Многие считают, что операционный менеджмент — это что-то на языке крупных корпораций. Небольшим компаниям, а тем более самозанятым или ИП это не нужно.
На самом деле оперативное управление помогает наладить рутинные процессы, которые есть внутри любого бизнеса: и большого, и маленького. Если уделить этому внимание, можно работать более результативно и получать больше прибыли.
О том, что такое оперативное управление и чем занимается операционный менеджер рассказываем в этой статье.
Что такое оперативное управление
Оперативное управление — это руководство операционной деятельностью компании, направленное на достижение максимального уровня эффективности при создании продуктов и услуг.
У каждой компании есть два вида функций:
- основные, которые приносят основной доход: это то, что компания делает изо дня в день, и то, что производит её ключевое подразделение
- вспомогательные: управленческий учёт, продажи и маркетинг, снабжение и логистика, управление персоналом, юридическое сопровождение и т.д.
Основной деятельность компании считается та, за которую компания получает деньги от клиентов. Если компания не занимается производством, а оказывает услуги, например, маркетинговое агентство, то вспомогательная деятельность для неё будет основной. Но при этом компания также будет заниматься маркетингом для продвижения своего бренда на рынке.
Чтобы качественно решать задачи оперативного управления, нужно понимать, какая деятельность является основной. Для этого нужно отметить на три вопроса:
- Как устроена операционная модель компании?
- Что компания делает каждый день?
- За что компании платят деньги, как создаётся ценность для клиента?
Процессы операционного менеджмента
Каждый клиент, покупая продукт, хочет получить его быстро, дёшево и качественно. Вот только все знают, что «быстро и качественно» будет дорого, «быстро и дёшево» получится некачественно, а «дёшево и качественно» сделают не быстро. Также дела обстоят и в оперативном управлении. Операционный менеджер руководит несколькими процессами, которые конкурируют друг с другом:
- производительность и скорость;
- разнообразие ассортимента;
- затраты и эффективность;
- качество.
Например, в ресторане есть большое меню и ассортимент блюд очень разнообразен. Но в таком случае поварам требуется хранить на кухне большое количество заготовок и знать большое число технологических карт. Поэтому при негативном сценарии работы команды, у них может падать скорость отдачи блюд или ухудшаться качество.
Основная задача специалиста оперативного управления — найти баланс между этими процессами и одновременно повышая производительность, улучшая качество, расширяя ассортимент, не расти в затратах и издержках.
Операционный менеджер: кто это?
Операционный менеджер управляет ежедневной операционной деятельностью, в том числе людьми и процессами создания ценности, отвечает за весь цикл PDCA (планирование, выполнение, контроль, анализ и разработка корректирующих действий)
По факту, операционный менеджер — это специалист, который берет на себя ответственность за рутинную работу внутренних процессов организации. Он видит, как работают бизнес-процессы в компании и предлагает решения, которые приносили бы компании максимальную прибыль.
Профессия менеджер оперативного управления с каждым днём становится всё более популярной на рынке труда. По данным HeadHunter 4687 компаний ищут операционного менеджера и предлагают среднюю зарплату в 100 000 рублей. Такие сотрудники нужны в IT-сфере, ресторанах и гостиницах, финансовым и производственным и логистическим компаниям.
Подробно о том, кто такой менеджер и чем он занимается, читайте в статье.
Задачи операционного менеджмента
Помимо основной задачи, про которую мы говорили выше, деятельность операционного менеджмента охватывает большое количество процессов. Все их контролирует менеджер. Что он делает?
Внедряет операционный менеджмент
Разрабатывает бизнес-процессы и постоянно улучшает их, анализирует их и улучшает те, которые приносят максимальный доход.
Разрабатывает бизнес-стратегию
Он ставит цели и определяет для них соответствующие метрики. Сможете расставлять приоритеты и планировать краткосрочные цели. Анализирует данные, чтобы контролировать эффективность работы отделов и сотрудников.
Управляет проектами и командой
Менеджер полностью контролирует проект: определяет его цели, просчитывает экономику, ставит сроки и задачи. Он осуществляет всё взаимодействие с командой: управляет их вовлечённостью и мотивацией.
Управляет продажами
Он понимает, что нужно сделать, чтобы прибыль росла быстрее, а отдел продаж работал лучше. Внедряет полноценные системы планирования и контроля.
Строит финансовые модели
Менеджер рассчитывает unit-экономику и определяет прибыльность компании, исходя из финансовых отчётов и ситуации на внешнем рынке. Может анализировать риски и выработать стратегию, которая поможет противодействовать им.
Пример деятельности операционного менеджмента
Представьте пиццерию, которая работает в формате Dark Kitchen. В день повара могут обеспечить 300 заготовок из теста для пиццы, сборщики пиццы могут собрать 250 пицц, а вот производительность пицца-печей составляет всего 180 единиц в сутки. Ресурсы в этих процессах не сбалансированы. Поэтому если компания увеличит мощность или количество пицца-печей, то сможет изготавливать в день больший объем продукта. Но это капитальные затраты, поэтому ресурсов на покупку дополнительных печей может не хватать.
В данном случае операционный менеджер должен проанализировать:
- производительность пицца-печи в час;
- количество мест в печи;
- рабочее время в сутки;
- общее время цикла.
Для того, чтобы сделать выводы о текущих данных, операционный менеджер должен измерить все эти показатели. Специалисты это направления говорят: мы не управляем тем, что не измеряем. Поэтому операционный менеджер должен максимально подробно изучить все производственные процессы, чтобы иметь возможность их улучшить.
Для каждого фактора можно придумать ряд инициатив, для повышения производства.
- Количество мест в печи: добавить полки, изменить размер пиццы, купить ещё одну печь.
- Цикл приготовления: сократить вспомогательные операции и время замены пиццы в печи.
- Чистое время работы: подменный повар на время перерыва, переход на круглосуточный режим работы.
При этом, если работать с несколькими факторами, то будет достигаться мультипликативный эффект.
Фактор 1. Увеличение количества мест в пицца-печи.
- 4 места (вместо двух)
- 15 пицц в сутки
- 6 часов работы
Итого: 360 единиц в сутки (+180 к базовому уровню)
Фактор 2. Увеличение производительности.
- 2 места
- 20 штук в сутки (вместо 15 пицц в сутки)
- 6 часов работы
Итого: 240 единиц в сутки (+60 к базовому уровню)
Фактор 1+2. Увеличение количество мест и производительности.
- 4 места (вместо двух)
- 20 штук в сутки (вместо 30 пицц в сутки)
- 6 часов работы
Итого: 480 единиц в сутки (+300 к базовому уровню)
Таким образом, изменяя несколько факторов одновременно, можно достичь более высоких показателей, в сравнении с изменением только одного из них.
Что нужно запомнить из этой статьи
Операционный менеджмент — это управление внутренними процессами компании, направленное на повышение эффективности при создании продуктов и услуг, оптимизации бизнеса и увеличение прибыли.
Процессы операционного менеджмента контролирует менеджер. Он руководит:
- производительностью и скоростью осуществление заказов;
- разнообразием продуктовой линейки или спектром оказываемых услуг;
- затратами на производство;
- качеством выполняемой продукции.
Главная задача менеджера — оптимизировать все процессы и одновременно улучшая производительность, качество и ассортимент, не повышать расходы.
Также этот специалист решает следующие задачи операционного менеджмента:
- внедрение оперативного управления;
- создание бизнес-стратегии;
- управление проектами;
- управление командами;
- управление продажами;
- построение финансовых моделей.
Менеджеры оперативного управления говорят: «Мы не управляем тем, что не измеряем». Поэтому чтобы иметь возможность улучшить бизнес-процессы, необходимо досконально изучить каждый их них.
Также читайте: Как выбрать эффективного начальника по Фидлеру
Российская энциклопедия по охране труда
ОПЕРАТИВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
- ОПЕРАТИВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
-
ОПЕРАТИВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ — категория работников из числа оперативного персонала, осуществляющих оперативное руководство в смене работой закрепленных за ними объектов (энергосистема, электрические станции, сети, электроустановки) и подчиненным ему персоналом.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС.
Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова.
2007.
- ОПЕРАТИВНО-РЕМОНТНЫЙ ПЕРСОНАЛ
- ОПЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
Смотреть что такое «ОПЕРАТИВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ» в других словарях:
-
оперативные руководители — 3.29 оперативные руководители: Категория работников из числа оперативного персонала, осуществляющие оперативное руководство в смене работой закрепленных за ними объектов (энергосистема, электрические станции, сети, объект) и подчиненным ему… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
«Оперативные руководители» — 2.7. Оперативные руководители категория работников из числа оперативного персонала, осуществляющие оперативное руководство в смене работой закрепленных за ними объектов (энергосистема, электрические станции, сети, объект) и подчиненным ему… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Оперативные руководители организаций электроэнергетики — 2.7. Оперативные руководители категория работников из числа оперативного персонала, осуществляющие оперативное руководство в смене работой закрепленных за ними объектов (энергосистема, электрические станции, сети, объект) и подчиненным ему… … Официальная терминология
-
СТО 70238424.27.100.063-2009: Ветроэлектростанции (ВЭС). Охрана труда (правила безопасности) при эксплуатации и техническом обслуживании. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.27.100.063 2009: Ветроэлектростанции (ВЭС). Охрана труда (правила безопасности) при эксплуатации и техническом обслуживании. Нормы и требования: 3.1.1 аварийная защита электроагрегата (электростанции): Комплекс… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
СТО 17330282.27.140.008-2008: Системы питания собственных нужд ГЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования — Терминология СТО 17330282.27.140.008 2008: Системы питания собственных нужд ГЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования: 3.1 авария в энергосистеме: Нарушение нормального режима работы всей или значительной части … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
СТО 17330282.27.140.006-2008: Гидрогенераторы. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования — Терминология СТО 17330282.27.140.006 2008: Гидрогенераторы. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования: 3.1 аварийный режим работы энергосистемы: Режим энергосистемы с параметрами, выходящими за пределы требований… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Правила: Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации — Терминология Правила: Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации: 2.10. Вспомогательный персонал категория работников вспомогательных профессий, выполняющих работу в зоне действующих энергоустановок.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
ГОСТ Р 54435-2011: Возобновляемая энергетика. Сооружения ветроэлектростанций. Требования безопасности. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 54435 2011: Возобновляемая энергетика. Сооружения ветроэлектростанций. Требования безопасности. Основные положения оригинал документа: 3.1 ветроэлектрическая станция (ВЭС): Группа или группы ВЭУ с устройствами управления и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Список руководителей служб государственной безопасности БССР и Белоруссии — Руководители служб государственной безопасности БССР и Белоруссии … Википедия
-
Особые автомобильные номера в России — В данной статье описаны специальные виды государственных регистрационных знаков автомобилей, а также приведены некоторые серии регистрационных знаков в отдельных российских регионах, по которым можно определить ведомственную принадлежность… … Википедия
Оперативное руководство
Cтраница 1
Оперативное руководство деятельностью ТКБ, учет и отчетность о выполнении плана работ возлагаются на руководителя бригады, который организует работу, распределяет задания между ее членами и контролирует их выполнение, периодически ( не реже одного раза за полугодие) представляет в БРИЗ отчет о работе по следующей форме.
[1]
Оперативное руководство и контроль за ходом проектирования производятся с помощью устройств оперативного обмена информацией между ЭВМ и проектировщиком.
[3]
Оперативное руководство всеми работами по ТО и ремонту автомобилей осуществляется отделом оперативного управления ЦУП.
[4]
Оперативное руководство работой насосной станции и разработка эксплуатационных режимов должны осуществляться диспетчерской службой, начальником насосной станции или другими административно-техническими руководителями ( техноруком, главным инженером) управления, треста.
[5]
Оперативное руководство ликвидацией аварий на насосной станции осуществляется старшим по смене.
[6]
Оперативное руководство деятельностью ТКБ, учет и отчетность о выполнении плана работ возлагаются на руководителя бригады.
[7]
Оперативное руководство деятельностью ОКБ, учет и отчетность о выполнении плана работ возлагаются на руководителя ОКБ.
[8]
Оперативное руководство ходом производства НГДУ осуществляет начальник смены ЦИТС через начальников смен РИТС, а также через диспетчерскую службу базы производственного обслуживания и ее цехов.
[9]
Оперативное руководство процессами закачки газа в газохранилища ( подземные или наземные) и режимами отбора его для питания потребителей при большом возрастании нагрузки.
[10]
Оперативное руководство ходом производства НГДУ осуществляет начальник смены ЦИТС через начальников смен цехов добычи нефти, а также через диспетчерскую службу. Распоряжения и указания, а также контроль их исполнения начальник смены ЦИТС отражает в специальном рабочем журнале.
[11]
Оперативное руководство заключается в рациональном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов с учетом складывающихся условий для обеспечения производства продукции в заданных объемах. Период от воздействия до получения результата может составлять несколько дней или недель.
[12]
Оперативное руководство заключается в рациональном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов с учетом складывающихся условий обеспечения производства продукции в заданных объемах. Период от воздействия до получения результата может составлять несколько дней или недель.
[13]
Оперативное руководство при проведении указанных измерений обычно возлагается на дежурного техника головного узла связи.
[14]
Оперативное руководство деятельностью ОКБ, учет и отчетность о выполнении плана работ возлагаются на руководителя ОКБ.
[15]
Страницы:
1
2
3
4
Местная администрация – исполнительный орган муниципального образования, обладающий распорядительными полномочиями. Это постоянно действующая структура муниципалитета. В действующем сегодня законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие правила и процедуру прекращения полномочий местной администрации муниципального образования. Законом предусмотрен порядок прекращения полномочий лишь для должностных лиц. В статье рассмотрим особенности формирования и деятельности местной администрации муниципального образования (муниципального округа, района и пр.). Итак, начинаем.
Общая характеристика
Местная администрация муниципального образования (муниципального округа) наделяется полномочиями решать вопросы территориального значения, а также правами реализовывать отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и уставом МО.
Рассматриваемая структура обычно обладает широкой компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности. Местная администрация муниципального образования является органом, обладающим правами юр. лица.
Руководство
Кто руководит данной структурой? В структуре местной администрации муниципального образования предусмотрена должность главы. Она предполагает руководство МО на принципах единоначалия. Акты, издаваемые главой, вводят в действие решения, принятые администрацией.
Законодательство предусматривает 2 модели наделения субъекта полномочиями. В первом случае глава местной администрации и глава муниципального образования – это одно лицо. Оно наделяется полномочиями в силу своей должности.
По второй модели главой муниципального образования и главой местной администрации могут быть разные люди. Руководитель администрации в этом случае назначается по результатам конкурса. С выигравшим кандидатом заключается контракт. Срок полномочий главы определяется уставом МО. В случае назначения руководителя по результатам конкурса, он называется обычно управляющим.
Между тем наиболее распространенной является модель, при которой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Важные моменты
Необходимо сказать о некоторых нюансах утверждения условий контракта. При назначении главы поселения договор согласовывается с его представительным органом. Если назначается руководитель местной администрации внутригородского муниципального образования, то утверждает контракт представительная структура района в части, касающейся реализации полномочий по решению территориальных вопросов и региональным законодательным органом – в части, относящейся к осуществлению отдельных госполномочий, переданных власти субъекта в соответствии с федеральным законодательством.
Специфика назначения
Если гражданин становится главой администрации по контракту, уставом поселения, округа или района и региональным законом могут устанавливаться дополнительные требования, которым должны соответствовать кандидаты.
Представительный орган муниципалитета определяет порядок проведения конкурса. При этом в обязанности структуры входит опубликование условий проведения конкурса, сведений о месте, дате и времени организации мероприятия, проекта контракта. Размещение указанной информации должно осуществляться за 20 дней до начала конкурса.
Досрочное прекращение полномочий
Руководитель местной администрации муниципального образования, назначенный на должность в соответствии с контрактом, лишается своих полномочий в следующих случаях.
- Смерть.
- Увольнение по собственному желанию.
- Признание ограниченной дееспособности или полной недееспособности судом.
- Признание без вести отсутствующим либо умершим.
- Вступление в силу обвинительного приговора.
- Выезд за границу для постоянного проживания.
- Прекращение российского или иностранного гражданства государства-участника международных договоров с РФ, согласно которым лицо не может быть избрано в органы местной власти.
- Призыв в ряды ВС РФ, направление на альтернативную службу.
- Упразднение/преобразование МО.
- Утрата населенным пунктом статуса муниципалитета вследствие объединения с городским округом.
- Увеличение количества избирателей МО больше чем на 25%, обусловленное изменением границ или объединением поселения и городского округа.
Функции местной администрации
В муниципальном образовании возникает достаточно много актуальных проблем. Их необходимо решать. Образование местной администрации в муниципальном районе, поселении и пр. как раз и направлено на решение актуальных вопросов, связанных с развитием административно-территориальной единицы.
В полномочия исполнительно-распорядительного органа входят следующие.
- Разработка проектов бюджета, смет, программ, планов социально-экономического развития территории. Эти документы предоставляются на утверждение законодательному органу МО.
- Исполнение бюджета и предоставление отчета.
- Обеспечение работы ЖКХ, транспорта, предприятий связи, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.
- Распоряжение и управление муниципальной и другой собственностью, переданной МО в порядке, установленном законодательством.
- Разработка предложений о создании, ликвидации или реорганизации учреждений и предприятий МО.
- Утверждение уставов муниципальных организаций.
- Реализация отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством.
- Осуществление иных полномочий, определенных нормативными актами представительного органа МО, в т. ч. функций заказчика по контрактам на исполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
- Подготовка и предоставление законодательному органу проектов правовых актов местной администрации муниципального образования, разработка штатного расписания муниципальных должностей, практических рекомендаций, касающихся предметов своего ведения.
- Создание рабочих групп и коллегий, консультативных экспертных и общественных советов, привлечение на договорной основе научных организаций, ученых, специалистов к решению вопросов территориального значения.
- Взаимодействие с органами государственной власти, другими структурами местного управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, населением по вопросам своего ведения.
- Участие в разработке проектов договоров, соглашений с другими МО, исполнительными органами государственной власти.
- Направление запросов на получение от территориальных и отраслевых структур, предприятий, учреждений, организаций документов, информации, материалов, необходимых для реализации задач, возложенных на местную администрацию муниципального образования.
Разумеется, это далеко не все функции исполнительно-распорядительного органа. Полный перечень фиксируется в уставе МО и Положении о деятельности местной администрации муниципального образования.
Особенности деятельности
Работа местной администрации осуществляется на плановой основе. На соответствующих заседаниях разрабатываются программы развития МО, составляются планы совещаний, правотворческой деятельности, контрольных мероприятий.
Контроль исполнения квартальных и перспективных планов работы осуществляет замглавы местной администрации.
Для обеспечения оперативного управления деятельностью подразделений, обоснованного и своевременного принятия актов, местная администрация муниципального образования проводит заседания и совещания координационных и консультативных органов, а также иные мероприятия организационного характера.
Аппарат
Эта структура является одним из ключевых звеньев в структуре местной администрации. Аппарат не имеет в подчинении внешних органов, предприятий, организаций. Служебные функции этой структуры определяют горизонтальную форму подчинения руководству органов администрации.
Финансирование подразделений аппарата осуществляется из средств местного бюджета. Их наименования различаются в зависимости от направлений деятельности местной администрации. Среди наиболее популярных «традиционных» подразделений присутствуют следующие.
- Организационный (организационно-аналитический) отдел.
- Приемная.
- Общий отдел.
- Юридическая служба.
- Информационный отдел (пресс-служба).
- Управление кадрами.
Кроме этого, в структуре аппарата администрации создается секретариат, подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение.
Структурные единицы администрации
Они различаются по объему полномочий, направленности деятельности, кадровому составу и многим другим признакам. Различия зависят от уровня муниципалитета, особенностей социально-экономической ситуации, количества населения и прочих обстоятельств.
В городских округах, к примеру, создаются подразделения, решающие проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, строительства, инженерной инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, рынка недвижимости, соцзащиты, благоустройства, потребительского рынка, сферы обслуживания, спорта, финансов, управления имуществом, антимонопольной политики, защиты природы, военнослужащих, международных связей, чрезвычайных ситуаций, связи с прессой.
В муниципальных районах обычно создаются подразделения, осуществляющие организацию:
- народного образования;
- ЖКХ;
- строительства;
- сельского хозяйства;
- управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом;
- деятельности по защите природы;
- социально-экономической поддержки граждан и пр.
Несмотря на то что наименования подразделений в различных муниципалитетах практически одинаковые, кадровое их наполнение существенно различается. В городских поселениях отделы, управления, департаменты значительно превышают по своей численности районные подразделения. В сельской местности штатные отделы весьма малочисленны. В них работает от 2 до 5 сотрудников. При этом круг вопросов, которые они решают, достаточно узкий и ограничивается управлением земельными ресурсами, содержанием муниципального жилого фонда, записью актов гражданского состояния, учетной работой.
Порядок деятельности специальных подразделений
Как правило, они обладают правами юр. лица, составляют самостоятельный баланс, имеют расчетный и иные счета в банках. У этих структурных подразделений есть свои печати, бланки, другие средства идентификации. Они наделены правом от своего имени приобретать личные имущественные и неимущественные права, участвовать в судебных заседаниях в качестве ответчиков и истцов, выполнять обязанности. Руководитель администрации самостоятельно устанавливает их правовой статус и ответственность.
В местной администрации муниципального образования действуют комитеты и управления, которые подразделяются на функциональные и отраслевые. Последние, как следует из названия, обеспечивают руководство отдельными сферами муниципального хозяйства. К примеру, назначение отдела (управления, департамента) здравоохранения в муниципальном районе (округе) состоит в обеспечении условий для охраны здоровья населения, реализации гражданами их прав на медицинскую помощь. Это подразделение уполномочено:
- разрабатывать комплексные мероприятия по уменьшению заболеваемости, инвалидности населения;
- координировать и управлять деятельностью лечебных и профилактических учреждений;
- взаимодействовать с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, страховыми компаниями, территориальными фондами ОМС;
- контролировать работу учреждений, оказывающих медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.
Образование
Для координации этой сферы в муниципалитете создается соответствующее отраслевое управление (отдел). Полномочия подразделения состоят в:
- участии в организации и реализации программ развития образования на территории муниципалитета;
- обеспечении реализации гражданами их прав на получение образования, соответствующего ФГОС, в учебных заведениях дошкольного, общего, профобразования, в специализированных учреждениях;
- защище права несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
- координировании работы предприятий, учреждений, организаций в сфере народного образования;
- содействии развитию производственно-экономической инфраструктуры для поддержки образования, создании попечительских и благотворительных фондов.
Благоустройство
Практически в каждом МО действует служба муниципального заказчика. Она формируется для проектирования, строительства и капремонта объектов благоустройства, их содержания, а также для озеленения территории. Управление благоустройства и служба заказчика ответственны и за составление планов развития и содержания дорожной сети.
Указанные подразделения могут также наделяться правом организовывать муниципальный заказ, координировать работу предприятий благоустройства, в т. ч. специализированных учреждений, задействованных в дорожном строительстве, озеленении, освещении территории.
Жилищно-коммунальное управление
Его полномочия состоят в следующем:
- Вести учет граждан, нуждающихся в жилплощади. К ним относят очередников, инвалидов и ветеранов ВОВ, военнослужащих, находящихся в запасе и т. д.
- Распределять жилфонд между физическими и юр. лицами, участвующими в долевом строительстве.
- Контролировать заселение.
- Рассчитывать стоимость помещений в муниципальном жилфонде, подлежащих отчуждению.
- Проводить приватизацию жилья, осуществлять перевод помещений в нежилые.
Комиссии
Поскольку система местного самоуправления строится исключительно на демократических принципах, то естественным является участие населения в управлении делами муниципалитета. Соответственно, вместе с управлениями, отделами, комитетами и прочими структурными подразделениями администрации формируются постоянные и временные комиссии. Они занимаются самыми разными вопросами: назначением пенсий, организацией отдыха детей, охраной культурно-исторических памятников и пр.
Некоторые комиссии создаются по инициативе администрации, другие создаются в соответствии с актами, утвержденными органами государственной власти. Административные комиссии образуются для рассмотрения дел об административных нарушениях, вменения виновным предусмотренных законом санкций. Ключевая задача структур, занимающихся делами несовершеннолетних, состоит в предупреждении безнадзорности и беспризорности подростков.
Организационно все комиссии связаны с администрацией. Их председатели вполне могут являться заместителями главы муниципалитета. Комиссии являются коллегиальными органами. В их состав входят представители общественности, сотрудники правоохранительных структур, депутаты.
Создание комиссий осуществляется на основании постановлений представительного органа местной власти. Обязательно из состава членов избирается председатель. В его полномочия входит планирование, организация и руководство деятельности комиссии. Финансирование деятельности комиссии осуществляется на средства местного бюджета. За материально-техническое обеспечение работы отвечает аппарат местной администрации.
Руководитель Администрации президента Российской Федерации — федеральный государственный гражданский служащий, выполняющий непосредственное руководство работой администрации президента Российской Федерации, общее руководство которой выполняет Президент Российской Федерации. В настоящее время руководителем администрации президента Российской Федерации является Сергей Борисович Иванов (с 22 декабря 2011 г.).
Полномочия и права руководителя администрации президента Российской Федерации
(в соответствии с Положением об администрации президента Российской Федерации (далее — администрация), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490)
- представляет администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях;
- осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений администрации, руководителей иных самостоятельных подразделений администрации;
- распределяет обязанности между заместителями руководителя администрации;
- координирует деятельность помощников и советников президента Российской Федерации и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению;
- координирует деятельность полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах;
- по поручению президента Российской Федерации при реализации функций, возложенных на администрацию, вносит в правительство Российской Федерации предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, а также о принятии постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации;
- представляет президенту Российской Федерации на утверждение проекты положений об управлениях президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях администрации;
- представляет президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с Положением об администрации;
- утверждает по представлению заместителей руководителя администрации и помощников президента Российской Федерации структуру и штатную численность управлений президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют;
- утверждает по представлению секретаря Совета Безопасности Российской Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;
- утверждает по представлению полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов;
- утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в администрации;
- назначает на должность и освобождает от должности в администрации руководителя своего секретариата и его заместителей, заместителей начальников и иных работников самостоятельных подразделений, заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- определяет полномочия заместителей руководителя администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания;
- издает распоряжения по вопросам деятельности администрации, отнесенным к его компетенции;
- обеспечивает проведение аттестации работников администрации, присваивает квалификационные разряды работникам администрации, кроме тех работников, квалификационные разряды которым присваиваются президентом Российской Федерации;
- организует исполнение поручений президента Российской Федерации;
- запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;
- организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности президента Российской Федерации, содержания администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах и содержания их заместителей, а также содержания Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;
- распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой администрации;
- имеет право по поручению президента Российской Федерации вносить в смету администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год;
- имеет право поручить одному из заместителей руководителя администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой администрации.
Список руководителей администрации президента Российской Федерации
После даты назначения или освобождения от должности стоит номер Указа Президента Российской Федерации, которым произведено назначение или освобождение от должности.
- Петров Юрий Владимирович (5 августа 1991 г., № 31 — 19 января 1993 г., № 95)
- Филатов Сергей Александрович (19 января 1993 г., № 96 — 15 января 1996 г., № 47)
- Егоров Николай Дмитриевич (15 января 1996 г., № 48 — 15 июля 1996 г., № 1031)
- Чубайс Анатолий Борисович (15 июля 1996 г., № 1032 — 7 марта 1997 г., № 190)
- Юмашев Валентин Борисович (11 марта 1997 г., № 212 — 7 декабря 1998 г., № 1484)
- Бордюжа Николай Николаевич (7 декабря 1998 г., № 1485 — 19 марта 1999 г., № 371)
- Волошин Александр Стальевич (19 марта 1999 г., № 372 — 31 декабря 1999 г., № 1760; 31 декабря 1999 г., № 1764 — 7 мая 2000 г., № 835; 27 мая 2000 г., № 965 — 30 октября 2003 г., № 1275)
- Медведев Дмитрий Анатольевич (30 октября 2003 г., № 1276 — 25 марта 2004 г., № 402; 26 марта 2004 г., № 403 — 14 ноября 2005 г., № 1320)
- Собянин Сергей Семенович (14 ноября 2005 г., № 1323 — 7 мая 2008 г.)
- Нарышкин Сергей Евгеньевич (12 мая 2008 г., № 751 — 20 декабря 2011 г., № 1663)
- Иванов, Сергей Борисович (22 декабря 2011 г., № 1672, переназначен 21 мая 2012 г., № 669)
Примечания
Президент Российской Федерации | |
---|---|
Президенты | Борис Ельцин¹ (1991—1999) • Владимир Путин (2000—2008) • Дмитрий Медведев (2008—2012) • Владимир Путин (с 2012) |
Исполняющие обязанности | Александр Руцкой² (1993) • Виктор Черномырдин (1996) • Владимир Путин (1999—2000) |
Вице-президент (должность упразднена) | Александр Руцкой³ (1991—1993) |
Выборы | 1991 • 1996 • 2000 • 2004 • 2008 • 2012 |
Вступление в должность | Присяга |
Отрешение от должности | Попытка импичмента 1993 г. • Попытка импичмента 1998—1999 гг. |
Отставки | Отставка 1999 г. |
Верховный Главнокомандующий ВС России |
Введение военного положения • «Ядерный чемоданчик» • Эмблема Верховного Главнокомандующего • Грамота • Благодарность |
Администрация | Руководитель • Заместители руководителя • Управления • Отделы • Советники президента • Помощники президента • Референты президента • Полпреды в Федеральном Собрании • Полпред в конституционном суде • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка • Полпреды в федеральных округах • |
Органы исполнительной власти в ведении президента России |
МВД • МЧС • МИД • Минобороны • Минюст • ФСБ • СВР • ФСО • СБП • Фельдъегерская служба • Росфинмониторинг • ФСКН • ГУСП • Управление делами президента • СКР |
Консультативные и совещательные органы при президенте России |
Совет Безопасности • Госсовет • Иные |
Документы президента | Указы • Распоряжения • Поручения • Военная доктрина • Послания Федеральному Собранию • Бюджетные послания |
Символы президентской власти | Штандарт • Знак • Специальный экземпляр конституции • Специальный знак |
Формы поощрения президентом | Почётная грамота президента Российской Федерации • Благодарность президента Российской Федерации |
¹ В 1991 году президент РСФСР ² Глава альтернативного правительства ³ В 1991 году Вице-президент РСФСР |
25 лет назад, 19 июля 1991 года, была создана Администрация Президента Российской Федерации. Её статус и структура за прошедшие годы неоднократно менялись, однако главные цели и назначение всегда оставались неизменными — обеспечить эффективность деятельности главы государства.
«Тайный орден»
Сегодня Администрация Президента — это государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Размещается она в Москве в районе Старой площади и улицы Ильинка в бывшем комплексе зданий ЦК КПСС. А создавалась указом главы государства №13 от 19 июля 1991 года как рабочий аппарат для обеспечения деятельности Президента РСФСР и контроля за исполнением принятых им решений. В тот период он являлся главой исполнительной власти и непосредственно руководил Советом Министров, ведомствами и местными органами государственной власти с многообразием их функций управления, надзора и контроля. За всем этим стояла Администрация Президента, которая находилась как бы в тени, но волевым образом проводила политику главы государства.
В сознании многих россиян она воспринимается неким «тайным орденом», который рулит в стране всем и вся. Администрация действительно постоянно находится в центре внимания журналистов, общественности, политологов, тем не менее является одним из самых закрытых государственных органов страны. «СМИ нередко представляли её неким «суперисполнительным органом», с помощью которого президент осуществляет свою власть. Однако на самом деле роль аппарата в то время была хотя и значительной, но достаточно ограниченной, — отметил в беседе с нашим корреспондентом Сергей Филатов, руководитель Администрации Президента России (1993—1996 гг.), Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. — Другое дело, что нередко превышает свои функции. Особенно это заметно в предвыборный период, в работе с политическими партиями и СМИ, в работе с регионами».
В нынешнем виде Администрация была сформирована после серьёзной реорганизации 2004 года
С течением времени Администрация быстро структурировалась. Если первоначально она состояла из 13 подразделений, то с выходом положения о ней к середине 1993 года в её состав уже входило 26 управлений и отделов. В документе подчёркивалось, что Администрация является «аппаратом, созданным для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации». В декабре того же года была принята Конституция Российской Федерации и Администрация Президента получила конституционный ранг, что отражено в статье 83.
Борис Ельцин, подчёркивая особую роль созданной им Администрации, в своём послании 30 марта 1999 года отметил: «Серьёзные задачи стоят перед Администрацией Президента, которой следует работать более организованно, скоординированно с органами государственной власти, а главное — усилить контроль за исполнением решений президента. К сожалению, в последнее время из-за бездействия отдельных руководителей и чиновников ею утрачены многие занимаемые позиции. Администрация должна не просто представлять президента, а быть активным проводником его политики».
Указ №490 от 6 апреля 2004 года уже определил Администрацию Президента как государственный орган, формируемый в соответствии с Конституцией, и тем самым определил новую концепцию её властных полномочий. Она была нацелена на согласованное функционирование всех структурных органов, руководство которыми осуществляется непосредственно президентом. С изменением правового статуса Администрации в системе государственных органов власти её роль и значение резко возросли, внутренние вертикальные и горизонтальные связи между структурными подразделениями и должностными лицами стали более четкими и функционально упорядоченными.
В нынешнем виде, разумеется, с учётом всех последующих изменений и дополнений, Администрация сформирована после серьёзной реорганизации, обозначенной Указом президента от 6 апреля 2004 года. Она была связана с принятием закона о Совете Министров — Правительстве. Это обусловило необходимость создания полноценного правительственного Аппарата и разграничения его функций с Администрацией Президент РФ. Новое положение о ней определяло «правовой статус и правовые основы деятельности» её структур и должностных лиц.
Администрация Президента РФ состоит из самостоятельных подразделений и ряда отдельно указанных в положении должностных лиц. Это — руководитель Администрации, его заместители, пресс-секретарь Президента РФ, помощники, советники, полномочные представители Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ… К самостоятельным подразделениям Администрации относятся различные управления Президента РФ, а также ряд равноправных подразделений, таких как Канцелярия и Референтура Президента РФ, Аппарат Совета безопасности РФ, Геральдический совет при Президенте РФ, Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ…
В марте 1997 года одним из заместителей Руководителя Администрации Президента был назначен Владимир Путин. Эту должность он совмещал с обязанностями Начальника Главного контрольного управления Президента. С мая 1998 года стал Первым заместителем Руководителя Администрации. В этом качестве Владимир Владимирович до момента назначения его директором Федеральной службы безопасности РФ курировал в Администрации работу с территориями.
Традиционно глава Администрации, который работает под непосредственным руководством президента, назначается на должность и освобождается от неё его указом. Впрочем, как и вся Администрация формируется по личному усмотрению Главы государства, без согласования с иными ветвями власти и подконтрольно только ему, что вызывает у многих политиков недовольство. «Когда я руководил Администрацией, то было по-другому. В 90-е годы президент не был единственным центром власти, а лишь одним из них. Тогда были независимый парламент, с которым мы немало намучились, и вполне самостоятельный Конституционный суд. У нас существовала группа помощников президента, состоявшая из профессиональных, высокообразованных специалистов, и аппарат чиновников по направлениям деятельности главы государства. Первые не только помогали президенту в различных направлениях его деятельности, но и оберегали от ошибок. Они не были чиновниками, но опирались на аппарат в своей работе. После выборов президента в 1996 году в АП произошла реорганизация, в результате которой, на мой взгляд, получилась громоздкая и малоэффективная, чисто чиновничья система. Однако надо понимать, что глава государства в любом случае просто вынужден создавать свой рабочий аппарат из числа особо доверенных советников и консультантов — ведь через их «фильтр» проходят практически все проекты решений президента», — отметил в своём комментарии по этому поводу Сергей Филатов.
Насколько велики полномочия руководителя Администрации Президента России?
По положению об Администрации 1993 года, её руководитель координировал взаимодействие всех подразделений. Сейчас на него возложено оперативное руководство подразделениями и органами, которые обеспечивают деятельность главы государства. Впрочем, многое зависело от самого руководителя. Так, в 1996 году эту должность занял Анатолий Чубайс. И решил возвысить роль Администрации, усилив её влияние на общественно-политические процессы, а также зависимость от неё федеральной исполнительной власти. Все эти претензии нашли отражение в соответствующем указе от 1996 года. В обновленном положении об Администрации было указано, что «администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации», расширялись её возможности контроля иных органов, в том числе исполнительной власти. Депутаты Государственной Думы оспорили президентский указ в Конституционном суде России. В результате в положение были внесены изменения, смягчающие её контрольные возможности, а парламентарии отозвали своё обращение из Конституционного суда. Тем не менее в «чубайсовском» положении сохранилось определение Администрации как государственного органа.
Как конкретно АП «обеспечивает деятельность» главы государства, в чём это выражается?
В подготовке законопроектов для внесения их президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Готовит проекты его указов, распоряжений, поручений, обращений, в том числе проекты ежегодных посланий Федеральному Собранию. Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений президента и представляет ему соответствующие доклады. Обеспечивает взаимодействие главы государства с политическими партиями и общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе этих материалов готовятся доклады президенту.
Представители оппозиции, в частности, лидеры — КПРФ Геннадий Зюганов и ЛДПР Владимир Жириновский настаивают на необходимости принятия закона об Администрации Президента. «У нас до сих пор нет закона о Федеральном Собрании, а он должен быть. Нет закона о Конституционном собрании, который также должен быть. Нет закона об Администрации Президента. У нас нет даже механизма, который мог бы отрегулировать процессы в случае перекоса, а они совершенно очевидны», — считает Геннадий Андреевич.
Так или иначе, но за это время Администрацию Президента РФ последовательно возглавляли представители самых разных профессий и политических взглядов: Юрий Владимирович Петров (5 августа 1991 — 19 января 1993), Сергей Александрович Филатов (19 января 1993 — 15 января 1996), Николай Дмитриевич Егоров (15 января 1996 — 15 июля 1996), Анатолий Борисович Чубайс (15 июля 1996 — 7 марта 1997), Валентин Борисович Юмашев (11 марта 1997 — 7 декабря 1998), Николай Николаевич Бордюжа (7 декабря 1998 — 19 марта 1999), Александр Стальевич Волошин (19 марта 1999 — 30 октября 2003), Дмитрий Анатольевич Медведев (30 октября 2003 — 14 ноября 2005), Сергей Семёнович Собянин (14 ноября 2005 — 7 мая 2008), Сергей Евгеньевич Нарышкин (12 мая 2008 — 20 декабря 2011), Сергей Борисович Иванов (22 декабря 2011 — по н.в).
7. Оперативное руководство Управлением осуществляет по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
8. Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
9. Начальник Управления имеет заместителя начальника Управления.
Заместитель начальника Управления, иные сотрудники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности Руководителем Администрации Президента Российской Федерации по представлению первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющего оперативное руководство Управлением.
10. Начальник Управления:
руководит деятельностью Управления, обеспечивая решение возложенных на Управление задач;
представляет первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющему оперативное руководство Управлением, структуру и штатное расписание Управления для утверждения Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
представляет первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющему оперативное руководство Управлением, кандидатуры для назначения в установленном порядке на должность сотрудников Управления;
вносит первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющему оперативное руководство Управлением, предложения об освобождении в установленном порядке от должности сотрудников Управления;
вносит первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющему оперативное руководство Управлением, предложения о поощрении сотрудников Управления и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
определяет обязанности заместителя начальника Управления;
определяет функции подразделений Управления и утверждает должностные инструкции его работников;
представляет первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации предложения о выделении Управлению финансовых средств из сметы Администрации Президента Российской Федерации на оплату договорных работ;
решает в установленном порядке вопросы командирования сотрудников Управления;
подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;
издает распоряжения по вопросам работы Управления.