Охарактеризуйте систему партийного руководства культурой в молодом советском государстве для чего

—    В молодом советском государстве закладывались основы партийно-государственного руководства культурой. Наркомпрос руководил всеми её отраслями: школьным, внешкольным, высшим образованием, литературой, театром, живописью, музыкой. 9 ноября 1917 г. при Наркомпросе была создана Государственная комиссия по просвещению. Вопросами культуры и идеологии ведали также Отдел агитации и пропаганды ЦК партии (Агитпроп), Главное управление политического просвещения, Главное политуправление Красной армии. Взгляд В. И. Ленина на интеллектуальную сферу был прагматичным, что объясняло гораздо большее внимание к развитию образования и науки, нежели искусства. Появление по всей стране молодёжных большевистских организаций вызвало необходимость создания общероссийской организации. 29 октября 1918 г. был создан комсомол — Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ).
—   Агитационно-массовое искусство родилось из необходимости быстро реагировать на калейдоскоп событий, осуществлять идеологическое воздействие на десятки миллионов людей. В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды создавались новые памятники, посвященные деятелям революции и их предтечам, учёным. С. Т. Конёнков создал скульптурную группу «Степан Разин с ватагой», А. Т. Матвеев -статуи К. Маркса и Ф. Энгельса. Появляются монументы известным революционерам и борцам с самодержавием М. А. Бакунину, А. И. Герцену, П. И. Пестелю, Н. П. Огарёву, А. Н. Радищеву.


Что изменилось после революции в культурной жизни Советской страны?

После революции культурная жизнь Советского Союза претерпела значительные изменения. Большевики рассматривали культуру как неотъемлемый элемент своей миссии по созданию нового общества. Они стремились заменить традиционную культуру дореволюционной эпохи новой пролетарской культурой, отражающей ценности рабочего класса. Правительство создало новые учреждения, такие как Народный комиссариат просвещения и Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами, для продвижения этой новой культуры. В Советском Союзе также наблюдался подъем авангардных течений в искусстве и литературе, таких как конструктивизм, футуризм и социалистический реализм.

Почему эпоха революционных перемен многими воспринималась как время небывалого культурного подъёма?

Эпоха революционных преобразований в Советском Союзе многими воспринималась как время беспрецедентного культурного подъема, поскольку она породила новую волну художественного и интеллектуального творчества. Большевики стремились продвигать культуру, которая отражала бы ценности рабочего класса, и это привело к возникновению авангардных движений в искусстве и литературе. Правительство также вложило значительные средства в образование и создало новые учреждения для продвижения культуры, что открыло новые возможности для художников, писателей и интеллектуалов.

1. Что предусматривала программа культурной революции в Советском государстве?

Программа культурной революции в Советском Союзе была направлена ​​на создание новой пролетарской культуры, отражающей ценности рабочего класса. Правительство создало новые учреждения, такие как Народный комиссариат просвещения, для продвижения этой новой культуры. Программа также включала усилия по борьбе с неграмотностью и развитию образования, особенно среди рабочего класса. Правительство также стремилось поощрять использование русского языка и бороться с тем, что оно считало отсталой культурной практикой, такой как религия и суеверия.

2. Проведите обсуждение на тему «Интеллигенция и советская власть». Как отнеслась к новой власти наиболее образованная часть российского общества? Кто и почему принял политику большевиков, а кто — нет? Как это проявлялось? Приведите примеры.

Интеллигенция, или наиболее образованная часть российского общества, имела сложные отношения с советским режимом. Часть интеллигенции поддержала большевиков и увидела в революции возможность создать новое общество, основанное на социалистических принципах. Например, писатель Максим Горький был ярым сторонником большевиков и тесно сотрудничал с правительством в продвижении их культурной политики. Однако многие другие интеллектуалы критиковали новый режим и видели в нем угрозу интеллектуальной свободе и творчеству. Некоторые интеллектуалы, такие как писатель Борис Пастернак, в конце концов были вынуждены покинуть страну из-за своей оппозиции правительству.

3. Охарактеризуйте систему партийного руководства культурой в молодом Советском государстве. Для чего и каким образом власть использовала агитацию и монументальную пропаганду?

В раннем Советском Союзе правительство установило систему партийного руководства культурой, целью которой было продвижение новой пролетарской культуры, отражающей ценности рабочего класса. Правительство использовало агитацию и пропаганду для продвижения этой новой культуры, часто с помощью монументального паблик-арта и плакатов. Это было предназначено для охвата широкой аудитории и продвижения ценностей нового режима. Правительство также использовало пропаганду для продвижения образования и борьбы с неграмотностью, особенно среди рабочего класса.

4. Расскажите о политике советской власти в сфере образования в первые послереволюционные годы. Почему считалось необходимым как можно быстрее победить неграмотность?

5. Какие научные исследования поддерживало Советское государство в первые послереволюционные годы? Какое значение это имело?

В первые послереволюционные годы советское государство поддерживало различные научно-исследовательские проекты, такие как исследования в области физики, математики и биологии. Это было сделано для того, чтобы способствовать развитию науки в стране и заложить основу для технического прогресса. Некоторые из наиболее заметных примеров научных исследований, которые были поддержаны советским государством, включают работу Сергея Королева в области ракетостроения, развитие ядерной физики и создание первой советской атомной бомбы.

6. Объясните, почему советская власть заняла резко негативную позицию по отношению к Церкви. В каких мерах это проявилось?

Советское правительство занимало резко негативную позицию по отношению к церкви, поскольку она рассматривалась как символ старого порядка и как потенциальный источник оппозиции новому советскому государству. Большевики считали религию препятствием для развития современного научного общества, а в церкви видели угрозу авторитету государства. В результате советское правительство развернуло кампанию по пресечению религиозной практики, включая конфискацию церковного имущества, преследование священнослужителей и закрытие религиозных учреждений. Эта политика продолжалась на протяжении всего советского периода и оказала значительное влияние на роль религии в советском обществе.

7*. Расскажите о советских праздниках, введённых в 1920-е гг. Каково было их идейное значение? Выясните у старших членов своей семьи, какие знаменательные даты отмечались в их молодые годы.

В 1920-х годах советское правительство ввело ряд новых праздников и торжеств, призванных продвигать идеалы нового советского государства. Некоторые из наиболее значимых из них включали Международный женский день, Первомай (Международный день трудящихся) и годовщину Октябрьской революции. Эти праздники были отмечены парадами, речами и другими публичными мероприятиями и использовались для укрепления идеи советского единства и важности работы на общее благо. Праздники также использовались для празднования достижений нового советского государства и продвижения идеи советского интернационализма, в которой подчеркивалась важность солидарности с рабочими и другими угнетенными группами по всему миру.

Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс учебник Никонов, Девятов параграф 12

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов

Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:

jusupova2001

Охарактеризуйте систему партийного руководства культурой в молодом Советском государстве.Для чего и каким образом власть использовала агитацию и монументальную пропаганду?​

Показать все ответы

Показать все ответы

Ответ

1234567891011121314з

1.В создании предприятий в основном металлургии, энергетики, тяжелого машиностроения-как базы военной промышленности 
2.В массовом привлечении иностранных специалистов, технологий, машин и оборудования. В основном американцев. 
3.В использовании рабочей силы в огромной массе из крестьян, бегущих из создаваемых колхозов, голодомора, раскулачивания. 
4.В массовом использовании ручного труда, в непрерывной гонке за перевыполнение плана работ в ущерб качеству, безопасности труда, в нарушение технологии. 
5.В использовании средств для закупки оборудования, машин, технологий, пребывания иностранных специалистов в виде продажи за рубежом по бросовым ценам произведений искусства мирового значения, находящихся в музеях, частных коллекциях, в виде переплавленных церковных ценностей, ценностей ГОХРАНА, продажи зерна при существующем голоде в Украине, Поволжье, Казахстане и др. регионах.

Ответ

lol1025

1.В создании предприятий в основном металлургии, энергетики, тяжелого машиностроения-как базы военной промышленности 
2.В массовом привлечении иностранных специалистов, технологий, машин и оборудования. В основном американцев. 
3.В использовании рабочей силы в огромной массе из крестьян, бегущих из создаваемых колхозов, голодомора, раскулачивания. 
4.В массовом использовании ручного труда, в непрерывной гонке за перевыполнение плана работ в ущерб качеству, безопасности труда, в нарушение технологии. 
5.В использовании средств для закупки оборудования, машин, технологий, пребывания иностранных специалистов в виде продажи за рубежом по бросовым ценам произведений искусства мирового значения, находящихся в музеях, частных коллекциях, в виде переплавленных церковных ценностей, ценностей ГОХРАНА, продажи зерна при существующем голоде в Украине, Поволжье, Казахстане и др. регионах.

Вопросы с ответами: История

iarik2008

MasterDrenZik

89370982401

lenova32

anastasia4571

wardian

vasakaktakovlwla

turuo

paliy2006

adadov12345

Лучшие ответы

Советские лидеры
утверждали, что любая культура носит
классовый характер. Ещё до прихода к
власти лидер большевистской партии
В.И. Ленин называл Россию «культурно
ограбленной» в смысле образования и
знаний по сравнению с другими странами
Европы. Скачок в области культуры,
который должна совершить Россия, в одной
из своих последних работ Ленин назвал
«культурной революцией». Концепции
«культурной революции» он не создал,
поэтому не было единства мнений
относительно её сути. Сам Ленин настаивал
на идее преемственности культурного
развития человечества.

Ленин считал, что
советская культура будет закономерным
продолжением развития тех запасов
знания, которые человечество выработало
под гнётом феодального и капиталистического
строя. Новая культура будет вбирать в
себя демократические элементы старой,
преодолевая элементы реакционные.
Главным отличием новой культуры будет
то, что достижения, доступные немногим,
станут общенародными.

Однако в первые
годы Советской власти на призыв
большевиков к сотрудничеству с новым
правительством откликнулись только
самые радикально настроенные, революционные
деятели культуры (такие, как поэт-футурист
В. Маяковский или реформатор театра В.
Мейерхольд). Они настаивали на радикальной
ломке устоев старой культуры, её форм
и языка. Соглашаясь с большевиками в
необходимости создания особой пролетарской
культуры, художники-авангардисты идею
преемственности культуры считали
«замшелым консерватизмом». Созданная
авангардистами в 1917 г. независимая
организация пролетарской самодеятельности
«Пролеткульт» отказалась подчиняться
партийным и государственным органам.

Гражданская война
и разруха помешали большевикам сразу
же взять под контроль решение вопросов
культурного строительства. 1918-20 гг.
стали временем расцвета «Пролеткульта»
и авангардного искусства. Авангард
хотел изменять, а не изображать мир.
Авангардисты заговорили даже о социальной
инженерии, конструировании психики.
Авангардист К. Малевич призывал каждые
50 лет уничтожать старые города и сёла
ради вечного обновления человечества.
Но сами произведения авангардного
искусства казались большевикам заумью.
В.И. Ленин, не разбирая, называл все их
течения «футуризмом», считая бунтом
«взбесившейся с жиру интеллигенции».

В 1920 г. большевистское
руководство объявило пролеткультовщину
махизмом в философии, а в искусстве —
прививающей нелепые извращённые вкусы.
Представители авангарда были названы
«мелкобуржуазными» и «чужеродными нам
элементами» (по иронии судьбы это
терминология самих же авангардистов).
Не дореволюционная культура царской
России, а авангард, пытавшийся говорить
от имени пролетариата, был признан
наиболее враждебным новой власти.
Художники-реалисты, с недоверием
относившиеся к новой власти и авангарду,
который они с этой властью отождествляли,
воспряли духом. В 1922 г. возобновили свои
выставки передвижники. Они составили
ядро Ассоциации художников революционной
России (АХРР), объяв, что дадут
«действительную картину событий, а не
абстрактные измышления, дискредитирующие
нашу революцию».

Одновременно
большевики реорганизовали Народный
комиссариат просвещения. Его глава А.В.
Луначарский выдвинул лозунг «назад к
передвижникам» Сам Наркомпрос стал
единой монолитной и централизованной
организацией. Высшим идеологическим
органом управления всей культурой был
объявлен Отдел агитации и пропаганды
ЦК партии (Агитпроп). Параллельно было
создано Главное политическое управление
просвещения (Главполитпросвет). Он
получил право политического вето на
выход любой текущей продукции в области
искусства и науки. В Красной армии
появилось своё Политическое управление
(ПУР). Обладая огромными средствами,
военные стали главными покровителями
АХРР уже в момент её создания.

Над всеми новыми
органами управления культурой стояло
единое партийное руководство, более
того, Агитпроп подчинялся самому В.И.
Ленину, Главполитпросвет — его жене Н.К.
Крупской, ПУР – ближайшему соратнику
— Л.Д. Троцкому. Государство стало
единственным заказчиком художественной
продукции. Неугодные художники лишались
заказов, субсидий, пайков. Постепенно
государство вторгалось в самую сердцевину
творчества — в область художественного
языка. Формальной целью было объявлено
сближение искусства с жизнью. Однако
реальная цель — создание дисциплинированного
искусства, послушного режиму. В итоге,
к началу 1930-х гг. искусство было лишено
права на сосуществование разнообразных
не только идеологических, но и
стилистических форм. Единственно
правильным объявлялся «социалистический
реализм».

Чтобы дать народу
доступ к ценностям культуры, книжные и
художественные собрания, дворцы и музеи,
театральное и кинодело были национализированы
ещё в 1917-1919 гг. Развёрнута борьба с
неграмотностью, победить которую
окончательно помогло введение всеобщего
обучения детей. Уже по переписи 1926 г.
число грамотных в стране было вдвое
больше, чем до революции и составило
60,9 % от всего населения. Повышена оплата
труда квалифицированных специалистов.
Прежняя идея, что специалист должен
работать за зарплату среднего рабочего,
отвергнута.

Однако использование
дореволюционных специалистов (на чём
настаивали В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский,
Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), было лишь
использованием, пока это выгодно
Советской России, а точнее политическим
силам, доминировавшим в партии. В годы
НЭПа за большей частью художественной
и технической интеллигенции закрепилась
кличка «попутчик». Конец НЭПа, утверждение
диктатуры И.В. Сталина и его стремление
ускорить строительство социализма
привели к желанию избавиться от
«попутчиков».

В 1928 г. против
инженерной интеллигенции было сфабриковано
«Шахтинское дело», закрыты как
пособнические, вредительские организации
«Всероссийская ассоциация инженеров»
и «Русское техническое общество».
Агрономы, биологи, кооператоры пострадали
на процессе «Трудовой крестьянской
партии» (все научные центры, сеть
агрослужб были названы шпионской сетью
этой мнимой партии). По стандартному
сценарию — обвинению в создании
вредительской организации со «щупальцами»
по всей стране прошло в 1929 г. дело
историков (академиков) и дело Пищепрома
(«дело отравителей»). Гонения на старую
интеллигенцию вылились в её истребление,
вплоть до физического.

Трагедией культуры
стало уничтожение, утрата исторических
ценностей, памятников культуры.
Уничтожались храмы, продавались за
границу шедевры из запасников крупнейших
музеев страны. Многие произведения
оказались под запретом. С «классовых»
позиций громились перспективные научные
направления: генетика, теоретическая
механика, атомная физика. Процветала
псевдонаука преданных партии дилетантов
(Т.Д. Лысенко в биологии, А.Г. Костиков в
реактивной технике).

В 1930-е гг. оформилась
административно-командная система.
Управление культурой приобрело
авторитарно-бюрократический характер,
стало отраслевым. Были созданы Союзкино
(1930 г.), Всесоюзный комитет по радиофикации
и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет
по делам высшей школы (1936 г.), Всесоюзый
комитет по делам искусства (1936 г.). Все
творческие работники объединялись в
союзы: архитекторов, композиторов (1932
г.), писателей, художников (1934 г.),
кинематографистов (1935 г.).

В обществе
утвердилась марксистско-ленинская
идеология. Партийное и государственное
руководство культурным строительством
приняло формы грубого административного
диктата. Была разорвана культурная
преемственность поколений отечественной
интеллигенции. Все отрасли культуры
подчинены центральной власти, заботы
об их финансировании и расширении
материальной базы легли на её плечи.
Обслуживавшие интересы государства
профсоюзы и комсомол также занимались
вопросами культуры. Начиная с первой
пятилетки, культурное строительство в
СССР планировалось в масштабах всей
страны.

Это положило начало
новому периоду в истории отечественной
культуры. Отличительная черта периода
— большая роль в развитии культуры
большевистской партии и государства.
Интеллигенция стала послушной,
управляемой. Коммунистическая партия
через систему государственных и
общественных организаций направляла
развитие народного образования,
культурно-просветительской работы,
литературы, других видов искусства и
вела работу по идейно-политическому
воспитанию трудящихся в духе
коммунистической идеологии.

Литература

  1. Голомшток,
    И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н.
    Голомшток. — М.: Галарт, 1994. — С.79-101.

  2. Самыгин,
    П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва
    Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин,
    С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва.
    — Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. — С. 405-409.

  3. Рябцев,
    Ю.С. История русской культуры. XX
    век: учеб. пособие / Ю.С. Рябцев. — М.:
    ВЛАДОС, 2004. — С. 75-86, 96-170.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Light mountain хна инструкция на русском
  • Кто уволен из руководства мчс
  • Ибупрофен гель озон инструкция по применению
  • Препарат нимесулид мбф инструкция по применению
  • Ацикловир акос таблетки 200 мг инструкция