Орган гос власти осуществляющий руководство вс рф

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Президент Российской Федерации — http://kremlin.ru

Путин

Владимир Владимирович

Президент РФ

«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» Конституция России Биография

Шойгу

Сергей Кужугетович

Министр обороны РФ, генерал армии

Указом Президента РФ «О Министре обороны Российской Федерации» от 6 ноября 2012 года назначен Министром обороны Российской Федерации.

Биография Фотоальбом

Общее
руководство Вооруженными Силами (и
другими воинскими формированиями и
органами) Российской Федерации
осуществляет Верховный
Главнокомандующий
.
Согласно Конституции и Закону «Об
обороне» им является Президент
России
.

Реализуя
свои полномочия, Президент определяет
основные направления военной политики
Российской Федерации, среди которых
важнейшее место занимают проблемы
создания, укрепления и совершенствования
военной организации, технического
оснащения Вооруженных Сил, определения
перспектив развития военной техники,
мобилизационных возможностей государства.
Он утверждает военную доктрину Российской
Федерации, концепции и планы строительства
и развития Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований, план применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
мобилизационный план Вооруженных Сил,
которым определяется порядок работы
органов государственной власти России,
субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и экономики страны в
военное время. В условиях мира готовится
и утверждается Президентом Федеральная
государственная программа оперативного
оборудования территории Российской
Федерации, планируется создание запасов
материальных ценностей государственных
и мобилизационных резервов. Кроме того,
Президент утверждает Положение о
территориальной обороне и План гражданской
обороны.

Президент
Российской Федерации утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса. Также
утверждаются Президентом страны планы
размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами,
а также объектов по ликвидации оружия
массового уничтожения и ядерных отходов.
Им же утверждаются все программы ядерных
и других специальных испытаний.

Осуществляя
непосредственное управление Вооруженными
Силами, он утверждает структуру и состав
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований до объединения включительно,
а также штатную численность военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов.

Наиболее
важные документы, такие, как общевоинские
уставы, положения о Боевом Знамени
воинской части, Военно-морском флаге,
порядке прохождения военной службы,
военных советах, военных комиссариатах,
утверждаются Президентом Российской
Федерации и являют собой законы армейской
и флотской жизни.

Дважды
в год Президент издает указы о призыве
граждан на военную службу, а также об
увольнении с военной службы военнослужащих,
проходящих службу по призыву.

Как
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент страны в соответствии
с Законом РФ о военном положении вводит
в действие нормативные правовые акты
военного времени и прекращает их
действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного
времени в соответствии с федеральным
конституционным законом о военном
положении. В случае агрессии против
России или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации
издает Указ о введении военного положения.
Оно может быть введено на территории
всей страны или в отдельных местностях,
которые подверглись нападению, которым
угрожает нападение или которые имеют
особое значение для обороны страны.
Вводя военное положение, Президент
наделяет особыми полномочиями органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и организации. При
введении военного положения могут
создаваться специальные органы военного
управления, власть которых распространяется
и на гражданских лиц. Всем органам и
должностным лицам предписывается
оказывать содействие военному командованию
в использовании сил и средств данной
территории для обороны, обеспечения
безопасности и порядка. Могут быть
ограничены некоторые конституционные
права граждан (например, свобода собраний,
демонстраций, свобода печати).

При
введении военного положения Президент
Российской Федерации немедленно сообщает
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ Президента о введении военного
положения должен быть утвержден Советом
Федерации.

Президент
Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами вправе принять
решение о привлечении Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению.

Президент
России формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ. Основными его функциями
является разработка предложений по
обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами
в выработке военной политики Российской
Федерации.

Таким
образом, выполняя свои конституционные
обязанности и задачи, возложенные на
него Федеральным законом «Об обороне»,
Президент Российской Федерации —
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами обеспечивает подготовку страны
к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания
армии и флота России в боеготовом
состоянии, соответствующем уровню угроз
национальной безопасности страны.

В
Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией РФ, представительным и
законодательным органом является
Федеральное Собрание, которое состоит
из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы. Конституция и
Закон «Об обороне» четко определяют
полномочия Федерального Собрания в
области обороны.

Совет
Федерации

является верхней палатой Федерального
Собрания и выступает как орган
представительства субъектов Федерации.
К его ведению относится утверждение
указов Президента РФ о введении военного
и чрезвычайного положения, а также о
привлечении Вооруженных Сил, других
войск, воинских формирований и органов
с использованием вооружения к выполнению
задач не по их предназначению, решение
вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил РФ за пределами территории
Российской Федерации. Совет Федерации
рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые принятыми Государственной
Думой федеральными законами о федеральном
бюджете, а также принятые Государственной
Думой федеральные законы в области
обороны.

Государственная
Дума
является
представительным органом всего населения
Российской Федерации и состоит из
депутатов, избираемых гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.

Государственная
Дума рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами
о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны,
регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны и
военному строительству.

Кроме
этих полномочий, Совет Федерации и
Государственная Дума осуществляют
парламентский контроль в этой сфере
через свои комитеты по безопасности и
обороне.

Правительство
Российской Федерации

— один из главных органов осуществления
государственной власти в Российской
Федерации. Оно возглавляет систему
федеральных органов исполнительной
власти.

В
соответствии со статьей 114 Конституции
РФ Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны и ее
безопасности. Более подробно содержание
деятельности Правительства в этой сфере
сформулировано в Законе РФ «Об
обороне». Согласно этому закону
Правительство: разрабатывает и
представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в
федеральном бюджете; организует снабжение
Вооруженных Сил Российской Федерации
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их
заказам; организует разработку и
выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; определяет
условия финансово-хозяйственной
деятельности организаций Вооруженных
Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного
оборудования территории страны в целях
обороны и проводит мероприятия по
реализации этой программы; определяет
организацию, задачи и осуществляет
общее планирование гражданской и
территориальной обороны; организует
контроль за экспортом вооружения и
военной техники, стратегических
материалов, технологий и продукции
двойного назначения и др.

Непосредственное
руководство Вооруженными Силами России
осуществляет министр обороны через
Министерство обороны и Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Министр
обороны

является прямым начальником всего
личного состава Вооруженных Сил РФ и
несет персональную ответственность за
выполнение задач, возложенных на
министерство. По наиболее важным вопросам
жизни и деятельности Вооруженных Сил
РФ он издает приказы и директивы, а также
вводит в действие положения, наставления,
другие правовые акты, регламентирующие
различные вопросы жизни, быта и
деятельности войск.

Министерство
обороны Российской Федерации

участвует в подготовке предложений по
вопросам военной политики и по военной
доктрине Российской Федерации,
разрабатывает концепцию строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оно готовит Федеральную государственную
программу вооружения и развития военной
техники, а также предложения по
государственному оборонному заказу,
по расходам на оборону в проекте
федерального бюджета. Важное значение
имеют координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны;
организация научных исследований, заказ
и финансирование производства и закупок
вооружения и военной техники,
продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных ресурсов
для Вооруженных Сил. Министерство
сотрудничает с военными ведомствами
иностранных государств, а также
осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным
органом оперативного управления войсками
и силами флота Вооруженных Сил РФ
является Генеральный
штаб
. Он
разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации
и координирует разработку предложений
по численности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.

Генеральный
штаб готовит также план применения и
мобилизационный план Вооруженных Сил
и Федеральную государственную программу
оперативного оборудования территории
страны в целях обороны. Он устанавливает
количественные нормы призыва на военную
службу, военные сборы, осуществляет
анализ и координацию проведения в стране
мероприятий по воинскому учету, подготовке
граждан к военной службе и их призыву
на военную службу и военные сборы. В
целях обороны и безопасности Генеральный
штаб организует проведение разведывательной
деятельности, мероприятий по поддержанию
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации
и др.

В
структуру центрального аппарата
Министерства обороны РФ входят ряд
главных и центральных управлений,
ведающих определенными функциями и
подчиненных определенным заместителям
министра обороны или непосредственно
министру обороны. Кроме того, в состав
центральных органов Министерства
Обороны (МО) РФ входят Главные командования
видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В
структурном отношении Главное командование
вида ВС РФ состоит из Главного штаба,
управлений, отделов и служб. Во главе
вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий.
Он назначается Президентом РФ и
подчиняется непосредственно министру
обороны.

В
состав управления военного округа
входят: штаб военного округа, управления,
отделы, службы и другие структурные
подразделения. Возглавляет военный
округ командующий войсками военного
округа.

Структура
управления отдельной воинской части и
основные обязанности ее должностных
лиц определены Уставом Внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Исполнительная
власть, осуществляемая военными органами
Вооруженных Сил РФ, действует как на
основании общих принципов осуществления
исполнительной власти, так и специфических,
важнейшими из которых являются принципы
последовательной централизации,
единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация
выражается в осуществлении руководства
всеми Вооруженными Силами государства
из единого центра, подчинении всех видов
Вооруженных Сил РФ единому командованию,
наделении центральных органов всей
полнотой прав по управлению нижестоящими
военными органами и подчиненными
войсками, обязательности актов и указаний
вышестоящих органов и должностных лиц
для нижестоящих.

Единоначалие
— основополагающий принцип строительства
Вооруженных Сил РФ, руководства ими и
взаимоотношений между военнослужащими.
Суть единоначалия заключается в наделении
командира (начальника) всей полнотой
распорядительной власти по отношению
к подчиненным и возложении на него
персональной ответственности за все
стороны жизни и деятельности воинской
части, подразделения и каждого
военнослужащего. Единоначалие в
Вооруженных Силах РФ осуществляется
на прочной правовой основе. Этот принцип
закреплен юридически на законодательном
уровне. Нормы военного законодательства,
уставы ВС РФ конкретно определяют
обязанности и права соответствующих
командиров (начальников), наделяют их
необходимыми государственно-властными
полномочиями.

Воинская
дисциплина

— важнейший принцип осуществления
исполнительной власти в военном
управлении. Однако воинская дисциплина
является только частью (видом)
государственной дисциплины, действующей
в военной области. Поэтому органы
военного управления и их должностные
лица обязаны соблюдать требования и
других видов государственной дисциплины.

Таким
образом, Вооруженные Силы Российской
Федерации имеют стройную систему
руководства и управления, которая
обеспечивает их надежную управляемость
в различных условиях обстановки.

Вооружённые Си́лы Росси́йской Федера́ции (ВС РФ), государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. ВС РФ предназначены для отражения направленной против страны агрессии, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами. К обороне страны также привлекаются войска национальной гвардии РФ (далее – другие войска); для выполнения отдельных задач в области обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, государственной охраны, военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета РФ, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Для защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами территории страны. В этом случае, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Федеральным законом «Об обороне», ВС РФ решают следующие задачи: отражение вооружённого нападения на формирования ВС РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории страны; отражение или предотвращение вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защита граждан России за её пределами от вооружённого нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Деятельность ВС РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Часть состава ВС РФ может входить в объединённые вооружённые силы или находиться под объединённым командованием в соответствии с международными договорами РФ.

ВС РФ решают возложенные на них задачи в мирное и военное время совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами, которые участвуют в обороне страны в соответствии с Планом применения ВС РФ.

ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших ВС СССР, дислоцировавшихся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся под её юрисдикцией. При этом была сохранена действующая система управления Стратегическими силами в соответствии с ранее принятыми соглашениями. Стратегические силы на территории РФ вошли в состав Объединённых вооружённых сил Содружества Независимых Государств (СНГ). Одновременно РФ выделила соответствующие силы и средства в распоряжение Главного командования Объединённых ВС СНГ.

В начале 1990-х гг. ВС РФ включали: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской Флот (ВМФ) как виды ВС, Воздушно-десантные войска (ВДВ) и Военно-космические силы (в качестве рода войск), а также Тыл ВС и войска, не входившие в виды ВС. В военно-административном отношении территория страны была разделена на семь военных округов (Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) и Калининградский особый район.

С 1992 г. началось реформирование структуры ВС РФ: разрабатывалась законодательная база, изменялась их структура, уточнялось военно-административное деление страны, проводились сокращение численности, состава ВС и другие мероприятия.

Правовую основу строительства и функционирования ВС РФ составляют законы: «О безопасности» (1992, 2010, 2020), «Об обороне» (1996), «О воинской обязанности и военной службе» (1998), «О статусе военнослужащих» (1998); Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года (1998). Указами Президента РФ утверждены Вопросы прохождения военной службы (1999); Концепция национальной безопасности РФ (2000), Вопросы Министерства обороны Российской Федерации (2004); общевоинские уставы ВС РФ (2004); Военная доктрина Российской Федерации (2000, 2014); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2009, 2015, 2021); военно-административное деление Российской Федерации (2020) и другие документы.

Военная доктрина РФ (далее – Военная доктрина) – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту РФ. В ней отражена приверженность РФ к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. При этом ядерное оружие остаётся важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В целом военная политика РФ направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения ВС РФ, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности.

Основная задача строительства и развития ВС РФ, других войск и органов – приведение их структуры, состава, численности и оснащённости современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями РФ.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и могут уточняться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

4 ноября 2021 г. президенты России и Белоруссии утвердили Военную доктрину Союзного государства. Документ был принят на заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии.

Руководство и управление ВС РФ

Согласно Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. Президент РФ также осуществляет руководство ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, другие документы по применению ВС РФ.

ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников).

Комплектование ВС РФ осуществляется: военнослужащими – путём призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан РФ (иностранных граждан) на военную службу; федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Управление ВС РФ осуществляет министр обороны РФ посредством Министерства обороны РФ (Минобороны России, МО РФ). При этом руководство и управление ВС РФ, обучение личного состава ВС РФ осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

Здание Национального центра управления обороной МО РФ на Фрунзенской набережной в Москве. 2021.Здание Национального центра управления обороной МО РФ на Фрунзенской набережной в Москве. 2021.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Структура МО РФ: министр обороны РФ и 12 его заместителей (в том числе два – первых), Генеральный штаб ВС РФ, главные управления, управления и департаменты МО РФ, службы РФ, главные командования видов ВС, командования родов войск ВС. Кроме того, Минобороны РФ подведомственны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), ряд других организаций. Высшим совещательным органом является Коллегия МО РФ, в которую входят по должности министр обороны (председатель), первые заместители и заместители министра обороны, главнокомандующие видами ВС, а также другие должностные лица иных органов и организаций.

Министры обороны РФ: Б. Н. Ельцин (март – май 1992, временно); П. С. Грачёв (май 1992 – июнь 1996); И. Н. Родионов (июль 1996 – май 1997); И. Д. Сергеев (май 1997 – март 2001); С. Б. Иванов (март 2001 – февраль 2007); А. Э. Сердюков (февраль 2007 – ноябрь 2012); С. К. Шойгу (с ноября 2012).

Генеральный штаб ВС РФ (далее – ГШ ВС РФ) является центральным органом военного управления Минобороны России и основным органом оперативного управления ВС РФ. В соответствии с решениями Президента РФ – Верховного Главнокомандующего ВС РФ и министра обороны РФ ГШ ВС РФ осуществляет управление Вооружёнными Силами, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны. Руководство деятельностью ГШ ВС РФ осуществляет министр обороны РФ. ГШ ВС РФ состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений.

В ходе реформирования ВС РФ Генеральный штаб ВС РФ претерпел изменения. Для разделения его оперативных и административных функций были выделены две сферы деятельности – планирование применения и строительства ВС и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований ГШ ВС РФ превратился в полноценный орган стратегического (военного) планирования.

В числе основных функции ГШ ВС РФ: а) организация планирования управления ВС; б) организация централизованного боевого управления ВС; в) обеспечение совместно с федеральными органами исполнительной власти реализации решений Верховного Главнокомандующего ВС РФ в части, касающейся управления ВС, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями; г) поддержание в состоянии готовности систем и комплексов централизованного боевого управления ВС, контроль за состоянием готовности систем боевого управления войсками (силами) к боевому применению; д) организация планирования и санкционирования применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности и обеспечение его применения; е) организация и проведение мероприятий (работ) по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности; ж) анализ состояния боевого управления в ВС и контроль за обеспечением его надлежащего уровня. ГШ ВС РФ осуществляет также другие функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Генеральный штаб возглавляет начальник ГШ ВС РФ – первый заместитель министра обороны РФ.

Военно-административное деление территории РФ

Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС РФ определяется задачами обороны и социально-экономическими и инфраструктурными условиями мест размещения.

Исторически сложившейся в России формой размещения войск являются военные округа (ВО) – основа военно-административного деления территории страны с учётом её географических особенностей, хозяйственно-производственного районирования, предполагаемых театров военных действий и операционных направлений. Каждый ВО организует в пределах назначенной территории её охрану, оборону, единую систему всех видов службы и подготовки войск, а также выполнение других мероприятий, связанных с подготовкой государства и его ВС к войне. ВО являются одновременно общевойсковыми оперативно-стратегическими территориальными объединениями ВС РФ. В состав ВО входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. Военный округ возглавляет командующий войсками ВО. В управлении ВО создаётся военный совет.

Указом Президента РФ с 1 января 2021 г. установлено следующее военно-административное деление РФ:

Западный ВО – в административных границах Республики Карелия, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, городов Москва, Санкт-Петербург;

Южный ВО – в административных границах республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Северная Осетия – Алания, а также Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Краснодарского и Ставропольского краёв, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, г. Севастополь;

Центральный ВО – в административных границах республик: Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, а также Удмуртской и Чувашской республик, Алтайского, Красноярского и Пермского краёв, Иркутской области, Кемеровской области – Кузбасса, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

Восточный ВО – в административных границах республик: Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа;

Северный флот – в административных границах Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа. Статус военного округа Северный флот получил с 1 января 2021 г. как межвидовое стратегическое территориальное объединение ВС РФ, выполняющее задачи военного округа.

Организационная структура ВС РФ

По функциональному предназначению компонентами ВС РФ являются Стратегические силы сдерживания (ССС) и Силы общего назначения (СОН). ССС состоят из стратегических оборонительных сил (войска, силы и средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противовоздушной обороны) и стратегических наступательных сил (РВСН, авиационные и морские стратегические ядерные силы). СОН предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника, нанесения ему поражения в войне с применением обычных средств поражения. В их состав входят объединения, соединения и части СВ, Воздушно-космические силы (ВКС), ВМФ.

В 2022 г. ВС РФ включают: три вида ВС – Сухопутные войска, ВКС и ВМФ; два рода войск – РВСН, ВДВ; войска и органы, не входящие в виды и рода войск ВС РФ, другие части и военно-учебные заведения.

Виды ВС РФ выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск ВС, применяя присущие им средства вооружённой борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид ВС состоит из родов войск, предназначенных для решения определённых оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов ВС в их состав входят специальные войска, другие части и организации.

В структуру Сухопутных войск входят: главное командование СВ; мотострелковые войска; танковые войска; ракетные войска и артиллерия; войска противовоздушной обороны; разведывательные соединения и воинские части; инженерные войска; войска радиационной, химической и биологической защиты; войска связи.

В структуру Воздушно-космических сил входят: главное командование ВКС; Военно-воздушные силы; Космические войска; войска ПВО-ПРО.

В структуру Военно-Морского Флота входят: главное командование ВМФ; три рода сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация; два рода войск: береговые войска (в том числе морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские и сухопутные войска) и войска ПВО (в том числе радиотехнические и зенитно-ракетные войска); объединения флота (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, Каспийская флотилия). По функциональному предназначению ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил (МСЯС) и морских сил общего назначения (МСОН).

Род войск (сил) – это составная часть ВС или вида ВС, включающая воинские формирования, предназначенные для выполнения однотипных боевых задач, и применяющая, как правило, только ей свойственные способы ведения боевых действий, виды оружия и военной техники. В бою и в операции рода войск (сил) тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них. Для обеспечения боевой деятельности родов войск (сил) в ВС имеются специальные войска.

В структуру Ракетных войск стратегического назначения входят: командование РВСН; ракетные армии и соединения; учебные центры и школы техников; высшие военно-учебные заведения. В РВСН содержатся в готовности к боевому применению около 2/3 носителей ядерных зарядов и 3/4 суммарной мощности ядерных зарядов стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Количественный и качественный состав носителей ядерного оружия и боезарядов РВСН (как и других компонентов СЯС) начиная с 1972 г. строго ограничен предельными уровнями, установленными договорами между СССР (признаны РФ) и США, а также РФ и США.

В структуру Воздушно-десантных войск входят: командование ВДВ; воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии (бригады); образовательные учреждения; воинские части специального назначения и обеспечения.

Важной составной частью ВС РФ, связывающей их с экономическим комплексом страны и во многом определяющей боевую готовность и боеспособность всех видов и родов войск ВС РФ, является система материально-технического обеспечения (МТО) ВС – система органов управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения войск (сил) вооружением, военной техникой (ВВТ) и материальными средствами, их хранения, эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации в мирное и военное время. Организационно силы и средства МТО входят в состав военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск ВС РФ, а также находятся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления.

Современное состояние ВС РФ

Министерство обороны РФ в 2022 г. решало и продолжает решать ряд важных задач. В начале 2022 г. совместно со странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была проведена операция по стабилизации обстановки в Казахстане, не допущена «цветная революция» в этой стране. Российские группировки войск остаются основным гарантом сохранения мира в Сирии и Нагорном Карабахе.

С 24 февраля 2022 г. ВС РФ проводят Специальную военную операцию (СВО) с целью демилитаризации и денацификации Украины. В 2022 г. в стране была проведена частичная мобилизация.

К концу 2022 г. во всех видах и родах войск ВС РФ был принят на вооружение ряд современных боевых комплексов и систем, их доля в ядерных силах превысила 91,3%. В 2022 г. в РВСН заступил на боевое дежурство ракетный полк, оснащённый ракетным комплексом «Авангард» с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком. Завершено перевооружение двух ракетных полков на подвижный грунтовой ракетный комплекс «Ярс». Успешные пуски новой ракеты тяжёлого класса ракетного комплекса «Сармат» в ходе государственных испытаний позволили приступить к работе по его развёртыванию. Авиационные СЯС пополнились стратегическим ракетоносцем Ту-160М и самолётом Ту-95МС. Атомные ракетные подводные крейсеры МСЯС несут плановую боевую службу в назначенных районах Мирового океана. В состав ВМФ принят очередной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А» «Генералиссимус Суворов», вооружённый баллистическими ракетами «Булава».

Продолжается повышение боевых возможностей видов и родов войск ВС РФ. В Воздушно-космических силах дальнейшее развитие получила Единая космическая система. Запущен шестой космический аппарат «Купол», что позволяет осуществлять непрерывный контроль ракетоопасных районов в Северном полушарии.

Военно-Морской Флот получил современную подводную лодку, шесть надводных кораблей, три боевых катера, 11 судов и катеров обеспечения, а также два береговых ракетных комплекса. Начались серийные поставки гиперзвуковой ракеты морского базирования «Циркон». Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» с гиперзвуковыми ракетами на борту уже несёт боевую службу в определённых районах Мирового океана.

В 2023 г. продолжается курс на развитие ВС РФ и повышение их боевых возможностей.

День основания ВС РФ – 7 мая 1992 г. (дата подписания Указа Президента РФ об их основании). Установлены праздничные дни некоторых видов ВС и родов войск. Отдельным федеральным законом в ознаменование военных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, установлены дни воинской славы и памятные даты России.

Опубликовано 20 мая 2022 г. в 13:50 (GMT+3). Последнее обновление  3 апреля 2023 г. в 17:00 (GMT+3).

7 мая — День создания Вооруженных Сил РФ. В этот день в 1992 году президентом Российской Федерации был подписан указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».

Вооруженные силы (ВС) РФ являются важнейшей частью военной организации государства, составляющей основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Привлечение ВС РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их назначению производится президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

ВС структурно включают в себя три вида (Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот) и два рода войск (Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Воздушно-десантные войска). Каждый из видов состоит из родов войск, имеет специальные войска и тыл.

Основу боевой мощи ВС РФ и поддержания стратегической стабильности в мире составляют стратегические ядерные силы, состоящие из РВСН, авиационных и морских стратегических ядерных сил.

В мирное время ВС РФ содержатся в сокращенном составе. Их стратегическое развертывание осуществляется при возникновении угрозы государству или с началом военных действий.

Руководство ВС РФ осуществляет президент РФ – верховный главнокомандующий ВС РФ. Министр обороны РФ руководит ВС через министерство обороны и генеральный штаб, являющийся основным органом оперативного управления.

Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Комплектование осуществляется: военнослужащими – путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путем их добровольного поступления на военную службу; гражданским персоналом – путем добровольного поступления на работу.

Согласно указу президента РФ от 17 ноября 2017 года, штатная численность ВС РФ с 1 января 2018 года составляет 1 902 798 человек, в том числе 1 013 628 военнослужащих.

Свою историю ВС РФ ведут со времени становления российской государственности, связанной с этим борьбой славянских народов за свою независимость, за объединение русских земель. В конце XVII — начале XVIII веков в ходе военных реформ царя Петра I в России были созданы регулярные армия и флот. Смена государственной власти в стране в 1917 году привела к ликвидации военной организации Российской империи. Во время Гражданской войны и военной интервенции в России (1917-1922) пришедшими к власти в стране большевиками для защиты завоеваний революции были созданы Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА) и Рабоче-крестьянский Красный Флот (РККФ). После окончания войны в СССР была проведена военная реформа (1924-1925), принят закон об обязательной военной службе. К середине 1941 года в советской армии имелось 303 дивизии (от 4,5 до 22 тысяч человек). Общая численность вооруженных сил к этому времени составляла свыше 5 млн человек.

После нападения 22 июня 1941 года Германии в СССР была проведена коренная перестройка военной организации государства, стала наращиваться мощь Вооруженных сил СССР.

После окончания Второй мировой войны ВС СССР были сокращены. С середины 1950-х годов началось оснащение ВС СССР ракетно-ядерным оружием и другим новейшим для того времени вооружением. Развитие ВС осуществлялось в соответствии с военной доктриной государства, основными требованиями которой являлись сохранение паритета и поддержание обороноспособности страны на уровне, позволяющем отразить любую агрессию.

После распада СССР (1991) на базе ВС СССР, их органов управления и группировок войск, перешедших под юрисдикцию РФ, созданы Вооруженные Силы Российской Федерации.

ВС РФ, явившиеся преемником боевой славы, опыта и лучших традиций ВС СССР, в то же время являются наследником традиций и побед русской армии и ВМФ дореволюционного времени.

Вооруженные силы РФ

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Shiseido green tea whitening and removing dead skin element инструкция
  • Образцовый стиль руководства
  • Кпп мтз 82 руководство по ремонту
  • Руководство к torneo stella
  • Hydropeptide power lift advanced ultra rich moisturizer инструкция