Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству


Прейслер Иоганн Даниэль
;
Бирон Петр

Издатель:

Санкт-Петербург : тип. Академии наук

Дата:

1734

Переводчик:

Тауберт Иван Иванович

Описание:
Оригинал хранится в ГПИБ; Загл. и текст парал. на нем. и рус. яз. Существует два изд., датир. 1734 г. Первое из них напеч. в буквой «i» в слове «рiсовальному» на тит. л.

Объём:
[22] с.

Тематика:

Живопись

Код записи:

RU/RGDB/BIBL/0000359785

Целевая аудитория:

для детей среднего возраста, 9-14 лет; для юношества, возраст 14-20 лет

Ограничения:
Открытый доступ

Система Прейслера. Рисовальное художество


Автор: Ефим Репин


05.03.2010 23:10


Методики

PDFПечатьE-mail

Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Для своего времени это было лучшее руководство.

Буде охота есть

Для правильной организации методики преподавания рисования в учебных заведениях XVIII в была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.

Методика

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.
Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.

Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. 

  • Вначале наносятся основные ориентиры —  взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве как всей фигуры, так и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой».

  • Затем, намечая общий характер формы, надо “ухватить” движение фигуры и определить “средние” (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части: «Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала — руку ли, ногу ли или тело» (пунктирные линии.

Чтобы научиться быстро и хорошо улавливать движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения. Когда характер формы и движения найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны.

    

Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик — в руках».

Вся работа рисовальщика должна проходить легко и свободно, без особого напряжения и скованности. Схемы построения формы на плоскости должны быть усвоены учеником, но в дальнейшем их не надо вычерчивать, а только использовать мысленно. Рисуя с натуры предмет, все вспомогательные линии построения изображения надо проводить очень легко, едва касаясь карандашом бумаги, чтобы они были едва видимы, а впоследствии только мысленно. «Потребные к освидетельствованию линии должны быть так проведены, что их видеть не можно, потому что они токмо в мысли употреблены быть долженствуют».

Когда общее построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем линия в рисунке должна помогать зрителю «читать» объем и характер формы тела.

  • Там где линия показывает уходящую в глубину форму и свет на ней, она должна быть тонкой и легкой, сходящей на нет; там же, где линия должна подчеркнуть объем формы и дать намек на тень, ее следует усилить нажимом карандаша на бумагу: «Оному придается потом в надлежащих местах придавливанием тень».

Умению владеть линейным рисунком Прейслер придает очень большое значение

В красивой выразительной линии, утверждает художник, заключена эстетическая ценность рисунка: «Наибольшая красота состоит, без всякого сомнения, в хорошем и чистом обрисовании». Но это «обрисование» должно быть основано не на простом наблюдении, а на знании строения формы человеческого тела. Для этого Прейслер предлагает ученику заучить основные схемы строения частей человеческого тела, кроме того, основательно изучить пластическую анатомию.
В дополнение к этому пособию Прейслер и издал книгу «Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев».

  • В предисловии к книге он пишет: «От всех разумных давно признано сие за истину, что анатомическое познание костей и мышц человеческого тела искусному рисовальному мастеру необходимо потребно. Без этого он неизвестно поступает и пропускает то, на что особливо смотреть ему должно, а напротив того, медлит в тех вещах, которых столь многого примечания недостойных».

Одна из частей «Ясного показания…» посвящена способам выявления формы предметов средствами светотени «Тень и свет суть яко живот всего рисования, от чего оно свое возможное совершенство получает». Поэтому здесь рисовальщику надо быть особенно внимательным.

  • Выявляя форму предмета светотенью, надо внимательно следить за его поверхностями и подчеркивать штрихами их направление — «тень у квадрата прямая, а у шара круглая».

Особенно же тщательно надо работать над рисунком одетой фигуры, чтобы под складками одежды чувствовалось тело: «Особливо смотреть надлежит: фалды должны так лежать, чтоб нагое тело видно было, и, напоследок, чтобы они не очень далеко от тела отстояли, понеже сие не гораздо красовито показаться может».

  • Модулируя форму светотенью, не следует все особенно оттушевывать. Это, считает Прейслер, может пойти в ущерб выразительности рисунка; кое-где переходы от света к тени следует делать резче, в особенности при рисовании драпировок:
  • «Особливо при сем примечать надлежит, что тень не очень кругла, но угловата сделана была, ежели весьма особливо состояние фалд противного сему не требует».

Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах.

Большую методическую помощь книга Прейслера оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств. В предисловии к «Курсу рисования» А. П. Сапожникова, изданному в 1875 году, П. Марков писал о пособии Прейслера: «Сочинение это, весьма дельно вообще составленное, переходило из рук в руки, из рода в род, как драгоценность успело достигать до русских рисующих ближайшего к нам времени и оказывать им существенные услуги».

Следует отметить, что первые наши учителя-иностранцы ста¬ли использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования. Видимо, учителям-иностранцам было сложно объясниться по-русски с учениками, и они просто заставляли своих воспитанников перерисовывать иллюстрации из книги Прейслера. Известно, что учащиеся Рисовальной палаты при Академии наук — Никита Золотарев, Иван Пенов, Семен Лакин — даже на экзаменах дела¬ли рисунки с книги Прейслера. Это дало повод в дальнейшем исследователям назвать метод Прейслера «копировальным», «догматическим», «вредным», «приводившим искусство рисунка к тупику».

Такая оценка метода Прейслера не может считаться правильной с исторической точки зрения. Не случайно его труд имел такой большой успех в течение целого столетия, хотя за это время было издано много различных руководств и пособий по рисунку как в России, так и за рубежом. Безусловно, сегодня можно найти недостатки в книге Прейслера, но ради исторической правды надо указать, что для своего времени это было лучшее руководство.

Те знания, которые ученик получал на основе изучения курса Прейслера, помогали ему в дальнейшем рисовать с натуры, а также рисовать по памяти и по представлению, что так важно для художника. Но самое главное — Прейслер нигде не пишет, что его книга предназначается для срисовывания.

Наоборот, в главах «О прочих фигурах» (часть II) он пишет, что иллюстрации он дает не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы и методы изображения;

  • «И того ради показалось мне лучше четыре из них на одном листу положить не для того, чтоб оные в сей величине срисовать, но в такой, в какой они потом довершены будут. Им первые изображения сочинил я того ради, чтоб можно было видеть, что сей способ изображения, как с линиями членов, так и с другими правилами первого изображения употребиться может».

Давая пояснение к таблицам, Прейслер нигде не говорит о том, что их надо срисовывать, а призывает к изучению закономерностей строения формы. Например, к главе «О движении головы» он пишет: «Сие ж надлежит разуметь и о смотрящих в них головах. Особливо должно примечать, то чем больше голова вверх смотрит, тем больше верхняя ея части уменьшаются».

Следует отметить, что среди учителей-иностранцев были и такие (например, Б. Тарсиа, И. Гриммель, И. Жилле), которые правильно применяли метод Прейслера, то есть обучали рисунку с натуры. Что же касается учебных задач рисования, то, возможно, в то время копировальный метод работы с книгой Прейслера и имел смысл, так как он упрощал дело и способствовал использованию рисования в общеобразовательных целях.

Гриммель (Grimmel) Иоганн-Элиас — учитель рисования в Академии Наук (1703 — 1759); вызван в Петербург из Германии в 1741 г.; рисовал зверей в кунсткамере, проекты фейерверков и аллегорий, сочиненных Штелиным, и делал рисунки для описания коронации Елисаветы. В евангелической церкви на Васильевском острове его картины «Воздвижение в пустыне медного змия», «Распятие Иисуса Христа» и пр.

Жилле (Никола-Франсуа, Gillet, 1709 — 1791) — французский скульптор, занявший видное место в истории русского искусства. Пользуясь уже некоторой известностью во Франции и состоя членом Парижской академии изящных искусств, прибыл по приглашению И.И. Шувалова в 1758 г. в Санкт-Петербург и поступил на службу по контракту в новоучрежденную Императорскую Академию Художеств, профессором скульптуры, сроком на три года, но исполнял эту должность в течение двадцати лет и таким образом, сделался первым насадителем означенной отрасли искусства в России. Под его руководством образовались талантливые Шубин , Гордеев , Федос Щедрин , Арх. Иванов и вообще все русские ваятели, воспитывавшиеся в Академии с 1758 по 1778 г. В 1767 г. он был произведен в адъюнкт-ректоры Академии. В 1773 г. по собственному своему желанию был уволен от службы в этом учреждении, с пенсией по 400 рублей в год, и уехал на родину (в Мец); но в 1780 г., вследствие получения им, по ошибке банкиров, пенсии вдвойне за две трети года, дальнейшее ее производство ему было прекращено, без всякой вины с его стороны. Из произведений Жилле, исполненных во Франции, известны мраморные статуи: «Парис, подающий золотое яблоко Венере» (1757; находится в Лувре в Париже) и «Геркулес, подносящий Еврисфею эриманфского вепря», каменные группы: «Зефир и Флора» и «Вертумн и Помона» (находились на даче г. Бельмона, в Валантоне, близ Парижа) и некоторых других. Из работ его в России уцелел только портретный бюст И.И. Шувалова, хранящийся поныне в музее Императорской Академии Художеств. А. С-в.

Необходимо подчеркнуть, что общеобразовательные учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественною обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те смогли их использовать в самых различных случаях.

таблицы



Прейслер И. Д.
Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству.
СПб., 1810. 44 с., 53 л. ил.; 344 х 230 мм.

по Прейслеру


L`ART DU DESSIN. Collection De Manuels Elementaires. Figures — Julien. Искусство Рисунка.
Франция. Paris. Francois Delarue. 1895 г. 24 рис. Твердый издательский переплет. 16х24 см.

< Предыдущая

Прейслер, Иоанн Даниил. Основательныя правила или Краткое руководство к рисовальному художеству = Grundlich-versasste Reguln oder kurtze Anleitung der Zeichen-Kunst: переведено с немецкаго языка при Академии наук / изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской Академии живописнаго художества. — St. Petrsburg: Gedr. bey der Kayserl, Acad. der Wissenschafften, 1810.
Ч. 1-3 [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 11,1 Мб), 1810 — 150 с.: ил. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ по паролю из сети Интернет (чтение). — Текст. — Режим доступа: ftp://smolensklib.ru/bd/books/000002319.pdf. — <URL:ftp://smolensklib.ru/bd/books/000002319.pdf>.

Record create date:
11/10/2017

Subject:
Рисование — Методика преподавания

UDC:
761

Collections:
Отечественные старопечатные издания 19 в.

Allowed Actions:

Action ‘Read’ will be available if you login or access site from another network

Действие «Прочитать» доступно только читателям библиотеки. Для авторизации используйте идентификатор и пароль читателя, полученные при записи в ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А. Т. Твардовского». Для удалённой регистрации, необходимо на адрес smolreg2021@mail.ru отправить письмо со следующей информацией: ФИО, год рождения, образование, род деятельности, город проживания.

Group:
Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Usage statistics

Основательныя правила или Краткое руководство к рисовальному художеству = Gründlich-versasste Reguln oder kurtze Anleitung der Zeichen-Kunst : Erster [-Dritter] Theil: / Изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской академии живописнаго художества ; Переведено с немецкаго языка при Академии наук [И. К. Таубертом]= Herausgegeben von Johann Daniel Preissler, der Nürnbergischen Kunst-Mahler Academie Director

Карточка

Прейслер, Иоганн Даниэль (1666-1737).

Основательныя правила или Краткое руководство к рисовальному художеству = Gründlich-versasste Reguln oder kurtze Anleitung der Zeichen-Kunst : Erster [-Dritter] Theil: / Изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской академии живописнаго художества ; Переведено с немецкаго языка при Академии наук [И. К. Таубертом]= Herausgegeben von Johann Daniel Preissler, der Nürnbergischen Kunst-Mahler Academie Director. — St. Petrsburg : Gedr. bey der Kayserl, Acad. der Wissenschafften, 1795.

Ч. 1. — [18] с., 18 л. ил.

Ч. 1. — [18] с., 18 л. ил.

Шифр хранения:

MK МК АН — 2° / 95 — П

Описание

Заглавие Основательныя правила или Краткое руководство к рисовальному художеству = Gründlich-versasste Reguln oder kurtze Anleitung der Zeichen-Kunst : Erster [-Dritter] Theil: / Изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской академии живописнаго художества ; Переведено с немецкаго языка при Академии наук [И. К. Таубертом]= Herausgegeben von Johann Daniel Preissler, der Nürnbergischen Kunst-Mahler Academie Director
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов созданных до 1831
Дата поступления в ЭК 01.11.2007
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данные St. Petrsburg : Gedr. bey der Kayserl, Acad. der Wissenschafften, 1795
Том Ч. 1. — [18] с., 18 л. ил.
Язык Немецкий
Русский
Места хранения MK МК АН — 2° / 95 — П

ЗавершёнАукцион № 40, Редкие книги, автографы, фотографии, …Подробнее

    28 января 2017 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, открытки, живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Совместный аукцион «Литфонда» и программы отелей Марриотт «Exclusive Collection»

    28 января состоятся торги Аукционного дома «Литфонд», которые пройдут в отеле «Марриот Ройал Аврора» совместно с уникальной программой сети отелей «Марриотт» ExclusiveCollection.

Каталог аукциона

Прейслер, И.Д. Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству. Изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской Академии живописного художества. Переведено с немецкого языка при Академии Наук. В 3 ч. Ч. 1-3. СПб.: Gedruct bey der Kayserl, 1781.

Эстимейт:

95 000 – 100 000 руб.

Прейслер, И.Д. Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству. Изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской Академии живописного художества. Переведено с немецкого языка при Академии Наук. В 3 ч. Ч. 1-3. СПб.: Gedruct bey der Kayserl, 1781. [18] с., 18 л. ил.

Ч. 2: [15] с., 18 л. ил.

Ч. 3: [10] с., 18 л. ил.

35×22 см. В современном полукожаном переплете. Загрязнения страниц. Аккуратная реставрация нижних уголков.

Двуязычное — русско-немецкое — издание. Первая книга по изобразительному искусству на русском языке (3-е изд.). Полный комплект гравюр.

СК XVIII № 5636, Сопиков № 8830, Обольянинов № 2194.

Продажи: «В Никитском» № 41 — 2 000 у.е.

Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, открытки, живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Совместный аукцион «Литфонда» и программы отелей Марриотт «Exclusive Collection»

28 января состоятся торги Аукционного дома «Литфонд», которые пройдут в отеле «Марриот Ройал Аврора» совместно с уникальной программой сети отелей «Марриотт» ExclusiveCollection.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?

    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Ближайшие аукционы

  • Живопись, графика, ДПИ

    Прямо сейчас!

  • Книги, автографы и пр.

    Через 4 дня

  • Книги, автографы и пр.

    Через 5 дней

  • Живопись, графика, ДПИ

    Через 5 дней

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синекод сироп от кашля цена инструкция по применению для детей
  • Эналаприл инструкция по применению таблетки взрослым при каком давлении
  • Препарат хлоргексидин инструкция по применению цена
  • Цефотаксим инструкция по применению цена уколы как разводить
  • Car bluetooth music receiver hands free инструкция на русском