Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.
Общее
управление финансами
в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый
аппарат.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.
На
общегосударственном
уровне
аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:
-
профильные
комитеты по бюджету, налогам, банкам и
финансам Государственной Думы и Совета
Федерации; Счетная палата РФ; -
Министерство
финансов РФ и его органы на местах; -
Центральный
банк РФ; -
Министерство
РФ по налогам и сборам; -
Федеральная
налоговая служба РФ; -
Государственный
таможенный комитет РФ; -
Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг; -
Министерство
государственного имущества; -
исполнительные
дирекции внебюджетных фондов социального
назначения.
Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.
Всю
работу по управлению
государственными финансами
осуществляют Министерство
финансов,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.
Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.
На
Министерство финансов возложены
следующие задачи:
1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;
2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;
3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;
4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка
Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции:
-
участвует
в работе по составлению долговременных
и кратковременных прогнозов
функционирования экономики, совместно
с федеральными органами исполнительной
власти определяет потребность в
государственных централизованных
ресурсах, подготавливает предложения
о распределении их между федеральным
бюджетом и государственными федеральными
внебюджетными фондами;
-
организует
работу по составлению проекта федерального
бюджета, прогноза консолидированного
бюджета РФ, разрабатывает проекты
нормативов отчислений от федеральных
налогов, сборов, размеров дотаций и
субвенций из федерального бюджета в
бюджеты субъектов Федерации; -
обеспечивает
исполнение федерального бюджета, а так
же государственных федеральных
внебюджетных фондов; -
разрабатывает
с участием Министерства РФ по налогам
и сборам, Федеральной налоговой службы
РФ предложения по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы; -
принимает
участие в работе по совершенствованию
страховой деятельности в стране; -
разрабатывает
предложения по формированию и развитию
финансового рынка; -
разрабатывает
проекты программ внешних заимствований
РФ; -
управляет
государственным внутренним и внешним
долгом РФ;
Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.
Основными
задачами
органов Федерального казначейства
являются:
1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;
2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;
3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;
4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;
5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;
6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.
Счетная
палата РФ
является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:
1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;
2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;
3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.
Министерство
РФ по налогам и сборам
и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:
-
осуществлять
контроль за соблюдением налогового
законодательства по вопросам правильного
исчисления, полноты и своевременности
внесения налогов в бюджет и во внебюджетные
фонды; -
вести
учет и проводить проверки налогоплательщиков; -
ежемесячно
представлять финансовым органам и
органам Федерального казначейства
сведения о фактически поступивших
суммах налогов и других платежей в
бюджет; -
осуществлять
возврат излишне уплаченных налоговых
сумм и неправильно изъятых с
налогоплательщиков штрафов и пеней.
Государственный
таможенный комитет России
(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:
-
организует
систему контроля за правильностью
определения таможенной стоимости
товаров; -
обеспечивает
самостоятельно и во взаимодействии с
другими правоохранительными органами
контроль за соблюдением режима зоны
таможенного контроля, организует
систему охраны объектов таможенной
инфраструктуры, осуществляет другие
меры по охране таможенной границы
Российской Федерации; -
организует
осуществление таможенного контроля,
принимает меры по его совершенствованию
и упрощению без ущерба эффективности
такого контроля; -
участвует
в организации экспортного контроля,
контроля за вывозом стратегических и
других жизненно важных для интересов
Российской Федерации материалов, а
также культурных ценностей; -
организует
осуществление в соответствии со своей
компетенцией валютного контроля; -
выполняет
функции органа валютного контроля; -
осуществляет
контроль за соблюдением должностными
лицами таможенных органов РФ законности
при производстве по делам о контрабанде
и об иных преступлениях в сфере
таможенного дела, осуществлении
оперативно — розыскной деятельности,
производстве по делам о нарушении
таможенных правил и их рассмотрении,
производстве по делам об административных
правонарушениях, посягающих на нормальную
деятельность таможенных органов
Российской Федерации.
Федеральная
налоговая служба (ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:
-
представляет
в соответствии с законом РФ о
несостоятельности (банкротстве) интересы
РФ по обязательным платежам и (или)
денежным обязательствам; -
рассматривает
уведомления о проведении стимулирующих
лотерей; -
осуществляет
в установленном порядке проверку
деятельности юридических лиц, физических
лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств
в установленной сфере деятельности; -
осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных на содержание
службы и реализацию возложенных на нее
функций; -
обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную
тайну; -
организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение заявлений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота недвижимого имущества и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции), реализации Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями полномочий собственника имущества, прав участника корпоративного юридического лица и собственника имущества унитарного юридического лица, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2005 N 793, от 30.05.2007 N 336, от 27.10.2007 N 707, от 30.01.2008 N 42, от 26.01.2010 N 24, от 27.12.2010 N 1149, от 29.08.2011 N 717, от 05.05.2012 N 466, от 30.04.2013 N 392, от 26.08.2013 N 739, от 23.09.2014 N 972, от 13.04.2016 N 300, от 12.11.2016 N 1173, от 14.04.2017 N 446, от 07.06.2017 N 684, от 12.04.2020 N 491, от 19.09.2020 N 1501, от 16.02.2023 N 235)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 739)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2018 N 845)
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)
2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2016 N 300, от 20.03.2020 N 307, от 12.04.2020 N 491)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Юлия Валерьевна Шульгина
Эксперт по предмету «Финансы»
преподавательский стаж — 10 лет
Предложить статью
Законодательные органы управления финансами
Определение 1
Органы управления финансами в России — это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.
Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:
- Государственной Думе,
- Совету Федерации.
Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга — как внутреннего, так и внешнего.
В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:
- предварительное рассмотрение законопроектов,
- подготовка законопроектов для рассмотрения их Государственной Думой,
- внесение предложений, касающихся формирования проекта примерной программы обсуждения Государственной Думой в очередной сессии,
- подготовка заключений по проектам постановлений, обращений, заявлений, а также по законопроектам, которые поступили на рассмотрение Государственной Думы и касаются вопросов, отнесенных к ведению комитета,
- исполнение поручений председателя Государственной Думы, его заместителей, Совета Государственной Думы и Государственной Думы в целом,
- анализ реализации законодательства,
- решение вопросов, касающихся организации деятельности комитетов.
Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:
- федеральный бюджет, планируемый на очередной год и плановый период в несколько следующих лет,
- внесение изменений в законы о федеральном бюджете,
- отчетность по исполнению федерального бюджета в отчётном периоде,
- бюджет Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
- внесение изменений в бюджеты государственных внебюджетных фондов,
- исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов,
- внесение изменений в Бюджетный кодекс,
- совершенствование отношений между бюджетами разных уровней,
- рассмотрение отчетов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой,
- финансовый контроль и финансовая статистика и другие.
«Органы управления финансами в России» 👇
В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.
Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.
Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.
Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.
Исполнительные органы управления финансами
Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.
К публичным целям Министерства финансов относятся:
- структурная трансформация экономики,
- обеспечение стабильности экономических условий,
- обеспечение сбалансированности регионального развития путём совершенствования отношений между бюджетами,
- улучшение конкурентной среды и условий ведения предпринимательской деятельности путем повышения качества администрирования бюджетных доходов,
- формирование долгосрочных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие экономики и обеспечение стабильного состояния финансового рынка,
- достижение справедливости при распределении национального дохода путем наращивания эффективности управления расходами бюджета,
- формирование надёжных источников финансирование и развития рынка заемного капитала.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:
- бюджет, включая бюджетную политику, формирование и контроль за исполнением федерального бюджета,
- налоговые отношения, включая налоговую и таможенно-тарифную политику,
- международные отношения по вопросам налогообложения,
- бухгалтерский учет и отчетность, включая законодательство, проекты и положения по бухгалтерскому учету и составлению отчётности,
- аудиторская деятельность, в том числе методики и стандарты проведения аудита, надзор и контроль за аудиторской деятельностью, саморегулируемые аудиторские организации,
- государственный долг,
- резервный фонд, в том числе принципы формирования и предназначение резервного фонда, составление отчётности и статистические показатели,
- фонд национального благосостояния,
- международное сотрудничество и международные финансовые отношения,
- реформы, в том числе основные направления и результаты пенсионной и бюджетной реформы, а также финансовые аспекты реформирования местного самоуправления,
- финансовые рынки,
- страховая деятельность,
- банковская деятельность,
- кредитная кооперация,
- микрофинансовая деятельность,
- организация и проведение азартных игр и лотерей, то есть основанных на риске игр.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме