Оценка руководства школы

Обновлено: 23.09.2023

Анализ системы работы руководителей общеобразовательных школ и актуальность перемен. Mеханизмы системы анализа их управленческой деятельности, используемые критерии, параметры. Проведение деловой оценки руководителя через экономические рычаги управления.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.05.2016
Размер файла 68,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оценка управленческой деятельности руководителей oбщеoбразовательных школ

1. Анализ системы работы руководителей общеобразовательных школ и актуальность перемен

В настоящее время в coвременном мире и российском обществе произошли кардинальные экономические, политические и социальные перемены [48]. Последние десятилетия отчетливо выявили возросшее влияние управленческой деятельности руководителей разного уровня на процеccы развития общества и возникшие в связи с этим проблемы.

в республике разработан и внедрен в практику работы новый порядок [59] оценки эффективности работы руководителей государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл (приказ Министерства образования и науки Республики

5 групп показателей: выполнение государственного задания

(1 критерий), создание условий для осуществления уставной деятельности

(5 критериев), качество осуществления уставной деятельности (7 критериев), эффективность управленческой деятельности (6 критериев), участие в инновационной деятельности (3 критерия). Показатели оценки представлены в Приложении 1.

Значения нормативов бюджетного финансирования (в расчете

на одного обучающегося) утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл и cocтавляют на сегодняшний день

от 16,85 до 50,7 тыс. рублей в зависимости от типа и вида OO. Расчет объема субвенций на основе нормативов бюджетного финансирования на региональном уровне производится в разрезе OO [59]. На муниципальном уровне обеспечено доведение нормативов бюджетного финансирования до каждой ОО.

В Республике Марий Эл успешно функционирует накопительная система повышения квалификации, поддерживаемая электронным обучением и использованием дистанционных oбразoвательных технологий; oбновлено содержание образовательных программ повышения квалификации педагогических и руководящих кадров с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов [59].

Система образования Медведевского района — одна из крупнейших в республике Марий Эл по количеству ОО (табл. 1) и численности педагогических работников (табл. 2).

Таблица 1. Характеристика сети муниципальных OO Медведевского муниципального района

Типы образовательных учреждений

Общеобразовательные школы всего:

Таблица 2. Характеристика кадрового потенциала сети муниципальных OO Медведевского муниципального района

Coтрудники, отнесенные к категории руководителей, с высшей квалификационной категорией

Сотрудники, oтнеcенные к категории руководителей, с первой квалификационной категорией

Педагoгичеcкие работники с высшей квалификационнoй категорией

Педагoгические работники с первой квалификационной категорией

Педагогичеcкие работники без квалификациoннoй категории

Руководитель современного OO является центральной фигурой всего образовательного процесса. Он должен уметь разрешать самые разнообразные управленческие проблемы, уметь не только руководить ОО с устоявшимися традициями и укладом, но и перевести его на качественно новый уровень [28]. Oчень важно в процессе oбучения переходить от установки на запоминание большoгo количества информации к освоению новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских. Cистемная работа руководителей OO позволила добиться того, что ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к ЕГЭ, отработки общеучебных навыков. За 2011-2012 год приобретено 163 комплекта компьютерного оборудования. Hа cегодняшний день количество компьютеров в OO составляет 656 единиц, подключено к сети Интернет — 304. В районе на один компьютер приходится 8 учащихся [61].

Следует заметить, что в настоящее время, когда возросла автономность образовательных учреждений, роль руководителя в формировании стратегии, тактики развития ОО, ее политики и имиджа, очень важным моментом становятся интересы и потребности cтейкхoлдеров в оценке управленческой деятельности руководителя общеобразовательной школы и ее влиянии на развитие организации [43].

Вызывает тревогу факт большой текучести руководящих кадров системы образования. Только за 2011-2012 учебный год в руководстве 7 учреждений (в одном из них трижды, в одном — в связи со смертью) произошли изменения. Это — 4 средние школы, где 1 (одна) — ресурсный центр, 2 (две) — базовые, и 3 основные общеобразовательные школы. К вышеизложенному можно добавить изменения в руководстве 1 вечерней школы (УФСИН), 4 учреждений дополнительного образования из 5 (пяти).

Более 45% респондентов ориентированы на анализ результатов образовательного процесса, 30% анализируют прежде всего сам образовательный процесс и около 20% — условия его осуществления, что является еще одним подтверждением недостаточной направленности на результаты деятельности.

На наш взгляд, сама позиция руководителя определяется уровнем его целеполагания. Поэтому верхним уровнем структуры профессиональных взглядов является совокупность отношений руководителя к целям школы, а также общие подходы к деятельности, выраженные в системе взглядов на свои функции, в ценностных ориентациях в процессе построения взаимоотношений с педагогами и учащимися. Иными словами, верхний уровень профессиональных взглядов, состоит в выборе (чаще всего неосознанном) общей модели управления образовательной системой.

2. Mеханизмы системы оценки управленческой деятельности руководителей oбщеoбразовательных учреждений

Директора школ несут ответственность перед государством за организацию и качество учебно-вocпитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финанcoвое состояние школы [33, 49].

Возникает вопрос, как будет оцениваться деятельность руководителя ОО — через оценку качества образования или качества управления? [53]

Для раccмoтрения особенностей конструирования и проведения различных оценочных технологий стоит уточнить ряд используемых понятий [27]:

1. Oценка — cуждение о cтепени развитости какого-либо качества у конкретного работника, о результатах его деятельности, выраженное в числовой (количественной) или описательной (качественной) форме.

2. Oценивание — процеcc получения оценки, включающий подготовку к оценке, выбор предмета, oбъекта и субъекта oценка, а также способов получения, интерпретации и использования полученных данных [27].

3. Cубъект оценки — руководители, специалисты, эксперты, т.е. те, кто оценивает.

4. Объект oценки — рабoтники организации, подлежащие оцениванию.

5. Предмет оценки — параметры, критерии и т.д., описывающие различные аспекты деятельности и поведения оцениваемых работников.

6. Mетодики — oтдельные cпособы выполнения cтандартизирoванных оценочных задач, к которым могут быть отнесены, например, конкретные опросники для изучения особенностей стиля руководства, корпоративной культуры, климата подразделения, функционально-ролевой структуры коллектива и т.д.

7. Mетоды — способы сбора информации при оценке персонала, к которым можно отнести экспертную оценку, наблюдение, интервью и т.д.

8. Tехнолoгии — регламентированный (описанный и утвержденный) способ достижения результата при реализации прoграммы оценки персонала, который включает в себя различные и взаимодополняющие методики и методы оценки, адекватные целям оценки и oрганизационной ситуации в подразделении.

9. Механизмы — это системы, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. Mеханизм пoзвoляет строить агрегатирoванную oценку сложного объекта путем свертки большого числа показателей, характеризующих OO с учетом степени их влияния. Механизм основан на переводе показателей в единую шкалу балльных оценок, объединения показателей в группы обобщенных характеристик работы школы, формировании балльной оценки направления. Механизм позволяет регулярно отслеживать и своевременно оценивать результаты деятельности OO, изменения, происходящие в школе, как в результате его функционирования, так и в результате влияния внешней среды.

10. Koмпетентность — совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

11. Koмпетенция — (от лат. Competere — cooтветствовать, подходить) знания, навыки, спocoбности, личностные качества, проявляющиеся в поведении, связанном с выполнением профессиональной деятельности.

Кроме того, в Республике Татарстан, Пермском крае и Удмуртской и Марийской республиках в настоящее время не существует единых критериев оценки эффективности деятельности руководителя ОО. Попытки выработать такие критерии принимаются на уровне муниципальных образований самостоятельно и основываются на субъективных представлениях разработчиков об эффективном руководителе ОО, без учета мнений самих директоров школ, общественности. Такие критерии не носят универсального характера, не рассчитаны на развитие и изменение состояния российских школ, смену ориентиров и задач, вызванных модернизацией образования. Сложилась ситуация, когда органы управления образованием в муниципалитетах, требуя эффективности от руководителя, не представляют, как эту эффективность оценить и в чем она вообще выражается [22]. А отсутствие действенной функции мотивации сотрудников, на наш взгляд, — в данном случае один из наиболее значимых недостатков существующей оценки деятельности руководителей ОО.

Таблица 3. Критерии оценки эффективности деятельности ОО на примере регионов Приволжского Федерального округа

Эффективность управления — один из главных критериев оценки современного руководителя — является предметом научных дискуссий не один десяток лет, что говорит о сложности и противоречивости данной проблемы.

В педагогической теории широко известны исследования в области организации и управления педагогическими системами, в которых поднимаются проблемы изучения, анализа, оценки и контроля как отдельных элементов школы как системы, так и всей системы в целом (Ю.К. Бабанский, Г. И. Горская, Ю.А. Конаржевский, А. А. Орлов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.).

Данные исследователи создали теоретическую основу разработки проблемы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей школы, определили блоки аналитической информации, которые явились базой для принятия управленческих решений по регулированию и корректировке образовательного процесса в целях повышения качества и эффективности управленческой деятельности.

В связи с этим необходим анализ управленческой деятельности и с точки зрения различных подходов к управлению.

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что управленческие подходы можно классифицировать на две группы. Первая группа подходов к управлению (функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный) ориентирована на конечный результат. Вторая группа подходов к управлению (мотивационный, человекоцентристский) связана с установкой не на конечный результат по стандарту или образцу, а на сам образовательный процесс, на создание условий для развития личности, реализации ее потенциала[23,118].

Для определения критериев эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения недостаточно только изучения результатов собственно управленческой деятельности и результативности образовательного процесса, необходим ее комплексный мониторинг. Для выявления эффективности управленческой деятельности директора школы необходимо проанализировать ее с точки зрения:

— общих социально-значимых результатов жизнедеятельности школы;

— общего состояния (функционирования и развития) школы как целостной социально-педагогической системы;

— состояния (функционирования и развития) отдельных элементов, характеристик школы как объекта управления;

— состояния и изменения самой управленческой деятельности[10,57].

Эффективность управленческой деятельности директора школы можно выявить с помощью ее анализа по следующим критериям.

I Критерий: наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям.

1.Развитие материально-технической базы образовательного учреждения:

— обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованного гардероба, спортзала, пищеблока, туалетов и т.д.);

— создание новых инфраструктурных элементов (спортплощадки, компьютерный класс, музей);

— выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

— оснащенность учебно-воспитательного процесса комплексом учебно-методического, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;

— улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, обеспечение учебных кабинетов и т.д.);

— обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (или индивидуального учебного плана);

— состояние территории вокруг школы, наличие ограждения;

— эстетические условия рекреаций, кабинетов, других помещений;

— привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения.

2.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса:

— соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в части обеспечения температурного, светового режима, режима подачи питьевой воды и т.д.;

— обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности;

— соблюдение пропускного режима;

3.Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации:

— 100% укомплектованность учреждения педагогами;

— доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование 80% и более;

— доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 50% и более;

— доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ 70% и более;

— отсутствие текучести кадров.

4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

— наличие целевой программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения;

— наличие медицинского кабинета;

— положительная динамика охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе учреждения;

— организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

— охват горячим питание в соответствие с утвержденными нормативами (1-4 классы – 100%, дети из малообеспеченных семей – 100%, организация питания учащихся 5-11 классов (буфет, абонемент).

II Критерий: качество собственно управленческой деятельности.

1.Обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением:

— обеспечение соблюдения принципов управления социально-педагогической системой ;

— функционирование одной из форм государственно-общественного управления; наличие органов ученического самоуправления;

— наличие и успешное функционирование школьного сайта.

2.Обеспечение условий для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:

— благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, отсутствие конфликтов;

— высокий уровень сплоченности педагогического коллектива;

— создание условий для мотивации достижения успеха (стимулирование творческой активности педагогов, создание системы накопительных оценок для оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);

— отсутствие обоснованных жалоб и обращение родителей (законных представителей) и педагогических работников на деятельность руководителя образовательного учреждения;

— отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения;

— удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью образовательного учреждения;

— стабильность педагогического коллектива, административно-управленческого персонала.

— своевременность прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательного учреждения, внесение изменений в локальные нормативные документы;

— своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация и др.);

— своевременное и качественное ведение документации: приказов, актов, распоряжений, коллективного трудового договора.

4.Применение инновационных технологий:

— наличие и реализация целевых программ, утвержденных в установленном порядке;

— оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);

— готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий;

— наличие и эффективное использование автоматизированных программ управления (расписание уроков, мониторинг качества образования и т.д.).

5.Достижения образовательного учреждения:

— участие и наличие достижений в олимпиадах, соревнованиях и других общественно значимых мероприятиях.

6.Участие в экспериментальных проектах:

— образовательное учреждение является экспериментальной площадкой: федерального, регионального, муниципального уровня;

— принимает активное участие в реализации муниципальных целевых программ.

III Критерий: результативность образовательной деятельности учреждения:

— общие показатели подготовки выпускников 11-х классов по итогам государственной итоговой аттестации;

— средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;

— качество знаний выпускников 9-х классов по результатам государственной итоговой аттестации;

— участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; наличие победителей и призеров различного уровня;

— участие школьников в семинарах, форумах, конференциях и других общественно значимых мероприятиях;

— показатель поступления учащихся в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования (если возможно, показатели успешности обучения выпускников в выбранных учреждениях).

IV Критерий: социальный.

1.Наличие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся:

— отсутствие негативных проявлений среди учащихся (учет в КДН, ПДН);

— наличие отрицательной динамики негативных проявлений среди учащихся;

— реализация целевой программы или система мероприятий по работе с неблагополучными семьями.

2.Охват учащихся системой дополнительного образования:

— наличие программы взаимодействия или плана совместной работы с учреждениями дополнительного образования детей;

— положительная динамика охвата детей дополнительным образованием;

3.Организация летней занятости детей:

— организация летнего лагеря в каникулярное время;

— организация занятости учащихся различными формами деятельности в период школьных каникул;

— организация летнего трудового лагеря[26,37-42].

Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что для определения эффективности управленческой деятельности директора школы необходим комплексный мониторинг. Кроме того, были выявлены и описаны критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.

Эффективность управления — один из главных критериев оценки современного руководителя — является предметом научных дискуссий не один десяток лет, что говорит о сложности и противоречивости данной проблемы.

В педагогической теории широко известны исследования в области организации и управления педагогическими системами, в которых поднимаются проблемы изучения, анализа, оценки и контроля как отдельных элементов школы как системы, так и всей системы в целом (Ю.К. Бабанский, Г. И. Горская, Ю.А. Конаржевский, А. А. Орлов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.).

Данные исследователи создали теоретическую основу разработки проблемы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей школы, определили блоки аналитической информации, которые явились базой для принятия управленческих решений по регулированию и корректировке образовательного процесса в целях повышения качества и эффективности управленческой деятельности.

В связи с этим необходим анализ управленческой деятельности и с точки зрения различных подходов к управлению.

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что управленческие подходы можно классифицировать на две группы. Первая группа подходов к управлению (функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный) ориентирована на конечный результат. Вторая группа подходов к управлению (мотивационный, человекоцентристский) связана с установкой не на конечный результат по стандарту или образцу, а на сам образовательный процесс, на создание условий для развития личности, реализации ее потенциала[23,118].

Для определения критериев эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения недостаточно только изучения результатов собственно управленческой деятельности и результативности образовательного процесса, необходим ее комплексный мониторинг. Для выявления эффективности управленческой деятельности директора школы необходимо проанализировать ее с точки зрения:

— общих социально-значимых результатов жизнедеятельности школы;

— общего состояния (функционирования и развития) школы как целостной социально-педагогической системы;

— состояния (функционирования и развития) отдельных элементов, характеристик школы как объекта управления;

— состояния и изменения самой управленческой деятельности[10,57].

Эффективность управленческой деятельности директора школы можно выявить с помощью ее анализа по следующим критериям.

I Критерий: наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям.

1.Развитие материально-технической базы образовательного учреждения:

— обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованного гардероба, спортзала, пищеблока, туалетов и т.д.);

— создание новых инфраструктурных элементов (спортплощадки, компьютерный класс, музей);

— выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

— оснащенность учебно-воспитательного процесса комплексом учебно-методического, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;

— улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, обеспечение учебных кабинетов и т.д.);

— обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (или индивидуального учебного плана);

— состояние территории вокруг школы, наличие ограждения;

— эстетические условия рекреаций, кабинетов, других помещений;

— привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения.

2.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса:

— соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в части обеспечения температурного, светового режима, режима подачи питьевой воды и т.д.;

— обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности;

— соблюдение пропускного режима;

3.Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации:

— 100% укомплектованность учреждения педагогами;

— доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование 80% и более;

— доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 50% и более;

— доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ 70% и более;

— отсутствие текучести кадров.

4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

— наличие целевой программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения;

— наличие медицинского кабинета;

— положительная динамика охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе учреждения;

— организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

— охват горячим питание в соответствие с утвержденными нормативами (1-4 классы – 100%, дети из малообеспеченных семей – 100%, организация питания учащихся 5-11 классов (буфет, абонемент).

II Критерий: качество собственно управленческой деятельности.

1.Обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением:

— обеспечение соблюдения принципов управления социально-педагогической системой ;

— функционирование одной из форм государственно-общественного управления; наличие органов ученического самоуправления;

— наличие и успешное функционирование школьного сайта.

2.Обеспечение условий для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:

— благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, отсутствие конфликтов;

— высокий уровень сплоченности педагогического коллектива;

— создание условий для мотивации достижения успеха (стимулирование творческой активности педагогов, создание системы накопительных оценок для оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);

— отсутствие обоснованных жалоб и обращение родителей (законных представителей) и педагогических работников на деятельность руководителя образовательного учреждения;

— отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения;

— удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью образовательного учреждения;

— стабильность педагогического коллектива, административно-управленческого персонала.

— своевременность прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательного учреждения, внесение изменений в локальные нормативные документы;

— своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация и др.);

— своевременное и качественное ведение документации: приказов, актов, распоряжений, коллективного трудового договора.

4.Применение инновационных технологий:

— наличие и реализация целевых программ, утвержденных в установленном порядке;

— оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);

— готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий;

— наличие и эффективное использование автоматизированных программ управления (расписание уроков, мониторинг качества образования и т.д.).

5.Достижения образовательного учреждения:

— участие и наличие достижений в олимпиадах, соревнованиях и других общественно значимых мероприятиях.

6.Участие в экспериментальных проектах:

— образовательное учреждение является экспериментальной площадкой: федерального, регионального, муниципального уровня;

— принимает активное участие в реализации муниципальных целевых программ.

III Критерий: результативность образовательной деятельности учреждения:

— общие показатели подготовки выпускников 11-х классов по итогам государственной итоговой аттестации;

— средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;

— качество знаний выпускников 9-х классов по результатам государственной итоговой аттестации;

— участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; наличие победителей и призеров различного уровня;

— участие школьников в семинарах, форумах, конференциях и других общественно значимых мероприятиях;

— показатель поступления учащихся в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования (если возможно, показатели успешности обучения выпускников в выбранных учреждениях).

IV Критерий: социальный.

1.Наличие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся:

— отсутствие негативных проявлений среди учащихся (учет в КДН, ПДН);

— наличие отрицательной динамики негативных проявлений среди учащихся;

— реализация целевой программы или система мероприятий по работе с неблагополучными семьями.

2.Охват учащихся системой дополнительного образования:

— наличие программы взаимодействия или плана совместной работы с учреждениями дополнительного образования детей;

— положительная динамика охвата детей дополнительным образованием;

3.Организация летней занятости детей:

— организация летнего лагеря в каникулярное время;

— организация занятости учащихся различными формами деятельности в период школьных каникул;

— организация летнего трудового лагеря[26,37-42].

Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что для определения эффективности управленческой деятельности директора школы необходим комплексный мониторинг. Кроме того, были выявлены и описаны критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.

Взять и выучиться на директора школы

Любой директор — немного Змей-Горыныч

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.

  • Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
  • Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

Инструмент самооценки и развития школы

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия

В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.09.2018 г. № 01/2730 с целью внедрения региональной модели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в системе образования Челябинской области была разработана у утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 19 декабря 2019 года № 03/4597 Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область)

Читайте также:

      

  • Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета в процессе его трансформации кратко
  •   

  • 14 школа сызрань педагогический состав
  •   

  • Какие признаки характерны для гетеротрофной ассимиляции кратко
  •   

  • Почему чацкий вступает в спор с фамусовым кратко
  •   

  • Что такое шахристан кратко

Практика показывает,
что от уровня работы руководителя в
значительной степени зависит успешность
работы всего школьного коллектива. Вот
почему критерии оценки деятельности
директора школы — важное средство
повышения качества работы школы, они
не только дают возможность объективно
проанализировать работу руководителя
школы, но и служат определенным ориентиром,
эталоном, обеспечивая направление
деятельности, распределение сил, пути
совершенствования педагогического
мастерства и уровня руководства
администрации школы.

Закон об образовании
ясно и четко определяет круг обязанностей
директора школы. Он несет ответственность
перед государством за организацию и
качество учебно-воспитательной работы
с учащимися, укрепление их здоровья и
физическое развитие, повышение работников,
связь школы с семьей, а также за
хозяйственно-финансовое состояние
школы.

Оценка деятельности
руководителя школы определяется:

— по результатам
работы школы;

— по личному
вкладу директора школы в организацию
учебно-воспитательной работы;

— по стилю его
работы, специальной подготовке,
организаторскому таланту.

Результаты работы
школы.
Аттестационная комиссия изучает
результаты работы школы за последние
годы на основе имеющихся актов проверки,
а также при личном ознакомлении с работой
школьного коллектива, качеством знаний
учащихся, уровнем их воспитанности,
системой повышения квалификации
учителей, уровнем уроков и воспитательных
мероприятий.

Личный вклад
директора школы в организацию
учебно-воспитательного процесса.

Определяется
качество работы директора с учителями,
учениками, родителями и работа директора
по созданию условий для успешного
протекания учебно-воспитательного
процесса.

1. Успешная работа
директора школы с учительскими кадрами
по совершенствованию их педагогического
мастерства:

— правильная
расстановка кадров учителей и классных
руководителей;

— организация
системы повышения квалификации учителей
в школе;

— высокий уровень
подготовки и проведения педагогических
советов;

— индивидуальная
помощь отдельным учителям.

— эффективность
системы педагогического контроля
(качество анализа уроков, воспитательных
мероприятий лично директором и работа
по исправлению отмеченных недостатков);

— педагогическая
целесообразность и действенность
приказов, замечаний, указаний и
рекомендаций директора, связанных с
работой учителей;

— умелая координация
работы с заместителями, обеспечивающая
совместную помощь учителям и рост
профессионального мастерства заместителей
директора.

2. Умелое руководство
ученическим коллективом:

— комплексное
планирование воспитательной работы в
школе, координация всех воспитательных
мероприятий;

— работа по
трудовому, нравственному, эстетическому
и физическому воспитанию всех учащихся;

— действенность
личного общения с отдельными учащимися
в официальной и неофициальной обстановке,
работа с трудными подростками;

— работа с
талантливой молодежью по развитию их
научных, технических и художественных
дарований.

3. Эффективность
работы директора с родителями учащихся
и общественностью по воспитанию детей:

— умелая организация
педагогической пропаганды в школе и
микрорайоне;

— активизация
деятельности родительского комитета;

— связь с шефами
и общественными организациями по
организации досуга детей, созданию
технических и спортивных баз, клубов,
площадок, лагерей и т.д.;

561

— усиленная работа
с отдельными родителями по воспитанию
детей.

4. Создание
необходимых условий для успешного
протекания учебно-воспитательного
процесса:

— своевременно
составление плана работы и четкое
распределение обязанностей;

— обеспечение
школы необходимым оборудованием,
учебными пособиями, кабинетами и
учебниками;

— четкая регламентация
труда всех работников школы, ограничение
вызовов, собраний, отчетности, дежурств;

— наличие в школе
необходимого психологического
микроклимата, системы требований и
ответственности за порученное дело,
взаимной помощи и доброжелательного
отношения друг к другу;

— личная забота
директора школы о выполнении закона о
всеобуче, об охране здоровья и жизни
детей, их питании, медицинском обслуживании,
соблюдении норм техники безопасности.

Высокая культура
руководства, стиля работы и личностных
качеств директора школы:

— принципиальность,
добросовестность и ответственность
при исполнении служебных обязанностей;

— личная культура,
общеобразовательная и профессиональная
подготовка, постоянная работа над собой;

— умение организовать
коллектив, совместную деятельность
администрации и общественных организаций
по выполнению задач, стоящих перед
школой, коллегиальность в управлении;

— выполнение норм
педагогической этики, контактность,
объективное отношение к кадрам, высокая
требовательность, такт и забота о людях;

— личное
педагогическое мастерство, — стремление
поделиться своими знаниями и умениями;
умение увлечь коллектив творческими
поисками;

— организаторские
способности и умение использовать в
интересах дела инициативу и предложение
членов школьного коллектива;

— личное участие
в начинаниях коллектива, лояльность,
прямота, умение выполнять обещания;

— нормальные
отношения в семье и быту; безупречная
личная честность и порядочность.

562

Однако применять
эти требования не просто. Механически
нельзя анализировать работу ни учителя,
ни администратора.

Руководитель школы
— не святой человек. Могут быть и срывы,
и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец,
руководитель школы — это личность.
Бывают и строгие и мягкие натуры, свои
особые подходы и т.д.

Оценка деятельности
директора школы обязательно должна
быть интегративной, комплексной. Она,
как мы уже отмечали, должна учитывать
и результаты учебно-воспитательного
процесса, и уровень профессиональной
компетентности руководителя, и его
личностные качества, организаторские
способности, педагогическое мастерство,
и умение обеспечить нормальные
хозяйственные условия, и создание в
педагогическом коллективе благоприятного
психологического микроклимата.

Только с учетом
многих факторов можно дать по-настоящему
правильную и объективную оценку сложной
и разносторонней деятельности директора
современной школы.

22А. Распределение
обязанностей

Организационная
деятельность начинается с распределения
обязанностей, подготовки так называемой
циклограммы управления.

Необходимо
определить круг должностных обязанностей
и прав всех руководителей школы. Это
непростой вопрос.

Проблемы рациональной
передачи или, как говорят, делегирования
управленческих полномочий «вниз»
— важнейшие проблемы не только для школы.
Не следует бояться доверять своим
помощникам и товарищам по работе
принимать решения и самостоятельно
выполнять их. Передача части полномочий
подчиненным — способ усиления власти.

Распределение
обязанностей и поручений в школе идет
по четырем направлениям:

— между членами
администрации;

— между учителями;

— на уровне
ученических организаций и актива
учащихся;

— между техническими
работниками и другими работниками
школы.

563

Четкое распределение
обязанностей между директором и
заместителями исключает параллелизм
в работе, обеспечивает единство действий,
позволяет охватить все участки работы,
создает возможность равномерно
распределить нагрузку и учесть склонности
членов администрации. Например, в одной
из школ так распределены обязанности:
директор школы руководит через своих
заместителей всей учебно-воспитательной,
методической, внеклассной и организационной
работой. Непосредственно руководит
родительским комитетом, учкомом,
осуществляет финансовую, административную
и хозяйственную деятельность. Кроме
того, курирует учебную и внеклассную
работу по литературе и истории в 8—10
классах и трудовое обучение. Заместитель
директора по учебно-воспитательной
работе отвечает за выполнение учебных
программ, качество преподавания, за
текущее планирование, расписание,
руководит учебной работой и
методобъ-единениями, осуществляет
контроль за постановкой учебно-
воспитательной работы и курирует
преподавание всех предметов за исключением
литературы и истории в старших классах.
В его обязанности входит наблюдение за
внеклассной образовательной работой,
факультативными занятиями и отчетами
учителей.

Заместитель
директора по воспитательной работе
организует работу учкома, контролирует
и организует общественно-полезный труд
и внеклассные занятия с учащимися в
школе и по месту жительства, руководит
семинаром классных руководителей и
профориентационной работой школы,
осуществляет руководство работой всех
кружков и спортивными соревнованиями.

Директор всячески
поддерживает авторитет и значение своих
помощников, не отменяет их решений,
способствует их выполнению. Если директор
не согласен со своим заместителем, он
этот вопрос пытается разрешить наедине,
убедить, но перед лицом коллектива
администрация выступает единым фронтом.

Особое внимание
следует уделить распределению обязанностей
между членами коллектива.

Выписав все виды
работ по школе и рассчитав, сколько
времени в неделю потребует выполнение
тех или иных поручений, директор
составляет инструкции и памятки.

Например, в памятке
руководителя методобъединения
указывается:

564

1. Составляет план
работы методобъединения на полугодие.

2. Организует
заседания методобъединения раз в
четверть.

3. Организует
посещение и обсуждение открытых уроков
по своему предмету из расчета — каждый
учитель — один открытый урок в полугодие.

4. Лично посещает
не менее двух уроков в четверть у своих
коллег (кроме открытых уроков).

5. Помогает молодым
и неопытным учителям предварительно
разработать тематические планы и
отдельные уроки (используя силы лучших
учителей по предмету).

6. Силами
методобъединения готовит 1—2 доклада
на школьные педагогические чтения или
конференцию.

При участии Совета
школы, профсоюзной организации намечаются
ответственные за тот или иной участок,
ведутся переговоры с этими учителями,
обсуждаются содержание и формы работы.

Такая запланированная
четкость в организации обеспечивает
решение многих вопросов обучения и
воспитания с максимальным учетом
индивидуальных качеств учителей и
минимальной затратой их усилий и времени.
Каждый член коллектива получает посильное
справедливое задание, у каждого имеется
право выбора. Учитывается и состояние
здоровья и особенности семьи.

Много трудностей
встречается в работе школы с определением
прав и обязанностей актива учащихся. В
учкоме (или Совете школы) разрабатываются
памятки на все виды ученических поручений
— от председателей учкома до дежурного
по коридору и по классу. Следует избегать
общих выражений и непосильных
требований-просто, ясно и конкретно.

Например: дежурный
на посту № 1 приходит за 15 минут до начала
занятий, следит во время перемены и
после уроков за порядком на своем
участке. После уроков — уборка своего
участка.

Каждый знает свои
обязанности и выполняет их, контроль
за их работой конкретный и действенный.

Научная организация
управленческого труда не может быть
полной, если директор не сумеет
организовать деятельность врача,
библиотекаря, технических работников,
кочегаров, слесаря, электрика, бухгалтерии,
лаборантов, повара и т.д. Для этих
категорий работников необходимо

565

составить график
рабочего времени, изучить и точно
расписать, что и в какое время дня и
недели должен делать каждый работник.
Такие инструкции организуют труд
работников сферы обслуживания и облегчают
контроль за их деятельностью. В этих
инструкциях с учетом особенностей школы
нужно перечислить обязанности и
предусмотреть создание необходимых
условий, обеспеченность инвентарем,
вопросы техники безопасности и т.д.
Именно отсутствие точного распорядка,
неясность поручений и обязанностей
чаще всего являются причиной всевозможных
необдуманных сиюминутных поручений и
слабой работы обслуживающего персонала.

Культура
педагогического труда. Внедрение в
практику основных требований научной
организации труда в значительной степени
зависит от тех условий, которые создаются
для всех работников в школе. Речь идет
прежде всего об элементарном порядке,
экономии времени, материальном
обеспечении, педагогической культуре,
ответственности сотрудников за порученное
дело.

Наглядные пособия,
карты, технические средства после
использования обязательно возвращаются
на место, ни в учительской, ни в классах
ничего не остается. Точно установлено,
где лежат мел, тряпки, кто в какое время
все доставляет в класс.

Культура
педагогического труда — это прежде
всего элементарный порядок в школе.
Добиться его — долг любого.

22.5. Организация
личного труда руководителя школы

Изучение работы
школ в ряде районов страны показывает,
что руководители школ крайне перегружены.

Директор должен
ясно понять, что в состоянии чрезмерного
утомления руководитель принимает не
лучшие решения, мало работает над собой,
плохо знает положение дел в школе.

Директор школы
значительно облегчит свой труд, если
продумает свою нагрузку на неделю Вот
примерный распорядок работы, который
себя оправдал.

В понедельник
директор совершает обход школы и проводит
совещание при директоре, принимает
посетителей, изучает состояние кабинетов,
технических средств,

566

наглядных пособий.
Просматривает корреспонденцию, школьную
документацию.

Вторник — посещение
уроков, беседы с учителями и учениками.

Среда — поездки
по хозяйственным делам, осмотр котельной,
территории, противопожарного инвентаря,
обсуждение хозяйственных и финансовых
вопросов.

Четверг — посещение
уроков, внешкольных мероприятий, день
совещаний.

Пятница —
методический день, работа над повышением
квалификации, день самообразования или
посещения семинара директоров.

Суббота — посещение
уроков, прием родителей, беседы с
техническими работниками.

Директор и его
заместители по очереди несут службу
дежурного администратора. Дежурный
администратор решает все вопросы,
связанные с приемом посетителей, разбором
текущих дел, конфликтов. Лишь в
исключительных случаях директор
подключался к разбору особо сложных
обстоятельств.

В результате
упорядочения рабочего дня, четкого
распределения дежурства и правильного
решения вопросов хозяйственной службы
можно довести время пребывания в школе
руководителя до 8 часов в день, освободив
при этом один день для методической
работы.

Самыми трудными
для руководителя школ являются дни
внезапных вызовов, посещения комиссий,
различных проверок. Вот почему большое
значение имеет разработка единых
требований НОТ в районном масштабе для
регуляции деятельности всего
управленческого аппарата.

Молодому руководителю
школы нужно уяснить, что его рабочее
время зависит не только от объективных
обстоятельств: количества классов,
сменности занятий, обеспеченности
кадрами, надежности помещений и
технического оборудования, местоположения
школы, но и от его личных качеств —
собранности, организаторских способностей,
склада характера. Чаще всего именно
субъективные условия являются основной
причиной перегрузки.

Четкость и
ритмичность работы директора в
значительной степени зависит от умения
организовать свой рабочий день, ведение
текущих дел, личную документацию. Опытный
директор всегда собран, не принимает
поспешных решений, не суетится, ведет
тщательный учет основ-

567

ных мероприятий.
Он всегда в курсе важнейших событий,
помнит о своих обязанностях и обещаниях,
намеченных на день встречах и делах. На
его письменном столе порядок, в ящиках
нужные записи и справки; он знает, по
какому вопросу к кому обратиться, дать
указание, получить информацию.

Особенно важно
вести нужные записи. Начинающему
директору можно рекомендовать личную
документацию. Прежде всего заводится
тетрадь для анализа посещения уроков
и воспитательных мероприятий. Кроме
этой тетради рекомендуется иметь
журнал-дневник, в котором фиксируется
вся текущая работа. Это большая тетрадь,
распределенная по следующим разделам:

— Личный план
работы руководителя и выписки из
общешкольного плана, имеющие
непосредственное отношение к директору.
Здесь же и недельные планы, которые
уточняются на каждом заседании при
директоре.

— Краткие записи
о совещаниях при директоре.

— Краткие записи
бесед по важнейшим вопросам: с заместителями
и помощниками; с учителями; с учащимися;
с родителями.

— Записи о
деятельности родительского комитета.

— Раздел о
деятельности органов самоуправления,
режимных проверках и совещаниях.

— Состояние
хозяйственных дел и оборудования.

— Заметки о районных
совещаниях и вызовах.

— Записи о посещении
мастерских, кабинетов, раз-тичных
помещений.

— Мысли и замечания
по педагогическим вопросам (на эснове
посещения других школ, отдельных уроков
и мероприятий, чтения литературы, личных
раздумий и поисков).

— Памятка: что
когда сделать, данные обещания, где и
согда побывать, с кем поговорить и т.д.

В этом же
журнале-дневнике имеется небольшой
ягравочный отдел, в нем важные для
директора сведения >б отдельных
учителях, о «трудных» учениках,
разного юда «курильщиках»,
нарушителях, об отдельных родителе и
т.д.

Критерии оценки деятельности директора школы – показатели уровня работы руководителя школы, определяемые по результатам работы школы; по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы; по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту (П.И. Пидкасистый и соавт., 1998).

Критерии оценки – важное средство повышения качества работы школы; они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Аттестационная комиссия изучает результаты работы школы за последние годы на основе имеющихся актов проверки, а также при личном ознакомлении с работой школьного коллектива, качеством знаний уч-ся, уровнем их воспитанности, системой повышения квалификации учителей, уровнем уроков и воспитательных мероприятий.

Определяется качество работы директора с учителями, учениками, родителями и работа директора по созданию условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса.

1.Успешная работа директора школы с учительскими кадрами по совершенствованию их педагогического мастерства:

  • –  правильная расстановка кадров учителей и классных руководителей;
  • –  организация системы повышения квалификации учителей в школе;
  • –  высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов;
  • –  индивидуальная помощь отдельным учителям;
  • –  эффективность системы педагогического контроля (качество анализа уроков, воспитательных мероприятий лично директором и работа по исправлению отмеченных недостатков);
  • –  педагогическая целесообразность и действенность приказов, замечаний, указаний и рекомендаций директора, связанных с работой учителей;
  • –  умелая координация работы с заместителями, обеспечивающая совместную помощь учителям и рост профессионального мастерства заместителей директора.

2.  Умелое руководство ученическим коллективом:

–  комплексное планирование воспитательной работы в школе, координация всех воспитательных мероприятий;

–  работа по трудовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию всех уч-ся;

-действенность личного общения с отдельными уч – ся в официальной и неофициальной обстановке, работа с трудными подростками;

–  работа с талантливой молодежью по развитию их научных, технических и художественных дарований.

3. Эффективность работы директора с родителями уч-ся и общественностью по воспитанию детей:

–  умелая организация педагогической пропаганды в школе и микрорайоне;

–  активизация деятельности родительского комитета;

–  связь с шефами и общественными организациями по организации досуга детей, созданию технических и спортивных баз, клубов, площадок, лагерей и т.д.;

–  усиленная работа с отдельными родителями по воспитанию детей.

4. Создание необходимых условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса:

  • –  своевременное составление плана работы и четкое распределение обязанностей;
  • -обеспечение школы необходимым оборудованием, учебными пособиями, кабинетами и учебниками;
  • –  четкая регламентация труда всех работников школы, ограничение вызовов, собраний, отчетности, дежурств;
  • –  наличие в школе необходимого психологического микроклимата, системы требований и ответственности за порученное дело, взаимной помощи и доброжелательного отношения друг к другу;
  • -личная забота директора школы о выполнении закона о всеобуче, об охране здоровья и жизни детей, их питании, медицинском обслуживании, соблюдении норм техники безопасности.

5. Высокая культура руководства, стиля работы и личностных качеств директора школы:

  1. –  принципиальность, добросовестность и ответственность при исполнении служебных обязанностей;
  2. –  личная культура, общеобразовательная и профессиональная подготовка, постоянная работа над собой;
  3. –  умение организовать коллектив, совместную деятельность администрации и общественных организаций по выполнению задач, стоящих перед школой, коллегиальность в управлении;
  4. –  выполнение норм педагогической этики, контактность, объективное отношение к кадрам, высокая требовательность, такт и забота о людях;
  5. –  личное педагогическое мастерство; стремление поделиться своими знаниями и умениями; умение увлечь коллектив творческим поиском;
  6. –  организаторские способности и умение использовать в интересах дела инициативу и предложение членов школьного коллектива;
  7. –  личное участие в начинаниях коллектива, лояльность, прямота, умение выполнять обещания;
  8. –  нормальные отношения в семье и быту; безупречная личная честность и порядочность.

Руководитель школы – не святой человек. Могут быть и срывы, и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец, руководитель школы – это личность. Бывают и строгие и мягкие натуры, свои особые подходы и т.д.

Оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной, учитывающей и результаты учебно-воспитательного процесса, и уровень профессиональной компетентности руководителя, и его личностные качества, организаторские способности, педагогическое мастерство и умение обеспечивать нормальные хозяйственные условия, и создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.

Только с учетом многих факторов можно дать по – настоящему правильную и объективную оценку сложной и разносторонней деятельности директора современной школы.

  • Автоматизация системы учета и управления персоналом
  • Компьютерная преступность и компьютерная безопасность
  • Использование вычислительной техники в управлении производством
  • Контрольная работа по информатике № 5
  • Контрольная работа по информатике № 4, вариант 2
  • ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК в семье
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Оценка деятельности директора
школы                                                                          
(из опыта работы управленческой деятельности).

                                                        
Гибадуллин
Р.Г., директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№173»

Приволжского района г. Казани 

Закон
об образовании  четко   определяет круг обязанностей  руководителя  школы.   Директор
 несет ответственность перед государством за организацию и качество
учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое
развитие, повышение профессионализма работников,  а также за
хозяйственно-финансовое состояние школы. Поэтому оценка деятельности директора
школы обязательно должна быть комплексной, разносторонней.

 Имею
большой опыт работы управленческой деятельности,  на сегодняшний день он
составляет более 28 лет. Впервые  переступил порог учебного заведения в
качестве директора в 1991 году. Более 20 лет   являлся директором МБОУ
«Школы№42» Приволжского района г. Казани. Как показывает практика и  личный
опыт, управление небольшой поселковой школой имеет свои особенности и
трудности.
 

Средняя
общеобразовательная школа №173  Приволжского района г. Казани  находится в
поселке Салмачи, т.е. является поселковой школой со своими особенностями и  спецификой.
В отличие от городских школ она  по традиции  является центром культурной
жизни  и социально-значимым объектом для жителей поселка, т.к. поблизости   больше
нет объектов культурного досуга, торговых и развлекательных центров. Микрорайон
школы —  это частные дома, коттеджи, усадьбы, частные хозяйства. С основания 
школы  на ее территории  расположен яблоневый сад и посажены плодово-ягодные
кустарники. Еще Я.А. Коменский указывал на необходимость наличия в школе
небольшого сада, куда следует приводить учащихся и предоставлять им возможность
наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Красивая ухоженная территория
школы воспитывает у детей эстетические чувства, любовь к природе и труду. На
пришкольной территории  находятся  современные оборудованные спортивные
площадки, где  дети  имеют возможность заниматься волейболом, баскетболом  и
футболом не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время.  В
поселке   нет  детских или подростковых центров творчества, школа — это
единственное место, где можно провести организованно свое свободное от уроков
время. Именно поэтому  на базе школы  в течение года функционируют  спортивные 
секции, такие кружки, как  «Волшебная палитра», «Творческая мастерская»,
«ЮИД»,  «Веселый английский» и др.

Особый уклад жизни  поселка требует организации такой
воспитательной работы, которая бы охватывала  детей по всем направлениям.  
Коллектив школы — это в основном педагоги  уже с устоявшимися взглядами на
воспитание, сформировавшимися традициями, укладом.  На сегодняшний день в школе
работают несколько династий учителей. Генератором  идей проведения различных
конкурсов, соревнований и праздников является педагог-организатор Сташенко Ю.М.,
победитель гранта «Лучший педагог –организатор».  Надо сказать, что традиция
проведения школьных новогодних елок ушла в прошлое. Сегодня огромное количество
организаций предлагают свои квалифицированные услуги по  проведению праздников,
но создать теплую добрую семейную атмосферу Нового года  можно только силами
родителей и учителей. Дети из близлежащих домов с завистью заглядывают в
украшенные окна школы в предпразничные дни, так весело и шумно в классных
кабинетах ведется подготовка к мероприятиям.   «Масленица», «Сабантуй»,
«Золотая осень», «День пожилого человека» — ежегодные массовые праздники, в
которых принимают участие не только учащиеся, но и их родители.

Детское школьное движение «Союз наследников Татарстана» 
функционирует более 25 лет. Ежегодно  ряды СНТ пополняются, а проходит церемония
вступления в детскую организацию празднично, с вручением галстука и эмблемы. Одной
из главных задач  организации является сохранение исторических ценностей и
традиций народов поселка Салмачи. На базе школы организован музей. В нем
собрано огромное количество экспонатов, не всякий школьный музей может
похвастаться таким количеством собранного материала по истории поселка и  его
жителях, начиная с 17 века.  Учащиеся школы принимают активное участие в
исследовательских и  археологических работах на территории п. Салмачи. На
протяжении многих лет руководителем музейного движения является Колсанова В.И.,
 имеющая заслуженный авторитет среди учителей,  администрации, человек творческий
и влюбленный в свое дело. Ни одно районное, городское или республиканское
мероприятие не обходится без ее активного участия.

 Сегодня  «Средняя общеобразовательная  школа №173» насчитывает
более 500 учащихся.  Учебно-воспитательный процесс организован в две смены,
т.к. количество обучающихся за несколько лет  увеличилось в два с половиной раза.
  Но атмосфера небольшой поселковой школы не ушла в прошлое. Теплая, спокойная
и  заботливая обстановка, благоприятный микроклимат — это то, ради чего часто  родители
хотят отдать своих малышей в первый класс нашей школы. Сегодня мы называем это
здоровьесохраняющим и психолого-благоприятным  климатом.

С этого учебного года  наша школа  работает над инновационным
проектом                      «Развитие экологического мышления через
формирование метапредметных компетенций и социализации личности учащихся». Актуальность
данного проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания
школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач
сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по
экологическому воспитанию учащихся, тем вероятнее будет ее педагогическая
результативность.
Реализовать планы
экологического воспитания и образования без помощи  высших учебных заведений
современной школе непросто, поэтому был подписан договор с ФГБОУ ВО «Казанский
национальный исследовательский технологический университет» о совместной
деятельности в данном направлении. Одной из задач на следующий учебный год
является привлечение  внимания школьников  к  учебно-познавательной
деятельности через создание экспериментальных и творческих лабораторий, 
школьного научного общества и  проведение ежегодной школьной
научно-практической конференции «Научные открытия»,
организацию  метапредметных недель в рамках инновационного
проекта.

Сегодня, начиная с начальной школы, необходимо развить у учащихся
навыки предпринимательства. Проведение совместных с вузом бизнес-проектов,
мастер-классов, привлечение учащихся и родителей к благоустройству территории
школы и поселка  на совместно заработанные средства — все это  опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Конечно
же, одним из главных критериев оценки деятельности директора  школы  является
качество сдачи государственного итогового экзамена обучающимися. Уверен, что
оценка
деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной,
комплексной. Должна учитывать и результаты учебно-воспитательного процесса  и
уровень профессиональной компетентности руководителя, его личностные и
организаторские качества, мастерство и умение обеспечить нормальные
хозяйственные условия, создание в педагогическом коллективе благоприятного
психологического микроклимата.
Только с учетом всех факторов можно
дать по-настоящему правильную и объективную оценку  деятельности директора
современной школы.

Лекция: «Критерии оценки деятельности директора школы».

Критерии оценки деятельности директора школы – показатели уровня работы руководителя школы, определяемые по результатам работы школы; по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы; по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту (П.И. Пидкасистый и соавт., 1998).

Критерии оценки – важное средство повышения качества работы школы; они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Аттестационная комиссия изучает результаты работы школы за последние годы на основе имеющихся актов проверки, а также при личном ознакомлении с работой школьного коллектива, качеством знаний уч-ся, уровнем их воспитанности, системой повышения квалификации учителей, уровнем уроков и воспитательных мероприятий.

Определяется качество работы директора с учителями, учениками, родителями и работа директора по созданию условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса.

1.Успешная работа директора школы с учительскими кадрами по совершенствованию их педагогического мастерства:

– правильная расстановка кадров учителей и классных руководителей;

– организация системы повышения квалификации учителей в школе;

– высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов;

– индивидуальная помощь отдельным учителям;

– эффективность системы педагогического контроля (качество анализа уроков, воспитательных мероприятий лично директором и работа по исправлению отмеченных недостатков);

– педагогическая целесообразность и действенность приказов, замечаний, указаний и рекомендаций директора, связанных с работой учителей;

– умелая координация работы с заместителями, обеспечивающая совместную помощь учителям и рост профессионального мастерства заместителей директора.

2. Умелое руководство ученическим коллективом:

– комплексное планирование воспитательной работы в школе, координация всех воспитательных мероприятий;

– работа по трудовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию всех уч-ся;

-действенность личного общения с отдельными уч – ся в официальной и неофициальной обстановке, работа с трудными подростками;

– работа с талантливой молодежью по развитию их научных, технических и художественных дарований.

3. Эффективность работы директора с родителями уч-ся и общественностью по воспитанию детей:

– умелая организация педагогической пропаганды в школе и микрорайоне;

– активизация деятельности родительского комитета;

– связь с шефами и общественными организациями по организации досуга детей, созданию технических и спортивных баз, клубов, площадок, лагерей и т.д.;

– усиленная работа с отдельными родителями по воспитанию детей.

4. Создание необходимых условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса:

– своевременное составление плана работы и четкое распределение обязанностей;

-обеспечение школы необходимым оборудованием, учебными пособиями, кабинетами и учебниками;

– четкая регламентация труда всех работников школы, ограничение вызовов, собраний, отчетности, дежурств;

– наличие в школе необходимого психологического микроклимата, системы требований и ответственности за порученное дело, взаимной помощи и доброжелательного отношения друг к другу;

-личная забота директора школы о выполнении закона о всеобуче, об охране здоровья и жизни детей, их питании, медицинском обслуживании, соблюдении норм техники безопасности.

5. Высокая культура руководства, стиля работы и личностных качеств директора школы:

– принципиальность, добросовестность и ответственность при исполнении служебных обязанностей;

– личная культура, общеобразовательная и профессиональная подготовка, постоянная работа над собой;

– умение организовать коллектив, совместную деятельность администрации и общественных организаций по выполнению задач, стоящих перед школой, коллегиальность в управлении;

– выполнение норм педагогической этики, контактность, объективное отношение к кадрам, высокая требовательность, такт и забота о людях;

– личное педагогическое мастерство; стремление поделиться своими знаниями и умениями; умение увлечь коллектив творческим поиском;

– организаторские способности и умение использовать в интересах дела инициативу и предложение членов школьного коллектива;

– личное участие в начинаниях коллектива, лояльность, прямота, умение выполнять обещания;

– нормальные отношения в семье и быту; безупречная личная честность и порядочность.

Руководитель школы – не святой человек. Могут быть и срывы, и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец, руководитель школы – это личность. Бывают и строгие и мягкие натуры, свои особые подходы и т.д.

Оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной, учитывающей и результаты учебно-воспитательного процесса, и уровень профессиональной компетентности руководителя, и его личностные качества, организаторские способности, педагогическое мастерство и умение обеспечивать нормальные хозяйственные условия, и создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.

Только с учетом многих факторов можно дать по – настоящему правильную и объективную оценку сложной и разносторонней деятельности директора современной школы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Alcs 2 24a инструкция на русском
  • Убихинол 100 мг инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации jeep renegade
  • Тесто 510 руководство по эксплуатации
  • Термометр gal ws 1500 инструкция по применению