Оперативный руководство военных

С 1 января 2023 года вступит в силу указ президента России Владимира Путина об увеличении штатной численности Вооруженных сил (ВС) до 2,04 миллиона. В их состав входят три вида ВС, два отдельных рода войск и специальные войска. Российская армия оснащена современным оружием и техникой. Также Россия обладает крупнейшим арсеналом ядерного оружия. По словам Министра обороны России Сергея Шойгу, в 2023 году соединения и воинские части постоянной готовности обеспечат вооружением и техникой на 97 процентов. Кто управляет Вооруженными силами и как руководят обороной страны, разбиралась «Лента.ру».

Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России

Высшим руководителем Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин. В мирное время главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное — непосредственно руководит ВС и обороной государства. Президент может вводить военное положение в стране в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

Правовой режим военного положения определяет Федеральный конституционный закон «О военном положении».

Верховный главнокомандующий утверждает военную доктрину России, определяет основные направления военной политики страны, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооруженных сил. Помимо этого, президент утверждает концепцию, планы строительства и развития ВС России. В августе 2022 года Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности ВС, а сценарии, в которых Россия может осуществлять ядерное сдерживание, описаны в указе «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Также президент формирует и возглавляет Совет безопасности (Совбез) России, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз. К задачам Совбеза относится и формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации конституционных полномочий президента по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и целостности России.

Задачи Министерства обороны России

Министерство обороны (Минобороны) России является органом управления ВС страны. Оборонное ведомство вырабатывает и проводит государственную политику в области обороны, а также обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области обороны. Ведомство осуществляет строительство, поддержание в необходимой готовности и организацию применения Вооруженных сил.

Возглавляющего оборонное ведомство министра назначает президент России, которому непосредственно подчиняется министр обороны. При этом в вопросах, которые относятся к ведению правительства, министр обороны подчиняется председателю правительства Российской Федерации. Главой Минобороны России является генерал армии Сергей Шойгу. Министр несет ответственность за решение задач, возложенных на оборонное ведомство и ВС России.

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Фото: Алексей Ерешко / ТАСС

В полномочия министра обороны России входят различные задачи, включая принятие решений о формировании и расформировании частей и подразделений до полка включительно. Также он представляет в правительство государственную программу вооружения и осуществляет управление стратегическим развертыванием ВС и их применением на основании решения президента.

В состав Минобороны России входят главные командования Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, а также командования Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск.

Какие задачи выполняет Генеральный штаб ВС России

Центральным органом военного управления Министерства обороны и основным органом оперативного управления Вооруженными силами является Генеральный штаб, который возглавляет генерал армии Валерий Герасимов. Эта структура управляет ВС, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Руководство деятельностью генштаба осуществляет министр обороны. В составе Генштаба находится:

— Главное оперативное управление;

— Главное управление;

— Главное организационно-мобилизационное управление;

— Главное управление связи;

— Национальный центр управления обороной Российской Федерации;

— Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы;

— Военно-топографическое управление;

— Восьмое управление (возглавляет Службу защиты государственной тайны ВС России);

— Управление оперативной подготовки;

— Архивная служба.

Планированием военных операций разного уровня занимается Главное оперативное управление (ГОУ) Генштаба. Также ГОУ осуществляет оперативное управление войсками в мирное и военное время, принимает участие в определении источников внешних угроз безопасности страны и организации разработки Плана обороны Российской Федерации.

Фото: Минобороны России

В свою очередь Главное управление (ГУ) Генштаба является органом внешней разведки Минобороны и центральным органом разведки Вооруженных сил. ГУ обеспечивает президента, Федеральное собрание, правительство, министра обороны и начальника генштаба информацией, необходимой для принятия решений в различных областях.

Национальный центр управления обороной Российской Федерации

Также в подчинении Генштаба находится Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), созданный для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными силами. Помимо этого, НЦУ обеспечивает управление повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, а также сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в России и мире.

В основные задачи НЦУ входит поддержание системы централизованного боевого управления Вооруженных сил в готовности к боевому применению, контроль состояния ВС и выполнения основных задач боевого дежурства. НЦУ обеспечивает управление, координацию и контроль выполнения задач силами ВМФ, а также полетов и перелетов авиации Вооруженных сил.

НЦУ опирается на вычислительные мощности суперкомпьютера, производительность которого оценивается в 16 петафлопс. Он может хранить данные объемом 236 петабайт. По словам министра обороны Сергея Шойгу, суперкомпьютер НЦУ способен прогнозировать развитие конфликтов, основываясь на историческом опыте.

Оперативный отдел штаба

  • Оперативный отдел (управление, отделение) штаба — центр сбора в штабе и концентрации данных о состоянии положения войсковых сил формирования (в том числе противника).

    Основной задачей оперативного отдела (оперативного управления, оперативного отделения) является выработка оперативно-тактических расчётов при развёртывании военных (боевых) действий, для их дальнейшего предоставления командованию. После принятия командиром конкретного боевого решения, оперативный отдел доводит его до войсковых соединений в виде боевого приказа, или распоряжения, одновременно обеспечивая контроль за его исполнением. Данная оперативная работа осуществляется при плотном взаимодействии с другими отделами данного штаба, и с управлениями вышестоящих штабов.

    Начальник оперативного отдела штаба, как правило, является заместителем начальника штаба.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Маршевое пополнение — обученные контингенты военнослужащих различных категорий, отправлявшиеся в организованном порядке из резерва (запаса) в действующую армию и флот для пополнения частей, соединений, органов управления и тыла.

Особый стрелковый корпус (оск) — воинское соединение Красной армии Советских Вооружённых Сил до и во время Великой Отечественной войны.

1-я Московская кавалерийская дивизия — соединение кавалерии РККА, созданное во время Гражданской войны в России 1918−1920 годов. Являлось маневренным средством в руках фронтового и армейского командования для решения оперативных и тактических задач.

Северный участок отрядов завесы (СУОЗ), был создан после подписания Брестского мира на основании постановления Комитета революционной обороны Петрограда от 3 марта 1918 и директивы Высшего военного совета от 5 марта 1918 для прикрытия внутренних областей Советской России от возможного вторжения германских войск.

Артиллерийский корпус прорыва (1943—1945) — соединение артиллерии РККА во время Великой Отечественной войны. Артиллерийские корпуса прорыва входили в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Упоминания в литературе

В целом в формировании полевого управления 56-й Отдельной армии широко использовался командно-начальствующий состав штаба СКВО. Так, начальником оперативного отдела штаба армии стал полковник Нечаев, до этого возглавлявший соответствующий отдел штаба округа. Многие командиры и специалисты штаба СКВО также перешли на соответствующие должности в штаб армии.

Первоначально руководство борьбой с партизанами было возложено на начальника разведки штаба 11-й армии. Но уже через три недели после оккупации Крыма выяснилось, что этих усилий недостаточно. Поэтому уже 29 ноября 1941 года фон Манштейн отдал приказ «Об организации и методах борьбы с партизанами». Согласно этому приказу был создан специальный оперативный орган – Штаб по борьбе с партизанами (оригинальное немецкое название «Штаб по борьбе с бандитизмом» – Stab für Bandenbekämpfung). Цель этой структуры: обеспечение «единообразия методов получения сведений о действиях партизан (на территории Крыма) и содействие частям и соединениям вермахта в выполнении возложенных на них задач». То есть штаб должен был являться планирующим и координирующим органом для борьбы с партизанским движением. Начальником штаба был назначен майор К. Штефанус, служивший до этого в оперативном отделе штаба 11-й армии. Помимо Штефануса, в составе этого органа имелось еще два сотрудника: заместитель начальника штаба и офицер-связист, который отвечал за все телефонные переговоры и переписку. Располагался штаб в Симферополе[127].

Прилетел на 77-й разъезд, где находился оперативный отдел штаба 12-й воздушной армии, и вступил в новую должность. Выезжал в соединения и части с проверками оперативной и боевой подготовки, а главное – состояния боеготовности.

Просьба к начальникам штабов корпусов и начальникам оперативных отделов штабов дивизий обратить особое внимание на эти вопросы. Обязаны добиться их выполнения!

В то время когда под Мценском шли бои с группой Эбербаха принимались экстренные меры по подготовке обороны Тулы. 2 октября Военный совет Московского военного округа принимает решение о постройке Тульского оборонительного обвода, а в ночь с 2 на 3 октября производилось минирование дороги Мценск – Тула. Планом оборонительных сооружений предусматривалась организация круговой обороны города в составе четырех оборонительных секторов – по числу райкомов ВКП(б). Боевой состав секторов должен был быть сформирован из местных рабочих, с оставлением на производстве минимального количества необходимых людей. 3 октября был создан штаб обороны города, который совместно с партийными и советскими органами возглавил организацию обороны Тулы. Наконец 4 октября приказом командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанта П. Н. Артемьева был создан Тульский боевой участок (А. Н. Малыгин в своих мемуарах эти события относит к 3 октября 1941 г.). Начальником участка был назначен генерал-майор А. И. Кудряшов, штаб возглавил майор Ермолов, оперативный отдел штаба подполковник Мурашов, помощником начальника оперативного отдела штаба стал подполковник Карасевич. В его состав вошли Тульское военно-техническое училище, формирующаяся 330-я стрелковая дивизия и 14-я запасная стрелковая бригада.

Связанные понятия (продолжение)

Группа войск (ГВ) — оперативно-стратегическое формирование (объединение, группа) в составе Вооружённых сил Союза ССР и России.

Западный участок отрядов завесы (ЗУОЗ), был создан 29 марта 1918 года после подписания Брестского мира на основании директивы Высшего военного совета для прикрытия внутренних областей Советской России от возможного вторжения германских войск.

Операционное направление — полоса наземного, водного или воздушного пространства в пределах стратегического направления позволяющая по своим характеристикам (природно-географическим условиям, размерам и т. п.) осуществить развёртывание и ввод в бой одного или нескольких взаимодействующих объединений различных видов вооружённых сил. В состав операционного направления включаются все расположенные на нём объекты стратегического или оперативного значения, такие как группировки войск, сил военно-морского…

Танковая дивизия (тд) — формирование (соединение) танковых войск вооружённых сил (ВС) некоторых государств, включавшее управление и воинские части различных родов войск и специальных войск (танковых, стрелковых (пехоты), артиллерии, противовоздушной обороны, инженерных, связи и так далее).

Нача́льник гарнизо́на – должностное лицо в вооружённых силах Российской Федерации (ВС России) и других государств, руководствующееся в порядке несения службы положениями устава гарнизонной и караульной служб.

Ракетный корпус (рк) — формирование (оперативно-тактическое соединение, корпус) ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в Вооружённых силах Союза ССР, предназначенное для выполнения боевых задач в ядерной войне на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.

Смешанная авиационная дивизия — основное оперативно-тактическое формирование (соединение) различных родов авиации Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.

Курский фронт — фронт, созданный 23 марта 1943 года на основании директивы Ставки ВГК № 30077 от 19 марта 1943 года (16 ч 50 мин), путём выделения 60-й и 38-армий из Воронежского фронта и преобразования штаба Резервного фронта в штаб Курского фронта.

Тыл Вооружённых сил Российской Федерации — составная часть Вооружённых сил Российской Федерации: совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений и специальных служб, осуществлявших с 1992 по 2010 годы тыловое и техническое обеспе́чение всех видов и родов войск (сил) ВС РФ.

Военинженер 3-го ранга — воинское звание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии СССР для старшего инженерно-технического состава. Введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года «О введении персональных военных званий начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и об учреждении положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА», отменено Указом Президиума Верховного совета СССР от 7 мая 1940 года «Об установлении воинских званий высшего командного…

Боевое слаживание (слаживание) — элемент тактической (тактико-специальной) подготовки.

Сержа́нт госуда́рственной безопа́сности — специальное звание сотрудников начальствующего состава НКВД и НКГБ СССР в период 1935—1943 годов (кроме военнослужащих войск НКВД и сотрудников Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР). Нижестоящее специальное звание — отсутствует, следующее по рангу — младший лейтенант государственной безопасности.

Дивизия ПВО — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) войск противовоздушной обороны (ПВО) РККА в ВС СССР.

Отдельная механизированная армия — отдельное объединение Советской Армии ВС Союза ССР, дислоцировавшееся на территории Румынии, с 1947 года до 1958 год.

Брѝгвоѐнюри́ст — специальное воинское звание высшего военно-юридического состава РККА. Сокращение от «бригадный военный юрист».

Командир батальона и Комбат — должность военнослужащего назначенного командовать формированием в войсках и силах вооружённых сил (ВС) государства типа батальон, а также военнослужащий находящийся на ней (комбат — жаргон в ВС) и категория (комбат — фактически воинское звание) в РККА ВС Союза ССР в 1918 — 1935 годах.

Ста́рший батальо́нный комисса́р — специальное воинское звание старшего военно-политического состава Красной Армии в 1940—1942 годах.

Полковой комиссар — в ВС Союза ССР специальное воинское звание для старшего военно-политического состава Красной Армии и Флота в 1935—1942 годах.

Почётное революцио́нное ору́жие — высшая награда в Красной Армии в 1919—1930 годах. Присуждалось ВЦИК, его Президиумом и Реввоенсоветом Республики за особые боевые отличия, оказанные высшими начальствующими лицами в действующей армии.

Артиллерийский парк — многозначный термин в артиллерии. Может иметь следующие значения…

Маршевое подразделение — временно сформированное подразделение, обычно рота (батарея, сотня), батальон (эскадрон,дивизион) или команда (экипажи танков, самолётов), направлявшееся маршем, в ходе военных действий, из запасных частей (соединений) (тыла) на фронт для пополнения (доукомплектования) частей и соединений действующей армии.

Запа́сные армии (ЗапА, ЗА) — войсковые формирования (объединение, Армия), предназначенные для подготовки стратегических резервов и пополнений; существовали в Красной Армии в 1919 — 1921 годах.

Подробнее: Запасная армия

Батальонный комиссар — в ВС СССР специальное воинское звание для старшего военно-политического состава Красной Армии и Флота в 1935—1942 гг. Введено постановлениями ЦИК И СНК СССР от 22 сентября 1935 года одновременно с другими персональными воинскими званиями. Предшествующее звание — старший политрук, следующее по рангу — старший батальонный комиссар. Соответствовало воинскому званию майор.Для звания батальонный комиссар был установлен знак различия в виде двух прямоугольных «шпал» в петлицах, без…

Штурмовая авиационная дивизия (шад) — основное оперативно-тактическое формирование (соединение) штурмовой авиации Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.

Журнал боевых действий — отчётно-информационный документ, входит в состав боевых документов.

Военные советы (В. с.) — название коллегиальных органов руководства формирований (от армии и выше) войск и сил в Вооружённых Силах Союза ССР, в 1918 — 1991 годах.

Вневойсковая подготовка — составной элемент государственной системы военной подготовки населения, проводимой вне рядов его вооружённых сил.

Политбойцы — собирательное название комсомольцев и членов ВКП(б), отправленных в действующие фронтовые части в первые месяцы Великой Отечественной войны по специальной партийной мобилизации с целью повышения боеспособности и моральной устойчивости личного состава воинских частей. Как правило, массовый призыв полибойцов был связан с обострением обстановки на фронтах, которое вызывалось превосходством противника в живой силе, вооружении и технике. Считается, что появление в составе советских вооружённых…

Дивинженер — сокращенное название должности инженер дивизии и воинское звание высшего командного состава в Красной Армии.

Войска укреплённых районов (войска укрепрайонов (УР), ВУР, УРы) — обобщающее название формирований (подразделения и части), объединённые под единым командованием, предназначенные для ведения самостоятельно или во взаимодействии с полевыми войсками, длительной и упорной обороны отдельных важных участков государственной границы или отдельных районов (территорий), подготовленной как укреплённые районы (десятки километров сложнейших инженерных сооружений, различных заграждений, управляемых и неуправляемых…

Фронт резе́рвных армий — оперативно-стратегическое формирование, один из фронтов РККА ВС СССР, во время Великой Отечественной войны.

Конная армия (КА) (ист.) — оперативно-стратегическое объединение Красной Армии (РККА), крупное подвижное формирование вооружённых сил (ВС) РСФСР.

Командир взвода (сокр. КВ, Комвзвода, Комвзвод; разг. Взводный) — должностное лицо младшего офицерского состава (реже эту должность занимают прапорщики, старшие прапорщики, фельдфебели и так далее) в Вооруженных Сил большинства стран, осуществляющее командование взводом — подразделением, насчитывающим, как правило, от двух до четырёх отделений, в количестве от 9 до 50 человек.

Танки дальнего действия — элемент боевого порядка стрелковых дивизий Красной Армии 30-х годов XX века, включавший в себя подразделения броневой и танковой техники, предназначенной для прорыва в глубину обороны противника во взаимодействии с частями пехоты.

Польский партизанский штаб (польск. Polski Sztab Partyzancki, PSzP, в советских источниках также известный как Польский штаб партизанского движения) — орган управления партизанским движением польских коммунистических сил, созданный при Военном совете 1-й армии Войска Польского.

Го́рные войска́ — специально обученные стрелковые (пехотные), артиллерийские, инженерные и прочие соединения и части вооружённых сил государств, предназначенные для ведения боевых действий в горной местности.

Полити́ческий руководи́тель (сокр.) — воинская должность военнослужащих военно-политического состава вооружённых сил Советской России и Вооружённых Сил СССР, существовавшая в различные периоды 1919—1942 годов, уполномоченных осуществлять политический контроль за действиями командиров подразделений (командиров несамостоятельных воинских формирований, входящих в состав воинских частей), а также вести работу по политическому воспитанию и поддержанию морально-психологической боеготовности личного состава…

Понтонер (фр. pontonier, от ponton, понтон) — название в Русской императорской армии нижнего чина, понтонных частей и подразделений.

Подробнее: Понтонёр

Сапёрная бригада — форма организации инженерных войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Бригады предназначались для строительства оборонительных рубежей и входили в состав сапёрных армий. В военной литературе и боевых документах для обозначения бригады применяется сокращение «сапбр».

Упоминания в литературе (продолжение)

БАЛУЕВСКИЙ Юрий Николаевич (род. 9.1.1947, Трускавец Дрогобычевского района Львовской области Украинской ССР), заместитель секретаря Совета безопасности РФ, генерал армии (22.2.2005), мастер спорта по лыжам. Сын военного, отец – ветеран советско-финской и Великой Отечественной войн. В 1940-х гг. его отец был отправлен на Западную Украину, участвовал в операциях против бандеровцев. В начале 1950-х гг. отец демобилизовался и приехал на свою историческую родину в город Кириллов Вологодской области. Образование получил в Ленинградском высшем общевойсковом командном училище (1970), Военной академии им. М.В. Фрунзе (1980) и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР (1990). Служил командиром мотострелкового взвода и роты, офицером оперативного отдела штаба армии в Белорусском военном округе. С 1974 офицер, старший офицер оперативного отдела штаба армии в Группе советских войск в Германии. С 1979 служил в Ленинградском военном округе: старший офицер оперативного отдела штаба армии, старший офицер оперативного управления штаба округа. В 1982–88 проходил службу в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных сил СССР, с 1990 – в Главном оперативном управлении Генерального штаба: заместитель начальника направления, начальник направления.

Катастрофически не хватало штабных офицеров. Показательным в этом отношении является положение в оперативном отделе штаба 5 гв. ТА. Из-за нехватки образованных офицеров с опытом работы в штабе такого уровня к середине марта 1943 г. он был укомплектован всего на 65–70 % штатной численности. Лишь один офицер – начальник отдела подполковник Ф.М. Белозеров – имел высшее образование. Примерно такое же положение сложилось и в других звеньях управления армии. Например, из двадцати командиров танковых, механизированных и мотострелковых бригад, которые входили в состав армии в ходе Прохоровского сражения, лишь три закончили военную академию: полковник Н.К. Володин (25 тбр), полковник А.К. Бражников (4 гв. тбр) и подполковник Н.П. Липичев (53 мсбр). Остальные в большинстве своем окончили семь-десять классов и различные курсы усовершенствования командно-начальствующего состава.

начальник отдела – полковник Нерянин [62] (Нерянин, выходец из рабочей семьи, родился в 1904 г., с отличием закончил Военную академию имени Фрунзе и Академию Генерального штаба. Охарактеризованный по этому случаю начальником Генерального штаба Красной Армии, маршалом Советского Союза Шапошниковым как «один из самых наших блестящих армейских офицеров», Нерянин во время своей службы в РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) был начальником оперативного отдела штаба Уральского военного округа и в ноябре 1941 г. попал в немецкий плен в районе Ржев – Вязьма, будучи начальником оперативного отдела штаба 20-й армии[8]);

В 1936 г. А.М. Василевскому было присвоено воинское звание полковника. Тогда же в его карьере произошел новый поворот – он и начальник оперативного отдела штаба Приволжского военного округа полковник С.Г. Трофименко приказом наркома обороны от 11 ноября были зачислены слушателями первого набора в созданную по решению ЦК ВКП(б) Академию Генерального штаба. Всего на учебу направили 137 человек, в их числе будущие начальник Генерального штаба А.И. Антонов, командующие фронтами И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров и П.А. Курочкин, начальники штабов фронтов М.В. Захаров, М.И. Казаков, В.Е. Климовских, В.В. Курасов, Г.К. Маландин, А.П. Покровский, Л.М. Сандалов и др.

Февраль: Особым отделом Западного фронта по подозрению в сотрудничестве с польской разведкой задержан начальник оперативного отдела штаба фронта бывший полковник Генерального штаба царской армии В. Шестун.

В краткой сводке обобщенного боевого опыта оперативного отдела штаба 8-й гвардейской армии о боевых действиях армии в Берлинской операции от 10 мая 1945 г. отмечалось, что подразделения, проводившие разведку боем, в том числе и штрафные, проходили специальную тренировку. Для этой цели штрафные роты были выведены на восточный берег р. Одер.

Иван Христофорович Баграмян родился 20.11.1897 г. в городе Елизаветполь, Азербайджан. С 1915 года служил в царской армии. В 1917 году окончил школу прапорщиков. В Красной Армии с 1920 года. Окончил Курсы командного состава кавалерии (1925), курсы усовершенствования высшего начсостава (1931), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1934), Военную академию Генерального штаба (1938). Проходил службу в должностях командира полка, начальника штаба кавалерийской дивизии, старшего преподавателя кафедры тактики Академии Генерального штаба, начальника оперативного отдела штаба КОВО. В Великую Отечественную войну последовательно занимал должности заместителя начальника штаба ЮЗФ, начальника штаба ЮЗФ, командующего 16-й, 11-й гв. армиями, 1-м Прибалтийским фронтом, Земландской группировкой войск, 3-м Белорусским фронтом. В послевоенный период проходил службу на должностях главного инспектора Министерства обороны, нач. Военной академии Генерального штаба, нач. тыла ВС СССР, генерал-инспектора Группы генеральных инспекторов МО СССР. Маршал Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (29.07.1944). Умер в Москве 21 сентября 1982 года. Урна с прахом маршала захоронена в Кремлевской стене рядом с его боевыми соратниками

Несмотря на достигнутые успехи, к началу советско-финляндской войны в боевой подготовке отдельных кораблей и соединений наблюдался все же ряд серьезных недочетов. Особенно ярко они проявились при подготовке десантной операции. Оперативным отделом штаба флота при разработке десантной операции было выработано большое количество вариантов, но ни один из них глубоко продуман не был. Поставленная перед стрелковой бригадой особого назначения задача по десантным действиям менялась три раза. Имела место неорганизованность в работе некоторых штабов соединений флота. Была нарушена скрытность подготовки операции.[299]

С другой стороны, нельзя также не учитывать, что кадровое советское офицерство – эта, по мнению историка и журналиста Ю. Мухина[151], в большинстве своем паразитическая прослойка общества, пригодная только для достижения карьеристских целей в условиях мирной службы и парадов, – постепенно заменялась офицерами «по призванию», выходцами из различных социальных слоев, разных профессий, гораздо более подходящих для командования и прошедших естественный отбор в боевых условиях (например, маршал Баграмян указывает[152], что среди офицеров одной из лучших дивизий 11-й гвардейской армии Западного фронта своими выдающимися качествами отличался командир полка Николай Харченко, до войны работавший зоотехником). Новое офицерство, которое с 1943 года составляло на фронте большинство среди младшего и среднего начальствующего состава Красной армии, обеспечило лучшее качество командования и более высокий уровень доверия со стороны солдат, в то время как немногие остававшиеся кадровые офицеры оседали на высших командных должностях, в крупных штабах или тыловых органах управления[153]. Причем эти так называемые «кадровые» советские офицеры не имели даже преимущества в специальном военном образовании. Например, в 5-й гвардейской танковой армии, соединения которой оказали серьезное влияние на ход и результаты Курской битвы, в оперативном отделе штаба армии только его начальник имел высшее образование, а среди двадцати командиров танковых, механизированных и мотострелковых бригад всего трое закончили военные академии, в то время как большинство остальных получили подготовку на различных краткосрочных курсах усовершенствования командно-начальствующего состава[154].

Руководство военной организацией государства

Руководство
строительством, подготовкой и применением
военной организации государства,
обеспечением военной безопасности
Российской Федерации осуществляет
Президент Российской Федерации, который
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации.

Правительство
Российской Федерации организует
оснащение Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск вооружением,
военной и специальной техникой,
обеспечение их материальными средствами,
ресурсами и услугами, осуществляет
общее руководство оперативным
оборудованием территории Российской
Федерации в интересах обороны, а также
другие функции по обеспечению военной
безопасности, установленные федеральным
законодательством.

Федеральные органы
государственной власти, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют полномочия
по обеспечению военной безопасности,
возложенные на них федеральным
законодательством.

Предприятия,
учреждения, организации, общественные
объединения и граждане Российской
Федерации участвуют в обеспечении
военной безопасности в порядке,
установленном федеральным законодательством.

Военная доктрина Российской Федерации

В 2000г. Президентом
Российской Федерации была утверждена
Военная доктрина Российской Федерации,
которая определила совокупность
официальных взглядов на военно-политические,
военно-стратегические и военно-экономические
основы обеспечения военной безопасности
Российской Федерации. Эта доктрина
является документом переходного периода,
когда происходит становление
демократической государственности,
многоукладной экономики; происходят
преобразования в военной организации
государства, трансформируется система
международных отношений. В ней
конкретизируются некоторые положения
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации. Содержание
доктрины опирается на комплексную
оценку состояния военно-политической
обстановки в мире и стратегический
прогноз ее развития, на научно обоснованное
определение текущих и перспективных
целей, объективных потребностей и
реальных возможностей обеспечения
безопасности, а также на системный
анализ содержания и характера современных
войн и вооруженных конфликтов,
отечественного и зарубежного опыта
военного строительства и воинского
искусства.

Военная доктрина
РФ носит оборонительный характер, что
предопределяется органическим сочетанием
в ее положениях последовательной
приверженности миру с твердой решимостью
защищать национальные интересы,
гарантировать военную безопасность
Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу
военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные
законы и другие нормативные правовые
акты, а также международные договоры
Российской Федерации в области обеспечения
военной безопасности.

Российская Федерация
рассматривает обеспечение своей военной
безопасности в контексте строительства
демократического правового государства,
осуществления необходимых
социально–экономических реформ,
утверждения принципов равноправного
партнерства, взаимовыгодного сотрудничества
и добрососедства в международных
отношениях, последовательного формирования
общей и всеобъемлющей системы международной
безопасности, сохранения и укрепления
всеобщего мира.

Военная безопасность
Российской Федерации постоянно
обеспечивается всей совокупностью
имеющихся в ее распоряжении сил, средств
и ресурсов. Россия оставляет за собой
право на применение ядерного оружия в
ответ на использование против нее и
(или) против ее союзников ядерного и
других видов оружия массового уничтожения,
а также в ответ на крупномасштабную
агрессию с применением обычного оружия
в критических для национальной
безопасности страны ситуациях. Россия
не применит ядерного оружия против
государств – участников Договора о
нераспространении ядерного оружия, не
обладающих ядерным оружием, кроме
случаев нападения на Российскую
Федерацию, ее союзников или на государства,
с которыми она имеет договорные
обязательства в отношении безопасности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

5.3. Распределение административных и оперативных функций по уровням руководства

Не менее важно, чем рационально распределить функции сил и средств вооруженной борьбы между разными их видами и родами войск, также рационально распределить и функции руководства ею между государственными и военными структурами разных уровней.

В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ эти функции должны быть ПОЛНОСТЬЮ РАЗДЕЛЕНЫ. По вполне оправдавшему себя их разделению в Великую Отечественную войну И. В. Сталин совершенно чётко распределял свои обязанности даже по шести должностям, в том числе административные функции Наркома обороны в Наркомате обороны и оперативные функции Верховного Главнокомандующего в Ставке ВГК. Он их не дублировал, не допускал параллелизма и ни он, ни аппараты Наркомата обороны (НКО), Ставки ВГК, Государственного Комитета Обороны (ГКО), Совета Народных Комиссаров (СНК), Политбюро не путали, в каких структурах присваивать воинские звания, награждать орденами, устанавливать «наркомовские 100 грамм» спиртного фронтовикам, разрабатывать и утверждать планы военных операций, планы создания и поставок вооружения, решать все остальные хозяйственные, социальные и политические вопросы всей страны.

В ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ (уточнив или пояснив, что это такое) административные и оперативные функции должны быть РАСПРЕДЕЛЕНЫ между видами ВС, родами войск и их объединениями, но не с солдафонским однообразием, а с учётом специфики подготовки и ведения ими вооруженной борьбы в разных сферах (на суше, морях и океанах, в воздухе и космосе), характера решаемых задач и степени самостоятельности их решения (по-разному в общевойсковой, танковой, механизированной, воздушной, ракетной армии, армии ПВО, на флотах). и при разных масштабах военных конфликтов (глобальные, региональные, локальные, пограничные, внутренние).

В ОПЕРАТИВНОМ ЗВЕНЕ эти функции должны быть РАСПРЕДЕЛЕНЫ в видах ВС, родах войск и между их соединениями — тоже с учётом характера решаемых задач и степени самостоятельности их решения.

В ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОМ (пояснив, что это и для чего) и в ТАКТИЧЕСКОМ ЗВЕНЬЯХ административные и оперативные функции должны быть ПОЛНОСТЬЮ СОВМЕЩЕНЫ, а осуществляться командирами-единоначальниками с соответствующими заместителями.

В ВЫСШЕМ ЗВЕНЕ военного руководства не требуется замены ни административной структуры в виде «МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ», включающего специализированные центральные и главные управления МО, которые обеспечивают повседневное и боевое функционирование ВС, ни оперативной структуры в виде «СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ», возглавляемой дееспособными и военно компетентными лицами государственного уровня.

Поскольку административные и оперативные функции хотя и различны по содержанию, но направлены на достижение одной общей цели, то в высшем звене военного руководства необходим единый орган, осуществляющий конкретную координацию подготовки и проведения всего комплекса мероприятий по внешней обороне государства — от организации оборонного строительства до руководства вооруженной борьбой. Таким оправдал себя «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ» как орган Минобороны. Он может быть координатором всей военной деятельности в государстве по его внешней обороне с подчинением одновремённо Министру обороны по административным и Верховному Главнокомандующему по оперативным вопросам. В войну он себя оправдал. Недостатки были, но не от этого.

Здесь подразумевается, что соответствующие аналоги Генеральному штабу Минобороны будут во всех размножившихся уже более, чем до полутора десятков силовых структурах, имеющих вооруженные формирования, а общая координирующая роль всех силовых структур и их «штабов» (независимо от названия) будет возложена на ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, которым разумно заменить в своё время надуманные (или созданные для другого) конъюнктурные органы с ролью «близнецов-противовесов» типа Совета безопасности и Совета обороны («Лебедь-антиЛебедь») и придать ему серьёзные конструктивные функции единого СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ.

В ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОМ (ОПЕРАТИВНОМ) ЗВЕНЕ в качестве административной структуры целесообразно сохранить «ВИД ВООРУЖЕННЫХ СИЛ», а в качестве оперативной структуры ввести «КОМАНДОВАНИЕ».

В ВИДЫ ВС должны ШТАТНО включаться войска, силы и средства, обладающие ОБЩНОСТЬЮ ХАРАКТЕРА их боевого применения, повседневного содержания, эксплуатации, обучения и обеспечения, независимо от количества и разнообразия возлагаемых на них боевых задач, сфер борьбы, условий их решения и взаимодействия при их решении.

В КОМАНДОВАНИЯ должны ШТАТНО или ОПЕРАТИВНО включаться все виды сил и средств, которые независимо от штатной принадлежности привлекаются к решению отдельных ВИДОВ оперативно-стратегических (оперативных) ЗАДАЧ.

ПОКАЗАТЕЛЯМИ рациональности структуры вооруженных сил и руководства ими, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ обороны государства между видами сил и средств вооруженной борьбы и ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА ими на различных этапах и уровнях являются не только исключение дублирования решения задач, отсутствие параллелизма в работе органов управления, минимальные их количества и время на изготовку к ведению военных действий и руководству ими и на их ведение. На это обращают внимание. Но при обязательности и этих, да и ряда других условий первостепенное конечное значение имеют ЭФФЕКТИВНОСТЬ ведения военных действий и руководства войсками и силами в их структуре, характеризуемая качеством решения военных задач за счёт целесообразного распределения функций между видами сил и средств и организации руководства их решением, а также УСТОЙЧИВОСТЬ группировок и руководства во всех условиях обстановки при допустимых ЗАТРАТАХ и приемлемых СРОКАХ изготовки к ведению военных действий и руководству ими.

Анализируя Указ Президента № 725 по организационной структуре ВС МО, надо отметить в них ОПАСНЫЙ ИЗЪЯН. Он заключается в большой недооценке отмеченной уже важности ЧЁТКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕГО РУКОВОДСТВА ВОЙСКАМИ при любой организационной структуре самих ВС, ПОЛНОТЫ СООТВЕТСТВИЯ ЕЁ РЕАЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ видов ВС, родов войск, сил и спецвойск в целом и их конкретных объединений и соединений. Недооценка этого превратит плохие нынешние в ещё худшие будущие и организационную структуру и организацию руководства ВС МО. Что же получится по этому Указу?

ЯДЕРНАЯ ТРИАДА и вообще Стратегические ударные силы как не имели единой «головы» в виде общего над всеми Главнокомандующего, так и остаются без неё. Приказы Верховного Главнокомандующего на их применение (на нанесение ядерных, да и неядерных ударов) — это ещё не всё руководство их военными действиями. А Генеральный штаб ни в каких армиях мира никогда никем непосредственно не командовал. Это не та структура.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, имевшие такую «голову» — Главнокомандующего Войсками ПВО, развивавшимися в Войска ВКО, — лишаются её при слиянии РКО с РВСН, а ПВО с ВВС, которые по сути не имеют почти никакого отношения к ведению борьбы НИ В ВОЗДУХЕ, НИ В КОСМОСЕ, ИЗ КОСМОСА И ЧЕРЕЗ КОСМОС. При этом теряет основу сохраняемая и далее идея территориальной зональной противовоздушной обороны ГОСУДАРСТВА.

СИЛЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, не имели единой «головы» раньше и, похоже, не будут иметь общего руководства и впредь.

Читайте также

7. Накопление и распределение любовной энергии

7. Накопление и распределение любовной энергии
Подобно другим формам энергии, любовная энергия может также накапливаться или храниться (а) в индивидах, (b) в социальных институтах и (с) в культуре. Хранение любовной энергии в индивидах означает, что их любовные действия и

Распределение ролей

Распределение ролей
Именно сегодня, в наши дни идет распределение ролей в новом миропорядке, который устанавливается после завершения «холодной войны». Как нам размещать себя в современном мире — ключевой вопрос для России и для Владимира Путина. От этого во многом

Путин как реализатор либеральных реформ: олигархи — расщепление функций

Путин как реализатор либеральных реформ: олигархи — расщепление функций
Экономическая политика Путина была изначально выстроена в строго либеральном ключе. Путин не допускал даже намека на социалистические меры. В этом, кстати, его существенное отличие от

Иерархия индивидов и распределение

Иерархия индивидов и распределение
В силу справедливого в самом фундаменте общества принципа распределения жизненных благ в соответствии с социальным рангом людей складывается многоступенчатая иерархия и в системе распределения. Причем разница в доле благ на высших и

Распределение

Распределение
Официально считается, что граждане коммунистического общества вознаграждаются соответственно их труду. Но принцип вознаграждения по труду имеет очень узкую сферу приложения. В силу разнообразия видов деятельности единственным универсальным критерием

«Нормальное распределение»

«Нормальное распределение»
В США в 1994 году вышла книга Bell Curve (Нормальное Распределение) высоколобых питомцев Гарварда R .J .Herrnstein и C .Murray . В своем 800-страничном труде, выполненном в свойственной многим американским изданиям манере просторного расположения текста и

5. Ролевое распределение

5. Ролевое распределение
И всегда выделяется лидер. Он не всегда самый сильный. Не всегда обладает самым твердым характером. Не всегда самый умелый по жизни. И не всегда самый умный. Но вот по сумме этого многоборья у него больше всех очков.А самое главное – в критических

Часть первая: Распределение

Часть первая: Распределение
ВступлениеЕсли капиталисту предложить капитал по цене меньшей нынешнего предложения денег вдвое, то заработок любого финансиста упал бы тоже вдвое. Если же, к примеру, процент на занятые деньги для строительства дома был меньше арендной

Провокация «Студенты» и захваты административных зданий

Провокация «Студенты» и захваты административных зданий
В ночь с 29 на 30 ноября органы охраны правопорядка разгоняют протестующих на Майдане. Применение силы вызвало осуждение со стороны европейских политиков. Лидеры оппозиции выступили с заявлениями о создании Штаба

4. Конспиративная засада и смертельный ближний бой. Подготовка и обучение оперативных групп

4. Конспиративная засада и смертельный ближний бой. Подготовка и обучение оперативных групп
26 августа 1982 года РГМ/С получила следующий приказ:«Провести разведку железнодорожных сообщений, энергоснабжения и частей системы связи, а также магистрального газоснабжения

6. Демократизация экономических и социальных функций государства

6. Демократизация экономических и социальных функций государства
Выбор обществом третьего пути, отличного как от бесчеловечного капитализма, так и тоталитарного социализма, предполагает не только расширение экономических функций государства, но самое главное – их

Разделение регулирующей и коммерческой функций

Разделение регулирующей и коммерческой функций
Для обеспечения справедливости игроков следует отделить от арбитров, но на государственных предприятиях энергоснабжения этот принцип постоянно нарушается. Очень часто предприятия регулируют технические стандарты, а

Распределение клиентов или рынков

Распределение клиентов или рынков
Соучастники сговора заранее делят между собой клиентов или территории своего присутствия. В результате они не участвуют в тендерах друг против друга или подают формальные, неконкурирующие предложения в тех случаях, когда тендер

Руководство военной организацией государства

Руководство
строительством, подготовкой и применением
военной организации государства,
обеспечением военной безопасности
Российской Федерации осуществляет
Президент Российской Федерации, который
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации.

Правительство
Российской Федерации организует
оснащение Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск вооружением,
военной и специальной техникой,
обеспечение их материальными средствами,
ресурсами и услугами, осуществляет
общее руководство оперативным
оборудованием территории Российской
Федерации в интересах обороны, а также
другие функции по обеспечению военной
безопасности, установленные федеральным
законодательством.

Федеральные органы
государственной власти, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют полномочия
по обеспечению военной безопасности,
возложенные на них федеральным
законодательством.

Предприятия,
учреждения, организации, общественные
объединения и граждане Российской
Федерации участвуют в обеспечении
военной безопасности в порядке,
установленном федеральным законодательством.

Военная доктрина Российской Федерации

В 2000г. Президентом
Российской Федерации была утверждена
Военная доктрина Российской Федерации,
которая определила совокупность
официальных взглядов на военно-политические,
военно-стратегические и военно-экономические
основы обеспечения военной безопасности
Российской Федерации. Эта доктрина
является документом переходного периода,
когда происходит становление
демократической государственности,
многоукладной экономики; происходят
преобразования в военной организации
государства, трансформируется система
международных отношений. В ней
конкретизируются некоторые положения
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации. Содержание
доктрины опирается на комплексную
оценку состояния военно-политической
обстановки в мире и стратегический
прогноз ее развития, на научно обоснованное
определение текущих и перспективных
целей, объективных потребностей и
реальных возможностей обеспечения
безопасности, а также на системный
анализ содержания и характера современных
войн и вооруженных конфликтов,
отечественного и зарубежного опыта
военного строительства и воинского
искусства.

Военная доктрина
РФ носит оборонительный характер, что
предопределяется органическим сочетанием
в ее положениях последовательной
приверженности миру с твердой решимостью
защищать национальные интересы,
гарантировать военную безопасность
Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу
военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные
законы и другие нормативные правовые
акты, а также международные договоры
Российской Федерации в области обеспечения
военной безопасности.

Российская Федерация
рассматривает обеспечение своей военной
безопасности в контексте строительства
демократического правового государства,
осуществления необходимых
социально–экономических реформ,
утверждения принципов равноправного
партнерства, взаимовыгодного сотрудничества
и добрососедства в международных
отношениях, последовательного формирования
общей и всеобъемлющей системы международной
безопасности, сохранения и укрепления
всеобщего мира.

Военная безопасность
Российской Федерации постоянно
обеспечивается всей совокупностью
имеющихся в ее распоряжении сил, средств
и ресурсов. Россия оставляет за собой
право на применение ядерного оружия в
ответ на использование против нее и
(или) против ее союзников ядерного и
других видов оружия массового уничтожения,
а также в ответ на крупномасштабную
агрессию с применением обычного оружия
в критических для национальной
безопасности страны ситуациях. Россия
не применит ядерного оружия против
государств – участников Договора о
нераспространении ядерного оружия, не
обладающих ядерным оружием, кроме
случаев нападения на Российскую
Федерацию, ее союзников или на государства,
с которыми она имеет договорные
обязательства в отношении безопасности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Оперативный отдел штаба

  • Оперативный отдел (управление, отделение) штаба — центр сбора в штабе и концентрации данных о состоянии положения войсковых сил формирования (в том числе противника).

    Основной задачей оперативного отдела (оперативного управления, оперативного отделения) является выработка оперативно-тактических расчётов при развёртывании военных (боевых) действий, для их дальнейшего предоставления командованию. После принятия командиром конкретного боевого решения, оперативный отдел доводит его до войсковых соединений в виде боевого приказа, или распоряжения, одновременно обеспечивая контроль за его исполнением. Данная оперативная работа осуществляется при плотном взаимодействии с другими отделами данного штаба, и с управлениями вышестоящих штабов.

    Начальник оперативного отдела штаба, как правило, является заместителем начальника штаба.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Маршевое пополнение — обученные контингенты военнослужащих различных категорий, отправлявшиеся в организованном порядке из резерва (запаса) в действующую армию и флот для пополнения частей, соединений, органов управления и тыла.

Особый стрелковый корпус (оск) — воинское соединение Красной армии Советских Вооружённых Сил до и во время Великой Отечественной войны.

1-я Московская кавалерийская дивизия — соединение кавалерии РККА, созданное во время Гражданской войны в России 1918−1920 годов. Являлось маневренным средством в руках фронтового и армейского командования для решения оперативных и тактических задач.

Северный участок отрядов завесы (СУОЗ), был создан после подписания Брестского мира на основании постановления Комитета революционной обороны Петрограда от 3 марта 1918 и директивы Высшего военного совета от 5 марта 1918 для прикрытия внутренних областей Советской России от возможного вторжения германских войск.

Артиллерийский корпус прорыва (1943—1945) — соединение артиллерии РККА во время Великой Отечественной войны. Артиллерийские корпуса прорыва входили в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Упоминания в литературе

В целом в формировании полевого управления 56-й Отдельной армии широко использовался командно-начальствующий состав штаба СКВО. Так, начальником оперативного отдела штаба армии стал полковник Нечаев, до этого возглавлявший соответствующий отдел штаба округа. Многие командиры и специалисты штаба СКВО также перешли на соответствующие должности в штаб армии.

Первоначально руководство борьбой с партизанами было возложено на начальника разведки штаба 11-й армии. Но уже через три недели после оккупации Крыма выяснилось, что этих усилий недостаточно. Поэтому уже 29 ноября 1941 года фон Манштейн отдал приказ «Об организации и методах борьбы с партизанами». Согласно этому приказу был создан специальный оперативный орган – Штаб по борьбе с партизанами (оригинальное немецкое название «Штаб по борьбе с бандитизмом» – Stab für Bandenbekämpfung). Цель этой структуры: обеспечение «единообразия методов получения сведений о действиях партизан (на территории Крыма) и содействие частям и соединениям вермахта в выполнении возложенных на них задач». То есть штаб должен был являться планирующим и координирующим органом для борьбы с партизанским движением. Начальником штаба был назначен майор К. Штефанус, служивший до этого в оперативном отделе штаба 11-й армии. Помимо Штефануса, в составе этого органа имелось еще два сотрудника: заместитель начальника штаба и офицер-связист, который отвечал за все телефонные переговоры и переписку. Располагался штаб в Симферополе[127].

Прилетел на 77-й разъезд, где находился оперативный отдел штаба 12-й воздушной армии, и вступил в новую должность. Выезжал в соединения и части с проверками оперативной и боевой подготовки, а главное – состояния боеготовности.

Просьба к начальникам штабов корпусов и начальникам оперативных отделов штабов дивизий обратить особое внимание на эти вопросы. Обязаны добиться их выполнения!

В то время когда под Мценском шли бои с группой Эбербаха принимались экстренные меры по подготовке обороны Тулы. 2 октября Военный совет Московского военного округа принимает решение о постройке Тульского оборонительного обвода, а в ночь с 2 на 3 октября производилось минирование дороги Мценск – Тула. Планом оборонительных сооружений предусматривалась организация круговой обороны города в составе четырех оборонительных секторов – по числу райкомов ВКП(б). Боевой состав секторов должен был быть сформирован из местных рабочих, с оставлением на производстве минимального количества необходимых людей. 3 октября был создан штаб обороны города, который совместно с партийными и советскими органами возглавил организацию обороны Тулы. Наконец 4 октября приказом командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанта П. Н. Артемьева был создан Тульский боевой участок (А. Н. Малыгин в своих мемуарах эти события относит к 3 октября 1941 г.). Начальником участка был назначен генерал-майор А. И. Кудряшов, штаб возглавил майор Ермолов, оперативный отдел штаба подполковник Мурашов, помощником начальника оперативного отдела штаба стал подполковник Карасевич. В его состав вошли Тульское военно-техническое училище, формирующаяся 330-я стрелковая дивизия и 14-я запасная стрелковая бригада.

Связанные понятия (продолжение)

Группа войск (ГВ) — оперативно-стратегическое формирование (объединение, группа) в составе Вооружённых сил Союза ССР и России.

Западный участок отрядов завесы (ЗУОЗ), был создан 29 марта 1918 года после подписания Брестского мира на основании директивы Высшего военного совета для прикрытия внутренних областей Советской России от возможного вторжения германских войск.

Операционное направление — полоса наземного, водного или воздушного пространства в пределах стратегического направления позволяющая по своим характеристикам (природно-географическим условиям, размерам и т. п.) осуществить развёртывание и ввод в бой одного или нескольких взаимодействующих объединений различных видов вооружённых сил. В состав операционного направления включаются все расположенные на нём объекты стратегического или оперативного значения, такие как группировки войск, сил военно-морского…

Танковая дивизия (тд) — формирование (соединение) танковых войск вооружённых сил (ВС) некоторых государств, включавшее управление и воинские части различных родов войск и специальных войск (танковых, стрелковых (пехоты), артиллерии, противовоздушной обороны, инженерных, связи и так далее).

Нача́льник гарнизо́на – должностное лицо в вооружённых силах Российской Федерации (ВС России) и других государств, руководствующееся в порядке несения службы положениями устава гарнизонной и караульной служб.

Ракетный корпус (рк) — формирование (оперативно-тактическое соединение, корпус) ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в Вооружённых силах Союза ССР, предназначенное для выполнения боевых задач в ядерной войне на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.

Смешанная авиационная дивизия — основное оперативно-тактическое формирование (соединение) различных родов авиации Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.

Курский фронт — фронт, созданный 23 марта 1943 года на основании директивы Ставки ВГК № 30077 от 19 марта 1943 года (16 ч 50 мин), путём выделения 60-й и 38-армий из Воронежского фронта и преобразования штаба Резервного фронта в штаб Курского фронта.

Тыл Вооружённых сил Российской Федерации — составная часть Вооружённых сил Российской Федерации: совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений и специальных служб, осуществлявших с 1992 по 2010 годы тыловое и техническое обеспе́чение всех видов и родов войск (сил) ВС РФ.

Военинженер 3-го ранга — воинское звание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии СССР для старшего инженерно-технического состава. Введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года «О введении персональных военных званий начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и об учреждении положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА», отменено Указом Президиума Верховного совета СССР от 7 мая 1940 года «Об установлении воинских званий высшего командного…

Боевое слаживание (слаживание) — элемент тактической (тактико-специальной) подготовки.

Сержа́нт госуда́рственной безопа́сности — специальное звание сотрудников начальствующего состава НКВД и НКГБ СССР в период 1935—1943 годов (кроме военнослужащих войск НКВД и сотрудников Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР). Нижестоящее специальное звание — отсутствует, следующее по рангу — младший лейтенант государственной безопасности.

Дивизия ПВО — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) войск противовоздушной обороны (ПВО) РККА в ВС СССР.

Отдельная механизированная армия — отдельное объединение Советской Армии ВС Союза ССР, дислоцировавшееся на территории Румынии, с 1947 года до 1958 год.

Брѝгвоѐнюри́ст — специальное воинское звание высшего военно-юридического состава РККА. Сокращение от «бригадный военный юрист».

Командир батальона и Комбат — должность военнослужащего назначенного командовать формированием в войсках и силах вооружённых сил (ВС) государства типа батальон, а также военнослужащий находящийся на ней (комбат — жаргон в ВС) и категория (комбат — фактически воинское звание) в РККА ВС Союза ССР в 1918 — 1935 годах.

Ста́рший батальо́нный комисса́р — специальное воинское звание старшего военно-политического состава Красной Армии в 1940—1942 годах.

Полковой комиссар — в ВС Союза ССР специальное воинское звание для старшего военно-политического состава Красной Армии и Флота в 1935—1942 годах.

Почётное революцио́нное ору́жие — высшая награда в Красной Армии в 1919—1930 годах. Присуждалось ВЦИК, его Президиумом и Реввоенсоветом Республики за особые боевые отличия, оказанные высшими начальствующими лицами в действующей армии.

Артиллерийский парк — многозначный термин в артиллерии. Может иметь следующие значения…

Маршевое подразделение — временно сформированное подразделение, обычно рота (батарея, сотня), батальон (эскадрон,дивизион) или команда (экипажи танков, самолётов), направлявшееся маршем, в ходе военных действий, из запасных частей (соединений) (тыла) на фронт для пополнения (доукомплектования) частей и соединений действующей армии.

Запа́сные армии (ЗапА, ЗА) — войсковые формирования (объединение, Армия), предназначенные для подготовки стратегических резервов и пополнений; существовали в Красной Армии в 1919 — 1921 годах.

Подробнее: Запасная армия

Батальонный комиссар — в ВС СССР специальное воинское звание для старшего военно-политического состава Красной Армии и Флота в 1935—1942 гг. Введено постановлениями ЦИК И СНК СССР от 22 сентября 1935 года одновременно с другими персональными воинскими званиями. Предшествующее звание — старший политрук, следующее по рангу — старший батальонный комиссар. Соответствовало воинскому званию майор.Для звания батальонный комиссар был установлен знак различия в виде двух прямоугольных «шпал» в петлицах, без…

Штурмовая авиационная дивизия (шад) — основное оперативно-тактическое формирование (соединение) штурмовой авиации Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, состоящее из управления (штаба), частей и подразделений.

Журнал боевых действий — отчётно-информационный документ, входит в состав боевых документов.

Военные советы (В. с.) — название коллегиальных органов руководства формирований (от армии и выше) войск и сил в Вооружённых Силах Союза ССР, в 1918 — 1991 годах.

Вневойсковая подготовка — составной элемент государственной системы военной подготовки населения, проводимой вне рядов его вооружённых сил.

Политбойцы — собирательное название комсомольцев и членов ВКП(б), отправленных в действующие фронтовые части в первые месяцы Великой Отечественной войны по специальной партийной мобилизации с целью повышения боеспособности и моральной устойчивости личного состава воинских частей. Как правило, массовый призыв полибойцов был связан с обострением обстановки на фронтах, которое вызывалось превосходством противника в живой силе, вооружении и технике. Считается, что появление в составе советских вооружённых…

Дивинженер — сокращенное название должности инженер дивизии и воинское звание высшего командного состава в Красной Армии.

Войска укреплённых районов (войска укрепрайонов (УР), ВУР, УРы) — обобщающее название формирований (подразделения и части), объединённые под единым командованием, предназначенные для ведения самостоятельно или во взаимодействии с полевыми войсками, длительной и упорной обороны отдельных важных участков государственной границы или отдельных районов (территорий), подготовленной как укреплённые районы (десятки километров сложнейших инженерных сооружений, различных заграждений, управляемых и неуправляемых…

Фронт резе́рвных армий — оперативно-стратегическое формирование, один из фронтов РККА ВС СССР, во время Великой Отечественной войны.

Конная армия (КА) (ист.) — оперативно-стратегическое объединение Красной Армии (РККА), крупное подвижное формирование вооружённых сил (ВС) РСФСР.

Командир взвода (сокр. КВ, Комвзвода, Комвзвод; разг. Взводный) — должностное лицо младшего офицерского состава (реже эту должность занимают прапорщики, старшие прапорщики, фельдфебели и так далее) в Вооруженных Сил большинства стран, осуществляющее командование взводом — подразделением, насчитывающим, как правило, от двух до четырёх отделений, в количестве от 9 до 50 человек.

Танки дальнего действия — элемент боевого порядка стрелковых дивизий Красной Армии 30-х годов XX века, включавший в себя подразделения броневой и танковой техники, предназначенной для прорыва в глубину обороны противника во взаимодействии с частями пехоты.

Польский партизанский штаб (польск. Polski Sztab Partyzancki, PSzP, в советских источниках также известный как Польский штаб партизанского движения) — орган управления партизанским движением польских коммунистических сил, созданный при Военном совете 1-й армии Войска Польского.

Го́рные войска́ — специально обученные стрелковые (пехотные), артиллерийские, инженерные и прочие соединения и части вооружённых сил государств, предназначенные для ведения боевых действий в горной местности.

Полити́ческий руководи́тель (сокр.) — воинская должность военнослужащих военно-политического состава вооружённых сил Советской России и Вооружённых Сил СССР, существовавшая в различные периоды 1919—1942 годов, уполномоченных осуществлять политический контроль за действиями командиров подразделений (командиров несамостоятельных воинских формирований, входящих в состав воинских частей), а также вести работу по политическому воспитанию и поддержанию морально-психологической боеготовности личного состава…

Понтонер (фр. pontonier, от ponton, понтон) — название в Русской императорской армии нижнего чина, понтонных частей и подразделений.

Подробнее: Понтонёр

Сапёрная бригада — форма организации инженерных войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Бригады предназначались для строительства оборонительных рубежей и входили в состав сапёрных армий. В военной литературе и боевых документах для обозначения бригады применяется сокращение «сапбр».

Упоминания в литературе (продолжение)

БАЛУЕВСКИЙ Юрий Николаевич (род. 9.1.1947, Трускавец Дрогобычевского района Львовской области Украинской ССР), заместитель секретаря Совета безопасности РФ, генерал армии (22.2.2005), мастер спорта по лыжам. Сын военного, отец – ветеран советско-финской и Великой Отечественной войн. В 1940-х гг. его отец был отправлен на Западную Украину, участвовал в операциях против бандеровцев. В начале 1950-х гг. отец демобилизовался и приехал на свою историческую родину в город Кириллов Вологодской области. Образование получил в Ленинградском высшем общевойсковом командном училище (1970), Военной академии им. М.В. Фрунзе (1980) и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР (1990). Служил командиром мотострелкового взвода и роты, офицером оперативного отдела штаба армии в Белорусском военном округе. С 1974 офицер, старший офицер оперативного отдела штаба армии в Группе советских войск в Германии. С 1979 служил в Ленинградском военном округе: старший офицер оперативного отдела штаба армии, старший офицер оперативного управления штаба округа. В 1982–88 проходил службу в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных сил СССР, с 1990 – в Главном оперативном управлении Генерального штаба: заместитель начальника направления, начальник направления.

Катастрофически не хватало штабных офицеров. Показательным в этом отношении является положение в оперативном отделе штаба 5 гв. ТА. Из-за нехватки образованных офицеров с опытом работы в штабе такого уровня к середине марта 1943 г. он был укомплектован всего на 65–70 % штатной численности. Лишь один офицер – начальник отдела подполковник Ф.М. Белозеров – имел высшее образование. Примерно такое же положение сложилось и в других звеньях управления армии. Например, из двадцати командиров танковых, механизированных и мотострелковых бригад, которые входили в состав армии в ходе Прохоровского сражения, лишь три закончили военную академию: полковник Н.К. Володин (25 тбр), полковник А.К. Бражников (4 гв. тбр) и подполковник Н.П. Липичев (53 мсбр). Остальные в большинстве своем окончили семь-десять классов и различные курсы усовершенствования командно-начальствующего состава.

начальник отдела – полковник Нерянин [62] (Нерянин, выходец из рабочей семьи, родился в 1904 г., с отличием закончил Военную академию имени Фрунзе и Академию Генерального штаба. Охарактеризованный по этому случаю начальником Генерального штаба Красной Армии, маршалом Советского Союза Шапошниковым как «один из самых наших блестящих армейских офицеров», Нерянин во время своей службы в РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) был начальником оперативного отдела штаба Уральского военного округа и в ноябре 1941 г. попал в немецкий плен в районе Ржев – Вязьма, будучи начальником оперативного отдела штаба 20-й армии[8]);

В 1936 г. А.М. Василевскому было присвоено воинское звание полковника. Тогда же в его карьере произошел новый поворот – он и начальник оперативного отдела штаба Приволжского военного округа полковник С.Г. Трофименко приказом наркома обороны от 11 ноября были зачислены слушателями первого набора в созданную по решению ЦК ВКП(б) Академию Генерального штаба. Всего на учебу направили 137 человек, в их числе будущие начальник Генерального штаба А.И. Антонов, командующие фронтами И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров и П.А. Курочкин, начальники штабов фронтов М.В. Захаров, М.И. Казаков, В.Е. Климовских, В.В. Курасов, Г.К. Маландин, А.П. Покровский, Л.М. Сандалов и др.

Февраль: Особым отделом Западного фронта по подозрению в сотрудничестве с польской разведкой задержан начальник оперативного отдела штаба фронта бывший полковник Генерального штаба царской армии В. Шестун.

Иван Христофорович Баграмян родился 20.11.1897 г. в городе Елизаветполь, Азербайджан. С 1915 года служил в царской армии. В 1917 году окончил школу прапорщиков. В Красной Армии с 1920 года. Окончил Курсы командного состава кавалерии (1925), курсы усовершенствования высшего начсостава (1931), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1934), Военную академию Генерального штаба (1938). Проходил службу в должностях командира полка, начальника штаба кавалерийской дивизии, старшего преподавателя кафедры тактики Академии Генерального штаба, начальника оперативного отдела штаба КОВО. В Великую Отечественную войну последовательно занимал должности заместителя начальника штаба ЮЗФ, начальника штаба ЮЗФ, командующего 16-й, 11-й гв. армиями, 1-м Прибалтийским фронтом, Земландской группировкой войск, 3-м Белорусским фронтом. В послевоенный период проходил службу на должностях главного инспектора Министерства обороны, нач. Военной академии Генерального штаба, нач. тыла ВС СССР, генерал-инспектора Группы генеральных инспекторов МО СССР. Маршал Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (29.07.1944). Умер в Москве 21 сентября 1982 года. Урна с прахом маршала захоронена в Кремлевской стене рядом с его боевыми соратниками

Несмотря на достигнутые успехи, к началу советско-финляндской войны в боевой подготовке отдельных кораблей и соединений наблюдался все же ряд серьезных недочетов. Особенно ярко они проявились при подготовке десантной операции. Оперативным отделом штаба флота при разработке десантной операции было выработано большое количество вариантов, но ни один из них глубоко продуман не был. Поставленная перед стрелковой бригадой особого назначения задача по десантным действиям менялась три раза. Имела место неорганизованность в работе некоторых штабов соединений флота. Была нарушена скрытность подготовки операции.[299]

С другой стороны, нельзя также не учитывать, что кадровое советское офицерство – эта, по мнению историка и журналиста Ю. Мухина[151], в большинстве своем паразитическая прослойка общества, пригодная только для достижения карьеристских целей в условиях мирной службы и парадов, – постепенно заменялась офицерами «по призванию», выходцами из различных социальных слоев, разных профессий, гораздо более подходящих для командования и прошедших естественный отбор в боевых условиях (например, маршал Баграмян указывает[152], что среди офицеров одной из лучших дивизий 11-й гвардейской армии Западного фронта своими выдающимися качествами отличался командир полка Николай Харченко, до войны работавший зоотехником). Новое офицерство, которое с 1943 года составляло на фронте большинство среди младшего и среднего начальствующего состава Красной армии, обеспечило лучшее качество командования и более высокий уровень доверия со стороны солдат, в то время как немногие остававшиеся кадровые офицеры оседали на высших командных должностях, в крупных штабах или тыловых органах управления[153]. Причем эти так называемые «кадровые» советские офицеры не имели даже преимущества в специальном военном образовании. Например, в 5-й гвардейской танковой армии, соединения которой оказали серьезное влияние на ход и результаты Курской битвы, в оперативном отделе штаба армии только его начальник имел высшее образование, а среди двадцати командиров танковых, механизированных и мотострелковых бригад всего трое закончили военные академии, в то время как большинство остальных получили подготовку на различных краткосрочных курсах усовершенствования командно-начальствующего состава[154].

С 1 января 2023 года вступит в силу указ президента России Владимира Путина об увеличении штатной численности Вооруженных сил (ВС) до 2,04 миллиона. В их состав входят три вида ВС, два отдельных рода войск и специальные войска. Российская армия оснащена современным оружием и техникой. Также Россия обладает крупнейшим арсеналом ядерного оружия. По словам Министра обороны России Сергея Шойгу, в 2023 году соединения и воинские части постоянной готовности обеспечат вооружением и техникой на 97 процентов. Кто управляет Вооруженными силами и как руководят обороной страны, разбиралась «Лента.ру».

Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России

Высшим руководителем Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин. В мирное время главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное — непосредственно руководит ВС и обороной государства. Президент может вводить военное положение в стране в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

Правовой режим военного положения определяет Федеральный конституционный закон «О военном положении».

Верховный главнокомандующий утверждает военную доктрину России, определяет основные направления военной политики страны, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооруженных сил. Помимо этого, президент утверждает концепцию, планы строительства и развития ВС России. В августе 2022 года Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности ВС, а сценарии, в которых Россия может осуществлять ядерное сдерживание, описаны в указе «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Также президент формирует и возглавляет Совет безопасности (Совбез) России, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз. К задачам Совбеза относится и формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации конституционных полномочий президента по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и целостности России.

Задачи Министерства обороны России

Министерство обороны (Минобороны) России является органом управления ВС страны. Оборонное ведомство вырабатывает и проводит государственную политику в области обороны, а также обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области обороны. Ведомство осуществляет строительство, поддержание в необходимой готовности и организацию применения Вооруженных сил.

Возглавляющего оборонное ведомство министра назначает президент России, которому непосредственно подчиняется министр обороны. При этом в вопросах, которые относятся к ведению правительства, министр обороны подчиняется председателю правительства Российской Федерации. Главой Минобороны России является генерал армии Сергей Шойгу. Министр несет ответственность за решение задач, возложенных на оборонное ведомство и ВС России.

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Фото: Алексей Ерешко / ТАСС

В полномочия министра обороны России входят различные задачи, включая принятие решений о формировании и расформировании частей и подразделений до полка включительно. Также он представляет в правительство государственную программу вооружения и осуществляет управление стратегическим развертыванием ВС и их применением на основании решения президента.

В состав Минобороны России входят главные командования Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, а также командования Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск.

Какие задачи выполняет Генеральный штаб ВС России

Центральным органом военного управления Министерства обороны и основным органом оперативного управления Вооруженными силами является Генеральный штаб, который возглавляет генерал армии Валерий Герасимов. Эта структура управляет ВС, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Руководство деятельностью генштаба осуществляет министр обороны. В составе Генштаба находится:

— Главное оперативное управление;

— Главное управление;

— Главное организационно-мобилизационное управление;

— Главное управление связи;

— Национальный центр управления обороной Российской Федерации;

— Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы;

— Военно-топографическое управление;

— Восьмое управление (возглавляет Службу защиты государственной тайны ВС России);

— Управление оперативной подготовки;

— Архивная служба.

Планированием военных операций разного уровня занимается Главное оперативное управление (ГОУ) Генштаба. Также ГОУ осуществляет оперативное управление войсками в мирное и военное время, принимает участие в определении источников внешних угроз безопасности страны и организации разработки Плана обороны Российской Федерации.

Фото: Минобороны России

В свою очередь Главное управление (ГУ) Генштаба является органом внешней разведки Минобороны и центральным органом разведки Вооруженных сил. ГУ обеспечивает президента, Федеральное собрание, правительство, министра обороны и начальника генштаба информацией, необходимой для принятия решений в различных областях.

Национальный центр управления обороной Российской Федерации

Также в подчинении Генштаба находится Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), созданный для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными силами. Помимо этого, НЦУ обеспечивает управление повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, а также сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в России и мире.

В основные задачи НЦУ входит поддержание системы централизованного боевого управления Вооруженных сил в готовности к боевому применению, контроль состояния ВС и выполнения основных задач боевого дежурства. НЦУ обеспечивает управление, координацию и контроль выполнения задач силами ВМФ, а также полетов и перелетов авиации Вооруженных сил.

НЦУ опирается на вычислительные мощности суперкомпьютера, производительность которого оценивается в 16 петафлопс. Он может хранить данные объемом 236 петабайт. По словам министра обороны Сергея Шойгу, суперкомпьютер НЦУ способен прогнозировать развитие конфликтов, основываясь на историческом опыте.

Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Контакты

Адрес 119160, г. Москва, Фрунзенская набережная 22/2
Телефон
8 (495) 696 82 92

Основные направления деятельности ГОУ ГШ ВС РФ:

  • участие в определении источников военных угроз безопасности Российской Федерации и подготовка предложений военно-политическому руководству государства по вопросам военного строительства;
     
  • организация разработки Плана обороны Российской Федерации;
     
  • определение основных направлений строительства ВС РФ, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов;
     
  • стратегическое и оперативное планирование применения ВС РФ;
     
  • оперативное управление войсками (силами) в мирное и военное время;
     
  • организация взаимодействия ВС РФ с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы;
     
  • организация и контроль осуществления в ВС РФ мероприятий антитеррористической деятельности;
     
  • контроль мероприятий оперативной подготовки ВС РФ;
     
  • оперативное сопровождение мероприятий военного сотрудничества в формате ОДКБ, СНГ и ШОС, заседаний их уставных органов;
     
  • участие в формировании предложений в проект Государственной программы вооружения.

Наверх

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жена темного властелина инструкция по применению читать онлайн бесплатно полностью
  • Руководство по подсознанию
  • Артро фрейм инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Имудон инструкция до еды или после
  • Метро дентал гель инструкция по применению