Органы юстиции осуществляют руководство чего

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:

1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

адвокатуры;

нотариата;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);

территориального устройства Российской Федерации;

организации местного самоуправления;

разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

адвокатуры;

нотариата;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) функции по государственному контролю за деятельностью иностранных агентов.

(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 04.11.2022 N 799)

(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

3(1)) — 4) утратили силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

(в ред. Указов Президента РФ от 29.12.2012 N 1716, от 21.12.2013 N 940, от 05.07.2021 N 402)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

6(1). Утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402.

(см. текст в предыдущей редакции)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2019;
проверки требует 1 правка.

Текущая версия

Министерство юстиции Российской Федерации
(Минюст России)
Emblem of Ministry of Justice.png
Общая информация
Страна Россия
Дата создания 20 (8) сентября 1802
16 мая 1992
Предшествующие ведомства Министерство юстиции СССР
Министерство юстиции РСФСР
Руководство деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации
Штаб-квартира 119991, Москва, Житная улица, д. 14
55°43′52″ с. ш. 37°36′56″ в. д.HGЯO
Число сотрудников 3515[1]
Годовой бюджет 4,9 млрд руб. (на 2016 г.)[2]
Министр Коновалов Александр Владимирович
Подведомственный орган Gerb FSIN.png Федеральная служба исполнения наказаний
Ключевой документ Положение О Министерстве юстиции Российской Федерации[3]
Сайт minjust.ru
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Содержание

  • 1 Функции
  • 2 История
    • 2.1 XIX век
    • 2.2 XX век
  • 3 Структура
    • 3.1 Руководство
    • 3.2 Подразделения
  • 4 Подведомственные федеральные службы (органы исполнительной власти)
  • 5 Персоналии
  • 6 Ведомственные медали
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Функции[править | править код]

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 (в редакции от 23 апреля 2017 года)[4] и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

  • исполнения уголовных наказаний;
  • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также предоставления информации о них;
  • адвокатуры и адвокатской деятельности;
  • нотариата и нотариальной деятельности;
  • государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • легализации и апостиля;
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • противодействия коррупции и антикоррупционной экспертизы;[5]
  • деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, деятельности коллекторов;[6]
  • территориального устройства РФ;
  • организации местного самоуправления;
  • разграничения полномочий между органами власти (государственными, субъектов федерации и местного самоуправления);
  • правоприменения, надзора и контроля — в установленных случаях.

История[править | править код]

XIX век[править | править код]

Министерство юстиции Российской империи было учреждено 20 (8) сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.
Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель — Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Министерство юстиции принимало деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала XX века характеризуется особым вниманием к правам личности.

В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

XX век[править | править код]

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утверждённому 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. 24 сентября того же года было восстановлено Министерство юстиции РСФСР.

25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР законом № 2094-1 постановил: РСФСР впредь именовать Российская Федерация (Россия). 21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил переименование РСФСР в Российскую Федерацию, внеся соответствующие поправки в Конституцию, которые вступили в силу 16 мая 1992 года с момента опубликования в «Российской газете». В связи с поправками в конституцию министерства РСФСР стали называться министерствами Российской Федерации (ст. 128 и 129 конституции) и соответственно Министерство юстиции РСФСР стало именоваться Министерством юстиции Российской Федерации.

Структура[править | править код]

RR5109-0050R.gif

Руководство[править | править код]

Возглавляет министерство в настоящее время (с 12 мая 2008 года) — Коновалов Александр Владимирович. В его подчинении 7 заместителей:

Первый заместитель министра юстиции Плохой Олег Анатольевич 27 сентября 2017 в должности
Статс-секретарь — заместитель министра юстиции Любимов Юрий Сергеевич 30 июня 2012 в должности
Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель министра юстиции Гальперин Михаил Львович 19 мая 2017 в должности
Заместитель министра юстиции Алханов Алу Дадашевич 15 февраля 2007 в должности
Заместитель министра юстиции Травников Максим Александрович 30 сентября 2008 в должности
Заместитель министра юстиции Новак Денис Васильевич в должности
Заместитель министра юстиции Федоров Вадим Витальевич в должности

Подразделения[править | править код]

Единый образец Свидетельства о государственной регистрации политической партии, выданное центральным аппаратом Министерства юстиции России 15 марта 2013. Аналогичные по дизайну свидетельства выдаются региональными управлениями министерства в регионах при регистрации регионального отделения партии.

В структуру Минюста входят:

  • Центральный аппарат
    • 12 департаментов по основным направлениям деятельности
      • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
        • Отдел государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах
        • Отдел государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах
        • Отдел государственного реестра нормативных правовых актов
      • Департамент организации и контроля
        • Отдел общественных связей
        • Отдел документационного обеспечения
        • Отдел по работе с обращениями граждан
        • Отдел планирования и организационного обеспечения
        • Отдел координации и ведомственного контроля деятельности территориальных органов Минюста России
        • Отдел анализа и обработки информации
        • Отдел правового обеспечения
        • Отдел по защите государственной тайны
        • Отдел контроля за хозяйственной деятельностью и использованием бюджетных средств
        • Отдел развития информационных систем
        • Отдел защиты информации
      • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
        • Отдел по выработке государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний
        • Отдел нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний
        • Отдел обеспечения конституционных прав граждан при исполнении уголовных наказаний и по вопросам нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации
        • Отдел координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний
        • Отдел координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения судебных актов
      • Департамент государственной службы и кадров
        • Отдел по вопросам государственной службы
        • Отдел организации кадровой работы в подведомственных федеральных службах, территориальных органах и учреждениях Минюста России
        • Отдел по работе с кадрами центрального аппарата Минюста России
        • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
        • Отдел по делам гражданской обороны, мобилизационной работе, воинскому учёту и бронированию
      • Департамент международного права и сотрудничества
        • Отдел международных договоров
        • Отдел международных связей
        • Отдел международной правовой помощи
        • Отдел по вопросам передачи осуждённых
        • Отдел по вопросам легализации и апостиля
        • Отдел правового обеспечения международной экономической интеграции
      • Департамент конституционного законодательства
        • Отдел уголовного законодательства и законодательства о безопасности
        • Отдел конституционного законодательства
        • Отдел административного законодательства и законодательства о правоохранительной и судебной деятельности
        • Отдел организации антикоррупционной экспертизы и аккредитации независимых экспертов
      • Департамент экономического законодательства
        • Отдел гражданского законодательства
        • Отдел земельного, жилищного и градостроительного законодательства
        • Отдел законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре
        • Отдел законодательства о государственном регулировании экономики
        • Отдел законодательства об энергетике, транспорте, связи и массовых коммуникациях
        • Отдел законодательства о бюджете, налогах и финансовом контроле
        • Отдел законодательства о финансовой деятельности и ценных бумаг
        • Отдел экологического и природного законодательства
        • Отдел законодательства о внешнеэкономической деятельности
      • Департамент управления делами
        • Планово-экономический отдел
        • Отдел бухгалтерского учёта и методологии
        • Отдел социального и хозяйственного обеспечения
        • Отдел договорной и правовой работы
        • Отдел по управлению имуществом
        • Отдел размещения заказов
        • Отдел информационно-технического обеспечения и связи
      • Департамент по делам некоммерческих организаций
        • Отдел по делам общественных объединений и политических партий
        • Отдел регистрации и контроля религиозных организаций
        • Отдел ведения реестров и выдачи информации
        • Отдел анализа и методического обеспечения деятельности территориальных органов
      • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
        • Отдел по вопросам адвокатуры, бесплатной правовой помощи и правового просвещения
        • Отдел по вопросам нотариата
        • Отдел по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния
        • Отдел правового регулирования, анализа и контроля деятельности судебно-экспертных учреждений
      • Департамент развития законодательства
        • Отдел анализа законодательства
        • Отдел мониторинга правоприменения
    • Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат
      • Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
      • Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
      • Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
      • Отдел делопроизводства
  • Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Подведомственные учреждения

  • Научный центр правовой информации
  • государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
  • Российская правовая академия
  • Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»[7]
  • Судебно-экспертные учреждения: ФБУ РФЦСЭ и региональные лаборатории судебной экспертизы
  • Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы

Подведомственные федеральные службы (органы исполнительной власти)[править | править код]

  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
Упразднённые
  • Федеральная регистрационная служба, с 12 мая 2008 года в составе Министерства экономического развития Российской Федерации, с декабря 2008 года переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии[8][9].

Персоналии[править | править код]

Список министров юстиции России см. в статье Министры юстиции России.

Список заместителей министра юстиции России см. в статье Список заместителей Министра юстиции Российской Федерации.

Ведомственные медали[править | править код]

  • Анатолия Кони
  • «За доблесть»
  • «За усердие»
  • «В память 200-летия Минюста России»
  • «В память 125-летия уголовно-исполнительной системы России»
  • «За укрепление уголовно-исполнительной системы»
  • «Ветеран уголовно-исполнительной системы»
  • «За службу»

См. также[править | править код]

  • Судебный департамент при Верховном суде РФ
  • Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации

Примечания[править | править код]

  1. Включая территориальные органы и зарубежный аппарат.
  2. Федеральный закон от 22.11.2016 N 397-ФЗ
  3. Положение О Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313). Дата обращения 15 декабря 2016.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670
  5. Минюст России :: Антикоррупционная экспертиза законопроектов
  6. С 15.12.2016.
  7. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ БЮРО — Сайт министерства юстиции
  8. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724
  9. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт Минюста России

Минюст России является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Определение 1

Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который вырабатывает и реализует гос. политику и осуществляет регулирование с точки зрения права в сфере деятельности министерства.

В сферу деятельности министерства входят:

  • контроль за отбыванием наказаний;
  • оформление организаций некоммерческого типа, в том числе международных отделений, НКО;
  • адвокатура, нотариат, органы ЗАГС;
  • область обеспечения порядка в деятельности судов и исполнения судебных актов;
  • оказание юридической помощи и просвещение населения.
Замечание 1

Минюст осуществляет правоприменительные функции и контролирует деятельность некоммерческих организаций, политических партий, религиозных организаций и других общественных объединений в соответствии с их учредительными документами и законодательством РФ, деятельность адвокатуры, нотариата, гос. регистрации актов гражданского состояния.

Руководит деятельностью Минюста России Глава государства. Правительство РФ осуществляет координационные функции.

Система Министерства состоит из территориальных органов и подчиненных им иных органов и учреждений юстиции, а также организаций, способствующих их работе.

Минюст России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основные задачи Минюста России

Замечание 2

Минюст России разрабатывает общую стратегическую концепцию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и свобод гражданина.

Главным документом, которым руководствуются органы юстиции, является Конституция, а также федеральные конституционные законы, акты Президента и Правительства, международные договоры РФ, Положение о Минюсте России.

Задачи, которые возложены на Минюст России, выполняются министерством, его территориальными органами, ими являются федеральные управления, главные управления по субъектам, управления республик, областей, автономной области, автономных округов. Задачи выполняют федеральные гос. учреждения.

Замечание 3

В систему органов юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых министерством осуществляются функции управления: адвокатура, нотариат, ЗАГС, судебные экспертные лаборатории, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции журналов.

Минюст России находится в тесной связи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами на местах, а также с общественными объединениями и организациями.

Вывод 1

Минюст России – это многофункциональный федеральный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов юстиции РФ. Основные задачи и функции органов юстиции определены законодательством РФ, а также НПА Минюста России.

В законотворческой, контролирующей деятельности полномочия Минюста России широки и значимы.

Минюст России вносит на рассмотрение Президенту и Правительству проекты ФКЗ, ФЗ, другие документы, которые требуют утверждения высших органов государственной власти. Минюст осуществляет планирование и прогнозирование деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.

На Минюст России возложено обеспечение исполнения Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ по вопросам, касающимся юстиции.

Министерство самостоятельно принимает НПА, которые относятся к сфере юстиции, занимается обобщением практики применения законодательства, анализирует процесс реализации государственной политики в сфере юстиции, осуществляет мониторинг правоприменения в РФ в целях выполнения решений Конституционного суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, координирует мониторинг правоприменения, который осуществляют федеральные органы, органы субъектов и органы на местах, обеспечивает методическую базу мониторинга.

Министерство принимает участие в работе по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ.

В компетенцию Минюста входит проведение правовой экспертизы проектов законов, которые вносят федеральные органы на рассмотрение Главы государства и Правительства РФ,концептуальных проектов, тех. заданий на разработку проектов ФЗ. Кроме правовой экспертизы Минюстом проводится экспертиза на коррупционную составляющую проектов ФЗ, которые разрабатываются федеральными органами.

Минюстом осуществляется аккредитация юр. и физ. лиц в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА в случаях, которые предусматривает законодательство.

Министерство ведет гос. реестр независимых экспертов, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы, утверждает формы заключения экспертов и формы свидетельств об аккредитации.

В компетенцию Минюста входит подготовка отзывов и заключений на законодательные проекты, поправки к ФЗ.

В Правительство предоставляется информация в виде предложений о приоритетных направлениях законотворческой деятельности.

Федеральные министерства также готовят проекты законов, Минюст обеспечивает методическую сторону их подготовки.

Министерством осуществляется регистрация НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод человека, устанавливающих правовой статус организаций, ведет гос. реестр этих НПА. Министерство осуществляет проверку деятельности федеральных органов по отбору НПА, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, ведет контрольные экземпляры НПА, подлежащие гос. регистрации.

Минюст проводит правовую экспертизу НПА субъектов по вопросам соответствия документов Конституции и законам, осуществляет учет НПА субъектов, проводит мониторинг применения НПА субъектов, проводит антикоррупционную экспертизу этих актов при мониторинге их применения. Минюст проводит антикоррупционную экспертизу уставов МО и МПА.

Роль Минюста России при осуществлении международных связей

При осуществлении международных связей орган юстиции уполномочен:

  • удовлетворять запросы уполномоченного РФ при ЕСПЧ в связи с поступившими в суд обращениями;
  • быть координатором деятельности федеральных органов по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
  • вносить предложения, касающиеся международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и др. делам;
  • составлять заключения на предмет соответствия международного договора законам РФ;
  • получать от иностранных государств и направлять в иностранные государства запросы о правовой помощи, перенаправлять запросы в федеральные органы государственной власти для исполнения;
  • готовить представления о передаче лиц, которые были осуждены в РФ, и суд посчитал возможным отбывание наказания этих лиц в государствах, гражданами которых являются лица;
  • выносить решения о нежелательном пребывании иностранных граждан на территории РФ;
  • вести и публиковать список экстремистских материалов, организаций, которые судом РФ были запрещены или их деятельность приостановлена, так как она носила экстремистский характер.

Контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры, судебных экспертных учреждений

Минюст должен осуществлять контроль за деятельностью адвокатов и нотариусов. Министерством утверждаются формы реестров регистрации нотариальных действий, свидетельств и удостоверительных надписей. В круг обязанностей министерства входит иное нормативно-правовое регулирование, предусмотренное законами РФ. В таком же порядке ведется реестр адвокатов субъектов РФ, утверждается ордер на исполнение поручения, который выдается адвокатским образованием, форма удостоверения адвоката.

Министерство организует работу судебно-экспертных учреждений, обеспечивает их методической базой.

ФСИН России

Роль Минюста России в реформировании пенитенциарной системы страны значительна. Реформы направлены на гуманизацию условий содержания лиц, совершивших преступления, на обеспечение гарантии их прав и свобод в соответствии с международными стандартами и правилами. Суть реформ в направлении на переориентацию пенитенциарных учреждений в реабилитационные центры в условиях изоляции.

Определение 2

ФСИН – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные, контролирующие, надзорные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. ФСИН осуществляет функции охраны и конвоирования подсудимых, контролирующие функции за поведением условно осужденных.

Основными задачами ФСИН являются:

  • охрана прав и интересов осужденных лиц;
  • обеспечение правопорядка в специализированных учреждениях;
  • обеспечение безопасности содержащихся там осужденных , а также работников уголовно-исполнительной системы;
  • охрана и конвой граждан РФ по маршрутам, которые установлены на территорию РФ, граждан иностранных государств в случае экстрадиции;
  • деятельность по оказанию помощи в социальной адаптации.

Органы ФСИН на территориях обязаны в течение недели со дня получения документа о помиловании представить его в комиссию по вопросам помилования и предоставить сведения во ФСИН России, а она в свою очередь предоставляет сведения в администрацию Президента РФ.

Служба реализует специальные программы, разработанные на государственном уровне, которые включают в себя получение образования, профессии, создают систему образования осужденных на гибкой основе. Анализ показывает, что 90% осужденных не имеют профессии, трудовых навыков.

ФСИН активно занимается профилактикой преступности, совершенствует оперативно-режимную деятельность, обеспечивает правовую и социальную защиту работникам службы.

ФСИН организует отбывание наказания, не связанного с лишением свободы.

Службу возглавляет директор, который назначается на должность Президентом РФ по представлению председателя Правительства. У директора есть несколько заместителей, назначаемых на должность Главой государства по представлению министра юстиции РФ. ФСИН включает в себя 17 управлений по основным направлениям деятельности службы.

ФССП России

Самостоятельной областью правоохраны является ФССП, осуществляющая деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Замечание 4

Служба образована в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законом порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

Обязательность исполнения вступивших в законную силу решений суда – одна из основ организации и деятельности судебной системы РФ.

Раньше исполнение судебных решений было возложено на судебных исполнителей, но данная система оказалась неэффективной. В 2007 году был принят Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве.

Служба освобождает судей от распорядительных функций, которые им не свойственны. В России была создана необходимая нормативная база для деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных решений.

Полномочия судебных приставов определяет процессуальное законодательство и ведомственные НПА.

Полномочия службы расширились, когда был принят и введен в действие УПК, где к органам дознания относились главные судебные приставы субъектов и старшие судебные приставы. Дознаватели ФССП получили право проводить дознание по уголовным делам, где имели место посягательства на правосудие.

Когда был принят и введен в действие КоАП судебные приставы стали вести административное производство о наложении штрафов по 11 статьям кодекса.

Определение 3

ФССП – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП являются:

  • обеспечить порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организовать принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, которые предусмотрены законом;
  • управлять органами ФССП на территориях.

Основными документами, которыми руководствуется ФССП, является Конституция РФ, ФЗ, акты Главы государства и Правительства, международные договоры РФ, акты Минюста России, Положение о ФССП России.

Служба уполномочена обеспечивать порядок деятельности судов, осуществлять производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применять меры принудительного исполнения на основании исполнительных документов.

Службой организуется хранение и реализация имущества, находящегося под арестом и в изъятии, розыск должника, участие в процедурах банкротства.

Возглавляет службу директор ФССП России, он же является главным судебным приставом РФ, назначается на должность и снимается с должности Главой государства. У директора имеются заместители, численность которых также устанавливается Главой государства. Каждый заместитель работает в своем направлении. Директор вносит на рассмотрение в Минюст России проекты положений, предложения об усовершенствовании работы судебных приставов, о внедрении образцов спец. техники и спец. средств с последующим представлением их в Правительство РФ.

Замечание 5

ФССП РФ является видом государственной правоохранительной службы, поэтому имеет статус органа исполнительной власти федерального значения.

Для кандидатов на должность судебного пристава существуют специальные требования. Старшие судебные приставы должны иметь высшее юридическое образование, а главное деловые и личные качества, а также состояние здоровья должны способствовать выполнению должностных обязанностей. Лицо, имеющее судимость не может быть назначено на должность судебного пристава.

Судебных приставов можно разделить на два типа: обеспечивающих порядок деятельности судов и приставов-исполнителей. Функции у этих двух типов различны, в соответствии с выполняемыми функциями приставы проходят профессиональную подготовку.

Замечание 6

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, ему присваиваются классные чины работников органов юстиции

В Законе о судебных приставах четко прописаны права и обязанности судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов. Судебный пристав должен:

  • обеспечивать безопасность судьи, заседателей, участников, свидетелей;
  • выполнять распоряжения председательствующего, связанные с соблюдением порядка;
  • исполнять решения суда о применении мер принудительного характера;
  • обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений;
  • предупреждать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей;
  • осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд.

Судебный пристав имеет право обращаться за помощью к полицейским, органам безопасности, военнослужащим ВВ, применять физическое воздействие, спец. средства и оружие в случаях, предусмотренных законодательством.

Судебные приставы вправе проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, которые находятся в здании суда или подвергаются приводу в суд, осуществлять личный досмотр граждан и вещей, которые находятся при них, но для таких действий необходимо иметь веские основания полагать, что действия этих людей угрожают безопасности суда.

Судебные приставы имеют полномочия и выполняют задачи защиты прав и интересов граждан и организаций. Они самостоятельно определяют порядок проведения исполнительного производства, меры исполнения актов судебных органов.

Пристав-исполнитель может получать необходимые сведения, проводить проверку исполнения, проникать в помещения и хранилища должников, производить осмотр, налагать арест на имущество, реализовывать его. Пристав-исполнитель имеет право арестовывать счета,ценности должника в банках и кредитных организациях.

В этой связи возник вопрос о законности истребования сведений, составляющих банковскую тайну. Конституционный суд РФ признал такие действия приставов-исполнителей законными, но разглашение данных сведений недопустимо.

Замечание 7

Пристав-исполнитель имеет право разыскивать должника, вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам. Требования судебного пристава носят обязательный характер для всех органов, должностных лиц, организаций и граждан.

Контрольные вопросы

  1. Какие звенья
    составляют систему таможенных органов?

  2. Назовите основные
    направления деятельности таможенных
    органов.

  3. В чем состоят
    основные обязанности и права таможенных
    органов?

Лекция №13. Органы юстиции

Вопрос 1. Задачи, система и основные функции органов юстиции

“Юстиция” — термин,
использующийся в юридической литературе
для обозначения сово­купности судебных
учреждений или их деятель­ности по
осуществлению правосудия. Поэтому
утверждения, встречающиеся в некоторых
учебниках по данному курсу, что
Министерство юстиции РФ и его
территориальные органы обеспечивают
реализацию государственной политики
в сфере юстиции, не точны.

Название министерства
и его органов в значительной мере дань
традиции, но вместе с тем подчеркивает,
что их деятельность носит юриди­ческий
характер.

Органы юстиции в
основном осуществляют
организационно-управленческие функции.

Организация и
деятельность органов юсти­ции основаны
на Законе РФ “О Совете Минист­ров —
Правительстве Российской Федерации”,
а также Положении о Министерстве юстиции
РФ, постановлениях Правительства РФ и
указах Президента РФ.

На органы юстиции
возлагаются следующие задачи:
участие в правовом обеспечении
нормотворческой деятельности Президента
РФ и Пра­вительства РФ; проведение
юридической экспер­тизы правовых
актов, принимаемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
организационно-правовое обеспече­ние
судебной реформы; государственная
регистрация юридических лиц, актов
гражданского состояния, прав на
недвижимость и сделок с ней; регулирование
сферы право­вого обслуживания; контроль
за исполнением законодательства;
правовая ин­форматизация и другие.

Система органов
юстиции

состоит из:

— Министерства
юстиции РФ;

— министерств
юстиции республик, входящих в состав
РФ, управлений (отделов) юстиции краев,
областей, автономных округов, автономной
обла­сти, Москвы и Санкт-Петербурга;

— органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы.

В систему Министерства
юстиции входят учреждения и организации,
в отношении которых органы юстиции
осуществляют некоторые управленчес­кие
функции — нотариат, загсы, лаборатории
судебных экспертиз, Россий­ская
правовая академия, Научный центр правовой
информации, редакции некоторых журналов.

Министерство
юстиции РФ

является центральным органом,
осуществ­ляющим руководство
деятельностью территориальных органов
юстиции и других учреждений и организаций,
входящих в его систему. Возглавляет его
Министр, который несет персональную
ответственность за реализацию воз­ложенных
на Министерство и его органы задач.
Министр вносит на рассмо­трение
Президента РФ и Правительства РФ проекты
нормативных актов по вопросам, относящимся
к компетенции Министерства юстиции РФ,
подпи­сывает в установленном порядке
международные договоры Российской
Фе­дерации о правовой помощи по
гражданским, уголовным, семейным делам,
вносит представления Президенту РФ и
Правительству РФ о привлечении к
ответственности должностных лиц
федеральных органов исполнительной
власти ввиду неисполнения или ненадлежащего
исполнения ими Конститу­ции РФ, законов
и нормативных актов Правительства РФ
и Президента РФ. Министр юстиции РФ
возглавляет Совет по кадровой политике
при Прези­денте РФ, рассматривающий
кандидатуры для назначения на должность
су­дей федеральных судов РФ, входит
в состав Совета по судебной реформе при
Президенте РФ. Министр имеет заместителей,
в качестве совещатель­ного органа
при нем действует коллегия, куда помимо
Министра и его заме­стителей входят
другие руководящие работники Министерства.
Коллегия обсуждает важнейшие вопросы
деятельности Министерства юстиции РФ,
ее решения проводятся в жизнь приказами
и распоряжениями Министра юстиции.

Структурно
Министерство юстиции РФ состоит из
управлений (департа­ментов) и отделов,
каждый из которых возглавляет работу
по одному из направ­лений деятельности
министерства: Управление систематизации
законодатель­ства, Управление
организационно-правового обеспечения
юридической помощи, Управление регистрации
ведомственных нормативных актов,
Управ­ление экспертных учреждений,
Отдел судебной практики и др. В качестве
са­мостоятельного структурного
подразделения в состав Министерства
юстиции РФ входит центральный орган
уголовно-исполнительной системы.
Руководст­во подразделениями
осуществляют начальники, назначаемые
Министром.

При Министерстве
юстиции РФ функционируют Российский,
федераль­ный центр судебной экспертизы,
Научный центр правовой информации,
Российская правовая академия.

В субъектах
Российской Федерации действуют
министерства республик, управления
(отделы) юстиции краев, областей и других
субъектов РФ, воз­главляемые
соответственно министрами и начальниками
управлений.
По
вопросам,
относящимся к ведению Российской
Федерации, органы юстиции подчиняются
Министерству юстиции РФ, по вопросам
совместного ведения РФ и ее субъектов
— Министерству юстиции РФ и органам
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Органы юстиции
субъектов Рос­сийской Федерации
осуществляют деятельность по обеспечению
нормотворческой деятельности
законодательных органов субъектов
федерации, организацию работы нотариата,
лицензионной работы. Предполагается
возложить на них организацию
материально-технического обеспечения
дея­тельности мировых судей.

Структурно
министерства юстиции республик в составе
РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов
Российской Федерации состоят из отделов,
осуществляющих работу в соответствии
с определенными функциями орга­нов
юстиции.

Основными
направлениями деятельности

Министерства юстиции
РФ
являются:

— участие в правовом
обеспечении нормотворческой деятельности;

— государственная
регистрация нормативных актов федеральных
орга­нов исполнительной власти,
юридических лиц, актов гражданского
состоя­ния, прав на недвижимость и
сделок с ней.

Министерство
юстиции РФ по поручению Президента РФ
участвует в экс­пертизе законов РФ,
направленных к нему на подпись, по
поручению Прави­тельства РФ рассматривает
предложения федеральных органов
исполнитель­ной власти по вопросам
законопроектной деятельности Правительства
РФ, дает заключение о необходимости
разработки законопроектов. Министерство
юстиции само разрабатывает законопроекты,
вносимые Правительством РФ в порядке
законодательной инициативы, или участвует
в их подготовке. Оно координирует работу
федеральных органов исполнительной
власти по подго­товке законопроектов,
осуществляет их юридическую экспертизу
при поступ­лении в Правительство РФ.
Министерство юстиции проводит юридическую
экспертизу правовых актов, принимаемых
органами государственной власти
субъектов РФ, и в случае их несоответствия
Конституции РФ или федераль­ному
закону представляет мотивированное
заключение в орган государствен­ной
власти, принявший правовой акт. В связи
с этим главам органов испол­нительной
власти субъектов Российской Федерации
постановлением Правительства РФ
предписано направлять в Министерство
юстиции РФ ко­пии правовых актов после
их принятия. На Министерство юстиции
РФ возложено осуществление работы по
систематизации законодательства, в
связи с этим оно ведет банк нормативных
актов Российской Федерации, участвует
в составлении и издании Свода законов
РФ.

Министерство
юстиции осуществляет контроль за
соответствием ведом­ственных
нормативных актов Конституции РФ,
федеральным конституци­онным законам,
федеральным законам, указам Президента,
постановлени­ям Правительства РФ. В
связи с этим оно осуществляет их
регистрацию. Акты, не прошедшие
государственную регистрацию, не влекут
за собой пра­вовых последствий.

Министерство
юстиции РФ производит государственную
регистрацию уставов общероссийских,
международных и межрегиональных
обществен­ных объединений, религиозных
объединений. Государственной регистра­ции
подлежат все коммерческие и некоммерческие
организации, федераль­ные органы
власти и органы власти субъектов РФ,
муниципальные органы власти, государственные
и муниципальные учреждения. Данные
регистра­ции включаются в Единый
государственный реестр юридических
лиц.

На Министерство
юстиции РФ возлагается функция регистрации
прав на недвижимость и сделок с ней. Эта
регистрация осуществляется органами
юстиции по месту нахождения недвижимости.
Министерство юстиции РФ и его органы
осуществляют координацию деятельности
органов записи граж­данского состояния.

Министерство
юстиции играет активную роль в сфере
развития юриди­ческих услуг. В основном
эта функция проявляется в лицензировании
пра­ва осуществлять юридические
услуги, аттестации юридического
персонала, контроле за деятельностью
юридических и физических лиц,
осуществляю­щих правовое обслуживание
населения. Лицензии выдаются Министерст­вом
юстиции РФ и органами юстиции субъектов
РФ, которые ведут реестр лицензий. При
поступлении жалоб на действия лица,
получившего лицен­зию, Министерство
юстиции РФ и его органы вправе приостановить
или ан­нулировать лицензию.

Министерство
юстиции участвует в разработке и
осуществлении про­грамм правовой
информатизации органов государственной
власти. Оно ор­ганизует внедрение
программно-аппаратных средств сбора,
обработки и анализа правовой информации
для судов, органов юстиции. Министерство
юстиции РФ с помощью различных средств
правовой информации осуще­ствляет
правовое просвещение граждан с целью
воспитания уважения к за­конам, их
неукоснительному соблюдению.

Министерство
юстиции РФ представляет согласованные
с Министерст­вом иностранных дел
предложения о заключении международных
договоров РФ о правовой помощи по
гражданским, уголовным, семейным и иным
де­лам, заключает соглашения о правовом
сотрудничестве с соответствующими
органами иностранных государств и
международных организаций. Минис­терство
юстиции РФ обязано давать или не давать
согласие на заключение международных
договоров, положения которых имеют
расхождение с рос­сийским
законодательством, представлять
заключения о соответствии или
несоответствии договора российскому
законодательству и тех юридических
последствиях, которые могут наступить
при заключении договора. Минис­терство
юстиции РФ организует исполнение
договоров о правовой помощи, других
международных договоров и конвенций,
относящихся к его компе­тенции.

Министерство
юстиции РФ и его органы контролируют
соблюдение кол­легиями адвокатов
требований закона, устанавливают порядок
оказания юридической помощи гражданам
и организациям, оказывают помощь
пре­зидиумам коллегий адвокатов по
проведению мероприятий по повышению
профессионального уровня адвокатов,
издают методические указания и
ре­комендации по вопросам деятельности
адвокатуры. Если решения общего собрания
коллегии адвокатов, постановления
президиума коллегии не соот­ветствуют
действующему законодательству,
Министерство юстиции РФ или администрация
краев, областей приостанавливает их
действие.

Министерство
юстиции РФ открывает и упраздняет
государственные но­тариальные конторы,
дает органам юстиции поручения на их
открытие и уп­разднение, ведет реестр
этих контор и контор нотариусов,
занимающихся частной практикой,
устанавливает порядок выдачи лицензий
на право нота­риальной деятельности.
Министерство юстиции РФ и его органы
обязаны осуществлять контроль за
деятельностью нотариусов. В связи с
этим они вправе истребовать от нотариуса
сведения о совершенных нотариальных
действиях и иные документы, утверждать
или не утверждать решения, при­нятые
нотариальными палатами. Министерство
юстиции РФ осуществляет назначение на
должность как государственных, так и
частных нотариусов, направляет в суд
ходатайство о лишении нотариуса лицензии.
Совместно с Федеральной нотариальной
палатой Министерство юстиции РФ
утверждает правила нотариального
производства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алкоголь капли от алкоголизма цена инструкция по применению
  • Седимин для животных инструкция по применению поросятам дозировка
  • Максилан препарат инструкция цена в россии
  • Тадалафил с3 купить в москве инструкция
  • Генферон для детей спрей инструкция по применению для детей