Организационные меры руководства по укреплению антитеррористической защиты

РЕКОМЕНДАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ И ИНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Обеспечение антитеррористической защищенности предприятий и учреждений (объектов), мест массового пребывания людей, противодействие террористическим угрозам – многоплановая, комплексная задача. В рамках её решения осуществляется физическая защита от возможных террористических посягательств самого объекта, его сотрудников, посетителей; оснащение объекта техническими средствами охраны и связи; взаимодействие администрации и службы безопасности объекта с правоохранительными органами; организация (участие в проведении) мероприятий с целью исключения (минимизации) возможных негативных техногенных, экологических и иных последствий террористических актов.

В нашей стране сложилась трехуровневая система обеспечения антитеррористической безопасности населения, стратегически важных, социально-значимых и иных объектов возможной террористической устремленности.

Первый уровень предусматривает совместную с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти работу по противодействию террористическим угрозам на критически важных объектах, вошедших в федеральный перечень.

Второй уровень объединяет комплекс мер по обеспечению безопасного функционирования жизненно важных для региональной экономики производств, включенных в региональный перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.

В рамках третьего уровня организуется работа по противодействию угрозам терроризма в отношении опасных производств, социально-значимых объектов, мест массового пребывания населения муниципального звена. Эффективность указанной деятельности во многом определяется компетентностью руководителей предприятий и учреждений в сфере противодействия терроризму, наличием единых подходов и требований к организации антитеррористической защиты объектов, уровнем профессиональной подготовки должностных лиц служб обеспечения безопасности, их материально-технической оснащенностью.

Аппаратом Национального антитеррористического комитета подготовлены размещённые в настоящей брошюре материалы и рекомендации в помощь руководителям предприятий и учреждений всех форм собственности по организации защиты объектов, персонала, населения от угроз терроризма и посягательств экстремистского характера.

Указанные материалы подготовлены также в рамках ведущейся разработки методики оценки антитеррористической защищенности объектов на основании единых критериев, которыми могли бы руководствоваться как хозяйствующие субъекты, так и контролирующие их надзорные органы.

При разработке Типовой инструкции по организации защиты объектов от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера мы исходили из того, что должностные регламенты руководителей, сотрудников служб  обеспечения безопасности в условиях угрозы совершения террористического акта и преодоления его последствий в значительной степени аналогичны, не зависимо от отраслевой принадлежности, форм собственности предприятий и учреждений.

Поэтому предложенный вариант инструкции рекомендован в качестве базового для руководителей предприятий, учреждений и организаций промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, здравоохранения, культурнодосуговой сферы, торговли и потребительского рынка, физической культуры и спорта, жилищно-комунального хозяйства, санаторно-курортного комплекса — как по структуре, так и по содержанию.

Вопросы антитеррористической защиты объектов, решение которых требует учета специфики конкретных сфер деятельности, изложены далее по тексту издания.

Материалы, размещенные в брошюре, носят рекомендательный характер, отражают позицию аппарата Национального антитеррористического комитета по вопросам организации антитеррористической деятельности на предприятиях и учреждениях различных форм собственности.

I. Типовая инструкция по организации защиты объектов от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.

1.     ВВЕДЕНИЕ

Целью Типовой инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности объектов. Инструкция подготовлена на основе федерального законодательства, требований законодательства субъекта Российской Федерации, нормативной правовой базы заинтересованных ведомств, а также накопленного практического опыта.

Типовая инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.

Типовая инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты объектов, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.

Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 14.04.1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА

2.1. Общие положения

2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.

2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.

2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.1.4. Охрана объектов может осуществляться милицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее – наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала  тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.

2.1.5. На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.

2.1.6. Для несения службы по охране объектов подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.

2.1.7. В целях повышения уровня защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные собаки.

2.1.8. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.

2.1.9. Руководитель объекта обязан: — организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору; — проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО; — организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны); — обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования; — организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов; — обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО; — совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; — проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.

2.1.10. Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта с учетом Типовой инструкции.

В них сотруднику охраны определяются: — место несения службы; — задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение; — порядок приема и сдачи поста, его особенности; — список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками; — порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта; — порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта; — порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт; — порядок проверки исправности ТСО и связи; — порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта; — порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала объекта; — порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел; — порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы; — порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий; — порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима; — время и место приема пищи.

2.1.11. Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда). 2.1.12. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию: — должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта; — инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму; — инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; — правила пользования техническими средствами охраны; — журнал приема и сдачи дежурства; — журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»; — журнал регистрации посетителей; — журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта; — другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта. 9 В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.

2.2. Организация службы по охране объектов

 2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают: — пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией; — охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (учащихся, отдыхающих, пациентов и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции; — реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации; — пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект; — участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану объекта. Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел.

2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями объектов в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.

2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право: — знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны; — проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО; — получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов; — давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) объектов в пределах установленной штатной численности личного состава. Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.

2.2.6. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постоянно действующей рабочей группой по обеспечению антитеррористической защищенности объектов промышленности Антитеррористической комиссии области), в соответствии с планами-заданиями периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

2.3. Обязанности сотрудника охраны объекта

2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит: — проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта; — проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора; — контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на КПП; — сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану; — принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей; — участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва; — прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.

2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:

— руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;

— правила внутриобъектового режима;

— структуру предприятия и режим работы его подразделений;

— образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;

— порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях;

— правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;

— места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;

— правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;

— порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);

— правила техники безопасности и производственной санитарии; — расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.

2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:

а) При приеме (сдаче) дежурства: — совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов.

При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу); — ознакомиться с имеющимися инструкциями; — уточнить систему экстренного вызова милиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи; — принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи; — с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.

б) Во время дежурства: — осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей; — обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда; — контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от учреждения.

В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и неповиновения со стороны водителя сообщать об этом в дежурную часть милиции и руководству учреждения; — осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо; — вести журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах», в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения – кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В этом журнале могут делаться отметки о приеме и сдаче дежурства.

Кроме того, во время дежурства сотрудники охраны совместно с представителями администрации объекта осуществляют: — контроль обстановки в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях; — инструктаж работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов; — содействие правоохранительным органам при проведении ими оперативнорозыскных мероприятий на территории учреждения.

2.3.4. Сотруднику охраны запрещается: — оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены.; — принимать от любых лиц какие-либо предметы; — передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников; — допускать на охраняемый объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме; — самостоятельно сдавать под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта; — сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера; — разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.

2.3.5. При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи. После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии наряда милиции поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию. Персонал объекта по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.

3. РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:

— положение об организации охраны и защиты объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);

— план охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ и МЧС);

— инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны.);

— инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;

— должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны);

— паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным подразделением МЧС);

— противодиверсионный (антитеррористический) паспорт объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ);

— схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;

— план обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);

— перспективный план оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);

— функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (подписываются руководителем учреждения).

4. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ОБЪЕКТА

Инженерно-техническое укрепление объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам. Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.

В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения. В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России. Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта

4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).

4.1.2. На объектах, к которым предъявляются требования о запрете не санкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.

4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра.

Если такие здания одноэтажные, на них следует устанавливать дополнительное ограждение. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).

4.2. Ворота, калитки

4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах — противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.

4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении. Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки. Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.

4.3. Контрольно-пропускной пункт

4.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.

Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.

4.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется турникетами. В случае, если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.

4.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

4.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.

4.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.

4.3.6 В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:

— помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);

— камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;

— комнату досмотра;

— помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.

4.4. Дверные конструкции

4.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта. Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью. При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.

4.5. Оконные конструкции

4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.

4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию. Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения. При установке защитного остекления (решетки, ставни, жалюзи и др.) силовые элементы на окна могут не устанавливаться.

4.6. Другие технологические каналы

Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.

5. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

5.1. Защита периметра территории и открытых площадок

5.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.

5.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной. В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.

5.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.

5.1.4. Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта.

Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования. Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.

5.1.5. В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), системы передачи извещений (СПИ), автоматизированные системы передачи извещений (АСПИ) и радиосистемы передачи извещений (РСПИ). Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала на них, так и автономно в режиме «Самоохраны».

5.1.6. На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).

5.1.9. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.

5.2. Защита здания, помещений

5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.

5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.

5.3. Защита персонала и посетителей объекта

5.3.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения”. Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.

5.3.2. Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:

— на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;

— у центрального входа и запасных выходах в здание;

— на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах); — в кабинетах руководства организации;

— в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.

6. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.

6.2. На объекте телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать: — периметр территории; — КПП; — главный и служебные входы; — другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.

6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК.

При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории. Для записи телевизионных изображений могут применяться видеонакопители.

7. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

7.1. Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.

7.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать: — подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей; — трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться: — включением аварийного освещения; — передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах); — включением световых указателей направления и путей эвакуации; — дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.

7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.

7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.

8. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА СИСТЕМОЙ ОХРАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

8.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1. 046-85.

8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).

8.3. В состав охранного освещения должны входить: — осветительные приборы; — кабельные и проводные сети; — аппаратура управления.

8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости, — и в дневное.

8.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.

Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.

Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.

Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:

  1. инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
  2. инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
  3. проведение осмотров территории и помещений;
  4. организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
  5. организацию пропускного режима;
  6. организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
  7. информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
  8. проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
  9. плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
  10. проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
  11. инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

  1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
  2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
  3. Составить паспорт антитеррористической защищенности.
  4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
  5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
  6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
  7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

Документ по антитеррористической защищенности

В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:

  • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
  • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
  • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
  • есть оценка возможных последствий теракта.

Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

Деятельность комиссии

Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

В комплекс предупредительных мер входят:

  • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
  • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
  • тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
  • обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
  • инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

Действия при подозрении на вероятность теракта

Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках: 

  • попытка проникновения в школу посторонних людей;
  • стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
  • ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
  • изучение подсобных помещений посторонними людьми;
  • прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
  • выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

Работа с учащимися

Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:

  • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
  • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
  • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

Организация безопасности в праздничные дни

Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

  • проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
  • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
  • дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
  • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
  • контроль за работой охранников;
  • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

Формы работы с детьми

Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. 

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Уголовный кодекс Российской Федерации,
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
  • Федеральные Законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму»,
  • Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».

УМВД России рекомендует гражданам:

Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.

Во всех перечисленных случаях:

  • ни в коем случае не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку.
  • не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами, это может привести к взрыву;
  • зафиксируйте время обнаружения находки и незамедлительно сообщите в территориальный орган полиции;
  • примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
  • не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.

Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

ПАМЯТКА при угрозе террористических актов

ПОМНИТЕ! Террористические группы могут установить взрывные устройства на объекте в самых неожиданных местах (в помещениях военного городка, подвалах строящегося здания, в местах массового скопления людей, трансформаторных будках, в припаркованных машинах, на рабочих местах т.д.).

Правильные, грамотные действия каждого гражданина могут предупредить террористический акт, значительно снизить его последствия, сохранить Вашу жизнь и жизнь других.

Требования безопасности при угрозе проведения террористического акта

1.Быть предельно внимательными к окружающим Вас людям. Ни при каких условиях НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПАНИКИ!!!

2. Обезопасьте свой объект, служебное место:

— выполнить противопожарные мероприятия и обеспечить их постоянное соблюдение;

— проверить места возможного заложения взрывных устройств и создание взрывоопасных воздушных смесей;

— не оставлять без внимания появление рядом с вами посторонних лиц, на стоянке – незнакомых автомобилей, закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;

— о всех подозрительных предметах сообщать непосредственному командиру (начальнику).

Вы обнаружили взрывоопасный предмет

Террористические группы могут использовать как промышленные, так и самодельные устройства, замаскированные под любой предмет.

Заметив подозрительный предмет:

1. Не подходите близко к нему, не трогайте руками и не пытайтесь открывать.

2. Через других лиц сообщите о находке своему непосредственному командиру (начальнику).

3. Не разрешайте военнослужащим, случайным людям подходить к опасному предмету, прикасаться к нему или пытаться обезвредить до прибытия представителей МВД и ФСБ России.

Совершая поездки в транспорте (особенно в метро), обращайте внимание на оставленные предметы (сумки, портфели, свертки и т.д.).

При обнаружении таких предметов немедленно сообщите водителю (машинисту) или любому сотруднику полиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей.

Обычно взрывные устройства закладывают в подвалы, на первых этажах, под лестницей около мусоропровода. Будьте внимательны!

Если произошел взрыв

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

2. Продвигаться следует осторожно, не трогать поврежденные конструкции, оголившиеся провода.

3. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спички, свечи, факел и т.д.).

4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным носовым платком (лоскутом ткани, полотенцем)

5. При наличии пострадавших, примите меры по оказанию первой медицинской помощи и выходу из района поражения.

6. Действуйте в строгом соответствии с должностными обязанностями.

В случае необходимой эвакуации выполните соответствующие мероприятия. При невозможности эвакуации (из здания, помещения) найдите возможность оповестить о месте своего нахождения (например – выйти на балкон, выбить стекло, т.д.).

Вас завалило обломками стен

1. Успокойтесь, не падайте духом.

2. Старайтесь дышать глубоко, ровно, не торопитесь.

3. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.

4. Голосом и стуком привлекайте внимание людей к себе.

5. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. д.) для обнаружения вас металлоискателем.

6. Если пространство около Вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи – берегите кислород.

7. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала. Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

8. По возможности укрепите отвисающие балки или потолок с помощью других предметов (доски, кирпич и т.п.) и дожидайтесь помощи. Помните – помощь придет.

Видео материалы для организации профилактической работы с несовершеннолетними и родителями (законными представителями) о проблеме вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность на территории Белгородской области можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/d/FQV8LSF0u1QPAw

Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения. Акт проверки.

  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(25 голоса, среднее 3.84 из 5)

Безопасность ОУ :: Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения. Акт проверки. 

Основные документы для проверяющих, которые необходимо иметь в учреждении

Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений- основные документы можно скачать здесь

1. Общие сведения об объекте, его наименование, характеристика помещений
и территории объекта.

№ п/п

Наименование показателя

Показатель

1.1

Ведомственная принадлежность, форма собственности

1.2

Руководитель:

1.3

Характеристика прилегающей местности:

1.3.1

Общая площадь территории

1.3.2

Площадь зданий (сооружений, помещений)

1.3.3

Общий объём помещений

1.3.4

Площадь парковок (всего)

1.3.5

Количество машиномест

1.4

Примыкающие территории

1.5

Наличие аварийных выходов

1.6

Наличие трансформаторных подстанций, электрощитов:

1.7

Освещенность объекта и его территории в ночное время суток

2. Организация и состояние работы но обеспечению антитеррористической защищенности объекта, меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

2.1

Предыдущие проверки состояния антитеррористической защищенности объекта, когда, кем проводилась, выводы проверок и основные недостатки

2.2

Исполнение решений, указаний, распоряжений выше-стоящих комиссий, приказов и указаний вышестоящих министерств и ведомств Краснодарского края по вопросам антитеррористической защищенности

2.3

Организационные меры руководства по укреплению антитеррористической защиты объекта

3. Организация делопроизводства
(наличие на объекте документации)

3.1

Положение об организации охраны и защиты объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта)

3.2

План охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ и МЧС)

3.3

Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам объекта)

3.4

Инструкция (памятку по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях)

3,5

Должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны)

3.6

Паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным подразделением МЧС)

3.7

Противодиверсионный (антитеррористический) паспорт объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ)

3.8

Схема оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций

3.9

План обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта)

З.10

Перспективный план оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения без-опасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта)

3.11

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объекте (утверждается руководителем учреждения, согласуется с территориальным подразделением МЧС и межрегиональным отделом по надзору за взрывоопасны-ми и химически опасными объектами межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору)

3.12

Техническая и эксплуатационная документация сооружений и установок, содержащих токсические и (или) взрывопожароопасные вещества

3.13

Функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (подписываются руководителем учреждения)

3.14

Оперативные схемы управления и диспетчеризации, схема зон санитарной охраны источника водоснабжения и объектов предприятия; генеральный план и высотная схема сооружений с нанесением всех коммуникаций; оперативная технологическая схема объектов предприятия, схема автоматизации и телемеханизации

4. Организация взаимодействия администрации объекта

4.1

С антитеррористической комиссией муниципального об-разования

4.2

С территориальными подразделениями правоохранитель-ных органов

5. Наличие технического оснащения и состояние антитеррористической
защиты на объекте

5.1

Оборудование подъездных путей декоративными железо-бетонными конструкциями и устройствами для пресечения прорыва и принудительной остановки автотранспорта, установка шлагбаума и т.п.

5.2

Укомплектованность табельным имуществом, средствами индивидуальной защиты, индивидуальными и коллективными средствами спасения, приборами радиационной, химической разведки, санитарно-хозяйственным имуществом (средствами оказания первой медицинской помощи, резервом медикаментов, перевязочных материалов на случай ликвидации медико-санитарных последствий ЧС)

5.3

Наличие и исправность охранно-пожарной сигнализации, исправность систем наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, укомплектованность пожарных кранов, наличие средств пожаротушения

5.4

Наличие на объекте добровольной народной дружины, ее численность, функциональные обязанности по охране общественного порядка (Ф.И.О. руководителя ДНД, других ответственных лиц ДНД)

5.5

Организация взаимодействия с участковым инспектором полиции, сотрудниками территориальных отделов полиции, УФСБ обслуживающих объект (Ф.И.О., номера их служебных телефонов)

5.6

Наличие на объекте нештатных аварийно-спасательных формирований, формирований службы медицины ката-строф, добровольных пожарных формирований, их численность

6. Организация охраны объекта

6.1

Параметры охраняемой территории

6.2

Инженерные заграждения

6.3

Оборудование ограждения дополнительными защитными средствами (колючая проволока, металлические прутья и др.)

6.4

Инженерно-технические средства охранной, пожарной и тревожной сигнализации, их характеристика

6.5

Состояние распашных внутренних металлических решеток на окнах

6.6

Средства оповещения

6.7

Кнопки экстренного вызова милиции (организации, осуществляющей охрану объекта)

6.8

Телефон с автоматическим определением номера звонившего абонента

6.9

Переносные и стационарные металлодетекторы

6.10

Система видеонаблюдения

7. Система охраны объекта

7.1

Организационная основа охраны (подразделение отдела вневедомственной охраны территориального отдела МВД России, ведомственная охрана, служба безопасности, частное охранное предприятие, и др.)

7.2

Наименование организации, осуществляющей охранную деятельность (адрес, Ф.И.О. руководителя, номер его служебного телефона, где зарегистрирована, номер, дата выдачи и срок действия лицензии на охранную деятельность)

7.3

Количество сотрудников охраны, постов, режимов несения службы

7.4

Характеристика подготовки

8. Средства охраны
(в соответствии с действующим законодательством)

8.1

Огнестрельное оружие (тип, количество)

8.2

Защитные средства (тип, количество)

8.3

Специальные средства (тип, количество)

8.4

Служебные собаки (есть — сколько и какой породы)

8.5

Организация оповещения и связи

8.6

Между постами (номера телефонов, радиостанции)

9. Организация внутриобъектового и пропускного режимов

9.1

Наличие приказа (Положения) по организации внутри-объектового и пропускного режимов

9.2

Наличие контрольно-пропускных пунктов для прохода персонала, проезда автомобильного транспорта, обору-дование их техническими средствами контроля шлаг¬баум, вертушка, ручные газоанализаторы и металлооб- наружители, средства принудительной остановки авто-транспорта и др.

9.3

Организация дежурств руководящего и обслуживаю¬щего персонала объекта

9.4

Проведение инструктажей о порядке действий при угрозе террористического акта, при обнаружении ве¬ществ, которые могут являться биологически или хи¬мически опасными

9.5

Контроль за помещениями объекта, сданными в аренду (фирмам, их наименование, частным лицам, профиль деятельности)

9.6

Обеспечение контроля за производством ремонтных и других видов работ, проверки рабочих о наличии у них регистрации, информирование правоохранитель¬ных органов

9.7

Проведение проверок на предмет обнаружения бес¬хозных вещей и предметов на объекте или в непосред¬ственной близости от него

9.8

Обеспечение контроля за вносимым (ввозимым) на территорию объекта грузами и предметами ручной кладки, своевременным вывозом твердых бытовых от-ходов

9.9

Ежедневное проведение проверок подвалов, чердаков, подсобных помещений

9.10

Проведение проверок состояния решеток на окнах и периметральных ограждений, наличия и исправности средств пожаротушения

10. Оценка источников и полноты финансирования мероприятий по укреплению антитеррористической и пожарной безопасности объекта.

Недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности объекта:

— отсутствует документация по антитеррористической защищенности объекта;

— отсутствует система видеонаблюдения;

— подъездные пути не оборудованы декоративными железобетонными конструкциями и устройствами для пресечения прорыва и принудительной остановки автотранспорта;

— отсутствует паспорт безопасности объекта;

— отсутствует круглосуточное дежурство оперативно-диспетчерской службы отсутствует план действий при возникновении антитеррористической угрозы.

11. Выводы.

12. Предложения.

Защита детей — глобальная задача как родителей, так и педагогов в школах и детских садах. Сегодня понятие «терроризм» прочно вошло в наш лексикон, и любому взрослому нужно знать не только, что самому делать в экстренной ситуации, но и как помочь детям, оказавшимся рядом. Кроме того, в этом вопросе важны и меры профилактики, поэтому мы рассказываем, как образовательным учреждениям соблюдать нормы антитеррористической безопасности.

  • Чем регулируется антитеррористическая защищенность образовательных учреждений

  • Какие требования установлены законом по антитеррору в школах

  • Какие требования установлены законом по антитеррору в детских садах

  • Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности

  • Какие мероприятия по антитеррору нужно проводить и кто за них отвечает

  • Обучение по антитеррористической безопасности на курсах повышения квалификации для педагогов

Документы и нормы: чем регулируется антитеррористическая защищенность образовательных учреждений

В любом образовательном учреждении — школе, гимназии, лицее, частном или государственном детском саду — должны быть две папки с документами по антитеррористической безопасности. В первой собраны все нормативные акты, которыми регулируется вопрос антитеррора, во второй — документы конкретной организации.

Школа может сама дополнять первую папку необходимыми документами (когда появляются новые или обновляются старые), но минимальный набор выглядит так:

  • Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

  • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями). 

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».

  • Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96).

  • Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».

  • Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг.

  • Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях

Для школ. За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

  1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.

  2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.

  3. Составить паспорт антитеррористической защищенности.

  4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.

  5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.

  6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.

  7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

Для детских садов. К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:

  1. Установку кнопки тревожной сигнализации.

  2. Разработку паспорта антитеррористической защищенности.

  3. Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.

  4. Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.

Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.

Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности

В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

В этом документе:

  • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;

  • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;

  • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;

  • есть оценка возможных последствий теракта.

Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

Помимо этого, в каждой школе и детском саду должны быть и другие документы:

  • положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;

  • план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года.  В нем предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период. Если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;

  • перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);

  • план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);

  • план-схема охраны образовательного учреждения;

  • инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;

  • план эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);

  • памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

  • памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

  • функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;

  • должностные инструкции сотрудника,  подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения  за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);

  • противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения.

Какие мероприятия по антитеррору нужно проводить и кто за них отвечает

Отвечает за антитеррористическую безопасность в школе и детском саду всегда руководитель — директор образовательного учреждения. Его задача — организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории учебного заведения.

Помимо руководителя, за безопасностью в школе и ДОУ следит антитеррористическая комиссия. В нее входят:

  • заместитель директора,

  • начальник штаба гражданской обороны,

  • механик,

  • электрик,

  • другие специалисты, которых назначит руководитель.

Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.

Также комиссия:

  • разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;

  • описывает действия персонала и детей в случае угрозы;

  • ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;

  • регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);

  • участвует в подборе кадров;

  • проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.

Весь персонал образовательного учреждения должен знать, как действовать при захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе или совершении теракта. Формула безопасности достаточно проста:

  • предвидеть опасность,

  • избегать ее по возможности,

  • при необходимости действовать четко и решительно,

  • активно просить о помощи и оказывать ее другим.

Обучение по антитеррористической безопасности на курсах повышения квалификации для педагогов

Все образовательные учреждения России должны соблюдать установленные на законодательном уровне требования по антитеррору. Своевременно узнать об изменениях в этой сфере можно на курсе повышения квалификации в АБиУС.

Программа курса соответствует требованиям: 

— Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

После окончания слушатель получит удостоверение о повышении квалификации и узнает все об антитеррористической защищенности школ и детских садов. Кроме этого, на курсе подробно изучается вопрос нормативно-правового регулирования этого вопроса. Обучение заочное и дистанционное — его могут пройти педагоги и сотрудники ДОУ из любого города и региона РФ.

Академия уже больше 20 лет занимается повышением квалификации педагогов школ и детских садов. Учителя постоянно сталкиваются с новыми трудностями, для решения которых зачастую не хватает просто знаний и опыта. Плюс ко всему на государственном уровне регулярно вводятся новые правила и формируются новые нормы. Программа «Современные технологии в педагогике» поможет сориентироваться в актуальных методах воспитания школьников и сделать так, чтобы вся работа соответствовала ФГОС. А для того, чтобы работа детского сада тоже соответствовала госстандартам, в Академии разработали программу «ФГОС в дошкольном образовании». За две недели сотрудники смогут узнать все об организации образовательного процесса в ДОУ и приведут все процессы в соответствие правилам.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прибавка к зарплате за классное руководство
  • Актовегин уколы инструкция по применению внутривенно струйно для чего отзывы
  • Теория руководство чтением
  • Мануал для mercedes benz
  • Лекарство трентал инструкция по применению цена отзывы аналоги