Объясните почему руководством ссср была объявлена гласность раскройте роль сми в политике гласности



Какова была роль гласности в политике перестройки.

Гласность была основным лозунгом политики перестройки в духовной и культурной жизни. Однако гласность подразумевала не полную свободу слова, а «полусвободу», т.е. разрешение говорить то, что требовалось руководству. Так, например, критика сталинизма использовалась для обоснования правильности проводимого новым руководством курса.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

Коммунистическая идеология была основанием, фундаментом советского строя. Поэтому утрата авторитета привела к идейному разладу в обществе, что в условиях экономического кризиса привело к разрушающим последствиям. Общество перестало верить в лозунги, провозглашаемые руководством, перестало верить в само руководство. Никто уже не ждал построения коммунизма в будущем. Скептицизм и социальная апатия стали во многом характеризовать интеллектуальное состояние советского общества. Надежда на рабочий энтузиазм масс в начале перестройки таким образом не оправдалась, экономический кризис только лишь усугублялся.

1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.

Гласность – политический термин времен перестройки, обозначающий политику ограниченной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Примером гласности можно назвать съезд Союза кинематографистов летом 1986 г., на котором было осуждено подавление свободы творчества.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

Роль СМИ в политике гласности была очень большой, т.к. средства массовой информации были средством борьбы за умы людей. Появлялись новые передачи на ТВ, пропагандирующие необходимость перемен. Стали транслироваться съезды народных депутатов СССР, партийные конференции КПСС, что привело к подъему гражданской активности населения.

Прекращение глушения западных радиостанций, открытие архивов для исследователей, новые газеты и журналы – все это привело к огромной волне информации, которая разрушила существовавшую систему мифов СССР, но так же создала новые мифы, в которых разобраться человеку в эпоху перемен было очень непросто. В процессе политики гласности идеология лишилась своей главной роли.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

Поворотным пунктом в религиозной политике стал 1000-летний юбилей крещения Руси. Начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. – более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Издается Библия. Состоялся Поместный собор, принявший новый устав и канонизировавший Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека и др.

Алексий II, ставший патриархом в 1990 г. заявил, что государству со своей идеологией придется потесниться в жизни человека.

У государства наметились изменения и в отношении других конфессий.

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

В литературной жизни политика гласности привела к печати большого количества ранее запрещенных произведений. Опубликованы работы Бродского, Платонова, Солженицына, Набокова, Замятина и др. В литературных кругах шли дискуссии о путях развития страны. Часть писателей выступала за коренные преобразования, часть – за сохранение традиционного пути. В работах многих публицистов продвигалась мысль, что порочна сама существующая общественная система. Были изданы работы западных авторов о тоталитаризме.

Гласность затронула также кино и театр. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов, на котором было осуждено подавление свободы творчества. Появлялись фильмы антисталинского и антисоветского звучания, выпускались запрещенные ранее фильмы. В театре ставились постановки, по-новому трактующие эпоху революции и Гражданской войны.

Литература, кино и театр во многом подготовили общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1. Как вы понимаете тезис «социализм с человеческим лицом»?

«Социализм с человеческим лицом» — идея соединения социалистической доктрины с либерально-демократическими ценностями. Термин впервые употреблен в 1968 г. лидером компартии Чехословакии Дубчеком.

В СССР лозунг построения «социализм с человеческим лицом» характерен для первых этапов перестройки, когда некоторые послабления в виде политики гласности не подразумевали под собой смены существовавшей системы.

2. Познакомьтесь с одним из художественных произведений, упомянутых в параграфе, подготовьте сообщение о нем.

«Котлован» — антиутопическая повесть Андрея Платонова, написанная в 1930 году; социальная притча, философский гротеск, жёсткая сатира на СССР времён первой пятилетки.

По сюжету группе строителей дано задание построить так называемый «общепролетарский дом», цель которого — стать первым кирпичиком в утопическом городе будущего. Однако строительство заканчивается на котловане будущего фундамента дома, дальше дело не идёт, и к строителям приходит понимание тщетности создания чего-либо нового на обломках уничтоженного старого, а возможно, и осознание того, что цель не всегда оправдывает средства.

На другом плане сюжета произведения бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего, будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у крестьян — один в качестве кровати, второй — в качестве коробки для игрушек) умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию.

Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи. Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён изображены ярко и выразительно. Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина.

Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.

3. Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа».

Да, в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Причем, актуализация истории шла как сверху, со стороны руководства, так и снизу, особенно из литературных кругов. Для руководства критика предшествовавшего времени, в частности, сталинизма, была оправданием правильности выбранного курса. В условиях политики гласности страну захлестнула волна из художественных и публицистических произведений о временах революции, гражданской войны, сталинизма. В большинстве своем эти работы крайне негативно описывали прошлое страны, что влияло на состояние умов населения.

Переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа», потому что постоянное очернение истории, мнение о том, что наша история ужасна привело к идее, что все в нашей стране плохо, всегда было плохо, и всегда будет плохо. Эти идеи привели к главной мысли, что сам наш народ – плохой, отсталый.

4. Сравните плакаты периода перестройки и советские плакаты 1950-1960-х гг. Что общего в духовной жизни общества в годы «оттепели» и в годы перестройки. Какие новые общественные явления нашли свое отражение в плакатном искусстве в конце 1980-х гг.

Плакаты периодов «оттепели» и перестройки апеллируют к энтузиазму масс, призывают к качественной и результативной работе. Плакаты полны оптимизма, призывают к активности, обращены зачастую к молодежи. Это является общей чертой для «оттепели» и перестройки.

Для плакатов перестройки характерна идея, что перестройка – это возврат к настоящим ленинским принципам. Также большое место в плакатном искусстве занимает антиалкогольная тема.

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?

Политика гласности привела к поляризации общественных настроений, потому что она вошла в острое противоречие с устоявшейся идеологической системой. Долгие годы люди жили в одном идейном пространстве, которое в середине 80-х годов начало активно разрушаться. И в эту эпоху перемен часть населения не приняла новые веяния, а часть наоборот требовала радикальных преобразований. Поднявшаяся информационная волна несла негативное отношение к прошлому, к самой советской системе. В Этих условиях людям было сложно разобраться, где правда, а где мифы – старые или новые.

Обновлено: 23.09.2023

Роль СМИ в политике гласности была очень великий, т.к. средства массовой инфы были средством борьбы за разумы людей Появлялись новые передачи на ТВ, пропагандирующие необходимость смен. Стали транслироваться съезды народных депутатов СССР, партийные конференции КПСС, что привело к подъему штатской активности населения Прекращение глушения западных радиостанций, открытие архивов для исследователей, новые газеты и журналы — все это привело к огромной nbsp;волне nbsp;инфы, которая разрушила существовавшую систему легенд СССР, но так же создала новые мифы, в которых разобраться человеку в эпоху смен было очень непросто. В процессе политики гласности идеология лишилась собственной основной роли.

Политика гласности во времена перестройки подразумевала открытость информации для населения, отсутствие цензуры в печати и частичную свободу слова.

Сущность и основные идеи политики гласности

Политика гласности – это веяние в культурной и духовной жизни страны, подорвавшее устои советского общества. В результате этой политики были созданы условия, в которых в сознании общества зародилась и укрепилась мысль о том, что на Западе все лучше.

Ключевые идеи политики гласности СССР в 1980-е годы:

  • демократизация общественной жизни;
  • отмена цензуры в СМИ;
  • критика социализма, раскрытие информации о неприглядных моментах советской истории;
  • пересмотр дел жертв репрессий;
  • публикация ранее запрещенных литературных произведений.

Целью критики власти было оправдание реформ. Главные причины развития гласности в период перестройки заключались в том, что элита готовила план по смене режима, для чего были необходимы перемены и реформы. Реформы проводили с 1985 по 1991 гг. В результате таких перемен СССР рухнул.

Готовые работы на аналогичную тему

Изменения в СМИ и в литературе

Первый этап политики гласности затронул печатные издания. Пресса с этого момента начала активно обсуждать неудачи советской власти, акцентировать свое внимание на темах, которые раньше не поднимались. Например, в прессе, в том числе и в государственной, активно обсуждались последствия Чернобыльской катастрофы.

Самыми популярными ежедневными печатными изданиями в 1989 году были:

Роль телевидения

Буквально за один год СМИ и литература изменили сознание людей. Нравственные и моральные устои советского общества рухнули. Это во многом стало основой для проведения мероприятий по реабилитации. В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, действовавшая при Политбюро. Сразу же были реабилитированы Каменев, Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Рыков.

Неформальные движения

Как целенаправленная политика, гласность привела к тому, что страна покатилась вниз, причем это было сделано сознательно. Власть внушила обществу идею о необходимости перемен, однако никто точно не понимал, какими эти перемены должны быть. Люди верили, что необходимо ввести свободу слова, многопартийность, внести элементы рынка и все сразу станет намного лучше.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства массовой информации (СМИ) – это социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати и радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой ауди­тории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, стерео­типным характером. Распространение массовой информации является неотъем­лемой частью массового духовного общения людей, которое возникло на опре­деленной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Средства массовой информации являются инструментов формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно массмедиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов.

Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение.

С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения.

Средства массовой коммуникации играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креативную (творящую) функции. Проникновение СМИ в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно.

Средства массовой информации, взятые как целое, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций приобретают особую общественную значимость. Это может быть роль организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Также они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Гласность — политика СССР в духовной и культурной жизни страны, которая подорвала основные устои советского общества. В результате были созданы условия, когда в сознании населения зародилась и укрепилась мысль, что на Западе все намного лучше. Современные учебники по истории рассматривают политику гласности как обособленное явление. В лучшем случае ее связывают с перестройкой. Но если изучать общественно-культурные изменения в стране без оглядки на Холодную войну, то понять истинный смысл тех событий невозможно.

Гласность — открытость информации для населения, связанная с отсутствием цензуры в печати и с частичной свободой слова.

Историческая справка

Основные идеи гласности СССР в 80-е годы:

Предыстория вопроса

Основные лозунги гласности:

Причины и предпосылки гласности

Митинг 1989 года против СССР

Вы можете поверить, что лидеры государства, которые хотят развивать страну, будут проводить такую политику? Конечно, нет… В итоге гласность очень быстро из простых политических лозунгов переросла в социальную сферу и захлебнула общество. Как верно отмечали в обществе — если раньше монополия на государство была у власти, то теперь она оказалась у оппозиции.

Поэтому мы должны видеть, что главные причины развития гласности в годы перестройки связаны с тем, что элита готовила планы по смене режима, а для этого были нужны реформы и перемены. Их и обеспечивали с 1985 по 1991 годы, в результате чего великая страна рухнула.

Гласность в СССР в годы перестройки

Отличие от свободы слова

Эта выдержка наилучшим образом отмечает чем гласность отличается от свободы слова. В первом случае речь идет о дозированной свободе (полусвобода), а во втором о действительной. Реализуя свои планы советское руководство четко ограничивало рамки дозволенного. Например, критиковать революцию, Сталина, экономику, общество, религию — это можно. Но переходить на личности действующего руководства — запрет. Какой бы гласной не была политика, тех же Горбачева и Ельцина никто особенно не критиковал. И нельзя было.

Изменения в литературе и СМИ

Первый этап гласности и перестройки затронул печатные издания. Теперь пресса, в том числе и государственная, активно обсуждала неудачи советской власти, а также акцентировала внимание на темах, которые ранее не поднимались. Например, активно обсуждались особенности и последствия Чернобыльской аварии.

Лучшим доказательством того, насколько народ на это подсел, являются цифры по печатной прессе в 1989 году. Три самых популярных ежедневника страны издавались тиражами:

Роль телевидения

Взгляд 1987 год - появилась в период гласности

Реабилитации

Литература и телевидение буквально за 1 год изменили сознание людей. Моральные и нравственные устои советского общества рухнули. Во многом это и стало основой для проведения реабилитаций — народ к ним был уже готов. В 1987 году при Политбюро создается Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. В том же году были реабилитированы Троцкий, Бухарин, Каменев, Зиновьев и Рыков. Их восстановили в партии. История, конечно, абсурдная — людей больше 50 лет нет в живых, а их восстанавливают в партии. Но именно эта история и отражает тот маразм, который реализовывал Горбачев по средствам перестройки и политики гласности.

В 1990 году Президент СССР подписывает Указ об осуждении репрессий, которые затронули крестьян в результате коллективизации.

Реабилитация репрессий это хорошо и историческая справедливость важна, но тут опять же гласность выступила не с точки зрения поиска объективных причин, а с точки зрения осуждения революции, Гражданской войны и Сталина. Практически все начинания, благодаря которым СССР стал сверхдержавой, были осуждены! Это немыслимая практика ни в одной стране мира! Это приводило к серьезным противоречиям: у нас как бы советское государство, но правительство этого государства критикует саму идею создания советского государства и методов его становления. Дуристика полная, но именно ее и делал Горбачев, Ельцин и другие политики.

Создание политических партий

Одно из важнейших начинаний, к которому привела гласность, это создание многопартийной системы. Показательна реакция КПСС. Весной 1988 года начинается фактическое создание различных политических учреждений, неподконтрольных КПСС, но никакой реакции со стороны властей нет. Летом того же года Горбачев выступил с заявлением, что должна создаваться система разделения власти. Уже в 1990 году была отменена 6-ая статья Конституции СССР, закрепляющая права монополии Коммунистической партии в СССР. Тем самым был официально взят курс на многопартийность.

Отмена 6 статьи конституции СССР

Неформальные движения

Результаты политики

Гласность, как целенаправленная политика государства в СССР, привела к тому, что вся страна покатилась в пропасть. Это происходило сознательно. Людям внушили идею необходимости перемен, но какие это должны были быть перемены, не понимал никто. Люди наивно полагали, что нужно внести элементы рынка, дать многопартийность и свободу слова и от этого все сразу начнут жить намного лучше. Не стали…

Антисоветская и антисталинская политика КПСС привели к перелому в сознании граждан. Людям открыли факты, которые раньше скрывались, и немногие смогли это принять правильно. Тут важно отметить, что многие факты сознательно искажались, чтобы выставить Революцию, Сталина и СССР монстрами, которых нужно зачеркнуть, уничтожить и дальше все реформировать. При этом шла тотальная пропаганда Запада. Все газеты, книги, телепередачи рассказывали насколько великолепная страна США и насколько здорово там живут люди. Никто не рассказывал, что там есть безработица, сильная инфляция, начался кризис, большинство людей не могут себе позволить образование и жилье, медицина платная и дорогая, отопление зимой стоит безумно дорого и так далее. Все недостатки западного общества замалчивались.

Итоги гласности — окончательное поражение СССР в Холодной войне. Обратите внимание, что все элементы политики гласности это то, что сегодня применяется против России — нам пытаются доказать, что мы неполноценные, а настоящая жизнь там, на Западе. Но если сегодня этому дается отпор, то в конце 80-х годов государство само агитировало эту идею.

Читайте также:

      

  • Меры безопасности при работе с копировально множительной техникой кратко
  •   

  • Частная школа новосибирск рейтинг
  •   

  • Технология обезвоживания битума кратко
  •   

  • Исследования современных первобытных обществ представителями этнографической школы великобритании
  •   

  • Формы организации обучения песталоцци кратко
Автор статьи

Юлия Рафикова

Эксперт по предмету «Журналистика»

Предложить статью

Замечание 1

Политика гласности во времена перестройки подразумевала открытость информации для населения, отсутствие цензуры в печати и частичную свободу слова.

Сущность и основные идеи политики гласности

Политика гласности – это веяние в культурной и духовной жизни страны, подорвавшее устои советского общества. В результате этой политики были созданы условия, в которых в сознании общества зародилась и укрепилась мысль о том, что на Западе все лучше.

Ключевые идеи политики гласности СССР в 1980-е годы:

  • демократизация общественной жизни;
  • отмена цензуры в СМИ;
  • критика социализма, раскрытие информации о неприглядных моментах советской истории;
  • пересмотр дел жертв репрессий;
  • публикация ранее запрещенных литературных произведений.

Целью критики власти было оправдание реформ. Главные причины развития гласности в период перестройки заключались в том, что элита готовила план по смене режима, для чего были необходимы перемены и реформы. Реформы проводили с 1985 по 1991 гг. В результате таких перемен СССР рухнул.

Все СМИ начали заострять внимание на проблемах в социальном развитии и экономике. У населения сформировалось мнение, что без помощи западного «рынка» страна обречена, так как социализм зашел в тупик. Публиковались произведения с критикой советского режима, а сознательное распространение «Архипелаг ГУЛАГ» привело к тому, что вера общества в систему и власть серьезно пошатнулась.

Кроме того, стали активно снимать фильмы и ставить спектакли, в которых пересматривалась история СССР. Так начался культ Николая II и критика большевизма. Большинстволюдей, пострадавших от репрессий, были реабилитированы. Общество поверило, что советский режим был кровавым. Во всех республиках стали создаваться националистические объединения, неподконтрольные государству. Это привело к началу национальной вражды, что в скором времени вылилось в так называемый «парад суверенитетов». В результате таких мероприятий гласность из политических лозунгов переросла в социальную идею, которая захватила общество.

«Политика гласности в период перестройки (20 век)» 👇

Изменения в СМИ и в литературе

Первый этап политики гласности затронул печатные издания. Пресса с этого момента начала активно обсуждать неудачи советской власти, акцентировать свое внимание на темах, которые раньше не поднимались. Например, в прессе, в том числе и в государственной, активно обсуждались последствия Чернобыльской катастрофы.

Были опубликованы такие литературные произведения, как «Дети Арбата» (Рыбаков), «Зубр» (Гранин), «Белые одежды» (Дудинцев). Во всех этих произведениях критиковалось советское общество, сталинизм, советская модель управления. Также в СССР была издана книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Можно сказать, что она активно пропагандировалась властями и навязывалась как книга для обязательного прочтения.

Самыми популярными ежедневными печатными изданиями в 1989 году были:

  • «Аргументы и факты», тираж 30 млн. экземпляров;
  • «Труд», тираж 20 млн. экземпляров;
  • «Правда», тираж 10 млн. экземпляров.

Замечание 2

«Аргументы и факты» вошли в книгу рекордов Гиннеса – еженедельники таким тиражом не издавались ни до этого, ни после ни в одной стране.

Роль телевидения

Телевидение в политике гласности сыграло практически определяющую роль. Все началось с массовых трансляций заседаний Съездов народных депутатов, за которыми люди внимательно следили – все менялось очень быстро, звучали лозунги, которые еще пару лет назад были под строжайшим запретом. Политика гласности разрешила многое. В этот период появились первые публицистические телепередачи: «600 секунд», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи» и т.д. Каждый день на этих программах обсуждалось, как хорошо на Западе и как плохо в СССР. Однако они замалчивали факт сильнейшего кризиса в Европе и США 1987 года.

В конце 1980-х годов появилась серия документальных фильмов: «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли». Основной идеей этих документальных фильмов было то, каким замечательным царем и человек был император Николай II, а Революция разрушила лучшую державу мира. Эта идея была необходима элите, чтобы объяснить и обосновать переход к рынку и последующий за этим развал страны.

В конце 80-х годов на экран вышло две кинокартины – «Асса» и «Маленькая вера». Эти фильмы отражают события того времени и царившие в обществе настроения. Фильм «Асса» был очень популярен, главную роль в фильме исполнял В. Цой, герой своего поколения. В 1988 году на экраны вышла картина «Собачье сердце» по роману М. Булгакова. В фильме тонко высмеивались недостатки пролетариата. Этот фильм был разрешен цензурой, а еще несколько лет назад за него можно было понести уголовное наказание.

Буквально за один год СМИ и литература изменили сознание людей. Нравственные и моральные устои советского общества рухнули. Это во многом стало основой для проведения мероприятий по реабилитации. В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, действовавшая при Политбюро. Сразу же были реабилитированы Каменев, Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Рыков.

Основная волна реабилитаций пришлась на 1989 год. Были признаны незаконными решения «Троек» и «Особых совещаний», а все пострадавшие от этих органов лица были реабилитированы.

Неформальные движения

Изменения в культуре и обществе привели к возникновению неформальных движений. Это были группы людей, которые имели активную позицию и не контролировались государством. Они собирались, как правило, на базе институтов и других учреждений. Объединяло этих людей желание осуществить перемены в стране. Если раньше любые организации в СССР создавались «сверху», но в период гласности они стали формироваться «снизу».

Как целенаправленная политика, гласность привела к тому, что страна покатилась вниз, причем это было сделано сознательно. Власть внушила обществу идею о необходимости перемен, однако никто точно не понимал, какими эти перемены должны быть. Люди верили, что необходимо ввести свободу слова, многопартийность, внести элементы рынка и все сразу станет намного лучше.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Гла́сность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы информации в СССР (1985–1991).

Политические и правовые аспекты

Основы курса гласности были заложены заведующим Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС (1985–1986) А. Н. Яковлевым, занявшим этот пост при поддержке генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва. Яковлев стал главным идеологом перестройки, за что его часто называли её «архитектором». В его ведении были вопросы идеологии, культуры, образования.

В декабре 1985 г. Яковлев сформулировал концепцию политики гласности, и представил её М. С. Горбачёву в записке, известной как «Императив политического развития». В частности, он писал: «Государство сильно только тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» (Ленин). Гласность, исчерпывающая и оперативная информация – непременное условие дальнейшей демократизации общественной жизни. Лишь информированный человек способен инициативно и плодотворно участвовать в делах общества. Взывать к гражданской активности людей, которые не располагают широкой информацией и не находятся в благоприятном для такой творческой активности социальном климате, бессмысленно» (Записка А. Н. Яковлева М. С. Горбачёву «Императив политического развития» о необходимости всестороннего реформирования советского общества. Конец декабря 1985 г. // Фонд Александра Н. Яковлева).

Сам М. С. Горбачёв впервые о гласности высказался в политическом докладе на XXVII cъезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986): «Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответственности отношения к делу десятков миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов, исходный пункт психологической перестройки наших кадров» (Горбачёв М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС 27 съезду Коммунистической партии Советского Союза; Речь Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС Михаила Горбачёва при закрытии 27 съезда КПСС. Москва, 1986. С. 76). В дальнейшем он многократно высказывался о важности гласности как фактора реформ и позднее оценивал её как наиболее важный результат своего реформаторского проекта. На протяжении всего периода реформ он уточнял и расширял это новое для СССР понятие.

В 1985–1987 гг. было осуществлено обновление кадров руководящих работников главных печатных и вещательных СМИ, творческих союзов писателей, кинематографистов, театральных деятелей. Новые кадры подбирались по принципу лояльности реформаторскому курсу Горбачёва и готовности включиться в процессы демократизации, критичности по отношению к брежневскому «застою». Так, например, в мае 1986 г. по инициативе А. Н. Яковлева главным редактором журнала «Огонёк» был назначен В. А. Коротич, в августе главным редактором «Московских новостей» – Е. В. Яковлев.

В течение непродолжительного времени во многих республиках, краях и областях были заменены первые секретари ЦК, крайкомов, обкомов. Многие из них обвинялись в коррупции и злоупотреблениях, и впервые информация об этом стала достоянием общественности. Кампания разоблачений коснулась и таких ведомств, как МВД СССР и МИД СССР. Газеты и телевидение активно освещали эти события.

Одним из проявлений курса гласности стало изменение отношения власти к советским диссидентам. В декабре 1986 г. М.С. Горбачёв лично позвонил находившемуся в ссылке правозащитнику академику АН СССР А. Д. Сахарову и предложил ему вернуться в Москву. Вскоре начались возвращения из ссылок и заключений других диссидентов (Г. П. Якунин, Л. М. Тимофеев и др.). К концу 1987 г. этот список насчитывал уже более 200 имён. Многие из них со временем включились в политическую деятельность и стали активно поддерживать реформы.

Сергей Булкин, Евгения Михеева. Смелее, товарищ! Гласность – наша сила!Сергей Булкин, Евгения Михеева. Смелее, товарищ! Гласность – наша сила! Плакат. 1988. Правовое обеспечение гласности началось с постановления Пленума Верховного суда СССР № 9 от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику». В нём говорилось: «Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам» (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С. 27). Реже и осторожней стали применяться статьи Уголовного кодекса «за антисоветскую деятельность», ослаблен надзор за «неблагонадёжными элементами». Прекратилось радиоглушение иностранных вещательных станций, разрешён провоз через границу зарубежных изданий.

На Январском пленуме ЦК КПСС (27–28 января 1987) была сформулирована идея политической реформы и отмечена её сильная обусловленность дальнейшим развитием гласности. М. С. Горбачёв заявил: «Настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27–28 января 1987 г. Москва, 1987. С. 33). Вершиной процесса правового обоснования гласности стала XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, которая приняла в резолюции пункт «О гласности» (Материалы XIX Всесоюзной конференции … 1988. С. 140–145). В нём говорилось о необходимости «снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке» и недопустимости «сдерживания критических выступлений прессы». В то же время использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости также было признано недопустимым.

К. Комаров. Перестройка, демократия, реформа, гласностьК. Комаров. Перестройка, демократия, реформа, гласность. Плакат. 1989.Кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г. широко освещалась в СМИ, что способствовало избранию многих радикально настроенных по отношению к Горбачёву и его команде депутатов. Работа Съезда народных депутатов СССР транслировалась по телевидению, гласность стала мощным средством политического влияния на массы со стороны различных политических сил. Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 г. была отменена статья 190.1 Уголовного кодекса РСФСР, запрещавшая распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. (вступил в силу 1 августа). Согласно ему была отменена цензура, Гостелерадио СССР и Министерство связи СССР должны были предоставлять эфирное время частным вещателям. Государственная монополия на вещание была ликвидирована. На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании. К 1990 г. гласность стала нормой текущей политической жизни.

Реализация курса гласности привела к тому, что наряду с шагами союзных властей в стране в результате параллельного развития гласности «снизу» политическая жизнь обрела собственный вектор развития. Происходили публичные выступления деятелей культуры, Первомайская демонстрация в Москве. 1989Первомайская демонстрация в Москве. 1989. активизировалось диссидентское движение, получили развитие разного рода неформальные движения, распространялись националистические настроения. В рамках гласности стало допустимым обсуждение вопросов об оппозиции КПСС, реформаторском курсе Горбачёва, изменении политико-экономической системы, о Народных фронтах 1988–1990 гг. в РСФСР, прибалтийских и других республиках, сепаратизме и, наконец, об отмене 6-й статьи Конституции СССР и демонтаже СССР.

Отражение курса гласности в СМИ и культуре

Гласность породила читательский бум и рост тиражей многих периодических изданий. Так, в 1985 г. журнал «Огонёк» имел тираж в 1,5 млн экземпляров, в 1990 г. – 4,6 млн, журнал «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн, журнал «Знамя» – 177 тыс. и 900 тыс. экземпляров. Лидерами тиражей в 1990 г. стали еженедельник «Аргументы и факты» (22,7 млн экземпляров), газета «Комсомольская правда» (22 млн экземпляров), газета «Труд» (21,4 млн экземпляров), журналы «Работница» (20,5 млн) и «Крестьянка» (20,3 млн) (Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992. С. 46, 184), а также «Здоровье» (по разным данным, от 18,15 млн до 25,5 млн экземпляров). В киосках появились необычные для советских реалий бизнес-журналы «Деловой мир» и «Деловые люди», либеральные газеты «Куранты», «Российские вести», «Независимая газета», журнал «Столица», немецкий журнал о западной моде и рукоделии «Бурда» (Burda) и др. По данным Государственного комитета СССР по печати, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1,8 тыс. газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию, при этом около 850 газет выходило впервые (в Москве к августу 1991 выходило более 2,6 тыс. газет и журналов, половина из которых – новые) (Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февр. 1917–90-е гг.). Москва, 1999). Почти треть всей периодики составили частные издания. Рост номенклатуры изданий в 1991 г. сопровождался сокращением тиражей. Параллельно с государственными изданиями стали активно действовать самиздатовские журналы и газеты.

Геннадий Комольцев. ГласностьГеннадий Комольцев. Гласность. Плакат. 1988.После XIX Всесоюзной конференции КПСС процесс освобождения общества от идеологических ограничений разворачивался всё шире. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рыночных отношениях, радикальном изменении экономических отношений. В 1987 г. на экраны страны вышла документальная лента Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», ставшая символом советской «молодёжной революции». Одной из наиболее популярных телепередач стала программа А. Г. Невзорова (в 2022 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента) «600 секунд» (1987–1993). Перестроечное кино отражало ранее замалчиваемые социальные проблемы советского общества: женские колонии, городские притоны, наркомания и др. Помимо этих тем кинодокументалистика начала освещать проблемы экологии, советской армии, теневой экономики, коррупции.

Политика гласности внутри страны сопровождалась «открытием границ» для распространения информации из-за рубежа. В 1987 г. в СССР официально перестали глушить «вражеские голоса» – радиовещания на территории СССР из США и ряда стран Западной Европы и Азии, такие как «Голос Америки» (в 2017 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента), Би-би-си и «Немецкая волна», в следующем году «Радио Свобода» (в 2017 и 2020 внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента) стала последней станцией, с которой сняли глушение. Гласность содействовала активизации не только политических сил в поддержку реформ и демократизации существовавшего режима, но и антиправительственных организаций, в которых формировались программы кардинального переустройства СССР.

На страницах журналов начали публиковаться ранее запрещённые произведения: романы В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», Ю. О. Домбровского «Факультет ненужных вещей», рассказы и повести В. Ф. Тендрякова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, М. А. Булгакова. Открытиями для советских читателей стали публикации произведений писателей-эмигрантов В. В. Набокова, М. А. Алданова, Е. И. Замятина, Н. Н. Берберовой и других, затем В. П. Аксёнова, В. Н. Войновича, В. Е. Максимова, С. Д. Довлатова, А. А. Зиновьева, А. В. Соколова, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова. На страницах журналов были опубликованы произведения философов и учёных, высланных в 1920-х гг. за пределы страны, – Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, П. А. Сорокина и др. Активность литературных журналов 1987–1988 гг. дополнялась культурной интервенцией в духовную жизнь советского общества музейных экспонатов авангардистов 1920-х гг., творческих «неформатов» скульпторов и художников 1960–1970-х гг.

В среде советской журналистики уже сформировались представления о том, что гласность должна обеспечивать «свободу слова», которая трактовалась как возможность высказать авторское мнение. К концу 1988 г. поднялась новая волна обсуждения «горячих» тем в печати и телевидении, которая характеризовалась более политизированным и нервозным тоном, не свойственным более раннему периоду. СМИ окончательно превратились в один из главных ориентиров общества и гаранта процесса демократизации. Спустя некоторое время после вступления в силу «Закона о печати и средствах массовой информации» были созданы Комитет по защите свободы слова и прав журналистов (май 1991) и Фонд защиты гласности (июнь 1991).

Менялось отношение и к различным музыкальным направлениям. Так, например, если до второй половины 1980-х гг. отношение к рок-музыке в СССР было однозначно негативным, то затем власть постепенно стала более терпима к исполнителям и поклонникам этого жанра.

Переосмысление советской истории и реабилитация жертв репрессий

28 сентября 1987 г. постановлением Политбюро ЦК КПСС была образована Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с массовыми репрессиями в СССР 1920-х – начала 1950-х гг. В результате в развитие процесса реабилитации, запущенного XX съездом КПСС (1956), были пересмотрены решения показательных процессов 1930-х гг. (Первый Московский процесс 1936, Второй Московский процесс 1937, Третий Московский процесс 1938 и др.) и политических дел послевоенного периода (дела Еврейского антифашистского комитета и др.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 1930-х – начале 1950-х гг. «тройки» НКВД – УНКВД, коллегии ОГПУ и «особые совещания» НКВД – МГБ – МВД СССР, вынесенные ими внесудебные решения отменены, а репрессированные по ним граждане реабилитированы.

Началась публикация мемуаров и биографий репрессированных деятелей, показ на телевидении встреч с их родственниками. Параллельно писатели развернули кампанию по публикации антисталинских художественных произведений – В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр» А. А. Бека «Новое назначение», А. Н. Рыбакова «Дети Арбата». Начиная с 1988 г., к читателям в СССР стали возвращаться произведения А. И. Солженицына: в 1988 г. в журнале «Огонёк» опубликован рассказ «Матрёнин двор»; 31 декабря того же года Идеологический отдел ЦК КПСС снял запрет на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича»; в 1989 г. в журнале «Новый мир» (№ 7–11) опубликованы отдельные главы романа «Архипелаг ГУЛАГ» (полностью издан в 1990).

Ещё одним свидетельством переосмысления советской действительности стали наблюдавшиеся с 1987 г. изменения в отношении власти к различным религиозным конфессиям. Ярким отражением этих изменений стали, в частности, празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г., оживлённые дискуссии на Поместном юбилейном Соборе РПЦ 1988 г. и канонизация патриарха Тихона (Белавина) на Архиерейском Соборе РПЦ в октябре 1989 г.

13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо-статья Н. А. Андреевой «Не могу поступаться принципами» (Андреева Н. А. Не могу поступаться принципами // Советская Россия. 1988. 13 марта. С. 2). Автор этой статьи воспротивилась «оголтелой» критике И. В. Сталина и его эпохи в печати. Публикация этой статьи поставила вопрос о возможности альтернативных подходов к десталинизации. Однако 5 апреля в газете «Правда» была напечатана разгромная статья А. Н. Яковлева «Принципы перестройки: революционность мышления и действий». «Статья не конструктивна, – писал автор по поводу письма Андреевой. – В пространной публикации под претенциозным названием не нашлось места для осмысления ни одной из проблем перестройки по существу. О чём бы ни шла в ней речь – гласности, открытости, исчезновении зон, свободных от критики, о молодёжи, – эти процессы и сама перестройка связываются лишь с трудностями и негативными последствиями». Гласность как программа развенчания сталинизма приобрела необратимый характер.

Для научного исследования была открыта тема «Сталин и Ленин», в рамках которой началась критика В. И. Ленина. В конце 1988 г. в статье помощника А. Н. Яковлева, доктора философских наук А. Н. Ципко, «Истоки сталинизма» (Ципко А. Н. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. 1988. № 11, 12; 1989. № 1, 2) автор подвёл читателей к мысли, что Сталин – продолжатель дела Ленина, и выводу о том, что Ленин не является более положительной фигурой, чем Сталин. Поскольку в это время пресса ещё находилась под контролем власти, целый ряд других изданий и часть общества восприняли статью как «установку» ЦК КПСС на отказ от ленинского наследия и устоявшегося официального взгляда на Октябрьскую революцию 1917 г.

Противоречивым результатом реализации курса гласности стал рост интереса населения СССР к эзотеризму и различным религиозно-мистическим учениям, в том числе нетрадиционным. На экранах телевидения и на страницах журналов стали выступать приверженцы нематериалистического мировоззрения, появились предсказатели, пророки, знахари. Феноменом гласности можно считать многочасовые сеансы «лечения» по телевидению А. М. Кашпировского, А. В. Чумака. Наряду с этим постепенное снятие цензурных ограничений привело к публикации ряда работ, носивших откровенно антинаучный характер. Так, например, в гуманитарной сфере к ним можно отнести ряд работ крупного учёного-математика А. Т. Фоменко по пересмотру исторической хронологии, в том числе его первая книга по этой теме «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии…» (1990).

Гласность в период перестройки второй половины 1980-х гг. совершила «революцию в умах», стала «перестройкой духа», сыграла решающую роль в смене политической системы в СССР. Она претерпела эволюцию в своём развитии на протяжении перестройки, кардинально изменила ход политического процесса и вызвала всеобщее обновление общественно-политического пространства страны. Вместе с тем гласность способствовала распространению национализма и сепаратизма республик, отказу элит от идеологических основ советской государственности что в конечном счёте привело к распаду СССР.

Опубликовано 1 сентября 2022 г. в 15:22 (GMT+3). Последнее обновление  14 июля 2023 г. в 23:13 (GMT+3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Подогреватель филипс авент для бутылочек инструкция по применению
  • Пошаговая инструкция обработки фото в лайтруме
  • Уаз патриот 2013 года руководство по эксплуатации
  • Тромбоасс инструкция по применению цена отзывы аналоги уколы цена
  • Гидразина сульфат инструкция по применению цена отзывы