Организационно методическое руководство учреждением

Содержание

  • Организационное руководство
    • Смотреть что такое «Организационное руководство» в других словарях:
  • Методическое обеспечение и методическое руководство
  • Методическое обеспечение деятельности учреждений культуры в современных условиях
  • Методическое обеспечение и методическое руководство культурно-досуговой деятельности
  • Методическая деятельность (стр. 1 из 16)

Организационное руководство

Смотреть что такое «Организационное руководство» в других словарях:

  • Руководство — Руководство: Руководство контроль поведения других людей (см. Власть). Руководство набор правил для осуществления или использования чего либо (см. Инструкция). См. также Руководство пользователя Организационное руководство Руководство … Википедия

  • Организационное обеспечение технологического процесса проектирования — 1. Комплекс работ по установлению и описанию состава и последовательности проведения проектных работ, форм и методов управления технологическим процессом, контроля его выполнения, а также форм и методов нормирования технологического процесса… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • организационное представление (вид) — 3.52 организационное представление (вид) (organization view): Вид модели предприятия, обеспечивающий представление и изменение организационной структуры и структуры принятия решений на предприятии, а также обязанностей и прав сотрудников и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство — Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 54136-2010: Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов, структура и словарь — Терминология ГОСТ Р 54136 2010: Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов, структура и словарь оригинал документа: 4.1 абстрактная деталь (abstract part): Деталь, которая определена только своей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Министерство юстиции СССР — (Минюст СССР) существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных правовых актов в СССР … Википедия

  • Минюст СССР — Министерство юстиции СССР (Минюст СССР) существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных… … Википедия

  • Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

  • Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

  • Политотдел — У этого термина существуют и другие значения, см. Политотдел (значения) … Википедия

Методическое обеспечение и методическое руководство

Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство — это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции — информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции — прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один — это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.

Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.

Методическое обеспечение деятельности учреждений культуры в современных условиях

Метод – способ достижения цели, решения конкретных задач или – совокупность приёмов, операций практического освоения действительности. В СКД – метод –это способ или совокупность способов и приёмов воздействия на участников СКД через конкретные формы. Методология–учение о структуре, организации, методах и средствах СКД. Методика СКД – это механизмом реализации методов СКД. Предметомметодического обеспечения СКД является методика СКД, основу которой составляют цели, содержание, средства, методы и формы работы. Носителем методических идей является методист: он является субъектом методической деятельности, а объектом в этом процессе – практики СКД.

Задачи методического обеспечения:

1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение инновационного опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных новаций в области СКД. Формами распространения инновационного опыта являются: обучение в вузах и др. специальных учебных заведениях. Обучение на курсах повышения квалификации. Семинары. Научно-практические и научно-методические конференции. Консультации. Выезды методистов на место. Издание информационных материалов, методических разработок и т. п. Использование местной печати, радио, телевидения. Использование специализированных журналов по СКД.

2.Создание системы повышения квалификации работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов СКД. Специфика учебного процесса в системе повы­шения квалификации заклю­чается в: разноплановом составе обучающихся (по образованию, зани­маемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовлен­ности, условиям работы); методике преподавания (акцент на активные формы обучения); привлечении для проведения занятий опытных практических ра­ботников; актуальности учебных планов и программ.

3.Внедрение системы информационного обеспечения учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене инновационными методиками между учреждениями культуры.Информационное обеспечение – это планомерное предоставление информации, отвечающей потребностям специалис­тов, практиков для решения конкретных задач. Структура органов научной информации по культуре и искусству. На верхней ступени находится центральный от­раслевой орган информации – Научный информационный центр Росинформкультура, который входит в структуру Российской госу­дарственной библиотеки (г. Москва). Создан в 1972 г. и имеет комплексные информационные ресурсы по культуре и искусству, представленные как в традиционной форме в виде серий библиографических указателей новой литературы, научных сборников, дайджестов, журнала «Обсерватория культуры», так и в электронной форме в виде баз данных, электронных публикаций, электронного каталога, Интернет-ресурсов. Эти информационные ресурсы создаются на основе поступлений в РГБ и ряда других крупнейших библиотек. Следующим звеном отраслевой информационной системы являются региональные специализированные информационные центры, работающие на базе областных научных библиотек. Третьим звеном являются отделы научной информации предприятий, организаций и уч­реждений культуры и искусства.

4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы, инновационных методик организации и осуществления социально-культурных программ. Практическая помощь учреждениям культуры осуществляется посредством консультирования (устного и письменного) и подготовка методических изданий (методических, инструктивно-методических, учебно-методических, информационных пособий), в которых раскрывается методика решения поставленных задач, даются рекомендации, с помощью каких приёмов, методов или способов решается та или иная задача, а также в приложениях могут быть: сценарии или сценарные планы, эскизы художественного оформления, фактический материал в виде таблиц, цифр, фактов, плакатов, афиш; репертуар коллективов художественной самодеятельности, программы, планы работы, библиографические указатели и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – новый этап развития научно-методической деятельности. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности в СКД. Главная цель методической работы (как говорилось выше) — это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Метод-е руководство возникло для регулирования и стремления ВЫРОВНЯТЬ разрыв между теорией и практикой, между уровнем развития методик и развитием (с другой стороны) передовых методик. НО метод руководство, в отличии от административного носит рекомендательный, консультативный, совещательный характер (Крупская). ЗНАЧЕНИЕ МО в СКД усиливается в связи с современными преобразованиями в общ-ве, обостряется конкуренция среди УК (коммерч, некоммерч), оно повышает внимание к КАЧЕСТВУ оказываемых услуг. МЕТОД – способ действовать, поступать, воздействовать, внушать. Это система практических способов осуществления чего-либо. МЕТОД с т.з. науки – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ. МЕТОД с т.з. практики – ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ. МЕТОДИКА – совокупность методов ч-л, практического выполнения ч-л. МЕТОДИЧЕСКИЙ – строго последовательный, систематический, точно следующий плану. МЕТОДИСТ – специалист по практическому выполнению ч-л, использует систему практических способов для осуществления ч-л. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, менеджеры-специалисты, которые организуют МО, изучают, пропагандируют, распространяют и внедряют опыт в практику. Объекты МО – общество, человек, специалисты УК, на которых влияют субъекты и УК. МЕТОДИКИ – механизмы реализации теории в практику. МЕТОДОЛОГИЯ – учение о структуре, логической организации, средствах деятельности.

Сущность метод. обесп-я заключ-ся в сокращении разрыва между проектируемой КДД и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи УК. Сущностное назначение метод. обеспеч-я — в анализе, поиске передовых, наиболее эффект-х методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных вариантов в условиях КДД. Методическое обеспечение СКД можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.

Назнач-е метод.об-я -в анализе, поиске передовых, наиб. эфф-х методик, их апробировании, а также внедр.новых,наиб оптим-х в конкр-х усл-х КДД,в корректир-ии социок-й деят-ти. Метод. Об-е -1)упорядоч-е метод.деят-ти УК,2)взаимосвязь УК региона,области.

Методы работы, использ-е метод-ми в УК:1.анализ отчетов УК и др.докумен-и 2.беседы с раб-ми УК,3.беседы с посетитУК,4.личное набл-е. Виды и формы деят-ти:1.изуч-е,обобщ-е,внедр.опыта работы УК,2.регул-е информир-е о новом в КДД,3.самостоят-я разр-ка новых форм и методов КДД в конкр.усл-х 4.внедрение метод.разр-к в практику УК,5.проведение семинаров для повыш. квалиф. раб-в УК,6.использ.и внедр.иссл-й в КДД.,7.изуч.запросов и интер-в разл. групп насел.(опросы,анкетир-е,беседы,фокус-группы).

ТО Сегодня благодаря метод-м службам можно разраб-ть и реал-ть важные социокультурные проекты, гранты, которые могут быть экономически выгодными и способны принести пользу общ-ву в соврем.рын-х усл-х .

К сожалению, метод-е службы на местах иногда возглавляют случайные люди, происходит частая смена рук-лей, текучесть кадров. Это негативно сказывается на работе клубов, их дальнейшем развитии, деят-ти всего культурно-досугового комплекса. Поэтому очень важно, чтобы в этих структурах работали квалифиц-е, грамотные менеджеры и специалисты.

.. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..

Организационно-методическое руководство работой кабинетов охраны труда в отрасли

Сущность организационно-методического руководства излагается ниже.
1. Для методического руководства и контроля за работой кабинетов охраны труда в отрасли работниками министерства (ведомства) организуется центральный (базовый) кабинет охраны труда.
2. Центральный (базовый) кабинет охраны труда организуют при научно-исследовательском институте, крупном предприятии или другой организации, располагающей необходимыми кадрами и материально-технической базой.
3. Общее руководство работой центрального (базового) кабинета охраны труда осуществляют специалисты отдела охраны труда министерства (ведомства).

4. Работа центрального (базового) кабинета охраны труда состоит в следующем: а) разработка предложений по совершенствованию организационной и методической работы кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли;
б) распространение передового опыта предприятий по предупреждению несчастных случаев, методов и форм пропаганды и обучения, в том числе программированного;
в) систематическая информация предприятий о новых средствах пропаганды и обучения, методических рекомендациях и других материалах, необходимых для работы кабинетов; г) проведение отраслевых совещаний, семинаров с руководящими и инженерно-техническими работниками, с общественными инспекторами по охране труда; д) организации тематических и передвижных выставок, на которых пропагандируется передовой опыт предприятий, цехов, участков по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; е) обеспечение кабинетов охраны труда предприятий отрасли наглядными, печатными, техническими и другими средствами пропаганды и обучения по вопросам охраны труда; ж) осуществление периодического контроля за работой и оборудованием кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли, а также за эффективностью проведения обучения и пропаганды; з) организация и проведение смотров-конкурсов работы кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли.
5. Работа центрального (базового) кабинета охраны труда осуществляется в соответствии с перспективным и годовым планами, утвержденными отделом охраны труда министерства (ведомства) по согласованию с ЦК профсоюза.
6. В центральном (базовом) кабинете охраны труда, оборудованном на предприятии, проводится также работа, предусмотренная п. 5 раздела I настоящего Положения.

Методическое обеспечение и методическое руководство культурно-досуговой деятельности

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Общие термины
    • 1.1 Термины «метод» и «методика»
      • 1.2 Методическое обеспечение и методическое руководство
  • Глава 2. Сущность методического обеспечения
    • Заключение
    • Список использованной литературы.
    • Введение
    • В условиях становления современного информационного общества, в новой социально-культурной и экономической ситуации в решении профессиональных задач и проблем важное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной деятельности.
    • В настоящее время кадровая политика социально-культурной сфере должна быть направлена не только на подготовку в рамках системы образования компетентных высококвалифицированных специалистов, но и на сохранение и развитие отраслевого профессионального потенциала, обеспечение его соответствия требованиям, которые выдвигаются к нему формирующимся информационным обществом.
    • В свою очередь решение этой задачи предусматривает формирование соответствующей инфраструктуры, все более заметную роль, в которой начинает играть система методического обеспечения. Зародившись в рамках системы методического руководства отраслью, как ее функция по информационно-методическому обслуживанию, в современных условиях, когда система методического руководства утратила свою значимость: где-то полностью разрушена, где-то присутствует в прежнем формате, и преобладают разработанные еще в советский период формы и методы, информационно-методическое обеспечение выдвинулось на первый план, как самостоятельное направление работы.
    • В данной работе поставлена цель выявить сущность методического обеспечения и его отличия от методического руководства. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
    • — дать определение терминам методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение;
    • — определить предмет методической деятельности;
    • — выявить основные функции методического обеспечения.
    • Глава 1. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Общие термины
    • 1.1 Термины «метод» и «методика»
    • Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение, методическая работа — понятия, с которыми связана любая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
    • Для дальнейшего рассмотрения темы дадим определения терминам «метод» и «методика», которые является ключевыми во всех остальных понятиях.
    • Метод — это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решении конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала. В своем общем значении метод — способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Например, экспериментальный метод представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, которая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой — на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др.
    • Методика — определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса). Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам. Определённая область знаний, отрасль науки (в педагогической науке — методика воспитания). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания).
    • Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области эстетического воспитания.
    • Методика — это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего, социально-психологические.
    • Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики. Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой деятельности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позволяет в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности.
    • 1.2 Методическое обеспечение и методическое руководство
    • Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство — это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции — информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции — прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один — это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.

Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.

Глава 2. Сущность методического обеспечения

Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание “сервисных” условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.

Главная цель методической работы — это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала и компетентности, а конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:

· нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

· совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

· информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

· повышение уровня профессионализма;

· ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;

· совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

· обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

· поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

· организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

· организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

· внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как:

· согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности

· сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

· способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

· организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

· создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Таким образом, было дано общее представление о методической работе как объекте управления. Теперь можно рассмотреть сущность и функции методической работы в учреждении культуры.

Из изложенного выше материала следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.

Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.

Функции методической работы в учреждении культуры

Осуществление связи с “внешней средой”

— осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры;

— внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики;

— трансляция лучшего опыта специалистов учреждений.

Повышение эффективности деятельности коллектива

— диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников;

— выявление, обобщение и распространение передового опыта;

— стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников;

— развитие экспериментальной работы.

Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей

— диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя;

— развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей;

— повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности;

— формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности;

— повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Опираясь на иерархию менеджмента можно выделить следующие уровни управления методической работой:

Стратегический уровень — определение целей системы методической работы в целом и координация деятельности учреждений культуры.

Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов РФ, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами повышения квалификации; научно-методическими центрами, кабинетами.

Тактический уровень — управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.

Оперативный уровень — непосредственное управление методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений. методическое обеспечение руководство обеспечение

Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:

— Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.

— Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.

— Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.

— Проектировочные: участие в разработке программ, проектов.

— Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.

— Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.

— Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.

Заключение

Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении — это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.

Деятельность учреждений социально-культурной сферы в современных условиях должна совершенствоваться. И это во многом связано с методическим обеспечением их работы, а также методического руководства, как организации процесса оснащении различными материалами. Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.

Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область социально-культурной деятельности.

Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

Список использованной литературы

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. — М.: МГУК, 1998.

2. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.

3. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. — М., 1998.

4. Чижиков В.И. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК, 1991.

Размещено на Allbest.ru

Методическая деятельность (стр. 1 из 16)

Лекция 1. Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей

1. Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей.

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты , профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.

Основные виды методической деятельности:

— самообразование,

— методическое исследование,

— описание и обобщение передового опыта,

— создание методической продукции,

— обучение педагогических кадров, методическое руководство,

— методическая помощь,

— методическая коррекция.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения .

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности , методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

2. Методическая служба учреждений дополнительного образования

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.

Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город.

Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.

В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.

Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.

Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.

К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы.

Задание: подумайте, в чем причина такой ситуации?

Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:

• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;

• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;

• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;

• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб , которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников.

Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:

· районный (окружной, городской) методический кабинет;

· методический отдел в структуре органов управления образованием;

· информационно-методический городской, районный центр (кабинет);

· научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);

· учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.

У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений.

В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др.).

Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:

• методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;

• методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;

• третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности.

Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.

Организационно-методическое руководство представляет собой важную составляющую деятельности организации, которая направлена на разработку и реализацию методических рекомендаций, организацию работы и контроль выполнения задач. Данная концепция имеет целью обеспечение эффективности и эффективности работы организации через оптимизацию процессов и повышение производительности.

Организационно-методическое руководство играет ключевую роль во всех отраслях и сферах деятельности, включая бизнес, образование, здравоохранение и т.д. Его реализация позволяет достичь главных целей организации и обеспечивает прогресс и развитие. Руководитель, выполняющий эту роль, должен обладать навыками и знаниями организационно-методического руководства и способностями к эффективной коммуникации и координации работы внутри коллектива.

Принципы организационно-методического руководства включают в себя системность, последовательность, централизацию, децентрализацию, учет интересов различных сторон и др. Системность предполагает применение комплексного подхода к решению задач и реализации методических рекомендаций. Последовательность является основой эффективной работы и обеспечивает однообразие и последовательность действий.

Успешное организационно-методическое руководство способствует достижению гармоничного рабочего процесса, оптимизации управления и повышает конкурентоспособность организации на рынке.

Централизация и децентрализация предлагают разные подходы к управлению и распределению полномочий внутри организации. В зависимости от размера и структуры организации, руководитель выбирает соответствующую стратегию, которая наиболее эффективна для достижения задач и целей предприятия.

Таким образом, организационно-методическое руководство играет важную роль в достижении целей и эффективного функционирования организации. Оно является основой для разработки и внедрения методических рекомендаций, а также координации и организации работы сотрудников для достижения общих целей и успеха организации в целом.

Содержание

  1. Организационно-методическое руководство: понятие и значение
  2. Роль организационно-методического руководства в организации
  3. Значение организационно-методического руководства для достижения целей

Организационно-методическое руководство: понятие и значение

Организационное руководство основано на систематическом подходе к управлению организацией. Оно включает организацию рабочих мест, определение функций и задач сотрудников, структурирование рабочих процессов и установление коммуникационных связей. Организационные принципы руководства позволяют достичь оптимальной организации управленческих структур и обеспечить необходимую эффективность работы.

Методическое руководство, в свою очередь, является системой методов и приемов решения управленческих задач. Это означает, что методическое руководство включает в себя использование практических инструментов и методов работы, направленных на достижение поставленных целей. Ключевые задачи методического руководства заключаются в оптимизации процессов, повышении производительности и качества работы организации.

Организационно-методическое руководство является неотъемлемой частью управления организацией. Оно позволяет руководителям эффективно организовывать работу сотрудников, оптимизировать бизнес-процессы и достигать поставленных целей. Применение организационных и методических принципов руководства позволяет адаптироваться к изменениям внешней среды и успешно конкурировать на рынке.

Организационное руководство Методическое руководство
Организация рабочих мест Система методов решения управленческих задач
Определение функций и задач сотрудников Использование практических инструментов и методов работы
Структурирование рабочих процессов Оптимизация процессов
Установление коммуникационных связей Повышение производительности и качества работы

Роль организационно-методического руководства в организации

Организационно-методическое руководство включает в себя разработку и применение методик и методов организации работы, а также контроль и надзор за их выполнением. Как правило, это задача руководителей на всех уровнях управления: от высшего звена до оперативного персонала.

Роль организационно-методического руководства заключается в следующем:

  1. Планирование и определение стратегических направлений работы организации.
  2. Организация и структурирование деятельности сотрудников.
  3. Разработка стандартов и методик, которые обеспечивают эффективное выполнение работ.
  4. Контроль и оценка результатов работы.
  5. Постоянное совершенствование и обновление методик в соответствии с изменяющимся окружением и потребностями организации.

Организационно-методическое руководство также способствует развитию командного духа и укреплению корпоративной культуры в организации. Оно помогает оперативным руководителям эффективно руководить своими подчиненными, устанавливать приоритеты и выстраивать оптимальные рабочие процессы.

В целом, организационно-методическое руководство играет важную роль в достижении успешной работы организации и является неотъемлемой частью её управленческой системы.

Значение организационно-методического руководства для достижения целей

Организационно-методическое руководство играет ключевую роль в достижении целей организации. Это процесс, который охватывает планирование, организацию и контроль деятельности, направленной на достижение заложенных целей.

При правильном использовании организационно-методического руководства организация может быть эффективной и эффективно использовать свои ресурсы. Оно помогает определить оптимальные методы работы, принимать обоснованные решения и оптимизировать бизнес-процессы.

Организационно-методическое руководство также обеспечивает единообразие действий всей команды и структурирует рабочие процессы. Оно устанавливает технические и методологические стандарты, что позволяет снизить вероятность ошибок и повысить качество работы.

Кроме того, организационно-методическое руководство способствует повышению эффективности командной работы. Оно способствует взаимодействию различных подразделений и созданию прозрачных коммуникаций. Процессы становятся более прозрачными, что упрощает совместное взаимодействие и улучшает координацию действий.

Как результат, организационно-методическое руководство вносит значительный вклад в достижение целей организации. Оно позволяет улучшить работу компании в целом, оптимизировать ее процессы и повысить ее конкурентоспособность на рынке.

Организационно-методическое руководство – это важный элемент управления организацией, который активно используется в различных сферах деятельности. Это совокупность действий и мероприятий, направленных на эффективное руководство и координацию работ сотрудников, обеспечение высокого уровня и качества их выполнения. Кроме этого, организационно-методическое руководство помогает снизить вероятность ошибок, повысить производительность и эффективность работы, а также улучшить отношения между сотрудниками.

Применение организационно-методического руководства необходимо во всех организациях, независимо от того, в какой отрасли они работают. Организационно-методическое руководство охватывает множество вопросов, таких как планирование, координация и контроль деятельности сотрудников, организация системы сбора и анализа информации, разработка новых методов и технологий и др.

Организационно-методическое руководство – это сложный и долгосрочный процесс, который требует от руководства высокой квалификации и опыта. Важно учитывать особенности и потребности каждой организации, законодательство и социально-экономические условия, а также рыночные тенденции и требования.

В данной статье мы рассмотрим особенности и значение организационно-методического руководства, а также рассмотрим примеры наиболее эффективных методов и приемов, которые помогут существенно улучшить результаты работы вашей организации.

Содержание

  1. Значение организационно-методического руководства
  2. Особенности организационно-методического руководства
  3. Вопрос-ответ
  4. Что такое организационно-методическое руководство?
  5. Каково значение организационно-методического руководства в образовании?

Значение организационно-методического руководства

Организационно-методическое руководство — это важный инструмент управления, который помогает обеспечить эффективность работы организации или учреждения. Оно позволяет определить цели и задачи, разработать стратегию работы, рассчитать бюджет и распределить ресурсы.

Организационно-методическое руководство также направлено на координацию деятельности всех подразделений организации и обеспечение единой методической базы для решения задач. Оно помогает управляющим работать более эффективно и принимать взвешенные решения, основанные на анализе данных и прошлом опыте.

Организационно-методическое руководство помогает также повысить качество работы, улучшить отношения внутри коллектива, повысить мотивацию сотрудников и снизить число ошибок и недоработок.

Важно отметить, что организационно-методическое руководство является динамичным процессом и должно постоянно совершенствоваться для достижения максимальных результатов.

Особенности организационно-методического руководства

Организационно-методическое руководство — это процесс управления, направленный на создание оптимальных условий для реализации педагогических задач и достижения общей цели образовательной деятельности. Отличительной особенностью данного процесса является его системность, комплексность и целостность.

Одной из основных задач организационно-методического руководства является обеспечение единства преподавательского коллектива, разработка образовательных программ и методических материалов, контроль за их выполнением и результатами обучения, организация самообразования педагогов.

Организационно-методическое руководство не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и способностей. Важно разрабатывать гибкие и адаптивные образовательные программы, учитывающие различия в возрасте, поле, социальном статусе и культурном бэкграунде учащихся.

Также, важной особенностью организационно-методического руководства является необходимость постоянного совершенствования методологических и педагогических знаний и умений. Педагог должен быть способен применять различные методы обучения и контроля, осуществлять диагностику и работать с ошибками учащихся, дифференцировать подход к обучению и т.д.

Таким образом, организационно-методическое руководство является комплексным и многогранным процессом, который требует постоянного совершенствования и адаптации к конкретным условиям и потребностям обучающихся.

Вопрос-ответ

Что такое организационно-методическое руководство?

Организационно-методическое руководство — это совокупность мер, направленных на организацию эффективного управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся. Оно включает в себя различные подходы и методы, используемые для повышения эффективности обучения и управления качеством образования в целом.

Каково значение организационно-методического руководства в образовании?

Организационно-методическое руководство является ключевым фактором в образовании. Оно позволяет учительскому коллективу создать условия для эффективного обучения и воспитания учащихся, определить цели и задачи образовательного процесса, разработать стратегии и тактики работы, обеспечить контроль за выполнением учебных планов и программ. Без организационно-методического руководства невозможно обеспечить успешность образовательного процесса, а следовательно, достичь указанных целей и задач.

Основы методического руководства

 деятельностью учреждений культуры клубного типа

 (методические рекомендации)

   Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций  с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, — с другой.

   Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

      Методическая деятельность — понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

     Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

 Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие  себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

    Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

      -на модернизацию содержания социокультурной деятельности;

      -на повышение профессионального мастерства работников культуры;

      -на своевременное оказание им методической помощи.

       Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют  методические службы различных видов: 

 Районные (городские) организационно-методические центры;

 -Районные (городские) информационно-методические центры;

 -Районные (городские) координационно-методические центры;

 -Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

-Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

 
   Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории  муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района ) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной  деятельности.

     Примерный перечень функций методической службы:

    методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

   организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

    информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

   творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

 —  осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах       областного, всероссийского и международного уровней;

     разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

 — организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

     сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

    сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

   мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

    создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

    повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

   обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

   разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

   проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

— разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

      —   обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

   производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

    разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства  зависит от решения  следующих задач:

 — создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

    создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

   создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

    оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

 — издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

   создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

     создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

— разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

   создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

  повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными  проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

     Методическая служба может существовать:

   как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

    как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

      В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также    «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

 Рекомендуемая литература

 1.     Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

 2.     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

 3.     Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

 4.     Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

 5.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

 6.     Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.

                                                                                                       Приложение

                                                                                                                               Проект

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

 о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

                           1.Общие положения

1.1.    Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного    уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.     РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

 1.4.  В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального   образования     ( городского округа, муниципального района).

                          2.Основные задачи и функции РМС

 2.1.    Основными задачами РМС являются:

 -проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

 — изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

 -изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

 — организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского  искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

 -обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;         

   содействие развитию любительского художественного творчества;

 — повышению художественного уровня  репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

 — осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов  художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

 -изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.   Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение  усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.      Для выполнения основных задач РМС:

— анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

  разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности культурно-досуговых учреждений, развитию художественной самодеятельности;

  осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

   участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

  организует и проводит зональные ( окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана  повышения  квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

    оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

— разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

— распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

    формирует фонд  репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских ) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества , смотров –конкурсов работы культурно-досуговых  учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций , совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

  организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых  учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС , своими собственными;

— выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

    организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

 3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

   проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

— вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

   принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

   привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

    устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

   проводить в установленном порядке показательные выступления ( как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

  создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.   Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.    РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений  других ведомств.

4.3.    РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.     Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.    При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет ( или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления           культурой муниципального образования.

5.3.   РМС работает на основе перспективных и текущих  планов,  целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными  методическими структурами в установленном порядке.

5.4.  Реорганизация и ликвидация РМС производится в установленном  законом порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экстракт красавки таблетки инструкция по применению цена отзывы
  • Уо 4с исп 02 инструкция цена
  • Миконазол таблетки инструкция по применению в гинекологии
  • Пронто витамины для мужчин инструкция по применению
  • Gps трекер tk102b инструкция на русском