Один из результатов проведения консервативного курса руководства ссср в 1970 е начале 1980 х гг

Тест ЕГЭ-2011 по истории России

Вариант 2

(Ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1

А1. С каким из названных процессов связаны даты 1497 г., 1581 г., 1597 г.?

1)  борьбой Руси за независимость

2)  расширением территории Российского государства

3)  принятием законодательных актов по закрепощению крестьян

4)  обмирщением культуры

А2. С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?

1)  Андрея Рублева

2)  Юрия Крижанича

3)  Ивана Федорова

4)  Феофана Грека

А3. Как называлась часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники?

1) посад   2) волость   3) уезд   4) стан

А4. Восточная политика Ивана IV привела к

1)  завоеванию Поволжья и Западной Сибири

2)  завоеванию Средней Азии

3)  началу освоения Дальнего Востока

4)  началу освоения Восточной Сибири

А5. Современником императрицы Анны Иоанновны был

1)  А.Курбский            3)  Э.Бирон

2)  С.Дежнёв                4)  Б.Хмельницкий

А6. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с

1) Польшей                    3) Швецией

2) Турцией                     4) Англией

А7. Что было одной из причин народных движений в России в XVII веке?

1) окончательное закрепощение крестьян

2) введение правила «Юрьева дня»

3) введение рекрутской повинности

4) введение подушной подати

А8. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, в каком веке происходили события, описанные в произведении.

«…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его вины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон…

…Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»

1) IX в.      2) X в.       3) XII в.       4) XV в.

А9. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 – 1811 гг.                        3) 1827 – 1828 гг.

2) 1816 – 1826 гг.                        4) 1829 – 1830 гг.

А10. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.?

1) А.В.Суворов                     3) С.О.Макаров

2) П.С.Нахимов                    4) А.Н.Куропаткин

А11. Как называлось сложившееся в 1850 – 1860-е гг. творческое содружество русских композиторов, оказавших значительное воздействие на формирование русской национальной школы музыки?

1) «Зеленая лампа»                     3) «Могучая кучка»

2) «Мир искусства»                    4) «Пролеткульт»

А12. Годы правления Александра I характеризуются

1) проведением столыпинской аграрной реформы

2) отменой выкупных платежей

3) введением суда присяжных заседателей

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

А13. В результате присоединения к Континентальной блокаде Россия принимала обязательство

1) покровительствовать православным народам Балканского полуострова

2) участвовать в военных действиях IV антинаполеоновской коалиции

3) не допускать появления турецкого флота в Черном море

4) разорвать торговые отношения с Англией

А14. Прочтите отрывок из «Записок» А.П.Ермолова и укажите название войны, о событиях которой говорится в отрывке.

«Приказал я окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут сопротивляться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением… Ни в одном доселе случае не имели мы столь значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены…»

1) русско-турецкая 1787 – 1791 гг.

2) Кавказская

3) русско-турецкая 1806 – 1812 гг.

4) Крымская

А15. Стахановское движение развернулось в СССР в

1) 1920-е гг.        2) 1930-е гг.        3) 1940-е гг.        4) 1950-е гг.

А16. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?

1) романтизм                  3) реализм

2) футуризм                    4) классицизм

А17. Позиция большевиков во главе с В.И.Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в 1914 г. в лозунге

1) продолжение войны до «победного конца»

2) превращение войны империалистической в гражданскую

3) защита Отечества от германского нашествия

4) провозглашение «гражданского мира»

А18. В результате проведения денежной реформы С.Ю.Витте (1897 г.)

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

А19. Прочтите отрывок из доклада И.В.Сталина «О работе апрельского Объединенного Пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад.

«…Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних… Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьезное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти».

1) 1917 г.        2) 1920 г.        3) 1928 г.        4) 1937 г.

А20. К заключительному этапу Великой Отечественной войны (1944 – 1945 гг.) относится

1) Смоленское сражение

2) штурм Кенигсберга

3) Сталинградская битва

4) битва на Курской дуге

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

«30 июня 1941 г. был создан чрезвычайный орган – во главе со И.В.Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения… На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций».

1) Реввоенсовет

2) Государственный Комитет Обороны

3) Совет по эвакуации

4) Совет Труда и Обороны

А22. В какие годы существовал СССР?

1) 1918 – 1990 гг.               3) 1922 – 1991 гг.

2) 1920 – 1993 гг.               4) 1924 – 1992 гг.

А23. Кто из названных руководителей СССР в 1980-е гг. проводил решительный курс (серию мер) по укреплению производственной и общественной дисциплины и борьбе с коррупцией?

1) К.У.Черненко                    3) Ю.В.Андропов

2) Л.И.Брежнев                     4) М.С.Горбачев

А24. Что было одной из характерных черт развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) проведение кампании по ликвидации неграмотности

2) публикация произведений современных западных авторов

3) жесткий контроль за творческой деятельностью представителей культуры

4) издание ряда новых публицистических журналов

А25. Что было результатом проведения консервативного курса руководства СССР в 1970-е – начале 1980-х гг.?

1) массовые забастовки рабочих

2) усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата

3) депортация ряда народов

4) возникновение межнациональных конфликтов

А26. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие… данные о реагировании населения на решение… о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.

Нежелательные проявления продолжают иметь место в г.Новочеркасске… Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания… Бригадир механической мастерской… Зонов сказал: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчет».

1) Н.С.Хрущев                         3) Ю.В.Андропов

2) Л.И.Брежнев                        4) М.С.Горбачев

А27. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992 – 1993 гг.?

1) противостояние законодательной и исполнительной властей

2) проблема создания союза России и Белоруссии

3) учреждение должности Президента России

4) отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС.

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) иконописец Андрей Рублев

Б) летописец Нестор

В) художник Карл Брюллов

Г) зодчий Василий Баженов

В2. Какие три из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?

1) верховники                               4) кондиции

2) коллегии                                   5) Новоторговый устав

3) Кабинет министров                 6) Приказ тайных дел

В3. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) князь Святослав

Б) князь Владимир

В) князь Олег

Г) князь Владимир Святославович

1) разгром половцев

2) крещение Руси

3) дунайские походы

4) разгром Ливонского ордена

5) создание Древнерусского государства

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите императрицу, о которой идет речь.

«Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет».

В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) дарование Конституции Царству Польскому

Б) вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи

В) первый раздел Речи Посполитой

Г) учреждение автономии Великого княжества Финляндского

В6. Какие три из перечисленных событий относятся к истории тайных обществ декабристов?

1) написание Н.М.Муравьевым «Конституции»

2) образование Северного общества

3) составление проекта М.Т.Лорис-Меликова

4) убийство Александра II

5) написание Н.Г.Чернышевским романа «Что делать?»

6) вооруженное выступление на Сенатской площади

В7. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями начала их царствования.

ИМЕНА ИПЕРАТОРОВ

СОБЫТИЯ

А) Александр I

Б) Николай I

В) Николай II

Г) Александр II

1) созыв Учредительного собрания

2) завершение Крымской войны

3) выступление декабристов

4) трагедия на Ходынском поле

5) дворцовый переворот, убийство Павла I

В8. Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.

«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…»

В9. Какие три из перечисленных черт характеризуют политический режим конца 1930-х гг.?

1) свобода печати

2) сосредоточение практически всей власти в руках партийного вождя

3) массовые репрессии против инакомыслящих

4) неравенство избирательных прав населения, закрепленное в Конституции

5) сращивание партийного и государственного аппарата

6) существование легальной оппозиции партийному руководству

В10. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) В.Э.Мейерхольд

Б) А.А.Ахматова

В) С.С.Прокофьев

Г) К.С.Малевич

1) музыка

2) скульптура

3) театр

4) поэзия

5) живопись

В11. Прочтите фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы».

В12. Какие три из перечисленных черт экономики СССР относятся к периоду 1970-х – первой половины 1980-х гг.?

1) отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран

2) ликвидация ручного и малоквалифицированного труда в производстве

3) развитие экономики в значительной мере за счет экспорта нефти и других видов сырья

4) децентрализация управления промышленностью

5) перевод всех предприятий на хозрасчет

6) внедрение научно-технических достижений преимущественно на предприятиях ВПК

В13. Установите соответствие между понятиями и периодами, когда эти понятия появились или нашли наибольшее распространение в СССР, РФ.

ПОНЯТИЯ

ПЕРИОДЫ

А) совнархоз

Б) гласность

В) ваучер

Г) «развитой социализм»

1) 1945 – 1953 гг.

2) 1953 – 1964 гг.

3) 1965 – 1985 гг.

4) 1985 – 1991 гг.

5) 1992 – 2000 гг.

В14. Прочтите отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведенного высказывания.

«В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать еще 20-30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время. Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет».

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в г.Хельсинки

Б) создание Организации Варшавского договора

В) Карибский кризис

Г) образование Совета экономической взаимопомощи

ЧАСТЬ 3.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма государственного деятеля начала XX века:

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор. 

С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был пойти автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите не менее трех реформ и действий.

С3. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трех основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный период. 

С4. Приведите названия не менее трех теорий идеологов революционного народничества (1870-е – начало 1880-х гг.). Укажите не менее двух положений, относящихся к названным теориям. 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В одном из выступлений в начале перестройки генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев подчеркивал, что ГДР – член Варшавского договора, ближайший союзник СССР, а существование двух германских государств – это реальность, с которой нельзя не считаться.

Какие события характеризовали отношение СССР к ГДР в последующие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не менее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.

С7. Сравните деятельность Земских соборов в XVI – первой половине XVII века и во второй половине XVII века.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Ответы:

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

БАГВ

А2

3

В2

134

А3

1

В3

3152

А4

1

В4

ЕлизаветаПетровна

А5

3

В5

ВБГА

А6

1

В6

126

А7

1

В7

5342

А8

3

В8

Отечественная

А9

2

В9

235

А10

2

В10

3415

А11

3

В11

Столыпин

А12

4

В12

136

А13

4

В13

2453

А14

2

В14

Горбачев

А15

2

В15

ГБВА

А16

2

А17

2

А18

1

А19

3

А20

2

А21

2

А22

3

А23

3

А24

3

А25

2

А26

1

А27

1

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

С1

автор письма: Николай II, год – 1905-й

С2

выбирайте три любых ответа:

— учреждение Государственной думы;

— предоставление населению основных гражданских прав и свобод;

— сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;

— смягчение цензуры; отмена выкупных платежей;

— разрешение создавать политические партии

С3

выбирайте три любых ответа:

— военная диктатура привела бы к еще большему кровопролитию с неизвестными последствиями;

— диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение:

— власть утратила поддержку большей части населения

— в 1905 г. Николай II не нашел человека на роль военного диктатора

— власть не могла в полной мере опереться на поддержку армии после поражения в войне с Японией

— кровавое подавление «крамолы» вызвало бы негативную реакцию западных стран

С4

Анархистская, пропагандистская, заговорщическая.

Анархистская теория:

1) необходимость уничтожения существующего строя;

2) государство – это зло;

3) община – ячейка будущего социалистического общества;

4) основание «вольной славянской федерации»;

5) русский крестьянин бунтарь по натуре, он готов к революции;

6) уравнение всех граждан в правах.

Пропагандистская теория:

1) народ не готов к революции;

2) интеллигенция в долгу перед народом;

3) интеллигенция («критически мыслящие люди») должна создать партию и вести пропагандистскую работу среди крестьян («разбудить крестьян»).

Заговорщическая теория:

1) русский крестьянин – «коммунист по инстинкту»;

2) заговорщики должны захватить власть и построить социалистическое государство

С5

—-

С6

События:

— Горбачев дает согласие на объединение ГДР и ФРГ (1989 г.)

— в 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

— объединенная Германия сохранила статус члена НАТО.

Причины:

— проведение советским руководством политики «нового мышления», один из принципов которого – преодолеть раскол мира на две враждующие общественно-политические системы.

— проведение политики невмешательства в процессы, происходившие в союзных государствах Восточной и Центральной Европы;

— стремление содействовать воссоединению немецкого народа

С7

Общее:

— Земские соборы как высшее сословно-представительное учреждение включали представителей высшего духовенства, Боярской думы, выборных от разных сословий (кроме помещичьих крестьян).

— рассматривали важнейшие государственные вопросы.

Различия:

В XVI – первой половине XVII века:

— Земские соборы в XVI веке рассматривали важнейшие вопросы, например, об отмене кормлений, о продолжении Ливонской войны, избрании на царство Годунова.

— собирались часто

Во второй половине XVII века:

— угасание деятельности Земских соборов

— собирались редко и не в полном составе

— с переходом от сословно-представительной монархии к абсолютизму прекращают свою деятельность

Основные вопросы:

Вступление СССР
в период всестороннего системного
кризиса. Реформистская и контрреформистская
тенденции в политической жизни страны,
их взаимодействие и борьба. Экономическая
реформа 1965 г.: цели, содержание, причины
свертывания. Усиление централизации и
бюрократизации управления экономикой.
События “пражской весны” 1968 г. и победа
контрреформаторов в СССР. Феномен
правозащитного движения; формы протеста
правозащитников. Падение темпов
экономического роста — показатель
развития кризисных явлений. Влияние
благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры на ситуацию в стране.
Состояние народного хозяйства СССР к
нач.80-х гг.: Основные черты экстенсивного
типа экономической модели. Рост “теневой”
экономики, усиление военно-промышленного
комплекса. Черты кризиса в социальной
сфере. Внутренняя политика Ю.В.Андропова
(кон.1982-нач.1984 гг.) — попытка выйти из
кризиса путем применения
административно-чрезвычайных методов.
Создание предпосылок для перехода к
реформаторскому курсу.

Внешняя политика
СССР в 1965-1985 гг.

Кризис имперского
внешнеполитического курса. Советско-китайские
противоречия. Чехословацкие события
1968 г. Период “разрядки”: предпосылки,
сущность, основные события и результаты.
Диалог СССР — США. Договоры об ограничении
вооружений и их судьба. Европейское
направление советской внешней политики.
СССР и Хельсинкский процесс. СССР и
региональные конфликты: Индокитай,
Ближний Восток, Африка. Новая фаза
конфронтации с Западом (1-я пол. 80-х гг.)
и усиление гонки вооружений. Польские
события 1980-1985 гг. Ввод советских войск
в Афганистан. Нарастание угрозы
глобального конфликта. Итоги внешней
политики СССР к началу перестройки.

Даты и события:

1965 – реформа А.Н.
Косыгина

1968 – «Пражская
весна»

1970 – мирные договоры
СССР и ФРГ и Польши и ФРГ

1972 – ОСВ-1 и ПРО,
взаимное признание ФРГ и ГДР

1975 – подписание
Заключительно акта по безопасности и
сотрудничеству в Европе, стыковка
космических кораблей СССР-США
«Союз»-«Аполлон»

1977 – конституция
СССР

1979 – ОСВ-2, ввод
советских войск в Афганистан

1980-1985 – антисоветские
выступления в Польше

Основные понятия
и термины

Доктрина
«ограниченного суверенитета», Коминформ,
СБСЕ, Хельсинский акт, Карибский кризис,
правозащитное движение, диссиденты,
самиздат, «разрядка», ПРО, ОСВ, «Пражская
весна», шестидесятники, «Солидарность»,
«городская проза», «деревенская проза»,
бардовское движение.

Исторические
деятели

Л.И. Брежнев, А.Н.
Косыгин, Н.В. Подгорный, М.А. Суслов, А.А.
Громыко, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, Р.
Никсон, Р. Рейган, Т.Д. Лысенко, А.Д.
Сахаров, В.П. Аксенов, Д.Д. Шостакович,
М.Л. Ростропович, В.П. Астафьев, Р.И.
Рождественский, С.М. Михалков.

Часть 1

А1.
Кто из названных руководителей СССР в
1980-е гг. проводил решительный курс (серию
мер) на укрепление производственной и
общественной дисциплины и борьбе с
коррупцией?

1) К.У. Черненко
2) Л.И. Брежнев 3) Ю.В. Андропов 4) М.С.
Горбачев

А2.
Что было результатом проведения
консервативного курса руководства СССР
в 1970-е – начале 1980-х гг.?

1) массовые забастовки
2) усиление бюрократизации
партийно-государственного аппарата

3) депортация ряда
народов 4) возникновение межнациональных
конфликтов

А3.
В период застоя в ссылку за инакомыслие
был отправлен

1) И.В. Курчатов 2)
С.П. Королев 3) Ю.Б. Харитон 4) А.Д. Сахаров

А4.
Прочтите
отрывок из воспоминаний А.А. Громыко и
укажите, о каком периоде идет речь.

«Всегда перед
съездами партии и пленумами ее ЦК
руководство проходило через мучительную
стадию раздумий о том, в каком виде
представить итоги развития страны. С
этой же трудностью… встречались каждый
при подведении итогов за минувший
период. Хозяйство находилось в состоянии
стагнации. Это была суровая действительность.
А приходилось говорить о мнимых успехах.
Полностью вся правда обнажилась позднее».

1) 1954-1964 гг.
2)1945-1953 гг. 3) 1965-1985 гг. 4) 1985-1991 гг.

А5.
В какие годы СССР оказывал масштабную
помощь Северному Вьетнаму в борьбе
против американской агрессии?

1) конце 1940-х –
начале 1950-х гг. 2) конце 1950-х гг. – начале
1960-х гг.

3) конце 1960-х гг. –
начале 1970-х гг. 4) конце 1970-х гг. – начале
1980-х гг.

А6.
Прочтите отрывок из письма академика
А.Д. Сахарова советскому руководству и
укажите, в каком году это письмо было
написано.

«Афганские события
кардинально изменили политическое
положение в мире. Они поставили под удар
разрядку…

Внутри СССР
усиливается разорительная сверхмилитаризация
страны, особенно губительная в условиях
экономических трудностей, не осуществляются
жизненно важные реформы в
хозяйственно-экономических и социальных
областях, усиливается опасная роль
репрессивных органов, которые могут
выйти из-под контроля».

1) 1970 г. 2) 1980 г. 3)
1990 г. 4) 1995 г.

А7.
Что было одной из причин неудачи
экономических реформ в СССР во второй
половине 1960-х гг.?

1) ликвидация
отраслевых министерств 2) недостаточное
снабжение предприятий сырьем

3) отсутствие полной
поддержки реформ высшим партийно-государственным
аппаратом

4) прекращение
государственного планирования развития
экономики

А8.
Одна из основных причин перехода СССР
и США к политике разрядки в 1970-е гг.
состояла в

1) укреплении
экономики СССР в результате реформ А.Н.
Косыгина

2) достижении СССР
военно-стратегического паритета с США

3) упрочение
отношений СССР и Китая

4) испытании в СССР
первой водородной бомбы

А9.
Что стало одним из последствий принятия
статьи 6 в Конституции СССР 1977 г.?

1) сокращение
численности партийно-государственного
аппарата

2) ликвидация
привилегий партийно-государственной
номенклатуры

3) развитие
внутрипартийной демократии

4) правовое
закрепление власти партийно-государственной
номенклатуры

А10.
Какие черты экономики СССР относятся
к периоду 1970-х – первой половины 1980-х
гг.?

А) высокая степень
милитаризации экономики

Б) ликвидация
ручного и малоквалифицированного труда
в производстве

В) развитие экономики
в значительной мере за счет экспорта
нефти и других видов сырья

Г) децентрализация
управления промышленностью

Д) перевод всех
предприятий на полный хозрасчет

Е) внедрение
научно-технических достижений
преимущественно на предприятиях ВПК

Укажите верный
ответ 1) АВЕ 2) БВГ 3) БГД 4) ГДЕ

А11.
Прочтите
отрывок из книги М.С. Горбачева «Жизнь
и реформы» и укажите, о каком периоде
идет речь.

«Из года в год
военно-промышленный комплекс усили­вал
позиции и наращивал свою мощь…

Конечно, мы понимали,
как тяжело отзываются на эко­номике
непомерные военные расходы. Но только
став ген­секом, я увидел действительные
масштабы милитаризации страны…
Оказалось, что военные расходы составляли
не 16, а 40% (!) госбюджета, продукция ВПК —
не 6, а 20% валового общественного продукта.
Из 25 млрд руб. общих расходов на науку
— около 20 млрд руб. шло на военно-технические
исследования и разработки».

1)
середине 1940-х гг. 2) середине 1950-х гг.
3) второй половине 1960-х гг. 4) 1970 — начале
1980-х гг..

А12.
В каком году была принята Конституция,
в которой утверждалось, что в СССР
построено развитое социалистической
общество?

1) 1936 г. 2) 1964 г. 3)
1977 г. 4) 1982 гг.

А13.
К какому году относится выдвижение
«доктрины Брежнева»?

1) 1964 г. 2) 1968 г. 3)
1972 г. 4) 1978 г.

А14.
Советско-американские
соглашения о контроле над стра­тегическим
вооружением и ограничением систем
проти­воракетной обороны в 1972 г. в
Москве подписали

1) И.В.
Сталин и Г. Трумэн 2) Н.С. Хрущев и Дж.
Кеннеди

3) Л.И.
Брежнев и Р. Никсон 4) М.С. Горбачев и
Р. Рейган

А15.
Какое событие означало окончание
цроцесса разрядки международной
напряженности в 1970-е гг.?

1) ввод войск ОВД
в Чехословакию

2) ввод советских
войск в Афганистан

3) Карибский кризис

4) начало войны в
Корее

А16.
Какая черта характеризовала экономику
СССР в 1960 — первой половине 1980-х гг.

1) первоочередное
развитие легкой промышленности

2) преимущественное
финансирование ВПК

3) возникновение
частных банков

4) интенсивный
характер развития экономики

А17.
Что из названного характеризовало
развитие со­циальной сферы в СССР в
конце 1970 — начале 1980-х гг.?

1) перепроизводство
продовольственных и промышлен­ных
товаров

2) введение платы
за обучение

3) сокращение
средней продолжительности жизни

4) ежегодное
повышение зарплаты

А18.
Что было одной из причин неудачи
экономических ре­форм в СССР во второй
половине 1960-х гг.?

1) ликвидация
отраслевых министерств

2) недостаточное
снабжение предприятий сырьем

3) сопротивление
партийно-государственной бюрокра­тии

4) прекращение
государственного планирования разви­тия
экономики

А19.
Что было одной из причин временного
роста показателей промыш­ленного
развития СССР во второй половине 1960-х
гг.?

1)
образование совнархозов 2)
распространение стахановского почина
в промыш­ленности

3)
проведение экономической реформы А.Н.
Косыгина 4) отказ от планового развития
промышленности

А20.
Что из названного относилось к причинам
перехода СССР и США на рубеже 1960—1970-х
гг. к политике разрядки международной
напряженности?

1) отказ СССР от
влияния на страны Восточной Ев­ропы

2) достижение
военно-стратегического паритета СССР
и США

3) выдвижение в
СССР концепции мирного сосущест­вования

4) установление
отношений дружбы и партнерства между
СССР и США

А21.
Что было одним из результатов разрядки
международ­ной напряженности в 1970-е
гг.?

1) установление
сотрудничества СССР и НАТО

2) прекращение
всех вооруженных конфликтов

3) принятие резолюции
ООН об уничтожении ядерного оружия

4) проведение в г.
Хельсинки Совещания по безопас­ности
и сотрудничеству в Европе

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приход к власти Л. Брежнева (1964–1982) и его окружения привел к утверждению консервативного курса, нацеленного на прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина.

Леонид Ильич Брежнев (1906–1982) родился в пос. Каменском Днепропетровской области. Прошел путь от секретаря Днепропетровского обкома партии до главы ЦК КП Молдавии, ЦК КП Казахстана. В 1960–1964 гг, а затем с 1977 г. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1964 г. – Первый секретарь ЦК КПСС, с 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС. Четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981), Герой Социалистического Труда (1961). Маршал Советского Союза (1976).

Возглавлявшие Компартию Белоруссии П. Машеров (1965–1980) и Т. Киселев (1980–1983) немало сделали для развития республики, но оставались руководителями своего времени и не выдвигали новых принципиальных идей по совершенствованию советского социалистического строя.

Петр Миронович Машеров (1918–1980) вошел в историю нашей страны как видный партийный и государственный деятель. Он удостоен двух Золотых Звезд – Героя Советского Союза (1944) и Героя Социалистического Труда (1978). Машеров родился в д. Ширки Сенненского района Витебской области в с емье бедняков. С марта 1943 г. – комиссар бригады им. К. Рокоссовского. В июле 1944 г. возглавил Молодечненский обком комсомола, а с 1947 г. стал первым секретарем ЦК ЛКСМБ. С марта 1965 до начала октября 1980 г. – первый секретарь ЦК Компартии Беларуси. П. М. Машеров трагически погиб в автокатастрофе 4 октября 1980 г. на 63-м году жизни.

Правящая номенклатура окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание ее наиболее коррумпированных групп с «теневой экономикой». В 1971 г. в БССР были вскрыты многочисленные факты служебных злоупотреблений и взяточничества в системе коммунального хозяйства и жилищного строительства г. Минска, в 1972 г. – в Оршанском райпотребсоюзе. Однако эти негативные явления в БССР по сравнению с другими республиками СССР носили значительно меньшие размеры.

В кругах интеллигенции развивается диссидентское движение. Его задача – защита прав человека. Наиболее известными диссидентами были писатель А. Солженицин, поэт И. Бродский, режиссер Ю. Любимов, академик А. Сахаров, генерал П. Григоренко. Для борьбы с ними авторитарный режим использовал тюрьмы, ссылки, психиатрические больницы, лишение гражданства и высылку из страны. Недовольство рабочих и колхозников выражалось главным образом в пассивных и скрытых формах (прогулах, «текучести кадров», низком качестве труда), растущем алкоголизме. Одним из проявлений диссидентства были выступления против русификации и ограничения сферы использования национальных языков, что рассматривалось правящими партийно-советскими кругами как проявление антикоммунизма и буржуазного национализма. В связи с этим органы КГБ БССР провели «профилактические беседы» почти со 100 преподавателями вузов, учителями, студентами. Одновременно было принято решение уволить с работы наиболее активных представителей интеллигенции. В 1979 г. студенты г. Минска с целью возрождения белорусской народной обрядности и праздников создали «Белорусскую песенно-драматическую мастерскую». Ее участники выступали с концертами, лекциями, беседами в вузах, школах и общежитиях. В 1983 г. при этом объединении оформилось «Товарищество белорусской школы», члены которого собирали заявления родителей с требованиями открытия белорусских детских садов и школ, поддержки существовавших, однако их деятельность была прекращена органами КГБ БССР за пропаганду «национализма».

В этих условиях брежневское руководство выдвигает концепцию построения в СССР «общества развитого социализма». Оно объявило существующий в стране порядок высшим достижением социального прогресса в мире. Это обязывало к высокому уровню производительности труда, повышению благосостояния народа и образцовой общественной жизни во всех сферах. И чем меньше было данных достижений, тем больше о них говорили руководители страны и СМИ, что обусловливало невозможность критического осмысления реального состояния общества и поиск эффективных путей развития, порождало социальное равнодушие и безразличие. Советское общество 1970-х гг. все более приобретает черты, свойственные авторитарным формам правления. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, получившая название «Конституции развитого социализма». В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС как «руководящей и направляющей силы» и «ядра политической системы» советского общества. Включение этой статьи было связано со стремлением партийной номенклатуры законодательным путем закрепить существующую в стране систему партийной монополии на власть. В Конституции указывалось на формирование в СССР новой исторической общности – советского народа (результат процесса сближения наций и народностей). Догматическая концепция советского народа игнорировала национальные особенности населения, расширяя основы для роста сепаратизма в национальных образованиях СССР. Принятая в 1978 г. Конституция БССР фактически полностью копировала положения союзной Конституции. С принятием новой Конституции СССР процесс слияния партийного и советского руководства усилился: так, в 1977 г. пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР занял Л. И. Брежнев, сохранивший за собой и самую влиятельную должность в СССР – Генерального секретаря ЦК КПСС.

После смерти Л. Брежнева в 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю. Андропов, который с июня 1983 г. стал одновременно и Председателем Верховного Совета СССР. Он понимал необходимость политических перемен и преодоления негативных явлений в экономике, обновления представлений о советском обществе. В своей программе Ю. Андропов успел реализовать лишь меры по укреплению трудовой дисциплины и борьбе с коррупцией. В феврале 1984 г. в связи со смертью Ю. Андропова и избранием на пост Генерального секретаря ЦК КПСС К. Черненко (1984–1985) эти процессы прервались, дела о коррупции были приостановлены.

Понятие «застоя», которое сегодня часто употребляется в различных исторических исследованиях, в политической сфере совпадает со временем правления Л. Брежнева, Ю. Андропова и К. Черненко, а в экономической сфере этот термин применим только к концу 1970-х – началу 1980-х гг. Общественно-политической жизнь БССР в 1970-х – первой половине 1980-х гг. характеризовалась ограничением гражданских и демократических свобод, доминированием центральных партийных и советских органов в руководстве страной, нарастанием равнодушия к труду.

  • Курс

Меня зовут Сухонина Нина Анатольевна.
Я репетитор по Истории

[[pictureof]]

Вам нужны консультации по Истории по Skype?
Если да, подайте заявку. Стоимость договорная.
Чтобы закрыть это окно, нажмите «Нет».

Чтобы пройти курс — зарегистрируйтесь, заполнив поля ниже.


1

В 1968 г. произошло событие

начало освоения целинных земель в Казахстане

введение советских войск в Чехословакию

принятие «брежневской» Конституции

2

Какой фактор способствовал разрядке международной напряженности в 1970-е гг.?

объединение ГДР и ФРГ в одно государство

подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

разработка в СССР концепции «нового политического мышления»

окончание Корейской войны

3

Взаимоотношения СССР и стран Запада первой половины 1970-х гг. получили название

4

Какие из перечисленных мер относятся к реформам 1965 г. в области сельского хозяйства?
А) увеличение финансирования сельского хозяйства
Б) ликвидация МТС
В) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
Г) преобразование колхозов в совхозы
Д) принятие программы химизации и мелиорации
Е) установление пенсий колхозникам

Укажите верный ответ.

5

Что было результатом проведения консервативного курса руководства СССР в 1970-е — начале 1980-х гг.?

массовые забастовки рабочих

усиление бюрократизации партийно-государственного ап­парата

возникновение межнациональных конфликтов

6

Что стало одним из последствий принятия статьи 6 Конституции СССР 1977 г.?

сокращение численности партийно-государственного ап­парата

ликвидация привилегий партийно-государственной но­менклатуры

развитие внутрипартийной демократии

правовое закрепление власти партийно-государственной номенклатуры

7

Какие три из перечисленных событий относятся к периоду 1964—1985 гг.? ( выберите 3 варианта ответа)

начало экономической реформы А.Н. Косыгина

принятие Конституции «развитого социалистического общества»

появление фермерских хозяйств

начало освоения целинных земель

первый полёт человека в космос

8

Ввод советских войск в Афганистан произошел в … г.

9

После смерти Брежнева в 1982 г. руководство СССР возглавил (запишите ТОЛЬКО фамилию)

10

Застой в развитии экономики называется

Подведение итогов

Поздравляем, вы прошли тест до конца!

Теперь нажмите на кнопку
Сдать тест для того, чтобы
окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.

Сдать тест

Подведение итогов

%
ваша оценка

Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.

Загрузка упражнения …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вырастить рубин в домашних условиях инструкция
  • Как сшить чехлы на угловой диван своими руками пошаговая инструкция
  • Часы бытовые irit ir 600 инструкция по применению
  • Asrock z590 phantom gaming 4 инструкция
  • Руководство для локальной сети