Осциллограф постоловского руководство

Download the software and manuals for USB Autoscope oscilloscopes

USB Autoscope IV

USB Oscilloscope Software ver. 4.4.9.85 Beta

USB Oscilloscope Software ver. 4.4.9.7 Stable

«Reports Viewer» Software

Adobe Flash Player ActiveX (64-bit) 11.3

Operation Manual for USB Autoscope IV

Software user manual

Errors that users may get when working with USB Autoscope

The following operating systems are supported: Windows 7, Windows 8, Windows 10, Windows 11

The software is available in English, German, Portuguese, Russian and Spanish language for free download

Downloads

USB Autoscope Lite

USB Oscilloscope Software ver. 4.4.9.85 Beta

«Reports Viewer» Software

Operation Manual for USB Autoscope Lite

Software user manual

The following operating systems are supported: Windows 7, Windows 8, Windows 10, Windows 11

The software is available in English, German, Portuguese, Russian and Spanish language for free download

USB Autoscope IV — USB Осциллограф Постоловского

Автомобильный цифровой осциллограф USB AUTOSCOPE-4 IV USB Autoscope IV - USB Осциллограф Постоловского

Руководство по эксплуатации USB Autoscope-4 IV

USB Autoscope IV USB Осциллограф Постоловского (полная комплектация) успешно работает в режимах аналогового осциллографа и цифрового анализатора. Предназначен для диагностики неисправностей электронных систем и исполнительных механизмов двигателей автомобилей. Повышению безопасности работы прибора служит гальваническая развязка измерительных цепей и шины USB.

Преимущества осциллоскопа по сравнению с USB Autoscope III : встроенные адаптер зажигания и блок питания 12В, оптимизированное качество разъемов и кабелей.

USB Autoscope IV USB Осциллограф Постоловского (полная комплектация) цифровой осциллоскоп. Служит для диагностики неисправностей электронных систем автомобилей и тестирования исполнительных механизмов бензиновых и дизельных двигателей. Прибор обеспечивает универсальную применяемость по автомобильным маркам. Оснащается гальванической развязкой измерительных цепей и шины USB.

Преимущества осциллоскопа по сравнению с USB Autoscope III

Интегрированный адаптер зажигания
Встроенный блок питания 12В
Повышение качества разъемов и кабелей

Режимы работы прибора

Аналоговый осциллограф
Цифровой анализатор
Диагностика системы зажигания
График разрежения
Диагностика системы газораспределения
Установка угла опережения зажигания
Определение временных параметров сигнала
Измерение относительного расхода топлива
Автоматический анализ осциллограмм

Количество аналоговых входов 8
Количество каналов осциллографа 1, 2, 4, 8 (по выбору).
Разрешение АЦП 12 бит
Диапазон измеряемого напряжения ±6 / 30 V — 1-4й аналоговые входа;

±60 / 300 V — 5-6й аналоговый вход,

1-4й аналоговые входа при использовании внешних входных делителей напряжения 1:10;

±6 V — 7-8й аналоговые входа.
Максимальная частота оцифровки на канал в 1-но канальном режиме — 12,5 MHz;

в 2-х канальном режиме — 5,0 MHz;

в 4-х канальном режиме — 2,5 MHz;

в 8-ми канальном режиме — 1,25 MHz.
Режим оцифровки Непрерывный поток
Входное сопротивление 1 MΩ
Дополнительные возможности Свободное переключение входных каналов

(возможность подключения канала

осциллографа к любому из физических входов

«налету»)

Режим цифрового анализатора

Количество входов цифрового анализатора 9
Диапазон входного напряжения для цифрового анализатора 0…5,5V
Режимы 2-х, 4-х, 8-и канальный анализатор
Максимальная частота оцифровки на канал в 2-х канальном режиме — 100 MHz;

в 4-х канальном режиме — 50 MHz;

в 8-ми канальном режиме — 25 MHz.
Входное сопротивление 10 k?.

> 1 M? при напряжениях (0…5 V);

510 ? при выходе за диапазон
Максимальный обеспечиваемый со стороны устройства поток данных 25MB/s
Ток потребления рабочий режим: не более 350mA

режим ожидания: не более 60mA

Прибор обеспечивает непрерывный режим оцифровки и передачи данных в компьютер. USB Autoscope IV работает под управлением программы USB Осциллограф.

Параметры ПО USB Осциллограф

Основные возможности режим отображения + запись + измерения в реальном масштабе времени одновременно
Количество каналов аналогового осциллографа по выбору 1, 2, 4, (8)
Параметры развертки для режима аналогового осциллографа 1-но канальный режим — 2 μS / Div. — 1 S / Div.;

2-х канальный режим — 5 μS / Div. — 1 S / Div.;

4-х канальный режим — 10 μS / Div. — 1 S / Div.;

8-ми канальный режим — 20 μS / Div. — 1 S / Div. с шагом 1-2-5.
Параметры развёртки для режима цифрового анализатора

2-х канальный режим — 0,2 μS / Div. — 0,2 S / Div.;

4-х канальный режим — 0,5 μS / Div. — 0,5 S / Div.;

8-ми канальный режим — 1 μS / Div. — 1 S / Div. с шагом 1-2-5.
Параметры детализации по напряжению

(только для режима аналогового осциллографа)

для диапазона входных напряжений ± 6 / 30 V

— 50 mV / Div. — 5 V / Div.;

для диапазона входных напряжений ± 60 / 300 V

— 0,5 V / Div. — 50 V / Div.;

при использовании ёмкостного датчика

— 500 V / Div. — 50 kV / Div.
Синхронизация в режиме аналогового осциллографа по любому каналу, фронт, уровень, порог по уровню, порог по времени
Количество каналов цифрового анализатора по выбору 2, 4, 8
Параметры развертки для режима цифрового анализатора 2-х канальный режим

0,2мкс/дел. — 0,2с/дел.;

4-х канальный режим

0,5мкс/дел. — 0,5с/дел.;

8-ми канальный режим

1мкс/дел. — 1с/дел.

с шагом 1-2-5
Синхронизация в режиме цифрового анализатора по любому каналу, фронт
Минимальное время записи

(при условии наличия свободного дискового пространства)

режим аналогового осциллографа:

1-но канальный режим (12,5MHz)

— 170 сек;

2-х и 4-х канальный режим (10MHz)

— 240 сек;

режим цифрового анализатора

— 85 сек.

С уменьшением частоты дискретизации время записи увеличивается в пропорциональное количество раз
Максимальный размер файла режим аналогового осциллографа

— 3GB;

режим цифрового анализатора

— 2GB
Измерительный инструментарий max / min / среднее напряжение, разность напряжений, время, частота, скважность и фаза сигнала
Выходные форматы бинарный файл,

графический файл в формате *.jpg,

получение жёсткой копии осциллограммы при помощи печати
Дополнительные возможности Поддержка внешних встраиваемых программных модулей PlugIn для выполнения специфических тестов. Возможность создания пользовательских настроек для часто используемых режимов.

Функция отображения значения измеряемой физической величины.

С целью автоматизации анализа осциллограмм, встроена функция выполнения программой анализа осциллограмм по внешнему алгоритму, записанному в файлах скриптов анализатора. Возможность компрессии / декомпрессии «налету» при сохранении / чтении файла. Простейшие функции редактирования бинарного файла

 

Дополнительные возможности ПО USB Осциллограф

Мониторинг измерение и запись оцифрованного сигнала одновременно.
Полное или частичное сохранение фрагмента сигнала в виде бинарного или графического файла или распечатан на принтер через встроенный USB разъем.
Добавления временных маркеров с комментариями.
Для автоматического анализа сигнала предусмотрена поддержка скриптов пользователя на базе VBScript или Jscript.
Пользовательский скрипт может маркировать осциллограмму, формировать текстовые или графические отчеты по результатам анализа.
Встроенные скрипты для анализа сигналов по RS232, PS/2, I2C, SPI спецификациям.
Конструктор скрипта для анализа сигналов.

Процессор Pentium IV 2GHz
Оперативная память 1GB
Жёсткий диск 10GB свободного дискового пространства, режим обмена не ниже UDMA 100
Оптический привод CD-ROM для инсталляции программного обеспечения
Интерфейс USB 2.0 HI-SPEED
Видео карта AGP или PCI Express
Монитор SVGA
Операционная система Windows XP, Vista, 7, 8
Дополнительные требования Корпус компьютера целесообразно обеспечить заземлением либо применять ноутбук с электропитанием преимущественно от аккумуляторной батареи при отключенном сетевом адаптере. Обязательно применение режима DMA для стабилизации дисковой подсистемы компьютера.

 

Технические характеристики

Тестовое напряжение изоляции 3 kV в течение 1 минуты.
Ёмкость изоляции не выше 70 pF.
Сопротивление изоляции не менее 10 GΩ

Комплектация

  1. USB Autoscope — 1шт.
  2. Кабель питания — 1шт.
  3. USB 2.0 A/B кабель — 1шт.
  4. CD с программным обеспечением и документацией — 1шт.
  5. Dx (-0.85…+0.15Bar) датчик разряжения + соединительный кабель — 1шт.
  6. Sync датчик первого цилиндра для синхронизации по первому цилиндра — 1шт.
  7. DIS Cx 6 комплект ёмкостных датчиков для диагностики DIS систем зажигания — 1шт.
  8. Cx-M универсальный накладной ёмкостной датчик — 1шт.
  9. Lx-M универсальный накладной индуктивный датчик — 1шт.
  10. Px (-0,85…+6Bar) датчик давления в цилиндре — 1шт.
  11. Универсальный кабель — 4шт.
  12. Измерительный адаптер — 4шт.
  13. Подставка-держатель прибора — 1шт.
  14. PxLonger удлинитель для датчика давления в цилиндре — 1шт.
  15. Spark Gap высоковольтный искровой разрядник — 1шт.
  16. Пробник-игла — 4шт.
  17. Пробник-зажим прокалыватель — 4шт.
  18. Пробник-зажим «крокодил» — 4шт.
  19. Провод-удлинитель — 4шт.
  20. Картонная коробка — 1шт.

Заявку на приобретение оборудования Вы можете заказать по тел. +7 926 000 00 00

E-mail: Scaner-Pro@ya.ru

  • Star Diagnosis Compact4 SDconnect,
  • Star Diagnosis D3,
  • Star Diagnosis Carhelp (com+usb),
  • BMW GT1,
  • BMW GT1 Carhelp,
  • BMW OPS,
  • BMW OPPS,
  • BMW ICOM,
  • BMW ISIS,
  • BMW ISID+ISSS+ISIS,
  • VAS 5051B,
  • VAS 5052,
  • VAS 5052A,
  • VAS 5054A,
  • Porsche Piwis Tester,
  • Porsche Piwis Testеr II,
  • Ford IDS VCM,
  • T4 Land Rover Mobile Plus,
  • Volvo Vida Dice,
  • GM MDI,
  • Tech 2,
  • Toyota Tis Techstream,
  • Honda GNA-600,
  • Nissan Consult 3,
  • MUT 3,
  • Subaru Select Monitor III,
  • Intelligent Tester II,
  • Suzuki SDT,
  • Renault CAN Clip,
  • PSA XS Evolution,
  • Lexia-3,
  • StarScan,
  • Scan-100,
  • Hi-Scan Pro,
  • G-Scan,
  • Ferrari Maserati SD4 ,
  • DURAMETRIC ,
  • TwinB BMW Gt1 PRO+MB Star C4 ,
  • TWINB II MINI OPS + MB Star c4 ,
  • TWINB IS GT1+MINI OPS ,
  • BMW Mini OPS ,
  • BMW inpa 5.0 ,
  • Volvo ALL SCANNER ,
  • MB C4 ,
  • MB CarSoft 7.4
  • MAN CATs II,
  • MAN T200,
  • MAN Cardaq,
  • Volvo Vcads(неоригинал),
  • Volvo VCADs Interface 88890020,
  • DAF VCI-560,
  • Scania VCI 1,
  • Scania VCI 2,
  • Iveco EASY,
  • Renault Diag NG3,
  • Nexiq USB Link,
  • TruckHelp,
  • MB Star Diagnosis,
  • Isuzu IDSS,
  • Tech 2 Isuzu,
  • АВТОАС-КАРГО,
  • Mscan EDC-24 (КАМАЗ и др.),
  • ДК-5,
  • ДК 2.03 (МАЗ и др.),
  • АКМ LITE,
  • АСКАН-10.230,
  • ZF Testman,
  • Knorr-Bremse,
  • Wabco для тягачей,
  • Wabco для автобусов,
  • Wabco для прицепов,
  • Wabco тягачи+прицепы,
  • Wabco DI-2,
  • Hino,
  • Nissan UD,
  • Renault Diag NG10 ,
  • DPA 5 Quad-CAN full kit ,
  • DPA 5 Dual-CAN base ,
  • DPA 5 Dual-CAN full kit ,
  • DPA 5 Quad-CAN base ,
  • NOREGON JPro Fleet ,
  • Noregon Jpro DLA+ ,
  • Nexiq PRO-Link IQ
  • Launch X-431 Master,
  • Launch X-431,
  • Launch X-431 GX3,
  • Multiscan,
  • Ultrascan,
  • AXONE 4,
  • TEXA TXТ,
  • AXONE-Smart,
  • OBD Log,
  • G-Scan,
  • Carman scan VG+,
  • Carman scan Lite,
  • Carman scan WI,
  • Carman Scan VCI,
  • Bars 4 Professional,
  • Сканматик,
  • Сканматик 2 USB,
  • Автоас-скан,
  • Аскан ,
  • Автоас-F16,
  • ScanDoc,
  • SMS-diagnostics 2,
  • VAG-Com-Hex-Can-Usb,
  • Uniscan,
  • ДСТ-12,
  • Bosch KTS- 530/540/570,
  • BMW Pasoft 1.40 Carhelp,
  • Scantronic-2,
  • Чип-Тюнинг,
  • Autoboss-V30,
  • Carman Scan AT,
  • Bosch KTS-200,
  • Bosch KTS-340 ,
  • Genisys ,
  • Nemisys ,
  • ETHOS Ru ,
  • SOLUS ,
  • Carman Scan-I ,
  • MaxiDas DS708 ,
  • Magneti Marelli Smart ,
  • Magneti Marelli Vision ,
  • Magneti Marelli Logic ,
  • JBT-CS538D ,
  • JBT-CS538C ,
  • Toyota ALL SCANNER ,
  • ДСТ-14 ,
  • iScan II
  • AXONE 4,
  • Texa Axone-3,
  • AXONE-Smart,
  • Texa Navigator TXT,
  • Texa Axone 2000,
  • Texa Tribox Mobile,
  • OBD Log,
  • Auto-Com,
  • Jaltest,
  • Nexiq USB Link,
  • G-Scan,
  • Bosch KTS Truck ,
  • XTOOL PS2 Truck ,
  • Cummins INLINE 5 ,
  • Launch X-431 Heavy Duty ,
  • JBT-CS638B ,
  • Abritus ,
  • FCAR-F3-D

» Купите новые свечи, и всё пройдет ! «.
» А давайте поменяем местами форсунки, а лучше сразу почистим, может дело в них ?».
» У Вас не тянет машина…это нет компрессии в цилиндрах…снимаем голову и делаем капремонт двигателя )».

Как часто мы слышим такого рода «дельные советы» от разных людей (и не только работников СТО). Не правда ли)? За этим следует длинная череда проб и ошибок, покупка большого количества не нужных запчастей и траты нервов в ожидании, что чудо случиться и Ваш любимый 4-х колёсный друг наконец-то заработает, как надо). Но, за частую, содержимое кошелька приходит в опустошение гораздо раньше и быстрее, чем долгожданная радость от решения технической проблемы.

А к чему этот маленький опус, спросите Вы?
Веть и так всем известно, что диагностика и ремонт авто, сродни медицине, по достоверности и точности на втором месте после такой науки, как философия.). Причина этого трагичного положения тоже известна: Природа не терпит пусты. Так и у нас, людей: если мы сталкиваемся с чем то не известным и доселе не знакомым, мы обязательно придумаем причину, почему так происходит. И не сильно важно, насколько сильно наша фантазия нас увела в сторону. А степень отклонения от истинного курса на решение проблемы прямо пропорциональна «творческим» способностям специалистов( в нашем случае диагностов) воспользоваться своей фантазией вовремя вынесения диагноза.
Вся эта лирика хороша, когда ты профессиональный фотограф и перед тобой стоит сложная задача сделать что то неординарное из обыденной вещи. Но когда стоит задача решить техническую проблему, на первое место выходит грамотное извлечение максимального количества информации из разных информационных источников и её скрупулёзный анализ. И по итогу вынесение диагноза + решение тех проблемы.
В наш век интернета, этой самой «инфы», хоть отбавляй! Но возникает вопрос её достоверности. И это доставляет много головной боли и владельцам авто, у которых возникла неисправность : и работникам сферы услуг(в нашем случае СТО и «частные» умельцы). Профильные форумы, сайты, советы «бывалых» автолюбителей и т.д. Источников информации просто тьма.) Только вот, толи машины с каждым годом все сложнее и хуже делают, толи работники авто индустрии не шибко хотят поспевать развиваться за динамично меняющимися современными технологиями…На лицо факт, что проблемы с грамотной диагностикой и последующим ремонтом все актуальнее.

Не «нырнул» и я б в эту тему, если бы сам лично не столкнулся с такого рода проблемами. Естественно все начиналось как у всех, но набив не один «синяк», начинаешь включать логику, и как говорят следователи-криминалисты, поиск причинно-следственной связи и является той самой ниточкой из клубка, развязав который, можно решить техническую проблему. Только вот методики, которые применяются повсеместно, мягко говоря, уже давно устарели, а эффективность их к диагностированию всё болие усложняющимся автомобильным системам (в нашем случае ДВС) с каждым годом всё уменьшается.

Диагностический компьютер …это первое, что приходит на ум, когда у нас появляются технические проблемы в авто. Но что делать, когда панель «чистенькая», а блок управления ДВС молчит, высвечивая «0» ошибок?
Если что то широко не афишируется, и мы об этом не знаем, в нашем представлении этого вообще не существует в природе. Веть так)? А между прочим, именно в таких ситуациях, в узких кругах специалистов с большой буквы, такого рода проблемы не вызывают удивления. Веть они знают, что есть ещё и другие способы получения ценной информации о состоянии ДВС. А благодаря стараниям товарищей из соседней Украины, создателя осциллоскопа USB AUTOSCOPE IV, Владимира Постоловского и Андрея Шульгина, который написал несколько великолепных скриптов, которые вдохнули новые возможности в сей прибор для поиска неисправностей и комплексного анализа работы ДВС.

Подсаживание на этот наркотик (а именно так я его называю), произошло чисто случайно и было описано в моей пред идущей статье про переборку PEUGEOT 607 V6 3.0. Когда ты годами слышишь одни и те же»байки» про ту или иную тех неисправность и способы ее решения, но нет результата от их применения … И ВДРУГ! ты случайно узнаешь, что существует коренным образом иной метод диагностики, при чем занимающий относительно мало времени и не требующий разборки ДВС, реакция с родни упавшему метеориту) Вот он, тот самый источник дополнительной инфы, которого так не хватает, когда диагностический компьютер молчит, а все классические методики исчерпали себя. Воодушевленный увиденным и подтвердив все результаты анализа скрипта с осциллоскопа реальным улучшение работы моего 3-х литровика, я жёстко подсел на эту тему.

Рассказываю многим про это чудо, машу перед глазами зрителей красивыми цветастыми графиками, демонстрирую реальный достигнутый эффект на моём авто…но в глазах большинства странное уныние и вопрос…)) как это может быть…)? Скепсис и каменная стена прагматизма устрашающе надвигается и вот-вот раздавит) Но как известно, «все новое и прогрессивное тяжело прокладывает себе путь»…и с этой мыслью, я решил заниматься этой темой. Прошло совсем немного времени с момента, когда я начал изучать эту тему, но мысль о покупке прибора всё чаще посещала мою голову. Веть начав перебирать моторы, частенько сталкивался с тем, что приезжают люди после капиталки, а проблема по ДВС не пропадала.

Не сочтите за рекламу, но именно по этой причине, считаю важным донести «в массы» то, о чём пойдет речь ниже. Весть каждый из Нас хочет иметь исправное «сердце » своего железного коня.)

Не буду рассказывать про рекламные характеристики прибора, про то, что он классный и что это панацея от всех бед.) Это всего лишь инструмент, компенсирующий недостаток той самой недостающий информации, без которой сложно грамотно диагностировать ДВС.

Считаю болие полезным описать практические возможности, которые дают скрипты, прописанные для анализа информации, предоставленной прибором. Осциллоскопы — мотор тесторы существовали и рание, но именно написанные срипты под AUTOSCOPE открывают новые возможности по анализу.

CSS

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для проведения комплексной диагностики системы управления и механики двигателя при помощи скрипта CSS.

Px

Режимы отображают график давления в цилиндре без воспламенения вместе с импульсом синхронизации с моментом зажигания и текущее значение УОЗ. Позволяют проверить фазы газораспределения, записать сигналы, необходимые для проведения комплексной диагностики механики двигателя, впускного и выпускного трактов, подсистемы регулировки УОЗ при помощи скрипта Px.

ElPower

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для проведения комплексной диагностики системы пуска двигателя и электропитания автомобиля при помощи скрипта ElPower.

Dx

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для оценки состояния механики двигателя по графику разрежения во впускном коллекторе при прокрутке двигателя стартером

Dx_Run

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для оценки состояния системы газораспределения двигателя по графику пульсаций разрежения во впускном коллекторе двигателя, работающего на холостом ходу.

Hall

Режим предназначен для отображения / записи осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика Холла.(датчик распредвала, коленвала, ABS и т.д)

Ignition

Диагностика систем зажигания по осциллограммам напряжений в первичной / вторичной цепях.

Ignition_Cop
Отображает осциллограмму и параметры высоковольтных импульсов во вторичной цепи индивидуальной катушки зажигания.

Ignition_Parade
Отображает осциллограммы и параметры высоковольтных импульсов во вторичной(ых) цепи(ях) классической или DIS системы зажигания в виде парада цилиндров.

Ignition_Primary
Отображает осциллограмму напряжения первичной цепи катушки зажигания совместно с графиком тока.

Ignition_Raster
Отображает осциллограммы и параметры высоковольтных импульсов во вторичной(ых) цепи(ях) классической или DIS системы зажигания в виде растра.

Injector

Режим предназначен для отображения осциллограммы напряжения и параметров импульсов управления бензиновой форсункой.

Lambda

Отображает осциллограмму напряжения выходного сигнала двухуровневого лямбда-зонда. Одновременно можно проверять четыре датчика.

Lambda_LC-1

Режим предназначен для отображения графика и мгновенного значения состава смеси, получаемого от контроллера широкополосного лямбда-зонда.

MAF

Режим предназначен для записи осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика расхода воздуха.

MAP

Отображает осциллограмму напряжения выходного сигнала датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

Potentiometer

Отображает осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки, педали акселератора.

Thickness_Gauge

Отображает выходной сигнал датчика толщины покраски автомобиля.

t°-R

Отображает осциллограмму напряжения выходного сигнала датчика температуры.

Это в общих чертах.

Первые 2 скрипта SCC и Px дают комплексную информацию о всех основных системах мотора.

В последующих статьях я подробно буду останавливаться на описании каждого из них с реальными примерами машин и результатами их решения.

Продолжение следует.

P.S. Обещанную статью про EP6CDTM решил пока заменить статьёй про AUTOSCOPE IV в силу её большей актуальности.

Содержание

  1. Какой выбрать осциллограф для диагностики авто
  2. USB Autoscope Постоловского
  3. Преимущества
  4. Мотодок 3
  5. Преимущества и недостатки
  6. Диагностика осциллографом автомобиля: как проводить
  7. Проверка датчиков осциллографом
  8. ДПКВ
  9. ДПРВ
  10. ДМРВ
  11. ДПДЗ
  12. Проверка массы двигателя осциллографом
  13. Диагностика катушек зажигания с помощью осциллографа  
  14. Типичные неисправности системы зажигания
  15. Проверка индивидуальных катушек зажигания
  16. Диагностика топливной форсунки осциллографом
  17. Проверка датчика кислорода с применением осциллографа
  18. СкриптCSSАндрея Шульгина
  19. Порядок записи сигнала применительно к осциллографуUSBAutoscope:
  20. Анализ теста Андрея Шульгина
  21. Порядок проведения теста эффективности на осциллографе Мотодок 3
  22. Анализ осциллограммы давления в цилиндре

Найти неисправность стало гораздо проще. Не надо разбирать и подкидывать каждую запчасть, что удешевляет поиск неисправности и экономит время. Автомобильный осциллограф применяется для диагностики двигателя, датчиков электронной системы управления, генератора, стартера, аккумулятора. Нужен при комплексной автомобильной диагностике, дополняет проверку сканером. Позволяет делать дефектовку мотора без вскрытия.

Осциллограф – это прибор, который снимает параметры времени и амплитуды электрического сигнала. При неисправностях автомобиля, также нужны эти характеристики. То есть как изменяется сигналы датчика, катушки, форсунки по времени.

Какой выбрать осциллограф для диагностики авто

Рассмотрим наиболее удобные и информативные приборы.

USB Autoscope Постоловского

На первом месте в рейтинге практиков стоит осциллограф Постоловского USB Autoscope IV. Имеет обширные диагностические функции.

осциллограф Постоловского

Преимущества

  • Профессиональные скрипты от Андрея Шульгина.
  • Удобный интерфейс.
  • Широкий диапазон измерения от 6 до 300 вольт.
  • Обработка скриптов в автоматическом режиме.
  • Информативный скрипт эффективности по цилиндрам CSS, показывающий работу форсунок, системы зажигания.
  • Тест аккумулятора, генератора, стартера. Показывает неисправности в автоматическом режиме. Легкий процесс съема характеристик: достаточно иметь доступ к плюсовой или минусовой клеммам АКБ.
  • Тест давления в цилиндре. Показывает метки системы газораспределения, правильно ли стоят фазы. Выявляет провернутый задающий диск.

Полная документация по работе с прибором. Подробно описаны скрипты, схемы подключения. Есть видео инструкция на сайте производителя. Отзывчивая поддержка.

Мотодок 3

Вторым в списке рейтинга осциллографов для диагностики автомобиля любой марки стоит Мотодок 3. Имеет схожие характеристики.

Преимущества и недостатки

  • Скрипт Андрея Шульгина эффективности цилиндров. Есть некоторые недостатки по синхронизации с некоторыми автомобилями, имеющими слабый сигнал с датчика коленчатого вала. Но это сглаживается удобством и быстрой работой.
  • Подключения на любое расстояние по кабелю RJ 45.
  • Качество картинки при диагностике, что не маловажно при работе.
  • Подробная документация на сайте производителя.

Для примера приведены только два осциллографа для диагностики авто. Существуют и другие приборы: отличаются ценой, производителем, но принцип измерения одинаков. Самое главное иметь опыт в чтении осциллограмм к каждой марке автомобиля.

Диагностика осциллографом автомобиля: как проводить

Пользоваться осциллографом не составляет особых трудностей у диагностов. Методика подробно описана в инструкциях к прибору. Главное знать места подключения к датчику положения коленчатого вала для проведения скрипта Шульгина по эффективности цилиндров. Для различных марок автомобилей ДПКВ может находится возле задающего диска или маховика.

Проверка датчиков осциллографом

ДПКВ

Датчик положения коленчатого вала. Нужен для синхронизации искры и форсунок по такту сжатия. Сигнал имеет синусоидальную форму с разрывом. Форма сигнала с одинаковой амплитудой. Если есть отклонения, значит задающий диск имеет не равномерность вращения или люфт.

сигнал датчика положения коленвала

Исправный ДПКВ

Методика измерения

  1. Подключаем измерительный щуп к сигнальному проводу осциллографа.
  2. Ставим диапазон измерения до 300-500 вольт.
  3. Нажимаем кнопку пуск и снимаем сигнал.

ДПРВ

Датчик положения распределительного вала. Имеет прямоугольную форму сигнала амплитудой 12,3 – 12,7 вольта. Полезно снимать одновременно сигналы ДПКВ и ДПРВ для определения фазы впрыска и смещения распределительных валов относительно друг друга. Но как правило этот параметр проверки ДВС есть на сканере.

сигнал датчиков положения коленвала и распредвала

Нижний фронт сигнала ДПРВ совпадает с разрывом зубьев на задающем диске, что говорит о правильной фазе впрыска.

ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха применяется на бензиновых двигателях для измерения объема прошедшего воздуха. Основной параметр для диагностики — это его АЦП равное 0,996 вольт при включенном зажигании. При углубленной диагностике ДМРВ, нужно померить время релаксации – период, за который, датчик выходит в нулевое положение.

сигнал исправного дмрв

Исправный ДМРВ. Нулевое напряжения равно 0,996 вольт и скорость выхода на рабочий диапазон 0,5 мс.

Ниже представлена осциллограмма неисправного ДМРВ. Время перехода 20 мс, а напряжение при нулевом объеме воздуха 1,130 вольт. Авто с таким датчиком будет расходовать много топлива и терять мощность.

сигнал неисправного дмрв

Неисправный дмрв

Немаловажно проверить пик выхода датчика на максимальный уровень напряжения. Для этого нужно снять сигнал с ДМРВ на заведенном ДВС, при резко нажатой педали газа. Чем больше показания к 5 вольтам, тем датчик имеет большую отдачу и авто будет эластичнее.

сигнал дмрв на заведенном моторе

Сигнал напряжения ДМРВ под нагрузкой

Работа с автомобильным осциллографом не страшна для начинающих диагностов.  Нужно тщательно изучить инструкцию по работе с прибором и применять на практике. Чем больше опыт подключения к конкретной марке, тем быстрее и точнее поиск неисправностей.

ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки. Проверить легче всего сканером. Но при плавающей неисправности, когда автомобиль едет рывками, нужно проверить сигнал осциллографом. Подключаем сигнальный провод щупа к выходу ДПДЗ и снимаем сигнал открывая дроссель. Не должно быть резких скачков.

сигнал исправного дпдз

Исправный датчик положения дроссельной заслонки
сигнал неисправного дпдз
Неисправный датчик положения дроссельной заслонки

Проверка массы двигателя осциллографом

Плохую массу двигателя можно проверить измерительным щупом осциллографа. Минус щупа соединяется с минусовой клеммой АКБ, а сигнальный с двигателем или кузовом. Значительные помехи говорят о плохой массе.

проверка массы осциллографом

Хорошая масса

Диагностика катушек зажигания с помощью осциллографа  

Проверка системы зажигания возможна только по анализу сигнала вторичной или первичной цепи. Самодиагностика двигателя автомобиля способна только косвенно определить дефекты в высоковольтной части. Может выдать ошибку по пропускам зажигания. Коды неисправностей пропусков дают общую картину работы цилиндра. Они могут возникнуть как от неисправной катушки, свечи, высоковольтного провода, форсунки, низкой компрессии, подсоса воздуха. Для точного определения неисправной катушки зажигания нужна проверка осциллографом.

Ниже приведен пример типичного сигнала высоковольтного пробоя, по которому можно судить о работоспособности всей высоковольтной системы автомобиля. Любой дефектный элемент: катушка, провод, свеча проявится на этой осциллограмме.

сигнал высоковольтного пробоя

Типичные неисправности системы зажигания

неисправная катушка зажигания

Межвитковое замыкание в первичной цепи катушки
пробой вв провода
Пробой высоковольтного провода
сигнал свечи в саже
Свеча в саже
сигнал с большим временем накопления
Слишком большое время накопления катушки. Дефект в электронном блоке управления двигателем.

Проверка индивидуальных катушек зажигания

Для диагностики индивидуальных катушек зажигания очень удобно использовать осциллограф АВТОАС-ЭКСПРЕСС М. Удобство заключается в его компактности и легкости подключения. Достаточно загрузить программу и приложить индуктивный или емкостной датчик прибора к самой катушке. Получаем осциллограмму как показано выше.

Диагностика топливной форсунки осциллографом

Форсунка бензинового двигателя состоит из запорного клапана, электромагнитный катушки. Соответственно движение этого клапана возможно проверить осциллографом.

сигнал исправной форсунки

Исправная форсунка
сигнал неисправной форсунки
Неисправная форсунка

Диагностика форсунок с помощью осциллографа требуется в случае тщательного поиска неисправности. В большинстве случаев достаточно сделать тест Андрея Шульгина на эффективность работы цилиндров.

Проверка датчика кислорода с применением осциллографа

Лямбда зонд служит для точного дозирования топливо – воздушной смеси и снижения уровня токсичности отработавших газов. Работает по принципу гальванического элемента. Вырабатывает напряжение в зависимости от присутствия свободного кислорода во внутренней и внешней ячейке датчика. Напряжение варьируется от 0,1 – 0,9 вольт, что соответствует бедной и богатой смеси.

Проверить работу датчика можно

  • Сканером
  • Осциллографом

Первый вариант быстрый и достаточный для оценки общей работы. Второй же вариант диагностики датчика кислорода более точный и позволяет оценить скорость сработки лямбда зонда в режиме обратной связи.

осциллограмма датчика кислорода

Неисправный датчик кислорода. Скорость реакции медленная
сигнал неработающего датчика кислорода
Датчик кислорода полностью неисправен

Скрипт CSS Андрея Шульгина

Вот мы и добрались до самой сути диагностики автомобильных двигателей. Для диагностов любой марки это самый информативный скрипт. Он показывает работу форсунок, искры и компрессии за одну проверку. Для проведения этого теста достаточно снять сигнал с датчика положения коленвала и синхронизацию с искры первого цилиндра. Сложность может заключаться в подключении к ДПКВ некоторых марок, но это сглаживается информацией, которую дает скрипт.

Порядок записи сигнала применительно к осциллографу USB Autoscope:

  1. Подключиться параллельно сигнальным щупом осциллографа к выходу ДПКВ
  2. Если установлена система зажигания DIS поставить щуп синхронизации на первый цилиндр, индивидуальная катушка — воспользоваться индуктивным датчиком.
  3. Запустить двигатель и дать работать на холостом ходу.
  4. Активировать скрипт CSS
  5. Через 5-10 секунд плавно поднять обороты до 3000 и опустить.
  6. Спустя 5-10 секунд резко поднять обороты и выключить искру оставив педаль газа полностью нажатой.
  7. Остановить скрипт.

Анализ теста Андрея Шульгина

  1. Нажать кнопку «Выполнить скрипт»
  2. Задать входную информацию для анализа: количество и порядок работы цилиндров, угол опережения зажигания с погрешностью ±10°.
  3. Анализируем полученную картинку.

тест шульгина

График скрипта CSS
  • Холостой ход — снижена эффективность 3 цилиндра.8.
  • Низкая компрессия в 3 цилиндре.

Таким образом, за 5 минут можно найти причину «троящего» двигателя, не откручивая свечи и не замеряя компрессию.

Порядок проведения теста эффективности на осциллографе Мотодок 3

Порядок снятия скрипта аналогичный USB Autoscope:

Анализ осциллограммы давления в цилиндре

Для снятия характеристики газодинамических процессов в цилиндре в комплекте с Мотортестером прилагается датчик давления на 16 атм. Двигатель должен быть прогрет до температуры 80-90 °C

Порядок проведения теста:

  1. Датчик давления вкрутить вместо свечи. Высоковольтный провод проверяемого цилиндра соединить с разрядником и подключить к нему датчик синхронизации первого цилиндра.
  2. Выключить форсунку в проверяемом цилиндре.
  3. Запустить прибор.
  4. Завезти двигатель и дать работать на холостых оборотах.
  5. Получить осциллограмму давления синхронизированную по ВМТ 0°C, как показано ниже.

осциллограмма давления в цилиндре

Выпускной клапан открывается на 160° — метка смещена

Важно проанализировать две точки на осциллограмме:

  1. Момент открытия выпускного клапана. На моторах без фазовращателей значение 140-145°, с фазовращателями порядка 160°.
  2. Момент перекрытия, когда выпускной и впускной клапана открыты одновременно. Должен быть 360-360°.

При отклонениях от этих значений, можно говорить о смещении фаз газораспределения.

Все вышеприведенные методы работы с мотор тестером можно делать в различной последовательности. Все зависит от конкретного случая. Где-то достаточно провести тест Шульгина или снять характеристику давления в цилиндре. Главное найти неисправность меньшими потерями для владельца автомобиля.

USB Autoscope IV — USB Осциллограф Постоловского

Автомобильный цифровой осциллограф USB AUTOSCOPE-4 IV USB Autoscope IV - USB Осциллограф Постоловского

Руководство по эксплуатации USB Autoscope-4 IV

USB Autoscope IV USB Осциллограф Постоловского (полная комплектация) успешно работает в режимах аналогового осциллографа и цифрового анализатора. Предназначен для диагностики неисправностей электронных систем и исполнительных механизмов двигателей автомобилей. Повышению безопасности работы прибора служит гальваническая развязка измерительных цепей и шины USB.

Преимущества осциллоскопа по сравнению с USB Autoscope III : встроенные адаптер зажигания и блок питания 12В, оптимизированное качество разъемов и кабелей.

USB Autoscope IV USB Осциллограф Постоловского (полная комплектация) цифровой осциллоскоп. Служит для диагностики неисправностей электронных систем автомобилей и тестирования исполнительных механизмов бензиновых и дизельных двигателей. Прибор обеспечивает универсальную применяемость по автомобильным маркам. Оснащается гальванической развязкой измерительных цепей и шины USB.

Преимущества осциллоскопа по сравнению с USB Autoscope III

Интегрированный адаптер зажигания
Встроенный блок питания 12В
Повышение качества разъемов и кабелей

Режимы работы прибора

Аналоговый осциллограф
Цифровой анализатор
Диагностика системы зажигания
График разрежения
Диагностика системы газораспределения
Установка угла опережения зажигания
Определение временных параметров сигнала
Измерение относительного расхода топлива
Автоматический анализ осциллограмм

Количество аналоговых входов 8
Количество каналов осциллографа 1, 2, 4, 8 (по выбору).
Разрешение АЦП 12 бит
Диапазон измеряемого напряжения ±6 / 30 V — 1-4й аналоговые входа;

±60 / 300 V — 5-6й аналоговый вход,

1-4й аналоговые входа при использовании внешних входных делителей напряжения 1:10;

±6 V — 7-8й аналоговые входа.

Максимальная частота оцифровки на канал в 1-но канальном режиме — 12,5 MHz;

в 2-х канальном режиме — 5,0 MHz;

в 4-х канальном режиме — 2,5 MHz;

в 8-ми канальном режиме — 1,25 MHz.

Режим оцифровки Непрерывный поток
Входное сопротивление 1 MΩ
Дополнительные возможности Свободное переключение входных каналов

(возможность подключения канала

осциллографа к любому из физических входов

«налету»)

Режим цифрового анализатора

Количество входов цифрового анализатора 9
Диапазон входного напряжения для цифрового анализатора 0…5,5V
Режимы 2-х, 4-х, 8-и канальный анализатор
Максимальная частота оцифровки на канал в 2-х канальном режиме — 100 MHz;

в 4-х канальном режиме — 50 MHz;

в 8-ми канальном режиме — 25 MHz.

Входное сопротивление 10 k?.

> 1 M? при напряжениях (0…5 V);

510 ? при выходе за диапазон

Максимальный обеспечиваемый со стороны устройства поток данных 25MB/s
Ток потребления рабочий режим: не более 350mA

режим ожидания: не более 60mA

Прибор обеспечивает непрерывный режим оцифровки и передачи данных в компьютер. USB Autoscope IV работает под управлением программы USB Осциллограф.

Параметры ПО USB Осциллограф

Основные возможности режим отображения + запись + измерения в реальном масштабе времени одновременно
Количество каналов аналогового осциллографа по выбору 1, 2, 4, (8)
Параметры развертки для режима аналогового осциллографа 1-но канальный режим — 2 μS / Div. — 1 S / Div.;

2-х канальный режим — 5 μS / Div. — 1 S / Div.;

4-х канальный режим — 10 μS / Div. — 1 S / Div.;

8-ми канальный режим — 20 μS / Div. — 1 S / Div. с шагом 1-2-5.

Параметры развёртки для режима цифрового анализатора 2-х канальный режим — 0,2 μS / Div. — 0,2 S / Div.;

4-х канальный режим — 0,5 μS / Div. — 0,5 S / Div.;

8-ми канальный режим — 1 μS / Div. — 1 S / Div. с шагом 1-2-5.

Параметры детализации по напряжению

(только для режима аналогового осциллографа)

для диапазона входных напряжений ± 6 / 30 V

— 50 mV / Div. — 5 V / Div.;

для диапазона входных напряжений ± 60 / 300 V

— 0,5 V / Div. — 50 V / Div.;

при использовании ёмкостного датчика

— 500 V / Div. — 50 kV / Div.

Синхронизация в режиме аналогового осциллографа по любому каналу, фронт, уровень, порог по уровню, порог по времени
Количество каналов цифрового анализатора по выбору 2, 4, 8
Параметры развертки для режима цифрового анализатора 2-х канальный режим

0,2мкс/дел. — 0,2с/дел.;

4-х канальный режим

0,5мкс/дел. — 0,5с/дел.;

8-ми канальный режим

1мкс/дел. — 1с/дел.

с шагом 1-2-5

Синхронизация в режиме цифрового анализатора по любому каналу, фронт
Минимальное время записи

(при условии наличия свободного дискового пространства)

режим аналогового осциллографа:

1-но канальный режим (12,5MHz)

— 170 сек;

2-х и 4-х канальный режим (10MHz)

— 240 сек;

режим цифрового анализатора

— 85 сек.

С уменьшением частоты дискретизации время записи увеличивается в пропорциональное количество раз

Максимальный размер файла режим аналогового осциллографа

— 3GB;

режим цифрового анализатора

— 2GB

Измерительный инструментарий max / min / среднее напряжение, разность напряжений, время, частота, скважность и фаза сигнала
Выходные форматы бинарный файл,

графический файл в формате *.jpg,

получение жёсткой копии осциллограммы при помощи печати

Дополнительные возможности Поддержка внешних встраиваемых программных модулей PlugIn для выполнения специфических тестов. Возможность создания пользовательских настроек для часто используемых режимов.

Функция отображения значения измеряемой физической величины.

С целью автоматизации анализа осциллограмм, встроена функция выполнения программой анализа осциллограмм по внешнему алгоритму, записанному в файлах скриптов анализатора. Возможность компрессии / декомпрессии «налету» при сохранении / чтении файла. Простейшие функции редактирования бинарного файла

Дополнительные возможности ПО USB Осциллограф

Мониторинг измерение и запись оцифрованного сигнала одновременно.
Полное или частичное сохранение фрагмента сигнала в виде бинарного или графического файла или распечатан на принтер через встроенный USB разъем.
Добавления временных маркеров с комментариями.
Для автоматического анализа сигнала предусмотрена поддержка скриптов пользователя на базе VBScript или Jscript.
Пользовательский скрипт может маркировать осциллограмму, формировать текстовые или графические отчеты по результатам анализа.
Встроенные скрипты для анализа сигналов по RS232, PS/2, I2C, SPI спецификациям.
Конструктор скрипта для анализа сигналов.

Процессор Pentium IV 2GHz
Оперативная память 1GB
Жёсткий диск 10GB свободного дискового пространства, режим обмена не ниже UDMA 100
Оптический привод CD-ROM для инсталляции программного обеспечения
Интерфейс USB 2.0 HI-SPEED
Видео карта AGP или PCI Express
Монитор SVGA
Операционная система Windows XP, Vista, 7, 8
Дополнительные требования Корпус компьютера целесообразно обеспечить заземлением либо применять ноутбук с электропитанием преимущественно от аккумуляторной батареи при отключенном сетевом адаптере. Обязательно применение режима DMA для стабилизации дисковой подсистемы компьютера.

Технические характеристики

Тестовое напряжение изоляции 3 kV в течение 1 минуты.
Ёмкость изоляции не выше 70 pF.
Сопротивление изоляции не менее 10 GΩ

Комплектация

  1. USB Autoscope — 1шт.
  2. Кабель питания — 1шт.
  3. USB 2.0 A/B кабель — 1шт.
  4. CD с программным обеспечением и документацией — 1шт.
  5. Dx (-0.85…+0.15Bar) датчик разряжения + соединительный кабель — 1шт.
  6. Sync датчик первого цилиндра для синхронизации по первому цилиндра — 1шт.
  7. DIS Cx 6 комплект ёмкостных датчиков для диагностики DIS систем зажигания — 1шт.
  8. Cx-M универсальный накладной ёмкостной датчик — 1шт.
  9. Lx-M универсальный накладной индуктивный датчик — 1шт.
  10. Px (-0,85…+6Bar) датчик давления в цилиндре — 1шт.
  11. Универсальный кабель — 4шт.
  12. Измерительный адаптер — 4шт.
  13. Подставка-держатель прибора — 1шт.
  14. PxLonger удлинитель для датчика давления в цилиндре — 1шт.
  15. Spark Gap высоковольтный искровой разрядник — 1шт.
  16. Пробник-игла — 4шт.
  17. Пробник-зажим прокалыватель — 4шт.
  18. Пробник-зажим «крокодил» — 4шт.
  19. Провод-удлинитель — 4шт.
  20. Картонная коробка — 1шт.

Заявку на приобретение оборудования Вы можете заказать по тел. +7 926 000 00 00

E-mail: Scaner-Pro@ya.ru

  • Star Diagnosis Compact4 SDconnect,
  • Star Diagnosis D3,
  • Star Diagnosis Carhelp (com+usb),
  • BMW GT1,
  • BMW GT1 Carhelp,
  • BMW OPS,
  • BMW OPPS,
  • BMW ICOM,
  • BMW ISIS,
  • BMW ISID+ISSS+ISIS,
  • VAS 5051B,
  • VAS 5052,
  • VAS 5052A,
  • VAS 5054A,
  • Porsche Piwis Tester,
  • Porsche Piwis Testеr II,
  • Ford IDS VCM,
  • T4 Land Rover Mobile Plus,
  • Volvo Vida Dice,
  • GM MDI,
  • Tech 2,
  • Toyota Tis Techstream,
  • Honda GNA-600,
  • Nissan Consult 3,
  • MUT 3,
  • Subaru Select Monitor III,
  • Intelligent Tester II,
  • Suzuki SDT,
  • Renault CAN Clip,
  • PSA XS Evolution,
  • Lexia-3,
  • StarScan,
  • Scan-100,
  • Hi-Scan Pro,
  • G-Scan,
  • Ferrari Maserati SD4 ,
  • DURAMETRIC ,
  • TwinB BMW Gt1 PRO+MB Star C4 ,
  • TWINB II MINI OPS + MB Star c4 ,
  • TWINB IS GT1+MINI OPS ,
  • BMW Mini OPS ,
  • BMW inpa 5.0 ,
  • Volvo ALL SCANNER ,
  • MB C4 ,
  • MB CarSoft 7.4
  • MAN CATs II,
  • MAN T200,
  • MAN Cardaq,
  • Volvo Vcads(неоригинал),
  • Volvo VCADs Interface 88890020,
  • DAF VCI-560,
  • Scania VCI 1,
  • Scania VCI 2,
  • Iveco EASY,
  • Renault Diag NG3,
  • Nexiq USB Link,
  • TruckHelp,
  • MB Star Diagnosis,
  • Isuzu IDSS,
  • Tech 2 Isuzu,
  • АВТОАС-КАРГО,
  • Mscan EDC-24 (КАМАЗ и др.),
  • ДК-5,
  • ДК 2.03 (МАЗ и др.),
  • АКМ LITE,
  • АСКАН-10.230,
  • ZF Testman,
  • Knorr-Bremse,
  • Wabco для тягачей,
  • Wabco для автобусов,
  • Wabco для прицепов,
  • Wabco тягачи+прицепы,
  • Wabco DI-2,
  • Hino,
  • Nissan UD,
  • Renault Diag NG10 ,
  • DPA 5 Quad-CAN full kit ,
  • DPA 5 Dual-CAN base ,
  • DPA 5 Dual-CAN full kit ,
  • DPA 5 Quad-CAN base ,
  • NOREGON JPro Fleet ,
  • Noregon Jpro DLA+ ,
  • Nexiq PRO-Link IQ
  • Launch X-431 Master,
  • Launch X-431,
  • Launch X-431 GX3,
  • Multiscan,
  • Ultrascan,
  • AXONE 4,
  • TEXA TXТ,
  • AXONE-Smart,
  • OBD Log,
  • G-Scan,
  • Carman scan VG+,
  • Carman scan Lite,
  • Carman scan WI,
  • Carman Scan VCI,
  • Bars 4 Professional,
  • Сканматик,
  • Сканматик 2 USB,
  • Автоас-скан,
  • Аскан ,
  • Автоас-F16,
  • ScanDoc,
  • SMS-diagnostics 2,
  • VAG-Com-Hex-Can-Usb,
  • Uniscan,
  • ДСТ-12,
  • Bosch KTS- 530/540/570,
  • BMW Pasoft 1.40 Carhelp,
  • Scantronic-2,
  • Чип-Тюнинг,
  • Autoboss-V30,
  • Carman Scan AT,
  • Bosch KTS-200,
  • Bosch KTS-340 ,
  • Genisys ,
  • Nemisys ,
  • ETHOS Ru ,
  • SOLUS ,
  • Carman Scan-I ,
  • MaxiDas DS708 ,
  • Magneti Marelli Smart ,
  • Magneti Marelli Vision ,
  • Magneti Marelli Logic ,
  • JBT-CS538D ,
  • JBT-CS538C ,
  • Toyota ALL SCANNER ,
  • ДСТ-14 ,
  • iScan II
  • AXONE 4,
  • Texa Axone-3,
  • AXONE-Smart,
  • Texa Navigator TXT,
  • Texa Axone 2000,
  • Texa Tribox Mobile,
  • OBD Log,
  • Auto-Com,
  • Jaltest,
  • Nexiq USB Link,
  • G-Scan,
  • Bosch KTS Truck ,
  • XTOOL PS2 Truck ,
  • Cummins INLINE 5 ,
  • Launch X-431 Heavy Duty ,
  • JBT-CS638B ,
  • Abritus ,
  • FCAR-F3-D

» Купите новые свечи, и всё пройдет ! «.
» А давайте поменяем местами форсунки, а лучше сразу почистим, может дело в них ?».
» У Вас не тянет машина…это нет компрессии в цилиндрах…снимаем голову и делаем капремонт двигателя )».

Как часто мы слышим такого рода «дельные советы» от разных людей (и не только работников СТО). Не правда ли)? За этим следует длинная череда проб и ошибок, покупка большого количества не нужных запчастей и траты нервов в ожидании, что чудо случиться и Ваш любимый 4-х колёсный друг наконец-то заработает, как надо). Но, за частую, содержимое кошелька приходит в опустошение гораздо раньше и быстрее, чем долгожданная радость от решения технической проблемы.

А к чему этот маленький опус, спросите Вы?
Веть и так всем известно, что диагностика и ремонт авто, сродни медицине, по достоверности и точности на втором месте после такой науки, как философия.). Причина этого трагичного положения тоже известна: Природа не терпит пусты. Так и у нас, людей: если мы сталкиваемся с чем то не известным и доселе не знакомым, мы обязательно придумаем причину, почему так происходит. И не сильно важно, насколько сильно наша фантазия нас увела в сторону. А степень отклонения от истинного курса на решение проблемы прямо пропорциональна «творческим» способностям специалистов( в нашем случае диагностов) воспользоваться своей фантазией вовремя вынесения диагноза.
Вся эта лирика хороша, когда ты профессиональный фотограф и перед тобой стоит сложная задача сделать что то неординарное из обыденной вещи. Но когда стоит задача решить техническую проблему, на первое место выходит грамотное извлечение максимального количества информации из разных информационных источников и её скрупулёзный анализ. И по итогу вынесение диагноза + решение тех проблемы.
В наш век интернета, этой самой «инфы», хоть отбавляй! Но возникает вопрос её достоверности. И это доставляет много головной боли и владельцам авто, у которых возникла неисправность : и работникам сферы услуг(в нашем случае СТО и «частные» умельцы). Профильные форумы, сайты, советы «бывалых» автолюбителей и т.д. Источников информации просто тьма.) Только вот, толи машины с каждым годом все сложнее и хуже делают, толи работники авто индустрии не шибко хотят поспевать развиваться за динамично меняющимися современными технологиями…На лицо факт, что проблемы с грамотной диагностикой и последующим ремонтом все актуальнее.

Не «нырнул» и я б в эту тему, если бы сам лично не столкнулся с такого рода проблемами. Естественно все начиналось как у всех, но набив не один «синяк», начинаешь включать логику, и как говорят следователи-криминалисты, поиск причинно-следственной связи и является той самой ниточкой из клубка, развязав который, можно решить техническую проблему. Только вот методики, которые применяются повсеместно, мягко говоря, уже давно устарели, а эффективность их к диагностированию всё болие усложняющимся автомобильным системам (в нашем случае ДВС) с каждым годом всё уменьшается.

Диагностический компьютер …это первое, что приходит на ум, когда у нас появляются технические проблемы в авто. Но что делать, когда панель «чистенькая», а блок управления ДВС молчит, высвечивая «0» ошибок?
Если что то широко не афишируется, и мы об этом не знаем, в нашем представлении этого вообще не существует в природе. Веть так)? А между прочим, именно в таких ситуациях, в узких кругах специалистов с большой буквы, такого рода проблемы не вызывают удивления. Веть они знают, что есть ещё и другие способы получения ценной информации о состоянии ДВС. А благодаря стараниям товарищей из соседней Украины, создателя осциллоскопа USB AUTOSCOPE IV, Владимира Постоловского и Андрея Шульгина, который написал несколько великолепных скриптов, которые вдохнули новые возможности в сей прибор для поиска неисправностей и комплексного анализа работы ДВС.

Подсаживание на этот наркотик (а именно так я его называю), произошло чисто случайно и было описано в моей пред идущей статье про переборку PEUGEOT 607 V6 3.0. Когда ты годами слышишь одни и те же»байки» про ту или иную тех неисправность и способы ее решения, но нет результата от их применения … И ВДРУГ! ты случайно узнаешь, что существует коренным образом иной метод диагностики, при чем занимающий относительно мало времени и не требующий разборки ДВС, реакция с родни упавшему метеориту) Вот он, тот самый источник дополнительной инфы, которого так не хватает, когда диагностический компьютер молчит, а все классические методики исчерпали себя. Воодушевленный увиденным и подтвердив все результаты анализа скрипта с осциллоскопа реальным улучшение работы моего 3-х литровика, я жёстко подсел на эту тему.

Рассказываю многим про это чудо, машу перед глазами зрителей красивыми цветастыми графиками, демонстрирую реальный достигнутый эффект на моём авто…но в глазах большинства странное уныние и вопрос…)) как это может быть…)? Скепсис и каменная стена прагматизма устрашающе надвигается и вот-вот раздавит) Но как известно, «все новое и прогрессивное тяжело прокладывает себе путь»…и с этой мыслью, я решил заниматься этой темой. Прошло совсем немного времени с момента, когда я начал изучать эту тему, но мысль о покупке прибора всё чаще посещала мою голову. Веть начав перебирать моторы, частенько сталкивался с тем, что приезжают люди после капиталки, а проблема по ДВС не пропадала.

Не сочтите за рекламу, но именно по этой причине, считаю важным донести «в массы» то, о чём пойдет речь ниже. Весть каждый из Нас хочет иметь исправное «сердце » своего железного коня.)

Не буду рассказывать про рекламные характеристики прибора, про то, что он классный и что это панацея от всех бед.) Это всего лишь инструмент, компенсирующий недостаток той самой недостающий информации, без которой сложно грамотно диагностировать ДВС.

Считаю болие полезным описать практические возможности, которые дают скрипты, прописанные для анализа информации, предоставленной прибором. Осциллоскопы — мотор тесторы существовали и рание, но именно написанные срипты под AUTOSCOPE открывают новые возможности по анализу.

CSS

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для проведения комплексной диагностики системы управления и механики двигателя при помощи скрипта CSS.

Px

Режимы отображают график давления в цилиндре без воспламенения вместе с импульсом синхронизации с моментом зажигания и текущее значение УОЗ. Позволяют проверить фазы газораспределения, записать сигналы, необходимые для проведения комплексной диагностики механики двигателя, впускного и выпускного трактов, подсистемы регулировки УОЗ при помощи скрипта Px.

ElPower

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для проведения комплексной диагностики системы пуска двигателя и электропитания автомобиля при помощи скрипта ElPower.

Dx

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для оценки состояния механики двигателя по графику разрежения во впускном коллекторе при прокрутке двигателя стартером

Dx_Run

Режим предназначен для записи сигналов, необходимых для оценки состояния системы газораспределения двигателя по графику пульсаций разрежения во впускном коллекторе двигателя, работающего на холостом ходу.

Hall

Режим предназначен для отображения / записи осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика Холла.(датчик распредвала, коленвала, ABS и т.д)

Ignition

Диагностика систем зажигания по осциллограммам напряжений в первичной / вторичной цепях.

Ignition_Cop
Отображает осциллограмму и параметры высоковольтных импульсов во вторичной цепи индивидуальной катушки зажигания.

Ignition_Parade
Отображает осциллограммы и параметры высоковольтных импульсов во вторичной(ых) цепи(ях) классической или DIS системы зажигания в виде парада цилиндров.

Ignition_Primary
Отображает осциллограмму напряжения первичной цепи катушки зажигания совместно с графиком тока.

Ignition_Raster
Отображает осциллограммы и параметры высоковольтных импульсов во вторичной(ых) цепи(ях) классической или DIS системы зажигания в виде растра.

Injector

Режим предназначен для отображения осциллограммы напряжения и параметров импульсов управления бензиновой форсункой.

Lambda

Отображает осциллограмму напряжения выходного сигнала двухуровневого лямбда-зонда. Одновременно можно проверять четыре датчика.

Lambda_LC-1

Режим предназначен для отображения графика и мгновенного значения состава смеси, получаемого от контроллера широкополосного лямбда-зонда.

MAF

Режим предназначен для записи осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика расхода воздуха.

MAP

Отображает осциллограмму напряжения выходного сигнала датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

Potentiometer

Отображает осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки, педали акселератора.

Thickness_Gauge

Отображает выходной сигнал датчика толщины покраски автомобиля.

t°-R

Отображает осциллограмму напряжения выходного сигнала датчика температуры.

Это в общих чертах.

Первые 2 скрипта SCC и Px дают комплексную информацию о всех основных системах мотора.

В последующих статьях я подробно буду останавливаться на описании каждого из них с реальными примерами машин и результатами их решения.

Продолжение следует.

P.S. Обещанную статью про EP6CDTM решил пока заменить статьёй про AUTOSCOPE IV в силу её большей актуальности.

Содержание

  1. Диагностика двигателя осциллографом постоловского
  2. Автомобильный осциллограф: понятие и принципы работы
  3. Какой выбрать осциллограф для диагностики авто
  4. USB Autoscope Постоловского
  5. Преимущества
  6. Мотодок 3
  7. Преимущества и недостатки
  8. Диагностика осциллографом автомобиля: как проводить
  9. Проверка датчиков осциллографом
  10. Проверка массы двигателя осциллографом
  11. Диагностика катушек зажигания с помощью осциллографа
  12. Типичные неисправности системы зажигания
  13. Проверка индивидуальных катушек зажигания
  14. Диагностика топливной форсунки осциллографом
  15. Проверка датчика кислорода с применением осциллографа
  16. Скрипт CSS Андрея Шульгина
  17. Порядок записи сигнала применительно к осциллографу USB Autoscope:
  18. Анализ теста Андрея Шульгина
  19. Порядок проведения теста эффективности на осциллографе Мотодок 3
  20. Анализ осциллограммы давления в цилиндре

Диагностика двигателя осциллографом постоловского

ЧАСТЬ III. Диагностика внешними датчиками из состава Мотор-Тестера.

Датчик давления

Этот датчик позволяет быстро определить правильную установку ремня ГРМ, исправность катализатора, разрушение шкива коленвала и/или его смещение.

Эталон давления в цилиндрах

Цепь перескочила
на 2 зуба Эталон ВМТ и ДПКВ Провернут шкив КВ Эталон.
Прокрутка стартером

Датчик разрежения

Наполнение по цилиндрам можно отследить с помощью датчика разряжения. Любые отклонения будут говорить о неправильной установке фаз ГРМ, неисправности системы впуска, включая распредвал и клапана.

Инфракрасный датчик температуры

Инфракрасный датчик температуры позволяет измерить температуру в любой точке моторного отсека. Например,
можно быстро определить исправность термостата измерив его температуру в двух точках.

На рисунке – эталонная осциллограмма.

Датчик FL (First Look)

Этот датчик используется в диагностике для быстрого поиска неисправности механической части двигателя. Датчик устанавливается на срез выпускной трубы глушителя. По пульсации давления в выпускной системе анализируется качество, равномерность работы цилиндров двигателя, локализуется неэффективный или неисправный цилиндр, определяется качество смеси (бедная или богатая). Например, если двигатель трясется, а диагностика при этом показывает отличный результат, значит двигатель исправен. Обычно в таких случаях разрушены опоры двигателя.

Неисправен
гидрокомпенсатор
Не работает 3 ‑я свеча Не работает форсунка
3 ‑го цилиндра
Прокрутка стартером

Токовый датчик.

Определить ток отдачи генератора, утечки в электрооборудовании, исправность стартера можно с помощью токовых датчиков, входящих в комплект мотор-тестера.

Эталон тока стартера. Неисп. стартера КЗ в электрооборудовании Ток потребления вентилятора охлаждения ВАЗ 2108 – 15
Ток потребления вент. охлаждения Шевроле-Нива Ток потребления вент. охлаждения Нива 21214 Эталон тахометра
840 об/мин
Эталон тахометра
2500 об/мин

Баланс цилиндров.

Неисправность
1 цилиндра

Баланс цилиндров дает возможность проверить механическую часть двигателя и выявить неисправный или неэффективно работающий цилиндр. Мотор – тестер по очереди отключает цилиндры. Наиболее низкое падение оборотов означает, что данный цилиндр вносит наименьший вклад в работу двигателя, а значит в нем есть неисправность, например, в цилиндро – поршневой группе.

Автомобильный осциллограф: понятие и принципы работы

Найти неисправность стало гораздо проще. Не надо разбирать и подкидывать каждую запчасть, что удешевляет поиск неисправности и экономит время. Автомобильный осциллограф применяется для диагностики двигателя, датчиков электронной системы управления, генератора, стартера, аккумулятора. Нужен при комплексной автомобильной диагностике, дополняет проверку сканером. Позволяет делать дефектовку мотора без вскрытия.

Осциллограф – это прибор, который снимает параметры времени и амплитуды электрического сигнала. При неисправностях автомобиля, также нужны эти характеристики. То есть как изменяется сигналы датчика, катушки, форсунки по времени.

Какой выбрать осциллограф для диагностики авто

Рассмотрим наиболее удобные и информативные приборы.

USB Autoscope Постоловского

На первом месте в рейтинге практиков стоит осциллограф Постоловского USB Autoscope IV. Имеет обширные диагностические функции.

Преимущества

  • Профессиональные скрипты от Андрея Шульгина.
  • Удобный интерфейс.
  • Широкий диапазон измерения от 6 до 300 вольт.
  • Обработка скриптов в автоматическом режиме.
  • Информативный скрипт эффективности по цилиндрам CSS, показывающий работу форсунок, системы зажигания.
  • Тест аккумулятора, генератора, стартера. Показывает неисправности в автоматическом режиме. Легкий процесс съема характеристик: достаточно иметь доступ к плюсовой или минусовой клеммам АКБ.
  • Тест давления в цилиндре. Показывает метки системы газораспределения, правильно ли стоят фазы. Выявляет провернутый задающий диск.

Полная документация по работе с прибором. Подробно описаны скрипты, схемы подключения. Есть видео инструкция на сайте производителя. Отзывчивая поддержка.

Мотодок 3

Вторым в списке рейтинга осциллографов для диагностики автомобиля любой марки стоит Мотодок 3. Имеет схожие характеристики.

Преимущества и недостатки

  • Скрипт Андрея Шульгина эффективности цилиндров. Есть некоторые недостатки по синхронизации с некоторыми автомобилями, имеющими слабый сигнал с датчика коленчатого вала. Но это сглаживается удобством и быстрой работой.
  • Подключения на любое расстояние по кабелю RJ 45.
  • Качество картинки при диагностике, что не маловажно при работе.
  • Подробная документация на сайте производителя.

Для примера приведены только два осциллографа для диагностики авто. Существуют и другие приборы: отличаются ценой, производителем, но принцип измерения одинаков. Самое главное иметь опыт в чтении осциллограмм к каждой марке автомобиля.

Диагностика осциллографом автомобиля: как проводить

Пользоваться осциллографом не составляет особых трудностей у диагностов. Методика подробно описана в инструкциях к прибору. Главное знать места подключения к датчику положения коленчатого вала для проведения скрипта Шульгина по эффективности цилиндров. Для различных марок автомобилей ДПКВ может находится возле задающего диска или маховика.

Проверка датчиков осциллографом

Датчик положения коленчатого вала. Нужен для синхронизации искры и форсунок по такту сжатия. Сигнал имеет синусоидальную форму с разрывом. Форма сигнала с одинаковой амплитудой. Если есть отклонения, значит задающий диск имеет не равномерность вращения или люфт.

Исправный ДПКВ

  1. Подключаем измерительный щуп к сигнальному проводу осциллографа.
  2. Ставим диапазон измерения до 300-500 вольт.
  3. Нажимаем кнопку пуск и снимаем сигнал.

Датчик положения распределительного вала. Имеет прямоугольную форму сигнала амплитудой 12,3 – 12,7 вольта. Полезно снимать одновременно сигналы ДПКВ и ДПРВ для определения фазы впрыска и смещения распределительных валов относительно друг друга. Но как правило этот параметр проверки ДВС есть на сканере.

Нижний фронт сигнала ДПРВ совпадает с разрывом зубьев на задающем диске, что говорит о правильной фазе впрыска.

Датчик массового расхода воздуха применяется на бензиновых двигателях для измерения объема прошедшего воздуха. Основной параметр для диагностики — это его АЦП равное 0,996 вольт при включенном зажигании. При углубленной диагностике ДМРВ, нужно померить время релаксации – период, за который, датчик выходит в нулевое положение.

Исправный ДМРВ. Нулевое напряжения равно 0,996 вольт и скорость выхода на рабочий диапазон 0,5 мс.

Ниже представлена осциллограмма неисправного ДМРВ. Время перехода 20 мс, а напряжение при нулевом объеме воздуха 1,130 вольт. Авто с таким датчиком будет расходовать много топлива и терять мощность.

Неисправный дмрв

Немаловажно проверить пик выхода датчика на максимальный уровень напряжения. Для этого нужно снять сигнал с ДМРВ на заведенном ДВС, при резко нажатой педали газа. Чем больше показания к 5 вольтам, тем датчик имеет большую отдачу и авто будет эластичнее.

Сигнал напряжения ДМРВ под нагрузкой

Работа с автомобильным осциллографом не страшна для начинающих диагностов. Нужно тщательно изучить инструкцию по работе с прибором и применять на практике. Чем больше опыт подключения к конкретной марке, тем быстрее и точнее поиск неисправностей.

Датчик положения дроссельной заслонки. Проверить легче всего сканером. Но при плавающей неисправности, когда автомобиль едет рывками, нужно проверить сигнал осциллографом. Подключаем сигнальный провод щупа к выходу ДПДЗ и снимаем сигнал открывая дроссель. Не должно быть резких скачков.

Исправный датчик положения дроссельной заслонки Неисправный датчик положения дроссельной заслонки

Проверка массы двигателя осциллографом

Плохую массу двигателя можно проверить измерительным щупом осциллографа. Минус щупа соединяется с минусовой клеммой АКБ, а сигнальный с двигателем или кузовом. Значительные помехи говорят о плохой массе.

Хорошая масса

Диагностика катушек зажигания с помощью осциллографа

Проверка системы зажигания возможна только по анализу сигнала вторичной или первичной цепи. Самодиагностика двигателя автомобиля способна только косвенно определить дефекты в высоковольтной части. Может выдать ошибку по пропускам зажигания. Коды неисправностей пропусков дают общую картину работы цилиндра. Они могут возникнуть как от неисправной катушки, свечи, высоковольтного провода, форсунки, низкой компрессии, подсоса воздуха. Для точного определения неисправной катушки зажигания нужна проверка осциллографом.

Ниже приведен пример типичного сигнала высоковольтного пробоя, по которому можно судить о работоспособности всей высоковольтной системы автомобиля. Любой дефектный элемент: катушка, провод, свеча проявится на этой осциллограмме.

Типичные неисправности системы зажигания

Проверка индивидуальных катушек зажигания

Для диагностики индивидуальных катушек зажигания очень удобно использовать осциллограф АВТОАС-ЭКСПРЕСС М. Удобство заключается в его компактности и легкости подключения. Достаточно загрузить программу и приложить индуктивный или емкостной датчик прибора к самой катушке. Получаем осциллограмму как показано выше.

Диагностика топливной форсунки осциллографом

Форсунка бензинового двигателя состоит из запорного клапана, электромагнитный катушки. Соответственно движение этого клапана возможно проверить осциллографом.

Исправная форсунка Неисправная форсунка

Диагностика форсунок с помощью осциллографа требуется в случае тщательного поиска неисправности. В большинстве случаев достаточно сделать тест Андрея Шульгина на эффективность работы цилиндров.

Проверка датчика кислорода с применением осциллографа

Лямбда зонд служит для точного дозирования топливо – воздушной смеси и снижения уровня токсичности отработавших газов. Работает по принципу гальванического элемента. Вырабатывает напряжение в зависимости от присутствия свободного кислорода во внутренней и внешней ячейке датчика. Напряжение варьируется от 0,1 – 0,9 вольт, что соответствует бедной и богатой смеси.

Проверить работу датчика можно

Первый вариант быстрый и достаточный для оценки общей работы. Второй же вариант диагностики датчика кислорода более точный и позволяет оценить скорость сработки лямбда зонда в режиме обратной связи.

Неисправный датчик кислорода. Скорость реакции медленная Датчик кислорода полностью неисправен

Скрипт CSS Андрея Шульгина

Вот мы и добрались до самой сути диагностики автомобильных двигателей. Для диагностов любой марки это самый информативный скрипт. Он показывает работу форсунок, искры и компрессии за одну проверку. Для проведения этого теста достаточно снять сигнал с датчика положения коленвала и синхронизацию с искры первого цилиндра. Сложность может заключаться в подключении к ДПКВ некоторых марок, но это сглаживается информацией, которую дает скрипт.

Порядок записи сигнала применительно к осциллографу USB Autoscope:

  1. Подключиться параллельно сигнальным щупом осциллографа к выходу ДПКВ
  2. Если установлена система зажигания DIS поставить щуп синхронизации на первый цилиндр, индивидуальная катушка — воспользоваться индуктивным датчиком.
  3. Запустить двигатель и дать работать на холостом ходу.
  4. Активировать скрипт CSS
  5. Через 5-10 секунд плавно поднять обороты до 3000 и опустить.
  6. Спустя 5-10 секунд резко поднять обороты и выключить искру оставив педаль газа полностью нажатой.
  7. Остановить скрипт.

Анализ теста Андрея Шульгина

  1. Нажать кнопку «Выполнить скрипт»
  2. Задать входную информацию для анализа: количество и порядок работы цилиндров, угол опережения зажигания с погрешностью ±10°.
  3. Анализируем полученную картинку.

График скрипта CSS

  • Холостой ход — снижена эффективность 3 цилиндра.8.
  • Низкая компрессия в 3 цилиндре.

Таким образом, за 5 минут можно найти причину «троящего» двигателя, не откручивая свечи и не замеряя компрессию.

Порядок проведения теста эффективности на осциллографе Мотодок 3

Порядок снятия скрипта аналогичный USB Autoscope:

Анализ осциллограммы давления в цилиндре

Для снятия характеристики газодинамических процессов в цилиндре в комплекте с Мотортестером прилагается датчик давления на 16 атм. Двигатель должен быть прогрет до температуры 80-90 °C

Порядок проведения теста:

  1. Датчик давления вкрутить вместо свечи. Высоковольтный провод проверяемого цилиндра соединить с разрядником и подключить к нему датчик синхронизации первого цилиндра.
  2. Выключить форсунку в проверяемом цилиндре.
  3. Запустить прибор.
  4. Завезти двигатель и дать работать на холостых оборотах.
  5. Получить осциллограмму давления синхронизированную по ВМТ 0°C, как показано ниже.

Выпускной клапан открывается на 160° — метка смещена

Важно проанализировать две точки на осциллограмме:

  1. Момент открытия выпускного клапана. На моторах без фазовращателей значение 140-145°, с фазовращателями порядка 160°.
  2. Момент перекрытия, когда выпускной и впускной клапана открыты одновременно. Должен быть 360-360°.

При отклонениях от этих значений, можно говорить о смещении фаз газораспределения.

Все вышеприведенные методы работы с мотор тестером можно делать в различной последовательности. Все зависит от конкретного случая. Где-то достаточно провести тест Шульгина или снять характеристику давления в цилиндре. Главное найти неисправность меньшими потерями для владельца автомобиля.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метотрексат инструкция по применению цена таблетки при ревматоидном артрите
  • Эпоксидный клей ultima инструкция по смешиванию
  • Руководство эквинокс 600
  • Диклофенак таблетки инструкция по применению побочные действия
  • Сервисный мануал cf moto x8