Один из столпов шиитского ислама институт верховного руководства

Имамат (доктрина)

  • Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Пра́ведный хали́ф (араб. الخليفة الراشد‎‎) — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).

Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش‎) — хранители Каабы. Правящий клан (племя) древней Мекки; из которого происходит…

Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين‎ — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.

Муджа́ддид (араб. مجدد‎ — реформатор, обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммада, каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абдул-Азиз, аш-Шафии, аль-Ашари, аль-Газали, Фахруддин ар-Рази, Ибн Дакик аль-Ид, ас-Суюти и другие.

Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ‎) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).

Упоминания в литературе

Суннизм – направление в исламе, приверженцы которого в политической области являются сторонниками халифата – такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени Пророка Мухаммада (с). В отличие от суннитов, шииты являются сторонниками великого имамата – концепции передачи власти в общине, в соответствии с текстуальным заветом, потомкам Али ибн Абу Талиба. На этом основании шииты не признают трех из четырех правивших в VII в. «праведных халифов», признаваемых суннитами (Абу Бакр, Омар, Осман), считая законным преемником Пророка (с) только Али. Между суннитами и шиитами существует множество вероучительных и обрядовых различий (421, с. 11).

Зайдиты являлись наиболее умеренной ветвью шиизма. Они отрицают божественную природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или несколько имамов в разных концах мусульманской империи) должен быть Алидом, борющимся за справедливость. Зайдиты не поддерживают учение о скрытом имаме, благоразумном скрывании веры, абсолютном предопределении и человекоподобии Бога. Такие взляды существенно стирают противоречия между зайдизмом и суннизмом.

Зайдиты являлись наиболее умеренной ветвью шиизма. Они отрицают божественную природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или несколько имамов в разных концах мусульманской империи) должен быть Алидом, борющимся за справедливость. Зайдиты не поддерживают учение о скрытом имаме, благоразумном скрывании веры, абсолютном предопределении и человекоподобии Бога. Такие взгляды существенно стирают противоречия между зайдизмом и суннизмом.

Третьим имамом был избран Шамиль (прав. в 1834–1859), аварец из с. Гимры (ок. 1798–1871). Он создал в Дагестане и Чечне военно-теократическое государство – имамат. Превращение имама в правителя началось еще при Гази-Магомеде. В присоединившихся к нему селениях он нередко оставлял своих наибов – заместителей. У Гамзат-бека были уже постоянные наибы, каждый из которых возглавлял определенный район. После уничтожения аварских ханов (1832) Гамзат-бек открыто начал играть роль правителя. Процесс оформления имамата завершился при Шамиле. К середине 50-х гг. третий имам стал суверенным правителем, использовав сложный аппарат. Во главе пирамиды стоял имам Шамиль. Ему принадлежала верховная светская и религиозная (амир ал-муминин – арабск. “предводитель правоверных”) власть. Имам являлся также верховным судьей. Два дня в неделю (субботу и воскресенье) он посвящал приему жалобщиков. Решение обычно выносилось на месте. Чтобы помочь имаму в его политических, административных, религиозных и судебных обязанностях, в 1842 г. был создан совет (диван) из приближенных Шамиля.

Поводом для нового раскола снова стал спор о «престолонаследии». Часть шиитов отказалась признать законность решения шестого шиитского имама Джафара, сделавшего своим преемником четвертого сына Мусу, а не своего внука от старшего сына Исмаила. Проблема состояла в том, что Исмаил умер незадолго до смерти отца, и его дети, по обычным понятиям того времени, потеряли право на наследование. Однако Исмаил при жизни Джафара пользовался огромным авторитетом в шиитской общине, и отстранение его потомков от имамата вызвало недовольство значительной ее части. Группа наиболее непримиримых провозгласила седьмым имамом, в противовес Мусе, Мухаммеда, сына Исмаила. По имени Исмаила, так и не ставшего имамом, это мятежное товарищество получило наименование исмаилитов.

Однако слом идеи первоначального халифата и крушение его рационально-этической «праведности» перед лицом силы привели к нарастанию творческой фантазии, стремившейся возродить праведность и духовное наставничество руководителя общины и в последующем выразившейся в идее возврата к корням, вынашивавшейся историческим и культурным менталитетом. Это не стало чем-то произвольным, искусственным. Идея возврата к корням имела в исламе шесть крупных предпосылок: столпы веры, догматы ислама, идея праведного халифата (история государства и его политической системы), система теоретической и практической нравственности (этикет) и крупные парадигмы исламского культурного духа. Эти предпосылки, в свою очередь, накапливались, обрамлялись понятиями, критериями и нормами в ходе упорной явной и скрытой борьбы на протяжении первого столетия по хиджре. Этому способствовали как отдельные личности, так и политические, религиозно-догматические, богословско-юридические и философские объединения. Отзвуки этого можно проследить в огромном количестве теоретических и практических споров о сущности религии и веры, ислама и мусульманина, благочестия, порока и безбожия, предопределения и свободного выбора, достойного и недостойного, имамата, общины и уммы, о том, как следует оценивать халифат, о переданном и приобретённом знании, о следовании традиции, иджтихаде и о сотнях иных предметов, сосредоточивавшихся вокруг обоснования консенсусных основ, или крупных возвышенных парадигм.

В 800-м году Ибрагим-бен-Аглеб, завладевши страной, из твердынь Кайруана отдал всю Тунисию в руки калифа Гарун-аль-Рашида; в стране водворилась династия бен-Аглеба; и вот аглебиты сломали ветвистое дерево, дымящейся ереси; и кореджитство сломалось, чтоб вскоре дать место другой, еще более опасной напасти; шиитству, в котором погрязла доселе мятежная Персия; первых имамов (трех первых: наследники Абубекра, Омара, Отмана) признали сполна кореджиты; но их отрицали шииты; лишенный калифства, Али был законным имамом для них; возникает опасная линия: тайного имамата; потом пресекается; но шииты в нее все же верят; Абу-Абд-Аллах, эмиссар их, опять возглавляет рассеянный толк бунтарей, проповедуя царство Медхи[11]. По его научению берберы в Африку тайно зовут проживавшего где-то имама шиитов; Обеид-Аллах, тайный имам, появляется в вольных пространствах Тунисии; берберы, мстя арабам за то, что последние некогда их растоптали, приемлют опаснейший лозунг шиитства, сливая с ним лозунг освобождения от арабов и лозунги собственной независимости; арабы вновь гонятся прочь; вновь борьба закипает.

Связанные понятия (продолжение)

Шери́ф, шари́ф (араб. شريف‎ — знатный, благородный, честный; мн. число араб. أشراف‎‎) — почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям.

Исмаилизм (араб. الإسماعيلية‎ — al-Ismā‘īliyya, перс. اسماعیلیان‎ — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.

Великое сокрытие — основополагающий термин шиитского направления ислама. Означает период жизни последнего, двенадцатого имама Махди, в наличие которого в мире верят шииты-двунадесятники, с 941 года н. э. по настоящее время. Великому сокрытию предшествовало малое, продолжавшееся с 874 по 941 год.

Хали́ф, хали́фа (араб. خليفة‎ — наместник, заместитель‎) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.

Иджтиха́д, или аль-иджтиха́д (араб. اجْتِهَاد‎, араб. الاجتهاد‎, «усердствование», «большое старание») — в исламе — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.

Силси́ла (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется…

Мухаддис (араб. محدث‎) — исламский учёный-хадисовед, занимающийся наукой о хадисах и их методологией.

Байа (араб. بيعة ‎) — в арабском языке слово байа означает договор, присягу, клятву верности и т. д..

Иджма́‘ (араб. إجماع — единогласие) — согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Один из источников мусульманского права — фикха.

Наки́б (мн. ч. нукаба’; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.

Кутб (араб. قطب — полюса) — в суфийских тарикатах высшая степень святости в иерархии святых (авлия), лидер или духовный наставник тариката. Кутб являлся обладателем сокровенных знаний и олицетворял собой некоего посредника между людьми и Аллахом. Он отождествлялся с «совершенным человеком». По мнению некоторых исследователей, понятие «Кутб» было заимствовано у шиитов. Согласно суфийскому учению, одновременно в мире может находиться только один кутб. По этой причине кутба нередко называли «полюсом…

Марджа’ ат-такли́д (араб. مرجع التقليد‎ — тот, кому подражают, образец для подражания‎) — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров (муджтахидов), главный религиозный авторитет в вопросах права (фикха) и богословия, обладающего правом выносить правовые решения (иджтихад). Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.

Кайситы (от араб. قيس عيلان‎ «кайс айлан», таке «бану кайс» и «низариты» согласно БРЭ) — — очень крпное арабское племя, относящееся к аравийской племенной группе Мудар. Потомки кайси айлан, от имени которого и происходит название племени. Племя известно ещё с доисламских времён, неоднократно упоминается пророка Мухаммеда.

Сеи́д, Сейи́д, Сеййи́д (араб. سيّد‎ — вождь, господин, глава) — почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана — шерифы. В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием.

Дин (араб. دين — религия) — многозначный исламский термин, которым обозначают «суд», «воздаяние», «веру», «смирение», «богобоязненность», «единобожие», «почитание» и другие понятия. На русский язык чаще всего переводится в значении религии, которая может быть истинной (дин аль-хакк) и ложной (дин аль-батиль). Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными.

Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).

Си́ра (араб. سيرة‎ — букв. дорога, путь, образ жизни‎) — особый жанр ранней мусульманской историографии, жизнеописание пророка Мухаммада.

Исламское богословие включает в себя такие дисциплины как исламское право (фикх), вероубеждение (акида), рационалистическое богословие (калам), толкование Корана (тафсир), хадисоведение (ильм аль-хадис) и т. д.

Источники исламского права — основные источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения (фетвы).

Уле́мы (араб. علماء‎ «знающие, учёные»; ед.ч. عالم‎ ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.

Таки́я (араб. تقية‎ — букв. благоразумие, осмотрительность, осторожность‎) — исламский термин, которым обозначается «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиизма. Исламские богословы обосновывают дозволенность такии аятами Корана и сунной пророка Мухаммада. В частности Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний. Во времена пророка Мухаммада произошёл случай, когда один из первых сподвижников…

Наби́ (араб. نبي‎ — пророк‎, мн. ч. анбийа’, набийун) — в исламе — люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй) и Писания. Термин наби употреблён в Коране наряду с расуль («посланник»). Среди упомянутых в Коране пророков: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Якуб, Юсуф, Муса, Давуд, Сулейман, Иса и др. Последним пророком — «печать пророков» (хатим ан-набийин) — называется пророк Мухаммад.

Халифа́т (араб. خلافة‎ — замещение, наследование‎) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.

Хашимиты — потомки Хашима ибн Абд Манафа, прадеда пророка Мухаммада, включая его самого. Вели ожесточенную борьбу за власть с Омейядами. Аббасиды считались хашимитами. Современные династии иорданских и марокканских королей считаются хашимитскими.

Пророческое движение в Аравии в VII веке включает в себя деятельность исламского пророка Мухаммеда и таких пророков как Мусайлимы, Саджах, Тулайхи, аль-Асвада и Ибн Сайяда, которых в мусульманской литературе принято называть «лжепророками».

Шейх (араб. شيخ‎ — старец, старшина, староста) — почётное название видного богослова в исламе.

Расу́ль (араб. رسول‎ — посланник), Расулюллах (посланник Аллаха) — исламский пророк (наби), которому было дано новое Писание и принесший новый закон. В отличие от расуля пророк (набий) не приносит новое Писание и закон, а лишь подтверждает то, с чем пришёл последний расуль. Расулями считаются только Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммед.

У́мма (араб. أمة‎ — община, нация‎), в исламе — религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).

Хади́с (араб. الحديث‎) — предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.

Му́ршид (перс. مرشد, араб. مرشد‎) — наставник, учитель. Принятие суфизма начинается с того, как ученик даёт клятву верности учителю — муршиду, которого он избрал. После этого ученик называется мюридом. Задача муршида состоит в том, чтобы обучать своих послушников пути суфизма.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат последовательно возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Салафи́я (араб. سلفية‎ от араб. سلف‎ — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون‎ — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными…

Возникновение мистического течения в исламе — суфизма, происходит в конце VII века, как аскетического направления религии. На протяжении следующих столетий данное учение распространяется на обширные территории мусульманского Востока, оказывая огромное влияние на духовную и материальную культуру местного населения.

Подробнее: История суфизма

Куфр (араб. كفر ‎ — неверие, сокрытие) — термин, которым обозначают самый страшный в исламе грех — неверие. Человека, впавшего в куфр, называют кафиром, то есть неверным.

Има́м (араб. إمام‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; ду­хов­ный и свет­ский гла­ва все­го му­сульманского со­об­ще­ст­ва; гла­ва има­ма­та гор­но­го Да­ге­ста­на и Чеч­ни в XIX веке и других государственных образований.

Кафи́р, другое произношение кяфи́р (араб. كافر‎ — неверующий, иноверец), или гяу́р (тур. gävur — неверный) — понятие в исламе для обозначения человека, совершающего куфр. Согласно исламской догматике, к куфру относятся неверие в существование Единого Бога (Аллаха) и отрицание посланнической миссии пророка Мухаммеда, а также отказ от признания воскрешения после смерти, Страшного суда, существования ада и рая.

Кала́м (араб. الكلام‎ — слово, речь) — в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией.

Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.

Тарика́т (араб. طريقة‎ — дорога, путь‎), или сулюк — метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк). Слово тарика в значении «путь» употребляется в Коране. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордены, сильно влияющие на общественную жизнь мусульманского мира. Сторонники мусульманского аскетизма (зухд), шедшие первоначально путём духовного возвышения и борьбы со своими страстями (нафс), в XI веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами тарикатов стали многочисленные…

Исра́ и Ми‘ра́дж, аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (араб. لإسراء والمعراج — ночное путешествие и вознесение) — ночное путешествие пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, которое, согласно исламскому преданию, произошло в конце мекканского периода его жизни (около 619 года).

Шии́ты (араб. شيعة‎; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.

Шериф Мекки (араб. شريف مكة‎) или шериф Хиджаза (араб. شريف الحجاز‎) — титул лидера Мекканского шарифата, традиционные хранители двух священных городов Мекки и Медины. Термин шариф в арабском означает «благородный» и используется в отношении потомков пророка Мухаммеда от его внука Хасана ибн Али. В обязанности шерифа входила защита городов и их окрестностей, обеспечение безопасности паломников, совершающих хадж. Эмир Мекки назначался османским султаном и был вторым по значимости религиозным авторитетом…

Зухд (араб. زهد‎) — одно из основных этических понятий ислама, предполагающее отказ от земных удовольствий. Часто переводится как аскетизм. В суфизме этот термин означает необходимый этап мистического пути. Обладающий этим качеством называется захидом.

Су́нна (араб. سنة — обычай, пример) — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха) и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования…

Шуубия (араб. الشعوبية‎) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).

У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат.

Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.

История[править | править вики-текст]

Именно проблема власти привела мусульманское сообщество, а позже и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Различие в трактовке природы власти оформилось со временем в две принципиально отличные доктрины верховной власти. Учение о имамате стало одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Принципиальное отличие шиитской трактовки имамата от суннитской и хариджитской заключается в том, что шииты провозгласили имамат «божественным учреждением», которое не зависит от желания людей и принадлежит исключительно роду Али. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

Учение[править | править вики-текст]

Основные доказательства необходимости имамата, его божественной природы и его принадлежности к роду Али и Фатимы шиитские богословы брали с Корана и хадисов, прибегая при этом к аллегорической трактовке некоторых высказываний из Корана. Представление шиитов о духовной власти вытекали из представлений о продлении божественного руководства сообществом через Алидов, к которым перешла «божественная субстанция». Идея божественной природы верховной власти, которую до сих пор проповедуют шииты, в разное время воспринималась в разных формах — от «проникновения божественного света» в род Али до прямого обожествления Али и его потомков. Идеи обожествления Алидов проповедовали в основном «крайние» шииты, тогда как сами алидские имамы отрицали эти идеи и резко осуждали их проповедников. Отрицая прямое обожествление имамов, шииты (кроме зейдитов) фанатично защищали «божественную сущность» имамата. Под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли многочисленные сообщества, проповедовавшие теории временного прекращения, «остановки» имамата, «исчезновения» или «скрытого состояния» последнего имама, «возвращение» ожидаемого имама в качестве Махди и тому подобное. Каждая из шиитских ветвей (зейдиты, исмаилиты, имамиты), а также «крайние» шииты отстаивали право на имамат своего претендента, вносили в учение об имамате свои представления. Всё это привело к догматическим разногласиям внутри шиитского ислама.

Начиная с XI века шиитский ислам развивался под влиянием идей античной философии, особенно неоплатонизма. Признав первичной силой Мировой Разум, а его эманацией — Мировую Душу, шииты перенесли эти космические принципы на земную жизнь, создав на земле символическую копию космоса. В этой системе пророк Мухаммад стал рассматриваться как «совершенный человек», носитель организующей и управляющей силы, человеческая ипостась Мирового Разума, а имам — как человеческая ипостась Мировой Души, духовный вождь человечества. С победой шиитской династии Сефевидов в Иране (в начале XVI века) доктрина имамата получила дальнейшее развитие. Непрерывный ряд имамов был признан носителем предвечного божественного света руководства, очень важной космической силой, которая является самостоятельным источником творения. Согласно этой доктрине имамы как лица существуют совершенно независимо от вечного божественного света имамата.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Ольга Бибикова Имамат // Кругосвет
  • Имамат // Юридический словарь. 2000.
  • Имамат // Словарь по исламу. ReligioCivilis.Ru

п·о·р

Шиизм

Шииты

Двенадцать
имамов
Али ибн Абу Талиб (632—661) • Хасан ибн Али (661—669) • Хусейн ибн Али (669—680) • Зейн аль-Абидин (680—712) • Мухаммад аль-Бакир (713—743) • Джафар ас-Садик (743—765) • Муса аль-Казим (765—799) • Али ар-Риза (799—818) • Мухаммад ат-Таки (818–835) • Али аль-Хади (835–868) • Хасан аль-Аскари (868–874) • Мухаммад аль-Махди (874—?)
Духовенство аятолла (список аятолл) • великий аятолла (список марджа) • пять мучеников (англ.)русск. • худжат аль-ислам
Умеренные шииты собственно шииты: иснаашариты (шииты-двунадесятники)
Другие: зейдиты (нуктавиты) • кайсаниты
Крайние шииты (гулат) исмаилизм: друзы • низариты • карматы • мубаракиты • мусталиты (даудиты и сулейманиты)
Другие: алавиты (нусайриты) • ахл-е Хакк • байаниты • гурабиты (ворониты) • илбаиты • камилиты • мансуриты • мугириты (мухаммадиты) • навуситы • сабаиты • харбиты • хаттабиты («абсолютные» хаттабиты, ма’мариты (му’аммариты), базигиты, умайриты и муфаддалиты) • шумайтиты

Литература

Работы от имамов аль-Джамиа • аль-Джафр • Путь Красноречия (нахдж аль-Балага) • Сахифа аль-Махди • Сахифа Саджадия • Рисаля аль-Хукук
Тафсиры Тафсир аль-Мизан • Тафсир Куми • ат-Тибйан • Маджма аль-Баян фи тафсир аль-Куран
сборники хадисов четыре книги (англ.)русск. (аль-Кафи • Ман ла йахдуруху-ль-факих • Тахзиб аль-ахкам • аль-Истибсар) • аль-Вафи • Бихар аль-анвар • Васаиль аш-Шиа
Писания гулат у ахл е-хакк: Калам-е Саранджам • у алавитов: Китаб аль-Маджму • у исмаилитов: Да’а’им аль-ислам, Рисалат ал-вазирийа
Другие Мусхаф Али • Гурар аль-Хикам уа Дурар аль-Калим • Мусхаф Фатимы • Уюн ахбар ар-Рида • Хакк аль-якин

См. также

Фикх джафаритский мазхаб (источники права: Коран • сунна • иджма • акль; другое: усул аль-фикх, ахбариты, усулиты) • имамат • хауза
Терминология ага-хан • велайат-е факих • гайбат • ирфан • реальный шиит (англ.)русск. • худжа • хумс
Прочее алевиты • ахль аль-Байт • гадир Хум • имамзаде • Институт исмаилитских исследований (англ.)русск. • рафидиты • такия • татбир • траур Мухаррама (ашура • арбаин • тазийе) • шейхиты

ИМАМАТ

ИМАМАТ

институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

СюкияйненЛ.Р.

Энциклопедия юриста.
2005.

Смотреть что такое «ИМАМАТ» в других словарях:

  • Имамат — Имам (духовный глава) Имамат (государство) Северо Кавказский имамат Список значений слова или словосоче …   Википедия

  • Имамат — институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридический словарь

  • ИМАМАТ — 1) общее название мусульманского теократического государства2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет (1828 32) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Имамат — ИМАМАТ, 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази Магомет (1828 32), Гамзат бек (1832 34) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМАМАТ — в шиитской государственно правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридическая энциклопедия

  • имамат — 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет… …   Энциклопедический словарь

  • Имамат (государство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат. Имамат форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная… …   Википедия

  • Имамат Шамиля — Северокавказский имамат в 1854 году. Северо Кавказский имамат (Имамат Шамиля) исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829 1859 гг. Завоевано и поглощено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы… …   Википедия

  • Имамат Оман — Флаг имамата. Герб имамата …   Википедия

  • Имамат —         1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма.… …   Большая советская энциклопедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства по эксплуатации к 701
  • Метотрексат инструкция по применению при ревматоидном артрите таблетки отзывы последствия
  • Нимесил инструкция по применению таблетки показания
  • Loctite si 5331 инструкция на русском
  • Руководство по cfx