Оск смена руководства

«План развития был просто нарисован». Почему поменялось руководство Объединенной судостроительной корпорации

Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

Рокировки в Объединенной судостроительной компании не стали сюрпризом для тех, кто следит за судьбой корпорации. Буквально на прошлой неделе президент России Владимир Путин поддержал ее передачу на пять лет в доверительное управление ВТБ. Одной из причин к решительным мерам в отношении госкорпорации мог стать убыток в 20 миллиардов рублей, о котором в начале лета поведал генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов.

Произошедшая дальше череда волевых решений стала лишь делом времени: на пост главы ОСК, который с 2014 года возглавляет Алексей Рахманов, прочат первого зампреда ВТБ Андрея Пучкова, кресло председателя совета директоров корпорации, которое занимает экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, отдадут главе ВТБ Андрею Костину.

О том, что на самом деле потащило ко дну АО «ОСК», «Фонтанка» поговорила с экс-руководителями крупных судостроительных заводов Петербурга.

«Была бы у них прибыль, никто бы их не тронул»

Действительно, одной из главных причин вмешательства банковских управленцев в деятельность ОСК могли стать тянущиеся из одного отчетного периода в другой убытки. По данным СПАРК, последний раз компания публиковала финансовую отчетность в 2020 году, и уже тогда тогда тенденции не были радужными: убыток от продаж по итогам 2020 года составил 2,5 миллиарда рублей, по итогам 2019-го — 2,4 млрд, еще годом ранее, в 2019-м, 1,9 миллиарда рублей. Да, после того, как компания подбила все прочие доходы и расходы, все три года отчетность закрывалась по итогу с чистой прибылью, но выкружить ее на протяжении как минимум трех этих лет удавалось лишь за счет внушительных доходов от участия в других организациях.

— Если бы они хорошее что-то сделали, то такая революция бы не произошла. Вот, например, «Алмаз», которым я управлял. У нас ничего не менялось — как были старожилы, так ими все и управляется, десятилетиями. У нас не было задолженности, всегда была прибыль. И им так надо было работать. Если бы у них была прибыль, никто бы их не тронул, — поделился с «Фонтанкой» Леонид Грабовец, который с 2001 года возглавлял СФ «Алмаз», а последние пять лет входит в состав совета директоров завода.

«Не достал, не построил — ну, давайте накажем»

В интервью »Коммерсанту» Алексей Рахманов сказал, что если разрабатывается корабль первый в серии, то рассчитать все затраты до копейки невозможно. Бюджет не фиксирован, отсюда и убытки. По мнению Леонида Грабовца, не всегда это так:

— «Алмаз», где я руководил, а я долго там работал, 54 года, мы строили головные корабли. Все рассчитывали, и давали строить Владивостоку, Хабаровску. Много куда. Так что тут немного не соглашусь, — отметил он.

В защиту ОСК Леонид Грабовец поднял тему импортозамещения у судостроителей, отметив, что «эта проблема не то что нам не знакома, она как кость в горле, есть такая пословица». По оценкам экспертов, зависимость отрасли от импорта составляет порядка 70 %.

— Машиностроительный завод «Звезда» в Питере двигатели как не делал, так и не делает. Сегодня быстроходных двигателей в России нет. И китайцы не все нам продают. Например, что-то получше — не продают. Нет у нас ни двигателей, ни редукторов, нет хороших валов. То есть всего, что называется «сердцем» корабля, у нас нет. Знаете, удивительно — как стена. Этим вопросом никто не занимается. Самотеком течет, кто выплывет — тот выплывет, кто не выплывет — снимут. Вот такая картина, — посетовал Леонид Грабовец и подчеркнул, что неоднократно акцентировал внимание на проблеме зависимости судостроителей от импорта на самом высоком уровне.

— Я всегда призывал вмешаться правительство, просил, чтобы это не было в руках одного человека, у которого мы покупаем, а чтобы правительство взяло это под свой контроль. Чтобы в Китае правительство покупало, нам перепродавало и отвечало. Мне кажется, правительство — более сильное, чем какой-то товарищ наш в Питере, я посредника имею в виду. Но никто не хочет этого [делать]. Все считают, что у нас все есть. А не достал, не построил — ну, давайте накажем, — разводит он руками.

«Ни одного, кто имел бы профильное образование»

Более серьезной проблемой, чем нехватка комплектующих, другой собеседник «Фонтанки», ранее возглавлявший один из заводов судостроительной корпорации, назвал административную составляющую.

— Основная проблема на «ОСК» — отсутствие нормальных управленческих кадров. В ОСК на уровне руководства, от начальников департаментов и выше, нет ни одного профессионального судостроителя. Ни одного, кто имел бы профильное образование. Как можно возглавлять отрасль хотя бы без второго высшего? На это всем плевать, — считает знакомый с ситуацией собеседник издания, который попросил не раскрывать его имени.

По мнению представителя отрасли, тема со сменой руководящего состава в ОСК развернулась из-за невзятой высоты. И дело не столько в том, что к этому не прилагалось усилий, сколько в том, что заданная планка была неоправданно высока, вплоть до отрыва от реальности, ради одной цели — продемонстрировать цифры.

— Был такой план — финансового оздоровления верфи. Формально его не выполнили. Он был нарисован, именно нарисован, три года назад. Так вот одну верфь даже не подпустили. Все это на бумаге произошло. Там был написан полный бред — «в течение трех лет нарастить выпуск продукции в 4 раза». Это же не автомобили. И дальше полно всякого, чтобы было красиво. Видимо, пришло время отвечать, — считает наш собеседник.

Решение пригласить на должность заместителя гендиректора ОСК нынешего директора департамента судостроения Минпромторга Бориса Кабакова другой собеседник «Фонтанки» назвал правильным. «Это хорошее решение. Борис Анатольевич — судостроитель», — отметил он.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

У крупнейшей судостроительной компании России сменился директор

Новым генеральным директором «Объединенной судостроительной корпорации» стал Андрей Пучков, ранее занимавший должность первого зампреда ВТБ. На посту он сменил Алексея Рахманова, которого подверг критике президент Путин за убыточные контракты.

Бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков назначен генеральным директором «Объединенной судостроительной корпорации». Об этом сообщили в Минпромторге России.

«Уверен, что богатый управленческий опыт Андрея Сергеевича, вкупе с четким пониманием целей и задач, стоящих сейчас перед судостроительной отраслью, помогут скорой стабилизации финансового состояния крупнейшего государственного судостроительного холдинга», — сказал зампред правительства РФ – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, его слова приводит пресс-служба ведомства.

Распоряжения об утверждении нового гендиректора (а также нового состава совета директоров АО «ОСК») подписаны Росимуществом.

«Чего контрактов-то убыточных назаключали?»

Андрей Пучков сменил на посту гендиректора АО «ОСК» Алексея Рахманова, он руководил компанией с 2014 года.

«Под его руководством корпорация вышла на ритмичный темп работы, — отметил Мантуров. — Главное, Рахманову удалось сохранить трудовые коллективы верфей и конструкторских бюро, что позволило реализовать ряд масштабных государственных проектов в военном кораблестроении и гражданском судостроении и, в том числе возобновить строительство атомного ледокольного флота».

До назначения в ОСК Рахманов был заместителем министра промышленности и торговли России. В ведомстве он курировал судостроение, автопром, сельхозмашиностроение, транспортное и машиностроение.

На прошлой неделе Владимир Путин раскритиковал Алексея Рахманова.

«Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?» — обратился президент к нему во время совещания по судостроению 18 августа.

«Эта проблема касается головных заказов, когда мы начинаем строительство, практически не имея до конца полной спецификации и понимания, из чего корабль или судно будут состоять», — отвечал глава ОСК.

По его словам, корпорация «слишком пошла в сторону заказчика». Цена при обсуждении контракта с частниками называется примерная, проект доделывается по ходу строительства. Потом получается, что иногда затраты верфи превышают оговоренную сумму.

«Посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом уже наши финансы», — продолжил Рахманов.

На это Путин ответил, что «интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной».

«И наоборот — нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. Я обращаю на это ваше внимание», — сказал президент.

«Блестящий юрист, мозговой центр проектов»

В ВТБ сообщили, что Пучков отработал в компании более 20 лет.

Он занимал должности замначальника юридического управления, начальника этого управления, члена правления. В 2018 году Наблюдательный совет утвердил его на пост первого заместителя президента – председателя правления. В сферу ответственности Пучкова входили работа с непрофильными и проблемными активами группы, а также юридическое и административное направления.

«Андрей – блестящий юрист, мозговой центр многих наших проектов, человек, который умеет работать четко, филигранно, без лишних слов, при этом нести ответственность и быть тактичным с людьми. Уверен, что специалист такого уровня способен обеспечить реализацию крупных проектов», — так отозвался о бывшем коллеге президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин.

Ранее сообщалось, что «Объединенная судостроительная корпорация» перейдет в доверительное управление ВТБ. Председателем совета директоров станет глава банка Андрей Костин. Сейчас совет директоров ОСК возглавляет экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Бывший первый зампред ВТБ возглавил ОСК

Бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков возглавил Объединенную судостроительную корпорацию

О том, что кандидатура Андрея Пучкова рассматривается на эту должность, ранее сообщили источники РБК. В прошлом году президент Владимир Путин критиковал прежнего главу ОСК Алексея Рахманова за убыточные контракты

Андрей Пучков


Андрей Пучков

Генеральным директором Объединенной судостроительной компании назначен бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков, говорится в сообщении пресс-службы главы Минпромторга Дениса Мантурова, поступившем в РБК. О том, что его кандидатура рассматривается на эту должность, ранее сообщили источники РБК.

Вице-премьер и министр промышленности Денис Мантуров выразил уверенность в том, что управленческий опыт Пучкова поможет «скорой стабилизации финансового состояния крупнейшего государственного судостроительного холдинга».

Он также поблагодарил Алексея Рахманова, который возглавлял ОСК до 2014 года, за долгую и плодотворную работу.

«Под его руководством корпорация вышла на ритмичный темп работы. Главное, Рахманову удалось сохранить трудовые коллективы верфей и конструкторских бюро, что позволило реализовать ряд масштабных государственных проектов в военном кораблестроении и гражданском судостроении и, в том числе возобновить строительство атомного ледокольного флота», — отметил Мантуров.

Он не уточнил, займет ли прежний глава ОСК новую должность.

РБК обратился за комментариями к представителю ОСК.

23 августа в ВТБ заявили, что Пучков завершил свою работу в банке. Один из источников РБК говорил, что первый замглавы ВТБ покинет банк в августе и «полностью сосредоточится на реализации задач ОСК». Накануне правительство выдвинуло его для избрания в совет директоров.

Пучков работал в ВТБ с 2002 года. Он курировал непрофильный бизнес и проблемные активы банковской группы. Топ-менеджер также занимал руководящие позиции в банках, которые поглощал ВТБ. Например, был председателем совета директоров банка «Возрождение», а в конце 2022 года стал курировать интеграцию в группу банка «Открытие», приобретенного у ЦБ.

До прихода в ВТБ Пучков был юрисконсультом в сводном экономическом департаменте Центробанка и членом Московской городской коллегии адвокатов.

В августе президент Владимир Путин поддержал передачу 100% акций ОСК (принадлежат правительству) в доверительное управление ВТБ на пять лет. Он назвал Объединенную судостроительную корпорацию «работающей структурой, набирающей темп». Однако «проблем и вопросов» к ней «много», указал Путин. Летом прошлого года глава государства раскритиковал Рахманова за убыточные контракты. «Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?» — спросил Путин, обращаясь к главе ОСК. Глава ВТБ Андрей Костин отмечал, что компания не справляется с вызовами.

ОСК — крупнейшая судостроительная компания России, созданная по указу президента Владимира Путина в марте 2007 года.

Сейчас в состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах. Численность работников предприятий ОСК превышает 105 тыс. человек.

Верфи ОСК строят подводные лодки, боевые и патрульные корабли, ледоколы, транспортные, промысловые и пассажирские суда. В среднем ОСК каждый год сдавала 19–20 гражданских судов, но в 2023-м корпорация планирует передать заказчикам до 30 судов.

ОСК — давний корпоративный клиент ВТБ. В 2016 году корпорация открыла в банке две кредитные линии на общую сумму €435 млн. Кроме того, ОСК выступала поручителем перед ВТБ по ссудам своим дочерним предприятиям, следует из отчета корпорации за 2020 год.

Пучков сменил Рахманова на посту генерального директора ОСК

Ранее Андрей Пучков занимал должность первого заместителя председателя банка ВТБ.

Пучков сменил Рахманова на посту генерального директора ОСК

©
Фото: Александр Гальперин, РИА Новости

Читайте нас на:

Бывший первый заместитель председателя ВТБ Андрей Пучков заменил Алексея Рахманова на посту генерального директора Объединенной судостроительной корпорации. Об этом сообщает заместитель председателя правительства — министр промышленности и торговли Денис Мантуров. 

«Уверен, что богатый управленческий опыт Андрея Сергеевича, вкупе с четким пониманием целей и задач, стоящих сейчас перед судостроительной отраслью, помогут скорой стабилизации финансового состояния крупнейшего государственного судостроительного холдинга», — говорится в сообщении Мантурова. 

Также Мантуров поблагодарил Рахманова за долгую и плодотворную работу. Было отмечено, что под руководством Рахманова корпорация смогла выйти на ритмичный темп работы. 

Кроме этого, было подчеркнуто, что Алексей Рахманов смог сохранить трудовые коллективы верфей и конструкторских бюро.

Ранее президент России Владимир Путин сообщил о передаче 100% акций ОСК группе ВТБ.

Экспертное мнение и аналитика

читайте ниже следующую новость

Предлагаем посмотреть эту страницу на версии сайта для мобильных устройств.

https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/news_other_images/2023/08/23/a4e4e0ed9f2d430eb8a6701c96792912.jpg

Виктор Евтухов представил коллективу ОСК нового генерального директора корпорации

Санкт-Петербург, 26 августа 2023

Cтатс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов представил нового генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Андрея Пучкова коллективу ОСК. Во встрече приняли участие руководители подразделений корпорации, верфей и конструкторских бюро.

Как подчеркнул Виктор Евтухов, «задачи перед новым директором ОСК стоят глобальные, очень много стратегических вопросов — как будет развиваться строительство гражданского флота, какие верфи и каким образом будут выполнять эти заказы… Также предстоит решить немало ключевых вопросов, связанных с исполнением гособоронзаказа, строительством кораблей для ВМФ. Действительно, Объединенной судостроительной корпорации был нужен сильный стратегический партнер, поэтому Президентом России было принято решение о передаче 100% акций ОСК в доверительное управление ВТБ. С учетом того, что сегодня российское судостроение находится в фазе роста, безусловно нужны дополнительные финансовые вливания, нужна серьезная модернизация верфей, особенно тех, что активно участвуют в выполнении заказов для ВМФ, нужны управленческие решения, новая стратегия развития корпорации, поэтому работы предстоит очень много».

По словам Виктора Евтухова, «очевидно, что потребуются новые решения, необходимо организовать очень много перспективных амбициозных проектов. Уверен, все это по силам новому генеральному директору ОСК. Его опыт работы в банке ВТБ и управления проблемными активами позволяет нам рассчитывать, что Объединенная судостроительная корпорация выйдет на новый уровень развития, и то состояние, в котором находится ряд верфей, будет не только стабилизировано, но и улучшено».

Он также поблагодарил Георгия Полтавченко и Алексея Рахманова за вклад в развитие корпорации, отметив их роль в возрождении российского судостроения. «Предыдущим руководством корпорации было предпринято немало усилий по возрождению верфей, которые на момент ее создания находились в предбанкротном состоянии, по сохранению кадрового потенциала отрасли, а также по привлечению новых важных заказов», — сказал Виктор Евтухов.

В своем обращении Андрей Пучков отметил: «Возглавить ОСК – большая ответственность. Это лидер отрасли, одна из крупнейших компаний страны, в которой трудятся более 100 тысяч работников. Как сказал Президент, ОСК – это работающая структура, набирающая темп. Он обозначил приоритетные цели, связанные с финансовым оздоровлением корпорации, и выразил надежду на эффективную работу новой управляющей команды. Буду этим руководствоваться».

Мероприятие состоялось на площадке Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Другие новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эликсир для ягод органик микс инструкция по применению отзывы
  • Новак глазные капли инструкция по применению
  • Амоксициллин 250 гранулы для приготовления суспензии инструкция по применению
  • Максилак инструкция по применению для детей до года отзывы
  • Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов руководство