для
их удовлетворения: обеспечивает
сотрудникам возможность получения
интересной работы и обучения. Он дает
им такие задания, которые развивали бы
их мастерство и укрепляли уверенность
в себе. Сотрудники в этом случае сами
стремятся развивать свои профессиональные
навыки и проявлять инициативу.

б)
Интеллектуальная стимуляция (Intellectual
stimulation) или лидерство путем стимулирования
мышления людей.

Лидер
поощряет сотрудников использовать свое
воображение, думать самостоятельно,
искать новые творческие пути решения
привычных задач. При этом руководитель
берет на себя обязательство выслушивать
любые идеи, даже самые глупые. Одна из
его первичных целей состоит в том, чтобы
развить в сотрудниках уверенность в
себе и стремление к саморазвитию. Такой
подход побуждает людей пересмотреть
собственные представления, они ищут и
находят новые способы решения старых
проблем. Лидер делает акцент на интеллекте,
рациональности, осторожном и наилучшем
способе решения поставленных задач.

с)
Вдохновляющая мотивация (Inspirational
motivation) или лидерство путем воодушевления
людей.

Лидер
создает ясную картину будущего, которая
одновременно оптимистична и достижима,
поощряет других поднимать уровень
ожиданий, уменьшает сложность путем
сведения проблемы к ключевым вопросам,
использует простой язык, чтобы донести
миссию организации. Сотрудники при
таком типе лидерства готовы затрачивать
дополнительные усилия в попытке
реализовать миссию.

д)
Идеализированное влияние (Idealized influence)
или лидерство, основанное на харизме.

Лидер
стремится стать для своих сотрудников
образцом для подражания, находится в
постоянном процессе изменения и развития
самого себя. Создает видение будущего
и миссию, ставит высокие цели, проявляет
настойчивость и решимость в их достижении,
жертвует своими корыстными интересами
ради пользы других, чем заслуживает
уважения и доверия.

Отличие
трансформационного лидерства от
классического управления заключается
в том, что оно определяется в координатах
«видения» и «действия», а не «задачи»
и «отношений». «Видение» связано с
созданием образа будущей цели. «Действие»
связано непосредственно с поведением.
По мысли Р.Дилтса, «видение без действия
остается только мечтой, а действие без
видения – бессмысленной суетой».

3)
Харизматический лидер.

Харизматические
лидеры, «в силу своих личных качеств,
способны оказывать на своих последователей
сильное и экстраординарное воздействие».
Люди идентифицируют себя с таким лидером
и с готовностью идут за ним. К харизматическим
лидерам прошлых лет можно отнести
руководителя партии большевиков В.И.
Ленина, Джона Ф.Кеннеди, Элеонору
Рузвельт, Ли Якокку, бывшего главу
корпорации Крайслер, Мартина Лютера
Кинга и др. Харизма – особое качество
лидера, открытое Максом Вебером:
«Харизматическое господство основано
на эффективной преданности вождю и на
дарованной ему благодати (харизма).
Харизму могут обеспечить магические
способности, откровения, героические
деяния, сила духа или зажигательность
речи». Хари́зма ( греч.
χάρισμα, «милость», «божественный дар»,
«благодать») – в современном широком
словоупотреблении обозначает некие
неопределяемые точно исключительные
свойства, которыми наделён лидер
в представлении своих сторонников,
почитателей. Слово греч.
χάρισμα употреблялось в древнегреческой
мифологии для обозначения способности
притягивать к себе внимание. Харитами
назывались древнегреческие богини
красоты, грации и изящества.

Трансформационное
лидерство начинается с образа.
Трансформационный лидер рисует картину
изменений, побуждает последователей
их добиваться и внедряет эти изменения
в организацию.

Харизматическое
лидерство начинается с человека.
Харизматический лидер завоевывает
доверие людей и заставляет их принять
его ценности и цели посредством личного
контакта и своей индивидуальности.
Отношения с этим лидером и идентификация
с его миссией способствуют повышению
самооценки его последователей.

Харизматический
лидер – лидер, влияние которого основано
на приписываемых ему исключительных
характеристиках личности, чертах
святости и героичности.

II.
Поведенческий подход.

Именно
этот подход создал основу для классификации
стилей руководства. Согласно поведенческому
подходу, эффективность руководства
определяется неличностными качествами
руководителя, а скорее его манерой
поведения по отношению к подчиненным.
Т.е. согласно данному подходу стиль
руководства в контексте управления –
это привычная манера поведения
руководителя по отношению к подчиненным,
чтобы оказать на них влияние и побудить
их к достижению целей организации.

Рассмотрим
основные концепции руководства в рамках
данного подхода.

1.
Теория X-Y руководства Д. МакГрегора
(1906-1964). Это, пожалуй, самая известная на
сегодняшний день теория руководства.
Наиболее значительной книгой МакГрегора
была «Человеческая сторона
предпринимательства» (1960), в которой он
и предложил так называемую «теорию X-Y
руководства», ставшую сегодня традиционной.

Согласно
МакГрегору, действия менеджера оказываются
неэффективными вследствие ошибочных
представлений о мотивах поведения и
природе труда человека. МакГрегор писал:
«Мы сможем усовершенствовать наши
управленческие способности лишь в том
случае, если признаем, что контроль
состоит в избирательной адаптации к
человеческой природе, а не в попытках
подчинить человека нашим желаниям».

Вместо
анализа ситуации на предприятии,
менеджеры часто склонны видеть источник
всех бед в лености, глупости работников
и их нежелании работать (подход
тейлоризма). «Теорию Х» МакГрегор назвал
«традиционным взглядом на управление
и контроль». В соответствии с этой точкой
зрения руководитель формулирует
следующие предположения относительно
персонала, который находится под его
руководством:

1.
Каждый нормальный человек не имеет
желания трудиться и стремится уклоняться
от работы, насколько это возможно.

2.
В силу того, что люди не расположены к
труду, их следует принуждать, контролировать,
руководить ими и угрожать наказанием,
если они не предпринимают достаточных
усилий для того, чтобы достичь поставленных
организацией целей.

3.
Каждый нормальный человек предпочитает,
чтобы им управляли, он стремится избежать,
ответственности и относительно
нечестолюбив.

4.
Больше всего люди желают личного
спокойствия и защищенности.

Вместе
с тем лидер, усвоивший «теорию Y», которую
МакГрегор рекомендует как средство
«интеграции индивидуальных и групповых
целей», исходит из других допущений в
отношении подчиненных:

1.
Затраты физических и духовных сил на
работе столь естественны, что и при игре
или отдыхе.

2.
Угроза наказания или внешний контроль
не являются единственными средствами,
стимулирующими достижение поставленных
организацией целей. Люди наделены
способностью к самоуправлению и
самоконтролю при достижении целей,
которыми они привержены.

3.
Приверженность целям является функцией
вознаграждения, ассоциирующегося с
достижением этих целей.

4.
Нормальный человек, поставленный в
соответствующие условия, не только
берет на себя ответственность, но и
стремится к ней.

5.
Склонность к творчеству, богатое
воображение, изобретательность и
созидательность при решении организационных
проблем часто встречаются у нормальных
людей.

6.
В условиях современного индустриального
общества интеллектуальный потенциал
нормального человека лишь в редких
случаях используется полностью.

2.
Руководство, сосредоточенное на работе
и человеке. Система оценки стиля
руководителя, основанная на теориях
«X» и «Y» МакГрегора, рассматривавшихся
выше, предполагает, что руководитель
неизбежно будет ориентирован либо на
работу, либо на человека. Практически
отсутствуют руководители, проявляющие
обе ориентации одновременно в равной
мере, эффективной для производства.
Руководитель, сосредоточенный на работе
(задаче), заботится, прежде всего, о
проектировании задачи и разработке
системы вознаграждения для повышения
производительности труда. Сосредоточение
на человеке – это повышение
производительности путем совершенствования
человеческих отношений, — что практически
во всех случаях способствует повышению
эффективности труда – утверждает
теория. Однако более поздние исследования
выявили, что это не всегда соответствует
действительности. Из-за характера
ситуации стиль, сосредоточенный на
человеке, не всегда способствует
повышению производительности труда и
не всегда является оптимальным поведением
руководителя.

3.
Четыре системы Ренсиса Лайкерта
(R.Likert). Как
продолжение исследований руководства,
сосредоточенного на задаче и на человеке,
Лайкерт предложил четыре базовых системы
стиля руководства, которые как он
полагал, помогут классифицировать
поведение руководителя (табл.4.1).

Таблица
4.1

Прежде чем перейти непосредственно к обзору исследований, посвященных этим вопросам, укажем, что общим, более широким контекстом их рассмотрения может быть феномен профессионализма. Профессионализм в современной психологии рассматривается как системная организация сознания, психики человека, включающая свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности), праксис профессионала, гнозис профессионала, информированность профессионала, психодинамику работника, осмысление им вопросов возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии. Ведущим параметром свойств человека как целого является образ мира профессионала, а затем уже направленность, социально ориентированные мотивы и т.д.

В психологической литературе существует значительное число исследований, продемонстрировавших наличие профессиональной специфики осознания людьми окружающей их реальности. Классическим исследованием этой проблемы является труд Е.А. Климова «Образ мира в разнотипных профессиях». Для понимания его особенностей у конкретных профессионалов Е.А. Климов предлагает исследовать:
1) Что выступает в сознании профессионала в качестве важных, фактически волнующих событий:

  • в своей жизни (биографии), семейном, домашнем кругу;
  • в жизни своей контактной группы на работе;
  • в жизни своего широкого профессионального сообщества; в жизни своего народа, страны, человечества.

2) Что выступает в его сознании в качестве важных, фактически волнующих событий:

  • в существовании природы на Земле;
  • в существовании нашей планеты, ее природных регионов;
  • в существовании околоземного пространства и мироздания.

3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных групп событий (главное, второстепенное, третьестепенное).
4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), включая перечисленные в 1, 2 пунктах группы событий и их ценностный порядок.

Е.А. Климовым также отмечалось, что «…отдельные образы-регуляторы поведения и деятельности возникают не иначе, как в контексте целостного образа мира, сформировавшегося к данному моменту у данного человека…» .

Индивидуальная управленческая концепция руководителя, исследованная в работах А.И. Китова, СМ. Белозерова, В.В. Скворцова и др., рассматривается как сложное системное образование, отражающее особенности личности субъекта деятельности. Она представляет собой субъективную модель того аспекта реальности, который связан с его профессиональной деятельностью и, по нашему мнению, в соответствии с концепцией образа мира профессионала отражает и его особенности. Это утверждение становится очевидным, если мы рассматриваем, например, экологические взгляды руководителя и их отражение в конкретных решениях.

С.М. Белозеров исследовал определенный класс моделей, регулирующих профессиональную деятельность руководителя и отражающих обстоятельства деятельности и производственные цели. Несомненно, что у каждого руководителя существуют и иные, например, более широкие или, наоборот, частные модели, касающиеся профессиональной деятельности и мира, в котором он живет, однако и на этом уровне исследования были получены очень интересные и перспективные данные.

Прежде всего, анализ сущности индивидуальной управленческой концепции показал, что ее характеризуют индивидуальная организация содержания и структуры образа, детерминированная деятельностью субъекта отражения; наличие в образе целевых форм отражения, обеспечивающих прогностическую и организующую функцию образа. Индивидуальная управленческая концепция является не личной теорией управления профессионала или совокупностью декларируемых им профессиональных принципов, а реально действующим фактором организации его деятельности.

В ее структуре выделяются следующие элементы:

  1. стратегические замыслы, обеспечивающие достижение целей (в случае, исследованном С.М. Бе-лозеровым, производственные планы);
  2. планово-экономические показатели;
  3. проблемы, возникающие при выполнении планово-экономических показателей;
  4. причины возникновения проблем;
  5. управленческие средства устранения причин;
  6. функциональные единицы, реализующие эти средства;
  7. информация о состоянии деятельности.

Эти элементы увязываются между собой функциональными связями, при этом одни и те же элементы нижних уровней могут соотноситься с различными стратегическими замыслами. Таким образом, индивидуальная управленческая концепция в каждый конкретный момент бывает представлена несколькими пересекающимися концептуальными моделями. Каждая концептуальная модель может характеризоваться такими показателями, как «полнота», «развернутость», «гибкость», «согласованность» и «независимость». Полнота концептуальной модели выражается наличием в программе деятельности всех семи типов элементов. Гибкость понимается автором как возможность перестройки программы в изменяющихся условиях функционирования организации за счет ее подключения к элементам других программ. Независимость определяется возможностью ее реализации без привлечения других программ, а развернутость характеризуется наличием у руководителя нескольких подходов к реализации одного замысла.

С.М. Белозеровым выявлены отличия индивидуальной управленческой концепции успешных и неэффективных руководителей. Для успешных руководителей характерна взаимоувязанность всех программ без выраженной приоритетности каких-либо одних перед другими. В этом случае все программы выступают в сознании руководителя как средства достижения более масштабных целей. Для менее эффективных руководителей их ведущие программы могут приобретать характер цели и, тем самым, теряется целостность управления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешность деятельности руководителей во многом связана с особенностями их управленческой концепции. Это не случайно, так как индивидуальная управленческая концепция рассматривается ее исследователями как «система знаний, опосредованных индивидуальным опытом, потребностями и волевыми устремлениями личности, реально используемых в качестве руководства к действию».

Исследователи пытались осуществить типизацию индивидуальных управленческих концепций или их составляющих. В этом контексте нам хотелось бы вернуться к результатам исследования И.В. Бухгольца, рассмотренным в первой части пособия. Он выявил, что индивидуальная управленческая концепция линейных руководителей отличается большим, чем у функциональных, количеством стратегических управленческих замыслов, адекватно отражающих всю деятельность предприятия. Они больше, чем функциональные руководители, выделяют проблемных ситуаций, полнее вскрывают их причины, применяют более разнообразные управленческие средства воздействия на эти причины. В целом их индивидуальные управленческие концепции более полные, в них в равной степени представлены все необходимые элементы деятельности. Последнее свидетельствует о более глубоком осознании ими собственной деятельности. У функциональных руководителей, напротив, наблюдается меньшее количество и большая специфичность управленческих замыслов, чрезвычайно полное осознание и выделение проблемных ситуаций, соответствующих узкой сфере деятельности. Для них характерно применение более стереотипных средств воздействия при решении проблемных ситуаций. Они чаще, чем линейные руководители, фиксируют внимание на принципиальной неразрешимости некоторых ситуаций, в то время как линейные руководители находят для сходных случаев нетривиальные решения. Эти данные еще раз подтверждают, что особенности профессиональной деятельности влияют на профессиональное сознание специалиста и, тем самым, создают предпосылки для дальнейшего профессионального развития, а также возможности их эффективного функционирования в иных, например более масштабных системах.

С.М. Белозеров выделяет разновидности индивидуальных управленческих концепций в зависимости от качественной специфики ведущих замыслов. По этому критерию они могут быть охарактеризованы самым различным образом, в частности как «интенсивные» и «экстенсивные» концепции «экономии ресурсов», «финансовые концепции» и др. Тип концепции как раз и определяется сложными мотивационными отношениями, характерными для конкретного профессионала в конкретных обстоятельствах.

Очень любопытные данные получены Е.П. Клубовым, который, опираясь на результаты эмпирических исследований, выделял три типа управленческих концепций в зависимости от степени обобщенности ведущих замыслов руководителей в контексте сложной системы целей, определенных перед организацией на основе нормативной документации. Оказалось, что часть руководителей характеризуется высоким уровнем обобщения имеющихся целей, что отражается в широком спектре замыслов и «мотивационном их обеспечении». Вторая группа испытуемых характеризовалась средним уровнем обобщения, что проявлялось в фиксации внимания на двух-трех достаточно существенных направлениях, которые, к тому же, имели для руководителей различную субъективную значимость. Для третьих характерно фрагментарное отражение общих целей подразделения в замыслах руководителей по принципу фиксации внимания на «узких местах».

Типизировались и отдельные тенденции в распределении субъективной приоритетности между различными элементами, составляющими индивидуальную управленческую концепцию. В связи с этим еще раз вспомним высказанное В.В. Скворцовым предположение о том, что руководители могут иметь различную ориентацию: либо на высший уровень, соответственно, «на решения», либо «на проблему», что определяет, в свою очередь, стиль их взаимодействия с подчиненными.

Рассмотренные исследования свидетельствуют, что индивидуальная управленческая концепция руководителя, будучи частным проявлением образа мира профессионала, находит отражение практически во всех аспектах его деятельности, начиная от уровня реализации основных функций управления вплоть до операционального уровня (уровня принятия решения). Вместе с тем, на наш взгляд, требует прояснения и еще один вопрос, который совершенно и неоправданно выпал из поля внимания исследователей. Это « вопрос о месте критериев профессионализма в структуре регуляторов поведения у представителей данной группы профессионалов.

Исследователи управления, в частности Г.Саймон, указывали, что трудовые критерии, или критерии профессионализма, выступают как источник групповых ценностей и складываются часто помимо какой-либо специальной активности со стороны совместно работающих профессионалов. Вместе с тем, во многих профессиональных группах предусматривается постоянно действующий дисциплинарный механизм, побуждающий профессионалов соответствовать этим критериям (например, лишение права адвокатской практики). Существенный момент состоит в том, что критерии профессионализма являют собой ту область, где авторитет конкретной организации оказывается ограниченным. В некоторых случаях организация, преследуя свои цели, может побуждать профессионалов осуществлять деятельность на уровне, ниже сложившегося критерия. Это вызывает различную ответную реакцию, вплоть до расторжения отношений с организацией, т.к. профессионал считает, что то, к чему его побуждают, в соответствии с его критериями расценивается им не как профессиональная деятельность, а как ее профанация. Профессиональными же критериями бывает обусловлена закрытость совместно работающих над определенным проектом групп профессионалов к вмешательству в их разработки специалистов извне. «В этом смысле высокая квалификация в своей области часто порождает негибкость и сопротивление переменам».

Несомненно, что критерии профессионализма являются составной частью образа мира профессионала, поскольку в них фиксируется то, что важно, актуально в жизни своего для каждого конкретного профессионала широкого профессионального сообщества. И в то же время их регулирующая роль в структуре профессиональной деятельности может проявляться как на операционном, так и на уровне замыслов деятельности. Однако существенно также и то, что они не всегда выступают в качестве регуляторов профессиональной деятельности. К тому мы видим массу примеров, когда «честь мундира» оказывается для специалиста более важной, чем честь профессионала. Таким образом, кажется достаточно оснований утверждать, что «выпавшим из внимания» составляющим элементом индивидуальной управленческой концепции руководителя, понимаемой как системное образование психики и выступающее регулятором деятельности по реализации целей руководимого подразделения, являются критерии профессионализма, которых придерживается руководитель. Эти критерии могут характеризоваться с содержательной стороны, с точки зрения их устойчивости к «организационному» искажению, степени влияния на различные элементы управленческой концепции.

Завершая рассмотрение феномена ИУК, еще раз обратим внимание на актуальность разработки приемов его исследования, применимых в практических целях, в частности при работе с резервом на руководящие посты или при формировании управленческих команд. В Приложении 10 приводится методика оценки ценностных ориентации руководителя, соотносимых с различными подструктурами ИУК. Эта методика успешно использовалась как в диагностических целях, так и в тренинге управленческих команд.

Обновлено: 24.09.2023

Управленческая концепция Файоля была взята за основу систем управления до середины XX в. Так, из шести главных функций деятельности компании была выделена административная деятельность, т.е. управление как таковое. [1]

Буржуазные управленческие концепции и в настоящее время, как и ранее, односторонне отражают состояние развития современных капиталистических производительных сил. В них игнорируется влияние частнособственнических производственных отношений, ограничивающих возможность рационального использования ресурсов общества, исключающих научное, плановое управление процессами развития всего общественного производства. [2]

Управленческая концепция руководителя не работает на оперативное решение текущих задач, так как не сокращает время их решения, а удлиняет его. А иногда наоборот: сложные текущие задачи решаются без вдумчивого анализа последствий. Потому-то управленческая концепция руководителя ненадежна: она не обеспечивает их качественного решения в экстремальных ситуациях. [3]

Управленческая концепция руководителя нуждается в корректировке трудового коллектива. Иначе она может превратиться в эгоцентристскую, то есть такую, когда я руководителя оказывается главным ее компонентом: Я так сказал. Управленческая концепция руководителя начинает формироваться как личностная с объяснения того, что он собирается предпринимать, чтобы ускорить движение вперед, и с критического анализа того, как это лучше сделать коллективными усилиями. Именно в коллективе вырабатываются управленческие стратегии руководителя, именно коллектив помогает руководителю искать их оптимальные варианты, именно через коллектив апробируется и его управленческая концепция — система стратегических направлений коллективистского развития в профессиональной деятельности и профессиональном общении работников. [4]

Управленческие концепции руководителя поддаются самооценке на основе определенных критериев. Эти критерии неоднозначно отражаются в сознании руководителя. В нормальных и экстремальных ситуациях критерии самооценки могут меняться местами: быть более или менее важными для руководителя в зависимости от выбора той или иной стратегии. Чем больше удельный вес того или иного критерия и чем меньше оценка его использования в управленческих стратегиях руководителя, тем менее эффективна и его управленческая концепция. Такая самооценка дает возможность руководителю искать внутренние резервы социально-экономического развития коллектива. Если управленческие стратегии противоречат друг другу, то управленческая концепция руководителя может быть неэффективной. [5]

Его личностная управленческая концепция внутренне противоречива: инновационная стратегия с успехом реализуется в цехе и даже в других подразделениях предприятия, но оперативно-организационная работа по выполнению плановых заданий не обеспечивается. Возникает парадокс: начальник цеха в борьбе за перспективу отстаивает свою управленческую концепцию, проявляя личностное я, но теряет себя как личность тогда, когда оказывается захлестнут текучкой, так как не может выработать взаимодополняющей стратегии. Хорошо контактируя со всеми, то есть организуя зоны коллективного делового сотрудничества для внедрения новаций, он не может организовать такие же зоны в оперативно-производственной работе своего коллектива. [6]

Понятие управленческая концепция руководителя более всего выражает его личностную профессиональную направленность, то есть активизацию усилий коллектива в системном достижении конечных результатов. Введенная в научный оборот А. И. Китовым и изучаемая С. М. Белозеровым, управленческая концепция руководителя рассматривается в книге в новом ракурсе: в тесном единстве с руководимым коллективом. Тем самым управленческая концепция руководителя становится общественно-значимой и для коллектива. [7]

Обсуждается управленческая концепция начальника технического отдела отраслевого проектного института . [8]

Если такая управленческая концепция руководителя формируется в ее обратных связях с трудовым коллективом, то это существенно изменяет и стиль руководства, который проявляется прежде всего как способность руководителя управлять коллективным деловым сотрудничеством, находя в экстремальных ситуациях оптимальные решения. Ускорение социально-экономического развития требует от руководителя постоянно искать, расширять и углублять формы такого сотрудничества, которое становится творческим тогда, когда каждый дополняет каждого своими лучшими качествами. [9]

В разработке управленческой концепции у руководителя всегда возникают большие трудности прежде всего в осознании своего места и роли в сложившейся инновационной ситуации: С чего начать, если. Эта ситуация отражается в его сознании как мучающие альтернативы, требующие выбора. [10]

Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. [11]

Если развивается такая управленческая концепция , то можно утверждать, что происходит процесс профессионального формирования личности руководителя в его ориентации на инновационную стратегию предприятия вместе с коллективом. [12]

Менеджеры строят свои этические управленческие концепции с учетом двух факторов формирования моральных принципов. Во-первых, это государство, которое предписывает или запрещает некоторые социальные действия и создает стимулы для проведения определенного типа политики. [13]

Тем самым в управленческой концепции руководителя всегда проявляется его управленческий потенциал. [14]

Разработка и внедрение управленческой концепции руководителя в коллективе подготавливается организационно. Это проявляется прежде всего в системной организации управления, которая дает масштаб для отработки более сложных управленческих систем. В его сознании эти альтернативы отражаются так: использовать коллектив сегодня — готовить завтрашний день коллектива; централизовать власть — делегировать полномочия; стабилизировать производство — модернизировать его; дать экономический эффект — обеспечить эффект воспитательный, качество продукции — количество продукции. Предпочтения руководителя в нормальных ситуациях и в ситуациях экстремальных — различны. [15]

На основе изучения научных работ С.М. Белозерова (1985г.) и Скворцова В.В. можно осуществить реконструкцию подходов авторов к проблеме разработки индивидуальной управленческой концепции руководителя.
С.М. Белозеров установил, что индивидуальные управленческие концепции у наиболее эффективно работающих руководителей отличаются следующими параметрами:

  1. Стратегические планы направлены на организацию экономической, социальной и технико-технологической сторон производства (СИСТЕМНОСТЬ)
  2. Все составляющие концепции обладают 5-ю системными параметрами (КОМПЛЕКСНОСТЬ)
  3. Объект управления представлен в концепции процессуально (ДИНАМИЧНОСТЬ)
  4. Принимаемые решения руководителем способствуют сопряжению деятельности отдельных подразделений предприятия — (тактическое мышление; фиксируется коэффициентом тактики)
  5. Руководитель принимает решения с учётом их максимальной отдачи для реализации стратегических замыслов концепции — (стратегическое мышление; фиксируется коэффициентом стратегии)

По мнению В.В. Скворцова в управленческую концепцию руководителей входят:
Представление о работниках в виде определённой классификации типов подчинённых, расположенных в пределах шкалы «более предпочитаемый — менее предпочитаемый»; также представления о способах организации исполнительской деятельности последних.
v Содержание представлений руководителей высшего звена обусловлено направленностью на достижение определенных целей при организации исполнительской деятельности. Руководители с направленностью на «решение» стремятся к получению результата, не выходящего за пределы принятого им решения и переданного исполнителю в виде распоряжения. Направленность на «проблему» свойственна руководителям, стремящимся к результатам, качественно превышающими уровень заданного решения и соответствующим более общим (стратегическим) целям управления.
Учёный считает, что руководители с направленностью на «решение» требуют от подчинённых точного выполнения полученных распоряжений и предпочитают использовать методы командного воздействия, направляющих исполнение в жестко заданные рамки, отвергая при этом советы и предложения работников. Руководители, с направленностью на проблему считают, что их сотрудники обязаны стремиться к улучшению полученного распоряжения. Эти руководители более эффектными считают методы воздействия, стимулирующие творческую активность и предприимчивость сотрудников. Также эти руководители способны изменить принятое решение с учётом мнения исполнителей.
Руководители, независимо от типа деловой направленности, требуют от своих сотрудников инициативы и исполнительности. Сотрудники при этом должны проявить данные качества для достижения целей, поставленных им руководством. Требование исполнительности означает, что руководитель ждёт от сотрудника выполнения порученных ему заданий. Сотрудник должен проявлять инициативу и самостоятельность в выборе средств для достижения заданных целей. По этому понимание руководителями содержания качеств исполнительности и инициативности обусловлено их направленностью на управленческие цели. По мнению руководителей с направленностью на «решение», сотрудник должен проявить инициативу, направленную на качественное выполнение получаемых распоряжений. Руководитель с направленностью на «проблему» предполагает, что инициатива сотрудника, направленная на достижение стратегических целей может проявляться и в стремлении усовершенствовать полученное распоряжение.
При организации исполнительской деятельности, руководители оценивают деловые качества сотрудников и выбирают методы воздействия на них с учётом соответствия сотрудников предъявляемым к ним требованиям. Методы воздействия также зависят от того, к какому типу сотрудников последних относят сами руководители.
Следует подчеркнуть, что определение предпочтительности сотрудников для выполнения заданий осуществляется на основе оценки его отношения к получаемым указаниям. Сотрудник, выражающий ярко выраженное «согласие», характеризуется руководителем, как покладистый, терпеливый, подчиняющийся. В.В. Скворцов таких называет — «уступчивый» подчинённый. А сотрудник, оказывающий воздействие с целью изменения указания, руководителем оценивается, как независимый, упрямый, критичный (у В.В. Скворцова — «независимый» подчинённый).
Руководители с направленностью на «решение» требуют точного выполнения распоряжений. Признаком этого служит проявление сотрудником согласие с получаемым указанием. Поэтому, руководители с данной направленностью более предпочитают взаимодействовать с «уступчивыми» сотрудниками. А руководители с направленностью на «проблему», ожидающие от сотрудников творческого подхода к выполнению указания, к типу «более предпочитаемый» отнесут «независимого» подчинённого, способного проявить несогласие с указанием руководства и предложить более лучшее решение возникшей проблемы. «Уступчивый» подчинённый, направленный по мнению руководителя на беспрекословное выполнение указаний, в данном случае, отнесётся к типу «менее предпочитаемого».
В.В. Скворцов пришел к выводу, что отнесение сотрудника к одному из типов по шкале «более-менее предпочитаемый», влияет также и на оценку со стороны руководителя на его (сотрудника) деловые качества. Эти качества у «более предпочитаемого» завышаются, а у «менее предпочитаемого» — занижаются.
Отнесение сотрудника к типу «менее предпочитаемый» приводит к появлению в методах организации его деятельности элементов принуждения, таких как усиление контроля, повышение требовательности, применение штрафных санкций и т.д.
Направленность на «проблему», ориентирующая деятельность руководителя на стимулирование творческого подхода к решению проблемы со стороны сотрудников, их стремление находить более прогрессивное решение существующих управленческих проблем, способствует более полному использованию резервов своих подчинённых, вовлечение их к участию в управлении организации.

Проблема субъективного структурирования объективной реальности имеет свою историю в самых различных областях психологического знания. Ниже даны некоторые понятия, введенные в разное время и в русле различных научных направлений исследований личности, поведения, мышления, восприятия, памяти для обозначения субъективных моделей внешнего мира, собранные в труде Белозерова С.М. «Влияние управленческой концепции руководителя на деятельность коллектива предприятия»: «схема» (Ф. Бартлетт, 1959), «план» (ДЖ. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам, 1964), «кодирующая система» (Дж. Брунер, 1977), «информационная база» (П. Линдсей, Д. Норман. 1974), «субъективное представление задачи» (Ю. Козелецкий, 1979) и т.д.
На основе изучения работы С.М. Белозерова (1985) можно выделить принципы построения и анализа субъективных моделей:

Индивидуальная управленческая концепция (ИУК), сложное психологическое новообразование в структуре личности руководителя Индивидуальная управленческая концепция представляет собой внутренний план, оперативный образ, концептуальную модель деятельности в новой должности, в которой отражается собственное видение руководителем системы требований, предъявляемых к его деятельности вышестоящим субъектом управления, намечаются пути и способы решения задач, поставленных перед коллективом, определяется их первоочередность, пути и средства для их выполнения.

ИУК включает в себя: доминирующую направленность деятельности, полноту актуально осознаваемых задач деятельности, оптимистичность и волевую устремленность.

Полнота актуально осознаваемых задач деятельности во многом определяется особенностями мировоззрения и широтой кругозора руководителя.

Одни руководители мыслят масштабно, соответственно своему должностному положению, другие ограничиваются тактическими, ситуационными единицами предметной деятельности, что негативно отражается на последовательности решения основных задач управления.

Волевые компоненты в концепции выражаются в решимости руководителя активно бороться с типичными трудностями, нести ответственность за последствия принимаемых решений, ставить более отдаленные цели, в стремлении добиваться более высоких результатов в работе. Слабая волевая устремленность, недостаточная настойчивость у некоторых руководителей проявляется в связи с отсутствием у них смысла достижения тех или иных целей, выдвигаемых субъектом вышестоящего уровня управления или в низкой мотивированности своей деятельности.

Оптимистичность в ИУК выражается в видении руководителем перспектив в решении проблем, возникающих в процессе функционирования внешнего и внутреннего объектов управления. Одни руководители не уверены в наличии реальных возможностей эффективного управления, пессимистично смотрят на результаты своей деятельности. Другие придерживаются противоположного мнения.

12. Основные теории лидерства

Психологи-бихевиористы обосновывают положение о том, что лидерские черты нельзя считать всецело врожденными. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта.

Индивидуальная управленческая концепция Реализации управленческих функций руководителем ПОО всегда осуществляется на основе индивидуально своеобразных представлений о месте ПОО в общей структуре государственного управления, целях и задачах управления, путях способах и средствах их решения, взаимоотношениях с персоналом, способах организации его деятельности, мотивирования, достижения добросовестности в работе, недопущения нарушения им законности и др. Совокупность этих представлений, выступающая фактором регуляции поведения и деятельности руководителя, отражающаяся в стиле и методах его работы и, в конечном счете, определяющая формы и методы управления им деятельностью ПОО получила название индивидуальной управленческой концепции. Исследования ИУК руководителей ПОО начались в Академии МВД СССР конце 70-х годов под руководством А.И. Китова (М.К. Ардавов, А.Н. Быков, У.М. Дендиев, Е.П. Клубов и др.) и были продолжены в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР ( С.М. Белозеров, В.В. Скворцов и др.). В этих работах раскрыты функции ИУК., ее виды и особенности у руководителей различных уровней управления и сфер деятельности, ее соотношение с образом мира профессионала (Е.А. Климов).

Личностный компонент ИУК представляет собой сплав осмысленных воззрений и интуитивных представлений, отражающих видение руководителем идеальных (как нужно было бы) путей и средств реализации управленческих функций в деятельности ПОО. Это его внутриличностная позиция, с которой он полностью идентифицирует себя, но которая далеко не всегда не только не реализуется, но и не высказывается. Эта позиция может быть прогрессивной или ретроградной, стратегически или тактически ориентированной, научной или эмпирически выстраданной, ошибочной, фантастической или в высшей степени реальной. Диапазон вариаций простирается от полноценной ее реализуемости ру до абсолютной невозможности и непригодности для практического воплощения. Концептуальный диссонанс возникает в тех случаях, когда стратегии деятельности вышестоящих систем управления не совпадают с концептуальными представлениями того или иного руководителя или команды менеджеров, но являются обязательными для исполнения. Последствия такого диссонанса обнаруживаются сначала в психологическом плане (демотивированность, обессмысливание осуществляемой деятельности, отчуждение и т.п.), а затем в плане практическом (формализм, низкий уровень исполнительности, искажение отчетности и т.п.).

Профессиональный (технологический) компонент ИУК представляет собой систему воззрений, отображающих представления руководителя о требуемых путях выполнения своих профессиональных функций в данных сложившихся условиях. В рамках законности и профессиональной этики руководитель ПОО обязан обеспечивать выполнение поставленных вышестоящими органами управления задач независимо от личностной позиции, поскольку она может в ряде случаев тормозить или даже уводить в сторону усилия вышестоящих систем управления по наведению должного порядка в нем. Столкновение должного (требуемого) и личностного видения содержания, путей и средств решения профессиональных задач в управлении ПОО ставит перед конкретным руководителем не только интеллектуальные проблемы, но нравственно-психологические.

Преодоление негативных последствий влияния концептуального диссонанса в системе управления ПОО возможно на путях повышения научной управленческой компетентности руководителей, получения ими управленческого образования, устранения идущих порой из верхних уровней деформирующих методов и стилей управления, достижения концептуального единства в управлении всеми ПОО (единства доктрины).

Литература: Е.П. Клубов. Управленческая концепция руководителя как метод изучения профессионального мышления / Методы исследования общения и мышления в производственной деятельности. Ярославль. – 1989.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое «Индивидуальная управленческая концепция» в других словарях:

Стиль управления ПОО — По общепризнанному в отечественной психологии управления определению стиль управления (руководства) представляет собой индивидуально типологический профиль приемов и методов влияния руководителя на подчиненных в процессе реализации управленческих … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — – отрасль, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у. – анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

психология управления — отрасль, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у. анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления … Большая психологическая энциклопедия

Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Панасюк, Александр Юрьевич — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Общим у этих феноменов является и то, что они формируются у профессионала в зависимости от ряда сходных предпосылок. В отношении стиля А.Л. Журавлев в качестве формирующих называл институциональные факторы, в частности, исторически сложившиеся, официально закрепленные нормы, регламентирующие поведение руководителя по отношению к подчиненному; специфические принципы управления, присущие разным социальным организациям и разным предприятиям; особенности функционирования производственного коллектива, в том числе, особенности производственно-экономической деятельности, социально-демографические особенности коллектива и социально-психологические; личность руководителя и стиль вышестоящего руководства, а также ситуационные факторы, такие, как особенности производственной ситуации. Рассмотренные выше результаты исследования особенностей индивидуальной управленческой концепции также свидетельствуют о том, что формирующими факторами выступают как индивидуальные особенности субъекта деятельности, так и организационные условия.

Вместе с тем, индивидуальная управленческая концепция — это образ, стиль, направленность и способ деятельности. К тому же, как отмечает ряд авторов, не установлена однозначная связь между стилем и эффективностью деятельности руководителя, хотя выявлена связь между эффективностью руководителя и особенностями индивидуальной управленческой концепции. Можно предположить, что эти два феномена, исследовавшиеся представителями различных направлений отечественной психологии управления, имеют в основе общие факторы, в том числе актуальные для человека жизненные и профессиональные ценности, установки, интериоризованные групповые нормы, самооценку. В то же время, исполнительские механизмы, что естественно, несут на себе отпечаток различных групп индивидуально-психологических и личностных особенностей: концепция когнитивной составляющей; стиль деятельности — тех психологических феноменов, которые обеспечивают взаимодействие руководителя в сложной социотехнической системе. Из этого можно сделать вывод, нецелесообразно подменять исследование одного феномена другим. Полнота информации как раз может быть обеспечена за счет их совместного изучения.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

3.1 Индивидуальный стиль деятельности

В психологии первым стилевым понятием, которое стало предметом научного исследования, оказалось понятие стиля жизни, введенное А. Адлером. То, какой смысл вложил в это понятие А. Адлер, во многом определило позицию других исследователей стилей.

Индивидуальная психология и концепция индивидуальной теории личности

индивидуальный психология адлер личность Индивидуальная психология возникла в качестве одного из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Управленческая концепция руководителя

Прежде чем перейти непосредственно к обзору исследований, посвященных этим вопросам, укажем, что общим, более широким контекстом их рассмотрения может быть феномен профессионализма.

Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

1.1 Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция

Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. И. Леонтьева, Н. С.

Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

1.4 Индивидуальный стиль поведения в учебной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей младшего школьного возраста с нарушениями речи изменения в протекании основных нервных процессах происходят намного позже — к 4 — 6 классу. Коломенский Я. Л. и Панько Е. А. отмечают.

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Определенное сочетание свойств темперамента проявляющиеся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности.

1.2 Индивидуальный стиль деятельности педагога

Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность — определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни.

6. Индивидуальный стиль деятельности

Индивидуальный стиль деятельности — система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкие особенности.

2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя

В настоящий момент вопрос об индивидуальном стиле деятельности человека, который кажется таким простым в житейском смысле, представляется сложным и мало проработанным — в научном.

4. Индивидуальный стиль деятельности.

Особенности темперамента выступают, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Поучительны в этом отношении результаты наблюдений за работой ткачих-многостаночниц (исследование Е. А. Климова). Оказалось.

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

9. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля.

1.1 Самооценка: содержание и соотношение понятий

Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях [13]: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.).

1.1 Самооценка: содержание и соотношение понятий

Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях [13]: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.).

Читайте также:

      

  • Кейт фокс наблюдая за англичанами кратко
  •   

  • Географическая карта особый источник информации кратко
  •   

  • Индивидуальные средства защиты от омп кратко
  •   

  • Функциональные стили и перевод кратко
  •   

  • Зависимость сопротивления металлов и полупроводников от температуры кратко

Основоположник
научного
менеджмента

Ф.У. Тейлор первым высказал предположения
о том, что основным фактором, препятствующим
росту производительности труда рабочих,
является низкий уровень менеджмента.
Он пришел к выводу о необходимости
изменения принципов управления и
призывал осуществлять их в строгом
соответствии с научными рекомендациями.
Такими принципами по Ф.У. Тейлору
являются: научные методы работы, научный
подбор рабочих, научное воспитание
рабочих и тесное сотрудничество
администрации с рабочими. Практическое
применение принципов научного менеджмента
позволило добиться повышения
производительности труда, но недостаточное
внимание к возрастающим потребностям
сотрудников и социальному контексту
труда привело к усилению конфликта
между менеджментом и рабочими.
Распространение научного менеджмента
способствовало более интенсивной
эксплуатации наемных работников, что
совсем не способствовало гармонии и
сотрудничеству, к которым стремились
Ф.У. Тейлор и его последователи.

Дальнейшее развитие
научного менеджмента связано с
административной
(классической)

школой, приверженцы которой основное
внимание уделяют не отдельным рабочим,
а организации в целом в рамках функций
и принципов управления (А. Файоль, И.
Бернард и др.). Управление этой школой
рассматривается как универсальный
процесс, состоящий из шести функций:
предвидение, планирование, организация,
распоряжения, координация, контроль.
Реализация этих функций предполагает
следование универсальным принципам:

  • разделение труда,
    полномочий и ответственности;

  • дисциплина,
    единоначалие, подчиненность личных
    интересов общим;

  • вознаграждение
    и стабильность рабочего места для
    персонала;

  • централизация,
    справедливость, инициатива,
    корпоративный дух.

В целом эти принципы
затрагивали два основных аспекта:
разработка рациональной системы
управления, построение структуры
организации и управления работниками.

Теория
бюрократического построения организации
и управления
,
автором которой является М. Вебер,
рассматривает организацию как машинный
механизм, функционирующий по четким
правилам в любой ситуации. Целью
бюрократии провозглашается: скорость,
точность, порядок, определенность,
непрерывность и предсказуемость.
Основными элементами построения такой
системы являются:

  • разделение труда
    и иерархическое распределение власти;

  • система правил,
    норм и процедур поведения в конкретных
    ситуациях и разработка и установление
    письменных инструкций;

  • отсутствие
    личностного начала в межличностных
    отношениях;

  • прием на работу
    и продвижение по компетенции и знаниям,
    потребностям организации;

  • стратегия к
    пожизненному найму, четкая система
    карьеры.

Предназначенная
для достижения цели, бюрократическая
организация доводит формализацию до
абсурда, ограждается формальными
правилами и нормами от реальности. Отказ
от творческого, самостоятельного
мышления ведет к потере воображения и
замкнутости.

Как реакция на
недостатки классического подхода
сформировалась школа
человеческих отношений

(М. Фоллет, Э. Мэйо). Хотторнский эксперимент
показал, что силы взаимодействия между
людьми могут превосходить усилия
руководителя. Развитие таких наук, как
психология и социология, и совершенствование
методов исследования привели к
формированию поведенческих
наук
в
менеджменте (З. Фрейд, А. Маслоу, Р.
Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг).
Основной целью этой школы было повышение
эффективности организации за счет
повышения эффективности ее человеческих
ресурсов.

Математика,
статистика, инженерные науки и связанные
с ними области знаний внесли существенный
вклад в теорию управления и получили
название количественного
подхода
.
Этот подход связан с моделированием
ситуации и использованием моделирования
для принятия решений. Успехи в этом
направлении в значительной мере связаны
с компьютеризацией и использованием
аппарата исследования операций к решению
производственных проблем.

Процессный подход
был впервые предложен приверженцами
школы административного управления.
Но если административная теория
рассматривала функции управления как
независимые друг от друга, то процессный
подход рассматривает их как взаимосвязанные,
объединенные связующими процессами.
При этом функции укрупняются до
планирования, организации, мотивации
и контроля, а в качестве связующих
процессов выступают коммуникации и
принятие решений. Руководство же
рассматривается как самостоятельная
деятельность оказания влияния на
работников для достижения целей
организации.

Ситуационный
подход
внес
большой вклад в теорию управления,
используя возможности прямого приложения
науки к конкретным ситуациям и условиям.
Ситуация – конкретный набор обстоятельств,
сильно влияющих на организацию в данный
момент. Методологию ситуационного
подхода можно представить как четырех
шаговый процесс:

  1. Руководитель
    должен знать средства профессионального
    управления, доказавшие свою эффективность.

  2. Каждая из
    управленческих концепций имеет свои
    сильные и слабые стороны по отношению
    к конкретной ситуации.

  3. Руководитель
    должен уметь правильно идентифицировать
    и интерпретировать ситуацию, выявить
    наиболее важные факторы и оценить
    вероятный эффект от изменения переменных.

  4. Руководитель
    должен уметь увязывать конкретные
    приемы, которые вызвали бы наименьший
    отрицательный эффект с конкретными
    ситуациями, тем самым обеспечивая
    достижение целей организации самым
    эффективным способом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Peugeot 301 руководство по ремонту скачать
  • Пошаговая инструкция завязывания галстука мужского в картинках
  • Циклопирокс инструкция по применению цена отзывы мазь цена
  • Руководство гостехнадзора ленинградской области
  • Моторола см 160 инструкция по эксплуатации